Какие бывают в школе уроки: Виды и типы уроков по ФГОС в начальной школе. Этапы урока по ФГОС в начальной школе.

Содержание

Предметы 1-11 классов

1 класс

(начальная школа)

2 класс

(начальная школа)

3 класс

(начальная школа)

1. Украинский язык (письмо)
2. Украинский язык (чтение)
3. Английский язык
4. Математика
5. Музыкальное искусство
6. Изобразительное искусство
7. Дизайн и технологии
8. Я исследую мир
9. Физкультура

  1. Украинский язык
  2. Литературное чтение
  3. Английский язык
  4. Музыкальное искусство
  5. Изобразительное искусство
  6. Математика
  7. Я исследую мир (интегрированный курс)
  8. Дизайн и технологии
  9. Информатика
  10. Физическая культура

1.

Украинский язык
2. Литературное чтение
3. Английский язык
4. Я исследую мир (интегрированный курс)
5. Музыкальное искусство
6. Изобразительное искусство
7. Математика
8. Дизайн и технологии
9. Информатика
10. Физическая культура

Факультатив
  • Русский язык
  • Французский язык

4 класс

(начальная школа)

5 класс

(основная школа)

6 класс

(основная школа)

1. Украинский язык
2. Литературное чтение
3. Английский язык
4. Я исследую мир
5. Музыкальное искусство
6. Изобразительное искусство
7. Математика
8. Трудовое обучение
9. Информатика
10. Физическая культура 

Факультатив
  • Русский язык
  • Французский язык

1. Украинский язык
2. Украинская литература
3. Английский язык / Немецкий язык
4. Зарубежная литература
5. История (Введение в историю)
6. Музыкальное искусство
7. Изобразительное искусство
8. Математика
9. Природоведение
10. Трудовое обучение
11. Информатика
12. Основы здоровья’я
13. Физическая культура

Факультатив
  • Польский язык
  • Немецкий язык
  • Русский язык
  • Французский язык

1. Украинский язык
2. Украинская литература
3. Английский язык / Немецкий язык
4. Зарубежная литература
5. История Украины и всемирная история (интегрированный курс)

6. Музыкальное искусство
7. Изобразительное искусство
8. Математика
9. Биология
10. География
11. Трудовое обучение
12. Информатика
13. Основы здоровья’я
14. Физическая культура

Факультатив
  • Польский язык
  • Немецкий язык
  • Французский язык

7 класс

(основная школа)

8 класс

(основная школа)

9 класс

(основная школа)

 1. Украинский язык
 2. Украинская литература
 3. Английский язык / Немецкий язык
 4. Зарубежная литература
 5. История Украины
 6. Всемирная история
 7. Музыкальное искусство
 8. Изобразительное искусство

 9. Алгебра
 10. Геометрия
 11. Биология
 12. География
 13. Физика
 14. Химия
 15. Трудовое обучение
 16. Информатика
 17. Основы здоровья’я
 18. Физическая культура

Факультатив
  • Польский язык
  • Немецкий язык
  • Французский язык

 1. Украинский язык
 2. Украинская литература
 3. Английский язык / Немецкий язык
 4. Зарубежная литература
 5. История Украины
 6. Всемирная история
 7. Искусство
 8. Алгебра
 9. Геометрия
 10. Биология
 11. География
 12. Физика
 13. Химия
 14. Трудовое обучение
 15. Информатика
 16. Основы здоровья’я
 17. Физическая культура

Факультатив
  • Польский язык
  • Немецкий язык
  • Французский язык

 1.

Украинский язык
 2. Украинская литература
 3. Английский язык / Немецкий язык
 4. Зарубежная литература
 5. История Украины
 6. Всемирная история
 7. Основы правоведения
 8. Искусство
 9. Алгебра
 10. Геометрия
 11. Биология
 12. География
 13. Физика
 14. Химия
 15. Трудовое обучение
 16. Информатика
 17. Основы здоровья’я
 18. Физическая культура

Факультатив
  • Польский язык
  • Немецкий язык
  • Французский язык

10 класс

(старшая школа)

11 класс

(старшая школа)
 

Базовые предметы

  1. Украинский язык
  2. Украинская литература
  3. Английский язык / Немецкий язык
  4. Зарубежная литература
  5. История
  6. Всемирная история
  7. Гражданское образование
  8. Математика (Алгебра и начала анализа и геометрия)
  9. Биология и экология
  10. География
  11. Физика и астрономия
  12. Химия
  13. Физическая культура
  14. Защита Украины

выборочно – обязательные предметы (выбирается 1 предмет из перечня)

  • Искусство
  • Технологии
  • Информатика
Факультатив
  • Польский язык
  • Немецкий язык
  • Французский язык

     

      

Базовые предметы

  1. Украинский язык
  2. Украинская литература
  3. Английский язык / Немецкий язык
  4. Зарубежная литература
  5. История
  6. Всемирная история
  7. Математика (Алгебра и начала анализа и геометрия)
  8. Биология и экология
  9. География
  10. Физика и астрономия
  11. Химия
  12. Физическая культура
  13. Защита Украины

выборочно – обязательные предметы (выбирается 1 предмет из перечня)

  • Искусство
  • Технологии
  • Информатика
Факультатив
  • Польский язык
  • Немецкий язык
  • Французский язык
 

Предметы в 5 классе (список школьных предметов по программе)

Закончив 4 класс, многие дети – кто с радостным нетерпением, кто с опаской – ждут важного события в своей жизни – перехода из младшей школы в среднюю.


 

Содержание

 

Какие предметы в 5 классе

О чем предметы, изучаемые в 5 классе

Факультативные предметы в пятом классе

 


 

А ждать пятиклассникам есть чего:

 

  • встречи сразу с несколькими новыми преподавателями вместо одной хорошо знакомой учительницы начальных классов;
  • возможности взглянуть на недоступные прежде и давно привлекающие своими экспонатами кабинеты физики или биологии;
  • знакомства с новыми предметами, а предметы в 5 классе поражают своим разнообразием.

 

 

Последний вопрос, касающийся списка предметов 5 класса, особенно волнует родителей юных школьников, поскольку они хотят как можно лучше подготовить своих детей к новому учебному году.

 

 

 

 

Какие предметы в 5 классе

 

Обычно школьников ждут следующие предметы в 5 классе:

 

  • Русский язык
  • Иностранный язык (чаще всего английский)
  • Литература
  • Информатика
  • История древнего мира
  • Математика
  • Обществознание
  • Музыка
  • ОДНКНР
  • Технология (труд)
  • Природоведение
  • Основы безопасности жизнедеятельности
  • География
  • ИЗО (рисование)
  • Физическая культура

 

Сколько предметов в 5 классе, теперь не сложно посчитать. Их 15.

Кроме перечисленных обязательных предметов, в отдельных образовательных учреждениях программа 5 класса, как, впрочем, и любого другого, может быть дополнена и иными, разрешенными Министерством образования. Например, в некоторых школах преподают такие школьные предметы, как краеведение и граждановедение. Также в некоторых школах уже с 5 класса начинаются уроки биологии, хотя обычно ученики знакомятся с этим предметом в 6 классе.

 

 

 

 

О чем предметы, изучаемые в 5 классе

 

Наверняка, многим родителям будет интересно узнать, чему конкретно призваны обучить их детей перечисленные в списке предметы пятого класса.

 

 

Литература

 

На уроках литературы пятиклассники познакомятся с русским фольклором и мифами Древней Греции, а также с наиболее известными детскими произведениями выдающихся русских и зарубежных писателей и биографией этих авторов. Не обойдется и без заучивания наизусть стихотворений известных русских поэтов. Кроме того, ученики начнут понемногу знакомиться с теоретическими сведениями по литературе.

Литература – единственный предмет, по которому школьникам дают задание на лето в виде списка произведений, которые необходимо прочитать к новому учебному году. Поэтому стоит поинтересоваться у учителя литературы, какие книги будущие пятиклассники должны успеть прочитать за лето.

 

 

 

Информатика

 

На занятиях по информатике ученики пятого класса узнают, как устроен компьютер и что он умеет, а также научатся работать с основными компьютерными программами. Так, пятиклассники узнают, как набирать и форматировать текст в текстовом редакторе (Word), создавать простые рисунки в графическом редакторе (Paint), а также познакомятся с другими полезными программами, такими как MS Excel и MS PowerPoint.

 

 

ОДНКНР и обществознание

 

Оба предмета были введены в программу для 5 класса совсем недавно.

ОДНКНР (основы духовно-нравственной культуры народов России) – предмет, призванный развивать общую культуру школьников, дать представление о народах, проживающих на территории России, а также научить школьников уважению к другим народам. На уроках по этому предмету ученики будут изучать происхождение и особенности различных религий и культур, а также будут обсуждать нравственные ценности человека.

На занятиях по обществознанию речь будет идти о человеке как части общества. Пятиклассники познакомятся с основами правовой системы России, а также получат общее представление об экономике и политике. Этот предмет полезен тем, что уже с юного возраста учит школьников быть юридически грамотными и иметь активную гражданскую позицию.

 

 

Технология (труд)

 

По технологии уроки в 5 классе впервые будут проводиться раздельно для мальчиков и для девочек. Девочки в 5 классе получают основные знания по кулинарии, учатся обращаться со швейной машинкой и шьют какое-нибудь изделие (чаще всего фартук), а также учатся вязать или вышивать. Мальчики же учатся обращаться с различными инструментами и делают поделки из дерева.

 

 

 

Музыка

 

Раньше этот предмет назывался просто – «пение». И если раньше на уроках по этому предмету от детей требовалось только петь, то сейчас все серьезнее. На занятиях по музыке современные школьники не только разучивают разные песни и поют их под аккомпанемент учителя, но и знакомятся с музыкальной историей, с биографиями известных композиторов и их наиболее известными произведениями. Кроме того, школьники изучают основы нотной грамоты.

 

 

ИЗО

 

На уроках изобразительного искусства дети не только учатся рисовать, но и получают значительный объем теоретической информации. Например, ученики изучают историю декоративно-прикладного искусства, учатся видеть разницу между разными жанрами изобразительного искусства, а также знакомятся с наиболее выдающимися работами знаменитых художников, скульпторов, архитекторов и прочих деятелей искусства.

 

 

 

 

Факультативные предметы в пятом классе

 

Кроме обязательных предметов в школе могут быть предусмотрены так называемые факультативы – предметы, на которые ученики ходят по собственному выбору. К таким предметам относятся, например, риторика, краеведение, правоведение, философия, и др. В 5 классе среди таких предметов может быть проектирование и основы религиозных культур и светской этики. Кроме того, в каждой школе могут быть введены собственные факультативные занятия.

К факультативам можно также отнести классный час – еженедельное занятие, обычно перед началом уроков, на котором ученики вместе с классным руководителем обсуждают актуальные проблемы.

В целом, предметы в 5 классе не выглядят слишком сложными для ребенка, только что расставшегося с начальной школой. В конце концов, 5 класс можно назвать подготовительным этапом перед средней школой, так как за этот год ученики осваиваются в новой обстановке, привыкают к новым учителям и большой учебной нагрузке.


 

Учебники и тетради 5 класса

 

Типы уроков по ФГОС в начальной школе в 2020 году

Типы уроков по ФГОС в начальной школе — это разная по целям и задачам учебная деятельность, которая складывается в единую систему ради главного — всестороннего развития личности ребенка. Какие требования предъявляются к образовательному процессу в современной школе и какие бывают типы уроков?

ФГОС: современные требования к уроку

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) призваны обеспечить единство образования «вширь и вглубь». Они общие на всей территории России, и в равной степени гарантируют поступательное движение — преемственность учебных программ начальной, основной, средней и высшей школы.

ФГОСы включают единые требования к структуре программ, к условиям их реализации и конечным результатам — полученным знаниям.

Главное отличие урока по ФГОС — такая организация учебы, при которой учитель не «кладет в рот» готовые знания, а помогает детям, направляет процесс, формирует мотивацию учеников к самостоятельному получению и осмыслению информации и т. д. — не учит предмету, а учит учиться.

Отсюда и требования к уроку:

  • индивидуальный, личностно-ориентированный подход;
  • системно-деятельностный подход—- создание условий для реализации познавательной активности детей;
  • развитие универсальных учебных действий: познавательных, личностных, коммуникативных, регулятивных;
  • приоритет самостоятельной деятельности ученика; задача учителя — помогать, направлять, давать инструментарий для получения знаний.

Как строится урок по ФГОС

Схема традиционного школьного занятия никуда не делась, и основные этапы урока по ФГОС в начальной школе и классах среднего звена те же:

  1. Организационный этап.
  2. Этап мотивации — постановка целей и задач урока.
  3. Актуализация знаний.
  4. Усвоение нового.
  5. Закрепление.
  6. Домашнее задание.
  7. Подведение итогов — рефлексия.

Главное отличие урока по ФГОС — большая самостоятельность учеников: дети сами формулируют тему, цели и задачи урока, планируют и осуществляют учебные действия, проверка знаний происходит с применением само- и взаимоконтроля, учащиеся сами дают оценку своей работе по эталону, который дает учитель, и подводят итоги занятия.

Типология уроков по ФГОС

Основные типы уроков по ФГОС:

  • урок открытия нового знания;
  • урок рефлексии;
  • урок общеметодологической направленности;
  • урок развивающего контроля.

Типы уроков различаются по содержанию и видам учебной деятельности:

Тип урока Содержание учебной деятельности Виды уроков
Урок открытия нового знания Формирование новых понятий, расширение знания за счет включения новых определений, терминов, описаний. Лекция, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, инсценировка, путешествие, экспедиция, уроки смешанного типа.
Урок рефлексии Закрепление и коррекция усвоенных знаний, понятий, способов действия. Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра и т. д.
Урок общеметодологической направленности Систематизация знаний, развитие умения обобщать, строить теоретические предположения, связывать новые знания с полученными ранее. Конференция, конкурс, экскурсия, консультация, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-игра и т. д.
Урок развивающего контроля Проверка и самопроверка знаний, умений и навыков. Письменные работы, тестирование, устные опросы, творческий отчет, защита проектов, рефератов, конкурсы и викторины.

Ход урока

Разные типы уроков по ФГОС в основной школе и начальных классах имеют отличные цели и содержание, поэтому различаются и сами уроки.

Урок открытия нового знания

На таких уроках узнают новое, учатся добывать и обрабатывать информацию:

  1. Мотивация. Важно точно и полно сформулировать новую тему, чтобы ученики понимали, что они сегодня узнают и для чего это нужно.
  2. Актуализация знаний и пробное действие. Вспомнили, что уже умеем, попробовали двинуться дальше — возникли трудности.
  3. Выявление места и причины затруднений. Что конкретно не вышло, почему не вышло.
  4. Проект выхода из трудной ситуации. Каких знаний не хватает, чтобы решить проблему, где эти знания взять.
  5. Реализация проекта. Находим путь выхода, применяем его на практике.
  6. Первичное закрепление. Применяем новые знания к типовым ситуациям, проговариваем и аргументируем каждый этап.
  7. Домашнее задание. Формулируем задание и способы его исполнения.
  8. Рефлексия. Возвращаемся к целям урока, сопоставляем цели и результаты.

Урок рефлексии

На уроках рефлексии не только повторяют, обобщают, закрепляют, но и учатся самостоятельно выявлять трудности и преодолевать их.

  1. Мотивация. Важно подвести учеников к выводу о необходимости повторения, анализа своих ошибок и т. д.
  2. Актуализация знаний и пробное действие. Повторяем пройденный материал, выполняем самостоятельное задание.
  3. Выявление места и причины индивидуальных затруднений. Что конкретно не вышло, где недоработка.
  4. Проект выхода их трудной ситуации. Какие знания недостаточно усвоены, где эти знания взять.
  5. Реализация проекта. Находим путь выхода, применяем его на практике, т. е. выполняем самостоятельную работу.
  6. Обобщение затруднений. Самые «проблемные» задания выполняем еще раз индивидуально и в группах, проговариваем алгоритм действий.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
  8. Включение в систему знаний. «Монтируем» новые знания и навыки с теми, что были раньше, — перебрасываем мостик к будущему.
  9. Рефлексия. Возвращаемся к целям урока, сопоставляем цели и результаты.

Урок общеметодологической направленности

Такие уроки надпредметные, они призваны формировать у школьников единую картину мира, обобщать, развивать темы и т. д.:

  1. Мотивация.
  2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
  3. Формулирование цели и задач урока исходя из возникших затруднений.
  4. Стратегия — выбор проекта выхода из трудной ситуации.
  5. Реализация проекта.
  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
  7. Рефлексия. Возвращаемся к целям урока, сопоставляем цели и результаты.

Урок развивающего контроля

На таких уроках формируются навыки контроля и самоконтроля детей:

  1. Мотивация.
  2. Выполнение самостоятельной работы.
  3. Сопоставление учеником собственной работы с образцом — объективно обоснованным эталоном.
  4. Оценка детьми своей работы на основании установленных критериев.
  5. Рефлексия.

Структура уроков в начальной и основной школе: сходства и отличия

Важно: различные по целям и задачам типы уроков — часть единого, непрерывного учебного процесса. Их объединяет системно-деятельностный подход — основа стандартов современного образования. В целом структура уроков по ФГОС в начальной школе и в средних классах одна и та же. Различаются виды и формы учебной деятельности. Создание учебной ситуации, в которой дети сами захотят учиться, зависит от возраста учеников, уровня их подготовки, психологических особенностей, направления деятельности школы.

Главное — творческая мотивация, побуждение ребенка к самостоятельному освоению знаний, и она важна на каждом этапе образовательного процесса.

0

0

2911

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Законна ли вторая смена в школе, во сколько начинается вторая смена, расписание

Почему существует двухсменка

В Советском Союзе вторая смена в школах была популярным явлением. Многие дети учились во второй половине дня на протяжении почти всех школьных лет. За минувшие годы образовательная система подверглась различным преобразованиям, но формат второй смены не исчез, а в последнее время стал использоваться даже чаще. Из-за закрытия школ нагрузка на оставшиеся учебные заведения возросла, и им приходится решать вопрос организации учебного процесса и распределения потока обучающихся, используя вторую смену. 

Правовое регулирование

Вторая смена в школе — законно ли это? Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не регулирует вопросы обучения в школах по сменам. Правила на этот счёт содержатся в СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010. Пункт 10.4 данного документа гласит:

  • обучение в школе может быть организовано максимум в две смены,
  • занятия должны начинаться не раньше 8 часов утра.

Давайте разберёмся, кто учится во вторую смену. В правилах СанПиН также содержится указание, что учиться во вторую смену не могут школьники 1, 5, 9 и 11 классов. Следовательно, ученики любых других классов не застрахованы от вечернего обучения. Родителей волнует и другой вопрос: какие школы могут учиться во вторую смену. Ответ: все, кроме гимназий, лицеев и школ с углублённым изучением отдельных предметов. 

Конкретное расписание обучения во вторую смену в школе санитарно-эпидемиологическими нормами не установлено. Начало занятий обычно варьируется. Однако в соответствии с пунктом 10.6 общий объём нагрузки в течение дня не должен превышать:

  • для обучающихся 1 классов — 4 урока и один раз в неделю 5 за счёт урока физкультуры;
  • для обучающихся 2‒4 классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 за счёт урока физкультуры;
  • для обучающихся 5‒7 классов — не более 7 уроков;
  • для обучающихся 8‒11 классов — не более 8 уроков.

Таким образом, нельзя заранее предугадать, во сколько будет начинаться вторая смена в школе. 

Кто учится во вторую смену

Вышеуказанные запреты и ограничения порой не соблюдаются из-за нехватки ресурсов. Например, в некоторых школах вынуждены ставить вторую смену в первом классе. Как правило, в таких ситуациях администрация образовательного учреждения защищается отсутствием чётко прописанного законодательного акта о вторых сменах в школе. Это приводит к тому, что учёба во вторую смену может быть введена в любом классе, и при этом не будет учтено мнение ни детей, ни родителей. 

Минусы второй смены

У формата второй смены немало подводных камней. Неудивительно, что многие школьники и родители выступают за отмену второй смены. Учиться во вторую половину дня неудобно — и тому несколько причин. 

Отсутствие свободного вечернего времени

Выбор дополнительных занятий сокращается. У большинства детей кружки и секции проходят вечером, и учёба во вторую смену может стать проблемой.

Примерное расписание дня при второй смене

Школьника сложнее контролировать 

Если родители работают, а бабушки и дедушки живут отдельно, ребёнок будет всё утро предоставлен сам себе. Для старшеклассника это не проблема, но дети начальных классов нуждаются в помощи и контроле со стороны взрослых. Поэтому для них особенно тяжело организовать обучение во вторую смену. 

Во второй половине дня младшеклассника необходимо отводить на занятия, даже если школа находится неподалёку. Чтобы решить эту проблему, придётся искать няню или отпрашиваться с работы в середине дня. 

Ликвидация второй смены

Подобная система обучения не нравится ни детям, ни родителям, ни учителям. Поэтому по распоряжению Правительства РФ от 23.10.2015 года будет реализована программа по ликвидации вторых смен в школах. Отмена будет проходить постепенно. В первую очередь переводить в первую смену будут 1–4 и 10–11 классы, а также полностью уберут третью смену. Параллельно будут создаваться новые места для перевода обучающихся из зданий, имеющих высокую степень износа. К 2025 году планируется перевести учеников 5–9 классов в первую смену, а также перевести в новые школы всех детей, обучающихся в зданиях с износом 50% и выше.

Как учиться по удобному графику без второй смены

Если вторая смена в школе не подходит вам и ребёнку, спасением может стать семейное образование. Это альтернативная форма обучения, легальная на территории Российской Федерации. 

Ребёнок, который переходит на семейное образование, может заниматься дома. Есть несколько способов организовать учебный процесс, родителям вовсе не обязательно самостоятельно штудировать пособия и растолковывать чаду сложные параграфы. Например, вы можете:

  • подключить репетиторов,
  • записать ребёнка на курсы,
  • начать дистанционное обучение в онлайн-школе.

Преимущества онлайн-школы

Многие родители склоняются к последнему пункту, так как находят в онлайн-школах больше преимуществ, чем в репетиторах или самоподготовке. Рассмотрим на примере конкретной дистанционной школы — «Домашней школы Фоксфорда»:

  • Гибкий график. Неважно, во сколько начинается вторая смена в обычных школах. Здесь вы сами выбираете, когда учиться, а когда отдыхать. Можно составить комфортное расписание. 
  • Педагоги. В нашей онлайн-школе работают преподаватели из ведущих вузов страны, которые являются членами жюри олимпиад и действующими экспертами ОГЭ и ЕГЭ.
  • Индивидуальный подход. В «Домашней школе Фоксфорда» можно выбрать индивидуальный образовательный маршрут и прокачивать профильные дисциплины, целенаправленно готовясь к ОГЭ, ЕГЭ, олимпиадам и поступлению в вуз. 
  • Доступность. Занятия проходят на портале foxford.ru — можно подключаться онлайн или смотреть записи в удобный момент с любого устройства. Не нужно тратить время на дорогу, учиться во вторую смену или волноваться по поводу мест в группе.
  • Общение. Социализации хватит с лихвой, ведь «Домашняя школа Фоксфорда» регулярно устраивает очные встречи хоумскулеров, организует экскурсии, мероприятия, мастер-классы и квесты.  

Резюме

Вторая смена распространена потому, что школ мало, а детей — много. Чтобы всех вместить и обеспечить образовательный процесс, администрация делит учеников на два потока. 

В законе «Об образовании в Российской Федерации» отсутствует регламентация вторых смен и чёткие нормы того, во сколько начинается вторая смена в школе. Зато предусмотрены некоторые требования СанПиН, например, учиться во вторую половину дня не могут школьники 1, 5, 9 и 11 классов.

Вторая смена не всегда удобна. Если родители работают, то ребёнка некому контролировать и отводить в школу посреди дня. Выходом станет семейное образование: оно даёт свободу планировать расписание и ни от кого не зависеть. А чтобы не учить детей самостоятельно, можно подключить репетиторов, курсы или онлайн-школы. 

Очевидное-невероятное: что такое школьный урок

Без преувеличения самым сакральным, краеугольным камнем российской школы является школьный урок. К настоящему времени с ним оказалось связано столько разнообразных смыслов, часто совершенно побочных учебному процессу, настолько он глубоко укоренился в ментальности педагогов, детей и их родителей, что они себе просто не представляют школу без уроков! 

Особенно трудно взглянуть на урок непредвзятым взглядом, со стороны учителям, ведь они только и делают, что проводят уроки. Виды, планы, сценарии уроков – этим постоянно заполнена голова учителей.

Но ведь не к уроку одному сводится образование, и школы без уроков существуют! И кое-где, в довольно развитых странах они очень распространены, и с каждым годом их становится все больше. А урок там рассматривается как отжившая свое форма обучения, являющаяся тормозом на пути развития школы.

Но перед тем, как говорить об этом, давайте займемся нашим любимым занятием: срыванием всех и всяческих масок, и проанализируем современные смыслы урока, как это стало традицией в данной серии статей «Очевидное-невероятное», и посмотрим на урок с позиции каждого вовлеченного в урок субъекта.

Начнем с истории

Школьные уроки были придуманы в XIV веке, в Голландии. Так, в 1374 году Джон Сил, ректор начальной школы в городке Цволле, организовал обучение детей на основе того, что сейчас бы мы назвали классно-урочной системой, а в 1537-1582 годах ректор другой школы, уже в немецко-французском Страссбурге, Иоганнес Штурм, развил эту систему. В последствии, несмотря на наличие собственных замечательных педагогов (К.Ушинского, Л.Толстого, Н.Корфа др.),  российская школа формировалась почти исключительно под влиянием немецких образовательных традиций. Вместо «урока» в школах использовалось иностранное слово «экзерсис» (упражнение). «Урок» как педагогический термин прочно входит в русский язык лишь в XIX веке.

Слово «уро́к» очень древнее, оно восходит к общеславянскому urekti, где приставка «u» имеет значения усиления при глаголе rekti — «говорить», основе, имеющей индоевропейскую природу. Родственные слова: речь, пророк, отрицать. «У-рок» — это «у-словие», договор, сделка, завершение, правило, платеж, налог, нечто установленное, «задание». В этом смысле это слова используется в словосочетаниях «сделать уроки», «выучить уроки». 

Интересно, что долгое время урок не имел конкретной продолжительности. У Яна Амоса Коменского с классом несколько часов подряд (до 4-х часов) занимался один учитель, и он сам определял продолжительность работы над определенными темами и заданиями. После этих занятий дети должны были до 4-х часов работать самостоятельно, под наблюдением старших учеников. 

Достаточно полное представление об уроке в российской педагогике XVIII в. дает проект регламента Академической и московской университетских гимназий. Продолжительность уроков составляла 2 часа, составлялось годовое расписание уроков. Уроки делились на домашние и школьные, которые в свою очередь разделялись на приватные (которые вел один учитель) и общие (на них могли присутствовать дети разных возрастов, преподаватели, администрация). Кроме того, существовали ранние или приготовительные уроки, на этих уроках старший по возрасту ученик из другого класса (аудитор) проверял подготовку учащимися заданий и фиксировал результаты проверки.

Следующий за ранним урок вел учитель, в начале урока проводилась разминка для настроя учащихся на работу и закрепления пройденного, после чего переходили к главной части занятия – лекции. Учитель должен был руководствоваться на уроках такими правилами: не отягощать учеников избытком информации, следить за соответствием сообщаемой информации возрасту, дабы не отбить желание учиться и пр. В школе Л. Толстого урок на определенную тему мог продолжаться от 30-ти минут до 3-х часов.

Постепенно, уже к середине XX века, термин «урок» распространился, на время учебных занятий и стал означать их длительность. В разных странах в настоящее время закрепилась различная длительность уроков. 
В США продолжительность урока устанавливается каждой конкретной школой и составляет от 45 до 90 мин. Во Франции – от 55 мин до 2-х часов в зависимости от предмета, в Канаде – 75 минут, в Израиле – 90 мин (2х45), в Индии – 35 мин, в Китае – 40 мин, в Германии звонки даются через 90 мин, но учитель может закончить урок через 45 мин после начала, в Японии – 45-50 мин, в Финляндии – продолжительность урока по усмотрению учителя.

В России продолжительность урока плавает между 40 и 45 минутами. То 45, 40, то снова 45, в начальной школе 30-35. В предпраздничные дни уроки сокращают до 20-30 минут.

Урок с позиции ученика

Опрос выпускников общеобразовательных школ показывает, что для большинства их них «урок – это такая скучная и бесполезная потеря времени, которую можно было бы потратить значительно лучше. Например, поспать или поготовиться к ЕГЭ». Школьники жалуются, что не успевают сосредоточиться и настроиться на урок: только начинаешь понимать, что говорит учитель и что надо делать, а урок уже заканчивается. Трудно сидеть первый урок, хочется спать и есть, потому что не всегда успеваешь позавтракать. Потом второй урок – он бывает особенно скучен. Потом уже втягиваешься, и уроки мелькают быстрее, трудно только перестраиваться с одного предмета на другой. То химия, то литература, то история, то математика. Большинство уроков скучны и неинтересны, жаль, что на них заставляют ходить. На уроке чаще всего одна мысль: скорее бы это все (и урок и сама школа) закончились.

Бывают и интересные учителя (но мало), на их уроки хочется ходить (но редко).

Урок с позиции учителя

Урок – наше все. Всё привязывается к уроку. Вся педагогика сводится к тому, чтобы правильно провести урок, чтобы какая-либо фаза урока не скомкалась из-за неожиданных происшествий или выходок детей. Бывает несколько типов уроков, но самый основной и часто используемый – урок с объяснением нового материала, сейчас это называется «урок открытия новых знаний», что сути не меняет. Урок рассчитывается по минутам, чтобы успеть, все, что положено. Например: 
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в
пробном действии.
3. Этап выявления места и причины затруднения.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
5. Этап реализации построенного проекта.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Если перевести это с фгосовского новояза на человеческий язык, то вначале нужно дать детям успокоиться, назвать тему урока, его цель и объяснить, зачем он (этот урок) нужен. Это мотивация. Потом надо обрисовать, зачем вообще нужно то, чему посвящен урок, как было плохо, пока не узнали то, чему посвящен урок. А потом – рассказывается то, что, собственно узнали, и что это людям дало. А вслед за этим изложением нужно выяснять, понял ли что-нибудь кто-нибудь из сказанного, и, если понял, то, что именно. Ну и надо не забыть задать домашнее задание и подвести итог, что же дети должны были узнать на уроке, и проставить отметки в журнал. Ах, если бы все школьники внимательно слушали и успевали!

Все 45 минут урока приходится распределять на эти 9 фаз, получается по 5 минут. Но некоторые фазы сжимаем до 1 минуты, тогда другие можно расширить до 10 или даже до 15 минут. Но, все равно, гонка получается. Если вдруг случится что-то непредвиденное, класс зашумит, например, и урок пойдет наперекосяк. 

Конечно, такой урок можно провести, но его нужно готовить целую неделю, а потом – неделю отдыхать. Поскольку этого времени нет, учителя просто ищут конспекты и сценарии уроков и шпарят по конспекту, глубоко не задумываясь, о чем идет речь. Разработки уроков накапливаются годами, подсматриваются в журналах, у других педагогов. Ими можно взаимообразно обмениваться.

Одного только жаль – дети все равно почему-то не слушают, им ничего не интересно.

Потом, после такого урока – перерыв минут 15-20. Меньше нельзя – нарушение САНПиНа. И снова урок – такой же, или другой, и так примерно 6 раз в день. Потому что, только работая на 2 ставки, можно приблизиться по зарплате к известным майским указам. А потом, уже в вечернее время, – проверять тетради, писать отчеты, переоформлять планы-конспекты, электронный журнал…

Ну, а если честно, урок стал препятствием для настоящей педагогической деятельности. Узкие рамки урока на позволяют установить контакт с каждым конкретным ребенком в классе, понаблюдать за ним и понять его. Учитель имеет дело с обобщеной субличностью класса в целом: «шумный класс», «невнимательный класс», «слабый класс», «сильный класс» и т.п. Учебный процесс превратился в конвейер формальных уроков, учитель чувствует себя каким-то роботом, магнитофоном, повторяющим урочные разработки раз за разом. Пространства для педагогического творчества практически не осталось. Есть мнение, что одинаково успешно с учителем может учить и любой другой человек, с улицы. Дать ему разработку урока, он немного потренируется, и будет учить как завзятый учитель.

И не случайно все больше и больше разговоров о том, что учитель вообще не нужен, что можно учить дистанционно или с помощью компьютерных систем. 

Урок в современном виде уничтожает профессию учителя, по крайней мере, в современной массовой школе.

Урок с позиции администрации школы

Урок для администратора школы – самое желанное, прямо—таки святое время. Во-первых, когда звенит звонок и дети и учителя рассасываются по классам, наступает тишина, заканчиваются бесконечные назойливые вопросы, и можно, наконец, заняться настоящей работой: писать различные документы и готовиться к предстоящим проверкам. 

Но вообще-то для администрирования школой урок – это то же, что и атом для химии, кирпич для строителя. Школа, учебный процесс состоит из уроков. Все планирование и почти все отчеты (ну, кроме тех, которые связаны с численностью учащихся) крутятся вокруг уроков. Собственно, не так уж и важно, что там на уроках происходит, важно чтобы уроков было, сколько нужно,  и в расписание они стояли в нужном порядке по дням, чтобы не получить нагоняй от СЭС, и чтобы на все уроки хватало учителей. Иногда, когда учитель заболевает, классы объединяем, чтобы у всех детей был урок. Или приходится искать подмену учителю, если заболел надолго, и тогда нужно искать кого-то, кто будет с детьми сидеть и что-то проводить, чтобы уроки формально были, не пропадали.  

Если считать, что школа – это предприятие, то именно уроки – это продукция школы. Не учащиеся, не их отметки. Именно уроки. Школа производит именно уроки посредством учителей. А уж что извлекают из этих уроков школьники – «тайна сия велика есть», как писал апостол Павел, правда, по другому случаю.

Прочие заинтересованные лица: методисты и методические издания

Наиболее заинтересованными в уроке как таковом оказывается многочисленная методическая братия. И издатели. И даже политики. Для них урок – это все равно, что поле для хлебопашца или море для моряка. Это такой объект, о котором можно бесконечно писать и написанное издавать, и это все купят не глядя, так сложилось! Это объект, о котором можно без конца придумывать и спорить. И вносить законопроекты. Например, сколько должно быть уроков математики, а сколько физкультуры. Или, например, что какие-то уроки нужно добавить. Например, шахмат. Это совершенно неважно, что в школе их некому вести, а игру в шахматы нельзя вписать  в какие-то временные рамки. Можно играть одну партию 5 минут, а можно 2 часа.

Вот в результате этих бесконечных придумок школа и зашла в тупик. И пытается выйти из него, манипулируя числом уроков по разным предметам.

В то же время существует опыт, в котором урок трактуется намного более гибко, с переменной и увеличенной продолжительностью. И даже опыт, в котором урока  (и расписания) как такового нет. Например, это парк-школы. Или школы Монтессори. Видимо, тоталитарность нашей школы, утвердившейся после реформы 1930-х годов, проведенных Надеждой Константиновной под патронатом Иосифа Виссарионовича, «повернутость» школы на формальном уроке сыграли свою негативную роль и подводит нынешнюю российскую школу к краху. Именно формализм современного урока приводит к демотивации учащихся и, вообще, лишает смысла школьный учебный вопрос, заставляя сотни тысяч семей обратиться к семейному образованию.

Вывод

Урок – это форма учебного процесса, сильно ограничивающая взаимодействие педагога и ребенка, и приводящая к рассогласованию ожиданий общества от образования и его реалий.  

Сколько уроков в 1 классе: по Санпин, в 1 и 2 четверти, должно быть.

Учебная нагрузка в школе с каждым годом становится все больше, что негативно отражается на физическом и психологическом здоровье учеников. Поэтому законодательными актами четко установлены нормы для каждого класса по количеству занятий и их продолжительности. Родителей дошкольников часто волнует вопрос, сколько длятся уроки в 1 классе, ведь дети 6-7 лет очень быстро устают. Их продолжительность, как и количество, строго регламентируются образовательными стандартами.

Учебная нагрузка в 1 класса: по четвертям.

Ребенок, только пришедший в школу из детского сада, должен пройти адаптацию к новому учебному графику. Даже если в дошкольной образовательной организации проводились занятия или будущий ученик посещал подготовительные курсы, ему все равно будет трудно в этот период.

То, сколько уроков в 1 классе, установлено в Федеральном законе «Об образовании» и СанПиНе, утвержденном в 2010 году Главным санитарным врачом России.

Количество занятий зависит от времени обучения. Законодательно установлено, что с первоклассниками должно проводиться:

  • в 1 четверти – 3 урока;
  • во 2 четверти – 4 урока.

При этом важно обратить внимание на то, сколько длится урок в 1 классе.

В 1 полугодии продолжительность занятия не должна превышать 35 минут, а перемена быть меньше 10 минут.

В школьном режиме допускается наличие «большой» перемены от 20 до 30 минут для горячего питания детей.

Первоклассники быстро устают и должны активно двигаться для того, чтобы избежать переутомления. Поэтому в образовательных учреждениях введен «оздоровительный час» или «динамическая пауза».

Он длится столько же, сколько и занятие, но в это время не допускаются учебные нагрузки, а только физическая активность.

Во втором полугодии у первоклассников устанавливается 5-дневная учебная неделя с 4 уроками ежедневно. Длительность занятий составляет 40-45 минут, и зависит от режима, установленного в школе.

При этом до конца учебного года остается динамическая пауза, проводимая на усмотрение учителя. Допускается, что в один из дней может проводиться 5 уроков, за счет занятия физкультурой.

Согласно Санитарным правилам в недельном расписании любого года обучения, в том числе и в 1 классе, должно быть не менее 2 занятий физической культуры.

Это условие должно выполняться с начала года. Соответственно, и в период адаптации первоклассники смогут заниматься физической культурой.

По СанПину рекомендуется чередовать сложные предметы с более простыми. Например, занятия музыкой или ИЗО с математикой и чтением. При этом, наиболее сложные предметы должны ставиться в расписании на второй урок.

Это связано с тем, что психологи отмечают, что именно в этот период у школьников замечен пик психологической активности, сосредоточения внимания.

Также сложные предметы рекомендуется проводить в 1 классе во вторник, среду, когда первоклассники еще не сильно переутомлены.

Внеурочная деятельность.

Помимо того, сколько уроков в 1 классе по СанПиН, законодательством предусмотрена и внеурочная деятельность для школьников.

Она может проводиться как в самом образовательном учреждении, так и в Центрах детского творчества, Школах искусств и пр. Кружки и секции родители могут выбирать самостоятельно, исходя из того, что предлагается в школе.

В Федеральном законе «Об образовании» указывается, что на внеурочную деятельность в начальной школе должно отводиться не менее 10 часов. Все занятия должны быть бесплатны для учащихся.

Учеба в первом классе: требования к организации занятий.

Учебный процесс в первом классе отличается от последующих годов обучения, так как именно в этот период ребенок только привыкает к школе.

Поэтому важно максимально сохранить его физическое и психическое здоровье, а также не снизить мотивацию к занятиям.

Учебно-воспитательный процесс в школе для первоклассников должен соответствовать следующим требованиям:

  • Обучение в первый год проходит в безоценочном режиме. Некоторые учителя вводят свою систему рейтинга, однако, она не должна включать низких отметок.
  • Домашние задания в 1 классе не предусмотрены. Также встречается, что учителя нарушают это правило, считая, что ребенок должен привыкать к учебной нагрузке. Но требовать выполнение дополнительных упражнений во внеучебное время со стороны педагога неправомерно.
  • В начальных классах, в том числе и первом, не разрешено проводить сдвоенные уроки.
  • В первый год обучения рекомендуется организовывать в школе группу продленного дня, где учащиеся смогли бы отдохнуть после занятий и совершить прогулку на свежем воздухе.
  • Первоклассники должны учиться только в 1 смену. Другой режим обучения для них строго запрещается.

Группа продленного дня организовывается далеко не в каждой школе, что связано с высокой загруженностью учреждений.

В большинстве образовательных организаций, особенно в крупных населенных пунктах, для проведения занятий вне учебного времени не хватает кабинетов из-за большого количества учащихся и классов.

Поэтому сами родители должны позаботиться о том, чтобы первоклассники соблюдали режим, правильно чередовали время отдыха и учебы.

Занятия в 1 классе начинаются 1 сентября и заканчиваются в конце мая. Учебный год не должен превышать 32 недели. Для первоклассников помимо стандартных каникул предусматриваются дополнительные, которые длятся неделю и проводятся в феврале.

Заключение.

В некоторых школах помимо уроков предусмотрены занятия с психологом. Специалист изучает уровень адаптации детей, мотивацию к школьному обучению и другие параметры. Все исследования должны проводиться исключительно с согласия законных представителей.

По окончанию адаптационного периода психолог должен ознакомить родителей с результатами тестирований и рекомендациями по каждому ученику.

Это поможет улучшить психологическое состояние первоклассника, а также облегчит процесс привыкания к новому режиму обучения в школе.