список вузов и колледжей Москвы, СПб и всей России
Профессия ювелира привлекает тех, у кого есть чувство стиля, способности к тонкой работе и, конечно, любовь к драгоценным металлам и камням. Некоторым просто нравится работать с красивыми украшениями, другие уверены, что в этой сфере много состоятельных клиентов и стабильно высокие заработки. В любом случае, если выпускник решил связать свою жизнь с этим делом, лучше заранее узнать, где учиться на ювелира в России.
Больше интересной информации, которая поможет определиться с профессиональным выбором, мы собрали в нашем телеграм-канале. И не забудьте про группу со скидками: акции и выгодные предложения помогут сэкономить.
Куда поступать на ювелира
Если абитуриент твёрдо решил связать свою жизнь с дизайном, изготовлением и ремонтом украшений, у него есть 2 варианта:
- ювелирные колледжи;
- вузы ювелирного дела.
Поступать в колледж на ювелира после 9-го класса стоит тем, кто хочет получить базовые теоретические знания и практические навыки и поскорее приступить к профессиональной деятельности. Если желаете глубже изучить специальность и получить фундаментальное образование, стоит выбрать ювелирный институт.
Специальность «ювелир» в колледже
По направлению «ювелир» ссузы готовят квалифицированных рабочих: раньше такое образование получали в училищах, а теперь — в техникумах.
Колледжи ювелирного дела в Москве
Тем, кто ищет, где учиться на ювелира после 9-го класса в столице, рекомендуем следующие учебные заведения:
- Колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже.
- Политехнический колледж имени П. А. Овчинникова.
- Первый Московский Образовательный Комплекс.
- Колледж предпринимательства №11.
- Колледж автоматизации и радиоэлектроники №27 имени П. М. Вострухина.
- Техникум художественных ремесел № 59.
В первом техникуме больше всего бюджетных мест, но и самый высокий проходной балл. Условия поступления зависят от конкретного колледжа: где-то нужно сдавать творческие экзамены, в других достаточно среднего балла аттестата.
Длительность обучения после одиннадцатого класса — 2 года, после девятого — 4.
Ювелирные колледжи СПб
В Питере мало профильных колледжей, где можно учиться на дизайнера ювелирных изделий:
- Художественно-профессиональный лицей Санкт-Петербурга имени Карла Фаберже.
- Отделение среднего профессионального образования Высшей школы народных искусств (академии).
В академии можно учиться только по контракту, бюджетных мест нет.
Ювелирные училища России
Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, ювелирному мастерству можно обучиться и в других регионах:
- Южно-Уральский государственный колледж.
- Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства.
- Пермский техникум профессиональных технологий и дизайна.
В этих ссузах на подготовку ювелиров выделают по 25 бюджетных мест, проходной балл — от 4.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
После каждого курса учащиеся проходят практикуСпециальность «ювелир»: вузы
Если вас интересует, где учиться профессии ювелира после 11-го класса, стоит выбирать среди университетов, связанных с искусством и дизайном.
Отдельной специальности «ювелирное дело» в российских вузах нет, но в отдельных университетах существуют образовательные программы, где учат работать с драгоценными металлами и камнями.
Ювелирные институты в Москве
В столице таких учебных заведений несколько:
- Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова.
- Российский государственный университет дизайна и технологий имени А. Н. Косыгина.
- Московский филиал Высшей школы народных искусств.
- Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС».
- Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе
- Школа дизайна при Высшей школе экономики.
Самый высокий конкурс на поступление в первых двух универах: у них большой опыт подготовки квалифицированных специалистов.
Ювелирные институты в Санкт-Петербурге
В Питере тоже есть, где учиться на ювелира:
- Санкт-Петербургский горный университет.
- Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица.
- Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
Чтобы поступить на ювелира, нужно сдать ЕГЭ по русскому и математике, третий предмет зависит от конкретного вуза.
Ювелирные университеты России
Институты ювелирного дела в других городах РФ также предлагают качественное образование, а цены на контракт доступнее, чем в Москве и Санкт-Петербурге:
- Уральский государственный архитектурно-художественный университет.
- Краснодарский государственный институт культуры.
- Донской государственный технический университет.
- Тольяттинский государственный университет.
- Иркутский национальный исследовательский технический университет.
- Костромской государственный университет.
- Уральский государственный горный университет.
Теперь вы знаете, как стать ювелиром и куда поступать. А чтобы хорошо учиться в выбранном техникуме или вузе, советуем не терять контакты студенческого сервиса: его эксперты помогут справиться с любыми учебными проблемами.
Где учиться на ювелира?
мая 31, 2021
В 2012-м году, когда я после университета спонтанно решила пойти учиться ювелирному делу, вариантов кроме колледжа особо не было (а получать платное второе высшее я не планировала). С тех пор появилось много мест с курсами и мастер-классами, и сейчас я считаю, что идти на 3-5 лет в колледж/институт за дипломом ювелира не обязательно*.
Поскольку вопрос “где выучиться на ювелира?” мне иногда всё ещё задают, я собрала небольшую подборку известных мне хороших мест в Москве и Санкт-Петербурге.
*Почему не нужно сразу идти в ювелирный колледж или институт?
Скорее всего вам нужны практические навыки и желательно побыстрее, а этому, на мой взгляд, лучше учиться сразу на практике и под руководством опытного мастера. Если хочется сделать пару обручальных колец или украшение в подарок маме, то получать диплом ради этого не стоит. Для формата “хочу попробовать работу с металлом и сделать несколько украшений” вполне подойдут разовые мастер-классы. А курс в несколько занятий поможет глубже разобраться в нужном направлении, будь то базовые техники работы с металлом, литьё, моделирование из воска или закрепка камней. Со временем вам станет понятно, нужно ли идти ли за дополнительными знаниями и дипломом, и куда именно (может быть вы захотите продолжить обучение в московском колледже, а может в Лондоне или Израиле).
Итак, где учиться на ювелира в Москве:
Артефакториум
Мастерская в самом центре города, на Новом Арбате. Проводят и разовые мастер-классы, и длительные курсы. Обучают не только основам работы с металлом, но и тому, как строить бренд, придумывать дизайн, продвигаться и рисовать. Есть курсы по горячей эмали, 3D-моделированию, работе с воском.
Есть коворкинг — можно арендовать верстак для работы и пользоваться оборудованием мастерской.
artefactorium.ru
instagram.com/artefactorium
Школа ювелиров Юрия Некрасова
Юрий Михайлович Некрасов преподавал в колледже, где я училась. Именно после его уроков я знаю, как правильно пилить лобзиком, что такое идеальная филигрань, как сделать нужный инструмент из кусочка металла и обрезка фанеры, и многое другое.
В 2016 год Юрий Михайлович открыл свою ювелирную школу, где проводит мастер-классы и курсы. В соцсетях школы, правда, небольшая неразбериха, поэтому я бы рекомендовала ориентироваться на сайт и писать/звонить, чтобы выяснить все подробности.
nekrasovjschool.ru
instagram.com/nekrasovjschool
Ювелирный цех
Мастерская на Таганской. Проводят много разных мастер-классов: изготовление обручальных колец, филигрань, кольца с камнями, моделирование из воска, ручное литьё, и несколько курсов — базовый общий курс, спецкурс по филиграни и закрепке камней.
jzeh.ru
instagram.com/jewelryzeh
Firma Smog
Мастерская на Алексеевской. К ним можно прийти вдвоём, чтобы сделать друг для друга обручальные кольца. А ещё у них можно сделать украшение по своему эскизу — сразу из металла или с дополнительным уроком по моделированию из воска.
firmasmog.ru/workshop
instagram.com/smog_masterklass
Арт-металлофон
Юлианна и Мария из мастерской Арт-металлофон обучают работе с горячей эмалью (офлайн и онлайн): перегородчатая и витражная эмаль, финифть. Ещё у них можно купить материалы для самостоятельной работы: эмаль, металлические глины, инструменты, листовой металл и проволоку.
art-metallofon.tilda.ws/mobile
instagram.com/art_metallofon
Ювелир Евгения Еланик иногда обучает литью и восковому моделированию, но нерегулярно, поэтому подробности лучше узнавать у неё лично (или ловить момент, когда информация о мастер-классе появится в соцсетях).
instagram.com/e.elanic
vk.com/eejewellery
Где учиться на ювелира в Санкт-Петербурге?
Таня Агафонова (Zzzojka) проводит индивидуальные курсы-интенсивы для начинающих по основам работы с металлом. И рассказывает, где купить нужные инструменты и как после обучения обустроить рабочее место.
zzzojka.ru/course
instagram.com/zzzojka
Яна из KOFS Jewellery проводит мастер-классы и авторские курсы по основам ювелирного дела, восковому моделированию и литью. Ещё она открыла коворкинг “Лобзик”, где можно арендовать рабочее место и оборудование.
instagram.com/lobzik_workshop
instagram.com/kofs_jewellery
Институты и колледжи я не добавляла в список, потому что совсем за ними не слежу. В колледже, где я училась, такой программы больше нет (как, впрочем, и колледжа — его присоединили к другому и там всё поменялось). Но в большой подборке про ювелирную учёбу от портала Ювелирум можно найти информацию и про ВУЗы, и про колледжи, и даже про обучение за границей.
Напишите в комментариях, если знаете ещё ювелирные школы, мастерские и коворкинги. Или вдруг вы сами где-то учились работать с металлом и хотите поделиться впечатлениями?
Алмазные исследования
Республика Саха (Якутия) — крупнейший субъект Российской Федерации, уникальный по своим природным условиям и территории. Якутская алмазоносная провинция является крупнейшей в России, на ее долю приходится 90% запасов алмазов, 95% добычи в России и 25% добычи алмазов в мире. Алмазы высокого качества – визитная карточка Республики Саха (Якутия). Студенты, профессионалы и все желающие имеют возможность принять участие в увлекательном образовательном проекте и соприкоснуться с сверкающим миром ювелирного искусства.
Приглашаем вас на увлекательный проект, включающий в свою программу весь путь от сортировки и обработки бриллиантов до перехода на сверкающие бриллиантовые украшения.
Модуль включает в себя лекции профессоров СВФУ и ведущих специалистов якутских алмазоторговых компаний, а также практические занятия. Помимо лекций, у участников будет возможность сделать украшения своими руками. Они огранят бриллиант на заводе в реальных производственных условиях и изготовят ювелирное изделие (например, кольцо) в ювелирной лаборатории Департамента технологии обработки драгоценных камней и драгоценных металлов под руководством опытных огранщиков и ювелиров. СВФУ — единственный в России вуз, который готовит кадры для всего сегмента алмазопровода, от разведки и добычи, продажи и огранки алмазов, до производства и продажи ювелирных изделий (до ювелирной розницы под брендами якутских компаний). Выпускники специальности «Технология обработки драгоценных камней и драгоценных металлов» работают на предприятиях алмазной отрасли: ОАО «АЛРОСА», НПК «ЭПЛ Даймонд», ООО «ДДК», Акционерное ювелирно-производственное предприятие «Золото Якутии». и т. д.
Партнеры Программы
EPL Diamond — крупнейший производитель бриллиантов в Якутии и третий по величине экспортер бриллиантов в РФ. На долю ЭПЛ приходится более 55% производства ювелирных изделий в Республике Саха (Якутия) и более 70% реализации ювелирных изделий в этой республике. https://epldiamond.ru/company/
Государственное хранилище драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Саха (Якутия). Он отвечает за покупку, хранение, продажу и использование драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий, горных пород и полезных ископаемых Государственным фондом.
Структура и содержание
Образовательная программа Diamonds Studies рассчитана на один семестр. Он включает в себя шесть Модулей, и вы можете выбрать среди них те, которые вам необходимо изучить.
- Физические свойства алмазов предоставляет возможность изучения физических свойств, кристаллической структуры, основы алмазов, методов распознавания и т. д. Занятия проводятся в форме лекций.
- Огранка и полировка алмазов Модуль проводится в гранильной лаборатории СВФУ, расположенной на гранильно-гранильном заводе компании «ЭПЛ Даймонд».
Студенты научатся окантовывать природные якутские бриллианты.
- 3D-моделирование и дизайн ювелирных изделий позволяет учащимся создать собственный дизайн с помощью программного обеспечения Jewel CAD и распечатать его 3D-модель.
- На курсе “Технология изготовления ювелирных изделий” учащиеся спецкурса могли самостоятельно изготовить украшение из латуни (например, кольцо). Допускается выбор материала и технологии изготовления украшения в зависимости от уровня мастерства студента.
- Практические занятия по специальному курсу Ювелирные бриллианты Оценка и оценка проводятся в Государственном депозитарии драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Саха (Якутия) с использованием представительных алмазных коллекций настоящих алмазов, добытых в Якутии. Студенты узнают, как оцениваются бриллианты, а также познакомятся с особенностями российского законодательства в сфере бриллиантов.
- Классификация необработанных алмазов лекций посвящены изучению российской классификации сортировки природных алмазов.
- Дополнительно предлагаем Русский язык курсы провели преподаватели кафедры русского языка как иностранного. Студенты будут разделены на группы по уровню владения русским языком. Более подробную информацию о курсах русского языка вы можете найти здесь https://www.s-vfu.ru/en/for_student/how-to-apply/ruslanguage/ Студенты программы обучения бриллиантам освобождены от платы за обучение Курсы русского языка. Студенты также могут посещать занятия по разговорному якутскому/эвенскому языку.
Стоимость обучения: зависит от выбора студентом определенных модулей (см. Таблицу содержания)
Продолжительность: Весенний семестр (февраль – май) 2023
Крайний срок регистрации: 10 декабря 2022 г.
АЛМАЗНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЕ
Весенний семестр 2022 г.
1 февраля – 31 мая
Модуль | Часы | Тип обучения | Кредиты | Язык обучения | Стоимость обучения, руб.![]() | |||
общий | контакт | независимое обучение | ||||||
1 | Физические свойства алмазов | 72 | 36 | 36 | Лекции | 2 | Английский | 36 000 |
2 | Огранка и полировка алмазов | 72 | 36 | 36 | Практическая подготовка | 2 | Английский | 36 000 |
3 | 3D-моделирование и дизайн ювелирных изделий | 72 | 36 | 36 | Практическая подготовка | 2 | Русский* | 36 000 |
4 | Технология изготовления ювелирных изделий | 72 | 36 | 36 | Практическая подготовка | 2 | Русский* | 36 000 |
5 | Классификация и оценка ювелирных бриллиантов | 72 | 36 | 36 | Практическая подготовка | 2 | Русский* | 36 000 |
6 | Классификация необработанных алмазов | 12 | 12 | – | Лекции | – | Английский | 9 000 |
Общий | 10 | 189 000 |
* Модули, преподаваемые на русском языке, могут быть обеспечены переводом на английский язык.
Научный координатор: Федотова Марина Николаевна, доцент кафедры технологии драгоценных камней и металлов, кандидат технических наук, ФТИ, e-mail: [email protected]
Если вы заинтересованы, пожалуйста, свяжитесь с нами по электронной почте: [email protected]
Москва, Кремль, Ильгиз Ф. и его драгоценности
В Кремлевской Успенской звоннице прошла выставка российского ювелира Ильгиза Фазулзянова «Драгоценности, вдохновленные природой».
Посетители до сих пор бережно хранят память о других ювелирных выставках, проходивших в Кремле ранее, таких как «Алмаз в русском авангарде», Фаберже, Болен, Картье и Лалик, так что это первый современный отечественный ювелир, чья персональная выставка была встречена московским Музеи Кремля.
Ильгиз Фазулзянов получил академическое художественное образование в Казанском художественном училище. Позже он принимал участие и побеждал в многочисленных международных ювелирных конкурсах, работал с аукционными домами Christie’s и Bonhams.
Ювелирные работы Ильгиза Фазулзянова в 2011 и 2013 годах завоевали Гран-при Международной премии в области ювелирного дизайна. Его бренд Ilgiz F. пользуется большой популярностью среди ценителей, а среди его клиентов немало знаменитостей.
Нечасто в Московском Кремле проходят ювелирные выставки. Как получилось, что ваши работы представлены в таком престижном месте?
Это было предложение от дирекции Музеев Московского Кремля — я сам не решался проявлять инициативу в этом отношении. Елена Гагарина, ознакомившись с моим творчеством, предложила сделать выставку в Музеях Московского Кремля. И в то же время Музеи Кремля купили пять моих работ: наборы «Вороны» и «Бабочки. Затмение», получившие Гран-при в Гонконге, затем «Стрекоза» и «Лопухи» (колье и кольцо).
В одном из своих интервью Елена Гагарина назвала вас гением, а некоторые называют вас русским Лаликом. Как вы относитесь к таким эпитетам?
Мое отношение обычное и бесстрастное. Когда я сижу на скамейке, я воспринимаю это как общественную сторону своей работы. Без пиара и рекламы не обойтись: на протяжении пяти дней показа к вам идет постоянный поток людей, вы даете интервью и вас снимают, вы слышите приятные и красивые слова. Кроме того, тот факт, что эти украшения произведены в России, у многих пробуждает патриотические чувства. Многие довольны, что мы умеем производить такие вещи.
T его понятно: из тех ювелиров, чьи работы выставлялись в Московском Кремле, Картье не наш, а Фаберже (и Болин) жили давно…
Ну по большому счету Фаберже тоже не наш. Фаберже был проницательным предпринимателем, который собрал в одном месте множество мастеров и мастерских и создал группу под названием Фаберже. В него входило огромное количество замечательных художников, в том числе такие имена, как Перхин, Овчинников, Сазиков и многие другие.
Вы работали во Франции, ваш бренд представлен в Париже, Женеве, Токио и Нью-Йорке. Сейчас вы рисуете циферблаты для швейцарских часов Bovet, и вас называют русским художником. Где ты принадлежишь? Каковы ваши собственные ощущения по этому поводу?
Как известно, за границей все выходцы из России автоматически считаются русскими, и там не поймут, кто ты по национальности. Я считаю себя человеком России, мне близки все народы, проживающие в этой стране, и я легко использую их традиции в своей работе.
Что помогает вам в работе?
Знание изобразительного искусства. Мой учитель был учеником Николая Фешина (мой любимый художник), так что я больше живописец. Мне нравится викторианское искусство и стиль ар-нуво, любимый французскими художниками. Они создавали красочные шедевры, полные гибких и мягких линий.
А как вы пришли к ювелирному искусству?
После художественной школы я открыл свою первую ювелирную мастерскую в Казанском Кремле. Я обратилась к украшениям из витража и батика и поняла, что это мое искусство. Я начала работать с драгоценными металлами и камнями, делая все сама, начиная с эскизов. Меня привлекла сложность изготовления украшений – я освоила все техники самостоятельно. В 19В 94 году я получил Гран-при на международном конкурсе молодых ювелиров в Пакистане, а после этого сотрудничал с Оружейной палатой и Алмазным фондом Московского Кремля, самостоятельно изучая работы ювелиров-старожилов и осваивая все техники.
Когда-то вы сказали, что если бы у вас было классическое ювелирное образование, вы бы чувствовали себя зажатыми в этих рамках, неспособными делать многое из того, что делаете сейчас.
Когда приемы работы укореняются в процессе обучения, люди следуют им, не отклоняясь от полученных знаний. Но если у вас нет таких техник, вы пытаетесь освоить свою, нарушая каноны и технологические ограничения — как это случилось со мной. Техника, которую я использую, практически противоречит всем технологическим правилам, установленным в ювелирных школах.
Как говорится, «так не делается».
Да, но я так делаю и считаю, что это правильно. Я не технолог, и каждая новая работа – это новые знания, исследования и новые технологические приемы. Я не думаю о том, как сделать, я просто получаю представление о том образе, который у меня есть. В своих работах я использую как старые техники, которые практиковал Фаберже, так и новые и разные стили и материалы. Однако я предпочитаю работать с горячей эмалью.
Сейчас все ювелиры вынуждены переходить на антикризисные программы, снижая издержки, используя полое золото или кристаллы Сваровски, а вы используете бриллианты и похоже не хотите экономить на материалах…
Художник может столкнуться только с одним типом кризиса – кризисом творчества. И если вам нужны материалы для создания предмета искусства, в том числе и бриллианты, вы должны достать эти камни, несмотря ни на какой кризис, и использовать их в своей работе. Я никогда не думал о цене. Для меня важно создавать то, что рождается в моей голове.
Сталкивались ли вы когда-нибудь с проблемой поиска покупателя, содержания семьи?
К счастью, благодаря судьбе, когда мне на что-то понадобились деньги, они всегда находились. Это не значит, конечно, что на меня падает какой-то «золотой дождь». Обычно это означает появление какого-то интересного проекта. Я дважды в жизни становился банкротом – оставался на мели. Однако меня это не напугало, а, наоборот, воодушевило. И я сразу же вернулся к своему обычному уровню. Мне кажется, все зависит от вашего внутреннего настроя. Мне нужен какой-то эмоциональный подъем, и мое тело настраивается на это. Я вырос в доме, который находился на слиянии двух рек Волги и Свияги. Со всех сторон нас окружал лес, и все свободное время я проводил у воды или в лесу. Я считаю себя человеком природы. Мои работы отражают жизненные ситуации, эмоции, состояния. Каждый из них как запись в дневнике, общение с каким-то человеком. Это творческая энергия, навязчивая идея что-то создать.
Вы сочетаете эмаль с бриллиантами, что довольно необычно. Одной из ваших наград стал диплом за лучшее украшение с бриллиантами – сет «Маки». Вы используете бриллианты почти всегда, даже когда кажется, что можно было бы обойтись и без них, так как они крошечные или их просто небольшая россыпь. Что бриллианты добавляют к вашим украшениям?
Это фон, вся эта работа построена на контрасте. Контраст – это любая жизненная ситуация, это добро и зло, свет и тень, это тепло маков и холод бриллиантов, алый цвет и нейтральность. Бриллианты для меня все равно, но я без них не могу. Это тоже своего рода живой камень. Пробовал вставлять синтетические камни – какой-то циркон, но не то. У бриллианта есть такое свойство – он знает, когда блеснуть. Если оно считает, что должно быть мерцание, оно дает мерцание, а если оно считает, что должен быть яркий свет, или искру, или вспышку, или игру огня, – оно дает и все это.
Вы имеете в виду, что он проявляет самоопределение – помимо той роли, которую вы ему отводите?
Конечно. При правильном использовании алмаз всегда играет вам на руку, словно оживает.
Вы упомянули цирконий – считается, что его трудно отличить даже специалистам…
Цирконий, если он светит, то светит всегда: он не будет где-то меркнуть, а где-то сверкать – это такой мёртвый свет. И бриллиант живой, и то и другое совершенно разные вещи.
А почему вы не используете, например, кристаллы Сваровски? Это потому, что вы перфекционист и любите лучшее?
Я ими не пользуюсь и никогда не буду – пользуюсь живыми вещами.
Как насчет граненого стекла, разве оно не живое?
Может и так – по своей природе, но по свету он ближе к синтетическим вещам, чем к натуральным. Я думаю, что это происходит после специфической обработки, которой он подвергается.
А вы думали об использовании цветных бриллиантов? У них довольно редкие оттенки.
Я ими пользуюсь, правда не так часто – они вообще редкость в природе, а что касается искусственно окрашенных бриллиантов, то я их не люблю.