Что такое социализация почему она важна для общества: Что такое социализация и почему она так важна?

Что такое социализация и почему она так важна?

6 минут Акмарал Сапарова

  • Ссылка скопирована

ПОДЕЛИСЬ

Являясь частью определенного общества, каждый из индивидуумов представляет собой уникальную личность со своим набором характеристик и идеологией. Тем не менее каждый из нас подвергается многим факторам в повседневной жизни, которые в дальнейшем создают из всех нас определенную группу людей со специфичной культурой, образом жизни и верой. 
 
Так почему же, несмотря на уникальность каждой персоны, люди подвергаются подобному эффекту? Почему мы становимся частью общества и имеем похожие аспекты жизни с другими людьми?

Значение социализации

Энтони Гидденс, английской социолог, написавший большое количество книг на тему общества, объясняет социализацию как процесс вхождения в систему общества и становления его частью. Основным аспектом данного процесса является изучение культуры, законов, веры и стандартов.

Процесс социализации не имеет конца и проходит у людей начиная с рождения и до самой смерти, пока индивидуум имеет связь с другими представителями человеческой расы и не изолирует себя от общества. Важность данного процесса заключается в том, что он считается неотъемлемой частью становления психологии развития у человека, которая также запускается с самого рождения.

Иными словами, социализация не только объясняет, каким образом человек становится частью общества, но и основную причину важности данного процесса.

Разновидности социализации

Социализация делится на два основных вида, которые происходят в жизни у человека и имеют свои специфичные факторы влияния. Если первичная социализация охватывает детство человека до возраста 10-11 лет, то вторичная продолжает существовать до конца жизни. Вдобавок, каждая из социализации имеет определенные социальные институты, влияющие на психологию человека и его пребывание в обществе.

Первичная социализация характерна для детей до 10-11 лет и основным фактором, или же социальным институтом, является семья. Начиная с рождения, для детей родители или же другие представители семьи являются главным источником изучения культуры, правил, моральных стандартов, гендерных ролей или же человеческого поведения. Именно в данном отрезке времени закладываются основы пребывания в обществе и остаются в дальнейшем, включая и период вторичной социализации.

Что касается вторичной социализации, тут происходит пополнение социальных институтов и, помимо семьи, большую роль играет информация из медиа, группа людей, в которой пребывает индивидуум и присутствие определённой веры. Так как тема общества всегда находится под влиянием историей и культуры, то и важность определенного социального института меняется в зависимости от времени. И если раньше религия играла большую роль в данном процессе, то сейчас, как отмечает социолог Кен Браун в своих книгах, доминирует массмедиа.

Отсутствие социализации

Дефицит социализации ведет к приравниванию человеческого поведения к животному. И если детская сказка «Книга Джунглей» Редьярда Киплинга описывает взросление маленького мальчика среди зверей как доброе семейное приключение, то реальная жизнь имеет совсем иное представление по поводу «детей-маугли».

«Феральные дети» или же «дети-маугли» являются одними из самых интригующих объектов для изучения среди социологов и психологов. Дети, выросшие без присутствия людей и окруженные представителями животного мира, будучи имея человеческую оболочку, ведут себя как отдельный вид зверей.

Одним из современных примеров является Оксана Малайя, чья ситуация заинтересовала социологов и психологов из Англии. Девушка, родившаяся в семье алкоголиков, была выброшена на улицу в младенческом возрасте, пока её не нашла стая собак. До шести лет она воспитывалась среди псов, пока её не нашли представители общества. Оксана до сих пор имеет характеристики собак в своем поведении и одно время имела трудности в разговорной речи.

Представители «феральных детей» до сих пор существуют в обществе и доказывают важность общества и социализации в жизни человека.

Что такое социализация и почему она так важна в любом возрасте

5 сентября 2022 Ликбез Жизнь

От неё зависит психическое здоровье, иммунитет и даже срок жизни.

Ия Зорина

Автор Лайфхакера, атлет, КМС

Что такое социализация

Социализация — это усвоение идеологии и правил поведения, установленных в конкретном сообществе людей. Благодаря этому процессу человек понимает, как он должен действовать в той или иной ситуации, чтобы оставаться членом группы и приносить ей пользу.

Первичная социализация начинается с младенческих лет, когда ребёнок взаимодействует со своими родителями. В дальнейшем этот процесс продолжается среди сверстников, учителей, тренеров и других людей, контактирующих с ребёнком и имеющих на него влияние.

Вторичная социализация наступает после подросткового возраста и происходит каждый раз, когда человек попадает в новую группу. Например, поступает в вуз, устраивается на работу, переезжает в другой город или страну.

Можно сказать, что социализация никогда не заканчивается — этот процесс протекает всю жизнь. Ниже мы разберём несколько её главных этапов и расскажем, почему они так важны.

Почему важна первичная социализация в семье

Даже такие, казалось бы, базовые навыки, как умение нормально ходить, распознавать жесты и реагировать на боль требуют обучения.

В книге по социологии приводится история девочки, обнаруженной в квартире родителей‑маргиналов. Лишённая базовой заботы и общения, семилетняя Даниэлла не умела говорить, странно передвигалась и не могла взаимодействовать даже простыми жестами.

Она не смотрела в глаза, не знала, как жевать и глотать твёрдую пищу, не умела плакать и не реагировала на стимулы, которые обычно вызывают боль.

Однако даже не в такой запущенной форме недостаток социализации в раннем возрасте может сломать всю оставшуюся жизнь человека. В книге «Биология добра и зла» Роберт Сапольски наглядно доказывает это, вспоминая события в Румынии во времена диктатора Николы Чаушеску.

После запрета абортов и контрацепции в 80‑х годах ХХ века специальные учреждения были переполнены брошенными детьми. Из‑за нехватки работников они содержались в ужасных условиях, недоедали и были лишены базового общения и заботы.

В дальнейшей жизни у воспитанников приюта наблюдали снижение когнитивных навыков, проблемы с привязанностью, депрессии и тревожные состояния.

Более того, у них даже мозг отличался: было меньше серого и белого вещества, наблюдались замедленный метаболизм лобной коры, нарушение связей между разными участками мозга и увеличение миндалины.

Таким образом, первичная социализация в семье оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека. Детские психологические травмы, насилие и прочие неблагоприятные условия много позже могут вылиться в психические расстройства и проблемы во всех сферах жизни.

Кроме того, она влияет и на последующий этап социализации — общение со сверстниками.

Чем важна первичная социализация в группе сверстников

Детский сад и школа — это важные агенты социализации, которые помогают усвоить правила, установленные в обществе.

Помимо предметов образовательные учреждения передают детям скрытую программу: учат ждать своей очереди и поддерживать дисциплину, работать в команде, мириться с проигрышем и привыкать к бюрократии.

Но, пожалуй, самое большое значение имеет общение со сверстниками. Благодаря ему дети, находившиеся в центре родительского внимания, начинают понимать, что не всё будет происходить по их правилам, а потому надо слушать других и учитывать их потребности. В общении с другими ребёнок учится разделять желания группы и работать в команде, иногда поступаясь своими порывами.

И от того, насколько успешно пройдёт этот этап, зависит вся его дальнейшая жизнь.

Недостаток социальных навыков может помешать ребёнку выражать себя и понимать других. Чаще всего эта проблема встречается у детей, чьи родители предпочитают строгий стиль воспитания, основанный на жёсткой дисциплине и наказаниях.

Частые конфликты, пренебрежение эмоциями, отвергающее поведение — всё это мешает ребёнку развить эмпатию и овладеть навыками нормального общения.

Дети из таких семей с трудом находят контакт со сверстниками, рискуют попасть в социальную изоляцию или стать объектом насмешек. И то и другое сильно бьёт по психическому, а иногда и физическому здоровью.

Неудачная социализация в школьные годы может вылиться в депрессию, тревожность и расстройства поведения в подростковом периоде.

Более того, одиночки и жертвы издевательств во взрослом возрасте чаще имеют лишний вес и проблемы с сердечно‑сосудистой системой, чем те, кто успешно адаптировался в детском коллективе.

Почему вторичная социализация также важна

Каждое новое место, будь то университет или работа, заставляет человека адаптироваться к новым условиям и принимать правила поведения. И если он успешно преодолел первичную социализацию, вторичная будет даваться проще. Однако в некоторых ситуациях люди всё же рискуют оказаться в социальной изоляции.

Конечно, во взрослом возрасте это не превратит человека в агрессивного психопата, но может негативно сказаться на его здоровье и благополучии.

Одиночество увеличивает риск высокого кровяного давления и других нарушений в работе сердечно‑сосудистой системы, повышает уровень кортизола — гормона стресса, нарушает сон и снижает иммунитет.

Кроме того, недостаток общения значительно увеличивает риск развития депрессии, уровень воспринимаемого стресса и боязнь негативной оценки, тревожность и злость, снижает уверенность в себе и оптимизм.

А вот успешная социализация может хорошо сказаться не только на здоровье, но и на успехах в работе.

В одном эксперименте выяснили, что общение с коллегами «лицом к лицу» значительно улучшает настроение и помогает эффективнее выполнять рабочие задачи.

Вторичная социализация особенно важна в пожилом возрасте. В это время многие люди выходят на пенсию и перестают общаться с сослуживцами, отдаляются от взрослых детей и теряют дружеские контакты.

Если человек не адаптируется к новым условиям и не найдёт источники общения, он рискует ускорить возрастной когнитивный спад. Исследования показывают, что одиночество негативно отражается на умственных способностях, увеличивает риск болезни Альцгеймера, плохо сказывается на исполнительном контроле — памяти, внимании, когнитивной гибкости.

А вот общение помогает пожилым людям поддержать когнитивные функции, увеличивает благополучие, служит профилактикой нейродегенеративных заболеваний и в целом продлевает срок жизни.

Так что вторичную социализацию в преклонном возрасте без преувеличения можно назвать жизненно важной.

Читайте также 👥

  • Единственный ребёнок в семье: что об этом говорит наука
  • Откуда берётся инфантилизм и что с ним делать
  • Как стресс и переживания физически меняют наш мозг
  • Как не страдать от одиночества
  • 10 психологических тестов, которые помогут лучше узнать себя

Понимание и изменение социального мира

Перейти к содержимому

Цель обучения

  1. Объяснить, почему социализация важна для полноценного существования человека.
  2. Объясните, как крайняя изоляция и исследования близнецов демонстрируют роль природы и воспитания в развитии человека.
  3. Определите различные вопросы, которые функционалисты, теоретики конфликта и интеракционисты могут задать о роли социализации в человеческом развитии.

Почему так важна социализация

имеет решающее значение как для отдельных людей, так и для обществ, в которых они живут. Это иллюстрирует, насколько тесно переплетены люди и их социальные миры. Во-первых, именно через обучение культуре новых членов общество увековечивает себя. Если новые поколения общества не усваивают его образ жизни, оно прекращает свое существование. Все отличительные черты культуры должны быть переданы тем, кто к ней присоединяется, чтобы общество выжило. Например, для сохранения американской культуры дети в Соединенных Штатах должны узнать о культурных ценностях, связанных с демократией: они должны изучить нормы голосования, а также научиться пользоваться материальными объектами, такими как машины для голосования. Конечно, кто-то может возразить, что в американской культуре для молодого поколения так же важно изучить этикет приема пищи в ресторане или ритуалы вечеринок на заднем дворе во время футбольных матчей. На самом деле, есть много идей и предметов, которым люди в Соединенных Штатах учат детей в надежде сохранить образ жизни общества в следующем поколении.

Рис. 5.3 Социализация учит нас ожиданиям нашего общества в отношении ужинов вне дома. Нравы и обычаи разных культур (Когда можно есть руками? Как следует хвалить повара? Кто «глава» стола?) усваиваются посредством социализации. (Фото предоставлено Ниямом Бхушаном/flickr)

Социализация так же важна для нас, как и для отдельных людей. Социальное взаимодействие обеспечивает средства, с помощью которых мы постепенно становимся способными видеть себя глазами других, и как мы узнаем, кто мы и как мы вписываемся в окружающий нас мир. Кроме того, чтобы успешно функционировать в обществе, мы должны изучить основы как материальной, так и нематериальной культуры, от того, как одеваться до того, что подходит для определенного случая; от того, когда мы спим, до того, на чем мы спим; и от того, что считается уместным есть на ужин, до того, как использовать плиту для его приготовления. Самое главное, мы должны выучить язык — будь то доминирующий язык или один из распространенных в субкультуре, вербальный или с помощью знаков — чтобы общаться и думать. Как мы видели на примере Даниэль, без социализации у нас буквально нет «я».

Природа против воспитания

Лицензия Creative Commons

Некоторые эксперты утверждают, что то, кем мы являемся, является результатом воспитания — отношений и заботы, которые нас окружают. Другие утверждают, что то, кем мы являемся, полностью основано на генетике. Согласно этому убеждению, наши темпераменты, интересы и таланты заложены еще до рождения. С этой точки зрения то, кем мы являемся, зависит от природы.

Исследователи пытаются измерить влияние природы, изучая близнецов. В некоторых исследованиях изучались однояйцевые близнецы, выросшие отдельно. Пары имели одинаковую генетику, но в некоторых случаях социализировались по-разному. Случаи такого рода ситуаций редки, но изучение степени, в которой однояйцевые близнецы, выращенные отдельно, одинаковы и различны, может дать исследователям представление о том, как наши темпераменты, предпочтения и способности формируются нашим генетическим строением в сравнении с нашей социальной средой.

Например, в 1968 году девочки-близнецы, рожденные от психически больной матери, были отданы на усыновление, разлучены друг с другом и воспитывались в разных семьях. Приемные родители и, конечно же, младенцы не знали, что девочки были одной из пяти пар близнецов, ставших объектами научного исследования (Flam 2007).

В 2003 году две тридцатипятилетние женщины воссоединились. Элиз Шейн и Паула Бернстайн сидели вместе в страхе, чувствуя себя так, будто смотрят в зеркало. Они не только выглядели одинаково, но и вели себя одинаково, используя одни и те же жесты рук и выражения лица (Spratling 2007). Подобные исследования указывают на генетические корни нашего темперамента и поведения.

Хотя генетика и гормоны играют важную роль в человеческом поведении, социологию больше всего волнует влияние общества на человеческое поведение, «воспитание» в споре о природе и воспитании. Какой расы были близнецы? Из какого социального класса были их родители? Как насчет пола? Религия? Все эти факторы повлияли на жизнь близнецов не меньше, чем на их генетический состав, и их крайне важно учитывать, когда мы смотрим на жизнь через призму социологии.

Экстремальная изоляция

Мы только что отметили, что социализация — это то, как усваивается культура, но социализация важна и по другой важной причине. Чтобы проиллюстрировать эту важность, давайте представим, что мы нашли 6-летнего ребенка, который с самого рождения почти не контактировал с людьми. После рождения ребенка ее мать меняла ей подгузники и кормила ее минимальной диетой, но в остальном не взаимодействовала с ней. Ребенок был оставлен один день и ночь в течение многих лет и никогда не выходил на улицу. Теперь мы находим ее в возрасте 6 лет. Чем ее поведение и действия будут отличаться от поведения и действий среднего 6-летнего ребенка? Найдите минутку и запишите все различия, которые вы найдете.

В произвольном порядке вот список, который вы, вероятно, написали. Во-первых, ребенок не сможет говорить; самое большее, она могла издать несколько ворчаний и других звуков. Во-вторых, ребенок будет бояться нас и, вероятно, забьется в угол. В-третьих, ребенок не умел бы играть в игры и взаимодействовать с нами. Если бы мы дали ей еду и посуду, она бы ела руками и не знала, как пользоваться посудой. В-четвертых, ребенок не сможет выразить весь спектр эмоций. Например, она может плакать, но не умеет смеяться. В-пятых, ребенок не был бы знаком с материальными объектами нашей культуры, включая мобильные телефоны и телевизоры, и, вероятно, боялся бы их. В этих и многих других отношениях этот ребенок резко отличался бы от среднего 6-летнего подростка в Соединенных Штатах. она бы выглядит как человек, но она не будет

действовать как человек. Фактически, во многих отношениях она будет вести себя скорее как испуганное животное, чем как молодой человек, и она будет менее способна, чем обычная собака, выполнять приказы и подчиняться командам.

Как показывает этот пример, социализация позволяет нам полноценно функционировать как людям. Без социализации у нас не было бы нашего общества и культуры. А без социального взаимодействия у нас не было бы социализации. Наш пример социально изолированного ребенка был гипотетическим, но, к сожалению, имели место реальные примеры таких детей, часто называемых дикими детьми, и они служат убедительным доказательством важности социального взаимодействия для социализации и социализации для нашей способности функционировать как люди.

Одним из самых известных диких детей был Виктор Авейронский, которого нашли блуждающим в лесах на юге Франции в 1797 году. Затем он сбежал из-под стражи, но вышел из леса в 1800 году. Считалось, что Виктору было около 12 лет, и он был брошенный несколькими годами ранее его родителями; он не мог говорить и вел себя больше как дикое животное, чем как человеческий ребенок. Виктор сначала жил в интернате, а потом в частном доме. Он так и не научился говорить, и его когнитивное и социальное развитие в конце концов было не лучше, чем у малыша, когда он, наконец, умер в возрасте около 40 лет (Лейн, 19 лет).

76).

Другого такого ребенка, найденного более полувека назад, звали Анна, которая «была лишена нормального контакта и получала минимум человеческого ухода почти все свои первые шесть лет жизни» (Davis, 1940, стр. 554). После того, как Анну перебрасывали из одного места жительства в другое в течение первых 5 месяцев, она в конце концов жила со своей матерью в доме своего дедушки и содержалась в маленькой душной комнате на втором этаже, потому что дедушка был так встревожен ее внебрачным рождением. что он ненавидел ее видеть. Из-за того, что мать работала весь день, а по ночам уходила, Анна почти все время была одна и жила в грязи, часто едва живая. Ее единственной пищей все эти годы было молоко.

Когда Анна была найдена в возрасте 6 лет, она не могла ни говорить, ни ходить, ни «делать что-либо, что свидетельствовало бы об интеллекте» (Davis, 1940, p. 554). Она также была крайне истощена и истощена. Два года спустя она научилась ходить, понимать простые команды, есть сама и запоминать лица, но не могла говорить и в этом отношении больше походила на годовалого младенца, чем на семилетнего ребенка, каким она была на самом деле. . К тому времени, когда она умерла от желтухи примерно в 9 лет, она приобрела речь 2-летнего ребенка.

Вскоре после того, как была обнаружена Анна, в аналогичных обстоятельствах была найдена еще одна девочка по имени Изабель в возрасте 6 лет. Она также родилась вне брака и жила одна с матерью в темной комнате, изолированной от остальной семьи матери. Поскольку ее мать была немой, Изабель не научилась говорить, хотя и общалась с матерью с помощью простых жестов. Когда ее наконец нашли, она вела себя с незнакомцами как дикое животное, а в остальном она вела себя скорее как шестимесячный ребенок, чем как ребенок старше 6 лет. Когда ей впервые показали мяч, она посмотрела на него, подержала в руке, а затем потерла им лицо взрослого. Интенсивные тренировки впоследствии помогли Изабель восстановиться, и через 2 года она достигла нормального уровня речи для ребенка ее возраста (Дэвис, 19 лет).40).

Эти случаи одичавших детей показывают, что крайняя изоляция — или, иначе говоря, отсутствие социализации — лишает детей очевидных и не столь очевидных качеств, делающих их людьми, а в других отношениях тормозит их социальные, познавательные и эмоциональное развитие.

Серия знаменитых экспериментов, проведенных психологами Гарри и Маргарет Харлоу (Harlow, 1962), подтвердила последний тезис, показав, что он справедлив и для обезьян. Харлоу изучали макак-резусов, которых отобрали у матерей при рождении; некоторых воспитывали в полной изоляции, а другим давали фальшивых матерей из ткани и проволоки, с которыми можно было обниматься. Ни одна из групп не развивалась нормально, хотя обезьяны, обнимающиеся с фальшивыми матерями, чувствовали себя несколько лучше, чем те, которые были полностью изолированы. Как правило, обезьяны не могли позже взаимодействовать с другими обезьянами, а младенцы женского пола жестоко обращались со своими детенышами, когда они становились матерями. Чем дольше была их изоляция, тем больше страдало развитие обезьян. Показав ужасные последствия социальной изоляции, эксперимент Харлоу усилил значение социального взаимодействия для нормального развития. В сочетании с трагическими примерами диких детей их эксперименты напоминают нам о критической важности социализации и социального взаимодействия для человеческого общества.

Все социологи признают важность социализации для здорового индивидуального и общественного развития. Но как к этой теме подходят ученые, работающие в трех основных теоретических парадигмах? Структурные функционалисты сказали бы, что социализация необходима обществу как потому, что она обучает членов успешно действовать в нем, так и потому, что она увековечивает культуру, передавая ее новым поколениям. Без социализации культура общества погибла бы по мере вымирания его членов. Теоретик конфликта может утверждать, что социализация воспроизводит неравенство от поколения к поколению, передавая разные ожидания и нормы людям с разными социальными характеристиками. Например, люди по-разному социализируются в зависимости от пола, социального класса и расы. Интеракционист, изучающий социализацию, занимается личным обменом и символической коммуникацией. Например, одевая мальчиков в синее, а девочек в розовое — это небольшой способ передать информацию о различиях гендерных ролей.

Key Takeaways

  • Социализация — это процесс, посредством которого люди узнают свою культуру и становятся полноценными людьми.
  • Неудачные примеры крайней изоляции человека иллюстрируют важность социализации для социального и когнитивного развития детей.

Ссылки

Дэвис, К. (1940). Крайняя социальная изоляция ребенка. Американский журнал социологии, 45, 554–565.

Харлоу, Х.Ф., и Харлоу, М.К. (1962). Социальная депривация у обезьян. Scientific American, 207, 137–146.

Лейн, HL (1976). Дикий мальчик из Аверона . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

Лицензия

Поделиться этой книгой

Поделиться в Твиттере

4.1 Важность социализации – Социология

Цель обучения

  1. Объяснить, почему социализация важна для полноценного существования человека.

Мы только что отметили, что социализация — это то, как усваивается культура, но социализация важна и по другой важной причине. Чтобы проиллюстрировать эту важность, давайте представим, что мы нашли 6-летнего ребенка, который с самого рождения почти не контактировал с людьми. После рождения ребенка ее мать меняла ей подгузники и кормила ее минимальной диетой, но в остальном не взаимодействовала с ней. Ребенок был оставлен один день и ночь в течение многих лет и никогда не выходил на улицу. Теперь мы находим ее в возрасте 6 лет. Чем ее поведение и действия будут отличаться от поведения и действий среднего 6-летнего ребенка? Найдите минутку и запишите все различия, которые вы найдете.

В произвольном порядке вот список, который вы, вероятно, написали. Во-первых, ребенок не сможет говорить; самое большее, она могла издать несколько ворчаний и других звуков. Во-вторых, ребенок будет бояться нас и, вероятно, забьется в угол. В-третьих, ребенок не умел бы играть в игры и взаимодействовать с нами. Если бы мы дали ей еду и посуду, она бы ела руками и не знала, как пользоваться посудой. В-четвертых, ребенок не сможет выразить весь спектр эмоций. Например, она может плакать, но не умеет смеяться. В-пятых, ребенок не был бы знаком с материальными объектами нашей культуры, включая мобильные телефоны и телевизоры, и, вероятно, боялся бы их. В этих и многих других отношениях этот ребенок резко отличался бы от среднего 6-летнего подростка в Соединенных Штатах. она бы выглядит как человек, но она не будет действовать как человек. Фактически, во многих отношениях она будет вести себя скорее как испуганное животное, чем как молодой человек, и она будет менее способна, чем обычная собака, выполнять приказы и подчиняться командам.

Как показывает этот пример, социализация позволяет нам полноценно функционировать как людям. Без социализации у нас не было бы нашего общества и культуры. А без социального взаимодействия у нас не было бы социализации. Наш пример социально изолированного ребенка был гипотетическим, но, к сожалению, имели место реальные примеры таких детей, часто называемых дикими детьми, и они служат убедительным доказательством важности социального взаимодействия для социализации и социализации для нашей способности функционировать как люди.

Одним из самых известных диких детей был Виктор Авейронский, которого нашли блуждающим в лесах на юге Франции в 1797 году. Затем он сбежал из-под стражи, но вышел из леса в 1800 году. Считалось, что Виктору было около 12 лет, и он был брошенный несколькими годами ранее его родителями; он не мог говорить и вел себя больше как дикое животное, чем как человеческий ребенок. Виктор сначала жил в интернате, а потом в частном доме. Он так и не научился говорить, и его когнитивное и социальное развитие в конце концов было не лучше, чем у малыша, когда он, наконец, умер в возрасте около 40 лет (Лейн, 19 лет).76).

Другого такого ребенка, найденного более полувека назад, звали Анна, которая «была лишена нормального контакта и получала минимум человеческого ухода почти все свои первые шесть лет жизни» (Davis, 1940, стр. 554). После того, как Анну перебрасывали из одного места жительства в другое в течение первых 5 месяцев, она в конце концов жила со своей матерью в доме своего дедушки и содержалась в маленькой душной комнате на втором этаже, потому что дедушка был так встревожен ее внебрачным рождением. что он ненавидел ее видеть. Из-за того, что мать работала весь день, а по ночам уходила, Анна почти все время была одна и жила в грязи, часто едва живая. Ее единственной пищей все эти годы было молоко.

Когда Анна была найдена в возрасте 6 лет, она не могла ни говорить, ни ходить, ни «делать что-либо, что свидетельствовало бы об интеллекте» (Davis, 1940, p. 554). Она также была крайне истощена и истощена. Два года спустя она научилась ходить, понимать простые команды, есть сама и запоминать лица, но не могла говорить и в этом отношении больше походила на годовалого младенца, чем на семилетнего ребенка, каким она была на самом деле. . К тому времени, когда она умерла от желтухи примерно в 9 лет, она приобрела речь 2-летнего ребенка.

Вскоре после того, как была обнаружена Анна, в аналогичных обстоятельствах была найдена еще одна девочка по имени Изабель в возрасте 6 лет. Она также родилась вне брака и жила одна с матерью в темной комнате, изолированной от остальной семьи матери. Поскольку ее мать была немой, Изабель не научилась говорить, хотя и общалась с матерью с помощью простых жестов. Когда ее наконец нашли, она вела себя с незнакомцами как дикое животное, а в остальном она вела себя скорее как шестимесячный ребенок, чем как ребенок старше 6 лет. Когда ей впервые показали мяч, она посмотрела на него, подержала в руке, а затем потерла им лицо взрослого. Интенсивные тренировки впоследствии помогли Изабель восстановиться, и через 2 года она достигла нормального уровня речи для ребенка ее возраста (Дэвис, 19 лет).40).

Эти случаи одичавших детей показывают, что крайняя изоляция — или, иначе говоря, отсутствие социализации — лишает детей очевидных и не столь очевидных качеств, делающих их людьми, а в других отношениях тормозит их социальные, познавательные и эмоциональное развитие. Серия знаменитых экспериментов, проведенных психологами Гарри и Маргарет Харлоу (Harlow, 1962), подтвердила последний тезис, показав, что он справедлив и для обезьян. Харлоу изучали макак-резусов, которых отобрали у матерей при рождении; некоторых воспитывали в полной изоляции, а другим давали фальшивых матерей из ткани и проволоки, с которыми можно было обниматься. Ни одна из групп не развивалась нормально, хотя обезьяны, обнимающиеся с фальшивыми матерями, чувствовали себя несколько лучше, чем те, которые были полностью изолированы. Как правило, обезьяны не могли позже взаимодействовать с другими обезьянами, а младенцы женского пола жестоко обращались со своими детенышами, когда они становились матерями. Чем дольше была их изоляция, тем больше страдало развитие обезьян. Показав ужасные последствия социальной изоляции, эксперимент Харлоу усилил значение социального взаимодействия для нормального развития. В сочетании с трагическими примерами диких детей их эксперименты напоминают нам о критической важности социализации и социального взаимодействия для человеческого общества.

Key Takeaways

  • Социализация — это процесс, посредством которого люди узнают свою культуру и становятся полноценными людьми.
  • Неудачные примеры крайней изоляции человека иллюстрируют важность социализации для социального и когнитивного развития детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *