Дополнительные кружки в школе – программы и направления :: SYL.ru

Содержание

программы и направления :: SYL.ru

Дополнительное образование в школе – это не просто внеклассная деятельность, предполагающая занятия в различных кружках или секциях. Это понятие выступает средством формирования личности ребенка и непрерывного обучения полезным навыкам. Дополнительное образование в начальной школе, средней или старшей – это мероприятия и факультативы, которые должны быть объединены в единое образовательное пространство.

Цели и значение

Основным назначением организации дополнительных внеклассных мероприятий, кружков, секций и факультативов является раннее обнаружение талантов ребенка, развитие творческих способностей, формирование разностороннего круга его интересов, помощь в профессиональном самоопределении. Система дополнительного образования в современной школе должна:

  • отвечать потребностям детей различных возрастных категорий;
  • помогать раскрывать личный потенциал, творческую жилку;
  • обеспечивать психологический и социальный комфорт учащихся;
  • побуждать к самостоятельному развитию навыков, воспитывать самодисциплину;
  • помогать реализовать потенциал общего образования в процессе углубления и практического применения знаний, которые были получены на уроках.

Ценность такого вида образования состоит в том, чтобы предоставлять детям возможность почувствовать всю важность обучения, побуждает намного более внимательно относиться к занятиям, способствует реализации на практике всех полученных на уроках знаний.

Ребенок, который имеет возможность проявлять себя с детских лет, во взрослом возрасте вероятнее сможет добиться лучших результатов в профессиональной деятельности и вообще на своем жизненном пути. Хорошая программа дополнительного образования в школе побуждает детей самостоятельно развиваться, способствует повышению статуса ребенка в глазах сверстников, самооценки, формирует привязанность к творческой деятельности.

Постоянная занятость школьника формирует организованность и самоконтроль, дисциплинированность. А совместные занятия (кружки предполагают присутствие нескольких школьников, обычно в группах от 3 и более учащихся) учат работать в коллективе, укрепляют командный дух, развивают ответственность и коммуникабельность.

Особенности ДО

Школьное дополнительное образование должно быть направлено на личностное ориентирование учащихся, также оно должно быть профильным, многоуровневым, функциональным, иметь жизненную направленность. Следует обеспечить широкий выбор форм и методов педагогической деятельности, индивидуальность методик преподавания, реализацию учебного процесса через активизацию работы учеников, посещающих секцию, кружок или факультативные занятия.

Направления

Потребность в знаниях не могут полностью удовлетворить сведения, которые дети получают на школьных занятиях. Но не все школьники могут успешно заниматься самообучением, так что значение дополнительного образования в школе очень велико. Правильная структура организации кружков, секций и других внеклассных мероприятий должна включать все направления, которые потенциально могут интересовать школьников. В направления дополнительного образования в школе могут входить:

  1. Культурология, способствующая активному приобщению школьников к мировой художественной культуре, помогает адаптироваться к жизни в современном обществе, а также реализовать собственный потенциал сразу в нескольких сферах жизни.
  2. Конструирование и робототехника, где школьникам предлагает углубленное изучение программирования и информатики, рассматриваются возможности использования современных информационных технологий на практике.
  3. Физкультурно-спортивное направление. Спортивные кружки прививают учащимся навыки физической культуры, убеждают в престижности спорта, формируют стремление к здоровому образу жизни.
  4. Экология. Занятия должны раскрывать тесную взаимосвязь человека и природы, указывать на роль природы в жизни всех людей, учить очень аккуратному и бережливому отношению ко всему живому.

Элементом всей структуры должны быть кружки дополнительного образования в школе.

Виды дополнительного образования

Программы дополнительного обучения школьников в кружках, секциях и на факультативных занятиях могут реализоваться по четырем категориям:

  1. Типовые программы дополнительного образования, утвержденные Министерством в качестве образца.
  2. Модифицированные, т.е. адаптированные под потребности конкретного учреждения, режим педагогической деятельности, характер групп, временные границы и так далее.
  3. Экспериментальные, то есть включающие экспериментальные методики, использование инновационных преподавательских техник, изменение методов, содержания, приемов обучения.
  4. Авторские, написанные педагогическим составом или отдельным педагогом. Содержание таких программ включает новаторские средства организации учебного процесса в кружках, секциях, на факультативных занятиях.

Программы

Программа – официальный документ, в котором четко отражена концепция дополнительного школьного образования, об этом говорит образовательный стандарт. Концепция эта должна быть описана в соответствии с ранее поставленными целями, а также реальными условиями осуществления преподавателями своей работы. В этом документе должны быть обозначены предполагаемые результаты и методы, стадии достижения задач работы кружка, секции или факультатива.

Образовательный стандарт предусматривает обязательную разработку отдельных программ. Программы могут разрабатываться в художественно-эстетическом, научно-техническом, естественно-научном, экологическом и биологическом, физкультурно-спортивном, военно-патриотическом или культурологическом направлениях. Можно организовать творческие мастерские, поисковые кружки, литературоведческие курсы, краеведения, секции занимательной химии или математики, кружки электротехники и многое другое.

Требования к программе

Программа дополнительного образования в школе должна быть:

  1. Актуальной. Ориентироваться нужно на удовлетворение потребностей учащихся.
  2. Рациональной. Следует определить задачи и варианты получения максимально ценного опыта практической деятельности.
  3. Реалистичной. Занятия в секциях должны быть четко обоснованы в денежном, кадровом и временном отношениях.
  4. Контролируемой. Программа должна иметь возможность контролировать достижения учеников.
  5. Чувствительной к отказам. Нужно оставить возможность контролировать отклонения от запланированных ранее итоговых или промежуточных результатов.

Организация

Качественное образование невозможно без правильной организации всей системы. Для этого необходимо наладить взаимодействие между администрацией школы, педагогами дополнительного образования в школе, учащимися и их родителями. Только плодотворное сотрудничество всех сторон сделает возможной организацию системы дополнительных кружков, секций, мероприятий.

Этапы организации

Дополнительное образование в школе нужно организовывать в процессе осуществления следующих этапов:

  1. Изучение потребностей и желаний учащихся. Данные можно собрать путем письменного тестирования, устных опросов учеников и родителей, анкетирования, проведения мониторинга качества образованности детей на этапах завершения младшей, средней и старшей школы.
  2. Объединение учеников в группы по интересам, создание секций, факультативов, кружков. Модель системы и программы дополнительного образования в школе можно сформировать по результатам анкетирования. На этом этапе нужно выделить основные направления внеклассного обучения. Мероприятия следует разрабатывать исходя из количества потенциальных участников и тех, кто нуждается в знаниях по определенной тематике.
  3. Помощь учителям и детям в определении области обучения. Учащимся нужно дать свободный выбор программ дополнительного образования, перед началом занятий школьникам дается вступительное тестирование, результатами которого можно руководствоваться, но они не являются основными.
  4. Текущий контроль и регулярная коррекция работы. Нужно определить отчетный период, по окончании которого собирать данные об учениках, посещаемости кружков и секций, успеваемости школьников. Все собранные данные анализируются и систематизируются. По этой информации в случае необходимости разрабатываются корректирующие мероприятия.
  5. Анализ деятельности и определение перспектив работы. Нужно вести постоянный мониторинг. Это позволит выявить результативность введения системы дополнительного обучения учащихся по интересующим их направлениям. Также можно определить перспективы развития системы в отдельном образовательном учреждении.

Материальная база

Система дополнительного обучения, т.е. кружки, секции, факультативы и другие внеклассные мероприятия, формируется на материальной базе конкретного учебного заведения. Используются существующие кабинеты, инвентарь, литература. Но далеко не все школы или ДОУ обладают достаточными ресурсами для организации внеклассных занятий и углубленного изучения предметов.

Источники финансирования

Если школа не может собственным бюджетом обеспечить функционирование дополнительного обучения, вводятся платные секции и кружки. Также иногда организуется условно-бесплатное обучение, которое предполагает сбор финансовых средств, которые необходимы на приобретение дополнительного оборудования, литературы или инвентаря. При платном образовании в стоимость кружков и секций входят оплата труда преподавателей, аренда помещения, если занятия будут проходить вне стен учебного заведения, необходимого оборудования и так далее.

www.syl.ru

Информация по секциям и кружкам дополнительного образования

Дополнительное образование – это такая сфера деятельности, которая дает возможность детям развивать творческие способности, воспитывать в себе такие качества, как активность, раскрепощенность, свобода взглядов и суждений, ответственность, увлеченность и многое другое. Работа в блоке дополнительного образования обеспечивает разнообразные потребности ученика и направлено на сохранение физического, психологического и нравственного здоровья ребенка, формирования сплоченного и творческого коллектива, воспитание самоуважения, уважения и терпимости к другим людям, воспитание понимания ценности образования, открывающего путь к новым возможностям, к осуществлению своих мечтаний, в том числе и выборе профессии.

Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитие общества.

Осуществляя дополнительные образования, школа реализует идею создания условий для развития творческих способностей и формирования навыков и умений, необходимых для развития гармонически развитой личности. Существенными характеристиками указанного педагогического пространства является здоровье сберегающая атмосфера, наличие психологического комфорта для каждого ребенка, постоянное наращивание творческого потенциала личности, овладение навыками самостоятельной деятельности, развития постоянных интересов учащихся с разными психофизиологическими данными.

Организация дополнительного образования в школе имеет свои особенности: с одной стороны – она реализует потребность детей, а с другой, в ней должны учитываться интересы образовательного процесса в целом. При организации системы дополнительного образования в школе педколлектив опирается на следующие принципы:

  • свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
  • ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
  • возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
  • единство обучения, воспитания, развития.

Режим занятий обусловлен спецификой дополнительного образования в школе: занятия проводятся во второй половине дня после окончания предметов учебного цикла. На занятиях преподаватели используют современные образовательные технологии, которые отражены в принципах: индивидуальности, доступности, преемственности, результативности. Хорошим показателем работы является участие детского объединения в мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, выставках, фестивалях.

schc315.mskobr.ru

Программа кружка дополнительного образования в детском саду и в школе

Дополнительное образование детей – это система обучения и творческого развития, выходящая за пределы государственного стандарта. Она осуществляется на базе специализированных организаций. Учреждения дополнительного образования детей реализуют программы в зоне личного и творческого интереса учащихся, чем способствуют формированию не только основ профессионального становления личности, но и возможности раскрыть свои таланты и способности в качестве социально ориентированной деятельности, цель которой – приносить пользу обществу.

Кружковая деятельность – форма свободного творчества в том смысле, что ребенок ее выбирает добровольно. Она строго соответствует той системе обучения, которую представляет программа кружка дополнительного образования, определяющая объем, содержание и формы образовательной услуги для детей. Наличие программы является обязательным условием для организации работы кружка.

Структура программы кружка дополнительного образования

При всем разнообразии форм и методов существует неизменная основа, которая отвечает цели дополнительного образования. Она отражена в программе, по которой осуществляется деятельность педагогов в учреждениях. Кружок дополнительного образования в школе должен достигать изложенной в ней цели. Содержание имеет следующие разделы:

  • Назначение. Отвечает на вопрос о том, с какой целью организованы занятия и на кого рассчитаны.
  • Цель и задачи программы. Определяют направленность и этапы реализации обучения.
  • Содержание. Краткое описание по циклам, в зависимости от темы, уровня сложности, продолжительности обучения и возраста детей.
  • Критерии оценки. Каким образом определяется уровень усвоения знаний.
  • Тематическое планирование. Перечень всех тем всех занятий, количество часов, необходимых для усвоения программы.

Любая система обучения содержит три главных аспекта, для чего она создается: цель, задачи, методика достижения результата. Программа дополнительного образования несет в себе очень важное социальное предназначение: она удовлетворяет запрос человека на личностное развитие и в зависимости от характера запроса имеет различную направленность.

Программы развития по направлениям деятельности

Интересы детей, способы познания ими мира и сферы самореализации очень различны. Поэтому и потребность в дополнительных услугах достаточно многогранны. Поскольку дополнительное образование отвечает на запросы детей и их родителей, цели развития и обучения должны быть отражены в программах разного уровня и сфер развития ребенка:

  • Художественного.
  • Технического.
  • Естественнонаучного.
  • Спортивного.
  • Музыкального.
  • Социально-педагогического.

При наличии дополнительных запросов и специфики местной социокультурной среды могут предоставляться и иные формы услуг, обеспечивающие потребности населения, которые удовлетворяет дополнительное образование детей.

Услуги по дополнительному обучению детей не только расширяют границы познания своих подопечных. На их базе осуществляются масштабные проекты по организации фестивалей, конкурсов, соревнований. Все это позволяет ученикам повысить самооценку, проявить себя на уровне городского, областного, международного масштаба.

Где реализуются программы дополнительного образования?

Творческое и дополнительное образование детей и подростков по программам развития осуществляется в специальных творческих объединениях. Кружок дополнительного образования дает возможность организовать детей по интересам. Именно возможность формирования тесной творческой среды, основанной на узкопредметной сфере либо на увлечении какой-либо областью знания, делает кружки незаменимой формой позитивной социализации детей.

Интерес детей к определенной области знаний или творческой деятельности является основанием для создания и реализации программы кружка. Разрабатывают и осуществляют ее педагоги дополнительного образования, которые создают предметную среду и реализуют задачи, поставленные в разработанных ими и утвержденных администрацией учреждения программах.

Назначение

Для того чтобы кружок в ДОУ или школе начал работу, важно предоставить программу деятельности, в вводной части которой описано ее назначение.

Для организации занятий в кружках программа должна содержать указание на:

  • область интересов, в которой она реализуется;
  • возраст детей;
  • обучающие циклы;
  • продолжительность обучения;
  • задачи, которые она решает.
Предоставление таких услуг происходит на базе учреждения дополнительного образования детей, в форме творческих объединений, секций для разных возрастов.

Назначение программы определяет содержание обучения. Вводная часть программы ограничивает объем, направленность, уровень предоставления дополнительных образовательных услуг. В ней раскрывается социальная направленность обучения. Указывается важность образовательного компонента для возрождения этнических, культурно-исторических традиций для местной социокультурной среды. Важно определить также и воспитательные цели, которые решаются в процессе реализации программы.

Цель и задачи программы

Программа – это последовательная совокупность мероприятий по достижению развивающей цели.

Цель. Соответствует запросу человека, направленному на то, что он хочет получить. Цель программы дополнительного образования – предоставить тот уровень знаний и навыков в интересующей человека сфере, чтобы удовлетворить его запрос.

Задачи. Любая программа дополнительного образования формирует три группы задач:

  • Знания о сфере предметного интереса.
  • Умения применить знания на практике.
  • Навыки использования знаний в предметной области.

Методика. Отвечает на вопрос о том, как достичь поставленной цели, и прямо подводит к плану ее достижения в почасовой разбивке на темы и занятия для поэтапного решения задач.

Краткое содержание программы дополнительного образования

Важность ее состоит в том, что она гарантирует обучающемуся объем и количество знаний, которые он запрашивает, или те, которые предложены в кружке для посещения детей. Программы обучения бывают одно- и многоуровневые, они обязательно должны учитывать психофизиологические возрастные особенности детей, на которых рассчитаны. Поэтому содержание разбивается на блоки либо циклы обучения, каждый этап которого должен привести к решению отдельной образовательной задачи и формированию определенных навыков у ребенка, освоившего этот блок знаний.

Блоки обучения должны быть взаимосвязаны, соответствовать задачам этапа и вести к достижению цели программы.

Программа кружка дополнительного образования включает перечень умений, знаний и навыков, которые формируются у ребенка, получившего комплекс знаний по выбранному им направлению. Добровольное посещение занятий – основополагающий принцип развития детей, что обеспечивает их личностно ориентированное развитие.

Критерии оценки усвоения программы

В соответствии с поставленными задачами в программе кружка должны быть указаны критерии, на основании которых можно оценить степень усвоения полученных ребенком знаний и способность реализовать их на практике.

В качестве критериев выступают:

1. Полученные ребенком знания по темам. Они могут быть оценены в форме конкурса на проявление знаний, участия в олимпиаде. Либо в иных формах зачета в увлекательной для обучающегося форме.

2. Приобретенные обучающимся навыки. Это умение применить знания на практике. Например, сшить мягкую игрушку, при этом демонстрируется не только знание техники исполнения, умение шить, но и практический результат – изготовление поделки.

Дополнительное образование детей в кружках – это социально значимая форма удовлетворения познавательной потребности детей и подростков, поскольку она обеспечивает личностную свободу выбора области познания, сферы самореализации. Форма критериев оценки полученных навыков также должна соответствовать их интересам (игры, конкурсы и соревнования, что соответствует возрастным особенностям детей, которые познают мир в игровых формах).

Тематическое планирование работы кружков

Дополнительное образование детей всегда выступает как система знаний и практики. Поэтому важным элементом является тематическое планирование занятий, которое составляет часть программы дополнительного образования.

В соответствии с обучающим циклом в ней представляется разбивка на почасовую сетку занятий. Комплекс занятий, в процессе реализации которых приобретаются знания и отрабатываются навыки, определяется количеством часов обучения.

Отработка необходимого для приобретения навыка, предусмотренного программой, количества часов приводит к определенному качеству знаний и решению очередной образовательной задачи программой. Таким образом завершается цикл обучения, по которому строится дополнительное образование детей.

Например, если обучение ребенка происходит в кружке рисования, то блок «Техника работы с карандашом» может предусматривать четыре часа практических занятий по изучению и применению этого способа рисования и должен иметь результат – умение ребенка правильно рисовать карандашом.

Дополнительное образование в школе. Кружки

Для творческого и познавательного развития детей, получения ими базовых знаний в узконаправленной области необходимо создать профессиональную среду. Кружок дополнительного образования в школе служит интересам обучающихся детей. Часто он выполняет функцию группы продленного дня, что важно для работающих родителей, поскольку ребенок в течение дня находится под социальным патронажем педагогов.

Назначение программ дополнительного образования в школах следующее:

  • Дают углубленные знания по отдельным предметам. Например, программа литературного кружка, помимо углубленного знания предмета, дает возможность создавать собственные произведения, публиковать их в школьных изданиях. В кружке юного химика целью программы становится подготовка для участия в олимпиадах и творческих конкурсах.
  • Предоставляют возможность творческого развития школьников. Для многих детей оно служит формой самореализации. Целью программ кружков творческой направленности также выступает предоставление детям возможности участия в фестивалях, спектаклях, концертах разного уровня для проявления своих талантов и получения профессиональных основ деятельности.
  • Предоставляют знания в сфере профессий и ремесел. Кружки прикладного значения в школах дают представления о профессиональных знаниях, умениях и навыках. Они определяются программами прикладного характера. Например, кружок авиамоделирования, конструирования, кройки и шитья, вязания. В этой сфере реализации возможностей детей им предлагается выполнить изделие собственными руками, продемонстрировать его на выставках. В процессе производства изделий обучающийся получает начальные знания, которые могут ему пригодиться в дальнейшем в качестве практического жизненного навыка либо в профессиональном самоопределении.

Важную социальную функцию выполняет дополнительное образование в школе. Кружки гуманитарного и художественного циклов имеют большие ресурсы для раскрытия способностей одаренных учащихся. Они формируют состав предметов углубленного изучения, который создает устойчивый профессиональный интерес обучающегося. Это в дальнейшем может явиться основанием для выбора профессии.

Образовательное учреждение дополнительного образования, например музыкальная либо художественная школа, дает такой уровень профессиональной подготовки выпускникам, который гарантирует успешное прохождение творческих вступительных испытаний в высшее учебное заведение.

Программы в ДОУ

В детских садах программы кружков дополнительного образования создаются с учетом возрастной психологии. Они имеют структуру, отвечающую возрастным возможностям детей и с учетом игровой деятельности как ведущей формы познания для этого возраста.

Кружок дополнительного образования в детском саду организует обучение детей изобразительной деятельности, танцам, музыке, иным формам творческой деятельности. Дети при этом лучше усваивают знания об окружающем их мире, что и предусматривает программа.
  • Программа дополнительного образования “Театральный кружок”. Цель – знакомство с классическими литературными жанрами и фольклором в игровой форме театрализованной постановки.
  • Программа кружка ИЗО-деятельности. Блоки обучения по изобразительной деятельности строятся с учетом сезона. Ребенок должен соотносить познания с явлениями окружающего мира. Программа кружка дополнительного образования по ИЗО в детском саду предусматривает овладение специальными техниками рисования – пальчиковой, тычковой, которая нравится детям этого возраста.
  • Программа кружка семейного творческого развития. Учить детей совместно с родителями – значит не упустить очень важный в педагогике этап, не помешать ребенку реализовать свою самобытность. В этом случае программа кружка дополнительного образования в детском саду предусматривает следующие социальные аспекты:
  • обучение родителей грамотному взаимодействию с детьми с учетом возрастных особенностей ребенка;
  • обучение родителей познаниям в области дошкольной педагогики.

Тем самым в процессе совместного обучения достигаются не только образовательные задачи. Решаются более масштабные проблемы: гармонизация семейных отношений и формирование культуры воспитания детей.

fb.ru

Как организовать дополнительное образование в школе

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


Президент РФ в своем обращении поставил для системы образования задачу развития личности учащегося. Во все времена в авангарде этой работы стояло дополнительное образование. На сегодняшний день более или менее понятно как решить эту задачу возможностями и в условиях специализированных учреждений дополнительного образования. А как эффективно организовать дополнительное образование в общеобразовательном учреждении, соответствующее поставленной задаче и социальному заказу учащегося, родителей и общества, при несовершенстве нормативной базы дополнительного образования, без учета в ней образовательной специфики школы, специфики кадрового состава педагогов дополнительного образования школы (большинство из них имеют основную нагрузку учителя)? И вообще, нужно ли осуществлять дополнительное образование учащихся в общеобразовательном учреждении при наличии сети учреждений дополнительного образования?

Эти вопросы, несомненно, будут обсуждаться и на различных уровнях в среде образования, и родителями, и конечно самими детьми в той части, которая их интересовала во все времена: творчество, возможность самореализации в среде сверстников, применение идей и проектов не находящих своего места в системе общего образования. Всё это будет, со временем. Но любой творческий и неравнодушный к детской судьбе педагог, уже сегодня скажет, что дополнительное образование в школе должно быть, если есть дети и взрослые, которым интересно этим заниматься, которые находятся всё время в творческом, спортивном и исследовательском поиске, для которых развитие личности – это процесс ежедневный, ежечасный, не укладывающийся в рамки любых расписаний и графиков. Надо только правильно, интересно и может быть даже необычно организовать функционирование блока дополнительного образования школы, лицея, гимназии, найти область практического применения результатов – конечного и промежуточного, этой деятельности. Эта статья имеет целью призвать к обмену опытом по организации такой нужной сегодняшнему ученику и педагогу деятельности, поделиться идеями и наработками в этой области.

Сразу договоримся, что все нижесказанное будет учитывать тот факт, что педагог дополнительного образования, являясь по основной должности учителем, сам выбрал кружковую работу с учащимися, потому, что ему есть что сказать и чему научить детей за рамками общеобразовательной программы, применяя нестандартные педагогические технологии творчества, развития, совершенствования личности. Причем, совершенствования личности и ученика и педагога. В этом случае, учащиеся, видя заинтересованность педагога, его энтузиазм и “огонь души”, рады возможности сотрудничества с педагогом, искренне проникаются его идеями, делятся своими, в результате чего рождаются действительно творческие проекты. Сама собой решается проблема нестабильного посещения учащимися кружковых занятий в школе.

Зачастую каждый кружок, секция, клуб работают по своей, изолированной от всех остальных программе и плану, разрознены между собой. В какой-то момент возникает гнетущее чувство замкнутости: малая группа, всё известно и “приелось”, нет выхода на более широкую, чем члены кружка аудиторию, публику, болельщиков. А современным детям этот выход необходим, они ищут общения, их коммуникативный потенциал растет с каждым годом!

Опыт разработки и внедрения общей для блока дополнительного образования общеобразовательного учреждения программы, учитывающей основные направления воспитательной деятельности с учащимися, включающая общие мероприятия, показывает, что это – выход, это – одна из “дверей” в открытое коммуникативное пространство.

В этом пространстве существуют и соревновательный дух, и общие проекты, и общий отдых, взаимовыручка, взаимоинтерес. Хорошо, когда такая программа имеет игровой сюжет, ведь дети, как маленькие, так и большие так любят играть, перевоплощаться, путешествовать и фантазировать. Традиционные мероприятия в этом случае можно оформлять и обыгрывать согласно выбранной игровой тематике, что повышает качество подготовки и заинтересованность учащихся в участии (Приложение 1, Приложение 2).

В последние годы развитию детского самоуправления уделяется огромное внимание. В школах работают ученические активы, проводятся конкурсы лидеров ученического самоуправления различных уровней. Самоуправление школы, класса – на слуху. А самоуправление кружка, детского объединения в этой школе? Теперь представьте, сколько творческих и неординарных лидеров может появиться в ученическом активе учреждения, если кружок в этом активе будет представлять хотя бы один участник!

И это вторая “дверь” (Приложение 3).

Можно попытаться участвовать в фестивалях дополнительного образования, соревнованиях, выставках городского и регионального уровней. Будут ли стартовые возможности участников от школ и от учреждений дополнительного образования одинаковыми? Конечно воспитанники Дворцов творчества, Школ искусств или Домов культуры будут иметь преимущество. Ведь в этих учреждениях изначально по статусу созданы ВСЕ нужные условия: от оборудования до деятельности методистов по каждому отдельному направлению. А умаляет ли это работу школьных педагогов дополнительного образования или работу детей, ими воспитываемых? Наверняка заместитель директора по воспитательной работе, курирующий ВСЕ направления, так же сделал ВСЁ возможное от него для качественной подготовки к выступлению. Так как же быть, не участвовать вовсе?

А может, ответ прост – номинация “Общеобразовательные учреждения”? И это – “Третья дверь”.

Для чего, собственно, мы создаем условия для развития личности ребенка? Что бы процесс его социализации происходил наиболее успешно. Практика получения опыта социально-полезной деятельности в школьном возрасте существенно помогает в этом. Кружок, детское объединение, работая в области социального проектирования (благотворительность, социальное партнерство), получает огромные возможности как применения полученных знаний, умений и навыков, реального ощущения результатов своего труда, так и для стимулирования и поощрения. И это – четвертая “дверь”.

Немаловажно ответить на следующий вопрос: “Когда в дверь не стоит ломиться?”. Каждый должен ответить для себя. Разные условия – разные обстоятельства. Но практика показывает, если материальная база общеобразовательного учреждения категорически не соответствует необходимым условиям для функционирования кружка определенной направленности, если от педагога и детей требуется постоянная затрата сил, времени, не ведущая к видимым результатам, а лишь бесконечно утомляющая всех участников еще на этапе оргмомента, может стоит собрать группу заинтересованных учащихся, их родителей и перевести через дорогу в ближайший Центр детского творчества?

Дети всегда будут посещать школьные кружки. Знакомые педагоги, дети, экономия времени и средств на проезд до учреждения дополнительного образования и обратно, повышение авторитета ребенка в своей школе и другие обстоятельства – всё сыграет свою роль. Задача школьной системы дополнительного образования – держать двери своего учреждения открытыми для детей, двери, за которыми живут радость творчества и уважение личности ребенка. Двери в будущее наших детей (Приложение 4).

26.05.2009

urok.1sept.ru

система и организация для школьников

Средством непрерывного обучения ребенка и формирования его личности выступает дополнительное образование в школе. Не следует путать это понятие с внеклассной деятельностью, которая предполагает занятия в кружках и секциях, никак не связанных друг с другом. Дополнительное образование в школе – это мероприятия и факультативы, объединенные в единое пространство.

Цели и значение

Цель создания системы дополнительного образования детей – раннее обнаружение склонностей и талантов ребенка, формирование его интересов и помощь в профессиональном самоопределении.

В целом система ДО учащихся:

  • отвечает потребностям школьников;
  • помогает раскрытию личности и творческого потенциала;
  • обеспечивает психологический и социальный комфорт детей;
  • налаживает взаимоотношения между учащимися;
  • побуждает к саморазвитию и самодисциплине;
  • реализует потенциал общего школьного образования за счет углубления и применения знаний, полученных на уроках.

Ценность дополнительного образования в том, что оно дает детям почувствовать важность обучения в школе, побуждает их более ответственно относиться к занятиям и способствует реализации тех знаний, которые они получают на уроках.

Ребенок, проявляя себя с юных лет, в дальнейшем сможет добиться больших результатов и сделать на своем жизненном и профессиональном пути меньше ошибок. Система дополнительного образования в школе побуждает учеников развиваться самостоятельно, формирует привязанность к творческой деятельности и способствует повышению собственного статуса в глазах его сверстников.

Занятость ребенка вне школы формирует у него дисциплинированность, организованность и самоконтроль. Совместные занятия приучают школьников работать в составе группы, укрепляют командный дух, развивают коммуникабельность и ответственность не только перед собой, но и перед членами всего коллектива.

Направления

Базовые сведения, получаемые на школьных уроках, не могут в полной мере удовлетворить потребность в знаниях. Учитывая, что не все способны заниматься самообучением, значимость эффективной организации дополнительного образования в школе сложно переоценить. Правильная структура включает все направления, интересующие детей и подростков. В нее должны входить:

  • Конструирование и робототехника. Детям предлагается углубленное изучение информатики и программирования, освещаются возможности использования информационных и цифровых технологий на практике.
  • Естествознание. Прививает детям навыки исследовательской работы, воспитывает глобальное мышление, развивает представление о практическом применении теоретических знаний.
  • Экологическое направление. Раскрывает взаимосвязь человека и природы, указывает на ее роль в жизни людей.
  • Культурология. Способствует приобщению детей к достижениям мировой цивилизации, помогает адаптироваться в социуме, реализовать собственный потенциал в различных аспектах жизни общества.
  • Физкультурно-спортивное направление. Прививает навыки физической культуры учащимся, формирует стремление к правильному образу жизни, убеждает в престижности спорта, воспитывает силу воли и ответственность, вырабатывает командный дух и умение работать в составе группы.

Важным элементом этой структуры является внешкольное дополнительное образование, т. е. секции и кружки, на которых дети реализуют свой творческий потенциал. Они стимулируют заинтересованность учеников к определенной деятельности, дают возможность приобрести новые знания и умения и закрепить те, которые уже получены в процессе общего образования.

Организация системы

Качественное дополнительное образование для школьников невозможно без грамотного управления, которое не укладывается в простую схему вертикали отношений администрации, педагогов и учащихся. Оно предполагает плодотворное взаимодействие сторон, каждая из которых является объектом или субъектом управления.

Организация дополнительного образования в школе состоит из нескольких этапов:

  • Изучение желаний и потребностей школьников. Данные собираются путем письменного анкетирования и тестирования, устных опросов самих детей и их родителей, проведения педагогического мониторинга качества образованности учащихся на этапе завершения начальной и основной школы.
  • Объединение в группы по интересам, создание кружков, секций и факультативов. На основании собранных данных формируется модель системы дополнительного образования. Выделяются основные концепции направления внеклассного обучения. Мероприятия разрабатываются в соответствии с количеством желающих и нуждающихся в дополнительных знаниях.
  • Помощь преподавателям и ученикам в определении области обучения. Детям дается свободный выбор направления дополнительного образования. Перед началом занятий школьникам предлагается профессиональное тестирование, результатами которого можно руководствоваться, но они не являются основополагающими.
  • Текущий контроль и своевременная коррекция работы. Определяется отчетный период, по окончании которого собираются данные о посещаемости дополнительных занятий и успеваемости учеников по основным предметам. Информация систематизируется и анализируется. По результатам обработки выявляются проблемы и разрабатываются корректирующие мероприятия.
  • Анализ деятельности и выявление перспективных направлений. Ведется постоянный мониторинг качества образованности учеников, посещающих дополнительные занятия. Развиваются межведомственные взаимодействия, происходит обмен опытом по проблемам воспитания, внедряются информационные технологии.

Материальная база

Для организации системы дополнительного образования в основном используется база учебного учреждения: кабинеты, литература, инвентарь. Не все заведения обладают достаточными ресурсами для углубленного изучения предметов и внеклассных занятий.

Поэтому в школе существует платное дополнительное образование, которое подразумевает фиксированную стоимость посещения. В нее входят оплата услуг педагога, оборудование и аренда помещений, если занятия проходят вне учебного учреждения.

Некоторые школы выходят из ситуации, организуя условно-бесплатное внеклассное обучение, которое подразумевает сбор финансовых или материальных средств, необходимых для приобретения дополнительного оборудования, инвентаря или литературы.

edunews.ru

Статья на тему: Как привлечь детей в творческие объединения, кружки и секции.

Как привлечь детей в творческие объединения, кружки и секции.

      Учебный процесс в отделении дополнительного образования  начинается с 10 сентября. Т.е к 10 сентября должны быть сформированы группы обучающихся. Но, как показывает опыт, время до 10 сентября оказывается самым ценным для привлечения ребят в кружки. И вот здесь-то и надо до мелочей продумать технологию рекламной кампании.

Когда начать? Наверно, в конце учебного года. Показательные выступления, соревнования, выставки, итоговый праздник с приглашением родителей, обучающихся. Всё это делается в нашем учреждении.  Но, как правило, приходят, участвуют те, кто занимается. Каждый педагог имеет опыт в данном виде деятельности: ходит по классам, развешивает объявления. Ни в коем случае нельзя этим пренебрегать. Но можно использовать и другие средства. Можно рекламную кампанию провести в виде игр: «Кто больше приведёт знакомых», «Передай приглашение другому, и тогда исполнится твоё желание». Провести занятие с чаепитием, играми, соревнованиями.

С 1 сентября необходимо снова начать рекламную кампанию.

Организация рекламы:

Формы – объявления, передача по школьному радио, День открытых дверей, стенгазеты.

Форма – встреча с ребятами в классах, посещение родительских  собраний, связь с классными руководителями и родителями, самопрезентация педагогов и мастер – классы.

         

Первые занятия в творческом объединении

     Каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, ибо они во многом определяют успех всей дальнейшей работы. Складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу,  и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определяет их отношение к учебным занятиям.

     В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно – воспитательных задач:

1) создать у детей положительный настрой на занятия в кружке, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;

2) познакомить ребят с образовательной программой, правилами работы в детском объединении и перспективами личностного развития;

3) познакомить детей с учреждением, структурным подразделением и детским объединением;

4) выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;

5) получить необходимую информацию друг о друге;

6) вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.

      Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно использовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое» и др.)

Результат этого занятия:

-дети- педагог осознает причины, побудившие каждого из детей записаться в данное детское учреждение.

       Второй этап занятия – рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:

– разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержание его образовательной программы,

– описание содержания и результатов первого года занятий,

– объяснение основных этапов владения мастерством,

– рассказ о достижениях детского объединения в целом и его отдельных воспитанников,

– знакомство детей со знаками отличия членов детского объединения и условиями их получения,

– рассказ о традициях детского объединения.

В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения).

Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни – в школе, в лагере, во дворе и т.д.

Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:

– выставка детских творческих работ;

– стенгазета или рукописный журнал;

– альбом – летопись детского объединения;

– фотографии, слайды и видеофильмы;

– знаки отличия кружковцев;

– награды детского объединения и его воспитанников;

выставка книг и периодической печати;

– информационный стенд.

Следующий этап занятия – выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:

– тесты или тестовые задания;

– конкурсы и соревнования;

– познавательные игры;

– выполнение практической работы или творческого задания.

В детских объединениях прикладного характера можно попросить ребят принести из дома свои поделки.

Результатом этого этапа занятия станут в последующем основанием для:

– внесения корректив в образовательную программу;

– разработки индивидуальных заданий;

-объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.

На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс:

– познакомить ребят с первым этапом или каким–либо инструментом, материалом.

Второе учебное занятие детского объединения необходимо начать с деятельности по формированию детского коллектива. Это могут быть следующие мероприятия:

– обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса;

– самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей жизни детского объединения;

– обсуждение правил поведения в учреждении и детском объединении дополнительного образования;

-выбор детского актива;

– распределение разовых и постоянных поручений;

– формирование системы передачи информации.

Результатом этого занятия является:

– создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в детском объединении;

– понимание детьми взаимной ответственности;

– включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;

– начало работы по формированию системы детского самоуправления.

Следующий этап занятий – собственно учебный процесс. Начать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первой учебной темы.

Кружок  – это место, где школьники могут удовлетворить свою потребность в деятельности, место пробы сил, поиска нужного дела, выявления и развития способностей школьников. В кружковой работе по развитию творческих способностей важнейшим условиями являются научная организация труда и благоприятный климат. Правильно организованные кружковые занятия имеют не только воспитательное, но и оздоровительное значение. Кружковые занятия обеспечивают восстановление снизившейся работоспособности организма.  Важным условием успешной работы кружка является планирование. Источником информации для составления годового плана являются не только программа учебно – воспитательной работы, но и результаты работы кружка за прошедший год. Наиболее эффективные формы работы кружка, которые вызвали наибольший интерес школьников, нужно сохранить,  развить и усовершенствовать их в новом  учебном году. Наглядное, реальное планирование предопределит положительный результат и не позволит упустить главное.

Работа с родителями.
     Самые близкие для ребёнка люди — это, безусловно, его родители. Никто лучше них не знает характер, темперамент своего ребёнка, а, значит, никто, кроме них, не может так помочь маленькому человеку в знакомстве и укреплении связей с новым занятием, которое — кто знает? — со временем может перерасти в серьёзное увлечение или даже профессию.  Поэтому педагог должен по мере возможности вовлекать родителя в образовательный процесс. Очень хорошо, когда близкие люди посещают первые занятия вместе с ребёнком. Члены семьи способны стать незаменимыми помощниками педагога и — в первую очередь — ребёнка.

Способы организации работы с родителями.
     Работа с родителями должна вестись не только на уровне одного педагога, но и на уровне школы. И здесь немалую роль играет и позиция администрации. На общих родительских собраниях администрация может знакомить родителей с нормативно-правовыми документами, Положением об ОДОД, внутренним распорядком, минимальными требованиями, приводить в пример перспективных учащихся, посещающих творческие объединения ОДОД,  которыми гордится школа, организовывать встречи с родителями этих детей, одним словом, создавать неголословную мотивацию. Можно проводить регулярное анкетирование с целью изучения родительского запроса и анализа результата обучения.

Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе,  взаимодействие руководителя детского объединения с родителями – одно из важнейших направлений его деятельности. Проведение собраний, консультаций для родителей, разъяснение родителям значимости образовательной программы, привлечение родителей к организации выставок в объединении, мероприятий, совместных экскурсий, походов на природу, поощрение наиболее активных родителей, вручение благодарственных писем, посещение родительских собраний в классах, где обучаются воспитанники объединения, поможет педагогу ОДОД сделать родителей своими главными помощниками в деле привлечения детей в кружки и сохранении контингента.

         

Информация для родительских собраний и бесед с родителями.

Надежды родителя, или почему ребёнку нужно ходить на кружок.

Канули в Лету те баснословные времена, когда можно было сказать школьнику: «Не пойдешь на кружок, пока не исправишь тройку!». Теперь родители сами хотят, чтобы ребенок ходил на секцию, в кружок, ездил на тренировки – посещал школу после школы. Ради этого мы, рыцари педагогики и воспитания, стойкие и самоотверженные, готовы платить малые и немалые деньги, возить ребенка на занятия, часами ожидать его в раздевалке. Мы, несомненно, правы.

Мы – правы, и мы – молодцы, но! У нас имеются некие надежды, не зря ведь мы столько стараемся. Наверное, наш малыш будет лучше развит; он чему-то научится; эти посещения (и наши усилия) дадут ему что-то такое нужное, важное для дальнейшей жизни. Мы хотим получить видимый результат. О, мы даже верим, что результат появится не скоро, и необязательно это будут  его работы, отчетное выступление, или поездка на соревнования. Но должно появиться отличие нашего ребенка от других детей, которые никакие кружки и секции не посещают.

На одной чаше весов – судьба Моцарта и Паганини, на другой – тысячи  детей, которым полученное в детстве музыкальное образование не пригодилось. Мой знакомый, успешно окончив музыкальную школу по классу скрипки, на следующий день после экзаменов отложил инструмент со словами «Отдохну-ка я недельку»… и никогда больше не прикасался к нему.

Проходит месяц, два, полгода – и ничего существенного, кроме наших регулярных родительских трат денег и времени, не происходит. А ребенок уже готов пойти в другой кружок, в который ходят его друзья, или вообще никуда не ходить – ему надоело, он устал. А мы, родители, в некоторой растерянности: может, действительно? Это большая нагрузка, надо взять тайм-аут. Или: пусть занимается чем-то новым, что ему нравится. Возможна еще позиция: нет-нет, ни за что! Надо продолжить начатое, добиться результата, продолжать ходить, нехорошо так часто менять занятия, ничего не добившись.

С какой частотой менять увлечения? До результата? – собственной законченной поделки, выступления, обретения навыков? Это индивидуально. Поговорите с ребенком, возможно, ему «неинтересно здесь», потому что трудно, не получается, он отстает. Или потому, что нет контакта с руководителем, нет друзей. Помогите ему и уговорите «походить еще недельку», чтобы какой-то результат все же был. Добиваться конечного результата, путь он будет небольшим и скромным, но видимым – это очень важное умение для малыша.

Ну, и кто тут прав? Что делать? Главное, что никто не виноват. Часто менять внешкольные занятия, пока не найдешь своё – нормально. В пору многочисленных и бесплатных советских кружков так и происходило. Подобное мне довелось наблюдать в Харькове «в те давние-давние» годы, причем многие дети из поиска возвращались, так ничего и не выбрав. И лишь один-два из десяти оставались надолго в одном месте.

Бывает, что родители прикладывают все усилия, чтобы развить ребенка, вырастить из него «звезду». А потом взрослая девушка заявляет: «Да, я на сцене, я добилась успеха. Во многом благодаря им, родителям. Но я их ненавижу! У меня не было детства! У меня никогда не было свободной минуты, чтобы поиграть в куклы с подругами, вдоволь поболтать, просто побездельничать иногда. Бальные танцы, фортепиано, стилистика, конкурсы, выступления…»

А бывает наоборот – ребенок бросает заниматься музыкой или танцами, потому что устал, надоело, ничего не успевает. А через несколько лет упрекает мать: «Почему ты тогда не настояла, разрешила мне бросить? Я так жалею сейчас!»

Общего рецепта нет. Будьте внимательны к своему ребенку, почувствуйте, предугадайте, как правильно поступить. Быть хорошим родителем – тоже талант!

Что привлекает детей, когда они сами выбирают кружок? – Атмосфера. Она идеально соответствует их настроениям данного возраста: тихая работа с материалами или работа в команде; возможность блеснуть, стать звездой или получить конкретное умение; кружок  совсем близко от дома, или прекрасная долгая дорога туда, где тебя никто не знает; повод хвастаться – вот я чем занимаюсь!  А также – новые друзья, обаяние внешних атрибутов, и, конечно – руководитель кружка. Но обаяние его личности, его увлеченность действуют на ребенка подсознательно. Понимание приходит только к взрослому человеку, позже.

 Да, вот так мы и вывели пару закономерностей: ребенку нужны разные занятия в разном возрасте, и то, что он сам хочет посещать свой кружок или секцию – верный признак правильного попадания.

Вторая закономерность – у вас, у руководителя и у ребенка должны совпадать настроения и мотивы. Поговорите с руководителем, ведущим занятия: чего он хочет? Что для него главное в этом деле? Подготовить детей к выступлению? Взять призовые места? Занять детей делом на пару часов? Обучить их  конкретному умению? Сделать из них настоящих мужчин, леди, профи? Показать им красоту? Открыть детям их возможности?  Тут не существует приоритета целей, следование каждой из них может очень много дать вашему ребенку.

На мой взгляд, занятия у по-настоящему увлеченного человека ценны сами по себе. Нашим детям сейчас не хватает просто жизни за пределами школы и дома. Не хватает мест, где можно найти новых друзей, проявить себя, столкнуться со сложностями мира, с сопротивлением материала. Не хватает целей, на пути к которым хотелось бы преодолевать трудности, и свою лень, и свои страхи, учиться терпению и вообще учиться.

Удачно выбранный кружок, интересное дело ценно не набором призов и даже не набором умений, а воспитанием характера. Это – главное в занятиях «после школы». Впрочем, это знают и понимают многие родители, оттого и сердятся: «Да что ты прыгаешь с  места на место? Отчего не стараешься? Почему бросаешь начатое дело?». Если ребенку совсем неинтересно, «не получается», и ничто его не держит в этом кружке – лучше уйти. Но бывает так, что дети просто устают, тогда достаточно сделать перерыв на неделю-две, честно предупредив: «пока ты будешь отдыхать – другие уйдут вперед». Итак, для ребенка важнее процесс пребывания в кружке, результат вторичен.

Таланты и способности. Если вы подозреваете, что ваш ребенок в чем-то гениально талантлив – надо искать своего учителя. Того, кто раскроет талант и закрепит его, научит малыша трудиться, даст ему основы мастерства. Другого пути не бывает. Руководитель, который «выявит способности»  у любого ребенка, лукавит. Есть исключения, – талантливые в своем деле педагоги, но они, позанимавшись с ребенком, всегда честно ответят – есть ли в нем расположенность, искра, талант. В талантливом ученике заинтересованы обычно сами учителя.

То, что ребенок готов целыми днями рисовать или танцевать, доказывает, что он занят любимым делом, и задача хорошего руководителя – дать ему основы, научить мастерству. Но это еще ничего не говорит о его «таланте». Способны все дети. Всех детей можно научить неплохо танцевать, рисовать, исполнять песни и рифмовать строки,  работать с материалом, выполнять набор спортивных упражнений, держаться на коне. Так, собственно, и поступали наши предки, а чем мы хуже? Единственное замечание – у детей в таких культурах был серьезный стимул: этим занимались все. Без этих навыков ты не входил в эти «все». Сейчас «все» сидят у больших или малых экранов и нажимают кнопки.

Развить способности можно, а рассчитывать на талант – нельзя. Эти завышенные ожидания могут психически подкосить ребенка. Талант – это не только способности + труд на годы, это и внутреннее врожденное упорство, желание воплотиться в выбранном деле, более сильное, чем у других людей. И еще несколько загадочных составляющих, например, особое, зачастую – новое и свежее видение мира.

Чего же нам ждать от реализации плана «а не пошел бы ты в кружок»? Наш ребенок столкнется с новым: людьми, правилами, сложностями, предметами. У него есть шанс найти друзей и своего Учителя. Он сможет проявить себя в жизненных ситуациях самого разного плана, а мы будем рядом, и поможем, если что. Мы ведем его в кружок, чтобы помочь проявиться его личности.

Я знаю множество историй, когда внимательные родители и ответственные руководители секций  работали над этим: «мой ребенок ленится, давайте что-то делать», «малыш стесняется», «обижает других детей», «невнимателен», и так далее. А грамоты, благодарности? Конечно, они будут! Но самым большим достижением станет то, что дети научатся  работать над собой, доводить начатое до конца, внимательно относиться к делу, взаимодействовать с другими людьми.

Но не забывайте: для юных  их дело должно быть любимым  и желанным!

Как выбрать кружок для ребёнка.

   Есть ли причины не записывать ребенка на дополнительные занятия?

Есть, конечно,  аргументы “против”:

Занятия в кружке, секции требуют дополнительного времени. Нельзя не согласиться с родителями, которые утверждают, что кружки отнимают время. Однако вряд ли ребенок в состоянии заниматься учебой весь день, ему все-таки нужен отдых. Занятия в кружке — один из возможных вариантов.

Занятия в кружке, секции — это дополнительные нагрузки. Действительно, у ребенка они и так немалые. Требования к школьникам, количество изучаемых предметов, уровень сложности учебного материала растут. И это нужно учитывать. Выбирая ребенку кружок, следует соблюдать умеренность. Не записывайте его без особой необходимости, в секции, где предполагаются ежедневные тренировки по несколько часов. Для организации досуга вполне достаточно двух занятий по 40-50 минут в неделю.

 Не пытайтесь объять необъятное и записать сына или дочь сразу во много кружков. Ограничьтесь для начала одним, максимум — двумя. Если останется свободное время, ребенок всегда может пойти еще куда-нибудь.

Занятия в кружке, секции — это дополнительные нагрузки для родителей. “Заниматься будет якобы ребенок, а следить за всем (одеждой, расписанием) и делать домашние задания с ним будем мы”, — опасаются родители. Скорее всего, ребенок сделает попытку переложить на вас все неприятные обязанности. Но тут уж все зависит от ваших организаторских способностей, от твердости духа и настойчивости.

 Ребенка кто-то должен отводить на занятия, а после их окончания — встречать. Далеко не всем повезло с детским клубом под окнами дома. Иногда приходится не только ходить, но и добираться на общественном транспорте. Конечно, одного ребенка не отпустишь. Приходится маме и папе отпрашиваться с работы или просить помощи у бабушек и дедушек.

 

Итак, взвесив все за и против, вы решили отдать своего ребенка в какой-нибудь кружок, но пока не знаете, в какой именно? Выбрать один-единственный — действительно задача не из простых. Ассортимент огромный, даже глаза разбегаются. Охарактеризуем хотя бы наиболее популярные.

Краткая характеристика кружков.

Спортивные секции:

физическое развитие: способствуют общему физическому развитию, укрепляют здоровье, развивают ловкость и координацию движений, вырабатывают мышечную силу;

психическое развитие: помогают выработать силу воли, настойчивость, уверенность в себе, умение постоять за себя, умение терпеть боль и усталость, преодолевать препятствия, навыки работы в команде;

дополнительные преимущества: хороший отдых после длительного сидения за партой, возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию в конструктивной форме.

Спортивные секции могут быть самыми разнообразными: хоккей, волейбол, баскетбол, футбол, теннис, различные виды борьбы, легкая атлетика, батут, бассейн. Всего и не перечислишь. У каждого вида спорта своя специфика. Для занятия некоторыми нужны определенные исходные способности. Другие под силу любому желающему. Конкретный выбор зависит от данных будущего спортсмена, его интересов и предпочтений, других факторов (наличие секций рядом с домом, стоимость занятий и т. д.)

Хореографические кружки.  

физическое развитие: так же как и спортивные секции, способствуют общему физическому развитию, развивают ловкость и координацию движений. Кроме того, помогают выработать чувство ритма, гибкость;

психическое развитие: требуют силы воли, твердого характера, умения бороться с трудностями и неудачами. Как правило, сопровождаются публичными выступлениями, что вырабатывает уверенность в себе. Дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность;

дополнительные преимущества: двигательная активность помогает преодолеть усталость после школы. А владение техникой исполнения различных танцевальных элементов всегда пригодится вашему ребенку.

Художественные кружки 

физическое развитие: развивают мелкую моторику;

психическое развитие: формируют усидчивость, развивают внимание, учат самоконтролю, терпению. Воспитывают творческое отношение к окружающему миру, развивают воображение;

дополнительные преимущества: ребенок научится работать с различными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры), использовать нетрадиционные материалы: листья, семена, скорлупу орехов и т. п. Получит некий объем знаний об истории искусства, его основных направлениях.

Музыкальные школы, кружки:

физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух. Тренируют мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;

психическое развитие: вырабатывают силу воли, усидчивость, дисциплинированность. От ребенка потребуются хорошие внимание и память;

дополнительные преимущества: ребенок получит музыкальное образование.

Если остальные кружки можно посещать на уровне хобби, то музыкой нужно заниматься серьезно, профессионально или не заниматься вообще. Обучение потребует затрат времени, сил. Ребенка придется контролировать, иногда заставлять. Если сын или дочка не проявляют горячего желания посвятить себя музыке, как следует подумайте, стоит ли начинать занятия.

Вокальные студии.  

физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух;

психическое развитие: выступления на сцене помогут ребенку побороть страх общения, стеснительность, обрести уверенность в себе;

дополнительные преимущества: вашему ребенку поставят голос, научат технике пения.

Направленность может быть различной: оперное пение, популярная эстрада, фольклор.

Театральные студии.  

физическое развитие: занятия по технике речи дают возможность разрабатывать речевой аппарат, научиться говорить правильно и красиво. Занятия по сценическому движению направлены на обретение контроля над своим телом;

психическое развитие: развитие коммуникативных навыков — умения ясно выражать свои мысль и чувства, умение понимать других людей. Развитие основных психических функций — внимания и памяти. Преодоление страха перед публичными выступлениями. Развитие воображения. Возможность для самовыражения;

дополнительные преимущества: знакомство с театральной культурой.

Кружки прикладного творчества.

физическое развитие: развивают мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;

психическое развитие: способствуют выработке терпения, усидчивости, настойчивости. Требуют внимания и самоконтроля. Развивают творческие способности;

дополнительные преимущества: ребенок приобретет умения и навыки, которые обязательно пригодятся ему в дальнейшей жизни.

К этой группе, в частности, относятся кружки вязания, кройки и шитья, бисероплетения, мягкой игрушки, лепки.

“Научные” кружки. Под этим условным названием мы объединили те кружки, занятия в которых направлены на познание различных научных областей, развитие мышления. Например:

журналистики, где маленький репортер или редактор может попробовать свои силы в устном и письменном жанре;

психологии, в которых ребенку помогут лучше понять себя, научиться общаться с окружающими, развить свои способности и побороть недостатки;

историко-археологические, сочетающие изучение теории с посещением музеев, изучением местности в походах. Дополнительная информация, получаемая при этом ребенком, расширяет кругозор;

компьютерные, направленные на овладение необходимыми в современной жизни навыками пользователя компьютерной техникой;

иностранных языков, значимость и полезность которых трудно переоценить;

шахматные, которые развивают логическое мышление, концентрацию внимания, самообладание, ответственность, самостоятельность.

Что нужно учесть, выбирая кружок или секцию для своего ребенка?

Начать, пожалуй, стоит с анализа того, к чему, на ваш взгляд, у вашего сына или дочки есть способности, склонности, что их интересует. Необязательно, чтобы у ребенка был талант к чему-либо. Поскольку в большинстве случаев мы преследуем цель организации досуга ребенка, эмоциональной разрядки от накопившегося за день напряжения, иногда целесообразно выбрать вид деятельности, к которому у ребенка нет никаких способностей, но зато есть желание заниматься. Исключение составляют секции, для занятий в которых необходимо изначально обладать определенными способностями и навыками. Если у ребенка их нет, то его не возьмут, как бы велико ни было его желание. Естественно, если вы хотите, чтобы ребенок достиг значительных успехов в той или иной области, заниматься ему следует тем, к чему, во-первых, у него есть способности и что, во-вторых, при наличии этих способностей ему интересно.

Поинтересуйтесь мнением ребенка. Возможно, у него уже есть на примете какой-нибудь кружок, в который он хотел бы ходить. А может быть, он вообще ничего об этом не знает. Тогда вам придется объяснить, для чего это ему нужно, и рассказать о возможных вариантах, предложив на выбор самый привлекательный. Не стоит записывать ребенка в секцию, не посоветовавшись. Конечно, дети не всегда в состоянии правильно оценить ситуацию и принять осознанное решение. Иногда им кажется, что они вообще ничего не хотят. Иногда, наоборот, как в стихотворении Агнии Барто, “драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота…”. Иногда ребенок выбирает что-то, что ему совсем не по силам, только потому, что там занимается одноклассник, на которого он хочет быть похожим. Но все же водить ребенка против его воли туда, куда он не хочет, не стоит: это не доставит удовольствия ни вам, ни вашему ребенку.

Если сын или дочка настаивают на своем, не соглашаются с вашими доводами, то возможен вариант, при котором вы уступите. Выбор кружка не столь ответственен, как выбор школы. В худшем случае ребенок вскоре бросит тот кружок, в который так рвался. Для него это будет полезным жизненным опытом: в следующий раз он будет более критично оценивать себя и внимательнее прислушиваться к советам родителей. Если ребенок не справился с тем, к чему стремился, не стоит говорить: “Ага, я же говорила тебе, а ты не слушал!” Лучше спокойно, без упреков обсудите с ним причины неудачи.

Целесообразно поинтересоваться, где занимаются друзья ребенка по школе, по двору. Ему будет комфортнее, если и внешкольные занятия будут проходить в его привычном круге общения.

Если же у ребенка не складываются отношения со сверстниками, то, возможно, общение на нейтральной территории поможет их наладить. Однако будьте осторожны, если у ребенка явно негативные отношения с одноклассниками, не стоит записывать его в ту же секцию, где занимаются его “недруги”. Конфликт “переселится” вместе с ним в новый коллектив, и посещение кружка станет для ребенка не удовольствием, а наказанием. Лучше начать все с чистого листа. Вдруг в новом коллективе ребенку больше повезет?

Близость кружка к дому, школе тоже немаловажный фактор. Ведь ребенку либо придется ходить туда самому, либо в сопровождении кого-то из взрослых

 

Если вы примерно определились с секцией (или секциями), куда хотите отдать ребенка, отправляйтесь в разведку на местность. Придя в  ДДТ, пообщайтесь с преподавателем, руководителем кружка. Посоветуйтесь с родителями детей, которые там уже занимаются. Если есть возможность, поинтересуйтесь мнением самих детей. Осмотритесь, уютно ли в клубе, есть ли все необходимое для занятий. Обязательно узнайте, что еще вам придется принести для занятий ребенка, какая принята форма одежды.

Если вам все понравилось, и условия вас устраивают, посетите с ребенком пробное занятие. Как правило, оно бесплатное. После занятия узнайте, понравился ли ему руководитель, другие дети, сами занятия. И если понравилось, значит, можно смело записываться.

У родителей, записавших ребенка в секцию, возникает новая проблема: дел стало больше, а количество часов в сутках все то же. Необходимо по-новому организовать время сына или дочки, чтобы все-все успеть.

Время и день недели следует выбирать с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Например, если после школы он очень устает или не может делать уроки без вашего контроля, то секцию целесообразнее посещать после уроков, а домашние задания делать вечером, когда ребенок отдохнет или когда придут с работы папа и мама.  

Частота и продолжительность занятий зависят от многих факторов: работоспособность ребенка, нагрузка в школе, сложность и утомительность занятий в секции, возможности родителей по сопровождению ребенка. Единственное общее правило, которое следует иметь в виду: занятия не должны превращаться для вашей семьи в наказание.

Сколько кружков может посещать ребенок? Ответ прост: столько, насколько у ребенка хватит времени, сил и желания.

Если занятия в секции для вас не важнее учебы (а как правило, это так), то очевидно, что увлечение ребенка не должно вредить учебному процессу. Задача родителей — организовать время ребенка таким образом, чтобы он все успевал. При этом желательно, чтобы сначала была выполнена вся обязательная работа, а затем уже развлечения. Подобное правило может быть одним из пунктов договора между вами и ребенком.

 Желательно привлечь самого ребенка к разработке плана дня. Вероятность того, что он будет соблюдать режим дня, который вроде бы разработал сам, а не вынужден был подчиниться, выше. При составлении плана дня предлагайте ребенку альтернативы, возможность выбора. В конце концов, именно ему придется жить по этому плану.

Ясно дайте понять ребенку, что кружок — это для него удовольствие, которого в принципе он может лишиться при плохом поведении. Достаточно один раз в самом начале однозначно и категорично объяснить это ребенку. Но ни в коем случае не используйте это как шантаж при малейшем непослушании.

Заранее избавьтесь от иллюзий. Ребенок еще достаточно мал и не в состоянии нести за себя полную ответственность. Его интересы неустойчивы. Это означает, что даже при самом благоприятном развитии событий вам придется быть в курсе того, когда и какие у ребенка занятия, что он должен подготовить дома, что он должен принести с собой. Знать это нужно не для того, чтобы делать все за ребенка, а для того, чтобы подстраховать его. Если уж он забудет — напомните. Не раз и не два вам придется уговаривать ребенка пойти на занятия, даже в самый любимый кружок. Однако делать это стоит только в том случае, если вы действительно уверены, что нежелание идти в секцию у ребенка связано с сиюминутным настроением, а не является стойким нежеланием заниматься там вообще.

Помните, что вы заботитесь о физическом, психическом, творческом, социальном развитии своего ребенка. Разве так уж велики трудности, с которыми вы сталкиваетесь, по сравнению с вашей целью?

 

nsportal.ru

“Система работы дополнительного образования в школе”

КГУ « Костряковская средняя школа»

Система дополнительного образования в школе

Дополнительное образование – это такая сфера деятельности, которая дает возможность детям развивать творческие способности, воспитывать в себе такие качества, как активность, раскрепощенность, свобода взглядов и суждений, ответственность, увлеченность и многое другое. Работа в блоке дополнительного образования обеспечивает разнообразные потребности ученика и направлено на сохранение физического, психологического и нравственного здоровья ребенка, формирования сплоченного и творческого школьного коллектива, воспитание самоуважения, уважения и терпимости к другим людям, воспитание понимания ценности образования, открывающего путь к новым возможностям, к осуществлению своих мечтаний, в том числе и выборе профессии.

Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитие общества. 
Осуществляя дополнительные образования, школа реализует идею создания условий для развития творческих способностей и формирования навыков и умений, необходимых для развития гармонически развитой личности. Существенными характеристиками указанного педагогического пространства является здоровье сберегающая атмосфера, наличие психологического комфорта для каждого ребенка, постоянное наращивание творческого потенциала личности, овладение навыками самостоятельной деятельности, развития постоянных интересов учащихся с разными психофизиологическими данными.

Организация дополнительного образования в школе имеет свои особенности : с одной стороны – она реализует потребность детей, а с другой, в ней должны учитываться интересы образовательного процесса в целом. При организации системы дополнительного образования в школе педколлектив опирается на следующие принципы:

– свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;

– ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;

– возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;

– единство обучения, воспитания, развития.

Режим занятий обусловлен спецификой дополнительного образования в школе: занятия проводятся во второй половине дня после окончания предметов учебного цикла. На занятиях преподаватели используют современные образовательные технологии, которые отражены в принципах: индивидуальности, доступности, преемственности, результативности. Хорошим показателем работы является участие детского объединения в мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, выставках, фестивалях.

Учебный план по дополнительному образованию разработан на основе уже сложившихся в школе традиций, с учетом возможностей школы, профессионального потенциала педагогического коллектива, пожеланий обучающихся и их родителей и согласно лицензии на право осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам следующих направленностей: танцевальная , физкультурно – спортивная, военно – патриотическая, музыкальная

1.Танцевальная

Цель: формировать у детей умения понимать произведения искусства, получать удовлетворение

от творчества.

Задачи:

-повысить рост качества воспитанности через обмен опыта по включённости

каждого учащегося в процессе обучения;

– развивать творческие навыки, через разнообразие форм и методов работы

во внеурочной деятельности;

-расширять возможности для самореализации ученика и учителя в школе;

-создать условия для разностороннего и свободного развития личности.

Танцеальнвй- 15 детей Руководитель Донченко С.Ю.

Работа кружков художественно-эстетической направленности служит развитию

творческих способностей обучающихся. Знакомству с произведениями искусств,

духовному развитию личности, воспитанию мира чувств, его эмоциональной

чуткости.

2. Физкультурно – спортивное

Цель: формировать стремление к здоровому образу жизни.

Задачи:

1.Привлечь максимально возможное количество детей и подростков

к систематическим занятиям.

2. Воспитывать физические качества: силу, быстроту, гибкость, ловкость для

успешного овладения навыками игры.

3. Формировать организаторские навыки, воспитывать волевые качества,

уважение к партнеру.

Волейбол – 15 человек (8-11 классы)Сафонкин А.П.

Баскетбол – 12 человек (9-11 классы

Легкая атлетика – 36 человек(4-10 классы) Стукан Р.С.

Акробатика – 30 человек руководитель Агеева А.И.

Шахматы – 30 человек руководитель Мозговой С.А.

Целесообразность работы этой направленности продиктовано снижением двигательной

активности школьников, которая сказывается на состоянии здоровья, физическом развитии и

физической подготовленности детей. Данные кружки призваны сформировать у обучающихся

устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии

физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в

организации здорового образа жизни. Мир спорта охватывает и увлекает детей, формирует

специальные знания, совершенствует функциональные возможности организма, формирует

организаторские навыки, воспитывает волевые качества, уважение к партнеру.

3.Военно – патриотическая

Цель: развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма как важнейших

духовно-нравственных и социальных ценностей, чувства верности своему Отечеству,

готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.

Задачи:

1.Воспитывать у детей патриотизм, любовь к родному краю, уважительное отношение

к истории Отечества, своей школе;

2.Пробуждать у ребят стремление познать историю рода, семьи, семейных традиций,

культурного наследия предков.

3. Развивать у детей чувство доброты и милосердия к старшему поколению.

4. Снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами

патриотического воспитания.

кружок”Сарбас” (9-11 классы) -10 человек

Воспитание детей на героике прошлого, боевых традициях своего народа было

и есть одним из важнейших направлений. Оно помогает осмыслить глубинные

связи поколений, культурные и духовные традиции своего народа, прошлое и

настоящее Родины.

.

В школе существует и активно функционирует система дополнительного образования, целью ее является гармоничное развитие личности каждого ребенка соответственно ее интересам и наклонностям.

Дополнительное образование – условие для личностного роста, социализации личности воспитанника, которое формирует систему знаний, обеспечивает сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование.

В качестве руководителей кружков в этом учебном году работают 6 педагогов.

В школе действуют 8 различных объединений: 1 объединения музыкального профиля, танцевальное – 1 объединение, спортивные – 5 объединения гражданственно-патриотического профиля 1 .

Работа педагогов дополнительного образования направлена на систематическое обновление содержания дополнительного образования, его программ, методик; включение в систему одарённых и детей, требующих повышенного педагогического внимания.

Сеть кружков и секций позволяет вовлечь всех желающих в творческую и интеллектуальную деятельность, что обеспечивает всестороннее развитие детей и подростков.

Система школьного дополнительного образования складывается:

 Расписание кружков на 2016-2017 учебный год

 

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *