Как работает логопед с детьми: В чем состоит работа логопеда?

Содержание

В чем состоит работа логопеда?

О существовании специальности «логопед» наверное знают все родители. Но не все родители правильно понимают суть работы логопеда.

Все статьи

Ориентируясь на известный персонаж Ролана Быкова, считают, что логопеды занимаются «фефектами фикции». Это мнение ошибочно. Конечно, логопеды занимиаются исправлением дефектов звукопроизносительной стороны речи. Но кроме этого, логопеды занимаются проблемами речи в целом. Речи как сложной системы, одной из высших психических функций, составляющих познавательную активность человека. Речь это мыслительный процесс, вынесенный вовне. Оценивая уровень речевого развития частности, можно говорить об уровне интеллектуального развития в общем.

Проводя диагностику речевого развития, специалист оценивает кроме звукопроизношения, следующие компоненты:

  1. Сформированность фонематических процессов. Фонематический слух это не слух в обычном понимании, это скорее процесс анализа, различение речевых звуков по смыслоразличительным признакам.

    В русском языке это звонкость-глухость, твердость-мягкость, ударность-безударность (дом-том, лук-люк, зАмок-замОк) Меняется признак – меняется смысл слова. Если эти процессы не сформированы, ребенок не контролирует качество речи, в дальнейшем это приводит к нарушениям чтения и письма.

  2. Сформированность речевого дыхания. Люди разговаривают на выдохе, и правильнор сформированный речевое дыхание, сила выдоха может предупредить возникновение таких нарушений речи, как заикание, или нарушение темпа речи.

  3. Слоговую структуру слова. Довольно часто дети либо не проговаривают слово полностью,  (сипед вместо велосипед, скаодка вместо сковородка) или переставляют слоги местами (дрова – двора, самолет – масалет). На уровне овладения речью, на этапе словотворчества это естественный процесс, но если этот процесс закрепляется и систематизируется, это говорит снижении концентрации внимания, о не сформированности произвольного контроля.

  4. Лексико-грамматический строй речи. Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении. Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. Прекрасная книга Корнея Чуковского «от 2 до 5» знакомит читателей с этапами становления речи, овладения этой функцией ребенком.

Нарушения речевого развития могут быть обусловлены рядом различных причин. От нарушений строения артикуляционного аппарата, до функциональной незрелости мозговых структур, отвечающих за разные компоненты нервно-психического развития ребенка. Поэтому, наблюдая за ребенком в его обычной активности, родителям следует обратить внимание и обратиться к логопеду, если:

  • Ребёнок ограничен в общении со взрослыми.

  • Ребёнок раннего возраста отстаёт в речевом развитии по непонятным причинам.

  • Родители ребёнка (или один родитель) поздно заговорили, имели в детстве (или имеют) дефекты речи, т.е. имеет место выраженный наследственный фактор.

  • Ребёнок имеет нарушения зрения или слуха.

  • Ребенок в 2 года не говорит, использует  только лепетные слова.

  • Ребенок в 2,5 произносит отдельные слова, нет фразы.

  • Речь ребенка в 3 года неразборчива и малопонятна для окружающих.

  • Ребенок пользуется упрощенными словами, меняет слоги в слогах.

  • У ребенка неправильное произношение многих звуков, отчего речь неразборчива.

  • Ребенок не умеет «связно рассказывать» о событиях своей жизни, у него маленький словарный запас.

  • Не усвоены грамматические нормы языка. Ребенок неправильно согласует слова, или нарушена слоговая структура (переставляет или выпускает слоги).

  • Ребенок испытывает трудности в обучении чтению.

  • Ребенок при письме допускает много «глупых» ошибок (пропуски, замены, недописывание букв, слогов и даже слов!), хотя правила знает.

  • У ребенка проблемы с чтением: читает медленно, с ошибками, часто придумывает конец слова или предложения.

Специалист-логопед проведет диагностику речи, при необходимости составит план коррекционных мероприятий или назначит курс логопедических занятий, включающих в себя работу по развитию психологической базы речи, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж (по показаниям) и работу по формированию фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся в структуре игровой или продуктивной (рисование, аппликация) деятельности.

Все статьи

Наши врачи

Все специалисты

Моисеева Татьяна Николаевна

Заведующая отделением педиатрии, врач аллерголог, иммунолог, кандидат медицинских наук, высшая категория

Галиулин Муса Ягокупович

Врач детский хирург, 1-ая категория

Жигулёва Александра Сергеевна

Врач-педиатр

Паноян Алена Анатольевна

Врач-педиатр

Зубрилина Анастасия Сергеевна

Врач-педиатр

Боженко Яна Леонидовна

Врач педиатр

Кирпичникова Светлана Ивановна

Врач педиатр

Миндлина Анна Олеговна

Врач педиатр, вторая категория

Бородина Ксения Николаевна

Врач педиатр, детский гастроэнтеролог

Камалетдинова Наталия Леонидовна

Врач педиатр, высшая категория

Горшкова Лада Львовна

Врач педиатр

Родионова Наталья Алексеевна

Врач педиатр

Михалева Ирина Игоревна

Врач педиатр, гастроэнтеролог, пульмонолог, функциональной диагностики

Санникова Лариса Александровна

Врач педиатр

Логопед для школьников?! Над какими трудностями работают логопеды с детьми школьного возраста

Что вы представляете, услышав слово «логопед»?

  • Некоторые до сих пор вспоминают Ролана Быкова в роли логопеда, который сам неправильно произносил звуки (фильм «По семейным обстоятельствам») )))
  • Большинство подумает о занятиях с малышами в детском саду, на которых ребят учат правильно произносить звуки.  
  • Те родители, дети которых посещали логопедические группы, знают, что логопед занимается речью в целом: учит правильно строить фразы, развивает словарный запас, слуховое внимание, готовит ребят к школе и т.п.

Для многих становится открытием, что логопед занимается и со школьниками.

С какими же трудностями логопед помогает справляться?

●  Сферой деятельности логопеда является речь во всех ее проявлениях: устная и письменная.

Если устная речь, ее грамматический строй, словарный запас, логика речи не были сформированы в достаточной мере до школы, то это обязательно отразится на успеваемости ребенка. Таким образом логопед продолжает и в школьном возрасте работать над развитием устной речи.

● Логопед помогает справляться с трудностями при овладении навыком чтения. Например, первоклассник никак не может запомнить буквы, путает их между собой. Или буквы он знает давно, но не справляется со слиянием их в слоги. Ребята по старше могут технически хорошо читать, но плохо понимать (или совсем не понимать) смысл прочитанного текста. Еще вариант: темп чтения не увеличивается год от года, ребенку приходится тратить много времени и сил на выполнение заданий, связанных с чтением. 

●  И конечно – письменная речь! Сначала ребенок овладевает навыком письма. Он учиться писать буквы, объединять их в слова, соотносить звучание слова с его написанием, изучает орфограммы, знакомиться с грамматическими понятиями. Причины возникающих трудностей могут быть «логопедическими». Например, ребенок может пропускать буквы, писать слитно слова, не дописывать буквы или наоборот писать лишние элементы букв. Возможно, ребенок не может разобраться в правилах, ему очень сложно понять их смыл. Или он их знает и понимает, но не использует на письме.

Целью логопеда является выяснить по каким причинам ребенок не справляется с обучением в школе и оказать необходимую помощь.



 Людмила Поплавская, логопед

Областью особого интереса Людмилы Александровны является исследование и использование достижений нейронауки для выявления зависимости нарушения речи от степени созревания мозговых структур и использование данных нейропсихологии и логопедии для достижения максимальных результатов в коррекционной работе. Людмила Поплавская – член Российской ассоциации дислексии.

 


Кто такой логопед?

Дай угадаю… они помогают с речью и языком? Да, но они делают гораздо больше!

Детские логопеды работают над тем, чтобы помочь детям эффективно общаться, помогая улучшить их вербальные и невербальные языковые навыки. Они также помогают с такими вещами, как кормление и глотание. Серьезно, как часто вы на самом деле думаете о том, как жуете? Это требует много мышц во рту!

Детские логопеды работают с детьми всех возрастов, от новорожденных до подростков, чтобы помочь им развить все эти навыки.

О некоторых из этих навыков вы, возможно, даже не подозревали до прочтения этого блога.

Помимо специализации на лечении нарушений кормления и глотания, логопед занимается улучшением трех областей общения:

Речь

Когда терапевты работают с детьми над речью, они стремятся улучшить артикуляцию детей, уменьшить заикание (неразговорность речи) или лечить нарушения голоса.

Рецептивный язык

Когда терапевты работают с детьми над улучшением их рецептивного языка, они помогают детям обрабатывать и понимать информацию, которую они получают от других. Возьмем, к примеру, следующие направления! Когда терапевт говорит ребенку «взять игрушку и положить ее в корзину», ребенок должен воспринять всю эту информацию: знать, что такое игрушка, знать, что такое корзина, понимать, что он должен делать. действие и т. д. Им нужны рецептивные языковые навыки для всего лишь в одном предложении!

Выразительная речь

Когда терапевты работают с детьми над выразительной речью, они помогают детям научиться произносить слова и объединять слова во фразы и предложения, чтобы открыто сообщать о своих желаниях и потребностях и обмениваться информацией. Например, когда терапевт помогает ребенку, который хочет стакан воды, перейти от слов «воды» к «мне воды, пожалуйста», он работает над экспрессивной речью!

Когда ребенку может понадобиться посещение логопеда?
Дети посещают логопеда по разным причинам, в том числе с трудностями:
  • Кормление или глотание – невозможность безопасно есть или пить соответствующие возрасту продукты и жидкости
  • Произнесение определенных звуков
  • С беглой речью – заикание
  • Использование слов, фраз и предложений для общения на соответствующем возрасту уровне — требуется помощь в использовании слов для общения и/или превращении слов в фразы
  • Понимание такой информации, как указания или вопросы – нужна помощь в понимании сказанных им слов
  • Организация информации и регулирование поведения

Как логопеды помогают детям

Все дети разные! После того, как будет проведена первоначальная оценка, логопед определит наилучший курс действий. Вмешательства варьируются в зависимости от того, какие цели общения или кормления и глотания будут преследоваться.

Логопеды стремятся превратить каждый сеанс терапии в игру, особенно для самых маленьких клиентов! Чтобы улучшить артикуляцию, речевые патологи могут предложить ребенку поиграть с куклой и притвориться, что кормит ее, называя и рассказывая о предварительно выбранной или стратегически выбранной еде, чтобы улучшить артикуляцию определенных звуков. Игра с куклой и отработка целенаправленных звуков — это весело и в то же время полезно для детей. Чтобы нацелиться на рецептивную речь ребенка и / или цели исполнительного функционирования, терапевт может создать забавную, мотивирующую полосу препятствий, где ребенку нужно следовать определенным указаниям и вспоминать последовательность событий.

Логопеды дают родителям и детям инструменты, необходимые им для улучшения своих языковых навыков, но терапевты говорят, что время, проведенное с использованием этих инструментов дома и в естественной среде детей, действительно приводит к долгосрочным изменениям . Применение на практике того, что вы узнали на терапевтических встречах, так же важно, как и сами встречи. Родители должны спросить терапевтов, какие цели и стратегии можно перенести в домашнюю среду, чтобы улучшить речевые и языковые навыки.

Помните, что варианты лечения будут различаться для каждого ребенка, как и продолжительность терапии. По конкретным вопросам о вашем ребенке обязательно проконсультируйтесь с его лечащим врачом.

Логопедия для детей: чего ожидать

08-18-20 – Педиатрия

Многие думают, что услуги логопеда предназначены только для детей с шепелявостью или заиканием. Невнятная речь, задержка речи и заикание — распространенные причины, по которым вы можете обратиться к логопеду. Но специально обученный логопед для детей может помочь восстановить вашу способность глотать, улучшить хриплый или хриплый голос, а также восстановить кратковременную память и навыки мышления.

Логопед Ivy Rehab (SLP), Мишель Дэвис, Массачусетс, CCC-SLP, впервые заинтересовалась этой профессией в старшей школе. Мишель Джоб слежила за логопедом, который работал с пациентом с потерей памяти после автомобильной аварии.

«У нее не было проблем с речью; проблема заключалась в ее мышлении», — сказал Дэвис. «Я увидел, как жизнь может измениться так быстро, и как я хотел быть частью помощи».

Логопедическая терапия может дать людям правильные инструменты и упражнения для улучшения памяти и речевых моделей после несчастного случая, черепно-мозговой травмы или инсульта. Дэвис также работает со многими пациентами, у которых есть трудности с глотанием, известные как дисфагия, поэтому они могут отказаться от зонда для кормления.

«Я думаю, что 90 процентов широкой публики думают, что это все, что мы делаем, работаем, чтобы помочь людям говорить, и это лишь малая часть того, что мы делаем», — сказала она.

Кто такой детский логопед и почему мой ребенок должен его посещать?

Детский логопед имеет высокую квалификацию для оценки и лечения острых и хронических состояний от рождения до смерти. Они специализируются на лечении не только детей, но и самых разных возрастов.

«Я лечил младенцев, и я лечил 104-летнего ребенка в хосписе», — сказал Дэвис. «Вот что делает профессию такой увлекательной и уникальной».

Кому может быть полезен логопед?

Речево-языковая патология проявляется во всем диапазоне возрастов. Хотя раннее вмешательство помогает при задержке речи, SLP предназначен не только для маленьких детей. Некоторые распространенные диагнозы, при которых может помочь направление к логопеду, включают:

  • Аутизм
  • Задержка развития
  • Генетические нарушения
  • Инсульт, черепно-мозговая травма, сотрясение мозга и другие неврологические состояния
  • Болезнь Паркинсона
  • Деменция и болезнь Альцгеймера
  • Рак головного мозга/горла/рота
  • ХОБЛ, рецидивирующая аспирационная пневмония, ГЭРБ/рефлюкс и судороги

Патологи-логопеды работают с широким спектром расстройств, связанных с речью, языком, чтением, письмом, пониманием, познанием, памятью, вниманием, голосом, нарушениями глотания и другими нарушениями поведения. В зависимости от конкретной трудности пациента частота и продолжительность логопедической терапии часто варьируются.

Дэвис, руководитель группы специалистов по дисфагии, имеет большой опыт лечения пациентов с различными проблемами, связанными с SLP. Большинство пациентов, которых она лечит, — взрослые, но в Ivy Rehab также есть клиницисты, специализирующиеся на детской логопедии.

Услуги детской логопедии

Известно, что логопедическая помощь помогает тем, кто обращается за лечением после события, которое изменило жизнь, например, инсульта, травмы или несчастного случая. Это также менее известно, но очень полезно для улучшения четкости голоса, скорости речи, неправильной артикуляции, произношения или исправления сильного акцента.

«Это такая широкая область, что я не думаю, что многие люди понимают все навыки, которые мы можем предоставить», — сказал Дэвис.

Благодаря такому высокому спросу и широкому спектру предоставляемых услуг вам никогда не придется задаваться вопросом: «Смогу ли я найти детского логопеда рядом со мной?»

Признаки нарушений речи и языка у детей ясельного и раннего возраста

  • Не лепечет (4-7 месяцев)
  • Не понимает, что говорят другие (7 месяцев-2 года)
  • Говорит всего несколько слов (12-18 месяцев)
  • Слова трудно понять (18 месяцев-2 года)
  • Не складывает слова в предложения (1,5-3 года)
  • Имеет проблемы с ранними навыками чтения и письма (2,5-3 года)
  • Неправильно произносит p, b, m, h и w словами (1-2 года)
  • Неправильно произносит k, g, f, t, d и n в словах (2-3 года)
  • Произносит непонятную речь даже для знакомых людей (2-3 года)
  • Пытается произносить звуки или слова (заикание)

Логопеды могут помочь обнаружить и исправить ранние задержки развития. Для детей раннее вмешательство и терапия могут исправить неправильные речевые модели, улучшить чтение, правописание и письмо и помочь им не отставать от своих сверстников. Раннее вмешательство и занятия с логопедом важны для того, чтобы маленькие дети не отставали в развитии разговорной речи и обучении жизненно важным коммуникативным навыкам. Многие SLP работают в школах и с детьми с аутизмом в клинических условиях.

Участие родителей — еще один ключ к успеху. Логопеды учат родителей, как поощрять ребенка использовать выразительную речь и социальные сигналы. При патологии речи и языка они используют игры и разговоры, игры и книги, а также системы вознаграждения для стимуляции развития речи.

«Родители скажут: «О, они перерастут это, давайте подождем и посмотрим», — сказал Дэвис. «Лучше всего получить оценку, по крайней мере, получить некоторые рекомендации, советы и рекомендации, чтобы за ними мог следить логопед, а также убедиться, что они достигают этих вех».

Признаки речевых и языковых расстройств у взрослых

  • Говорит короткими фрагментарными фразами (экспрессивная афазия)
  • Говорит слова в неправильном порядке (экспрессивная афазия)
  • Проблемы с использованием слов и пониманием других (глобальная афазия)
  • Затрудненное воспроизведение звуков речи (апраксия)
  • Непоследовательные ошибки (апраксия)
  • Медленный темп речи
  • Невнятная речь (дизартрия)
  • Хриплый или хриплый голос (дисфония)
  • Нарушение глотания или частый кашель во время еды (дисфагия)
  • Трудности с вниманием, «мышлением», памятью (познанием)

Большинство взрослых распознают, когда у них есть дефект речи. Он может варьироваться от невнятной или тихой речи до синдрома кончика языка. Они замечают: «Я не могу придумать слова, которые хочу сказать, или я теряюсь в потоке своих мыслей», — сказал Дэвис.

«Многое из этого может произойти после инсульта, черепно-мозговой травмы, падения или сотрясения мозга», — сказала она. «Повреждения головного мозга могут вызвать все эти проблемы».

Даже нормальное старение может вызвать ухудшение памяти или моменты потери сознания. Занятия логопедом и упражнения могут помочь сохранить остроту мозга и улучшить качество жизни пожилых пациентов. SLP могут помочь выявить признаки слабоумия или болезни Альцгеймера или направить пациентов на дополнительное обследование и к специалистам.

Логопеды также помогают членам семьи и лицам, осуществляющим уход за пациентами с болезнью Альцгеймера и деменцией, понять, как справляться с определенным поведением и реагировать на него, а также обеспечивать безопасность своего близкого человека дома.

Затрудненное глотание, кашель или удушье во время еды — еще одна распространенная проблема, которую Дэвис лечит в любом возрасте. Она показывает пациентам различные глотательные упражнения и упражнения для укрепления мышц горла, а также дает рекомендации по изменению диеты человека. Когда человек может обедать в общественных местах или посещать семейные собрания, это меняет его жизнь.

«Самое приятное из того, чем я занимаюсь, — это помогать людям отказаться от зондового питания», — сказала она. «Такая большая часть нашей социальной жизни — это еда и походы в рестораны и семейные ужины. Депрессия может погрузиться».

Как речевая патология помогает не только при проблемах с речью

Логопедическая терапия включает работу с детьми, которым трудно формулировать предложения или у которых ограниченный словарный запас. Он также включает в себя повторное приобретение словарного запаса и помогает с проблемами поиска/блокировки слов, которые часто возникают после инсульта или черепно-мозговой травмы.

Когнитивная терапия

Когнитивная терапия включает в себя работу с людьми, которые испытывают трудности с концентрацией внимания, памятью и организацией высокого уровня после сотрясения мозга, черепно-мозговой травмы или деменции.

Голосовая терапия

Голосовая терапия включает два пути для пациентов с нарушениями голоса. По словам Дэвиса, SLP работают с пациентами, у которых хриплый, резкий или хриплый голос является следствием чрезмерного использования, узелков, полипов и рефлюкса. Другим нужна терапия для усиления голоса, связанная с такими состояниями, как болезнь Паркинсона, инсульт и дегенеративные заболевания.

Терапия глотания

Терапия глотания включает оценку глотания в клинике или больнице с помощью рентгена и работу с пациентом для лечения и снижения риска кашля, удушья или аспирации во время еды и глотания.

Где и как найти логопеда?

Логопедия предоставляется в различных условиях: в больницах неотложной помощи, амбулаторных клиниках, учреждениях квалифицированного сестринского ухода, уходе на дому и в школах. Требования для доступа к лечению могут варьироваться от штата к штату и страховым компаниям. В большинстве случаев логопед требует направления. Вот почему важно, чтобы пациенты и лица, осуществляющие уход, выражали свои опасения и говорили со своим врачом, сказал Дэвис. Люди должны знать, что помощь рядом.

«Мы здесь, чтобы помочь; нам просто нужно направиться к этому человеку, чтобы помочь ему», — сказала она. «Они должны быть обучены говорить: «У меня эта проблема». 

План лечения, включая количество и частоту посещений, зависит от серьезности нарушения или того, насколько вы близки к дате первоначальной травмы. В большинстве случаев реабилитацию лучше начинать вскоре после травмы/начала. По словам Дэвиса, по прошествии времени все еще можно получить прибыль, но в этот момент это становится больше стратегией и компенсацией.

Занятия с логопедом обычно длятся 30-45 минут, и SLP планирует занятие до прибытия пациента с заданиями, которые считаются «правильными», то есть не слишком сложными, чтобы расстроить пациента, и не слишком легкими, чтобы положительные изменения и может произойти развитие новых навыков.

Дэвис также подчеркивает, что любой план лечения продолжается вне терапии. Для этого требуется, чтобы пациент и лицо, осуществляющее уход, регулярно выполняли упражнения и работали над изменением поведения и речевых моделей.

«Ключевой вывод на самом деле заключается в том, что на протяжении всей вашей жизни может быть задействована логопедическая терапия в той или иной степени», — сказала она. «Каждый человек в мире должен общаться, должен безопасно есть и глотать, чтобы выжить, должен иметь способность думать, и логопед работает со всеми этими вещами. Это ключевая часть жизни каждого человека в любом возрасте».

Профессиональные логопеды

Если вы каким-либо образом боретесь со своей речью, вам не нужно стыдиться, смущаться или страдать в тишине. Не позволяйте задержке речи или языка, проблемам с памятью или хриплому голосу мешать вашей работе, работе или хобби. Узнайте больше об описании работы детского логопеда и о том, как SLP может вам помочь. Позвольте высококвалифицированным логопедам Ivy Rehab помочь вам говорить ясно и уверенно! Поговорите со своим врачом или свяжитесь с ближайшей клиникой, чтобы узнать больше о том, как мы можем помочь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *