достижения, технологии, вопросы специального и инклюзивного образования»
В рамках Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Дефектология сегодня: достижения, технологии, вопросы специального и инклюзивного образования» 25-26 февраля 2021 г. проводилась работа по четырём направлениям.
Проведение подобной научно-практической конференции – уже не первый шаг на данном направлении для ТГПУ. Цели конференции, как отметила в своём обращении к присутствующим зав. кафедрой дефектологии, канд. пед. наук Мёдова Н.А, напрямую связаны с изменениями в отечественной системе образования, реализацией инициатив, представляющих собой исследование и презентацию технологий, программ, методов, методик и инструментов, ориентированных на комплексное изучение, коррекцию и реабилитацию современного ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
В течение двух дней прошли заседания четырёх секций, где свои доклады представляли преподаватели российских вузов, представили образовательных и общественных организаций, родители, воспитывающие детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, студенты, магистры, выпускники кафедры дефектологии ТГПУ и другие специалисты с весомым профессиональным опытом работы в организациях различной ведомственной принадлежности.
По итогам конференции будут изданы сборники статей и тезисов лучших докладов.
Секция «Нейрологопедическая коррекция: от теории к практике» (руководитель секции Сергеева А.И., канд. пед. наук). В ходе работы секции обсуждались актуальные вопросы реализации нейропсихологического подхода для эффективного развития когнитивных процессов и неречевых функций у детей с тяжёлыми нарушениями речи разного возраста. С приветственным словом выступила Сергеева А. И., с цитатой из произведения известного нейропсихолога Т. Г. Визель «Гармония», которая отражала контент докладов секции:
«…Две гемисферы мозга повторяют
Два полушария Земли самой,
Мажор с минором мудро примиряют,
Их поделив невидимой чертой
Искусства – справа, а науки – слева.
Так и не зная, что из них важней,
Одно из двух однажды выбираем
И служим верно, до последних дней
Мы входим робко в светлый Храм познанья,
Чтоб осмелеть в исканиях потом,
Крупицы истины в награду за старанья
В трудах и муках добываем в нем
И оба полушария ликуют!. .»
Практический опыт применения сенсорно-тактильных пособий для сенсомоторного и речевого развития дошкольников представили Н. В. Соколова и В. П. Любимова (магистранты 2 курс, 8901Мсдо). Мастер-класс «Универсальная кинезиологическая зарядка для детей с нарушениями речи» Н. И. Вайвод и доклад «Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения младших школьников» Г. М. Карташовой и А. А. Барнаевой получил положительные отзывы слушателей секции.
Творческая популяризация нейропсихологического подхода в логопедической работе как ключевая цель секции была успешно решена.
Секция «Проблемы непрерывности инклюзивного процесса в образовании, анализ основных достижений и противоречий в реализации преемственности процесса инклюзии на всех уровнях отечественного образования» (руководитель секции Кузнецова Т.В., канд. пед. наук).
Цель работы секции: представить различные направления (технологические, содержательные, методические) организации инклюзивного образовательного процесса в образовательных организациях.
Основными направлениями работы секции были:
– презентация результатов исследовательских работ магистров и преподавателей по проблеме создания педагогических условий для реализации инклюзивного образования;
– представление опыта работы педагогов общеобразовательных организаций г. Томска и Томской области в реализации технологий, методов, методик и инструментов, ориентированных на комплексное изучение, коррекцию и реабилитацию современного ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Представленные доклады носили как теоретический, так и практико-ориентированный характер, касались вопросов выбора стратегии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в современном инклюзивном образовании.
Филимонова Елена Анатольевна, преподаватель кафедры дефектологии ТГПУ, раскрыла особенности психолого-медико-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, на уровне дошкольного и начального общего образования.
Гордеева Наталья Михайловна, учитель-логопед МАДОУ № 99 г Томска, представила опыт пропедевтической работы по обучению грамоте дошкольников с ТНР в условиях ДОУ.
Чистякова Любовь Александровна, воспитатель МАДОУ №11 г. Томска, представила результаты исследовательской работы по теме «Развитие произвольной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью посредством игротерапии».
Мазепова Кристина Сергеевна, магистрант ТГПУ ФПСО, обозначила проблему профессионального самоопределения обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости и предложила для её решения технологию продуктивного обучения.
Коробейникова Елизавета Сергеевна, магистрант ТГПУ ФПСО, учитель-логопед МАДОУ № 38, представила анализ теоретического материала по теме «Особенности коррекции эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования».
Ахмедова Лилия Фаридовна, магистрант ТГПУ ФПСО, раскрыла ресурсы устного народного творчества как средства развития познавательного интереса младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
Кузнецова Татьяна Владимировна, доцент кафедры дефектологии ТГПУ, рассмотрела возможность применения технологии поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения младших школьников с ЗПР элементам исследовательской деятельности как способ развития познавательных способностей и включения детей в совместную учебно-познавательную деятельность на доступном для ребёнка с ОВЗ уровне.
Представленный опыт показал, что реализация инклюзивного образования является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки и комплексность всех видов обеспечения его реализации (организационного, кадрового, информационного, методического, материально-технического) и преемственность реализации процесса инклюзии на всех уровнях образования.
Участниками секции были отмечены противоречия между потребностью образовательных организаций в квалифицированных кадрах и недостаточной разработанностью механизма их профессиональной переподготовки на уровне региона; между необходимостью командной работы педагогических работников образовательной организации в реализации инклюзивного образования и недостаточной разработанностью данных форм работы в образовательной практике; между необходимостью в оценке индивидуальных образовательных достижений обучающихся с ОВЗ и недостаточным опытом разработки оценочных материалов.
Актуальность тематики и исследовательская работа выступающих на секции «Модернизация системы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях дистанционного обучения» определены стремительным вхождением в круг интересов современной педагогической науки дистанционного образования.
Руководитель секции Обносова Г.П., канд. пед. наук, во вступительном слове рассказала о практике психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Опыт работы коллег из Воронежской, Свердловской, Сургутской областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, обладающих универсальной ценностью в области организации работы с лицами с особыми образовательными потребностями, был представлен интересными докладами и выступлениями.
Бегидова Тамара Павловна, канд. пед. наук, профессор кафедры теории и методики адаптивной физической культуры ФГБОУ ВО Воронежского государственного института физической культуры не только провела обзор современной нормативно-правовой базы дистанционного обучения лиц с ОВЗ, но и рассказала о направлениях организации тренировочного образовательного процесса в дистанционном режиме.
Бойко Ольга Яковлевна, канд.пед.наук, исполнительный директор Специального Олимпийского комитета Свердловской области, член Правления Специальной Олимпиады России поделилась уникальным на уровне Российской Федерации опытом использования онлайн-технологий и инструментов для организации физкультурно-спортивной деятельности и поддержания двигательной активности детей с ментальными особенностями в дистанционном режиме.
Выступление «Инновационные подходы обучения грамоте детей с нарушениями речи» было представлено Богатой Ольгой Фёдоровной, преподавателем кафедры педагогического и специального образования БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет». Являясь старшим научным сотрудником Регионального ресурсного центра образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития, Ольга Фёдоровна, много лет изучает проблему развития грамотности у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Представленные слушателям авторская методика и учебные пособия, выпущенные издательством «Просвещение» по данной тематике вызвали значительный интерес у участников конференции.
В проблемном поле работы секции выступление Колоды Валентины Анатольевны, учителя-логопеда Казённого образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», о применении дистанционных технологий для проведения логопедических занятий с обучающимися с интеллектуальными нарушениями иллюстрировалось фрагментами занятий с детьми и родителями.
О недостаточной разработанности проблемы формирования инклюзивной компетентности студентов рассказала в своём докладе Надежда Александровна Ефремова-Шершукова, канд. ист. наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования ТГПУ.
Опыт практической реализации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях дистанционного обучения был представлен в докладах участниками секции.
О дистанционном форме социальных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья рассказала Макаревич Наталья Юрьевна, учитель-логопед отделения реабилитации Центра социальной помощи семье и детям «Огонёк» г. Томска. Используемые специалистами учреждения онлайн – инструменты, реализуемые проекты «Перезагрузка», «Скорая логопедическая помощь» явились хорошей иллюстрацией того, как учреждение социальной защиты детства должно выстраивать алгоритм организации взаимодействия педагогических работников с обучающимися и их родителями (законными представителями).
Выступления магистров группы 806 М Квятковской А. И., учителя-дефектолога МБОУ ООШИ № 22, Арцимович А. В., учителя-дефектолога МБОУ ООШ № 39 г. Томска, магистров группы 805 М «Ресурсное обеспечение работы учителя-логопеда в дистанционном режиме: поиски и находки» подтвердили способность специалистов использовать современные информационные образовательные ресурсы (чаты, мессенджеры, электронную переписку), осуществлять подбор инструментария для работы в дистанционной форме, осваивать дистанционные технологии работы (в т.ч. групповые и индивидуальные).
Практический опыт учителей-логопедов МАОУ СОШ №12 г.Томска Мельник Е.А., Трофимовой Л.А. и Солдатовой Л.И. был представлен разработанными учебными и методическими материалами. Авторами выделены проблемы, характерные для отдельных категорий субъектов процесса дистанционного обучения, отмечены следующие недостатки:
– дефицит социально-эмоционального контакта между субъектами процесса обучения;
– методические материалы по предметным дисциплинам не систематизированы и не адаптированы под задачи ФГОС образования детей различных нозологических групп;
– многие из онлайн школ и образовательных сетевых сервисов имеют условно бесплатный характер, что ограничивает возможности полноценного использования их ресурсов.
Перечисленные недостатки приводят к тому, что специалисты используют элементы дистанционного взаимодействия фрагментарно, не систематично, и нередко без должного учебно-методического обоснования.
В целом, следует отметить, что конференция прошла на хорошем научно-организационном уровне; подготовлен проект рекомендаций конференции, в которых предусматриваются конкретные предложения по практическому использованию результатов, рассмотренных на мероприятиях научных исследований.
Кафедра специальной педагогики и психологии
Каштанова Светлана Николаевна
Зав. кафедрой
кандидат психологических наук, доцент
Контакты:
Второй корпус, каб. 115 (пл. Минина, 7)
+7 (831) 262-20-44 #254
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Время работы:
Понедельник — пятница с 10.00 до 16.00
Кафедра специальной педагогики и психологии была сформирована в 2013 году путем слияния трех кафедр – специальной психологии, коррекционной педагогики, возрастной и педагогической психологии. Первоначальный состав кафедры начал работу по подготовке дефектологических кадров в 1996 году. В настоящее время кафедра является одним из научно-методических центров по подготовке кадров для работы с людьми с ОВЗ.
Научно-практическая деятельность кафедры отражает последние достижения дефектологической науки и практики, обеспечивая актуальный отклик на потребности образовательных и иных учреждений в высококвалифицированных специалистах по работе с людьми с ОВЗ. В настоящее время осуществляется подготовка кадров направлениям подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» и реализуется обучение бакалавров, магистров и слушателей программ курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Основные профессиональные образовательные программы:
– 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профили:
- «Логопедия»
- «Олигофренопедагогика»
- «Специальная психология»
– 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, профили:
- «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья»
- «Логопедическое сопровождение детей и взрослых»
- «Ресурсосберегающие технологии в специальном и инклюзивном образовании»
Программы дополнительного образования:
«Дошкольная логопедия», «Дошкольная дефектология», «Олигофренопедагогика», «Педагогика и психология инклюзивного образования», «Комплексное сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС», «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра» и др.
Кафедра является одним из организаторов Всероссийской олимпиады «Я-профессионал» по направлениям подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», участником общественного проекта ПФО «Ментальное здоровье», организатором ежегодной Всероссийской студенческой конференции «Профессиональные дебюты в теории и практике дефектологии: расширяя границы возможного».
Научно-исследовательская деятельность кафедры осуществляется в рамках приоритетных направлений научных исследований НГПУ им. К. Минина, грантов Министерства Просвещения РФ и др. Инновационные разработки и исследования осуществляются в рамках деятельности научной школы «Проблемы социализации детей и подростков в условиях онто- и дизонтогенеза» (рук. проф. Дмитриева Е.Е.) и научно-исследовательской лаборатории «Нейропедагогические исследования и когнитивные технологии».
Более десяти лет на кафедре функционирует студенческий научно-практический клуб «Пеликановский спецназ» совместно с одноименным Интернет-ресурсом – рабочей тематической группой в социальной сети.
Сотрудники кафедры активно развивают сетевое сотрудничество и взаимодействие с образовательными организациями г. Н.Новгорода и Нижегородской области. В рамках учебно-методического объединения по педагогическому образованию Нижегородской области традиционно ведется работа на экспериментальных площадках, ориентированных на создание инновационных психолого-педагогических технологий в области сопровождения обучающихся с ОВЗ.
Многолетний опыт работы кафедры зафиксирован в научных статьях, пособиях, монографиях и др. Самым весомым результатом деятельности кафедры являются ее выпускники, работающие в регионе и других городах РФ. Это – преподаватели, руководители образовательных организаций, практические работники системы образования, здраоохранения и социальной защиты населения. Все они составляют большой круг едиомышленников и трансляторов идей современной дефектологии.
Профессорско-преподавательский состав
- Двуреченская Ольга Николаевна – cтарший преподаватель
- Дмитриева Елена Ермолаевна – доктор психологических наук, профессор
- Жулина Елена Викторовна – кандидат психологических наук, доцент
- Карпушкина Наталья Викторовна – кандидат психологических наук, доцент
- Каштанова Светлана Николаевна – кандидат психологических наук, доцент
- Кисова Вероника Вячеславовна – кандидат психологических наук, доцент
- Конева Ирина Алексеевна – кандидат психологических наук, доцент
- Кудрявцев Владимир Александрович – кандидат психологических наук, доцент
- Медведева Елена Юрьевна – кандидат психологических наук, доцент
- Ольхина Елена Александровна – кандидат психологических наук, доцент
- Уромова Светлана Евгеньевна – cтарший преподаватель
- Чеснокова Людмила Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент
- Сорокоумова Светлана Николаевна – доктор психол.
наук, профессор
- Максимова Ирина Валентиновна – старший преподаватель
- Давыдова Юлия Павловна – преподаватель
- Берсенева Татьяна Александровна – преподаватель
- Терешина Наталья Сергеевна — преподаватель
- Романова Анастасия Алексеевна— преподаватель
- Быкова Мария Михайловна – преподаватель
- Фомина Наталья Вячеславовна – кандидат психологических наук, доцент
- Карпова Екатерина Владимировна – преподаватель
Календарь событий | Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Календарь событий | Казахский национальный университет им. аль-ФарабиКурсы повышения квалификации совместно с Международной учебно-методической, научной и инновационной академией развития образования, науки и культуры «Алтын Глобус»
Казахский национальный университет им. аль-Фараби, факультет философии и политологии, кафедра общей и прикладной психологии, совместно с Международной учебно-методической, научно-инновационной академией развития образования, науки и культуры «Алтын Глобус» проводит передовые обучающие курсы по следующим темам:
Серийный номер | Темы курсов повышения квалификации |
1 | Позитивная психология |
2 | Инклюзивное образование и воспитание на основе современных достижений дефектологии |
3 | Менеджмент в образовании |
4 | Психология управления |
5 | Актуальное содержание образования: психолого-педагогическое сопровождение участников педагогического процесса |
6 | Психология аддиктивного поведения |
7 | Социально-педагогическое обучение |
8 | Основы инклюзивного образования |
9 | Психолого-педагогическое консультирование детей с девиантным поведением |
10 | Программы профессиональной переподготовки по направлению «Педагогика и психология» |
11 | Тимбилдинг в образовании |
12 | Деятельность куратора-эдвайзера в университете |
13 | Технологии социально-педагогической работы с детьми |
14 | Инновационные методы обучения в образовательном процессе |
15 | Социально-педагогические технологии работы социального педагога с детьми с девиантным поведением |
16 | Психология посредничества и переговоров |
17 | Психология стресса и здоровья |
18 | Профилактика суицидального поведения у подростков |
19 | Психотехнологии в образовании (диагностика и коррекция нормального и аномального развития ребенка) |
20 | Психология межличностного общения |
21 | Повышение качества образования в образовательных учреждениях ТиПО на основе современного педагогического менеджмента |
22 | Стратегический менеджмент в образовательной организации |
23 | Педагоги-технологи в образовании |
24 | Биология с основами экологии |
25 | Экономическая география |
Дата публикации: 17. 03.2021
Кафедра общей и прикладной психологии
История кафедры
Награды и достижения кафедры
Персонал
Документация
Календарь событий
Научные проекты и исследования
Аккредитация и рейтинг образовательных программ
Наши партнеры
Публикации
Академическая мобильность и стажировки
Студенческая жизнь
Деятельность научных секций и клубов кафедры
Инфографика
Фотогалерея
Публикация учебных и научных материалов, презентаций в формате PDF на веб-ресурсах КазНУ
Жарикбаевские чтения
Журнал Греческого психологического общества
Адлер, А. (1956). Индивидуальная психология Альфреда Адлера: систематическое изложение его работ (HL Ansbacher & RR Ansbacher, Eds.). Основные книги.
Бахтин М.М. (1993). К философии действия. Техасский университет Press.
Богдан Р. (1974). Теория символического взаимодействия и ее последствия для умственной отсталости. Образовательный журнал Пибоди, 51, 254–260. https://doi.org/10.1080/01619567409537972
Коул М., Энгестром Ю. и Васкес О. (1997). Разум, культура и деятельность: основополагающие документы Лаборатории человеческого познания. Издательство Кембриджского университета.
Дэниелс, Х., и Хедегаард, М. (2011). Выготский и образование с особыми потребностями: переосмысление поддержки детей и школ. Континуум.
Эльхаммуми, М. (2010). Достаточно ли «назад к Выготскому»?: Наследие социоисторикокультурной психологии. Psicologia em Estudo, 15 (4), 661–673.
Гоффман, Э. (1986). Стигма: Заметки об управлении испорченной личностью. Прентис Холл.
Косонен, К.
Козулин А., (1999). Психология Выготского: Биография идей. Издательство Гарвардского университета.
Левинс Р. и Левонтин Р. (1985). Диалектический биолог. Издательство Гарвардского университета.
Moll, LC (ред.). (1990). Выготский и образование: учебные последствия и приложения социально-исторической психологии. Издательство Кембриджского университета. https://doi.org/10.1017/CBO9781139173674
Рот, В.-М. и Ли Ю.-Дж. (2007). Забытое наследие Выготского: теория культурно-исторической деятельности. Обзор образовательных исследований, 77 (2), 186–232. https://doi.org/10.3102/0034654306298273
Рот, В.-М., Тобин, К., Карамбо, К., и Далланд, К. (2005). Координация в совместном обучении: выравнивание в режиме реального времени. Научное образование, 89, 675–702.
Смагоринский, П. (2012). Выготский, «дефектология» и включение отличников в более широкий культурный поток. Журнал языкового и грамотного образования, 8 (1), 1–25.
Стерн, В. (1924). Person und Sache: System des kritischen Personalismus. Dritter Band Wertphilosophie. Барт.
Стеценко А., Ариевич И. М. (2004). Совместный проект Выготского по социальной трансформации: история, политика и практика построения знаний. В А. Бландене (ред.), Совместные проекты (стр. 217–238). Брилл.
ЮНЕСКО (1994). Саламанкское заявление и рамки действий по обучению лиц с особыми потребностями. Принята Всемирной конференцией по образованию с особыми потребностями: доступ и равенство. ЮНЕСКО.
Выготская, Г. (1999). Вспоминая отца. В P. Lloyd & C. Fernyhough (Eds.), Lev Vygotsky: Critical Assessments (стр. 3–8). Рутледж.
Выготский Л. С. (1929). Проблема культурного развития ребенка. Педагогическая семинария и журнал генетической психологии, 36, 415–432.