Электронный журнал школа 60 киров: Школа – Главная страница

Петрозаводский государственный университет

Статьи

  • Войнова Ж.Е. Планирование урока английского языка на средней ступени в условиях дистанционного обучения [Электронный ресурс] / Ж.Е. Войнова, А.А. Купряхина // Педагогические мастерские / Изд-во МЦИТО. – Макеевка, 2022. – Вып.18. – С.c.18-23. – ISSN 978-5-907541-88-7. (РИНЦ)
  • Войнова, Ж.Е. РОЛЬ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОЕКТОВ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ [Электронный ресурс] / Ж.Е. Войнова // Отражения: язык и культура в синхронии и диахронии : электронный сборник научных статей / [М. А. Шеманаева (отв. ред.)] / изд-во ПетрГУ. – г. Петрозаводск, 2022. – С.135-143. – ISSN 978-5-8021-3950-9. (РИНЦ)
  • Войнова Ж.Е. Формирование профессиональной компетенции будущих учителей английского языка на занятиях по практической грамматике [Текст] / Ж.Е. Войнова, Т.Н. Сосункевич, Е.В. Андреева // Педагогические мастерские / Изд-во МЦИТО. – Киров, 2022. – Вып.17. – С. с. 29-36. – Режим доступа: https://mcito.ru/publishing/epub/collections?view=496 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48288085&pff=1. – ISSN 978-5-907541-48-1. (РИНЦ)
  • Войнова Ж.Е. Интеграция психолого-педагогических дисциплин и методик обучения как проблема педагогического образования [Электронный ресурс] / Ж.Е. Войнова, Е.Н. Федорова // Вестник Московского государственного областного университета . Серия: Педагогика / изд-во МГОУ. – г. Москва, 2022. – Т.4, вып.4. – С.149–166 . – ISSN 2310-7219. (ВАК, РИНЦ)
  • Цыпкин Э.И. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ И В ЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ИСТОРИЧЕСКИЕ И АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ КАРЕЛИИ») [Электронный ресурс] / Э.И. Цыпкин, Ж.Е. Войнова // ВОПРОСЫ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ / Изд-во МЦИТО. – г. Киров, 2022. – С. 102-111. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47559423&pff=1. (РИНЦ)
  • Войнова, Ж.Е. Лексический тренинг и поиск межкультурных связей на базе страноведческого текста по теме «Бронирование и проживание в отеле» [Электронный ресурс] / Ж.
    Е. Войнова // Педагогические мастерские / Изд-во МЦИТО. – Киров, 2021. – Вып.14. – С.24-28. – ISSN 978-5-907419-16-2. (РИНЦ)
  • Цыпкин Э.И. НЕКОТОРЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ СТАРЕЙШИХ КАФЕДР ФИЯ [Электронный ресурс] / Э.И. Цыпкин, Ж.Е. Войнова // Педагогические мастерские / Изд-во МЦИТО. – Киров, 2020. – Вып.10. – С.147-157. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42726515. – ISSN 978-5-6043782-3-6. (РИНЦ)
  • Цыпкин Э.И. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ФАКУЛЬТЕТЕ/ИНСТИТУТЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ [Электронный ресурс] / Э.И. Цыпкин, Ж.Е. Войнова // Педагогические мастерские / Изд-во МЦИТО. – Киров, 2020. – Вып.10. – С.с.141-147 . – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42726515. – ISSN 978-5-6043782-3-6. (РИНЦ)
  • Войнова, Ж.Е. ПЛАНИРОВАНИЕ ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЯ: ПУТЕШЕСТВУЕМ ПО США: ПОЕХАЛИ!» (TRAVELING AROUND THE US AND BEYOND) [Электронный ресурс] / Ж.Е. Войнова // Педагогические мастерские / Изд-во МЦИТО. – Киров, 2020.
    – Т.9, вып.9. – С.с.21-26. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42482419. – ISSN 978-5-907293-26-7. (РИНЦ)
  • Войнова, Ж.Е. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК КАК ПЕРВЫЙ ИЛИ ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [Электронный ресурс] / Ж.Е. Войнова // Педагогические мастерские / Изд-во МЦИТО. – Киров, 2020. – Вып.9. – С.с.27-31. – Режим доступа: eLIBRARY ID: 42482420. (РИНЦ)
  • Войнова Ж.Е. Из опыта использования электронных ресурсов как инструмента развития лексических навыков в условиях сельской школы Республики Карелия [Электронный ресурс] / Ж.Е. Войнова, И.Д. Орлов // Педагогические мастерские / Изд-во МЦИТО. – Киров, 2019. – Вып.7. – С.с. 31-34. – ISSN 978-5-6043782-3-6. (РИНЦ)
  • Войнова Ж.Е. ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ КГПИ [Текст] / Ж.Е. Войнова, Э.И. Цыпкин // Педагогические мастерские / Изд-во МЦИТО. – Киров, 2019. – Вып.5. – С.52-62. (РИНЦ)
  • Войнова, Ж.Е. «РЕАЛИЗАЦИЯ АЛГОРИТМА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ» [Электронный ресурс] / Ж. Е. Войнова // Педагогические мастерские / Изд-во МЦИТО. – Киров, 2019. – Вып.4. – С. 17-22.. (РИНЦ)
  • Войнова Ж.Е. Организация проектной деятельности в классах с углубленным изучением английского языка» [Электронный ресурс] / Ж.Е. Войнова, В.Е. Чернова // Педагогические мастерские [Электронный ресурс]: сборник научных трудов / Изд-во МЦИТО. – Киров, 2018. – Вып.3. – С.6-11. (РИНЦ)
  • Войнова Ж.Е. Роль педагогической практики в формировании профессиональной готовности бакалавров [Текст] / Ж.Е. Войнова, Е.А. Сергина // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта, 2018. – Т.2, вып.60. – С.72-76. – ISSN 2311-1305. (ВАК, РИНЦ)
  • Войнова, Ж.Е. Языковое портфолио как технология обучения будущих учителей английского языка [Электронный ресурс] / Ж.Е. Войнова // Педагогические мастерские [Электронный ресурс]: сборник научных трудов / Изд-во МЦИТО. – Киров, 2018. – Вып.выпуск 2. – С.16-22. (РИНЦ)
  • Войнова, Ж.Е. Формирование ключевых компетенций будущих учителей английского языка через использование видеоблогов [Текст] / Ж. Е. Войнова // Иностранные языки: Лингвистические и методические аспекты / Изд-во ТГУ. – Тверь, 2018. – Вып.40. – С.22-29. – ISSN 2306-2282. (РИНЦ)
  • Кяйвяряйнен И.Н. Дифференцированный подход как эффективный способ обучения иностранному языку студентов неязыковых профилей подготовки» [Текст] / И.Н. Кяйвяряйнен, Т.В. Жеребцова, Ж.Е. Войнова // Педагогические мастерские / Изд-во МЦИТО. – Киров, 2017. – С.29-34. (РИНЦ)
  • Войнова, Ж.Е. Обучение межкультурному взаимодействию бакалавров – будущих учителей английского языка при обсуждении тем «Еда» и «Путешествия» [Текст] / Ж.Е. Войнова // Иностранные языки: Лингвистические и методические аспекты: Сборник научных трудов / Изд-во ТвГУ. – Тверь, 2017. – Вып.37. – С.22-29. – ISSN 2306-2282. (РИНЦ)
  • Войнова, Ж.Е. О способах интенсификации обучения практической грамматике английского языка бакалавров [Электронный ресурс] / Ж.Е. Войнова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – г. Киров, 2016. – Вып.19. – С. 11-15. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/76211.htm. – ISSN 2304-120X. (РИНЦ)

Поделиться:

История здания

  • Главная /
  • Наш колледж /
  • История колледжа /
  • История здания

Здание колледжа – памятник архитектуры и истории

Здание, занимаемое педагогическим колледжем, построено по проекту главного архитектора Вятской губернии И.

А.Чарушина в 1901 году, является памятником архитектуры и истории нашего города.

Здание построено из кирпича, без применения каких-либо других материалов и по отделке фасадов относится к так называемому кирпичному стилю, распространенному по всей территории России на рубеже столетий. 

Здание по композиции симметричное, двухэтажное, с двумя трехэтажными ризалитами по краям. По фасаду, на первом этаже, четкая разбивка на русты. На втором этаже, в простенках между окнами, помещены декоративные квадратные ширинки. На ризалитах по третьему этажу – окна с арочными перемычками. Качество кирпичной кладки и деталей архитектурной отделки отличается большим мастерством. 

В начале ХХ века на месте нашего колледжа размещалось Вятское епархиальное попечительство о бедных духовного звания, иными словами – богадельня. Количество призреваемых было 30 человек. 23 сентября 1901

года был освящен храм богадельни во имя Заступления Божьей Матери «Всех скорбящих – радость». Колокольня храма была снесена в 30 гг. ХХ века.

Известно, что в 1916 году здесь размещалась типография «Вятские епархиальные ведомости», а в 1917 году вышел первый выпуск газеты «Вятская правда». В послереволюционный период здание на ул. Свободы, 124 использовалось как объект размещения военных частей и их подразделений ( штабов, госпиталя, складов).

В 1924 году здание было передано школе № 5, которая впоследствии часто меняла свой номер (№ 23, №7 , № 20). Почти 60 лет спустя школе № 20 было предоставлено новое здание на ул. Милицейской, а старое было передано педагогическому училищу1983 г.), реорганизованному в педагогический колледж в 1995 году.

В

2002 г. при ремонте актового зала под слоем побелки строителями была обнаружена икона Святой Троицы.

История здания колледжа в период Великой Отечественной Войны

Материал подготовили студентки группы А-3, обучающиеся по специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение», Крюкова Анастасия, Макарова Виктория, Николаева Ирина

В середине 20-х годов ХХ века в здание по улице Свободы, 124  переехала средняя школа  №20. Школа зажила пусть бедной, но очень интересной жизнью.  В здании школы было холодно, ученики занимались в пальто. Детей старались бесплатно кормить. Каждый ученик получал 100 граммов хлеба со сметаной и суп.  Летом школьники отдыхали на загородных дачах. 

Во время Великой Отечественной войны школа сменила адрес, так как  8 ноября 1941 года в здании разместился эвакогоспиталь № 3154. Раненых солдат перевозили в госпиталь речным или железнодорожными путем. 

  Фото из архива

В 1942 году появилась потребность в открытии отделения легочных болезней госпиталя в этом же здании. Основными диагнозами воинов, попадавших в госпиталь, были дистрофия и авитаминоз. Умерших от ран бойцов было около 10%. Порядка 75% воинов после окончания лечения вернулись в строй. 

  Фото из архива (1942 г.)

После окончания Великой Отечественной войны школа № 20 снова вернулась в здание по ул. Свободы,  124. В 60-е годы ХХ века старое здание перестроили, приспособив  к современным условиям, оборудовали спортивный зал.

В 1982 году школа № 20 переехала в новое здание по адресу: ул. Милицейская, 60, в котором находится по сей день. Во дворе школы стоят 2 мемориальные доски,  на которых написаны имена учеников и преподавателей школы №20, погибших в Великой Отечественной войне.

В 1983 году в здании по ул. Свободы, 124 разместился Кировский педагогический колледж.

Война на Украине разлучает семьи в России

Не знаю, что бы сказали мои родители о российском вторжении в Украину. Мой отец, газетный репортер, демонстрировал презрение к власти. В 1982 году, когда умер советский лидер Леонид Брежнев, он отказался выполнять приказ своего начальника и составлять фальшивые «письма скорбящих рабочих». После реформ Михаила Горбачева он основал первую англоязычную газету в Санкт-Петербурге, а в 2000-х запустил независимый журнал, в котором критиковал политику президента России Владимира Путина. Этот человек, вероятно, был убежденным сторонником украинского сопротивления.

Но к концу своей жизни мой отец также открыто ностальгировал по тому, что он считал величием Советского Союза. Он ругал Горбачева за эти демократические реформы и ругал американцев за то, что они «учат нас жить слишком нагло». Он умер в 2014 году, за месяц до аннексии Крыма Путиным.

Моя мама, которая также была успешным журналистом и автором рассказов, в 47 лет стала инвалидом и потеряла кратковременную память, а также способность читать и работать на компьютере. В течение 20 лет, пока она не умерла в 2018 году, телевидение и радио были ее основными источниками развлечений и информации. Сегодня люди ее поколения, получающие новости по российскому телевидению, как правило, твердо поддерживают войну.

Мы с родителями были близки, и я даже не хочу представить, что сейчас происходило бы в нашей семье, если бы мы все вместе говорили о войне Путина на Украине.

РЕКЛАМА

24 февраля — день российского вторжения — стал поворотным моментом для многих русских семей, датой, после которой отношение к путинской войне стало своего рода полем битвы внутри домохозяйств. Я слышал так много историй от моих русских друзей о ссорах с их родителями — достаточно, чтобы я решил провести собственное исследование, чтобы узнать больше о разделении поколений из-за путинской войны.

Эксперимент с опросом

Вскоре после начала войны я запустил Telegram-канал, пространство, которое я использовал, чтобы информировать мою русскоязычную аудиторию о войне и о том, как ее видят и воспринимают во всем мире. Сейчас у канала более 33 000 подписчиков.

Недавно я задал своим читателям Telegram вопрос: «Как вы думаете, существует ли в России разделение поколений в отношении к войне?»

В этом неофициальном опросе приняли участие более 7000 человек. Почти 4000 человек выбрали такой ответ: «Да, большинство родителей за войну, большинство детей против». Примерно 3000 человек выбрали вариант «Нет, раскол в обществе определяется другими критериями».

Результаты отражают некоторые недавние выводы Левада-центра, единственной крупной независимой организации по проведению опросов в России, которая задавала аналогичные вопросы в прошлом месяце. В отчете Левады «Конфликт с Украиной: ноябрь 2022 года» его авторы обнаружили, что «наивысший уровень поддержки действий российских вооруженных сил в Украине» наблюдается среди лиц в возрасте 55 лет и старше — поддержка колеблется выше 75 процентов. Среди более молодых россиян Левада нашла поддержку примерно у 60 процентов.

РЕКЛАМА

Telegram подходит для того, чтобы задать общий вопрос для опроса. Чтобы глубже погрузиться в мысли, лежащие в основе ответов, я обратился к друзьям на Facebook.

Я разместил запрос на комментарии и примеры разговоров о войне с родственниками и друзьями разного возраста.

Facebook запрещен в России с начала войны, но многие до сих пор пользуются им через VPN, и я получил множество ответов на свой вопрос. Комментарии оставили почти 300 человек, большинство из которых друзья в Facebook, которые до сих пор живут в России и не скрывают своих антивоенных настроений. На самом деле я был удивлен, что так много людей разделили их взгляды; в сегодняшней России ди-джеи заглушают слово «мир» в песнях, которые крутят по радио, а людей сажают в тюрьмы за антивоенные посты в социальных сетях. Так что все эти люди шли на риск, публикуя свои ответы.

«Разрыв поколений, конечно, есть, — сказал мне 37-летний Владимир Маматов из Кирова. «24 февраля пришел тесть с бутылкой водки и поднял тост «За победу русского оружия!», «В вашем интернете все фейк!» — повторяет он, когда я пытаюсь указать на источники информацию, кроме телевидения».

Главный вывод, который я сделал из их комментариев — помимо подтверждения общего разделения — заключался в том, что пожилые русские поддерживают войну по целому ряду причин. Здесь я сгруппировал их в четыре категории в соответствии с тем, что я узнал из своих экспериментов с Telegram и Facebook.

Группа 1: «Моя мама… жертва ТВ»

Большинство в этой группе – пожилые россияне, которые доверяют ТВ больше, чем интернету. (Большинство из них не знали бы, что такое VPN.)

Как написала моя подруга в Facebook Наталья Зенькович: «Если больше ничего не смотреть, никуда не ходить, если не отвлекаться от экрана — и не будешь, потому что что еще делать, если ты живешь на среднюю российскую пенсию в 5680 рублей в месяц [примерно 95 долларов]? — тогда мир, создаваемый пропагандистами, кажется вполне реальным, а действия властей — логичными».

Как сообщила Грид, в наши дни мир, согласно российскому телевидению, представляет собой, казалось бы, бесконечные разглагольствования о «нацистах» в Украине, злом гегемонистском Западе и необходимости беспощадно бороться с ними обоими. Это то, что пожилой русский, не выходя из дома, вероятно, потребляет изо дня в день.

38-летний редактор автомобильного журнала из Москвы Сергей Иванов ответил на мой вопрос памятью. «После аннексии Крыма в 2014 году мой отец говорил, что «интернет всегда врёт»… Для старшего поколения сам факт того, что что-то показывают по государственному телеканалу, является государственной гарантией достоверности информации».

Иванов писал о посиделке на подмосковной даче, где люди его возраста поссорились с соседями, которым за 60.

РЕКЛАМА

«Это «старшие» прямо отвечали на всеобщие антивоенные аргументы всех, кто был моложе, говоря: «Эй, ты не смотришь телевизор и поэтому не понимаешь». Мы чуть не попали. в драку».

Другой подписчик Facebook, Андрей Затока, рассказал, как проявляется конфликт поколений в его семье.

«Моей маме 89 летлет является жертвой телевидения. Дома я выключил телевизор, теперь она смотрит телепередачи в интернете. Но есть нюанс: она не смотрит то, что называет «злыми политическими ток-шоу» (нервы не выдерживают такого негатива), и уже перестала называть украинцев «фашистами».

Мы пришли. до такой степени, что это кажется хорошей новостью, когда пожилая женщина воздерживается от того, чтобы называть украинский народ «фашистами». С другой стороны, Затока сказал, что его мать также говорила ему: «только будь осторожен, никому не говори ничего критического [о войне]». Что для него означает, что, как он выразился, «она понимает, что мы живем в совершенно сталинские времена, и мы должны держать язык за зубами».

Группа 2: Ностальгия по СССР

Другая группа пожилых сторонников войны включает тех, кто тоскует по старым добрым временам. Везде, где они получают информацию, эти люди оправдывают вторжение в Украину тем, что верят, что это способ восстановить могущество Советского Союза — потому что тогда их страна выиграла Вторую мировую войну, люди построили великие заводы, и они помнят, как все жили счастливо в одна большая советская семья.

РЕКЛАМА

«Знаешь, что говорит мой отец?» Евгения, 40-летняя учительница средней школы из Санкт-Петербурга, спросила через Facebook Messenger. «Он говорит: «У вашего поколения в голове только деньги, у вас нет принципов! В Советском Союзе у нас была лучшая система образования, которая воспитывала достойных людей! Поэтому необходимо действовать так, чтобы мы могли возродить то, что было в старые времена, — мы должны объединить Украину, Белоруссию и все республики, которые их коррумпированные и купленные Западом лидеры вынудили отделиться!»

Евгения сказала, что она категорически против войны. Она не сказала, как и пытается ли она изменить мнение отца.

Мой опрос в Facebook показывает, что таких людей, как Евгения и ее папа, очень много. Это Татьяна Давыдова, 40-летний архитектор из Москвы:

«Конфликт с родителями, конечно, есть. Сначала больно. Они кричат ​​и обвиняют нас в нелюбви к Родине. Насколько я понимаю, у них теплилась надежда на восстановление Советского Союза. Мир их молодости рухнул из-за «подлого предательства Горбачева и Ельцина», и теперь Путин пытается исправить эту ошибку. Да, ценой крови и смерти, но они считают, что другого выхода нет».

Давыдова сказала, что ее родители оправдывают войну с Украиной, «потому что иначе на нас бы напали. А вы, детки, телевизор не смотрите и правды не знаете… Вот бы вернуть молодость!»

РЕКЛАМА

«Спорить с ними просто бессмысленно», — пожаловалась она. «Мой отец историк! Он убежден, что знает все лучше».

Группа 3: Все дело в геополитике

Эта третья группа апологетов войны состоит из тех, кто до сих пор придерживается убеждений советской эпохи в отношении Соединенных Штатов, а именно убеждения, что основные опасности для России связаны с США. При таком взгляде на мир Украина является американской марионеткой, плацдармом для будущих атак на Россию, направленных на захват ее природных ресурсов. Чтобы поверить в американскую угрозу, этим русским не нужно смотреть телевизор; им просто нужно вспомнить рассуждения советских времен, которые приводились в газетах и ​​телепередачах того времени.

Более образованные представители этой группы используют более современный аргумент: Россия стала жертвой геополитического противостояния США и Китая. На вопрос, при чем здесь Украина, они отвечают одинаково: это просто еще один инструмент давления в руках США.

«Это просто как азбука!» — сказал 74-летний Сергей, инструктор тай-чи из Москвы и давний знакомый. «Американцы боятся, что Россия заключит союз с Китаем и их господству в мире придет конец. Их план состоит в том, чтобы ослабить Китай через Тайвань и Россию через Украину. Это они спровоцировали нас нанести удар первыми».

У Сергея есть две дочери, обеим за 30, которые говорят, что они против войны, но предпочитают не ссориться с отцом из-за этого.

РЕКЛАМА

Иванов, молодой редактор журнала, писал, что старшее поколение считает «специальную военную операцию» против Украины частью общих усилий по возвращению России в ее славное прошлое. (Вообще-то так Путин часто представляет вещи.) «Путин пытается вернуть то самое величие, — сказал он.

Этот момент часто упоминается в моем обзоре. На вопрос, есть ли другие способы восстановить «величие», кроме войны, мой бывший сосед по дому в Москве, 64-летний Виктор, ответил: «Все борются за свое величие, и Америка тоже. Вспомните, как англичане воевали за Фолклендские острова с Аргентиной в 80-х! Или как американцы устроили Карибский кризис из-за Кубы! Так что ничего нового Путин не делает».

Группа 4: Интернету не доверяют — «спецпроект ЦРУ»

Мне не нужен был опрос Facebook, чтобы узнать об этой группе. Помимо того, что пожилые люди отдают предпочтение телевидению, большинство россиян старшего возраста, которых я знаю, на самом деле не понимают, как информация распространяется в Интернете. И многие считают, что интернету нельзя доверять.

«На телевидении есть хоть какая-то ответственность, — сказала мне недавно под псевдонимом на условиях анонимности Карина, 74-летний врач и подруга моего покойного отца. «Но в интернете можно написать что угодно, поэтому врут больше, чем по телевизору».

Подозрение к Интернету, без сомнения, во многом связано с тем, что сказал по этому поводу сам Путин. Еще в 2014 году российский лидер назвал интернет изобретением Центрального разведывательного управления.

РЕКЛАМА

«Интернет зародился как спецпроект ЦРУ и продолжает развиваться», — сказал тогда Путин. Это заявление много раз повторяли российские пропагандистские СМИ, которые, конечно же, регулярно используют Интернет для популяризации своих идей.

Можно ли изменить мышление?

Как изменить взгляды старшего поколения? Я не уверен, что это возможно.

Во-первых, мой коллега, журналист и бывший радиоведущий из Москвы Петр Косенко, обратил мое внимание на интересный факт: многие пожилые россияне, которые сейчас поддерживают войну, раньше исповедовали либеральные взгляды и выступали против Путина. Как и мой отец.

«Идеологическое прошлое человека ничего не значит!» он написал. «Моя мать, которая с начала 9-го0s не выключила «Эхо Москвы» [либеральная радиостанция, действующая сейчас в изгнании] и проголосовавшая исключительно против Путина и «Единой России» [правящей политической партии] — она теперь поддерживает войну, как будто кто-то дернул выключатель!»

Одна из моих подписчиков в Facebook, Алена Борисовна, ответила Петру:

«Вы правы! Моя мама никогда не голосовала за Путина. В СССР она была убежденной антисоветчиной. А с 24 февраля ее как будто заменили другим человеком! Она действительно говорит фразы из телевизора. «У них там нацисты», «Зеленский сбежит, потому что он наркоман», «Мы их сейчас освобождаем от фашистской хунты» и т. д.

А это от Ольги Грошевой, 30 лет, о родителях:

«Моя мама в состоянии токсического позитива, а папа, к моему огромному сожалению, повторяет фразы из телевизора, как будто он робот. Он также утверждает, что меня «мысленно унесло через Ла-Манш» и что я «живу в ненависти». Он никогда не голосовал за Путина. Я предпочитаю говорить о цветах и ​​погоде, чтобы не разрывать отношения. Короче говоря, мои отношения с моей семьей — это мрак и боль».

Помимо силы ностальгии и российской телевизионной пропаганды, десятки миллионов россиян, в том числе более молодых россиян, получают государственную зарплату. Это так называемые бюджетники, бюджетники, находящиеся в прямой зависимости от правительства. Несмотря на ущерб, нанесенный российской экономике западными санкциями, одним из традиционно и общепризнанных достижений Путина является своевременная выплата заработной платы. А в ситуации, когда рабочие места в частном секторе, особенно после введения санкций, нестабильны, россияне ценят работу на государство и поэтому склонны поддерживать государство — своего работодателя — во всех начинаниях. Даже если одним из таких предприятий является война.

Возможно, поэтому есть много молодых специалистов, которые поддерживают войну или, по крайней мере, молчат о ней.

«Мой брат, 27 лет, работает в госкорпорации, говорит на трех языках, избегает разговоров о войне, — пишет 33-летняя Софья, менеджер по продажам из Нижнего Новгорода.

Алексей Александров, бывший ведущий самой популярной радиостанции России «Авторадио», ныне проживающий в Лос-Анджелесе, добавил:

«Новое поколение россиян в большинстве своем выросло в парадигме, куда просто опасно идти на митинг протеста (могут избить и посадить), где лучше не говорить правду».

Исключения из правил

Есть проблески надежды.

Одним из сюрпризов моего опроса в Facebook стало количество пожилых россиян, которые не скрывали своей антивоенной позиции. Точно так же, как есть молодые люди, которые придерживаются линии Кремля, на другой стороне есть россияне старшего возраста.

Вот, например, записка Галины Морозовой, которая большую часть жизни провела в городе Чебаркуль, на Урале, а сейчас живет в Москве:

«Мне 75 лет и я категорически против [ война], и я не молчу, нигде не прячу свою позицию. Моему сыну 50 лет, он вообще считает войны злом, но в данном случае поддерживает Путина. Много лет назад он первым в семье начал критиковать Путина, а теперь одобряет то, что тот делает. Живем дружно, телевизора у нас нет уже 15 лет. Мы не пытаемся сейчас друг другу что-то доказывать, просто молчим».

Другими словами, это семейная динамика с изменением типичного деления на противоположное: сын поддерживает Путина и его войну; мать нет.

Наталья Фейгельсон — еще одна женщина за 70, которая презирает Путина и его войну. И она не боится размещать украинский флаг на своем профиле в Facebook. Ее дети покинули Россию весной, вскоре после русского вторжения.

«Все жалуются на старшее поколение, — писала она, — и это несправедливо! Мне 76, мужу 77. Мы никогда не голосовали за Путина и считаем спецоперацию катастрофой для России. Мои друзья делятся пополам. И это зависит от того, смотрят ли они телевизор или пользуются Интернетом.

«Как мы можем поддерживать режим Путина, когда наши дети были вынуждены покинуть страну из-за него, бросив дом, работу, родных и друзей?!»

В конце концов, мой эксперимент показал две вещи.

Во-первых, когда дело доходит до путинской войны, действительно существует глубокий разрыв между поколениями. Как сказал лауреат Нобелевской премии мира Дмитрий Муратов в беседе с самым популярным в России российским интервьюером на YouTube Юрием Дудь, говоря о россиянах в возрасте от 30 до 50 лет, «вы оставили своих пожилых родственников на телевидении».

Во-вторых, основные критерии, обусловливающие про- или антивоенные настроения, связаны не столько с самим возрастом, сколько со способностью критически мыслить, желанием искать информацию о происходящем и готовностью подвергнуть сомнению заложенные идеологические установки вниз на протяжении всей жизни. Так уж получилось, что среди старшего поколения россиян меньше людей с такими характеристиками. Или меньше людей, имеющих доступ к информации, необходимой для вынесения обоснованных суждений.

И это, пожалуй, главная причина, по которой Путин продолжает так крепко держать общественное мнение — и почему такие настроения вряд ли исчезнут, даже если завтра каким-то чудом закончится война и путинский режим исчезнет. Скорее всего, как это было с Германией после Второй мировой войны, потребуется смена поколений и много работы, чтобы изменить сознание.

На данный момент в домах по всей России отцы и матери, их сыновья и дочери борются с часто разрушительным разделением.

Маматов, 37-летний житель Кирова, чей отец 24 февраля громко приветствовал вторжение, сказал, что новости с войны — даже подтасованные, наполненные пропагандой — смягчили его отца.

«Теперь, — сказал Маматов, — после неудач русской армии он пытается уйти от реальности, игнорируя новости и слушая классическую музыку».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *