Имеют ли право собирать в школе деньги: какие права есть у родителей школьников – Учительская газета

Юрист рассказал об ответственности за сбор денег в школах: Общество: Россия: Lenta.ru

Юрист Айрапетов рассказал, что за сбор денег в школах может грозить лишение свободы

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Учителя не имеют права собирать с родителей учеников деньги на нужды школы. За это может грозить ответственность в виде лишения свободы. Об этом «Ленте.ру» рассказал юрист, член палаты адвокатов города Москвы Артур Айрапетов. Он отметил, что в некоторых случаях родители могут пожертвовать средства.

Принудительные сборы

Согласно Федеральному закону «Об образовании» и Конституции Российской Федерации, гражданам гарантировано бесплатное среднее образование в муниципальных учреждениях, напомнил специалист.

«Любой сбор денег или понуждение к сбору денег, в зависимости от того, в какой форме это было произведено со стороны руководства образовательного учреждения, может быть квалифицировано как вымогательство, если за отказ в доплате грозит та или иная ответственность, — например, если руководство школы предупреждает, что у детей начнутся проблемы или дети не смогут посещать те или иные занятия. Если же это не сопряжено с какими-либо негативными последствиями, но при этом происходит не на добровольной основе, это может быть квалифицировано российским законодательством как превышение должностных полномочий», — объяснил Айрапетов.

И та, и другая статья достаточно суровы в зависимости от содеянного, но самое минимальное наказание — это четыре года. На месте руководителей средних школ в преддверии начала нового учебного года следовало бы задуматься, стоит ли проводить такие мероприятия

Артур Айрапетовюрист

Материалы по теме:

В России оставили один учебник по каждому предмету для изучения в школах

Описаны изменения в ЕГЭ в 2023 году

В школах России запретили использовать мобильные телефоны на уроках

Если в школе требуют сдать деньги, это может служить поводом для обращения в Следственный комитет России (СКР). Также заявление можно подать в любое надзорное ведомство — от прокуратуры до обычного участкового, в любом случае все эти заявления попадут в СКР, заверил Айрапетов.

Добровольная помощь

При этом тот же самый Федеральный закон «Об образовании» не запрещает родителям помогать школе, но это должно быть абсолютно добровольно. «При передаче денежных средств должны быть документы, что это именно благотворительное добровольное пожертвование. Используя закон о благотворительной деятельности, родители могут принимать участие в финансировании школы», — сказал юрист.

Путать эти два понятия не стоит — добровольный благотворительный взнос и сбор денег. Если вам предлагают добровольно помочь школе, не нужно бежать в СК. Другое дело, насколько это этично

Артур Айрапетовюрист

Ранее глава Минпросвещения Сергей Кравцов предупредил об уголовной ответственности за сбор денег с родителей учащихся на нужды школы.

На что могут собирать деньги с родителей школьников – Новости Тулы и области

На что могут собирать деньги с родителей школьников? К 1 сентября исследование на эту тему провела «Парламентская газета».

Хотя многие вопросы в этом направлении уже не раз решались, проблема остается актуальной, особенно накануне нового учебного года.

Так, с родителей не имеют право требовать деньги на охрану школы или за учебники по предметам программы. А вот за посещение группы продленного дня плата может быть  легальной.

Так, Закон «Об образовании» гарантирует каждому ребенку бесплатное обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.  Это значит, что деньги за проведение уроков не могут брать ни в одной государственной или муниципальной школе. Содержание зданий и благоустройство прилегающих территорий входит в обязанности местных властей. Поэтому сбор денег на ремонт, охрану, мебель и тому подобное вне  закона. Об этом рассказала «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова.

Учебники и пособия по школьной программе должны выдать ребенку на время обучения. А вот то, что в программу не входит – факультативные и дополнительные материалы —уже приобретается за свой счет при желании родителей.

Также выделяются бюджетные средства на оборудование, которое входит в список «средств обучения и воспитания» для укомплектования классов и других помещений, утвержденный Министерством просвещения 23 августа 2021 года. Там расписана каждая деталь: от крючков для одежды до стеклянных колб, в том числе и спортивный инвентарь. Так что детей должны обеспечить и лыжами, и мячами в школе.

Что касается платы за горячее питание, то бесплатные завтраки в Тульской области предусмотрены  для учеников с 1 по 5 класс

, а также для детей-льготников. А вот завтраки и  обеды для старшеклассников  – платные.

Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан, основатель Национального родительского комитета Ирина Волынец также уточнила, в каких случаях берется плата за продленку.

В целом школы имеют право брать деньги за посещение ребенком группы продленного дня. Решение об открытии группы принимают в самих образовательных организациях с учетом мнения родителей. Стоимость и льготы для отдельных категорий учащихся при этом устанавливает учредитель школы — орган власти, которому она подведомственна.  При этом важно различать продленку и внеурочную деятельность, которая обязательно входит в работу школы и является бесплатной.

Кроме того, школы могут ввести единые требования к дресс-коду учеников. Это регламентируется локальным актом, в котором руководство школы обязано учесть мнение совета обучающихся и совета родителей. «Обязать купить одежду у конкретного поставщика никто не имеет права — это грубое нарушение  закона и основание для прокурорской проверки», — отметила Ирина Волынец.

Традиционные подарки классным руководителям и школьной администрации может инициировать родительский комитет, но все сборы  – строго добровольные.

Если родителям кажется, что в их школе начались незаконные поборы, можно обратиться сначала к руководству организации или ее учредителю, а если реакции не последует — то в прокуратуру, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, Минпросвещения, к депутатам любого уровня, в крайнем случае — в суд, посоветовали в Думе.

К этому добавим, что в нашем регионе у многих родителей школьников есть возможность получить материальную поддержку.

 Так, бесплатное питание могут предоставить не только детям из многодетных семей, инвалидам и малообеспеченным, но и ребятам, попавшим в трудную жизненную ситуацию (это может быть болезнь или потеря работы родителями, пожар или ДТП, другие непредвиденные обстоятельства). В таких случаях нужно обратиться к своему классному руководителю или членам родительского комитета.

Кроме того, материальную помощь можно получить на работе – по обращению к работодателю, или в органах соцзащиты.

В то же время и сами родители могут проявить инициативу и избежать лишних трат на 1 сентября. Так, активисты призывают  отказаться от покупки лишних цветов и ограничиться одним букетом от класса, а экологи напоминают, что улетевшие в небо воздушные шары могут затем приземлиться где угодно и  стать причиной гибели животных и птиц. Также значительно сократит расходы обмен книгами, одеждой и школьными принадлежностями, который регулярно проводится в Туле.

Кто контролирует деньги в школах?

Я часто сравниваю составление бюджета с процессом реконструкции дома. Необходимо рассмотреть структурные вопросы, наличие средств и множество решений, которые необходимо принять на пути к разработке и реализации плана. Представьте, что вы приступили к этой реконструкции с определенной суммой средств, но вам нужно только выбрать цвета краски. Будет ли в итоге дом вашей мечты?

 

Составление бюджета в школьных округах K-12 часто представляет собой аналогичный процесс, когда общий школьный бюджет рассчитывается на основе ряда решений центрального офиса о выделении определенного количества учителей и другого штатного персонала, заранее определенного учебная программа, частичная поддержка, школьная администрация и офисный персонал, графики содержания и технического обслуживания, штатное расписание и так далее. Директору школы обычно предоставляется небольшой пул средств на расходные материалы и другие расходные материалы для принятия решений в течение года.

Принято считать, что центральный офис имеет наилучшие возможности для определения того, какие ресурсы нужны каждой школе в данном учебном году.

 

Однако мы начинаем видеть, что все больше и больше округов отходят от этой практики, децентрализуя ресурсы руководителям на уровне участков и позволяя принимать решения тем, кто наиболее точно соответствует потребностям учащихся в конкретном школа.

 

Часто финансовая группа округа выделяет средства школам в зависимости от предполагаемой потребности. Когда это происходит, директору обычно сообщают, каков его бюджет, часто через отчет, полученный от финансового персонала центрального офиса округа. Чаще всего именно эти центральные офисы контролируют деньги в школах. Однако в школах, использующих местное бюджетирование, центральный офис децентрализует этот контроль, и директора школ обладают автономией решать, как распределять средства, исходя из количества учащихся и потребностей их отдельной школы. Возвращаясь к реконструкции дома — они могут не только выбрать цвет краски, но и выбрать новую планировку.

 

Управление на базе объекта или школы (SBM)

 

SBM — это система, посредством которой руководителям объекта (например, директору, учителям, сообществу) предоставляется определенный уровень автономии в процессе составления бюджета.

 

Наблюдается растущая тенденция, когда все больше и больше округов начинают осознавать, что центральному офису не всегда имеет смысл принимать все решения, и, возможно, директор действительно знает, что лучше или больше всего необходимо для их школы. . Ключевой вопрос при обсуждении того, заинтересован ли школьный округ в передаче контроля над финансированием школ на школьный уровень, заключается в следующем:  Какие ресурсы будет покупать и управлять центральный офис, а какие ресурсы фактически будут находиться под контролем принципала?  Рассчитываемые основные операционные расходы школы включают учителей, директоров, канцелярский персонал, административные принадлежности и основные операционные расходы школы.

 

Преимущества SBM:

  • Те, кто лучше всего понимают потребности, имеют право принимать решения

  • Ресурсы, выделенные отдельным сайтам

  • Создает пул для НИОКР для тестирования новых стратегий

  • Стимулирует культуру, основанную на обслуживании, в которой центральные услуги желательны на основе качества

  • Позволяет согласовать цели с финансовыми ресурсами

 

Внесение изменений в SBM и предоставление автономии в большинстве случаев должно быть предложено и одобрено местным школьным советом. Когда центральный офис распределяет ресурсы и передает полномочия по принятию решений школам, они, по сути, говорят: «Вот то, что мы бы выделили вам, вы можете принять решение о том, что лучше всего подходит для вашей школы».

 

Пример централизованно управляемых ресурсов

 

Редко когда все решения о ресурсах принимаются на уровне сайта, и есть несколько веских причин не делать этого.

  • Потребность в последовательности:  Важно, особенно в районах с высокой мобильностью, чтобы образовательный опыт и темп обучения были одинаковыми от школы к школе. Учебники могут быть одним из примеров, когда центральному офису имеет больше смысла определять, какая учебная программа будет принята для всего округа. Затем центральный офис закупает учебники и распределяет их по школам.

  • Эффективность затрат/экономия за счет масштаба:  Многие расходы обусловлены эффектом масштаба (размер школы/количество учащихся), и в большинстве округов, как правило, это те вещи, которые, по мнению людей, должны управляться централизованно. Транспортные расходы, например, могли бы расти в геометрической прогрессии, если бы каждая школа имела возможность устанавливать маршруты или определять зоны прогулок учащихся независимо от других школ округа.

  • Эффективность процессов:  Также необходимо обеспечить стандартизацию некоторых процессов от школы к школе. Кадровые и финансовые системы, например, должны быть согласованными по всему округу, чтобы обеспечить качество системы учета. В то время как округа могут принять решение разрешить принятие некоторых решений в отношении получаемой ими финансовой поддержки, маловероятно, что округ разрешит выбор финансовой или кадровой системы на уровне участка.

 

Важно, чтобы округ, рассматривающий возможность SBM, разработал конкретный набор руководящих принципов для взвешивания различных решений, касающихся центральных ресурсов и ресурсов на местах.

 

Инструменты и возможности для наращивания потенциала

 

Поскольку школьные округа рассматривают возможность предоставления школам права принимать решения в отношении определенных ресурсов, важно понимать, что директор берет на себя более деловую роль; управление людьми, процессами и финансированием, которые, вероятно, не являются их основной областью знаний. Эти новые обязанности часто включают обеспечение наличия ресурсов для надлежащего отслеживания, расходования или планирования, а также прогнозирования расходов, по которым они не привыкли принимать решения. Например, если центральный офис сказал школе, что теперь они контролируют все свои собственные охранные или садовые бригады, это поставит директора и персонал ответственными за области, в которых у них нет предыдущего опыта управления.

 

Там, где есть ресурсы, предъявляющие высокие требования к соблюдению требований, такие как специальное образование, центральный офис больше не обеспечивает соответствие, контролируя исходные данные или требования к персоналу, а должен иметь возможность обучать и контролировать решения, которые принимает директор. , гарантируя, что они по-прежнему соответствуют требованиям. Всегда существует потребность в структуре поддержки, чтобы убедиться, что эти бизнес-решения могут быть приняты эффективно. Такие инструменты, как Allovue, могут помочь как школам, так и руководителям центрального офиса отслеживать результаты и обеспечивать соответствие, перекладывая принятие решений на школы.

 

Рассмотрим это…

 

Независимо от того, какой тип бюджетирования используется в округе, ответ на вопрос «кто контролирует деньги в школах» сводится к философии в данном округе. Средства будут выделены либо центральным офисом округа для каждой школы, либо непосредственно отдельным школам, чтобы директора могли определить, как использовать эти деньги для удовлетворения уникальных потребностей своей школы. Чтобы быть эффективными, округа должны решить, какой курс действий будет соответствовать их философии при взвешивании этих решений.

Страница не найдена – Ассоциация Закона об Образовании

агрессивный Враждебная, воинственная, оскорбительная, угрожающая, запугивающая или антагонистическая воинственность.

Животная жестокость Контент, пропагандирующий жестокость или неоправданное насилие по отношению к животным. Контент, который может быть истолкован как торговля или продажа продуктов, полученных из находящихся под угрозой исчезновения или вымерших видов.

Гражданское вмешательство Манипулирует или вмешивается в выборы или другую общественную деятельность, или вводит других в заблуждение относительно того, когда, где и как участвовать в выборах или общественном процессе.

Дискриминация Несправедливое или предвзятое обращение, основанное на средствах защиты, перечисленных в антидискриминационной политике.

Эксплуатация Использование в своих интересах, охота или манипулирование детьми или уязвимыми взрослыми.

Домогательство Приставание, приставание, запугивание, преследование или запугивание.

Вред Поощрение или поощрение причинения вреда себе или другим.

Незаконная деятельность Вовлечение в незаконное или незаконное поведение.

Олицетворение Выдает себя за человека или группу, чтобы выдавать себя за другого, вводить в заблуждение, сбивать с толку или обманывать других.

Неприличный Содержит контент для взрослых или конфиденциальный контент

Нарушение интеллектуальной собственности Представляет слова, идеи или работу другого человека как свои собственные или нарушает авторские права или товарные знаки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *