Филология в современном обществе: Что такое современная филология: какие перспективы открывает гуманитаристика перед выпускниками ЮУрГУ

Содержание

Что такое современная филология: какие перспективы открывает гуманитаристика перед выпускниками ЮУрГУ

Размер шрифта

Межбуквенный интервал

Семейство шрифтов

  1. Новость
  2. 2022
  3. мая
  4. 25
  5. Что такое современная филология: какие перспективы открывает гуманитаристика перед выпускниками ЮУрГУ

25.05.2022

Филология в традиционном представлении понимается как фундаментальное знание в области русского языка и литературы. Современный филолог — это человек, профессионально владеющий словом, способный создать текст любого типа для любой ситуации. Слово в умелых руках филолога является инструментом эффективного общения, управления, анализа.

Сегодня обучение филологов должно отвечать и нововведениям века цифровых трансформаций. Эти требования учитываются в процессе обучения филологов на кафедре русского языка и литературы Института медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ, где филологическое знание обогащается цифровыми способами изучения текста и процессов общения.

Заведующий кафедрой, доктор филологических наук, профессор Татьяна Семьян так характеризует новые процессы, происходящие в современном филологическом знании:

«Став филологом, вы откроете широкие перспективы для своей будущей профессиональной деятельности, поскольку сегодня гуманитаристика становится важным аспектом самых разных сфер, включая новейшую сферу цифровизации. Появившееся понятие Digital Humanities отражает роль и значение гуманитарной сферы в современном мире и базируется на основах филологического знания, на умении создавать текст, умении искать и понимать нужную именно для вашей сферы деятельности литературу».

Программы подготовки на кафедре реализуются с применением технологий проектного обучения. Например, магистры создают сайт «Виртуальный музей писателей Южного Урала». Это проект, посвященный региональной литературе, в рамках которого можно не только ознакомиться с биографией уральских писателей и поэтов, но и посетить их творческие мастерские, виртуально пройдя по музею-кабинету, стать участником литературных VR-туров.

Студенты кафедры русского языка и литературы участвуют в ежегодных специальных проектах: в редколлегии электронного журнала Института славистики цюрихского университета SlavicumPress, деловой игре «Акулы PeRa», электронном журнале студентов-филологов о литературе и культуре «Диван» и многих других. Проекты становятся основой отдельных учебных курсов, материалом для защиты выпускных работ.

В 2022 году кафедра открыла лабораторию «Цифровая филология», которая позволяет бакалаврам, магистрам и аспирантам проводить современные исследования, создавать актуальные цифровые продукты.

В современном мире филология становится универсальным востребованным знанием. Филолог, обладающий навыками практической работы с разными типами текстов, цифровой грамотностью, является незаменимым специалистом в гуманитарных областях, связанных с процессами коммуникации.

Контактное лицо по новости: 

Отдел интернет-порталов и социальных медиа, 267-92-86

«Филология не потерялась и не растерялась в цифровом мире» — ученые о роли филологии сегодня

25 мая в России отмечают День филолога. Представители этой профессии ответили на наши вопросы и рассказали, чем в эпоху повсеместной цифровизации занимаются ученые-филологи и каково будущее этой науки.

Какова роль филологии как науки в эпоху цифровизации?


Ольга Ирисханова, проректор по науке Московского государственного лингвистического университета:

Могу с уверенностью сказать, что филология не потерялась и не растерялась в цифровом мире. Более того, мне кажется, что роль филологии и гуманитарных наук в целом в условиях цифровизации возрастает, хотя это утверждение и противоречит, на первый взгляд, наблюдаемой сегодня «моде» на технические и естественные науки.  

Прежде всего, существует два понимания филологии: узкое и широкое. В первом случае под филологией подразумевается, главным образом, изучение текстов в проекции к культуре, в том числе культуре понимания слова. То есть в данном случае филология — это скорее очень глубокая интерпретация текстов с учетом культурно-исторического контекста.

Сейчас, однако, все большее распространение получает второе, более широкое, понимание филологии, при котором она становится зонтичным названием для целого ряда гуманитарных дисциплин, связанных с изучением любых языков, языковых явлений, текстов, речи. Этой тенденции на расширение отвечают и официальные документы: не случайно новая номенклатура научных специальностей, утвержденная Минобрнауки РФ в феврале 2021 года, связывает с филологией как литературоведение, классическую филологию и фольклористику, так и когнитивные исследования языка, медиакоммуникацию и журналистику, не говоря уже о лингвистике, которая традиционно исследует современные языки России и зарубежных стран.

Расширенное понимание филологии открывает перед этой областью знаний новые возможности и роли, которые она уже реализует применительно к цифровой среде.

Луиза Габышева, профессор кафедры общего языкознания и риторики филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (ФЛФ СВФУ): 

Роль современной филологической науки и культуры в ситуации развития информационно-цифровых технологий — с одной стороны, это сохранение и осмысление традиционных ценностей, с другой стороны, активное инновационное творчество и последующая преобразующая организация окружающей действительности. Только творческое новаторство в состоянии выстроить новый информационный мир оптимально, эффективно и комфортно для существования в нем.

В чем значимость такой науки, как филология?


Ирина Павлова, заведующая кафедрой общего языкознания и риторики ФЛФ СВФУ:

Филология как наука сегодня представляет собой совокупность гуманитарных наук и научных дисциплин, изучающих естественный язык, текст и homo loquens — «человека говорящего», «главное воплощение человеческого духа», как сформулировал академик Юрий Сергеевич Степанов.

Филология, в том числе и на современном этапе ее развития, сосредоточена на главной проблеме человеческого существования — проблеме понимания.

В начале XXI века проблема понимания стала еще более значимой, поскольку современный человек становится все более сложным, индивидуализируется. Филологи должны расширять области своих исследований: неканоническая литература, массовая культура, исследования кино, цифровизация, новые технологии.


Сергей Минчик, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Института филологии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского:

Филологи имеют дело с художественной культурой, в том числе с фольклором и литературой, содержание которых отразило многовековой опыт наблюдений человека над природой. Видеть законы, по которым она устроена, уметь описывать их и учить ими пользоваться — такова задача современных филологов, решение которой станет важным вкладом в победу «общества созидания» и, как результат, новой архитектуры мира.

Что сегодня изучают филологи?

Ольга Ирисханова: 

Во-первых, филология уже не один год участвует в разработке самых передовых технологий, применяемых в разных сферах деятельности. Филологические науки, включающие фундаментальную и прикладную лингвистику, накопили весьма существенный опыт формализованных описаний письменных и устных текстов: от расшифровки древних манускриптов статистическими и корпусными методами до создания автоматизированных систем распознавания речи и сопровождающих ее жестов. Благодаря этому опыту ученые-филологи реализуют себя в ведущих научных центрах и лабораториях, в высокотехнологичных компаниях, которые разрабатывают технологии анализа больших данных, понимания и синтеза человеческой речи, используемые при создании искусственного интеллекта.

Во-вторых, филология — это междисциплинарная наука, которой движет не только «любовь к слову» (от греч. phileō «люблю» и logos «слово»), но «любовь» к человеку во всех его проявлениях. Иными словами, в центре внимания филологии находятся не только тексты, но и люди, их создающие и воспринимающие, подвергающиеся их влиянию. Соответственно, в эпоху резкого движения человечества в сторону цифровизации неизбежно встают вопросы о том, как меняется человек и его модели поведения в новых условиях.

Каким образом воздействуют гаджеты на речь, когнитивное развитие и социальные навыки молодого поколения, на психику, память, работу мозга человека; чем отличается общение людей между собой от коммуникации «человек – робот»; как влияет интернет на родные языки и культуры, и как цифровые инструменты способствуют их сохранению; что такое сетевая поэзия, и как она развивается? Эти и многие другие вопросы, связанные с внедрением в общество цифровых технологий, решает современная филология, которая изучает человека в содружестве с другими дисциплинами: когнитивными науками, социологией, педагогикой, нейрофизиологией мозга, культурологией, историей и т.д. 

В третьих, филология — это наука, которая не только вносит вклад в развитие новых технологий и изучает влияние цифровой среды на человека и социум, но и создает собственные цифровые продукты: аннотированные корпусы текстов с поиском по заданным параметрам; программы для анализа тональности текста; параллельные многоязычные корпусы; интерактивные атласы языков; программы по распознаванию эмоций в речи на разных языках; терминологические словари, работающие онлайн, и многое другое.

Каково будущее филологии?


Ирина Ерофеева, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания Казанского федерального университета:

Как мне кажется, в филологии останутся, прежде всего, традиционные подходы к изучению языковых и литературоведческих явлений. Это база, без которой невозможно стать специалистом. Человек, решивший посвятить себя филологии, должен для начала постичь языковую сущность единиц всех языковых уровней — звука, морфемы, слова, словосочетания, предложения. А вот заняться компьютерной или нейролингвистикой — это уже выбор специалиста, получившего базовое образование.

Каково будущее филологии? Предсказать сложно. Кто мог подумать в середине XX века, что возникнет нейролингвистика, и языковеды наряду с медиками будут изучать симптомы заболеваний и способы их лечения? Возможно, возникнет космолингвистика, которая будет заниматься разработкой языков общения в космосе, или зоолингвистика, благодаря достижениям которой люди научатся говорить с животными?

 

Хеннинг Трюпер.

Ориентализм, филология и неразборчивость современного мира. | Американское историческое обозрение

Фильтр поиска панели навигации The American Historical ReviewЭтот выпускВсемирная историяКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации The American Historical ReviewЭтот выпускВсемирная историяКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Журнальная статья

Получить доступ

Хеннинг

 

Трюпер

.

Ориентализм, филология и неразборчивость современного мира

.

Лондон

:

Bloomsbury Academic

,

2020

. Стр.

ix

, 363. Ткань 115,00 долларов США, электронная книга 103,50 долларов США.

Туска Бенеш

Туска Бенеш

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

Google Scholar

The American Historical Review , том 126, выпуск 4, декабрь 2021 г., страницы 1618–1619, https://doi.org/10.1093/ahr/rhab543

Опубликовано:

9 февраля 2022 г.

    • Содержание статьи
    • Рисунки и таблицы
    • видео
    • Аудио
    • Дополнительные данные
  • Цитировать

    Cite

    Tuska Benes, Henning Trüper. Ориентализм, филология и неразборчивость современного мира ., The American Historical Review , том 126, выпуск 4, декабрь 2021 г., страницы 1618–1619, https://doi.org/10.1093/ahr/rhab543

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Фильтр поиска панели навигации The American Historical ReviewЭтот выпускВсемирная историяКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации The American Historical ReviewЭтот выпускВсемирная историяКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Раздел выпуска:

Методы/Теория

В настоящее время у вас нет доступа к этой статье.

Скачать все слайды

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Стоимость подписки и заказ этого журнала

Варианты покупки книг и журналов в Oxford Academic

Кратковременный доступ

Чтобы приобрести краткосрочный доступ, пожалуйста, войдите в свой личный аккаунт выше.

У вас еще нет личного кабинета? регистр

Хеннинг Трюпер. Ориентализм, филология и неразборчивость современного мира . – Круглосуточный доступ

ЕВРО €36,00

32 фунта стерлингов

39 долларов США.

Реклама

Цитаты

Альтметрика

Дополнительная информация о метриках

Оповещения по электронной почте

Оповещение об активности статьи

Предварительные уведомления о статьях

Оповещение о новой проблеме

Получайте эксклюзивные предложения и обновления от Oxford Academic

Ссылки на статьи по телефону

  • Последний

  • Самые читаемые

  • Самые цитируемые

Становление Элизабет: Превращение бихарского могола в английскую леди, 1758–1822 гг.

Создание Сталина и вклад Джексона: Советское выступление на Нюрнбергском процессе

О транснациональной и международной истории

Работорговля как корпоративный преступный сговор, от резни в Калабаре до BLM, 1767–2022 гг.

Разочарование, радость и осколки фактов: История двух поисковых документов

Реклама

Сравнительная история филологии в Азии раннего Нового времени

Совместный проект между Оксфордом, Принстоном и Колумбией

Обоснование и цели

социальная история. «Филология», термин, для большинства современных историков весьма расплывчатое, обычно считается европейским феноменом — продуктом возникновения науки (или Wissenschaft) в Германии в девятнадцатом столетии. Однако мы предложим более емкое понимание этого явления. Если использовать описание, недавно предложенное Шелдоном Поллоком, филология — это «дисциплина осмысления текстов», это одновременно «теория текстуальности и теория текстуализированного значения» 9. 0003

При таком понимании филология была основной формой интеллектуальной деятельности во многих досовременных письменных обществах Европы и Азии. Во многих обществах филология представлялась автономным, саморефлексивным набором дисциплин со своими собственными способами исследования и саморегуляции.

Интересы трех основных исследователей лежат прежде всего в сравнительном изучении Индии и Китая в период раннего Нового времени (ок. 1450-1750). Чтобы быть более конкретным, они заключаются в том, чтобы найти способ сравнить историю систем санскритских знаний в последние столетия до начала колониальной эры Индии с историей научных дисциплин китайских литераторов периодов Мин и Цин.

Мы предлагаем, чтобы проект внес свой вклад посредством трех инновационных функций: размещение раннего Нового времени в глобальной перспективе; трактовка филологии как феномена глобальной интеллектуальной истории; и выбор сравнительного подхода, который не устанавливает местническую европейскую модель в качестве стандарта глобального сравнения.

Мероприятия

Партнерство, получившее первоначальное финансирование в рамках Оксфордско-Принстонской схемы партнерства в области исследований, в первую очередь намерено спонсировать серию семинаров и практикумов, на которых будет разработан основной набор исследовательских вопросов. Встречи будут чередоваться между тремя центрами и будут проходить два раза в год.

Главный научный сотрудник

Бенджамин Эльман, профессор восточноазиатских исследований и истории,
Директор программы восточноазиатских исследований,
Принстон

Кристофер Минковски, профессор санскрита имени Бодена
Заместитель председателя, Факультет Азии и Средней Азии Восточные исследования
Оксфорд

Шелдон Поллок, Арвинд Рагунатан Профессор южноазиатских исследований
Заведующий кафедрой Ближневосточных и азиатских языков и цивилизаций
Колумбия

Ссылки

Филология и ее опасности: канонические тексты, способы познания, культурные кризисы
Системы санскритских знаний накануне колониализма
Классическая китайская историография
Южная Азия раннего Нового времени
Образы филологии
Les Mondes Let trés
История Книга

Филология и ее опасности: канонические тексты, способы познания, культурные кризисы

Семинар и дискуссионная группа
Balliol College, Lecture Room 23
1 июня 2007 г. , 14:15

Почти столько же, сколько существуют письменные тексты, филологи и их практики были с нами, но будут ли они всегда? Некоторые ученые начали исследовать «прерывистое равновесие», которое, по-видимому, характеризует филологию. В определенные исторические моменты, после периодов преемственности, его практики были радикально переосмыслены или им угрожала смертельная опасность. Можем ли мы сравнить эти моменты по всей Евразии? Были ли события раннего Нового времени, в частности, которые можно было бы с пользой изучить в кросс-культурном плане? Переживаем ли мы еще один кризис, когда искусство филологии в значительной части мира находится под угрозой исчезновения?

Пусть филология будет описана включительно — и программно — как «дисциплина осмысления текстов». Как же устроена филологическая традиция и как она меняется? И наоборот, какой вызов такое программное описание ставит перед современной филологической практикой в ​​разных областях?

Этот семинар предназначен для того, чтобы начать новую дискуссию и развить новые идеи, а не реанимировать старые споры. В нем будут сочетаться исторические виньетки, почерпнутые из глубокого евразийского прошлого филологии, с широкой и по необходимости неумелой сравнительной рефлексией. Он предполагает, что изучение прошлого филологии могло бы служить ориентиром для ее будущего.

  • Полли О’Хэнлон (Оксфорд), введение
  • Кристофер Минковски (Оксфорд): «Пандиты, получившие удары кулаком в лицо: санскритская стипендия раннего Нового времени и Бхагавата-пурана как подделка»
  • Джоанна Вайнберг (Оксфорд), «Подделка и критическая филология в работе Азарии де Росси, еврейского ученого раннего Нового времени»
  • Бенджамин Элман (Принстон), «Филология и ее враги: изменение взглядов на позднеимперский китайский классицизм»
  • Шелдон Поллок (Колумбия), «Филология будущего? Судьба мягкой науки в жестком мире»

Эта встреча станет первой из серии, организованной Оксфордско-Принстонско-Колумбийским партнерством по сравнительной истории филологии в Азии раннего Нового времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *