Проблемы использования сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных программ ⋆
Про дОд 0 Комментариев договор, лицензионное требование, лицензирование, нарушение лицензионного требования, правовые формы, сетевая форма реализации образовательных программ
В статье представлены результаты анализа наиболее часто задаваемых вопросов, касающихся сетевой формы реализации образовательных программ, в том числе процедур лицензирования «совместной» деятельности разных организаций и учреждений. Развернутый ответ авторов отражает практику применения действующего законодательства в области образования.
Л.Н. Буйлова,
старший методист ГБПОУ «Воробьевы горы»,
главный редактор журнала «Про-ДОД»,
ведущий эксперт Научно-методического центра
развития образовательных систем,
Почетный работник общего образования,
кандидат педагогических наук, доцент
А.

ведущий эксперт Центра
общего и дополнительного образования
имени А.А. Пинского,
кандидат педагогических наук
В настоящее время актуализированы вопросы разработки и реализации сетевой формы образовательных программ, которая появилась в системе образования Российской Федерации в 2012 году как современная инновационная технология, которая позволяет не только оптимизировать свои ресурсы, но и использовать ресурсы других организаций для динамичного развития образовательного процесса.
Многие образовательные организации приняли новшество как руководство к действию, интегрируя и объединяя свои ресурсы по сетевой модели, формируя образовательную среду, в которой каждая организация может взаимодействовать с любым вузом, учреждением культуры, науки, спорта и т.д. по вопросам совместной работы, обмена идеями, создания «нового продукта» и т.д.
В научной литературе описываются различные аспекты сетевой формы реализации образовательных программ:
- как нового этапа развития российского образования, для внедрения которого отсутствовали подзаконные и нормативные правовые акты, регламентирующие данный способ образовательной деятельности [6];
- как отдельной разновидности образовательной деятельности, которая подлежит дополнительному лицензированию [2], при этом в лицензии должно указываться, что конкретная образовательная программа реализуется в сетевой форме;
- как обоснование отраслевой принадлежности и гражданско-правовой природы договора о сетевой форме реализации образовательных программ [5].
Сетевые формы реализации образовательных программ применяются с целью:
- повышения качества образования;
- расширения доступа обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения;
- предоставления обучающимся возможности выбора различных направлений и видов деятельности, профилей подготовки и специализаций;
- углубленного изучения учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей;
- более эффективного использования имеющихся образовательных ресурсов.
В последнее время взоры педагогической общественности обращены к вопросу о правовой природе сетевых программ [1,7,8], так как именно правовые пробелы и ограничения, возникавшие на практике, препятствуют реализации права на образование при применении сетевой формы реализации образовательных программ.
Данное обстоятельство привело в 2020 году к изменениям в законодательстве, когда были внесены изменения в нормативные правовые акты в сфере образования [9], обеспечившие выработку действенных механизмов для:
- нового правового регулирования при сетевой форме реализации образовательных программ;
- получения государственных гарантий и реализации в полном объеме права на образование для детей, находящихся на длительном лечении;
- усиления защиты интересов личности при получении образования;
развития применения сетевой формы реализации образовательных программ для достижения результатов освоения образовательных программ.
Вместе с тем реализация такого взаимодействия имеет определенные ограничения, которые определили проблемы/риски внедрения сетевой формы реализации образовательных программ (Рис.1).
- Лицензирование и аккредитация. Зачастую образовательные организации выбирают для взаимодействия организации, не имеющие лицензию на образовательную деятельность по виду «дополнительное образование детей и взрослых» (в том числе и образовательные организации) для полноценной реализации совместной образовательной программы. Кроме того, широко известны примеры совместной организации внеурочной деятельности силами общеобразовательной организации и организации дополнительного образования детей, несмотря на то, что они осуществляют два разных вида лицензируемой деятельности: проведение внеурочной деятельности для организации (учреждения) дополнительного образования НЕВОЗМОЖНО в виду отсутствия права на получение соответствующей лицензии на программы основного образования.
- Финансирование.
Вопрос оплаты участия в таком взаимодействии для организаций-участников (в первую очередь, для присоединяющихся партнеров) вызывает наибольшие недопонимания и опасения. Как передается часть финансирования к организации-партнеру в условиях сложностей контрактной системы и как правильно определить сумму оплаты части программы? С такими ключевыми вопросами практики сталкиваются постоянно. Условия финансирования сетевого взаимодействия определяются в каждом конкретном случае на основании договора о сотрудничестве или договора о сетевом взаимодействии между организациями-участниками. Порядок и источники финансирования программ, реализуемых в форме сетевого взаимодействия, в каждом конкретном случае согласовываются с соответствующим планово-финансовым или другим аналогичным органом образовательной организации.
- Организация. Наличие достаточно большого количества моделей организации сетевого взаимодействия создает серьезную проблему: какой модели следовать? Необходимо тщательно продумать и выстроить модель сетевого взаимодействия, серьезно проработать вопросы, связанные со структурой, разработкой, требованиями, педагогическими условиями эффективной реализацией модели.
Зачастую несоответствие выбранной модели сетевого взаимодействия потенциалу участников сети проявляется в осознании сложностей вплоть до полного неприятия и отказа от продолжения обучения (со стороны учащегося) или участия в программе (со стороны партнеров).
- Кадры. Профессиональное кадровое обеспечение — залог успеха практически любой организации. В данном контексте неподготовленный к введению сетевых технологий педагогический коллектив создает ряд проблем и негативных механизмов, снижающих эффективность инновации. Для участия в реализации сетевых образовательных программ приглашаются кадры, к которым предъявляются установленные профессиональными стандартами требования: определенное образование, квалификация и опыт. Неправильный выбор состава, структуры и иерархии участников модели сетевого взаимодействия, неверное распределение ролей взаимодействия [3]. Нередко такие условия становятся барьерами для потенциального участника сетевого партнерства, особенно для не работающего в сфере образования ранее.
Такое ограничение касается и педагогов дополнительного образования, если их приглашают для участия в курсах внеурочной деятельности, что предполагает соответствие требованиям к должности «учитель». Аттестация и переподготовка кадров как мера снижения данного риска не приносит ожидаемых результатов в ближайшей перспективе, так как остаются нерешенными организационно-правовые проблемы.
- Содержание. Вариативность подходов, отсутствие стандартов и единых требований в дополнительном образовании затрудняет соединение двух образовательных традиций, казалось бы, одинаковых направлений в единую форму образовательной практики. Что делает совсем невозможным такое соединение или снижает его смысл в искусственном формировании образовательной деятельности двух и более партнеров.
- Ответственность. Образовательная организация на этапе разработки сетевой образовательной программы самостоятельно оценивает степень достаточности собственного ресурса, целесообразность и возможность его создания или необходимость привлечения ресурса организации-партнера и т.
Главной целью сетевой формы реализации образовательных программ является повышение эффективности (в том числе снижение издержек на закупку и/или аренду) использования имеющихся у различных организаций кадровых, материальных и инфраструктурных, информационных, программно-методических и социальных ресурсов, привлечения дополнительных ресурсов для реализации образовательных программ.
Развитие сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных программ представляется в двух контекстных ситуациях:
- компенсация недостающих ресурсов, предполагающее поиск решений в ситуации недостатка качественных условий для реализации образовательной практики в территории;
- комбинаторика избыточных ресурсов, предполагающая наличие разнообразных возможностей для новых решений, усиливающих имеющиеся практики в территории.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. ФЗ № 273, в статье 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ» говорится, что образовательные программы могут реализовываться образовательной организацией, как самостоятельно, так и совместно с иными образовательными организациями посредством организации сетевого взаимодействия (далее — сетевая форма реализации образовательной программы).
Отмечается, что в сетевых формах реализации образовательных программ могут на договорных началах участвовать как несколько образовательных организаций, так и иные организации науки, культуры, медицины, спорта и другие, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик, практических занятий и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой (Рис. 2). Формы и виды занятий определяются взаимодействующими организациями самостоятельно в рамках договора в соответствии с возможностями сторон и потребностями в обеспечении качественных условий реализации образовательной программы.
Возможность совместного использования материальных, кадровых и других ресурсов двух и более образовательных организаций при сетевой форме реализации образовательных программ предоставляет возможность обучающимся углубленно изучать модульные предметы или получать профессиональные компетенции на предпрофильном уровне (Рис.3).
Утверждение образовательной программы, реализуемой в сетевой форме, осуществляется уполномоченным должностным лицом либо коллегиальным органом управления каждой образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с их уставами. При намерении лицензиата оказывать образовательные услуги по реализации новых образовательных программ в сетевой форме в лицензирующий орган подается копия договора, заключенного между организациями, осуществляющими образовательную деятельность в сетевой форме.
Сетевая форма реализации образовательных программ позволяет обучающимся получать образование с использованием ресурсов нескольких (двух и более) организаций, в том числе иностранных, а также научных, исследовательских и других организаций, компаний и предприятий, что позволяет повысить доступность и качество подготовки обучающихся, а также привлекательность самих образовательных программ (Рис. 4, 5). И это понятно: ведь не в каждой образовательной организации по объективным причинам ресурсы реализации образовательной программы отвечают современным требованиям к научно-методическому, материально-техническому, кадровому, финансовому и другому обеспечению образовательного процесса. Организация/учреждение не может одновременно работать универсально по всем направлениям. А если такой уникальный опыт и встречается, то он нарабатывается не один год. Именно поэтому актуальна задача поиска дополнительных ресурсов для обеспечения устойчивости и конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Проблемным является вопрос: как в сегодняшних законодательных условиях, можно составить и реализовать данный вид программы, используя ресурсы образовательной и иных организаций?
Также закреплена обязанность за уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере образования определять порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме (Рис. 6).
Приказ Министерства просвещения РФ № 882/391 от 5 августа 2020 года «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (вместе с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ») закрепляет положение о том, что «образовательная организация-участник» может реализовать программу только при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующему виду образования (п.5)” (Рис.7).
Но при этом, статья 29, часть 2, пункт 1–3.1 гласит: «Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации о местах осуществления образовательной деятельности, сведения о которых в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ не включаются в соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности».
В настоящее время отсутствует необходимость указывать в приложении к лицензии адреса места осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ. Поэтому нет необходимости получать лицензию на дополнительный адрес, если лицензия уже есть на этот адрес у партнера.
В соответствии с ФЗ 273, ст.15, п.4: «Использование имущества государственных и муниципальных организаций организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, при сетевой форме реализации образовательных программ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено договором о сетевой форме реализации образовательных программ».
В случае невозможности участия организации-участника в реализации сетевой образовательной программы (в том числе в связи с прекращением ее деятельности, приостановлением действия или аннулированием лицензии на осуществление образовательной деятельности образовательной организации-участника) договор о сетевой форме подлежит изменению и (или) расторжению, а реализация оставшихся частей сетевой образовательной программы осуществляется базовой организацией без использования сетевой формы после внесения изменений в образовательную программу в порядке, определяемом локальными нормативными актами указанной организации (п. 16) [10].
При наличии обучающихся, не завершивших освоение сетевой образовательной программы в установленный срок (в том числе в связи с академическим отпуском, отпуском по беременности и родам, отпуском по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет), по истечении срока договора о сетевой форме указанный договор может быть продлен, либо реализация оставшихся частей образовательной программы осуществляется базовой организацией без использования сетевой формы. С согласия указанных обучающихся или родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, не имеющих основного общего образования, может быть осуществлен переход на другую сетевую образовательную программу, реализуемую в соответствии с иным договором о сетевой форме (п.17) [10].
Музеи, театры, предприятия реального сектора, физкультурно-оздоровительные комплексы, научные и другие организации, находящиеся в государственной муниципальной собственности, зачастую не имеют возможности получить лицензию на образовательную деятельность ввиду несоответствия лицензионным требованиям. Образовательные организации взаимодействуют с ними на основе Договора о совместной деятельности, в котором конкретизируют основные позиции, связанные с осуществлением этой деятельности (в том числе и финансовая сторона вопроса), а именно с разработкой и реализацией программ.
Но могут ли данные программы считаться СЕТЕВЫМИ? Это партнерство или сетевое взаимодействие? Ведь по сути, реальный сектор без лицензии включается в реализацию сетевых программ только как ресурсный партнёр, а порядок взаимоотношений прописывается в Договоре о сетевой форме реализации образовательных программ, где вопрос финансирования уточняется и оговаривается дополнительно. При этом для муниципальных предприятий/организаций/учреждений рекомендуется (устно, не в документах!) вести такую деятельность на безвозмездной основе, потому что просчитать ее при отсутствии конкретных нормативов очень сложно (финансирование на услугу содержит практически только расходы на заработную плату и субсидию на коммунальные услуги).
Утвержденная примерная форма договора реализации образовательных программ в рамках сетевой формы минимизирует возможные недопонимания и разночтения между образовательной организацией и лицензирующим органом во время проведения лицензионного контроля [4].
Дополнительные лицензионные требования к лицензиату — для образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность с использованием сетевой формы реализации образовательных программ — наличие договора о сетевой форме, заключенного между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, о сетевой форме реализации образовательных программ, а также совместно разработанных и утвержденных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Нарушение лицензионного требования проявляется в следующих показателях:
- отсутствие договора о сетевой форме реализации образовательных программ;
- отсутствие в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ порядка организации академической мобильности обучающихся;
- отсутствие в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ правил приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы;
- отсутствие в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ условий и порядка осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы;
- отсутствие в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ сведений о выдаваемых документах или документах об образовании и (или) о квалификации;
- отсутствие совместно утвержденной организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательной программы, реализуемой в сетевой форме.
Таким образом, актуальность исследуемой проблемы обусловлена социальной значимостью сетевых форм обучения в современном образовании, с одной стороны, и наличием рисков и негативных последствий при несоблюдении правил осуществления сетевого взаимодействия, с другой. Законодатель создал необходимые правовые условия для реализации права обучающихся на образование с использованием сетевой формы реализации образовательных программ. Но сложность правоприменения сетевой формы и нормативно-финансовые условия затрудняют использование такой формы по целому ряду очевидных причин.
Несмотря на социальные и профессиональные риски, сопровождающие внедрение сетевых форм реализации дополнительных общеобразовательных программ, такие программы доказали свое право на применение в образовании, заняли свою индивидуальную область, приобрели характеристические черты.
Повысить эффективность использования сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных программ и минимизировать риски возможно только на основе высокопрофессиональных научно-педагогических исследований, доказывающих наличие педагогических условий применения сетевой формы реализации образовательных программ. Это перспективное и многоаспектное направление исследований в современной педагогике.
Дальнейшие перспективы развития сетевого взаимодействия открывают возможность научным и педагогическим коллективам:
- провести исследовательскую работу,
- выявить возможные пробелы или коллизии в законодательстве об образовании, сложности правоприменения,
- разработать рекомендации по применению сетевой формы реализации образовательных программ при реализации права на доступное качественное образование.
Литература
- Алимов Г.Т., Ладнушкина Н.М., Пашенцев Д.А., Фёклин С.И. Контроль и надзор в сфере образования: Монография. М., 2020.
- Баранков В.Л. Правовые аспекты использования сетевой, электронной и дистанционной форм реализации образовательных программ // Журнал российского права. 2017, № 3.
- Ваныкина Г.В., Сундукова Т.О. Минимизация рисков при использовании сетевых форм в современном образовании. [Электронный ресурс] // Материалы конференции.
2018. Режим доступа: https://www.sgu.ru/sites/default/files/ conf/files/2018-03/vanykina_gv_sundukova_to.pdf
- Ковчегова С.Ю. Право на образование при реализации сетевой формы//Право и права человека в современном мире: тенденции, риски, перспективы развития: Сб. материалов м еждународной научной конференции памяти профессора Ф.М. Рудинского, 15 апреля 2021 г . М.. Саратовский вестник, 2021. http://academy-skrf.ru/science/publications/2021/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%A2.%D0%A4.%20%D0%98%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%82%20%D0%B1%D1%8B%D1%82%D1%8C%20%D0%B3%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%BC.pdf
- Матвеев В.Ю. Правовая природа договора о сетевой форме реализации образовательных программ // Юрист. 2018. № 4 [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34 877 608 (дата обращения: 15.03.2021).
- Мошкова Д.М., Лозовский Д.Л. К вопросу о правовом регулировании сетевых форм реализации образовательных программ // Юридический мир.
2014, № 1.
- Соколова А.С. Сетевое обучение и компетентностный подход в образовательной системе современной России // №aukaRastude№t.ru. 2016. № 7 [Электронный ресурс] // URL: http://№aukarastude№t.ru/31/3573/ (дата обращения: 15.03.2021).
- Хольнова Е.Г. К вопросу о соотношении дефиниций «дистанционное обучение», «сетевое обучение», «электронное обучение» // Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы развития. СПб. 2016.
- Приказ Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России № 391 от 05.08.2020 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. N 882/391 “Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ”. Приложение N 1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ.
Новости
НовостиИскать по названию:
Международное сотрудничество Молодежная политика Наука Наука и образование Новости Министерства Образование
Искать по дате:
2020 2021 2022
сбросить фильтр
7
октября
Валерий Фальков: история формирует мировоззрение человека и его ценностный каркас
Об этом глава Минобрнауки России сообщил на Первом национальном форуме преподавателей истории, который прошел в Тобольске. Участие в нем приняли более 100 педагогов из разных регионов страны, представители научного сообщества, а также руководители органов власти в сфере высшего образования.
Новости Министерства
7
октября
Уникальный ячмень и «идеальный» виноград: кубанские селекционеры выводят новые сорта растений
Ученые Кубанского государственного аграрного университета (КубГАУ) совместно с индустриальным партнером ООО «Агростандарт» вывели два новых уникальных сорта озимого ячменя с рабочими названиями «СЕЛЬХОЗ 100» и «ВСАДНИК». Также сотрудники и студенты вуза работают над созданием новых сортов винограда, учитывая климатические условия Кубани и других южных регионов России.
Новости подведомственных учреждений
7
октября
Уридин восстановит сердце при диабете, а лазер очистит алмазы: открытия российских ученых
Российские исследователи создали эффективные и недорогие фотокатализаторы, представили новый метод превращения морской воды в питьевую и открыли уникальные возможности адресной доставки лекарств к клеткам. Об этих и других новостях науки читайте в дайджесте Минобрнауки России.
Наука
7
октября
На VIII Всероссийскую премию «За верность науке» подано более тысячи заявок
Завершился прием заявок на VIII Всероссийскую премию «За верность науке». Всего было подано 1165 заявок из 75 регионов России. Список шорт-листов станет известен до конца октября, торжественная церемония награждения лауреатов пройдет в ноябре. Премия проводится в рамках объявленного Президентом России Владимиром Путиным Десятилетия науки и технологий.
Новости Министерства
7
октября
Ученые нашли бесперебойный способ получения недорогого «зеленого» водорода
Для производства водорода с помощью энергетических ветряных установок морского базирования необходим устойчивый заряд электричества. Иначе может пострадать качество топлива, а в отдельных случаях даже произойти авария. Исследовали нашли способ, как обезопасить получение «зеленого» водорода. Он основан на методе синтетической инерции, который без включения в систему дополнительных устройств позволяет сохранять ее устойчивость и вырабатывать более экономичный и качественный водород. Работа выполнена сотрудниками Томского политехнического университета (ТПУ).
Наука
7
октября
Новое исследование ученых закладывает основу корректировки нейрологических болезней от эпилепсии до Альцгеймера
Ключевой элемент, отвечающий за равновесие между процессами торможения и возбуждения нервной системы человека обнаружили ученые Научно-исследовательского института общей патологии и патофизиологии (ФГБНУ «НИИОПП»). Этим элементом оказалась АТФаза, входящая в структуру ГАМКА- рецепторов — главных тормозных рецепторов в нервной системе. В будущем это позволит использовать АТФазу как молекулярную мишень для тестирования новых фармакопрепаратов против нейрологических расстройств — эпилепсии, аутизма, болезни Паркинсона и Альцгеймера.
Наука
7
октября
Зачет или пересдача: в онлайн-шоу «Ревузор» популярные блогеры показывают честные обзоры вузов
Онлайн-шоу «Ревузор» — это отличная возможность для абитуриентов узнать и выбрать место, где учиться в будущем. Студенты, в свою очередь, могут задуматься о смене направления или профессии, понять в какой университет перевестись для учебы в магистратуре или аспирантуре.
Образование
7
октября
На Ямале завершилось мероприятие-спутник Конгресса молодых ученых
Мероприятие прошло с 4 по 6 октября в Салехарде в рамках Десятилетия науки и технологий. Основной целью стало вовлечение российского научного сообщества в решение задач региона по преодолению климатических и экологических вызовов.
Наука
6
октября
Валерий Фальков предложил изменения в систему научной аттестации
Сегодня прошло первое заседание Комитета советников Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России. На встрече Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков подвел итоги совместной работы и озвучил ряд предложений по изменениям в системе государственной научной аттестации.
Новости Министерства
Правовое регулирование лицензирования и государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы обучения
Вводные положения. Понятие сетевой формы реализации образовательных программ
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») основные образовательные программы могут реализовываться образовательной организацией, как самостоятельно, так и совместно с иными образовательными организациями посредством организации сетевого взаимодействия (далее – сетевая форма реализации образовательной программы). При этом отмечается, что в сетевых формах реализации образовательных программ могут также участвовать организации науки, культуры, спорта и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Сетевая форма реализации образовательной программы может осуществляться в формах:
— совместной деятельности образовательных организаций, направленной на обеспечение возможности освоения обучающимся основной образовательной программы с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций, а также при необходимости ресурсов организаций науки, культуры и спорта и иных организаций;
— зачета образовательной организацией, реализующей основную образовательную программу, результатов освоения обучающимся в рамках индивидуального учебного плана программ учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, дополнительных образовательных программ в других образовательных организациях, участвующих в сетевом взаимодействии.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между образовательными организациями.
В случае реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими образовательными организациями, образовательные организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:
1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
2) статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;
3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
В настоящее время достаточно часто возникают сложности при реализации образовательных программ, вызаванные непониманием сути сетевой формы реализации образовательных программ.
Зачастую за сетевую форму реализации образовательных программ принимается деятельность образовательных организаций по различным адресам мест осуществления образовательной деятельности. В данном случае судить о возникновении сетевой формы реализации образовательных программ не приходится. Тем не менее, образовательным организациям следует урегулировать между собой имущественные права (как правило, заключаются договоры безвозмездного пользования имуществом) и пройти процедуру лицензирования образовательной деятельности по всем адресам мест осуществления образовательной деятельности.
Если же, например, образовательная организация высшего образования, имеющая в учебном плане дисциплину, для изучения которой не имеет соответствующих ресурсов (кадровых, материально-технических и т. д.), передает часть нагрузки, предусмотренную на изучение данной дисциплины, в другую образовательную организацию высшего образования, располагающую необходимыми ресурсами.
В данном случае между образовательными организациями высшего образования должен быть заключен договор о сетевой форме реализации образовательной программы и совместно разработана и утверждена образовательная программа.
Государственная аккредитация образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы обучения
В соответствии с ч. 2 ст. 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях.
Особенности аккредитационной процедуры предусмотрены Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1039.
Государственную аккредитацию проводят Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования.
При аккредитации образовательных программ с использованием сетевой формы, помимо документов, поименованных в п. 8 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, к заявлению образовательная организация обязана приложить копию договора о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенного в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». В случае, если копия такого договора не была нотариально заверена, в аккредитационный орган представляется и оригинал договора о сетевой форме реализации образовательных программ.
Кроме этого, образовательная организация обязана представить копии разработанных и утвержденных совместно с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы.
Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности регламентирован порядок аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ, реализуемых с применением сетевой формы.
Во-первых, при наличии государственной аккредитации в отношении образовательных программ у организации, осуществляющей образовательную деятельность, с которой заключен договор о сетевой форме реализации образовательных программ, аккредитационный орган учитывает результаты, полученные ранее при проведении государственной аккредитации, и аккредитационная экспертиза проводится только в части образовательных программ, самостоятельно реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
Во-вторых, при отсутствии государственной аккредитации в отношении образовательных программ у организации, осуществляющей образовательную деятельность, с которой заключен договор о сетевой форме реализации образовательных программ, аккредитационный орган учитывает результаты, полученные при освоении образовательных программ обучающимися в организации, участвующей в реализации образовательных программ в сетевой форме.
Лицензирование образовательной деятельности по реализации образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы обучения
В соответствии с ч. 1 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лицензионные требования и условия должны учитывать особенности осуществления образовательной деятельности посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ.
В настоящее время процедура лицензирования образовательной деятельности определена Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966.
Согласно п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности наличие договора, заключенного между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, о сетевой форме реализации образовательных программ, а также совместно разработанных и утвержденных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ является одним из лицензионных требований при использовании сетевой формы реализации образовательных программ.
При лицензировании образовательных программ с использованием сетевой формы зачастую возникают сложности, связанные, с необходимостью указания в лицензиях на осуществление образовательной деятельности адресов ведения деятельности по образовательной программе, реализуемой в сетевой форме.
Например, необходимо ли образовательной организации высшего образования А, участвующему в сетевом взаимодействии с образовательной организацией высшего образования Б в лицензии на осуществление образовательной деятельности указывать адрес этой воторой образовательной организации.
В соответствии с ч. 4 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии, среди прочих сведений, указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности.
В связи с этим, указание адреса осуществления образовательной деятельности в сетевой форме необходимо только в том случае, если одна образовательная организация ведет образовательную деятельность на территории другой организации.
Так, например, образовательная организация высшего образования А проводит лекции по органической химии в образовательной организации высшего образования Б для своих студентов силами своего профессорско-преподавательского состава, а образовательная организация высшего образования Б в лектории классе образовательной организации высшего образования А проводит занятия для своих студентов силами собственного профессорско-преподавательского состава.
В этом случае образовательные организации высшего образования должны совместно указать адреса мест осуществления образовательной деятельности в приложениях к лицензиям на осуществление образовательной деятельности.
Дата размещения: 21.03.2016видов онлайн-обучения | Типы онлайн-обучения
Онлайн-обучение — это всеобъемлющий термин, включающий ряд учебных сред и подходов.
Асинхронные онлайн-курсы
Курсы такого типа не проводятся в режиме реального времени. Студентам предоставляется контент и задания, а также сроки для завершения курсовой работы и экзаменов. Взаимодействие обычно происходит через форумы, блоги и вики. В результате нет времени для занятий. Среда асинхронного онлайн-обучения эффективна для студентов с ограниченным временем или плотным графиком.
Синхронные онлайн-курсы
Курсы такого типа требуют, чтобы преподаватель и все зачисленные учащиеся одновременно взаимодействовали в сети. В чем-то похожий на вебинар, участники взаимодействуют посредством текстового, видео- или аудиочата. Среда синхронного обучения позволяет учащимся участвовать в курсе на расстоянии в режиме реального времени.
Гибридные курсы
Гибридные курсы, также известные как смешанные курсы, представляют собой учебную среду, которая позволяет как личное, так и интерактивное взаимодействие. Как правило, гибридные курсы проводят личные встречи несколько раз в течение семестра и обеспечивают компьютерное общение между сессиями лицом к лицу.
Если вам нужна помощь в размещении части вашего курса онлайн или если вы хотите записаться на асинхронный онлайн-тренинг по разработке контента онлайн-курса, свяжитесь со Стивеном Д’Агустино, директором по онлайн-обучению, по адресу [email protected].
Обеспечение непрерывности
Поддержание связи со студентами жизненно важно во время любых изменений в вашем классе (классах) из-за кризиса, затронувшего весь кампус или его часть. Вы можете сообщить учащимся об изменениях в расписаниях, заданиях, процедурах и более широких ожиданиях от курса. Раннее и частое общение может уменьшить тревогу учащихся и уберечь вас от перегруженности отдельными вопросами.
Прерывания курсов могут происходить по разным причинам. Во время перерыва в занятиях учащиеся могут испытывать замешательство и/или беспокойство. Лучше всего иметь план, чтобы информировать учащихся о том, как будет проходить занятие.
Некоторые рекомендуемые методы, которые следует учитывать:
- Активное общение: Сообщайте учащимся о любых изменениях или перерывах как можно раньше. Учащиеся могут не знать, чего вы ожидаете от своих текущих обязанностей. Ожидается ли, что они будут придерживаться расписания заданий в учебной программе? Если запланированы групповые проекты, останутся ли они в силе? То, что вы сообщаете, будет зависеть от продолжительности прерывания, и это может быть неясно на раннем этапе. Первоначальные сообщения должны убедить учащихся в том, что они не будут нести ответственность за перерыв и что гибкость и доступность будут частью любого решения.
- Уменьшите сложность: сосредоточьтесь на своем курсе, а не на кризисе. В случае внешнего события, которое затронет более широкое университетское сообщество, центральные ресурсы будут управлять кризисными сообщениями, поэтому вам не нужно предоставлять такого рода обновления.
- Будьте реалистами: разработайте план общения и поделитесь им со своими учениками. Вы можете рассмотреть:
- Как вы будете общаться со своими учениками: рекомендуется создать групповое электронное письмо и отправить его своим ученикам в случае сбоев. Это можно сделать через Blackboard. У каждого из ваших курсов есть отдельная страница Blackboard, к которой вы можете получить доступ через My.Fordham. Ваш сайт курса Blackboard позволит вам отправлять электронные письма всему классу. Вы также захотите подумать, будете ли вы общаться синхронно (в режиме реального времени), асинхронно (с задержкой) или с их комбинацией в зависимости от ваших потребностей.
- Как часто вы будете общаться со своими учащимися: управление вашей нагрузкой на общение будет иметь важное значение, поскольку учащиеся могут начать обращаться к вам индивидуально.
Важно с самого начала сообщить учащимся, как быстро они могут ожидать ответа. В кризисной ситуации учащиеся могут встревожиться, если сразу не получат ответ. Вы можете настроить автоматический ответ в своей учетной записи Fordham Gmail, который заверяет учащихся в том, что вы получили их сообщение, и вы свяжетесь с ними в любой промежуток времени, который вы считаете реалистичным и соответствующим вашим возможностям и их потребностям.
- Как ваши учащиеся будут общаться с вами: Хотя большинство учащихся в начале перерыва связываются с вами по электронной почте, вы можете найти альтернативное решение, которое облегчит управление сообщениями. На вашем сайте курса Blackboard есть доска обсуждений, к которой имеют доступ все ваши учащиеся. Доска обсуждений позволит вашим ученикам публиковать комментарии и вопросы в одном месте. Это избавит вас от необходимости просматривать массу электронных писем от большого количества студентов. Поскольку все учащиеся в классе имеют доступ к доске обсуждений, вы можете создать форум часто задаваемых вопросов, который должен уменьшить необходимость многократного ответа на похожие вопросы.
- Как ваши ученики будут общаться друг с другом: В некоторых случаях ваши ученики могут создавать рабочие группы, которые они захотят продолжить. Дискуссионная доска также позволит учащимся общаться асинхронно, отправляя сообщения друг другу. Вы захотите установить некоторые правила общения для этих дискуссионных форумов, чтобы ваши ожидания от надлежащего общения были ясны.
- Как общаться синхронно: Синхронными онлайн-коммуникациями можно управлять с помощью различных решений для веб-конференций. Размышляя о создании веб-конференции, вам необходимо учитывать, насколько технически сложным будет этот инструмент для вас и ваших студентов, сможет ли ИТ-служба Fordham поддержать решение для веб-конференций, которое вы планируете использовать, и смогут ли ваши студенты посещать конференцию. онлайн-синхронный сеанс. Для успешного участия в онлайн-синхронном сеансе учащимся потребуется доступ в Интернет с достаточной пропускной способностью и необходимые технические возможности.
Некоторые из ваших учеников могут жить в разных часовых поясах, так что это тоже нужно учитывать.
Распространение материалов
В случае перерыва вам может потребоваться предоставить обновленную программу, в которой изменяются запланированные мероприятия курса, задания, содержание и сроки выполнения. После того, как вы установили четкие процедуры и способы коммуникации, вы можете отправить обновленные материалы курса. Есть много способов сделать это.
Рекомендации по размещению новых материалов курса:
- Убедитесь, что учащиеся знают, где найти материалы: Самое простое решение — отправить учащимся новые материалы курса по электронной почте в виде вложений или ссылок на онлайн-ресурсы, такие как видео, веб-сайты или подкасты. Вы также можете опубликовать эти элементы на форуме Blackboard Discussion или загрузить их непосредственно на сайт своего курса Blackboard. Размещать материалы в централизованном месте удобнее, чем отправлять их по электронной почте.
Если Blackboard окажется слишком сложным с технической точки зрения для вас или ваших учащихся, вы можете создать папку на Google Диске и таким образом обмениваться материалами.
- Используйте форматы, удобные для мобильных устройств: В условиях кризиса многие учащиеся могут иметь доступ только к доступному телефону, поэтому лучше конвертировать документы Word, слайды PowerPoint и электронные таблицы Excel в формат pdf, который можно читать на мобильном устройстве.
Создание контента
Хотя отправка документов по электронной почте и размещение дискуссионных форумов являются эффективными методами обеспечения непрерывности, они могут не оказаться эффективной обучающей стратегией в течение длительных периодов перерыва. У Fordham ITAC есть ряд рекомендуемых инструментов, которые вы можете использовать для создания аудио- и/или видео-лекций.
Курирование контента
В Интернете доступно множество различных мультимедийных ресурсов, поэтому вам не нужно создавать все материалы курса для своих студентов. В случае незапланированного перерыва у вас может не хватить времени на освоение инструментов для создания контента, а затем на создание, редактирование и публикацию контента. Хорошим первым шагом является поиск в базах данных библиотеки Фордхэмского университета для чтения, ссылки на веб-сайты и использование существующих видео и подкастов для интеграции мультимедиа в ваш курс.
Содействие сотрудничеству
Занятия в Университете Фордхэм организованы как небольшие учебные сообщества, где студенты регулярно и содержательно взаимодействуют со своими преподавателями и друг с другом. Важно убедиться, что перерывы в курсе не нарушают существующее сотрудничество и не препятствуют развитию осмысленного обучения, ориентированного на студента. У Fordham ITAC есть несколько рекомендуемых инструментов и обучающих программ для синхронного и асинхронного сотрудничества.
При планировании совместной работы учащихся рассмотрите следующие предложения:
- По возможности выбирайте асинхронные инструменты: Асинхронные инструменты не ограничиваются электронной почтой и текстовыми сообщениями.
Voicethread, например, позволяет учащимся публиковать аудио- или видеокомментарии в онлайн-среде, удобной для мобильных устройств и доступной. У вас и ваших учеников уже есть учетные записи, и этот инструмент интегрирован с Backboard. Важно иметь в виду, что учащиеся проходят курс не для приобретения технологических навыков, а скорее для того, чтобы сосредоточиться на целях обучения в рамках курса, поскольку они связаны с дисциплиной, которая часто является требовательной и сложной. Поэтому важно выбирать инструменты с низкими барьерами для использования, чтобы учащиеся не чувствовали, что их неспособность освоить выбранный инструмент негативно повлияет на их обучение.
- Сообщите о результатах сотрудничества: Сообщите учащимся, почему их просят о сотрудничестве, как будет оцениваться их сотрудничество и каковы цели обучения для любого необходимого сотрудничества. Как и в случае с вашим планом общения, необходимо разработать и опубликовать план сотрудничества учащихся, в котором объясняется продолжительность и частота общения между учениками.
Оценка учащихся
Оценка учащихся во время перерыва в курсе может вызвать несколько проблем. В случае письменных заданий есть несколько вариантов:
- Передача документов: Рекомендуется избегать отправки учащимися вложений по электронной почте, так как это может быстро оказаться чрезмерным и затруднить отслеживание отправленных учащимися документов. Кроме того, вы можете предложить учащимся загружать документы на Google Диск. В этом случае вы можете создать папку курса. Если вы хотите, чтобы учащиеся не видели работы друг друга, вы можете создать подпапки для каждого отдельного учащегося. Если анонимность не важна, учащиеся могут публиковать свои работы на дискуссионном форуме Blackboard.
- Инструмент заданий в Blackboard: , если важна анонимность, вы можете создавать задания в Blackboard, и учащиеся могут щелкнуть ссылку, чтобы загрузить свою работу. Это решение позволяет комментировать и оценивать онлайн, поэтому вам не нужно загружать задания и отправлять их обратно по электронной почте.
- Соглашения об именах документов: Обязательно сообщите учащимся предпочитаемый вами формат названий документов, которые они вам отправят. В противном случае вы можете получить много документов с именем «Doc1».
- Требования к формату документа: Сообщите учащимся предпочитаемый формат документа. Если вы этого не сделаете, учащиеся могут отправлять вам документы в формате, который вы не можете открыть, и решение этой проблемы увеличит вашу коммуникационную нагрузку.
- Гибкость крайнего срока: Вам может потребоваться быть более гибким, чем обычно, во время перерыва в курсе, поскольку учащимся может потребоваться некоторое время, чтобы привыкнуть к этому новому стилю обучения. Желательно как можно раньше сообщить учащимся, когда сообщать о том, что у них возникли трудности с заданием или технологией.
- Тесты и викторины: Предпочтительным методом оценивания учащихся могут быть тесты и викторины, а не письменные задания.
В Blackboard есть встроенный инструмент тестирования, который можно использовать для создания оценок. Этот инструмент также может автоматически оценивать вопросы с несколькими вариантами ответов, что может быть эффективным способом предоставить учащимся числовую обратную связь и облегчить часть вашей нагрузки по оценке, пока вы управляете коммуникацией и созданием контента. Онлайн-тесты можно настроить таким образом, чтобы каждый учащийся получал вопросы и ответы в разном порядке. Тесты также могут быть рассчитаны по времени и назначены требуемый пароль.
- Предоставление отзывов — Давая задание, лучше всего сообщать учащимся, когда они могут ожидать от вас отзывов и какого рода отзывов они могут ожидать. Как и в случае с вашим планом коммуникации, лучше быть реалистичным с точки зрения времени выполнения. Обратная связь может быть предоставлена в письменной форме, но с помощью таких инструментов, как снимок экрана, вы можете предоставить видеоотзыв о работе учащихся.
Выбор инструментов
Компания Fordham ITAC определила ряд полезных инструментов и руководств для размещения контента в Интернете. При выборе инструмента для использования в Интернете важно учитывать следующее:
Пригодность: вы можете подумать, служат ли инструменты вашим учебным целям. Например, многие из ваших учеников могут использовать соц. Подойдет ли использование такого инструмента для вашего онлайн-класса?
Простота использования: Принимая решение о выборе инструмента, обязательно оценивайте его как непользовательский. Постарайтесь определить, насколько легко или сложно будет вашим учащимся достичь такого уровня компетентности с помощью инструмента, чтобы они могли использовать его для эффективного обучения и конструктивного участия.
Доступность: обязательно выбирайте инструменты, которые доступны в соответствии с принципами универсального дизайна для обучения (UDL) гибкой, адаптируемой учебной программы для поддержки нескольких подходов к обучению и вовлечения всех учащихся, а также с точки зрения законодательных требований для удовлетворения конкретные потребности в доступности учащихся с ограниченными возможностями.
Необходимое оборудование: Возможно, вы захотите изучить доступ ваших учащихся к технологиям при выборе инструментов. Например, не все учащиеся могут иметь доступ к веб-камерам или микрофонам, что помешает им проводить веб-конференции.
Объяснение всех 10 типов электронного обучения
Некоторые ученые в области образования определили типы электронного обучения в соответствии с инструментами обучения, в то время как другие решили сосредоточиться на различных показателях, таких как синхронность и содержание обучения. В этой статье мы разделим все эти выводы на 10 легко различимых типов электронного обучения.
Это 10 различных типов электронного обучения:
Типы электронного обучения
В качестве альтернативы, некоторые ученые в области образования предпочли более простую классификацию типов электронного обучения. Они выделяют только два основных типа электронного обучения: компьютерное электронное обучение и электронное обучение через Интернет . Этот метод классификации можно рассматривать как более точный, поскольку он отличает электронное обучение от онлайн-обучения, два из которых часто неправильно используются взаимозаменяемо. Некоторые формы электронного обучения, такие как CML и CAL, не обязательно должны проходить онлайн, но, тем не менее, они считаются типами электронного обучения.
1. Обучение, управляемое компьютером (CML)
В случае обучения, управляемого компьютером (CML), также известного как обучение, управляемое компьютером (CMI), компьютеры используются для управления и оценки процессов обучения. Системы обучения, управляемые компьютером , работают через информационные базы данных. Эти базы данных содержат биты информации, которую учащийся должен усвоить, а также ряд параметров ранжирования, которые позволяют индивидуализировать систему в соответствии с предпочтениями каждого учащегося. В результате двусторонней связи между учащимся и компьютером можно определить, достиг ли учащийся своих целей обучения на удовлетворительном уровне. Если нет, то процессы могут повторяться до тех пор, пока учащийся не достигнет желаемых целей обучения.
Кроме того, образовательные учреждения используют управляемые компьютером системы обучения для сохранения и извлечения информации, что помогает в управлении образованием. Это может означать такую информацию, как информация о лекциях, учебные материалы, оценки, информация об учебном плане, информация о зачислении среди прочего.
2. Компьютерное обучение (CAI)
Компьютерное обучение (CAI), также иногда называемое компьютерным обучением (CAL), представляет собой еще один тип электронного обучения, в котором компьютеры используются вместе с традиционным обучением. Это может означать интерактивное программное обеспечение для студентов или обучающее программное обеспечение, которое использовал Патрик Саппес из Стэнфордского университета в 19 году.66. В компьютерных методах обучения используется сочетание мультимедийных материалов, таких как текст, графика, звук и видео, для улучшения обучения. Основная ценность CAI – интерактивность: она позволяет учащимся стать активными учащимися, а не пассивными, используя различные методы, такие как викторины и другие компьютерные механизмы обучения и тестирования.
В настоящее время большинство школ, как онлайн, так и традиционных, используют различные варианты компьютерного обучения, чтобы способствовать развитию навыков и знаний у своих учеников.
3. Синхронное онлайн-обучение
Синхронное онлайн-обучение позволяет группам учащихся участвовать в учебной деятельности вместе в одно и то же время из любой точки мира. Синхронное онлайн-обучение в режиме реального времени часто включает онлайн-чаты и видеоконференции, поскольку эти инструменты позволяют обучающим участникам и преподавателям мгновенно задавать вопросы и отвечать на них, имея возможность общаться с другими участниками.
Такой вид онлайн-обучения, ориентированный на сообщество, стал возможен благодаря быстрому развитию технологий онлайн-обучения. До изобретения компьютерных сетей в 19 в.В 60-е годы по-настоящему синхронное электронное обучение было практически невозможно реализовать. В настоящее время синхронное электронное обучение считается очень выгодным, поскольку оно устраняет многие распространенные недостатки электронного обучения, такие как социальная изоляция и плохие отношения между учителем и учеником и между учениками. Синхронное электронное обучение в настоящее время является одним из самых популярных и быстро развивающихся видов электронного обучения.
4. Асинхронное онлайн-обучение
В случае асинхронного онлайн-обучения группы студентов учатся независимо друг от друга в разное время и в разных местах, без общения в реальном времени. Асинхронные методы электронного обучения часто считаются более ориентированными на учащихся, чем их синхронные аналоги, поскольку они дают учащимся больше гибкости.
По этим причинам учащиеся, у которых нет гибкого графика, часто предпочитают асинхронное электронное обучение, поскольку оно позволяет им использовать самостоятельное обучение. Они могут устанавливать свои собственные временные рамки для обучения, и они не обязаны учиться в определенные промежутки времени вместе с другими учениками.
До изобретения компьютерной системы PLATO все электронное обучение считалось асинхронным, поскольку не было доступных методов компьютерной сети. Однако в настоящее время, с появлением компьютеров и всемирной паутины, выбор между синхронным и асинхронным электронным обучением становится более сложной задачей, поскольку у каждого из них есть свои плюсы и минусы.
5. Фиксированное электронное обучение
Фиксированное электронное обучение — это причудливое название того, с чем вы, вероятно, уже знакомы. «Фиксированный» в этом контексте означает, что содержимое, используемое в процессе обучения, не меняется по сравнению с его исходным состоянием, и все участвующие учащиеся получают ту же информацию, что и все остальные. Материалы заранее определены учителями и не адаптируются к предпочтениям ученика.
Этот тип обучения был стандартом в традиционных классах на протяжении тысячелетий, но он не идеален в среде электронного обучения. Это связано с тем, что фиксированное электронное обучение не использует ценные данные в реальном времени, полученные от студентов. Анализ каждого учащегося индивидуально на основе его данных и внесение изменений в материалы в соответствии с этими данными приводит к лучшим результатам обучения для всех учащихся.
6. Адаптивное электронное обучение
Адаптивное электронное обучение — это новый и инновационный тип электронного обучения, который позволяет адаптировать и перерабатывать учебные материалы для каждого отдельного учащегося. Принимая во внимание ряд параметров, таких как успеваемость учащихся, цели, способности, навыки и характеристики, адаптивные инструменты электронного обучения позволяют сделать образование более индивидуализированным и ориентированным на учащихся, чем когда-либо прежде.
Сейчас мы находимся в моменте, когда лабораторные адаптивные методы обучения могут использоваться для математического секвенирования данных учащихся. Если все сделано правильно, это может означать новую эру в педагогической науке. Хотя этот тип электронного обучения может быть сложнее спланировать и реализовать, чем традиционные методы обучения, его потенциальная ценность и эффективность часто недооцениваются.
7. Линейное электронное обучение
Применительно к взаимодействию человека с компьютером линейная коммуникация означает, что информация без исключения передается от отправителя к получателю. В случае с электронным обучением это становится очень ограничивающим фактором, так как не допускает двустороннего общения между преподавателями и студентами. Этот тип электронного обучения имеет свое место в образовании, хотя со временем становится менее актуальным. Отправка обучающих материалов учащимся через теле- и радиопрограммы — классические примеры линейного электронного обучения.
8. Интерактивное онлайн-обучение
Интерактивное электронное обучение позволяет отправителям становиться получателями и наоборот, эффективно обеспечивая двусторонний канал связи между вовлеченными сторонами. Из отправленных и полученных сообщений учителя и ученики могут вносить изменения в свои методы преподавания и обучения. По этой причине интерактивное электронное обучение значительно более популярно, чем линейное, поскольку оно позволяет учителям и ученикам более свободно общаться друг с другом.
9. Индивидуальное онлайн-обучение
Индивидуальное обучение в данном контексте относится к количеству учащихся, участвующих в достижении целей обучения, а не к ориентированности материала на студента. Этот тип обучения был нормой в традиционных классах на протяжении тысячелетий. При индивидуальном обучении учащиеся изучают учебные материалы самостоятельно (индивидуально), и от них ожидается самостоятельное достижение целей обучения.
Этот тип обучения не идеален для развития коммуникативных навыков и способностей к работе в команде у студентов, так как в значительной степени ориентирован на обучение студентов самостоятельно, без общения с другими студентами. Следовательно, необходим более современный подход, чтобы вытеснить коммуникативные навыки и умения.
10. Совместное онлайн-обучение
Совместное электронное обучение — это современный метод обучения, с помощью которого несколько учащихся вместе учатся и достигают своих целей обучения. Студенты должны работать вместе и практиковать командную работу, чтобы достичь своих общих целей обучения.
Это достигается за счет формирования эффективных групп, в которых каждый учащийся должен учитывать сильные и слабые стороны другого учащегося. Это повышает коммуникативные навыки, навыки работы в команде студентов. Совместное электронное обучение расширяет идею о том, что знания лучше всего развиваются внутри группы людей, где они могут взаимодействовать и учиться друг у друга.
Хотя этот тип обучения чаще используется в традиционных классах, чем на онлайн-курсах, он по-прежнему является допустимым типом электронного обучения, которое может быть очень эффективным, если все сделано правильно.
Какие существуют виды онлайн-обучения?
Узнайте о вариантах обучения и системах предоставления образования, доступных для студентов, желающих полностью онлайн-степеней и программ смешанного обучения.
Поделиться этой статьей
- Онлайн-учащиеся могут найти формат обучения, соответствующий их индивидуальным требованиям.
- От новичков до ветеранов высшего образования — есть варианты, соответствующие их потребностям.
- Многие программы предлагают учащимся смешанное обучение, сочетающее очное и онлайн-обучение.
Типы программ онлайн-обучения
По мере расширения программ онлайн-обучения за последнее десятилетие увеличилось разнообразие форматов и вариантов доставки. Они предназначены для удовлетворения потребностей учащихся благодаря разнообразному расписанию, структуре уроков и вариантам расположения. Теперь учащиеся могут найти множество различных вариантов в лучших онлайн-школах.
Продолжайте читать, чтобы узнать о некоторых из лучших типов онлайн-обучения для получения аккредитованных степеней на каждом уровне.
www.bestcolleges.com — это сайт, поддерживаемый рекламой. Рекомендуемые или доверенные партнерские программы, а также все результаты поиска, поиска или подбора школ предназначены для школ, которые выплачивают нам компенсацию. Эта компенсация не влияет на рейтинги наших школ, справочники ресурсов или другую независимую от редакции информацию, опубликованную на этом сайте.
Готовы отправиться в путешествие?
Синхронный и асинхронный
Большинство учащихся, рассматривающих варианты онлайн-обучения, знают о синхронных и асинхронных форматах курсов, поскольку многие школы обычно используют оба.
Синхронные программы требуют, чтобы студенты участвовали в живых виртуальных классах, где студенты и преподаватели встречаются в режиме реального времени для чтения лекций. Эти программы часто нравятся студентам, которые хотят получить «настоящий» опыт колледжа, но им необходимо учиться онлайн из-за личных или профессиональных факторов.
Некоторые школы предлагают смешанные синхронные курсы, которые позволяют учащимся онлайн и в кампусе учиться вместе во время занятий в режиме реального времени.
Асинхронные программы, наоборот, содержат предварительно записанные лекции, которые позволяют учащимся выполнять задания в классе в то время, которое лучше всего соответствует их расписанию. Учащиеся с плотным графиком, которые не могут вписать случайное время занятий в свои существующие обязанности, часто предпочитают асинхронные программы из-за их дополнительной гибкости.
В целом асинхронные и синхронные программы стоят одинаково.
Synchronous Pros : обеспечивает отличный метод обучения для получения степени, ориентированной на разговорную речь, например иностранные языки, общение или консультирование.
Synchronous Cons : Требует, чтобы учащиеся входили в систему в определенные дни в установленное время. Это может затруднить адаптацию в школе к существующим личным и профессиональным обязанностям.
Асинхронные профи : Обеспечивает большую гибкость, но при этом поощряет регулярное взаимодействие с однокурсниками и преподавателями.
Асинхронные минусы : Иногда может показаться менее личным, поскольку учащиеся редко взаимодействуют со сверстниками и учителями в режиме реального времени.
Открытое расписание
Поначалу занятия с открытым расписанием могут показаться похожими на варианты асинхронного обучения. Однако ключевые различия существуют.
Хотя учащимся, использующим открытое расписание, не нужно входить в систему в определенное время, и вместо этого они могут смотреть предварительно записанные лекции, у них также нет крайних сроков в течение всего семестра. Вместо этого студенты должны просто выполнить все задания к концу семестра.
Открытое расписание можно использовать на любом академическом уровне, хотя нетрадиционные учащиеся — в отличие от недавних выпускников средней школы — обычно лучше справляются с этим менее структурированным методом обучения. Занятия по открытому графику иногда могут стоить меньше, чем другие, поскольку студенты могут решать, как быстро они завершат курсовую работу.
Плюсы открытого расписания : Максимальная гибкость для студентов, которые иначе не смогли бы вписать учебные курсы колледжа в свои расписания.
Минусы открытого расписания : Курсовая работа с открытым расписанием иногда может показаться одинокой, поскольку студенты не обязаны встречаться со своими сверстниками или преподавателями в течение семестра.
Смешанный
Смешанные курсы, также известные как гибридные программы, позволяют учащимся завершить свое образование как онлайн, так и лично.
Многие студенты, решившие записаться на предмет, требующий лабораторных занятий или компонентов практического обучения, получают смешанную степень, поскольку некоторые из этих тем не переводятся в онлайн-обучение.
Смешанные программы лучше всего подходят для студентов, которым нравятся лучшие форматы обучения в кампусе и онлайн. Они также могут подойти тем, кто изучает темы STEM с большим количеством научных классов. Смешанная курсовая работа подходит для студентов любого академического уровня.
Смешанные преимущества : Позволяет учащимся изучать как онлайн, так и очно, независимо от того, полностью ли они зависят друг от друга.
Смешанные минусы : Студенты, которые хотят получить степень полностью онлайн, могут найти это невозможным из-за своей предметной области. Это делает смешанное обучение необходимостью, а не желаемым выбором.
Массовые открытые онлайн-курсы
Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) представляют собой индивидуальные занятия, которые доступны и бесплатны для всех желающих.
Эти управляемые компьютером учебные программы обычно включают в себя предварительно записанные лекции, дискуссионные форумы, чтение и компьютерные оценки, которые иногда могут привести к получению сертификата за небольшую плату.
Многие компании, такие как Google и Microsoft, предлагают МООК по темам, защищенным товарными знаками. Университеты также предлагают МООК, в том числе Гарвард, Массачусетский технологический институт и Стэнфорд. Многие студенты используют МООК как форму непрерывного образования и берут их на онлайн-платформах курсов, таких как Coursera, Udacity и edX.
MOOC Pros : MOOC бесплатны, что делает их доступными для всех, кто хочет освоить новый навык или расширить знания по другому предмету. К ним также можно получить доступ в любое время.
Минусы МООК : МООК часто могут показаться безличными, поскольку ими управляют компьютерные системы, а не настоящие профессора и ассистенты преподавателей.
Стили онлайн-обучения
Онлайновые и смешанные образовательные программы обычно используют разные стили обучения в зависимости от таких факторов, как уровень образования, размер класса и желаемые результаты обучения. В этом разделе рассматриваются несколько популярных стилей онлайн-обучения.
Модель вращения
Модель ротации позволяет преподавателям продвигать студентов через несколько различных типов учебной деятельности в рамках своего класса. Вместо того, чтобы полностью зависеть от одной формы обучения, модель ротации позволяет как учащимся, так и преподавателям участвовать в различных условиях и стилях обучения в течение семестра.
Ротационная модель одинаково используется в школах K-12 и высших учебных заведениях. Она может включать в себя различные виды учебной деятельности.
Пример модели вращения
В рамках ротации станций одна группа учащихся проходит через несколько разных станций в течение одного учебного периода.
Например, студенты могут начать занятие один на один или в небольшой группе со своим профессором, а затем перейти на лабораторную станцию. Оттуда они могут провести остаток урока, участвуя в самостоятельном обучении.
Модель перевернутого класса
Размышляя о традиционной модели обучения в классе, профессора используют время занятий для проведения лекций и обзора материалов. Затем они назначают домашнее задание, которое учащиеся выполняют до следующего занятия.
Модель перевернутого класса заменяет эти методы, предоставляя предварительно записанные лекции, которые учащиеся могут смотреть в свободное время. Время в классе зарезервировано для того, чтобы уделять особое внимание и контролировать то, что традиционно считается домашним заданием.
Пример перевернутой модели класса
В модели перевернутого класса студенты приходят в класс, уже прочитав лекцию профессора. Они задают вопросы, получают разъяснения по вопросам, которые им непонятны, и работают напрямую с преподавателем, чтобы максимально использовать возможности занятия. Они также могут работать над заданиями с инструктором поблизости, если что-то покажется неясным.
Гибкая модель
Гибкая модель очень похожа на смешанное или гибридное обучение, но в ней особое внимание уделяется выполнению базовых курсовых работ онлайн и более продвинутых занятий лицом к лицу со сверстниками и преподавателями. Это позволяет учащимся получать пользу от живых учебных занятий. И это дает им возможность лично задавать вопросы по темам, которые считаются более сложными.
Пример гибкой модели
Учащиеся, выбравшие гибкую модель, могут пройти три занятия лично и два онлайн, что обеспечивает как гибкость, так и структуру. Они учатся в своем собственном темпе при онлайн-обучении и могут просматривать предварительно записанные лекции. Их личные занятия обеспечивают прямое взаимодействие с преподавателями и однокурсниками.
А ля карт Модель
Модель a la carte поддерживает студентов, которые посещают большую часть своих занятий лично, но хотят дополнить свое обучение парой онлайн-занятий.
Эта модель хорошо подходит для студентов, которые чувствуют себя комфортно, изучая основные, обязательные темы лично, изучая факультативы и общеобразовательные курсы онлайн. Часто это лучше всего работает для студентов, проучившихся не менее одного года.
Пример модели A La Carte
Студент, обучающийся по программе получения степени инженера-механика, может счесть очное обучение полезным, когда речь идет о передовых инженерных темах, требующих более подробного объяснения и подробного изучения. Тем не менее, они чувствуют себя уверенно, посещая такие занятия, как западная цивилизация, которые напрямую не связаны с их специальностью, онлайн в более гибкой обстановке.
Расширенная виртуальная модель
Усовершенствованная виртуальная модель может отлично подойти для студентов, которые хотят учиться в основном онлайн, но при этом хотят время от времени встречаться лицом к лицу со своими преподавателями.
Этот стиль обучения часто поддерживает основные направления, когда большую часть курсовой работы можно выполнить виртуально, но учащимся иногда необходимо посещать кампус для овладения определенными навыками и/или знаниями. Он также поддерживает тех, кто хотя бы хочет встретиться со своими коллегами и профессорами, но не может регулярно посещать кампус.
Пример расширенной виртуальной модели
Многие ученые степени используют расширенную виртуальную модель, позволяющую студентам выполнять большую часть своей курсовой работы онлайн, но включающую интенсивные занятия в кампусе продолжительностью от 2 до 7 дней. Этот опыт позволяет учащимся осмысленно взаимодействовать с курсовой работой и друг с другом, не отвлекаясь от личных и профессиональных обязанностей.
Какой формат онлайн-обучения мне подходит?
Лучший формат для… | Формат обучения | Основные характеристики |
---|---|---|
Практические ученики | Смешанный |
|
Гибкость расписания | Асинхронный |
|
Доступность | МООК |
|
Автостартер | Обогащенный виртуальный |
|
Те, кто ищет «опыт колледжа» | Гибкий |
|
Часто задаваемые вопросы о типах онлайн-образования
обычно обеспечивают большую гибкость для студентов с существующими личными и профессиональными обязанностями. Однако учащимся не следует недооценивать количество времени, которое им потребуется потратить на выполнение требований класса.
Большинство школ предлагают учащимся посвящать от 10 до 15 часов в классе с тремя кредитами каждую неделю просмотру лекций, участию в обсуждениях и выполнению заданий.
Тем не менее, отсутствие необходимости посещать очные занятия в определенное время может облегчить соискателям степени соответствие требованиям существующего расписания. Учащиеся не могут посещать занятия в кампусе по выходным, но могут смотреть предварительно записанные лекции.
В онлайн-обучении распространены как асинхронные, так и синхронные курсы, и на некоторых степенях используются оба метода для курсовой работы. Асинхронные программы позволяют учащимся смотреть предварительно записанные лекции в удобное для них время.
Синхронные курсы проходят в режиме реального времени и требуют, чтобы онлайн-студенты входили в систему в определенное время, чтобы участвовать в живых лекциях и дискуссиях. Эти типы занятий могут помочь укрепить товарищеские отношения со студентами и преподавателями, но занятым учащимся может быть трудно их планировать.
Учащиеся, которые ищут онлайн-программы для продолжения образования, а не программу полного обучения, часто выбирают МООК, поскольку они доступны бесплатно. Студенты иногда платят небольшую плату, чтобы получить сертификат в выбранной ими предметной области.
Студенты, заинтересованные в завершении полной программы обучения, обычно обнаруживают, что государственные колледжи и университеты в штате их проживания предлагают самую дешевую плату за обучение. Тем не менее, некоторые онлайн-школы позволяют учащимся оплачивать обучение в штате независимо от того, где они живут.
Бесчисленное количество колледжей и университетов теперь предлагают полностью онлайн-программы на каждом уровне, что позволяет студентам легко находить различные варианты для удовлетворения своих потребностей. Тем не менее, некоторые программы по-прежнему требуют некоторых личных компонентов. Например, учащиеся, желающие получить степень бакалавра в области сестринского дела, должны посетить кампус, чтобы выполнить лабораторные требования.
Заинтересованные учащиеся должны указать выбранную ими область обучения, прежде чем тщательно изучать варианты онлайн-обучения. Полностью онлайновую или смешанную программу обычно можно найти в различных ценовых категориях.
Поскольку программы онлайн-обучения стали более распространенными, многие стипендии больше не различают очное и виртуальное обучение.
В дополнение к наградам непосредственно от университета/академического факультета, онлайн-студенты также могут найти стипендии, предоставляемые местными и государственными органами власти, профессиональными ассоциациями, некоммерческими организациями, благотворительными фондами и работодателями.
Поскольку онлайн-стипендии, как правило, являются конкурентоспособными, потенциальные студенты должны начать поиск заранее и подготовиться к подаче заявок на несколько различных наград.