Какие классы в школе бывают – Школьное образование в России — Википедия

Содержание

Профильные классы: профориентация школьников

Профильное обучение – это система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов.

Учащиеся выбирают профиль обучения в 10-11 классах в соответствии с собственными интересами и способностями, а также в соответствии с теми предметами, вступительные экзамены по которым необходимо сдавать при поступлении в ВУЗы. В сложившейся практике обучение осуществляется в соответствии с тем или иным профилем: естественнонаучным, физико-математическим, гуманитарным, технологическим. В последнее десятилетие школы стали «затачивать» учеников под определенные специальности, организовав обучение по профессиональному профилю – педагогическому, медицинскому, юридическому, экономическому, инженерному и так далее. Так, например, если в школе есть медицинский класс, дети идут туда целенаправленно, собираясь поступать в соответствующий ВУЗ.

Стоит ли детям выбирать профиль обучения или лучше остаться в общеобразовательном классе? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Учеба по общеобразовательной программе делает среднее образование более сбалансированным. В то же время, у профильного обучения есть свои преимущества. Это, например, его профессиональная направленность, которая помогает старшеклассникам в выборе и освоении основ знаний по профессии. Поэтому выбор скорее зависит от целей ребенка. Конечно, в девятом классе он может не быть таким сознательным, как хотелось бы, и все же к этому возрасту школьник уже вполне способен решить, что именно ему интересно, и родители, а также преподаватели и детский психолог, могут помочь ему в этом.

Профильное обучение также можно рассматривать как средство повышения качества и эффективности общего образования. При таком типе обучения в большей степени учитываются интересы, склонности и способности ребенка, а это положительно сказывается на его учебной мотивации. По статистике, большинство учащихся поступают в профильные классы в связи с интересом к профильным дисциплинам, и лишь около 30% – в связи с выбранной профессией. Это говорит о том, что профильное обучение в большей степени ассоциируется у школьников с углубленным изучением предметов. Еще один аргумент в пользу такого обучения – удовлетворенность учащихся старших классов обучением в профильных классах, связанная с получением более глубоких знаний и повышением конкурентоспособности при поступлении в высшие учебные заведения.

Как выбрать профиль обучения в школе

Нередко подросток выбирает профиль обучения, основываясь на том, что ему нравится учитель, или этот профиль выбрали друзья, или в данной школе нет желаемого профиля, а в другую школу переходить не хочется. Школьников необходимо заранее подготавливать к осознанному выбору профиля обучения. Начинается такая подготовка в восьмых-девятых классах.

Курсы по выбору учащихся

Профильному обучению предшествует предпрофильное обучение учащихся, которое направлено на осознанный выбор профиля обучения. Курсы предпрофильной подготовки можно разделить на два основных вида: предметно-ориентированные и межпредметные курсы. Первые дают возможность ученику реализовать свой интерес к выбранному предмету. Вторые способствуют его самоопределению относительно профиля обучения в старших классах, а в конечном итоге – профессии. Продолжительность одного курса – одна четверть. Это позволяет учащимся в течение года попробовать себя в различных видах деятельности в соответствии с профилями, предлагаемыми конкретной школой, ресурсным центром, системой муниципального и регионального образования. Задача родителей – помочь подросткам разобраться, какие курсы есть в школе, какие из них следует посещать, в какой очередности.

Помощь родителей

Значительное влияние на профессиональный выбор ребенка оказывают его родители и ближайшие родственники. Взрослым следует понимать всю ответственность за те советы и пожелания, которые они адресуют своему чаду. Самое главное в таких случаях – помнить о том, что задача родных – помочь ребенку определиться с профессией, а не сделать выбор вместо него. Чтобы этот выбор был не только самостоятельным, но и осознанным, важно подготовить к нему ребенка. Помогите ему найти информацию о профессиях, рынке труда, вариантах образования и вместе разберитесь с ней. Научите его обращать внимание свои ключевые способности и сопоставлять их с особенностями различных профессий и конкретных мест работы. Для диагностики интересов, способностей и личностных качеств существуют психологические тесты, многие из которых можно найти в свободном доступе и пройти самостоятельно. Предложите ребенку пройти тест на профориентацию. Пусть он не до конца поможет с выбором профессии, но так хотя бы подросток сможет определиться с общим направлением: техническим или гуманитарным.

Наблюдательный родитель может обойтись и без специальных инструментов диагностики. Для этого взрослым важно знать наиболее яркие качества ребенка (его интересы, способности, характер). Выпишите их на лист бумаги и попробуйте подобрать к ним наиболее подходящие профессии. Поможет в этой работе хороший кругозор и знание сути различных профессий. Узнать о том, как помочь ребенку выбрать профессию, вы можете узнать на портале «Я-родитель».

Расхождения между родителями и детьми из-за выбора ребенком будущей профессии могут приводить к серьезным конфликтам. Как разговаривать с подростком, если он, то молчит, то раздражается в ответ на ваши замечания? Ответ на этот вопрос дает семейный психолог Римма Теперик.

Мария Борисова,

специалист
Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии»

Пройдите данный тест вместе с ребенком и узнайте об особенностях вашего стиля воспитания, а также о том, что думает об этом подросток.

Ваши отношения с подростком

www.ya-roditel.ru

10 типов учеников, которые были в каждом классе – bit.ua

Или хотела, но из-за своей зашкаливающей няшности не могла позволить себе публичные чувства.

Точнее нет, могла в паре случаев. Например, если учительница ставила за годовой экзамен “восьмерку”, а не “десятку”, из глаз красивой, пугающе ухоженной девочки вырывались ручьи слез. Подруги окружали ее с салфетками в ручках и успокаивали. Она и все вокруг нее делали вид, будто дальше в жизни не будет уничтожающей работы с 9 до 6, мужа-дегенерата в растянутой майке-алкоголичке, детей, которым надо курточку на зиму купить (а вон как раз на Дарынке скидки) и других жизненных проблем.

В “Дяде Ване” Чехов писал: “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. У этих бедолаг все было наперекосяк. И лицо, и одежда, мысли, скорее всего, не отставали (еще бы, с такой-то жизнью).

В “Дяде Ване” Чехов писал: “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. У этих бедолаг все было наперекосяк.

Некрасивым девочкам не оставалось ничего, как сконцентрироваться на учебе, но очень часто и там они не достигали колоссальных успехов – они были обычными, со своими взлётами и падениями. И дружили с полукрасивыми девочками. Эта знаменитая комбинация, когда одна самоутверждается за счет другой. Из-за такого сложного эмоционального фона, в душе у них тоже происходило черт знает что.

По сравнению с остальными, не такой часто встречающийся элемент на суровом школьном ландшафте. Но если такая попадалась – это было здорово. С такой девчушкой на уроке было круто просто сесть и поговорить по душам. Это могли сделать даже парни. Даже закомплексованные. Или, наоборот, раскрепощенные.

Она находила подход ко всем. Была в меру пацанкой, но и не позволяла забывать, что скоро станет пускай и не идеальной, но женщиной.

Хочешь поговорить о футболе? Да-а-а, видел как вчера “Бавария” троечку сделала? О кино? Да-а-а, Рассел Кроу крутой.

Задроты делились на две условных категории.

Первые были в целом довольны своим задротством. В школе для них главным было удовлетворить учительницу охренеть каким оригинальным сочинением про хлеб, и сдать лабораторную работу лучше остальных. С ними даже можно было общаться, но всегда оставалась какая-то черта, за которую они бы не зашли.

Стоило какой-нибудь профурсетке из категории “Красивая девочка” расцвести по весне, как задроты этого типа понимали, что контрольная по дискриминанту не решает всех проблем.

Вторые – задроты с внутренним конфликтом. Они также были очень зависимы от родителей и оценок, заворачивали тетрадки в аккуратные обложки, ручки хранили в пенале и почти никогда не теряли. Но стоило какой-нибудь профурсетке из категории “Красивая девочка” расцвести по весне, как задроты этого типа понимали, что жизнь – это боль. И что контрольная по дискриминанту не решит всех проблем. Иногда они бунтовали, но, как правило, сразу возвращались на землю благодаря конфликтности людей из категории “Хулиган, который нравился девочкам” (см. ниже).

В особенности любили точные предметы, не слишком доверяя истории и литературе.

В каждом классе был человек, о котором было известно крайне мало. Его персона была чем-то вроде городской легенды. Кто-то говорил, что он живет только с бабушкой, кто-то – что он чем-то всерьез болеет. О некоторых из них знали только учителя, но некоторым из них это не мешало все-таки проявлять свои садистские наклонности, заваливая “отсутствующего” неудобными вопросами по программе. Даже несмотря на то, что было очевидно – он живет жизнью, не слишком похожей на жизнь остальных детей.

Помните, как учителя заставляли читать на уроках стихи с выражением? Так вот, в какой-то момент очередь обязательно доходила до фриковатого молчаливого паренька, сидящего за последней партой крайнего ряда.

Он вставал, и, сбивая на каждом слоге дыхание, начинал монотонно причитать “мороз-и-солнце-день-чудесный-еще-ты-дремлешь-друг-прелестный”.

После каждого слова он забывал следующее. Учительница разочарованно называла ему новую строчку, а он тупо и беспомощно повторял. Повторял настолько жутким скрипучим голосом, будто это была древняя языческая молитва, а римляне и греки никогда не придумывали никакой риторики.

“Тупой” не мог запомнить и понять ничего. Абсолютно ничего. Сложность и количество поставляемой информации не имело никакого значения. А может, он был просто нон-конформистом, не желавшим идти на компромисс с системой.

Гений идиотского юмора, аккуратной турецкой одежды, имитирующей Armani и Cavalli, с характерной розовинкой на щеках. Вопрос того, почему вот это нечто так нравится красивым девушкам, хихикающим рядом  с ним на переменках, мучил задротов гораздо больше рациональных дробей и “Анны Карениной”.

Это и правда был парадокс.

Когда он открывал рот, из него сыпались жуткие банальности и идеально плоские шутки.

Вместо стихотворения он мог прочесть песню Децла и стоять перед всем классом, расплывшись в довольной улыбке. Сперва на несколько секунд воцарялось молчание, но потом (парадокс!) красивые девочки начинали хихикать.

В пререканиях с учителем он мог позволить себе гораздо больше, чем остальные. И ему всё сходило с рук.

В большинстве случаев, он был таким не от хорошей жизни. Пьющая мать-одиночка, безденежье, брата забрали в армию, отец лупит ремнем.

Впрочем, существовали и отморозки, которые просто ходили, скажем, на борьбу. Они могли подойти и безо всякой причины ударить тебя в латеральную мышцу бедра. Или бросить жвачку в волосы девочки. Или двадцать минут привселюдно унижать задрота, пользуясь всеобщей запуганностью.

А потом звонко застонать от смеха и прокричать “А-а-а, не гони-не гони!”. С фрикативной “г”, естественно.

В каждом классе была девочка, о которой ходили слухи.

Судя по ее внешнему виду, довольно часто они могли быть правдой.

Поговаривали, что кто-то зажимал ее в туалете. Она могла быть не слишком красивой, но стабильно перебарщивала с макияжем. Ее, о ужас, частенько можно было увидеть смеющейся в компании школьников постарше, или, что еще страшнее, не школьников.

Самый распространенный вид школьной фауны.

“Средненькие” либо не имели собственного мнения, либо имели, но предпочитали присоединиться к общественному.

Время от времени проявляли и хорошие, и плохие качества. В вопросе того, прогуливать ли массово урок, соглашались, только если набиралось абсолютное большинство. Были в общем-то неплохими ребятами и девчонками, но тут же могли всерьез расстроиться от того, что сосед получил оценку выше. Учились неплохо, но никогда ни в чем выделялись.

Сейчас вы наверняка вспомнили парочку таких лиц. Но вряд ли вспомните имена.

bit.ua

Виды общеобразовательных учреждений

Школа — учебное заведение начального, основного и полного среднего образования. Стандартная школьная программа общего среднего образования рассчитана на 10-12 классов и соответственно лет обучения.

Основной курс школы дает базовые знания по главным направлениям наук. Обучение осуществляется по типовой государственной программе

Виды школ

Общеобразовательные школы призваны создавать условия для обучения любой категории учащихся. Многие школы открывают дополнительные классы: коррекционно-развивающие, с углубленным изучением отдельных предметов, лицейские, гимназические, профилированные на вузы, а также отделения экстернатов, семейного и надомного обучения.

Школа с углубленным изучением отдельных предметов

Ученики имеют возможность углубленно изучать один или несколько предметов выбранной области знаний.

Школы с этнокультурным (национальным) содержанием образования

Образовательные программы таких школ учитывают языковые и национальные традиции (еврейские, грузинские).

Религиозные (конфессиональные) школы

Учебное заведение, где наряду с изучением общеобразовательных предметов значительное внимание уделяется изучению религии.

Поступление

Дети поступают в школу в 6 или 7 лет; оканчивают в 17 или 18 лет.

С 1 апреля во всех российских школах начинается запись детей в первый класс. Родители имеют право сдать копии документов и записать ребенка не в одну школу, при этом присутствие ребенка необязательно. Предпочтение отдается детям из близлежащих районов и домов.

    Необходимые документы (оригиналы):
  • заявление,
  • медицинская карта ребенка,
  • свидетельство о рождении,
  • документ, удостоверяющий личность родителя.

С 1 сентября 2011 года вступают в силу новые образовательные стандарты для начальной школы. Они предусматривают обучение работе на компьютере уже с первого класса и десять часов внеурочной деятельности. В этой связи, выбирая школу, есть смысл поинтересоваться: оборудован ли компьютерный класс, какие здесь кружки и секции, сколько педагогов дополнительного образования, есть ли столовая и группа продленного дня.

Особенности обучения

Рабочий день в школе состоит из уроков (40-45 мин.) и перемен (5-20 мин). В большинстве школ организована группа продленного дня, где дети отдыхают, едят, делают уроки, если нет возможности пойти домой.

В школе преподаются предметы четырех групп: гуманитарные, естественнонаучные, точные, предметы по искусству. В большинстве школ существуют разнообразные бесплатные кружки и секции.

История

Становление среднего образования в России было непростым и длительным.

С начала своего становления и в дальнейшем школа длительное время носила сословный характер.

В XV—XVI вв. в среднее образование представляло собой классическое образование, которое преподавалось в гимназиях, как правило, детям из наиболее обеспеченных семей с целью подготовки к университету.

Более упорядоченным и доступным образование стало в конце XVIII столетия, когда в 1766 году был принят первый в истории нашего государства школьный Устав.

В это время в России наряду с общим образованием получило распространение специальное образование, получаемое в училищах.

Новый школьный Устав был принят в 1804 году. На его основе стали создаваться гимназии, уездные и приходские училища.

С 1917 года советское правительство поставило основной задачей подъем общего среднего уровня образования и культуры народов. Конституция закрепила за гражданами право на образование.

Начальной школой к 1936 г. было охвачено почти все детское население. В дальнейшем советское школьное образование развивалось весьма успешно, его опыт используется по сей день в разных странах.

До 1986 года курс школьного обучения был 10-летним. В настоящее время школы перешли на 11-летнее обучение.

edu.glavsprav.ru

Каким бывает КЛАСС — Карта слов и выражений русского языка

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.

В каком смысле употребляется прилагательное бедный в отрывке:

Я весь оцарапался, рассердился и сорвал свою злость на бедной лошади, ударив её несколько раз.

В прямом
смысле

В переносном
смысле

Это устойчивое
выражение

Это другое
прилагательное

Предложения со словом «класс»:

  • И тем не менее «женщины из рабочего класса были толстыми».
  • Ещё одна из важных особенностей современной моды — то, что она во всё большей степени начинает ориентироваться не на высший класс, как бы он ни понимался.
  • БАЙРАМИКС — современный декоративно-отделочный материал высокого класса, предназначен для отделки внутренних и внешних помещений.
  • (все предложения)

Оставить комментарий

Текст комментария:

Электронная почта:

Дополнительно:

kartaslov.ru

Основные типы школ. Какую лучше всего выбрать?

Основные типы школ. Какую лучше всего выбрать?

Итак, скоро ваш ребенок должен пойти в первый класс. Вы купили кучу справочников, изучили Интернет-сайты школ, поспрашивали знакомых о том, где учатся их дети. Но уже на этом этапе вы столкнулись с первыми трудностями, а именно: какой тип (вид) школы выбрать – обычную общеобразовательную, частную или еще какую-нибудь? Дилемма.

Раньше выбор школы определялся тем, насколько близко она располагалась к дому. То есть, чем ближе, тем лучше: ребенок меньше времени будет тратить на дорогу, меньше уставать, да и бабушкам с дедушками будет проще забирать внука или внучку после уроков, если вы работаете.

Но сейчас многих родителей такой подход уже не устраивает: они хотят, чтобы их дети получили качественное образование, изучали иностранные языки, чтобы школа организовывала поездки заграницу и тому подобное. Список требований можно писать еще долго. Сможет ли государственная школа удовлетворить эти запросы? Или частная школа – более подходящий вариант? А, может, выбрать гимназию с каким-нибудь уклоном?

Так, как же разобраться в том разнообразии школ, которые сейчас есть в Москве? На самом деле, все не очень сложно – главное, понять то, чем различные виды учебных заведений отличаются друг от друга.

Давайте рассмотрим их основные типы, пользующиеся наибольшей популярностью в Москве.

1. Государственные школы

Государственные школы существуют в России уже много лет. Они, как видно из названия, финансируются государством, поэтому образование в них бесплатное, что является их неоспоримым плюсом. Еще одним важнейшим преимуществом подобных школ является государственный контроль учебного процесса: таким образом, вы можете быть абсолютно уверены, что школьная программа была одобрена Министерством Образования РФ. Обычно такие школы находятся недалеко от дома. Дорога в школу может занимать у ребенка 10-15 минут.

К недостаткам данного вида школ можно отнести низкий уровень преподавания иностранных языков (не во всех школах, конечно), слишком большие классы, где ребенку не может быть уделено достаточного внимания, нередко здания и классы нуждаются в ремонте.

2. Частные школы Москвы

В этих школах, соответственно, обучение платное. Школьная программа одинакова в государственных и частных школах Москвы, так как это единая государственная учебная программа. К преимуществам таких школ можно отнести: малое количество учеников в классах, а, соответственно, индивидуальный подход к каждому школьнику, высокий уровень преподавания за счет того, что частные школы переманивают хороших учителей к себе. А главным недостатком является, конечно, дороговизна обучения. Но опять же, качество образования зависит целиком и полностью от конкретного учителя. И в обычной государственной школе можно встретить великолепного педагога, который не только обучает детей каким-то наукам, но и вкладывает в них всю свою душу.

3. Школы со специализированным уклоном

В таких школах учебная программа может отличаться от программы обучения в государственных школах, так как здесь особое внимание уделяется «профилирующим» предметам. К таким школам относятся спортивные, художественные, химико-биологические, математические и другие учебные заведения. Самые популярные школы такого типа – школы с углубленным изучением иностранных языков. В первом классе ребенок начинает учить один язык, а в классе 5 ему дают уже второй. Физико-математические школы также пользуются большим спросом. Здесь обучают, в основном, точным наукам, а гуманитарные проходят для общего развития. Конечно, в первом классе ребенку не будут давать решать сложные математические задачи. Цель учителя на данном этапе — научить малыша шести-семи лет абстрактно и логически мыслить и правильно излагать свои мысли.

4. Гимназии

Здесь могут проводить обучение детей как на бесплатной, так и на коммерческой основе. Образование, полученное в гимназиях, считается качественным и разносторонним. Но основные предметы, обычно, преподаются на том же уровне, что и в обычной школе. В гимназиях особый упор делается на дополнительные предметы. По сравнению с частными школами в гимназиях редко бывают классы с небольшим числом учеников.

5. Школы — пансионы

Если вы работаете и просто физически не успеваете забирать ребенка из школы (мало того, что надо забрать ребенка, надо же ещё и помочь сделать ему домашнее задание!), то вам лучше всего подойдет именно этот вариант. Обычно пансионы расположены не в Москве, а где-нибудь за городом. Там дети живут пять дней в неделю, но в некоторых школах могут оставаться и на выходные, все зависит от конкретной школы и ее работы.

Вы уже выбрали в какую школу хотели бы отдать своего ребёнка?

Вконтакте

Facebook

www.schoolioneri.com

Какой класс лучше выбрать для ребенка: общеобразовательный или профильный?

Все зависит от уровня развития школьника. Интеллектуального, образовательного в целом, в том числе от его успешности в учебе.

Немного непонятно, что имелось ввиду под словом “предпочтения”. Имеются ввиду личные предпочтения ребенка или его способности и склонности?
Если ребенок не выказывает явных личных предпочтений (а так сейчас часто бывает), то можно ориентироваться на его склонности и природные способности, для этого нужно пройти тестирование по профориентации.
Если нет явно выраженных склонностей, то стоит учитывать общие успехи в учебе. Одно дело, если учеба вообще дается ребенку с трудом, и в целом его успеваемость сводится к тройкам по основным предметам. В этом случае не стоит идти в профильный класс, лучше остаться в общеобразовательном.
Другое дело, если у ребенка довольно высокий интеллект, и есть способности ко всем предметам разом, в этом случае конечно лучше все же определиться в профильный класс.
В какой? Опять же лучше ориентироваться на те предметы, которые более приятны, или на результаты профориентационных тестов. Если таких ориентиров нет, а ребенок по способностям и возможностям может попасть в любой класс по желанию, то лично я бы для своего ребенка в таком случае выбрала класс физико-математический или математический. Особенно для мальчика.
Все причины перечислять не буду, но математика – действительно гимнастика ума, как справедливо заметил великий русский полководец в свое время. Поэтому если даже после окончания школы встанет вопрос о поступлении на гуманитарную специальность, ребенка с математической подготовкой проще переподготовить на эту сферу, чем ребенка-гуманитария потом переподготовить к математическим специальностям.

Если у ребенка успехи в учебе ниже среднего по всем предметам, лучше выбрать общеобразовательный класс, если наоборот, стабильно высокие по всем предметам – то лично я бы выбрала математический уклон. Но лучше, конечно, пройти профориентационное тестирование

www.moscow-faq.ru

Какими бывают ученики: 6 типов

Даже с трудным, вечно опаздывающим и болтливым учеником можно добиться лучших результатов, чем с усидчивым и обязательным тихоней. Главное — суметь мотивировать ученика и наладить с ним обратную связь. А для этого сперва нужно определить, к какому типу относится ребёнок. Репетитор английского языка Александр Залесов рассказал  о самых распространённых типах учеников и объяснил, как с ними правильно общаться.

Скромный и усидчивый

Это милые дети, которые никому не мешают, и по большей части они — отрада для репетиторских глаз. С ними легко и просто. Они записывают всё, что ты скажешь, постоянно кивают головой и редко задают вопросы. Они приходят вовремя, аккуратно ведут тетрадь, всегда выполняют домашнее задание и приносят цветы на день учителя. Их даже не за что ругать, поэтому с ними бывает трудно. Трудно смотреть на ошибки скромного и усидчивого. Вроде он всё делал, как ты говорил, и головой кивал, и в глаза понимающе смотрел, а как проверишь — каждое второе задание сделано не так. Ты объясняешь ещё раз, снова видишь полный понимания взгляд и успокаиваешься: «Ну наконец всё сделано верно». А затем обнаруживаешь те же ошибки.

При всех своих достоинствах скромные ученики очень редко задают вопросы. А без них нет глубокого и прочного понимания предмета.

Главное при работе с такими детьми — вывести их на диалог. Побеседуйте о чем-нибудь отвлечённом: о любимых фильмах, книгах и музыке. Покажите заинтересованность в том, что они говорят. Ученик, который вам верит, не боится показать, что он чего-то не знает или не понимает.

Гений

Гении всегда смотрят на тебя чуть свысока. Даже если гений учится в пятом классе, он уже понимает, что его судьба начертана совершенно другими чернилами, чем судьбы обычных смертных. Им немного скучно с тобой, они смотрят в окно или зевают, витая в своих мыслях. А если уж принимают вызов, то отстаивают свою позицию до конца и соглашаются в самых редких случаях. Они анализируют, насколько вы соответствуете их уровню, и горе тому репетитору, кто не пройдёт проверку. Но, завоевав доверие гения, с ним можно наладить связь, которая приведёт вас обоих к настоящему успеху.

Гению нужен вызов, реальная схватка, которая покажет, что вы именно тот человек, который способен его обучить и дать что-то новое и ценное.

Не увлекайтесь, не поддавайтесь эмоциям и не пытайтесь самоутвердиться за счёт этой схватки. Вы всё равно в другой весовой категории. Ваша задача — показать ученику, что есть много вещей, которых он ещё не знает. И нужно приложить усилия, чтобы понять и овладеть ими. До определённого момента гениям всё давалось слишком легко — вам придётся стать камнем преткновения на этом безоблачном пути.

«Меня записали родители»

Бич всех репетиторов. Если в 11 классе есть хоть какая-то мотивация в форме ЕГЭ, то с более младшими школьниками, которых записали родители, ситуация обстоит гораздо хуже. Они ходят к репетитору, потому что «так надо» и «мама сказала». В большинстве случаев им неинтересен предмет, так что силы преподавателя уходят на то, чтобы внушить детям важность занятий. В ход идут увещевания, мольбы, звонки родителям и танцы с бубном. Они же используют другие тактические приёмы: опаздывают, переводят разговор на отвлечённые темы или спорят просто так.

Их легко спутать с другими типами, но обычно они довольно честно отвечают на вопрос «Зачем ты сюда ходишь?». — «Мама сказала».

Это самый интересный тип ученика, который бросает реальный вызов твоим способностям преподавателя.

Мотивировать, разжечь огонёк в глазах — вот то, за что ценится хороший учитель. Тут у каждого есть свои секреты, хитрости и техники, но мне всегда нравился подход, при котором основной предмет отходит на второй план.

Например, вы вроде изучаете английский, но весь фокус урока сосредоточен на том, чтобы понять и описать историческое событие. Ученик оказывается захвачен тем, что не относится к теме, и просто не замечает, как происходит сам процесс обучения.

Белый кролик

Постоянно спешащие и вечно опаздывающие. Если такой ученик пришёл всего лишь на пять минут позже, то впору ставить ему памятник. Опоздание на двадцать минут с несколькими скорбными смс в стиле «Бегу с тренировки, не успеваю» или «Автобус попал в пробку, извините» — обычное дело для таких детей.

Трудно сказать, почему так происходит, но ни уговоры, ни угрозы не работают: белые кролики влетают в кабинет тогда, когда ты уже отчаялся их увидеть.

Родители тут не помогают — скорее всего, они тоже подвержены такой привычке.

Опоздание — важный сигнал, к которому надо прислушаться. Возможно, ученику неинтересно или он относится к типу «меня записали родители». Но если вы отбросили все варианты и поняли, что это именно белый кролик — крепитесь, тут мало чем можно помочь. Зато у вас есть лишние 10-15 минут для отдыха.

 Говорун

Весёлые ребята, которые очень любят поболтать. Им неважен твой предмет, они приходят за общением. Разгадать их поначалу непросто — любят скрываться за личинами «скромных и усидчивых». Но как только видят, что ты не тоталитарная Марьванна, а вполне себе живой человек, начинают уходить всё дальше и дальше от темы урока. Первый звоночек — это внезапный вопрос, который задаётся посередине объяснения какого-нибудь важного задания: «А как вы думаете, инопланетяне существуют?». Осторожно, ведь через десять минут вы можете обнаружить себя за разговором о том, какой футбольный клуб «ну вот са-а-амый крутой».

Говорунами могут быть как мальчики, так и девочки. С ними и опомниться не успеете, как пройдёт отведённое на урок время.

Бороться с говорунами обычно бесполезно, они просто непрошибаемые ребята. Но у них есть большое преимущество, которое помогает при изучении любого языка, — они действительно любят говорить. Вся задача педагога сводится к тому, чтобы говорил этот ребёнок не на русском, а на иностранном языке. Это выполнимая задача. С другими предметами сложнее, но и тут можно найти темы для активного обсуждения, а уже от них переходить к чему-то более сложному.

Медленный

С одним учеником ты можешь успеть пройти две темы, сделать 125 упражнений и написать проверочную работу, а с другим тратишь час на написание одного предложения. Я утрирую, но смысл понятен. Медленные просто медленные.

Нельзя винить в этом детей, репетитору надо взять себя в руки и запастись терпением, а лучше — войти в темп ученика.

В таком неторопливом подходе могут быть свои неожиданные плюсы. К примеру, разобранный на самые мелкие составляющие материал выглядит на удивление элементарно. Ты и сам начинаешь удивляться его простоте и даже внутреннее благодаришь медленного ученика, который невольно открыл тебе глаза. Это правда, что во время занятия учится не только ученик, но и учитель.

Как показала практика, медлительным людям нужно время и наглядное представление материала. Пусть они используют всё, что им нужно — книги, тетради, таблицы. Дайте им самим дойти до понимания темы, и тогда они очень быстро освоятся в ней. Терпение и только терпение.

Ребёнок мечты

Говорят, его не существует. Но репетиторы мечтают о его пришествии, ведь идеальный ученик хорош во всём. Он усидчив и внимателен, постоянно заинтересован в том, что говорит преподаватель, у него в тетради записано всё, что ты когда-либо произносил. Во время экзамена он собран и помнит все наставления. Но главное: идеальный ученик задаёт вопросы, показывая, что именно ему непонятно. Это мой образ идеального ученика.

Для некоторых преподавателей ребёнок мечты — это человек, который уже знает всё, что нужно, и ему не надо ничего объяснять. Но зачем тогда учитель?

Если отбросить завышенные критерии «у него всё записано, он всегда собран и помнит всё, что ты говорил», то есть два качества, которые делают любого ученика идеальным. Он мотивирован и с ним можно наладить обратную связь. То есть он говорит, что ему непонятно. У меня были ученики, близкие к этому образу, и я счастлив, что мне выпал шанс подготовить их. По прошествии лет я абсолютно уверен, что только эти два качества по-настоящему определяют успешность изучения чего-либо. Если вы не мотивированы, предмет вам не покорится, потому что изучение — это постоянная работа. Если вы не задаёте вопросы, то учитель неспособен направить вас. Как только появляется мотивация, а вы позволяете преподавателю помочь в освоении предмета — всё встаёт на свои места. И поверьте: любая проблема разрешима.

 

Другие статьи раздела:

 

Оставьте свой комментарий или задайте вопрос:

www.cheldeti.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *