Для чего нужна хореография: Чем полезна хореография для детей

Почему важны занятия хореографией в детском саду и как их организовать

 

 

  • Что такое хореография и как она влияет на развитие дошкольников
  • Цели и задачи танцевальных занятий по ФГОС для разных групп в ДОО
  • Виды и приемы танцевальных занятий в детском саду
  • Принципы и правила подготовки хореографических занятий в ДОО

 

Воспитатели часто недооценивают роль хореографии в развитии детей, лишая их ярких впечатлений от танцевальных занятий. Независимо от возраста дети любят двигаться под музыку и разучивать новые движения. Чтобы эти занятия приносили пользу, воспитатель должен знать, зачем нужна хореография и как правильно проводить эти занятия.

 

 

Хореография в дословном переводе означает “запись танца”. Это понятие появилось, когда люди стали заниматься стенографированием танцев – быстро записывать движения условными знаками.

Позже смысл термина изменился и хореография стала означать “искусство танцев”. Теперь к хореографии относят все, что имеет отношение к танцу – например, такие разновидности как бальные, современные и народные танцы.

 

В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы к музыке и танцам, поэтому важно уделить внимание хореографическим занятиям в ДОО. Они развивают ребенка с разных сторон:

 

Физическая подготовка
Хореография – отличная альтернатива спорту. Танцы укрепляют мышцы ребенка, развивают гибкость и формируют правильную осанку. 

 

Легкость
Ребенок раскрепощается в танце, двигается более свободно и учится выражать свои эмоции через тело – в движениях и мимике. Раскрепощенное свободное состояние, которое ребенок учится испытывать в танце, переносится и в жизнь.

Ребенок становится более уверенным в себе и свободней общается со сверстниками. 

 

Развитие творческих способностей
Каждый танцор – творец. Он импровизирует, в моменте придумывая новые движения, и воплощает их в танце. Аналогично и в жизни ребенок становится способными придумывать новые идеи и нестандартные подходы.

 

Музыкальные способности
Ребенок учится двигаться в такт, у него развивается чувство ритма и музыкальный слух.

 

Развитие мозга
Исследования Н.А.Бернштейна и В.М.Бехтерева доказывают, что движения детей под музыку влияют на подвижность нервных процессов, а значит способствуют развитию мозга ребенка. 

Чтобы хореография приносила описанную пользу для детей, нужно установить четкие цели для занятий.

 

 

Согласно ФГОС танцевальные занятия в ДОО проводятся с четкой целью – сохранить и укрепить здоровье детей, научить их слышать музыку, выявить музыкальные и творческие способности, привить любовь к здоровому образу жизни и полезным привычкам.  

Цель хореографических занятий едина для всех детей в ДОО, но для разных возрастных групп отличаются их задачи.

 

Младшая группа

 

У детей 3-4 лет еще слабо развита координация движений. Они ходят, переваливаясь с одной ноги на другую, много бегают и неуклюже прыгают. Главная задача танцевальных занятий для младшей группы – научить малышей слышать, когда мелодия начинается и когда заканчивается, и совмещать с ней танцевальные движения. Они учатся ходить ритмично, топать поочередно ногами, выполнять упражнения и движения с предметами в руках (лентами или мячиками), кружиться в парах.

 

Средняя группа

У детей 4-5 лет уже сформирована осанка, они умеют спокойно и ритмично ходить, знают некоторые танцевальные движения в паре и с предметами в руках. Теперь им нужно научиться изменять движения в такт музыки, запоминать ритм мелодий. Дети тренируются выполнять элементы народных танцев, например, переход с пятки на носок или приседания. Также в этом возрасте следует поощрять импровизации ребенка под музыку.

 

Старшая группа

Дети 5-6 лет любят самостоятельно импровизировать. Они придумывают собственные танцевальные движения, проявляют интерес к исполнительству. В этом возрасте занятия направлены на отработку отдельных движений и их последовательное исполнение. Дети учатся менять скорость и характер движений, прислушиваясь к ритму музыки и взаимодействовать с остальными танцорами. Их движения становятся более пластичными и выразительными.

 

Подготовительная группа

В возрасте 6-7 лет дети хорошо управляют своим телом и могут непринужденно двигаться под любую музыку. На занятиях они учатся показывать тонкости движений. Например, переходить с обычного шага на торжественный марш и обратно. Они осваивают более сложные переходы и наборы движений, подъемы ног, полуприседания с выставлением ноги под пятку.

 

 

Танцевальные занятия должны включать разные виды упражнений, чтобы дети развивались гармонично. Планируя план занятий, включайте:

 

– Пантомимические упражнения
Это упражнения для развития мимики и жестикуляции, которые помогают сделать танец более выразительным. Например, когда в песне звучит строчка “тучка на небе” – дети хмурятся, а когда “солнышко” – улыбаются.

 

– Танцевальные упражнения
Это простые элементы народных или современных танцев. Например, воспитатель водит с детьми хоровод или дети учат переходы с носочков на пятки.

 

– Коллективно-порядковые упражнения
Учат детей показывать общие фигуры и перестраиваться, взаимодействуя с другими танцорами. Например, сначала дети двигаются паровозиком, а потом перестраиваются в круг или в шахматный порядок.

 

– Музыкально-ритмические упражнения
Учат детей чувствовать ритм, воспринимать музыку на слух, выполнять движения в такт музыки. Например, сначала под музыку двигаются только руки, затем только ноги, а потом все вместе.

 

Любое танцевальное упражнение можно преподнести разными способами. Это сделает занятия более интересными и разнообразными, и поможет малышам быстрее запомнить движения и соединить их в танец. Выделяют три основных приема:

 

1. Наглядный

Воспитатель показывает движения, а дети повторяют за ним. Важно показывать движения не только в момент изучения нового танца, но и при повторении старых. Позиции и движения может показывать не только воспитатель, но и ребенок. Также можно использовать картинки или видео.

 

2. Словесный

Речь становится связующим звеном между движениями и музыкой. Воспитатель короткими фразами обозначает, какое движение должны выполнить дети. Например, в определенный момент песни дети должны перестроиться из круга в шеренгу. Воспитатель сначала объясняет детям, что означает круг и шеренга. А во время танца в нужный момент говорит “Круг” или “Шеренга”, чтобы дети перестроились.

 

3. Игровой и песенный

Дети сильнее вовлекаются в занятие, если они не только молча двигаются, но и поют песни или разыгрывают сценку. Можно подобрать песенку, слова которой легко показать движениями. Дети поют песню и одновременно двигаются. Например, на строчке “Пойдем копать картошку”, дети начинают шагать в ритм музыки, а потом имитировать движение лопатой.

 

Эти методы дополняют друг и друга и помогают полностью погрузить ребенка в атмосферу занятия. В зависимости от возраста воспитанников они будут трансформироваться и подстраиваться под определенные задачи каждой группы ДОО.

 

 

Готовясь к танцевальным урокам, воспитателю следует придерживаться некоторых принципов:

 

1. Систематичность
Занятия хореографией должны быть регулярными. Важно постепенно повышать сложность и продолжительность танцевальных движений. Например, ребенок сразу не запомнит весь танец. Разучите отдельные движения и постепенно соединяйте их в общую композицию.

 

2. Последовательность
Каждый хореографический урок должен иметь определенную структуру. Сначала проводится разминка и разогреваются мышцы. Затем вы повторяете выученные движения, и только после этого показываете детям новые танцы.

 

3. Доступность


Оценивайте уровень подготовки детей и учитывайте задачи возрастных групп. Проводите обучение в игровой форме. Например, дети не просто прыгают, а прыгают как зайчики. 

 

4. Разнообразие
Все движения должны быть интересными и отличаться друг от друга. Начинайте обучение хореографии с упражнений, которые имитируют движения животных или используются в детских играх. Они развивают образное мышление, фантазию, учат координировать свои действия, развивают ловкость и пластичность.

 

На танцевальных занятиях дети учатся не просто слышать музыку, ритмично двигаться и выполнять определенные движения. Но и укрепляют мышцы, учатся творчески мыслить, анализировать свои действия, запоминать последовательность движений, фантазировать и выражать свои эмоции через танец. Задача воспитателей – правильно организовать танцевальные занятия и вовлекать детей разнообразными методами.

 

Зачем в школьном расписании обязательный урок хореографии

Нужна ли хореографии в современной школе? Многие родители считают, что стандартного набора общеобразовательных предметов достаточно, чтобы из ребёнка вырос успешный член общества. Но по-настоящему гармоничной личностью может стать только тот, кто не забывает развиваться не только интеллектуально, но также физически и духовно. Танец решает все эти задачи.

Начиная с Петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях танец был обязательным предметом. Его изучали не только в царском лицее, но и в скромных ремесленных училищах. Каждый человек, считающий себя образованным, знал новейшие и старинные бальные танцы и умел исполнять их в благородной манере.

Наше время диктует новые подходы и мерки, но нередко хочется, чтобы «честь» и «достоинство» были определены по старинке, как во времена прадедов. На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, в том числе хореография.

Урок танца — это отдых

Без целостного подхода к воспитанию мы скатимся до понятий «это важно, а это не пригодится». Хореография не только решает задачи духовного и эстетического воспитания, но и даёт физическую нагрузку. Сейчас, к сожалению, очень распространены ожирение, искривление позвоночника, остеохондроз, а ещё замкнутость, неумение общаться и зависимость от интернета.

Доктора поддержат, что танец для ребёнка — одна из лучших физических практик. Дети, занимающиеся танцами, реже болеют и развиваются быстрее, чем их ровесники, которые не танцуют. Тысячи научных исследований и статей посвящены этому вопросу. В книге «Интегративная танцевально-двигательная терапия» также исследуется танец как направление психотерапии.

В последнее время на первый план выходит проблема перегруженности детей и подростков уроками и домашними заданиями. Родители с детского сада настраиваются на ранний старт в образовании, стараясь ничего не упустить.

В школе начинается непрерывная гонка: бесконечные домашние задания, проекты, олимпиады, конкурсы, тематические мероприятия

Жизнь ребёнка превращается в круговорот ежедневных обязанностей, которые не приносят радости, а, наоборот, негативно влияют и на ребёнка, и на психологический климат в семье.

В эти моменты предлагаю родителям остановиться и задуматься, как вырваться за жёсткие рамки «фабрики по переработке сознания», желания любой ценой впихнуть в ребёнка как можно больше знаний. Палочкой-выручалочкой становится дополнительное образование, которое развивает таланты и наклонности ребёнка и помогает выразить индивидуальность. Уроки хореографии дают ребёнку глоток свободы и развивают творческие способности.

Как устроены уроки хореографии у нас в школе

В школе «Интеграция XXI век» я преподаю уже 13 лет. Уроки хореографии здесь обязательны, наравне с другими предметами общеобразовательного цикла. Урок рассчитан на детей разного уровня подготовки, нет специального отбора по профессиональным данным.

В младших классах — танцевально-ритмическая гимнастика. Эффективность таких занятий — в их разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы ребёнка. Упражнения на образность, импровизацию и сюжетные композиции помогают развивать эмоции.

Дети постарше начинают изучать классический танец у станка, позиции ног и рук, постановку корпуса. Большое внимание уделяем развитию координации, навыкам музыкального исполнения движений, точности и чёткости. Для развития артистизма я разучиваю танцевальные этюды народного характера, применяю современную хореографию.

В нашей школе две формы обучения хореографии: урочная и внеурочная деятельность. Вторая форма уже направлена на сценический результат: дети готовятся к выступлениям — от внутришкольных мероприятий до всероссийских и международных конкурсов.

Уважаемые родители, давайте отнесёмся серьёзно к воспитанию и обучению наших детей. Школа не в силах самостоятельно справиться с такой сложной задачей — формированием гармонично развитой личности. Давайте вместе ответим на вопрос «Нужен ли урок хореографии в школе?».

Иллюстрации: Shutterstock (Alenka Karabanova)

Танец | Определение, характеристики, типы, история, люди и факты

Питер Брейгель Старший: Крестьянский танец

Смотреть все медиа

Ключевые люди:
Игорь Юскевич Петр Ильич Чайковский Клаудио Монтеверди Игорь Стравинский Сергей Прокофьев
Похожие темы:
Западный танец латиноамериканский танец балет народный танец Танец коренных американцев

Просмотреть весь связанный контент →

танец , ритмичное движение тела, обычно под музыку и в заданном пространстве, с целью выражения идеи или эмоции, высвобождения энергии или просто получения удовольствия от движения сам.

Танец — это мощный импульс, но искусство танца — это тот импульс, который умелые исполнители направляют во что-то, что становится чрезвычайно выразительным и может порадовать зрителей, которые сами не хотят танцевать. Эти две концепции искусства танца — танец как мощный импульс и танец как искусно поставленное искусство, практикуемое в основном немногими профессионалами — являются двумя наиболее важными связующими идеями, пронизывающими любое рассмотрение предмета. В танце связь между двумя понятиями сильнее, чем в некоторых других искусствах, и ни одно из них не может существовать без другого.

Хотя приведенное выше широкое определение охватывает все формы искусства, философы и критики на протяжении всей истории предлагали различные определения танца, которые сводились к не более чем описаниям того вида танца, с которым каждый писатель был наиболее знаком. Таким образом, заявление Аристотеля в «Поэтике » о том, что танец — это ритмическое движение, целью которого является «представить человеческие характеры, а также то, что они делают и страдают», относится к центральной роли, которую танец играл в классическом греческом театре, где хор посредством своих движений воспроизводил темы драмы во время лирических интерлюдий.

Английский балетмейстер Джон Уивер, писавший в 1721 году, утверждал, с другой стороны, что «Танец — это элегантное и правильное движение, гармонично составленное из красивых положений и контрастирующих с изящной позой тела и его частей». Описание Уивера очень ясно отражает то благородное и куртуазное движение, которое характеризовало балет его времени, с его в высшей степени формализованной эстетикой и отсутствием сильных эмоций. Французский историк танца XIX века Гастон Вюйе также подчеркивал качества грации, гармонии и красоты, отличая «настоящий» танец от якобы грубых и спонтанных движений древнего человека:

Викторина «Британника»

Викторина «Все о танцах»

Хореографическое искусство. . . был, вероятно, неизвестен более ранним векам человечества. Дикарь, блуждающий по лесам, пожирающий дрожащую плоть своей добычи, не мог ничего знать о тех ритмических позах, которые отражают сладкие и ласкающие ощущения, совершенно чуждые его настроениям. Ближайшим приближением к ним, должно быть, были прыжки и скачки, бессвязные жесты, которыми он выражал радости и ярости своей жестокой жизни.

Джон Мартин, танцевальный критик 20-го века, почти игнорировал формальный аспект танца, подчеркивая его роль как физического выражения внутренних эмоций. При этом он выдал свою симпатию к экспрессионистской школе современного американского танца: «В основе всех этих разнообразных проявлений танца… . . лежит общее стремление прибегнуть к движению, чтобы экстернализовать состояния, которые мы не можем экстернализовать рациональными средствами. Это базовый танец».

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

По-настоящему универсальное определение танца должно, таким образом, вернуться к фундаментальному принципу, согласно которому танец является формой искусства или деятельностью, использующей тело и диапазон движений, на которые способно тело. В отличие от движений, выполняемых в повседневной жизни, танцевальные движения не имеют прямого отношения к работе, путешествию или выживанию. Танец, конечно, может состоять из движений, связанных с этими действиями, как в рабочих танцах, характерных для многих культур, и может даже сопровождать такие действия. Но даже в самых практических танцах движения, из которых состоит танец, не сводятся к движениям прямого труда; скорее, они включают в себя некоторые дополнительные качества, такие как самовыражение, эстетическое удовольствие и развлечение.

В этой статье обсуждаются техники и компоненты танца, а также эстетические принципы, лежащие в основе его понимания как искусства. Обсуждаются различные виды танцев с акцентом на их стиль и хореографию. История танца в разных регионах рассматривается в ряде статей; см. танец, африканский; музыка и танцы, Oceanic; танец, вестерн; искусства, среднеазиатские; искусства, Восточной Азии; искусство, исламское; танец, коренной американец; искусство, Южная Азия; и искусство, Юго-Восточная Азия. Взаимодействие между танцем и другими формами искусства обсуждается в народном танце.

Хореография | танцевальная композиция | Britannica

Ключевые люди:
Басби Беркли Марта Грэм Герберт Росс Боб Фосс Стэнли Донен
Похожие темы:
танец танцевальная нотация

Посмотреть весь связанный контент →

хореография , искусство создания и аранжировки танцев. Слово происходит от греческого «танцевать» и «писать». В 17-м и 18-м веках это действительно означало письменную запись танцев. В 19Однако в 19-м и 20-м веках значение изменилось, неточно, но повсеместно, в то время как письменная запись стала известна как танцевальная нотация.

Далее следует краткое описание хореографии. Для полной обработки см. танец: Хореография; танец, вестерн.

More From Britannica

танец: хореография

Танцевальная композиция так же креативна, как и музыкальная. Нотация танца, однако, представляет собой работу по анализу и репортажу, обычно выполняемую людьми, не являющимися хореографом, на языке или знаках, которые могут быть непонятны создателю.

В эпоху Возрождения мастера танцев в Италии, такие как Доменико да Пьяченца, преподавали социальные танцы при дворе и, вероятно, начали изобретать новые или аранжировать варианты известных танцев, таким образом совмещая творческую функцию с образовательной. В постановочном балете использовались те же шаги и движения, что и в социальном танце, и он принципиально отличался от него расположением танцпола и визуальной проекцией.

В 16 веке танцмейстеры при французском дворе так организовали узоры на полу, а также театральный и художественный контекст своих социальных танцев, что положили начало хореографической форме, балет де кур . В последующие два века разрыв между социальным танцем и театральным танцем увеличивался, пока балет в 19 веке не приобрел в основном независимый словарь.

Балетмейстер этой эпохи, хореограф, был аранжировщиком танца как театрального искусства. Гигантом хореографического искусства конца 18-го века был Жан-Жорж Новерр, чьи работы и сочинения сделали драматический балет, или балет действия, знаменитым. При этом балет включал в себя пантомиму, а также академические танцы, выражая танец повествовательным и театральным контекстом. После Новерра и его современника Гаспаро Анджолини эту тенденцию по-разному развили другие, особенно Жан Доберваль в реалистическом изображении современного деревенского народа, Шарль Дидло в движении к романтической сценической иллюзии и фантазии и Сальваторе Вигано в драматическом использовании ансамбля ( хореодрама ) и естественность трагического жеста.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Хореографы романтического направления использовали балет в том виде, в каком его кодифицировали такие мастера, как Карло Блазис, главным образом в театральных формах ballet d’action во времена Новерра или в оперных дивертисментах (балетных интерлюдиях). Балерина, ее роль, усиленная недавно изобретенным пуантом (положение баланса на крайнем кончике пальца ноги), и женский кордебалет приобрели новое значение. Хореографы, которые лучше всего развили искусство театрального танцевального повествования, были Огюст Бурнонвиль в Копенгагене; Жюля Перро, особенно в Лондоне и Санкт-Петербурге; и Мариус Петипа, доведший в Санкт-Петербурге зрелищный классический балет до апогея в таких произведениях, как «Спящая красавица», , в котором расширенные и сложные сюиты классического танца придали сюжету поэтическую и метафорическую выразительность.

Ранний современный танец в Соединенных Штатах представил новые элементы движения и выразительности; а в балете работы Михаила Фокина подчеркивали более натуралистические стили и более мощный театральный образ, чем балетный классицизм Петипа. С тех пор хореографические формы менялись между полюсами репрезентации и абстракции.

Танцевальная нотация в 20-м веке была связана с основными движениями, а также с формальным танцем, и этому способствовало изобретение новых систем абстрактных символов, наиболее влиятельными из которых были системы Рудольфа фон Лабана и Рудольфа Бенеша. Лабанотация была первой, которая указывала на продолжительность, беглость или интенсивность движения. Сегодня эти и другие системы продолжают быстро развиваться, чему способствуют фильмы и видеокассеты.

Хореография развивалась не менее стремительно. Методы композиции радикально различаются: одни хореографы используют импровизации своих танцоров в качестве исходного материала, другие придумывают каждое движение до репетиции. Мерс Каннингем радикально изменил контекст хореографии своим отношением к музыке и декору как случайным (а не совместным или вспомогательным) по отношению к танцу, использованием случайных методов в танцевальной композиции и организации, а также использованием нетеатрального пространства для исполнения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *