Досуг для школьников: Организация досуга детей школьного возраста

Организация досуга детей школьного возраста

Досуговые занятия способны создавать у человека ощущение целостности своего внутреннего мира, полноты собственного бытия, особенно за счет наполнения досуга позитивным и конструктивным содержанием. Досуг создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития.[1]

С целью выяснения об интересах и видах досуга детей школьного возраста (10-16 лет). В анкетировании приняли участие 20 школьников 2 Жемконской щколы  Хангаласского  района . Из них 10 мальчиков и 10 девочек. Ответы на некоторые вопросы распределились следующим образом. На вопрос «Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовала его для…» – 55 % воспитанников ответили следующим образом: «использовали бы свободное время для встреч и общения со сверстниками», 15 %- «для игр с друзьями», 30% – на игры в компьютер или  общение в социальных сетях. На вопрос «Любите ли вы шить, вязать, готовить новые блюда?» 30% ответили положительно, 70% – отрицательно.

На вопрос «Какие таланты ты бы хотел развить?» – 30 % ответили что спортивные, 25 % – танцевальные, 28 % – развитие дополнительных навыков в монтаже видео и фото, освоении навыков программирования. На вопрос «Другое» большинство учащихся ответили что в основном проводят время в социальных сетях. Остальные затруднились ответить. В целом, результаты анкетирования свидетельствуют о том, что большинство детей проводят свой досуг в кругу сверстников и предпочитают пассивные формы.

Для определения уровня школьной тревожности мы провели тест Филиппса. Уровень тревожности щкольника поможет нам определить готовность детей к совместным видам деятельности.

            Проведенное тестирование выявило общую тревожность у 5 детей, переживания социального стресса у 3 детей, фрустрация потребности в достижении успеха у 5 детей, страх самовыражения у 4 школьников, страх не  соответствовать ожиданиям окружающих у 3 учеников.

На этом этапе исследования мы составили план досуговых мероприятий.

Название мероприятия

Подготовительная работа

Обучение технике монтажа видео и фото продукции

Сбор материала «Как мы встретили Новый год»

Развивающие игры для детей старшего школьного возраста

Оборудование кабинета

Развлекательные игры для детей младшего школьного возраста

 

Занятие по поэтапному рисованию

Проектор, компьютер

Оформление коллажа «Мой класс»

Фломастеры, журналы, ватман

Проведение игры по станциям

Подготовка станций

Посещение кузницы  и мастер класс

 

В ходе проведения этих мероприятий испытали небольшие затруднения, так как дети не сдерживали эмоции, связанные с неумением проигрывать. Поэтому был проведен тренинг по умению детей выражать свое недовольство в социально приемлемой форме.

В целом, досуг детей стал разнообразнее и содержательнее. После проведения данных мероприятий повторное тестирование выявило повышение заинтересованности детей в разнообразном досуге. Таким образом, при грамотной организации досуговой деятельности, при должном материальном обеспечении образовательной организации дети имеют возможность сформировать навыки самостоятельной организации досуговой деятельности. 

Досуг школьников как психологическая проблема родителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Дубровина И.В.

ДОСУГ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА РОДИТЕЛЕЙ

Одним из важных социальных институтов, определяющих социальную ситуацию развития растущего человека, является так называемое «свободное время» или досуг. Сколько бы ни был ребенок в школе, большую часть дня он проводит вне ее стен. Каким содержанием, какой деятельностью эти часы наполнены, какие чувства и эмоции переживает ребенок, какие факторы – как благоприятные, так и вредные – оказывают воздействие на его организм и его личность?

Содержание свободного от школьных занятий времени значимо и для физического, и для духовного развития детей. Оно становится той непосредственной социальной средой, которая оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, содержание и формы общения, развитие моральной сферы школьников, их взглядов, оценок, нравственных и интеллектуальных переживаний и важнейших качеств личности.

Организация досуга детей и школьников – важная и сложная социально-педагогическая и социально-психологическая задача школы, внешкольных учреждений дополнительного образования, общественных организаций и, конечно, семьи. Именно взаимодействие – общение и сотрудничество с родителями является одним из центральных факторов развития детского досуга.

В работе педагогов и психологов с родителями внимание к вопросам досуга школьников должно быть не меньшее, чем к вопросам их школьной успеваемости. На что прежде всего следует обратить внимание родителей?

Уже стало общепринятым считать, что ученик в школе – не объект, а субъект учебной деятельности. Но ученик – живой, растущий человек. Он субъект не только учебной деятельности, но и любой другой, в том числе совершаемой им в свободное от обязательных занятий время – во время досуга. Эта деятельность весьма многообразно мотивирована.

Нередко неуспех в школе ведет ученика к поиску успеха в других сферах жизни. Стремясь к повышению самооценки, он выбирает те виды деятельности, которые обеспечивают ему «ситуацию успеха», способствуют самоутверждению личности в собственных глазах, утверждению своего неформального статуса в ситуации свободного (досугового) общения. Успех укрепляет его веру в свои силы, повышает его статус в глазах окружающих, прежде всего, сверстников, что благоприятствует поддержанию его позитивной самооценки, а, следовательно, и психологического здоровья. При этом наиболее благоприятным для развития личности будет такой успех, который дался с известным трудом и поэтому воспринимается как заслуженный результат овладения той или иной деятельностью.

Психологическая и социально-педагогическая характеристика детей и подростков, не учитывающая особенностей проведения ими внешкольного времени, вряд ли будет полной и достоверной. В.А. Сухомлинский справедливо замечал, что нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если стремиться к тому, чтобы все силы

души ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями (10).

Свободное от занятий время, возможность свободного, самостоятельного выбора видов деятельности, форм общения и поведения, с одной стороны, предоставляет самые большие возможности для развития личности и индивидуальности школьников. С другой стороны, именно в свободное время, не занятое ничем определенным, они могут вступать в общение со случайными людьми, приобретать дурные привычки и личностные качества, далекие от позитива.

Нередко дети и подростки не знают, чего они хотят, и не умеют организовать свое свободное время. С глубокой озабоченностью об этом писал К.Д. Ушинский: «Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда портится у него и голова, и сердце, и нравственность».

Родителям следует с большим вниманием относиться к тому, с кем и как проводят школьники свободное время. Часто дети, особенно подростки, сбиваются с правильного пути, поскольку им не была оказана своевременная помощь в выборе и определении характера и вида так называемой «досуговой» деятельности, которая могла бы их увлечь.

Чтобы помочь школьникам полезно проводить свое свободное время, родителям очень важно не только иметь представление о том, имеются ли у их ребенка какие-либо внеучебные интересы и увлечения, но уметь направлять эти интересы, пробуждать и развивать их склонности и способности. «Подростковый возраст подразумевает рост, а рост занимает время. И пока развитие идет вперед, ответственность должны взять на себя родительские фигуры» (3, с. 264).

Конечно, первоначальная направленность интересов, влияющая на становление личности, возникает в неповторимом жизненном общении ребенка с родителями и сверстниками, затем с учителями. Но есть еще один, быть может, самый трудно уловимый фактор развития личности. Это та эпоха, в которой родился и развивается человек. Возникает «сложное и тонкое взаимодействие растущего сознания с неисчерпаемым многообразием эпохи, с историческими конкретными формами ее культуры, с теми проявлениями, которые оказываются в сфере интересов становящейся мысли» (8, с. 71- 84).

Несомненно, и школа, и семья являются частью этой эпохи, но насколько полно они отражают ее идеи, культуру, противоречия, проблемы, и в какой степени приобщают ко всему этому детей, подростков, старшеклассников?

Позволю себе дальше процитировать И.Ф. Овчинникова: «Особенности культуры данного времени, неповторимые формы интеллектуальной жизни, наиболее ярко выраженные предпочтения и тенденции несут в себе неограниченные возможности воздействия на человека в течение всей его жизни, и в особенности в самом раннем возрасте. От индивидуальной судьбы личности зависит, к какой именно сфере неограниченных предпочтений эпохи она прикоснется» (там же).

Поэтому так важно расширить сферу познания, общения и деятельности каждого растущего человека, дать ему почувствовать на себе воздействия природы своей страны, культуры своего народа и пробудить желание активно участвовать в созидании этой культуры, в сохранении природы. Именно это и должно лечь в основу социально-пси-

хологической оценки содержания деятельности школьников в свободное от основных занятий время.

При этом не следует забывать, что развитию школьника способствует осмысленное проведение досуга, что досуговая деятельность – внутренне мотивированная и в отличие от других видов деятельности избирается свободно. Ее побудительные мотивы весьма разнообразны. Важно задать благоприятные условия для проведения досуга, а не жесткую форму его проведения, заинтересовать, увлечь школьника, сочетать тактичное руководство взрослых с детской инициативой и самостоятельностью.

Раннее знакомство с заинтересовавшей, а затем и полюбившейся деятельностью, встречи с интересными людьми, талантливые учителя пробуждают духовные силы и жажду созидания, в значительной степени определяют любимые занятия вне школы, содержательную наполненность досуга. Например, для маленького Пушкина особым душевным зарядом стали сказки его няни Арины Родионовны. А для кого-то таким «зарядом» может стать – музыка или живопись, или конструирование, или игра в шахматы, или спорт, или что-то другое, привнесенное в жизнь ребенка кем-то из увлеченных этими видами деятельности взрослых.

Для школьников, особенно для подростков, весьма привлекательным является участие в общественно полезной, общественно значимой деятельности, важна какая-либо личностно-мотивированная общественная практика. Л.И. Божович замечала, что если подростки озабочены только школьной учебной деятельностью, то это может свидетельствовать о задержке (недоразвитии) их личностного становления.

Интересы к различным занятиям в областях науки, спорта, искусства, техники и пр., вспыхивающие и нередко весьма скоро угасающие, обеспечивают школьникам интенсивный поиск призвания и помогают проявлять способности. Не стоит пугаться, если интересы меняются. У подростка рождаются попытки осознанного сопоставления своих желаний и способностей с требованиями той профессии, которая его привлекает. Он ищет себя, и лишь постепенно его интересы становятся действенными, превращаются в стремление и склонность заниматься той областью деятельности, которая становится центром его интересов. И в этих «поисках себя» очень важна тактичная помощь взрослого. Беспокоить должны дети, у которых к подростковому возрасту нет достаточно четко выраженных интересов. Отсутствие интересов или их бедность, незначительность делают жизнь ребенка серой и бессодержательной.

Важно понимать и уважать побудительные причины, мотивы внеучебных занятий школьников, не требовать от них тех результатов, к которым они не стремятся. Так, одну шестиклассницу упрекали в том, что она, прекрасно катаясь на коньках, не принимала участия в соревнованиях. Ей ставили в пример ее одноклассника, хорошего лыжника, непременного участника всех школьных и районных соревнований. Но у этих школьников были различные причины, побудившие их увлечься спортом. Мальчик: «Очень люблю кататься на лыжах, мне очень нравится чувство борьбы за победу». Девочка: «Я давно хотела научиться кататься на коньках. Представляла, как мчусь по ледяным дорожкам парка, все вокруг веселые, красивые, музыка, светло …». Мы видим, что мотивы занятий спортом разные. Мотив одного – состязание, борьба за первенство. Мотив другой – наслаждение от самого процесса катания. Поэтому у детей и отношение к соревнованиям разное (5).

Досуг теснейшим образом связан с общением человека. Вся его жизнь проходит в нескончаемом диалоге с другими людьми, а иногда и с самим собой. Многоаспектная коммуникативная система современного общества позволяет молодому поколению многими способами включиться в реальную социальную жизнь, однако именно в непосредственном межличностном общении со взрослыми и сверстниками происходит социализация и формирование личности растущего человека.

Суть межличностного общения и состоит в том, что оно обогащает людей – дает каждому возможность приобщиться к мыслям, чувствам другого человека, проверить справедливость своего мнения, уточнить свое понимание, взглянуть под новым ракурсом на проблему и пр. Иными словами, в общении «встречаются» внутренние миры собеседников; внутренний мир, отраженный в мыслях и чувствах одного человека, взаимодействует с внутренним миром, мыслями и чувствами другого человека. Это бесконечное взаимное узнавание позволяет все тоньше и глубже узнавать людей и окружающий мир. Непосредственное общение людей является основным непреходящим условием, без которого невозможно познание действительности и формирования эмоционального отклика на эту действительность.

Поэтому вполне естественно, что существенное место в досуговом существовании школьника занимают друзья, дружеские или приятельские компании. Всем известно, что с возрастом увеличивается потребность в общении со сверстниками. Друзья, товарищи

– это та естественная социальная среда, которая жизненно необходима подростку. Она делает жизнь подростка эмоциональнее, насыщеннее, интереснее, способствует формированию познавательных интересов, дает толчок к самообразованию. Люди, у которых есть друзья, чувствуют себя более счастливыми и уверенными в жизни.

Взрослым следует поддерживать дружбу детей, их общение. Среди многочисленных причин, затрудняющих развитие коммуникативных способностей и умений подростков,

– недооценка педагогами и родителями сферы межличностного общения учащихся, недопонимание ими важности общения подростка со сверстниками для его психического, личностного и социального развития.

Общество сверстников или группа неформального общения – важный фактор социализации подростка. У него реализуется потребность принадлежать к сообществу, с которым он может соотносить свои взгляды, ценностные представления, у него формируется ощущение принадлежности к группе, формируется понятие «МЫ».

Любое подростковое объединение – это особая социально-психологическая и демографическая группа, которая имеет свои собственные интересы, установки, специфические нормы поведения, формы проведения досуга, особенности одежды, языка и пр. Включение подростка в такую группу имеет существенное значение для развития его личности, влияет на формирование у него ценностных ориентаций и личностных установок.

Участие в самых разных группах сверстников обычно воспринимается самим подростком как просто очень интересное и приятное времяпрепровождение. Однако роль таких групп в жизни молодого человека может быть различной – от очень благотворной, полезной, до губительной. Нередко бывает так, что компания или группа одобряет и всячески поддерживает такие моральные оценки, интересы, поступки, манеру поведения,

стиль общения, которые идут вразрез со всем тем, на что его ориентируют и в школе, и в семье (5).

Поэтому одна из важных социально-психологических задач в работе со школьниками – помочь каждому из них понять и осознать, что ответственность за ту деятельность, ради которой люди собираются в группы, несет каждый член этой группы, в том числе и он сам. Не случайно, Л.Н. Толстой предупреждал, что один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают».

Родителям важно знать, с кем проводит время ребенок на улице, которая по-прежнему остается наиболее доступным местом для свободного общения, что собою представляет группа сверстников, которая является для него референтной, то есть с требованиями которой он, безусловно, считается, на мнение которой он постоянно ориентируется, что является смыслом их объединения. Родители могут узнать это только в том случае, если у них сложились доверительные отношения с взрослеющими детьми. Такие отношения достигаются только при условии обоюдного доверия, желания и умения верить друг другу и друг в друга, при взаимном «соучастии». Под таким соучастием А.В. Петровский понимал эмоциональное действенное включение в дела другого человека, активную помощь, сочувствие, сопереживание – все то, что цементирует связь поколений.

К сожалению, не во всех семьях случается такое соучастие. Многие родители при всей своей любви к ребенку нередко не знают его и не могут его понять. Их собственные планы и притязания в отношении ребенка порой оказываются в противоречии с его реальными физическими, интеллектуальными, психическими возможностями, с его желаниями и предпочтениями. Детям часто не хватает сочувствия, эмоционального тепла, доброты, понимания их желаний и действий, что провоцирует развитие неверия в свои силы, заставляет их скрывать свои интересы, планы, намерения. Между тем, еще В.Г. Белинский замечал: «Как грубо ошибаются многие, даже лучшие из отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью, суровостью, недоступной важностью! Они думают этим возбудить к себе в детях уважение, и в самом деле возбуждают его, но уважение холодное, боязливое, трепетное, и тем отвращают их от себя и невольно приучают к скрытости и лживости» (1, с. 77). Задача родителей – быть предельно деликатными в расспросах, советах и пр., чтобы не вызвать у детей скрытности, замкнутости, враждебности. Важно обращать внимание детей не только на их недостатки, но и на их достоинства, поддерживать в детях более позитивные мысли и чувства о самих себе, зарождающуюся гордость собой как человеком.

Хорошо, если взрослый становится другом подростка. Но другом особым, отличным от друга-сверстника. Это различие коренится в различии социальных позиций взрослого и только еще взрослеющего человека. Один уже имеет определенный круг обязанностей и вытекающие из него права, другой еще только стремится получить эти права, имея смутные представления об обязанностях.

Тонкий знаток детской души, В.А. Сухомлинский подметил основное противоречие внутренней позиции подростка, определяющее характер его требований к отношению взрослого. С одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протестует против мелочной опеки, контроля, недоверия. С другой стороны, испытывает тревогу и опасения, боязнь не справиться с новыми задачами. Он ждет от взрослого помощи

и поддержки, но не хочет открыто признаваться в этом. Задача взрослого в общении с подростком – помочь ему взрослеть, быть рядом с ним, дать почувствовать ему, что ему доверяют, верят в него. По существу, друзья подростка – это и взрослые, и сверстники. У них разные функции, разные роли, но и те и другие необходимы подростку.

Если в семье не получает своего удовлетворения потребность в благоприятном доверительном общении с родителями, то это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, установлением межличностных контактов, ориентацией в жизненных ситуациях и пр. Можно сказать, что «подросток представляет собой нагромождение всех родительских успехов и неудач» (3, с.252).

Психологи пишут, обращаясь к родителям: «Помогите подростку разобраться в себе: подскажите ему, что в нем хорошего, чем он может быть полезен своим товарищам, в чем может помочь им. Подскажите ему пути преодоления недостатков. Одобрите робкого, одерните бесцеремонного. Помогите вашему ребенку понять, как он выглядит в глазах других. Помогите ему разбираться в людях, их качествах и отношениях, в плохом и хорошем. И пусть ни одна ссора вашего сына или вашей дочери не оставит вас равнодушными. Разберитесь, кто прав, кто виноват, постарайтесь предотвратить ненужные обиды, отнимающие у подростка так много душевных сил. Но делать это нужно тактично, осторожно» (2, с.31).

Именно в общении со старшими, прежде всего с родителями, происходит проверка и понимание тех ценностей, которые формируются в группе сверстников. Именно в общении с родителями подросток усваивает целостную систему нравственных и культурных ценностей и идеалов, типичных для данного общества и специфической социальной среды.

Весьма часто отмечается опасность влияния улицы на подростка, но «улица опасна, когда ее влияние становится единственным, главным, не корректируемым ничем иным. Улица – полигон испытания на жизнестойкость, когда дома их ждут родители-друзья, когда в школе они встречаются с учителями-друзьями. И эти друзья для них чуть-чуть эталон, чуть-чуть фильтр, чуть-чуть трансформатор, а в целом то, что создает ощущение защищенности тыла. Каждый человек, а тем более молодой, должен иметь «нишу», в которой ему всегда уютно, где его всегда ждут, где ему рады и куда он идет с открытым сердцем, где, выражаясь старомодно, его научат всему хорошему и не привьют ничего дурного» (7, с. 59).

Понимая и принимая важность общения сына или дочери со сверстниками, оказывая им в этом необходимую помощь, наверное, следует вместе с тем прививать им умение интересно и разумно проводить свое время и одному, без компании. Подросток должен научиться жить вне скуки, праздности и безразличия. Но для этого у него должна быть какая-то любимая деятельность, какое-то увлечение, стремление в чем-то воплотить свою мечту, план, задумку.

Иначе одиночество в свободное время «толкает» детей и школьников либо в «объятия» весьма сомнительных компаний, либо в компьютерное и ТВ-пространство. Ученые на основании получаемых в исследованиях данных справедливо отмечают, что это пространство сегодня стало выполнять функции институтов социализации, начало

оказывать существенное влияние на традиционные институты социализации – семью, школу, не только значительно снижая их значимость, но и закономерно меняя характер взаимодействия детей и взрослых внутри этих институтов (6, 2007).

Сегодня школьники мало читают. Почему? Любовь и привычка к чтению берут начало в дошкольном детстве. И зависят от того, какое место в общем укладе семьи занимает книга. Ни школа, ни библиотеки не приучат ребенка к книге, если в семье не принято читать. Тем более, что в современных школьных программах сокращается объем предметов гуманитарного цикла, в том числе по литературе. Чтение классической литературы, в которой человек предстает в богатстве и сложности своих переживаний, сомнений, планов, поступков и пр., где раскрываются характеры, отношения, типы деятельности и сознания людей, движение человеческой души, заменяется легким чтивом в виде кратких переложений великих творений.

К сожалению, как свидетельствуют данные исследований социологов и культурологов, произошел качественный перелом в отношении к чтению, чтение в России перестало быть национальной ценностью. Сегодня в стране не читает книг более 44% взрослого населения.

А между тем, еще В.А. Сухомлинский замечал, что одной из причин духовной пустоты является отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе. Он писал, что чем больше присматривался к тому, что и как читают подростки, юноши и девушки, тем более ясно понял: они не знают, что такое настоящее чтение – вдумчивое проникновение в смысл книги, игра умственных сил. Они знают одно чтение – чтение учебника. Детей, подростков надо учить читать.

Сейчас, наверное, нет более важной задачи, чем научить и приобщить школьников в свободное для него время к чтению или читательской деятельности, которая рассматривается учеными как один из важнейших видов коммуникативной деятельности, результатом которой являются внутренние, качественные изменения в духовном мире человека.

Чтение многократно расширяет и обогащает круг общения. Постепенно у читающего человека сам процесс общения приобретает все более сложный характер. Наряду с межличностным общением (человек с человеком) развивается так называемое «опосредованное» общение (П.М. Якобсон) – человек общается не непосредственно с другим человеком, а с тем духовным продуктом, который тот человек создал – научное произведение или произведение художественной литературы. Иными словами, возникает общение с миром культуры, запечатленной в этих произведениях, постепенно формируется потребность в книге как постоянном собеседнике. «Чтение – ничем не компенсируемое средство приобщения не только к информации, но и эмоциональному переживанию, своеобразная школа чувств, школа сопричастности разным человеческим судьбам, развития духовности» (4, с. 480).

Художественное восприятие литературного произведения по сути является диалогом двух субъектов – автора и читателя, читательским сотворчеством. С.Я. Маршак замечал, что читатель тоже художник, иначе авторы не могли бы с ним разговаривать на языке образов и красок.

Хорошо, если дома читают, обсуждают с детьми прочитанное: сюжет; характер, мотивы и поступки героев; выразительность языка произведения и пр. Если дают воз-

можность сыну или дочери выразить свое отношение к «чужим поступкам», суждениям, выразить свое согласие с ними или возмущение. Главное – пробудить и поддержать интерес ребенка к книге.

У читающего человека обогащается речь, язык – одно из главных показателей развития и проявления культуры. Сегодняшнее негласное пренебрежение общества родным языком вызывает тревогу. Бедный словарный состав речи школьников обычно обусловлен бедностью словаря самих окружающих его взрослых. А между тем, без знания и уважения родного языка невозможно воспитание культурного человека, невозможно существование самого культурного общества. Культура, согласно П.А. Флоренскому, – это язык, объединяющий человечество.

Язык является важнейшим способом формирования и существования знаний человека о мире. Огромная информация поступает к нему через слово, в том числе звучащее, и успех человека в обществе во многом зависит от того, насколько хорошо он понимает обращенную к нему речь, насколько владеет умением воспринимать как вербальную, так и невербальную информацию, насколько умеет проникнуть в тайны языка, точно выразить свою мысль. «Самое могучее орудие культуры, в котором отпечатывается душа национальности, есть язык . .. В языке мы имеем неисчерпаемую сокровищницу возможностей культуры» (9, с. 308).

Досуг современного школьника наполнен компьютерными играми. Это данность времени. Как справедливо пишут Б.Вульфов и В.Д. Иванов, и книга, и компьютерная игра имеют свое, только им присущее и ничем не заменимое назначение, вносят свой вклад в развитие личности. И следует не противопоставлять одно другому, а заботиться об их взаимном дополнении: обе формы досуга по-своему необходимы современному детству. Но важно соблюдать при этом меру: за вытеснением книги компьютерной игрой «просматриваются либо слишком ранний прагматизм, либо, напротив, безответственный инфантилизм, но в любом случае – снижение сферы духовного отношения к жизни, дефицит этого эмоционального компонента» (4, с. 483).

Досуг должен быть увлекательным, разнообразным. В процессе досуговой деятельности ребенок, подросток овладевает качествами, необходимыми каждому человеку для любого вида деятельности. Поэтому занятия спортом, техникой, искусством, участие в работе различных предметных кружков и пр. – важное для личностного развития растущего человека наполнение досуга.

Главная ценность свободной, личностно мотивированной, желанной деятельности школьников в любой сфере – ее творческий характер. В творческой деятельности совершаются определенные преобразования психической организации личности, развиваются ее духовные и творческие качества, раскрывается единство эстетической и нравственной позиции человека, преодолевается потребительское отношение к окружающей жизни. Участвуя в любом виде творческой деятельности, человек уже с юных лет может почувствовать себя причастным ко всей жизни и культуре человечества в ее прошлом и настоящем, а значит, будет способен принять на себя ответственность за будущее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белинский В. Г. О детских книгах. Полн. собр. соч. В 13 т. – М., 1954. – Т. 4.

2. Боцманова М.Э., Захарова А.В. Подросток и его друзья (Текст) /М.Э. Боцманова, А.В. Захарова. – М., 1976. – 80 с.

3. Винникотт Д. Игра и реальность (Текст) /Д. Винникотт. – М., 2002. – 265 с.

4. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики (Текст) /Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. – М., 2000. – 614 с.

5. Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образо-вания(Текст) /И В. Дубровина. – М., 2014. – 400 с.

6. Егорычева И.Д. Подросток и взрослый: радость общения. Теория и практика организации внеучебной деятельности (Текст) /И.Д. Егорычева. – М., 2007. – 188 с.

7. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников (Текст) /А.В. Мудрик. – М., 1981. – 175 с.

8. Овчинников И.Ф. К проблеме формирования творческой личности (Текст) / И.Ф. Овчинников //Вопросы философии. – 1979, – № 9. – С. 71 – 84.

9. Скатов Н. О культуре (Текст) /Н. Скатов. – СПб., 2010. – 365 с.

10. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина (Текст) / В.А. Сухомлинский. – М., 1971.- 270 с.

Досуг младших школьников

Сравнительный анализ

. 1997 сен-октябрь;46(5):246-53.

doi: 10. 1097/00006199-199709000-00002.

Дж. С. Харрелл 1 , С. А. Гански, С. Б. Брэдли, Р. Г. МакМюррей

принадлежность

  • 1 Школа медсестер Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл 27599-7460, США.
  • PMID: 9316596
  • DOI: 10.1097/00006199-199709000-00002

Сравнительное исследование

J S Harrell et al. Нурс Рез. 1997 сентябрь-октябрь.

. 1997 сен-октябрь;46(5):246-53.

doi: 10. 1097/00006199-199709000-00002.

Авторы

Дж. С. Харрелл 1 , С. А. Гански, С. Б. Брэдли, Р. Г. МакМюррей

принадлежность

  • 1 Школа медсестер Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл 27599-7460, США.
  • PMID: 9316596
  • DOI: 10.1097/00006199-199709000-00002

Абстрактный

Сообщается о трех наиболее распространенных видах досуга 2200 детей третьего и четвертого классов (средний возраст 8,8 ± 0,8; 50,7% девочек) и связи уровней интенсивности этих занятий с демографическими переменными и факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний.

Чаще всего мальчики сообщали о том, что играют в видеоигры (33%), играют в футбол (32%), катаются на велосипеде (31%), смотрят телевизор (28%) и играют в баскетбол (26%). Девочки сообщили о выполнении домашнего задания (39%), езда на велосипеде (31%), просмотр телевизора (30%), танцы (27%) и чтение (23%). В целом, дети, особенно девочки, сообщали о довольно малоподвижной деятельности со средним уровнем метаболического эквивалента 4,2 для девочек и 4,8 для мальчиков. Среди мальчиков афроамериканцы сообщали о более активной деятельности, чем белые, но активность, о которой сообщали белые девочки, была несколько более энергичной, чем активность, о которой сообщали небелые девочки. Дети с более высоким социально-экономическим статусом (СЭС), особенно мальчики, сообщали о большей доле малоподвижных занятий, чем дети с более низким СЭС. Факторы риска холестерина, кровяного давления, толщины кожной складки и индекса массы тела не были значимо связаны с общей оценкой активности. Тем не менее, значительно больше детей без ожирения, чем с ожирением, сообщали об энергичной (высокоинтенсивной) деятельности как об одном из трех основных видов деятельности.

Похожие статьи

  • Физическая активность, ожирение и факторы сердечно-сосудистого риска у детей. Бельгийское Люксембургское исследование детей II.

    Гийом М., Лапидус Л., Бьорнторп П., Ламберт А. Гийом М. и соавт. Обес Рез. 1997 ноябрь;5(6):549-56. doi: 10.1002/j.1550-8528.1997.tb00576.x. Обес Рез. 1997. PMID: 9449139

  • Оценка двигательной активности подростков: общие занятия детей 6-8 классов.

    Харрелл Дж.С., Пирс П.Ф., Маркланд Э.Т., Уилсон К., Брэдли С.Б., МакМюррей Р.Г. Харрелл Дж. С. и др. Практика медсестер J Am Acad. 2003 Апрель; 15 (4): 170-8. doi: 10.1111/j.1745-7599.2003.tb00259.x. Практика медсестер J Am Acad. 2003. PMID: 12715597

  • Проблемы избыточного веса и неудовлетворенность своим телом среди детей третьего класса: влияние этнической принадлежности и социально-экономического статуса.

    Робинсон Т.Н., Чанг Д.Ю., Хейдель К.Ф., Киллен Д.Д. Робинсон Т.Н. и соавт. J Педиатр. 2001 г., февраль; 138(2):181-7. doi: 10.1067/mpd.2001.110526. J Педиатр. 2001. PMID: 11174614

  • Изменения в обычной деятельности учащихся 3–10 классов: исследование CHIC.

    Брэдли С.Б., МакМюррей Р.Г., Харрелл Дж.С., Дэн С. Брэдли С.Б. и др. Медицинские спортивные упражнения. 2000 декабря; 32 (12): 2071-8. дои: 10.1097/00005768-200012000-00017. Медицинские спортивные упражнения. 2000. PMID: 11128854

  • Физическая активность и малоподвижный образ жизни у афроамериканских и кавказских девушек.

    Дауда М., Пейт Р.Р., Фелтон Г.М., Сондерс Р., Уорд Д.С., Дишман Р. К., Трост С.Г. Дауда М. и др. Res Q Exerc Sport. 2004 г., декабрь 75(4):352-60. дои: 10.1080/02701367.2004.10609168. Res Q Exerc Sport. 2004. PMID: 15673034

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Социально-экономические корреляты ожирения у чернокожих мужчин и женщин афроамериканского и карибского происхождения.

    Баррингтон Д.С., Джеймс С.А., Уильямс Д.Р. Баррингтон Д.С. и соавт. J Расовые этнические различия в здоровье. 2021 апр;8(2):422-432. doi: 10.1007/s40615-020-00798-4. Epub 2020 4 июля. J Расовые этнические различия в здоровье. 2021. PMID: 32623661 Бесплатная статья ЧВК.

  • Больше того же или смена обстановки: обсервационное исследование разнообразия и частоты физической активности британских детей.

    Брук Х.Л., Кордер К., Гриффин С.Дж., Экелунд У., ван Слуйс Э.М. Брук Х.Л. и др. Общественное здравоохранение BMC. 2013 16 августа; 13:761. дои: 10.1186/1471-2458-13-761. Общественное здравоохранение BMC. 2013. PMID: 23947576 Бесплатная статья ЧВК.

  • Разработка сборника расходов энергии для молодежи.

    Ридли К., Эйнсворт Б.Э., Олдс Т.С. Ридли К. и др. Int J Behav Nutr Phys Act. 2008 10 сен; 5:45. дои: 10.1186/1479-5868-5-45. Int J Behav Nutr Phys Act. 2008. PMID: 18782458 Бесплатная статья ЧВК.

  • Образцы физической активности среди детей американских индейцев: оценка барьеров и поддержки.

    Томпсон Дж.Л., Дэвис С.М., Гиттельсон Дж. , Гоинг С., Беченти А., Меткалф Л., Стоун Э., Харнак Л., Ринг К. Томпсон Дж.Л. и соавт. J Здоровье сообщества. 2001 декабрь; 26 (6): 423-45. дои: 10.1023/а:1012507323784. J Здоровье сообщества. 2001. PMID: 11759094 Бесплатная статья ЧВК.

Типы публикаций

термины MeSH

вещества

Грантовая поддержка

  • R01 NR001837/NR/NINR NIH HHS/США
  • R01837/PHS HHS/США

ДОСУГ ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ | Американский журнал эпидемиологии

Журнальная статья

Получить доступ

ПАСКУАЛЕ СТРАЗЦУЛЛО,

ПАСКУАЛЕ СТРАЦЦУЛЛО

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

пабмед

Google Scholar

ФРАНЧЕСКО П. КАПУЧЧО,

ФРАНЧЕСКО П. КАПУЧЧО

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

пабмед

Google Scholar

МАУРИЦИО ТРЕВИЗАН,

МАУРИЦИО ТРЕВИЗАН

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

пабмед

Google Scholar

АНЬЕЛЛО ДЕ ЛЕО,

АНЬЕЛЛО ДЕ ЛЕО

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

пабмед

Google Scholar

ВИТТОРИО КРОГ,

ВИТТОРИО КРО

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

пабмед

Google Scholar

НИКОЛА ДЖОРДЖОНЕ,

НИКОЛА ДЖОРДЖОНЕ

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

пабмед

Google Scholar

МАРИО МАНЧИНИ

МАРИО МАНЧИНИ

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

пабмед

Google Scholar

Американский журнал эпидемиологии , том 127, выпуск 4, апрель 1988 г. , страницы 726–733, https://doi.org/10.1093/oxfordjournals.aje.a114853

Опубликовано:

88002 апрель История статьи

Получено:

24 октября 1986 г.

Получена редакция:

19 июня 1987 г.

Опубликовано:

01 апреля 1988 г.

    • Содержание статьи
    • Рисунки и таблицы
    • видео
    • Аудио
    • Дополнительные данные
  • Цитировать

    Cite

    ПАСКУАЛЕ СТРАЦЦУЛЛО, ФРАНЧЕСКО П. КАПУЧЧО, МАВРИЦИО ТРЕВИСАН, АНЬЕЛЛО ДЕ ЛЕО, ВИТТОРИО КРО, НИКОЛА ДЖОРДЖОНЕ, МАРИО МАНЧИНИ, ДОСУГ, ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И КРОВЯНОЕ ДАВЛЕНИЕ В ШКОЛЕ Американский журнал эпидемии , 7 , Том 127, Выпуск 4, апрель 1988 г., страницы 726–733, https://doi.org/10.1093/oxfordjournals.aje.a114853

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

  • Разрешения

    • Электронная почта
    • Твиттер
    • Facebook
    • Подробнее

Фильтр поиска панели навигации Американский журнал эпидемиологииЭтот выпускОбщественное здравоохранение и эпидемиологияКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Американский журнал эпидемиологииЭтот выпускОбщественное здравоохранение и эпидемиологияКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

На случайной выборке 272 учащихся шестого класса (средний возраст 11,3 года), поступивших в среднюю школу в 1983 в Марано-ди-Наполи, пригороде Неаполя, Италия. Артериальное давление, частота пульса и антропометрия измерялись стандартными методами. Физическая активность оценивалась с помощью опросника, в котором выделялись четыре уровня физической активности в свободное время. В ходе исследования получены данные о том, что низкий уровень двигательной активности в свободное время у детей 11 лет ассоциирован с более высоким систолическим артериальным давлением независимо от пола, возраста и наличия ожирения. Эти данные могут иметь отношение к программам первичной профилактики артериальной гипертензии в раннем возрасте.

подростковый возраст, кровяное давление, упражнения, физические нагрузки, первичная профилактика

Этот контент доступен только в формате PDF.

© 1988 Школа гигиены и общественного здравоохранения Университета Джона Хопкинса

Раздел выпуска:

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ДОКЛАДЫ

В настоящее время у вас нет доступа к этой статье.

Скачать все слайды

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *