Специальности и профессии
Чему научат?
- Выполнять разработку спецификаций отдельных компонентов
- Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля
- Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств
- Выполнять тестирование программных модулей
- Оптимизировать программный код модуля
- Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификации
- Разрабатывать объекты базы данных
- Реализовывать базу данных в конкретной системе управления базами данных
- Решать вопросы администрирования базы данных
- Реализовать методы и технологии защиты информации в базах данных
- Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения
- Выполнять интеграцию модулей в программную систему
- Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных средств
- Производить исследование и оптимизацию созданного программного кода с использованием программных средств
- Инсталлировать, настраивать и обслуживать программное обеспечение компьютерных систем
- Обеспечивать защиту программного обеспечения компьютерных систем
Кем быть? Я стану программистом!
XXI век – век бурного развития информационных технологий. Сегодня невозможно представить предприятие, организацию, производство, учебный или технологический процесс и даже индустрию развлечений без компьютерной техники и программного обеспечения. Поэтому значение профессии программиста в современном мире невозможно переоценить. Техник-программист может быть как руководителем крупных проектов по разработке программного обеспечения, так и «одиночкой», пишущей код конкретной программы.
Перед большинством предприятий и организаций рано или поздно встает вопрос автоматизации, поэтому программист является своего рода консультантом, выполняющим посредническую функцию между тем, что желает получить руководитель, и тем, что предлагает мир высоких технологий. Он выполняет работу по обеспечению обработки информации, проводит подготовительные операции, связанные с осуществлением вычислительного процесса, ведет наблюдение за работой машин. Он готов к профессиональной деятельности по разработке, настройке и сопровождению программного обеспечения в организациях различной отраслевой направленности. От профессиональной деятельности техника-программиста сегодня может зависеть работа любой организации, а профессия программиста в нашей стране остается одной из самых престижных, востребованных и высокооплачиваемых.
Именно по инициативе работодателей нашего города в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Ростовской области «Донецкий промышленно-гуманитарный техникум» открыта новая специальность – 09.02.07 Информационные системы и программирование. Выпускники получат квалификацию техник-программист, а также рабочую профессию «Наладчик технологического оборудования» или «Оператор электронно-вычислительных машин» (по выбору).
Техники-программисты смогут поступить на работу в информационно-вычислительные центры, информационные отделы банков, коммерческих компаний, государственных органов управления и других организаций и занимать должность сотрудника отдела информационных технологий, программиста, системного администратора, администратора баз данных. Могут выполнять функции сборщика ПК, мастера по ремонту и обслуживанию компьютерной техники, программиста, дизайнера и разработчика сайтов и Web-приложений, программиста в системе «1С: Предприятие» и др. Хорошим стартом карьеры может стать присоединение к группе программистов при разработке какого-либо проекта. Крупные проекты часто привлекают внимание западных компаний, которые «перекупают» российских программистов.
Выпускники специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование будут подготовлены к освоению в сокращенные сроки образовательной программы высшего профессионального образования по родственным специальностям. В настоящее время руководством техникума подписаны договора о сотрудничестве с социальными партнерами – Донским государственным техническим университетом (ДГТУ), Южно-Российским государственным техническим университетом (ЮРГТУ) имени М.И.Платова.
Абитуриент! Если Вы используете свой компьютер «не только забавы ради, но и пользы для» и кое-что уже умеете делать с его помощью практически, постоянно открывая для себя все новые его, почти неограниченные возможности, уже пытались на своем компьютере «обновить операционку» или «увеличить память» – ЗНАЧИТ, что нам с Вами по пути!
Мы поможем Вам стать настоящим IT-профессионалом! У нас есть для этого самые современные и технические, и программные ресурсы, а самое главное – высокопрофессиональные специалисты, педагоги, которые вас научат не только отлично знать свою специальность, но и помогут открыть в себе новые способности, о которых Вы раньше не подозревали, появится возможность раскрыться как личности. Надо только принимать участие в общественной жизни техникума. Можно петь, танцевать, заниматься спортом, участвовать в конкурсах профессионального мастерства, соревнованиях, конференциях, фестивалях. Ваши усилия не останутся незамеченными. В составе команды ДПГТ Вы можете быть направлены на региональный проект «Молодежная команда губернатора», студенческий слет «Мастер на все руки» в п. Дивноморский Краснодарского края, студенческий форум «Время ярких идей» в г. Красный Сулин, Донской образовательный фестиваль «Образование. Карьера, Бизнес». Вы не только расширите свой кругозор, получите бурю положительных эмоций и впечатлений, но и найдете новых друзей!
Прием в техникум осуществляется без вступительных испытаний, ГИА и ЕГЭ, по конкурсу аттестатов.
Ждем по адресу: г. Донецк, ул. Гаражная, 10. Справки по телефону: 2-11-08.
Преподаватель техникума
Ю.Г. Белашева
ДГПГТ, Донецкий государственный промышленно-гуманитарный техникум — Учёба.ру
Колледж экономических международных связей
Для выпускников 9 и 11 классов.
Высшее образование онлайн
Федеральный проект дистанционного образования.
Я б в нефтяники пошел!
Пройди тест, узнай свою будущую профессию и как её получить.
Технологии будущего
Вдохновитесь идеей стать крутым инженером, чтобы изменить мир
Студенческие проекты
Студенты МосПолитеха рассказывают о своих изобретениях
Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА
120 лет опыта подготовки
Международный колледж искусств и коммуникаций
МКИК — современный колледж
Английский язык
Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.
15 правил безопасного поведения в интернете
Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.
Олимпиады для школьников
Перечень, календарь, уровни, льготы.
Первый экономический
Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.
Билет в Голландию
Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.
Цифровые герои
Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.
Работа будущего
Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет
Профессии мечты
Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.
Экономическое образование
О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.
Гуманитарная сфера
Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.
Молодые инженеры
Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.
Табель о рангах
Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.
Карьера в нефтехимии
Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.
выселенных университетов Украины | openDemocracy
Несмотря на относительно открытую систему образования Украины для жителей сепаратистских территорий, война и экономический кризис в регионе создают неизбежные проблемы для тех, кто получает образование. (c) Адам Дэви/EMPICS Sport/PA Images. Все права защищены.
Вооруженный конфликт вспыхнул на востоке Украины в конце 2013-2014 учебного года — перед сдачей выпускных экзаменов. Университеты, колледжи и школы готовились к вручению дипломов и сертификатов успешным кандидатам. Но летом 2014 года локальные стычки переросли в полномасштабные боевые действия. На подконтрольных сепаратистам территориях прошел референдум о независимости двух самопровозглашенных республик, так называемых Донбасской народной республики (ДНР) и Луганской народной республики (ЛНР). Эти новые политические образования в основном копировали существующую украинскую систему правления, поэтому в обеих республиках появились министерства образования.
Я поговорил с более чем 20 учениками и учителями по обе стороны границы. Многие из них говорили о росте взаимной нетерпимости и отчуждения среди людей, проживающих в зоне конфликта. Большинство из них видели войну, нищету, коррупцию и систематическую деградацию социальных и гуманитарных институтов, а также пропаганду с обеих сторон как главные препятствия на пути урегулирования ситуации.
Изгои
Во время беспорядков, которые иногда называют «Русской весной», сторонники независимости так называемых ДНР и ЛНР захватили административные здания и офисы не только украинских спецслужб, но и гражданских учреждений.
10.09.2014 боевики захватили здания Донецкого национального университета (ДонНУ). Атаку возглавил пророссийский политолог Сергей Барышников, до 2013 года преподававший политологию на истфаке университета. Похожая история произошла и в другом важном вузе: Николай Бойко, самопровозглашенный мэр Донецка и лидер местных сепаратистов, был назначен проректором Донбасского государственного технического университета (ДонГТУ) в Алчевске Луганской области.
Смена флага в Донецком национальном университете. Источник: АннаНьюс.
Двумя месяцами ранее Минфин Украины прекратил финансирование подконтрольных сепаратистам территорий. Сотрудники вузов остались без зарплаты, студенты — без грантов, а сами университеты остались с дефицитом бюджета и долгами. Правительство организовало перевод преподавателей ДонНУ в Винницу, в центрально-западную часть Украины, но некоторые предпочли остаться в Донецке.
На Донбассе начало учебного года отложили на месяц, но обещанная президентом Украины Порошенко в предвыборной кампании короткая антитеррористическая операция (АТО) не состоялась. В ноябре 2014 года Совет национальной безопасности Украины принял решение об эвакуации всех государственных органов и банков с Донбасса. К этому моменту распад университетов был более или менее полным. Ключевые посты заняли лояльные сепаратистам люди, а преподавательский состав разделился по идеологическому признаку: одни поддерживали идею независимости Донецка и Луганска от Украины, другие стремились сохранить территориальную целостность своей страны.
«Здесь в Донецке была настоящая кампания ненависти против меня и моего мужа. Мы стали изгоями за поддержку Майдана в Киеве»
«Здесь в Донецке была настоящая кампания ненависти против меня и моего мужа. Мы стали изгоями за то, что поддержали Майдан в Киеве», — рассказывает мне Ирина, учительница английского языка. «Нам угрожали расправой на работе. Мы собрали все самое необходимое — одежду, книги, документы и украинский флаг — и ночью уехали в Днепропетровск. С тех пор я больше не была в Донецке, хотя муж несколько раз был у родителей».
Ирина работала в одном из донецких вузов, но уехала из города летом 2014 года после угроз со стороны пророссийски настроенных коллег. Она попросила меня не называть ее фамилию, так как все еще боится травли. Сейчас она преподает курсы английского языка, но возвращаться к работе в университете не хочет — зарплата слишком мала, чтобы платить за квартиру.
Проблемы с переездом
«Было много трогательных историй о людях, рискующих жизнью, чтобы вывезти контрабандой свои университетские флаги. Преподаватели и студенты приезжали из зон конфликтов только в той одежде, в которой они стояли, — говорит Сергей Квит, министр образования и науки Украины с февраля 2014 по апрель 2016 года. был настроен. Мы начали работать с международными фондами и организациями, чтобы наши университеты могли подключаться к международным образовательным программам».
Квит рассказывает мне об общей схеме, которая была разработана, чтобы помочь университетам переехать из районов, контролируемых сепаратистами. Министерство образования Украины издаст приказ об эвакуации только после того, как в университете будет создана инициативная группа из студентов, преподавателей и администрации, которая сможет взять на себя ответственность за переезд. Университеты будут переезжать в свои кампусы в других местах, где это возможно, или, если нет, вести переговоры с местными властями о выделении места. ДонНУ, например, смог переехать в бывшее административное здание (русская ссылка) водочного завода «Кристалл» в Виннице.
«С этим справились не все, но положительной стороной было то, что переехавшие стали сплоченной командой»
В самопровозглашенных республиках остались значительные средства и оборудование. «Нам не давали ничего взять из университета, даже нашу интеллектуальную собственность, хотя мы, конечно, могли взять все, что было на наших домашних компьютерах», — говорит Светлана Марова, исполняющая обязанности ректора перемещенного Донецкого государственного университета управления. .
По словам Алексея Мозуляки, проректора Донецкого юридического института, переехавшего в Кривой Рог, переезд стал настоящим испытанием для сотрудников института. Университеты должны были выяснить, готовы ли люди переехать, бросив семью и друзей: «Не все могли с этим справиться, но положительным моментом было то, что переехавшие стали сплоченной командой. Наши люди были единственным, что нам удалось взять с собой», — говорит он мне.
Новый дом Донецкого юридического института в Кривом Роге. Источник: Донецкий юридический институт. Вернадского в Крыму. Остальные нашли новые дома в Кривом Роге, Краматорске, Северодонецке, Харькове и других городах.
Каждому вузу было выделено финансирование, но чтобы получить деньги, им пришлось переоформить все свои официальные документы, пересмотреть штатную структуру и перезаключить договоры с казначейством, то есть те средства, которые были им выделены, но которые находились на счетах в контролируемых сепаратистами районах. Эти ресурсы стали доступны университетам только после их перерегистрации на новом месте.
Преподаватели эвакуированных вузов сообщают, что получили зарплату вовремя и задолженность в течение месяца. Однако в 2015 году бюрократические проволочки привели к тому, что персонал (в основном вспомогательный персонал, такой как техники, справочный персонал и секретари) Донецкого национального технического университета (ДонНТУ), переехав в Покровск, должен был ждать шесть месяцев своей зарплаты (российская ссылка), чтобы поймать вверх с ними.
Сотрудник Донецкого национального технического университета обращается к Facebook, чтобы выговориться о невыплате заработной платы
По словам Квита, проблем с переездом студентов из других районов не было. Их приняли сверх обычного количества студентов. «В течение первого семестра — до конца года — они могли решить, остаться ли им в своем первоначальном кампусе или переехать в эвакуированный университет». В ноябре 2014 года министр образования сообщил, что около 5500 студентов решили переехать в другие части Украины. А к 2016 году, по данным образовательного сайта Osvita.ua, это число подскочило до 40 000, причем Донбасс покинули 3 400 преподавателей вузов.
Народный депутат Алексей Рябчин, старший преподаватель ДонНУ, был одним из инициаторов создания Совета ректоров переселенных вузов и участвовал в разработке законопроектов, направленных на развитие этих вузов. В результате более тысячи выпускников школ были приняты в вузы без сдачи обычного государственного выпускного экзамена. Как говорит мне Рябчин, необходимо облегчить путь выпускников школ из так называемых ДНР и ЛНР в высшие учебные заведения: «государство должно продолжать поддерживать эти университеты и институты, чтобы сохранить научный и академический потенциал украинских Донбасс».
Другая сторона
В ноябре 2015 года аккредитационная комиссия Министерства образования Украины аннулировала лицензии (украинская ссылка) всех высших учебных заведений на подконтрольных сепаратистам территориях Донецкой и Луганской областей и Крыма. А в феврале 2017 года эта участь распространилась и на колледжи, техникумы и училища, хотя этим учащимся разрешено получать украинское образование — теперь действует процедура аттестации и квалификации студентов, желающих учиться дальше в Украине.
Для получения аттестата об окончании девятого и одиннадцатого классов учащиеся ЛНР и ДНР должны зарегистрироваться в начальной школе. Это может быть центр экстерната или любая школа, созданная для дистанционного обучения. Студент должен посещать эту школу несколько раз в год.
Три года войны и сопровождающая ее пропаганда привели к тому, что все больше и больше людей на подконтрольных сепаратистам территориях планируют свою жизнь с учетом реалий военного времени как и те предметы, которые не преподавались в ДНР или ЛНР, например история Украины. Студенты высших учебных заведений с этих территорий могут сдавать экзамены в украинских вузах или переводиться туда даже на ту же ступень курса. Таким образом, министерство образования Украины разрешает студентам получать аттестаты, но только после того, как они сдадут экзамены на территории, контролируемой государством. Дипломы ЛНР или ДНР не признаются.
В сторону России
Решения Украины относительно аккредитации далеко не популярны в Донецке. По словам министра образования ДНР Ларисы Поляковой, такое решение было мотивировано «желанием отомстить за собственные неудачи в учебе». Она продолжила: «В нашей республике есть своя аккредитационная комиссия и свое государство», и что решение министерства образования Украины не имеет отношения к профессионалам образования в ДНР.
Январь 2015: Глава самопровозглашенной Донецкой Народной Республики Александр Захарченко позирует с двумя студентами после пресс-конференции в Донецком университете. (c) Джеймс Спранкл/DPA/PA Images. Все права защищены.
По данным непризнанной республики, количество студентов в ДНР составляет 74 000 человек, четверть из которых обучается гражданской обороне и пожарной безопасности за государственный счет.
Министерства образования ЛНР и ДНР начали переговоры о признании их квалификаций в России и облегчении поступления их выпускников в российские вузы. В июле 2015 года министр образования и науки России Дмитрий Ливанов объявил, что аттестаты со штампами непризнанных республик будут иметь равный статус с аттестатами из Украины как с точки зрения закона, так и с точки зрения образовательной аккредитации. Эти молодые люди обычно поступают в вузы соседних регионов России, таких как Ростовская, Воронежская и Белгородская области.
«Все больше и больше людей на подконтрольных сепаратистам территориях планируют свою жизнь с учетом реалий военного времени»
Также были случаи, когда сотрудники вузов ДНР и ЛНР могли защитить свои диссертации в российских вузах. В 2015 году, например, несколько десятков студентов ДонГТУ получили степень магистра машиностроения в Липецком государственном университете. А в 2016 году Министерство образования России присвоило ученые степени 3000 студентов из ДНР.
Первый ректор Донецкого национального университета экономики и торговли Лидия Омлиянович вручает министру образования ДНР Ларисе Поляковой подарок от московского института. (с) Игорь Маслов / РИА Новости. Все права защищены.
Однако для жителей ДНР и ЛНР выбор вуза часто зависит от их политических симпатий и их восприятия будущего региона. Три года войны и сопровождающая ее пропаганда привели к тому, что все больше и больше людей в районах, контролируемых сепаратистами, стали планировать свою жизнь с учетом реалий военного времени. Экономический кризис в регионе также может не оставить людям выбора: их главная надежда на заработок, помимо службы в военизированных формированиях, — найти подработку в России.
Образование в ДНР и ЛНР также дрейфует в сторону России. Но если часть студентов местных вузов сможет одновременно получать внешние дипломы российских вузов, они обнаружат, что не могут использовать эти квалификации для того, чтобы потом устроиться на работу в Украине.
Образование без выбора
Светлана живет в подконтрольном сепаратистам городе Горловка и учится в Донецком национальном университете ДНР. Она говорит мне, что родители не могут позволить себе отправить ее далеко в университет, а Донецк рядом: «Я надеюсь, что к тому времени, как я закончу, война закончится, и мой диплом будет чего-то стоить. Я знаю, что половина наших студентов и преподавателей уехала, но библиотека и лаборатории остались, поэтому настоящий университет все еще здесь, а не в Виннице».
Одноклассница Светланы Кристина тоже не собирается покидать ДНР — она патриотка непризнанной республики, и о своем образовании начинает говорить с кучей пропагандистских штампов — «хунта» (киевская власть), «боевые отряды» ( украинские добровольческие батальоны) и «укропы» (правые украинские патриоты). Кристина, как и ее родители, верит в будущее ДНР и называет Украину «бывшей Украиной». Она считает, что идеологической обработки в республике нет — ни в школах, ни в вузах, — но регулярные патриотические акции с участием сепаратистов — это здорово.
Естественная нищета, приходящая с войной, мешает студентам получить качественное образование — для родителей студентов из самопровозглашенных республик переезд детей к месту учебы стоит значительных денег
Правда, однако , что образование милитаризуется по обе стороны линии фронта. В Украине ветераны войны посещают школы и университеты. В феврале 2017 года, например, бойцы батальона «Азов» (украинская ссылка) встречались с учениками киевской школы №182 в честь трехлетия Майдана.
Добровольческие батальоны также участвуют в патриотических учениях вне школьной системы. Они организуют летние лагеря и курсы военной подготовки для молодежи в возрасте от 9 до 18 лет. Вот уже три лета демобилизованные бойцы батальона «Азов» обучают детей рукопашному и ножевому бою, сопровождая их лекциями об «идеологии украинского национализма». , в рамках программы летнего лагеря «Азовец». На территории лагеря запрещены электронные гаджеты, а дети имеют доступ к своим мобильным телефонам всего на 20 минут в день, чтобы позвонить домой. Другие националистические организации проводят аналогичные программы для детей.
Детский летний лагерь «Азов», Киевская область, 2016 г. Источник: Азов.
Виталий Сизов, руководитель Донецкого института информации, видит параллель между этими практиками и патриотическим воспитанием в советской образовательной традиции. «Советская эпоха наиболее актуальна для людей по обе стороны линии фронта, поэтому встречи с бывшими комбатантами более или менее одинаковы для обеих групп. По обе стороны линии фронта люди у власти пытаются завладеть символическим пространством». По словам Сизова, то, что дети воспитываются в двух «противоположных мировоззренческих мирах», может привести к конфликту в будущем, но пока трудно оценить реальный эффект от этой ситуации.
Политолог Михаил Минаков считает, что этот конфликт уже существует, поскольку война становится для молодежи нормальной жизнью. «В этой новой школьной инициативе, — говорит мне Минаков, — патриотизм, на мой взгляд, рассматривается как военная подготовка к войне, в которой врагами являются русские и русскоязычные украинцы».
Большинству учащихся из зоны конфликта приходится часто пересекать линию фронта, перемещаясь из дома в школу или университет и обратно. Кроме стоимости продуктов питания и других предметов первой необходимости, в обеспечении которых они полагаются на своих родителей, у них нет другой поддержки — они находятся в чужой среде, и их шансы на рынке труда ограничены отсутствием рабочих мест.
Война брендов
С начала войны академическое сотрудничество между преподавателями университетов, оставшимися в самопровозглашенных республиках, и теми, кто покинул зону, контролируемую сепаратистами, практически не было.
Однако это не означает, что между бывшими коллегами не было неформальных контактов. Те, кто работает в эвакуированных вузах, время от времени приезжают домой, а те, кто работает в системе образования ДНР и ЛНР, приезжают в Украину, чтобы разобраться со своими пенсиями или документами, удостоверяющими личность, поскольку паспорта, выданные непризнанными республиками, не имеют юридического статуса. В последнее время это усложнилось: правительство Украины ввело систему пропусков для регулирования пересечения демаркационных линий, а власти ДНР и ЛНР также ввели правила посещения подконтрольных им территорий, что серьезно ограничивает свободу передвижения людей. проживающих на востоке Украины.
Регулирующий орган в непризнанных республиках пытается привлечь выпускников школ обещанием российских дипломов, хотя сама война работает на их пользу едет к родителям в Луганскую область. Поддерживает связь с оставшимися там коллегами: «Нигде жизнь непростая. Сначала я не поддерживал ни одну из сторон конфликта, но я не могу работать с людьми, которые сейчас управляют Луганском. А еще я не хочу обманывать своих студентов: дипломы ЛНР нигде не признаются, и в республике тоже. Вся наша академическая традиция и репутация ушли».
Михаил считает, что студенты смогут найти качественное образование и в Украине, и в России, но качество профессорско-преподавательского состава в том, что осталось от Луганского вуза, невысоко: студенты с таким же успехом могли бы заниматься дома .
Обе стороны, тем не менее, борются за привлечение студентов в будущем. Украина предлагает студентам из зоны АТО пакет поддержки в виде бесплатного или льготного обучения, субсидии на содержание и долгосрочных кредитов под низкие проценты, а также бесплатного проживания в общежитии и учебников. Школьники из ЛНР и ДЛР также могут подготовиться к выпускным экзаменам экстерном в Украине или дистанционно и пройти независимую внешнюю аттестацию после сдачи экзаменов.
Соответствующий регулирующий орган в непризнанных республиках, наоборот, пытается заманить абитуриентов обещанием российских дипломов, хотя сама война работает им на пользу. Многие жители ДНР и ЛНР предпочитают учиться в местных вузах, чтобы избежать опасностей постоянного скитания по линии фронта и проблем жизни вдали от дома.
В то же время состоятельные украинцы уезжают учиться из дома — в Европу, обычно Польшу, Чехию или Прибалтику. Владимир Бугров, проректор Киевского национального университета имени Шевченко, рассказывает мне, что польские университеты снизили плату за обучение в 2014 году, что привлекло много студентов из Украины: «В Польше нужно будет тратить деньги на проживание, а это будет стоить около столько же, сколько платили бы в Украине».
Для местных украинских вузов эвакуированные вузы и институты, конечно же, стали конкурентами в борьбе за абитуриентов. А с учетом демографического спада в стране, низких рейтингов во внешней независимой оценке и нарастающих проблем с платежеспособностью украинцев эта конкуренция становится еще более жесткой.
Министерство образования Украины, однако, не планирует объединять эвакуированные вузы с местными. В ноябре 2016 года президент Порошенко подписал закон, юридически подкрепляющий деятельность перемещенных вузов. Эти университеты сохранят свой статус высших учебных заведений в течение следующих пяти лет, и им не придется добиваться аккредитации после окончания войны. Более того, на погашение кредитов этих вузов был наложен временный мораторий. Закон также предотвращает наложение штрафов на университеты, пытающиеся погасить долг.
Такое лояльное отношение к эвакуированным университетам можно объяснить политическими соображениями. Если бы перемещенные университеты были присоединены к местным образовательным вузам, это дало бы сепаратистам основания утверждать, что университеты на подконтрольных им территориях — единственные, кто может претендовать на бренд Донецкого или Луганского университета.
Несмотря на относительно открытую систему образования Украины для жителей сепаратистских территорий, война и экономический кризис в регионе создают неизбежные проблемы для тех, кто получает образование. Разделенные линией фронта, люди все чаще не планируют свою жизнь и карьеру на долгосрочную перспективу. С другой стороны, российский или украинский диплом становится выбором того, где вы будете жить в будущем, по крайней мере, до окончания конфликта.
Естественная нищета, приходящая с войной, мешает школьникам получить качественное образование — для родителей школьников из самопровозглашенных республик переезд детей к месту учебы обходится в значительную сумму денег. Это значит, что инвестиции в будущее своих детей — это далекая перспектива, как и мир на востоке Украины.
Перевод Лиз Барнс.
Российские государства на Донбассе — не «народные республики»
Вера Ястребова, адвокат из Донецка и активистка рабочего движения, сообщила 26 февраля в социальных сетях, что матери и жены в Донецкой и Луганской «народных республиках» отчаянно ищут способы защитить своих мужчин от принудительной мобилизации в условиях развернувшейся войны. .
«Звонят и говорят, что мужчин забирают с [угольных] шахт и отправляют прямо на фронт, хотя у них нет военного опыта», — написала Ястребова.
Ранее на этой неделе активисты на территории, подконтрольной правительству Украины, узнали от своих товарищей из «республик», что, поскольку их ополчение не набрало достаточного количества солдат, призывают более пятидесяти пяти человек.
Такие реалии резко контрастируют с риторикой Кремля о государствах как оплотах оппозиции «нацистскому» режиму.
Районы, известные на русском языке как Донецкая Народная Республика (ДНР) и Луганская Народная Республика (ЛНР), составляют восточную часть Донецкой и Луганской областей соответственно; западные части оставались под контролем украинского правительства даже после 2014 года. Несмотря на названия «народной республики», они регулярно запугивали организованных рабочих и политических диссидентов, институционализировали насилие и попирали права человека. Они также руководили развалом промышленности и катастрофическим падением уровня жизни.
Тяжелые условия, нормализовавшиеся с тех пор, как эти государства были основаны в 2014 году, не являются точным руководством к тому, как поддерживаемые Россией силы или сама Россия могут управлять другими частями Украины, если они захватят их силой. Но нищета, обрушившаяся на население этих «народных республик» за последние восемь лет, все же дает некоторые указания.
Здесь я сначала остановлюсь на подготовке к заявлению президента Владимира Путина 21 февраля о признании Россией «республик», за которым 24 февраля последовало полномасштабное вторжение в Украину. Затем я описываю, как экономика, политика и рабочие движения «республик» изменились с момента их создания восемь лет назад.
К концу войны 2014–2015 годов на востоке Украины отказались от стремления крайних русских националистов создать государство Новороссию, включающее шесть юго-восточных областей Украины. Путин упомянул об этой идее в своих выступлениях в 2014 году, но затем отложил ее. Две «народные республики» должны были оставаться отдельными друг от друга и от России.
Второе Минское соглашение 2015 г. требовало от Украины децентрализации и вывода вооруженных формирований, но этого не произошло, и сначала Москва, казалось, была довольна тем, что эти государства остались как бельмо на глазу украинского государства.
Первым признаком того, что политика Кремля смещается в сторону признания и/или интеграции, стало стремление, инициированное двумя президентскими указами в середине 2019 года, предоставить российское гражданство русскоязычным украинцам как в «республиках», так и в Территория под контролем Украины. В настоящее время роздано более 800 000 паспортов, что эквивалентно более чем одной трети оставшегося взрослого населения штатов.
В отчете Восточной правозащитной группы (EHRG), основанной профсоюзными активистами, перемещенными из Донецка на территорию, контролируемую Украиной, сделан вывод о том, что «паспортизация» была частью стремления к «постоянному [российскому] контролю» над «республиками». ” Он шел с милитаризацией (в частности, введением «военно-патриотического» воспитания в школах и спортивных секциях) и интеграцией системы образования с российской.
Перед парламентскими выборами 2021 года в России жителей «республик» призывали голосовать онлайн или отвозили автобусами на избирательные участки в Ростовской области России. Галя Койнаш из Харьковской правозащитной группы сообщила, что жителей «массово вербуют» в «Единую Россию» (ЕР), доминирующую пропутинскую партию в российском парламенте.
В день выборов прошлого года в Донецк приехал ведущий депутат от ЕР Дмитрий Саблин и заявил, что проводится эксперимент по «присоединению этой территории к России». Шквал подобных звуковых фрагментов заставил наблюдателей поверить в то, что Кремль рассматривает возможность аннексии, а не признания «республик».
Путь для пропагандистского наступления ЕР проложили лояльные российскому парламенту оппозиционные партии «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП) и Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), представители которых выезжали в Донбасс регулярно с 2015 года. Сергей Миронов, бывший председатель верхней палаты российского парламента и лидер «Справедливой России», номинально социал-демократической, но яростно националистической партии, был одним из первых сторонников интеграции «республик» с Россией.
«Республики» натравили свои жестокие, произвольные правоохранительные органы на украиноязычных и сторонников украинской власти.
Продвижение «русского мира», который, по мнению Путина, включает в себя территории Украины и других бывших советских республик, а также саму Россию, имеет порочную сторону: «республики» устанавливают свои жестокие, произвольные правоохранительные органы на украиноязычных и сторонников украинской власти. Первое место в списке посягательств на свободу слова в 2019 году–21, составленный агентством ООН по правам человека, представлял собой приговор к 13,5 годам лишения свободы, вынесенный луганскому бизнесмену, который публично выражал проукраинские взгляды.
Трое мужчин, арестованных в 2020 году за исполнение песен на украинском языке, восхваление киевской власти и критику луганских властей, все еще находились в заключении без суда, когда отчет был опубликован в октябре 2021 года. Луганская «народная республика» не делится информацией с ООН, поэтому их местонахождение оставалось неизвестным.
Сползание к интеграции также обернулось трагедией для жителей «республик», которым необходимо выехать на подконтрольную Украине территорию, в том числе для многих получателей социальных пособий. Большинство пунктов пропуска через линию разграничения были закрыты во время пандемии COVID-19. Местные транспортные операторы начали предлагать поездки по территории России; Украинские пограничники штрафовали многих людей, которые совершали эти поездки, пока протесты общественных активистов не привели к изменению закона.
Донбасс (т. е. Донецкая и Луганская области, части которых занимают «республики») исторически был известным центром угледобычи, сталелитейного и химического производства.
По мере того, как Украина оправлялась от катастрофического экономического спада, последовавшего за распадом Советского Союза в 1991 году, экономика Донбасса все больше зависела от экспорта стали, угля и железнодорожных локомотивов. Россия оставалась его крупнейшим рынком. Экономика других регионов росла быстрее, в некоторых случаях извлекая выгоду из новых отраслей и услуг. Но война 2014–2015 годов и последовавший за ней раздел Донбасса выгнали его население с корнем и разрушили промышленную базу.
К 2021 году война унесла примерно 14 000 жизней, из которых около четырех тысяч были гражданскими лицами, и около 30 000 получили ранения. Он рассредоточил большую часть населения Донбасса: из довоенного населения в 6,6 миллиона человек, по оценкам, 3,3 миллиона человек покинули свои дома. Из них 1,8 миллиона проживают в качестве внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) в Украине и 1,5 миллиона в России и Беларуси. Целые города и села опустели.
А еще до российского вторжения в этом году ООН отнесла Донбасс к одной из самых заминированных территорий в мире.
За первые четыре года конфликта (2014–2017 годы) экономика Донбасса сократилась на 61 процент, обнаружил экономист Влад Михненко — в основном из-за «быстрой и жесткой деиндустриализации». Объем промышленного производства в Луганске упал более чем на четыре пятых, а в Донецке — наполовину. Десятки шахт закрыты и затоплены, а мелкомасштабная неформальная добыча угля фактически легализована. Сталелитейные заводы и производственные мощности простаивают.
Внешняя торговля рухнула, Луганск практически остановился, а Донецк упал почти на две трети. То, что осталось от государственной экономики, тесно связано с российской, а рубль является основной валютой с 2015 года9.0005
Уровень жизни рухнул. Михненко показал, что в 2017 году средняя заработная плата в Донецкой «народной республике» составляла 174 доллара в месяц (38 процентов от уровня до 2014 года), а в Луганской «республике» — 229 долларов в месяц (56 процентов от уровня до 2014 года). Невыплата заработной платы носит повсеместный характер.
Безработица в подконтрольных правительству частях Донбасса в 2018 году составляла 14-16 процентов. Статистики по «народным республикам» не было, но уровень аналогичен. В то же время ощущается нехватка квалифицированной рабочей силы, в том числе медицинского персонала, горняков, педагогов. Квалифицированные работники уезжают, если могут, опрос EHRG показал: трудовая миграция в Россию поощряется властями.
До 2014 года большая часть тяжелой промышленности Донбасса контролировалась финансовой группой СКМ, владелец которой Ринат Ахметов является одним из самых богатых политически влиятельных бизнесменов (олигархов) Украины. В феврале 2017 года украинские националисты, связанные с конкурирующим олигархом Игорем Коломойским, заблокировали экспорт ахметовского угля из «республик» в Украину. Против акции выступили организованные рабочие.
В ответ вооруженные силы сепаратистов захватили активы Ахметова и, несмотря на некоторую риторику о «национализации», передали их компании «Внешторгсервис» (ВТС), зарегистрированной в Южной Осетии, оккупированном Россией анклаве в Грузии и контролируемой Сергеем Курченко. , миллиардер, связанный с бывшим президентом Украины Виктором Януковичем. (В середине 2021 года Курченко сменил Евгений Юрченко.)
Взаимодействие ВТС с политическим и военным руководством «народных республик», а также с российскими элитными кругами выходит далеко за рамки эффекта «вращающихся дверей». Большинство наблюдателей считают их неразлучными.
Экономику можно было перевернуть с помощью части ресурсов, которые российское государство сейчас тратит на разорение Украины.
Социолог Сергей Куделя писал в 2017 году: «В реальности «республики» начинают приобретать черты военно-бюрократического режима, при котором военнослужащие и чиновники доминируют в обществе посредством принуждения и монополизации распределения богатств».
Экономическая катастрофа в «народных республиках» не может быть приписана только их политическому руководству; это в значительной степени продукт войны и рецессии. Но это ужасный факт капитализма двадцать первого века, что можно было бы развернуть экономику и начать переход к новым видам промышленности, имея лишь малую толику тех ресурсов, которые сейчас тратит российское государство на разорение. в Украину.
Военизированные власти в «народных республиках» резко сократили пространство для общественно-политической деятельности. В отчете ООН сделан вывод о том, что публичное обсуждение «более деликатных политических тем» не проводится из-за «страха и самоцензуры» и что протесты против экономических условий, такие как забастовки, влекут за собой «серьезные последствия, включая произвольное задержание».
Несмотря на название государства, реальное участие населения в политике сталкивается с жесткими институциональными ограничениями. В Донецкой «народной республике» военные власти в 2014 году ввели «беспартийную демократию» (!). «Народный совет» обладает политической властью и допускает одну легальную партию, Коммунистическую партию Донецкой Народной Республики, хотя в 2016 году он исключил представителей Коммунистической партии из своих рядов. В парламенте доминируют два «общественных движения» с высокой долей военачальников в их рядах. Исследователь Кимитака Мацузато показал, как Владислав Сурков, влиятельный кремлевский посредник, работал с донецкими властями над созданием системы.
Организованные рабочие выступления в «республиках» были крайне редки. Самой известной акцией последних лет стала подземная сидячая забастовка 119 горняков с невыплатой заработной платы за несколько месяцев на шахте «Комсомольская» в Антраците. Четырнадцать активистов были арестованы по статье 252 УК РФ, которая предусматривает наказание за «неоднократное нарушение установленного порядка, организацию или проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетов» до пяти лет лишения свободы. Спор закончился, когда их отпустили и выплатили часть невыплаченной зарплаты.
Несмотря на название государства, реальное участие населения в политике сталкивается с жесткими институциональными ограничениями.
Публичное запугивание гражданского общества подкрепляется менее прозрачной системой пыток, унижений и принудительного труда в военных тюрьмах. Журналист Станислав Асеев, который в 2017–2019 годах провел в заключении в Донецке 31 месяц и был освобожден в результате обмена пленными, задокументировал физические пытки (лечение электрошоком и избиение половых органов), изнасилования мужчин и женщин и другие виды жестокого обращения. , себя и других.
Профсоюзные активисты EHRG разоблачили использование рабского труда в тюрьмах Луганска в отчете за 2016 год. Заключенные, осужденные по украинскому законодательству до 2014 года, оказались во власти внесудебного режима, который заставлял заключенных бесплатно работать в столярных, слесарных и других производствах.
Заключенных, отказавшихся работать, жестоко избили вооруженные люди в масках; содержался в одиночной камере без еды и воды в течение трех дней; и заставляли под угрозой избиения стоять от восьми до десяти часов на палящем солнце. Когда заключенные протестовали коллективно, охранники вызывали спецподразделения ГУ МВД для нападения на них.
Профсоюзные активисты и правозащитники в основном покинули «народные республики» после репрессий в 2014 г. ; те, кто остался, ведут себя «сдержанно, опасаясь преследований», говорится в отчете ООН. Женские правозащитные организации и группы поддержки жертв домашнего насилия также работают в тени.
Группы, которые организовались в подконтрольных Украине частях Донбасса и поддержали общественные движения в «республиках», когда появилась возможность, включают:
- EHRG, поддерживающая независимую организацию рабочих. Павел Лисянский, юрист EHRG и бывший сотрудник профсоюза горняков, сказал в интервью 2017 года, что профсоюзные структуры, одобренные «республиками», были «сформированы для контроля над рабочими». У рабочих-боевиков в «республиках» «нет ни закона, ни прав, люди беззащитны».
- Пацифистская группировка «Черные дни Донбасса», созданная Энрике Менендесом (гражданином Донбасса испанского происхождения). Он требует, чтобы украинское правительство назвало день памяти жертв войны на востоке Украины среди гражданского населения.
- женских организаций, в том числе: Женская правозащитная группа, созданная в 2017 году юристом Ириной Никульниковой в ответ на возмущение по поводу невыплаты заработной платы в угольной компании «Лисичанскуголь»; группа Веры Ястребовой, устроившая марш за права женщин в Международный женский день в 2018 году в Лисичанске; и группа Гражданской инспекции труда, созданная в 2014 году в Дебальцево для защиты трудовых, социально-экономических прав и прав женщин.