Учебное заведение | это… Что такое Учебное заведение?
Учебное заведение
Уче́бное заведе́ние — прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством — это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон РФ “Об образовании”).
В настоящее время в русском языке понятие «учебное заведение» более употребительно в отношении учреждений среднего и высшего профессионального образования (колледж, вуз, университет, институт и т. п.) и включено в понятийный аппарат законодательства о профессиональном образовании.(см. например Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании»)
Содержание
|
Школа и образование
XVII век
С 1621 г. для царя издается первая рукописная газета «Куранты», состоявшая в основном из переводных статей иностранных изданий, которую писали переводчики Посольского приказа. В обиход входит печатная продукция, изготовлявшаяся на московском Печатном дворе. Массовыми тиражами издаются пособия по грамматике и арифметике: опубликован в 1634 г. печатный букварь («Азбука») Василия Бурцева, затем несколько раз переиздавался, а при распродаже его в Москве в 1651 г. за один день было продано 2400 экз.; в 1648 г. опубликована «Грамматика» Мелетия Смотрицкого в 1682 г. появилась в продаже таблица умножения — «Считание удобное для купующих или продающих»; в конце XVII века появился иллюстрированный букварь Кариона Истомина, а также рукописные руководства по арифметике. выпускались также «Псалтыри» и «Часословы».
Грамоте детей обучали либо в семье, либо духовные лица, дьячки и подьячие. Насущным становился вопрос организации обучения.
В 1621 г. в Немецкой слободе (ныне район Бауманской ул.) в Москве была открыта школа, в которой изучались иностранные языки — латинский, немецкий.
Боярин Ф.М. Ртищев устроил школу для молодых дворян при Андреевском монастыре, где обучали греческому, латинскому, риторике и философии.
В 1632 г. приехал от александрийского патриарха монах Иосиф. Его убедили остаться в Москве и поручили переводить на славянский язык греческие полемические книги против латинских ересей, а также «на учительском дворе учить малых робят греческому языку и грамоте». Но скоро Иосиф умер и дело не пошло.
Близ патриаршего двора (в Чудовом монастыре) учредили греко-латинскую школу, которой управлял грек Арсений, но скоро он был сослан за «неправоверие».
В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для приказов. Возглавлял школу Симеон Полоцкий. Изучались грамматика и латинский язык.
В 1680 г. открыта школа при Печатном дворе, где обучалось 232 ученика. Главным предметом был греческий язык.
В Аптекарском приказе обучали фармацевтов и врачей.
XVIII век
XVIII век привнес изменения в процесс обучения: появились новые подходы к образованию.
Богословие стали преподавать только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства. Епархиальных школ насчитывалось 46.
В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревской башни была основана Школа математических и навигационных наук. В том же 1701 г. была открыта Артиллерейская школа; в 1707 г. — Медицинское училище; в 1712 г. — Инженерная школа. В 1715 г. старшие классы Школы математических и навигационных наук были переведены в Петербург и преобразована в Морскую академию (ныне Высшая военно-морская академия).
К концу первой четверти XVIII в. по указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 циферные школы с 2000 учащимися. Дети солдат учились в гарнизонных школах.
При металлургических заводах на Урале и в Олонецком крае правительство организовало первые горные школы, готовивших специалистов горного дела.
Закладывались основы для развития системы замкнутых сословных школ, сложившейся к середине XVIII в.
В 1732 г. учрежден Корпус кадетов или Сухопутный шляхетский (дворянский) корпус. После окончания этого учебного заведения дворянские дети получали офицерские чины.
С 30-х гг. широко использовалось записывать в полк малолетних детей, т.ч. эти дети ко времени совершеннолетия получали по выслуге лет офицерский чин.
При Анне Иоанновне (1730 — 1741) были учреждены Морской, Артиллерийский и Пажеский корпуса.
При Елизавете (1741—1762) были реорганизованы военно-учебные заведения. В 1744 г. вышел указ о расширении сети начальных школ. Открыты первые гимназии: в Москве (1755 г.) и в Казани (1758 г.). В 1755 г. по инициативе И.И. Шувалова основан Московский университет, а в 1760 г. — Академия художеств.
Во второй половине XVIII в. прослеживаются две тенденции в образовании: расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности.
1782 — 1786 гг. — школьная реформа.
В 1782 г. утвержден Устав народных училищ. В каждом городе учреждались главные училища с 4-мя классами, а в уездных городах — малые народные училища с 2-мя классами. Введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система; разрабатывались методики преподавания, единые учебные планы. В проведении этой реформы большую роль сыграл сербский педагог Ф.И. Янкович де Мириево. К концу века насчитывалось 550 учебных заведений с 60-70 тыс. учеников.
Училища, шляхетские горпуса, благородные пансионы и гимназии при Московском университете — составляли структуру среднего образования в России.
Система закрытых учебных заведений разработана Екатериной II совместно с президентом Академии художеств и директором Сухопутного шляхетского корпуса И. И. Бецким.
XIX век
К нач. XIX в. общеобразовательная школа была представлена 2-х и 4-х -классными народными училищами, находящимися в городах. Общеобразовательные гимназии были в Москве, Петербурге и Казани. Действовали специализированные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, различного типа духовные училища. Московский университет был высшим учебным заведением.
При Александре I (1801 — 1825 гг.)
В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений.
Новые принципы в системе образования:
- бессословность учебных заведений,
- бесплатность обучения на низших его ступенях,
- преемственность учебных программ.
Структура учебных заведений:
- одноклассное приходское училище,
- 3-х классное уездное училище,
- 7-летняя гимназия в губернском городе,
- университет.
Всей системой образования ведало Главное управление училищ.
Появилось 6 университетов: в 1802 г. — Дерптский, в 1803 г. — Виленский, в 1804 г. — Харьковский и Казанский; а открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет. В 1832 г. Виленский университет был закрыт, а в 1834 г. был основан Киевский. Территория России была разделена на 6 учебных округов, которые возглавляли попечители. Над попечителями стояли ученые советы при университетах.
В 1804 г. вышел Университетский устав, предоставлявший университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего округа.
В 1804 г. также вышел первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.
Появились первые привилегированные средние университетские заведения — лицеи: в 1811 г. — Царскосельский, в 1817 г. — Ришельевский в Одессе, в 1820 г. — Нежинский.
При Николае I (1825 — 1855)
При Николае I образование приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и др. городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников.
В 1827 г. издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. Основу народного просвещения стал составлял принцип сословности и бюрократической централизации.
В 1828 г. — школьный устав, по которому начальное и среднее образование делилось на 3-и категории:
- для детей низших сословий — одноклассные приходские училища (изучались 4-е правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий»).
- для средних сословий, т.е. мещан и купцов — трехклассные училища (геометрия, география, история).
- для детей дворян и чиновников — семиклассные гимназии (там готовили к поступлению в университет).
В 1835 г. издается новый Университетский устав. Он ограничивал автономию университетов, запрещал университетский суд и фактически привел к установлению полицейского надзора за студентами.
В нач. XIX в. существовало 5 кадетских корпусов. К сер. XIX в. их насчитывалось 20.
Если в нач. XIX в. числилось 35 православных семинарий и 76 архиерейских школ (низших духовных школ), то в 1854 г. их стало соответственно 48 и 223.
В 1832 г. учреждена Императорская военная академия, готовившая офицеров Генерального штаба. В 1855 г. возникли Артиллерийская и Инженерная академии.
Расширилась сеть промышленно технических учебных заведений: в 1828 г. учреждается Технологический институт, в 1830 г. — Архитектурное училище, а в 1832 г. – Училище гражданских инженеров (в 1842 г. оба эти училища были объединены в Строительное училище), в 1842 г. в Белоруссии было открыто Горыгорецкое земледельческое училище, преобразованное в 1848 г. в Земледельческий институт, в 1835 г. в Москве основан Межевой институт. Кроме этого появились Институт инженеров путей сообщения, Лесной институт, Практический политехнический институт, Горный институт, Практическая коммерческая академия, Земледельческая школа, частная Горнозаводская школа, Техническое училище.
При Александре II (1855-1881)
В 1863 г. издается новый Университетский устав. Он вернул прежнюю автономию университетам, в соответствии с Уставом от 1803 г., ликвидированную Николаем I в 1835 г. Восстанавливалась самостоятельность университетов при решении административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.
В 1864 г. издан «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Вводилось доступное всесословное образование. Возникали наряду с государственными земские , церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии разделились на классические и реальные. В них принимали детей из всех сословий, способных оплатить обучение.
В 1869 г. созданы первые женские учебные заведения — «Высшие женские курсы» с университетскими программами.
Учебные заведения в России до 1917 года
- Военно-учебные заведения – военные академии, военные училища, юнкерские училища, кадетские корпуса, военные прогимназии, (военные школы) и т. д. Первое военно-учебное заведенеи в России было создано при Петре I, который в 1700 г. основал в Москве «Школу математических и навигацких наук» для подготовки к службе в артиллерии, инженерах и во флоте. Первое военное училище открыто в 1795 году в Гатчине.
- Волостные училища — начальные школы в России в XIX веке, готовившие писарей для палат государственных имуществ и для сельских управлений.
- Воскресные школы — частные или общественные общеобразовательные, профессиональные или религиозные учебнеы заведения, обучение в которых проводится по воскресным дням. В России во второй половине XIX — начале XX века подобные общеобразовательные учебные заведения учреждались интеллигенцией для неграмотных и малограмотных рабочих, крестьян, ремесленников, служащих, а также работающих детей и подростков.
- Высшие начальные училища — начальные школы в России в небольших городах. До середины XIX века назывались уездными училищами, с 1872 года – городскими училищами, с 1912 года переименованы в высшие начальные училища.
- Высшие женские курсы — высшие женские учебные заведения. Возникли с разрешения правительства с 1869 года (первые учреждения данного типа возникли в Москве и Петербурге).
- Гимназии — среднее общеобразовательное учебное заведение. Первая в России светская средняя общеобразовательная гимназия основана в Петербурге в 1726 году при Академии наук под названием Академическая гимназия (просуществовала до 1805 года). В соответствии с уставом, утвержденным в 1864 году открывались классические гимназии и реальные гимназии.
- Духовная академия — высшее религиозное (православное) учебное заведение. Московская духовная академия — первое в России высшее учебное заведение, открытое в 1685 году (до 1814 года называлась «Славяно-греко-латинская академия»), закрыта в 1919 году, возрождена в 1943 году.
- Духовная семинария — православное учебное заведение, готовившее кадры священнослужителей в России
- Земские школы — начальные школы, открывавшиеся земствами (и находившиеся в их ведении) в сельских местностях.
- Институты – светские высшие учебные заведения, которые готовили в основном специалистов технических и естественнонаучных отраслей. Сущестовали политехнические и технологические институты, институты инженеров железнодорожного транспорта, коммерческие, сельскохозяйственные, педагогические, медицинские институты. В 1802-1804 годах был открыт первый в России
- Институты благородных девиц — средние учебные заведения закрытого типа с полным пансионом, преимущественно для дочерей из дворянксих семей.
- Кадетские корпуса — начальное военно-учебное заведение с полным пансионом.
- Коммерческие училища — средние учебные заведения, готовившие учащихся к коммерческой деятельности.
- Народные училища — средние учебные заведения, готовившие учителей для начальных учебных завдений, Первое заведение данного типа открыто в Петербурге в 1783 г. и просуществовало до 1804 г.
- Курсы — платные светские высшие учебные заведения, синоним «институту».
- Реальные гимназии — среднее общеобразовательное учебное заведение с ориентацией на предметы естественно-математического цикла, часть из которых в конце XIX века получили статус реальных училищ.
- Реальное училище — среднее образовательное учебное заведение, уделявшее большее внимание изучению предметов естественно-математического цикла.
- Университеты — светские высшие учебные заведения. Первый в России светский университет носил название Академический университет открыт в 1724 году и просуществовал до 1766 года. К началу XX века в России (за исключением Финляндии) были следующие университеты: Московский (с 1755 г.), Дерптский, или Юрьевский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), Киевский св. Владимира (1833), Новороссийский (в Одессе, 1864), Варшавский (1869), Томский (1888).
- Учительские семинарии и школы — учебные заведения готовившие педагогов (учителей) учителей для городских, уездных и начальных училищ.
- Училища — сословные средние учебные заведения в России, упоминаемые с XVII века. [1]. В 1828 году Комитет устройства учебных заведений принял решение о создании двух типов училищ: уездных училищ (для детей купцов, ремесленников и городских обывателей), а также приходских училищ (для детей крестьян). Существовали также народные училища, готовившие педагогов для начальных учебных завдений.
- Церковно-приходские школы — начальные школы, руководимые духовенством. Первые учебные заведения подобного типа были открыты в России в начале XVIII века. В соответствии с утвержденным в 1721 году при Петре I «Духовном регламенте» (1721) было предписано учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. С 1864 года переданы в ведение Синода и открывались при церковных приходах со сроком обучения 3-5 лет преимущественно в сельской местности.
- Школы — собирательное название в Древней Руси и в Российской империи общеобразовательных учебных заведений. Первая государственная школа возникла при князе Владимире в X веке, в ней обучались более 300 учеников. При его сыне Ярославе Мудром возникли школы в Новгороде, Переяславе, Чернигове, Суздале.
К 1914 году в Российской империи насчитывалось около 700 общеобразовательных учреждений (более 400 гимназий и 276 училищ), 9 университетов.
См. также
- Образовательное учреждение
- Школа
- Вуз
- Образование в Российской империи
- Образование в России
- Кадетский корпус
- Реальное училище
- Комитет устройства учебных заведений
- Список военно-учебных заведений Российской империи
Учебные заведения в русской художественной литературе
- Гарин-Михайловский, Николай Георгиевич. «Гимназисты».
- Кассиль, Лев. «Кондуит и Швамбрания».
- Катаев, Валентин. «Белеет парус одинокий».
- Куприн, Александр. «Кадеты». «Юнкера».
- Носов, Николай. «Витя Малеев в школе и дома».
- Огнев, Н. «Дневник Кости Рябцева: Картины из жизни школы второй ступени» (1924). «Исход Никпетожа» (1928).
- Осеева, Валентина. «Динка». «Динка прощается с детством».
- Пантелеев, Леонид; Белых, Григорий. «Республика ШКИД» (1926).
- Чарская, Лидия «Записки институтки» (1901). «Записки маленькой гимназистки» (1902). «Княжна Джаваха» (1903).
- Чуковский, Корней. «Серебряный герб».
- Петерс, Владислав. «Суворовцы».
Учебные заведения в отечественном кинематографе
- «Республика ШКИД»
- «Доживём до понедельника»
- «Ключ без права передачи»
- Чудак из 5 “б”
- «Чучело»
- «Первоклассница»
- «Первый учитель»
- «Усатый нянь»
- «Друг мой, Колька!»
Литература
- Васильева З.И. (под редакцией) История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. — М.: «Академия», 2006. — С. 429. — ISBN 5-7695-3204-1
- А. Новиков Развитие отечественного образования. — М.: «Эгвес», 2005. — ISBN 5-858449-578-2
Ссылки
- Гимназия в российской системе образования
Учебное заведение | это… Что такое Учебное заведение?
Учебное заведение
Уче́бное заведе́ние — прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством — это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон РФ “Об образовании”).
В настоящее время в русском языке понятие «учебное заведение» более употребительно в отношении учреждений среднего и высшего профессионального образования (колледж, вуз, университет, институт и т. п.) и включено в понятийный аппарат законодательства о профессиональном образовании.(см. например Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании»)
Содержание
|
Школа и образование
XVII век
С 1621 г. для царя издается первая рукописная газета «Куранты», состоявшая в основном из переводных статей иностранных изданий, которую писали переводчики Посольского приказа. В обиход входит печатная продукция, изготовлявшаяся на московском Печатном дворе. Массовыми тиражами издаются пособия по грамматике и арифметике: опубликован в 1634 г. печатный букварь («Азбука») Василия Бурцева, затем несколько раз переиздавался, а при распродаже его в Москве в 1651 г. за один день было продано 2400 экз.; в 1648 г. опубликована «Грамматика» Мелетия Смотрицкого в 1682 г. появилась в продаже таблица умножения — «Считание удобное для купующих или продающих»; в конце XVII века появился иллюстрированный букварь Кариона Истомина, а также рукописные руководства по арифметике. выпускались также «Псалтыри» и «Часословы».
Грамоте детей обучали либо в семье, либо духовные лица, дьячки и подьячие. Насущным становился вопрос организации обучения.
В 1621 г. в Немецкой слободе (ныне район Бауманской ул.) в Москве была открыта школа, в которой изучались иностранные языки — латинский, немецкий.
Боярин Ф.М. Ртищев устроил школу для молодых дворян при Андреевском монастыре, где обучали греческому, латинскому, риторике и философии.
В 1632 г. приехал от александрийского патриарха монах Иосиф. Его убедили остаться в Москве и поручили переводить на славянский язык греческие полемические книги против латинских ересей, а также «на учительском дворе учить малых робят греческому языку и грамоте». Но скоро Иосиф умер и дело не пошло.
Близ патриаршего двора (в Чудовом монастыре) учредили греко-латинскую школу, которой управлял грек Арсений, но скоро он был сослан за «неправоверие».
В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для приказов. Возглавлял школу Симеон Полоцкий. Изучались грамматика и латинский язык.
В 1680 г. открыта школа при Печатном дворе, где обучалось 232 ученика. Главным предметом был греческий язык.
В Аптекарском приказе обучали фармацевтов и врачей.
XVIII век
XVIII век привнес изменения в процесс обучения: появились новые подходы к образованию.
Богословие стали преподавать только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства. Епархиальных школ насчитывалось 46.
В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревской башни была основана Школа математических и навигационных наук. В том же 1701 г. была открыта Артиллерейская школа; в 1707 г. — Медицинское училище; в 1712 г. — Инженерная школа. В 1715 г. старшие классы Школы математических и навигационных наук были переведены в Петербург и преобразована в Морскую академию (ныне Высшая военно-морская академия).
К концу первой четверти XVIII в. по указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 циферные школы с 2000 учащимися. Дети солдат учились в гарнизонных школах.
При металлургических заводах на Урале и в Олонецком крае правительство организовало первые горные школы, готовивших специалистов горного дела.
Закладывались основы для развития системы замкнутых сословных школ, сложившейся к середине XVIII в.
В 1732 г. учрежден Корпус кадетов или Сухопутный шляхетский (дворянский) корпус. После окончания этого учебного заведения дворянские дети получали офицерские чины.
С 30-х гг. широко использовалось записывать в полк малолетних детей, т.ч. эти дети ко времени совершеннолетия получали по выслуге лет офицерский чин.
При Анне Иоанновне (1730 — 1741) были учреждены Морской, Артиллерийский и Пажеский корпуса.
При Елизавете (1741—1762) были реорганизованы военно-учебные заведения. В 1744 г. вышел указ о расширении сети начальных школ. Открыты первые гимназии: в Москве (1755 г.) и в Казани (1758 г.). В 1755 г. по инициативе И.И. Шувалова основан Московский университет, а в 1760 г. — Академия художеств.
Во второй половине XVIII в. прослеживаются две тенденции в образовании: расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности.
1782 — 1786 гг. — школьная реформа.
В 1782 г. утвержден Устав народных училищ. В каждом городе учреждались главные училища с 4-мя классами, а в уездных городах — малые народные училища с 2-мя классами. Введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система; разрабатывались методики преподавания, единые учебные планы. В проведении этой реформы большую роль сыграл сербский педагог Ф.И. Янкович де Мириево. К концу века насчитывалось 550 учебных заведений с 60-70 тыс. учеников.
Училища, шляхетские горпуса, благородные пансионы и гимназии при Московском университете — составляли структуру среднего образования в России.
Система закрытых учебных заведений разработана Екатериной II совместно с президентом Академии художеств и директором Сухопутного шляхетского корпуса И. И. Бецким.
XIX век
К нач. XIX в. общеобразовательная школа была представлена 2-х и 4-х -классными народными училищами, находящимися в городах. Общеобразовательные гимназии были в Москве, Петербурге и Казани. Действовали специализированные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, различного типа духовные училища. Московский университет был высшим учебным заведением.
При Александре I (1801 — 1825 гг.)
В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений.
Новые принципы в системе образования:
- бессословность учебных заведений,
- бесплатность обучения на низших его ступенях,
- преемственность учебных программ.
Структура учебных заведений:
- одноклассное приходское училище,
- 3-х классное уездное училище,
- 7-летняя гимназия в губернском городе,
- университет.
Всей системой образования ведало Главное управление училищ.
Появилось 6 университетов: в 1802 г. — Дерптский, в 1803 г. — Виленский, в 1804 г. — Харьковский и Казанский; а открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет. В 1832 г. Виленский университет был закрыт, а в 1834 г. был основан Киевский. Территория России была разделена на 6 учебных округов, которые возглавляли попечители. Над попечителями стояли ученые советы при университетах.
В 1804 г. вышел Университетский устав, предоставлявший университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего округа.
В 1804 г. также вышел первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.
Появились первые привилегированные средние университетские заведения — лицеи: в 1811 г. — Царскосельский, в 1817 г. — Ришельевский в Одессе, в 1820 г. — Нежинский.
При Николае I (1825 — 1855)
При Николае I образование приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и др. городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников.
В 1827 г. издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. Основу народного просвещения стал составлял принцип сословности и бюрократической централизации.
В 1828 г. — школьный устав, по которому начальное и среднее образование делилось на 3-и категории:
- для детей низших сословий — одноклассные приходские училища (изучались 4-е правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий»).
- для средних сословий, т.е. мещан и купцов — трехклассные училища (геометрия, география, история).
- для детей дворян и чиновников — семиклассные гимназии (там готовили к поступлению в университет).
В 1835 г. издается новый Университетский устав. Он ограничивал автономию университетов, запрещал университетский суд и фактически привел к установлению полицейского надзора за студентами.
В нач. XIX в. существовало 5 кадетских корпусов. К сер. XIX в. их насчитывалось 20.
Если в нач. XIX в. числилось 35 православных семинарий и 76 архиерейских школ (низших духовных школ), то в 1854 г. их стало соответственно 48 и 223.
В 1832 г. учреждена Императорская военная академия, готовившая офицеров Генерального штаба. В 1855 г. возникли Артиллерийская и Инженерная академии.
Расширилась сеть промышленно технических учебных заведений: в 1828 г. учреждается Технологический институт, в 1830 г. — Архитектурное училище, а в 1832 г. – Училище гражданских инженеров (в 1842 г. оба эти училища были объединены в Строительное училище), в 1842 г. в Белоруссии было открыто Горыгорецкое земледельческое училище, преобразованное в 1848 г. в Земледельческий институт, в 1835 г. в Москве основан Межевой институт. Кроме этого появились Институт инженеров путей сообщения, Лесной институт, Практический политехнический институт, Горный институт, Практическая коммерческая академия, Земледельческая школа, частная Горнозаводская школа, Техническое училище. В провинциях возникают ветеринарные училища.
При Александре II (1855-1881)
В 1863 г. издается новый Университетский устав. Он вернул прежнюю автономию университетам, в соответствии с Уставом от 1803 г., ликвидированную Николаем I в 1835 г. Восстанавливалась самостоятельность университетов при решении административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.
В 1864 г. издан «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Вводилось доступное всесословное образование. Возникали наряду с государственными земские , церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии разделились на классические и реальные. В них принимали детей из всех сословий, способных оплатить обучение.
В 1869 г. созданы первые женские учебные заведения — «Высшие женские курсы» с университетскими программами.
Учебные заведения в России до 1917 года
- Военно-учебные заведения – военные академии, военные училища, юнкерские училища, кадетские корпуса, военные прогимназии, (военные школы) и т. д. Первое военно-учебное заведенеи в России было создано при Петре I, который в 1700 г. основал в Москве «Школу математических и навигацких наук» для подготовки к службе в артиллерии, инженерах и во флоте. Первое военное училище открыто в 1795 году в Гатчине.
- Волостные училища — начальные школы в России в XIX веке, готовившие писарей для палат государственных имуществ и для сельских управлений.
- Воскресные школы — частные или общественные общеобразовательные, профессиональные или религиозные учебнеы заведения, обучение в которых проводится по воскресным дням. В России во второй половине XIX — начале XX века подобные общеобразовательные учебные заведения учреждались интеллигенцией для неграмотных и малограмотных рабочих, крестьян, ремесленников, служащих, а также работающих детей и подростков.
- Высшие начальные училища — начальные школы в России в небольших городах. До середины XIX века назывались уездными училищами, с 1872 года – городскими училищами, с 1912 года переименованы в высшие начальные училища.
- Высшие женские курсы — высшие женские учебные заведения. Возникли с разрешения правительства с 1869 года (первые учреждения данного типа возникли в Москве и Петербурге).
- Гимназии — среднее общеобразовательное учебное заведение. Первая в России светская средняя общеобразовательная гимназия основана в Петербурге в 1726 году при Академии наук под названием Академическая гимназия (просуществовала до 1805 года). В соответствии с уставом, утвержденным в 1864 году открывались классические гимназии и реальные гимназии.
- Духовная академия — высшее религиозное (православное) учебное заведение. Московская духовная академия — первое в России высшее учебное заведение, открытое в 1685 году (до 1814 года называлась «Славяно-греко-латинская академия»), закрыта в 1919 году, возрождена в 1943 году.
- Духовная семинария — православное учебное заведение, готовившее кадры священнослужителей в России
- Земские школы — начальные школы, открывавшиеся земствами (и находившиеся в их ведении) в сельских местностях.
- Институты – светские высшие учебные заведения, которые готовили в основном специалистов технических и естественнонаучных отраслей. Сущестовали политехнические и технологические институты, институты инженеров железнодорожного транспорта, коммерческие, сельскохозяйственные, педагогические, медицинские институты. В 1802-1804 годах был открыт первый в России учительский институт при Санкт-Петербургском унтверситете.
- Институты благородных девиц — средние учебные заведения закрытого типа с полным пансионом, преимущественно для дочерей из дворянксих семей.
- Кадетские корпуса — начальное военно-учебное заведение с полным пансионом.
- Коммерческие училища — средние учебные заведения, готовившие учащихся к коммерческой деятельности.
- Народные училища — средние учебные заведения, готовившие учителей для начальных учебных завдений, Первое заведение данного типа открыто в Петербурге в 1783 г. и просуществовало до 1804 г.
- Курсы — платные светские высшие учебные заведения, синоним «институту».
- Реальные гимназии — среднее общеобразовательное учебное заведение с ориентацией на предметы естественно-математического цикла, часть из которых в конце XIX века получили статус реальных училищ.
- Реальное училище — среднее образовательное учебное заведение, уделявшее большее внимание изучению предметов естественно-математического цикла.
- Университеты — светские высшие учебные заведения. Первый в России светский университет носил название Академический университет открыт в 1724 году и просуществовал до 1766 года. К началу XX века в России (за исключением Финляндии) были следующие университеты: Московский (с 1755 г.), Дерптский, или Юрьевский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), Киевский св. Владимира (1833), Новороссийский (в Одессе, 1864), Варшавский (1869), Томский (1888).
- Учительские семинарии и школы — учебные заведения готовившие педагогов (учителей) учителей для городских, уездных и начальных училищ.
- Училища — сословные средние учебные заведения в России, упоминаемые с XVII века. [1]. В 1828 году Комитет устройства учебных заведений принял решение о создании двух типов училищ: уездных училищ (для детей купцов, ремесленников и городских обывателей), а также приходских училищ (для детей крестьян). Существовали также народные училища, готовившие педагогов для начальных учебных завдений.
- Церковно-приходские школы — начальные школы, руководимые духовенством. Первые учебные заведения подобного типа были открыты в России в начале XVIII века. В соответствии с утвержденным в 1721 году при Петре I «Духовном регламенте» (1721) было предписано учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. С 1864 года переданы в ведение Синода и открывались при церковных приходах со сроком обучения 3-5 лет преимущественно в сельской местности.
- Школы — собирательное название в Древней Руси и в Российской империи общеобразовательных учебных заведений. Первая государственная школа возникла при князе Владимире в X веке, в ней обучались более 300 учеников. При его сыне Ярославе Мудром возникли школы в Новгороде, Переяславе, Чернигове, Суздале.
К 1914 году в Российской империи насчитывалось около 700 общеобразовательных учреждений (более 400 гимназий и 276 училищ), 9 университетов.
См. также
- Образовательное учреждение
- Школа
- Вуз
- Образование в Российской империи
- Образование в России
- Кадетский корпус
- Реальное училище
- Комитет устройства учебных заведений
- Список военно-учебных заведений Российской империи
Учебные заведения в русской художественной литературе
- Гарин-Михайловский, Николай Георгиевич. «Гимназисты».
- Кассиль, Лев. «Кондуит и Швамбрания».
- Катаев, Валентин. «Белеет парус одинокий».
- Куприн, Александр. «Кадеты». «Юнкера».
- Носов, Николай. «Витя Малеев в школе и дома».
- Огнев, Н. «Дневник Кости Рябцева: Картины из жизни школы второй ступени» (1924). «Исход Никпетожа» (1928).
- Осеева, Валентина. «Динка». «Динка прощается с детством».
- Пантелеев, Леонид; Белых, Григорий. «Республика ШКИД» (1926).
- Чарская, Лидия «Записки институтки» (1901). «Записки маленькой гимназистки» (1902). «Княжна Джаваха» (1903).
- Чуковский, Корней. «Серебряный герб».
- Петерс, Владислав. «Суворовцы».
Учебные заведения в отечественном кинематографе
- «Республика ШКИД»
- «Доживём до понедельника»
- «Ключ без права передачи»
- Чудак из 5 “б”
- «Чучело»
- «Первоклассница»
- «Первый учитель»
- «Усатый нянь»
- «Друг мой, Колька!»
Литература
- Васильева З.И. (под редакцией) История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. — М.: «Академия», 2006. — С. 429. — ISBN 5-7695-3204-1
- А. Новиков Развитие отечественного образования. — М.: «Эгвес», 2005. — ISBN 5-858449-578-2
Ссылки
- Гимназия в российской системе образования
10 лучших учебных заведений в 2018 году
Студенты ежегодного конкурса MIT Design and Manufacturing дистанционно управляют роботом, предназначенным для поднятия флага на склон холма. Фото: Тони Пулсон/MIT
Гарвардский университет, Стэнфордский университет и Массачусетский технологический институт лидируют в рейтинге четвертый год подряд, предоставив наибольшую долю статей, опубликованных в 82 журналах, отслеживаемых Nature Index, согласно измерению дробным счетом (FC).
Среди 10 лучших учебных заведений китайский университет Цинхуа продемонстрировал самый сильный рост результатов высококачественных исследований по сравнению с 2017 годом. Швейцарский федеральный технологический институт Цюриха и Пекинский университет также добились значительного прогресса в 2018 году, каждый из которых поднялся в рейтинге на две позиции. . Смотрите 2019Ежегодные таблицы лучшие 100 академических учреждений на 2018 год.
1. Гарвардский университетФракционные подсчеты*: 874,68 (−7,3%) † , Количество статей ‡ : 2 37110 ‡ : 2 37110 ‡ : 277110 ‡ : 2 37110 ‡ : 277110 .
Заняв первое место в ежегодных таблицах Nature Index за 2019 год для академических учреждений, наук о жизни и категорий Nature и Science , Гарвард также занял второе место в общей десятке лучших (после Китайской академии наук) и седьмое место. в физических науках.
Один из старейших университетов Соединенных Штатов и одно из самых престижных учебных заведений в мире. В Гарвардской медицинской школе работают 2280 штатных преподавателей, а также 9457 штатных сотрудников Гарвардской медицинской школы.
Недавний запуск Гарвардской инициативы по науке о данных, в которой участвуют более 100 исследователей из нескольких школ, и Гарвардской квантовой инициативы, которая объединяет ученых и инженеров из разных секторов для использования достижений в области сбора, хранения и обработки информации, — пример новой эры совместных исследований, — говорит вице-проректор по исследованиям Ричард Маккалоу.
«Наши преподаватели обладают способностями и любознательностью для решения проблем гораздо более междисциплинарным образом», — говорит он.
2. Стэнфордский университетДробный счет: 622,01 (−2,6%), Количество статей: 1507
Центр новаторской работы во всем, от синтеза ДНК и трансплантации органов до первых дисплеев офисных настольных компьютеров и Технология GPS Стэнфордского университета также входит в 10 лучших списков Nature Index за 2018 год по химии, физическим наукам, наукам о жизни и в целом.
Годовые таблицы Nature Index 2019
Родина Google и Yahoo! Стэнфорд поддерживает тесные связи с Силиконовой долиной как с центром технологического прогресса и предпринимательства. Его годовой бюджет в размере 1,63 миллиарда долларов США (2018 г.) поддерживает более 6000 проектов, в том числе Национальную ускорительную лабораторию SLAC, в которой установлен самый мощный в мире рентгеновский лазер на свободных электронах, и Bio-X, где врачи, ученые и инженеры совместно пытаются раскрыть сложность человеческого тела.
Среди известных выпускников Салли Райд, первая американка, побывавшая в космосе, и Ричард Тейлор, получивший в 1990 году Нобелевскую премию по физике за исследования, приведшие к открытию кварков.
3. Массачусетский технологический институтДробный счет: 560,28 (1,5%), Количество статей: 1698
Массачусетский технологический институт (MIT) является одним из самых престижных высших учебных заведений мира. находится на переднем крае исследований более 150 лет, его тесные связи с промышленностью способствуют развитию предпринимательства и прикладной науки. Наряду со Стэнфордом Массачусетский технологический институт также входит в 10 лучших списков Nature Index за 2018 год в общих категориях, химии, физических науках и науках о жизни.
«Девиз Массачусетского технологического института — mens et manus (на латыни «разум и рука»), и Массачусетский технологический институт придерживается глубоко укоренившейся философии обучения путем выполнения и решения реальных проблем», — говорит вице-президент по исследованиям Мария Зубер. . «Идея института — стремиться применять знания и навыки на благо мира».
Имея 30 отделений в 5 школах и годовой доход более 3,6 млрд долларов США (2018 г.), Массачусетский технологический институт изобилует специализированными исследовательскими инструментами, такими как аэродинамическая труба под давлением для проверки аэродинамики; буксировочная цистерна для испытаний конструкций кораблей и океанских сооружений; и один из крупнейших университетских ядерных реакторов в стране.
4. Кембриджский университетДробное количество: 437,83 (0,8%), Количество статей: 1 283
Кембриджский университет переместился с 6-го места в 2015 году на 5-е место в 2016 и 2017 годах в рейтинге лучших для академических учреждений, чтобы достичь самого высокого рейтинга за четыре года в 2018 году, став 4-м самым плодовитым академическим издателем высококачественных исследований, отслеживаемым Nature Index.
Кембридж — одно из старейших высших учебных заведений мира и одно из самых престижных с более чем 800-летней историей. Более 100 его сотрудников или выпускников получили Нобелевские премии, и это место рождения значительных открытий, таких как структура ДНК и способ расщепления атома.
Сегодня в число его восходящих звезд входит Рогир Киевит, изучающий изменения нервной системы в когнитивных способностях, таких как рассуждение, решение проблем и управление целями. Еще одна заметная фигура — Ханна Кричлоу, которая была названа Научным советом не только одной из 100 лучших ученых Великобритании за ее работу в области научной коммуникации, но и одной из самых «вдохновляющих и успешных» женщин университета.
5. Токийский университетДробный счет: 430,86 (−12%), Количество статей: 1100
Токийский университет, основанный в 1877 году, является старейшим и крупнейшим из национальных университетов Японии. Он подготовил 15 премьер-министров, 10 лауреатов Нобелевской премии и 5 астронавтов, среди других известных выпускников. Он также занимает шестое место в мире по результатам высококачественных исследований в области физических наук по индексу природы и девятое место среди 10 лучших исследовательских институтов в 2018 году.
Химик Хироаки Суга возглавляет лабораторию органической химии в университете и является -основатель PeptiDream, биотехнологической компании стоимостью 5 миллиардов долларов США. Суга считается ключевым примером того, как японские профессора могут добиться успеха как в научных кругах, так и в промышленности, установив выгодные партнерские отношения с фармацевтическими компаниями по всему миру.
Токийский университет состоит из трех основных кампусов в Хонго, Комаба и Касива, а его годовой бюджет составляет около 258 819 миллионов йен (2,3 миллиарда долларов США). В период с 2013 по 2017 год он насчитывает 358 373 цитирования статей. С тех пор он считается одним из двух лучших университетов страны, наряду со своим соседом и соперником, Университетом Цинхуа.
В 2018 году его рейтинги в категориях химии, наук о Земле и окружающей среде, физических наук и наук о жизни были 5, 10, 11 и 39 соответственно. Он превосходит Цинхуа в академических и химических таблицах, но уступает в физических науках.
Недавние широко обсуждаемые работы исследователей из Пекинского университета включают анализ прогнозируемого сокращения мировых поставок пива из-за сильной засухи и жары ( Nature Plants , 2018), а также открытие того, что Млечный Путь гораздо более искривлен, чем считалось ранее ( Природа Астрономия 2019).
Среди высокопоставленных выпускников химик-фармацевт Ту Юю, которому приписывают открытие артемизинина и дигидроартемизинина для лечения малярии — крупный прорыв в тропической медицине двадцатого века, — и Чжоу Гуанчжао, бывший президент Китайской академии наук, известный своими новаторскими работать в физике элементарных частиц, чтобы углубить понимание нарушения симметрии.
7. Швейцарский федеральный технологический институт ЦюрихДробный счет: 406,52 (2,2%), Количество артикулов: 1 017
Основанный в 1855 году как специальное научное учреждение, Швейцарский федеральный технологический институт Цюриха (ETH Zurich) имеет долгую историю новаторских достижений, в частности по физике, химии и математике.
С 500 профессорами и 260 старшими учеными Швейцарская высшая техническая школа Цюриха с 2017 года переместилась с девятого на седьмое место среди академических учреждений в Индексе природы. На физические науки приходится почти 40% статей Швейцарской высшей технической школы Цюриха.
В 2018 году общий доход ETH Zurich вырос до 1,8 млрд швейцарских франков (1,8 млрд долларов США), при этом федеральное правительство внесло в его фонды 1,3 млрд швейцарских франков. Исследователи университета также получили 26 престижных грантов Европейского исследовательского совета.
Несколько команд из Швейцарской высшей технической школы Цюриха сыграли ключевую роль в разработке инструментов для посадочного модуля НАСА InSight Mars, который обнаружил сигналы «марсотрясения» в апреле 2019 года.
8. Оксфордский университетДробный счет: 403,77 (−4,3%), Количество статей: 1197
Оксфордский университет является старейшим в англоязычном мире, его преподавание началось еще в 1096 году. Сегодня он поддерживает свою престижную репутацию благодаря восьмое место среди ведущих академических учреждений в Nature Index. Наибольшая доля научной продукции университета приходится на науки о жизни, при этом статьи по этой дисциплине составляют около одной трети его продукции.
Финансирование исследований, предоставляемое советами, трестами и промышленностью, является крупнейшим источником дохода Оксфорда, на его долю приходится 26% его средств — самый высокий доход от исследований среди всех университетов Соединенного Королевства. В Оксфорде также находится Beecroft Building, новый объект стоимостью 64 миллиона долларов США, посвященный экспериментальной и теоретической физике, с лабораториями, предназначенными для проведения точных измерений на атомном уровне.
В 2018 году исследователи из Оксфорда стали соавторами влиятельного анализа того, как уменьшить воздействие продуктов питания на окружающую среду. Статья, опубликованная в журнале Science , вызвала широкую дискуссию о выборе продуктов питания, таких как отказ от молочных продуктов и мяса.
9. Университет ЦинхуаДробный счет: 392,96 (6,5%), Количество статей: 1303
Основан в 1911 году как подготовительная школа для студентов, которые будут продолжать образование в Соединенных Штатах, Цин в Китае Университет стал всемирно известным в 1920-х годов и продолжал привлекать государственные инвестиции в течение десятилетий после этого.
В последние годы у этого университета был самый высокий бюджет среди всех университетов Китая. В 2018 и 2019 годах его общий бюджет составлял 26,95 млрд юаней (3,9 млрд долларов США) и 29,72 млрд юаней соответственно, что намного выше, чем у университета со вторым по величине бюджетом, Чжэцзяна.
В дополнение к своему бюджету, который в основном используется для образования, Цинхуа ежегодно получает миллиарды в виде грантов на исследования. В настоящее время в нем работают 3485 преподавателей, в том числе 51 член Китайской академии наук и 39члены Китайской инженерной академии.
В ежегодных таблицах этого года Цинхуа поднялась на одну позицию по сравнению с прошлым годом и показала годовой прирост в 6,5%.
10. Калифорнийский университет в БерклиДробный счет: 387,04 (-8,5%), Количество статей: 1195
Калифорнийский университет в Беркли (UC Berkeley) его оригинальный кампус в Окленде. Сегодня в нем работает более 1600 преподавателей, 130 академических отделов и 80 междисциплинарных исследовательских групп. В Nature Index на науки о жизни, физические науки и химию приходится более четверти результатов исследований Калифорнийского университета в Беркли.
Калифорнийский университет в Беркли, ведущее учреждение системы Калифорнийского университета, является домом для Национальной лаборатории Лоуренса Беркли. Лаборатория Беркли, основанная Эрнестом Орландо Лоуренсом, лауреатом Нобелевской премии по физике, изобретателем циклотрона, поддерживается Министерством энергетики США. Национальная лаборатория разрабатывает ряд новых объектов, в том числе самый яркий в мире источник синхротронного излучения мягкого рентгеновского излучения, два детектора темной энергии и суперкомпьютер.
Среди наиболее обсуждаемых статей учреждения в прошлом году было исследование в Cell , показывающий, что у народа баджау-лаут в Юго-Восточной Азии развилась большая селезенка, которая позволяет им свободно погружаться на глубину до 70 метров.
Показатели индекса
*Дробный подсчет присваивается учреждениям на основе вклада их аффилированных авторов в статьи в 82 журналах, отслеживаемых базой данных Nature Index, при этом считается, что все авторы каждой статьи внесли равный вклад, а максимальный общий FC для любой статьи 1.0.
† Цифра в скобках показывает процентное изменение дробного количества статей учреждения в 2018 году. из 82 журналов, входящих в Nature Index.
Сила международного образования
IIE, основанная в 1919 году, является глобальной некоммерческой организацией, которая разрабатывает и реализует международные образовательные стратегии и программные услуги. Мы работаем с правительствами, политиками, преподавателями и работодателями по всему миру, чтобы подготовить студентов и специалистов к глобальной рабочей силе. При поддержке доноров мы также создаем инициативы, которые помогают студентам, ученым и художникам, чья жизнь и работа находятся под угрозой; расширить преподавание и обучение в разных культурах; и предоставлять возможности малообеспеченным слоям населения.
НОВОСТИ
Начинается проект стипендий Landmark для афганцев в Катаре (QASP)
Студенты стипендий для афганцев в Катаре (QASP) — это афганские беженцы, продолжающие обучение в бакалавриате или аспирантуре на полных стипендиях в колледжах и университетах США.
Узнать больше о программе
Новости
IIE запустил почти дюжину новых программ и продолжил управлять программами, меняющими жизнь людей в условиях пандемии в 2021 году.
Узнать большеНовости
Статья в журнале «Либеральное образование» исследует роль учреждений США в поддержке находящихся под угрозой и перемещенных лиц ученых и студентов в рамках программ IIE.
Узнать большеС вашей помощью
Мы принимаем меры для удовлетворения насущных потребностей в сфере образования. Наша работа не только помогает воспитывать следующее поколение лидеров, но также служит спасательным кругом для студентов, ученых и художников, находящихся в наибольшей опасности. Подарок IIE поддерживает всю эту важную работу.
Передать в ИЭИ
Работайте с нами
- TOEFL ITP в США
- Запустить стипендиальную программу
- Развивайте международное партнерство
- Развивайте талантливую рабочую силу
- Защитите студентов, ученых и художников
- Интернационализируйте свой кампус
- Отслеживайте и оценивайте свое влияние
- Исследовательские услуги
- Спонсорство посетителей биржи США
- Стать членом ИИЭ
- Закупки, субнаграды и возможности для консультантов
- См. Наши спонсоры и партнеры
IIE и ETS объявляют о новом деловом сотрудничестве, в рамках которого IIE станет региональным главным дистрибьютором тестов TOEFL ITP® в США. IIE и ETS имеют давнюю историю сотрудничества, направленного на продвижение ценности изучения и оценивания английского языка, позволяя учащимся использовать в своих интересах образовательные возможности, а учреждениям размещать студентов и отслеживать результаты обучения в своих программах. С 1 ноября 2021 года IIE будет поддерживать ETS в обработке заказов на тесты TOEFL ITP в США. Наша цель — расширить охват инструментов оценки TOEFL ITP, чтобы расширить доступ к возможностям обучения для учащихся, в том числе иностранных студентов, в США. .
TOEFL ITP в США
По номерам
200+ программ по всему миру
IIE управляет более чем 200 программами с участниками из более чем 180 стран. Только за последний год более 29 000 человек приняли участие в программах, управляемых IIE. Используйте наш поиск программ, чтобы изучить возможности.
НАЙТИ ПРОГРАММУ
Студенческая программа Фулбрайта в США, программа Бюро по вопросам образования и культуры (ECA) Государственного департамента США, предназначена для выпускников американских колледжей, аспирантов, профессионалов и художников.
Перейти к программе
Инновационная программа стипендий для африканских учреждений в Гане, Кении, Нигерии, Южной Африке, Танзании и Уганде, в рамках которой ученый африканского происхождения принимает участие в проектах в рамках сотрудничества в области исследований, обучения/наставничества аспирантов и совместной разработки учебных программ.