Какие есть права в школе: Какие права ребёнка часто нарушают в школе. Мнение юриста

Содержание

Какие права ребёнка часто нарушают в школе. Мнение юриста


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

20 ноября во всем мире отмечают Всемирный день ребенка, провозглашенный ООН. В этот день в 1959 году была принята Декларация прав ребенка, а в 1989-м — Конвенция. При этом в школах свободы детей периодически нарушают — даже те, которые дополнительно защищены в законе «Об образовании». Вместе с юристом Иваном Платоновым и психологом Ольгой Некрасовой разбираемся, как это чаще всего происходит и что с этим делать родителям. 

Право на самоопределение 

Статья 12 Конвенции о правах ребёнка

Что такое

Ребенок имеет право выражать свои мысли, мнения, одеваться и выглядеть так, как он хочет. Стиль одежды должен совпадать с требованиями школы, но они не должны нарушать конституционные права ученика. Например, ребенок обязан надевать школьную форму, но никто не вправе контролировать его цвет и длину волос, а также комментировать, что он как-то не так выглядит.  

Как нарушают

Осенью 2018 года пермячка Зина А. пришла в школу с розовыми волосами. Дежурный администратор остановил ее, отправил к директору, где ученицу пытались отстранить от занятий. Зина проконсультировалась с мамой по телефону, в итоге огласка привела к скандалу. Заодно оказалось, что во многих городах России учителя критикуют детей за внешний вид и в том числе отстраняют от занятий. 

Иван Платонов: 
«Чаще всего в школах нарушают именно право на самоопределение. учебные заведения порой забывают, что их основная задача — это обучение, а не контроль внешнего вида ребенка. Они часто вносят требования к внешнему виду в локальные акты, но при этом могут регулировать только ношение школьной формы и внешний вид на уроках технологии и физкультуры. И, конечно, учителя и администрация не имеют права отстранять учеников от занятий — только разговоры и административные взыскания». 

Право на уважение своего достоинства 

Статья 19 Конвенции о правах ребенка

Что такое

Учителя не имеют права оскорблять ребенка, унижать его как физически, так и психологически. Они могут ставить детям «двойки», но это должно оставаться оценкой работы, а не личности школьника. Ребенок имеет право на то, чтобы его уважали таким, какой он есть, даже если он не понимает какие-то темы на уроках или решает задачи медленнее одноклассников. 

Как нарушают

Периодически учителя ругают и бьют детей. Учительница языковой школы в Старом Осколе оскорбляла учеников, которые не справлялись с заданиями. «Ты чё написал, урода ты кусок», «Чтоб ты облез 20 раз» — эти и другие фразы записаны на видео, опубликованном в соцсетях. При этом сами школьники считают, что учительница права, потому что она говорит это, только когда они «занимаются тупизмом».

Ольга Некрасова:
«Ребенок должен знать, что ни у кого нет права унижать его, оскорблять и применять физическую силу. Спросите у педагога-агрессора о причинах недовольства вашим ребенком, попробуйте найти решение. Если компромисс найти не удалось, узнайте мнение родителей одноклассников по поводу учителя. Если педагогическое насилие подтвердится, попросите администрацию школы разобраться. Если руководство игнорирует проблему, а ребенок по-прежнему сообщает о нарушениях, обратитесь в вышестоящие органы и меняйте школу».

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

Право на неприкосновенность имущества 

Статья 35 Конституции РФ

Что такое

Никто не должен забирать личные вещи ребенка — ни ученики, ни учителя. Это касается, например, телефонов, книг, ритуальных принадлежностей. 

Как нарушают

Чаще всего забирают телефон, в котором ученик сидит во время занятия. Иногда учителя делают это перед началом каждого урока. Такие вещи не редкость, поэтому родители и дети даже уже не жалуются. Но иногда подобные случаи попадают в СМИ. Например, жительница Новосибирска заявила о том, что учитель на уроке забрал у её сына телефон, а затем от него потребовали удалить с экрана обои с аниме-картинкой.  

Иван Платонов: 
«Ученикам принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, в том числе мобильными телефонами. Что бы ученик ни делал с гаджетом, ответственность за него он несет сам. И учитель не имеет права требовать сдачи телефона перед уроком — так он нарушает ст. 209 ГК РФ, п. 1. ст. 35 Конституции РФ. Но даже если школьник добровольно сдаст свои вещи педагогу, то между ними сразу заключается сделка хранения. И теперь учитель обязан отвечать за телефон, отдать его ученику в том же виде, что и получил. Вряд ли преподавателю хочется нести такую ответственность». 

Учитель может сказать ребенку, что телефон нельзя использовать как учебное средство — такие нормы прописаны в СанПиН, вступивших в силу 1 января 2021 года. Но в любом случае у него нет прав запрещать ученику проверять звонки и сообщения и забирать телефон на время урока. 

Право на свободу слова, совести и выражение личных убеждений 

Статья 14 Конвенции о правах ребенка

Что такое

Ребенок может иметь идеологические взгляды, исповедовать любую религию, в том числе менять ее, если захочет, высказываться об этих взглядах, если это не нарушает законы РФ.

Как нарушают

Директора школ часто угрожают исключением ученикам, которые выражают оппозиционные взгляды или ходят на митинги. Эти случаи происходят по всей стране. При этом нередко администрация и учителя узнают, что ученики участвовали в политических акциях, по репостам в соцсетях. Иногда их мониторят целенаправленно. 

Кроме того, детям не обеспечивают условия для соблюдения религиозных обязанностей. Например, в Челябинской области имам жаловался на то, что его детям, ученикам общеобразовательной школы, не удается совершать намаз. Но это, скорее, происходит не по злому умыслу, а потому, что администрация не может понять, как действовать в подобной ситуации. 

Иван Платонов:
«Если школа мониторит соцсети и на основе постов и репостов решает, что делать с учениками, то это нарушает, как минимум, закон о защите персональных данных. Никто не вправе собирать, обрабатывать и хранить частные данные без разрешения».

Право на обучение в безопасных условиях 

Статья 28 Конвенции о правах ребенка

Что такое

Ученик должен быть в безопасности на территории школы и в классе. То есть должны быть закрыты канализационные люки, очищен снег с крыш и так далее. 

Как нарушают

Далеко не во всех школах устроены пандусы для маломобильных граждан. При этом предполагается, что любые общеобразовательные учебные заведения доступны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это не значит, что в них должны быть лифты, но пандусы на крыльце — естественная необходимость. Есть случаи, когда устанавливать их заставляют суды или городские департаменты образования. 

Иван Платонов:
«Здесь проблема не в самих школах, а в их финансировании. Нужно обращаться с жалобой на недофинансирование учебного заведения. Порой школе еле хватает денег на выплату зарплаты педагогам, не говоря уже о проведении закупок. Пример тому — ЧП в Татарстане. У гимназии просто не было денег на контракт с хорошим ЧОП.

Что делать родителю, если в школе нарушают права ребёнка

  1. Убедиться, что нарушение было.
    Иногда дети преувеличивают — говорят, что учитель матерился, хотя он просто повысил голос. Это тоже влияет на ребенка, но не факт, что нарушает его права.
     
  2. Собрать доказательства нарушения.
    Аудиозаписи, видеозаписи, показания очевидцев. Если у вас получится найти общий язык с администрацией, доказательства не пригодятся. Но если школа начнет с вами бороться и придется писать заявление в прокуратуру, идти в суд, то понадобятся. 
     
  3. Изучить локальные акты школы. 
    В уставе школы прописано, как ребенок может быть одет, что он может проносить в здание. Этот документ принимается только при участии родителей и учеников — иначе родительский комитет вправе его пересмотреть. Кроме того, устав не должен противоречить основным законам РФ. Например, если в законе «Об образовании» сказано только об обязательной школьной форме, то администрация не может регламентировать цвет, длину волос и тип прически.  
     
  4. Разобраться, какие нормы нарушили в школе. 
    Знание точных статей придаст уверенности в разговоре с директором. А если вы будете писать заявление в муниципальный департамент образования, чиновникам будет проще отреагировать на вашу жалобу.
     
  5. Разговаривать с представителями школы. 
    Настраивайтесь не на войну, а на конструктивный разговор. Если вы недовольны действиями учителя, который, например, забирает телефон у ученика, не требуйте увольнять его. Администрация должна просто разобраться в том, почему он поступил так или иначе. 

    Если вы понимаете, что администрация поддерживает действия педагога — например, директор считает, что ученикам нельзя красить волосы в розовый цвет и носить значок с черепом и костями, — то попробуйте найти поддержку в лице других родителей. Но будьте готовы к тому, что в школе может оказаться консервативно настроенное большинство. Но в любом случае учителя не имеют права отстранять от занятий.  

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Права и обязанности учащихся

Права и обязанности учащихся

Учащийся имеет право:

1.1. На свободу мысли, совести и религии, свободное выражение собственных мнений и убеждений, свободу получения информации, уважение человеческого достоинства и защиту от вмешательства в личную жизнь.

(Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, ст.ст.12-14,16,17, Конституция РФ, глава 2)

1.2. На защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может послужить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 32)

1.3 . На развитие личности, талантов, умственных и физических способностей.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 28,29)

1. 4. На защиту от применения методов физического и психического насилия (см. Приложение 1)

(Закон РФ «Об образовании, ст. 15 п.6)

1.5. На получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

(Конвенция о правах ребенка, ст.28, Конституция РФ, ст.43, Закон РФ «Об образовании, ст.5 п.3, ст. 50 п. 7)

1.6. На дополнительную бесплатную помощь учителя в получении знаний на специальных занятиях, предусмотренных графиком работы школы и учителя.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 74, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п.49)

1.7. На обучение в пределах государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам, в том числе обучение на дому по медицинским показаниям, ускоренный курс обучения.

(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п.4)

1.

8. На свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п.16)

1.9. На выбор формы получения образования (очное, экстернат, семейное и другое), досрочную сдачу экзаменов (в соответствии с документами, регламентирующими учебный процесс), обучение на дому (по медицинским показаниям).

(Закон РФ «Об образовании, ст. 10 п.1, ст. 50 п.2; Постановление Правительства Москвы от 29.09.07 г. № 827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования»)

1.10. На перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении аттестации.

(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п.,19)

1.11. На получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, оказываемых в соответствии с Уставом школы.

(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 4)

Платные образовательные услуги могут быть оказаны только по желанию учащегося и только за рамками основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами.

(Закон РФ «Об образовании, ст. 45, п.3; Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» п.п. 4, 5; Инструкция о платных дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями (Утверждена Приказом Минобразования РФ от 16.06.1998 г. № 1578)

1.12. На бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами школы.

(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 4)

1.13. На добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой. Учащийся не может быть снят с уроков для выполнения какой-либо работы, не связанной с учебным процессом.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 32 п.1; Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 14; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 50)

1.14. На получение оценки исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65)

1.15. На право знать о поставленных оценках, как за устные, так и за письменные ответы. Конфиденциальность сообщения информации об оценке за письменные работы.

1.16. На объективную оценку своих знаний, разъяснение оснований и критериев поставленной оценки.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65)

1.17. На апелляцию по поводу объективности выставления оценки за письменную контрольную работу, если он не согласен с ней. Апелляция подается заместителю директора по учебно-воспитательной работе в течение двух дней, после объявления оценки.

1.18. На пользование школьным имуществом, которое возвращается учителю по окончанию занятий в сохранном виде.

(пункты 1.15-1.18 приняты Советом школы)

1.19. На отстаивание своих взглядов и убеждений при обсуждений спорных и неоднозначных вопросов в корректной форме. Изложение классному руководителю, психологу, директору школы, другим учителям, уполномоченному по правам участников образовательного процесса своих проблем и получение от них помощи, объяснений, ответов.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от19 марта 2001 г. № 196) п. 49)

1.20. На представление школы на конкурсах, смотрах, соревнованиях и иных мероприятиях в соответствии со своими возможностями и умениями.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г № 196) п. 49.1; Порядок проведения олимпиад школьников (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.10.07 г. № 285))

1.21. На условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.

(Закон РФ «Об образовании, ст. 51, Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52»-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 28)

1.22. На заблаговременное уведомление о сроках и объеме письменных контрольных работ, проводимых в соответствии с графиком, с учетом того, что в течение недели не может быть проведено более двух аттестационных работ (в том числе контрольных работ и сочинений).

(Письмо МКО от 31.08.2001 г. № 2 – 14 – 20/15 «О соблюдении гигиенических требований к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях г. Москвы», Приказ ЮОУО ДО города Москвы от 05.12.2005 г. № 676 «О соблюдении гигиенических требований к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях»

1.23. На отсутствие домашнего задания на выходные дни с 1 по 4 классы (кроме чтения художественной литературы), а также отсутствие задания на каникулы для учащихся всех классов.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введение в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п. 2.9.19; Письмо Минобразования РФ от 22.02.99 г. № 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы»)

1.24. На установление объема времени на выполнение обязательной части домашнего задания, не превышающего 50% объема аудиторной нагрузки по соответствующему предмету.

(Письмо МКО от 31.08.2001 г. № 2-14-20/15 «О соблюдении гигенических требований к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях г. Москвы», Приказ ЮОУО ДО города Москвы от 05.12.2005 г. № 676 «О соблюдении гигиенических требований к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях»)

1.25. На установление числа уроков, не превышающего в день пяти – в начальной школе и шести – в основной.

(Типовое положение об образовательном учреждении, п. 41; Постановление Главного государственного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п. 2.9.9; Письмо МКО от 31 августа 2001 г. № 3-14-20/15 «О соблюдении гигиенических требований к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях г. Москвы»)

1.26.На отсутствие переводных экзаменов в 1-7 классах. Проведение переводных экзаменов в 8,10 классах не более, чем по двум предметам, при соблюдении этапности в освоении учебного материала, и только за рамками учебного процесса, не в каникулярное время.

(Приказ ЮОУО ДО города Москвы от 05.12.2005 г. № 676 «О соблюдении гигиенических требований к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях», (Приказ ДО города Москвы от 19.05.2000 г. № 312 «Об утверждении Московского регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений п. 4.3).

1.27. На отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время, дополнительные недельные каникулы в первом классе.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 42, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п. 2.9.4, 2.9.18)

1.28.Участвовать в культурной жизни школы, в том числе в организуемых в ней мероприятиях, соответствующих его возрасту.

(Конвенция ООН «О правах ребенка», ст. 31)

1.29.На открытое высказывание своего мнения, предложений об изменениях в общеобразовательной деятельности, о качестве образовательного процесса на Совете школы.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 49; Закон РФ «Об образовании)

1.30.Участвовать в управлении школой, в соответствии с Уставом.

(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 4; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) а. 49)

1.31.Добровольно вступать в общественные организации, создавать в школе детские общественные организации, создавать различные общественные объединения, если они не противоречат Уставу школы.

(Закон РФ «Об образовании, с. 50 п. 15; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 9)

1.32.Приобретать продукцию в школьном буфете, съесть которую он может только в помещении столовой.

1.33.На получение консультации в случае пропуска урока по уважительной причине во время проведения консультативных часов в соответствии с графиком работы школы и учителя.

мнение и свои убеждения при обсуждении различных спорных и неоднозначных вопросов в корректной форме.

Обязанности Учащихся:

2.1. Добросовестно учиться.

(Конституция РФ ст. 43 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 г. № 196) п. 57)

2.2. Выполнять требования Устава школы.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

2.3. Достойно, культурно вести себя в школе и за ее пределами, заботиться о чести и поддержании традиций школы, ее авторитете.

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 3, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

1.26.Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 3, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

1.27.Беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок на территории школы.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

1.28.Принимать участие в мероприятиях по благоустройству территории школы, уборке классов и дежурствах, при их согласии и согласии родителей (законных представителей)

(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 14, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 3, Приказ Минобразования РФ от 09.02.1998 г. № 322 «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации», Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»)

1.29.Уважать право собственности и понимать, что школьные принадлежности, одежда и прочие вещи участников образовательного процесса, находящиеся в школе принадлежат их владельцам. Найденную чужую вещь необходимо сдать охраннику, дежурному администратору или учителю.

1.30.Приходить в школу за 15 минут до начала занятий, снимать верхнюю одежду, надевать сменную обувь, вешать в раздевалку, занимать рабочее место до первого звонка и готовить все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.

1.31.Приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

1.32.Выполнять домашние задания в установленные сроки.

(Конституция РФ ст. 43 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п.3)

1.33.Ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике, по первому требованию учителя предъявлять дневник.

Дневник учащегося является основным документом, в котором фиксируются все факты, связанные с процессом обучения.

1.34.На урок физической культуры приходить в спортивной форме. Ученик, не имеющий формы, а также освобожденный от занятий, должен находиться в спортивном зале.

1.35.Выполнять требования работников школы по составлению правил внутреннего распорядка. Придерживаться правил поведения, установленных учителем на занятиях.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 57)

1.36.В случае пропуска занятий приносить записку от родителей (законных представителей) или справку из медицинского учреждения.

(Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» ст. 51, Типовая инструкция к заполнению форм первичной медицинской документации лечебно-профилактических учреждений (утв. Минздравом СССР от 20 июня 1983 г. № 27-14/70-83)

Общие Правила Поведения Учащихся:

Поведение учащихся на уроке:

3.1. Не отвлекаться самому и не отвлекать других учащихся от занятий, так как этим нарушается право других учащихся на получение необходимых знаний.

(Конституция РФ, ст. 17 п. 3, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 3)

3.2. Рекомендуется вставать при входе в класс учителя или любого взрослого, приветствуя их, при желании ответить или задать вопрос учителю – поднять руку.

3.3. Время перемены – личное время каждого учащегося, которое он может проводить по своему усмотрению, не мешая при этом другим.

Во время перемен учащийся должен навести порядок на своем рабочем месте; приготовить все необходимое к следующему уроку; выйти из кабинета, если попросит учитель; подчиняться требованиям дежурных по этажу; не мешать отдыхать другим учащимся.

(Конституция РФ, ст. 17 п.3)

2.26.Поведение учащихся в столовой:

– бережно относиться к имуществу столовой,

– во время приема пищи в столовой придерживаться хороших манер, принимать пищу сидя,

– убирать за собой после принятия пищи, ставить на место стулья,

– не приходить в столовую в верхней одежде,

– не выносить пищу из столовой. Учащийся может принести с собой завтрак из дома, купить в школьном буфете выпечку, соки и другие продукты.

3.5. Дежурные по школе (осуществляется учащимися 7-11 классов) обязаны:

– присутствовать на линейке, проводимой дежурным администратором и классным руководителем в 7 час. 55 мин.;

– проверят наличие сменной обуви у учащихся при входе в школу;

– помогать переодеваться младшим школьникам;

– следить за порядком в раздевалке, оказывать помощь в поддержании дисциплины на переменах;

– поддерживать чистоту на закрепленных за ними участках; по окончании уроков убрать мусор и сдать территорию дежурному администратору или классному руководителю.

Дежурным запрещается применять физическую силу, а также унижать личность учащихся, даже если они нарушают правила поведения. При необходимости обращаются к дежурному администратору или классному руководителю.

3.6. Требования к внешнему виду учащихся:

– в школу учащиеся начальной школы приходят в школьной форме. (утверждено на методобъединении начальной школы)

– учащиеся 5-11 классов приходят в школу в одежде делового стиля. Мальчики – в костюмах (пиджак, рубашка с галстуком или водолазка). Девочки – юбка темного цвета, блузка или водолазка,

– недопустимо ношение одежды излишне открытой;

– не допустимы яркие, вызывающие элементы одежды, бижутерии,

– рекомендуется не применять излишнюю косметику, экстремальный цвет волос и не носить много украшений на занятиях,

– рекомендуется маникюр – классический, светлых, не вызывающих тонов,

– недопустимо ношение одежды, подчеркивающий принадлежность к какому-либо молодежному или общественному движению,

– в школе учащиеся должны ходить в сменной обуви,

– не допускается пребывание на уроках учащихся в спортивной одежде,

– не разрешается находиться в школе в верхней одежде, без особых на то причин..

Учащимся Запрещается:

4.1. Приносить оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные напитки, сигареты, наркотики и другие одурманивающие средства.

(Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», ст. 6, Федеральный закон от 7 марта 2005 г. № 11-ФЗ «Об ограничениях различной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», ст.2).

4.2. Курение на территории школы.

(Федеральный закон от 10 июня 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», ст.6)

4.3. Пользоваться во время занятий средствами мобильной связи, плеерами. Употреблять жевательную резинку как во время занятий, так и на переменах..

4.4. Использовать непристойные выражения и жесты.

(Конституция РФ, ст. 19 п. 2, ст. 21 п. 2, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

4.5. Допускать запугивания, издевательства, унижение личности, а также дискриминация по национальному или расовому признаку, имущественному положению, вероисповеданию и другим причинам – по отношению к любому человеку.

(Конституция РФ, ст. 19 п. 2, ст. 21 п. 2)

4.6. Выходить из школы в учебные часы без разрешения классного руководителя или дежурного администратора.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

4.7. Опаздывать на занятия.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

Права учащихся в школе: шесть вещей, которые вам нужно знать

Брайан Ташман,
Заместитель директора отдела,
ACLU

Поделиться этой страницей

1 сентября 2017 г.

Хотя Конституция защищает права учащихся в школе, многие школьные чиновники не знают о правовой защите учащихся или просто игнорируют ее.

Возвращаясь в школу в этом году, обязательно ознакомьтесь со своими правами и убедитесь, что ваша школа относится ко всем учащимся справедливо и одинаково. ACLU имеет давнюю традицию борьбы за защиту прав студентов и всегда готов поговорить с вами на конфиденциальной основе. Если вы считаете, что ваши права были нарушены, не стесняйтесь обращаться в местное отделение ACLU.

Вот шесть вещей, которые вам нужно знать о своих правах в школе:

1. Право на свободу слова

В знаменательном деле Верховного суда Tinker v. Des Moines Independent Community School District (1969) ACLU успешно обжаловал решение школьного округа отстранить от занятий трех учеников за ношение нарукавных повязок в знак протеста против войны во Вьетнаме. Суд заявил, что учащиеся и учителя «не отказываются от своих конституционных прав на свободу слова или самовыражения у ворот школы».

Первая поправка гарантирует, что учащиеся не могут быть наказаны за осуществление права на свободу слова, даже если школьная администрация не одобряет то, что они говорят. К сожалению, там, где юридическая защита слаба, школы угрожают речи учащихся и их конфиденциальности, требуя от них раскрывать содержимое своих учетных записей в социальных сетях, мобильных телефонов, ноутбуков и других личных технологий. ACLU борется за новые законы штатов по всей стране, которые обеспечат более надежную защиту конфиденциальности студентов.

На протяжении многих лет ACLU успешно отстаивал право студентов носить нарукавную повязку против абортов, футболку в поддержку ЛГБТ и футболки с критикой политических деятелей. ACLU даже защитил права старшеклассников, которые хотели протестовать против ACLU.

Свяжитесь с ACLU, если вы считаете, что ваша школа пытается ограничить ваши права по Первой поправке.

2. Дресс-код

Хотя школам разрешено устанавливать дресс-код, учащиеся имеют право на самовыражение.

Дресс-код слишком часто используется для преследования и пристыжения девушек, принуждения студентов к соблюдению гендерных стереотипов и наказания студентов, которые носят политические и контркультурные послания. Такая политика может использоваться как прикрытие для расовой дискриминации, нацеливая цветных студентов на предполагаемые символы «банды» или наказывая студентов за ношение естественных причесок и наращенных волос. Дресс-код также может нарушать религиозные права студента, запрещая четки, головные платки и другие религиозные символы.

Школы должны доказать, что определенный вид одежды мешает школьным занятиям. Они не могут использовать дресс-код для наказания девочек, цветных людей, трансгендерных и гендерно неконформных студентов и свободы слова.

Если вам говорят соблюдать дресс-код, который вы считаете дискриминационным, свяжитесь с ACLU. Соблюдение дресс-кода не помешает вам оспорить его позже.

3. Права иммигрантов

В школах не допускается дискриминация учащихся по признаку расы, цвета кожи, национального происхождения. Детям без документов нельзя отказать в праве на бесплатное государственное образование, но некоторые школы продолжают проводить политику исключения. В прошлом году ACLU подал в суд на несколько школьных округов за то, что они требовали от семей подтверждения своего иммиграционного статуса, чтобы записать своих детей в школу.

Школы не могут отказать учащимся с ограниченным владением английским языком, которые должны обеспечить им обучение языку.

Свяжитесь с Проектом защиты прав иммигрантов ACLU, если вы заметили или испытали дискриминацию на основании иммиграционного статуса или национального происхождения в школе.

4. Права лиц с ограниченными возможностями

В соответствии с федеральным законом государственным школам запрещено дискриминировать людей с ограниченными возможностями, и они не могут отказывать им в равном доступе к академическим курсам, экскурсиям, внеклассным мероприятиям, школьным технологиям и медицинским услугам.

Иногда педагоги и администраторы допускают дискриминацию, отказываясь предоставить необходимые медицинские приспособления, ограничивая доступ к образовательным мероприятиям и возможностям, игнорируя домогательства и издевательства и не обучая персонал соблюдению законов штата и федеральных законов.

Школы обязаны защищать учащихся с ограниченными возможностями от издевательств и предвзятого обращения, и ACLU работает над обеспечением защиты прав этих учащихся.

5. Права ЛГБТ

Издевательства над ЛГБТ-учащимися могут быть широко распространены в школах и слишком часто игнорируются или поощряются самими школами. ЛГБТ-учащиеся имеют право быть теми, кто они есть, и выражать себя в школе. Учащиеся имеют право не скрываться в школе, и школы не могут уклоняться от своей обязанности по созданию безопасной учебной среды и устранению случаев домогательств.

Государственным школам не разрешается угрожать учащимся «отлучением» от их семей, игнорировать издевательства, заставлять учащихся носить одежду, не соответствующую их гендерной идентичности, или запрещать посещение клубов или одежды, посвященной ЛГБТ. Трансгендерные и гендерно-неконформные учащиеся часто сталкиваются с враждебной средой, в которой администрация школы отказывается обращаться к учащимся с использованием предпочитаемых ими гендерных местоимений или предоставлять доступ к соответствующим туалетам и раздевалкам.

Если вы обнаружите, что ваша школа ущемляет ваши права, обратитесь в местное отделение ACLU или в ЛГБТ-проект ACLU. Обязательно сообщайте о случаях издевательств или предвзятости директору школы или школьному консультанту и не забывайте вести подробные записи о вашем общении с официальными лицами и делать копии любых документов, которые школа просит вас заполнить.

6. Дискриминация беременных

С тех пор как в 1972 г. был принят Раздел IX, федеральный закон, запрещающий дискриминацию по признаку пола в сфере образования, школам было запрещено исключать беременных учениц и учащихся с детьми. Тем не менее, школы часто вынуждают таких учащихся бросать учебу, лишая их возможности закончить работу в классе, не позволяя им участвовать во внеклассных мероприятиях, отказывая им в корректировке расписания, наказывая их необоснованными дисциплинарными взысканиями и оказывая давление на них, чтобы они перевелись или вообще бросили школу.

Отказ этим учащимся в образовании, доступе к школьным мероприятиям и разумных приспособлениях нарушает их права. Государственные школы должны обеспечить, чтобы беременные учащиеся имели доступ к тем же приспособлениям, что и учащиеся с временными заболеваниями, включая возможность наверстать упущенное в классе и учиться в безопасной, непредвзятой среде. Учебным заведениям также не разрешается наказывать учениц, решивших прервать беременность или раскрыть личную медицинскую информацию ученицы.

Если вы считаете, что ваша школа несправедливо относится к вам из-за того, что вы беременны, прервали беременность или родили ребенка, свяжитесь с Проектом защиты прав женщин ACLU.

Права учащихся

Права учащихся

Если у вас есть какие-либо вопросы о правах студентов, свяжитесь с нами для БЕСПЛАТНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ПРАВАМ СТУДЕНТОВ.

  • Конституционные права студентов.

    Конституция Соединенных Штатов в целом применяется в равной степени ко всем, независимо от возраста, цвета кожи, расы, религии или любого другого фактора. Однако несовершеннолетние являются особой категорией лиц, и во многих случаях права несовершеннолетних могут ущемляться так, как прав взрослых просто не может быть.

    Студент как несовершеннолетний.

    Самая очевидная причина этого — просто возраст. Или, лучше сказать, зрелость. Четырехлетний или даже десятилетний ребенок не может и не должен принимать тех же решений, что и взрослый. Там, где взрослый мог бы совершенно свободно бродить по улицам ночью, ребенок, увиденный бродящим по улицам ночью, был бы взят под своего рода защиту, даже если против его воли. Есть и другие нарушения прав несовершеннолетних, которые на первый взгляд кажутся достаточно обременительными, но для которых существует множество юридических прецедентов. Наиболее распространены такие нарушения прав студентов. То есть детей, посещающих школу. Права на свободу слова, свободу печати, свободу ассоциации и свободу от необоснованных обысков и конфискаций являются предметом разногласий между школьной администрацией и учащимися на протяжении десятилетий.

    Права учащихся: In Loco Parentis.

    Есть несколько причин, по которым нарушения прав студентов признаются судами в силе. Одна из самых основных причин известна как in loco parentis. Эта латинская фраза в основном означает, что пока учащийся находится под опекой школы, школа может и часто должна выступать в качестве родителя. В рамках этой обязанности школы может быть принято множество решений, выходящих за рамки обычной государственной компетенции. Другая основная причина нарушения прав учащихся связана с целью школы — воспитывать. Если действие учащегося может помешать образовательному процессу, то во многих случаях это действие может быть подавлено.

    Права учащихся частных школ.

    Частные школы не подлежат никаким ограничениям в части нарушения прав учащихся. Следовательно, в то время как государственной школе, возможно, придется доказывать, что ее нарушения преследуют более высокие цели или вытекают из ее родительских обязанностей, частная школа может устанавливать ограничения произвольно.

    Права учащихся государственных школ.

    Учащиеся государственных школ не лишены своих прав полностью. Ин Борд против Барнетта (319 US 624 [1943]), например, Верховный суд постановил, что студентов нельзя заставлять читать Клятву верности или иным образом приветствовать флаг против их воли. В деле Tinker v Des Moines (393 US 503 [1969]) Верховный суд постановил, что учащиеся, носящие черные повязки в знак протеста против войны во Вьетнаме, не могут быть принуждены школьными властями к снятию повязок. Как написано в Tinker: «Едва ли можно утверждать, что ученики или учителя отказываются от своих конституционных прав на свободу слова или самовыражения у ворот школы». Верховный суд признал важность свободного обмена идеями в школах: «Классная комната — это своеобразный «рынок идей». Будущее нации зависит от лидеров, обученных благодаря широкому участию в этом активном обмене идеями». (Кейишиан против Попечительского совета [385 US 589{1967}]).

    Права учащихся: нарушение свободы слова.

    Верховный суд заявил в деле Tinker, что «[если] поведение учащегося в классе или вне его, которое по какой-либо причине — будь то время, место или тип поведения — существенно нарушает работу в классе или влечет за собой существенный беспорядок или вторжение прав других, конечно, не защищена конституционной гарантией свободы слова». Это стержень, на котором вращаются многие дела, когда школа нарушает защиту свободы слова учащегося. In Bethel School против Фрейзера (478 US 675 [1986]), суд постановил, что школа не нарушила права учащегося, когда отстранила учащегося за использование грубых выражений в речи на школьном собрании. Суд заявил: «Из этого не следует… что просто потому, что использование оскорбительной формы выражения не может быть запрещено взрослым, говорящим о том, что оратор считает политическим, такая же свобода должна быть разрешена детям в государственной школе. … Определение того, какая манера речи в классе или на школьном собрании является неуместной, должным образом возлагается на школьный совет».

    Права студентов: нарушение свободы прессы.

    Верховный суд постановил, что школы и школьная администрация могут подвергать цензуре студенческие публикации, такие как студенческие газеты. Разница между терпимостью к самовыражению, как в Tinker, и продвижением студенческих взглядов является ключевой. Надев нарукавную повязку, учащийся выражает свое мнение, а школа не занимает позицию и не поддерживает учащегося. Но в студенческой газете сама школа представлена ​​в газете и, опубликовав студенческий материал, теперь уже не пассивный наблюдатель, а активный участник. В Hazelwood School против Kuhlmeier (484 US 260 [1988]), Верховный суд постановил, что статьи в школьной газете, противоречащие просветительской миссии школы, подлежат цензуре. Хотя это и не проверено в суде, вероятно, учащиеся защищены при публикации «подпольных» газет и, возможно, веб-страниц, но распространение этих газет или использование школьных компьютеров для просмотра веб-страниц может быть ограничено.

    Права учащихся: нарушение свободы слова.

    Действия студентов часто используются для того, чтобы отличить право студентов на свободу слова и самовыражения от правил, которые могут регулировать эти права. Опять же, различие зависит от воздействия выражения на образовательный процесс. В New Rider v Board (414 US 1097 [1973]), двое учеников-индейцев пауни были отстранены от занятий в школе за ношение длинных волос в соответствии с традициями их предков. Отстранение было связано с нарушением школьных правил, запрещающих ношение волос, выходящих за воротник или уши. Суд отказался рассматривать дело, но судьи Дуглас и Маршалл выразили резкое несогласие с отказом: «Заявители не носили прически желаемого стиля просто потому, что это было модно или общепринято, или потому, что они каким-то образом чувствовали потребность в прическе». регистрируют зарождающееся недовольство общим недомоганием, которое они, возможно, ощущали в нашем обществе. На самом деле они пытались передать ясное и конкретное сообщение своим однокурсникам и другим — о своей гордости за то, что они индийцы». Дуглас выразил еще одно несогласие в деле Olff v East Side Union (404 US 1042 [19]).72]). По-видимому, по этому вопросу Суд не принял решения по другим делам, а окружные суды вынесли противоречивые решения. В деле Коэн против Калифорнии (403 US 15 [1971]) суд отменил обвинительный приговор мужчине, который носил куртку с надписью «F___ the Draft». Суд постановил, что наличие печатной пошлости не может быть достаточным основанием для ареста и 30-дневного тюремного заключения. Суд заявил: «В отсутствие более подробной и убедительной причины для своих действий государство не может, в соответствии с Первой и Четырнадцатой поправками, объявлять уголовным преступлением простую публичную демонстрацию этого единственного четырехбуквенного ругательства». Однако Коэн не был учеником, и куртка не выставлялась в школе. Дресс-коды, запрещающие определенные виды одежды (например, обрезанные шорты или рубашки с непристойными или коммерческими надписями), не оспаривались на уровне Верховного суда, но в целом поддерживались как способствующие образовательному процессу. В 2007 году в широко известном деле Морс против Фредерика (06-278 [2007]), более известном как дело «Бонг поражает 4 Иисуса», суд узко решил, что школьная администрация может подавлять выступления учащихся за пределами кампуса, если речь пропагандирует незаконную деятельность — в данном случае употребление наркотиков. В этом случае Джозеф Фредерик установил знамя на маршруте, по которому перевозили олимпийский огонь. По обеим сторонам маршрута шли ученики средней школы Фредерика. Директор Дебора Морс, увидев баннер, удалила его и отстранила Фредерика от занятий на том основании, что баннер противоречит темам и политике школы, направленным против наркотиков. Опираясь как на Тинкера, так и на Фрейзера, суд решил, что решающим фактором было послание и его наиболее разумные интерпретации, а не место, где оно было показано: администраторов и учителей, таким образом, представляет собой особую проблему для школьных чиновников, работающих над защитой тех, кто доверен им, от опасностей, связанных со злоупотреблением наркотиками».

    Права учащихся: нарушения защиты от обыска и конфискации.

    В последнее время все больше и больше школ применяют тактику обыска шкафчиков, сумок и самих учеников. Наиболее важным является дело Нью-Джерси против TLO (469 US 325 [1985]). Здесь Суд признал две вещи. Во-первых, он подтвердил роль школы в роли родителей, но также признал, что школьные чиновники являются представителями государства. Эти две роли могут конфликтовать, но суд постановил, что учащиеся государственных школ не могут отстаивать те же права, что и взрослые в других условиях. Были установлены правила проведения обысков, такие как разумность, не чрезмерно навязчивость и связанность с расследуемым правонарушением. В деле TLO был оставлен в силе обыск кошелька учащегося, цель которого состояла в том, чтобы найти сигареты, в которых учащийся подозревался в курении на территории школы. Анализы мочи студентов-спортсменов были оставлены в силе в деле Vernonia School v Acton (515 US 646 [1995]), когда суд снова использовал in loco parentis, заниженное ожидание неприкосновенности частной жизни для спортсменов и необходимость сдерживания употребления наркотиков, особенно среди спортсменов, в качестве оправдания для принудительного тестирования. Суд заявил: «Права Четвертой поправки, не менее, чем права Первой и Четырнадцатой поправок, отличаются в государственных школах от других; расследование «разумности» не может игнорировать ответственность школ по опеке и попечительству над детьми». Верховный суд не рассматривал дела об обысках шкафчиков, скорее всего, потому, что шкафчик, хотя и может содержать личное имущество учащегося, сам является собственностью школы. Вопрос, который еще не был рассмотрен, заключается в том, какими полномочиями школьные чиновники обладают для обыска учащихся до того, как они окажутся на территории школы. Ясно, что власть существует на территории школы; поскольку власть существует для того, чтобы обеспечить безопасную среду для обучения, некоторым школам может быть не так уж и сложно настаивать на том, что они также обладают властью не допускать проникновения наркотиков или оружия даже на школьную территорию. Где лежат пределы такой власти или существует ли такая власть вообще, является предметом споров, пока они не будут рассмотрены судами.

    Если у вас есть вопрос о правах студентов или вам нужен адвокат по правам студентов, который выиграл несколько крупных судебных разбирательств против советов по образованию в области нарушений прав студентов, свяжитесь с нами для БЕСПЛАТНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ПРАВАМ СТУДЕНТОВ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *