Хотьково училище художественное: ahpkv.ru — Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В.М.Васнецова

Училище » Скульптор Сергей Казанцев

Дорога скульптора.

Поступление в художественное училище


Воспоминания скульптора Сергея Казанцева

Господь по другому пути повел

С 14 лет мне стало стыдно за свои бандитские выходки и чувство стыда привело меня в Дом пионеров. Начал ходить в студию рисования, бесплатно. Это сейчас платно всё. Мне очень повезло, а ведь у меня приятели были, которые гадость делали, с таким удовольствием, и они даже не подозревали, что это стыдно. Если бы не было Дома пионеров, так бы и метался дальше. 

В Доме пионеров у меня были успехи в рисовании и мне сказали, что я могу быть художником. Сам руководитель сказал! Я в этот момент пережил изумление. Я знал, что у меня только один путь – слесарь, токарь, тюрьма (смеётся). А для нас художники были, как небожители. Тогда было такое воспитание, что мы с уважением относились к таким вещам. Это сейчас никого не удивишь. А тогда почему-то культ был. Помню, в малолетстве, мне лет 15 было, кто-то сказал, что в том доме живет художник с дочерями, для меня они были как ангелы, богини, это же дочери художника. Художника! У меня же вообще ничего не было. Кроме, брата Евгения, который с 13 лет уже пьяный ходил, у нас соседи его напаивали. Никаких просветов в жизни не было.

Я как все, думал пойти учиться на сварщика. А моя мать сказала – «Поступишь на сварщика, домой можешь не приходить». Мудрая у меня мать была. А мой приятель пошёл в училище на сварщика после 8 класса, через год он был уже алкаш. Профессиональный алкоголик. А мне мать сказала – нет. И я понял, что мне туда не надо. 

Брат Виктор работал машинистом, ездил по станциям, рассказал мне, что видел на станции Хотьково объявление о приеме в Художественное училище, а для меня это вообще открытие было, что художественные училища существуют. И я сразу – а как, чего, где? В 15 лет меня из школы выгоняли глобально, и мне пришлось срочно идти, искать художественное училище. И на следующий день поехал в Абрамцево.

Я приехал на станцию в Хотьково в чем был, без гроша в кармане. Сошел с поезда, оглянулся – училища нигде не видно. А спросить боялся, потому что знал, что в незнакомом городе запросто могут побить, дать дрозда чужаку. Около часа стоял на платформе, хотел уже домой ехать. Вижу, мальчишка меньше меня обруч гоняет, подумал, что этот меня бить не будет, он мне и показал. Выходит, я ему всем обязан. И я пошёл туда, нашёл и узнал какие документы нужны. Счастливый домой ехал, документы собирать. 
В первый раз я завалил экзамен. Молодой слишком я был. Туда принимали людей в 30-35 лет уже. Рисунок сдал, живопись сдал, а диктант кто поймёт. Два и всё, гуляй!

Я продолжил обучение в школе в 9 классе и не бросал уроков в Доме пионеров. В этом возрасте я всерьез начал заниматься учебой, потому что понял, пора уже начинать учиться и быть примером для короедов (для младших). Я не научился лучше рисовать, композиции. Кому было учить в доме пионеров-то? Просто, через год, при повторной сдачи экзаменов, педагоги училища увидели, что парень зрелый, второй раз сдает вступительные – означает, что выбор сознательный. Никто не мешал поставить два по диктанту, а мне поставили три, хотя диктант был такой же. Еще там брали с учётом того, чтобы работящие были, потому что нам нужно было строить новое здание училища. Брали такой народ, который будет работать на стройке. Чистоплюев там не очень любили. Еще второй раз я опоздал на экзамен почему-то. Уже шли экзамены во всю… Первый раз мне 15 было, совсем салага, а в 16 уже повзрослел, был пацан, стал юноша. Боксом я занимался целый год. Уже другой был статус, я уже дрался. Весь сезон, каждый день, пока учился в 9 классе. 

Дрался каждый день

Серьезно боксом увлекся, когда увидел, как один пацан отлупил всю нашу компанию. Мне лет 14 было, я вроде не слабее его, он всех побил, всю нашу компанию, одного, другого, третьего! Я разозлился, полез заступаться и с удивлением начал видеть, что я не могу его ударить! Он меня бьёт, а его не могу. Я настолько был изумлён! Потом мне мои приятели сказали, что отец его отдал в секцию бокса. И он год-два профессионально занимался боксом и всех лупил, в результате.  

Я начал осматриваться вокруг и надыбал секцию бокса. Она в школе у нас была, кстати. А он то в спортивную школу ходил, вот так. Одногодка мой, а профессионал. Но я с ним уже не дрался, мы как-то в других были компаниях. Там один парень был, в Александрове, который самый бандит был, без отца вроде тоже рос. Он был старше меня на год, и я его боялся, все его боялись. Вот поэтому я с ним дрался очень часто. Он меня победить не мог. Я тоже же начал профессионально заниматься. А он был просто хулиган, а боксом не занимался. Помню, как студент из Москвы приезжал, его сосед, на три года нас старше, в хорошей секции в Москве занимался. И пригласили мы его, чтобы он посмотрел, как мы бьемся. Он пришел, а вокруг нас весь снег в крови: «Что вы, поросёнка резали что ли тут?». Ну мы же пацаны, главное – в лицо попасть, а там нос. Не понимали, что в нос то особого смысла бить нет, толку мало, потому что в нос нокаут не сделаешь. Кровь у всех из носа хлещет, а мы ещё бегаем, весь снег в крови поэтому (смеётся). Для нас студент – это был почти Бог. Студент- интеллигент. Мы-то бандитье. 

 Мы дрались постоянно, в квартире, дома. Постоянно друг друга лупили в перчатках. Я же всем занимался как следует. Хотя у меня данных маловато было. Голова большая, а плечи узкие. Легко было по голове попадать, вот мне по голове всё время и били (смеётся). С одним взрослым я, мне было 15 ещё, а ему уже лет 27-30, примерно, боксоваться начал, он никак меня не мог победить, но он мне каким-то образом в затылок дал сбоку сильно, потом голова болела два дня. У других боксёров одни плечи и головы нету, вместо головы шиш. Голову раз, в плечи спрятал и ты попади. А у меня куда её прятать? Лобешник шире плеч. В лоб то ничего, нельзя нокаут, это самая крепкая часть. А он в затылок мне дал, а затылок слабый. Сдвинул может там кость какую и болело. Я понял, что голова для других целей. По крайней мере моя.  И я как-то к боксу охладел (смеётся).

Абрамцево. Художественное училище, 1962-1967 гг.


Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В.М.Васнецова, 
адрес Художественный пр-д, 1, Хотьково, Московская обл.( 56°14’30.0″N 37°59’26.6″E)

 


 
Фото: Абрамцевское училище. 2-3 курс. Сергей Казанцев во время лепки.

И в шестнадцать лет Сергей Казанцев поступает в знаменитое Абрамцевское художественное училище. Как вспоминал его старший брат Евгений: «Он рано стал таким самостоятельным – смело входил в любой коллектив. Рисовать поздно начал. Может, со школьных стенгазет? Я был удивлен, что он самостоятельно, не окончив средней школы, поехал в Абрамцево и поступил в художественное училище. Сам, и при этом – никому ни слова. Бросил школу – и туда. Шесть лет учился. Тяги к рисованию, к искусству в нем не упомню. В доме у нас была хорошая библиотека, но книг по искусству не было, это точно».

В первые годы учебы, до строительства новых корпусов в Хотьково, занятия проходили в стенах Покровского Хотьковского монастыря, в правом пределе надвратной церкви (56°15’01.1″N 37°59’41.0″E). В монастыре находился сельскохозяйственный техникум. А в одном из корпусов общежития располагалось училище. На 5 курсов человек 200. В моей группе по резьбе из дерева и кости «Факультет дерева и кости» человек 20 было. В основном все зрелые мужики, лет под 30. Молодых 16-летних не брали. Политика директора такая была, директор был офицером запаса, политработник, считал, что рано. Брали только тех, кто осознано хотел стать художником. Детей не брали. И строить новое училище нужно было. Нужны были рабочие руки. Моих одногодок было человека пять всего. 

      
 

 

     

   
Фото: Вид на Хотьковский Покровский монастырь в середине ХХ века и современные фотографии 2014-2015 гг., где в правом пределе надвратной церкви проходили занятия студентов Абрамцевского художественного училища. 

Общежитие было ближе к усадьбе Абрамцево, каждое утро бегали в училище в Хотьково, один километр туда, потом километр обратно. Но первый год всем приходилось снимать, я тоже снимал в частном секторе. Занятия были с 9 до 18. Нам давали навыки физической работы изготовления скульптуры, были уроки резьбы по дереву и кости. 

Я когда в Абрамцево поступал, мы все горели быть самыми-самыми, а как отличиться? Только работой хорошо сделанной, потому что бандиты то мы все были тогда. Самое интересное я самых талантливых художников за свою жизнь встречал в этом провинциальном училище. Я был самый бездарный. Но был упорный. Мне так хотелось! Кругом лучше меня все были. Было у кого учиться. К пятому курсу у всех уже научился. Зрелые ребята приходили. Шоферов много было. Все бросили, решили искусством заниматься, искусство было как великая мечта. Был один художник из Киржача –  очень талантливый, он к доске выходил и всех рисовал! Ему кричали – такого-то – и он сразу рисовал мелом на доске, и похоже, шаржи, талант! Я и говорю, что в Абрамцево талантов было гораздо больше, чем в Суриковке. В Абрамцево я был самым примитивным, а остальные 50% – гении! Они в годах были 25-30 лет. Жизнь прожили, и потом их потянуло на творчество. Еще был Гладков, рисовал божественно. Он из армии пришел на 4 курс. Но он служил с атомными установками, с радиоактивными вещами, и после окончания училища через три года уже умер, а рисовал он божественно. Академический рисунок с такой точностью выполнял! Но к сожалению, короткий путь у таких гениев. Я у таких учился. Многие потом шли дальше в Москву в высшие учебные заведения, потом возвращались в Абрамцево преподавать.

 

 

Фото слева: Сергей Казанцев на картошке после 2 или 3 курса Абрамцевского училища.  Фото справа: Абрамцевское училище, 1963-1964 гг. Казанцев С.С. (слева) с однокурсниками. Справа – Гладков, по центру художник из Киржача.  

У нас были прекрасные преподаватели. Много замечательных преподавателей было в училище, но больше всего я любил Семена Николаевича Чехомова. Он обучал студентов обработке кости, дерева и камня. Чехомов учил нас не только лепить скульптуры, но и воспитывал в нас личность, почти заменил мне отца. 

Атмосфера была великолепная, 60-е годы. Во всем ощущался духовный подъем. Было очень хорошее образование по культуре российской. Один-два раза в неделю ездили в Москву на вернисажи, все представители «сурового стиля» прошли через нас, обсуждали выставки в Манеже. С преподавателями и самостоятельно ездили в Загорск (Сергиев Посад) в Троице-Сергиеву лавру. Воспитывались Абрамцевским и Загорским музеями. Каждое утро бегал в Абрамцево. Усадьба великолепная! Было там на чем учиться. На этюды со 2-го курса туда отправлялся, да все студенты там рисовали! Хотьково оказалось духовным центром. И Радонеж, хотя в ту пору мы не знали, что сам преподобный Сергий обитал в трех верстах от нашего училища. Сегодня явственно ощущаю, что я из эпохи преподобного Сергия. И имя мое, как и имена отца и деда не случайно.

     
  

Фото: Усадьба Абрамцево в фильме “Накануне”, 1959 год. Где в 1962-1967 гг. часто бывал Сергей Казанцев для утренней пробежки и на этюдах.

Во время учебы мы любили путешествовать студенческой группой. Однажды со своими сокурсниками Валентиной Сусловой и Юрой Булыгиным отправились в заповедные места владимирской земли. Ночуя в палатке, два дня рисовали знаменитый храм Покрова на Нерли. Затем отправились в старинный русский городок Кольчугино. Приехали поздно ночью. А в городе темно. Зашли в милицию. «Где здесь можно поставить палатку, чтобы переночевать?». «Да, там», – милиционер неопределенно махнул рукой. Вышли мы, увидели лесок. Срубили дерево, поставили палатку и спокойно уснули. Утром нас разбудил странный шум. Выглянули, а там огромная толпа, и все обсуждают, кто это в сквере, в центре города поставил палатку. Но я не растерялся, сказал, что художники мы и делаем план реконструкции площади. На этом все и успокоились.
      

 

 

Фото справа: Абрамцевское училище, 3 курс. Слева-направо: Булыгин, Сергей Казанцев, Юрий Шинкарев.  Фото справа: Казанцев С.С. (справа) в пионерском лагере, где он работал художником. После 3-го курса Абрамцевского училища. Остальные на фото – пионервожатые.

Много рисовали в общаге по вечерам и ночам, потому что в темное время суток убивали не улицах художников железными арматурами. Нам черепа пробивали только так. В результате мы хорошо учились. Я то бздун. А одного били долго, помню. Здоровый парень, тренированный такой, не чита мне. Я то хилый такой. Его там двое, трое, били долго, топили в болоте. Он до платформы дошел в Абрамцево, посмотрел, что весь в крови, мать не захотел пугать, домой не поехал, решил вернуться. А они опять идут. Опять его лупить и топить. Вот такие были. Нас художников очень не любили. Мы же интеллектуальные были. Интеллект не любят. Цепями нас. 

На втором курсе пошел спасать однокашника Шевченко. Там человек сто толпа, вечером. Толпа колышется. Наших там человек десять, их человек сто. Я с колом подхожу к этой толпе, и не знаю, как колом, не видно кого бьешь. Кто-то увидал, «О, еще подошел!» И человек десять отделилось меня бить. Я бегу с колом оглядываюсь, а они не очень бегут, потому что видят, что я сколом, кто догонит – тот получит. Они отстают. Я гляжу, думаю, сейчас с колом-то и убьют. Я его кинул и пошел в общагу. Все обыкновенные были. А я был из Александрова, я на столько привык. Мы дрались по 2-3 раза в день. Поэтому у меня такая пробивная сила была. Поэтому даже однокурсники по Суриковке помнят и уважают с тех пор, потому что знали, что я страшный человек был в этих делах. Поэтому и выжил. А наших так избили! Все там черепа, кровище. Общага в крови. Они потом приползали на протяжении ночи. А я один остался цел. Но ко мне претензий не было, я не боялся. Убежал, а смысл какой, ну подойду я с колом и меня убьют этим колом. У меня опыт был, когда практика богатая, то и ориентируешься в этом нормально. Сколько я потом в Москве попадал в эти ситуации, бандиты резали всех запросто, а я когда попадал, как в свою семью, бандиты видели по глазам, поэтому меня не убивали, когда можно было убивать. 

В училище с третьего курса, все уже мечтали поступить в Москву учиться, но туда сложно было попасть, поэтому мы очень усердно занимались. Тяжелее всего у меня шла скульптура, поэтому я организовывал кружки! Собирал коллектив, коллективом скидывались на натурщицу, которую я находил. Часто я один работал вечерами, до поздна, на никого внимания не обращал. В результате хорошо стало получаться. На первом курсе я был слабее всех, но за три года нагнал упорным трудом, и стал почти лучше всех. Потом попал с ожогами в Вишневского и после полугода лечения вернулся в классы и понял, что очень сильно отстал. Всех хуже я рисовал, лепил, потому что руки не слушались. Карандаш в руке не мог держать. Это меня так сильно ударило. Мне ничего не оставалось, как усилено начать заниматься чтобы догнать. После полугода в институте Вишневского учеба казалась раем. Каждое утро на пробежку, этюды, закалялся, обливался холодной водой. Я так усиленно начал заниматься, что организовал кружок рисования, скульптуры и живописи. К пятому курсу благодаря трем кружкам по два раза в неделю смог догнать однокурсников. Всех своих приятельниц в натурщицы определил (смеется). Деньги кружка уходили на зарплату натурщицам, ну иногда у них питался. 


 
Фото: Сергей Казанцев на 5 курсе художественного училища, едет с портфелем на учебу из Александрова.  

 

Ожоги. Институт Вишневского

После окончания третьего курса все студенты работали на строительстве нового здания училища, трудился там и Сергей. И вот однажды, неся два ведра с варом, он, зацепившись за гвоздь, падает на лестничном пролете и обливает руки кипящим варом. Позднее Сергей вспоминает, что именно в это утро он совсем не хотел вставать, а мать его подняла на силу, о чем сама потом переживала и отправила на стройку.

Брат Евгений так вспоминает это событие: «Училище Абрамцевское строилось собственными силами – привлекали учащихся на кирпичную кладку, на подсобные работы. И вот Сергей нес два ведра с гудроном и упал. Я – туда, сюда, к мастеру стройки, говорю: сейчас пол-Александрова привезу, разнесу тут все! Тот отвечает: давайте по-хорошему, все буквально за мой счет. И, как я понял, мастер действительно много сделал: устроил в ожоговый центр в Москве, операцию ему сделали, кожу наращивали. Потому и в армию не попал».

После третьего курса я работал на строительство нового здания училища. Был с похмелья, не выспался, ночью же гулял, в 7 часов на электричку. Нес два полных ведра кипящего вара и упал. Все руки обжег. Я хотел заработать, чтобы поехать на юг к брату Сашке в Туапсе. Спросили кто хочет заработать – вот сан узлы заливать битум. Я поэтому полез на дорогостоящую работу. Сначала меня поместили в Хотьковскую больницу, гудрон мне бензином смывали, а нельзя было, еще хуже ожог сделали. На руке остались следы от часов – метал накалился прожег, а могли и отсечь руки! По 10 обезболивающих уколов делали, я как пьяный ходил. Ко мне кто приходил с кем я учился – я выходил на улицу в одних кальсонах, понять ничего не мог. В шоке был. Из больницы меня выгнали через месяц, потому что я каждый вечер убегал на танцы. Я штаны одеть, застегнуть не мог, руки не слушались. А на танцы ходил (смеется). Мне 18 лет было, без баб не мог. Девки от меня шарахались, а я понять не мог. 
  

Фото: Здание больницы в Хотьково, куда был доставлен с варом на руках молодой скульптор С. Казанцев.


Два дня я где-то ошивался, и меня прораб определил по связям в Институт Вишневского, в которой я лечился полгода. Прораб понимал, что он виноват, не имел права допускать несовершеннолетнего к подобным работам, без подготовки. Положено одно ведро нести вдвоем через палку, заливать пол ведра. А я нес два полных! Кипящего на леса нес! 

Пока устраивался в Вишневского ездил на электричке. Вечером по дороге домой ко мне привязались хулиганы. Что-то им не понравилось, они меня в тамбур. Я не привык отказывать. Думал покажу руки – они отстанут. Но самым ярким было то, что когда они увидели, что я калека, «двух рук нет», еще больше раззадорились. Я так рассвирепел от осознания этого факта, что они будут слабого обижать, рассвирепел, бросился на них – грызть. Они испугались, убежали. 

Каждые два дня были перевязки. Две операции были по пересадке кожи с ног на руки. В палате было 12 человек. Мой случай был самый легкий там. Туда же со всего советского союза свозили, там по два года лежали. Ожоги! Кости видно! Я в первый день лег, у меня сосед был, лет сорока мужчина, он у меня спрашивал: «Ты сколько?» Я с гордость «30 дней уже!» а он – «а я два года». Он мне показал, одеяло открыл, а там – грудная клетка, кости, что случилось, я не знаю. А другой сосед – пацан лет 13-ти. Жгли костры. Бензин вспыхнул в руках. И как-то он его кинул и весь бензин на голову. У него все сгорело. Вот у него череп голый, и не видит ничего. Мотоциклистов было много, молодых ребят. Баки взрываются на мотоциклах когда. Баки и при падении и во время движения взрывались. Те, кто в кожаных куртках – у них еще тело остается, кожаная куртка защищает, а остальное – ноги – как из красной икры, перевязки когда делали, на месте прям отдирали целиком, мясо. После этого, я когда в Абрамцево пришел. Там хулиганы на меня, с ножами, ребята на меня удивлялись, «Как ты не боишься!? На тебя человек с ножом выходит». А мне после ожогового все казалось ерундой. Уже ничего не боялся. 

Выписки из статьи «Побеждает сила духа» Петра Рабенко: « …В девятнадцать лет Сергей с ошпаренными по локоть кипящим варом руками попадает на больничную койку. Сначала его, глухо стонавшего от боли, в кабине попутного грузовика доставляют в районную больницу. Молоденькая медсестра в белом халатике испуганно суетиться около паренька с черными руками. Как снять этот толстый слой вара? Она льет эфир, спирт, наконец бензин…Не помогает. Тогда своими тоненькими пальчиками она начинает отковыривать уже засохшую смолу. Паренек в шоковом, полубессознательном состоянии только стонет. Через месяц молодого художника перевозят в Москву, в Институт имени Вишневского. Большая палата, в которой во время войны лежали обожженные танкисты, надолго стала домом Сергея Казанцева. Держать в руках карандаш или стек Сергей не мог много месяцев. Сложные хирургические операции, перевязки, опять операции…Наконец и за окном стало белым – бело, наступила зима. Когда Сергей вышел из больницы, его однокурсники уже рисовали Венеру Милосскую. А он едва владел руками. Рисунок его оказался самым слабым. Началась тяжелая борьба по обретению мастерства. Теперь Сергей поднимался с восходом солнца, бежал на утренний этюд, потом на лекции, потом снова брался за стек или карандаш. И так до поздней ночи. Это был адский труд. Он догнал своих товарищей. С отличием закончил Абрамцевское училище…».


          

    
Фото: Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В.М.Васнецова, фото 2015 года. Сергей Казанцев у главного входа в колледж и на той самой лестнице, где он уронил два ведра с кипящим гудроном себе на руки во время строительных работ на 3 курсе

 

 

 

 

 

ФГОУ СПО «Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В.М. Васнецова»

141370 Сергиево-Посадский р-н МО, г. Хотьково, Художественный пр-д, 1. Тел.: (495) 993-0026, (496) 543-0456, (496) 543-0606

Специальности: художественная обработка дерева; художественная обработка кости; художественная обработка камня; художественная обработка металла; художественная керамика; живопись.

ИСТОРИЯ В 120 ЛЕТ

(из историко-краеведческого альманаха

Подмосковный Летописец)

02.08.2006.

 

На протяжении вот уже 120 лет в Абрамцевском художественно-промышленном колледже, носящем имя великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова, в благодатной творческой среде сформировалось не одно поколение талантливых художников, внесших существенный вклад в становление и развитие традиционных художественных производств России.

Колледж ведет свое начало от подмосковной усадьбы Абрамцево, принадлежавшей

меценатам, тонким знатокам и истинным ценителям русского искусства Савве Ивановичу и Елизавете Григорьевне Мамонтовым. Радонежская земля издавна притягивала особо одаренных людей. В 1870-1880-е гг. здесь сложился художественный кружок, получивший впоследствии название «Абрамцевского», В него входили выдающиеся русские художники В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.А. Серов, М.А. Врубель, В.Д. Поленов и другие. Характерными чертой их творчества были обращение к отечественному художественному наследию, поиски новых форм национального самовыражения.

Образцы произведений крестьянского искусства, собираемые участниками кружка по окрестным деревням, а также во время поездок по северным и центральным губерниям страны, служили не только источником вдохновения для самих художников. Постепенно они составили значительные коллекции, ставшие основой для создания в Абрамцеве музея народного искусства и нескольких учебных художественных мастерских — столярной, гончарной и мастерской женских рукоделий. Ведущее место среди них принадлежало художественно-столярной мастерской, которая положила начало Абрамцевскому колледжу.

Становление учебного процесса в мастерской происходило в русле общеевропейского развития художественного образования. Передовым методом тогда считалось использование в преподавании подлинных памятников традиционного искусства. «Наш уезд, — писала Е.Г. Мамонтова, полон мелких кустарей, работающих на Троицкую лавру игрушки, ларцы и разные деревянные вещи. Мне давно хотелось посредством школы обновить это производство, главным образом вводя в него новые художественные образцы… Окончательная цель мастерской — подготовить мастеров-кустарей с более развитым вкусом, имеющих всегда под рукой Музей с готовыми художественными образцами и Мастерскую, готовую во всякое время дать помощь советом, так и в деле сбыта товара».

Открывая учебную мастерскую, Е.Г. Мамонтова стремилась воплотить филантропическую идею — обеспечить каждому закончившему ее мастеру прочный заработок, который не «отрывал бы его от жизни в деревне».

Художественно-столярная мастерская была устроена в 1885 г. на основе столярной мастерской, существовавшей в Абрамцеве с 1876 г. при школе грамотности для крестьянских детей. Ее первым художественным руководителем стала талантливая художница Елена Дмитриевна Поленова (1850-1898)3

Огромное влияние на творчество художницы оказывал В.М. Васнецов. «У Васнецова я не училась в прямом смысле слова, т.е. уроков у него не брала, но как-то набралась у него понимания русского народного духа», — писала художница. Именно он убедил Е.Д. Поленову использовать при создании новых образцов изделий для столярной мастерской ее многочисленные зарисовки с предметов крестьянского обихода, а также подлинные памятники резьбы и росписи по дереву.

Всего по эскизам и рисункам художницы было выполнено более 100 разнообразных шкафов, полок, столов, скамеек, рам, настольных принадлежностей, украшенных узорами трехгранно-выемчатой и плоскорельефной резьбы, раскраской и тонированием. Проектированием образцов также занимались В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, А. С. Мамонтов (сын С.И. Мамонтова) и другие члены кружка. Новизна художественного языка абрамцевских вещей, их соответствие эстетическим воззрениям и вкусам общества той эпохи, сравнительная дешевизна обеспечивали большой покупательский спрос, признание на российских выставках в Нижнем Новгороде, Петербурге и Москве.

Помимо творческих задач мастерская реализовала и учебно-просветительские цели. Ежегодно на трехгодичный срок в нее принимались мальчики из окрестных деревень, окончившие начальную школу. Обучение было бесплатным. Стараниями Е.Г Мамонтовой и Е.Д. Поленовой в мастерской была создана особая нравственная атмосфера, воспитывавшая у детей любовь к творчеству, уважительное отношение к традициям национальной культуры. Устраивались беседы, встречи с художниками абрамцевского кружка, чтение вслух, пение песен, знакомство с экспонатами музея.

Характер программы разрабатывался с учетом социального происхождения учеников, полученных ими дома навыков ремесла: «Резьба же, как искусство и теперь живущее в народе, такое родное, такое свое дело для мальчика, взятого из крестьянской семьи, что он ее чувствует сам собою и превосходно ее выполняет».

Ребятам прививалось внимательное отношение к исполнению каждой вещи с обязательной разработкой ее проекта. Развитию художественного вкуса и навыков способствовало копирование многочисленных старинных ларчиков, солониц и других экспонатов абрамцевского музея. За исполнением работы следили опытные мастера, которые также были выходцами из крестьян. История сохранила имена первых наставников — Кузьмы Федоровича Денисова и Ивана Антоновича Комиссарова.

После окончания учебы выпускники, получая в подарок верстак и набор инструментов, продолжали работать в качестве подмастерьев по заказам мастерской в течение года. Она же по возможности опекала их и далее, заботясь о сбыте изделий. Все 28 человек, окончившие мастерскую при жизни Е.Д. Поленовой, продолжали жить в соседних деревнях, работая по ее заказам.

Сведений об учебной мастерской женских рукоделий и гончарной мастерской сохранилось немного. Последняя существовала в имении под руководством технолога П.К. Ваулина с 1890 по 1896 гг.

, а затем была переведена в Москву. О высоком уровне преподавания в ней гончарного ремесла свидетельствует золотая медаль Нижегородской Всероссийской выставки 1896 г., присужденная работам учеников. Их изделия представляли собой «имитацию старинных металлических предметов». Скорее всего, они были выполнены в традиционной народной технике чернолощеной керамики8. Наряду с работами учеников, на выставке экспонировались произведения выдающегося художника М.А. Врубеля, активно сотрудничавшего с гончарной мастерской Абрамцева.

После смерти Е.Д. Поленовой «кустарный» характер деятельности столярной мастерской стал меняться. С 1898 г. ее руководителем стала художница Наталья Яковлевна Давыдова (1873—1926), а в 1908 г. к ней присоединились Мария Федоровна Якунчикова (1864-1952), ранее плодотворно занимавшаяся вопросами организации отечественных художественных промыслов. При них производственная часть мастерской была значительно расширена, превратившись в подобие мебельной фабрики, где выполнялись заказы по изготовлению иконостасов, обстановки комнат, библиотек, столовых.

Обязанности старшего мастера с 1894 г. выполнял Егор Абрамович Зеленков (1875-1939), бывший выпускник мастерской. В связи с тем, что Н.Я. Давыдова могла приезжать в Абрамцево не чаще одного раза в неделю, он являлся фактическим руководителем производства и учебного процесса. С 1911 г. обучение было продлено до четырех лет в связи с введением такого предмета, как полировка. В мастерскую, принимались мальчики уже из семи окрестных деревень, лежащих в шести верстах от Абрамцева, которым предоставлялось общежитие. По сохранившимся сведениям из ее стен в период с 1885 по 1912 гг. вышло около 200 опытных мастеров.

Плодотворная работа абрамцевской мастерской вдохновила деяте­лей московского губернского земства на организацию в Сергиевском Посаде учебных мастерских: игрушечной и затем художественно-столярной. С этими мастерскими успешно сотрудничали многие известные художники и искусствоведы — В.М. и А.М. Васнецовы, С.В. Малютин, Н.Д. Бартрам, Н.Я. Давыдова, Вл.И. Соколов и другие.

Земская деятельность в Сергиевском Посаде положила начало промыслу выжигания и росписи по дереву, а также столярно-резному производству. Мебельные гарнитуры и отдельные предметы обстановки, разработанные художниками, тиражировались мастерами и учениками как посадской, так и абрамцевской мастерских. Обе мастерские совместно создали коллекцию резных изделий и оформили декоративной резьбой Кустарный павильон Русского отдела на Все­мирной выставке в Париже в 1900 г., где мебель абрамцевской мастерской была отмечена золотой медалью.

С конца 1890-х гг. в земской посадской мастерской работал резчик Василий Петрович Ворносков (1876-1940) из деревни Кудрино, выпускник абрамцевской столярной мастерской, которого считают одним из основоположников знаменитого «абрамцево-кудринского» направления в резьбе по дереву. Благодаря природной одаренности, трудолюбию, виртуозному владению техниками резьбы, В.П. Ворноскову удалось органично соединить приемы, орнаментальные мотивы традиционной резьбы с новыми способами обработки дерева. Главной особенностью резьбы является уплощенный рельефный узор со смягченными («заоваленными») краями в виде свободно изогнутых ветвей с «пальчатыми» листьями и сидящими на них птицами, тонированный в золотисто-коричневый цвет. Производство разнообразных шкафов, полочек, шкатулок, ковшей, блюд, украшенных «абрамцево-кудринской» резьбой быстро разрослось, превратившись в промысел.

После Октябрьской революции потребность государства в экспорте ремесленных изделий «ярко выраженного национального характера» способствовала сохранению и дальнейшей деятельности художественно-столярной мастерской. В 1918 г. усадьба Абрамцево была национализирована и преобразована в государственный музей, а Абрамцевская столярная мастерская передана в подчинение подотделу Художественной промышленности при Наркомпросе и преобразована в Центральную государственную деревообделочную учебную производственно-показательную мастерскую». Под ее художественно-методическим контролем в это время находилась деятельность двух филиалов — Мало-Хуторской государственной мастерской по производству столярных изделий в Тверской губернии и Лигачевской столярно-резной мастерской в селе Лигачево Московской губернии.

В мастерской обучалось около 40 учеников под руководством опытных инструкторов Е.А. Зеленкова, А.С. Максимова, художников Н.В. Филасова и А.С. Мамонтовой, дочери С.И. Мамонтова, работавшей одновременно хранителем Абрамцевского музея. Директором был назначен одаренный художник Константин Васильевич Орлов, выпускник Строгановского художественно-промышленного училища. В новую учебную программу были введены, кроме специальных, общеобразовательные предметы и обязательная тогда политграмота, призванная воспитывать «сознательных борцов за социализм». Увлекательные занятия по истории и географии часто проходили по вечерам, сопровождаясь показом иллюстраций с помощью «волшебного фонаря» (проектора).

О высоком уровне подготовки мастеров свидетельствуют материалы Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923г. Экспозицию раздела выставки, посвященного Абрамцевской производственно-показательной мастерской, представляла декоративная восьмиметровая ладья, увенчанная конскими головами и наполненная небольшими резными изделиями, выполненными преподавателями и учениками. После окончания Гражданской войны в стране была объявлена война с беспризорностью. По инициативе Московского губкома РКСМ в 1924 г., недалеко от Абрамцева, в бывшей гостинице Покровского Хотькова монастыря для детей из детских домов была открыта Учебно-производственная столярно-резная мастерская, включавшая 150 человек. В течение двух лет в ней готовили столяров и резчиков по дереву, используя учебный опыт абрамцевской мастерской.

Сама Абрамцевская производственно-показательная мастерская в 1926 г. была преобразована в Художествснно-деревоотделочную мебельную школу кустарного ученичества. Несмотря на экономически сложное для страны десятилетие, с 1918 по 1928 гг. в ней было подготовлено 94 мастера и 8 инструкторов столярно-резного дела14. Школа в основном работала на хозрасчете, выживая за счет продажи на экспорт изделий, выполняемых по «поленовским» образцам, а также производства мебели для детских садов, декорированной советской символикой.

В 1931г. в результате реорганизации оба учебных заведения были соединены в одно — Абрамцевскую деревообделочную профтехшколу с двухлетним сроком обучения, которая расположилась теперь в бывшей монастырской гостинице поселка Хотьково. Большой коллектив с 250 учащимися возглавляли опытные педагоги — художники Александр Алексеевич Топорков (1896-1995), выпускник Строгановского училища, ученик А.В. Лентулова, проработавший на преподавательской должности, более 40 лет; В.И. Соколов (1891-1957), написавший в 1936 г. хорошо иллюстрированную книгу «Резьба по дереву», являвшуюся на протяжении многих лет методическим руководством для учащихся и преподавателей художественных профтехшкол. Инструкторами школы были лучшие выпускники Абрамцевской столярной мастерской, награжденные за свои художественно-резные работы серебряными медалями и почетными дипломами всероссийских и международных выставок: А.С. Максимов, Г.Г. Фадеев, И.А. Широков, П.И. Завражнов, А.П. Парамонов и другие. В первую очередь профтехшкола готовила квалифицированных специалистов столярно-резного дела для набиравшего силу абрамцево-кудринского промысла.

В начале Великой Отечественной войны Абрамцевская профтехшкола была закрыта. Однако уже в августе 1942 г. , в связи с постановлением Правительства о восстановлении и развитии художественных промыслов, она была открыта вновь. Большая заслуга в сохранении школы и переводе ее на качественно более высокий уровень подготовки специалистов принадлежала директору Виктору Дмитриевичу Мочалову. В годы войны в школе преподавали известные скульпторы А.В. Петров, И.К. Алтухов, художник А.М. Гаврилюк, инструкторы А.С. Максимов, К.Д. Просвирякова, Н.И. Старостин, А.И. Целовальников другие мастера, возвращавшиеся с фронта после ранений.

В 1944г. школа изменила свое название на Абрамцевскую профессионально-художественную школу. Срок обучения был увеличен с двух до трех лет. В ней было введено преподавание общеобразовательных дисциплин в объеме семилетней школы, а также лепки, рисунка, композиции. Помимо подготовки краснодеревщиков и мастеров «кудринской резьбы», опытный резчик М.Н. Зинин обучал группу ребят по специальности «богородская резьба», в связи с тем, что соседняя богородская профтехшкола была закрыта.

В школу стремились многие, однако, принимали в нее только тех, кто хорошо учился и успешно сдавал вступительные экзамены, а также инвалидов

войны. Со словами благодарности вспоминает годы своей учебы во время войны резчик А.Г. Тишин: «В школе царила доброжелательная обстановка, устраивались праздники, действовал учебный духовой оркестр. Несмотря на голодное время, учащиеся обеспечивались горячим бесплатным питанием, формой, общежитием и даже стипендией».

Возникновение в Хотькове известного косторезного промысла во многом связано с созданием в Абрамцевской профтехшколе отделения по подготовке резчиков по кости. Искусство миниатюрной резьбы по дереву и кости существовало в Троице-Сергиевском монастыре с древних времен. В 1930-е гг. государство предприняло попытку возрождения этого угасшего искусства. При Научно-экспериментальном институте игрушек в Загорске были организованы курсы по подготовке резчиков — миниатюристов. В 1947г. их лучшие выпускники — В.Е. Логинов и Ф.М. Мозиков — стали первыми инструкторами нового косторезного отделения Абрамцевской профтехшколы. Основной задачей отделения была подготовка кадров для вновь организованной в Хотькове косторезной артели «Народное искусство», в которую уже в .1948г. пришло работать 20 первых выпускников. Среди них были такие талантливые художники, как Н.Н. Самофалов, Н.Н. Дроздова, А.Г. Тишин и другие. В 1950- 1960-е гг. артель была своего рода экспериментальной лабораторией по изучению и внедрению новых технологий и оборудования, методическим центром для мастеров аналогичных производств. В изделиях хотьковского промысла сложился оригинальный художественно-образный почерк, в котором преобладали реалистически трактованные современные сюжеты, изображения птиц и зверей, дополненные характерными растительными «абрамцево-кудринскими» мотивами узоров.

В 1957г. в результате выполнения Постановления Совета Министров РСФСР «О мерах по дальнейшему развитию народно-художественных промыслов в промысловой кооперации РСФСР», по инициативе преподавателей А. А. Топоркова, А.М. Гаврюлюка и директора Георгия Маркияновича Алдошина, на базе профтехшколы было создано Абрамцевское художественно-промышленное училище. Оно готовило мастеров-художников для предприятий народно-художественных промыслов не только Подмосковья, но и всей страны.

Расцвет училища, начавшийся со времен «оттепели», связан с деятельностью директора Юрия Яковлевича Цыпина (1920-1987), заслуженного учителя РСФСР, возглавлявшего коллектив около 30 лет. При нем училище проходило период становления, укрепления материально-технической базы, качественного роста уровня преподавания. Ю.Я. Цыпин приглашал на преподавательские должности выпускников АХПУ, окончивших столичные художественные вузы, поощрял их творческие наклонности, поиски новых методов преподавания.

Шкатулка из камня.

В училище открывались новые отделения: художественной керамики, росписи по керамике (существовало до 1991г.), художественной обработки металла и камня, со сроком обучения четыре с половиной года. Стараниями всего педагогического коллектива и студентов строились новые учебные корпуса, здание общежития, учебно-производственных мастерских. Во время занятий студенты получили возможность пользоваться материалами натюрмортного и методического фондов, библиотеки, насчитывающей около 30 тысяч книг, принимать участие в работе кружков, любительской киностудии, получившей звание «Народная фотостудия». В училище был создан Музей боевой славы 326-ой стрелковой Варшавской Краснознаменной дивизии, куда уже много лет подряд приезжают на встречи ветераны войны. В кабинете художественных образцов училища хранится около двух тысяч экспонатов. Среди них есть, уникальные образцы мебели, настольных принадлежностей, выполненные но эскизам В.М. Васнецова, Е.Д. Поленовой, В.П. Ворноскова. Особый интерес представляют дипломные проекты учащихся, отражающие различные этапы истории учебного заведения, стилистические процессы, происходившие в искусстве за последнее столетие. Большая часть работ выполнена на высоком профессиональном уровне с глубоким проникновением в сущность националь­ного искусства, понимания, его истоков, природных свойств и декоративных возможностей материала.

К 100-летнему юбилею со дня основания за большие успехи в деле подготовки художников-мастеров для народно-художественных промыслов удилище было награждено орденом «Знак почета» с присвоением ему имени одного из основателей — художника Виктора Михайловича Васнецова.

Сохранение особого «абрамцевского» духа поддерживается силами большого педагогического коллектива училища. В разные годы в училище трудились и трудятся талантливые педагоги: Ю.В. Андреев, И.Г. Аникеева, Л.Н. Большакова, В.В. и Ю.И. Булыгины, Н.Д. Винокурова, Е.С. Галуева, Г.Я. Дегтярев, А.А. Дроздовский, В.А. и Л.В. Ермиловы, Г.М. Еськин, А.Д. Зинин, А.А. Колотилов, В.Ю. Котов, М.Ф. Крестьянинова, Ж.И. Кумпан, Л.Л. Лехова, ГФ. Лемешек, В.И. Лящук, О.А. Некрасова, Л.Н. Матюшин, А.В. Макаи, В.Г. Николаев, Л.В. Новихина, ГС. Одинокая, Н.Л. Павлов, А.Н.Петров, В. М. Серегин, В.П. Синявин, А.М. Ферапонтова, Ю.П. Хмелевской, С.Н. Чехомов и многие другие.

В последние десятилетия училище, преобразованное в 1991 г. в колледж с филиалом в г. Пятигорске, переживает непростые времена. В 1990-е гг. директор Лев Давыдович Дымент, заслуженный учитель РСФСР, приложил значительные усилия, чтобы сохранить колледж, его производственные мастерские, педагогический коллектив. В 2000-е гг. перед директором Ольгой Борисовной Кузьминой, почетным работником народного образования, имеющей большой опыт педагогический и организационной работы, стоят сложные задачи определения путей развития колледжа в новых условиях социально-экономической и культурной жизни страны. Главным директор считает сохранение лучших традиций «абрамцевской школы». Но на этом пути возникают неожиданные трудности.

Не секрет, что многие народно-художественные промыслы, для которых колледж готовит специалистов, уже не существуют или находятся на пороге уничтожения. Проблема востребованности выпускника, получившего хорошую, профессиональную подготовку, является в настоящее время самой актуальной. В колледже ведется большая работа по освоению компьютерных технологий, открытию новых отделений — реставрации, консервации и хранения произведений искусства, компьютерного дизайна, живописи, а также курсов повышения квалификации для художников-мастеров народных промыслов.

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ:   «Художественная обработка дерева»

«Художественная обработка кости»

«Художественная обработка камня»

«Художественная обработка металла»

«Художественная керамика»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: художник-мастер, преподаватель

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: «Живопись»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: художник- живописец преподаватель

 

СРОК ОБУЧЕНИЯ: 3 года 10 месяцев.

 

ЗАЯВЛЕНИЯ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ

принимаются с 1 июня по 1 июля.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ

занятия на курсах 1 месяц в июне.

_________________________________________________

  • Диплом государственного образца
  • Отсрочка от службы в армии в соответствии с Законом РФ о воинской обязанности
  • Учащимся выплачивается стипендия
  • Иногородним предоставляется общежитие

УСЛОВИЯ ПРИЕМА НА ДНЕВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

 

Граждане РФ и граждане других государств принимаются в колледж на конкурсной основе по результатам вступительных экзаменов. Граждане РФ, имеющие образование 9 классов и выдержавшие конкурс, зачисляются на бюджетные места. Остальные, успешно сдавшие вступительные экзамены, зачисляются в колледж после заключения договора на коммерческой основе.

К заявлениям, которые принимаются

с 1 июня, прилагаются:

Подлинник документа об образовании (или нотариально заверенная копия)

Медицинская справка (форма 286)

Шесть фотографий размером 3х4

Выписка из трудовой книжки (для абитуриентов, имеющих стаж работы)

Направление или договор установленной формы (для абитуриентов, направляемых на учебу предприятиями и организациями любых организационно-правовых форм)

Паспорт (свидетельство о рождении) предъявляется в приемную комиссию лично по прибытию на экзамены

Самостоятельные работы по рисунку и живописи

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ ПРОВОДЯТСЯ:

НА ОТДЕЛЕНИЯ:

Художественная обработка дерева

Художественная обработка металла

Художественная обработка камня

Художественная обработка кости

Художественная керамика

По рисунку, живописи, скульптуре, русскому языку (диктант), русскому языку и литературе (устно).

I поток в июле, II поток в августе

НА ОТДЕЛЕНИЕ:

Живопись

По рисунку, живописи, композиции, русскому языку (диктант), русскому языку и литературе (устно).

I поток в июле

 

 

ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ НА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНАХ

Рисунок  — натюрморт их двух-трех тел (шар, конус, цилиндр, куб) и простых по форме предметов быта. Материал – бумага, карандаш. Размер бумаги А-2. Срок исполнения 8 академических часов (2 дня по 4 часа).

Живопись – Натюрморт из трех-четырех предметов быта, простых по форме, на фоне двух-трех драпировок, локальных по цвету. Задание выполняется при дневном освещении. Материал – бумага, акварель, гуашь (на выбор). Срок исполнения 8 академических часов (2 дня по 4 часов).

Скульптура – Копия с барельефного орнамента простой формы: розетка, лотос и т. д. Размер не более 50 см. Материал – глина. Срок исполнения 8 академических часов (2 дня по 4 часов).

Композиция – большими формами раскрыть заданную тему (дается 3-4 темы, например «Лето в деревне», «Птичий рынок» и т.п.) в композиции должны быть представлены 1-3 человека. Материал – бумага, карандаш, краски (по выбору). Размер бумаги А-3. Срок исполнения 8 академических часов (2 дня по 4 часа).

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(ПЛАТНЫЕ КУРСЫ)

Художественная керамика

Резьба по дереву

Резьба по кости

Ювелирное дело

Художественная роспись по ткани

Рисунок

Живопись

Скульптура

Повышение квалификации художников-мастеров декоративно-прикладного направления.

Детская художественная студия

О Матрешке

Куклы на продажу
Стрельцова
Ширяева
Бухарева
Горячий
Малова
Гавриленко
Дубровская
Волкова
Провада
Киселева
Сарцевский
Каменева
Чуракова
Маркова
Семенова
Брудис
У нас появилась новая страница о русских коллекционных мишках ручной работы.
Елена Филиппова

Русская МАТРЕШКА

Эта книга доступна для оптовой продажи покупка. Книга содержит более 100 полноцветных иллюстраций. представляя лучших российских мастеров Матрешки. Количество книг должно быть не менее 100 книг, для более информация напишите нам
В России матрешка появилась в конце 1890-х годов в московской ремесленной мастерской «Детское воспитание». Концепция матрешки была заимствована из Японии и получила дальнейшее развитие в России. основной стиль того времени, частичный пасторальный эффект достигался нежными пастельными тонами ее костюма в сочетании, например, с петухом, серпом или буханкой хлеба, вещами, особенно характерными для крестьянского хозяйства. Новый жанр – это всегда эксперимент. Поэтому первые матрешки, зачастую далекие от канона, обладали очень важным качеством – разнообразием. В зависимости от фантазии автора темы патем были этнографическими, историческими или сказочными, для украшения матрешек художники использовали самые разнообразные приемы; от покерной работы последовало; от живописи, орнаментальной живописи до живописных приемов использования цветовых оттенков. В некоторых местах авторы оставляли дерево неокрашенным или использовали позолоту и лак. Не все эти матрешки представляли собой произведение искусства. В то же время большого выхода их не было. Художники имели возможность экспериментировать в поисках совершенства. К сожалению, булавовидное производство матрешек в последующие годы в значительной степени нивелировало их достижения и навязало матрешкам сувенирный стереотип. Это отчасти понятно, ведь изначально матрешка создавалась как игрушка и предназначалась для утилитарных целей. Многосоставная и сборная матрешка была отнюдь не интересной, познавательной и эстетичной, в то же время очень нравившейся детям. Игрушка становилась все более популярной. В 1910 в Сергиевом Посаде была создана ремесленная мастерская «Художник-любитель». Там с 1913 года начали производить матрешек. В 20-е годы большинство местных кустарей объединились в артели. Несомненно, сергиевопосадская (или загорская) матрешка как вид матрешки связана с традициями местных деревенских ремесел, которые процветали на протяжении нескольких столетий Троицко-Сергиева монастыря. Раньше существовали так называемые троицкие игрушки, также деревянные и расписные. Узоры были достаточно разнообразны – от нарядных крестьянок до знатных дам и гусар. Умелые потомственные мастера (игрушечники) разработали основные виды росписи сергиевопосадских матрешек, сочетающие в себе традиционные и новые идеалы. В основном это жанровая матрешка. Это всегда интересно и даже поучительно. Поэтому, собрав коллекцию, можно получить достаточно информации об истории русского национального костюма, русского эпоса и даже русской литературы. Все это нашло отражение и в форме матрешек: одни из них были выполнены в виде древнерусского шлема, другие – в форме конуса. Однако традиционные были более популярны, чем остальные. Разнообразие матрешек достигалось количеством штук в основном от 3 до 12. Существуют «суперматрешки» по 48 или 60 штук, но они уникальны. Экспонаты Сергиево-Посадского музея игрушки открылись в 1918 наглядно демонстрируют эволюцию сергиево-посадской матрешки до наших дней. Матрешка, яркая ярмарочная игрушка, получила всеобщее признание на Всемирной парижской выставке 1900 года. Не менее популярной она была и дома. Выставленная на крупнейшей русской ярмарке в Нижнем Новгороде, она покорила тамошних потомственных игрушечников. С тех пор появилось несколько мастерских по изготовлению матрешек. Еще один известный тип – семёновская матрешка. Свое название он получил по городу Семенову, в котором тоже существовала старинная традиция токарной игрушки. Здесь получила дальнейшее развитие концепция многокомпонентной куклы-разборки, привезенной с Ярмарки. Семеновская матрешка отличается тонкой и специфической графической техникой, которая превращает очень яркие цветочные узоры в легкие и изящные. Использование ярко-розовых букетов и темно-зеленого травяного орнамента создает эффект вышивки. Кроме того, семеновские мастера наносят орнаменты по чистому дереву без фоновой росписи. Они только выделяют край апрома или шали на фоне. Поэтому часть дерева остается некрашеной, а покрытой лаком. Основная часть орнамента – фартук, основной цвет – красный. К платку и сарафану добавляются еще два традиционных цвета — желтый и синий. В отличие от короткой сергиевопосадской матрешки, семеновская выше и стройнее. Семионовская сувенирная фабрика — одна из крупнейших в России. Также в Нижегородской губернии есть еще место под названием Полховский Майдан, известное своими токарными деревянными игрушками. Изготовленные там матрешки бывают разными как по форме, так и по рисунку. Они более массивны, но в отличие от сергиево-посадского типа менее изящны. Основные используемые красители также являются анилиновыми. Но их цвета ярче, а узоры крупнее. Это достигается за счет использования контрастных сочетаний синего, зеленого, желто-малинового и даже лилового цветов. Здесь также фартук является центром композиции, но характерной деталью его рисунка является шиповник, так называемая «северная роза», написанная и как распустившийся цветок, и как бутон. Крутец и Мериново — другие места в Нижегородской области, где производят русских матрешек. В них меньше традиции и больше эксперимента в отношении орнамента, формы и узора. Самая северная из всех русских матрешек — та, что родом из Вятки. Он же и самый «молодой» — матрешек на Вятке начали производить только в 30-е годы. Будучи типичной северянкой, она голубоглазая и застенчивая. Отличительной чертой является инкрустация из ржаной соломы, нанесенная на мокрый лак. Помимо всех этих известных мест, где делают матрешки, есть и другие. Например, крошечная и стройная матрешка тверского производства с росписью по кочерге. Ремесленные мастерские существуют также в Марийской и Мордовской автономных республиках России, а также на Украине и в Белоруссии. Все эти матиешки отмечены своими национальными особенностями. Эволюция матрешек интересна тем, что изначально они делались как игрушки, а постепенно стали традиционным русским сувениром. Его производство началось как индивидуальное ремесло и превратилось в промышленную продукцию. Матрешка упростилась: узоров стало немного, орнамент стал беднее, форма – грубее. В то же время как игрушка она приобрела больше – стала ровнее и ярче с ее грубоватыми красками, черным графическим контуром и простой мазковой росписью. Матрешки стали более примитивными, но в то же время более веселыми и доступными. К началу 80-х наряду с промышленной продукцией появились уникальные выставочные образцы. Возможно, это связано с созданием в Сергиевом Посаде Института игрушки с его научно-художественной лабораторией. Настоящих мастеров, которые чувствовали себя не в своей тарелке в специфической атмосфере массового производства, очень воодушевлял растущий рынок. Матрешки, долгое время бывшие символом политической стабильности России, своей эстетической константой вдруг отождествились с переменами в укладе жизни в России. Оно как бы откликалось на эти изменения и имело импульс для своего развития. Спрос в значительной степени определял предложение. Новые стимулы, как художественные, так и материальные, заставили старых мастеров обогатить орнаменты и приемы живописи и, что еще важнее, привлекли новую плеяду самобытных художников. Лучшие из них достигли высочайшей индивидуальности и оригинальности своего творчества. Символично, что рубеж веков традиционно является временем подведения итогов. Это антология наиболее значимых черт каждого жанра. Вспомнили авторы прежнее разнообразие сюжетов, богатство орнаментов: вспомнили и о том, что матрешка может быть не только игрушкой. Пройдя стадию накопления, жанр возмужал. Поменялся и заказчик. В памяти осталась блестящая индивидуальная манера лучших мастеров, работавших на среднего покупателя. Появились коллекционеры и ценители определенных стилей, что сблизило некоторых авторов и сам жанр с настоящим искусством. Хочется верить, что в недалеком будущем мы будем читать такие же глубокие и вдохновенные очерки об искусстве изготовления матрешек, как и об искусстве живописи вообще. Надеемся, они избегут снисходительности обычного разговора о милом, но все же глупом и неразумном ребенке. Авторы, очерки которых приведены в этой книге, прошли в своем художественном росте традиционный путь. Они начинали с получения профессиональной подготовки в художественных школах, пополняя свои знания историей и традициями русских ремесел, историей искусства в целом. Их индивидуальность, чувство юмора, собственный опыт делают выбор эссе высокопрофессиональным. В первую очередь необходимо поставить выпускников Абрамцевского художественного училища (находится в подмосковном городе Хотьково) имени Васнецова. География и история места, где находится художественная школа, заставляет каждого ученика посвятить свою жизнь искусству. Рядом находится усадьба Мамонтова, превращенная после его смерти в музей. Художественная школа возникла из своих ремесленных мастерских. В конце 19Абрамцево ХХ века было Меккой русского искусства. Здесь работали известные русские художники Васнецов, Поленов, Врубель, Серов. Экспонаты музея, природа и творческий дух места определили широкий круг интересов учащихся и высокий уровень художественных стремлений. Недалеко от Абрамцево находится Сергиев Посад с его Музеем ремесел и великолепной архитектурой Троицко-Сергиевой Лавры. Эта атмосфера привлекала в художественную школу творческих и умелых педагогов. Преподаватель воспитывает в ученике настоящий художественный вкус, оказывает помощь в первых шагах к мастерству. Некоторые учителя – бывшие ученики той же школы. Выпускники этой школы изготавливают матрешек, отличающихся высоким профессионализмом и оригинальностью, хорошим вкусом и разнообразием тематики. Используемые техники также разнообразны. Мы встречаем мазковую живопись в сочетании с мастерским рисунком, а также самые разнообразные художественные приемы – от иконописи до экспериментов во вкусе Малевича. Некоторые авторы предпочитают буйный шум русского лубка с его хитрой жизнерадостностью, но возвышают до настоящего искусства. Старейшее в России Московское художественно-промышленное училище /бывшее Строгановское художественное училище/ было основано еще в 1825 году С. Г. Строгановым как рисовальная школа. Сегодня это большая художественная школа с разнообразными программами обучения. Студентов здесь обучают монументальной живописи, фреске и мозаике. Трудно поверить, что с такой подготовкой ее выпускники должны начать делать матрешки. Но их высокий профессиональный уровень и глубокая эстетическая образованность в сочетании с Русское традиционное искусство дало им возможность создавать британские произведения искусства. Роспись матрешек в период своего возрождения пробудила творческий потенциал разных художников. Их география разнообразна, как и используемые темы. Русский эпос как источник сюжетов сейчас очень популярен у матрешек. Иногда обращение к палехским традициям, изначально считавшимся, что Палех – это иконописная школа, характеризующаяся очень строгими правилами. То же самое и с русскими сказками, хотя классические интерпретации, похоже, преобладают. Иногда матрешки имеют орнаменты на сюжеты популярных европейских сказок, даже современных. Взгляните на очень красивые украшения по мотивам «Алисы в стране чудес» или «Мэри Поппинс». Авторы словно вложили в них частичку собственного детства с искренней верой в чудеса и неподдельной любовью к этим персонажам. Русская история нашла отражение в авторской матрешке. В орнаментах мы встречаем русских царей и великих русских писателей. Знаменитая поэма Пушкина «Поэт и царь» нашла здесь свое специфическое отражение. Интерес к русской истории предполагает интерес к быту, нравам и нравам прошлых веков, а также к современным обычаям и традициям. Среди орнаментальных тем – сцены народных гуляний, ярмарок, классической русской многодетной семьи, затрагивающие отношения детей и животных. Присутствуют также купеческие и светские мотивы, забавные свидания. Здесь мы сталкиваемся с каждым живым существом, пока мы живы. С исторической темой тесно связана религиозная. Матрешки с иконописным орнаментом заняли достойное место среди произведений авторов. Популярные темы заимствованы у православных икон «Троица» и «Богородица с младенцем». Немало авторов развивают темы православных праздников, таких как Благовещение. , Вознесение и Рождество. Современные авторы «Матрешки» также используют темы русской и европейской живописи, пейзажной живописи и натюрморта. Все это позволяет рассматривать искусство изготовления матрешек как самостоятельную ветвь русского искусства или постмодернизма, как жанр с перспективным будущим. Потенциал русской авторской матрешки неизмерим.
верх | дом | магазин | медведи | электронная почта

Екатерина Абрамова, Художник – США

Я родилась и выросла в небольшом подмосковном городке Хотьково, в окружении леса и храмов. Я вижу и помню себя маленькой тихой девочкой, живущей в своем собственном мире и играющей со своими ангелами и духами. Когда мне исполнилось 9 лет, мои родители не знали, что я подал документы в художественную школу, и меня приняли. Начались долгие и увлекательные годы учебы. Я любил быть с отцом. От него всегда пахло стружкой; и я всегда мог найти частички этого в его бороде. Даже сейчас запах дерева возвращает меня в волшебный мир детства. Он был гениальным художником-резчиком по дереву. Однажды он сказал мне: «Читай сказки. Там есть все, что вам нужно знать. Всю мудрость и всю философию, которые вам понадобятся в жизни». Только когда я вырос, я полностью понял, что он говорил. Но однажды моя жизнь полностью изменилась — мой отец превратился в пламя и улетел. В то время мне было 11 лет. Он умер, пытаясь потушить пожар, охвативший наш дом. Помню тот вечер, когда отец вдруг превратился в огненную бабочку, а я увидел себя пронзающим в зазеркалье в поисках огненных бабочек. Куда они летят? А что они — наши души? С тех пор это остается главным вопросом, который необходимо решить и как человеку, и как художнику. Кто я? Что я делаю здесь, на этой Земле? С карандашами и кистями в руках я погрузился в себя, чтобы найти ответы. Художник ЕКАТЕРИНА АБРАМОВА специализируется на живописи и графике в традиционной технике маслом, акрилом, маркерами и др. Она многогранный художник; ее стиль можно охарактеризовать как идущий в двух основных направлениях: неоэкспрессионизм 21 века и духовно-орнаментальные картины, основанные на символическом народном творчестве разных народов, в первую очередь на русской и индийской мифологии. С отличием окончила художественную школу и продолжила обучение в Васнецовском художественном училище в Москве; получение ее MFA от I.E. Государственная академия художеств имени Репина, Санкт-Петербург, Россия. Среди ее многочисленных наград: Золотая медаль «250-летие Российской академии художеств», Золотая медаль «Национальное достояние» Международного благотворительного фонда «Меценаты века», благодарность Российской академии художеств за участие в выставке, посвященной к 250-летию Академии, медалью Фонда миротворцев, международной премией ВАН ГОГА АВИСКАР – 2016, Академией искусства и культуры Бирла, КАЛЬКУТТА-ЛОНДОН, Великобритания и другими. Член Союза художников России, Международного художественного фонда, Творческого союза профессиональных художников, Фонда Art Indulge. Она была награждена Международной художественной резиденцией в Хайдарабаде, Индия, организованной Государственной галереей изящных искусств и Фондом Каланирвана; а также аналогичная резиденция художника в музее Гоа Читра, Гоа, Индия. В ноябре 2016 года она также прошла трехмесячную международную художественную резиденцию в Фонде семьи Эйлин С. Камински, расположенном в Комплексе современного искусства Мана в Джерси-Сити, штат Нью-Джерси. Среди ее последних выставок: RedDot Art Fair, Майами-Бич, Флорида, США, декабрь 2016 г.; Ярмарка искусств Майами-Ривер, Майами, Флорида, декабрь 2015 г.; Artnado Art Fair, Уэст-Палм-Бич, Флорида, США, ноябрь 2015 г.; Выставка «Выражения цвета» в Gateway Arts Center, Нью-Йорк, США, май 2015 г.; Выставка Take Your Breath Away в Victoria Space, Art Factory, Патерсон, Нью-Джерси, США, июнь 2015; Калькуттская художественная биеннале, Калькутта, Индия, апрель 2015 г . ; Выставка ArtExpo New York, г. Нью-Йорк, США, апрель 2015 г.; Фестиваль Art India, Мумбаи, Индия, ноябрь 2014 г .; Выставка «Золотой век», Российский культурный центр, Берлин, Германия, ноябрь 2014; Выставка Innovation of Color, Westside Park Art Gallery, Нью-Йорк, США, октябрь 2014 г.; Женская академия, Москва, сентябрь 2014 г.; Выставка Art Through Light II в Государственной галерее изящных искусств, Хайдарабад, Индия, сентябрь 2014 г.; Выставка «На правильном пути», ЦДХ, Москва, сентябрь 2014; Выставка ArtExpo New York, Нью-Йорк, США, апрель 2014; Выставка Artistry в Artery Fine Art Gallery, Чикаго, США, февраль 2014; Выставка художественных коктейлей в D.E.V.E. Галерея, Брюгге, Бельгия, ноябрь 2013 г. У нее было множество персональных выставок своего искусства по всей Европе, Индии, Китаю и США. Ее работы находятся в постоянной коллекции Фонда семьи Эйлин С. Камински, Нью-Йорк, США; а также в частных коллекциях Великобритании, Франции, Германии, России, Бельгии, Финляндии, Италии, Швейцарии, Китая, Индии и США.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *