Федоскинский институт лаковой миниатюрной живописи Высшей школы народных искусств (академии)
Колледж экономических международных связей
Для выпускников 9 и 11 классов.
Высшее образование онлайн
Федеральный проект дистанционного образования.
Я б в нефтяники пошел!
Пройди тест, узнай свою будущую профессию и как её получить.
Технологии будущего
Вдохновитесь идеей стать крутым инженером, чтобы изменить мир
Студенческие проекты
Студенты МосПолитеха рассказывают о своих изобретениях
Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА
120 лет опыта подготовки
Международный колледж искусств и коммуникаций
МКИК — современный колледж
Английский язык
Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.
15 правил безопасного поведения в интернете
Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.
Олимпиады для школьников
Перечень, календарь, уровни, льготы.
Первый экономический
Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.
Билет в Голландию
Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.
Цифровые герои
Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.
Работа будущего
Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет
Профессии мечты
Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.
Экономическое образование
О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.
Гуманитарная сфера
Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.
Молодые инженеры
Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.
Табель о рангах
Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.
Карьера в нефтехимии
Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.
Чем знаменито подмосковное село Федоскино?
Федоскино – старинное подмосковное село на берегу речки Учи в 20 км от Москвы. Удобнее всего подъехать к селу Федоскино со стороны Дмитровского шоссе.
Федоскино знаменито производством шкатулок, миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше. Деревня расположена в очень живописном месте, где особенно хорошо в теплое время года.
Федоскино. Шкатулка «Бой петухов»В самом селе на пять старо-русских ветхих избушек приходится по одному вклинившемуся в местные огороды ново-русскому кирпичному особняку. Особенно густо коттеджи сосредоточены вдоль берега реки. Само здание фабрики стоит на другом берегу реки, на возвышеyности.
Московский областной музей народных художественных промыслов в ФедоскиноВ 2014 году в Федоскино восстановили старинный дом купцов Лукутиных, где с конца XIX века размещалась фабрика миниатюрной живописи. Сейчас в доме Лукутиных открыт Московский областной музей народных художественных промыслов.
в Московском областном музее народных художественных промысловФабрика размещается в огромном железобетонном здании напротив музея. Сотрудники музея постоянно организуют мастер-классы. Этот большой и уютный музей обязательно станет приятным местом отдыха и получения новых знаний в вашем путешествии.
Ссылка на официальный сайт музея расположена здесь.
В Московском областном музее народных художественных промыслов (в интерьере музея)В Федоскино также открыт Музей-галерея Надежды Стрелкиной «Сказочный мир». Надежда Стрелкина — потомственная художница из династии Бурбышевых, которая работает в стиле фентези.
Очень рекомендую вам погулять не только по ее галерею-музей, но и официальному сайту здесь.
Федоскино. Художник Надежда Стрелкина. Шкатулка «Щелкунчик»Московские конники знают Федоскино по двум конюшням – «Алмаз» и «Черный кабанчик», но мы сегодня говорим на другую тему.
Федоскинская лаковая миниатюра на шкатулках – как народный промысел, который не такой уж древний как нам кажется. Его можно назвать молодым, ему всего около 200 лет.
Потомственный московский купец Пётр Коробов был человек разносторонний и в 1795 году вместо своего «голландского» мыла решил начать производить лаковые козырьки для киверов и фуражек русской армии. Под это дело он в небольшом селе Данилково Мытищинского уезда основал маленькую фабрику. Козырьки делались из папье-маше, т.е. из размельченной, размоченной и спресованной бумаги (про пластмассу ещё тогда не знали естественно). Потом перекинулся на табакерки для нюхательного табака, которые вошли тогда в моду.
Далее Коробов для красоты начал на табакерки наклеивать картинки. Коробов был купец продвинутый и выписал из немецкого города Брауншвейга опытных немецких кадров со знаменитой лаковой фабрики Штобвассера, дабы научили они наших мастерству.
Купец Лукутин перенес мануфактуру на противоположный берег речки Учи, в село Федоскино, и построил для неё новое бревенчатое здание, а также выписал мастеров-живописцев. Тесть и нарадоваться на зятя не мог, а местная печать уже сообщала, что: «Бумажные табакерки московского купца Лукутина ни в чем не уступают брауншвейгским, а ценою гораздо сходнее оных. Трудно поверить, что дюжина их с изрядной живописью продается по 4 рубля
».Федоскино. Шкатулка «Наперегонки»Вскоре федоскинской фабрике, пожаловали право ставить клеймо (герб Российской империи – двуглавого орла!), но с оговоркой, что салонный стиль росписи должен поменяться на народные сюжеты. Федоскино стало поставщиком Императорского двора. Заказы и почет потекли на фабрику.
Дальше к фамильному производству начали подключаться сыновья и внуки. Сын Лукутина Александр «горел» на производстве, относился к делу со всей ответственностью. Самолично делал эскизы для будущих изделий и отбирал для образцов картины и гравюры. Внук Лукутина Николай, будучи известным меценатом, филантропом и коллекционером, посвящал свое время массе других дел, а Федоскинский промысел содержал не из коммерческих соображений, а в память об отце и деде.
В советское время, а именно в начале сороковых годов артель стала фабрикой, которая «производила искусство» на конвейерной основе. В трудное военное время коллекцию образцов XVIII- XIX веков пришлось тщательно упаковать и закопать в погребе. В военные годы Сталин подписал указ, по которому мужчин-художников во время войны не брали на фронт, а оставляли на фабрике, а по другому указу – вернули всех мастеров из Федоскино, работающих на других местах обратно в Федоскино
Сейчас у государства много дел, со стороны власть имущих к поддержке народных промыслов интереса не наблюдается. В декабре 2016 года было объявлено о приватизации фабрики. Перспективы этого проекта пока туманны.
Статистика говорит о состоянии дел в промысле: В двухтысячных фабрика выпускала примерно 4 000 изделий в год. При Лукутине же фабрика выпускала – 20 000 изделий в год, в советское время от 70 000 до 120 000 единиц продукции в год. Цифры говорят обо всём без слов. В настоящее время фабрика еще жива, несмотря на обшарпанные стены и сотрудников, получавших ещё совсем недавно зарплату раз в полгода.
В Федоскино есть
Как создаётся шкатулка?
- Представьте себе — над изготовлением маленькой коробочки работает целый коллектив. На столе у мастера лежат рулоны чистого коричневого древесного картона. Такой картон — это основа для папье-маше, из которого выполняется корпус шкатулки.
Над картоном предстоит тщательно поработать: проклеить в несколько слоёв, положить под пресс, а затем навить на специальную форму-болванку. Навивают в несколько слоёв – всё зависит от нужной толщины стенок. Результат — хрупкое подобие будущей шкатулки.
- Далее варят супчик из картона! Получившуюся коробочку опускают в горячее льняное масло и тщательно проваривают, чтобы картон как следует, пропитался. Масляную коробочку отправляют в печку на просушку, нужна высокая температура. Получившееся папье-маше обладает качествами настоящей древесины – его можно резать, кромсать, пилить или даже — обрабатывать на токарном станке.
- Для получения абсолютно гладкой поверхности подсушенную коробочку грунтуют, шпаклюют и шлифуют. В крышечку врезают шарниры, и затем снаружи покрывают несколько раз чёрным блестящим лаком, а изнутри ярко-красной киноварью. Дальше шкатулка-полуфабрикат попадает к художнику.
- шкатулку сушат при комнатной температуре.
Месяц сушат в печи. Месяц – работа живописца. Месяц – полировка. В общей сложности на изготовление шкатулки уходит около от 4 до 6-ти месяцев в зависимости от сложности формы и размеров изделия.
Как пишется миниатюра?
Грунт
В качестве грунта используют алюминиевый и бронзовый порошок. Его надо припорошить на поверхность, и он прилипает к лаку. Нанесённые на порошок краски со временем не тускнеют. Сусальное золото, серебро или кусочки перламутровых океанических раковин тоже виды грунта. Непрофессионалы не увидят всё это «богатство», но заметят, что миниатюра светится, как бы сияет изнутри нежным светом.
Сюжет
На федоскинских миниатюрах вы можете увидеть, портрет и сюжет сказки. Картинка на федоскинской шкатулке невероятна хороша! Это маленький мир и он обладает магической способностью уводить вас из реальности. Это своя отдельная миниатюрная жизнь, а мы подглядываем на неё в окошко.
Если вы внимательно разглядываете шкатулку со сказочным сюжетом, то буквально чувствуете огонь от перьев сказочной Жар-птицы; если деревенскую картинку, то поскрипываете снегом и идёте за колодезной водой с коромыслом на плечах вместе с девушками-хохотушками или бешено кружите цветистым сарафаном в разудалом летнем хороводе.
Роспись
Федоскинцы собой гордятся — используют они классическое трёхслойное письмо масляными красками. Раньше так писали только старые мастера. Что такое трёхслойный федоскинский почерк? Это объём, это живые лица, это прописанные реснички, морщинки, румянец, это глубина. Миниатюра светится. Федоскинские художники-миниатюристы пишут тончайшими колонковыми кистями — нулёвками. Порой чтобы прорисовать крошечные детали художнику нужно увеличительное стекло.
Художники в Федоскино разные, есть портретисты, есть пейзажисты, есть и троечники, то есть специализирующиеся на изображении русских троек.
Легендарное искусство русской лаковой миниатюры – Вишневый тайник
История золотой рыбки – Лаковая миниатюра из ХолуяВпервые эта статья была опубликована в американском журнале «Русская жизнь» в ноябре/декабре 2001 года. в тот момент, когда я девять лет путешествовал по России и обратно, исследовал этот вид искусства, жил в деревне Холуй и руководил русским искусством Firebird в Великобритании. (Напряженное время!) Сейчас, девятнадцать лет спустя, конечно, многое изменилось. Западный рынок скупки лаковых миниатюр почти иссяк, и многие художники переключились на роспись икон и памятных панно, о чем свидетельствует эта статья в New York Times. (Обратите внимание: в остальном эта превосходная статья не всегда точна в отношении истории или техники живописи!)
Однако все, что касается истории и стиля искусства, остается в силе. Я надеюсь, что со временем художники по лаку будут получать больше прибыли от своих творений и снова найдут рынок для традиционных коробок. Одна из проблем заключается в том, что их создание требует больших затрат времени; поскольку стоимость жизни в России растет, а разница между ней и Западом уменьшается, покупателям почти невозможно адекватно компенсировать художникам их мастерство и работу. Однако деньги на заказ икон найти легче.
Обратите внимание: – Красиво сфотографировать русские лаковые миниатюры крайне сложно, так как они крошечные, блестящие и выпуклые! Любые блики на фотографии возникают там, где свет падает на лак.
Снегурочка – красивая девушка, появление которой предвещает зимний снег и которая тает с первыми признаками весны. Старая миниатюра из Холуя.Статья начинается с описания сцены, которую я описал в своем предыдущем посте «Русские дневники».
Дорога в Холуй проходит через участки открытых лугов, задевает опушку леса и пересекает болотистые урочища, пока не огибает последний крутой поворот и не встречается с широкой рекой Теза. Это конец пути. Серебряный знак Жар-птицы приветствует случайного посетителя. Прекрасная, но полуразрушенная церковь выделяет это место как историческое. Солидные кирпичные дома вдоль берега реки свидетельствуют о том, что когда-то здесь жили и торговали богатые купцы. Остальные дома в селе представляют собой традиционные ярко раскрашенные деревянные избы с резной лепниной вокруг окон и карнизов.
Но это не типичная русская деревня: из 1800 жителей 300 художников. Корни Холуя как художественного сообщества восходят к тринадцатому веку. На протяжении сотен лет он также был важным торговым центром. И, наряду с тремя другими деревнями — Палех, Мстеора и Федоскино, теперь здесь находится уникальный вид искусства — русская лаковая миниатюра.
Качество Русская лаковая миниатюра широко известно во всем мире, но даже среднестатистический россиянин очень мало знает об этом виде искусства. В российских городах дешево раскрашенные шкатулки продаются туристам за несколько долларов как «лаковые миниатюры», а в Штатах многие ошибочно называют их «палехскими шкатулками». Любой может восхищаться и наслаждаться настоящей лаковой миниатюрой, но когда вы больше понимаете ее историю и работу, которая в нее вложена, тогда вы действительно начинаете ее ценить.
История русской лаковой миниатюры уходит своими корнями в глубокую древность России, но это сравнительно молодой вид искусства. Он выглядит вечным, но полностью утвердился как жанр только в 1920-х и 30-х годах. В истории лаковой миниатюры можно выделить две отдельные главы.
В 13 веке село Холуй и его соседи Палех и Мстёра были иконописными центрами, основанными монахами, бежавшими из Суздальской области, спасаясь от татаро-монгольского нашествия. Они пробрались в отдаленные лесные районы примерно в сотне миль к востоку, где основали три отдельных поселения. В течение столетий в этих трех деревнях воспитывались поколения иконописцев. Имена Палех, Холуй и Мстёра стали синонимами школ иконописи, и их иконы сегодня часто можно встретить в музеях и на аукционах.
Федоскинская шкатулка с обильной росписью сусальным золотом: сцена из сказки поэта Пушкина «Руслан и Людмила» Торговля иконами привлекала торговлю, возникали ярмарки и базары. Холуй, теперь самая тихая из лаковых миниатюрных деревень, когда-то была самой оживленной и, вероятно, самой богатой. Не менее пяти раз в год здесь проходили крупные ярмарки, на которые приезжали покупатели и продавцы не только из дальних уголков России, но и из-за границы. Здесь продавались и ткани, и меха, и рыбы, и лубки, и все, что угодно, вместе с иконами. Пьянство, веселье и ссоры были в изобилии. Одна глубокая лужа на окраине деревни до сих пор известна как «Озеро турок», в которую, как говорят, был поспешно сброшен турецкий торговец после одной слишком большой ссоры. В холуйских садах регулярно выкапывают старинные монеты, и ярмарка до сих пор чуть ли не живет в памяти стариков, хотя и была запрещена в XIX веке.30 с.
Торговля иконами в конце XIX века пришла в упадок, отчасти потому, что массовые печатные иконы были дешевы и широко доступны. После 1917 года религиозная живопись не поощрялась, в результате чего оставшиеся иконописцы остались без работы. Официально иконопись перестала существовать. Неофициально традиция продолжалась тайно; бывший директор Холуйской мастерской лаковой миниатюры рассказал, что он предупреждал художников, когда приходили официальные гости, чтобы они могли спрятать любые иконы в работе.
Вторая глава в развитии лаковой миниатюры как вида искусства началась после большевистской революции. Преданные художники, которые остались искать то, во что можно было бы направить свои таланты. Они пытались красить ковры и фарфор, но без особого успеха. Тогда в Палехе художник Иван Голиков начал создавать первые лаковые миниатюры. Миниатюрная форма фактически возникла из иконописной традиции, поскольку иконы часто содержали рамку из миниатюрных рисунков вокруг центрального предмета.
Икона из Ярославля, с миниатюрами вокруг сюжета, в богато орнаментированном, красочном стиле, принятом русскими мастерами лаковой миниатюры.
Но теперь вместо сакральных тем Голиков взял в качестве сюжетов вековые легенды и сказки России. Он сохранил темперу, краски на яичной основе и большую часть иконного стиля. В частности, вдохновением послужили красочные, украшенные золотом иконы Ярославля, их кони и колесницы, одежды и дворцы уже почти наводили на сказочные, а не на религиозные темы. Но, что примечательно, Голиков перешел от использования дерева к лакированному папье-маше в качестве основы.
Классическое палехское изображение с яркими цветами, черным фоном и тонким орнаментом из сусального золота. Коробка в форме сердца более необычна. Здесь в нашу историю вступает четвертая деревня Федоскино. Федоскинские художники утверждают, что они были первой школой русской лаковой миниатюры, поскольку их мастерская была основана в 1798 году. они и дешевые и привлекательные. Многие люди не могли позволить себе табакерки из слоновой кости, нефрита или других драгоценных материалов, которые были в моде в то время. Используя процесс, открытый им в Германии, Коробов начал производить коробочки из папье-маше. Он нанял художников, чтобы украсить их, и покрыл их лаком, чтобы получить очень прочную и привлекательную отделку. Со временем было произведено много других красивых, но функциональных типов коробок, таких как чайницы, карточные футляры и так далее. А поскольку Федоскино располагалось к северу от Москвы, он имел хорошие возможности для обслуживания городской клиентуры, следящей за модой.
Федоскинские художники с самого начала писали маслом и черпали свой стиль из мейнстримного искусства, которое в то время в России было очень похоже на западное искусство. Однако они начали привносить отчетливо русский колорит, рисуя тройки и деревенские сцены, а также девушек в национальных костюмах. Они также стали все больше и больше концентрироваться на качестве самой живописи; уже недостаточно просто украсить коробку. Мастерская, весьма успешное предприятие, впоследствии перешла в руки семьи Лукутиных и оставалась таковой, пока в 19 г. 10. Он всегда сохранял свой отличительный стиль, который теперь также часто характеризуется подложкой из перламутра или сусального золота. Это придает миниатюре переливающийся блеск и внутреннее свечение и особенно эффективно для оживления снежных сцен, солнечного света и шелковых драпировок.
Вернувшись в Палех в 1920-е годы, Голиков собрал вокруг себя небольшую группу художников, и эта группа основателей прочно закрепила палехский стиль для последующих поколений. Неудивительно, что он очень культовый, с прекрасно детализированными лицами и вытянутыми фигурами в достойных позах. Он состоит из ярких цветов, часто включающих ярко-красный или синий, но всегда используется сдержанно на фоне черного лака.
Все школы лаковой миниатюры обычно используют черную краску для наружной стороны шкатулки, а красную для внутренней, хотя закрашивают черную в гораздо большей степени, чем палехские художники. Красный олицетворяет жизнь и красоту в русской цветовой символике, а черный выражает и тайну, и горести жизни. Черный фон помогает ярким миниатюрным сценам выглядеть так, как будто они парят в другом измерении времени и пространства, вовлекая нас в насыщенный мир, который они создают. Золото тонкого орнамента, используемого для выделения деталей и обеспечения декоративной границы, является символом вечности. Это трио красок — красный, черный и золотой — лежит в основе цвета и в другом русском народном творчестве, особенно в лакированной деревянной посуде хохломы.
Холуй и Мстёра вслед за Палехом занялись росписью лаковой миниатюры в 1930-е годы. Между деревнями существовало некоторое соперничество, поскольку каждая стремилась определить свой собственный статус, и с течением времени все три деревни выработали очень разные стили и мировоззрение. Холуй динамичен, красочен, опирается на контраст и глубину перспективы и часто содержит превосходные естественные детали. Холуйские художники сегодня проявляют замечательное творчество, особенно талантливые 26 или около того членов Холуйского союза художников. Стиль Мстёры мечтательный, с нежными, тщательно подобранными цветами, и обычно весь фон закрашивается. Стиль мстёры нуждается в другом взгляде; здесь часто меньше деталей, чем в палехской или холуйской росписи, но общий эффект удивительно гармоничен.
Итак, несмотря на раннее начало в Федоскино, жанр русской лаковой миниатюры с его четырьмя школами по-настоящему зародился лишь в середине ХХ века. В своей основе он остается очень русским видом искусства, с сюжетами, почерпнутыми из сказок, исторических легенд, русских пейзажей и архитектуры, праздников и сцен из старой деревенской жизни. Художники скрупулёзно исследуют свои темы, если их нет на памяти живых. Иногда рисуются цветы, животные, портреты и нерусские темы, часто с ошеломляющими результатами, но слишком далеко или слишком часто отклоняясь от русского колорита, искусство слабеет.
Художники этого жанра проходят пятилетнее пятилетнее обучение. В каждой из четырех деревень есть своя художественная школа, и здесь приветствуются иностранцы, а также дети, родившиеся и выросшие в деревне. Существует здоровая конкуренция за места: на каждое место претендуют четыре-пять претендентов. Как правило, студенты не платят за обучение, хотя школы начинают предлагать часть платных мест просто для того, чтобы выжить. Студенты должны проявлять не только талант к искусству, но также должны иметь отличное зрение и хорошее общее состояние здоровья.
Художники за работой: подготовка темперной краски, раскрашивание и завершение тонкого золотого орнамента Вопреки распространенному мнению, зрение художников лаковой миниатюры обычно ухудшается не больше, чем у других взрослых, несмотря на то, что они выполняют такую невероятно тонкую работу. (Роспись тонкого золотого орнамента особенно обременительна и выполняется тончайшими кистями.) Их так хорошо учат, что они работают больше умом и рукой, чем глазом. На самом деле художники лаковой миниатюры предпочитают не работать с увеличительными стеклами, так как они любят видеть всю свою композицию сразу. Но студенты не тратят все свое время на такую сосредоточенную работу; им также предлагается работать углем, маслом и акварелью, рисовать с натуры, а также изучать историю искусства. Большая часть их миниатюрного обучения приобретается путем копирования с примеров, так что они учатся очень дисциплинированным и структурированным образом. Однако для получения диплома они должны написать совершенно оригинальное произведение.
Важно понимать, что лаковое искусство не зависит полностью от оригинальных композиций. Слово «копия» часто имеет негативные коннотации в сознании западных людей. Но это не значит что-то рабское и механическое; это скорее шанс воссоздать работу мастера. Такой подход распространен как в восточном искусстве, так и в иконописи, где художнику не приходится стремиться к оригинальности. Некоторые художники на вершине профессии рисуют только оригиналы или «авторские работы», как их называют по-русски. Другие будут рисовать только существующие предметы, опираясь на различные рисунки и репертуар. В целом это составляет основу искусства, живущего собственной жизнью и сильно коллективного элемента. Даже самые «оригинальные» художники обычно собираются на совет в своем союзе или кооперативе, чтобы обсудить свои работы — и критика, безусловно, раздается, особенно если другие художники считают, что новые композиции портят или ослабляют традицию. Художники, которые уезжают и оседают в другом месте, редко могут поддерживать качество работы; члены коллектива полагаются друг на друга, на дух искусства, да и на «дух места» своей деревни.

Несколько лет назад советское правительство пыталось искусственно создать пятый центр народного творчества в промышленном городе Липецке. Художников соблазняло переселиться туда обещаниями современных квартир, ванных комнат и водопровода (предметы роскоши, недоступные в «избе»). К сожалению, эксперимент провалился; ничего нового и креативного из Липецка не появилось, а сейчас получаются низкокачественные миниатюры для туристического рынка. Переехавшие туда художники уже не могли вернуться, и постепенно они теряли и свое индивидуальное творчество, и жизненно важную связь с основным корпусом искусства.
Четыре лаковых миниатюрных поселка очень индивидуальны и расположены в красивой сельской местности, которая является источником вдохновения для художников. Интенсивные закаты, густые леса, весенние паводки, осенние урожаи и зимние снега — все это питает их воображение. Художники уходят корнями в традиционную жизнь русской деревни с сезонами посадки картофеля и сбора грибов, сбора ягод и рыбалки. И, как и большинству сельских жителей, им приходится самим заниматься ремонтом домов и уходом за огородами. Женщины и мужчины находятся в рядах художников, иногда даже работают в команде мужа и жены, по очереди присматривая за детьми, пока другой рисует.
. Между тем, спустя более десяти лет после отмены государственного контроля, лаковые художники-миниатюристы считают, что ситуация с продажей их произведений довольно изменчива. Хотя некоторые сожалеют о том, что они уже не так финансово обеспечены, как раньше, большинство предпочитает творческую свободу: они больше не привязаны к производственной квоте и могут работать, когда и как им заблагорассудится.
Четыре первоначальные государственные студии, по одной на каждую деревню, до сих пор функционируют на разных неорганизованных стадиях приватизации. Одни художники работают там на зарплате, другие состоят в кооперативах или союзах. Третьи идут в одиночку. Многое зависит от их контактов и торговой сети, в которую они попадают. Таким образом, не всегда лучшие художники являются самыми богатыми.
Внутренний рынок этого вида искусства слаб, хотя в последнее время с туристов в Петербурге берут рекордные цены на лаковые миниатюры. Очевидным фактом является то, что большинство миниатюр попадают на Запад; в России их регулярно покупают только корпоративные клиенты, такие как банки. Когда-то музеи выстраивались в очередь за лучшими лаковыми миниатюрами, а ни один из настоящих шедевров так и не покинул страну. Сейчас у музеев нет средств на такие цели, а россияне с деньгами скорее купят ширпотреб, чем искусство.
«Колокольная история» из Палеха «Волшебная летающая печь» из Федоскино Это прекращение контроля над производством повлекло за собой и другие проблемы. Особенно в Федоскино и Палехе художники разделились на множество групп, некоторые из которых теперь находятся в сложных отношениях друг с другом. Но в целом подлинное стремление и честность по-прежнему лежат в основе традиции, и студии по-прежнему работают с упорным упорством в чрезвычайно сложных рыночных условиях. В каждой деревне есть свой изумительно хороший музей, а выставки, праздники и юбилеи — обычный повод собраться вместе с художниками и коллегами из других лаковых центров и повеселиться после официальных выступлений.
. Стоит отметить, что изготовление папье-маше и лакировка и полировка готовых работ фактически не выполняются отдельными мастерами. Скорее, это делает другая команда мастеров, которые умеют, но не пользуются статусом художников. Это сам по себе интересный процесс, включающий в себя правильный сорт картона, из которого делается папье-маше, «медленную варку» папье-маше в течение двух-трех месяцев, кропотливую лакировку и полировку. Перед тем, как художник приступает к росписи миниатюры, наносится три или четыре слоя лака. После этого необходимо нанести от семи до двенадцати слоев, каждый из которых должен быть высушен и отполирован для достижения нужного результата. Лак должен быть приготовлен по правильной формуле; неподготовленные городские художники, производящие «сувенирные» коробки, часто наносят пару слоев лака для пола и надеются на лучшее. Обычно он трескается в течение пары лет, в то время как должным образом лакированные работы сохранятся, лишь немного потускнев, на века.
Ни одна настоящая лаковая миниатюра не создается менее чем за три месяца от начала до конца, а многим требуется год или больше. Самый простой рисунок рисуется художником несколько дней; самые сложные более двенадцати месяцев.
Полировка готовой коробки на обтянутом бархатом электроколесе. Необходимо соблюдать большую осторожность, так как картина художника уже находится на крышке коробки! В качестве основы для лаковой миниатюры до сих пор наиболее популярна традиционная форма шкатулки. Тем не менее, по мере того, как искусство становилось все совершеннее и совершеннее, полезность шкатулки была в значительной степени забыта, а миниатюры сами по себе становились предметами коллекционирования. Хотя искусство миниатюры находится в центре внимания, миниатюра на коробке по-прежнему вызывает воспоминания, как изысканный сундук с сокровищами. Некоторые из старых функциональных форм, такие как «чернильница» и «портсигар», были сохранены, но только для декоративного интереса. Художники также часто раскрашивают таблички и панно, а в последние годы популярность приобрели броши. Они также изредка расписывают стеновые панно и фрески — конечно, совсем в другом масштабе — и прекрасные образцы этого можно увидеть и в ресторане в Палехе, и в детском доме во Мстёре.
Часто спрашивают, есть ли в миниатюрах персидское или могольское влияние. Сами художники отрицают это, и более вероятно, что есть небольшое сходство стиля, просто из-за того, что живые сцены в небольшом масштабе написаны яркими красками. Однажды на британской художественной выставке узбекские миниатюристы рисовали в соседней палатке с русскими лаковыми художниками-миниатюристами. Британская переводчица очень разгорячилась, защищая своих узбекских артистов от предполагаемых преступлений их «воровских» бывших правителей, утверждая, что русские по соседству «украли» традицию у узбеков. Присутствовавший при этом министр культуры Узбекистана мягко поправил ее. Он отметил, что они фактически отправили некоторых из своих узбекских художников в Палех для обучения миниатюрной живописи и производству, поскольку некоторое время назад они утратили свою местную традицию. С помощью этого вклада русских художников они сейчас пытаются воссоздать свой собственный стиль, взяв за основу русскую технику.
Творческий потенциал “Русской лаковой миниатюры” можно раскрыть самым неожиданным образом. Но в своей основе он остается исключительно русским видом искусства, его маленькие коробочки рассылаются по всему миру как вестники души России, носители ее волшебных сказок и традиций.
Похожие книги Черри Гилкрист
Нравится:
Нравится Загрузка…
Федоскино Русские лаковые шкатулки
Мы являемся прямыми импортерами русского искусства советской эпохи, предлагая лучшее советского реализма, импрессионизма и современного искусства 189 г.8.
Федоскино Лак Ящики приехали из небольшого городка 25 км. к северу от Москвы и старейшей действующей школы лаковой живописи Федоскино. В 18 веке федоскинские живописцы оставили свой след в мире иконописи. Из-за религиозной тематики своей работы и правительственных ограничений они обратились к росписи лаковых шкатулок. Изображение бытовых и трудовых сцен, красивых пейзажей и портретов – вот что отличает федоскинские лаковые шкатулки, в отличие от других школ лаковой росписи народного творчества и сказок. У нас есть большая коллекция шкатулок Федоскино Лак и информация к ним. Теперь, после многих поездок в Федоскино и знакомства со многими мастерами-художниками, мы полюбили именно эту школу, их художников и их таланты.
Наше паломничество в ФЕДОСКИНО , имя представителя всего искусства, а также место рождения лаковых миниатюр, было необыкновенным опытом. Мы наблюдали, как мастера используют такие тонкие кисти, сделанные из беличьего хвоста, и используют увеличительное стекло, чтобы добиться совершенства в самых сложных областях своих композиций.
Художники из ФЕДОСКИНО обладают более реалистическим стилем, чем другие села, что проявляется в их портретах, фигуративных и пейзажных композициях. Мы очень гордимся тем, что можем предложить вам эти лично отобранные русские лаковые шкатулки по очень ДОСТУПНЫМ ценам благодаря нашему ПРЯМОМУ ИМПОРТУ в нашей галерее.
У нас в наличии большой выбор федоскинских миниатюрных шкатулок, а также специальные заказы. Каждая коробка поставляется с сертификатом подлинности. Пожалуйста, обратитесь в галерею LP Cline.
См. также наши коробки для палехского лака .
“Атака”
Ручная роспись черным лаком с красной внутренней частью.
Дата: 2007 г.
Размер: 11,25″ x 4,25″ x 2,3″
Федоскинская пломба на внутренней стороне крышки коробки
Подпись кириллицей, Киселева, имя Геннадия Ларышева.
Подарочная коробка, черный бархат с белой атласной подкладкой
www.lpcline-russian-art.com
История священника
Черный лак снаружи, красный внутри
Художник: Ленченко
Размер: 2″ x 2″ 1,25″
Ящик № 1017
Подпись кириллицей в правом нижнем углу
Федоскинская печать в крышке
Самовары
Черный лак снаружи, красный внутри
Художник: Щербаков
Размер: Фасон спичечного коробка: 1,7/8″ x 2,3/ 16 x 1 дюйм
Коробка № 897
Подпись кириллицей в правом нижнем углу
Федоскин Печать внутри крышки
В ткацкой мастерской
Черный лак снаружи, красный внутри
Художник: Ключевская
Размер: 2,5″ x 3″ x 1,5″
Подпись 5 Коробка 9 10114 Подпись 5 Коробка 9 10114 в кириллице в правом нижнем углу
Федоскинская печать в крышке
“Мечтатель”
Черный лак снаружи, красный внутри
Художник: Кузнецова Н.
Размер: 3,5″ x 4″ x 1,5/8″
Ящик № 726
Подпись кириллицей в правом нижнем углу
Федоскинская печать в крышке
“У колодца”
Черный лак снаружи, красный внутри
Художник: Краснослободцева Л.
Размер: 4″ x 4,75″ x 2,25″
Ящик № 728
Подпись в правом нижнем углу кириллицей
Федоскинская пломба в крышке
“Рука, полная сена”
Черный лак снаружи, красный внутри
Художник: Кисилеова
Размер: 6″ x 4,5″ x 2″
Ящик № 729
Подпись кириллицей1 в правом нижнем углу
“Вдоль улицы”
Черный лак снаружи красный внутри
Художник: Жукова
Размер: 4,3/8″ x 6,1/8″ x 2″
Ящик № 834
Подпись кириллицей в правом нижнем углу
Федоскинская печать в крышке
www.lpcline-russian-art.com
“Рождество”
Крышка лаковая синяя на петлях с Вертепом и черным лаковым основанием. Внутри красный лак с Федоскинской печатью.
Размер: 4.5″ x 4.5 ” x 1,5″
Подпись кириллицей внизу спереди
Номер:
ДАННАЯ КОРОБКА ПРОДАНА
“Зимняя тройка в лесу”
Черный лак снаружи, красный лак внутри.
Номер коробки 204
Размер: 7,25″ x 5,3″ x 2,5″
Подпись кириллицей в правом нижнем углу
Федоскино Печать внутри крышки
www.lpcline-russian-art.com
ЭТА КОРОБКА ПРОДАНА
Ransky1
Черный лак снаружи, красный внутри
Художник: Бузовкин М.
Размер: 3,75″ x 6,25″ x 2″
Ящик № 779
Подпись кириллицей в правом нижнем углу
Федоскинская печать внутри крышки
ЭТА ЯЩИК ПРОДАНА
Хоровод
Черный лак снаружи, красный внутри.
Автор: Подмареова Е.
Ящик № 739
Размер: 6,8″ x 5,25 x 2,4
Подпись кириллицей в правом нижнем углу
Федоскинская печать на боковой крышке
ЭТА ЯЩИК ПРОДАНА экстерьер, красный интерьер
Автор: Подмареова Е.
Размер: 4,5″ x 6,1/8″ x 2″
Ящик № 727
Подпись кириллицей в правом нижнем углу
Федоскинская печать на внутренней крышке
ЭТА ЯЩИК ПРОДАНА
Альбом
Черный лак снаружи, красный внутри
Художник: Матвеева Е.
Размер: Бузовкин М. по Г. Ларищеву
Подложка сусальное золото
Ящик № 741
Подпись кириллицей в правом нижнем углу
Федоскинская печать на крышке
ЯЩИК ПРОДАН
Пейзаж
Черный лак снаружи и красный внутри.
Автор: М. Бузовкин, по Геннадию Ларишеву
Размер: 6″ x 4,25″ x 2″
Ящик № 738
Подпись кириллицей в правом нижнем углу
Федоскинская печать внутри крышки
ЭТА ЯЩИК ПРОДАНА
15 Из Уборка сенаЧерный лак снаружи, красный внутри
Художник: Подмареова Е.
Размер: 2,5″ x 3″ x 1,5/8″
Подпись кириллицей в правом нижнем углу
Федоскинская печать на крышке
ЭТА КОРОБКА ПРОДАНА
Жар-птица
Черный лак снаружи, красный внутри
Из сказки “Жар-птица”
Художник: Ковачва А.