Развитие детей дошкольного возраста
Развитие детей дошкольного возраста
Период дошкольного возраста детей в России приходится на время посещения детского сада – 3-7 лет. В идеале дети получают комплексное образование, подходящее им по возрасту, в группе, но случаются ситуации, когда родители хотят более расширенного обучения или ребенок не посещает детский сад. Тогда на помощь приходят всевозможные кружки, школы развития, он-лайн курсы и прочее.
Сегодня рассмотрим наиболее популярные развивающие занятия для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Цель развития детей дошкольного возраста
Зачем развивать детей дошкольного возраста? Этот вопрос имеет право на существование. действительно, если посмотреть со стороны, дети достаточно любознательны и активны, чтобы развиваться самостоятельно. Однако, завышенные требования современного мира меняют вектор развития с естественного на ускоренный.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент для будущего ребенка: мышление, память, психика, самостоятельность, самооценка. Родителям стоит выбирать занятия и кружки, учитывая желания ребенка и поощряя любые результаты.
Лучше всего исходить в развитии из потребностей ребенка и комбинировать занятия так, чтобы все сферы личности охватывались:
- память и мышление;
- психика и эмоции;
- рост и физическое развитие.
Какие занятия выбирать, рассмотрим дальше.
Дополнительные занятия для детей дошкольного возраста
Всестороннее развитие детей помогает им в будущем стать интеллектуальными, самостоятельными, общительными, целеустремленными.
Развитие памяти и мышления
Детская память очень гибкая и напрямую зависит от эмоционального фона. Дошкольники отлично запоминают ту информацию, которая вызвала у них эмоции. Именно поэтому важно правильно подбирать преподавателей и обучающие программы. Монотонное чтение или наставления не дадут результата, а вот яркие картинки, стихи и видеоролики дадут плоды.
К 6 годам ребенок начинает понимать причинно-следственную связь, следить за своими поступками, в этом возрасте педагоги рекомендуют начинать подготовку к школе.
Развитие психики и эмоций
Психоэмоциональное развитие ребенка – старт для здорового самосознания. Чрезмерная загрузка малыша занятиями, играми и кружками сильно истощает организм, поэтому наряду с интеллектом важно наполнять ребенка и позитивными эмоциями:
- походы в цирк и театр;
- совместные игры со сверстниками;
- просмотр фильмов и мультиков с родителями;
- путешествия.
Именно от взрослых зависит вырастет ли ребенок полноценной личностью. Его поведение и увлечения нужно поощрять и принимать.
Физическое развитие ребенка дошкольного возраста
Именно физическому развития принято посвящать больше всего времени: плавание, теннис, легкая атлетика, футбол, единоборства – все эти кружки доступны детям даже в государственных детских садах. Уделять время спорту очень важно, ведь в раннем возрасте закладываются осанка, органы, растут мышцы и скелет.
Не стоит забывать, что полноценные кружки – серьезная нагрузка, а значит нельзя пренебрегать регулярными медосмотрами и правильным, сбалансированным питанием.
Делая вывод, можно сказать, что всестороннее развитие ребенка в дошкольном возрасте – залог его успешности в будущем. При этом важно не “перегибать планку” и внимательно следить за состоянием малыша, чтобы не допустить перегрузки.
27/05/2019
Развитие детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте ребёнок открывает для себя мир, почти ежедневно узнаёт что-то новое и чему-то учится, вливается в общество, знакомится и начинает общаться со сверстниками. Поэтому в вопросе обучения необходимо учитывать множество аспектов и гармонично подходить к процессу обучения. Развитие детей дошкольного возраста – это работа сразу по нескольким направлениям.
Психическое развитие
Важную роль в психическом развитии ребёнка играет семья, то как с ним общаются и взаимодействуют дома, но кроме этого рекомендуется целенаправленно уделить внимание:
– восприятию, дети любознательны, они задают вопросы, наблюдают за тем, что их окружает, анализируют информацию и создают картину мира. Они могут давать описание предметам, знают цвета, понимают, что такое форма (круглый апельсин или квадратная коробка), вес и размер.
– развитию памяти, в возрасте 2-3 лет детям свойственна непроизвольная память, они не контролируют данный процесс в памяти откладываются, только те вещи с события, которые связаны с эмоциональными переживаниям. Уже позже, к 4-5 годам у них формируется навык осознанного запоминания, дети начинают уже сознательно запоминать вещи, людей, события.
– мышлению, начинает развиваться способность логически мыслить и рассуждать, идёт переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.
Познавательное развитие
Стремление к познанию – это врождённая способность человека. Она является тем самым моторчиком, который заставляет детей постоянно задавать вопросы, благодаря этому ребёнок формирует образ окружающего мира и адаптируется к нему. Это стремление выражается в виде:
– поиска новой информации и её усвоения;
– развития внимания, памяти и мышления;
– реакции на происходящие события и усвоенную информацию
Всё это взаимосвязано между собой, поэтому развитие детей дошкольного возраста требует комплексного подход. Необходимо давать достоверную информацию, которая соответствует его текущим способностям и уровню понимания, помогать ребёнку упорядочивать полученные знания и искать взаимосвязи.
Речь и её развитие
Ничто не способствует развитую речи, так как общение ребёнка с родителями, родственниками, друзьями и, в целом, с окружающими. Родителям важно не только слушать, о чем их ребёнок говорит, а именно общаться с ним, задавать вопросы, просить что-то рассказать. Дети берут пример с окружающих, подражают их речи, поэтому при общении с детьми рекомендуется использовать нормальный взрослый язык, не стоит часто употреблять уменьшительно-ласкательные слова и повторять детское произношение, должна звучать грамотная правильная речь.
Речь развивается у всех по-разному, но к первому классу язык должен становится средством не только общения, но и мышления. Развитие детей дошкольного возраста должно способствовать достижению определённого уровня. У ребёнка должен быть достаточный словарный запас в несколько тысяч слов, грамотная понятная речь,способность вести полноценные диалоги и умение высказывать свои мысли с помощью развернутых предложений.
Эмоциональное развитие
После 3 лет количество испытываемых ребёнком эмоций увеличивается и он начинает делиться ими с помощью голоса, взглядов и жестов. Также идёт развитие эмоций, чувств, связанных с социумом, нравственностью и моралью, ребёнок учится сопереживать, так же у него появляются собственные осознанные интересы и мотивация к действиям.
Эмоциональное развитие сильно зависит от родителей, поэтому необходимо заполнить жизнь ребёнка эмоциональными событиями: играми, общением, кружками и секциями. Эмоции помогают осознавать окружающий мир и действительность, правильно реагировать на происходящее.
Физическое развитие
Развитие детей дошкольного возраста включает в себя и лёгкие физически упражнения. Ребята растут не по дням, а по часам, идёт активное формирование систем организма и внутренних органов, в первую очередь дыхания и кровообращения, окостеневает скелет. К тому же разумные физические и спортивные нагрузки помогают умственному и эмоциональному развитию.
Со списком, занятий, который предлагает наш семейный центр вы можете ознакомиться в разделе Развивающие занятия для детей
Вехи развития: от 3 до 4 лет
Каких вех развития должен достичь мой ребенок к трем-четырем годам?
С трехлетием вашего ребенка «ужасные двойки» официально заканчиваются и начинаются «волшебные годы» трех и четырех лет — время, когда в мире вашего ребенка будут доминировать фантазии и живое воображение. В течение следующих двух лет он созреет во многих областях.
Вот несколько вех, на которые стоит обратить внимание.
Вехи движения
Хмель и стойки на одной ноге до пяти секунд
поднимается наверх и внизу без поддержки
Направляет мяч вперед
Throw
Проворно двигается вперед и назад
Вехи в навыках рук и пальцев
Копирует квадратные фигуры
Привлечет человека с двумя -четырьмя частями тела
Использование ножниц
Притягивает круги и квадраты
начинает копировать некоторые заглавные буквы
Языковые болоты
9001S.
одинаковый» и «другой»
Усвоил некоторые основные правила грамматики
Говорит предложениями из пяти-шести слов
Говорит достаточно ясно, чтобы незнакомые люди могли понять
Рассказывает истории
Когнитивные вехи
Правильно называет некоторые цвета
Понимает концепцию подсчета и может знать несколько номеров
подходов. Задачи с Antice Of A Single Of Sound of A Single Of A Syth Pactes of A Syth Pactes of A Single Speak of A Syth Pactes
15 подходов. Подходы.
Начинает лучше чувствовать время
Выполняет команды, состоящие из трех частей
Вспоминает части истории
Понимает концепцию той же/различной
Внимает фэнтезийную игру
Социальные и эмоциональные вехи
Заинтересован в новых опытах
или другие дети
9.
Папа»
Все более изобретательный в фэнтезийной игре
Одевается и раздевается
Договаривается о разрешении конфликтов
Более независимый
Воображает, что многие незнакомые образы могут быть «чудовищами»
Рассматривает себя как целостную личность, включающую тело, разум и чувства
- 6 90 90 фантазия и реальность
Часы для развития здоровья
Поскольку каждый ребенок развивается по-своему, невозможно точно сказать, когда и как он усовершенствует тот или иной навык. Перечисленные здесь вехи развития дадут вам общее представление об изменениях, которые вы можете ожидать, когда ваш ребенок станет старше, но не пугайтесь, если его развитие пойдет немного по другому пути. Однако сообщите своему педиатру, если у вашего ребенка проявляются какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития для этого возрастного диапазона.
Невозможно выбросить мяч за рукой
Невозможно прыгнуть на место
Невозможно ездить на трицикле
Невозможно схватить ракет четыре блока
Все еще цепляется или плачет, когда его покидают родители
Не проявляет интереса к интерактивным играм
Игнорирует других детей
Не реагирует на людей вне семьи
Не участвует в фантазиях
Сопротивляется одеванию, сну, пользованию туалетом
–- 3 контролировать себя, когда злится или расстроен
Не может скопировать круг
Не использует предложения из более чем трех слов
Не использует «я» и «ты» надлежащим образом
- Последнее обновление
- 02.
11.2009
- Источник
- Уход за младенцем и ребенком раннего возраста: от рождения до 5 лет (Авторское право © Американская академия педиатрии, 2009 г.)
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.
Эмоциональное развитие дошкольников – HealthyChildren.org
Яркая фантастическая жизнь вашего трехлетнего ребенка поможет ей исследовать и смириться с широким спектром эмоций, от любви и зависимости до гнева, протеста и страха. Она не только сама принимает различные образы, но и часто приписывает живые качества и эмоции неодушевленным предметам, таким как дерево, часы, грузовик или луна. Например, спросите ее, почему ночью выходит луна, и она может ответить: «Чтобы поздороваться со мной».
Время от времени ожидайте, что ваш дошкольник познакомит вас с одним из своих воображаемых друзей. У некоторых детей есть один воображаемый компаньон на протяжении шести месяцев; некоторые меняют притворных товарищей по играм каждый день, в то время как у других их вообще нет или они предпочитают вместо этого воображаемых животных. Не беспокойтесь, что эти призрачные друзья могут сигнализировать об одиночестве или эмоциональном расстройстве; на самом деле это очень творческий способ для вашего ребенка попробовать различные действия, линии разговора, поведение и эмоции.
Вы также заметите, что в течение дня ваш дошкольник будет свободно перемещаться между фантазией и реальностью. Иногда она может быть настолько вовлечена в свой воображаемый мир, что не может сказать, где он заканчивается и начинается реальность. Ее игровой опыт может даже вылиться в реальную жизнь. Однажды вечером она придет к обеденному столу, убежденная, что она Золушка; в другой день она может прийти к вам в слезах, услышав историю о привидениях, в которую она верит.
Хотя важно успокоить ребенка, когда он напуган или расстроен воображаемым происшествием, будьте осторожны, чтобы не унижать его и не высмеивать. Этот этап эмоционального развития является нормальным и необходимым, и его не следует обескураживать. Прежде всего, никогда не шутите с ней на тему «запереть ее, если она не съест свой обед» или «бросить ее, если она не поторопится». Она может поверить вам и испытывать ужас до конца дня или даже дольше.
Время от времени старайтесь присоединиться к ребенку в его фантазийной игре. Поступая таким образом, вы можете помочь ей найти новые способы выражения своих эмоций и даже решить некоторые проблемы. Например, вы можете предложить «отправить ее куклу в школу», чтобы узнать, как она относится к посещению дошкольного учреждения. Однако не настаивайте на участии в этих фантазиях. Частью радости фантазии для нее является возможность управлять этими воображаемыми драмами, поэтому, если вы подбрасываете идею для выдумки, отойдите в сторону и позвольте ей сделать из нее то, что она хочет.
Если затем она попросит вас сыграть какую-нибудь роль, держите свое выступление сдержанным. Пусть мир притворства будет единственным местом, где она правит балом. Вернуться в реальную жизнь; пусть ваша дошкольница знает, что вы гордитесь ее новой независимостью и творческими способностями. Поговорите с ней, послушайте, что она говорит, и покажите ей, что ее мнение имеет значение. Дайте ей выбор, когда это возможно — в продуктах, которые она ест, в одежде, которую носит, и в играх, в которые вы играете вместе. Это придаст ей чувство важности и поможет ей научиться принимать решения. Однако пусть ее варианты будут простыми. Например, когда вы идете в ресторан, сузьте ее выбор до двух-трех блюд. В противном случае она может быть ошеломлена и не сможет принять решение. (Поход в магазин мороженого или магазин замороженных йогуртов, где продаются разные вкусы, может быть мучительным, если вы не ограничиваете ее выбор.)
Каков наилучший подход? Несмотря на то, что мы уже сказали, один из лучших способов воспитать в ней независимость — поддерживать достаточно жесткий контроль над всеми сторонами ее жизни, в то же время предоставляя ей некоторую свободу.
Дайте ей понять, что вы по-прежнему у руля и не ожидаете, что она будет принимать важные решения. Когда ее подруга предлагает ей залезть на дерево, а она боится, будет утешительно, если вы скажете «нет», чтобы ей не пришлось признаваться в своих страхах. По мере того, как она преодолевает многие из своих ранних тревог и становится более ответственной в принятии собственных решений, вы, естественно, даете ей больше контроля. При этом важно, чтобы она чувствовала себя в безопасности.
Так же, как это было, когда ему было три года, фантазийная жизнь вашего четырехлетнего ребенка останется очень активной. Однако теперь он учится отличать реальность от вымысла и сможет перемещаться между ними, не путая их.
По мере того, как игры в притворство становятся все более продвинутыми, не удивляйтесь, если дети будут экспериментировать с вымышленными играми, включающими в себя ту или иную форму насилия. В эту категорию попадают военные игры, убийства драконов и даже такие игры, как теги.
Некоторые родители запрещают своим детям играть с купленными в магазине игрушечными пистолетами только для того, чтобы увидеть, как они вырезают, склеивают и делают картонные пистолеты или просто показывают пальцем и кричат «бам, бах». Родители не должны паниковать по поводу этих действий. Это не является доказательством того, что эти дети склонны к насилию. Ребенок понятия не имеет, что значит убить или умереть. Для него игрушечные пистолеты — невинный и забавный способ соревноваться и повысить свою самооценку.
Если вы хотите оценить развивающуюся у вашего ребенка уверенность в себе, прислушайтесь к тому, как он разговаривает со взрослыми. Вместо того, чтобы оставаться в стороне, как он, возможно, делал в два или три года, теперь он, вероятно, дружелюбен, разговорчив и любопытен. Он также, вероятно, будет особенно чувствителен к чувствам других — взрослых и детей — и любит делать людей счастливыми. Когда он увидит, что им больно или грустно, он проявит сочувствие и заботу.
Это, вероятно, проявится как желание обнять или «поцеловать боль», потому что это то, чего он больше всего хочет, когда ему больно или он несчастлив. Примерно в возрасте четырех-пяти лет ваш дошкольник также может начать проявлять живой интерес к базовой сексуальности, как своей собственной, так и противоположного пола. Он может спросить, откуда берутся дети и об органах, участвующих в репродукции и элиминации. Он может захотеть узнать, чем отличаются тела мальчиков и девочек. Столкнувшись с такого рода вопросами, отвечайте простыми, но правильными терминами. Четырехлетнему ребенку, например, не нужно знать подробности полового акта, но он должен свободно задавать вопросы, зная, что получит прямые и точные ответы.
Наряду с этим повышенным интересом к сексуальности он, вероятно, будет также играть со своими гениталиями и может даже демонстрировать интерес к гениталиям других детей. Это не сексуальные действия взрослых, а признаки нормального любопытства, не требующие порицания или наказания.
В какой момент родители должны установить ограничения на такое исследование? Это действительно семейное дело. Вероятно, в этом возрасте лучше не слишком остро реагировать на это, так как это нормально, если делать это в меру. Тем не менее, дети должны узнать, что является социально приемлемым, а что нет. Так, например, вы можете решить сказать своему ребенку:
- Интерес к половым органам здоров и естественен.
- Нагота и сексуальные игры на публике недопустимы.
- Ни один другой человек, включая даже близких друзей и родственников, не может прикасаться к его «интимным частям». Исключением из этого правила являются врачи и медсестры во время медицинских осмотров и его собственные родители, когда они пытаются найти причину любой боли или дискомфорта, которые он чувствует в области половых органов.
Примерно в это же время ваш ребенок может увлечься родителем противоположного пола. Можно ожидать, что четырехлетняя девочка будет соперничать с матерью за внимание отца, так же как мальчик может соперничать за внимание матери.
. одинаковый» и «другой»
Усвоил некоторые основные правила грамматики
Говорит предложениями из пяти-шести слов
Говорит достаточно ясно, чтобы незнакомые люди могли понять
Рассказывает истории
Правильно называет некоторые цвета
Понимает концепцию подсчета и может знать несколько номеров
подходов. Задачи с Antice Of A Single Of Sound of A Single Of A Syth Pactes of A Syth Pactes of A Single Speak of A Syth Pactes
15подходов. Подходы.
Начинает лучше чувствовать время
Выполняет команды, состоящие из трех частей
Вспоминает части истории
Понимает концепцию той же/различной
Внимает фэнтезийную игру
Заинтересован в новых опытах
или другие дети
- 9
.
Папа»
Все более изобретательный в фэнтезийной игре
Одевается и раздевается
Договаривается о разрешении конфликтов
Более независимый
Воображает, что многие незнакомые образы могут быть «чудовищами»
Рассматривает себя как целостную личность, включающую тело, разум и чувства
- 6 90 90 фантазия и реальность
Часы для развития здоровья
Поскольку каждый ребенок развивается по-своему, невозможно точно сказать, когда и как он усовершенствует тот или иной навык. Перечисленные здесь вехи развития дадут вам общее представление об изменениях, которые вы можете ожидать, когда ваш ребенок станет старше, но не пугайтесь, если его развитие пойдет немного по другому пути. Однако сообщите своему педиатру, если у вашего ребенка проявляются какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития для этого возрастного диапазона.
Невозможно выбросить мяч за рукой
Невозможно прыгнуть на место
Невозможно ездить на трицикле
Невозможно схватить ракет четыре блока
Все еще цепляется или плачет, когда его покидают родители
Не проявляет интереса к интерактивным играм
Игнорирует других детей
Не реагирует на людей вне семьи
Не участвует в фантазиях
Сопротивляется одеванию, сну, пользованию туалетом
–- 3 контролировать себя, когда злится или расстроен
Не может скопировать круг
Не использует предложения из более чем трех слов
Не использует «я» и «ты» надлежащим образом
- Последнее обновление
- 02.
11.2009
- Источник
- Уход за младенцем и ребенком раннего возраста: от рождения до 5 лет (Авторское право © Американская академия педиатрии, 2009 г.)
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.
Эмоциональное развитие дошкольников – HealthyChildren.org
Яркая фантастическая жизнь вашего трехлетнего ребенка поможет ей исследовать и смириться с широким спектром эмоций, от любви и зависимости до гнева, протеста и страха. Она не только сама принимает различные образы, но и часто приписывает живые качества и эмоции неодушевленным предметам, таким как дерево, часы, грузовик или луна. Например, спросите ее, почему ночью выходит луна, и она может ответить: «Чтобы поздороваться со мной».
Время от времени ожидайте, что ваш дошкольник познакомит вас с одним из своих воображаемых друзей. У некоторых детей есть один воображаемый компаньон на протяжении шести месяцев; некоторые меняют притворных товарищей по играм каждый день, в то время как у других их вообще нет или они предпочитают вместо этого воображаемых животных. Не беспокойтесь, что эти призрачные друзья могут сигнализировать об одиночестве или эмоциональном расстройстве; на самом деле это очень творческий способ для вашего ребенка попробовать различные действия, линии разговора, поведение и эмоции.
Вы также заметите, что в течение дня ваш дошкольник будет свободно перемещаться между фантазией и реальностью. Иногда она может быть настолько вовлечена в свой воображаемый мир, что не может сказать, где он заканчивается и начинается реальность. Ее игровой опыт может даже вылиться в реальную жизнь. Однажды вечером она придет к обеденному столу, убежденная, что она Золушка; в другой день она может прийти к вам в слезах, услышав историю о привидениях, в которую она верит.
Хотя важно успокоить ребенка, когда он напуган или расстроен воображаемым происшествием, будьте осторожны, чтобы не унижать его и не высмеивать. Этот этап эмоционального развития является нормальным и необходимым, и его не следует обескураживать. Прежде всего, никогда не шутите с ней на тему «запереть ее, если она не съест свой обед» или «бросить ее, если она не поторопится». Она может поверить вам и испытывать ужас до конца дня или даже дольше.
Время от времени старайтесь присоединиться к ребенку в его фантазийной игре. Поступая таким образом, вы можете помочь ей найти новые способы выражения своих эмоций и даже решить некоторые проблемы. Например, вы можете предложить «отправить ее куклу в школу», чтобы узнать, как она относится к посещению дошкольного учреждения. Однако не настаивайте на участии в этих фантазиях. Частью радости фантазии для нее является возможность управлять этими воображаемыми драмами, поэтому, если вы подбрасываете идею для выдумки, отойдите в сторону и позвольте ей сделать из нее то, что она хочет.
Вернуться в реальную жизнь; пусть ваша дошкольница знает, что вы гордитесь ее новой независимостью и творческими способностями. Поговорите с ней, послушайте, что она говорит, и покажите ей, что ее мнение имеет значение. Дайте ей выбор, когда это возможно — в продуктах, которые она ест, в одежде, которую носит, и в играх, в которые вы играете вместе. Это придаст ей чувство важности и поможет ей научиться принимать решения. Однако пусть ее варианты будут простыми. Например, когда вы идете в ресторан, сузьте ее выбор до двух-трех блюд. В противном случае она может быть ошеломлена и не сможет принять решение. (Поход в магазин мороженого или магазин замороженных йогуртов, где продаются разные вкусы, может быть мучительным, если вы не ограничиваете ее выбор.)
Каков наилучший подход? Несмотря на то, что мы уже сказали, один из лучших способов воспитать в ней независимость — поддерживать достаточно жесткий контроль над всеми сторонами ее жизни, в то же время предоставляя ей некоторую свободу.
Дайте ей понять, что вы по-прежнему у руля и не ожидаете, что она будет принимать важные решения. Когда ее подруга предлагает ей залезть на дерево, а она боится, будет утешительно, если вы скажете «нет», чтобы ей не пришлось признаваться в своих страхах. По мере того, как она преодолевает многие из своих ранних тревог и становится более ответственной в принятии собственных решений, вы, естественно, даете ей больше контроля. При этом важно, чтобы она чувствовала себя в безопасности.
Так же, как это было, когда ему было три года, фантазийная жизнь вашего четырехлетнего ребенка останется очень активной. Однако теперь он учится отличать реальность от вымысла и сможет перемещаться между ними, не путая их.
По мере того, как игры в притворство становятся все более продвинутыми, не удивляйтесь, если дети будут экспериментировать с вымышленными играми, включающими в себя ту или иную форму насилия. В эту категорию попадают военные игры, убийства драконов и даже такие игры, как теги.
Некоторые родители запрещают своим детям играть с купленными в магазине игрушечными пистолетами только для того, чтобы увидеть, как они вырезают, склеивают и делают картонные пистолеты или просто показывают пальцем и кричат «бам, бах». Родители не должны паниковать по поводу этих действий. Это не является доказательством того, что эти дети склонны к насилию. Ребенок понятия не имеет, что значит убить или умереть. Для него игрушечные пистолеты — невинный и забавный способ соревноваться и повысить свою самооценку.
Если вы хотите оценить развивающуюся у вашего ребенка уверенность в себе, прислушайтесь к тому, как он разговаривает со взрослыми. Вместо того, чтобы оставаться в стороне, как он, возможно, делал в два или три года, теперь он, вероятно, дружелюбен, разговорчив и любопытен. Он также, вероятно, будет особенно чувствителен к чувствам других — взрослых и детей — и любит делать людей счастливыми. Когда он увидит, что им больно или грустно, он проявит сочувствие и заботу.
Примерно в возрасте четырех-пяти лет ваш дошкольник также может начать проявлять живой интерес к базовой сексуальности, как своей собственной, так и противоположного пола. Он может спросить, откуда берутся дети и об органах, участвующих в репродукции и элиминации. Он может захотеть узнать, чем отличаются тела мальчиков и девочек. Столкнувшись с такого рода вопросами, отвечайте простыми, но правильными терминами. Четырехлетнему ребенку, например, не нужно знать подробности полового акта, но он должен свободно задавать вопросы, зная, что получит прямые и точные ответы.
Наряду с этим повышенным интересом к сексуальности он, вероятно, будет также играть со своими гениталиями и может даже демонстрировать интерес к гениталиям других детей. Это не сексуальные действия взрослых, а признаки нормального любопытства, не требующие порицания или наказания.
В какой момент родители должны установить ограничения на такое исследование? Это действительно семейное дело. Вероятно, в этом возрасте лучше не слишком остро реагировать на это, так как это нормально, если делать это в меру. Тем не менее, дети должны узнать, что является социально приемлемым, а что нет. Так, например, вы можете решить сказать своему ребенку:
- Интерес к половым органам здоров и естественен.
- Нагота и сексуальные игры на публике недопустимы.
- Ни один другой человек, включая даже близких друзей и родственников, не может прикасаться к его «интимным частям». Исключением из этого правила являются врачи и медсестры во время медицинских осмотров и его собственные родители, когда они пытаются найти причину любой боли или дискомфорта, которые он чувствует в области половых органов.
Примерно в это же время ваш ребенок может увлечься родителем противоположного пола. Можно ожидать, что четырехлетняя девочка будет соперничать с матерью за внимание отца, так же как мальчик может соперничать за внимание матери.