Как воспитателю общаться с родителями: Практикум для воспитателей “Секреты общения с родителями”

8 правил для родителей

Правило первое – положительный настрой

Родители принимают решение отдать свое чадо в детский сад. Ребенку необходимо развиваться, общаться со сверстниками, играть и заниматься. Все это понимают, но как отдать самое дорогое в чужие руки сотрудников детского сада?

Здесь все зависит от правильного настроя родителей. Отношение родителей к воспитателю можно рассматривать на примере взгляда оптимиста и пессимиста на стакан с водой, полупустой или полный наполовину. “Эта женщина мало внимания уделяет моему ребенку, она обязательно недоглядит и что-нибудь случится”. Подобные мысли отнюдь не способствуют установлению доверительных отношений. Соответственно ребенок чувствует дискомфорт в детском саду, затягивается его процесс привыкания к садику, малыш находится в состоянии внутреннего противоречия. “Мне нравится эта веселая тетенька, а мама с папой говорили про нее плохо”. Поэтому правило первое – что бы ни случилось в детском саду, никогда не обсуждать отрицательные моменты при ребенке.


Правило второе – доверие

Теперь рассмотрим отношение к детскому саду с точки зрения оптимиста. В детском саду работают профессионалы. Они учились на специальных курсах, знают, как занимать детей, как правильно планировать день ребенка в детском саду, как правильно развивать малышей.

С опытом к педагогам приходит умение видеть всю группу детей целиком и каждого ребенка в отдельности. Про педагогов говорят: сколько детей в группе, столько же глаз у воспитателя. Нет, глаза одни, как у всех. Но все остальные органы чувств обострены до предела. На прогулке воспитательница не бегает за каждым ребенком, а слышит его – о чем он говорит, с кем играет, где находится. У воспитателей ясельных групп хорошо развито обоняние, и они мгновенно определяют, кому необходимо сменить памперс. Хороший воспитатель и без градусника может определить повышенную температуру у ребенка, достаточно приложиться губами к детскому лобику.

Ну и конечно, руки воспитателя – обнимающие, гладящие, подбадривающие, оказывающие помощь, никогда не устающие.

Как же сделать так, чтоб у родителей появилось доверие к воспитателю? Как мы знаем, первое впечатление очень сильное. Некоторые родители знакомятся с воспитателями еще до записи в детский сад. Другим везет меньше, и они впервые видят воспитательницу на родительском собрании. Важно, чтобы с первых же минут общения родители могли найти в этой женщине что-нибудь положительное, например, аккуратно одета, говорит неторопливо, смотрит в глаза. Эти чисто внешние признаки помогут родителям в дальнейшем увидеть в ней положительные черты характера и выстроить правильную систему отношений. Правило второе – доверие.

Наш малыш дома был центром Вселенной. Вся семья, все взрослые были вокруг него. И вдруг он попадает в детский сад, где много детей и все равны. Ребенку трудно с этим смириться. Важно помнить, что в детском саду воспитательница в первую очередь стоит на страже интересов всех детей, для нее важен здоровый климат в группе.

У нее нет любимчиков. Правильно созданная атмосфера в группе – это залог успеха.


Правило третье – единство требований детского сада и семьи

Для ребенка его группа – это первый опыт жизни в обществе. Законы и правила жизни этого общества устанавливает именно воспитательница. Помощь слабым, уважение индивидуальности, умение считаться с другими, один за всех и все за одного, забота обо всех – вот что формирует личность ребенка и его отношение к миру в дальнейшей жизни.

Нужно научить ребенка делиться игрушками, уступать место на качелях другому ребенку, выработать умение терпеливо стоять в очереди к умывальнику, помогать друг другу, позаботиться о справедливом разделении именинного пирога, не заглядывать в индивидуальные ящички и рюкзаки других детей. Здесь крайне необходимо единство требований семьи и детского сада. И это третье правило.


Правило четвертое – располагать информацией

Отношения воспитатель – родители – ребенок можно представить как равнобедренный треугольник. Боковые стороны – это воспитатель и родители. У них есть общее основание. И чем оно шире, чем лучше отношения между сторонами, тем больше у ребенка шансов взобраться на вершину, быть самым успешным, самым любимым, самым лучшим.

Четвертое правило гласит – родители должны быть осведомлены о том, что происходит в детском саду. Воспитательница обязана предоставлять полную информацию о темах, изучаемых в данное время, о режиме дня, расписании занятий. На сайте есть эта информация, а также публикуются новости детского сада, объявления. Вся информация также размещается в родительском уголке в детском саду или присылается родителям по электронной почте. Желательно, чтобы родители читали размещенные там материалы ежедневно. Тогда и разговор с ребенком дома будет носить более конкретный характер, родители будут знать, что происходит в его жизни.


Правило пятое – правильно выбирать время для общения с воспитателем

Обычно, родители стараются пообщаться с воспитательницей в то время, когда забирают ребенка домой. Это не лучший для этого момент. Воспитательница по-прежнему несет ответственность за остальных детей и должна быть предельно внимательна и следить за ними. Гораздо лучше периодически назначать персональные встречи и беседовать об успехах ребенка не на бегу. Лучшее время для этих бесед – это время дневного сна детей в детском саду, а в группах, где дети не спят вечернее время по договоренности.


Правило шестое – прислушиваться к советам воспитателей

Важно помнить, что воспитатели – профессионалы, изучавшие детскую психологию. Поэтому им легко заметить возникшую у ребенка проблему и начинать работать над ней в самом зачатке. Советую прислушиваться к рекомендациям педагога, а не отмахиваться от них, прикрываясь аргументами типа: “я тоже была в детстве такая”, “ничего, перерастет”. Если воспитательница рекомендует обратиться за помощью к логопеду или другому специалисту, не пренебрегайте ее советом. Она делает это исключительно ради ребенка. Своевременное решение возникшей проблемы поможет избавить ребенка от ненужных комплексов, поможет родителям сэкономить нервы и деньги на последующее лечение

Иногда воспитатели очень уж жестки и непреклонны в вопросах здоровья детей. “Ну, подумаешь, небольшая температура у ребенка, а воспитательница нас в садик не пустила”. Это происходит потому, что воспитательница заботится обо всех детях, о всей группе. Если один нездоровый ребенок приходит в детский коллектив, это может привести к заражению других детей, и вирус будет ходить в группе по кругу от ребенка к ребенку. Очень важно предотвратить такое распространение заболевания внутри группы. Тем более, что в детском саду обязательно соблюдаются все санитарные нормы: ежедневная влажная уборка, проветривание, личная гигиена. Значит, в вопросах здоровья малышей вся ответственность лежит на родителях.


Правило седьмое – соблюдение режима дня детского сада

Хотелось бы обратить внимание на немаловажный аспект – знание правил, установленных в детском саду. Учитывая их, желательно стараться сохранять единство требований. Одно из таких правил это соблюдение режима дня детского сада. Часы утреннего приема детей четко оговорены и это время для индивидуального уделения внимания каждому ребенку. В большинстве садов прием детей до половины девятого утра. Потом воспитательница начинает работать со всей группой детей и опоздания не дают возможности воспитательнице принять опоздавших должным образом, мешают другим детям.

Зачастую дети при родителях ведут себя не так как в течение дня в детском саду. Поэтому очень важно, чтоб родители так же как воспитатели, например, не разрешали детям влезать на заборы и прыгать по ступенькам. Необходимо объяснять детям, что соблюдение правил безопасности – это залог их здоровья и благополучия. Иногда из-за недоговоренности между семьей и детским садом ребенок попадает в неприятную ситуацию и у него возникает внутренний конфликт. ” Мне мама не разрешает резать ножницами” или “А мы в нашей машине ездим непристегнутые” – эти примеры показывают, когда ребенок чувствует себя неловко.

Гораздо приятнее ребенку рассказать своим друзьям, что он с мамой сажал семена в цветочный горшок, как его научили в садике. Так ребенок может почувствовать себя авторитетным и компетентным в каком-то деле. А значит, почувствовать уверенность в себе, получить удовольствие от совместной деятельности с родителями.


Правило восьмое – не портить воспитателям настроение

И еще одно немаловажное правило. Хотелось бы, чтобы родители помнили о том, что воспитатели – это живые люди, а не роботы. Иногда родители, спеша и опаздывая на работу, “закидывают” в сад плачущих детишек. Воспитатель делает все возможное, чтобы успокоить и занять ребенка, но натыкается на стену раздражения, а иногда и грубости родителей, которым уже не до того. Потом родители уходят по своим делам, переключаясь на другие заботы. А воспитательница остается работать с детьми с уже испорченным настроением. Ей приходится прилагать массу усилий для того, чтоб не показать детям свою обиду, оставаться такой же спокойной и веселой.

Конечно же, для спокойствия родителей нужно знать телефоны детского сада и воспитателей, но желательно заранее выяснить время, когда удобнее звонить. Не рекомендуется звонить воспитательницам на личные телефоны в неоговоренное время .Ну и последнее – не надо забывать о благодарности. Сотрудники детского сада отдают детям всю душу. Простое теплое слово только привнесет в ваши взаимоотношения больше тепла, доброты и доверия. А ведь именно это так нужно нашим детям!


Система работы воспитателя с родителями дошкольников

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе педагогу не обойтись. Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Поэтому необходим единый курс на создание единого образовательного пространства как в семье, так и в ДОУ.

В последние годы отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Поэтому работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Только в сотрудничестве педагогов с родителями можно решать проблемы разностороннего развития ребёнка, в частности интеллектуального, не пренебрегать потребностями детства.

В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.

В процессе взаимодействия детского сада и семьи лежит принцип открытости ДОУ обществу, дающий возможность обоснования знакомства родителей с программами и условиями организации образовательного процесса в ДОУ, а также адаптации программного материала для родителей.

При этом условиями гармонизации отношений педагога и родителей служат следующие принципы работы педагога с семьёй:

– соблюдение прав и свобод ребёнка;

– тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребёнка;

– правильная оценка достоверности информации, полученной в процессе исследования семьи;

– понимание неизбежности субъективности точки зрения педагога;

– учёт запросов родителей в планировании и осуществлении педагогической деятельности.

Система воспитания детей должна быть ориентирована на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. В первую очередь нужно создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Основная задача – заслужить доверие ребёнка и родителей.

Для того чтобы обрести в лицах родителей ребёнка союзников, следует настроиться на диалог, а не на поучение. Свою работу целесообразно начинать со знакомства с семьями воспитанников. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка можно использовать анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи», беседы. В беседе необходимо внимательно выслушивать пожелания родителей по вопросам питания, сна, одежды, выяснять, к каким игрушкам, играм, книгам ребёнок проявляет больше всего интерес. Как показал опрос родителей и анкетирование, большинство некомпетентны в вопросах психического развития детей. Наблюдения за стилем общения родителей с детьми, за реакцией детей на встречи с родителями показали, что для родителей представляют интерес такие темы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблема детской игры, страхов, агрессивности, раннего обучения. Есть темы, актуальные для всех категорий родителей (например, особенности того или иного возрастного периода), которые сформулированы таким образом: «Знаете ли вы своего ребёнка?», «Как научиться понимать своего ребёнка». Родителей интересует вопрос: «Что должен знать и уметь ребёнок в определённом возрасте?». Важными для рассмотрения с родителями являются такие темы, как: «Развитие речи», «Подготовка к школе» и другие. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

В работе по вовлечению родителей в совместную деятельность эффективны традиционные формы: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные – и нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные.

Можно выделить критерий – «включенность» родителей в образовательный процесс. Этот критерий отражает количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Также можно выделить качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволяет выделить три группы родителей:

– родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения;

– родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации;

– родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». Такой анализ дает возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа педагогов ДОУ (воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса. В ДОУ работает местное радио «Дошколёнок», каждое утро детей встречает весёлая, бодрая музыка и детские песни. А в праздники и торжества (День дошкольного работника; День матери; Новый год; спортивные праздники; День именинника; Восьмое Марта; День защитника Отечества) дети с удовольствием читают стихи по радио в микрофон, как настоящие артисты, а все родители и коллектив слушают и хвалят детей, у всех поднимается настроение с утра. Материал для выступлений и стихи я готовлю заранее и затем разучиваю с детьми.

К групповому родительскому собранию я готовлюсь заранее, объявление вывешиваю за несколько дней. Повестка дня собраний бывает разной, с учётом пожеланий родителей. Например, «Знаете ли вы своего ребёнка?», «Воспитание послушания у детей» и др. Не оставляю без внимания и тему по безопасности жизнедеятельности дошкольников: «Чтобы избежать беды, с автокреслом ты води», «Чтобы не было пожара», «Сбереги ребёнка на дороге», «Как проверить умение ребёнка правильно вести себя в опасных ситуациях», «Терроризм и дети» и другие.

У нас в группе есть почтовый ящик «Доверия», изучив все вопросы и пожелания, на собраниях стараюсь говорить своими словами, а не «читать текст по бумажке». К выступлению на собраниях приглашаю узких специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога и других). Так как у нас сейчас подготовительная группа, в начале учебного года на собрание приглашали учителя начальных классов из гимназии. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами. Для собрания готовлю выставку детских работ или фото-стенд, где использую фотографии из жизни группы. Родителям очень нравится, когда на собрании дети показывают небольшую сценку или читают стихи. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей.

Индивидуальные беседы с родителями у нас проходят каждый день, они задают разные вопросы, например, что делать, если дочь не хочет убирать за собой после игры игрушки на место; если ребёнок не желает делиться игрушками даже с братом; если ребёнок проявляет агрессию, домашние обязанности детей и др. Беседу всегда начинаю с положительной характеристики ребёнка, хочу показать даже незначительные его успехи и достижения и спрашиваю, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее тактично останавливаюсь на проблемах воспитания ребёнка, которые ещё необходимо доработать. В результате беседы стремлюсь, чтобы родители получили исчерпывающие знания по вопросам обучения и воспитания ребёнка.

Также провожу тематические консультации с целью ответить на интересующие вопросы родителей, приглашаю узких специалистов по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности ребёнка, охране его психике, обучению грамоте. Я и специалисты стремимся дать квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, побуждает родителей пристальней присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.

Темы консультаций для родителей:

«Советы родителям по закаливанию»;

«Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка»;

«Новый год для детей: как устроить праздник»;

«Как сделать зимнюю прогулку с ребёнком приятной и полезной»;

«Причины детского дорожно-транспортного травматизма»;

«Книжки в вашем доме»;

«Чем занять ребёнка дома»;

«О чём говорят любимые игрушки детей».

В группе имеются наглядно-информационные стенды, они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье: это организации различных видов деятельности, режимных моментов, выставки детских работ, стенды, папки-передвижки. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Информационное направление дает возможность наглядно донести до родителей любую информацию в доступной форме, тактично напомнить о родительских обязанностях и ответственности.

Самая главная ценность у каждого человека – это здоровье, поэтому в нашем детском саду уделяется большое внимание воспитанию здорового ребенка. В ДОУ проводится спортивный праздник «Папа, мама я –спортивная семья», «Неделя здоровья», куда приглашаем родителей нашей группы, и они принимают активное участие. Вместе с родителями готовим стенгазеты. В эти дни звучит по радио спортивная музыка (утром и вечером). Также проходят консультации по радио «В какой спорт отдать ребёнка?», беседы о спорте. Печатная консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье». Проводится спортивная акция «Зарядка для всех!» – родителей приглашаю заранее, чтобы могли спланировать своё время, приходят очень многие, особенно нравится папам.

В нашем детском саду стало традиционным проведение праздников, посвящённых Дню защитника Отечества. Наши мальчики охотно соревнуются с подгруппой пап. При их проведении создаются условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи. Очень теплой традицией стало ежегодное проведение мероприятия, посвященного Дню матери. В таких развлечениях принимают участие мамы совместно с детьми.

Интересной, новой и востребованной формой сотрудничества стало проведение мероприятия «Встреча с интересными людьми», была приглашена стоматолог – мама одного ребёнка, она рассказала детям много интересного и полезного. Пятикратная чемпионка России по каратэ рассказала о пользе спорта, показала приёмы.

Регулярно в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей и родителей. Осенью проводим выставки из природного материала «Осенняя фантазия», конкурс-выставка «Волшебные снежинки», конкурс кормушек «Поможем тем, кто рядом», выставка поделок «Золотые руки наших мам», конкурс рисунков и фотографий «Смешинки». Все семьи, которые принимают участие, мы поощряем благодарностями.

Эти выставки предоставляют родителям и детям возможность организовать совместную деятельность. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Формируются семейные традиции, что является залогом счастливой и дружной семьи.

Регулярно вместе с учителем-логопедом проводим поэтические вечера: «Золотая осень», «Зимушка-зима», литературная гостиная «По сказкам К. Чуковского», конкурс чтецов «Весна-красна», «Семья – это счастье». Родители активно посещают все праздники. Они видят, что дети стараются понравиться им, родители вместе с детьми поют песни, играют, танцуют. Приглашая родителей на утренник, поэтические вечера, я всегда говорю им о том, что пройдут годы, песни и танцы забудутся, но в своей памяти дети сохранят радость и тепло общения, а родители окунутся в мир прекрасного.

На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» – ремонт игрушек, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе – для девочек оборудовали «уголок уединения», где они с удовольствием играют в «Дочки-матери», «Семью». Многие родители принимали активное участие в благоустройстве участка: соорудили снежные постройки, расчистили участок от снега, сделали красивую удобную горку, вместе украсили веранду, и в итоге в конкурсе мы заняли второе место. Всех активных, не равнодушных к нашей жизни родителей наградили грамотами, на стенде я разместила фамилии со словами благодарности. В конкурсе кормушек тоже вместе принимали участие. Стала налаживаться атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремимся, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

Традиционным стало проведение акций: «Просто так», «Подари книгу детям». У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю интригующее, яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает мне лучше узнать моих воспитанников. Сейчас в ДОУ готовимся оформить мини-музей, посвященный Победе в Великой Отечественной войне. Я предложила родителям принять участие, они с готовностью откликнулись, уже несут документы, удостоверения, награды, трофеи, оформленные альбомы с фотографиями военных лет и короткими заметками о боевых заслугах.

Опыт работы показал: позиция родителей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей, стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Взаимодействие детского сада с родителями носит систематический характер, в период сложной эпидемиологической обстановки в регионе педагогический коллектив нашего детского сада продолжил работу по развитию и воспитанию детей в форме дистанционного взаимодействия с родителями. Главным инструментом в работе педагогов стали информационно-коммуникативные технологии.

Хотелось бы сказать ещё об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-либо работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; культура межличностного взаимодействия детей в группе. Даже спустя время после окончания детского сада связь семьи с детским садиком не теряется, а продолжает существовать.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Общение между родителями и учителями: стратегии эффективного вовлечения и вовлечения родителей

Многие элементы влияют на то, принимают ли учащиеся свой образовательный опыт. Поддержка семьи, равный доступ к образованию, организованное руководство, преданные своему делу преподаватели и достижимые образовательные цели играют важную роль в академическом успехе каждого учащегося.

Исследования продолжают показывать, что участие родителей является одним из важных факторов, помогающих учащимся участвовать в учебе, а общение между родителями и учителями является ключевым аспектом поощрения участия родителей.

Что такое общение родителей и учителей?

Общение между родителями и учителями начинается в начале учебного года и продолжается до тех пор, пока учащиеся не перейдут в следующий класс. Учителя и родители будут представлять друг друга и постепенно устанавливать отношения, основанные на том, что у них есть общего: на ученике. Общение родителей и учителей может происходить лично, как правило, на родительских собраниях или во время отъезда или отъезда учащихся. Учителя также могут связаться с родителями по телефону или по электронной почте.

Благодаря регулярному общению с родителями учителя могут делиться информацией о хорошей работе и достижениях ученика. Если учащийся начинает бороться с определенным предметом или проявляет проблемы с поведением, у родителя уже есть отношения с учителем, что помогает облегчить сотрудничество родителей и учителей. Эти отношения сотрудничества позволяют родителям вмешиваться и поддерживать ученика дома, дополняя то, что учитель делает в школе.

Преимущества общения родителей и учителей

Во время разговора учащиеся видят, что учителя и родители заботятся о своих интересах. Эффективное общение помогает установить отношения уважения между учителями, родителями и учениками.

Пособия для учащихся

По данным Национального центра статистики образования, родители, которые больше вовлечены в образование своего ребенка, могут помочь улучшить успеваемость. Когда родители проявляют интерес к школьной деятельности, учащиеся получают дополнительный уровень ответственности.

Когда родители общаются с учителями, чтобы выяснить потребности своих детей, ученики видят, что их семья заботится о них и хочет, чтобы они были успешными. Родители, которые помогают детям с домашним заданием и напоминают им готовиться к тестам, могут увеличить их шансы на краткосрочный и долгосрочный успех, помогая им выработать важные привычки. Родители также могут поддержать детей и повысить их уверенность в себе, подбадривая их, когда они хорошо учатся в школе.

Пособия для родителей

Эффективное общение между родителями и учителями также может принести пользу родителям. Поскольку родители не всегда принимают непосредственное участие в работе класса, регулярные беседы с учителями могут помочь им понять, в каких предметных областях их дети преуспевают, а в каких у них возникают трудности. Это также может помочь им почувствовать себя ценными и более уверенными в процессе обучения. Родители, которые хотят участвовать, могут играть более важную роль в образовании своего ребенка, дополняя уроки дома и объясняя сложные домашние задания.

Преимущества для учителей

Учителя также получают пользу от общения между родителями и учителями, поскольку родители могут служить ценным активом в учебной среде. Учителя, которые развивают отношения с родителями, получат дополнительное сотрудничество, поскольку родители с большей вероятностью будут работать и обращаться к учителям, которым они доверяют. Когда родители помогают своим детям с домашним заданием и поведением дома, учителя могут сосредоточиться на обучении в классе. Учителя также могут видеть более высокие показатели выполнения домашних заданий и более высокие оценки, когда в этом участвуют родители.

Стратегии общения

Общение между родителями и учителями может выглядеть по-разному для разных учителей и родителей. Некоторые отношения может быть труднее установить, чем другие, но существует ряд коммуникативных стратегий, которые могут помочь учителям и родителям повысить вовлеченность в различных ситуациях.

Обнаружение наилучших методов общения и формулирование планов обмена сообщениями в начале года очень важно, так же как и поддержание постоянной связи в течение всего года. Учителя не должны бояться быть настойчивыми в налаживании отношений с родителями, и наоборот. Учителя и родители могут попробовать следующие тактики для улучшения общения между родителями и учителями:

  • Регулярное личное общение : Этот тип общения отлично подходит для родителей, которые обычно привозят и забирают своих детей из школы.
  • Встречи родителей и учителей : Этот тип общения менее последователен, но родители и учителя могут планировать встречи для обсуждения работы учащегося и будущих целей.
  • Телефонные звонки и электронная почта : Родители, занятые работой или личным графиком, могут не иметь возможности посещать школу или назначать конференции. С этими родителями может быть легче связаться по телефону или по электронной почте. Учителя также могут использовать телефонные звонки и электронные письма для регулярного общения с родителями между конференциями.
  • Текстовые сообщения . Некоторые учителя используют массовые текстовые сообщения или специальные приложения для обмена сообщениями для общения с родителями. Ряд текстовых сервисов специально предназначен для учителей, например Remind.
  • Дни открытых дверей : В большинстве школ ежегодно проводятся дни открытых дверей, на которых родители могут посетить классы своих детей. Это позволяет учителям встретиться с родителями в первый раз или встретиться со вторым родителем, который может не поддерживать регулярное общение.
  • Ассоциации родителей и учителей : Родители и учителя могут установить постоянные отношения через собрания совета директоров или родительские собрания, на которых они помогают принимать решения для школы.
  • Раздаточные материалы и информационные бюллетени с домашними заданиями : Учителя могут создавать для учащихся раздаточные материалы, которые они берут с собой домой, содержащие информацию о домашних заданиях и других заданиях. Учителя также могут писать еженедельные или ежемесячные информационные бюллетени, чтобы информировать родителей о том, что происходит в классе и как они могут принять в этом участие.
  • Сайты классов : Учителя могут создавать веб-сайты для своих классов, чтобы публиковать объявления, домашние задания и напоминания. Это помогает гарантировать, что задания не потеряются при общении между классом и домом. Другие аналогичные методы связи включают сайты социальных сетей или платформы управления обучением, такие как ClassDojo.

Продолжайте карьеру в сфере образования

Нынешние учителя и будущие учителя могут повысить успеваемость учащихся, узнав о преимуществах общения между родителями и учителями на раннем этапе своей карьеры. Когда учителя поощряют участие родителей в работе в классе и дома, учащиеся могут преуспеть в своих академических усилиях. Учителя и школьные администраторы, которые заинтересованы в развитии своей карьеры и развитии важных коммуникативных навыков, могут начать с получения ученой степени в этой области, например, в рамках онлайн-программы магистра искусств в области преподавания Американского университета.

Обучение здравому смыслу, Лучшие приложения и веб-сайты для обмена сообщениями для учащихся, учителей и родителей

Обучение здравому смыслу, Усильте общение родителей с учителями

ThoughtCo., «Развитие высокоуспешного общения родителей с учителями»

Waterford, «Как родители Участие ведет к успеху учащихся»

Уотерфорд, «Как двустороннее общение может повысить вовлеченность родителей»

Как двустороннее общение может повысить вовлеченность родителей

сразу улучшилось.[1] Они также заметили более высокий уровень выполнения домашних заданий, более активное участие в занятиях и меньшее количество пропусков.[2],[3] Родители даже казались более довольными тем, как учителя вели свои занятия в классе. Учителя тоже считали себя компетентными и более состоявшимися.

Что это был за волшебный элемент, который произвел революцию в их классах? Коммуникация.

Коммуникация служит мостом к взаимодействию и, в конечном счете, к прочному партнерству с родителями. Когда вы пытаетесь связаться с родителями, вы говорите, что цените их мнение. Родители, которые в противном случае могли бы чувствовать себя некомфортно, знают, что они могут это сделать. Как только родители и учителя установят эту первую связь, они смогут работать вместе, чтобы помочь учащимся раскрыть свой академический потенциал.

Если вы готовы превратить общение в сотрудничество, узнайте, что такое двустороннее общение и как вы можете использовать его в партнерских отношениях с родителями.

Важность общения родителей и учителей

Дети, родители и учителя которых общаются лицом к лицу, чаще:

  • Выполняют домашние задания
  • Получайте более высокие оценки [6]
  • Принять участие в занятии
  • Положительное отношение к школе [7]

Они также с меньшей вероятностью:

  • Нуждаются в перенаправлении или дисциплине в классе [8]
  • Получение частых отсутствий
  • Классы неудач [9]
  • Испытывать высокий уровень стресса [10]

Количество регулярно общающихся родителей и учителей сокращается, особенно по мере взросления их учеников. Когда учащиеся переходят из дошкольного учреждения в детский сад, общение между родителями и учителями сразу же прекращается.[4] Примерно 59% родителей сообщают, что никогда не получали телефонных звонков от учителей начальной школы. И что еще хуже, менее половины из них сообщают, что «очень довольны» общением между родителями и учителями.[5] Несмотря на академические преимущества, ни родители, ни учителя, похоже, не заинтересованы в общении.

Но когда учителя и родители работают вместе, они могут подготовить учащихся к успеху в учебе. Преимущества общения выходят далеко за рамки студенческого уровня. Зачастую это первый шаг к долгосрочному взаимодействию с родителями. Когда родители и учителя общаются, родители с большей вероятностью будут доверять учителям и ценить их влияние.[11] А учителя, которые общаются с родителями, сообщают, что чувствуют себя более счастливыми и более компетентными в качестве педагога.[12] Построение родительских партнерских отношений с общением — это больше, чем просто необязательно. Если они хотят улучшить свои классы, учителя должны рассматривать это как ключевую обязанность.

Односторонняя и двусторонняя связь

Односторонняя связь:

  • Линейная
  • Авторитетный
  • Ограниченный

Двусторонняя связь:

  • Интерактивный
  • Равно
  • Ориентированный на обратную связь

Если вы хотите, чтобы взаимодействие с родителями стало краеугольным камнем фундамента вашего класса, выберите значимое общение, а не расстояние. Лучший способ сделать это — установить двустороннее общение. Не знаете, чем отличается односторонняя связь от двусторонней? Хотя эти слова могут показаться образовательным жаргоном, разница более интуитивна, чем вы думаете.

Односторонняя связь — это информация, которая идет только от отправителя к получателю. Как правило, это не предполагает ответа от получателя. Поскольку целью одностороннего общения является информирование, убеждение или приказание, ответ не требуется. Отправитель обычно занимает авторитетную позицию по отношению к получателю, который действует как слушатель. В классной комнате примерами одностороннего общения могут быть информационные бюллетени, лекции или объявления.

Двусторонняя связь, однако, представляет собой переписку, которая идет туда и обратно между отправителем и получателем. В этой ситуации отправитель и получатель равны. Оба слушают друг друга и делятся своими мыслями или вопросами. Несколько примеров двустороннего общения в классе включают родительские собрания, телефонные звонки и собрания комитетов.

В то время как одностороннее общение имеет место и время, слишком много может заставить родителей чувствовать себя исключенными из процесса принятия решений в классе. Родители часто более восприимчивы, когда учителя используют двустороннюю связь.[13] Чтобы поощрять участие родителей в школьной жизни, старайтесь привлекать родителей к двустороннему общению, когда это возможно. Например, вместо того, чтобы отправлять учеников домой с неудовлетворительной оценкой, вы можете позвонить их родителям и вместе составить план улучшения. Чем больше вы лично общаетесь с родителями, тем ближе вы будете к построению позитивных родительских отношений.

Стратегии эффективного общения

Теперь, когда вы знаете, как привлечь родителей с помощью двустороннего общения, следующим шагом будет поиск правильного подхода. Общение с родителями не является шаблонным процессом, и то, что работает для одних родителей, может не работать для других. Вот почему использование различных коммуникативных стратегий может помочь вам задействовать весь класс, а не только несколько семей. Используйте эти стратегии общения с родителями для учителей, чтобы вовлечь как можно больше родителей в вашу школу.

Личное общение

Личное общение — это именно то, на что это похоже, и это один из самых эффективных способов наладить партнерские отношения с родителями. Всякий раз, когда вы общаетесь с родителем лицом к лицу, вы используете личное общение. Волонтерские возможности, дни открытых дверей, родительские собрания и внеклассные мероприятия — все это способы личного общения.

Эта форма общения не обязательно должна ограничиваться классной комнатой. Если родители с трудом добираются до школы, визиты на дом — еще один эффективный способ общения с родителями. А польза существенная. Учащиеся, чьи родители и учителя регулярно посещают занятия на дому, с большей вероятностью читают на уровне своего класса или выше и реже пропускают занятия[14].

Коммуникации, основанные на технологиях

Коммуникации, основанные на технологиях, — это «новая граница» во многих отношениях, потому что они постоянно меняются и охватывают множество точек доступа. Звоните ли вы домой или обновляете одно из множества приложений для общения родителей и учителей, доступных для информирования родителей, вы используете технологическое общение. Вы также можете использовать технологии через веб-сайты классов, электронные письма, текстовые сообщения, видеоконференции и социальные сети.

Поскольку все больше и больше цифровых аборигенов рожают детей школьного возраста, многие родители предпочитают общение на основе технологий, особенно текстовые сообщения. Попробуйте использовать эти технические возможности, чтобы информировать родителей об оценках их учеников, информировать их о предстоящих событиях или связываться с ними по поводу проблем. Используйте двустороннюю связь как можно чаще, чтобы ваши усилия оставались значимыми.

Письменное общение

По сравнению с техническим общением письменное общение может показаться немного «старой школой». Но информационный бюллетень или заметка для родителей могут помочь им почувствовать себя в курсе. Он добавляет индивидуальный подход к одностороннему общению и предоставляет семьям физическое напоминание о предстоящих событиях. Вы также можете создать свой собственный письменный журнал общения родителей и учителей, чтобы отслеживать любые ваши усилия по установлению контактов с семьей.

Как в техническом, так и в письменном общении ключ к персонализации. Родители с большей вероятностью ответят и обратятся к учителям, когда получат личные заметки, а не общие объявления. Если можете, добавьте несколько предложений к каждому письменному или техническому сообщению для конкретной семьи. Например, вы можете добавить, насколько вам понравилось, что в вашем классе учится определенный ученик, или что вы надеетесь увидеть его семью на предстоящем мероприятии.

Как наладить постоянную связь между родителями и учителями

Как только вы изучите правильные стратегии, вы сможете эффективно общаться с семьей каждого учащегося в вашем классе или школе. И со временем и настойчивостью общение может перерасти в крепкие отношения между родителями и учителями.

Попробуйте эти советы по включению двустороннего общения в ваш план партнерства с родителями:

  • Обсудите способы связи с каждым родителем в начале учебного года. Используйте их предпочтения для создания личных планов и планов общения с родителями в классе
  • Поделитесь своими положительными отзывами о своих учениках с их родителями. Когда у них возникнут вопросы позже в течение учебного года, они будут чувствовать себя более комфортно, обращаясь к вам
  • Превратите родительские собрания в целевую дискуссию, а не в оценку или лекцию
  • Активно сообщайте родителям о своих опасениях по поводу их ребенка. Таким образом, вы все вместе сможете найти решение
  • Документируйте свои усилия по общению, чтобы отслеживать, что лучше всего подходит для каждой семьи

Источники

[1]. ПТА, Н. (2000). Построение успешных партнерских отношений: руководство по разработке программ вовлечения родителей и семьи. (стр. 11-12). Блумингтон, Индиана: Национальный родительский комитет, Национальная служба образования.
[2]. Ферлаццо, Дж. (2011, май). Вовлеченность или вовлеченность? ASCD, стр. 10-14.
[3]. Доска (2016). Как школы K-12 оправдывают ожидания родителей в отношении цифровых коммуникаций. Получено с cdn2.hubspot.net: https://cdn2.hubspot.net/hubfs/273815/Landing-Pages_Images-PDFs/Project-Tomorrow_CE-Digital-Trends/Bb_TrendsinCEReport_Final.pdf
[4]. Штат Мичиган. Стратегии сильного взаимодействия родителей и семьи. Получено с сайта michigan.gov: https://www.michigan.gov/documents/mde/strategies_for_strong_parent_and_family_engagement_part_III_370143_7. pdf
[5]. Детские тренды (2018, 16 сентября). Участие родителей в школах. Получено с сайта childtrends.org: https://www.childtrends.org/?indicators=parental-involvement-in-schools
[6]. Хилл, штат Нью-Йорк, и Тайсон, Д.Ф. (2009). Участие родителей в средней школе: метааналитическая оценка стратегий, способствующих достижениям. Психология развития, 45(3), 740-63.
[7]. Диринг, Э., Крайдер, Х., Симпкинс, С., и Вайс, Х. Б. (2006). Участие семьи в школе и грамотность детей из малообеспеченных семей: продольные связи между семьями и внутри них. Журнал педагогической психологии, 98, 653-664.
[8]. Американская психологическая ассоциация. Участие родителей в школах. Получено с apa.org: https://www.apa.org/pi/lgbt/programs/safe-supportive/parental-engagement/default.aspx
[9]. Округ государственной школы Гранд-Рапидс. Что такое родительское участие? Получено с grps.org: https://www.grps.org/parents/parental-engagement.
[10]. Вайриму, М.Дж., Мачария, С.М., Муиру, А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *