Какое учебное заведение – Какие виды вузов существуют? | edugid.ru

Содержание

Какие виды вузов существуют? | edugid.ru

Какие виды вузов бывают?

Высшие учебные заведения не всегда носят статус университетов. При выборе вуза абитуриент может столкнуться с интересным фактом — в России есть: 

  • просто университеты; 
  • федеральные университеты; 
  • национальные исследовательские университеты; 
  • академии; 
  • институты. 

Новичок вряд ли сразу определит, в чем разница. Частенько даже люди, которые завершили учебу в вузе, не могут точно определить, в чем особенность конкретного статуса учебного заведения. 

Университеты и их виды 

Университеты — учебные заведения, которые предлагают образовательные программы более чем по 7 специальностям. Образовательные программы в таких учебных заведениях могут быть не только вузовскими, но и профессиональными послевузовскими. Университеты могут быть частными и государственными. 

Особый статус имеют федеральные университеты. Сегодня в этом статусе находится всего 8 учебных заведений. Речь идет о вузах, которые считаются главными в целом округе. Они могут осуществлять прикладные и фундаментальные научные исследования. 

НИУ (национальные исследовательские университеты) — учебное заведение, которое осуществляет как научную, так и образовательную деятельность. Каждый год число НИУ может меняться. Статус выдается на 10 лет. Сегодня его имеют всего три десятка вузов. 

Что такое академия ?

Академия — высшее учебное заведение, которое реализует программы высшего образования и послевузовские программы обучения. Академия специализируется только на одном направлении. Например, учебное заведение может работать в сфере здравоохранения. Некоторые учебные заведения имеют отношение к культуре и искусству. 

Выбирать академию как место для учебы стоит в том случае, если абитуриенту интересна конкретная сфера деятельности. В стране работают академии предпринимательства, художественные академии и другие учебные заведения. 

Институт 

Институты работают в еще более узкой области, чем академии. Чаще всего это одна специальность. Очень популярны педагогические институты, которые выпускают педагогов в разных сферах. Эти учебные заведения есть практически в каждом городе. В обычном университете специальности педагога в конкретном направлении может не быть. Зато в институте соответствующего направления она точно имеется. Выбирая учебное заведения, абитуриенту нужно учитывать свои интересы, чтобы учеба не наскучила на втором-третьем году обучения.

Место для рекламы

Баннер, Лозунг или краткая информация

edugid.ru

Учебное заведение – это… Что такое Учебное заведение?


Учебное заведение
Учебное заведение
ЗАВЕДЕ́НИЕ, -я, ср. (устар.). Предприятие, учреждение. Торговое, промышленное з.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

.

  • учебниковый
  • УЧЕБНЫЙ

Смотреть что такое “Учебное заведение” в других словарях:

  • Учебное заведение — прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством это учреждение, осуществляющее образовательный процесс …   Википедия

  • учебное заведение — См …   Словарь синонимов

  • учебное заведение — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN school …   Справочник технического переводчика

  • учебное заведение — ▲ учреждение ↑ для (чего), обучение класс. альма матер. ректорат. ректор. проректор. факультет подразделение вуза по к л. отрасли знаний. деканат. декан руководитель факультета. день открытых дверей. закрытое учебное заведение …   Идеографический словарь русского языка

  • Учебное заведение интегрированное — Интегрированное учебное заведение учреждение или организация образования (как правило, профессионального), реализующие образовательные программы разных уровней… Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 03.09.2005 N 1340 р <О КОНЦЕПЦИИ… …   Официальная терминология

  • общеобразовательное учебное заведение (какое) — ▲ учебное заведение ↑ для (чего), обучение, основа, знания школа общеобразовательное среднее учебное заведение. начальная школа. средняя школа. семилетка. десятилетка. колледж. коллеж. пансион. интернат. гимназия. прогимназия. корпус (кадетский… …   Идеографический словарь русского языка

  • специализированное учебное заведение (какое) — ▲ учебное заведение ↑ для (чего), обучение, профессия училище специализированное среднее учебное заведение. техникум. политехникум. семинария уч. заведение для подготовки служителей религ. культа (духовная #). бурса. медресе. мектеб. хедер. курсы …   Идеографический словарь русского языка

  • Высшее учебное заведение — Запрос «Вуз» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Московский государственный университет …   Википедия

  • Лицей (учебное заведение) — Лицей (др. греч. Λύκειον)  учебное заведение. История лицеев В в XVIII XIX веках (до 1917)  вид среднего и высшего учебного заведения, В конце XX XXI веке  среднее учебное заведение, главная задача которого  специализированная подготовка… …   Википедия

  • Среднее специальное учебное заведение — ССУЗ Среднее Специальное Учебное Заведение. Состоит из: НПО  учреждений Начального профессионального образования СПО  учреждений Среднего профессионального образования Поступив на обучение в среднее специальное учебное заведение,… …   Википедия

Книги

  • Высшее учебное заведение в г. Ярославле имени Демидова в первый век его образования и деятельности, 6 июня, 1803-1903 года: исторический очерк, В.Г. Щеглов, Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1903 года (издательство`I?Aroslavl? : Tip. Gub. pravleni?i?a`). В… Категория: Библиотековедение Издатель: Нобель Пресс, Производитель: Нобель Пресс, Подробнее  Купить за 1312 грн (только Украина)
  • Высшее учебное заведение в г. Ярославле имени Демидова в первый век его образования и деятельности, 6 июня, 1803-1903 года: исторический очерк, В.Г. Щеглов, Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1903 года (издательство “I?Aroslavl?: Tip. Gub. pravleni?i?a” )… Категория: Гуманитарные науки Серия: – Издатель: Нобель Пресс, Подробнее  Купить за 1014 руб
  • Введение в Четвероевангелие. Учебное пособие для высших учебных заведение, Протоиерей Алексей Емельянов, “Введение в Четвероевангелие” представляет собой учебное пособие, знакомящее с проблематикой современных библейских исследований. В нем помимо стандартных разделов об историко-культурном… Категория: Библия. Книги Священного Писания Издатель: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Подробнее  Купить за 443 руб
Другие книги по запросу «Учебное заведение» >>

dic.academic.ru

Какое учебное заведение выбрать – Новый Вариант

На сегодняшний день этот вопрос, с одной стороны, легко решаемый из-за огромного многообразия учебных заведений, как средне-специальных, так и высших. С другой стороны, именно огромный выбор порой ставит в тупик. И первое решение, который необходимо принять – поступать в средне-специальное учебное заведение, после 9 класса или же пойти в ВУЗ после 11-го?

СУЩЕСТВУЕТ стереотип, что колледж – ступень образования более низкая, чем ВУЗ. Это в корне неверное суждение. Отличие средне-специального образования в том, что оно обеспечивает профессиональные знания, в то время как вузовское обучение направлено на научно-теоретическую подготовку. Главная задача колледжа – подготовка компетентных и грамотных специалистов-практиков, востребованных на современном рынке труда, своего рода «технической элиты» с рабочими навыками, а вуза – научных кадров. Поэтому можно смело утверждать, что среднее профессиональное образование является более доступным, массовым и практикоориентированным.

Преимущества обучения

Большинство учреждений СПО дают возможность к основной специальности получить ряд смежных профессий, что делает выпускников более квалифицированными, а значит, дефицитными. Заслуживает внимания тот факт, что дополнительная подготовка проводится абсолютно бесплатно. Еще одним преимуществом колледжа является относительная легкость поступления – конкурс и требования здесь значительно ниже, чем в вузе, а бюджетных мест гораздо больше. И, наконец, за короткий промежуток учебы в колледже можно разобраться, насколько верно выбрана специальность, и уже осознанно определиться с выбором вуза. Другими словами, колледж – это «удобный» мостик для перехода из школы в вуз. С одной стороны он подготавливает студентов к серьезным университетским требованиям, а с другой – уделяет каждому учащемуся индивидуальное «школьное» внимание». Кто-то может возразить, говоря о том, что работодатели неохотно принимают на работу без высшего образования. Однако стоит только посмотреть на объявления и все станет понятно, в первую очередь везде требуются специалисты с опытом работы. Выпускник техникума вполне сможет устроиться на работу и продолжить учиться в университете. Позже он будет иметь огромные преимущества перед выпускниками ВУЗов — отличную практику и опыт работы. На самом деле преимущество высшего образования – это просто сложившийся и привычный стереотип. Само по себе такое суждение совершенно неверное. Средне — специальное образование дает отличные профессиональные знания и практическую основу, в отличие от вузовского обучения, где основной упор делается на научную и теоретическую подготовку. Главная задача техникумов и колледжей – подготовить грамотных и компетентных специалистов практиков, которые будут востребованы на рынке труда. Выпускников этих учебных заведений можно смело отнести к «технической элите», обладающей необходимыми рабочими навыками.

Престиж профессии

Все профессии нужны, все профессии важны, просто мы стали забывать о значимости многих из них. Сегодня невозможно найти хорошего столяра, кузнеца и даже повара, которые бы имели творческий подход к своему ремеслу, а ведь работа таких мастеров оценивается на высшем уровне. Обладатели вузовских дипломов годами нарабатывают навык, чтобы добиться хоть каких-то результатов в профессиональном и финансовом плане. Специалисты со средним профессиональным образованием имеют прекрасную возможность продемонстрировать свои навыки уже во время обучения и добиться успехов в жизни.

Виды учебных заведений, в которых можно получить СПО:

1. Колледжи.

Это ссузы, которые реализуют основные программы среднего профессионального образования на уровнях углубленной и базовой подготовки.

2. Училища и техникумы.

Это ссузы, в которых обучение проходит по основным программам начального профессионального образования, а также среднего профессионального образования, но только на уровне базовой подготовки. Итак, ответ на вопрос: «Что значит среднее профессиональное образование» – формулируется так: «Это значит, что специалист обладает глубокой подготовкой по своему профилю и может занимать все основные должности среднего звена на производстве, в частных фирмах или в государственных организациях». Вне зависимости от того, выберете вы образование среднее специальное или высшее, главнее всего – выбрать профессию, которая придется по душе. Выбирая будущую специальность, задайтесь вопросом – «Какая работа для меня станет праздником, а не тяжелой обязанностью?». Если у вас получилось ответить – не сомневайтесь не считайтесь со стереотипами, навязанными обществом. Довольный жизнью человек – и успешный работник, не обязательно должен быть выпускником престижного университета. Он вполне может получить и среднее специальное образование.

 

new-variant.ru

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ это что такое ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ: определение — Педагогика.НЭС

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (пед.)

здесь: три вида высших учебных заведений, осуществляющих подготовку студентов по психолого-педагогическим специальностям: 1. Педагогические высшие учебные заведения; 2. Университеты и институты, осуществляющие (в том числе) подготовку студентов по психолого-педагогическим специальностям; 3. Негосударственные вузы, имеющие лицензию и аккредитацию. См. также Негосударственные ВУЗы, Педагогические высшие учебные заведения, Университеты

Оцените определение:

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (ВУЗы)

образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием для народного хозяйства, науки, культуры. Вузы проводят научные исследования фундаментального и прикладного характера, осуществляют последипломное образование, повышение квалификации; реализуют в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования. Процесс получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования призван прежде всего удовлетворять потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Организация в вузе научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и студентов и использование их результатов в образовательном процессе призвано внести вклад в развитие наук и искусств. Тем же целям служит подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов с высшим образованием и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Вузы способствуют формированию у студентов гражданской позиции, развитию способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; сохранению и приумножению нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространению знаний среди населения, повышению его образовательного и культурного уровня. Вузы самостоятельно формируют свою структуру, за исключением своих филиалов, которые являются обособленными структурными подразделениями и проходят лицензирование и аттестацию образовательных учреждений самостоятельно, а государственную аккредитацию – в составе вуза. С 90-х гг. в Рос. Федерации стала развиваться сеть негосударственных вузов. В 2000 году насчитывалось 939 вузов, в т.ч. 590 государственных и 349 негосударственных. Самый большой контингент студентов государственных вузов обучается по дневной форме обучения (2213 тыс. чел.), по заочной форме – 1278 тыс. чел., по вечерней – 228 тыс. чел.), в форме экстерната – 9 тыс. чел. Численность студентов в негосударственных вузах – 345 тыс. чел., наибольший контингент обучается заочно – 173 тыс. чел., на дневном обучении – 140 тыс. чел., на вечернем – 31 тыс. чел. и в форме экстерната – 9 тыс. чел. Осн. виды вузов: университет, академия, институт. Стало употребляться понятие “высшая школа” (например, Государственный университет – Высшая школа экономики в Москве). В 2000 из 590 государственных вузов 277 являлись университетами, 163 – академиями, 150 – прочими вузами. Статус вуза определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. см. Высшее учебное заведение (2)7

Оцените определение:

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

вузы, осуществляют высшее образование и предоставляют обучающимся программы разного уровня для удовлетворения образоват. потребностей личности и проф. подготовки в разл. отраслях культуры, экономики, здравоохранения, науки; ведут исследоват. работу, переподготовку и повышение квалификации специалистов.

К В. у. з. относятся ун-ты (в т. ч. техн., мед., с.-х., пед.), ин-ты разл. профиля (инж., с.-х., худож. и т. п.), академии, консерватории. В нек-рых странах к вузам относят колледжи. Во мн. странах помимо светских существуют духовные В. у. з.

Понятия В. у. з. не были равнозначными в разл. эпохи и в разных странах. Значит. разница в уровнях высш. образования, в методах и сроках подготовки специалистов существует и в совр. В. у. з.

Прообразом В. у. з. были высшие для своего времени филос. школы периода античности, в к-рых преподавание ориентиро

didacts.ru

учебное заведение – это… Что такое учебное заведение?


учебное заведение
educational institution

Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.

  • учебное время
  • учебное плавание

Смотреть что такое “учебное заведение” в других словарях:

  • Учебное заведение — прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством это учреждение, осуществляющее образовательный процесс …   Википедия

  • Учебное заведение — ЗАВЕДЕНИЕ, я, ср. (устар.). Предприятие, учреждение. Торговое, промышленное з. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • учебное заведение — См …   Словарь синонимов

  • учебное заведение — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN school …   Справочник технического переводчика

  • учебное заведение — ▲ учреждение ↑ для (чего), обучение класс. альма матер. ректорат. ректор. проректор. факультет подразделение вуза по к л. отрасли знаний. деканат. декан руководитель факультета. день открытых дверей. закрытое учебное заведение …   Идеографический словарь русского языка

  • Учебное заведение интегрированное — Интегрированное учебное заведение учреждение или организация образования (как правило, профессионального), реализующие образовательные программы разных уровней… Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 03.09.2005 N 1340 р <О КОНЦЕПЦИИ… …   Официальная терминология

  • общеобразовательное учебное заведение (какое) — ▲ учебное заведение ↑ для (чего), обучение, основа, знания школа общеобразовательное среднее учебное заведение. начальная школа. средняя школа. семилетка. десятилетка. колледж. коллеж. пансион. интернат. гимназия. прогимназия. корпус (кадетский… …   Идеографический словарь русского языка

  • специализированное учебное заведение (какое) — ▲ учебное заведение ↑ для (чего), обучение, профессия училище специализированное среднее учебное заведение. техникум. политехникум. семинария уч. заведение для подготовки служителей религ. культа (духовная #). бурса. медресе. мектеб. хедер. курсы …   Идеографический словарь русского языка

  • Высшее учебное заведение — Запрос «Вуз» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Московский государственный университет …   Википедия

  • Лицей (учебное заведение) — Лицей (др. греч. Λύκειον)  учебное заведение. История лицеев В в XVIII XIX веках (до 1917)  вид среднего и высшего учебного заведения, В конце XX XXI веке  среднее учебное заведение, главная задача которого  специализированная подготовка… …   Википедия

  • Среднее специальное учебное заведение — ССУЗ Среднее Специальное Учебное Заведение. Состоит из: НПО  учреждений Начального профессионального образования СПО  учреждений Среднего профессионального образования Поступив на обучение в среднее специальное учебное заведение,… …   Википедия

Книги

  • Высшее учебное заведение в г. Ярославле имени Демидова в первый век его образования и деятельности, 6 июня, 1803-1903 года: исторический очерк, В.Г. Щеглов, Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1903 года (издательство`I?Aroslavl? : Tip. Gub. pravleni?i?a`). В… Категория: Библиотековедение Издатель: Нобель Пресс, Производитель: Нобель Пресс, Подробнее  Купить за 1312 грн (только Украина)
  • Высшее учебное заведение в г. Ярославле имени Демидова в первый век его образования и деятельности, 6 июня, 1803-1903 года: исторический очерк, В.Г. Щеглов, Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1903 года (издательство “I?Aroslavl?: Tip. Gub. pravleni?i?a” )… Категория: Гуманитарные науки Серия: – Издатель: Нобель Пресс, Подробнее  Купить за 1014 руб
  • Введение в Четвероевангелие. Учебное пособие для высших учебных заведение, Протоиерей Алексей Емельянов, “Введение в Четвероевангелие” представляет собой учебное пособие, знакомящее с проблематикой современных библейских исследований. В нем помимо стандартных разделов об историко-культурном… Категория: Библия. Книги Священного Писания Издатель: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Подробнее  Купить за 443 руб
Другие книги по запросу «учебное заведение» >>

dic.academic.ru

Учебные заведения

120

Опрос
  • Выберите подкатегорию
  • Автоспорт
  • Автострахование
  • Аграрное право
  • Административное право
  • Архитектура, Скульптура
  • Банки и Кредиты
  • Баня, Массаж, Фитнес
  • Беременность, Роды
  • Болезни, Лекарства
  • Бухгалтерия, Аудит, Налоги
  • Военная служба
  • Вокруг света
  • Воспитание детей
  • Врачи, Клиники, Страхование
  • Вторые блюда
  • ВУЗы, Колледжи
  • Выбор автомобиля, мотоцикла
  • Выбор, покупка аппаратуры
  • Гадания
  • ГИБДД, Обучение, Права
  • Гороскопы
  • Готовим в …
  • Готовим детям
  • Гражданское право
  • Гуманитарные науки
  • Десерты, Сладости, Выпечка
  • Детские сады
  • Детское здоровье
  • Дизайн, Верстка
  • Дикая природа
  • Документы
  • Домашние животные
  • Домашние задания
  • Домашняя бухгалтерия
  • Домоводство
  • Дополнительное образование
  • Другие виды спорта
  • Дружба
  • Естественные науки
  • Железо
  • Живопись, Графика
  • Жилищное право
  • Загар, Солярий
  • Загородная жизнь
  • Закуски и Салаты
  • Занятия спортом
  • Здоровый образ жизни
  • Зимние виды спорта
  • Знакомства
  • Игры без компьютера
  • Идеи для подарков
  • Интернет
  • Кадровые агентства
  • Карты, Транспорт, GPS
  • Кино, Театр
  • Климат, Погода, Часовые пояса
  • Клубы, Дискотеки
  • Комнатные растения
  • Компьютерные и Видео игры
  • Консервирование
  • Конституционное право
  • Концерты, Выставки, Спектакли
  • Коррекция веса
  • Косметика, Парфюмерия
  • Лингвистика
  • Литература
  • Любовь
  • Магия
  • Макроэкономика
  • Маникюр, П

elhow.ru

Высшее учебное заведение — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Вы́сшее уче́бное заведе́ние (сокращённо вуз, в соответствии с нормами русского языка пишется строчными буквами[1]) — учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование и осуществляющее научную деятельность.

Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населённых пунктах.

Каждое высшее учебное заведение имеет устав и является автономным субъектом правовых отношений. Вуз должен иметь лицензию, которая даёт право на образовательную деятельность. Для того чтобы иметь право выдавать выпускникам вуза диплом государственного образца, вуз должен быть аккредитован (аккредитация даётся вузу, как правило, после аттестации). Обучение в вузе, как правило, длится от 4 до 6 лет и может быть дневным (очным), вечерним (очно-заочным) и заочным. Наиболее распространёнными формами обучения являются аудиторное и дистанционное. Условно вузы подразделяются на гуманитарные и технические[2].

Виды высших учебных заведений

В России

В настоящее время в Российской Федерации существуют следующие виды высших учебных заведений[3]:

  • Федеральный университет — ведущее высшее образовательное учреждение на территории федерального округа, центр науки и образования[4]. По состоянию на 2016 год в России существует 10 ФУ[5].
  • Университет — многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания.
    • Особый правовой статус как уникальные научно-образовательные комплексы, старейшие вузы страны, имеющие огромное значение для развития российского общества, имеют два университета[6]:
    • Национальный исследовательский университет — высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Звание НИУ присуждается на десятилетний срок на конкурсной основе. Первым двум вузам статус национального исследовательского университета был присвоен в 2008 году[7]. Далее Министерством образования и науки Российской Федерации были проведены конкурсы: по итогам конкурса в 2009 году статус НИУ был присвоен 12 вузам[8], в 2010 году — 15 вузам[9], в 2015 году — 21 вузу[10].
  • Академия — готовит широкий круг специалистов какого-либо направления человеческой деятельности (сельское хозяйство, здравоохранение, искусство, туризм, экономика, финансы и т. п.).
  • Институт — занимается подготовкой специалистов для работы в определённой области профессиональной деятельности.

Научные исследования производятся в высших учебных заведениях всех типов, однако в университетах они, как правило, носят фундаментальный характер.

Белоруссия

В Белоруссии учреждения высшего образования могут быть следующих видов:

По форме собственности они могут быть как государственными, так и частными. Академия — только государственной формы собственности.

Также особенностью белорусских вузов является то, что вузы государственной формы собственности могут быть любого вида из вышеуказанных, в то время как частные вузы могут быть исключительно институтами.

Старейшим высшим учебным заведением на территории Республики является Белорусская государственная сельскохозяйственная академия (основана в 1840 году).

В Белоруссии два ведущих вуза в национальной системе образования: Белорусский государственный университет[11], основанный 30 октября 1921 года, и Академия управления при Президенте Республики Беларусь[12], образованная 29 января 1991 года. Статус ведущего вуза в республике закреплён законодательно и имеет две разновидности: ведущий вуз в национальной системе образования и ведущий вуз в отрасли[13]. Статус ведущего вуза в отрасли имеет несколько вузов (в частности, Белорусский национальный технический университет, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Белорусский государственный медицинский университет и другие).

Структура высших учебных заведений

В своей основе структура высших учебных заведений появилась более 500 лет назад.

Возглавляет высшее учебное заведение ректор, его заместителями по различным направлениям работы являются проректоры, которые решают оперативные и тактические вопросы работы вуза. Стратегические вопросы развития вуза обычно решает его Учёный совет.

Основные подразделения высших учебных заведений

  • Факультет — учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, повышение квалификации специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые он объединяет. В университетах и академиях отдельные факультеты могут функционировать на правах внутривузовских институтов.
  • Кафедра — подразделение, осуществляющее подготовку студентов в рамках определённой специализации.
  • Аспирантура и докторантура.
  • Подготовительное отделение для абитуриентов.

Также при вузах могут существовать колледжи (в этом случае по его окончании также даётся диплом вуза, но не о высшем образовании, а о среднем профессиональном). В структуру высшего учебного заведения могут входить библиотеки, вычислительные центры, опытные производства, сельскохозяйственные угодья, клиники, НИИ и др. Многие высшие учебные заведения издают собственные газеты.

При ведущих высших учебных заведениях ВАК организует диссертационные советы по присуждению учёных степеней.

Разновидности вузов

Списки

Напишите отзыв о статье “Высшее учебное заведение”

Примечания

  1. «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 года, [therules.ru/abbreviations/#111 § 111].
    [gramota.ru/spravka/buro/29_413672 ГРАМОТА.РУ — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Справка | Справочное бюро]
  2. [economics.ihbt.ifmo.ru/ru/article/11075/professionalnaya_napravlennost_studentov_tehnicheskogo_vuza.htm Профессиональная направленность студентов технического вуза]. — Нестерова Н. Б.
  3. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ст. 9
  4. [web.archive.org/web/20090601070025/www.gzt.ru/education/2008/05/07/154049.html Указом президента Российской Федерации создана сеть федеральных университетов // 07.05.2008 GZT.ru]
  5. Андрей Фурсенко: Базой для развития высшей школы станут федеральные и национальные исследовательские университеты (mon.gov.ru/press/reliz/6718/).
  6. Федеральный закон от 10.11.2009 № 259-ФЗ «[www.rg.ru/printable/2009/11/13/universitety-dok.html О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете]»
  7. Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 г. № 1448 «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов»
  8. [mon.gov.ru/pro/niu/6077/ Список победителей конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет»]
  9. [mon.gov.ru/dok/akt/7168/ Список победителей второго конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет»]
  10. [government.ru/docs/20415 О продлении до 2020 года государственной поддержки ведущих университетов России в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров]. government.ru. Проверено 11 февраля 2016.
  11. [pravo.by/webnpa/text.asp?start=1&RN=P30600586 Устав Белорусского государственного университета]
  12. [pravo.by/webnpa/text.asp?start=1&RN=P30900275#Заг_Утв_1 Устав Академии управления при Президенте Республики Беларусь]
  13. [www.pravo.by/webnpa/text.asp?r=0&RN=c20201745 Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении положения о порядке признания учреждения, обеспечивающего получение высшего образования, ведущим в национальной системе образования, ведущим в отрасли»]

Литература

  • Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в редакции от 31 декабря 2005 года)

Ссылки

  • [www.edu.ru/abitur/act.4/index.php Раздел «Высшие учебные заведения» на федеральном портале «Российское образование»]

Отрывок, характеризующий Высшее учебное заведение

Наполеон заметил смущение Балашева при высказывании последних слов; лицо его дрогнуло, левая икра ноги начала мерно дрожать. Не сходя с места, он голосом, более высоким и поспешным, чем прежде, начал говорить. Во время последующей речи Балашев, не раз опуская глаза, невольно наблюдал дрожанье икры в левой ноге Наполеона, которое тем более усиливалось, чем более он возвышал голос.
– Я желаю мира не менее императора Александра, – начал он. – Не я ли осьмнадцать месяцев делаю все, чтобы получить его? Я осьмнадцать месяцев жду объяснений. Но для того, чтобы начать переговоры, чего же требуют от меня? – сказал он, нахмурившись и делая энергически вопросительный жест своей маленькой белой и пухлой рукой.
– Отступления войск за Неман, государь, – сказал Балашев.
– За Неман? – повторил Наполеон. – Так теперь вы хотите, чтобы отступили за Неман – только за Неман? – повторил Наполеон, прямо взглянув на Балашева.
Балашев почтительно наклонил голову.
Вместо требования четыре месяца тому назад отступить из Номерании, теперь требовали отступить только за Неман. Наполеон быстро повернулся и стал ходить по комнате.
– Вы говорите, что от меня требуют отступления за Неман для начатия переговоров; но от меня требовали точно так же два месяца тому назад отступления за Одер и Вислу, и, несмотря на то, вы согласны вести переговоры.
Он молча прошел от одного угла комнаты до другого и опять остановился против Балашева. Лицо его как будто окаменело в своем строгом выражении, и левая нога дрожала еще быстрее, чем прежде. Это дрожанье левой икры Наполеон знал за собой. La vibration de mon mollet gauche est un grand signe chez moi, [Дрожание моей левой икры есть великий признак,] – говорил он впоследствии.
– Такие предложения, как то, чтобы очистить Одер и Вислу, можно делать принцу Баденскому, а не мне, – совершенно неожиданно для себя почти вскрикнул Наполеон. – Ежели бы вы мне дали Петербуг и Москву, я бы не принял этих условий. Вы говорите, я начал войну? А кто прежде приехал к армии? – император Александр, а не я. И вы предлагаете мне переговоры тогда, как я издержал миллионы, тогда как вы в союзе с Англией и когда ваше положение дурно – вы предлагаете мне переговоры! А какая цель вашего союза с Англией? Что она дала вам? – говорил он поспешно, очевидно, уже направляя свою речь не для того, чтобы высказать выгоды заключения мира и обсудить его возможность, а только для того, чтобы доказать и свою правоту, и свою силу, и чтобы доказать неправоту и ошибки Александра.
Вступление его речи было сделано, очевидно, с целью выказать выгоду своего положения и показать, что, несмотря на то, он принимает открытие переговоров. Но он уже начал говорить, и чем больше он говорил, тем менее он был в состоянии управлять своей речью.
Вся цель его речи теперь уже, очевидно, была в том, чтобы только возвысить себя и оскорбить Александра, то есть именно сделать то самое, чего он менее всего хотел при начале свидания.
– Говорят, вы заключили мир с турками?
Балашев утвердительно наклонил голову.
– Мир заключен… – начал он. Но Наполеон не дал ему говорить. Ему, видно, нужно было говорить самому, одному, и он продолжал говорить с тем красноречием и невоздержанием раздраженности, к которому так склонны балованные люди.
– Да, я знаю, вы заключили мир с турками, не получив Молдавии и Валахии. А я бы дал вашему государю эти провинции так же, как я дал ему Финляндию. Да, – продолжал он, – я обещал и дал бы императору Александру Молдавию и Валахию, а теперь он не будет иметь этих прекрасных провинций. Он бы мог, однако, присоединить их к своей империи, и в одно царствование он бы расширил Россию от Ботнического залива до устьев Дуная. Катерина Великая не могла бы сделать более, – говорил Наполеон, все более и более разгораясь, ходя по комнате и повторяя Балашеву почти те же слова, которые ои говорил самому Александру в Тильзите. – Tout cela il l’aurait du a mon amitie… Ah! quel beau regne, quel beau regne! – повторил он несколько раз, остановился, достал золотую табакерку из кармана и жадно потянул из нее носом.
– Quel beau regne aurait pu etre celui de l’Empereur Alexandre! [Всем этим он был бы обязан моей дружбе… О, какое прекрасное царствование, какое прекрасное царствование! О, какое прекрасное царствование могло бы быть царствование императора Александра!]
Он с сожалением взглянул на Балашева, и только что Балашев хотел заметить что то, как он опять поспешно перебил его.
– Чего он мог желать и искать такого, чего бы он не нашел в моей дружбе?.. – сказал Наполеон, с недоумением пожимая плечами. – Нет, он нашел лучшим окружить себя моими врагами, и кем же? – продолжал он. – Он призвал к себе Штейнов, Армфельдов, Винцингероде, Бенигсенов, Штейн – прогнанный из своего отечества изменник, Армфельд – развратник и интриган, Винцингероде – беглый подданный Франции, Бенигсен несколько более военный, чем другие, но все таки неспособный, который ничего не умел сделать в 1807 году и который бы должен возбуждать в императоре Александре ужасные воспоминания… Положим, ежели бы они были способны, можно бы их употреблять, – продолжал Наполеон, едва успевая словом поспевать за беспрестанно возникающими соображениями, показывающими ему его правоту или силу (что в его понятии было одно и то же), – но и того нет: они не годятся ни для войны, ни для мира. Барклай, говорят, дельнее их всех; но я этого не скажу, судя по его первым движениям. А они что делают? Что делают все эти придворные! Пфуль предлагает, Армфельд спорит, Бенигсен рассматривает, а Барклай, призванный действовать, не знает, на что решиться, и время проходит. Один Багратион – военный человек. Он глуп, но у него есть опытность, глазомер и решительность… И что за роль играет ваш молодой государь в этой безобразной толпе. Они его компрометируют и на него сваливают ответственность всего совершающегося. Un souverain ne doit etre a l’armee que quand il est general, [Государь должен находиться при армии только тогда, когда он полководец,] – сказал он, очевидно, посылая эти слова прямо как вызов в лицо государя. Наполеон знал, как желал император Александр быть полководцем.
– Уже неделя, как началась кампания, и вы не сумели защитить Вильну. Вы разрезаны надвое и прогнаны из польских провинций. Ваша армия ропщет…
– Напротив, ваше величество, – сказал Балашев, едва успевавший запоминать то, что говорилось ему, и с трудом следивший за этим фейерверком слов, – войска горят желанием…
– Я все знаю, – перебил его Наполеон, – я все знаю, и знаю число ваших батальонов так же верно, как и моих. У вас нет двухсот тысяч войска, а у меня втрое столько. Даю вам честное слово, – сказал Наполеон, забывая, что это его честное слово никак не могло иметь значения, – даю вам ma parole d’honneur que j’ai cinq cent trente mille hommes de ce cote de la Vistule. [честное слово, что у меня пятьсот тридцать тысяч человек по сю сторону Вислы.] Турки вам не помощь: они никуда не годятся и доказали это, замирившись с вами. Шведы – их предопределение быть управляемыми сумасшедшими королями. Их король был безумный; они переменили его и взяли другого – Бернадота, который тотчас сошел с ума, потому что сумасшедший только, будучи шведом, может заключать союзы с Россией. – Наполеон злобно усмехнулся и опять поднес к носу табакерку.
На каждую из фраз Наполеона Балашев хотел и имел что возразить; беспрестанно он делал движение человека, желавшего сказать что то, но Наполеон перебивал его. Например, о безумии шведов Балашев хотел сказать, что Швеция есть остров, когда Россия за нее; но Наполеон сердито вскрикнул, чтобы заглушить его голос. Наполеон находился в том состоянии раздражения, в котором нужно говорить, говорить и говорить, только для того, чтобы самому себе доказать свою справедливость. Балашеву становилось тяжело: он, как посол, боялся уронить достоинство свое и чувствовал необходимость возражать; но, как человек, он сжимался нравственно перед забытьем беспричинного гнева, в котором, очевидно, находился Наполеон. Он знал, что все слова, сказанные теперь Наполеоном, не имеют значения, что он сам, когда опомнится, устыдится их. Балашев стоял, опустив глаза, глядя на движущиеся толстые ноги Наполеона, и старался избегать его взгляда.
– Да что мне эти ваши союзники? – говорил Наполеон. – У меня союзники – это поляки: их восемьдесят тысяч, они дерутся, как львы. И их будет двести тысяч.
И, вероятно, еще более возмутившись тем, что, сказав это, он сказал очевидную неправду и что Балашев в той же покорной своей судьбе позе молча стоял перед ним, он круто повернулся назад, подошел к самому лицу Балашева и, делая энергические и быстрые жесты своими белыми руками, закричал почти:
– Знайте, что ежели вы поколеблете Пруссию против меня, знайте, что я сотру ее с карты Европы, – сказал он с бледным, искаженным злобой лицом, энергическим жестом одной маленькой руки ударяя по другой. – Да, я заброшу вас за Двину, за Днепр и восстановлю против вас ту преграду, которую Европа была преступна и слепа, что позволила разрушить. Да, вот что с вами будет, вот что вы выиграли, удалившись от меня, – сказал он и молча прошел несколько раз по комнате, вздрагивая своими толстыми плечами. Он положил в жилетный карман табакерку, опять вынул ее, несколько раз приставлял ее к носу и остановился против Балашева. Он помолчал, поглядел насмешливо прямо в глаза Балашеву и сказал тихим голосом: – Et cependant quel beau regne aurait pu avoir votre maitre! [A между тем какое прекрасное царствование мог бы иметь ваш государь!]
Балашев, чувствуя необходимость возражать, сказал, что со стороны России дела не представляются в таком мрачном виде. Наполеон молчал, продолжая насмешливо глядеть на него и, очевидно, его не слушая. Балашев сказал, что в России ожидают от войны всего хорошего. Наполеон снисходительно кивнул головой, как бы говоря: «Знаю, так говорить ваша обязанность, но вы сами в это не верите, вы убеждены мною».

wiki-org.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *