Личностные качества психолога | Psylist.net
Психотерапия ↓
Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. Как сказал один студент, «у тех людей, которых я считаю по-настоящему профессиональными психологами, я всегда замечал необыкновенное слияние профессии и жизни, включенность внутренних переживаний и напряженного духовного поиска в контекст профессиональной деятельности и, наоборот, включенность профессиональной деятельности в общий контекст всей жизни. Это для меня идеальная ситуация – чтобы все, что я делаю как профессионал, становилось частью моего духовного поиска».
Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.
Как считает К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том числе и психолога необходимы следующие черты личности:
- энтузиазм по отношению к работе и ее задачам,
- прилежание – способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду,
- дисциплинированность,
- способность к критике и самокритике,
- беспристрастие,
- умение ладить с людьми.
Важными нравственными качествами психолога считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.
Большое знание для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека.
Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний.
Для психолога важны такие эмоциональные проявления личности как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.
К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.
К числу необходимых личностных свойств практического психолога относят способность к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.
Необходимое качество практического психолога – уверенность в поведении с клиентом. В противном случае он не заслужит доверия клиента.
В то же время важным оказывается отсутствие чрезмерной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает клиента.
Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков.
В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей.
Перечисленные выше характеристики отражают мнения авторитетных ученых и практиков о том, какими личностными свойствами должен обладать профессиональный психолог. Эмпирических исследований, посвященных этой теме, еще очень мало. Особого интереса заслуживает работа Т.А. Верняевой, в которой она изучила мнения психологов по этому вопросу.
Похожие материалы в разделе Психотерапия:
- Застигнутые разводом
- Методы и приемы, используемые в семейном консультировании
- Работа с психотерапевтическими сказками в группах
- 9.3. Просветительское направление
- Трудности работы с супружеской парой
- Ваша семья – не самая худшая
- Дверь на засов, сердце на замок
- Об алиментах
- Использование образов для преодоления психосоматических расстройств
- Экзаменационная пора. Правильная подготовка к экзаменам (советы для родителей и педагогов)
Личностные качества психолога консультанта
Прежде всего, работа психолога требует не только профессиональных знаний и владения методиками, но и особых личностных качеств, безоценочного отношения к клиенту, умения показать человеку его возможности и помочь раскрыть потенциал. Без этого трудно представить успешного специалиста, который консультирует и помогает сориентироваться в сложной жизненной ситуации. В целом личностные характеристики – это основа для развития профессионализма психолога-консультанта.
Наличие определенных качеств является одним из главных показателей компетентности. Поэтому для начала я хочу остановиться именно на этом факторе. Итак, рассмотрим подробнее, какими личностными качествами должен обладать практикующий психолог.
По мнению большинства профессионалов, и я с ними полностью согласна, для работы практикующего специалиста по психологии важны следующие личностные особенности:
- – Эмпатия и рефлексия;
- – доброжелательность и альтруистичность – желание помочь;
- – уважение и тактичность;
- – стремление к развитию и самопознанию;
- – уверенность в себе, целеустремленность, адекватная самооценка;
- – толерантность и терпеливость;
- – эрудированность, разностороннее развитие;
- – склонность к анализу – аналитический склад ума;
– интуиция, проницательность;- – эмоциональная стабильность, самообладание, стрессоустойчивость;
- – быстрая адаптация к различным условиям;
- – наблюдательность и открытость;
- – позитивное мышление, креативность;
Теперь рассмотрим более детально все перечисленные качества, чтобы понять, для чего они нужны психологу, и как отражаются на его профессиональной деятельности.
Одна из важнейших способностей это эмпатия, т.е. глубокое понимание человека, его реальных проблем и осознание его душевного состояния. Эмпатия – это эмоциональный отклик, сопереживание и умение погрузиться во внутренний мир клиента, и общаться на этом уровне в течение всей консультации, если этого требует ситуация. Однако эта особенность восприятия собеседника не имеет ничего общего с состраданием и жалостью. Профессиональный психолог должен поставить себя на место другого, почувствовать его эмоции, переживания, и при этом суметь взглянуть на ситуацию со стороны.
Также профессионализм определяется таким качеством, как рефлексия – это не только способность видеть себя глазами людей, но и зеркальное взаимоотображение общающихся субъектов, воспроизведение и воссоздание друг друга. Безусловно, на первом этапе общения клиент нуждается в понимании и поддержке. Ему нужно поделиться своими проблемами, чтобы выплеснуть эмоции, быть понятым и получить одобрение. Но при этом индивидуальные консультации психолога должны способствовать развитию личности. Специалист учит человека принимать себя, общаться с другими людьми, помогает раскрыть свой потенциал, увидеть возможные сценарии жизни при выборе той или иной позиции.
Так, например, если клиент обращается с проблемой, связанной с конфликтной ситуацией, специалист должен сначала выслушать и прочувствовать его эмоции. Только при таком условии человек получит моральное удовлетворение и подготовится к дальнейшей работе. Задачи работы психолога взглянуть на ситуацию глазами клиента, дать понять, что он на его стороне, а после этого предложить рассмотреть конфликт с разных точек зрения.
В случае если практикующий специалист абстрагирован от проблем человека и его личности, работа не будет эффективной и полезной. Во-первых, клиент почувствует, что он не интересен специалисту, к которому обратился. Во-вторых, такой подход некомпетентен, потому что человек не получит даже элементарной эмоциональной поддержки. Вообще я считаю, что консультант, не имеющий таких качеств, и не развивающий их, не сможет помочь решить психологические проблемы.
Что касается доброжелательности, альтруистичности, тактичности, уважения к людям в целом, трудно себе представить специалиста по психологии, который не хочет помочь, проявляет неуважение и агрессию к клиенту. Без элементарного уважительного отношения вообще невозможен диалог, а уж тем более общение консультанта, который призван оказывать психологическую помощь. Естественно, те или иные качества относятся к особенностям личности и заложены изначально. Стремление и умение помогать людям развиваться, находить решения, реализовывать потенциал, учить их конструктивному и эффективному общению и пр. – это первый шаг, с которого начинается путь настоящего психолога.
Еще одно личностное качество психотерапевта, связанное с профессиональной деятельностью – это позитивное мышление, которое заключается в том, чтобы воспринимать неудачу, как ступень для новых достижений, не жалеть о том, чего не вернуть, смотреть в будущее, а не оглядываться назад.
Стремление к самопознанию и развитию, интерес к людям – такие же условия профессионального роста, как и предыдущие качества. Прежде чем начать помогать другим, опытный психолог должен разобраться в собственных проблемах, понять какие способности у него более развиты, какие менее, в чем его сильные и слабые стороны. После такого самоанализа специалист сможет использовать свои преимущества более эффективно, и работать над теми качествами, которые развиты хуже. Только постоянное развитие, самопознание и самоанализ позволят психотерапевту совершенствоваться, и расти в личностном и профессиональном плане. Ведь работа над собой такой же индикатор компетентности, как, например теоретические знания или владение методиками, а может быть даже еще более важный.
Профессия психолога требует целеустремленности и уверенности в себе. Такие качества необходимы для достижения результатов в любом деле. Однако для психолога-практика они имеют особое значение, это внутренний стержень и сила, которые позволят клиенту довериться специалисту, и почувствовать, что их совместная работа даст желаемые результаты и плоды. Но не стоит путать уверенность с чрезмерной самоуверенностью, использованием своего авторитета с целью влияния на выбор человека. Иногда складывается ситуация таким образом, что грань становится очень тонкой, и порой почувствовать ее достаточно сложно даже профессионалу. Цели и задачи психолога заключается в том, чтобы действовать в интересах клиента, не давить на него, показать всевозможные варианты, но об этом еще пойдет речь чуть позже. При этом так же важна самооценка консультанта. Она должна быть адекватной. Завышенная самооценка приведет к тому, что специалист будет смотреть на клиента как бы сверху. Заниженная же самооценка и неуверенность разрушительна для личности профессионала и не допустима.
Толерантность и терпеливость – неотъемлемые качества психолога. Сам термин толерантность означает терпимость, принятие, которое может касаться традиций и обычаев других народов, поведения человека, его образа жизни или мировоззрения. Честно говоря, мне такое определение как-то не по душе, потому, что терпимость звучит так, словно человека заставляют принимать ту или иную позицию, взгляд и пр. Хотя понятие толерантности гораздо шире и разнообразнее. Это не просто терпимость и принятие, а скорее даже желание познавать иное, отличное от того, к чему мы привыкли, умение выходить из зоны комфорта, и расширять свой кругозор. При этом речь ни в коем случае не идет об отказе от своей точки зрения, мнения, привычки, наоборот, толерантность дает возможность увидеть больше, проанализировать, сравнить, поделиться своим опытом, знаниями, получить новую информацию.
Таким образом, толерантность важна для адекватного восприятия чужих взглядов и мировоззрений. Это основа уважительного отношения, понимания, открытости, развития и расширения собственных возможностей. Именно поэтому данное качество имеет столь высокую значимость в работе психотерапевта. К тому же толерантность я бы назвала одним из путей познания, который делает человека многогранным, разносторонним и более эрудированным. А эти особенности в свою очередь тоже являются необходимыми условиями профессионального становления и работы психолога.
Аналитический склад ума – еще одна личностная особенность, связанная с успешной деятельностью и компетентностью психолога-консультанта. Умение анализировать ситуацию, расставлять приоритеты, мыслить широко и позитивно – фундаментальные навыки, которые делают работу результативной. Склонность к анализу проявляется в том, что специалист может разложить ситуацию по полочкам, и потом, как паззл, собрать снова воедино, рассмотреть с разных точек зрения, не подключая эмоции.
Конечно, работа психолога не предполагает полного отключения эмоционального восприятия, но выводы и рассуждения должны быть основаны на объективных фактах. При этом важна и психологическая интуиция или, иначе говоря, проницательность. Эту способность скорее следует назвать своеобразным талантом, даром, но и развивать ее тоже можно и нужно. Обладать проницательностью означает понимать больше, чем клиент говорит, видеть скрытые причины его проблем, обобщать всю имеющуюся информацию о человеке и считывать ее. Это достаточно сложная задача, требующая опыта и работы над собой. Надо сказать, что проницательность – редкий талант, и не всем психологам удается развить ее в полной мере. В моем представлении эта способность является не просто показателем компетентности и опыта, а наивысшим достижением в профессиональном развитии.
При всех этих особенностях и качествах, коммуникативных способностях, сопереживании и включенности во время общения с клиентом, психолог должен обладать эмоциональной стабильностью и стрессоустойчивостью. Эмоциональные перегрузки часто приводят к выгоранию, стрессам, депрессии. Для профессионала это не исключается, но лучше, если самообладание профессионала на высоком уровне, и он рассчитывает свои силы и возможности. Эмоциональная устойчивость проявляется в спокойствии, в умении преодолевать сильные чувства, а это, своего рода, предупреждение нервных срывов и психологического выгорания. Также такие качества способствуют быстрой адаптации к изменяющимся условиям работы и быстрому переключению с одного человека на другого.
Наблюдательность и открытость – качества, без которых работа психолога просто невозможна. Интерес к людям, умение замечать, казалось бы, незначительные детали, внимательность, непринужденность, естественность в общении и готовность учиться, познавать, стремление увидеть то, что другие не видят. Без этого трудно представить себе успешного специалиста, который помогает людям находить решения в сложных ситуациях. Ответы психолога на вопросы указаны в другом разделе.
В целом личностные особенности очень ярко пересекаются с профессиональной деятельностью опытного психолога. Только при условии духовного поиска, стремления к самосовершенствованию, доброжелательности, специалист способен максимально раскрыть свой потенциал и помогать в этом другим.
5 качеств психолога-педагога
- Эмпатия
- Хорошие навыки слушания
- Хорошие навыки решения проблем
- Этический
- Хорошо с детьми
Наиболее важными характеристиками психолога-педагога являются те, которые помогают психологу общаться и общаться с другими, анализировать и вносить вклад, который улучшит поле и жизнь студентов. Педагоги-психологи могут изучать проблемы с обучаемостью, результаты учащихся, то, как учащиеся учатся, и многое другое. В то время как большинство педагогических психологов работают с детьми или подростками, некоторые области педагогической психологии сосредоточены на когнитивных процессах на протяжении всей жизни.
Университет Дейтона
Магистр прикладного анализа поведения
Получите технические навыки в SQL, Python и R и научитесь добиваться успешных результатов в бизнесе с помощью магистерской программы бизнес-аналитики в Интернете от UD. Через 21 месяц вы будете готовы выполнять функции профессионального аналитика. GRE не требуется.
Посетите сайтУниверситет Симмонса
Онлайн-магистр Университета Симмонса по анализу поведения
GRE не требуется для подачи заявки на уважаемую, проверенную ABAI программу Simmons MS in Behavior Analysis. Получите высшее образование через 20 месяцев со всеми необходимыми полевыми часами под наблюдением и знаниями, чтобы сдать экзамен BCBA® и взять на себя руководящие роли в растущей области прикладного анализа поведения.
Посетите сайтУниверситет Пеппердайн
Магистр прикладного анализа поведения
OnlinePsychology@Pepperdine
Получите степень магистра в области прикладного анализа поведения менее чем за 2 года онлайн в Pepperdine.Пройдите клиническое обучение и подготовьтесь к экзамену на сертифицированного поведенческого аналитика. ГРЭ не требуется.
Посетите сайт
Спонсируется
Эмпатия
Эмпатия является важной характеристикой для педагога-психолога, потому что он должен быть в состоянии понять, что другие чувствуют и реагировать в нюансах. Эта эмпатия должна иметь соответствующие границы, которые позволяют психологу отождествлять себя с тем, что чувствует другой человек, не принимая на себя эти эмоции. То, что иногда называют «интуицией», часто представляет собой хорошие навыки наблюдения, смешанные со знаниями, и для развития этой интуиции важно сильное чувство сочувствия к другим людям.
Хорошие навыки слушания
Это необходимая характеристика для педагога-психолога, потому что он должен иметь точную информацию, чтобы приступить к исследованию или лечению. Слушать — это не просто сидеть и слушать, что говорит человек, хотя это один из элементов слушания. Быть хорошим слушателем также означает улавливать язык тела, замечать, когда человек колеблется или борется, и даже быть в состоянии определить, когда человек не совсем правдив. Кроме того, хорошие слушатели должны четко показывать, что они слышат и понимают, посредством языка тела, комментариев и дополнительных вопросов, если это необходимо.
Хорошие навыки решения проблем
Как указывает Бюро трудовой статистики, наличие хороших навыков решения проблем является еще одной важной характеристикой для всех психологов. Решение проблем, по сути, является сутью того, что делает педагог-психолог, собирая и анализируя информацию и применяя ее к ситуации. Примеры проблем, которые может решить психолог-педагог, включают в себя, почему учащийся борется с определенной концепцией или стилем обучения, какой уровень образования подходит на определенных этапах развития или как лучше обслуживать учащихся с определенной неспособностью к обучению.
Этический
Строгий этический кодекс необходим педагогу-психологу. Они работают с конфиденциальной информацией и принимают решения, которые могут оказать глубокое влияние на жизнь человека. В результате важно, чтобы они придерживались этики своей профессии, а также собственного этического кодекса и стремились помогать, а не вредить человеку, с которым они работают.
Хорошо ладит с детьми
Это, пожалуй, самая важная характеристика из всех, поскольку вышеперечисленные качества мало что принесут педагогу-психологу, если психолог не может эффективно работать с наиболее вероятной целевой группой. Работа с детьми коренным образом отличается от работы со взрослыми, и она требует от психолога уважения к детям и предоставления им некоторой автономии, а также признания того, что они находятся на совершенно иной стадии развития, чем взрослые и другие дети разного возраста. Педагог-психолог должен быть в состоянии построить доверие и взаимопонимание с детьми, чтобы быть эффективным.
Педагогическая психология — молодая, но развивающаяся область в более широкой области психологии.