Как сделать программу “Снова в школу” в России более инклюзивной
Миллионы детей по всей России испытывают волнение на этой неделе, когда снова идут в школу: воссоединяются с друзьями, изучают новые предметы и расширяют свои знания и навыки. Но для более чем 540 000 детей с ограниченными возможностями в России неделя возвращения в школу может означать очень мало.
Физические барьеры в школах и сообществах, дискриминация и история изоляции детей с ограниченными возможностями в государственных детских домах и специальных «коррекционных» школах означают, что многие дети с ограниченными возможностями здесь имеют ограниченные шансы получить хорошее образование рядом с домом.
Прогресс России в области прав инвалидов стал объектом пристального внимания общественности в последние недели после инцидента, когда сестра супермодели Натальи Водяновой, страдающая аутизмом и церебральным параличом, была выброшена из кафе в Нижнем Новгороде 11 августа. другие вещи, что дети с ограниченными возможностями в России слишком часто воспринимаются как не имеющие права быть на публике.
На самом деле, люди с ограниченными возможностями имеют явное право, гарантированное международным правом, быть включенными в свои сообщества наравне с другими. И это должно начинаться с их образования на всех уровнях. Инклюзивное образование – это система, в которой люди с инвалидностью и без нее учатся вместе при адекватной поддержке, основанной на их индивидуальных потребностях в обучении.
Многие российские политики признали важность образования для продвижения прав инвалидов, и правительство взяло на себя ряд важных обязательств. Правительство расширяет инклюзивное образование в школах по всей России, пересматривает стандарты учебных программ для детей с ограниченными возможностями и обучает учителей. Российское законодательство гарантирует каждому право на образование, а с 2012 года дети с ограниченными возможностями и их родители имеют право выбирать для детей поступление в школу по месту жительства. Действительно хорошие новости.
Однако исследование Хьюман Райтс Вотч показывает, что российскому правительству еще предстоит пройти долгий путь, чтобы воплотить эти обещания в жизнь. Во-первых, ряд физических барьеров в школах: от отсутствия пандусов или лифтов, помогающих детям входить в здания и передвигаться по ним, до отсутствия вспомогательных технологий или квалифицированных помощников учителей, делает большинство школ фактически закрытыми для детей с ограниченными возможностями.
Многие дети заперты дома из-за того, что не могут входить и выходить из многоквартирных домов или из-за отсутствия подходящего транспорта в школу. Администрация некоторых школ отказывается принимать детей с ограниченными возможностями на основании ложных предположений о том, что они неспособны учиться, небезопасны для других детей или нарушают порядок.
Многие дети с инвалидностью в России остаются сегрегированными в специализированных школах для детей с определенными видами инвалидности, часто расположенных далеко от дома и в некоторых случаях предлагающих ограниченные академические программы. Другие изолированы в своих домах, учителя навещают их всего несколько раз в неделю и у них мало возможностей завести друзей или увидеться с ними.
В Москве мы познакомились с Юлианой Г., слабовидящей девочкой, которая сказала, что хочет учиться в общеобразовательной школе рядом с домом. Но, поскольку в ее местной школе не было приспособлений для удовлетворения ее потребностей, ее единственным вариантом было записаться в специализированную школу-интернат. «У меня были друзья из района, где я жила, по которым я скучала, когда шла [уходить] в школу», — сказала она. «Как вы поддерживаете дружбу, если вы не живете в сообществе? Я тоже скучал по своей семье».
Хотя закон гарантирует детям возможность учиться в специализированной школе или дома, если они того пожелают, это должен быть реальный выбор, а не потому, что местные школы не могут предоставить разумные приспособления или другие препятствия для зачисления.
Еще более изолированы десятки тысяч детей с инвалидностью, живущих в государственных детских домах, которые часто получают низкое качество или недостаточное образование или развитие навыков. Исследователи Хьюман Райтс Вотч посетили 10 детских домов для детей с инвалидностью в России в 2013–2014 годах и обнаружили, что многие дети страдают от жестокого обращения и пренебрежительного отношения со стороны персонала.
В течение многих лет дети с определенными видами инвалидности в детских домах вообще не получали образования, считаясь «необучаемыми», и проводили почти все свои дни в так называемых лежачих комнатах, удовлетворяя только свои основные потребности . Хотя термин «необучаемый» был исключен законом в 2012 году, учреждения все еще находятся на ранних стадиях предоставления образования и жизненных навыков всем детям, независимо от инвалидности.
Из-за того, что они не получили достойного образования, по достижении совершеннолетия люди с инвалидностью часто испытывают трудности при поступлении в университеты или приобретении профессиональных навыков, необходимых для устройства на работу. Это приводит к дальнейшей изоляции и сегрегации, а также к бедности.
Опрос, проведенный прошлой осенью государственным социологическим центром ВЦИОМ, показал, что более 70 процентов родителей, бабушек и дедушек поддерживают совместное обучение детей с инвалидностью и без инвалидности в инклюзивных классах. Подавляющее большинство также признало, что возможности для образования и трудоустройства для людей с ограниченными возможностями по-прежнему ограничены.
Эти цифры показывают, что отношение общества меняется к лучшему, посылая правительству четкий сигнал о том, что оно должно выполнить свое обещание гарантировать доступ к инклюзивному образованию на всех уровнях и стремиться положить конец частой сегрегации детей с ограниченными возможностями — будь то в детских домах , в отдельных школах, классах или дома.
Усилия российской политики должны быть направлены на устранение барьеров для получения образования детьми с ограниченными возможностями при одновременном наращивании потенциала и ресурсов общеобразовательных школ для обеспечения качественного инклюзивного образования. Это означает, что в общеобразовательных школах есть необходимый персонал, обучение и условия для детей с ограниченными возможностями.
Отправка детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные школы без них может саботировать инклюзивность. Они также не должны быть включены в местные школы, а должны преподаваться в отдельных классах только для детей с ограниченными возможностями. Называть школу «инклюзивной» путем зачисления детей с ограниченными возможностями — это не то же самое, что внедрять подлинно инклюзивное образование.
Несмотря на то, что некоторым детям может потребоваться особая индивидуальная или небольшая групповая курсовая работа, дети должны быть максимально вовлечены в школьную среду. Также важны программы по развитию культуры инклюзивного образования в школах, включая занятия и мероприятия по повышению осведомленности об инвалидности в сотрудничестве с группами по защите прав инвалидов и родителями.
С помощью продуманной политики и надежных инициатив в области инклюзивного образования правительство может приступить к созданию сообществ, в которых дети с ограниченными возможностями и без них учатся и растут на равных, так что единственное, о чем дети сожалеют 1 сентября, — это окончание беззаботного лета.
Джейн Бьюкенен — заместитель директора Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии, соавтор доклада Хьюман Райтс Вотч «Оставлены в стороне? Препятствия на пути к образованию для детей с инвалидностью в России».
В России преследуют детей, выступающих против войны на Украине | Новости
В апреле прошлого года 12-летнюю Машу Москалеву попросили нарисовать для художественного класса рисунок, демонстрирующий поддержку «спецоперации» России в Украине.
Вместо этого она нарисовала мать и ребенка, стоящих на пути ракет с надписями «нет войне» и «слава Украине».
На следующий день в школу вызвали ее отца Алексея Москалева, который воспитывал ее один в городе Ефремове Тульской области примерно в 200 км к югу от Москвы.
Отца и дочь увезли на полицейских машинах.
Алексей был допрошен местными офицерами, которые обнаружили в Интернете пренебрежительные комментарии о российских военных, сравнивая их с насильниками.
В суде Алексей был оштрафован на 32 000 рублей (420 долларов США) за дискредитацию вооруженных сил.
На следующий день сотрудники Федеральной службы безопасности (ФСБ) посетили школу Маши, обвинили ее отца в плохом воспитании и сказали, что Машу нужно забрать. После этого Маша боялась ходить на занятия.
Алексея в конце концов арестовали, а Машу взяли под опеку — признак того, насколько далеко российские власти собираются подавлять критику войны в Украине.
30 декабря 2022 года пять полицейских машин и пожарная машина припарковались возле их дома.
Алексей сказал российской правозащитной группе ОВД-Инфо, что не хотел впускать их без ордера, но открыл дверь, когда они начали ее ломиться.
Полиция и ФСБ провели обыск в квартире, якобы забрав все сбережения семьи, мобильные телефоны, ноутбуки и антивоенный рисунок Маши.
На момент написания статьи российские власти, в том числе Следственный комитет по Тульской области, не ответили на запрос о комментариях.
Алексей утверждал, что его ударили головой о стену и заперли в комнате, где на полную мощность звучал государственный гимн.
Затем ему снова было предъявлено обвинение в дискредитации армии; теперь ему грозит до трех лет лишения свободы.На прошлой неделе Алексея двое суток продержали в СИЗО, а 13-летнюю Машу отправили в детский приют.
По словам его адвоката Владимира Билиенко, Алексей с тех пор освобожден и находится под домашним арестом.
«Алексей находится под домашним арестом, ему разрешено общаться только со мной и следователями», — сказал Билиенко «Аль-Джазире» по телефону.
«Маша в приюте. Мы работаем над ее возвращением и снятием домашнего ареста. Мы подали жалобу в Генеральную прокуратуру и Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Если отец получит тюремный срок, дочь отправят в детский дом.
«Обвинение влечет за собой максимум три года, так что оно не такое уж серьезное, а фактический срок тюремного заключения выпадает относительно редко. Но это политическое дело, так что все может пойти по другому пути».
Билиенко не стал комментировать предполагаемое жестокое обращение с Алексеем во время содержания под стражей.
Глава Ефремовской комиссии по делам несовершеннолетних Светлана Давыдова сообщила российскому государственному СМИ РБК, что Москалевы внесены в список «семей, находящихся в социально опасном положении», и что она подала иск о лишении Алексея и Маши мать, проживающая в другом городе, своих прав как родителей.
В настоящее время Маша находится в детском центре, который сообщил местным СМИ, что ее не выпустят.
«Обычно вся семья оказывается втянутой в преследование, даже если только один член «виноват» в глазах режима, особенно если этот кто-то несовершеннолетний», — сказал Al Дэн Сториев, главный редактор ОВД-Инфо. Джазира.
В октябре прошлого года 10-летнюю московскую школьницу задержали после того, как родители ее одноклассников пожаловались на то, что ее аватарка в групповом чате класса была «Святой Джавелин», мем, ставший военным символом украинского сопротивления – Дева Мария, одетая в желтые и синие одежды, держит большой пистолет.
Позже девочку и ее мать допросили, а в их доме провели обыск, но в итоге никаких обвинений предъявлено не было.
В другом случае в Восточной Сибири 16-летний сын антивоенной протестующей Натальи Филоновой был отправлен в отдаленный детский дом в 300 км (186 миль) от дома, в то время как она была задержана за участие в митинге и якобы нападение на двух полицейские с шариковой ручкой.
«В настоящее время мы наблюдаем тревожную тенденцию преследования несовершеннолетних со стороны режима вместе с их семьями, — продолжил Сториев. «Цель режима — внушить страх, поэтому они угрожают семьям разлукой, утверждая, что родители неправильно воспитывают детей — как это было с Алексеем [Москалевым]».
Сторев перечислил и другие случаи, когда лица моложе 18 лет вступали в конфликт с властями после выражения антивоенных позиций.
Рассказал, что в Москве у мальчика дома остановилась милиция и отключила электричество после того, как он высказал свою позицию по Украине. Двое старшеклассников подверглись преследованиям со стороны общественности за то, что отказались вставать во время исполнения гимна России и вместо этого исполнили гимн Украины. В Екатеринбурге еще одного ребенка публично отругали за то, что он написал письмо солдату, призывая его не убивать и вернуться домой. А 16-летнего парня оштрафовали за то, что он сказал, что если его призовут, то он будет воевать за Украину, сказал Сториев.
«По нашим данным, в прошлом году в ходе антивоенных акций протеста было задержано не менее 544 несовершеннолетних, в настоящее время семеро несовершеннолетних привлечены к уголовной ответственности за антивоенные позиции», — сказал он. «В частности, несовершеннолетние преследуются за размещение постов или комментариев об антивоенных митингах, распространение листовок против мобилизации и войны, проведение одиночных демонстраций, выражение антивоенных взглядов во время школьных мероприятий, демонстрацию антивоенного предмета одежды и делать антивоенные надписи».
Сторев также упомянул, что были случаи, когда молодых подростков арестовывали за более прямые действия, такие как саботаж железных дорог и поджоги призывных пунктов.