Как стать аранжировщиком: Аранжировщик – кто это и как им стать? Что делает аранжировщик песен, описание профессии

Аранжировка музыки – введение

Этим уроком начинаю серию статей и видеоуроков, представляющих собой краткий обучающий курс по основам аранжировки, который даст ответ на этот и многие другие вопросы, с которыми сталкивается музыкант, решивший стать аранжировщиком.

Поскольку объем данного курса будет ограничен 10-15 уроками, то здесь будут затронуты только общие основы и приемы аранжировки, необходимые для того, чтобы начать свой путь в этом замечательном искусстве. Однако предполагается, что Вы уже имеете некоторое представление о вопросах композиции, инструментовки, формообразования (или прошли один из моих курсов). Поэтому о них я буду упоминать лишь косвенно.

Все приемы, которые будут рассматриваться, охватывают максимально возможное количество стилей (за редким исключением), поэтому информация будет полезна широкому кругу музыкантов.

Понятие аранжировка происходит от французского слова arranger, которое означает “приводить в порядок”. А музыкант создающий аранжировки соответственно называется аранжировщиком:)

Само по себе искусство аранжировки находится где-то посередине, между инструментовкой (оркестровкой) и композицией.

В чем разница?

Инструментовка предполагает переложение уже законченного произведения для другого инструмента (или ансамбля). Правила инструментовки довольно просты, их может освоить каждый. По сути, это ремесло, которое не требует наличия таланта композитора, а только знание необходимых формул.

Композиция – это сочинение музыки. И это, по всей видимости, самое условное определение в музыкальном знании, потому что, исходя из него, композитором можно считать и дворового поэта самоучку, написавшего 100500 песен под три аккорда и Шостаковича. Тем не менее, композиция предполагает создание музыки из ничего. Однако композитора никто не обязывает сочинять музыку в том или ином виде, он не ограничен в выборе выразительных средств.

Теперь представим такую картину: композитор сочинил песню и записал ее на ноты примерно в таком виде:

По такой записи не понятно, какой состав должен исполнять такую музыку, в каком стиле она должна быть изложена, какая форма, даже гармония в таком не может быть использована для исполнения.

Задача аранжировщика решить все эти задачи и аранжировать песню.

Аранжировщик музыки (англ. arranger) — музыкант, обладающий композиторскими навыками, который обрамляет мелодию в музыкальную фактуру. Взяв за основу одно-двух голосную мелодию с обозначенной гармонией, созданную композитором,  аранжировщик сочиняет партии для всех инструментов, начиная с ударных и заканчивая струнной группой оркестра.

Также аранжировщик может менять гармонию, форму и даже мелодию. Всё зависит от функциональности этих элементов, изначально заложенной композитором. Например, если мелодия песни не является якорем (т.е. яркой запоминающейся), то аранжировщик может заменить ее на более выразительную, сохраняя образный строй произведения. От музыкального вкуса и таланта аранжировщика целиком зависит стилевое направление и убедительность звучания музыкального произведения. Многие композиторы самостоятельно аранжируют свои произведения, с целью, как можно точнее реализовать задуманную идею.

Буквально еще 10 лет назад работа аранжировщика состояла в записывании всех партий в партитуру, после чего музыканты разучивали ее и только тогда аранжировщик мог оценить свою работу.

Сегодня работа аранжировщика напрямую связана с компьютером. Не нужно ждать месяцы репетиций, когда музыканты разучат композицию. Достаточно написать миди партию и вы сможете слушать Вашу аранжировку в любой момент.

Исходя из этого, я буду использовать двойной подход при объяснении нотации. Стандартный нотный и миди-piano roll. Такой подход позволит Вам с легкостью перейти с нотной записи на компьютер и наоборот.

Почему важно уметь записывать Ваши аранжировки нотами. Для начал прочитайте статью о необходимости знать теорию .

Дело в том, что работа в секвенсорах воспитала уже, наверное, целое поколение музыкантов, которые не могут создать аранжировку на нотном листе или в голове. Это также плохо, как группа, которая не может создать аранжировку в отрыве о своих инструментах. Аранжировка это свободное искусство, которое не терпит ограничений, поэтому в качестве упражнения делайте иногда работу на нотном листе, и Вы удивитесь тому, какие неожиданные решения это принесет.

Роль аранжировки в современной музыке сложно переоценить, существует невообразимое количество стилей и приемов аранжировки . Есть целые направления музыки, в которых отсутствие аранжировки  невозможно, т.е., по сути,  аранжировка в такой музыке первична и, как правило, может появиться раньше музыки и слов (например, хард-рок,trash и т.п.).

Перед тем как начать, посмотрим на основные элементы аранжировки. Начинающему аранжировщику достаточно научиться работать с четырьмя из них

  1. Создание ритмической основы (работа с ритм секцией)
  2. Выстраивание линии баса
  3. Работа с мелодией
  4. Работа с гармонией

В рамках этого курса данный направления будут приоритетными.

Аранжировка 101 – Ритм -секция (тренинг)

Аранжировка музыки | Аранжировка песен

Каждый аранжировщик всегда стремится сделать свою аранжировку какой-то особенной, оригинальной, ну или хотя бы не совсем банальной и похожей на другие. При этом он, чаще даже совершенно неосознанно, использует приемы, которые не только не делают его работу оригинальной, но неплохую в целом аранжировку могут начисто убить.

Во-первых, хочу сразу отметить, что речь в данной статье пойдет не о каких-то именно ошибках, которые допускают в своей работе аранжировщики. Это тема отдельной статьи, если не целой серии статей.

Те приемы, которые будут рассмотрены в данной статье, с точки зрения, так сказать, музыкальной науки не являются именно ошибками. Это, скорее, просто различные штампы, клише и прочие банальные и избитые приемы аранжировки и композиции и использовать их в своей работе вам никто не запрещает.

Однако если вы всё же не станете отказываться от перечисленных в статье шаблонов, помните — применение каждого из них будет одним большим жирным минусом в пользу тривиальности вашей работы.

Из чего состоит работа аранжировщика? Что нужно уметь, чтобы стать аранжировщиком? Если и вы задаете себе подобные вопросы, значит, эта статья для вас.

Справедливым будет отметить, что эта специальность, вернее, человек, ею обладающий, оказывает прямое влияние на будущее музыкальной композиции.

Какие же качества и навыки требуются аранжировщику в его работе?

Любой аранжировщик, который хочет вынести качество своей работы на новый уровень, должен быть жестким самокритиком, он должен постоянно оценивать свое мастерство, сравнивая цели с полученными результатами.

Такое же звучание у расположения инструментов, как хотелось? Насколько логично выстроена аранжировка как единое целое? Следует все время задавать себе эти и другие вопросы, чтобы понять свои ошибки и не допускать их в следующих работах.

Безусловно, после завершения аранжировки уже поздно что-либо исправлять, но все же можно изучить партитуру и сравнить ее с записью, определить для себя ее ценность и рассмотреть места со звучанием, далеким от запланированного.

В понятие «аранжировка музыкального произведения» входит много аспектов. Для максимального раскрытия его смысла следует рассмотреть весь процесс работы с музыкальным произведением и на примерах продемонстрировать значение аранжировки в процессе создания песни.

Все авторы мечтают о написании хита, который в последующем будет исполнен хорошим вокалистом и приобретет заслуженную популярность в мире шоу-бизнеса. В задачи автора входит сочинение текста, мелодии и гармонии музыкального произведения. Зачастую это означает написание партии для вокала и аккордового сопровождения на гитаре или фортепиано.

Однако для соответствия музыкальному формату теле- и радиоэфиров такого первоначального вида музыкального произведения будет явно недостаточно. И, что также очень важно, большинство исполнителей не захочет разбираться с нотами или встречаться с автором. Они отдают предпочтение прослушиванию готовых произведений.

Наверняка никто не будет спорить, что самым явным признаком любительского микса является блеклая и скучная аранжировка.

Практически любой музыкант, работающий в домашних условиях, не способен сделать профессиональное сведение и использует дешевые инструменты во время записи. Однако если это можно объяснить бюджетом студии или некоммерческим типом продакшна, не сильно печалясь по этому поводу, то бедную аранжировку оправдать ничем нельзя.

Наверное, в наши дни музыкант может выделиться только одной аранжировкой. Количество существующих нот ограничено. Практически все фразы уже давно придуманы и сотни раз сыграны. Последовательности аккордов также не отличаются разнообразием.

Хорошо сделанная аранжировка почти так же важна, как и хорошо написанная музыка. Сделаешь хорошо — получишь хит, созданный своими руками, сделаешь плохо — будешь иметь просто кучу разрозненных идей.

Ниже приведены 14 советов, каждый из которых позволит вам улучшить аранжировку.

«ПерваяПредыдущая12СледующаяПоследняя»

5 навыков, необходимых для того, чтобы стать музыкальным аранжировщиком — Berklee Online Возьмите на заметку

Если вы автор песен и записываете демо, вероятно, вам понадобится нечто большее, чем просто ваш голос в сочетании с акустическими аккордами, чтобы продать вашу песню. Вам нужно заняться аранжировкой. Чтобы быть хорошим аранжировщиком, нужно иметь возможность включать струнные, валторны, ритм-секцию и другие инструменты в свою собственную музыку (или даже в чью-то еще). Музыкальная аранжировка может стать дополнительным преимуществом для ваших навыков музыканта, а также может стать целой карьерой.


Джерри Гейтс рассказывает, чего можно ожидать от его курса Аранжировка: деревянные духовые и струнные .

«Есть много артистов, у которых есть отличные идеи, но они не знают, как собрать их воедино, чтобы создать единое целое», — говорит Джерри Гейтс, инструктор по аранжировке в Berklee Online. «И вот здесь в дело вступает аранжировщик. Они могут взять эту хорошую идею и воплотить ее во что-то».

Гейтс знает, что такое профессиональная аранжировка музыки. Он является автором трех курсов по аранжировке, доступных для студентов Berklee Online этой осенью:0007 Малый ансамбль и валторны , Продвинутое письмо на валторне и Деревянные духовые и струнные . Вдохновленный своим опытом работы в индустрии, Гейтс учит студентов стать гибкими аранжировщиками в различных жанрах, инструментах и ​​стилях.


Гейтс дирижирует своим произведением под названием «В ожидании звонка» с Poetic Jazz Symphonic в Berklee Performance Center в 2018 году.

За свою 35-летнюю карьеру Гейтс аранжировал и писал песни для телевидения и радио. Работая аранжировщиком, а также композитором, продюсером, педагогом и оркестратором, некоторые из его достижений включают рекламу жидкости для полоскания рта Scope, сигарет Marlboro, Bank of America, кленового сиропа Log Cabin и телевизионных шоу, таких как 9.0007 Шоу Денниса Миллера , а также работа с великим джазменом Биллом Холманом и композиторами фильмов Джеком Смолли и Ричардом Бэндом.

Если вы хотите стать музыкальным аранжировщиком — для себя или для других — у Гейтса есть несколько советов, что для этого нужно:

1. Глубокое понимание теории музыки

В первую очередь аранжировщики должны знать Теория музыки внутри и снаружи. Это помогает, если вы владеете одним или несколькими инструментами и имеете опыт написания музыки. Кроме того, музыкальный аранжировщик должен уметь донести до других концепции теории музыки.

«Я думаю, нам нужно смотреть на музыку как на язык и уметь говорить на ней эффективно, связно и с кем угодно», — говорит Гейтс. «Когда вы попадаете в студийную ситуацию, где время — деньги, вы должны быть более эффективными, и именно здесь действительно важна возможность говорить на языке с игроками, инженером, продюсером, кем угодно».

2. Будьте методичным и организованным мыслителем

Гейтс говорит, что аранжировку музыки можно описать одним словом: организация. Хотя вам не обязательно быть организованным человеком, вам нужно быть методичным мыслителем, чтобы быть аранжировщиком. Представьте, что аранжировка музыки — это головоломка. Есть вступления, куплеты, припевы, мосты, переходы, концовки и многое другое. Работа аранжировщика состоит в том, чтобы собрать эти кусочки головоломки вместе, чтобы добиться звучания, которое хочет клиент.

«Аранжировка музыки — это объединение множества битов информации в единое целое, — говорит Гейтс.

УЗНАЙТЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОНЛАЙН С BERKLEE!

3. Быть способным воплотить в жизнь видение клиента музыкальная пьеса. Хотя у вас может быть отличная идея, чтобы развить проект в интересном направлении, чаще всего клиенты ищут что-то конкретное. Как художник, вы должны собрать как можно больше информации о том, чего хочет клиент, и практиковать сдержанность, чтобы создать то, что клиент ищет, с наименьшим количеством возвратов.

«В Berklee вы изучаете так много классных, расширенных и сложных концепций, и первое, что вы хотите сделать, — это включить их в первое музыкальное произведение, над которым вы работаете», — говорит Гейтс. «Но если это для клиента, это, вероятно, не то, что он ищет. Вероятно, они ищут что-то довольно простое. Поэтому вы должны быть готовы отступить. Клиент обычно прав в том смысле, что платит вам».

Мы должны смотреть на музыку как на язык и уметь говорить на ней эффективно, связно и с кем угодно. — Джерри Гейтс о важности хорошей аранжировки Click To Tweet

4. Разбирайтесь с технологиями

Сочинение музыки больше не предполагает простого сидения за пианино с чистым листом нот и карандашом. Клиенты хотят слышать сэмплы почти готового качества, которые могут быть получены только в том случае, если вы хорошо разбираетесь в технологии создания музыки. Запись и сочинение электронной музыки — это целая карьера сама по себе, но аранжировщики должны обладать достаточной технической подкованностью, чтобы донести до клиента, как будет звучать финальное произведение.

«Клиент хочет услышать демо-версии вашей работы, прежде чем вы сделаете окончательные версии, и это то, что вам обычно приходится собирать самостоятельно», — говорит Гейтс. «Если у вас нет хорошего понимания того, как использовать эту технологию для создания хорошего звука, у вас проблемы».

5. Быстро учитесь и продюсируйте

Невозможно близко познакомиться с аранжировкой всех жанров музыки. Тем не менее, можно быстро учиться, чтобы, если вас попросят аранжировать музыкальное произведение в определенном стиле, с которым вы не знакомы, вы знали, как слушать и воссоздавать музыкальные компоненты, составляющие определенный стиль. жанр музыки.

«Если кто-то позвонит вам и скажет: «У меня есть писательская работа, мне нужно сделать ее за четыре дня, и у меня есть бюджет в 1000 долларов, вы можете это сделать?», — говорит Гейтс. «Ты собираешься сказать: «Нет?» Или ты собираешься попробовать и разобраться? Даже если вы не очень хорошо знаете стиль. Лучше сходите на концерт и разберитесь. Надеюсь, пройдя курсы, вы получите инструменты, позволяющие разобрать стиль, даже если вы с этим не знакомы».

Аранжировщик | Беркли

Карьерные сообщества
  • Сообщества
  • Отрасли
  • Места
9Аранжировщики 0100 помогают закончить, переработать и адаптировать уже существующие композиции, изменяя такие элементы, как инструментовка, оркестровка, гармония, темп и жанр.

Аранжировщики работают в ряде профессиональных отраслей, включая живую музыку, музыкальный театр, индустрию звукозаписи, кино и телевидение. Многие совмещают аранжировку с другим навыком. Например, аранжировщики-бэнд-лидеры адаптируют существующие композиции для разработки произведений для своего собственного ансамбля; аранжировщики-продюсеры создают новые студийные аранжировки, исходя из своего всеобъемлющего видения записи; а специалисты по подготовке музыки используют аранжировку в сочетании с навыками корректуры и оркестровки, чтобы стать универсальными магазинами для подготовки музыки.

Хотя большинство аранжировок направлено на сохранение мелодии, текста и формальной структуры произведения, в работе аранжировщика по-прежнему существует огромная свобода творчества и самовыражения. Например, аранжировщики могут придумывать новые аккорды для использования в качестве основы для мелодии, убирать или наращивать инструменты, адаптировать их для совершенно другого стиля инструментовки (например, менять рок-инструменты на классические), замедлять или ускорять темп. темп, добавьте электронные элементы, вдохновленные оригинальной композицией, напишите новое вступление или концовку или добавьте совершенно новые вокальные или инструментальные гармонии. В конечном счете, аранжировщик может оказывать такое же влияние на композицию, как и оригинальный композитор или автор песен.

Краткий обзор

Карьерный путь

В такой творческой области существует гораздо больше путей, чтобы стать аранжировщиком. Один аранжировщик может зарабатывать на жизнь, адаптируя существующие песни для новых сценических или киномюзиклов; другой может быть руководителем оркестра, который создает новые аранжировки для своего ансамбля; а другой мог бы специализироваться на создании новых аранжировок популярных песен для кино- и телеиндустрии, чтобы студии могли не платить за права на дорогостоящие записи.

Аранжировщики могут также работать оркестраторами, дирижерами, руководителями оркестров, музыкальными руководителями, инструментальными исполнителями, продюсерами звукозаписи и организаторами мероприятий. Эти должности представляют более широкое музыкальное сообщество, к которому принадлежат аранжировщики, и в рамках которого они должны объединяться и сотрудничать, если хотят добиться успеха.

Поиск работы

Аранжировщики работают для самых разных людей и групп, включая продюсеров, композиторов, художников и издательские компании. Кроме того, они могут найти работу в столь же широком диапазоне отраслей, включая индустрию звукозаписи, музыкальное издательство, музыкальный театр, живую музыку, кино и телевидение.

Поскольку аранжировка — это в основном внештатная деятельность, а рабочие места получают из уст в уста, для успеха необходимо создать портфолио хороших работ и наладить отношения с музыкантами, композиторами и продюсерами.

Профессиональные навыки

  • Глубокое понимание музыкальных стилей
  • Чтение и написание нот
  • Теория музыки
  • DAW и программные библиотеки
  • Транскрипция
  • Оркестровка
  • Проводка
  • Устное общение
  • Лидерство
  • Сеть

Навыки межличностного общения

Аранжировка — это искусство коллективного творчества, подходящее для музыкантов с сильным видением, которым нравится работать с композиторами, продюсерами и исполнителями над созданием новых композиций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *