Что входит в активный отдых детей в школе – ОТДЫХ ШКОЛЬНИКА есть два вида отдыха – активный и пассивный

Содержание

ОТДЫХ ШКОЛЬНИКА есть два вида отдыха – активный и пассивный

ОТДЫХ ШКОЛЬНИКА есть два вида отдыха – активный и пассивный

Подробности
Просмотров: 1279

Активным называется отдых, который проходит в движении, в каких-то занятиях. Это прогулки, спортивные развлечения, подвижные игры…
  Пассивным называется отдых без движения: сидя или лежа. Так отдыхают люди после тяжелого физического труда или те, кому трудно двигаться, – больные, пожилые. Но, к сожалению, немало детей и подростков, которые в силу особенностей своего характера, а иногда и просто лени, предпочитают посидеть или полежать на диване с книгой вместо того, чтобы поиграть в мяч или покататься на велосипеде. Свободное время, проведенное в движении, особенно на свежем воздухе, хотя и приводит к сиюминутной усталости, в дальнейшем возвращает человеку бодрость и свежесть, восстанавливает силы лучше, чем пассивный отдых в кресле. Значение активного отдыха и восстановление сил во время активной работы открыл знаменитый русский ученый-физиолог Иван Михайлович Сеченов. Уже в преклонном возрасте он занимался изучением движений, причем опыты проводил на себе. Изучая записи движений, ученый обратил внимание на то, что силы восстанавливались быстрее, если во время отдыха одной руки работала другая. Правая рука лучше отдыхала во время работы левой, чем во время полного покоя обеих рук. Так был впервые открыт эффект активного отдыха. При умственной работе особенно полезен активный отдых, когда нагрузка падает главным образом на мышцы, а мозг при этом отдыхает. Поэтому во время каникул нужно побольше гулять, играть в мяч, кататься на велосипеде, плавать. Лучше отдыхать помогает чередование разных по характеру занятий: прогулки с чтением, просмотр телепередач с подвижными играми, катание на велосипеде с игрой в шахматы…

 Люди, много времени бывающие на открытом воздухе, меньше болеют, дольше живут. Они выносливее тех, кто проводит большую часть времени в замкнутых пространствах квартир, кабинетов, школ. В закрытом помещении накапливаются всевозможные вредные вещества и газы, разрастаются микробы, вызывающие разные болезни, сквозь стены и окна не проникают ультрафиолетовые лучи. В то время как в воздухе открытых пространств, особенно за городом, значительно меньше пыли, различных вредных бактерий и газов. Побыв некоторое время в помещении, люди часто не замечают, каким душным и спертым воздухом они дышат. Дышится в таком помещении поверхностно, неглубоко, а на улице среди зелени хочется вдохнуть побольше чистого воздуха. Самое лучшее во время каникул – это выехать куда-нибудь за город: в оздоровительный или спортивный лагерь. Если же такой возможности нет, то можно совершать экскурсии, туристические поездки с родными или друзьями.


   Наиболее полный отдых организм получает во время сна. Во сне мозг перестает реагировать на многочисленные раздражители, которые возбуждают его во время бодрствования, он отдыхает. Восстанавливается необходимое равновесие важнейших жизненных процессов, исчезает излишнее возбуждение нервных клеток, замедляется сердцебиение, становится реже дыхание, расслабляются мышцы, медленнее идут обменные процессы, непрерывно совершающиеся в организме. Тело и органы получают необходимый покой, восстанавливают свои силы. Если сон недостаточен и нерегулярен, нарушается в первую очередь равновесие нервных процессов. Человек делается очень возбудимым, нервным, раздражительным, ему трудно сосредоточиться, трудно работать. Вид у таких людей усталый, лицо бледное, под глазами синяки. Что касается школьников, то многие из них недосыпают совсем не потому, что времени на сон у них недостаточно, а потому, что они его неправильно используют. Иногда поздно засиживаются у телевизора, подолгу вечерами читают, а то и просто за разговорами и играми с товарищами теряют представление о времени, а потом сидят допоздна за приготовлением уроков. И если в учебные дни каким-то оправданием для тех, кто не досыпает, является большая учебная нагрузка, то в каникулы у них есть возможность ложиться вовремя и спать положенные часы. Чем младше дети, тем больше они должны спать. Чем моложе нервная система, тем больше времени ей требуется на восстановление работоспособности нервных клеток. Школьники младших классов должны спать около 12 часов в сутки: 10,5–11 часов ночью и 1–1,5 часа днем. Школьникам среднего школьного возраста следует спать 10 часов, а старшеклассникам – около 9 часов. Старшие школьники в учебное время днем, как правило, не спят, но во время каникул дневной отдых будет и для них полезен. Недаром послеобеденный отдых входит в режим оздоровительных и спортивных лагерей, санаториев и домов отдыха. Хорошо час-полтора поспать днем после велосипедной поездки или пешеходной прогулки. Если спать днем привычки нет, то можно просто полежать, расслабив мышцы. Дневной отдых снимает усталость после утренних нагрузок и позволяет полноценно использовать вторую половину дня для других занятий.  

Наиболее важен для организма ночной сон. Человек может по несколько суток обходиться без еды, но без сна жить не может – наступает истощение нервной системы, ведущее к смерти. Бывают случаи, когда трудовая или военная обстановка требует напряжения всех жизненных сил и люди работают по двое или трое суток без сна, однако после такой нагрузки они падают «замертво» и спят по несколько суток подряд. У детей и подростков подобные ситуации возможны лишь в исключительных случаях. В обычной же жизни никакие походы, поездки или развлечения не должны нарушать нормальную продолжительность ночного сна и повседневную его регулярность. В каникулы должен сохраняться тот же режим сна и бодрствования, что и в учебные дни. Ложиться спать учащимся 1–2-х классов нужно в 20 ч. 30 мин.; учащимся 3–4-х классов в 21 час. Школьники 5–6-х классов должны ложиться не позднее 21 ч. 30 мин.; школьники 7–8-х классов – около 22-х ч.; а в 9–11-х классах – не позднее 22 ч. 30 мин. Вставать рекомендуется как в учебные дни, так и в каникулы в 7–7.30 утра. Некоторые школьники думают, что во время каникул спать надо дольше, чем в учебные дни, т.к. продолжительный сон полезен для здоровья, и спят до 10–11 часов утра. Домашние их не будят, думая, что если ребенок спит, значит у него есть в этом потребность. После такого чрезмерно продолжительного сна ребенок встает вялым, ему кажется, что он не выспался. Но это ощущение ложное. После длительного сна человек заторможен сверх меры и его нервной системе требуется время, чтобы переключиться на состояние бодрствования. Длительным сном лечат больных – тех, у кого нервная система чрезмерно возбуждена. Здоровым же детям совершенно не нужно спать дольше, чем положено по возрасту, а потом половину дня тратить на то, чтобы окончательно стряхнуть с себя сон. Если ложиться спать вовремя и спокойно спать до 7–7.30 утра, отдых получится достаточным. У тех, кто рано встает, день длиннее, они больше успевают сделать. Для того чтобы сон был крепким и спокойным, вечером не должно быть шумных игр, возбуждающих развлечений. Рекомендуются тихие игры, спокойные прогулки. Спокойное ровное настроение перед сном помогает быстрее заснуть. На ночь следует обязательно проветривать комнату, а в теплое время года желательно оставлять открытыми окно или форточку. Свежий прохладный воздух делает сон более глубоким, а чем глубже сон, тем полноценнее отдых.

Подготовила: Панькова В.В.

zheltinschool.edusite.ru›p68aa1.html

xn--80aaa4cbfodm8k.xn--p1ai

ДОКЛАД “ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ”

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Шувойская средняя общеобразовательная школа

Администрации городского округа Егорьевск

ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА

ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ

Автор: Селивёрстов И. А.

ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ

В нашей стране физическому воспитанию подрастающего поколения придается большое значение. Занятия физической культурой включены в учебные планы дошкольных учреждений, школ, училищ, высших учебных заведений.

Однако далеко не в каждой семье этому жизненно важному воспитательному моменту уделяется должное внимание. В то же время изучение двигательной активности школьников показывает, что у многих из них наблюдается гиподинамия, недостаток движений. Гиподинамия, как известно, вредна для здоровья; она оказывает неблагоприятное влияние на функциональное состояние дыхательной, сердечно-сосудистой и нервно-мышечной систем. Под влиянием правильно организованных и регулярно проводимых занятий физическими упражнениями в организме школьников происходит ряд положительных функциональных изменений, повышается уровень физической подготовленности, улучшается здоровье детей.

Для устранения дефицита двигательной активности детей недостаточно уроков физкультуры и мероприятий, проводимых школой в режиме школьного дня и во внеурочное время. Поэтому со всей очевидностью встает проблема физического воспитания в семье. При сознательном и активном содействии родителей идея превращения занятий физическими упражнениями в естественную потребность каждого ребенка может стать реальностью. Но родители должны в первую очередь сами осознать эту насущную необходимость, а лучшей формой агитации здесь станет их личный пример. Если родители, например, вместе с ребенком будут выполнять утреннюю гимнастику, то необходимость напоминаний и убеждения в ее пользе отпадет сама собой.

Родители должны обеспечить и «материальную базу» семейной физической культуры:приобрести необходимый спортивный инвентарь, сделать простейшие приспособления для выполнения физических упражнений. Очень желательны их участие и помощь при создании спортивных площадок, детских гимнастических городков во дворе и т.п. Неоценима деятельность родителей, которые знакомят ребят с азами того или иного вида спорта или просто организуют детей для интересной и полезной игры. Сейчас в школах широко практикуются домашние задания по физической культуре. Проследить за качеством их выполнения – прямая обязанность родителей.

При организации активного досуга детей важно уметь оценить их возможности и правильно дозировать нагрузку. А для этого родители должны обладать определенными знаниями. Рассмотрим некоторые из них.

Подвижные игры и физические упражнения оказывают разнообразное и в ряде случаев сильное воздействие на детский организм. Когда же эти упражнения не соответствуют возрасту, уровню физической подготовленности и состоянию здоровья ребенка, они могут оказать на его организм отрицательное воздействие. Вот почему при подборе игр и упражнений, которые родителя хотят использовать для активного отдыха своих детей, они должны обязательно посоветоваться с учителем физической культуры и врачом.

Существуют общие рекомендации, составленные с учетом особенностей развития каждой возрастной группы. У детей 6-8 лет мускулатура слаба, не окреп еще позвоночник, слабо развита грудная клетка. В этом возрасте особенно полезны физические упражнения и подвижные игры, укрепляющие соответствующие мышечные группы, построенные на быстрых и коротких движениях. Например, упражнения с легким большим и малым мячами, с обручами, со скакалкой, такие игры, как «салки», «палочка-выручалочка», «прятки».

Дети этого возраста очень подвижны. Естественные движения в играх составляют для них насущную потребность. Но они не умеют еще экономно расходовать свою энергию. Переутомление же ослабляет организм, вредно отражается на работе сердца и состояния нервной системы. Поэтому родители должны следить, чтобы игры и упражнения чередовались с отдыхом. Детям 6-8 лет противопоказаны упражнения, связанные со значительными и продолжительными мышечными усилиями, например, поднимание и переноска большого груза. Вредны также игры, требующие длительного силового напряжения, например, различного рода перетягивания и т.п. Такие игры могут привести к задержке роста и к различным расстройствам сердечной деятельности. Следует иметь в виду, что внимание у 6-98 летних детей быстро ослабевает. И поэтому не надо сердиться на ребенка, если, например, он, взяв мяч, через несколько минут попросит скакалку, а еще немного времени спустя начнет с друзьями играть в «прятки».

Дети 9-10 лет могут без вреда для здоровья заниматься физическими упражнениями и играми, требующими кратковременных усилий (перетягивание, сталкивание друг друга, повисание на руках, лазание по вертикально подвешенному канату, шесту). Они обычно обладают большой ловкостью и сноровкой. Им доступны и интересны уже более сложные подвижные и спортивные игры (футбол, волейбол), физические упражнения (прыжки с опорой, бег наперегонки и т.д.). Дети этого возраста начинают все больше интересоваться не только совершенствованием своих личных способностей, но находят удовлетворение в сравнении сил и способностей отдельных коллективов. У каждого возникает желание стать участником команды, чтобы вместе с товарищами добиваться побед над соперниками.

Дети 11-15 лет, как правило, очень быстро растут. Одной из особенностей этого возраста является недостаточная координация движений, оставляющая впечатление неловкости. Занятия гимнастикой, спортивными играми, лыжами, коньками в школе и дома помогут подростку. Следует, однако, помнить, что при занятиях, связанных с длительным бегом и борьбой, необходима осторожность. Игры, требующие большой физической нагрузки (футбол, баскетбол), приводят к утомлению. Поэтому важно проследить, чтобы ребята не злоупотребляли ими. Девочкам-подросткам не рекомендуются игры и упражнения, сопровождающиеся сильным сотрясением тела.

Большие возможности для активного отдыха детей, занятий физическими упражнениями и спортом открываются в летнее время. Есть очень много интересных подвижных игр, в которые можно играть на воздухе летом (также и зимой). Это – «пятнашки», «лунки», «охотники и утки», «прятки», «горелки». А также и спортивные игры, такие как, футбол, волейбол, пионербол. Все эти игры достаточно известны и не нуждаются в пояснении. Было бы хорошо, если бы родители вспомнили игры своего детства и научили им своих детей и их товарищей.

Очень полезно для здоровья детей плавание. Разность температуры воды и воздуха способствует закаливанию организма, тренирует его способность регулировать теплоотдачу. Движения, совершаемые в процессе плавания, представляют собой хорошие физические упражнения: они развивают мышцы, укрепляют сердце и легкие. Летом родители должны научить ребенка хотя бы азам плавания, приучить его не бояться воды.

Считаю необходимым напомнить, что лучшее время для купания – около полудня и от 17 до 18 часов вечера. Во время приема солнечных ванн нужно следить, чтобы голова ребенка была покрыта полотенцем или белым платком. Продолжительность солнечных ванн, как и время пребывания в воде, следует увеличивать постепенно, начиная с 5 мин, до 10-15 мин. для младших школьников и до 20-25 мин. для старших.

Обогащают летний отдых совместные велосипедные прогулки. Они укрепляют здоровье, повышают выносливость, воспитывают хорошую реакцию. Во время таких прогулок решаются и задачи познавательного характера, связанные с географией, естествознанием и другими дисциплинами. Эти задачи с успехом могут выполняться и во время пешеходных прогулок и туристских походов.

Маршрут путешествия родители должны избирать с учетом возраста и физической подготовленности детей. Это могут быть короткие однодневные походы или многодневные путешествия: пешеходные или комбинированные (часть пути пешком, часть – на лодках и т.п.). Маршрут надо прокладывать по красивой местности, с достаточным количеством источников питьевой воды.

Одежда ребенка в туристских походах должна быть удобной и легкой, обувь – разношенной, но крепкой. Она не должна жать ногу, но и не быть слишком просторной. Ребенок, так жекак и взрослые, обязан нести рюкзак, но соответствующий его силам.

В зимнее время открываются большие возможности для совместного катания на коньках, лыжные прогулки в лес, катание на склонах гор.

Занимаясь активным отдыхом зимой, не забывайте правильно одеть ребенка. Одежда должна быть удобной, легкой, теплой, а также ветрозащитной. Обязательно теплые варежки, спортивная шапочка, на ногах теплые шерстяные носки, лыжные ботинки или утепленные кроссовки.

Родители! Здоровье детей в Ваших руках. Приобщая детей к занятиям физической культурой, Вы и сами приобщаетесь к ней, укрепляя свое здоровье и здоровье своих детей.

И.А. Селиверстов

Заслуженный учитель России

www.metod-kopilka.ru

Классный час «Активный и пассивный отдых школьника»

Классный час «Активный и пассивный отдых школьника»

Цель: познакомить учащихся с различными видами отдыха, раскрыть значение отдыха для здоровья

Беседа: Есть два вида отдыха – активный и пассивный.

Активным называется отдых, который проходит в движении, в каких-то занятиях. Это прогулки, спортивные развлечения, подвижные игры…

Пассивным называется отдых без движения: сидя или лежа. Так отдыхают люди после тяжелого физического труда или те, кому трудно двигаться, – больные, пожилые. Но, к сожалению, немало детей и подростков, которые в силу особенностей своего характера, а иногда и просто лени, предпочитают посидеть или полежать на диване с книгой вместо того, чтобы поиграть в мяч или покататься на велосипеде. Свободное время, проведенное в движении, особенно на свежем воздухе, хотя и приводит к сиюминутной усталости, в дальнейшем возвращает человеку бодрость и свежесть, восстанавливает силы лучше, чем пассивный отдых в кресле. Значение активного отдыха и восстановление сил во время активной работы открыл знаменитый русский ученый-физиолог Иван Михайлович Сеченов. Уже в преклонном возрасте он занимался изучением движений, причем опыты проводил на себе. Изучая записи движений, ученый обратил внимание на то, что силы восстанавливались быстрее, если во время отдыха одной руки работала другая. Правая рука лучше отдыхала во время работы левой, чем во время полного покоя обеих рук. Так был впервые открыт эффект активного отдыха. При умственной работе особенно полезен активный отдых, когда нагрузка падает главным образом на мышцы, а мозг при этом отдыхает. Поэтому во время каникул нужно побольше гулять, играть в мяч, кататься на велосипеде, плавать. Лучше отдыхать помогает чередование разных по характеру занятий: прогулки с чтением, просмотр телепередач с подвижными играми, катание на велосипеде с игрой в шахматы…

Люди, много времени бывающие на открытом воздухе, меньше болеют, дольше живут. Они выносливее тех, кто проводит большую часть времени в замкнутых пространствах квартир, кабинетов, школ. В закрытом помещении накапливаются всевозможные вредные вещества и газы, разрастаются микробы, вызывающие разные болезни, сквозь стены и окна не проникают ультрафиолетовые лучи. В то время как в воздухе открытых пространств, особенно за городом, значительно меньше пыли, различных вредных бактерий и газов. Побыв некоторое время в помещении, люди часто не замечают, каким душным и спертым воздухом они дышат. Дышится в таком помещении поверхностно, неглубоко, а на улице среди зелени хочется вдохнуть побольше чистого воздуха. Самое лучшее во время каникул – это выехать куда-нибудь за город: в оздоровительный или спортивный лагерь. Если же такой возможности нет, то можно совершать экскурсии, туристические поездки с родными или друзьями. Наиболее полный отдых организм получает во время сна. Что касается школьников, то многие из них недосыпают совсем не потому, что времени на сон у них недостаточно, а потому, что они его неправильно используют. Иногда поздно засиживаются у телевизора, подолгу вечерами читают, а то и просто за разговорами и играми с товарищами теряют представление о времени, а потом сидят допоздна за приготовлением уроков. Школьникам среднего школьного возраста следует спать 10 часов. Школьники 5–6-х классов должны ложиться не позднее 21 ч. 30 мин. Некоторые школьники думают, что во время каникул спать надо дольше, чем в учебные дни, т.к. продолжительный сон полезен для здоровья, и спят до 10–11 часов утра. Домашние их не будят, думая, что если ребенок спит, значит у него есть в этом потребность. После такого чрезмерно продолжительного сна ребенок встает вялым, ему кажется, что он не выспался. Но это ощущение ложное. После длительного сна человек заторможен сверх меры и его нервной системе требуется время, чтобы переключиться на состояние бодрствования. Длительным сном лечат больных – тех, у кого нервная система чрезмерно возбуждена. Здоровым же детям совершенно не нужно спать дольше, чем положено по возрасту, а потом половину дня тратить на то, чтобы окончательно стряхнуть с себя сон. Если ложиться спать вовремя и спокойно спать до 7–7.30 утра, отдых получится достаточным. У тех, кто рано встает, день длиннее, они больше успевают сделать. Для того чтобы сон был крепким и спокойным, вечером не должно быть шумных игр, возбуждающих развлечений. Рекомендуются тихие игры, спокойные прогулки. Спокойное ровное настроение перед сном помогает быстрее заснуть. На ночь следует обязательно проветривать комнату, а в теплое время года желательно оставлять открытыми окно или форточку. Свежий прохладный воздух делает сон более глубоким, а чем глубже сон, тем полноценнее отдых.

Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья

Тест-анкета заполняется каждым школьником само­стоятельно. Приводится форма

тест-анкеты для юно­шей (мальчиков).

Из тест-анкеты для девушек (дево­чек) исключается вопрос 6.

На вопросы № 1-10 предполагается отвечать «да» или «нет»; вопросы № 11-15 предусматривают выбор од­ного из предложенных вариантов ответов.

Вопросы

  1. Я часто сижу сгорбившись или лежу с искривлен­
    ной спиной.

  2. Я ношу портфель, сумку (часто тяжелую), а не ранец.

  3. У меня есть привычка сутулиться.

  1. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.

  2. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).

  3. Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).

7. Я питаюсь нерегулярно, «кое-как».

  1. Нередко я читаю при плохом освещении лежа.

  2. Я не забочусь о своем здоровье.

10. Бывает, я курю.

11.Помогает ли тебе школа заботиться о своем здо­ровье?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

12. Помогли ли тебе занятия в школе создать дома
полезный для здоровья образ жизни?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

13. Какие наиболее типичные для тебя состояния на
уроках?

а) безразличие;

б) заинтересованность;

в) усталость, утомление;

г) сосредоточенность;

д) волнение, беспокойство;

е) что-то другое.

14. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?

а) заботятся о моем здоровье;

б) наносят здоровью вред методами своего препо­давания;

в) подают хороший пример;

г) подают плохой пример;

д) учат, как беречь здоровье;

е) им безразлично мое здоровье.

15.Как обстановка в школе влияет, по твоему мне­нию, на твое здоровье?

а) не оказывает заметного влияния;

б) влияет плохо;

в) влияет хорошо;

г) затрудняюсь ответить.
Обработка результатов

По вопросам 1-10 по одному баллу начисляется за каждый положительный ответ. По вопросам 11-12 балл начисляется за ответ «б». По вопросу 13 балл начисляется за ответы «а», «в», «д». По вопросу 14 балл начисляется за ответы «б», «г», «е». По вопросу 15 балл начисляется за ответы «б», «г». Затем полу­ченные баллы суммируются.

Интерпретация результатов

Благополучным считается результат, составляющий не более 6 баллов

«Зона риска» — более 12 баллов

Родительское собрание «Уроки этикета для родителей»

Эпиграфом собрания послужат слова В.А. Сухомлинского «Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет – вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства».

– Уважаемые родители, когда я готовилась к сегодняшнему собранию, то мне вспомнилась притча о Путнике Вечности. Я хочу вам ее рассказать.

Притча.

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

– Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

– С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

– Не он.… И этот не он.… И тот не он… – говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Люди уставились на дорогу – где Путник?

Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок.

Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой:

– Где же обещанный Путник Вечности?

(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)

– А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец

– Но это плачь новорожденного! – ответили люди.

– Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

Беседа с родителями

– Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

– Ведь именно ему жить в будущем.

– Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана )

Семейный этикет

Когда начинаешь говорить о семейном этикете, то часто сталкиваешься с откровенным непониманием, мол, какие могут быть церемонии между своими?! Тогда возникает резонный вопрос: а почему мы стараемся казаться воспитанными, вежливыми и культурными с зачастую совершенно для нас посторонними людьми, которых мы, вполне вероятно, больше никогда и не встретим в жизни, а с родными и близкими не церемонимся, хотя дороже их у нас никого нет?

В конце концов, вежливость и культурное, доброжелательное обхождение в семье – это залог стабильных и прочных семейных отношений, которые предполагают взаимоуважение, право каждого на личное пространство, терпимость к чужим привычкам и взглядам. А что, как не это, позволяет сохранить теплые чувства, не скатываясь в скандапы и разборки?

Кроме того, соблюдение известных правил семейного этикета вовсе не такое уж сложное дело, требующее немыслимых усилий. Напротив, это привычка вести себя одинаково воспитанно и на работе, и в общественных местах, и дома. И еще, не стоит забывать, что наши дети учатся всему у нас, и если они с детства получают наглядные уроки бескультурья, трудно будет ждать, что когда-то они, наконец, поймут, что культура поведения – это не только проявление уважение к окружающим, но и к самому себе тоже.

Когда-то в старину муж считался главой дома, а жена – душой семейного очага. Тогда же правила семейного этикета были незыблемы и неукоснительно соблюдались. И сейчас во многих семьях есть замечательные традиции, сохраняется уважительное отношение друг к другу, причем, это касается всех – старших членов семьи и детей тоже.

В чем суть семейного этикета? Он, как и этикет, вообще, призывает, в первую очередь, уважать привычки и вкусы и своей половины, и окружающих вас людей. В семье не принято выпячивать свое «я», требовать особого внимания и проявлять пренебрежение по отношению к своим близким. Даже, если у вас не складываются безоблачные отношения со свекровью (или с тещей), отношение к ним должно быть корректным.

Не нужно в присутствии детей обсуждать и, тем более, осуждать, своих друзей и знакомых. Понятно, что у мужа и жены могут быть серьезные проблемы, но вот такие разговоры следует проводить приватно, наедине. Дети еще не в состоянии разобраться во всех сложностях человеческих отношений, и им будет непонятно, почему родители говорят неприятные вещи в адрес тех людей, с которыми общаются. Более того, маленькие дети могут запросто озвучить услышанное, как раз при тех, о ком идет речь.

Этикет вообще, и семейный, в частности, требует соблюдения тайны переписки. Это касается не только супругов – родители также не должны читать письма детей без их согласия. Если же письмо получено от родственников или от общих знакомых, то необходимо об этом сообщить всем членам семьи.

Нельзя позволять себе рыться в карманах, сумочке, портфеле своих близких. Это же относится к личным записям – дневникам, записным книжкам и пр. Оправдать подобное вмешательство в личные дела любого члена семьи, все равно, взрослого или ребенка, недопустимо, и оправдать его лучшими намерениями, например, проконтролировать или уберечь от опрометчивого шага, нельзя.

Особенно важно уважительно относиться к личности ребенка. Если он увидит или узнает, что вы роетесь в его компьютере, дневнике, ранце, это почти наверняка вызовет его негодование и испортит ваши отношения. Более того, в таких случаях вернуть доверие и уважение детей очень сложно. Они станут скрытными, могут начать лгать, и теперь уж вы точно не сможете ни уберечь его, ни помочь в случае необходимости.

Принято постучать в закрытую дверь комнаты, если там кто-то находится, прежде, чем войти. Закрытая дверь предполагает, что человек уединился, чтобы побыть одному, или сделать что-то, что не принято делать на людях, например, переодеться и пр. Стучать нужно и, желая зайти в детскую комнату.

Во многих семьях приняты совместные семейные трапезы. И, конечно, за столом тоже стоит вспомнить об этикете. Кстати сказать, чем красивее и аккуратнее накрыт стол, тем легче соблюдать правила этикета. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш обед, завтрак или ужин прошел приятно, позаботьтесь накрыть стол, как полагается. И делать это нужно всегда, а не только для гостей. А членам семьи не стоит забывать сказать «спасибо» после еды. Кстати, если вам необходимо встать из-за стола раньше других, то по этикету полагается спросить разрешения.

Эпиграфом собрания послужат слова В.А. Сухомлинского «Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет – вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства».

– Уважаемые родители, когда я готовилась к сегодняшнему собранию, то мне вспомнилась притча о Путнике Вечности. Я хочу вам ее рассказать.

Притча.

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

– Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

– С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

– Не он.… И этот не он.… И тот не он… – говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Люди уставились на дорогу – где Путник?

Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок.

Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой:

– Где же обещанный Путник Вечности?

(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)

– А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец

– Но это плачь новорожденного! – ответили люди.

– Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

Беседа с родителями

– Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

– Ведь именно ему жить в будущем.

– Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана ).

Здоровьесберегающая структура урока.

1.Валеологическое пространство

– Санитарное состояние кабинета: освещённость, своевременное включение искусственного освещения, температура воздуха, свежесть воздуха, чистота пола, мебели.

– Состояние мебели: правильная расстановка, функциональность, соотвествие мебели росту учеников.

-Предметно-пространственная среда: оформление кабинета (количество стендов, объём информации, сменяемость информации, наглядно-иллюстративные материалы в шкафах).

– Озеленение кабинета.

– Другие приёмы оформления (фотообои, картины и др.)

– Качество и эстетика оформления наглядных пособий, дидактического материала.

– Цветовая гамма: соответствие цветовой гаммы мебели, отделки стен, пола, цвета штор.

– Наличие и размещение ТСО.

2.Учитель и ученик как основные объекты валеологического наблюдения.

Валеологический «портрет» учителя:

– Внешний вид учителя.

– Психологический настрой учителя на урок.

– Психоэмоциональное состояние учителя.

– Правильное и профессиональное построение и построение речи, отсутствие сарказма, насмешек, упрёков, интонация.

– Жестикуляция.

– Направленность взгляда.

– Уверенность в своих действиях, умение управлять классом.

– Тактичность, доброжелательность.

– Начало урока с психологического настроя ( привлечение внимания и обеспечение необходимой мотивацией).

– Аккуратные и разбоీчивые записи на доске, рациональность использования классной доски.

Валеологический «портрет» ученика:

– Внешний вид ученика (опрятный вид одежды и обуви, стрижка, чистота рук).

– Соблюдение правила ношения второй обуви.

– Психоэмоциональное состояние ученика.

– Место ученика в соответствии с психофизиологическими особенностями.

– Активность ученика на уроке.

– Контроль и коррекция деятельности учеников.

– Наблюдение учителя за самочувствием учеников:

– Оценка действий ученика отделяется от личного отношения к нему педагога.

– Учитель избегает прямых указаний и коррекции действий учеников.

– Ученики побуждаются к самооценке и самокоррекции, а также к оценке и коррекции деятельности друг друга.

Создание продуктивной атмосферы на уроке:

– Использование интересных, необычных аспектов темы, парадоксов, юмора в примерах, связанных с практической жизнью и бытом, с режимом дня учеников.

– Проблемные и творческие задания на уроке.

– Использование на уроке жизненного опыта учеников.

– Поощрение конкретных учащихся за конкретную работу.

– Учитель поддерживает и одобряет учеников.

– Применение активных методов обучения (дискуссии, ролевые игры, диалог).

– Использование специальных способов организации работы активных (пассивных) учеников.

– Своевременная, адекватная и взвешенная реакция на нарушения дисциплины на уроке.

– Использование элементов дополнительного воздействия: музыкальное оформление, цветотерапия, акватерапия, деревотерапия, ароматерапия и др.

– Валеологические компоненты урока, элементы урока по формированию позитивного отношения к жизни, осмыслению собственного «Я», формированию знаний и умений взаимодействия с условиями окружающей среды, гигиенических навыков, навыков ведения здорового образа жизни (валеологическое просвещение).

– Соответствие применяемых методических приёмов и валеологических технологий индивидуальным возрастным психофизиологическим особенностям ученика.

Способы предупреждения утомляемости на уроке:

– Постановка урока в расписании с учётом валеологических требований.

– Оптимальная продолжительность урока.

– Физиологичность урока: врабатывание, учёт шкалы распределения внимания учеников во время урока (использование данных физиологии и гигиены) для оптимальной работоспособности.

– Тренинг анализаторов на уроке.

– Физкультминутки, валеологические разминки на уроке.

– Учёт санитарно-гигиенических требований к использованию ТСО и вычислительной техники.

– Оптимальное соответствие объёма учебного материала познавательным возможностям учащихся.

Тест для родителей «Я и мой ребенок»

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики», «конструкторы» детской личности. Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

Вопросы

Ответы

1

2

Можете ли Вы

Могу и всегда так поступаю

Могу, но не всегда так поступаю

Не могу

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

А

Б

В

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

А

Б

В

3. Признаться в ошибке, совершенной по отношению к нему?

А

Б

В

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

А

Б

В

5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя?

А

Б

В

6. Поставить себя на место ребенка?

А

Б

В

7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)?

А

Б

В

:8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?

А

Б

В

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

А

Б

В

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

А

Б

В

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, и ни во что не вмешиваться?

А

Б

В

12. Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

А

Б

В

13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

А

Б

В

Ключ к тесту

Ответ «А» Оценивается в 3 очка, ответ «Б» — в 2 очка, ответ «В» — в 1 очко.

Если Вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки; кроме того, Вы склонны компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знания, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам.

doc4web.ru

План-конспект занятия на тему: “Активный отдых – залог крепкого здоровья и хорошей успеваемости”

Тема: Активный отдых – залог крепкого здоровья и хорошей успеваемости

Цель: Дать детям представление об активном отдыхе, как о необходимом условии жизни, обеспечивающем укрепление и сохранение здоровья.

знания о том, чем полезен активный образ жизни и вреден пассивный. Повторить правила поведения на реке и во время похода, закрепить знания о съедобных грибах, вспомнить зимние развлечения детей. Обогащать словарный запас.

Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Развивать внимание, логическое мышление, уверенность в себе, познавательную активность и умение теоретические знания применять на практике.

Материал: плакат «ЗОЖ», диаграмма «Сутки», плакат «Отдых», картина с изображением летнего отдыха детей, карточки (пляжный зонтик, панама, покрывало, купальник, полотенце, мяч, спасательный круг. валенки, чайник, отвертка), шифрограммы, кроссворд «Грибы», плакат «Рюкзак», карточки (котелок, продукты, топор, спички, компас, теплая одежда, палатка, посуда, мячик, вода, телевизор, кресло), вырезные куклы с набором одежды, картина «Зимние забавы детей», здоровьемеры.

Предшествующая работа: Поход на реку Троца, сбор грибов и ягод, экскурсия на водоемы и в лес, поездка на каток в город Чкаловск, рассматривание картины «Зимние забавы детей», беседа о «ЗОЖ».

Ход:

П.-   Наша беседа сегодня пойдет об активном отдыхе, но что это такое вы узнаете чуть-чуть попозже. А, сейчас ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: Почему здоровому человеку лучше живется, чем больному?

Д.-  Ничего не болит, не надо лечиться, его ничего не беспокоит, он хорошо себя чувствует…

П.-   Правильно, Здоровье человека бесценный дар природы. Разрушить здоровье легко, а купить невозможно. Здоровье-это важно. Больных людей жаль. Ведь если человек часто болеет, то он не может хорошо учиться. А учеба- это первая обязанность каждого школьника. Но если ребенок плохо себя чувствует, то он нервничает, не может ничего запомнить, появляется рассеянность и раздражительность. Взрослые сердятся на такого ученика, который не выполняет домашние задания, плохо считает, не может выучить стихотворение. Отсюда появляются проблемы в школе и дома.

И вот сегодня я могу научить вас, тому, что же нужно делать, чтобы хорошо себя чувствовать, отлично учиться и не расстраивать взрослых. Хотите?

Д:-  Да.

П.-  Тогда посмотрите на доску.

      ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ состоит из:

       1 Правильного питания

       2 Здорового сна

       3 Режима учебы и отдыха.

Сегодня мы с вами поговорим о третьей составляющей. Скажите мне, пожалуйста. Сколько часов в сутках?

Д.- 24 часа.

П.-  Правильно, Из них, чтобы быть здоровым, необходимо

           9-10 ч. Для ночного сна

           5-6  ч.  Уроки в школе

           2 ч.       Приготовление домашнего задания

           2 ч.       Кружки и секции

           2  ч.      Домашние дела

           2-4ч.     Личное время

      Как вы считаете, это много или мало?

Д. – Мало.

П.- И поэтому я призываю вас проводить это драгоценное время с пользой для своего организма. Различают 2 вида отдыха:

                – пассивный

                – активный

            Пассивный отдых – это отдых без движения.

            Активный отдых – это отдых + движение в удовольствие.

       Активный отдых намного полезней для людей, которые много занимаются умственной деятельностью, чем пассивный.

      А вы себя можете отнести к таким людям? А почему?

Д.- Занимаемся в школе, учим уроки, готовимся к различным мероприятиям.

П. – Правильно. Поэтому нужно отдыхать активно, чтобы восстановить свой организм. Ведь движение- это жизнь. В легкие поступает больше кислорода, отдыхает нервная система, человек становится бодрым и жизнерадостным.

 А теперь обратите внимание на доску. Я начала составлять схему про активный и пассивный отдых, помогите мне ее закончить, пожалуйста. Вот тут лежат карточки, на которых изображены любимые занятия детей вашего возраста. Я попрошу их распределить по видам отдыха.( Дети распределяют).

 Ну, давайте посмотрим, что же у нас получилось. Оказывается, что игра на компьютере, разговоры по телефону, лежание на диване, просмотр телевизора, хоть и приятный, но менее полезный отдых, для нашего организма , чем поход, прогулка в лес за грибами, купание на реке, участие в подвижных играх катание на коньках и лыжах.

Но, чтобы не навредить своему здоровью во время такого отдыха нужно знать и соблюдать определенные правила.

    Недавно было жаркое лето. Можно бегать на речку, дышать там свежим воздухом, загорать и купаться. Но что же нужно взять с собой на пляж, чтобы укрепить здоровье, а не навредить себе?

          Д.И. « Что нужно на пляже?».

  (На доске картина с изображением берега реки и детей. Воспитанникам предлагаются карточки с изображением предметов: пляжный зонтик, крем, вода, панама, покрывало, купальник, трусы, полотенце, спасательный круг, мячик, валенки, чайник, отвертка, чтобы выбрать и прикрепить на картину те предметы, которые нужны на реке.)

      Молодцы. Но посмотрите, все ли ребята правильно ведут себя на реке?

Д. – Нет. Нельзя далеко заплывать, нырять в незнакомом месте, долго лежать на солнце …

П. – Правильно. А еще я знаю самое любимое занятие ребят всех времен – это подвижные игры. Давайте вспомним самые известные, в которые мы играли летом.

            Д.И. « Расшифруй игру».

( детям раздаются шифровки и ключи к ним, работа в парах).

П.- Молодцы. А чтобы не навредить себе и другим, какие правила нужно соблюдать во время подвижных игр?

Д. – не толкаться, …

 

 П. – Чтобы немножко размяться давайте и сыграем в одну из этих игр. А чтобы было никому не обидно игру выберем считалочкой.

            П.И. « Арам шим – шим».

П.- А, когда накупаешься и наиграешься самое время прогуляться за грибами. Вы любите собирать грибы?

 

Д. –  Да.

П. – А правила поведения в лесу вы знаете?

Д. – нельзя разжигать костры, обижать птиц и зверей, уходить далеко от взрослых……

 П.- Молодцы, правила вы знаете, а вот хорошие ли вы грибники мы узнаем, если сможем разгадать кроссворд. Ведь в нем зашифрован гриб, который есть нельзя.

                       

                         Кроссворд « Съедобные грибы».

     ( детям предлагается кроссворд в форме гриба)    

  1. В лесу под березкой крошка,                  4.  Нет грибов дружней, чем эти,

                                                                        Знают взрослые и дети.

                                                                        На пеньках растут в лесу,

                                                                        Как веснушки на носу.

                                                                            5. Я в красной шапочке расту

                                                                             Под стройною осиною,

                                                                             Меня узнаешь за версту, зовусь я …

                                                                         

                                                                              6. И под старою сосною    

Только шляпка, да ножка.                                     Где склонился пень – старик,

                                                                             Окружен своей семьею,

                                                                             Первый найден …..

  1. Вдоль лесных дорожек                                

    Много белых ножек.

    Собирай, не мешкай,                                 7.  Растут в лесу сестрички, рыжие…..

    Это – ……

  1. Маленький, удаленький

     Сквозь землю прошел –

         Красну шапочку нашел.

П. – Молодцы! Грибники вы хорошие, а вот какие походники? Поход – это и удовольствие, и оздоровление организма. Но чтобы пойти в поход нужно сначала собрать рюкзак.

 

                Д.И. « Собери рюкзак»

   ( на доске рюкзак, дети выбирают нужные вещи и прикрепляют к нему)

П. – Раз рюкзак у нас готов, надеваем его на спину и

       Отправляемся в поход

       Сколько нас открытий ждет.

       Мы шагаем друг за другом

       Лесом и зеленым лугом.

      Крылья пестрые мелькают

     В поле бабочки летают.

      Раз, два, три, четыре,

      Полетели, закружились.

      Тишина стоит вокруг;

      Вышли косари на луг.

     Взмах косой туда, сюда,

     Делай раз и делай два.

     Видим, скачут по опушке

     Две веселые лягушки.

    Прыг – скок, прыг – скок,

     Прыгай с пятки на носок.

     К речке быстрой мы спустились,

     Наклонились и умылись.

     Раз, два, три, четыре.

     Вот как славно освежились,

     А теперь поплыли дружно.

     Делать так руками нужно:

     Вместе – раз, это – брасс.

     Одной, другой – это кроль.

     Качаясь на волне, плывем на спине.

     Все как один плывем, как дельфин.

    Вышли на берег крутой

    И отправились домой.

   

    Мы в походе побывали,

   Вы, случайно, не устали?

Д. – Нет.

П. – Ну, тогда давайте продолжим наш разговор. Но ведь не всегда у нас тепло. Бывает и зима. Когда лежит снег. Давайте посмотрим на картину (доска) и догадаемся, кто же из ребят, чем занят.

             Д.И.  « Отгадай занятие».

П. – Посмотрите какие все дети румяные и довольные. Но чтобы не заболеть зимой, нужно правильно одеваться на прогулку. И я предлагаю девочкам одеть Машеньку на каток, а мальчикам Сашеньку –  на лыжную прогулку.

                                    Д.И. « Одень куклу»

                                  ( дети одевают кукол)

П.- Вот мы с вами и вспомнили наиболее известные разновидности активного отдыха. Если вы в свободное время будете больше бывать на свежем воздухе и соблюдать правила поведения, то температура вашего тела не поднимется выше 36 и 6 градусов С. И мне хочется подарить вам вот такой уникальный прибор « ЗДОРОВЬЕМЕР». При помощи его мы сможем получить сведения о своем самочувствии. Хотите попробовать?

Д.- да.

П.- Тогда поставьте черточку напротив цифры 36. Я буду задавать вопросы, а вы если согласны с тем, что я говорю, то поднимайте резиночку на одно деление вверх, и говорите вот такие слова « Это я, Это я, это все мои друзья», а если нет, то опускайте вниз.

Кто в хорошую погоду

Побежит купаться в воду?

Будет плавать. загорать,

Свежим воздухом дышать?

Кто зимой на лыжах мчится

И мороза нет боится ?

Кто не будет битый час, на диване увалясь,

Телевизор свой смотреть, без движенья. как медведь.

Кто готов бежать во двор,

Чтоб играть в хоккей, футбол ?

Кто с компьютером друзья,

Но знает, что долго за ним сидеть нельзя?

Кто активно отдыхает

И пятерки получает?

П.- Ну, какая у вас температура? ( дети называют) Вот видите, вы все себя чувствуете на 36 и 6 и готовы выполнять домашнее задание. Наш разговор подошел к концу. Скажите, пожалуйста, что вы сегодня узнали для себя нового и какие сделали выводы?

Д.-

П.- сегодня я вами очень довольна. Хочется особенно похвалить…….

nsportal.ru

Организация активного отдыха школьников в семье

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Шувойская средняя общеобразовательная школа

Администрации городского округа Егорьевск

ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА

ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ

Автор: Селивёрстов И. А.

ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ

В нашей стране физическому воспитанию подрастающего поколения придается большое значение. Занятия физической культурой включены в учебные планы дошкольных учреждений, школ, училищ, высших учебных заведений.

Однако далеко не в каждой семье этому жизненно важному воспитательному моменту уделяется должное внимание. В то же время изучение двигательной активности школьников показывает, что у многих из них наблюдается гиподинамия, недостаток движений. Гиподинамия, как известно, вредна для здоровья; она оказывает неблагоприятное влияние на функциональное состояние дыхательной, сердечно-сосудистой и нервно-мышечной систем. Под влиянием правильно организованных и регулярно проводимых занятий физическими упражнениями в организме школьников происходит ряд положительных функциональных изменений, повышается уровень физической подготовленности, улучшается здоровье детей.

Для устранения дефицита двигательной активности детей недостаточно уроков физкультуры и мероприятий, проводимых школой в режиме школьного дня и во внеурочное время. Поэтому со всей очевидностью встает проблема физического воспитания в семье. При сознательном и активном содействии родителей идея превращения занятий физическими упражнениями в естественную потребность каждого ребенка может стать реальностью. Но родители должны в первую очередь сами осознать эту насущную необходимость, а лучшей формой агитации здесь станет их личный пример. Если родители, например, вместе с ребенком будут выполнять утреннюю гимнастику, то необходимость напоминаний и убеждения в ее пользе отпадет сама собой.

Родители должны обеспечить и «материальную базу» семейной физической культуры:приобрести необходимый спортивный инвентарь, сделать простейшие приспособления для выполнения физических упражнений. Очень желательны их участие и помощь при создании спортивных площадок, детских гимнастических городков во дворе и т.п. Неоценима деятельность родителей, которые знакомят ребят с азами того или иного вида спорта или просто организуют детей для интересной и полезной игры. Сейчас в школах широко практикуются домашние задания по физической культуре. Проследить за качеством их выполнения – прямая обязанность родителей.

При организации активного досуга детей важно уметь оценить их возможности и правильно дозировать нагрузку. А для этого родители должны обладать определенными знаниями. Рассмотрим некоторые из них.

Подвижные игры и физические упражнения оказывают разнообразное и в ряде случаев сильное воздействие на детский организм. Когда же эти упражнения не соответствуют возрасту, уровню физической подготовленности и состоянию здоровья ребенка, они могут оказать на его организм отрицательное воздействие. Вот почему при подборе игр и упражнений, которые родителя хотят использовать для активного отдыха своих детей, они должны обязательно посоветоваться с учителем физической культуры и врачом.

Существуют общие рекомендации, составленные с учетом особенностей развития каждой возрастной группы. У детей 6-8 лет мускулатура слаба, не окреп еще позвоночник, слабо развита грудная клетка. В этом возрасте особенно полезны физические упражнения и подвижные игры, укрепляющие соответствующие мышечные группы, построенные на быстрых и коротких движениях. Например, упражнения с легким большим и малым мячами, с обручами, со скакалкой, такие игры, как «салки», «палочка-выручалочка», «прятки».

Дети этого возраста очень подвижны. Естественные движения в играх составляют для них насущную потребность. Но они не умеют еще экономно расходовать свою энергию. Переутомление же ослабляет организм, вредно отражается на работе сердца и состояния нервной системы. Поэтому родители должны следить, чтобы игры и упражнения чередовались с отдыхом. Детям 6-8 лет противопоказаны упражнения, связанные со значительными и продолжительными мышечными усилиями, например, поднимание и переноска большого груза. Вредны также игры, требующие длительного силового напряжения, например, различного рода перетягивания и т.п. Такие игры могут привести к задержке роста и к различным расстройствам сердечной деятельности. Следует иметь в виду, что внимание у 6-98 летних детей быстро ослабевает. И поэтому не надо сердиться на ребенка, если, например, он, взяв мяч, через несколько минут попросит скакалку, а еще немного времени спустя начнет с друзьями играть в «прятки».

Дети 9-10 лет могут без вреда для здоровья заниматься физическими упражнениями и играми, требующими кратковременных усилий (перетягивание, сталкивание друг друга, повисание на руках, лазание по вертикально подвешенному канату, шесту). Они обычно обладают большой ловкостью и сноровкой. Им доступны и интересны уже более сложные подвижные и спортивные игры (футбол, волейбол), физические упражнения (прыжки с опорой, бег наперегонки и т.д.). Дети этого возраста начинают все больше интересоваться не только совершенствованием своих личных способностей, но находят удовлетворение в сравнении сил и способностей отдельных коллективов. У каждого возникает желание стать участником команды, чтобы вместе с товарищами добиваться побед над соперниками.

Дети 11-15 лет, как правило, очень быстро растут. Одной из особенностей этого возраста является недостаточная координация движений, оставляющая впечатление неловкости. Занятия гимнастикой, спортивными играми, лыжами, коньками в школе и дома помогут подростку. Следует, однако, помнить, что при занятиях, связанных с длительным бегом и борьбой, необходима осторожность. Игры, требующие большой физической нагрузки (футбол, баскетбол), приводят к утомлению. Поэтому важно проследить, чтобы ребята не злоупотребляли ими. Девочкам-подросткам не рекомендуются игры и упражнения, сопровождающиеся сильным сотрясением тела.

Большие возможности для активного отдыха детей, занятий физическими упражнениями и спортом открываются в летнее время. Есть очень много интересных подвижных игр, в которые можно играть на воздухе летом (также и зимой). Это – «пятнашки», «лунки», «охотники и утки», «прятки», «горелки». А также и спортивные игры, такие как, футбол, волейбол, пионербол. Все эти игры достаточно известны и не нуждаются в пояснении. Было бы хорошо, если бы родители вспомнили игры своего детства и научили им своих детей и их товарищей.

Очень полезно для здоровья детей плавание. Разность температуры воды и воздуха способствует закаливанию организма, тренирует его способность регулировать теплоотдачу. Движения, совершаемые в процессе плавания, представляют собой хорошие физические упражнения: они развивают мышцы, укрепляют сердце и легкие. Летом родители должны научить ребенка хотя бы азам плавания, приучить его не бояться воды.

Считаю необходимым напомнить, что лучшее время для купания – около полудня и от 17 до 18 часов вечера. Во время приема солнечных ванн нужно следить, чтобы голова ребенка была покрыта полотенцем или белым платком. Продолжительность солнечных ванн, как и время пребывания в воде, следует увеличивать постепенно, начиная с 5 мин, до 10-15 мин. для младших школьников и до 20-25 мин. для старших.

Обогащают летний отдых совместные велосипедные прогулки. Они укрепляют здоровье, повышают выносливость, воспитывают хорошую реакцию. Во время таких прогулок решаются и задачи познавательного характера, связанные с географией, естествознанием и другими дисциплинами. Эти задачи с успехом могут выполняться и во время пешеходных прогулок и туристских походов.

Маршрут путешествия родители должны избирать с учетом возраста и физической подготовленности детей. Это могут быть короткие однодневные походы или многодневные путешествия: пешеходные или комбинированные (часть пути пешком, часть – на лодках и т.п.). Маршрут надо прокладывать по красивой местности, с достаточным количеством источников питьевой воды.

Одежда ребенка в туристских походах должна быть удобной и легкой, обувь – разношенной, но крепкой. Она не должна жать ногу, но и не быть слишком просторной. Ребенок, так жекак и взрослые, обязан нести рюкзак, но соответствующий его силам.

В зимнее время открываются большие возможности для совместного катания на коньках, лыжные прогулки в лес, катание на склонах гор.

Занимаясь активным отдыхом зимой, не забывайте правильно одеть ребенка. Одежда должна быть удобной, легкой, теплой, а также ветрозащитной. Обязательно теплые варежки, спортивная шапочка, на ногах теплые шерстяные носки, лыжные ботинки или утепленные кроссовки.

Родители! Здоровье детей в Ваших руках. Приобщая детей к занятиям физической культурой, Вы и сами приобщаетесь к ней, укрепляя свое здоровье и здоровье своих детей.

И.А. Селиверстов

Заслуженный учитель России

compedu.ru

Организация активного отдыха детей в ДОУ. Дни здоровья и каникулы

Библиографическое описание:

Кукушкина М. А. Организация активного отдыха детей в ДОУ. Дни здоровья и каникулы // Образование и воспитание. — 2018. — №1. — С. 18-20. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/81/3085/ (дата обращения: 01.07.2019).



Статья раскрывает содержание образовательного цикла «неделя здоровья в детском саду» с точки зрения организации физкультурно-оздоровительной деятельности. Автор дает рекомендации по проведению традиционных оздоровительных мероприятий, а также знакомит с новыми формами организации активного отдыха детей.

Ключевые слова: дни здоровья, неделя здоровья, дошкольное образование, каникулы в детском саду, активный отдых, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий.

«Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными — задачи каждого дошкольного учреждения.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является совершенствование детского организма, повышение его работоспособности используя разнообразные формы и средства работы с детьми. Существуют разные формы организации физического воспитания. Инструктора по физкультуре в своей работе чаще всего используют физкультурные праздники и досуги; а также дни здоровья и каникулы.

Давно известно, что наиболее эффективной формой организации активного отдыха в условиях дошкольного учреждения является внедрение дней или недель здоровья. Как правило, в детском саду принято проводить неделю здоровья в каждый сезон года. В эти дни отменяются все учебные занятия. Режим дня насыщается двигательной активностью детей, спортивными играми и упражнениями, музыкальными развлечениями, трудом на природе, художественным творчеством, туристическими походами, приглашаются родители. Хочется отметить, что неделя здоровья — это не работа исключительно инструктора по физической культуре, весь коллектив детского сада обеспечивает комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность.

Каждый день недели здоровья начинается утренним приемом детей, который проходит в занимательной, шуточной форме. Детям и родителям предлагают выполнить различные веселые задания, прежде чем они попадут в группу: это может быть «полоса препятствий», загадывание загадок о спорте и так далее.

В неделю здоровья можно использовать нестандартную форму проведения утренней гимнастики «Семейную зарядку». В этот период приглашаются мамы и папы, старшие братья и сестры, а также спортивные бабушки и дедушки. Такая «Семейная зарядка» значительно повышает настроение и укрепляет нервную систему детей, заряжает их бодростью и положительными эмоциями на целый день, особенно горды и счастливы те дети, чьи родственники пробуют себя в роли инструктора по физкультуре. Хочется отметить важность этой работы и с точки зрения установления доверительного социального партнерства с родителями воспитанников. Родители начинают больше понимать и принимать правила детского сада, доверять воспитателям и специалистам, а педагоги в свою очередь, рассчитывать на поддержку семей воспитанников. В «Семейную зарядку» можно внедрить необязательный элемент — игру со взрослыми. В этом случае игру выбирают сами дети, они очень любят соревноваться с мамами и папами в скорости и ловкости.

В неделю «Здоровья» закаливание рекомендуется проводить не в привычной для детей форме, а с привлечением сказочных героев. В эти дни младшим дошкольникам в театрализованной форме сообщаются те или иные гигиенические знания, а затем в форме игры закрепляются полученные навыки.

А старшим дошколятам предлагают самим выступить учителями, просят рассказать и показать сказочным персонажам, как нужно закаляться прохладной водой, выполнять обтирания.

Гимнастика пробуждения вместе со сказочным героем помогает детскому организму не только проснуться и поднять мышечный тонус, но и улучшает настроение. Дети постепенно переходят ото сна к бодрствованию.

Большое значение в дни здоровья и каникул, необходимо придавать двигательной активности детей на улице. В эти дни инструктор по физкультуре совместно с педагогами планирует и проводит тематические прогулки оздоровительной и спортивной направленности. Максимально эффективно наполнить двигательной активностью прогулку на улице позволяет использование игровых педагогических технологий. В младших группах это чаще всего физкультурная деятельность по подвижным играм с обязательным гостем: Лисичкой, Собачкой или Зайчиком. Дети с большим удовольствием играют с героями, не замечая, что при этом выполняют сложные двигательные упражнения. Детям старшего дошкольного возраста в недели здоровья тоже предлагаются нестандартные занятия на улице. Для них подбираются больше игровых упражнений и забав в соответствии с центральной темой недели. Так, например, в ноябре, когда центральной темой является Родина — к детям приходит герой из русских народных сказок (Иван-царевич или Петрушка), который соревнуется с детьми в выполнении традиционных русских забав. Зимой, как правило, знакомят детей с зимними видами спорта или проводят зимнюю Олимпиаду.

Но самые любимые и долгожданные мероприятия для детей, проходящие в неделю здоровья, — это конечно, физкультурные праздники и досуги во второй половине дня. При этом дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.

К физкультурно-досуговой деятельности необходимо активно привлекать семьи воспитанников. Рекомендуется проводить совместные с родителями пробеги, спортивные фестивали, соревнования, туристические походы, организовывать выставки фотографий «Моя спортивная семья».

Традиционным для детского сада мероприятием в неделю здоровья является цикл спортивных праздников «Папа, мама, я — спортивная семья!». О программе и времени проведения предстоящих мероприятий родителям необходимо сообщать заранее, с тем, чтобы они тоже могли активного включиться в их подготовку. Обычно семьи воспитанников проявляют большую заинтересованность к вопросам касающихся физического развития и оздоровления детей. Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, уклада жизни семьи.

Одной из новых форм организации активного отдыха может стать Фестиваль Всероссийского Физкультурного Спортивного Комплекса ГТО. Не только дети, но и педагоги детского сада могут принять участие и сдать нормативы в таком Фестивале. Опыт показывает, что дети лучше включаются в физкультурно-спортивную деятельность, когда рядом с ними плечом к плечу тренируются и выполняют нормативы их старшие друзья — воспитатели и специалисты.

Это очень сильно мотивирует детей, и даже, казалось бы, самые не спортивные дети в своем упорстве достижения результатов становятся маленькими спортсменами. И для педагогов это тоже отличная мотивация держать себя в спортивной форме.

Прекрасное время для организации активного отдыха детей в детском саду каникулы. Для общеобразовательных групп каникулы организуются зимой во вторую неделю января. И летом, с 1 июня по 31 августа. А для детей, посещающих группы компенсирующей направленности вводятся дополнительные каникулы: в первую неделю ноября и первую неделю апреля. Их цель снизить интеллектуальную нагрузку детей, обеспечить активный отдых детям, способствовать оздоровлению и укреплению организма в единстве с эмоционально-позитивным состоянием психики дошкольников. Во время каникул отменяются занятия, связанные с умственной деятельностью детей. Наряду с этим широко применяются все организационные формы физического воспитания (утренняя гимнастика, ежедневные занятия физической культурой и др.) и значительно увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе.

Хочется также сказать про летний период, ведь лето — удивительная и благодатная пора для организации активного отдыха детей. Это обусловлено, прежде всего, тем, что летом уменьшается количество занятий в помещении, режим дня насыщается двигательной деятельностью, проводимой на открытом воздухе, появляется возможность более эффективно использовать в системе физического воспитания оздоровительную силу природы.

Мероприятия активного отдыха (физкультурные праздники и досуги, дни здоровья) в детских садах планируются творческой группой дважды в год, когда готовится годовой план работы детского сада и план летней оздоровительной компании.

Зная, что многообразная двигательная деятельность детей способствует укреплению здоровья, повышению функциональных и адаптационных возможностей организма, совершенствованию двигательных умений и навыков, важно помнить, что главная задача педагога по физической культуре в дошкольном детстве, научить ребенка получать радость от движения.

Литература:

  1. Копухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 198–199
  2. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 12 с
  3. Мащенко М. В., Шишкина В. А. Физическая культура дошкольников. — Мн.: Ураджай, 2000. 275 с
  4. Шебеко В. Н., Овсянкин В. А., Карманова Л. В. Физкульт- ура! — Мн.: «Просвещение», 1997. 125 с
  5. Мащенко М. В., Шишкина В. А. Какая физкультура нужна дошкольнику? — Мн.: НМ Центр, 1998. 136 с

Основные термины (генерируются автоматически): неделя здоровья, детский сад, ребенок, активный отдых, день здоровья, физическая культура, физическое воспитание, активный отдых детей, форма организации, двигательная деятельность.

Похожие статьи

Физическое развитие детей дошкольного возраста в летний период

Организация активного отдыха детей в ДОУ.

ребенок, упражнение, самостоятельная деятельность, физическая культура, индивидуальная работа, игра, самостоятельная двигательная деятельность, детский сад, двигательная активность, безопасное поведение.

Физкультурные праздники и досуги как эффективный метод…

ребенок, двигательная активность, детский организм, дошкольный возраст, правильная осанка, физическая культура, физическая рекреация, отдых, орган, процесс. Роль двигательной активности в формировании личности детей

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа…

Одной из главной задачей нашей страны — формирование жизнеспособного подрастающего поколения. Поддержка и сохранение здоровья детей, конечно, регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов, которые, безусловно…

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как…

В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности

Взаимодействие семьи и образовательной организации как…

Роль семьи в физическом воспитании ребенка. ребенок, Родитель, физическое воспитание, утренняя гимнастика, двигательная активность, вод, утренняя зарядка, упражнение, температура воды, физическое воспитание детей.

Модель летней оздоровительной работы в детском саду

Организация активного отдыха детей в ДОУ. Дни здоровья

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

Оздоровление детей через нетрадиционные формы и методы…

ребенок, двигательная активность, детский организм, дошкольный возраст, правильная осанка, физическая культура, физическая рекреация, отдых, орган, процесс. Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной

Формирование двигательной активности воспитанников…

За основу взяла двигательную активность как источник здоровья детей, улучшения их психического и физического состояния. Мною были определены основные направления работы: ‒ создание условий для развития двигательной активности и оздоровления ребёнка

Организация двигательной активности детей на прогулке

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание детей дошкольного возраста невозможно без правильно организованной и достаточной двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребёнка.

moluch.ru

Консультация на тему: Тема Активный отдых дошкольников

Тема Активный отдых  дошкольников

По определению многих авторов исследований, активный отдых  – это одна из форм организации двигательной деятельности детей.

Проведение активного отдыха, а именно: физкультурных досугов и физкультурных праздников способствует:

  1. Укреплению здоровья и закаливанию детей, т.к. выполняются физические упражнения на воздухе.
  2. Созданию веселого праздничного настроения у детей и взрослых.
  3. закреплению двигательных навыков детей в основных движениях и спортивных упражнениях.
  4. Развитию у детей физических качеств: ловкости, быстроты, гибкости, скоростно-силовых качеств, ориентировки в пространстве.
  5. Пробуждению интереса детей к занятиям физическими упражнениями, стимулирование желания детей заниматься физической культурой, привитие самостоятельности и инициативы детей в играх.
  6. Воспитанию нравственно-волевых черт характера, целеустремленности, настойчивости, смелости, дружелюбия.
  7. Формированию в процессе активного отдыха положительных привычек и нравственных качеств: доброжелательности, готовности выручить товарища, заступиться за него, если нужно; умение считаться с интересами и мнением партнеров по игре.
  8. Развитию творческой инициативы детей, способности создавать, реализовывать игровые замыслы, самостоятельно организовывать подвижные и другие игры, согласовывать друг с другом свои действия, вести себя в соответствии с сюжетом физкультурного праздника, взятой на себя ролью и правилами игры.
  9. Привлекать родителей к подготовке и активному участию в мероприятии вместе с детьми. Что приводит к объединению взрослых и детей общими целями.
  10. Созданию стойкого игрового коллектива, объединенного общими интересами, взаимными симпатиями, товарищескими взаимоотношениями.

Активный отдых (физкультурные досуги и праздники) доставляют детям радость, удовольствие. Прививают бережное отношение к игрушкам и материалам, привычку самостоятельно поддерживать порядок в игрушечном хозяйстве. Активный отдых является средством активного физического развития дошкольников.

По утверждению известного советского физиолога Н.М.Щелованова эмоции в жизни ребенка играют очень важную роль

Самая ранняя стадия общения ребенка с миром – стадия эмоциональная. Таким образом, положительная эмоциональная обстановка должна быть постоянно в детском саду. Этому в значительной мере способствуют различные формы развлечений

Особое место в ряду развлечений занимают физкультурные развлечения. Физическая деятельность само по себе приятна. Мышечное движение есть источник сильнейшей радости, которую И.П.Павлов так и называл «чувство мышечной радости». Умеренная мышечная нагрузка всегда улучшает самочувствие и поднимает настроение. Физические нагрузки – лучший способ разрядки. Физкультурные досуги и праздники при правильном подборе входящих в них элементов могут стать эффективным средством воздействия на личность ребенка. Они способствуют развитию мышления, воображения, целеустремленности, а также формированию чувства ответственности, приучают сдерживать свои желания, проявлять решительность.

Организация активного отдыха не требует специальной подготовки детей. Он строится на знакомом материале. А если и используется новый, то он не должен вызывать у детей затруднений.

Разрабатывая программу физкультурного развлечения, необходимо руководствоваться следующими критериями:

– содержание программы должно согласовываться с пройденным учебным материалом;

– игры и упражнения должны быть разнообразными по двигательному содержанию, и двигательным характеристикам;

– размещение игр и упражнений в программе должно отвечать правилам дозировки: физическая нагрузка постепенно возрастает, а в последнем задании снижается, но эмоциональная нагрузка возрастает непрерывно;

– после игр-эстафет или других заданий, сильно возбуждающих детей, целесообразно планировать зрелища, двигательные загадки, игры хороводного типа и другие моменты, обеспечивающие организованность играющих;

– после фронтальных игр большой подвижности, должны следовать задания, в которых действуют более выносливые дети, преимущественно мальчики;

– программы намечаются за 3-4 недели, чтобы отдельные игры или подводящие к ним упражнения были бы включены в план учебно-воспитательной работы и осваивать без спешки.

Воспитатель должен:

– выбрать место для проведения (зал, стадион, луг, парк) и с учетом его особенностей отбирать подвижные игры (3-4), сопутствующий литературно-художественный материал;

– к подготовке атрибутов и украшений (плакаты, значки, ориентиры, маски-шапочки и др.) необходимо привлечь детей;

– продумать способы подачи игрового материала (по тону и эмоциональной окраске). Желательно подготовить сценарий, в котором должно быть четко определено содержание действий ведущего; интересное и торжественное начало развлечений, игровые зачины, сюрпризное внесение атрибутов для игр, приемы распределения ролей нестандартные оценки действий детей, ритуалы награждения победителей в соревнованиях и т.д.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *