Где учат на священников?
1 сентября у нас будет День знаний. Но только в школу родители приводят своих детей за ручку. А потом… А потом каждый выбирает себе дорогу по душе.
Накануне начала учебного года корр. газеты «Благовест» встретилась с ректором Рязанской православной духовной семинарии протоиереем Димитрием Гольцевым и приоткрыли двери в это уникальное учебное заведение, где учат на священников.
– Правильно, батюшка? Так можно сказать?
– Да, можно, ведь семинария – это высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, которое готовит священнослужителей. Сюда поступают только те, кто хочет стать священником. На это епархия выделяет определенные средства. Если человек просто хочет получить богословское образование, для этого есть кафедры теологии, вот в нашем, например, РГУ или в других городах. В семинарии готовят в первую очередь священнослужителей, а не богословов. Если священнослужитель хочет, помимо того, быть богословом – пожалуйста, он может продолжить свою учебу.
– Что еще нужно для поступления в семинарию?
– Иметь образование не ниже среднего, колледжа, техникума; нужны также определенные медицинские справки, отсутствие судимости. Не иметь канонических препятствий. Например, священник не должен быть два раза женат. Обязательно абитуриент должен предоставить характеристику – рекомендацию от священника, который хорошо знает его духовные и нравственные качества. При этом, если поступающий из другой епархии, то он должен эту рекомендацию заверить и у епархиального архиерея.
– Таких ребят много?
– Вполне достаточно. Конечно, это прежде всего юноши из Касимовской и Скопинской епархий, но есть и из Липецкой, Воронежской и даже Сурожской – из Великобритании. Престиж нашей семинарии довольно-таки высок.
– Как же решился семинарист из Англии покинуть свою страну на столь долгое время?
– Он и не покидал ее. Ведь у нас предусмотрены различные формы обучения. Кроме очного, есть заочное обучение и экстернат. Бывает, что хороший человек получил светское образование, женился, начал работать, а потом решил стать священником, получил направление… Что с ним делать, нельзя же его на очное отделение, он же должен содержать и семью… Для таких у нас и предусмотрена форма обучения – экстернат. А свободные, неженатые, конечно, должны учиться очно. Потому что очное образование по качеству не сравнить с заочным и с экстернатом, и практика показывает, что 99 процентов очников становятся хорошими священниками. К ним потом, во время службы, нет никаких претензий со стороны епархиального архиерея, управляющего… А вот у заочников, которых мы видим только на экзаменах, бывает, в течение обучения выявляются какие-то отрицательные качества, неприемлемые для священнослужителя, и нам приходится с такими людьми расставаться. Не дай Бог, если этот человек доучится до конца, станет священником, а потом возникнут проблемы. Поэтому лучше всего, конечно, обучение очное.
Но и дистанционное обучение, заочное, тоже совершенствуется. В прошлом учебном году мы при дистанционном обучении попробовали применять систему ежемесячного тестирования, которая дает возможность заочникам и студентам экстерната готовиться к экзаменам постепенно, а не за два дня до них.
Кроме того, у всех наших студентов-очников есть планшеты с выходом в интернет, где закачан весь объем учебных пособий, чтобы студенты, где бы они ни находились, имели возможность их прочитать. Естественно, и заочники могут пользоваться всеми этими современными средствами коммуникации.
– Батюшка, но давайте все-таки вернемся к началу. Как театр начинается с вешалки, так и всякое учебное заведение (теперь даже и первый класс) для учащегося начинается с экзамена. Какие экзамены сдают будущие семинаристы, которые принесли все необходимые характеристики и справки?
– В первый день наши абитуриенты пишут сочинения, в том числе и на духовные темы. На следующий день они сдают устный экзамен, включающий и собеседование. Ребята должны знать ряд молитв, тропарей, Закон Божий. Всё это есть в вопросах для поступающих. Вообще человек, поступающий в семинарию, как минимум, должен быть человеком верующим. А человек верующий должен молиться, хотя бы утром и вечером, должен причащаться и перед этим читать молитвы ко Святому Причащению. Поэтому, если он всё это читает регулярно, то для него не составит труда вспомнить те молитвы, которые стоят как экзаменационные. Кроме того, верующий человек должен читать Священное Писание: и Ветхий, и Новый Завет, и, естественно, персонажей библейских должен знать, основные библейские события… Это тоже спрашивается на экзамене. Ведь как человек сможет учиться, если никогда Библию не открывал? Поэтому можно сказать, что экзамены не очень сложные, но к ним надо готовиться и подходить с полной ответственностью.
Корр. газеты «Благовест».
См. далее – Священное Писание Ветхого Завета: курс лекций
Школа послушания, или Где учат на священников?
Церковные вузы принадлежат Русской православной церкви (РПЦ), а не Минобрнауки. Часть учебных заведений — духовные академии и семинарии — готовит церковнослужителей и священников. Другие, “условно светские”, университеты и институты — богословов, религиоведов, юристов и даже “социальных работников” (как, например, Московский православный институт имени Иоанна Богослова).
70% студентов духовных академий (могут включать бакалавриат, магистратуру, аспирантуру и т. д.) или семинарий (бакалавриат, ранее — специалитет) — будущие священники и епископы. Преподавать идут далеко не все. Эти учебные заведения принимают на обучение не каждого желающего, ряд из них — только мальчиков. Всё зависит от того, есть ли в вузе кафедры или факультеты, на которых девочки могут обучаться, — это иконопись, регентская школа (готовят дирижёров церковных хоров) или школа золотого шитья. Если академия или семинария готовит только церковнослужителей (тех, кто выполняет определённую работу в храме, например, помогает на богослужениях, занимается социальной и миссионерской работой, катехизаторством, но при этом не имеет священного сана) и священников (проводят богослужения, имеют сан), то девочки, соответственно, поступить туда не могут.
Для того чтобы стать семинаристом, требуется не только сдать ЕГЭ по необходимым предметам — это может быть русский язык, история или, например, обществознание, но также и внутренние экзамены вуза: библейская история, основы веры и богослужебный устав. Также студенты должны предъявить рекомендацию в духовную школу от священника своего прихода (это будет гарантом того, что человек в Церковь идёт не “с улицы”), пройти собеседование (в некоторых вузах их несколько) и медицинское освидетельствование.
Как рассказал источник из Московской духовной академии, рекомендацию и характеристику не может получить малознакомый приходскому священнику человек: за каждого абитуриента священнослужитель отвечает лично.
— Если вы придёте “с улицы”, то священник скажет: “Походи сначала в церковь, я посмотрю, что ты за человек. Мы будем беседовать, ты исповедуешься, и тогда я пойму, можешь ли ты быть студентом семинарии”.
А медицинское освидетельствование проводится, в том числе, и для того, чтобы убедиться, что никаких внешних изменений тела у абитуриента нет. То есть инвалиду священный сан не принять.
— У будущего священника или церковнослужителя не может быть дефектов — это отсутствие каких-либо частей тела, даже пальца. Для Бога все равны, но важно, чтобы в процессе богослужения всё проходило гладко: недопустимо, чтобы из-за проблем со здоровьем уронили икону или свечу, — обратил внимание источник в столичном церковном вузе.
Собеседование будущий служитель Церкви пройти должен обязательно — с ним беседуют и преподаватели, и, как в Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА), сам ректор.
— У нас абитуриентам нужно пройти три собеседования. Первое проходит с духовником академии. У нас это совершенно замечательный человек, настоятель одного из знаменитейших городских храмов протоиерей Вячеслав Харинов. Он смотрит на нравственную составляющую человека. Второе собеседование — с проректором по воспитательной работе, с проректором по учебной деятельности. Они разбираются в научных интересах абитуриента, расспрашивают о его образовательной мотивации. Третье — пожалуй, самое ответственное — собеседование проводит ректор, архиепископ Петергофский Амвросий. Он может спросить о чём угодно — это прошлая жизнь абитуриента, его планы или мечты, — говорит глава пресс-службы Санкт-Петербургской духовной академии Сергей Маляров.
На протяжении всего периода обучения в духовной школе вне зависимости от того, есть ли в ней кафедры или факультеты для девушек, учащиеся живут на её территории. Уезжать домой можно только на каникулы.
По словам Сергея Малярова, в Санкт-Петербургской академии, например, они проходят летом (два месяца), зимой (три недели рождественских каникул), а также ещё неделю после Пасхи.
— На этот период студенты покидают стены учебного заведения, и важно понимать, что за ними никто не следит. У нас действительно все ребята сознательные, никто просто не пойдёт к нам учиться, если он хочет гулять (в плохом смысле этого слова), пить и заниматься другими вещами, неприемлемыми для будущего священника или (если мы говорим о девушках) иконописца, — сказал Маляров.
Студентам, как уверил выпускник столичной духовной школы, почти никогда не ставят плохих оценок: преподаватель “натянет” до тройки.
— Если кто-то и ставит двойки, то только ради того, чтобы учащийся исправился, — пояснил источник в столичной академии. — Однокурсники всегда помогут. А отчисляют за дисциплину. Она в духовных школах строгая: нельзя курить и пить, приходить в стены вуза после 23:00 (время отбоя), пропускать богослужения (которые являются обязательными для всех). Также ребята должны носить форму — пиджак со стойкой.
В Московской духовной школе во время Великого поста, по словам одного из представителей вуза, нужно спрашивать разрешение на выезд в город.
— В этот период семинаристы должны больше думать о своей внутренней жизни, о своей душе, а потому наши наставники рекомендуют ограничить выезд из вуза. Однако ребята могут всё же выйти из стен академии, если напишут бумагу, в которой укажут причины и время посещения города, — говорит источник.
Учатся в Московской духовной семинарии с понедельника по субботу. День у студентов начинается в 7 утра. У некоторых подъём раньше, если человек несёт определённое послушание — это может быть пение в хоре, дежурство в столовой, богослужебная практика — помощь священникам, выпечка просфор.
В 8 утра общая молитва в столовой (10 минут), затем завтрак.
В 8:30 свободное время до 9:00. Большинство идёт к мощам Сергия Радонежского. Традиционно считается, что он покровитель студентов.
В 9 начинаются занятия — стандартные, как и у светских, пары.
В 13:30 обед. После снова занятия почти до вечера.
Ужин в 8 часов. После него все занимаются, чем хотят.
В 22:00 общая молитва в храме.
В 23:00 отбой.
В воскресенье обязательная утренняя служба — на неё ходят все. Исключение составляют только те ребята, у которых есть свои особые послушания, они вместо службы идут на работы.
После утренней службы — свободное время почти до самого вечера.
Существует также академический день — один раз в месяц даётся выходной, который выпадает на учебный день, рассказал собеседник из столичной духовной академии.
В церковных вузах существует распределение выпускников, в семинариях и духовных академиях оно обязательно.
— Если выяснится, что на Дальнем Востоке или Крайнем Севере не хватает священников, то выпускника туда и отправят. Он может оказаться в любой церкви России, всё зависит от обстоятельств.
Чтобы стать священником (это можно сделать как во время учебы, так и будучи выпускником вуза), нужно принять священный сан.
— Для этого необходимо в первую очередь желание служить Богу именно в этом качестве. Потом нужно окончить, как минимум, бакалавриат (рукополагают после третьего курса бакалавриата в исключительных случаях — при условии безупречной учёбы и прочих показателей у студента) и определиться с семейным положением — жениться либо принять монашеский постриг, — сказал Маляров.
Священник может быть женат, но венчаться с избранницей можно только до принятия сана. О решении вступить в брак учащийся пишет ректору своего вуза, в прошении он рассказывает, что хотел бы сделать супругой определённую “девицу”. После этого глава вуза встречается с будущими молодожёнами: “он разговаривает о серьёзности намерений пары и благословляет их на супружество”.
“В редких случаях ректор предлагает испытать отношения временем. Как правило, небольшим сроком — от месяца до полугода. Иногда пары действительно расходились, даже за такое короткое время”
— 70% браков заключается между студентами церковных вузов. Например, в нашей академии (где учатся и девушки, и молодые люди) чаще всего будущие муж с женой и знакомятся. Студенты постоянно где-то пересекаются, общаются, но нужно понимать, что за каждым действием будет идти более серьёзное: просто так никто ни с кем целоваться не будет. Здесь всё по-другому: если девушка нравится, то она априори рассматривается в качестве будущей супруги, — рассказали в СПбДА. — Конечно, никто не будет отчислять студентов за то, что они, например, поцелуются. Мы понимаем, что все учащиеся преследуют благие намерения и то, что они молодые и влюблённые.
Невесты будущих священников должны быть девственницами, это важное условие разрешения на брак. При этом, по заверениям представителя Санкт-Петербургской духовной академии, на “чистоту” никто никого не проверяет.
— Мы же не инквизиция. Всё строится на доверии, на совести каждого человека. Тем более с девушкой, так же как и с семинаристом, прежде чем дать добро на венчание, ректор беседует. Всегда видно, когда невеста искренне относится к избраннику, когда она истинно православная, понимает церковные каноны. Это очень важно — ей быть женой священника, это особая роль, — отметил Маляров.
— У наших преподавателей особенные глаза — им нельзя не верить и им нельзя врать. Они распознают ложь. Мы все им открываемся, и наши будущие жёны тоже, — сказал собеседник из Московской духовной академии. — У нас стены вуза чистые.
“Невеста должна быть ещё более серьёзным человеком по своей натуре, чем даже её жених. Он будет большую часть проводить в церкви, а она — дома, в православной традиции воспитывать детей. Она должна быть готовой к этому и к тому, что семейный достаток будет ниже среднего”
После того как женатый студент или выпускник получает священный сан, он снимает своё обручальное кольцо, тем самым показывая, что теперь его главная задача — служение Богу, поделился источник.
При этом священник, имеющий семью, никогда не станет епископом или патриархом.
— Сколько бы времени он ни посвящал Богу, он не сможет не думать и не заботиться о своей семье. Высокий чин в Церкви получают лишь монашествующие, — добавил собеседник. — Если священник не женат, но и монахом становиться не хочет (это предполагает соблюдение очень строгих обетов), то он может стать целибатным священником, то есть неженатым священнослужителем. Но это редкость.
Как стать священником – Университет Брешии
Священство – это больше, чем призвание; это призвание. Католическая церковь верит, что Бог говорит с некоторыми людьми и просит их посвятить свою жизнь служению Ему. При рукоположении душа человека претерпевает онтологическое изменение — изменение бытия, — которое навсегда оставляет неизгладимую печать на его душе. Однажды священник, всегда священник. Если вы услышали призыв к священству, читайте дальше, чтобы узнать больше о том, как стать священником.
Как стать священником?
Путь к епархиальному священству включает много этапов. Эти шаги могут варьироваться от епархии к епархии, но следуют общей программе формирования. Епархиальное священство отличается от священства религиозного ордена. Священники религиозного ордена живут в религиозных общинах и дают обеты послушания, целомудрия и бедности. В то время как священники религиозного ордена могут быть приходскими священниками, большинство священников во всем мире являются епархиальными священниками, которые наблюдают за приходами и приводят души ко Христу.
Стадия контакта аналогична периоду слежки. Если человек чувствует, что его, возможно, призвали к священству, ему следует связаться со своим пастором. В течение этого времени ему будет позволено вступить в отношения проницательности с епархией. Это означает, что он может регулярно говорить со своим священником о церковном призвании, изучать священство и встречаться с семинаристами, которые уже находятся в процессе формирования. Его также будут приглашать на ретриты, дискуссионные группы и другие семинары. На этом этапе мужчина должен участвовать в жизни своего местного прихода и сосредоточиться на своих ежедневных молитвах.
КандидатБолее формальные отношения формируются между потенциальным священником и его приходом, когда он заявляет о своих намерениях и становится кандидатом в священники. Это начало периода подачи заявок, когда проходят обширные собеседования и встречи с офисом по трудоустройству.
Семинарист По завершении собеседований и встреч приход спонсирует кандидата. Затем он поступит в теологическую семинарию, чтобы учиться на священство. На данный момент предполагаемый священник теперь называется семинаристом. Некоторые идут по пути получения диплома по богословию в Интернете перед тем, как поступить в семинарию.
После того, как семинарист закончил свое богословское образование, он рукоположен во временного диакона. Эта роль отличается от роли постоянного дьякона. Будущие священники служат в диаконе примерно год и на этом этапе дают обещания безбрачия и послушания своему епископу.
СвященствоПроцесс завершается обрядом рукоположения, и человек становится священником после долгих молитв и тяжелой работы.
Сколько времени это займет?
Сроки рукоположения могут отличаться от епархии к епархии. Большинство требует, чтобы кандидат получил степень бакалавра в колледже до выдвижения кандидатуры. Церковь требует, чтобы священники прошли от 20 до 24 кредитных часов по философии на уровне бакалавриата. Семинарский этап требует четырехлетнего обучения богословию в семинарии. После окончания семинарии священник около года служит переходным диаконом. Обычно от окончания колледжа до рукоположения проходит пять лет, при условии, что священник изучал философию на уровне бакалавриата. Если священник этого не сделал, к процессу добавляется дополнительный год, так как от него потребуется пройти год предтеологических исследований в семинарии.
Что я буду изучать?
Программы подготовки священников семинарии предназначены для подготовки святых служителей к изучению человеческого, духовного, интеллектуального и пастырского развития.
Развитие человека Эта область обучения помогает священнику понять свои сильные и слабые стороны. Семинаристов поощряют быть самосознательными личностями и заниматься целостными хобби и интересами, такими как искусство, чтение и физические упражнения. Благодаря этим усилиям священник научится совмещать в своей жизни работу, молитву и отдых.
Конечно, семинарист сосредоточится на укреплении своих отношений со Христом. Он выучит различные молитвы и духовные традиции и будет размышлять об учениях Бога и взаимосвязи между верой и личной духовностью.
Интеллектуальное развитиеВ семинарии священники изучают священные писания, литургическое богословие, моральное богословие, таинства, каноническое право, философию, а также древние и современные языки.
Пастырское развитие Священники должны хорошо знать Священные Писания, но они также должны оттачивать навыки, необходимые для руководства своей паствой. Семинаристы получают широкие возможности испытать на себе обязанности служителей в реальном мире, чтобы помочь им ознакомиться с ролью, которую они будут играть как священники. В течение учебного года каждый семинарист назначается для определенного служения, например, для обучения, посещения больных или служения бедным. Каждое лето каждого семинариста назначают в приход, где он живет с пастором и помогает пастору в служении.
Обряд посвящения
Посвящение в священники является одним из древнейших обрядов в католической церкви и совершает седьмое таинство. Рукоположение начинается после Евангелия. Кандидат вызывается диаконом, а затем кандидат представляется епископу. Епископ провозглашает избрание кандидата и произносит проповедь. После этого епископ проверяет кандидата, задавая ему ряд вопросов. Кандидат обещает целомудрие и послушание епископу, а затем ложится ниц на пол в жесте смирения. Присутствующие преклоняют колени и поют литанию святым. Затем происходит возложение рук, самый важный шаг. Епископ рукополагает каждого человека, возлагая руки на голову кандидата. За этими действиями следует молитва освящения. Завершение обряда включает в себя помазание рук, вручение даров и поцелуй мира.
Как стать священником
Священническое формирование фактически начинается в семье, продолжается в процессе различения, закрепляется в течение лет обучения в семинарии и пастырского опыта и подтверждается при рукоположении, где оно становится жизнью сотрудничества с Божьей благодатью и усилия человека.
Стать священником — значит взять свое чисто человеческое, смертное, греховное состояние, соединить его с благодатью Божией и собственным усилием и стать свидетелем преображения в alter Christus , что на латыни означает «другой Христос».
Кто такой священник?
Как « alter Christus, » священник призван свидетельствовать о Христе стаду, вверенному ему как их пастырю. Он служитель таинств, возвещатель слова, учитель веры и домостроитель Церкви. Священник призван сопровождать и вести вверенную его попечению паству через этот мир так, чтобы они могли достичь вечного Царства Небесного. Приходской священник, в частности, в первую очередь заботится о духовных потребностях своего народа, помогает им расти и развивать среди них чувство общности. Его цель состоит в том, чтобы созидать поместную Церковь в контексте более широкой Церкви и вдохновлять своих людей откликаться на свой особый призыв к святости.
Епархиальное священство против религиозных священников
Все католические священники призваны служить, проповедовать, учить, совершать таинства и пасти народ Божий. Все они проходят длительное образование в семинарии и обучаются в соответствии с каноническим правом для выполнения этой миссии, хотя уровень и объем обучения могут различаться. Между ними много общего, но не все католические священники одинаковы. Некоторые принадлежат к религиозному ордену, а другие являются епархиальными священниками.
Священники, являющиеся членами религиозного ордена (например, доминиканцы, францисканцы, иезуиты и трапписты среди многих, многих других), живут в общине, имеют правила жизни и дают обеты Бедности, Целомудрия и Послушания. Их называют религиозными священниками, и они посвящают свою жизнь служению Евангелию в качестве членов религиозной общины, а также людям и апостольствам, которым служит эта община.
Епархиальные священники, напротив, принадлежат к епархии или территории, а не к определенной религиозной общине или ордену. Они могут жить с другими священниками, но не живут в сообществе, не имеют правил жизни и берут обетования послушания, безбрачия и живут жизнью священника в простоте. Епархиальные священники, как правило, приходские священники, всю жизнь служащие в одной епархии, переходя из прихода в приход, помогая людям этой епархии попасть на небеса.
Как правило, если вас привлекает семейная жизнь (жить, работать, молиться, отдыхать, есть и даже отдыхать вместе), то, скорее всего, вам следует сначала изучить призвание к религиозной жизни. С другой стороны, если вы обнаружите, что вас больше привлекает соблюдение собственного графика, работа независимо, проживание с другими людьми больше в братстве в качестве соседей по комнате, чем в общине в качестве семьи, то вам, вероятно, следует сначала изучить епархиальное священство.
Общие требования для принятия в священство
Крещенные, конфирмованные и практикующие католики, желающие служить Богу и Его народу в качестве священника, должны обладать следующими общими качествами:
- Вера и любовь ко Христу и Его Церковь.
- Хорошие моральные качества.
- Диплом средней школы с хорошими академическими способностями.
- Эмоциональное равновесие и зрелость.
- Хорошее физическое здоровье.
- Психологическая готовность и способность выполнять устойчивые обязательства на протяжении всей жизни.
- Углубляющаяся привычка к молитве и сбалансированная религиозная жизнь.
- Зрелость для признания и готовность реагировать на потребности других.
- Готовность служить так, как он призван Богом, через своего Епископа.
- Развивающийся дух непривязанности, который помогает ему быть в мире, но не от мира.
- Свобода войти в это состояние в жизни.
- Быть в возрасте от 17 до 55 лет. (Редкие исключения рассматриваются в индивидуальном порядке)
- Иметь связь и знакомство с Арлингтонской епархией и людьми, с которыми кандидат чувствует себя призванным служить здесь в качестве будущего священника, т.