Игрушки воскобовича: разработка и продажа развивающих игр для детей.

Содержание

Развивающие игры Воскобовича – статья из серии «Раннее развитие»

Есть хороший анекдот. «Вы умеете играть на скрипке?» – «Не знаю, не пробовал». Можно ли рассказать о развивающих играх Воскобовича без самих игр? И да, и нет. Чтобы понять игру, в нее надо ИГРАТЬ. А с другой стороны, надо понимать, ВО ИМЯ ЧЕГО в нее надо играть.

В основе каждого явления лежит либо теоретическое положение, проверяемое потом на практике (например, вальдорфский сад), либо практический опыт, облекаемый впоследствии в теорию (пример – Никитины).

Игры, о которых сегодня пойдет речь, – это, однозначно, движение от практики. Но сначала чуть-чуть истории.

Вначале были… дети

Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Вот как рассказывает об этом сам Вячеслав Воскобович: «Эпоха перестройки. Время непростое, но по-своему интересное. Что к тому времени было за плечами? Высшее образование – инженер-физик.

Страстное увлечение – авторская песня (писал стихи, музыку, выступал с концертами). Физик-лирик, одним словом. Но появляются дети, и я превращаюсь в нормального среднестатистического родителя. «Пекусь» об интеллектуальном и творческом здоровье своих чад. Походы по игрушечным магазинам вгоняют в тоску. Там игры, в которые играли бабушки наших бабушек. А вокруг гласность, разговоры всякие про альтернативную педагогику. Вывела судьба (как? – отдельная тема) на этих самых «альтернативщиков», и пошло-поехало. Лекции, курсы, просмотры занятий, видеоматериалы. Казалось бы, после всего увиденного, услышанного, прочувствованного – бери (по тем временам это означало – сделай, сегодня – пойди и купи) и пользуйся. Но захотелось что-то привнести свое. И привнес до такой степени, что, в конце концов, это стало делом жизни».

Первые игры Воскобовича

Первые пособия появились в начале 90-х.

Игра «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это Квадрат Воскобовича), «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли внимание. К тому времени игровая практика Вячеслава Воскобовича не ограничивалась только рамками семьи, в течение нескольких лет он вел детские группы по развивающим играм и обучению грамоте.

С играми и опытом стали приглашать на семинары. С начала в родном Ленинграде, потом – в другие города.

Игр становилось все больше – «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки»…Появились первые методические сказки.

Откуда у Вас все это?

Вспоминается забавный случай того времени, который произошел в одном из детских садов Ленинграда. Вячеслав Воскобович демонстрирует заведующей свой тогдашний «арсенал» игр. Ей все нравится, и она начинает предлагать свои варианты, «примеривать» игры к своим деткам.

И вдруг спрашивает автора-изобретателя: «А откуда у Вас все это?». Вячеслав Вадимович немного растерялся и не нашел ничего лучшего, как поднять палец вверх. Как бы говоря: оттуда, свыше, озарение, мол. На это заведующая прореагировала по-своему. Серьёзным голосом она уточнила: «Из РОНО?».

Шутки шутками, но по данным опроса Комитета по образованию С-Петербурга уже в 1997 году 90% дошкольных учреждений города использовали в своей работе развивающие игры Воскобовича.

Особенности игр

Период до 1998 года можно называть по-разному: конструктивным, поисковым, любительским, интуитивным. Важно другое. В этот период были заложены основные принципы построения игр, которые прослеживаются и сегодня. Итак, чем же интересны игры Воскобовича?

1. Конструктивные элементы. В «Геоконте» – динамичная «резинка» как средство конструирования, в «Квадрате Воскобовича» – жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» – прозрачная пластинка с непрозрачной частью, в «Шнуре-затейнике» – шнурок и блочка и т. д.

2. Широкий возрастной диапазон участников игр. Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда и учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть упражнения в одно-два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

3. Многофункциональность. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

4. Универсальность по отношению к программам. «Детство», «Развитие», «Радуга»… Как показала практика, игры прекрасно вписались в эти и другие программы образовательных учреждений.

5. Творческий потенциал. Вспомните, с какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать «задумки» в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», «вечного оригами» «Квадрата Воскобовича»: машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым.

6. Сказочная «огранка». Говорят, хороший бриллиант требует огранки. Почему бы огранку не придать игре, например, сказочную? Интерес детей к сказкам – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Дети с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не изучают дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание детей и лучше запоминается.

Рассмотрим эти общие положения на примере двух наиболее известных игр

«Геоконт». В народе его называют «дощечкой с гвоздиками». Действительно, на фанерном игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, которые в сказке «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава» называются «серебряными». На «серебряные» гвоздики натягиваются «паутинки» (разноцветная резинка-продежка), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу, дети старшего возраста – по схеме-образцу и словесной модели (на игровое поле «Геоконта», в отличие от подобных игр, нанесена координатная сетка). Ученики начальной и средней школы изучают геометрию и доказывают теоремы (переход в другую плоскость помогает лучше понять суть проблемы).

В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество.

«Квадрат Воскобовича» («Игровой квадрат»). У этой игры имеется множество «народных» названий – «Кленовый листок», «Косынка», «Вечное оригами». Все это, по сути, верно. «Игровой квадрат» представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон на некотором расстоянии друг от друга. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется. Еще одно название – «Квадрат-трансформер» – не случайно, ведь из него конструируются как плоскостные, так и объемные фигуры.

«Квадрат» в сказке «Тайна Ворона Метра» оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик, котенка.

Двухлетние малыши с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку. Более взрослые дети – осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в «домике» геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты.

Квадрат можно определенным образом разрезать. Например, разрез крестом дает необычные объемные фигуры. Возможны игры с частями Квадрата (например, подними левый или правый уголок) – своеобразный пальчиковый театр.

Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.

1998 год.
Этот год во многом стал этапным и запомнился несколькими событиями.
Во-первых, дефолтом. Но это не тема нашего разговора. Мы уцелели, с чем себя и поздравили.

Во-вторых, на московской выставке игра «Чудо-Крестики 2» Воскобовича получила приз «Лучшее изделие выставки». В дальнейшем игры неоднократно становились лауреатами и дипломантами различных выставок и конкурсов за оригинальность и уникальность продукции.

В-третьих, встречей с Никитиным в его знаменитом доме.
В-четвертых, изобретением игровых обучающих комплексов под названием «Игровизор» и коврограф «Ларчик».
В-пятых, созданием первого варианта технологии «Сказочные лабиринты игры» (Воскобович В.В., Харько Т.Г.), которая до сих пор дорабатывается и совершенствуется.

Встреча с Никитиным
Встреча с Борисом Павловичем Никитиным состоялась осенью, во время упомянутой московской выставки. О ней рассказывает Воскобович Вячеслав Вадимович: «Едва мы (со мной были два предпринимателя из Челябинска и Петербурга) переступили порог его кабинета, как сразу «угодили» Никитину на карандаш. Похоже, Борис Павлович вел картотеку. Кто? Откуда? Сколько детей? Род занятий? Он записывал данные каждого в отдельную карточку. «Род занятий?» – этот вопрос, признаюсь, смутил меня. Я понимал, что стою перед мэтром развивающих игр, и все-таки ответил: «Занимаюсь разработкой развивающих игр».

…Мои игры Борис Павлович рассматривал с интересом, но в основном молча. Я в своих комментариях был сдержан, «чувство» мэтра не покидало меня, и рассказывать об играх подробно казалось неприличным.

Знакомство Никитина с играми закончилось тем, что он предложил мне пожить недельку в его доме и поиграть с его обитателями, и я охотно принял его предложение.

За разговорами прошло где-то полтора часа. Борис Павлович заторопился – очередная делегация стояла около дома.
Нам оставалось попрощаться и закрыть за собой дверь, но вдруг Борис Павлович резко поднимает руки вверх и произносит: «Я теперь всем буду говорить, что у меня в России появился коллега».

Через полгода Никитина не стало.
Стал ли Воскобович коллегой Никитину по цеху развивающих игр, пусть рассудит история.

Технология «Сказочные лабиринты игры»

Что это такое? Это игровая технология развивающего обучения детей дошкольного возраста. Термин «педагогическая технология» появился в педагогике в последнее время и означает построение образовательного процесса. Остановимся на принципах построения нашей технологии, ее первых результатах.

Игра плюс сказка

Первым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является игровое обучение детей дошкольного возраста. Идея развития детей в игре не нова. Новое здесь то, что почти весь процесс обучения ребенка дошкольного возраста реально выстраивается в игре. Технология «Сказочные лабиринты игры» – это игровая форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в их содержание.

Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Окрашенное положительными эмоциями общение со взрослыми в игре, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным. Как правило, игры не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых и дают импульс к творческим проявлениям.

Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжет органично вплетается система вопросов, задач, упражнений, заданий. Очень удобно – читаешь сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания. Сказки в технологии «Сказочные лабиринты игры» – авторские.

«Сказочные лабиринты игры» является чисто игровой технологией (авторские сказки; большое количество предметных игр, направленных на различные аспекты детского развития – математика, конструирование, подготовка к чтению; совместные игры детей и взрослых), и это является ее отличительной особенностью.

Сказки Фиолетового леса
«Однажды малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету день, второй, третий, и вдруг – навстречу Красный Зверь. Испугался малыш, побежал, и вдруг голос свыше: «Не бойся Красного Зверя, прогони его оранжевым криком». Крикнул малыш оранжевым криком – исчез Красный Зверь, но появилось дерево, на вершине которого сидела Желтая Птица. Взмахнула Желтая Птица крылами, закружила, Малыш испугался и побежал. И снова Голос: «Не бойся Желтую Птицу – прогони ее зеленым свистом». Свистнул малыш зеленым свистом – исчезла Желтая Птица. Появилось озеро, на берегу стояла лодочка. Сел Малыш в лодочку, сделал несколько гребков и вдруг выплывает Голубая Рыба. Снова испугался Малыш, подналег на весла, но не тут-то было. И снова Голос: «Не бойся Голубую Рыбу, прогони ее синим шепотом». Шепнул Малыш синим шепотом – исчезло озеро, исчезла лодочка. Гео стоял перед входом в Фиолетовый Лес».

Это начало сказки «Малыш ГЕО, ворон МЕТР И Я» (зашифрованное слово ГЕОМЕТРИЯ) к игре «Геоконт», где впервые появился Фиолетовый Лес Воскобовича. Спустя несколько лет развивающая среда «Фиолетовый Лес» появилась во многих городах России. Эти «леса» очень разнообразны: их делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Создается, по сути, развивающая сенсомоторная зона. Ребенок в ней действует самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи – Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие.

Интеллект

Вторым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать деятельность ребенка в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». В каждой игре дети добиваются какого-то «предметного» результата.

Не случайно много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. Как правило, развивают вербальный интеллект, то есть «приобретенный». Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате ребенок много знает, о многом слышал. Таких детей школьные учителя называют «натасканными». Но в этой бочке меда есть ложка дегтя. Нет гарантии, что эти дети будут в дальнейшем хорошо учиться. У них может быть плохо развит невербальный интеллект, то есть «врожденный». Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Психологи говорят, что развивать врожденный интеллект сложно. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии «Сказочные лабиринты игры» является развитие, в основном, невербального интеллекта у детей.

Авторы технологии «Сказочные лабиринты игры» не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал технологии является сензитивным, то есть наиболее благоприятным, психологическим особенностям развития детей дошкольного возраста, поэтому не провоцирует возникновение стрессовых состояний у детей и взрослых.

Творчество

Еще одним принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является раннее творческое развитие детей дошкольного возраста. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.

Способы реализации технологии «Сказочные лабиринты игры»
Особенности технологии таковы, что не надо перестраивать работу учреждения, ломать привычный уклад и выстраивать новый. Технология органично вплетается в уже привычный ритм жизни и образовательные задачи реализуемой программы. Единственные трудности, с которыми сталкивается педагог – это стереотипы собственного поведения. Игра не предполагает в отношениях «взрослый-ребенок» доминирования взрослого над ребенком; она диктует партнерские отношения. Разве раньше в наших детских садах воспитатель был партнером ребенка? Не был, и по многим причинам. Это и слишком «многодетные» группы, это и педагогические постулаты, которым приходилось следовать.

В дошкольных учреждениях, работающих по нашей технологии, ребенок окружается непринужденной, веселой, не вызывающей негативных эмоций интеллектуально-творческой атмосферой. Как кружево из тоненьких ниточек, она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

Детские сады

Технология «Сказочные лабиринты игры» широко используется дошкольными учреждениями Петербурга и других городов. Хочется выделить два из них – это дошкольные учреждения № 5 и №126 в Санкт-Петербурге. Во-первых, они были первыми, кто заинтересовался игровым развитием детей-дошкольников по технологии «Сказочные лабиринты игры» (и работают по ней уже пятый год). Во-вторых, здесь отслеживаются четкие результаты развития детей в игре. В-третьих, эти учреждения много внимания уделяют организации совместных игр детей и взрослых. Это оказалось не очень просто и удалось не сразу, но кто «хочет, тот всегда добьется», и сейчас в учреждениях проводятся открытые мероприятия, конференции, на которых педагоги показывают результаты своего труда.

В детском саду № 126 появился первый «Лес».
В дошкольном учреждении № 5 часто проводятся совместные мероприятия с родителями – интеллектуальные игрофестивали, в которых состязаются команды детей и родителей, конкурсы «Папа, мама, я – интеллектуальная семья». В результате педагоги видят живой интерес родителей к проблемам детского сада.
Как вы думаете, интересно ребенку в детском саду, в котором он «играет» вместе с взрослым, сверстниками, самостоятельно? Спросите у своего малыша, и вы узнаете ответ.

Результаты
В дошкольных учреждениях № 5 и 126 работает психолог Маслова Татьяна Михайловна, которая отслеживает результаты развития детей, их эмоциональное состояние в детском саду, мотивационную готовность к школе.

По результатам исследований можно сказать, что в группах много детей с нормальным, высоким и очень высоким интеллектом. (Градация изменений интеллектуального развития выглядит так: интеллект ниже среднего, средний интеллект, норма, высокий, очень высокий, превосходный). Лучше всего у детей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять.

Пяти-шестилетние дети умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Это результат развивающей игры, которая соединяет интеллектуальную деятельность и возможность получить результат. Трехлетние малыши легко различают и называют желтый, красный, синий, не путают зеленый, фиолетовый, голубой, оранжевый и другие цвета.

Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук. Об этом говорит высокий процент детей четырех-пяти лет, выполнивших сложный тест «Завязывание банта». Взрослый дает детям карандаш, берет тонкую веревочку и завязывает на карандаше бант. Это образец. Теперь ребенок должен завязать точно такой же бант на карандаше, который будет держать взрослый. Попробуйте сами. Легко? Сравнивалось две группы детей одного возраста: группа, которая играла с развивающими играми Воскобовича, (бант завязали 42% детей) и группа, которая с ними не играла (0%).

У детей нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Дети рано начинают читать.

Коснемся вопроса мотивационной готовности детей к школе. Дети, которые постепенно переходят к взрослой «форме» обучения, которые «наигрались» в дошкольном детстве, хотят идти в школу не потому что уже пора, или этого хочет мама, или там не надо отдыхать днем. Эти дети хотят учиться ради самого учения. И, как правило, учатся хорошо и с интересом.

О грамоте и безграмотности

Во время семинара в одном из городов была организована встреча с родителями одной из средних групп детского сада. Накануне на открытом занятии для слушателей семинара их дети превосходно себя «показали». По сути, это был результат года работы с нашими играми. «Все хорошо, все замечательно, – говорят родители, – НО…» Ох уж это наше родительское “но”!.. Дети не читают. Родители четырехлеток бьют тревогу.

Вот тут и хочется поговорить о грамоте (а заодно и письме) детей и безграмотности взрослых. Есть три родительских кита: когда ребенок научился ходить, когда ребенок научился говорить и когда ребенок научился читать. Эти киты были, есть и будут.

Родителей можно понять. Если ребенок не рисует, то из этого не делается трагедии, а вот не читает, тогда… Да, чтение, безусловно, – важнейший социальный атрибут. Но только не для дошкольника. Чтение – это навык, всего лишь навык, и об этом часто забывают. И идти к нему можно по-разному: через «натаскивание» чуть ли не с пеленок или через игру.

Мы – сторонники именно игрового нефорсированного способа обучения грамоте. А письмо – вообще оставить школе. Не готова еще детская ручка, не развита кистевая и пальцевая моторика.

…Прошел год. Мы снова были с семинаром в том городе, где состоялась встреча с родителями. Конечно же, интересно, как дети? «Зачитали, как сговорились, один за другим»,- говорит воспитательница. Так яблоки по осени падают на землю. Спелые, время пришло. Впрочем, можно начать и раньше трясти яблоню. Что-нибудь упадет – зеленое и кислое.

Игры по обучению грамоте

Какие игры по чтению мы сегодня можем предложить?
Теремки Воскобовича – базовая разработка. Есть кубик, есть теремок. Кубик вкладывается в теремок – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова. Всего в комплекте 12 кубиков, 12 теремков – очень компактная, удобная конструкция.

В рамках статьи невозможно описать всю игру. Остановимся только на двух кубиках – синем и зеленом, так называемых кубиках первого этапа обучения чтению. Цвета «синий» и «зеленый» – символы мягкости и твердости согласного звука – впоследствии для детей станут подсказкой. Что расположено на пяти гранях этих кубиков? Пары: буква и ее образ. Вот шут показывает букву А, зовут его Арлекин. Если шут представляет букву О, то его имя – Орлекин. А если У – догадались? – Урлекин. На шестой грани – подсказка, где какая буква находится. Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин и т.д. – сказочные персонажи, с которыми ребенку интересней до поры до времени, чем со знаком.

Персонажи, цвет кубиков, теремков, букв, высота граней у теремков, форма окошек, звездочки запрета, попугай Эник и многое другое – все это игровые моменты, изначально заложенные в «Теремках».

Игровое пособие «Теремки Воскобовича» можно использовать как с дошкольниками, так и со школьниками.

Конструктор букв. Из его элементов-модулей можно сложить любую букву алфавита. Такое конструирование помогает ребенку запомнить моторный образ буквы и в дальнейшем не путать П и Н, Б и В, С и О.

«Читайка на шариках» Воскобовича. Игры на развитие навыков чтения. Ребенок, загибая попеременно уголки, получает разные слова. На маленьком «пятачке» прочитывается 4 слова, а в игре – больше сотни.

Коврограф «Ларчик», веревочки («прилипают» к коврику). Коврограф, игровой обучающий комплекс, чрезвычайно распространенный в дошкольных учреждениях, заменяет собой фланеллеграф. Коврограф позволяет в игровой форме решать самые разнообразные задачи.

Маленький пример «работы» сказочного оператора преобразования.
«Росли в лесу два дерева – одно высокое, другое – низкое. (Длинную и короткую веревочку располагаем недалеко друг от друга на коврике). Высокое деревце любило похвастать: «Я – самое высокое дерево. Я – самое сильное. .Низкое дерево стояло в тени высокого, вздыхало и помалкивало. Забрел как-то в те леса гуляка-ветер. Какое деревце он заметил? Высокое. Стал раскачивать его из стороны в сторону (показываем на коврике). В конце концов, дерево сломалось и упало к корням низкого (сгибаем длинную веревочку, чтоб получить букву И). Последнее, что успело прокричать высокое дерево: «Помоги-и-и-и…». Еще долго-долго последний звук носило лесное эхо». Какой звук? – Звук И. А какую мы букву построили? – Букву И. Звук и буква – через сказку, через образ, через детские руки.

«Ромашка», «Яблонька», «Снеговик». Новинки 2004 года. Своеобразный эрудит для малышей, ведь в каждой из игр можно придумать более 200 слов и «написать» их … с помощью шнурка.

Дома с мамой и папой
Дома можно и нужно создавать развивающую среду, ведь никакие компьютерные игры и видеофильмы не заменят ребенку «живых» развивающих игр.

Можно ли играть в наши игры без сказок Фиолетового Леса? Конечно, можно. Придумайте свой способ привлечь внимание ребенка к игре, свою сказку. Тут, как ни крути, без Вас, взрослого, не обойтись. Если, конечно, речь, идет о развитии, а не времяпровождении.

«Ромашка», «Яблонька», «Парусник», «Снеговик», «Счетовозик», «Логоформочки» – ориентированы и на родителей.

Вчера, сегодня, завтра…
Сегодня с логотипом «Развивающие игры Воскобовича» мы предлагаем десятки игр, пособий, игровых развивающих комплексов. И этот процесс продолжается.
С семинарами, лекциями, выступлениями Вячеслав Воскобович и его коллеги побывали в более чем 60-ти городах России и ближнего зарубежья. Во многих городах – по несколько раз. Обучили своему «ремеслу» тысячи специалистов и родителей.

В десятках садов разных городов все чаще можно услышать: «Мы работаем по Воскобовичу». Поэтому сегодня с полной уверенностью можно сказать, что миллионы ребятишек с удовольствием и пользой прикоснулись к нашим играм.

КАК ПОМОГУТ ДЕТЯМ С ОВЗ / Новости Фонда / Благотворительный фонд Обыкновенное чудо

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА: КАК ПОМОГУТ ДЕТЯМ С ОВЗ / Новости Фонда / Благотворительный фонд Обыкновенное чудо

Новости Фонда

Вячеслав Воскобович – один из первых российских изобретателей развивающих игр для детей. По образованию, инженер-физик, в годы Перестройки столкнулся с пустыми полками и отсутствием игрушек для собственных детей. Это подтолкнуло его к поиску альтернативы. В итоге, он смог разработать больше 40 развивающих игр и пособий.

«Мы отказались от «одноразовых» продуктов: собрал-разобрал и отложил в сторону, мы создаем универсальные игры, которые можно неоднократно творчески использовать», – говорил сам Вячеслав Воскобович. Ниже поговорим о двух самых популярных играх, которых нередко используют во время занятий с детьми с особенностями развития. КВАДРАТ ВОСКОБОВИЧА Одной из самых популярных игр стал Квадрат Воскобовича.

Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мл друг от друга на гибкую тканевую основу. С одной стороны «Квадрат» – зеленого и желтого цвета, с другой – синего и красного. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Потому-то эту игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат-трансформер». Ребенку или взрослому придется подумать, чтобы получить, на первый взгляд, легкую фигурку. Для этого нужно складывать «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях до получения нарисованных в книжке «Квадратные забавы» фигур. Чтобы было проще, иногда игру сопровождают методические сказки. Одной из самых известных является «Тайна Ворона Метра, или сказка об удивительных превращениях-приключениях квадрата». В ней «Квадрат» оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик, конфетку и т.п. Ребенок собирает фигуры по картинкам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение того же предмета. Игра развивает умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях; умение конструировать плоскостные и объемные фигуры; внимание, память, пространственное и логическое мышление; воображение, творческие способности; мелкую моторику рук.

«ГЕОКОНТ» В народе эту игру называют «дощечкой с гвоздиками». Действительно, на фанерном игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики. На «серебряные» гвоздики натягиваются «паутинки» (разноцветная резинка-продежка), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Сопровождают игру также сказки. Например, «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава». Дети создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу, дети старшего возраста – по схеме-образцу и словесной модели (на игровое поле «Геоконта», в отличие от подобных игр, нанесена координатная сетка). В результате игр с «Геоконтом» у детей развиваются: моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество.

Еще больше полезной и нужной информации на нашем сайте в разделе https://dom.chudo.tomsk.ru/rooms . Там можно найти, какие игрушки рекомендуют специалисты.

Как гуляли в старину в России узнали подопечные фонда на невероятном представлении от артистов Томской филармонии. Какой смысл наши предки вкладывали в слово «гуляния»? Разобраться в национальных особенностях «народных гуляний» юным слушателям помогли музыканты ансамбля народных инструментов «Сибирские узоры» и ведущая концерта Ксения Измайлова.

29 сентября, 2022

Светлана Григорьева, президент БФ «Обыкновенное чудо» сегодня приняла участие в городском Координационном Совете по делам инвалидов.

27 сентября, 2022

Волонтеры “Газпромнефть-Востока” помогли отремонтировать цокольный этаж чудо-дома, проект был реализован в рамках программы социальных инвестиций “Родные города” компании “Газпром нефть”.

26 сентября, 2022

Вот уже 60 лет по инициативе ООН во всем мире в последнее воскресенье сентября отмечается Международный день глухих. По данным Всемирной организации здравоохранения, сейчас проблемы со слухом есть у каждого девятого человека мира. По прогнозу, к 2050 году эта цифра может удвоится и достигнуть миллиарда человек. 

25 сентября, 2022

Все новости

Стать волонтёром

SMS-пожертвование Кубы Банковский перевод

Все партнеры

развивающие игры для дошкольников, методика раннего развития

Содержание статьи

  • Автор методики
  • Особенности методики
  • Этапы совместной игры по методике Воскобовича
  • Рекомендации по обучению
  • Преимущества игр Воскобовича
  • Недостатки игр Воскобовича
  • Примеры игр

Полки магазинов детских товаров ломятся от изобилия игрушек на любой вкус и кошелек. Для того чтобы семейный бюджет не был растрачен впустую, а новая игрушка не валялась в углу, рекомендуем покупать развивающие игры В. В. Воскобовича. Они многофункциональны и рассчитаны на широкий возрастной диапазон,  способствуют всестороннему развитию малыша.

Автор методики

В. В. Воскобович, физик-математик по образованию, открыл в себе талант педагога и методиста в начале 90-х годов. В период дефицита в магазинах, при скромных финансовых возможностях он воспитывал двух сыновей. Их развитие требовало проявления фантазии. На основе трудов Зайцева и Никитина были созданы первые игры Воскобовича.

Милое хобби со временем превратилось в дело всей жизни. В течение нескольких лет он основал методический центр «Развивающие игры Воскобовича». Автор активно проводит семинары по внедрению собственной методики в образовательный процесс, разрабатывает и распространяет новые игры (сегодня насчитывается более 50 вариаций).  Свои игры для дошкольников Воскобович называет технологией или «Сказочными лабиринтами игры». Став педагогом-новатором, он внес ощутимый вклад в методическую копилку педагогики периода кризиса.

Особенности методики

Три основных принципа методики раннего развития Воскобовича – интерес, познание, творчество.  Технология направлена на обучение в игровой форме, всестороннее развитие малыша, развитие его творческих и интеллектуальных способностей.

В соответствии с принципами методики легко выявить основные ее особенности.

  • В ходе создания игры учитываются интересы ребят. Дети занимаются по данной методике с большим энтузиазмом. Каждый день они не устают открывать что-то новое для себя.
  • Широкий возрастной диапазон. Любая разработка рассчитана на возраст от 2 до 7 лет. Уровень сложности подбирается индивидуально. Так игра прослужит крохе не один год.
  • Партнерское взаимодействие со взрослым. Большинство подразумевает участие в игровом процессе родителей. В комплекте есть методическое пособие, описывающее сценарий игры и ее правила. Родитель выступает в качестве ведущего, он задает сказочный сюжет, ставит задачи, показывает иллюстрации.
  • Вариативность. Сборники упражнений предлагают задачи различной степени сложности.

Этапы совместной игры по методике Воскобовича

Технология непроста в применении. Обучение проходит в несколько этапов.

  1. Первое знакомство. В играх есть сказочные герои. Для начала расскажите малышу о действующих лицах.
  2. Уровень сложности. Подберите упражнения, посильные для выполнения малышом на текущем этапе его развития.
  3. Обучение игровым приемам. Далеко не всегда ребенок схватывает на лету. Ему нужно дать время для приобретения нужных навыков.
  4. Отработка навыков путем выполнения заданий под руководством родителя.
  5. Игра в одиночку. Когда ребенок понял правила, потренировался и готов играть самостоятельно, предложите ему придумать свои задания, формы и схемы.

Рекомендации по обучению

К сожалению, несмотря на всю многофункциональность, методика Воскобовича не охватывает развитие речевых навыков. Основная масса заданий предполагает совершение механических действий руками. Поэтому нужно общаться с ребенком на тему сюжета: задавать вопросы, обсуждать варианты развития событий,  комментировать впечатления от заданий.

Не стоит концентрировать все внимание ребенка исключительно на разных видах игр Воскобовича. Необходимо обратиться и к другим методикам, в основе которых лежит развитие коммуникативных навыков.  В противном случае узконаправленное воспитание не даст высоких результатов. У малыша неизбежно возникнут трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

Важно иметь в виду, что игры Воскобовича носят статический характер. Они требуют от детей усидчивости. Чтобы активный малыш не утратил интерес к этому виду деятельности, организуйте ему школьную переменку. Попрыгайте, потанцуйте, сделайте гимнастику. Первые занятия не должны быть дольше 10 минут.

Подбадривайте ребенка при каждой возможности и не ругайте  за ошибки. Творческий подход не терпит оценивания и рамок.

Преимущества игр Воскобовича

Постоянные занятия по методике Воскобовича развивают в ребенке следующие способности:

  • глубокий анализ;
  • умение сравнивать предметы;
  • навыки чтения и математического счета;
  • знание геометрических фигур;
  • знание цветов и их оттенков;
  • усидчивость;
  • целеустремленность;
  • перфекционизм;
  • память;
  • логическое мышление;
  • творческое мышление.

Недостатки игр Воскобовича

Как и любая методика, игры Воскобовича подвержены критике. Среди основных недостатков называют следующее.

  • Отличие от школьной системы. Данная методика не уделяет внимание буквенному составу слова, она ориентирована сразу на слоги. В дальнейшем ребенок может делать ошибки при фонетическом и морфемном разборе слова.
  • Дети быстро привыкают к цветам кубиков. В школе они могут не совпадать с цветами, которые учитель присваивает гласным, согласным, твердым и мягким звукам. В этом случае ребенка приходится переучивать.
  • Расхождение с правилами русского языка. Приведем пример для наглядности. При обучении чтению по методике Воскобовича допустимо сочетание букв «ЖЫ» и «ШЫ».
  • Высокая цена. Игры Воскобовича отличаются дороговизной. Изобретательные мамы и папы решат, что смогут сделать их самостоятельно. Но имитировать хотя бы одну схему Воскобовича — процесс трудоемкий и требующий немалых временных затрат. Иногда проще купить оригинал.
  • Хрупкость. Несмотря на стоимость, методы Воскобовича нельзя назвать универсальными для игр с двухлетним ребенком, который норовит все попробовать на вкус или порвать. Они быстро придут в негодность, если дать малышу полную свободу действий хотя бы на 5 минут.

Примеры игр

Чтобы иметь общее представление о методике, познакомимся с некоторыми играми поближе.

  • Квадрат Воскбовича

На ткань приклеены 32 треугольника 4 цветов. Все они расположены на определенном расстоянии друг от друга.  В общем виде они образуют квадрат. Он легко сгибается в разные стороны. При его трансформации малыш получает плоские и объемные фигуры: домик, каблучок, черепашку и т. д. Вариантов фигур более 1000.

Помогают малышу разобраться в схемах ворон Метр, мама Трапеция, Квадрат, дед Четырехугольник и папа Прямоугольник.

  • Игровизор

Маркерами рисуют на прозрачном пластике. Под ним находится картон с расчерченной сеткой.  Между пластиком и картоном находится пружинка. По углам подложки нарисованы животные.  С помощью «Игровизора» малыш просто рисует, пишет графические диктанты, выполняет задания, вложив лист из сборника заданий между пластиком и картоном.

  • Теремки

Кубики (12 штук) представляют собой маленькие теремки. В них есть окошки для гласных букв. Гласные находятся на сундучках, которые вставляются в окошки.

Детально ознакомившись с развивающими играми, изучив их принципы и особенности, можно прийти к выводу о том, что методика Воскобовича заслуживает право на существование. Она разнообразит методический арсенал, обогатит образовательный процесс, привнесет в него оригинальность и творческую направленность. Однако важно не останавливаться только на ней, а применять и другие методы развития способностей малыша.

Сказочные игры Воскобовича в жизни дошкольников

Андреева Ольга Николаевна
Фесенко Наталья Юрьевна
Андросова Ольга Ивановна
воспитатели
МБДОУ д\с Солнышко № 56
Белгородская область, г.Белгород

 

Сказочные игры Воскобовича в жизни дошкольников

В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологическими достижениями. Все технические новшества становятся обыденным для подрастающего поколения – компьютерные игры, интерактивные игрушки и новинки кинематографа. Дети хорошо информированы, они рассуждают на «взрослые» темы. Дошкольники делают иногда неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьез начинают думать о преждевременном взрослении современных детей.

Современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад.

Как же научить детей справляться с большим потоком информации, обрабатывать и анализировать ее?  Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь.

И здесь нам на помощь приходят игры Воскобовича. Развивающие игры Воскобовича – это многофункциональная целостная технология, позволяющая в игровой форме успешно развивать у детей логику, память, мышление, моторику и другие психологические процессы, а также обучать их счету и чтению.

Рекламное сообщение  

Игры Воскобовича предназначены для детей в широком возрастном диапазоне: в них с удовольствием играют как дети 1-2 лет, так и ученики младших классов.

Свою методику Воскобович построил на таких принципах, как:

  • познавательный процесс – каждая игра представляет собой отдельную сказку, наполненную веселыми персонажами и приключениями, способствующими развитию фантазии и логики;
  • творческое начало – нетрадиционные задания в играх формируют у ребенка креативное мышление и развивают творческий потенциал;
  • обучение – в процессе игры ребенок одновременно запоминает буквы, цифры, формы, цвета и т.д.

Особенности развивающих игр Воскобовича

  • Игры разработаны, исходя из интересов детей;
  • Широкий возрастной диапазон;
  • Многофункциональность и универсальность;

На что следует обратить внимание во время занятий с ребенком по играм Воскобовича

  • Подготовка. Перед тем, как предлагать ребенку игру, следует ознакомиться с методическими рекомендациями и самой игрой.
  • Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивает педагог, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую. Просит пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.
  • Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать от игры.
  • Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по силам.

Особенности «Сказочных лабиринтов игры» таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях «взрослый-ребенок» не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, творческой атмосферой.

Используются игры Воскобовича в роли дидактического материала как в НОД, так и в свободной деятельности под руководством воспитателя.

Автор технологии Вячеслав Вадимович Воскобович уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным. В связи с этим, один из принципов методики Воскобовича – интересные сказки. Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, буквы или формы. В сюжете сказки ребенок помогает героям, выполняя различные задания и упражнения.

Вторым принципом методики Воскобовича является «игра с пользой». Развивающие игры автора достаточно многофункциональны. В игровой форме можно обучаться чтению или счету, параллельно развивая логику, мышление, память и другие психологические процессы. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всесторонне развивать и обучать малыша.

Третий принцип авторской методики Воскобовича заключается в развитие у ребенка творческого начала. Игры и сказки Воскобовича помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал. Выполнение нетрадиционных заданий различного уровня сложности способствует формированию раннего креативного мышления у детей.

Педагог, периодически включая в педагогические мероприятия в детском саду данные игровые задания, которые с успехом активизируют мыслительную деятельность дошкольников, так как обладают большим развивающим эффектом. Все это обеспечивает успешность развития процессов логического мышления, интеллектуальной подготовки ребенка к школьному обучению.

В играх В. Воскобовича реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. «Сказочные лабиринты игры» – это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.

Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно – взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.

В рамках направления работы по развитию логического мышления посредством игр В. В. Воскобовича проводятся индивидуальные, групповые занятия с учетом поставленных задач. Игровая технология В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» направлена на помощь ребенку в преодолении проблем математического характера, развитие активных форм мышления. Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.

В одну и ту же игру могут играть дети от 2х до 7 лет и старше. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений.

Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрированными рисунками. Сказки-задания и их добрые герои – мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик, сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.

Различные возможности использования.

Неоценима возможность этих игр в использовании их как в домашней, семейной игротеке, так и в группах детского, сада, школе, в индивидуальной и коррекционной практике. Причем игры могут быть использованы как индивидуальный материал, так и в качестве общегруппового наглядного пособия. Например, игровой тренажер «Игровизор», игровой обучающий комплекс «Ларчик» разработаны таким образом, чтобы обеспечить педагогу, воспитателю, просто взрослому широкий выбор возможностей обучения, самореализации, фантазирования вместе с детьми.

«Фиолетовый Лес» имеет свои особенности в каждой группе: у малышей – это, прежде всего, «сенсорный уголок», знакомящий детей с эталонами формы, цвета и размера; в средней группе основное внимание уделяется знакомству с цифрами и в их интеллектуально-игровом центре появляется сказочная область «Цифроцирк» с героями Магноликом и цифрятами – забавными зверушками, главной игрой здесь является «Волшебная восьмёрка» – своего рода конструктор цифр; в группах старшего возраста дети проявляют интерес к чтению, и здесь появляется сказочная область «Город говорящих попугаев» со своими шутами-акробатами и играми, обучающими детей чтению.

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг». Универсальность по отношению к образовательным программам позволяет использовать развивающие игры В. В. Воскобовича в любой программе дошкольного образования: «Детство», «Радуга», «Развитие» и т. д.

Целая серия развивающих игр Воскобовича («Геоконт», «Игровой квадрат» и «Цветочные часы»), которые представляют собой универсальные творческие пособия, предназначенные для многократного использования.

Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей раннего и дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича предусматривает скоординированную поддержку развития воображения и других творческих способностей ребенка, использование всей многообразной «палитры» детских деятельностей, куда входят и игра, и изобразительное творчество, и конструирование, и восприятие сказок, и учение, и общение, и многое другое. Это предполагается осуществлять в рамках всех направлений образовательной работы с дошкольниками, от физкультурно-оздоровительного до художественно-эстетического. Такой подход является залогом обеспечения полноценного психического развития ребенка.

Список литературы:

  1. Воскобович В.В., Харько Г.Г., Балацкая Т.И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры».- СПб.: Гириконт, 2000.
  2. Развивающие игры Воскобовича. Сборник методических материалов / под ред. Воскобовича В.В., Вакуленко Л.С. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

Игры Воскобовича для дошкольников — суть развивающей методики, как сделать пособия своими руками

В последние годы психологи всё чаще говорят о проблеме «перезанятости» детей. В связи с этим родители и педагоги обращаются к развивающим технологиям, которые основываются на игре. Важнейшие принципы дошкольного обучения — интерес, познание, творчество — лежат в методике Воскобовича. Эти игры открывают удивительные сказочные миры, полные ценных знаний!

Содержание

  • 1 Суть развивающей технологии Воскобовича

    • 1.1 Развитие педагогических идей

    • 1.2 Отличие от других методик раннего развития

    • 1.3 Плюсы и минусы технологии

    • 1.4 Подготовка к занятиям

  • 2 Описание игр Воскобовича по возрастам

    • 2.1 Таблица: игры для младших дошкольников (1–3 года)

      • 2.1.1 Фотогалерея: какие игровые пособия можно использовать в младшей группе детского сада

      • 2.1.2 Видео: игры Воскобовича с детьми раннего возраста

    • 2.2 Таблица: игры для детей 4–7 лет

    • 2.3 Фотогалерея: коврограф и другие игровые пособия для детей 4–8 лет

      • 2.3.1 Видео: занятие по математике с использованием игры «Крестики 2» Воскобовича

  • 3 Как проводить занятия по играм Воскобовича

  • 4 Пособия для игр Воскобовича своими руками

    • 4. 1 Фиолетовый лес

    • 4.2 Квадрат Воскобовича (инструкция с фото)

    • 4.3 Фотогалерея: Геоконт своими руками

    • 4.4 Фотогалерея: картинки для игр Воскобовича

  • 5 Литература по играм Воскобовича

  • 6 Отзывы о технологии Воскобовича

Суть развивающей технологии Воскобовича

Современные родители теряются перед витринами детских магазинов — такое обилие игрушек, пособий и наборов для творчества! А в начале 90-х годов прошлого века сложно было найти качественные и полезные для развития игрушки. Во время перестроечного дефицита петербургский инженер физик — Вячеслав Владимирович Воскобович — решает создать действительно развивающие и доступные игрушки для своих сыновей.

Вячеслав Владимирович с энтузиазмом делится новаторскими идеями и основами своих игр на педагогических семинарах и практикумах

Развитие педагогических идей

В первых игровых пособиях Воскобовича преломились идеи Никитиных и Зайцева («Геоконт», «Складушки»). Занятия с кубиками и трансформерами дополнились сказочным наполнением, появились волшебные персонажи.

В 1999 году педагогические идеи и разработки были признаны Комитетом образования Санкт-Петербурга. Официально была утверждена авторская технология «Сказочные лабиринты игры» — поэтапное знакомство ребёнка с играми и постепенное усложнение заданий.

Сейчас методика Воскобовича предполагает использование развивающей предметно-пространственной среды («Фиолетовый лес», «Коврограф Ларчик»). Основных игр насчитывается около 50, а приложений к ним — более 200. Тьюторский центр проводит конференции и вебинары по знакомству с играми Воскобовича, издаются методические пособия для педагогов и родителей.

Технология Воскобовича основывается на создании особой предметной среды, в которой ребёнок с удовольствием фантазирует и исследует мир

Отличие от других методик раннего развития

Технология Воскобовича запатентована. Уникальность играм с кубиками, фигурками и шнурками придаёт сказочное сопровождение. Причём не существует готовых текстов, который педагог зачитывает детям. Есть рекомендации, как при помощи волшебных животных и гномиков сложить сюжет, который заинтересует малыша и мотивирует к поиску новой информации. Пожалуй, это единственная методика на постсоветском пространстве, которая опирается на детскую фантазию.

Фантазировать и играть — для ребёнка это тоже способы обучения

Плюсы и минусы технологии

Цель технологии Воскобовича — построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре. Достоинства методики налицо (в начале XXI века примерно 90% ДОУ г. Санкт-Петербург проводили игры Воскобовича):

  • Установление комфортного общения взрослого с ребёнком, занятия проходят непринуждённо.
  • Игры подходят для детей от 1 года до 7 лет, задания предполагают усложнение.
  • Технология направлена на всестороннее развитие ребёнка: совершенствуются умственные и творческие способности.

К минусам можно отнести разве что невозможность изготовить все игровые материалы своими руками.

Плюс игр Воскобовича — в возможности использования одних пособий как с малышами, так и с детьми 6–7 лет

Подготовка к занятиям

Освоить игровую методику Воскобовича можно двумя способами.

  1. Изучить самостоятельно.
    1. Самообучение через интернет-ресурсы.
    2. Просмотр вебинаров.
    3. Покупка выборочных игр.
  2. Пройти обучение.
    1. Обзорный семинар.
    2. Тьюторский семинар.
    3. Обучение у действующего тьютора.

Самостоятельное освоение методики позволяет существенно сэкономить время и деньги. Игры описаны на педагогических порталах, доступны к бесплатному просмотру вебинары с практическими советами. Платное же обучение даёт полное понимание методики через личное общение с автором-создателем. Начинающим педагогам, особенно если целью стоит внедрение игр Воскобовича в детском саду или развивающем центре, то стоит пройти профессиональное обучение. По итогам прохождения программы выдаются действующие сертификаты.

Технологию Воскобовича освоить легко, главное — сыграть во все пособия самому

Описание игр Воскобовича по возрастам

На данный момент у запатентованной методики Воскобовича обширная игровая база. Все игры (более 200) делятся на три блока:

  • универсальные,
  • предметные (по математике и чтению),
  • конструктивные.

Игры Воскобовича многофункциональны. Например, игра («Игровизор», «Волшебная восьмёрка») на одном занятии используется для закрепления образа букв, а на следующей учебной неделе эта же игра проводится с целью закрепления образа цифр.

Часто пособия используются для знакомства с новыми лексическими темами: «Дикие и домашние животные», «Овощи и фрукты», «Виды транспорта» и т. д.

Учить цвета, величины и буквы во время одной игры — запросто!

Таблица: игры для младших дошкольников (1–3 года)

Название игрыВариантыПример игрового задания
«Фиолетовый лес»
  • Игры на различение по размеру (листья, животные),
  • игры на различение по цвету (листья, фрукты, овощи, животные),
  • игры на классификации (животные леса, водные животные, птицы, насекомые, посуда, одежда, овощи, фрукты),
  • игры-дорожки, игры-домики,
  • игры-прятки.
На игровом поле закреплены изображения гномиков различных цветов. Перед сказочными героями — стол. Каждый малыш выбирает себе гномика и должен поставить (прикрепить) перед ним на столе блюдце, чашку и ложку того же цвета.
Такое упражнение прорабатывает лексическую тему «Посуда», развивает восприятие цвета и формы.
«Эталонные фигурки Ларчик»
  • Крепление нужных фигур по цвету, форме, размеру,
  • игры со сказочными персонажами, в том числе Радужными гномами,
  • конструирование по образцу.
Ребёнку показывают образец машинки (два квадрата — салон, круги — колёса) и сообщают, что для Гномика нужно сложить такую же машинку, но другого цвета.
«Волшебная восьмёрка»
  • Игры на развитие мелкой моторики (палочки ищут и устанавливают в кинетическом песке, крупе),
  • конструирование по схеме или образцу.
Важно!
Для младших дошкольников схемы и образцы должны быть в масштабе 1:1.
Воспитатель показывает схему заборчика из элементов восьмёрки. Детки раскладывают дощечки в той же последовательности.
«Фонарики»
  • Рамка-вкладыш,
  • знакомство с геометрическими фигурами,
  • конструирование по схеме или образцу.
Педагог прячет под рамку изображение животного и просит ребят найти его при помощи вкладышей-фонариков.
«Черепашки»
  • Пирамидки,
  • дорожки по размеру или цвету,
  • заборчик,
  • семейка черепашек,
  • конструирование по трафарету.
Малыш раскладывает черепашек семейками: одного цвета папа, мама и малыш.
«Кораблик Плюх-Плюх»
  • Пирамидка,
  • бусы,
  • сенсорный материал для поискового задания.
В лесу поселилась злая ведьмочка. Чтобы задобрить её и показать прелесть дружбы, дети делают бусы: нанизывают элементы кораблика на шнурок.
«Чудо-соты», «Чудо-соты»
  • Рамки-вкладыши,
  • сортировка по цвету,
  • конструирование по схеме.
По сюжету сказки малыш складывает цветок по схеме. Используется заданный цвет сот (будет подарок одному из Радужных гномов).
«Коврограф Ларчик»
  • Игры на развитие мелкой моторике,
  • сортировка элементов по цветам, величине, форме,
  • конструирование по образцу или схеме.
На ковролине закрепляется изображение дерева с птицами. Каждый ребёнок по схеме конструирует кормушки, затем прикрепляется в них «зёрна» заданного цвета.
Фотогалерея: какие игровые пособия можно использовать в младшей группе детского сада
Цветные дощечки восьмёрки малыши ищут в сыпучих материалах и складывают в картинки
Зачем складывать фигуры по образцу, детям рассказывается в сказке
Похожее на систему Монтессори пособие становится уникальным благодаря сказочным заданиям
Элементы малыши раскладывают в виде пирамидки или семейки черепашек
Идём гулять в волшебный лес: учить цвета, новые слова и работать пальчиками!
Элементы кораблика можно складывать как классические пирамидки
Выполнение заданий на ковровой поверхности стимулирует биоактивные точки на кончиках пальцев
Видео: игры Воскобовича с детьми раннего возраста


Смотрите это видео на YouTube

Педагог раннего развития успешно сочетает пособия Воскобовича с народной сказкой «Колобок» и упражнениями с мячом. Для малышей наглядно показываются действия с «Квадратом Воскобовича» и «Фонариками».

Таблица: игры для детей 4–7 лет

НазваниеВарианты игрыПример задания
«Коврограф Ларчик»
  • Составление узоров, геометрических фигур, картинок,
  • графический диктант,
  • игры с Радужными гномами (в прятки, отличия).
Ребёнок распределяет между персонажами яблочки, затем считает, у кого сколько, пробует определить количественную разницу.
«Теремки Воскобовича»
  • Игры на слияние гласных и согласных звуков:
    • паровозик,
    • перевёртыши,
  • игры на складывание слогов,
  • игры на складывание слов.
Ребёнок отгладывает загадку (ко-ро-ва), а следующие вопросы будут менять по одному слогу в словах (ко-ро-на, во-ро-на, во-ро-та).
«Игровизор»
  • Игры на развитие кисти:
    • обведи,
    • заштрихуй,
  • Игры на запоминание графического образа букв, цифр,
  • лабиринты.
Педагог называет слова, ребёнок определяет буквенный состав и проходит лабиринт при помощи маркера так, чтобы сложилось названное слово.
«Двух/четырёхцветные квадраты Воскобовича»
  • Складывание фигур по словесной модели,
  • моделирование объёмных фигур,
  • сочинение сказки по фигурам.
«Геоконт Малыш»
  • Создание геометрических фигур по образцу,
  • сложение симметричных фигур,
  • построение фигуры по словесной модели.
Помоги ворону Метру сделать гнёзда для зимующих птиц.
«Чудо-крестики 2»
  • Складывание элементов в целую фигуру,
  • составление модели по образцу:
    • линейные фигуры (башня, дорожки),
    • сложные (дракон, солдат).
Дети обводят детали чудо-крестиков, каждый складывает из них картинку (куда поведёт воображение) и сочиняет собственную историю.
«Кораблик Брызг-Брызг»
  • Игры с цифровым рядом,
  • сортировка,
  • простой счёт,
  • игры на внимательность.
Капитан Гусь даёт ребятам-матросам команды, сколько флажков повесить на мачты, сколько снять. Матросы отчитываются о количестве флажков и их цвете на мачтах, называя порядковые номера.
«Прозрачный квадрат»
  • Сортировка пластин,
  • конструирование,
  • составление рассказа-описания или сюжетного рассказа.
Ребёнок играет со льдинками озера Айс (синими деталями): находит лишнюю в ряду, придумывает продолжение цепочки, находит общее у фигур.
«Логоформочки 5»
  • Конструирование (вершки и корешки),
  • раскраски (обводить, раскрашивать, рисовать).
Педагог показывает ребёнку фигуру, просит посмотреть, из каких деталей она состоит. Задачей ставится собрать только вершки или корешки фигуры.

Это важно.

Некоторые игры Воскобовича можно использовать в работе со школьниками (8–12 лет). Например, в рамках специализированного курса по естественно-научному развитию.

  • «Прозрачный квадрат»,
  • «Геоконт»,
  • «Коврограф»,
  • «Логоформочки»,
  • «Чудо-крестики».

Фотогалерея: коврограф и другие игровые пособия для детей 4–8 лет

Мини-версия Коврографа Ларчик подразумевает собственный игровой коврик для каждого ребёнка
Заниматься с маркерами, которые стираются губкой, очень нравится ребятам
Коврограф — часть предметно-развивающей среды, с ним и играют, и фантазируют, и учатся
Подобно Каю из сказки, дети выполняют задания с импровизированными льдинками
Конструирование трёхмерный фигур — задача для деток постарше
Дошкольники 4–7 лет конструируют сложные картинки по чёрно-белым схемам
Видео: занятие по математике с использованием игры «Крестики 2» Воскобовича


Смотрите это видео на YouTube

Как проводить занятия по играм Воскобовича

Как было сказано ранее, игры Воскобовича имеют широкий возрастной диапазон. С годовалыми малышами занимаются простой сортировкой предметов. Будущим первоклассникам будет интересно познавать мир цифр и букв. Играть можно и дома, и в образовательном учреждении.

Универсальность игровых пособий состоит и в возможности проводить занятия в разных формах:

  • индивидуальной,
  • групповой,
  • в подгруппе.

Даже на индивидуальном занятии по технологии Воскобовича ребёнок не одинок, педагог является посредником между ним и сказочным миром

Ко всем игровым материалам Воскобовича составлены методические рекомендации. Педагогам обязательно к ознакомлению авторское объяснение игр. Готовых сказочных рассказов может не существовать, но автор даёт ключи, как заинтересовать ребёнка — рассказом и игровыми предметами.

Сначала малыш знакомится со сказочными героями. Затем устраивается совместная с педагогом деятельность. Освоение игровых приёмов происходит постепенно, нужно быть чутким к способностям и индивидуальному темпу воспитанника.

Важно.

Игры Воскобовича требуют от детей внимательности и зачастую усидчивости. Чем младше дети, тем быстрее они теряют интерес и устают. Необходимо чередовать развивающие игры с музыкальными и динамическими паузами.

Педагог является партнёром по игре, раскрывает игровые приёмы, ведёт малыша по тропинке сказочной истории

В старших группах детского сада игры Воскобовича включают в занятия НОД: по математике, развитию речи, изучению окружающего мира.

Когда ребятами освоены принципы игры с фигурами (конструирование различными способами), пособия Воскобовича рекомендуется хранить в игровом уголке, чтобы дети использовали их в самостоятельной деятельности.

Самостоятельная игровая деятельность с пособиями означает максимальную заинтересованность детей

Пособия для игр Воскобовича своими руками

Готовые комплекты Воскобовича с методическими пособиями можно приобрести. Дополнительно к основным наборам покупаются приложения. Своими руками игровые пособия по Воскобовичу тоже можно сделать. С одной стороны, это существенно сэкономит средства. А с другой, если привлечь к изготовлению детей, материал станет ещё более ценным.

Фиолетовый лес

Уголок по сенсорике замечательно дополнит знаменитый «Фиолетовый лес» Воскобовича.

  1. В качестве основы послужит доска ДСП или плотный картон. Поверхность можно обклеить старыми обоями.

    Основа из ДСП обклеивается бумажными обоями

  2. Наклеиваются отрезы фетра: зелёный — трава, голубой — небо.

    Пространство заполняется фоновыми цветами

  3. Далее фиксируются объекты средней величины — деревья. Рекомендовано пользоваться клеевым пистолетом.
  4. Детали меньшего размера (птицы, плоды, листья, следы) должны быть съёмными, то есть иметь липучки с обратной стороны.

    В игровом пространстве обязательно присутствует фиолетовым цвет, он стимулирует фантазию

  5. Сказочных персонажей можно выполнить из текстильных материалов или распечатать на плотной бумаге.

    Изображения Радужных гномиков можно распечатать на принтере и наклеить на плотный картон

Квадрат Воскобовича (инструкция с фото)

  1. Подберите контрастные цвета для треугольников.

    Если вы решите сделать четырёхцветный квадрат, то потребуется красный, зелёный, синий и жёлтый листы

  2. Расчертите на картоне необходимое количество треугольников. Для двухцветного необходимо по 16 штук каждого цвета, для четырёхцветного — по 8 штук. Размеры треугольников можете использовать стандартные (6*4,5*4,5 см).

    Размеры треугольников можно сделать и отличные от размеров в оригинальном пособии

  3. Вырежьте треугольники.

    Будьте аккуратны и точны, погрешности недопустимы

  4. Исходя из размеров треугольников, определитесь с размерами основы. Для стандартных размеров основа будет 15*15 см.

    Если вы используете другой размер треугольников, то учитывайте расстояние между ними в 0,5–1 см

  5. Склейте треугольники попарно контрастными цветами: синий-жёлтый, красный-зелёный. Всего должно получиться 16 треугольников.
  6. Далее если вы используете скотч, склейте треугольники между собой с двух сторон, согласно количеству выбранных для квадрата цветов.

    Склеить квадрат из картона проще, чем изготовить из ткани или фетра

  7. Если вы используете плёнку, то сначала отмеряйте размеры основы квадрата. На основе расположите квадраты в необходимой последовательности. Сложите плёнку по верхней границе и аккуратно проклейте квадраты с другой стороны. У вас получится цельная основа вашего квадрата. В случае если вы используете скотч, то будет много мест его соединения.

    Игровое пособие готово

Фотогалерея: Геоконт своими руками

Понадобятся квадратная дощечка, краски, кисти, линейка, чёрный фломастер, кнопки
Закрашиваем квадрат полностью жёлтым цветом
Проводим линии по двум диагоналям чёрным цветом
Проводим вертикальную и горизонтальную перпендикулярные линии через центр чёрным цветом
Чертим квадраты со сторонами 6см, 9см, 15см, 20см. Проверить соединение углов по диагоналям
Места пересечения линий обозначаем цифрами от центра (Ц) к краям (1–4)
Декорируем точки пересечения цветными кнопками. Верхний отрезок — белый. Далее следуем порядку цветов радуги. Центр — чёрный
Пособие готово

Фотогалерея: картинки для игр Воскобовича

Галчонок Каррчик
Жёлтый гномик
Голубой гномик
Китёнок Тимошка
Магнолик
Ворон Метр
Малыш Гео

Совет.
Распечатанные картинки с персонажами можно наклеить картон и покрыть лаком. Сделайте несколько вариантов фигурок: на подставке, с липучкой и с магнитиком.

Литература по играм Воскобовича

  • Бондаренко Т. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича
  • Воскобович В., Вакуленко Л. Развивающие игры Воскобовича
  • Харько Т. Методика познавательно-творческого развития дошкольников

Отзывы о технологии Воскобовича

Воспитанники д/с №9 «Берёзка» г. Снежногорск осваивают игры с Коврографом

Четырёхлетний ребёнок складывает фигуру по схеме

Педагог-психолог отмечает, что на занятиях по играм Воскобовича детям комфортно, они не испытывают ревности или соперничества

Игровые пособия Воскобовича отвечают требованиям современной системы образования. С их помощью создаётся комфортная среда, в которой дети развивают мыслительные и творческие способности. Игры с геометрическими фигурами и кубиками не становятся рутинным занятием, ведь действия сопровождаются сказочными сюжетами. И проблемы перед детьми ставятся не только учебные, в играх Воскобовича малыши расширяют понятия о добре, дружбе, счастье.

  • Автор: Мария Скопина