Что такое модуль обучения: Что такое модульная форма обучения?, Формы обучения – “Навигатор Образования”

Зачем школе модули, чем они отличаются от уроков и как помогают детям

Выбрать подходящий уровень сложности, двигаться в своем темпе, подходить к стандартным учебным задачам творчески — все это теперь доступно не только ученикам частных школ с индивидуальным подходом. О том, что такое модульная система образования, как она работает и почему лучше мотивирует детей, мы поговорили с ведущим методологом платформы СберКласс Станиславом Янкевичем.

Чем модуль отличается от урока?

Главное отличие урока от модуля в том, что урок длится 40-45 минут, а модуль 3-12 часов. Модуль — гораздо более длительный фрагмент контента, времени и в принципе содержания образования. Система заданий на уроке линейна, и по ней работает весь класс. В то время как в каждом модуле заложено некое пространство заданий, из которых ученик может выбрать те, которые лучше подходят для выбранной им траектории. Таким образом, модульное планирование учебного материала, наряду с использованием платформы СберКласс, позволяет ученикам, двигаясь по разным траекториям, эффективно достигать учебных целей.


Из чего состоят модули на платформе СберКласс?

Каждый модуль состоит из трех характерных компонентов. Первый — это мотивационный блок, вовлекающий ученика в процесс изучения той или иной темы. Мотивационный блок состоит из базовой идеи, проблемного вопроса и мотивирующего задания. Поставить перед учениками проблемный вопрос, например, «Могут ли параллельные линии пересекаться?», — отличный способ стимулировать их любопытство, заставить их заинтересоваться темой, подумать. Мотивирующее задание вовлекает ученика в исследовательский процесс — вместе с учителем и пользуясь методами, которые предлагает СберКласс, он пытается самостоятельно разобраться в конкретно сформулированной проблеме. Помимо мотивационного блока модуль содержит шкалированную учебную цель и систему вариативных заданий для достижения цели на выбранном уровне.


Хорошо бы пример поконкретнее

А вот и пример. Описание модуля «Точка сборки» на платформе СберКласс разделено на три коротких пункта: Учебная цель «Научусь» (Я смогу самостоятельно починить простую мебель), Базовая идея «Пойму» (Предметы вокруг состоят из деталей, соединенных разными способами) и проблемный вопрос «Задумаюсь» (Зачем прибивать гвоздями, если можно просто склеить?). Четвертый пункт («Заинтересуюсь») — это мотивирующее задание, выполнение которого тоже состоит из нескольких частей: «подумай», «пообщайся», «спросите учителя» и «проголосуйте». Ученики смотрят на картинку (в нашем случае это популярная в интернете смешная самоделка — гибкий металлический шланг, выведенный к раковине и укреплённый несколькими деревянными прищепками), сначала размышляют над увиденным (Сколько деталей использовал мастер? Как он их соединил? Для чего ему деревянные бруски?), потом обсуждают картинку с одноклассниками (Кто сколько деталей насчитал? Может ли из этого крана течь вода? Как бы вы сами починили этот кран?), а после этого задают вопросы учителю (Как мастер сделал такую конструкцию? Будет ли она реально работать? Можно было бы сделать по-другому?). Финальная часть мотивирующего задания — сформулированный самим учеником ответ на поставленный в самом начале вопрос: «Зачем прибивать гвоздями, если можно просто склеить?».


Дети замотивированы, что дальше?

Дальше начинается этап планирования траектории прохождения модуля. Как это происходит: дети видят учебную цель на платформе (в нашем случае — умение починить простую мебель) и систему заданий, которые приведут к достижению этой цели. В соответствии со своими предпочтениями (кто-то больше любит работать в группе, кто-то в одиночку, кому-то нравится слушать лекции, а кто-то лучше воспринимает текстовую информацию, кто-то любит сразу приступать к делу, кому-то нужно время подумать) каждый ученик намечает путь, который приведет его к цели. Возможность выбрать свою траекторию и четкое понимание того, зачем ему изучать именно эту тему, делает ребенка более вовлеченным в процесс. Два эти этапа — мотивационный и этап планирования, очень важные, но короткие. Оба можно пройти буквально за один урок. Потому что 80% времени, запланированного на прохождение модуля, уходит на достижение учебной цели.


О чем мы говорим, когда говорим о достижении учебной цели?

На этом этапе ученики выполняют самые разные задания — и самостоятельные, и в группах, и с учителем. Как правило, учитель делит класс на несколько функциональных зон. В одной зоне располагаются те, кто работает в парах, в другой — те, кому проще работать одному на компьютере, в третьей происходит групповая работа. Задания, как и форматы работы, тоже могут быть разными и развивать разные навыки. В каждом модуле мы старались подбирать задания так, чтобы у детей была возможность попробовать себя и в аналитической работе, и развить свои умения работы в команде, и проявить творческие способности. В финале каждого модуля происходит подведение итогов — проработка результатов с учителем и возвращение к базовой идее модуля. В нашем примере — к починке мебели своими руками.


Если совсем коротко — в чем именно заключается эффективность модульной системы?

Первое: каждый ученик может выбрать уровень сложности, самостоятельно определить, насколько глубоко он хочет погружаться в тему. Уровень может быть базовый (целевой), продвинутый или сверхцелевой — это выход на творческий, исследовательский этап, который нужен конечно же не каждому. Ученикам, которым интересна тема, он дает возможность максимально раскрыть свои способности, удовлетворить любопытство и продвинуться в изучении предмета. Как правило, на этом уровне дети объединяются в группы для реализации какого-то проекта, тема которого чаще всего выходит за рамки школьной программы.

Второе: выбор темпа. На обычном школьном уроке или в других платформенных системах достижение учебной цели происходит по сценарию, который предлагает учитель. И все ученики должны работать в одном темпе. В модульной системе все принципиально иначе — в рамках одного модуля, который длится от 3 до 12 часов, ученик может что-то делать быстрее, что-то медленнее, в зависимости от своих желаний и настроения. Главное — дойти до конца и уложиться в установленный в самом начале срок.

Третье: модульная система помогает в развитии когнитивных (к примеру, визуализация информации) и «гибких» навыков (soft skills), таких как умение работать в команде, творческий подход к решению различных задач и способность договариваться.

Модуль Обучение

Внутрикорпоративное обучение является одной из основ адаптации и повышения квалификации персонала. Прохождение обучения с последующей аттестационной проверкой полученных знаний – регулярная деятельность в компаниях, где налажена система корпоративного обучения. Базовая функциональность Directum уже имеет возможность структурированно хранить учебно-методические материалы. При этом, важно также проводить проверку знаний и анализ по корректности составления вопросов для проверки знаний, а также собирать статистику по сданным курсам. Ручная проверка тестов занимает значительное время и содержит риски допущения ошибок. 

Возможности решения

Разработанное бизнес-решение «Модуль «Обучение» на базе Directum обеспечивает возможность:

  • самостоятельного дистанционного обучения сотрудников по выбранному курсу;
  • проверки знаний сотрудников по изученному курсу;
  • получения руководителем подразделения информации о количестве набранных баллов по итогам тестирования в разрезе сотрудников и курсов;
  • проведения куратором курса анализа корректности вопросов в тесте с помощью отчета «Статистика по вопросам».

Бизнес-эффект

Использование решения позволяет:

  • сократить трудозатраты на организацию обучения;
  • сократить затраты на раздаточные материалы необходимые для прохождения курса;
  • сократить период адаптации новых сотрудников;
  • сократить трудозатраты на проверку знаний и обработку результатов проверки знаний;
  • сократить время на выполнение работ / проектов и увеличить производительность труда;
  • ускорить процесс приобретения обучающимися необходимых знаний, навыков и умений за счет закрепления знаний с помощью тестирования.

Пример работы

Руководителю одного из подразделений поступило распоряжение от руководства о необходимости провести внутрикорпоративное обучение сотрудников подразделения по курсу «Базовые модули DIRECTUM».

Сотрудник, ответственный за организацию обучения по курсу осуществляет следующие действия:

  • Открывает справочник Курсы обучения с помощью обложки модуля:
  • Создает новую запись справочника и заполняет необходимые поля:
  • Наполняет курс необходимыми учебно-методическими материалами с помощью действия «Документы по курсу»
  • Открывает справочник База вопросов с помощью обложки модуля и наполняет справочник нужным количеством вопросов по курсу.

Сотрудники организации самостоятельно проходят обучение с помощью документов по курсу и после прохождения обучения запускают тестирование одним из двух способов:

  • С помощью обложки модуля:
  • С помощью быстрого запуска:

Процесс тестирования работников

Шаг 1. Запуск тестирования. Открывается диалог выбора Работника и курса обучения:

Диалог выбора курса и работника

Примечание: выбор работника предусмотрен для случая, когда у одого пользователя несколько работников. В выборе отображаются только работники текущего пользователя.

Шаг 2. Приветственное окно тестирования. Открывается окно, на котором указаны правила прохождения аттестации и количество времени на прохождение тестирования.

Приветственное окно тестирования

После ознакомления с правилами прохождения пользователь нажимает кнопку Начать тестирование.

Шаг 3. Ответы на вопросы курса. Пользователь отвечает на вопросы теста.

Окно вопроса

При нажатии на кнопку Список вопросов откроется окно списка вопросов. При двойном клике будет осуществлен переход к вопросу.

Окно списка вопросов

Примечание: красным цветом выделены вопросы на которые не были даны ответы.

Шаг 4. Завершение тестирования. Дав ответы на все вопросы, пользователь нажимает кнопку Завершить тестирование. Далее открывается окно с результатами тестирования.

Окно с результатами тестирования

Отчеты модуля

Отчет «Результаты проверки» позволяет получить сводную информацию по прохождениям тестирования.

Отчет имеет следующие уровни доступа:

  • Без ограничений. В отчет выводится статистика по всем нашим организациям.
  • По нашей организации. В отчет выводится статистика по нашим организациям текущего пользователя.
  • По подразделению. В отчет выводится статистика по подразделениям текущего пользователя.
  • По работнику. В отчет выводится статистика по работникам текущего пользователя

Пример отчета «Результат проверки»

Отчет «Результаты проверки» позволяет сформировать сводную информацию по ответам на вопросы по определенному курсу и провести анализ корректности вопросов в тесте.

Пример отчета «Статистика по ответам на вопросы»

Создание учебных модулей

Об учебных модулях

Вы можете использовать учебные модули в своем курсе в качестве контейнеров для организованных коллекций содержимого. Модули позволяют учащимся переходить от одного элемента контента к другому, не отвлекаясь и не нажимая дополнительные кнопки. Учебный модуль помогает учащимся погрузиться в урок или концепцию, которую вы преподаете. Если вы используете учебник или другие материалы в качестве основы для учебного плана курса, модули — это эффективный и логичный способ сгруппировать контент в соответствии с темпом этих материалов.

Используйте учебный модуль для поддержки цели, концепции или темы курса. Например, используйте учебный модуль, чтобы представить концепцию полей магнитов, прежде чем описывать, как работают динамики и микрофоны. Понимание первой концепции зависит от понимания второй концепции.

Вы также можете задать последовательность содержимого, чтобы учащиеся знали, к какому содержимому обращаться и в каком порядке.

Кроме того, вы можете разрешить учащимся изучать содержимое учебного модуля в любом порядке и в своем собственном темпе. Например, используйте обучающий модуль, чтобы представить серию изображений и описаний различных животных из рода. Учащиеся могут просматривать изображения и описания в любом порядке, так как порядок не требуется для понимания всего.


Посмотрите видео об учебных модулях

Следующее видео с комментарием обеспечивает визуальное и слуховое представление некоторой информации, содержащейся на этой странице. Чтобы получить подробное описание того, что изображено в видео, откройте видео на YouTube, перейдите к разделу «Дополнительные действия» и выберите «Открыть расшифровку».

Видео: Создание учебных модулей объясняет, как создать учебный модуль и настроить его видимость.


Создать учебный модуль и добавить содержимое

Добавить учебные модули непосредственно на странице «Материалы курса». Перетащите существующий контент в модули или используйте значок плюса, чтобы напрямую добавить новый контент.

В учебный модуль можно добавить следующие элементы:

  • Документы
  • Файлы
  • Тесты и задания
  • Папки
  • Мультимедиа
  • Ссылки на веб-сайты, обсуждения и журналы

Выберите знак «плюс» там, где вы хотите добавить учебный модуль. В меню выберите «Создать», чтобы открыть панель «Создать элемент». Выберите учебный модуль.

Учебные модули появляются в новых курсах. Если вы не видите возможность добавить учебный модуль, ваш курс был создан до того, как эта функция стала доступна.

Введите имя, необязательное описание и выберите видимость модуля.

Чтобы указать, будут ли учащиеся последовательно просматривать содержимое учебного модуля, выберите «Условная доступность» в меню видимости модуля.

Дополнительные сведения о последовательном выпуске содержимого модуля

Помимо элементов содержимого, файлов и оценок вы можете добавлять действия и инструменты, способствующие интерактивному обучению и совместной работе.

Например, вы можете добавить задания или групповые проекты, чтобы дать учащимся возможность применить то, что они изучили в учебном модуле. Вы также можете добавить инструменты для совместной работы, такие как обсуждения, где учащиеся могут провести мозговой штурм и поделиться своими идеями по представленным темам.

Подробнее о добавлении контента

Подробнее о типах контента, которые вы можете добавить


Навигация по обучающим модулям

  • Отредактируйте заголовок и описание модуля. Наведите указатель мыши на заголовок или описание и выберите для редактирования. Добавьте увлекательное описание, чтобы учащиеся знали, что они изучат в этом модуле.
  • Изменить видимость модуля. Вы можете показать или скрыть модуль для студентов. Вы также можете выбрать условную доступность. Вы можете установить доступность модуля на определенную дату, когда учащиеся получат выбранную оценку, или в последовательности содержимого.
  • Добавить и создать содержимое модуля. Перетащите содержимое со страницы Материалы курса в модуль или создайте содержимое непосредственно в нем.
  • Просмотр и систематизация содержимого. Щелкните стрелку, чтобы развернуть модуль и просмотреть все содержимое. Измените порядок контента в том порядке, в котором вы хотите, чтобы учащиеся имели к нему доступ. Хотите навести порядок? Вы можете принудительно установить последовательность содержимого.
  • Изменить видимость содержимого или добавить условия. Вы можете выбрать видимость для отдельных элементов в модуле обучения. Вы также можете добавить условия, когда контент станет доступным.

Если вы удаляете учебный модуль с содержимым, содержимое также удаляется со страницы «Материалы курса».


Добавление папок к учебным модулям

Вы можете добавлять папки к учебным модулям для организации содержимого. Папки в учебных модулях могут содержать только элементы содержимого, а не другие папки.

Учащиеся перемещаются по содержимому в папках так же, как и по любому другому содержимому модуля. Однако вы можете принудительно установить последовательность содержимого. Учащиеся должны получить доступ к содержимому папки и завершить его, прежде чем перейти к следующему элементу содержимого в модуле.


Что видят учащиеся?

Когда модуль отображается, учащиеся также могут просматривать все видимое содержимое модуля, включая сроки выполнения. Учащиеся могут открывать и получать доступ к содержимому в любом порядке.

При принудительной последовательности содержимого появляется сообщение. Учащимся сообщается, что им нужно открывать и заполнять контент по порядку, а также другие условия, которые вы устанавливаете.

После того, как учащиеся откроют элемент содержимого, они могут перемещаться по модулю с помощью стрелок в верхней части окна браузера. Когда учащиеся должны получить доступ к содержимому по порядку, рядом со стрелкой появляется значок замка.

Студенты могут выйти из модуля до его завершения. Когда учащиеся возвращаются, рядом с содержимым модуля появляются значки, если последовательность соблюдается. Значки показывают, какой контент завершен, находится в процессе и не начат, поэтому учащиеся могут продолжить с того места, на котором они остановились.

Зеленый кружок с галочкой означает, что содержимое завершено. Частично заполненный зеленый кружок означает, что контент находится в обработке. Значок замка означает, что контент не был запущен.

Пошаговое руководство – Лагерь по изготовлению модулей

Учебный модуль представляет собой последовательный набор тематические материалы, предназначенные для обучения теме или навыку. Это строительный блок онлайн-курса.

Модули онлайн-обучения обычно содержат:

  • цели обучения
  • указания по использованию
  • способы помочь учащимся понять или выучить (т. е. учебные материалы)
  • способы помочь учащимся практиковать или применять (т. е. учебные действия)
  • способы убедиться, что учащиеся поняли или усвоили материал ( оценки)

1. Запишите результаты обучения

Начните с основы «учащиеся смогут…» и продолжайте глаголами действия, описывающими наблюдаемое и измеримое поведение. Напишите 2-4 результата обучения. Рассмотрите возможность использования глаголов действия таксономии Блума. Избегайте использования слов «понимаю» или «знаю», потому что они не очень конкретны.

Вместо этого используйте другие глаголы, такие как «классифицировать, описывать, обсуждать, объяснять, идентифицировать, находить, узнавать, сообщать, выбирать, переводить и перефразировать».

2. Создайте оценку(и)

Хотя разработка оценок до материалы и мероприятия, полезно подумать о том, как вы найдете того, что студенты получили знания и навыки, которые вы хотите их, чтобы узнать, как только вы записываете результаты обучения. Продолжая эта последовательность помогает сохранить результаты обучения и оценки учащихся выровнены. Во многих случаях учебные материалы и мероприятия учат или практиковать больше, чем конкретные вещи, которые мы хотим оценить.

Рассмотрите возможность включения оценок с низкими ставками, которые помогут учащимся самостоятельно контролировать свой прогресс. Создайте рубрики, если это уместно, чтобы направлять оценки и помочь учащимся понять, в каких аспектах задание, которое они выполнили хорошо, и в каких аспектах они могут улучшать.

В Blackboard есть инструмент рубрики, облегчающий выставление оценок и отображение оцененных заданий для учащихся. Имейте в виду, что оценки могут быть размещены в любой части модуля; это не так обязательно должны быть в конце.

3. Создайте или курируйте учебные материалы и задания 

Рассмотрите возможность использования комбинации ресурсов, которые вы курируете и ресурсы, которые вы создаете. Студенты с удовольствием рассматривают материалы, созданные их профессора, даже если материалы не такие полированные. Контент, созданный профессором, помогает сделать курс более теплым и менее «консервы». Если вы просите учащихся читать статьи, просматривать веб-сайты или просматривать видео, задавать учащимся наводящие вопросы и инструкции о том, на что следует обратить внимание. Вовлекайте их в активное обучение, рассказывая им, что искать, какие вопросы задавать себе и что записывать, пока они просматривают материалы. Если ты используя учебник, не забудьте включить заданные чтения из это.

4. Последовательность учебных материалов и заданий для создания опыта обучения

Поместите материалы и задания в последовательную последовательность. Думать о том, как провести учащихся через них таким образом, чтобы это ощущалось как целостное опыт обучения, а не ряд отдельных «предметов» на будущее через. Четко объясните, как учебный материал или задание будут продвигать свое обучение навыкам или понимание темы.

5. Написать инструкции для учащихся

Включите шаги, советы и сроки выполнения. Добавьте комментарии о том, как содержание этого модуля связано с тем, что учащиеся узнали ранее и что они узнают позже. Пишите короткими предложениями и используйте маркеры точки и нумерованные списки. Попросите коллегу или члена семьи посмотреть над вашими инструкциями, чтобы проверить ясность и опечатки. Хотя это является одним из первых элементов, которые учащиеся видят в модуле, вы хотите напиши в последнюю очередь.

Эта запись находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *