Развитие мышления в дошкольном возрасте
Заглавная страница
КАТЕГОРИИ: Археология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Техника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Влияние общества на человека Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
⇐ ПредыдущаяСтр 37 из 51Следующая ⇒ Для умственного развития дошкольника характерно взаимодействие таких форм мышления, как наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое. Наглядно-действенное мышление отличается тесной взаимосвязью мыслительных и практических действий. Ребенок в ходе практических преобразований объекта получает сведения о его скрытых свойствах, на основе анализа которых затем переходит к построению следующих практических действий. Таким образом он оперативно применяет знания, получаемые в процессе практических действий с предметами. Ребенок учится ставить цели и достигать их, используя различные способы практического преобразования предметов. Значит, осуществление практического действия опирается на наличие образного плана, поскольку цель и результат действия могут быть даны только в плане представлений или понятий. Наглядно-образное мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания. Наглядно-образное мышление предполагает формирование у ребенка умения различать план реальных объектов и план моде- лей, отражающих эти объекты. Такие модели помогают ребенку представить скрытые стороны ситуации. Используя модели, свои действия с ними ребенок относит к оригиналу. Тем самым создаются предпосылки для «отрыва» действий от моделей и от оригинала и осуществления их в плане представлений. Наглядно-образное мышление способствует целостному «схватыванию» достаточно сложных динамических связей и зависимостей, например кинематических, отражению изменений и развития предметов и явлений. Формированию наглядно-образного мышления способствует подражание взрослому; например, когда ребенок воспроизводит действия взрослого, он моделирует их, строит их образ. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление создает соответствующие предпосылки для формирования к концу дошкольного возраста логического мышления. Хотя логическое мышление оперирует абстрактными категориями, оно опирается на материал, представленный наглядными формами мышления. В частности, логические операции классификации опираются на оперирование конкретными образами, их сравнение и сопоставление, в процессе которых ребенок выделяет существенные признаки определенного класса объектов. Мышление дошкольника имеет эгоцентрический характер, описанный Ж. Пиаже. Для эгоцентризма как особой умственной позиции характерно, что ребенок не может смотреть на себя со стороны, не выделяет себя и свою позицию из окружающего мира, не отделяет себя от вещей. Он рассматривает мир со своей точки зрения, считая ее единственно верной, не понимает, что существуют другие. Например, при решении задачи «о трех братьях» ребенок правильно говорит, сколько у него братьев («Два — Поль и Эрнест»), но не может правильно указать, сколько братьев у кого-нибудь из его братьев («У Поля — один. Дошкольник зависим от восприятия и подчинен ему, поэтому он видит предметы такими, какими они даны в непосредственном восприятии, а не в своих внутренних отношениях. В этом состоит реализм позиции ребенка в отличие от объективности, при которой понимается относительность познания мира. В реализме заключается парадокс детской мысли: ребенок одновременно находится ближе к миру предметов, к непосредственному наблюдению и дальше от него в отличие от взрослых. Следствием эгоцентрической позиции выступает своеобразие детской логики, детской речи и детских представлений о мире. Так, детскую логику отличают: синкретизм — тенденция связывать все со всем; соположение — отсутствие связи между суждениями; трансдукция — переход в рассуждениях от частного к частному, минуя общее; нечувствительность к противоречиям и некоторые другие моменты. Например, на вопрос: «Почему луна или солнце не падают?» — дети отвечают: «Солнце не падает, потому что жарко. Неразличение психического и объективного мира приводит ребенка к анимизму — одушевлению всего живого и к артифика-лизму — рассмотрению природных явлений как результата сознательной деятельности человека. Так, ребенок уверен, что луна и солнце движутся за ним, когда он гуляет, останавливаются, когда он останавливается, бегут за ним, когда он убегает. Ребенок верит в существование абсолютных субстанций и абсолютных качеств. Большие предметы он считает всегда тяжелыми, а маленькие — всегда легкими. Он не понимает принципа сохранения количества. Так, два равных по весу шарика из пластилина перестают быть равными, когда один из них принимает другую форму, например лепешки. Два ряда предметов, находящиеся во взаимно-однозначном отношении друг напротив друга, становятся неодинаковыми, когда предметы одного из рядов раздвигаются или, наоборот, сдвигаются в кучку. Преодоление эгоцентризма связано с децентрацией мышления, со свободным переносом системы отсчета, овладением понятиями сохранения. Децентрации способствует сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок, выполняя различные роли, становится на различные точки зрения. К децентрации приводит усвоение общественных средств и способов решения задач. Так, для формирования понятий о количестве дошкольников учили пользоваться мерами как объективными критериями в оценке объектов. Меры позволяли отделить друг от друга разные показатели величины, слитые в восприятии и представлении детей. С помощью разных мер ребенок измерял длину, вес, объем и т. п., а результаты фиксировал метками. Опираясь на них, ребенок затем сравнивал предметы по данному параметру (Л.Ф.Обухова). Эгоцентрический характер детской речи состоит в том, что ребенок говорит вслух, сам с собой, лишь со своей точки зрения, не пытаясь встать на точку зрения собеседника, воздействовать на него или что-либо ему сообщить, хотя иллюзия, что его слушают и понимают, у ребенка есть. Другое объяснение феномена эгоцентрической речи дал Л. С. Выготский. Его исследования показали, что эгоцентрическая речь содержит слова, обозначающие действия ребенка, их результаты, а самое главное — высказывания, предваряющие и направляющие практическую деятельность, т.е. она выполняет планирующую функцию. Особенно возрастает эгоцентрическая речь в случае затруднений или нарушений деятельности, когда, пытаясь их осмыслить, ребенок начинает думать вслух. На основе эгоцентрической речи затем возникает внутренняя речь, сохраняющая планирующую функцию и выступающая основой практического и логического мышления. Интериоризация эгоцентрической речи, приводящая к возникновению внутренней, происходит к концу дошкольного возраста. Изменения в мышлении дошкольника прежде всего связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят, во-первых, к появлению развернутого мыслительного процесса — рассуждения, во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, в-третьих, к бурному развитию мыслительных операций. Рассмотрим подробно указанные изменения. Рассуждение начинается с постановки вопроса. Наличие вопроса свидетельствует о проблемности мышления, поскольку в нем отражается возникшая перед ребенком интеллектуальная или практическая задача. У дошкольника вопросы приобретают познавательный характер, свидетельствуют о развитии любознательности, стремления познавать мир. За кажущейся невинностью детских вопросов стоит стремление постичь сложные проблемы бытия, проникнуть в сущность явления или процесса. Пример. Максим Д. (5 лет 9 мес.) спрашивает: «Откуда взялся космос? Кто его создал? Что там, далеко-далеко? Как устроены звезды?» Даша Н. (5 лет 3 мес.) интересуется: «Из чего кожа сделана? Как пальцы к коже прикрепляются? Кожа из материала сделана? (После просмотра мультфильма.) Навсегда ли человек умирает? Все ли люди умирают? Почему Чайковский умер? Навсегда ли умер? Почему не живет? От чего умер?» Вопросы ребенка отражают его интересы и особое видение мира. Возникают они по разным причинам. Чаще всего в результате встречи ребенка с новым объектом, который малыш не может понять. Он хочет познакомиться с ним, найти ему место среди своего прошлого опыта усвоенных знаний. 236 Пример. Даша Н. (5 лет 3 мес.) задает вопросы после того, как посмотрела фильм «Мери Поппинс, до свиданья!». Даша: Как оживают скульптуры? Взрослый: Никак не оживают. Даша: А как в кино мальчик ожил? Почему он белый? Откуда он взял рыбу (дельфина)? Вопросы рождаются и при нарушении сложившихся представлений, когда возникает противоречие между тем, что малыш видит или узнает, и его прошлым опытом, имеющимися знаниями. Пример. Даша Н. (5 лет 3 мес.) умывается: «Мама, сегодня нет дождя. Как же воду делают? Из сосулек?» Ребенок ставит вопросы и тогда, когда хочет утвердиться в правильности своего вывода. Он обращается к взрослому, чтобы тот признал его компетентность. С возрастом такая категория вопросов увеличивается, становясь основной. Дошкольник ищет целесообразность в устройстве действительности, пытается определить назначение предметов, подходит к установлению связей между внешними признаками и назначением объекта. Понимание причинности, доступное ребенку, неуклонно нарастает на протяжении дошкольного возраста. Понимание причинности говорит о чувствительности к противоречиям, об элементах критичности мышления. Критичность проявляется также в том, как ребенок реагирует на небылицы, перевертыши. Малыш замечает в них несоответствие с действительностью. Пример. Максим Д. (5 лет 9 мес), рассматривая картинку, заявляет: «Не быва-ет> что медведь летает. Что скачут задом наперед. Что маленький дедушка скачет на большой лошади. А большой дедушка — на маленькой собаке. Не бывает, что свиньи растут на дереве. Что у вороны такой большой рот». Дошкольник переходит к решению интеллектуальных задач качественно иного уровня, чем в раннем детстве. Он строит свои собственные теории. Возрастает тенденция к самостоятельности, независимости и оригинальности мышления. Малыш объединяет объекты, признаки и свойства, несоединимые на взгляд взрослого. Пример. Максим Д. (5 лет 9 мес.) спрашивает: «Как устроена машина времени?» Взрослый: Не знаю. Еще никто ее не придумал. Максим: Я вырасту, потом придумаю… О, я знаю! Надо взять часы и положить в мотор. И получится машина времени. Ребенок рассуждает вслух, сопоставляя и обобщая, перебирая возможные варианты, аргументируя, обосновывая выводы. Он использует аналогии, пытаясь объяснить неизвестное с помощью известного. Эти объяснения основываются на чувственном восприятии, житейских ситуациях, прочитанных книгах. Мышлению ребенка присуща конкретная образность. В объектах он выделяет наиболее яркие и не всегда существенные признаки, что приводит к необычным, на взгляд взрослого, умозаключениям. Пример. Взрослый: Даша, возьми гранат. Даша Н. (5 лет 3 мес.) гранаты ела давно и забыла, что это Такое. Даша (отказывается): Нет. Он сейчас во рту взорвется. (Смотрит на зернышки граната.) Где гранаты растут? Взрослый: На деревьях. Даша: Когда они созревают? Взрослый: Осенью. Даша: Значит, это грибы. В объяснении процессов и явлений дошкольник применяет одушевление, перенося на природные явления действия и взаимоотношения, существующие среди людей. Пример. Максим Д. (5 лет 9 мес.) объясняет: «Зимой нет листьев, потому что летом они наедаются от корня. А зимой деревья засыпают. Ведь мы не едим, когда спим. Им не холодно. Они под одеялом. Это снег». Своеобразие рассуждений и объяснений связано с тремя основными причинами. Первая — отсутствие или нехватка знаний или их ограниченность, нечеткость, недостаток опыта, когда многое недоступно пониманию ребенка. Вторая — несформирован- ность способов умственной деятельности. Третья — недостаточная критичность мышления. Пример. Даша Н. (5 лет 3 мес.) на улице смотрит на солнце и спрашивает: «А солнце встает?» Взрослый: Встает. Д а ш а: А как оно зевает? Взрослый: Никак. Даша: Раз оно спит, значит, оно зевает. Даша (слушает музыку к балету Чайковского «Щелкунчик»): А Чайковский живой? Взрослый: Он умер. Даша: Раз мы слушаем музыку Чайковского, значит, он живой. Особенности детских рассуждений — не только «недостаток», но и достоинство мышления малыша. Ведь именно они помогают дошкольнику справиться с избытком информации при недостатке знаний, объединить разнообразные и непонятные явления в единое целое, что дает ребенку возможность понять окружающий мир. Подчеркнем, что именно благодаря своеобразию мышления у дошкольника происходит дифференциация явлений: «живое» и «неживое». Например, старшие дошкольники устанавливают взаимосвязь между внешним строением животных и условиями их существования. У них складываются представления об основных условиях роста и развития растений. Дети могут понять некоторые физические явления, установить между ними простейшие закономерности, проводить пррстейшие опыты с объектами неживой природы. Дошкольники пытаются осмыслить не только природные, но и социальные явления. Они анализируют нравственные категории. Мышление направляется на решение моральных проблем. Пример. Максим (5 лет 9 мес): Корыстным быть плохо. Взрослый: Плохо. А что такое корысть? Максим: Это когда дружат за игрушку. Взрослый: Кого можно назвать корыстным? Максим: Антона. Взрослый: Почему? Максим: Когда я пришел в садик первый раз с игрушкой, он стал просить: «Дай поиграть! Дай поиграть!» Я ему дал. Взрослый: А корыстный и жадный — это одно и то же? Максим: Нет. Взрослый: А чем они отличаются? Максим: Корыстный — это когда есть обман и дружба. Взрослый: А жадный? Максим: Нет, обмана нет. Взрослый: Кого можно назвать нетактичным? Максим: Тебя. Взрослый: А тактичным? Максим: Меня. Взрослый: Почему? Максим: Ты все время говоришь: «Дай посмотрю, какой ты растрепанный». Взрослый: А как бы поступил тактичный человек? Максим: Он бы подождал, пока уйдут гости. В развивающихся представлениях об окружающем у ребенка на первый план выходит тенденция не к выделению единичных фактов, броских признаков, а к установлению связей между явлениями. Дети могут устанавливать внутренние существенные связи и отношения действительности. Пример. М а к с и м Д. (5 лет 9 мес): Можно долететь до звезды? Взрослый: Чтобы долететь до звезды, надо много-много световых лет. Максим: Это очень долго? Взрослый: Да, очень. Максим: Я понял, что надо сделать. Надо изобрести космический корабль и посадить туда маму с ребеночком. Но ребеночек такой маленький, когда еще в животике сидит. И отправить их. Ребеночек родится, вырастет и долетит до другой звезды. Область задач, которые решает ребенок, расширяется за счет знаний, полученных от взрослого или в собственной деятельности, наблюдениях. Поэтому приобретение знаний является не самоцелью умственного воспитания, а его средством и в то же время условием развития мышления. Ребенок анализирует свой опыт, устанавливает аналогии знакомого с незнакомым, что приводит его к своеобразным умозаключениям. В конце дошкольного возраста у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения. В то же время познание действительности у дошкольника происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме. Именно усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления. Другое важнейшее направление в развитии мышления дошкольника связано с изменением соотношения между практическим и умственным действием. В практической деятельности ребенок начинает не только выделять, но и использовать связи и отношения между предметами и явлениями, действиями. От выделения простых связей он переходит к более сложным, отражающим взаимосвязи причины и следствия. Ребенок проводит простейшие опыты, экспериментирует, например бросает в ванну с водой различные предметы, чтобы узнать, будут ли они плавать; или ставит стакан с водой в морозильник, чтобы получить лед. Такие опыты подводят ребенка к выводам, обобщенным представлениям. Сначала ребенок еще не может действовать в уме. Он решает задачи с помощью манипуляций с предметами. Постепенно речь включается в процесс решения задачи, но малыш пользуется ею только для названия предметов, с которыми действует. В речи выражается результат решения задачи. Осознаются и словесно обозначаются способы выполнения действия. Детское экспериментирование Н.Н.Поддъяков рассматривал как особую форму познавательной деятельности ребенка, направленную на получение новых, и прежде всего оригинальных, недоступных непосредственному восприятию, сведений о предметах. Такую деятельность ребенок строит самостоятельно, а не в соответствии с заранее заданными схемами взрослого. способы, комбинируя и перестраивая их. Поэтому обязательным и важнейшим компонентом детского экспериментирования выступают пробы и ошибки. В процессе экспериментирования ребенок приобретает новые, неотчетливые знания, не совсем ясные образы. Процесс мышления развивается в двух направлениях: с одной стороны, от незнания к знанию, от неотчетливого знания к отчетливому, а с другой — от понятного к непонятному, от определенного к неопределенному. Для развития мышления у ребенка важно не только усвоение готовых, даваемых взрослыми знаний, но и способность выдвигать неожиданные предположения, высказывать оригинальные суждения, невероятные аналогии, догадки, порождаемые в собственном опыте. Формирование у ребенка качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций. В дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез. Дошкольник сравнивает объекты по более многочисленным признакам, чем ребенок в раннем детстве. Он замечает даже незначительное сходство между внешними признаками предметов и выражает различия в слове. Пример. Ребенок сравнивает две картинки с изображением слонов на тумбах. Воспитатель: Арина, найди, чем отличаются две картинки. Арина (5 лет 7 мес): Я знаю чем. Потому что у него здесь черное с зеленой полосочкой, а здесь зеленое (показывает на коврик на голове у слона). Здесь зеленого больше, здесь меньше. Здесь точечки. Здесь 5 точечек, здесь 3 точечки (показывает на хвост). У него розовый язычок, а у него оранжевый (рассматривает картинку 5 с). У дошкольника изменяется характер обобщений. Дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию объективно более существенных для предмета признаков. Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификации, которая предполагает отнесение объекта к группе на основе видо-родовых признаков. Развитие умения клас- сифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний об окружающем и умением выделять в предмете существенные признаки. Пример. Света В. (5 лет 2 мес.) объясняет: «Это дикие животные. Они живут в лесу. А это домашние животные. Они живут дома. О них заботится человек». Младшие и средние дошкольники выделение классификационных групп нередко мотивируют совпадением внешних признаков («Диван и кресло вместе, потому что стоят в комнате») или на основе использования назначения предметов («их едят», «их на себя надевают»). Старшие дошкольники не только знают обобщающие слова, но и, опираясь на них, правильно мотивируют выделение классификационных групп. Пример. Наташа М. (7 лет) берет в руки картинки, рассматривает 5 с. Начинает раскладывать. Берет карточки и раскладывает: «Корова, собака, кошка, лошадь — это у нас домашние животные». «Теперь дикие, — говорит она и раскладывает, — волк, медведь, лиса, заяц». Затем раскладывает: «Картофель, морковь, помидор, капуста, огурец. Это овощи». Раскладывает: «Автобус, троллейбус, машина, пароход. Это транспорт». «Мебель еще, — говорит и раскладывает, — шкаф, стол, кровать, диван, стул. Теперь игрушки, — раскладывает, — мишка, матрешка, пирамидка». Берет в руки картинку с самолетом, кладет рядом, смотрит на взрослого: «Это транспорт?»’ Взрослый: «Да». Наташа кладет картинку в стопку с транспортом. Если знаний о предмете не хватает, то ребенок снова начинает опираться в классификации на внешние, несущественные признаки. Пример. Света В. (5 лет 2 мес.) относит ананас к овощам, объясняя: «Ананас — это овощ, потому что его продают в овощном магазине».
Развитие мыслительных операций приводит к формированию дедуктивного мышления у ребенка, под которым понимается умение согласовывать свои суждения друг с другом и не впадать в противоречия. Особенности развития мышления в дошкольном возрасте: — ребенок решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным; — освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений; — детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка; — появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления; — ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных; — возникают попытки объяснить явления и процессы; — экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы; — складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость. ⇐ Предыдущая32333435363738394041Следующая ⇒ Читайте также: Алгоритмические операторы Matlab Конструирование и порядок расчёта дорожной одежды Исследования учёных: почему помогают молитвы? Почему терпят неудачу многие предприниматели? |
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1034; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь – 161. |
Развитие мышления в дошкольном возрасте
В отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.
Изменения в мышлении дошкольника прежде всего связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят, во-первых, к появлению развернутого мыслительного процесса – рассуждения, во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, в-третьих, к бурному развитию мыслительных операций.
Рассмотрим подробно указанные изменения. Рассуждение начинается с постановки вопроса. Наличие вопроса свидетельствует о проблемности мышления, поскольку в нем отражается возникшая перед ребенком интеллектуальная или практическая задача. У дошкольника вопросы приобретают познавательный характер, свидетельствуют о развитии любознательности, стремления познавать мир.
За кажущейся невинностью детских вопросов стоит стремление постичь сложные проблемы бытия, проникнуть в сущность явления или процесса.
Вопросы ребенка отражают его интересы и особое видение мира. Возникают они по разным причинам. Чаще всего в результате встречи ребенка с новым объектом, который малыш не может понять. Он хочет познакомиться с ним, найти ему место среди своего прошлого опыта усвоенных знаний.
Вопросы рождаются и при нарушении сложившихся представлений, когда возникает противоречие между тем, что малыш видит или узнает, и его прошлым опытом, имеющимися знаниями. Если новое представление совпадает со сформированным только по некоторым признакам, а по остальным различается, появляется вопрос. Этот вопрос говорит об осознании проблемной ситуации, возникшей уже не только в практической деятельности, а на основе имеющихся представлений. Решение такой проблемы может протекать во внутреннем плане с опорой на образы путем рассуждений.
Ребенок ставит вопросы и тогда, когда хочет утвердиться в правильности своего вывода. Он обращается ко взрослому, чтобы тот признал его компетентность. С возрастом такая категория вопросов увеличивается, становясь основной.
Дошкольник ищет целесообразность в устройстве действительности, пытается определить назначение предметов, подходит к установлению связей между внешними признаками и назначением объекта. Понимание причинности, доступное ребенку, неуклонно нарастает на протяжении дошкольного возраста. Причем существенный перелом наступает примерно в пять лет.
Развитие понимания причинности идет по нескольким направлениям.
Во-первых, ребенок от отражения внешних причин переходит к выделению скрытых, внутренних.
Во-вторых, недифференцированное, глобальное понимание причин сменяется все более дифференцированным и точным объяснением. В-третьих, дошкольник отражает не единичную причину данного явления, а обобщенную закономерность.
Понимание причинности говорит о чувствительности к противоречиям, об элементах критичности мышления. Критичность проявляется также в том, как ребенок реагирует на небылицы, перевертыши. Малыш замечает в них несоответствие с действительностью.
Дошкольник переходит к решению интеллектуальных задач качественно иного уровня, чем в раннем детстве. Он строит свои собственные теории. Возрастает тенденция к самостоятельности, независимости и оригинальности мышления. Малыш объединяет объекты, признаки и свойства, несоединимые на взгляд взрослого.
Ребенок рассуждает вслух, сопоставляя и обобщая, перебирая возможные варианты, аргументируя, обосновывая выводы. Он использует аналогии, пытаясь объяснить неизвестное с помощью известного. Эти объяснения основываются на чувственном восприятии, житейских ситуациях, прочитанных книгах. Мышлению ребенка присуща конкретная образность. В объектах он выделяет наиболее яркие и не всегда существенные признаки, что приводит к необычным, на взгляд взрослого, умозаключениям.
В объяснении процессов и явлений дошкольник применяет одушевление, перенося на природные явления действия и взаимоотношения, существующие среди людей.
Своеобразие рассуждений и объяснений связано с тремя основными причинами. Первая – отсутствие или нехватка знаний или их ограниченность, нечеткость, недостаток опыта, когда многое недоступно пониманию ребенка. Вторая – несформированность способов умственной деятельности. Третья – недостаточная критичность мышления. Анализ сводится к выделению отдельных, нередко случайных признаков. В нем преобладает не объективная, а субъективная сторона, когда ребенок опирается на те признаки, которые соответствуют его интересам, склонностям, желаниям и потребностям. Поэтому его рассуждения, хотя и противоречивы и нередко поверхностны, в то же время оригинальны. Для них характерно не отсутствие логики, а ее своеобразие, когда умозаключение делается путем движения рассуждения от частного к частному, минуя общее.
Особенности детских рассуждений – не только «недостаток», но и достоинство мышления малыша. Ведь именно они помогают дошкольнику справиться с избытком информации при недостатке знаний, объединить разнообразные и непонятные явления в единое целое, что дает ребенку возможность понять окружающий мир.
Подчеркнем, что именно благодаря своеобразию мышления у дошкольника происходит дифференциация явлений: «живое» и «неживое». Например, старшие дошкольники устанавливают взаимосвязь между внешним строением животных и условиями их существования. У них складываются представления об основных условиях роста и развития растений. Дети могут понять некоторые физические явления, установить между ними простейшие закономерности, производить преобразования с явлениями неживой природы. Дошкольники пытаются осмыслить не только природные, но и социальные явления. Они анализируют нравственные категории. Мышление направляется на решение моральных проблем.
В развивающихся представлениях об окружающем у ребенка на первый план выходит тенденция не к выделению единичных фактов, броских признаков, а к установлению связей между явлениями. Дети могут устанавливать внутренние существенные связи и отношения действительности.
Область задач, которые решает ребенок, расширяется за счет знаний, полученных от взрослого или в собственной деятельности, наблюдениях. Поэтому приобретение знаний является не самоцелью умственного воспитания, а его средством и в то же время условием развития мышления. Ребенок анализирует свой опыт, устанавливает аналогии знакомого с незнакомым, что приводит его к своеобразным умозаключениям.
В конце дошкольного возраста у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения. В то же время познание действительности у дошкольника происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме. Именно усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления.
Другое важнейшее направление в развитии мышления дошкольника связано с изменением соотношения между практическим и умственным действием. В практической деятельности ребенок начинает не только выделять, но и использовать связи и отношения между предметами и явлениями, действиями. От выделения простых связей он переходит к более сложным, отражающим взаимосвязи причины и следствия. Ребенок проводит простейшие опыты, экспериментирует, например, бросает в ванну с водой различные предметы, чтобы узнать, будут ли они плавать; или ставит стакан с водой в морозильник, чтобы получить лед. Такие опыты подводят ребенка к выводам, обобщенным представлениям. Сначала ребенок еще не может действовать в уме. Он решает задачи с помощью манипуляций с предметами. Постепенно речь включается в процесс решения задачи, но малыш пользуется ею только для названия предметов, с которыми действует. В речи выражается результат решения задачи. Осознаются и словесно обозначаются способы выполнения действия. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, которая не оторвана от практического действия. Накопленный опыт в процессе множества попыток решить задачу позволяет дошкольнику заранее составить план решения в уме, за которым следует выполнение задачи в наглядно-действенном плане. Только так ребенок может ответить на поставленный вопрос и сформулировать его словесное решение. То есть дошкольник подходит к решению задачи во внутреннем плане, выдавая готовое словесное решение без обращения к практическим действиям. Перестройка между умственным и практическим действиями обеспечивается включением речи в процесс решения задач и связана с тем, что меняется роль речи в этом процессе. Речь начинает предварять действие.
Формирование у ребенка качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций. В дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез. Дошкольник сравнивает объекты по более многочисленным признакам, чем ребенок в раннем детстве. Он замечает даже незначительное сходство между внешними признаками предметов и выражает различия в слове.
У дошкольника изменяется характер обобщений. Дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию объективно более существенных для предмета признаков. Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификации, которая предполагает отнесение объекта к группе на основе видо-родовых признаков. Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний об окружающем и умением выделять в предмете существенные признаки. Причем, чем ближе предметы к личному опыту дошкольника, тем более точное обобщение он делает. Ребенок прежде всего выделяет группы предметов, с которыми он активно взаимодействует: игрушки, мебель, посуду, одежду. С возрастом возникает дифференциация смежных классификационных групп: дикие и домашние животные, чайная и столовая посуда, зимующие и перелетные птицы.
Младшие и средние дошкольники выделение классификационных групп нередко мотивируют совпадением внешних признаков («Диван и кресло вместе, потому что стоят в комнате») или на основе использования назначения предметов («их едят», «их на себя надевают»). Старшие дошкольники не только знают обобщающие слова, но и, опираясь на них, правильно мотивируют выделение классификационных групп.
Развитие мыслительных операций приводит к формированию дедуктивного мышления у ребенка, под которым понимается умение согласовывать свои суждения друг с другом и не впадать в противоречия. Первоначально ребенок, хотя и оперирует общим положением, обосновать его не может или дает случайные обоснования. Постепенно он переходит к правильным выводам.
Особенности развития мышления в дошкольном возрасте:
– ребенок решает мыслительные задачи в представлении – мышление становится внеситуативным;
– освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;
– детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;
– появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;
– ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;
– возникают попытки объяснить явления и процессы;
– экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;
– складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.
Развитие мышления у детей дошкольного возраста
Одной из важных особенностей ребёнка в будущем является развитие мышления уже сегодня. Важно как можно раньше начать уделять этому внимание.
Есть такое понятие как «сензитивный период». Это оптимальный этап для развития того или иного навыка. Для детей периодом, когда закладывается фундамент, является возраст от 1 года до 7 лет.
В статье мы поговорим о стадиях развития мышления у детей, способах, а также связи мышления с другими навыками.
Содержание статьи:
- Особенности мышления в дошкольном возрасте
- Стадии развития мышления
- Мыслительные операции
- Как развивать мышление дошкольника
- Упражнения и игры на развитие мышления у дошкольников
- Заключение
Особенности мышления в дошкольном возрасте
Мозг дошкольника подвижен и податлив, открыт новым знаниям. Именно поэтому полезные привычки, желание заниматься спортом, музыкой, театральным и художественным искусством закладываются именно в дошкольный период.
Для того чтобы ребенок мог анализировать и мыслить необходимо постоянно ставить перед ним новые задачи, а также модернизировать и усложнять уже полученные навыки.
Можно выделить несколько факторов, оказывающих сильное влияние на мышление ребенка:
- Круг общения. Чем старше ребёнок, тем больше вокруг него должно быть детей и взрослых. В этом помогают детские сады, кружки и секции. Малыш должен наблюдать разные модели поведения как взрослых, так и детей.
- Развитие речи. Ребенок учится строить предложения, выражать свои мысли.
- Формирование аналитического мировосприятия. Дошколята характеризуются тем, что обращают внимание на формы, цвет, величину, пространственное расположение и временные рамки.
- Приобретение навыков и умений. Ребенок учится пересказывать, читать по слогам, петь.
- Становление личностных качеств. Характер, адаптивность, инициативность, организованность – всё это формируется в результате воспитательных мероприятий.
- Формирование самооценки. Развитый ребёнок способен оценивать себя.
- Появление самоконтроля. Ребенок учится управлять своим поведением и поступками.
Стадии развития мышления
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное;
- словесно-логическое.
Наглядно-действенное мышление формируется в возрасте 1-3 лет. Когда в результате своих действий ребенок, сам того не осознавая, делает выводы «на будущее». И подтверждением тому являются разобранные на запасные части игрушки, клавиатуры, родительские гаджеты. Целью этих действия является познание «а что там внутри?».
В возрасте 3-7 лет формируется наглядно-образное мышление. Именно в этот период проявляются первые признаки анализа. Например, имея определённые навыки, ребёнок уже может сказать какой игрушка будет на ощупь, видя её на витрине магазина. Многие уже могут прогнозировать ситуацию.
Ближе к 6 годам появляются первые задатки словесно-логического мышления. На этой стадии ребенок начинает давать развернутые ответы после анализа информации, способен выстраивать в правильном порядке последовательность событий, может охарактеризовать практически любой предмет. Речь оказывает первостепенное значение на развитие мышления ребёнка.
Мыслительные операции
Наблюдая за тем, как развивается мышление ребенка, весь мыслительный процесс можно поделить на стадии:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- обобщение.
На стадии сравнение ребёнок учится находить одинаковое в разном, разное в одинаковом. Уместно в этот период давать картинки «найди отличия», играть в мемори (начинать с 6 пар картинок, постепенно увеличивая количество).
На стадии анализа происходит выделение черт, качеств, свойств, используемых материалов и предметов. В своем воображении ребенок может разделить любое изделие на составные части.
Стадия синтеза тесно связана со стадией анализа. Без анализа синтезировать не получится. Пример тому чтение. Не запоминая букв, не понимая как они сливаются в слоги, ребёнок не сможет читать.
Яркими признаками обобщения являются выделение общих признаков предметов, объединение в группы. Как только у ребёнка появляется связная речь, использование большого количества обобщающих понятий – знайте, началась стадия обобщение.
Как развивать мышление дошкольника
Развитие мышления идёт через игру, так как это ведущий вид деятельности. Обыграть можно всё. С педагогической точки зрения следует развивать в разных направлениях. Больше вовлекайте ребёнка в работу по дому.
Ознакомьтесь с таблицей, в ней размещены основные типы упражнений для развития мышления у детей, на которые мы делаем акцент в своих занятиях.
Виды занятий | Описание |
Задание на развитие памяти | Запоминание элементов изображений, последовательность деталей и прочее |
Логические упражнения | Найти то, чего недостает, определение закономерности, используя анализ, сравнение, рассуждение |
Задачи на классификацию | Сортировка, группирование по признакам и подобное |
Упражнения на концентрацию внимания | Нахождение одинаковых свойств, различия между предметами, изображениями и т.![]() |
Задания на развитие пространственного восприятия | Развитие визуализации, пространственного расположения, решение ребусов и головоломок |
Упражнение на развитие аналитических способностей | Поиск деталей, лишнего или не соответствующего действительности |
Задачи на формирование стратегического подхода | Продумывание целой цепочки действий. Анализ последовательностей и результатов |
Упражнения и игры на развитие мышления у дошкольников
Давайте рассмотрим варианты упражнений и игр, которые можно легко использовать в быту всей семьёй.
Игры на развитие наглядно–действенного мышления
- «Разложи по группам» – игра при которой работа глаз и рук является ведущей. Например, разложите перед ребёнком большие ложки, десертные и чайные. Попросите их рассортировать. Ребенок должен решить сам по какому принципу это сделать.
- Игра «Построй ряд».
Здесь можно использовать блоки цилиндров, цветные таблички, тепловые бутылочки, вкусовые бутылочки, танграм и другие материалы. Например, необходимо построить ряд от большого к маленькому. Используются блоки цилиндров из метода Монтессори. Цветные таблички одного цвета, но разных оттенков, необходимо разложить от самого темного до самого светлого.
- Игра «Найди место для матрёшки». Для нее потребуются матрёшки (минимум из 6 частей). Расставляем фигурки в ряд на равном расстоянии друг от друга. Потом просим ребёнка закрыть глаза, убираем одну фигурку, а остальные выравниваем. Малыш открывает глаза и пытается найти место, между какими фигурками стояла матрёшка. По мере выполнения задания количество составляющих должно увеличиваться.
Игры на развитие наглядно-образного мышления
- Игра «На что похоже?». Ее вариаций очень много. Одним из них может быть показ изображения причудливой кляксы. Дайте возможность ребёнку продумать что это, кто это, какой на вкус, какой на запах, чем занимается и другие признаки.
- Игра «Назови одним словом». В зависимости от возраста у ребёнка будет меняться подход к определению предметов. Для у детей 3-4 лет – простые обобщение типа: мебель, посуда, ягоды, цветы. Для ребёнка в возрасте 5 лет обобщение должно быть более глубокое, например: насекомые, дикие животные, домашние животные, профессии и прочее. Дети 6-7 лет уже оперируют такими понятиями, как животные Африки, Азии, фрукты Европы, Азии и т.п.
- Игра «Дай определение». Ребёнку предлагается предмет, который он характеризует. Например, показываем кружку, которую нужно описать: большая, папина, хрупкая, стеклянная и др. А потом ребёнок вам показывает предмет, а вы характеризуете.
Игры на развитие словесно-логического мышления
- Игра «Собери картинку». Она является аналогией пазлов. Задача ребёнка из нескольких деталей собрать целую картинку. Чем старше малыш, тем больше деталей.
- Игра «Продолжи ряд». Нарисуйте цепочку и ряд бусин в определенной последовательности жёлтая, зелёная, голубая, розовая, а потом повторите ряд один раз и предложите ребёнку продолжить.
Чем старше ребёнок, тем больше бусин, меняются их размеры.
- «Противоположности». Игра на подбор противоположного. Например, вы говорите холодный, а ребёнок подбирает горячий; мокрый-сухой; чёрный-белый и прочее.
- Игра «Угадай о чём речь». Вы последовательно описываете предмет, а ребенок догадывается о чём идёт речь. Например: круглый, полосатый, сладкий, сочный – арбуз.
В заключении
Каким ребенок вырастет, с каким характером, насколько хорошо будет развито его мышление – все это закладывается в детстве.
В наших развивающих центрах занятия для детей дошкольного возраста основаны на зарекомендовавших себя методах Т. Бьюзена, Н. Зайцева, М. Монтессори, З. Дьенеша, А. Валявского, Косиновой, Е. Железновой, Г. Домана. Мы используем специализированные материалы, направленные на развитие мышления у детей согласно сензитивного периода. Приходите на занятия и убедитесь в этом сами.
Математическое и научное мышление у трех- и четырехлетних детей — Better Kid Care — Penn State Extension
Дошкольные годы, в возрасте трех и четырех лет, — это время, когда маленькие дети погружаются в обширные исследования тем, которые их интересуют. Дошкольники быстро развивают умственные способности мыслить математическим и научным образом, чтобы изучать и понимать свои любимые темы. Дошкольники также видят доказательства использования математических и научных концепций в повседневной жизни: от раскладывания нужного количества салфеток для перекуса до предсказания и проверки направления, в котором будет двигаться мяч при ударе по нему. Изучите способности, развиваемые дошкольниками, которые помогают им мыслить более сложными способами.
Разбирать и собирать
Чем занимаются дети
Тройки и четверки играют с понятиями частей и целых. Они очарованы внутренностями вещей и тем, как различные части заставляют целое работать. Они понимают, как собрать части вместе, чтобы сделать целое. Все, что они создают, становится более сложным и продуманным.
Что могут предоставить лица, осуществляющие уход
- Выброшенные мелкие бытовые приборы и настоящие инструменты для их разборки.
- Книги, иллюстрирующие внутренности животных, растений, зданий, машин и т. д.
- Инструменты для исследования (лупы, пинцеты), бумага и карандаши для записи увиденного.
Что могут говорить и делать воспитатели
- Имейте место для хранения незавершенной работы, чтобы помочь детям расширить свои исследования на несколько дней.
- Стимулируйте и развивайте любознательность детей. («Интересно, как он выглядит внутри. Как вы думаете, что мы там найдем? Как мы могли узнать?»)
- Попросите детей описать свои мысли и решения по мере того, как они строят («Что вы сделали дальше?», «Что делает эта часть?», «Что еще вам нужно?»).
Наблюдение за изменениями в себе
Что делают дети
Дошкольники проявляют большой интерес к себе и любят рассматривать и обсуждать свои младшие фотографии. Они гордятся тем, как они выросли и изменились. Это возможность познакомить учащихся с измерениями, составлением графиков, записью наблюдений и другими математическими и естественными навыками.
Что могут предоставить лица, осуществляющие уход
- Инструменты для измерения роста и веса (начните с нестандартных способов измерения, а затем введите стандартные инструменты измерения, такие как линейки, позже).
- Детские книги о росте и изменении детей и фотографии детей в младенческом и раннем возрасте.
Что могут сказать и сделать опекуны
- Заставьте детей замечать и записывать свой собственный рост с течением времени, а не сравнивать их с другими детьми.
- Помимо размера, помогите детям определить и записать другие способы их изменения.
- Распространите интерес детей к собственному росту на рост и развитие других живых существ.
- Поощряйте измерения, подсчеты, составление графиков и запись.
Создание представлений
Что делают дети
Дошкольники умеют и заинтересованы в воссоздании точных моделей вещей, которые они наблюдали. Рисование или лепка объекта часто является частью научного исследования и может увеличить внимание к деталям, что может вызвать любопытство. Даже младшие дошкольники проявляют удивительный уровень внимания, сосредоточенности и интереса, когда изобразительное рисование и лепка являются частью их исследования.
Что могут предоставить лица, осуществляющие уход
- Инструменты для рисования и раскрашивания, помогающие рисовать детали (цветные карандаши, маркеры с тонкими точками).
- Плотная пластилин для лепки (вместо пластилина) и инструменты для лепки.
- Зона, где дети могут выставить свои скульптуры или сфотографироваться с моделями.
Что могут говорить и делать опекуны
- Поговорите с детьми о создании моделей на основе наблюдений и о том, чем это отличается от создания моделей на основе их воображения.
- Говорите с детьми о том, что они видят. Прокомментируйте детали, представленные в их модели.
Распознавание цифр
Что делают дети
В дошкольном возрасте дети устанавливают связь, что определенный письменный символ – «5» – обозначает количество и соответствует словесному слову, обозначающему это количество. Поскольку в символе, похожем на сумму, нет ничего, дети узнают названия и символы для каждой суммы посредством многократного воздействия и использования цифр в игре и повседневной деятельности.
Что могут предложить опекуны
- Игры с написанием цифр.
- Головоломки, книги, схемы и другие материалы, связывающие написанные цифры с их количеством.
Что могут говорить и делать лица, осуществляющие уход
- Включите счет, словесные ярлыки и письменные символы в повседневную деятельность. («Сколько детей хотят добавить клубнику в свой йогурт? Один, два, три, четыре — хорошо, четверо детей. Давайте напишем цифру 4 в нашей таблице».)
- Дайте детям образцы числительных, на которые они могут ссылаться, но не беспокойтесь о точности их первых попыток.
Со временем они улучшатся.
Имейте в виду: научное мышление включает в себя предсказание того, что произойдет дальше, проверку этих предсказаний и наблюдение за результатом, запись этого результата каким-то образом и сообщение другим об обнаруженных фактах. Математическое мышление включает в себя знание цифр, счет, создание моделей, распознавание геометрических фигур, измерение и организацию числовой информации с использованием диаграмм и графиков. Дошкольники могут освоить все эти навыки, если эти навыки встроены в деятельность и исследования, которые сосредоточены на детских интересах и любознательности.
Советы 16-12
Скачать публикацию
Математическое и научное мышление у трех- и четырехлетних детей (PDF)
Детали статьи
Трех- и четырехлетнее мышление в математике годовалые
Эта публикация доступна в альтернативных СМИ на запрос.
Вехи развития речи и языка
Как развиваются речь и язык?
Первые 3 года жизни, когда развивается и созревает мозг, являются наиболее интенсивным периодом для приобретения речевых и языковых навыков. Эти навыки лучше всего развиваются в мире, богатом звуками, образами и постоянным воздействием речи и языка других людей.
По-видимому, существуют критические периоды для развития речи и языка у младенцев и детей младшего возраста, когда мозг лучше всего способен усваивать язык. Если эти критические периоды пройдут без контакта с языком, его будет труднее выучить.
Каковы основные этапы развития речи и языка?
Первые признаки общения появляются, когда младенец узнает, что крик принесет пищу, утешение и дружеское общение. Новорожденные также начинают распознавать важные звуки в своем окружении, такие как голос матери или основного опекуна. По мере взросления младенцы начинают различать звуки речи, из которых состоят слова их языка. К 6 месяцам большинство детей узнают основные звуки своего родного языка.
Дети различаются по развитию речи и языковых навыков. Тем не менее, они следуют естественному прогрессу или графику овладения языковыми навыками. Контрольный список основных этапов нормального развития речи и языковых навыков у детей от рождения до 5 лет приведен ниже. Эти вехи помогают врачам и другим специалистам в области здравоохранения определить, находится ли ребенок на правильном пути или ему или ей может потребоваться дополнительная помощь. Иногда задержка может быть вызвана потерей слуха, а иногда – нарушением речи или языка.
В чем разница между расстройством речи и языковым расстройством?
У детей, которым трудно понять, что говорят другие (рецептивная речь) или поделиться своими мыслями (экспрессивная речь), может быть нарушение речи. Специфическое нарушение речи (SLI) — это языковое расстройство, которое задерживает овладение языковыми навыками. Некоторые дети с SLI могут не начать говорить до третьего или четвертого года жизни.
Дети, у которых есть проблемы с произношением звуков речи или которые колеблются или заикаются во время разговора, могут иметь расстройство речи. Апраксия речи — это расстройство речи, которое затрудняет объединение звуков и слогов в правильном порядке для образования слов.
Что делать, если у моего ребенка наблюдается задержка речи или языка?
Если у вас есть какие-либо опасения, обратитесь к врачу вашего ребенка. Ваш врач может направить вас к логопеду, который является медицинским работником, обученным оценивать и лечить людей с нарушениями речи или языка. Логопед расскажет вам об общении и общем развитии вашего ребенка. Он или она также будет использовать специальные устные тесты для оценки вашего ребенка. Проверка слуха часто включается в оценку, потому что проблемы со слухом могут повлиять на развитие речи и языка. В зависимости от результатов обследования логопед может предложить занятия, которые вы можете выполнять дома, чтобы стимулировать развитие вашего ребенка. Они также могут порекомендовать групповую или индивидуальную терапию или предложить дальнейшее обследование у аудиолога (медицинского работника, обученного выявлению и измерению потери слуха) или психолога, занимающегося вопросами развития (медицинского работника, имеющего специальные знания в области психологического развития младенцев и детей). .
Какие исследования проводятся в области развития речи и языковых проблем?
Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств (NIDCD) спонсирует широкий спектр исследований, чтобы лучше понять развитие речевых и языковых расстройств, улучшить диагностические возможности и разработать более эффективные методы лечения. Постоянной областью исследований является поиск лучших способов диагностики и дифференциации различных типов задержки речи. Большое исследование, в котором приняли участие примерно 4000 детей, собирает данные по мере роста детей, чтобы установить надежные признаки и симптомы конкретных речевых нарушений, которые затем можно использовать для разработки точных диагностических тестов. Дополнительные генетические исследования направлены на поиск совпадений между различными генетическими вариациями и конкретными нарушениями речи.
Исследователи, спонсируемые NIDCD, обнаружили один генетический вариант, который, в частности, связан со специфическим нарушением речи (SLI), расстройством, которое задерживает использование детьми слов и замедляет их овладение языковыми навыками в школьные годы. Это открытие впервые связывает наличие отдельной генетической мутации с любым видом наследственного нарушения речи. Дальнейшие исследования изучают роль, которую этот генетический вариант может также играть в дислексии, аутизме и нарушениях речи и звука.
Долгосрочное исследование того, как глухота влияет на мозг, изучает, как мозг «перестраивает» себя, чтобы приспособиться к глухоте. На данный момент исследования показали, что глухие взрослые реагируют быстрее и точнее, чем слышащие взрослые, когда наблюдают за движущимися объектами. Это продолжающееся исследование продолжает изучение концепции «пластичности мозга» — способов, которыми на мозг влияют состояния здоровья или жизненный опыт, — и того, как это можно использовать для разработки стратегий обучения, которые способствуют здоровому языку и развитию речи в раннем детстве.
На недавнем семинаре, созванном NIDCD, собралась группа экспертов для изучения проблем, связанных с подгруппой детей с расстройствами аутистического спектра, у которых к 5 годам отсутствует функциональная вербальная речь. Потому что эти дети очень отличаются друг от друга. , без набора определяющих характеристик или моделей когнитивных сильных и слабых сторон разработка стандартных оценочных тестов или эффективных методов лечения была затруднена. Семинар включал в себя серию презентаций, чтобы познакомить участников с проблемами, с которыми сталкиваются эти дети, и помочь им определить ряд пробелов в исследованиях и возможностей, которые можно было бы решить в будущих исследованиях.
Что такое голос, речь и язык?
Голос, речь и язык — это инструменты, которые мы используем для общения друг с другом.
Голос — это звук, который мы издаем, когда воздух из наших легких проталкивается между голосовыми связками в гортани, заставляя их вибрировать.
Речь говорит, что является одним из способов выражения языка. Он включает в себя точно скоординированные действия мышц языка, губ, челюсти и речевого тракта для производства узнаваемых звуков, составляющих язык.
Язык — это набор общих правил, которые позволяют людям осмысленно выражать свои идеи. Язык может выражаться устно или посредством письма, жестов или других жестов, таких как моргание глаз или движения рта.
Контрольный список слуха и коммуникативного развития вашего ребенка
От рождения до 3 месяцев
Реакция на громкие звуки
ДА НЕТ
Успокаивается или улыбается, когда с ним разговаривают
ДА НЕТ
Распознает ваш голос и успокаивается, если вы плачете
ДА НЕТ
При кормлении начинает или прекращает сосать в ответ на звук
ДА НЕТ
Воркует и издает приятные звуки
ДА НЕТ
Имеет особый способ плакать для различных потребностей
ДА НЕТ
Улыбается, когда видит вас
ДА НЕТ
От 4 до 6 месяцев
Следит глазами за звуками
ДА НЕТ
Реагирует на изменение тона вашего голоса
ДА НЕТ
Замечает игрушки, которые издают звуки
ДА НЕТ
Обращает внимание на музыку
ДА НЕТ
Лепечет, как речь, и использует множество различных звуков, включая звуки, начинающиеся с букв “п”, “б” и “м”.
ДА НЕТ
Смеется
ДА НЕТ
Болтует, когда возбужден или недоволен
ДА НЕТ
Издает булькающие звуки, когда один или играет с вами
ДА НЕТ
От 7 месяцев до 1 года
Любит играть в прятки и в лепешки
ДА НЕТ
Поворачивается и смотрит в сторону звуков
ДА НЕТ
Слушает, когда к нему обращаются
ДА НЕТ
Понимает слова, обозначающие обычные предметы, такие как «чашка», «обувь» или «сок».
ДА НЕТ
Отвечает на запросы («Иди сюда»)
ДА НЕТ
Болтовня с использованием долгих и коротких групп звуков («тата, упуп, бибиби»)
ДА НЕТ
Болтовня для привлечения и удержания внимания
ДА НЕТ
Общается с помощью жестов, таких как махание руками или поднятие рук
ДА НЕТ
Имитирует различные звуки речи
ДА НЕТ
Имеет одно или два слова («Привет», «собака», «Папа» или «Мама») к первому дню рождения
ДА НЕТ
1-2 года
Знает несколько частей тела и может указать на них, когда спросят
ДА НЕТ
Выполняет простые команды («Катить мяч») и понимает простые вопросы («Где твоя обувь?»)
ДА НЕТ
Любит простые истории, песни и стишки
ДА НЕТ
Указывает на картинки в книгах, если они названы
ДА НЕТ
Регулярно усваивает новые слова
ДА НЕТ
Использует вопросы из одного или двух слов («Где котенок?» или «Пока-пока?»)
ДА НЕТ
Соединяет два слова («Еще cookie»)
ДА НЕТ
Использует много разных согласных звуков в начале слов
ДА НЕТ
От 2 до 3 лет
Говорит почти обо всем
ДА НЕТ
Использует фразы из двух или трех слов, чтобы говорить о вещах и спрашивать о них
ДА НЕТ
Использует звуки k, g, f, t, d и n
ДА НЕТ
Говорит так, чтобы его понимали члены семьи и друзья
ДА НЕТ
Называет предметы, чтобы спросить о них или обратить на них внимание
ДА НЕТ
От 3 до 4 лет
Слышит вас, когда вы звоните из другой комнаты
ДА НЕТ
Слышит телевизор или радио на том же уровне звука, что и другие
членов семьи
ДА НЕТ
Ответы на простые вопросы «Кто?» “Какая?” “Где?” и почему?” вопросы
ДА НЕТ
Рассказывает о занятиях в детском саду, дошкольном учреждении или домах друзей
ДА НЕТ
Использует предложения из четырех и более слов
ДА НЕТ
Говорит легко, без повторения слогов или слов
ДА НЕТ
4-5 лет
Внимательно изучает рассказ и отвечает на простые вопросы по нему
ДА НЕТ
Слышит и понимает большую часть того, что говорят дома и в школе
ДА НЕТ
Использует предложения, содержащие много деталей
ДА НЕТ
Рассказывает истории по теме
ДА НЕТ
Легко общается с другими детьми и взрослыми
ДА НЕТ
Правильно произносит большинство звуков, за исключением некоторых (л, с, р, в, з, ч, ш и ч)
ДА НЕТ
Использует рифмующиеся слова
ДА НЕТ
Называет некоторые буквы и цифры
ДА НЕТ
Использует грамматику для взрослых
ДА НЕТ
Этот контрольный список основан на вопросе Как ваш ребенок слышит и говорит ?, любезно предоставленном Американской ассоциацией по изучению речи, языка и слуха.
Где я могу найти дополнительную информацию об этапах развития речи и языка?
NIDCD поддерживает каталог организаций, которые предоставляют информацию о нормальных и нарушенных процессах слуха, равновесия, вкуса, обоняния, голоса, речи и языка.
Используйте следующие ключевые слова, чтобы помочь вам найти организации, которые могут ответить на вопросы и предоставить информацию о развитии речи и языка:
- Раннее выявление потери слуха у детей
- Язык
- Логопеды
Информационный центр NIDCD
1 Communication Avenue
Bethesda, MD 20892-3456
Бесплатный голосовой телефон: (800) 241-1044
Бесплатный телефон для телетайпа: (800) 241-1055
Электронная почта: nihdcinfo.nihdcinfo:
.gov
Интеллектуальное развитие детей — Fraser Health Authority
Как стимулировать интеллектуальный рост.
Что такое когнитивное или интеллектуальное развитие?
Когнитивное или интеллектуальное развитие означает рост способности ребенка мыслить и рассуждать. Речь идет о том, как они организуют свой разум, идеи и мысли, чтобы понять мир, в котором живут.
Некоторые вехи интеллектуального развития, которые вы можете заметить у пяти- и шестилетних детей, включают:0003
- Увеличение словарного запаса до 2000 слов, предложений из пяти и более слов.
- Может считать до 10 объектов одновременно, может копировать сложные формы.
- Начинает рассуждать и спорить, использует такие слова, как почему и потому что.
- Понимать такие понятия, как вчера, сегодня и завтра.
- Умеют сидеть за партой, следовать указаниям учителя и выполнять простые задания самостоятельно.
Некоторые вехи интеллектуального развития, которые вы можете заметить у детей в возрасте от 7 до 11 лет, включают:
- Более продолжительная концентрация внимания и готовность брать на себя больше ответственности, например, выполнять работу по дому.
- Понимать дроби, деньги и концепцию пространства.
- Может указывать время и называть месяцы и дни недели по порядку.
- Наслаждайтесь чтением книги самостоятельно.
Подростки в возрасте от 12 до 18 лет способны к сложному мышлению. Это включает в себя способность:
- Думать абстрактно о возможностях.
- Разум из известных принципов, формирование собственных новых идей или вопросов.
- Рассмотрите множество точек зрения, сравнивая или обсуждая идеи или мнения.
- Думать о процессе мышления, осознавая действие мыслительных процессов.
Узнайте больше об этапах интеллектуального роста и развития детей.
Как я могу способствовать интеллектуальному развитию ребенка в возрасте от 5 до 11 лет?
Важно, чтобы родители и опекуны понимали текущую интеллектуальную стадию своего ребенка, чтобы они могли предлагать мероприятия, поддерживающие когнитивное или интеллектуальное развитие своего ребенка. Творческая и художественная игра помогает в обучении и развитии, позволяя детям участвовать в решении проблем, где нет правильных ответов. В творческой деятельности процесс важнее конечного продукта.
- Посещение библиотеки повысит их словарный запас, воображение и желание учиться. Читательский билет — отличный способ познакомить ребенка с понятиями заимствования и ответственности.
- Познакомьте ребенка с музеями, новыми районами и выставками.
- Проводите как можно больше времени без перерыва со своим ребенком один на один.
- Избегайте длительного просмотра телевизора, видео и компьютерных игр.
- Организуйте дома домашнее задание и распорядок дня.
- Если вас беспокоит успеваемость вашего ребенка, поговорите с учителем вашего ребенка.
Какие виды интеллектуального роста происходят в подростковом возрасте?
Ребенок раннего подросткового возраста:
- Использует более сложное мышление, сосредоточенное на принятии личных решений в школе и дома.
- Начинает использовать формальные логические операции в школьных заданиях.
- Начинает сомневаться в авторитетах и стандартах общества.
- Начинает формировать и высказывать собственные мысли и взгляды на различные темы. Вы можете услышать, как ваш ребенок говорит о том, какие виды спорта или группы он предпочитает и какие родительские правила следует изменить.
Ребенок среднего подросткового возраста:
- Расширяет мышление, включая более сложные, философские и футуристические вопросы.
- Часто более подробно расспрашивает, более подробно анализирует.
- Думает и начинает формировать свой собственный этический кодекс (Что я считаю правильным?).
- Думает о разных возможностях и начинает развивать свою личность (Кто я?).
- Начинает систематически рассматривать возможные будущие цели (Чего я хочу?).
Ребенок позднего подросткового возраста:
- Использует сложное мышление, чтобы сосредоточиться на менее эгоистичных концепциях и принятии личных решений.
- Усилил мысли о глобальных понятиях, таких как справедливость, история, политика и патриотизм.
- Часто вырабатывает идеалистические взгляды на темы, может спорить и развивать нетерпимость к противоположным взглядам.
- Начинает думать о карьерных решениях и своей новой роли во взрослом обществе.
Узнайте больше об этапах интеллектуального роста и развития детей.
Как я могу способствовать здоровому интеллектуальному развитию моего подростка?
По мере взросления дети становятся более изощренными в своем мышлении, становятся более логичными и систематическими в своих мыслительных процессах. Чтобы улучшить их когнитивное развитие на этом этапе:
- Включайте их в обсуждения различных тем, проблем и текущих событий.
- Поощряйте их делиться с вами идеями и мыслями.
- Поощряйте их мыслить независимо, развивать собственные идеи и ставить цели.
- Предложите им подумать о возможностях будущего.