«Ребёнку поставили тройку в квадрате — это что?» Как правильно читать электронный дневник школьника
Раньше было как? Открываешь дневник школьника — и там красным по белому выведены его оценки. С новыми технологиями изменилась жизнь не только у педагогов, которые выставляют оценки в электронный дневник, но и у родителей, которые не всегда понимают, что за отметку получил ребенок. Разбираемся вместе с директором московской школы № 1155 Татьяной Мориковой.
Сколько «весит» оценка (и что это значит)
Больше всего вопросов у родителей вызывает наличие в ЭЖД («Электронный журнал и дневник») рядом с оценкой по тому или иному предмету еще одной цифры — так называемого веса оценки, который варьируется от 1 до 4.
Татьяна Морикова поясняет: «Каждая школа руководствуется Федеральным законом „Об образовании“, на основании которого и разрабатывает свое собственное „Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся“. Именно в нем четко прописываются формы контроля и вес каждой отметки».
По сути, вес отметки в электронном журнале — это примечание, которое указывает на то, за что именно получена та или иная оценка. Так, вес 1, по словам Мориковой, имеет отношение к формам контроля, которые позволяют оценить отдельные результаты по освоению содержания учебных предметов. В этой категории — оценки за устные ответы, домашние задания, работу с картой и т. д.
Вес 2 подразумевает формы контроля, которые помогают оценить знания в комплексе по нескольким темам (сочинение, контрольная работа, зачет). Поэтому «тройка в квадрате», то есть с индексом «2», — это, скорее всего, за контрольную (но есть нюансы, о которых ниже). Вес 3 имеют формы независимой внешней оценки образовательных результатов (речь об олимпиадах, независимых диагностиках). Но есть важное но.
Так как в каждой школе своя система оценивания, то, например, в одном учебном заведении контрольная работа может иметь вес 2, а в другой — 4
Это просто формальность (2 не значит «меньше» или «хуже», чем 4), а не запутаться позволяет разъяснение, которое, как правило, стоит возле оценки с указанием, за что она, собственно, стоит: «словарный диктант», «практическая работа», «смысловое чтение» или, положим, «комбинированная работа».
Отдельная история — оценки за ВПР (Всероссийские проверочные работы). С одной стороны, в ряде школ вес этих оценок равен единице и они не могут существенно повлиять на итоговую оценку ребенка по предмету. С другой стороны, есть школы, где учителя сообщают ученикам, что от оценки за ВПР зависит оценка в году. Зависит или нет — в Департаменте образования и науки города Москвы, куда обратился за разъяснением «Мел», не комментируют. По всей видимости, здесь действует обычная система: каждая школа самостоятельно принимает решение относительно веса оценки за ВПР.
Татьяна Морикова отмечает: «Важны все отметки ребенка, но есть понятие промежуточной аттестации — это работа, позволяющая в комплексе оценить знания и умения за определенный учебный период (триместр, полугодие, год). Такие работы имеют большее значение в определении годовой отметки».
Почему в ЭЖД и в бумажном дневнике могут быть разные оценки
Во многих школах, особенно в начальных классах, по-прежнему стараются пользоваться бумажными дневниками: привычка вести дневник, по словам учителей, дисциплинирует учеников. Вот только нередко случается так, что в бумажном дневнике одно количество оценок по предмету, а в ЭЖД — другое, а иногда и оценки отличаются. Татьяна Морикова говорит, что «все отметки, которые выставляет учитель, должны быть обязательно перенесены в электронный журнал, иначе у ребенка и семьи может возникнуть ошибочное представление об уровне успеваемости по предмету. Несовпадение отметок тоже недопустимо».
Но это в идеальном мире, а в реальности учителя забывают переносить оценки или не ставят в бумажный дневник плохие отметки — только хорошие
И путаница все-таки возникает. Бороться с этим можно, только общаясь с учителем или, в случае необходимости, с администрацией школы.
Еще один важный момент: каждая оценка в электронном дневнике должна появляться своевременно, что также прописано в локальных актах школы. Так, за устный ответ или работу на уроке (например, за ответ у доски) отметка выставляется день в день, за проверочные работы (диктант, контрольная работа и т. д.) — в течение 3 дней со дня проведения работы, за письменную работу (включая сочинения по русскому языку и литературе в 10-11-х классах) — в течение одной недели со дня ее проведения. Но лучше эти моменты (относительно сроков выставления оценок) уточнять у администрации школы.
В любом случае ситуация, когда контрольная была написана две недели назад, а оценки все еще нет, является серьезным недочетом в работе образовательной организации.
Можно ли исправлять оценки
Во времена бумажного классного журнала исправить оценку было невозможно: если в нем стоит двойка, то единственный шанс ее перекрыть — заработать несколько новых хороших отметок.
С ЭЖД в этом плане чуть проще. Татьяна Морикова поясняет: «Исправить отметку в электронном журнале технически возможно, процедуры исправления отметок определяются локальным актом школы. В некоторых случаях новая отметка ставится рядом с неудовлетворительной, а в некоторых — исправляется на новую».
Правда, как показывает практика, не все учителя умеют это делать или попросту не хотят, утверждая, что такая функция отсутствует
Есть у ЭЖД и еще один неочевидный плюс, особенно если ребенок имеет доступ к своему дневнику, — это система мотивации. Так, школьник видит не только свои отметки, но и может подсчитать, сколько четверок или пятерок ему необходимо для желаемого результата в итоге.
«Если, например, за работу получена отметка 3 с весом 2, то, чтобы ее перекрыть, необходимо получить две пятерки. Средневзвешенный балл рассчитывается по формуле: сумму произведений оценок на их вес нужно разделить на сумму веса этих оценок», — объясняет Татьяна Морикова.
Получается, что систему обмануть нельзя — все подсчитывается автоматически, — но рассчитать, что нужно сделать, чтобы повлиять на конечную оценку, достаточно легко.
Иллюстрация на обложке: ymart / Shutterstock / Fotodom
Какие оценки идут в электронный дневник?
Форумы
Вход
29.10.2014 16:17
На усмотрение учителя? Допустим, ребенок получил за изложение 5/3, в электронном дневнике стоит только 3. Куда 5? Оценки за ДЗ и работу в классе тоже по непонятному принципу оказываются в дневнике. В тетрадях много пятерок и четверок, а в электронный дневник попадают преимущественно тройки и четверки.
Anonymous
29.10.2014 16:43
Я правил точно не знаю… Нашим в журнал идут оценки за самостоятельные, контрольные и т.п. и оценки за работу на уроке (активность, ответы у доски…). За классные и домашние работы в тетрадях не выставляют в журнал, это вроде как “рабочие моменты”, обучение. Только если работа приравнена к самостоятельной, например сочинение или какое-то упражнение, приравненное к самостоятельной. Двойные оценки ставят (только у нас нет электронного дневника, обычный журнал, “по-старинке”). Может и не все вспомнила… на собрании так объясняли.
Anonymous
29.10.2014 16:53
вы подойдите к учителю и задайте этот вопрос. А так же пусть она проверит, что и как у нее попадает в журнал. Нам учителя жаловались, что сейчас нельзя через косую черту поставить оценку ( то есть от вашего 5/3 могла остаться только 3 именно по причине ужасной работы журнала.
Anonymous
29.10.2014 16:55
Так у вашего учителя и спосите,по какокому принципу он ставит. У нас только самостоятельные,контрольные и ответы на уроке,у доски. По изложению может разнесены быть оценки. 5 В литературе за содержание, 3 за грамотность в русском.
Anonymous
30.10.2014 13:23
Наша учительница говорит, что все оценки имеет право ставить в журнал, на деле туда идут оценки за устные ответы, работу на уроке и контрольные самостоятельные, за домашку и классные работы только в тетради.
Anonymous
30.10.2014 15:43
Оценки за ответы на уроке, контрольные-самостоятельные-проверочные и т.п. Из тетрадей выборочно и не много: но не на усмотрение учителя, а за конкретную работу ВСЕМУ классу в журнал ставят (как правило это какая-то особая работа, вроде рабочего диктанта или списывания)
djane C.B.
30.10.2014 20:33
Электронный журнал должен полностью копировать бумажный. Иначе, какой в нем смысл?
Anonymous
31.10.2014 13:57
у нас поставили бы тройку в один день, а пятерку – в другой день, где оценки еще нет
Догада ☼ RUBINUS
31. 10.2014 13:58
Через дробь у нас ставят иногда когда хотят отдельно оценить внешний вид работы (моя агрязнить любит и пишет на особо аккуратно, частенько вторая оценка тройкой бывает), но в журнал тогда ставится только первая. Или работа с заданием, тогда в журнал ставятся обе оценки, но т.к. не все журналы позволяют ставить оценки через дробь, то вторую оценку, бывает, на другое число выставляют.
Ioulia C.B.
30.10.2014 12:54
у нас так тоже часто бывает.Но в журнале самого учителя все оценки выставлены полностью.
Anonymous
30.10.2014 20:19
Тоже не понимаю принцип суммирования в нашем eljur. 10 пятерок, 3 четверки – сразу 4,7 баллов. За 5-ки почти не прибавляет средний балл, а за 4-ки резко снижает. Может кто-нибудь объяснить с математической точки зрения?
Yeti **K**
30.10.2014 20:22
Так это средний балл и есть – (5×10+4×3)/13 = 4,7.
Anonymous другой
30.10.2014 20:22
Так 4.7 с точки зрения математики и выходит :-0
Anonymous
30.10.2014 20:52
угу, и при этом итоговую 5 ставят при среднем балле выше 4,75. И не важно при этом, на какую оценку написаны контрольные работы. 4,75 – значит итоговая 4. При этом 3,75 и даже 3.80 – итоговая 3. Для 4 нужен средний балл выше 3,85. А для тройки достаточно выше 2.50. Двойка и кол в нашей школе тоже вполне себе оценка, исправить ее нельзя, закрывай другими. Да, и то и другое легко можно получить, если решить самостоятельную или проверочную без единой ошибки, но не проставить номер варианта. Варианты, когда при среднем балле 5,0 учитель ставит итоговую 4 у нас тоже были. “Потому что ваш ребенок не знает литературу на отлично, и что он там наполучал за триместр меня не волнует!”. Готовим документы для учебы в Европе, надо к выписке с оценками приложить свое объяснение системы оценок в нашей стране.
Водяная крыса Выдра C.B.
30.10.2014 21:22
Ничего себе, как у вас зверско. Ставить 4 в четверти при десяти пятерках и трех четверках, при том, что контрольные написаны на отлично – это жестоко.
Anonymous
30.10.2014 21:27
Это совершенно нормально ” в сильных школах”. Средняя 4.7 это 4. У нас при 4.9 могут поставить 4 если все важные контрольные на 4. А если итоговая на 4, то о 5 и речи быть не может.
Anonymous
30.10.2014 21:41
Я именно о ситуации, когда все контрольные написаны на отлично. Если контрольная написана на 4 при всех текущих пятерках, ставили 4 и в моем детстве в довольно обычной школе.
Anonymous
30.10.2014 21:46
Вы точно читали пост, на который ответили??? :-0
Anonymous
30.10. 2014 21:50
Вы точно читали пост, на который ответили????
Anonymous
31.10.2014 09:53
22 пятерки(как у моей, к примеру, по русскому в течение четверти)- и одна контрольная 4- и будет 4?:-)Вы ничего не путаете?У нас в школе такого нет.
Anonymous
31.10.2014 09:51
нам на собрании учитель сказал в понедельник-что выше 4 баллов с половиной-всегда вверх округляется.Т.е. 4.60-это 5.ПО-моему, совершенно нормально и так должно быть
Anonymous
31.10.2014 14:01
Сильная школа, по-моему, контрольную должна более сложную давать. А зачем менять систему оценивания не понимаю.
31.10.2014 09:53
я тоже считаю,Что это бред
Anonymous
30.10.2014 21:54
2,50 и 3,80 – это принципиально разные оценки и принципиально разные знания в голове. А в четверти будет стоять одинаковая тройка. Я давно считаю, что пятибалльной системы недостаточно для оценки знаний в школе. 10 баллов было бы отлично.
Anonymous
31.10.2014 12:07
Отличники есть при этом? Это младшая школа или средняя? Все родители молча глотают и никто не возмущается? :-O У нас бы родители уже школу по кирпичику разнесли за такие выкрутасы с оцениванием.
Anonymous
31.10.2014 13:59
Зачем такую зверскую школу выбрали?
Ioulia C.B.
30.10.2014 23:48
У нас в ЭЖ все оценки, какие есть в бумажном журнале. В школе в ходу и тот и другой.
чапчерка C.S.
31.10.2014 12:27
У нас такая же фигня:-) Учитель слабый, но позиционирует себя как сильный, поэтому ниже 4,75 – это 4.Больше всего меня бесит, что берется среднеарифметическое, а не средневзвешенное, то есть контрольные на 5 приравниваются к 5 за то, кто быстрее выкрикнет, что дважды два четыре. Я зла, но у нас половина родителей довольна, они “активные”, у их детей 3/4 на контрольных закрываются псевдо 5. Я жадная, поэтому 5 на контрольных моего ребенка закрываются 3/4 “от учителя”:-) А поскольку половина любит педагога, второй половине сложнее доказать, что она неправа. Все сводят к банальной зависти успешных учеников к неуспешным:-) Решили плюнуть, дотерпеть, сдавать экзамены и сваливать.
Anonymous
Открыть в форуме
крупномасштабных оценок в образовании | Домашняя страница
Кто на правильном пути? Основанное на поведении прогнозирование диагностического успеха в совместном моделировании диагностических рассуждений
Авторы: Констанца Рихтерс, Маттиас Штадлер, Аника Радкович, Ральф Шмидмайер, Мартин Р. Фишер и Франк Фишер
Тип контента: Исследования 20 января 2023 г.
Байесовское историческое заимствование с лонгитюдными крупномасштабными оценками
Авторы: Дэвид Каплан, Цзяньшен Чен, Вейконг Лю и Синан Явуз
Тип контента: Методология 18 января 2023 г.
Внедрение ИКТ в классную практику: что еще важно, кроме ИКТ-инфраструктуры?
Авторы: Каталина Ломос, Дж. В. (Ханс) Луйтен и Сабина Тик
Тип контента: Исследования 13 января 2023 г.
Процедуры машинного обучения для выбора переменных-предикторов беспокойства, связанного с учебой: данные из оценок PISA 2015 по математике, чтению и естественным наукам
Авторы: Джейсон С. Иммекус, Тай-сун Чжон и Джин Ын Ю
NEPSscaling: правдоподобная оценка результатов тестов компетентности, проведенных в Немецком национальном исследовании по вопросам образования.
Авторы: Анна Шарль и Ева Цинк
Тип контента: Исследования 26 декабря 2022 г.
Последние статьи RSS
Посмотреть все статьи
Введение в инструментальные переменные и их применение к крупномасштабным данным оценки
Авторы: Артур Покропек
Тип контента: Исследования 24 февраля 2016
Взаимосвязь между использованием учащимися ИКТ для социального общения и их компьютерной и информационной грамотностью
Авторы: Мерал Алкан и Сабина Майнк
Тип контента: Исследование 13 сентября 2016 г.
Показатели величины эффекта для многоуровневых моделей: определение, интерпретация и пример TIMSS
Авторы: Джули Лора
Тип контента: Методология 23 июля 2018
Тенденции гендерного разрыва: использование данных TIMSS за 20 лет
Авторы: Сабина Майнк и Фальк Брезе
Тип контента: Исследования 30 июля 2019 г.
Измерение социально-экономического статуса в PISA: обзор и некоторые предложения по улучшению
Авторы: Франческо Аввисати
Тип контента: Обзор 6 июня 2020
Самые популярные статьи RSS
Посмотреть все статьи
2022
Использование широкомасштабных оценок для эффективной и справедливой школьной практики: пример стран Северной Европы
В этом выпуске представлены инновационные исследования и разработки в области файлов журналов и данных обработки с упором на международные крупномасштабные оценки, в том числе новейшие методологические и теоретические подходы и критические этические соображения.
Под редакцией: Нани Тейг, Университет Олсо и Иса Штайнманн, Университет Олсо
Коллекция опубликована: 5 апреля 2022 г.
2020 Изучение использования файла журнала и данных процесса в международных крупномасштабных оценках
В этом выпуске представлены инновационные исследования и разработки в области данных и процесса в международных широкомасштабных оценках, включая новейшие методологические и теоретические подходы, а также критические этические соображения.
Под редакцией: Qiwei (Britt) He, ETS, Ирвин Киш, ETS, Кэролайн МакКаун, ERC, Джуд Косгроув, ERC
Сборник опубликован: 29 мая 2020 г.
Результаты, методологические аспекты и достижения Программы международной оценки компетенций взрослых (PIAAC)
экономические различия, такие как образование и пол. Результаты подразумевают рекомендации относительно политических действий для решения проблем, связанных с неравенством навыков.
Под редакцией Ани Перри, Деборы Б. Мелер, Беатрис Раммстедт
Сборник опубликован: 31 января 2017 г.
2016
Выводы о причинно-следственных связях на основе перекрестных данных крупномасштабной оценки группы испытуемых. Это, в свою очередь, мотивировало интерес к установлению связи между множеством потенциальных причин и достижениями.
Под редакцией: профессора Лесли Рутковски 9Коллекция 0095 опубликована: 3 февраля 2016 г. % 1 0 объект > эндообъект 2 0 объект >поток 2013-02-16T03:53:02+11:002013-02-15T16:52:50Z2013-02-16T03:53:02+11:00Worduuid:a69d0092-1099-2843-af31-a2a88482f5a5uuid:5cfe7496-496-1d a739-3925061aaa10application/pdf







