Как решить конфликт между детьми в школе: Как научить детей разрешать конфликты в школе конструктивно — Я Учитель

Содержание

Как научить детей разрешать конфликты в школе конструктивно — Я Учитель

Начальная школа – период, когда дети пробуют отстаивать свои интересы, спорить и доказывать свое мнение. Конфликтных ситуаций в школе между детьми не избежать. С опытом у ребенка формируется поведенческий «словарь», который сопровождает его по жизни. И лучше всего, если этот словарь будет разнообразным. Если ученик выработает правила поведения в конфликтной ситуации,  он сможет выбирать: где стоит дать отпор, где уступить, а где пойти на компромисс.

Обсуждение этой темы важно для развития коммуникативных навыков у детей и выработке ими стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Можно проводить такие обсуждения на классном часу или после ссоры в классе, когда есть повод. Собрали для вас несколько тем, которые важно обсудить с классом.

Зачем нужны конфликты

Многие учителя боятся конфликтных ситуаций в школе, считая, что где противостояние – там всегда агрессия, обиды, драки. Но конфликт – естественная часть взрослой жизни. Он может возникнуть между начальником и подчиненным, соседями по дому, членами семьи, случайно столкнувшимися на дороге водителями. Можно выбрать разные стратегии поведение в конфликтной ситуации, и от этого зависит исход. 

Предложите детям порассуждать о том, почему у людей бывают разногласия. Пусть приведут примеры, которые им знакомы. Это могут быть примеры конфликтных ситуаций в школе или за ее пределами.

 «Я это делаю на примерах фильма из Гарри Поттера, – говорит нейропсихолог и эксперт Яндекс.Учебника Ксения Вотякова. – Можно смотреть какой-то отрывок и обсуждать его, задавать вопросы. Персонажи были какие? Что они хотели? Чего они добились».

Попросите подумать о том, чем плохи споры и ссоры? А чем они могут быть полезны? Порассуждайте вместе, чем отличаются спор, ссора и драка. Познакомьте детей с «полезными» (конструктивными) и «вредными» (деструктивными) конфликтами. Подготовьте для разбора пример конструктивного конфликта, где участники смогли достичь взаимопонимания, и другой пример – где оба участника остались «у разбитого корыта» и не смогли выбрать правильные стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Например, знакомство Рона и Гермионы начинается с конфликта, но перерастает в дружбу и сотрудничество, когда они начинают обращать внимание на положительные стороны друг друга. Лучшим примером конфликта, в котором так и не удалось договориться, по-прежнему остается басня «Лебедь, Щука и Рак».

Стратегии поведения в конфликте

Чтобы дети понимали, какое поведение в конфликтной ситуации может быть, познакомьте их понятием выбора. Важный посыл: «Когда ты находишься в конфликте – ты можешь решать, как себя вести». Вернитесь к разобранным примерам конструктивных и деструктивных конфликтов и предложите детям подумать: как иначе могли бы поступить герои? Что бы это им дало?

Обсудите (сформулируйте вместе) стратегии поведения в конфликтной ситуации. Можно уступить, можно бороться, а еще? На самом деле существует всего пять стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Расскажите о них детям. 

 «Для маленьких эта схема еще слишком сложная, но в 3-4 классе детей уже можно с ней знакомить», – говорит нейропсихолог Ксения Вотякова.

Предложите детям подумать, чем хороша и плоха каждая из стратегий поведения в конфликтной ситуации? В каких случаях лучше уступить или уклониться, а в каких имеет смысл идти до конца? Когда возможны компромисс и сотрудничество? Когда стоит и не стоит идти на компромисс? Предложите собственные примеры ситуаций (из литературы, фильмов), на которых можно учиться договариваться и находить приемы конструктивного общения.

«Важно донести, что нет плохих и хороших стратегий, – говорит Ксения Вотякова. – Каждая может быть полезна в определенных обстоятельствах».

Определите границы, за которые выходить нельзя

Чтобы конфликтные ситуации в школе не перерастали в деструктивные, в классе должна быть атмосфера безопасности и взаимного уважения. Она предполагает несколько правил, которые нужно соблюдать всем: недопустимость физического насилия, недопустимость оправдания насилия (нельзя винить жертву), недопустимость унижений и высмеивания, травли, угроз. Должно быть конструктивное общение. 

Предложите детям самим сформулировать ценности класса. Начните с опроса: что нравится и не нравится детям в общении. Как хотелось бы, чтобы другие обращались с ними? Как бы не хотелось? Как бы хотелось решать конфликтные ситуации в школе? Из их ответов составьте два списка – «нет» и «да». Исходя из них, сформулируйте вместе ценностный кодекс класса: что мы делаем и чего не делаем в этом классе. Проголосуйте за него вместе с учениками. Можно сделать плакат и повесить его на видном месте – или просто проговорить. Это можно сделать и в начальной, и в средней школе. Это поможет наладить конструктивное общение в классе.

Расскажите о принципах ненасильственного общения

Методы разрешения конфликтных ситуаций в школе важны, но не менее важно их предупреждать. Не обязательно всем дружить, но общаться уважительно – необходимо. Как выглядит общение, построенное на силе? Меня критикуют, я критикую в ответ. Меня обвиняют, я защищаюсь. Я подозреваю, что другой хочет сделать мне что-то плохое, и нападаю первым. Принципы ненасильственного и конструктивного общения предлагают другую схему.

Факты вместо оценок

Оценочные суждения не помогут в решении конфликтных ситуаций в школе. Что происходит, когда я говорю: «ты урод», «опять ты ко мне лезешь», «предатель»? Я оцениваю человека. Но я не могу знать точно, что у него на уме. Может, он не понимает, что мне неприятно то, что он делает. Или он не так меня понял, и хочет защититься. А может, он думает, что я отношусь к нему плохо. Обсудите с детьми, что такое оценка,  почему она может быть ошибочной и почему она не является приемом конструктивного общения. 

Важно выбрать правильное поведение в конфликтной ситуации. Вместо оценки предложите детям начинать разговор о том, что их задело, с фактов: «ты меня толкнул», «ты взял мою ручку без спроса», «ты испачкал мне рубашку». Важный посыл: мы все хорошие, но все можем ошибаться. Это не повод сразу переходить к драке, ведь жить друг с другом мирно – приятнее.

Чувства вместо обвинений

Почему важно признавать и называть свои чувства из-за того, что случилось для решения конфликтной ситуации в школе? Потому что это помогает лучше понять и показать другому, из-за чего я недоволен. Это конструктивное общение. Например, «я расстроился, когда ты меня толкнул, потому что ты мой друг, а друзья так не делают». Называя свои чувства, я показываю другому, как именно его слова или поступки подействовали на меня. Начиная с обвинений, я не даю другому человеку шанс объясниться. 

Но перед тем, как признавать и называть чувства, нужно научиться их распознавать. Расскажите детям про словарь чувств  и предложите назвать ситуации, в которых они возникают. Начните с базовых (гнев, отвращение, страх, радость, презрение) и постепенно расширяйте словарь. Это поможет детям учиться выбирать стратегию поведения в конфликтной ситуации.

Просьба вместо требований

Когда я нападаю на человека из-за того, что он сделал мне что-то плохое, я не даю ему возможность понять, чего я хочу. Это очень существенная часть ненасильственного и конструктивного общения. Я не просто хочу унизить другого в ответ или «дать ему сдачи». Я прошу другого человека о сотрудничестве (вспомните стратегии поведения в конфликтной ситуации). Например, «Ты взял без спроса мою ручку. Меня это разозлило, потому что я не мог ее найти. Я могу дать ее тебе, но, пожалуйста, в следующий раз спрашивай об этом».

Главное – все эти приемы конструктивного общения не должны быть оторваны от реальности. Реальный конфликт между учениками, на примере которого можно учиться, не происходит постоянно.

«Задача учителя – дать пример конструктивных реакций, – говорит Ксения Вотякова. – Не обязательно дети тут же начнут применять все эти техники на практике. Но что-то у них останется. Нужно подкреплять их усилия, хвалить за то, что они стараются общаться конструктивно. И тогда со временем эффект обязательно будет».

Научиться эффективно решать конфликты между всеми участниками образовательного процесса, освоить стратегии поведения в конфликтной ситуации и разобраться, что такое травля и как с ней быть, поможет курс «Конфликты и травля в школьной среде»  — он уже появился в программе «Я Учитель». Он бесплатный. После его прохождения вы получите не только полезные знания, но и удостоверение о повышении квалификации.

Как правильно решать конфликты между детьми и справляться с агрессией – советы родителям и детям от Института воспитания

Гнев – это реакция на то, что нас не устраивает, в том числе она свойственна и детям. Такая реакция появляется, чтобы изменить поведение другого или просто показать ему, каково нам. Но взрослые должны научить детей, что агрессия ни в каких ситуациях и ни в каких проявлениях не должна быть нормой поведения ни для кого. Об этом рассказала ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, кандидат психологических наук Вера Ряшина в эфире радиопрограммы KP. RU «Наше время, или взрослым вход воспрещен» для подростков, авторами и ведущими которой являются они сами.

«Нормой для детей, и для взрослых должно стать конструктивное решение конфликтов», – отметила Вера Ряшина в эфире на тему «Агрессивное поведение в жизни и в Сети».

Если между детьми возник конфликт, то взрослые должны узнать о нем как можно раньше – тем больше шансов, что недопонимание не приведет к необратимым последствиям ни для одной из сторон.

1. Не забывайте, что в ситуациях агрессии участвуют три стороны: агрессор, жертва, наблюдатели. Поэтому без наблюдателей агрессор сразу теряет свою энергию.

«В детском сообществе не должно быть равнодушных. Агрессивное поведение должно отвергаться всеми детьми. Недопустимо, когда один ребенок оскорбляет другого, а прочие комментируют или снимают и выкладывают в соцсети», – считает психолог.

2. Будьте готовы выслушать детей, помочь выговориться и обязательно понять, что происходит. У ребенка, который стал жертвой агрессии, должны быть люди, которым он доверяет.

3. Формируйте у детей опыт самостоятельного разрешения конфликтов.

«Конечно, ребенку не нужно ждать и привыкать, что взрослые всегда решат ситуацию за него. У него должен обязательно складываться опыт самостоятельного разрешения конфликтов. Но родители и учителя могут подсказать правильный способ поведения», – уверена Вера Ряшина.

4. Будьте готовы прийти на помощь, когда это понадобится. Бывает, что действительно нужна помощь взрослых. Например, если повлиять на поведение хулигана в классе можно, только если поставить в известность его маму, которой хулиган боится. Для этого нужно рассказать о ситуации собственным родителям.

«Они всегда поддержат и примут сторону собственного ребенка, какими бы занятыми или строгими они не казались. Это как раз и необходимо для того, чтобы дети научились разбираться сами в конфликтах. Ведь «с нуля» такое умение не возникает», – рекомендует психолог.

Столкнуться с агрессивным поведением дети и подростки могут в интернете. Например, когда незнакомые люди пишут гадости, угрозы или ловят подростков на их слабостях: чувстве одиночества, стремлении иметь свою взрослую жизнь и т. д.

«Нужно прекратить всякое общение с этими людьми и обязательно рассказать об этом кому-то из взрослых, кому вы доверяете. Далее вместе с ними необходимо пожаловаться администрации сайта на аккаунт, с которого вам пишут, и попросить его заблокировать. В качестве доказательств своих слов пришлите скриншот переписки. Обычно этого вполне хватает, чтобы фейковую страницу заблокировали. Также вместе с родителями вы можете отправить электронное заявление на сайте мвд.рф. И еще вы всегда можете позвонить на телефон доверия: 8-800-2000-122», – объяснила эксперт.

«В целом, лучшее средство от анонимных угроз в сети – иметь настоящих друзей, любимое хобби или занятие, которым ты занимаешься вместе с реальными людьми в реальном мире. И обязательно должен быть хотя бы один взрослый, которому ты доверяешь, чтобы он смог помочь тебе, если ты попал в подобную ситуацию», – отметила Вера Ряшина.

Кроме того, в Институте воспитания РАО рассказали, что делать, если сам чувствуешь приступ гнева по отношению к другому человеку:

1. Переключение внимание. Если вы отвлеклись – то уже немного успокоились. Мало смысла бороться с приступами гнева, пока вы напряжены.

2. Постарайтесь осознать, что вас так раздражает. Причем разбираться в себе лучше вместе с человеком, которому доверяешь. Он поможет посмотреть на ситуацию со стороны и найти позитивный способ общения.

3. Выплесните эмоции в безопасном направлении. Для этого можно разрядить свои эмоции в спортзале, на пробежке, кому-то помогает игра на музыкальном инструменте или танец и т.д.

4. Для того чтобы у вас прекратились приступы гнева, надо изменить свой характер, стать спокойным и сдержанным. Характер – это совокупность привычек, а привычки можно менять.

Программа «Наше время, или взрослым вход воспрещен» выходит каждую субботу в 15:00 на радио. KP.RU. Ее ведущие – подростки от 13 до 17 лет, они поднимают в эфирах важные для них темы и общаются с экспертами. Программа подготовлена совместно с Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования при поддержке Министерства просвещения РФ.

Как научить ребенка справляться с конфликтами — Connections Academy®

Как научить вашего ребенка справляться с конфликтами — Connections Academy®

Пропустить навигацию

Логин

Логин

Позвоните нам

Позвоните нам

Зарегистрироваться

Зарегистрироваться

  • Учебная среда и сообщество
  • Статьи

    Боб Энглер

    Упоминание «конфликтов» в контексте школьников и «хулиганов» часто приходит на ум. Мучители являются наиболее заметными и обсуждаемыми источниками студенческих конфликтов, но напряженность может проявляться и в других формах.

    При правильном управлении конфликт может быть конструктивным. Разногласия помогают учащимся найти способы совместной работы, получить новые перспективы, переосмыслить старые идеи и концепции и укрепить межличностные отношения.

    Но чтобы ссоры не переросли в деструктивные события, навыки разрешения конфликтов для детей должны быть в центре внимания в качестве образовательной цели.

    Эти навыки пригодятся учащимся на протяжении всей их жизни. Первый шаг к тому, чтобы помочь учащимся овладеть этими навыками, — это понять свои эмоции и помочь им увидеть, как чувства могут повлиять на исход ссоры. Студенты, которые учатся контролировать свои эмоции, могут разрешать ссоры до того, как они усугубятся.

    Какие предупреждающие знаки призывают к разрешению конфликта с травлей?

    Хулиганы и непослушные дети — неприятная черта многих классов и школьных дворов. Дети, обучающиеся на домашнем обучении, в значительной степени свободны от них. Но хулиганы все еще могут преследовать игровые площадки, общественные мероприятия и онлайн-платформы. Киберхулиганы используют Интернет, чтобы вызвать страх с помощью угроз и запугивания, размещая унизительные фотографии или распространяя слухи, и, хотя не всегда легко увидеть предупреждающие признаки травли, вы можете заверить своего ученика, что навыки разрешения конфликтов находятся в пределах его досягаемости.

    Почему важно обучать учащихся стратегиям разрешения конфликтов?

    Конфликт — неизбежная часть жизни, и он может начаться рано. Малыш, который отбирает игрушку у другого ребенка, является примером межличностного конфликта. У детей старшего возраста это часто проявляется в разногласиях, спорах или других формах конфронтации.

    Поскольку никто не может ожидать, что все всегда будет идти своим чередом, важно с самого начала привить учащимся стратегии разрешения конфликтов.

    5 шагов к разрешению конфликтов для детей

    Чем раньше дети учатся улаживать споры, тем раньше они начинают развивать свой эмоциональный интеллект, что способствует предотвращению конфликтов и терпимости. Эта модель может помочь учащимся самостоятельно разрешать конфликты:

    1. СТОП. Не позволяйте ситуации выйти из-под контроля. Сделайте шаг назад и постарайтесь успокоиться, поскольку гнев затрудняет разрешение конфликтов.
    2. СКАЗАТЬ о чем конфликт. Убедитесь, что вы оба четко понимаете, что вызывает разногласия, и уточните, чего каждый из вас хочет или не хочет.
    3. ДУМАЙ
      положительных вариантов. Какое справедливое решение удовлетворит обе ваши потребности?
    4. ВЫБЕРИТЕ позитивный вариант, с которым согласятся все.
    5. УВАЖАЙТЕ мнения других, даже если вы не можете с ними согласиться.

    Эффективное разрешение конфликтов также требует, чтобы дети оставались позитивными, терпеливыми и искренними. Вот несколько советов о том, что НЕЛЬЗЯ делать:  

    • Обзывание 
    • Применение физического насилия 
    • Прерывание другого человека
    • Отказ слушать 
    • Оскорбление чьего-либо интеллекта

    Что такое действия по разрешению конфликтов?

    Занятия с семьей и сверстниками могут помочь учащимся научиться справляться с конфликтами контролируемым образом. Вот некоторые виды деятельности, которые могут помочь детям научиться тому, как эмпатия, общение и самооценка способствуют предотвращению конфликтов и повышению эмоциональной устойчивости:  

    • Играть в игры . В играх есть правила, а правила отлично подходят для начала споров. Проработка «сомнительного звонка» без проявления эмоций — основа разрешения конфликта.
    • Создайте что-нибудь. Письменное или художественное упражнение, включающее проблему и решение, побуждает детей делиться тем, как они разрешают конфликты, и узнавать, как это делают другие.
    • Поставьте пьесу. Учащиеся могут написать свои собственные сценарии или вместе написать историю о том, что вызвало спор и как различные игроки способствовали его разрешению.

    Чтобы получить дополнительные советы о том, как не допустить хулиганов из дома, попросите вашего ученика взять на себя клятву доброты.

    Каковы специальные стратегии разрешения конфликтов для подростков?

    По мере того, как дети поднимаются по академической лестнице, они могут начать оказывать давление на себя, чтобы добиться успеха.

    Это давление может вызвать стресс, а стресс приводит к внутреннему конфликту, столь же потенциально опасному, как стычка с хулиганом.

    Стресс может проявляться перепадами настроения, выходками из игры, физическими недомоганиями или внезапным изменением успеваемости в школе, внешним или добровольным давлением для достижения академического совершенства. Родители могут помочь своим ученикам разрешить этот внутренний конфликт, побуждая их:  

    • Работайте над сложными, но реалистичными задачами, которые соответствуют их способностям.
    • Развивайте навыки, чтобы выполнить соответствующую задачу.
    • Увеличивайте сложность до должного уровня, когда работа слишком проста. (Если учащийся работает только над улучшением чего-либо, он не получает максимальной отдачи от этого конкретного задания, работы или проекта.) 

    Также напомните учащемуся, что конфликт может быть конструктивным, если он помнит, что это может помочь ему: 

    • Узнайте больше о себе и своих убеждениях и ценностях.
    • Станьте увереннее в себе и поймите, как выражать и отстаивать свои права.
    • Развить прочные навыки общения и ведения переговоров.
    • С достоинством принимайте критику и будьте открыты для новых идей.
    • Поймите, когда отстаивать свои убеждения, а когда пересматривать их.
    • Выбирайте сражения с умом.
    • Уважайте мнение других, согласны вы с ним или нет.
    • Укрепляйте отношения с другими, находя точки соприкосновения.

    Откройте для себя возможности школьного выбора

    Развитие этих навыков разрешения споров помогает детям стать более позитивными, продуктивными и добрыми, а также менее тревожными и напряженными. Относиться к другим — и к себе — с уважением и состраданием — это то, к чему должен стремиться каждый. И это может помочь детям избежать ненужных конфликтов.

    Иногда сценарий издевательств необходимо прервать, чтобы разрешить его. И изменение школьной среды, например, перевод в онлайн-школу, может стать лучшим решением для вашего ученика. Воспользуйтесь своим правом выбора школы и узнайте о различиях между школами, особенно между традиционными традиционными школами и онлайн-школами, и посмотрите, подходит ли это вашей семье сегодня.

    • Обращение с издевательствами
    • Здоровье
    • Наставники
    • Личное обогащение
    • Безопасность в школе

    Бесплатное обучение

    Готовы узнать о бесплатных аккредитованных онлайн-школах в вашем районе? Заполните форму ниже, чтобы получить бесплатный школьный онлайн-гид уже сегодня.

    Отправить мне информацию

     

    Похожие сообщения

    • к Алисса Остин

      • Статьи
      • Отличие онлайн-школы
    • к Эбигейл Кардинал

      • Тренер по обучению успеха
      • Статьи
    • к Алисса Остин

      • Тренер по обучению успеха
      • Статьи

    Запросить дополнительную информацию

    509 S Exeter St. , Suite 202, Baltimore, MD 21202

    1-800-382-6010

    Найди свою школу

    Пожалуйста, введите 5-значный почтовый индекс.

    Использовать мое текущее местоположение Академия

    Connections входит в состав Pearson, ведущей мировой образовательной компании.

    Connections Academy — это подразделение Connections Education LLC, аккредитованное Cognia, ранее AdvancED.

    © 2023 Pearson Education, Inc.

    Обучение детей тому, как справляться с конфликтами

    Никто не любит иметь дело с конфликтами. Но как бы мы ни старались их избегать, ссоры, драки и разногласия являются фактом жизни — и для взрослых, и для детей. И если конфликты не будут урегулированы, когда они возникнут, это может негативно повлиять на отношения и привести к дальнейшим межличностным проблемам в будущем.

    Конфликт может быть неприятным, но он не должен быть катастрофическим. Обучение детей практическим навыкам управления этим здоровым способом поможет им сориентироваться во всем, начиная от мелких ссор (« Она взяла мою куклу! ) к большим проблемам ( «Я не знаю, хочу ли я быть твоим другом» ) как сейчас, так и по мере взросления.

    Сначала разберитесь с чувствами

    Отчасти конфликты усложняют преодоление из-за того, что они вызывают сильные, сильные эмоции, для обработки которых у детей может не быть инструментов. Прежде чем они смогут решить проблему, вызвавшую конфликт — будь то драка из-за игрушки или предательство друга — дети должны быть в состоянии эмоционально дойти до состояния, когда они могут подумать, прежде чем действовать (или наброситься и усугубить ситуацию). ).

    Родители могут начать с помощи детям в определении эмоций, которые они испытывают. Испытывают ли они гнев? Разочарование? Повредить? Смущение? Стефани Ли, PsyD, детский психолог из Института детского разума, и Кэри Верли, LCSW, клинический социальный работник из Института детского разума, рекомендуют использовать визуальные инструменты, чтобы помочь маленьким детям определить, что они чувствуют.

    • Таблица зрительных ощущений : Обычно это таблица, показывающая выражения лица, иллюстрирующие различные эмоции. «Вы можете купить намагниченные таблицы, которые станут удобным дополнением к холодильнику и помогут детям определить, что они чувствуют», — говорит Верли.
    • Стоп-сигнал: Светофор красного, желтого и зеленого цветов особенно полезен для маленьких детей. «Если маленький ребенок смотрит на светофор и указывает на красную зону, то чувства настолько сильны, что он, вероятно, еще не сможет действовать таким образом, чтобы разрешить конфликт», — говорит Верли. «Желтый цвет означает, что интенсивность эмоций начинает спадать, и к тому времени, когда они станут зелеными, они смогут использовать настоящие навыки разрешения конфликтов. Речь идет о том, чтобы помочь детям не вести себя так, чтобы ситуация не ухудшилась или не ухудшилась».
    • Термометр эмоций: Термометр эмоций, который легко найти в Google, представляет собой просто изображение термометра с цифрами. Когда возникают конфликты, дети могут посмотреть на термометр эмоций, чтобы оценить, где они находятся. Основываясь на числе, ребенок может решить, нужно ли ему успокоиться, прежде чем продолжить. Подростки и подростки, изучившие эти техники, могут просто визуализировать в уме светофор или термометр, чтобы оценить свое эмоциональное состояние.

    Когда эмоции все еще сильны, не время решать проблемы, связанные с самим конфликтом. Помогите детям придумать набор навыков преодоления трудностей, которые они могут использовать, если им нужно успокоиться в пылу ссоры. Это может означать плеснуть холодной водой на лицо, сделать несколько глубоких вдохов или поиграть с домашним животным.

    Определите источник конфликта

    После того, как сильные эмоции остынут, следующим шагом будет точное определение проблемы. Иногда дети, особенно младшие, не обладают достаточным эмоциональным осознанием, чтобы определить первоисточник конфликта. Им может понадобиться ваша помощь, чтобы понять, почему они ссорятся. Например, если ваш ребенок и его друг ссорятся из-за игрушки, проблема может быть гораздо глубже, объясняет Уэрли. «На самом деле может случиться так, что один из них завел нового друга, а другой чувствует себя обделенным», — говорит она.

    Если вы поможете детям добраться до сути проблемы, им будет легче решить, что на самом деле неправильно. Это также даст им инструменты для выявления и обсуждения подобных проблем, когда они возникнут снова. Старшие дети, начиная с начальной и средней школы, с большей вероятностью владеют языком для определения источника конфликта, поэтому с небольшим руководством они могут научиться использовать эти навыки самостоятельно в будущем.

    Решения для мозгового штурма

    Как только дети поймут, в чем проблема, вы можете помочь им попрактиковаться в поиске решений. Маленьким детям, в частности, понадобится руководство взрослых, но даже детям постарше и подросткам может быть полезно, если кто-то будет делиться идеями.

    Для любого возраста доктор Ли предлагает провести мозговой штурм нескольких решений, а затем собраться вместе, чтобы выбрать лучшее. Для детей помладше она рекомендует несколько способов структурировать этот разговор:

    • Бейсбол для решения проблем: Это упражнение знакомит детей с обдумыванием и оценкой возможных планов действий. «У меня есть дети, которые предлагают мне проблему, а затем мы проходим через базы», ​​— объясняет доктор Ли. «Итак, первая база, в чем моя проблема? Вторая база, каковы возможные варианты? Третья база определяет лучшие варианты. И домашняя тарелка, я в безопасности или нет? Правильно ли я выбрал? Цель состоит в том, чтобы помочь даже очень маленьким детям начать понимать, что приблизит их к цели».
    • Оценка смайлика: Ли предлагает попросить вашего ребенка придумать возможные варианты разрешения конфликта, а затем спросить: «Это поведение заставит вас чувствовать себя лучше или хуже или почти так же?» Отметьте ответ, используя визуальную оценку: улыбающееся лицо, хмурое лицо, нейтральное? «А затем мы смотрим на все наши рейтинги смайликов, чтобы решить, какой из них является лучшим вариантом. Но также объясните им, что дело не только в ваших чувствах, а в том, поможет ли это вам достичь цели».

    Конечно, сложность здесь в том, что обычно трудно понять, какой на самом деле лучший вариант. И это нормально! Пусть дети знают, что цель состоит в том, чтобы приложить все усилия, а не решить все идеально сразу. Им, возможно, придется вернуться к чертежной доске, если их первый план не сработает — часто это просто часть процесса. «Вы также хотите подскочить и похвалить своего ребенка за то, что он попробовал эти навыки, даже если что-то не сработало, как он надеялся», — говорит доктор Ли. «Отдайте им должное, а затем помогите им сориентироваться. И когда они это поймут, сделайте из этого большое дело».

    Взгляните на перспективу

    Конфликты часто кажутся огромными и непосредственными, что может затруднить взгляд на ситуацию. Чтобы найти полезные решения, детям важно практиковать мысленный шаг назад. Вот несколько советов, о которых вы можете посоветовать детям:

    • Думайте не только об этом инциденте. Если близкий друг рассказывает секрет, который вы ему доверили, расстраиваться естественно. Но значит ли это, что дружбе пришел конец? Поощряйте ребенка подумать об остальных отношениях с человеком, с которым у него конфликт, и напомните ему, что одно поведение не определяет человека в целом.
    • Поставьте себя на место другого человека. «Вы действительно должны работать над признанием того, что говорит другой человек», — говорит Уэрли. «даже если вы не совсем понимаете, почему они так себя чувствуют, или не согласны с тем, как они описывают ситуацию». Представление того, что чувствует другой человек, — отличный способ помочь детям развить эмпатию. В зависимости от ситуации, вашему ребенку также может иметь смысл обсудить проблему с другим человеком и активно слушать, не перебивая. Практика этих навыков может помочь детям разрешать конфликты в краткосрочной перспективе и стать более чуткими в долгосрочной перспективе.
    • Учитывайте контекст. Время и место конфликта часто диктуют, как дети реагируют на него, как и природа их отношений с другим человеком. В частности, доктор Ли отмечает, что детям важно знать, что конфликты со взрослыми часто выглядят не так, как конфликты с другими детьми. Например, ребенку, который злится на учителя во время урока, возможно, придется сидеть с этими чувствами до тех пор, пока не появится возможность договориться о личной встрече с учителем. Если вы сделаете шаг назад, чтобы рассмотреть всю динамику ситуации, это настроит детей на более успешное преодоление конфликта.

    Практикуйтесь в эффективном общении

    Чтобы разрешить конфликт, дети должны научиться ясно выражать свои чувства, не набрасываясь и не обвиняя. Трудно практиковать коммуникативные навыки, когда напряжение накаляется, поэтому подумайте об обсуждении этих навыков с детьми, когда они еще не вовлечены в конфликт. Затем вы можете мягко напомнить и дать указания, когда ситуация накалится. Верли и д-р Ли рекомендуют следующие стратегии:

    • Использование «я»-утверждений для обозначения чувств. Вы уже слышали это раньше, но это все еще правда: сказать что-то вроде «Мне стало неловко, когда вы опубликовали это в Instagram» обычно полезнее, чем что-то вроде «Вы разместили это фото только для того, чтобы смутить меня!»
    • Написание тезисов. « Даже если это просто планирование разговора в своем дневнике, заранее продумывая, что сказать, дети могут эффективно донести свою точку зрения», — говорит Уэрли.
    • Ролевая игра со взрослым. «Наличие безопасного места для отработки каверзных разговоров может быть огромным подспорьем, — говорит доктор Ли. Вы также можете дать ребенку представление о невербальном общении, о котором он может не знать, например: «То, что ты сказал, было очень добрым, но мне было трудно это оценить, потому что ты смотрел в землю».

    Моделируйте то, что вы хотите видеть

    Один из самых действенных способов помочь ребенку научиться разрешать конфликты — показать ему, как это делается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *