Кем быть? » «Главное – это желание учиться, работать и приобретать опыт»
Инна Лагун
Стать экономистом мечтает стать далеко не каждый школьник. Отпугивает и высокая конкуренция, и сложные обязанности, и серьезная ответственность. Однако есть люди, которые с интересом осваивают экономическую науку и хотят работать в этой сфере.
О личном профессиональном становлении, достоинствах и недостатках профессии экономиста и желании развиваться расскажет Инна Лагун.
– Инна, о какой профессии ты мечтала в детстве?
– В школьном возрасте я мечтала стать врачом-педиатром, позже – учителем начальных классов. Тогда меня привлекала работа с детьми. Я видела, как работает моя первая учительница. Казалось, что учитель или врач – это очень интересные профессии.
Когда я повзрослела, у меня появилась любовь к цифрам. Мне нравилось считать, решать задачи, и в целом математика мне давалась легко. И уже в старшей школе я поняла, что у меня есть предрасположенность к работе с цифрами. Это сильно повлияло на выбор профессии. Я решила стать экономистом.
– Влияли ли родители на твое представление будущей работы?
– Родители никогда не навязывали мне какую-либо профессию, не пытались склонить к тому или иному выбору. Когда в нашей семье заходила речь о моем профессиональном будущем, мои интересы всегда учитывались.
Моему выбору доверяли. Родители обращали внимание, что моя будущая сфера деятельности должна мне нравиться, ведь я свяжу с ней свою жизнь.
– В какое учебное заведение ты решила поступать? Как сделала такой выбор?
– Мой выбор пал на Белорусский государственный экономический университет. Я была наслышана, что БГЭУ – один из самых престижных университетов в нашей стране. Уже в школе я знала, что выпускники этого вуза считаются самыми лучшими специалистами в своей области.
Когда я оканчивала 11 класс, там уже училась моя подруга. Она часто рассказывала об этом учебном заведении, о преподавателях и учебном процессе в целом. Ее рассказы помогли мне понять, что собой представляет учеба в этом университете. Это придало мне уверенности в своем выборе.
– Было ли тебе сложно учиться?
– Конечно, на первых порах, когда только окончила школу и пришла в университет, было непривычно. Было сложно справиться с большим объемом информации. Но преподаватели помогали преодолеть все трудности. Сложные темы они объясняли очень доходчиво.
Учебный процесс был построен таким образом, что сразу же за лекциями следовали практические занятия, на которых мы разбирали теорию на конкретных примерах или даже с помощью игр. Это очень облегчало понимание специальных дисциплин.
Время обучения в университете проходило интересно. Радовало, что преподаватели не боялись использовать в своей работе какиелибо новые подходы и методы. Это очень помогало справляться с программой.
– Какой опыт ты извлекла из летних практик, которые проходила во время обучения в вузе?
– Первая практика помогла мне освоить азы профессии, я поняла, как устроена структура государственного учреждения. Это была учебная практика, где я толькотолько осваивала обязанности экономиста.
Во время практик я общалась экономистами, которые работают не один десяток лет. Они делились опытом, который позже действительно помог в моей работе.
– Как ты искала место будущей работы? Какими критериями руководствовалась?
– Основная сложность в поиске первого места работы заключается в том, что большинство работодателей требует от специалиста опыта. Я ходила на множество собеседований, рассматривала как государственные предприятия, так и частные фирмы, и везде нужен был опыт работы не менее одного года.
Мне хотелось найти молодую организацию, где я смогла бы получить этот опыт. Надеялась, что руководитель не испугается взять на работу начинающего экономиста, а более опытные сотрудники с пониманием отнесутся ко мне и научат всему, что необходимо знать.
– Нашла ли ты место работы согласно своим желаниям?
– Да, я тружусь в этой организации по сей день. Помню, как нашла вакансию в молодой фирме, которая занимается оптовой торговлей светотехникой, где требовался помощник экономиста. На собеседовании мне запомнились слова директора, который сказал, что все когдато с чегото начинали, у каждого было первое место работы. Он пообещал, что меня всему обучат, обратил внимание, что главное – это желание учиться, работать и приобретать опыт.
На следующий день я с радостью пришла туда на обучение. Очень вдохновило, что в меня поверили и дали возможность проявить себя. Когда я начала осваивать специфику деятельности, я поняла, что это именно то, что мне интересно.
– Вспомни, как выстраивались отношения с коллегами.
– В коллективе меня приняли очень хорошо. Первое время меня поддерживала начальница, которая тогда занимала должность экономиста. Иногда, объясняя тот или иной рабочий аспект, она могла просидеть со мной целый рабочий день.
Освоиться на рабочем месте и «влиться» в команду помогал каждый сотрудник. Я этому очень рада и считаю, что мне повезло с рабочим местом.
Рабочее место экономиста
– В чем заключаются твои профессиональные обязанности?
– Я анализирую финансовую деятельность организации, составляю бизнесплан для увеличения прибыли, улучшения рентабельности. Веду учет дебиторской и кредиторской задолженности, учет количества товара на складе, рассчитываю его себестоимость. Также я составляю различные отчеты, работаю с договорами и первичной документацией.
Специфика работы экономиста – это погружение в цифры и расчеты. Его главное профессиональное качество – умение правильно собирать и анализировать информацию, принимать правильные решения. Экономист – это сотрудник, от которого зависит успех организации.
– Что для тебя значит профессиональный рост? Какие знания тебе было бы интересно получить?
– Я планирую развиваться в своей сфере. Предполагаю, что будет нелишним получить дополнительные знания и повысить свою квалификацию.
Мне было бы интересно разобраться, как нужно вести переговоры, заключать контракты и договоры, общаться с клиентами и поставщиками. Хотелось бы освоить такие знания, это поможет продвинуться по карьерной лестнице.
Также хочу повысить уровень владения английским языком. Чтобы успешно двигаться вперед, эти знания необходимы.
– Как ты думаешь, какому человеку будет комфортно работать экономистом?
– Важно обладать аналитическим мышлением и иметь, как говорится, математический склад ума. Важно быть внимательным, сконцентрированным и спокойно относиться к внезапным трудностям. В этой профессии находят себя люди, которые имеют склонность к рутинной и монотонной работе.
Экономист целый день сидит за столом, работает за компьютером, через него проходит большой объем документов. Такая работа не подойдет людям, которые не обладают усидчивостью и долей педантичности.
– Отметь плюсы и минусы своей профессии.
– Самый главный плюс: экономист – это востребованная профессия. Они будут нужны всегда. В любой организации должен быть такой специалист.
Второй немаловажный плюс: профессия экономиста хорошо оплачивается. Опытный экономист со знанием иностранного языка получает высокую заработную плату.
Третий плюс: профессия перспективная. Будучи экономистом, можно развиваться и расти. Набравшись опыта и обладая определенными знаниями, есть все шансы открыть собственное дело.
К минусам профессии можно отнести сложность найти первое место работы. Экономист – это тот специалист, на которого возлагается большая ответственность, и не каждый руководитель будет готов нанять сотрудника без опыта работы.
Отмечу, что важным минусом профессии является влияние работы на здоровье человека. Изза постоянной работы за компьютером портится зрение, могут возникнуть проблемы с опорнодвигательным аппаратом.
– Что ты знала о работе экономиста до поступления в университет? Как изменились твои представления о профессии во время учебы и работы?
– Сначала у меня были «примитивные» представления о профессии. Я знала, что экономист работает в офисе, чтото считает, работает с документами… Представлений о конкретных профессиональных задачах не было.
В университете я осознала, что экономика – это очень важная наука, в которой много «подводных камней», в ней не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Я уже представляла, какие конкретные обязанности меня ждут на будущем рабочем месте.
Когда я начала работать, поняла, что объем работы, которую выполняет экономист, очень большой. Порой экономисту необходимо ориентироваться в том, что, казалось бы, ему знать не нужно.
– Как профессия повлияла на твой характер?
– Я замечаю, что стала усидчивей. Научилась планировать свое время, стала организованной. Работа научила меня спокойно воспринимать проблемы и трудности.
Более того: мне стало проще общаться с людьми, я развила свои коммуникативные навыки. Стала уверенней в себе.
– Что помогает забыть о трудном рабочем дне?
– Иногда на работе очень сильно устаешь. Снять напряжение помогают мои близкие люди и друзья. Придает сил и общение с моим четвероногим другом – псом Чарли. После долгой вечерней прогулки и игр с ним я будто «заряжаюсь» положительными эмоциями, с радостью встречаю новый день и забываю о прошлых проблемах.
– Ты уверена, что сделала правильный профессиональный выбор?
– Да. Работа доставляет удовольствие. К тому же, она приносит неплохой доход.
Мне очень хочется развиваться, заниматься самообразованием и совершенствовать свои профессиональные навыки. Иногда работать сложно, часто устаешь, но, несмотря на все недостатки профессии, я уверена, что если бы у меня была возможность прожить часть жизни заново, я бы повторила свой профессиональный выбор.
Вера ЖИДОЛОВИЧ
Кто такой экономист и чем он занимается?
Выбирая будущую профессию, многие школьники выпускных классов нередко «примеряют» на себя разные виды деятельности, в том числе и профессию экономиста, которая считается достаточно престижной и высокооплачиваемой.
Между тем, эта работа требует определенных качеств, как врожденных, так и вырабатываемых с годами. Прежде, чем посвятить свою жизнь деятельности экономиста, следует разобраться хотя бы в основных вопросах, касающихся этой профессии.
Кто такой экономист?
Чем занимается экономист?
Кем может работать экономист после ВУЗа?
Кем работает экономист в банке?
Кто такой инженер-экономист?
Кто такой экономист?
Специалистов в сфере экономики, работающих как в практической области, так и занятых теоретическими исследованиями, называют экономистами. Помимо научной деятельности, экономисты планируют и руководят хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, а также государственных учреждений.
В круг обязанностей экономиста входит разработка и исполнение бюджета, подготовка отчетности, экономическое сопровождение хозяйственной и финансовой деятельности предприятий. Нередко экономистов путают с бухгалтерами, финансовыми специалистами, менеджерами, однако это разные, хотя и близкие, виды деятельности.
Чем занимается экономист?
В любой организации или на предприятии экономисты:
— определяют, насколько эффективно организована хозяйственная деятельность, производство и труд работников;
— участвуют в экономическом обосновании внедрения новых технологий, техники, оборудования, совершенствования способов ведения бизнеса;
— разрабатывают производственные и хозяйственные планы;
— готовят материалы для заключения договоров, а также контролируют их выполнение и анализируют результативность;
— проводят маркетинговые исследования с целью составления прогнозов развития производства;
— мониторят работу бухгалтерии, проверяют правильность расчетных операций;
— ведут необходимую периодическую отчетность.
Для этого необходимо хорошо владеть экономическими методиками, знать законодательство, лежащее в основе экономической деятельности, и отслеживать происходящие в нем изменения.
Кем может работать экономист после ВУЗа?
Потребность в грамотных, квалифицированных экономистах испытывает практически любое предприятие, так как без них сложно планировать и осуществлять успешное ведение бизнеса. Закончив профильный ВУЗ, выпускник-экономист может устроиться:
— в госучреждение – отделение Минфина или Центробанка, налоговую или социальную службу;
— в коммерческий банк или кредитную организацию, страховую компанию, крупную сетевую компанию;
— на промышленное предприятие, в торговую оптовую или розничную компанию, в гостиничный или ресторанный бизнес;
— в образовательное или научное учреждение.
По окончании ВУЗа по экономической специальности выпускник может начать свою карьеру с должности бухгалтера, менеджера, кредитного специалиста, финансового аналитика и т.д.
Кем работает экономист в банке?
Банковские экономисты работают с финансовыми потоками и занимаются прогнозированием экономической деятельности банка. Среди банковских служащих существуют следующие категории экономистов:
— финансисты, на плечах которых лежит проведение финансовых операций и анализ их эффективности;
— бухгалтеры-экономисты, ведущие хозяйственно-финансовый учет, анализирующие хозяйственную деятельность с точки зрения финансовой сферы;
— аналитики, занятые сбором экономической информации и ее анализом;
— трудовые экономисты, выполняющие расчеты по оплате труда, тарифным ставкам и т. д.
Нередко банковские экономисты напрямую работают с клиентами банка, тогда как экономисты промышленных предприятий имеют дело в основном с документацией.
Кто такой инженер-экономист?
В обязанности инженера-экономиста входит анализ производственной деятельности предприятия и выявление возможностей по снижению себестоимости, уменьшению текущих прямых и непрямых расходов, более рациональному использованию сырья, энергоресурсов, оборудования и рабочего времени.
Инженер-экономист помогает рассчитать экономическую выгоду от любого предложения по улучшению технологии производства. Он анализирует экономическую эффективность работы различных участков и выискивает возможности для повышения рентабельности, сокращения сроков окупаемости вложений, росту производительности и т.д.
Джинни Рометти о том, как увеличить число женщин, работающих в сфере высоких технологий
По приглашению | Международный женский день
W OMEN CONTINUE страдать от экономического неравенства и неравенства в сфере занятости. В глобальном масштабе они зарабатывают в среднем всего 77 центов на каждый доллар, заработанный мужчинами, и занимают только две из каждых десяти должностей в области науки, техники и коммуникационных технологий. Гендерный разрыв в оплате труда и нехватка женщин на высокооплачиваемых должностях в этих быстрорастущих отраслях снижают финансовую стабильность женщин. Это мешает им как содержать себя и свои семьи, так и копить на будущее.
Эти проблемы можно решить, если больше женщин получат доступ к высокооплачиваемым профессиям в области естественных наук, технологий, инженерии и математики ( STEM ). Обеспечение того, чтобы больше женщин получали эти рабочие места, означает не только справедливую оплату труда женщин, но и изменение нынешних представлений о том, как мы готовим людей к современной рабочей силе и как компании набирают сотрудников.
Я знаю, как образование и карьера в области технологий и инженерии могут улучшить перспективы женщины. Я вырос в семье с небольшим достатком. В студенческие годы мне нравилась математика, и я первым в семье получил четырехлетнее высшее образование. Я выбрала инженерное дело — часто как единственная женщина в классе, — потому что это научило меня решать задачи с помощью логики и изобретательности. Это также принесло мне стипендию от автопроизводителя General Motors. Моя степень бакалавра компьютерных наук помогла мне получить работу системного инженера начального уровня в 9 лет.0009 IBM в 1981 году. В 2012 году я стала первой женщиной-руководителем компании.
Мой опыт показал мне практические шаги, которые педагоги и работодатели могут предпринять, чтобы расширить доступ женщин к лучшим рабочим местам в некоторых из самых интересных и прибыльных областей. Не все эти идеи зависят от пола, но расширение возможностей для всех недопредставленных людей неизбежно принесет пользу женщинам.
Быстрый способ, с помощью которого работодатели могут расширить экономические возможности для женщин, состоит в том, чтобы отказаться от требований о четырехлетнем обучении для некоторых должностей начального уровня и вместо этого оценивать навыки и способности кандидатов. По данным Национального центра образовательной статистики, только треть или около того учащихся, окончивших STEM испытуемых в Америке в 2020 году были женщины. Многие из сегодняшних технических должностей требуют навыков, которые можно приобрести без университетского образования, но некоторые работодатели по-прежнему требуют наличия академического диплома. Эта тенденция к «инфляции дипломов», преобладавшая в последние два десятилетия, в частности, в Америке, создает ложные барьеры для трудоустройства в большинстве развитых стран для 60% людей, не имеющих четырехлетнего образования. Вместо этого найм для повышения квалификации открывает доступ к рабочей силе маргинализированным работникам, в том числе женщинам, и позволяет быстрее заполнять открытые вакансии. Это также облегчает людям с высшим образованием в несвязанных дисциплинах смену карьеры по мере изменения потребностей рынка.
В 2012 году IBM не смогла найти достаточно кандидатов на должности в области кибербезопасности, и мы поняли, что наши требования к получению степени отфильтровывают некоторых квалифицированных кандидатов. В то время менее 10% из всех вакансий IBM были открыты для людей без ученых степеней. Наши рекрутеры переписали многие описания вакансий в области кибербезопасности, чтобы указать навыки, необходимые для каждой должности, включая владение различными языками кодирования, а также креативность и управление проектами. Мы также перестали требовать диплом.
Изменения оказались настолько эффективными, что мы распространили их на другие роли и начали набирать больше людей, которые никогда не учились в колледже, включая многих женщин. К 2019 году в IBM число кандидатов из недостаточно представленных групп, претендующих на должности, для которых больше не требуется степень, увеличилось на 63%. В том году около 15% всех нанятых нами американцев не имели четырехлетнего образования. Теперь IBM полностью удалила степени бакалавра из объявлений о вакансиях, если только это не требуется по должности.
Поскольку фирмы при приеме на работу больше внимания уделяют навыкам, а не академическим документам, молодым людям потребуется больше возможностей, чем четырехлетняя университетская степень, для развития способностей, которые нужны работодателям. Мы разработали один такой вариант, когда я работал в IBM , участвуя в создании новой программы обучения техническим навыкам старшеклассников. Программа Pathways in Technology Early College High School ( P-TECH ) позволяет им получить аттестат об окончании средней школы и степень младшего специалиста в области прикладных наук за шесть лет. Он начался в Нью-Йорке в 2011 году и с тех пор расширился по всему миру.
Программа P-TECH набирает участников как средней школы, так и муниципального колледжа, объединяя занятия по естественным наукам, технологиям и технике с практическим опытом работы. Программы P-TECH бесплатны и не требуют стандартизированных тестов для поступления, что устраняет другие потенциальные препятствия для технического и естественнонаучного образования. Школы P-TECH также объединяются с 600 компаниями по всему миру, которые предоставляют наставников, оплачиваемые стажировки и штатные должности после окончания учебы. В настоящее время таких школ насчитывается 300 в 28 странах.
Третий способ сделать техническое образование и карьеру более доступными — это ученичество. Америка отстала от европейских стран, особенно от Германии и Швейцарии, в принятии ученичества для работы, не связанной с торговлей, отчасти из-за неуместного уклона страны в сторону колледжа как лучшего пути для экономической мобильности. Чтобы расширить практику ученичества, предприятия должны создать общие определения дипломированного ученичества для профессий, которые одинаковы независимо от работодателя, таких как инженер-программист и менеджер проекта, и зарегистрировать их в федеральном правительстве. В Чикаго страховая компания Aon в сотрудничестве с городскими властями создала сеть из 80 работодателей, которые проводят двухлетнее оплачиваемое обучение в сфере технологий, финансов, консалтинга и других отраслях. С 2017 года когорта подготовила более 1500 учеников.
Когда я работал в IBM , наша программа P-TECH и изменения в нашем процессе найма сделали нашу рабочую силу более разнообразной, включая больше женщин. Другим компаниям следует последовать их примеру — предприятия, которые включают в себя различные точки зрения и опыт, являются более инновационными, более конкурентоспособными и более способными создавать продукты, которые нравятся целому ряду пользователей. Предоставление всем равного доступа к образованию и возможностям трудоустройства также способствует экономической безопасности женщин и, таким образом, способствует процветанию общества. Когда дело доходит до научной и технической карьеры, женщин нельзя обескураживать, упускать из виду или сводить с рельсов. Они также должны оплачиваться поровну. Обучение, прием на работу и продвижение женщин приносит пользу всем нам. ■
Джинни Рометти была генеральным директором из IBM в период с 2012 по 2020 год. Изменения в нашей жизни, работе и мире» (2023).
Повторно используйте этот контент
Innovation@Work US
Стратегии роста в области талантов и технологий
[email protected] US 2022 объединяет таланты, капитал и технологии, чтобы вдохновлять и объединять лидеров бизнеса для улучшения рабочего мира.
Работать в будущем очень важно, особенно во времена кризиса, когда для осуществления позитивных изменений требуются воображение и навыки. В нестабильном климате получите инструменты для инноваций, адаптации и совместной работы для повышения квалификации своих сотрудников.
[email protected] US предоставляет ответы на насущные вопросы, связанные с цифровыми инструментами и технологиями, позитивным лидерством и гибридными способами работы, чтобы обеспечить совместное решение, которое будет способствовать развитию вашего бизнеса. Более 100 спикеров обсудят наиболее актуальные вопросы для руководителей высшего звена сегодня, предоставив вам свежее вдохновение и выводы для вашего конкретного типа работы, будь то модель с девяти до пяти или более гибкий подход.
Узнайте, как уважаемые и влиятельные мировые компании адаптируют свои бизнес-модели и стратегии управления к новым реалиям работы. Среди выступающих в Сан-Хосе Google, Citi, Société Générale, Neiman Marcus Group, Taco Bell, The Hershey Company, Uber, Deutsche Bank, Unilever, Airbnb и Twitter. докладчика присоединились к нам в виртуальные дни, включая UPS, CVS Health, LinkedIn, Walgreens Boots Alliance, Goodwill Industries, Verizon, Stanley Black & Decker, Mastercard, Yum! Бренды.
Нажмите здесь , чтобы просмотреть программу конференции
[email protected] США расположены совместно с Саммитом Метавселенной
– Мы надеемся увидеть вас там!Более 100 спикеров, рассказывающих о будущем работы, включая:
- Просмотреть профиль
Louis DeJoy
Главный почтмейстер, Почтовая служба США
- Просмотреть профиль
Доктор Карин Кимбро
Главный экономист, LinkedIn
- Просмотреть профиль
Брайан Глейзер
Директор по обучению и талантам, Google
- Просмотреть профиль
Холли Мэй
Исполнительный вице-президент и глобальный директор по персоналу Walgreens Boots Alliance
- Просмотреть профиль
Рошан Навагамува
Исполнительный вице-президент и директор по информационным технологиям CVS Health
- Просмотреть профиль
Don Relyea
Директор по инновациям, Банк США
- Просмотреть профиль
Алиша Алаймо
Президент, Biogen US
- Просмотреть профиль
Серена Х.
Хуанг, доктор философии
Глобальный руководитель отдела кадровой аналитики, визуализации и кадровых технологий, PayPal
- Просмотреть профиль
Эрик Северсон
Исполнительный вице-президент, директор по персоналу и собственности Neiman Marcus Group
- Просмотреть профиль
Джоанн Стонье
Директор по данным, Mastercard
- Просмотреть профиль
Джим Суонсон
Исполнительный вице-президент, директор по информационным технологиям J&J
- Просмотреть профиль
Грег Каннингем
Старший исполнительный вице-президент и директор по разнообразию, Банк США
- Просмотреть профиль
Джеффри Пфеффер
Томас Д. Ди II профессор организационного поведения Высшей школы бизнеса Стэнфордского университета
- Просмотреть профиль
Эрика Айриш Браун
Директор по разнообразию, равенству и интеграции и глобальный руководитель по работе с талантами, Citi
- Просмотреть профиль
Ник Блум
Профессор экономики, Стэнфорд
- Просмотреть профиль
Келли МакКаллох
Глобальный директор по персоналу, Taco Bell
- Просмотреть профиль
Нил Адхья
Директор по цифровым технологиям, BlackRock
- Просмотреть профиль
Мелисса Вернек
Глобальный директор по персоналу, компания Kraft Heinz
Посмотреть все динамики
«Сегодня компании принимают важные решения о том, как будет выглядеть их будущее.
Но только когда мы делимся опытом, узнаем, что сработало для других, и выступаем за опыт сотрудников, мы можем принимать лучшие решения для наших рабочих сообществ. The Economist [электронная почта защищена] — это место, где можно услышать примеры из практики лидеров, которые делают все правильно сегодня, получить практические советы и получить вдохновение».
Жюльен Кодорниу, вице-президент по работе, Facebook
«Пандемия оказала драматическое и необратимое влияние на то, как мы все работаем, и
будет справедливо сказать, что мир труда никогда не будет выглядеть прежним. Сгонять людей в офис становится все более устаревшим, дорогим и неудобным, поскольку компании всех размеров используют гибридную модель. На саммите The Economist [электронная защита защищена] собрались лидеры-единомышленники, находящиеся в авангарде этих захватывающих изменений, и мне было приятно участвовать в дебатах».Марк Диксон, основатель и генеральный директор IWG
«Исключительно.