Профессиональный стандарт педагога. :: Подснежник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа
Детский сад комбинированного вида № 54
Республика Карелия, г. Петрозаводск
- Главная
- Полезная информация для педагогов
Педагогам: Профессиональный стандарт педагога.
Американский философ Ральф Эмерсон утверждал, что любой талантливый учитель способен делать трудные вещи лёгкими. Современные дети попадают в заботливые руки педагогов в самом раннем возрасте, поскольку уже тогда они нуждаются в получении ответов на самые разные жизненные вопросы. Воспитание человека и его образование всегда идут рядом, и кому, как не профессиональному педагогическому работнику – воспитателю, учителю, наставнику, – доверить прохождение этого обязательного и такого ответственного этапа, нередко занимающего несколько десятилетий жизни каждого из нас?
Последние реформы, затронувшие российскую образовательную сферу, часто называют кардинальными, поскольку они значительно поменяли и технологии обучения, и требования к учебным программам, и методики проверки знаний учащихся. В 2013 году было анонсировано ещё одно, возможно, самое главное нововведение – установление нового профессионального стандарта педагога. Что это такое? Когда будет введён профстандарт? Как он повлияет на качество обучения в школах и ВУЗах страны?
О том, что профессиональная деятельность любого педагогического работника должна соответствовать передовым стандартам, долгое время говорили не только чиновники, но и сами учителя. Развитие информационных технологий, стремительно растущий темп жизни, новые вызовы и задачи, стоящие перед человечеством – всё это по определению не может не сопровождаться постоянным совершенствованием образовательных методик в учебных заведениях. Осознание этого чиновниками российского Министерства образования и науки вылилось в издание в октябре 2013 года Приказа №544н «Об утверждении профессионального стандарта педагога (воспитателя, учителя)». На основании этого документа законодатели приступили к разработке профстандарта, обозначив срок его внедрения – 1 января 2015 года.
Очевидно, что небольшой группе разработчиков пришлось столкнуться с массой трудностей, ведь такой объёмный вопрос требовал проведения многочисленных консультаций с экспертами и практикующими педагогами, перенимания самого передового опыта других стран, адаптации существующих норм, технологий и стандартов к российским реалиям и мн. др. Неудивительно, что к 2015 году специалисты имели на руках лишь наброски будущих положений профстандарта, которые требовали обязательной апробации.
Всё это стало причиной переноса сроков внедрения профессионального стандарта для педагогов на более позднее время. Законодатели приступили к тестированию своих новых разработок: профессиональный стандарт педагога (воспитателя, учителя) было решено опробовать в самых разных образовательных учреждениях по всей стране. В итоге, новые требования начали испытывать в учебных заведениях 43 субъектов Российской Федерации. Первые же результаты применения нового профстандарта оказались более чем успешными: на «испытательных площадках» фиксировалось повышение уровня подготовки учащихся, которые демонстрировали более высокие баллы на ЕГЭ, отличные отзывы оставляли родители учеников, многие педагоги отмечали значительное улучшение условий своего труда. Такие достижения только подтвердили правильность выбранного направления работы, а чиновников – утвердили в своевременности введения нового профессионального стандарта для учителей.
Что включает в себя профессиональный стандарт педагога, который станет обязательным для всех работников образовательных учреждений? В новом документе разработчики попытались привести требования, касающиеся всех сторон профессиональной деятельности учителей и воспитателей. Отдельные разделы профстандарта посвящены обучению, где указывается на необходимость безупречного владения предметом и применения в работе самых передовых методик. Нормативный документ отдельно затрагивает и вопросы воспитания учащихся: педагога предлагается называть примером для подрастающего поколения, что автоматически ставит перед ним требования демонстрировать соответствующие личностные качества. Наконец, упор делается и на развитие учеников, где роль педагога заключается в попытке привить учащимся желание учиться, объяснить им пользу и необходимость самообразования и саморазвития.
Каким видят современного педагога авторы нового профстандарта? По их мнению, любой специалист сферы образования должен обладать целым рядом качеств:
– образованностью,
– эрудицией,
– прогрессивностью (креативностью),
– информированностью (компетенцией).
Среди длинного перечня требований педагоги обнаружат и те, которые касаются их внешнего вида, поведения, наличия гибкого подхода к каждому учащемуся, умения работать с проблемными детьми и пр.
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”
Приказ Минтруда России от 25.12.2014 № 1115н
Версия для печати
Лидерские способности молодого специалиста в системе профессионального стандарта педагога
Новые требования к профессиональной квалификации педагога
нашли свое отражение в нормах и квалификационных характеристиках,
представленных в различных законодательных правовых актах, регламентирующих
деятельность педагогических работников, в том числе и в профессиональном
стандарте педагога.
Профессиональный стандарт педагога – это характеристика квалификации, позволяющая педагогическим кадрам успешно осуществлять свою профессиональную деятельность. Профессиональный стандарт педагога позволяет унифицировать требования к содержанию и качеству профессиональной деятельности педагогических работников (международные, межотраслевые и внутриотраслевые).
Одним из первых проектов профессионального стандарта педагогического работника был разработан в ГБОУ ВПО МГПУ (В.В. Рябов, Ю.В. Фролов, М.А. Масумов). В нем были представлены две группы показателей: профессиональные качества педагога и результаты его деятельности.
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего образования) (воспитатель, учитель)», разработанный ГБОУ ВПО МГППУ
являлся по своей сути первым профессиональным стандартом, утвержденным приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (№ 544н от 18
октября 2013г. )[3].
В соответствии с требованиями, предъявляемыми к данным документам, в содержание профессионального стандарта педагога входят характеристики трудовых функций и основных трудовых действий педагога.
Анализируя профессиональный стандарт педагога, можно выявить его направленность на реализацию стратегии модернизации российского образования и создание единого образовательного пространства.
Рассмотрим и сравним требования к деятельности педагога,
представленные в различных законодательных актах: – профессиональном стандарте
«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (N 544н
от 18.10.2013), Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (N
273-ФЗ от 29.12.2012) и ФГОС общего образования (ФГОС НОО №373 от 06.10.2009,
ФГОС ООО №1897 от 17.12.2010, ФГОС СОО №413 от 06.
Таблица 1. Основные аспекты педагогической деятельности в современном российском законодательстве в современном российском законодательстве.
Профессиональный стандарт педагога
|
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» |
ФГОС общего образования
|
Трудовые действия педагога: – разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы; – осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов. |
Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой (статья 48, п.1.1). |
Стандарт включает в себя требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации образовательных программ. Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды, обеспечивающей достижение целей общего образования, его высокое качество. |
Трудовые действия педагога: развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира. |
Педагогические работники обязаны развивать у обучающихся познавательную
активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать
гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира
(статья 48, п. |
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и не-прерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. |
Необходимые умения педагога: разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии.
|
Педагогические работники обязаны применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания (статья 48, п1,5). |
Условия реализации образовательных программ должны обеспечивать возможность обновления их содержания, методик и технологий их реализации в соответствии с динамикой развития системы образования. |
Трудовые действия педагога: освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: дети с особыми образовательными потребностями, дети с ограниченными возможностями
|
Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического
развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия,
необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями
здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями
(статья 48, п. |
Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
|
Аспекты педагогической деятельности, отраженные в представленных в таблице нормативных правовых актах, дают представление о тех системных преобразованиях, которые происходят сегодня в образовании Российской Федерации.
В соответствии с Письмом Минобрнауки РФ от 2 марта 2014г. N
08-237, с 1 января 2017 года будет введен в действие профессиональный стандарт
«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Внедрение профстандарта должно способствовать принятию достаточных мер по
обеспечению эффективной его реализации, что приводит к необходимости внесения
изменений и в личностный план развития самих педагогических кадров[8].
Конечно же, на первый план выходят личностные риски, связанные с отсутствием у специалистов общего образования потребностей и умений организовывать такую образовательную деятельность. Часть педагогов, как отмечают исследователи, психологически не готовы к переменам, не испытывают потребности в самоизменении, недооценивают возникающие проблемы. Представляется, что главной мерой минимизации указанного риска станет задача повышения уровня педагогического мастерства, развития профессиональной самореализации. Особенно это касается молодых педагогических кадров, способных демонстрировать стрессоустойчивость на новые реформы и инновационные процессы общества[1; 2].
Профессиональный стандарт содержит личностные ориентиры –
портрет современного педагога. В связи с этим увеличиваются и требования к
расстановке акцентов развития личностных качеств учителя, позволяющих
эффективно организовывать процесс учебной деятельности, определять предметные и
метапредметные задачи; методы, приёмы, способы, технологии, формирующие
универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие учащимся умение учиться.
Вышеуказанные задачи могут быть успешно решены, в том числе и за счет повышения социальной активности личности молодого педагога, посредством развития у него лидерских способностей, позволяющих брать на себя ответственность [5].
Анализ различных взглядов зарубежных и отечественных ученых
на характеристику лидерства, среди огромного количества научных концепций,
позволили выделить два основных направления научных исследований относительно
определений сущности и содержания лидерских качеств. Большинство исследований
представляют собой первое направление.
По мнению М.Ю. Ананченко, лидерские характеристики
основываются на особенностях ментальных, когнитивных и мотивационных структур
личности, включающих особенности восприятия, мышления и действия. Эти структуры
формируются в процессе взаимодействия личности с другими людьми и образуют так
называемый лидерский габитус. Второе направление, которое имеет педагогическую
основу, и представлено в основном отечественными педагогами, среди которых А.В.
Батаршев, И.Н. Бригинец, З.Г. Гапонюк, С.А. Новикова, И.В. Ромазан, А.Б.
Голубь, А.И. Давлетова, А.Н. Ашихмин и другие ученые. Их исследования позволяют
определить лидерские качества как комплекс внутри личностных образований и
аспектов жизнедеятельности субъекта, направленных на удовлетворение
потребностей лидерства в различных сферах деятельности, в том числе и
профессиональной.
Условно лидерские качества можно разделить на три группы: профессионально-творческие, социально-психологические и социально-коммуникативные. В данном исследовательском направлении широко представлены профессионально-личностные способности присущие потенциальным педагогам-лидерам, новаторам.
Профессионально-творческие качества: уровень профессиональной компетентности; способность к профессиональной адаптации; четкое, системное видение профессиональных проблем; способности к быстрому и продуктивному анализу ситуации и экстраполированию результата; умение формировать и развивать потенциал команды; стремление к творческой самореализации; владение педагогическим мастерством; стремление к поиску новизны и расширению творческого кругозора;
Социально-психологические качества: чувство собственного достоинства; интерес к людям; умение учитывать индивидуальные особенности членов коллектива; преобладание мотивации достижения успеха; способность к преодолению препятствий и взвешенному риску; способность оказывать воспитательное воздействие личным примером; эвристический стиль мышления, стремление к личной выгоде;
Социально-коммуникативныекачества: умение
организовать продуктивные межличностные, межгрупповые контакты; способность
внушать доверие; умение убеждать других и отстаивать интересы коллектива;
легкость вступления в деловые контакты; владение педагогическим тактом.
Как мы видим, из представленных личностных способностей позиционируемых в статье как лидерские, нет чисто психологических свойств (качеств) личности как таковых. Все качества представлены целостными образованиями, которые включают в себя совокупность и взаимодействие определённых структур, черт, способностей, умений, чувств и т.д.
Таким образом, развитие лидерских способностей у педагогов это процесс персонального развития структуры внутренней организации личности направленный на доминирование личности в группе для достижения общего результата, при условии создания специально организованной социально-псхолого-педагогической среды.
Основными критериями оценки развития лидерских способностей в процессе внедрения профессионального стандарта педагога можно обозначить:
– когнитивную готовность личности к принятию роли лидера;
– эмоционально-волевую позицию личности влияния на группу;
– содержание ценностно-смыслового пространства личности лидера;
– деятельностный (творческий) вклад лидера в групповую деятельность;
– готовность группы принять лидера в определённых условиях
(ситуациях)[1;2].
Таким образом, для эффективности развития лидерских способностей у педагогов необходимо учитывать современные требования к содержанию данного процесса, который предполагает направленность на реализацию следующих основных компонентов:
когнитивный опыт личности – опыт осуществления способов деятельности, направленный на развитие комплекса умений (организаторских, коммуникативных, созидательных), необходимых для реализации лидерских способностей;
опыт творческой деятельности – готовность участника общественной организации к поиску новых решений проблем, к творчеству преобразованию действительности, развитие способности к нестандартному подходу и новаторству в общественной деятельности;
опыт отношений личности, включающий систему
эмоционально-ценностных и эмоционально-волевых отношений, мотивацию и
направленность на реализацию социально значимых целей.
Особое значение в оценке эффективности по формированию лидерских способностей у педагогов имеет контроль индивидуальных достижений, который позволяет оценить, насколько успешно выполняются поставленные личностно-ориентированные цели.
Необходимо понимать, что сегодня перед образованием стоит важный вопрос: как реализовать потенциал новых профессиональных стандартов, сохранив при этом весь положительный опыт, накопленный за последние годы. В этой ситуации частью решения данного вопроса может быть использование механизм самореализации, посредством развития лидерских способностей педагогических кадров.
Профессиональные стандарты — профессиональное обучение (Департамент образования штата Калифорния)
- Домашний
- Профессиональное обучение
- Профессиональные стандарты
Ресурсы, связанные со стандартами производительности для учителей, администраторов и систем профессионального обучения, которые предназначены для помощи в развитии знаний, навыков и отношений, необходимых для повышения потенциала и повышения эффективности преподавателей.
В штате Калифорния существует множество наборов стандартов и ожиданий, определяющих политику, программы и эффективность персонала. Каждый набор стандартов выполняет уникальную функцию и дополняет другие наборы стандартов. Стандарты содержания учебных программ учащихся, учитель (PDF) и ожидания администратора (PDF) в отношении производительности и стандарты профессионального обучения работают в тандеме со стандартами содержания учащихся, которые определяют результаты профессионального обучения, повышая способность преподавателей помогать учащимся в достижении ожидаемых результатов обучения.
- Стандарты качества профессионального обучения
Стандарты качества профессионального обучения определяют характеристики профессионального обучения, которые с наибольшей вероятностью помогут преподавателям в наращивании индивидуального и коллективного потенциала для удовлетворения профессиональных, школьных и ожидания успеваемости учащихся. - Калифорнийские стандарты педагогической профессии (PDF)
Обращайтесь к многообразию учащихся и учителей в калифорнийских школах сегодня, и они отражают целостный, развивающий подход к обучению. - Калифорнийские профессиональные стандарты для руководителей образования (PDF)
Обеспечить стандарты качества для руководителей участков и округов, чтобы помочь создать основу для подготовки, профессионального обучения, сертификации и оценок. - Системы оценки преподавателей
Информация для школьных округов, широкой общественности и заинтересованных сторон, которые хотят узнать больше об оценке учителей и директоров школ на местном, государственном и национальном уровнях. - Коллегиальная помощь и проверка
Информация для округов, широкой общественности и заинтересованных сторон, которые хотят узнать больше об использовании процесса коллегиальной помощи и проверки (PAR) на местном, государственном и национальном уровнях.
Educator Excellence and Equity Grants Programs
Информация о конкурсных программах грантов, проводимых CDE для поддержки учителей и руководителей в обеспечении высококачественного обучения, чтобы все учащиеся могли учиться и добиваться успеха.
Дополнительные ресурсы
- Национальный совет по стандартам профессионального обучения
Калифорнийский департамент образования (CDE) активно поддерживает учителей в их усилиях по получению расширенной сертификации от Национального совета по профессиональным педагогическим стандартам (NBPTS).
Вопросы: Управление политики учителей и лидеров | [email protected] | 916-445-7331
Последнее рассмотрение: четверг, 10 марта 2022 г.
Поделиться этой страницей
Тенденции в профессиональных стандартах
Последние публикации в профессиональных стандартах
Совет по профессиональным стандартам и педагогическому образованию
Перейти к основному содержанию
Меню Меню
У вас должен быть включен Javascript, чтобы увидеть это меню.
Внимание: JavaScript недоступен в вашем браузере. Некоторые расширенные функции будут недоступны, пока не будет включен JavaScript.
О НАС
- Директор школ штата
- Совет штата
- Наши программы и инициативы
- Приоритеты 1-го года (2021-22)
- Справочник
- Офисы
- Местные агентства образования
- Исследование стратегического планирования
- Отдел сертификации преподавателей и утверждения программ
- Сертификат педагога
- Утверждение частной школы
- Подготовка учителей и утверждение программ
- Совет по профессиональным стандартам и педагогическому образованию
История
В 1971 году в соответствии с постановлением был создан Консультативный совет по профессиональным стандартам и педагогическому образованию (PSTEB). Его основная функция заключалась в том, чтобы консультировать Государственный совет по образованию по следующим вопросам:
- Стандарты, относящиеся к сертификации учителей; политики отказа от сертификационных требований; и
- Утверждение программ обучения учителей.
В 1991 году Генеральная ассамблея штата Мэриленд приняла закон о создании Совета по профессиональным стандартам и педагогическому образованию (PSTEB). Этот полуавтономный совет состоит из 25 членов и разделяет с Государственным советом по образованию полномочия по разработке правил и положений по сертификации учителей и другого профессионального персонала, а также требований к подготовке учителей и другого педагогического персонала.
Миссия
Миссией Совета по профессиональным стандартам и педагогическому образованию является продвижение качественного образования путем установления стандартов, призванных гарантировать, что профессиональные педагоги соответствуют пороговым уровням знаний и навыков, необходимых для подготовки всех учащихся к успеху.