Когда введут второй иностранный язык в школах: Отменить обязательность изучения второго иностранного языка в школе

Содержание

Отменить обязательность изучения второго иностранного языка в школе

С нового учебного года второй иностранный язык впервые становится обязательным предметом школьного образования. С 1 сентября пятые классы переходят на обучение по новому стандарту, где зафиксировано: второй иностранный язык является обязательным элементом школьной программы.
Ливанов пояснил, что иностранные языки – это не просто средство общения, но и способ развивать память и интеллект ребенка.
С 1 сентября в России вступает в силу первый федеральный государственный образовательный стандарт для 5-9 классов. В нем впервые определен статус второго иностранного языка – он включен в перечень обязательных предметов в предметной области «филология».
На первый взгляд может показаться, что сделано доброе дело: наши дети будут знать два языка. Однако, давайте посмотрим с обратной стороны:
1) Второй иностранный язык введён в перечень обязательных предметов в предметной области «филология».

А это значит, что учебные часы будут отобраны от русского языка и литературы. То есть, это нововведение идёт в ущерб национальным интересам.
2) С некоторых пор обучение в школе стало занимать не 10, а 11 лет. Добавление псевдонаучных предметов (например, “Основы религиозных культур и светской этики”, “Граждановедение”), снижение эффективности учебных программ привели к размазыванию учебного процесса на 11 лет. Теперь ещё и второй иностранный добавляется. Ожидаем 12-летнее школьное образование?
3) Нагрузка вырастает. Много жалоб от родителей, педагогов, что нагрузка на детей слишком большая. После добавления ещё одного иностранного языка внимание и усилия учеников сместятся с предметов, действительно развивающих интеллект, на второй иностранный, который скорее всего в жизни и не пригодится.
4) При принятии решения о введении второго иностранного языка чиновники, вероятно, забыли о проблемах российской экономики. А какая потребность российской экономики в знании гражданами второго иностранного языка? Стране нужны агрономы, врачи, инженеры, учёные.
Может лучше сместиться в сторону естествознания, точных наук? Ан-нет. Выпускники школ и институтов будут знать 2 иностранных языка, и у особо одарённых будет возможность мигрировать в Европу или США. Получается, что обученная за российские деньги одарённая российская молодёжь будет работать на экономики Запада.


Практический результат

1) Не будет смещен акцент с важных предметов, развивающих интеллект, на второй иностранный язык.
2) Не повысится нагрузка на учащихся (она и так высокая).
3) Инициатива поспособствует интересам нацбезопасности и экономики России.

Языковые новшества. Введут ли в школах второй обязательный иностранный? | ОБРАЗОВАНИЕ: Школы | ОБРАЗОВАНИЕ

В конце августа стало известно, что в российских школах ожидается маленькое дополнение – второй обязательный иностранный язык.

Конечно, внедрение его в программу обучения не такая уж и новость. Некоторые учебные заведения давно практикуют изучение нескольких языков. В основном ученики выбирают немецкий или французский, но уже всё чаще предпочтение отдаётся изучению китайского. Бурятия не стала исключением: язык Поднебесной изучают в Баргузинском, Курумканском, Заиграевском, Кижингинском, Тункинском, Муйском районах и в Северобайкальске.

Китайский вместо бурятского?

В школе села Толтой Тункинского района подтвердили, что их ученики изучают китайский язык, однако на другие вопросы нашего корреспондента отвечать отказались. Как сообщило информационное агентство «Байкал-Daily», введение языка в этом учреждении стало возможным только при сокращении времени, отведённого на изучение английского – его уменьшили с трёх до двух учебных часов.

По словам начальника отдела дошкольного и общего образования республиканского минобра Татьяны Елистратовой, школа может самостоятельно формировать свой учебный план, а также распределять часы. Однако всегда должны учитываться мнения родителей и педагогов.

«Прежде всего, это выбор школы, какие предметы сокращать. Они могли, например, вместо третьего часа английского, забрать час физической культуры», – пояснила Татьяна Елистратова.

Что касается бурятского языка, за сохранение которого переживают многие жители республики, в министерстве образования ответили, что этот язык всегда был и будет в приоритете. Поэтому в качестве «урезки» часов для второго иностранного он никак не подойдёт. На этой неделе уже окончательно согласуют школьные учебные планы, и если обнаружится, что где-то сократили национальный язык, то специалисты сразу всё подкорректируют.

Кстати, как отметила Татьяна Сергеевна, сейчас идёт положительная динамика в преподавании бурятского как родного языка. С каждым годом увеличивается количество школ, ученики которых учат его углублённо. Однако предпочитают изучать национальный язык именно носители, знающие его с рождения.

Нагрузку увеличивать некуда?

У родителей также возникает множество вопросов по нагрузке ребёнка. Никто не может понять, где найти время ещё на один предмет, когда школьник и так завален разными школьными дисциплинами. Однако, как пояснили в министерстве, недельную нагрузку никто повышать не будет. Она определена СанПином и равна 36 или 33 часам. Образовательные учреждения могут сами сформировать план уроков, но главное требование – не нарушить нормы СанПина. Если когда-нибудь и увеличат нагрузку, то её сначала согласуют с Роспотребнадзором.

Тем менее обязательный второй иностранный язык некоторым республиканским школам всё-таки не светит. Для того чтобы изучать тот же китайский, нужны специальные условия: свободный оборудованный кабинет, учебники, методические пособия, а самое главное – преподаватели. Учитель обязательно должен иметь соответствующие документы, которые минобр проверит вдоль и поперёк. Кстати, не так уж и много вузов и ссузов готовят педагогов китайского языка.  В Бурятии такое право имеет пока только Восточный институт.

Кроме этого, не стоит забывать и про учителей английского языка, которых до сих пор не хватает в школах. Эту проблему дефицита кадров также нужно решать. При том что в 2022 году дети будут впервые сдавать ЕГЭ по этому предмету. Поэтому создавать иллюзию второго иностранного, когда не хватает основного английского, просто нет смысла.

Таким образом, чиновники в Бурятии пока не настаивают на втором иностранном, оставляя это решение самим школам, которые также могут сами выбрать язык для изучения. Пока все ждут утверждения новых примечаний ФГОС, которые расставят всё по своим местам в изучении второго иностранного. Все держат «руку на пульсе» и надеются, что предложенные новшества приведут только к лучшему.

Смотрите также:

Второй иностранный язык в школе с 2018 года

Второй иностранный язык в школах, лицеях и гимназиях России был введен еще в 2015-2016 году. Сейчас в 2018 году второй иностранный будут изучать во всех школах. Можно ли отказаться от второго языка? Давайте разберемся с этими школьными вопросами.

Содержание

  • Обязательно ли изучать второй иностранный язык?
  • Выбор второго языка
  • С какого класса могут ввести два иностранных?
  • Мнение министра образования

Обязательно ли изучать второй иностранный язык? Можно ли отказаться?

Введение второго иностранного языка вызвало недовольство у многих родителей и учеников. Однако, на сегодня,  отказаться от изучения второго языка невозможно. Этот предмет введен Минобрнауки в ФГОС – это обязательный предмет в школе.

Поэтому нет смысла писать заявления на имя директора или обращаться в Управления образования своего региона.

Какой будет второй иностранный? Можно ли выбрать самому?

Каждая школа имеет возможность выбрать язык, который будет преподаваться вторым иностранным, исходя из наличия кадров, учебных пособий.

На сегодняшний день в школах, лицеях и гимназиях РФ помимо английского изучают:

  • немецкий;
  • французский;
  • испанский;
  • китайский.

С какого класса могут ввести второй иностранный язык?

С какого класса начать изучать второй ин. яз – дело самой школы. Чтобы выставить отметку в аттестат, достаточно 70 часов. При этом в Минобре подчеркивают, что изучаться он должен без фанатизма, в щадящем режиме.

НАПОМНИМ: Основной иностранный учат в средних школах со второго по одиннадцатый класс.

Минобрнауки все же рекомендует начать изучение второго иностранного языка с 5 класса.Поэтому родителям первоклассников не стоит беспокоиться, что их ребенок будет сразу учить 2 иностранных. Такой подход позволит детям легко освоить базовые понятия.

Будут ли отличия в изучении иностранного языка для разных регионов?

Минобрнауки рекомендует дифференцированный подход в этом вопросе. Это значит, что каждый регион сможет самостоятельно решать, в каком классе и в каком объеме дети будут изучать дополнительный предмет.

Будет ли толк от изучения 2 иностранных языков?

Несмотря на то, что изучение 2 ин.языка уже начнут во всех школах, мнения о целесообразности введения этого предмета, разделились.

«Не можем мы сейчас позволить себе во всех школах два языка, не выучим мы их! Нам нужно хорошо знать русский язык, который мы знаем не очень хорошо» — пояснила глава Минобрнауки.

Таким образом, в соответствии с ФГОС основного общего образования изучение “Второго иностранного языка” предусматривается на уровне основного общего образования (5-9 классы) и является обязательным.

Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!

Второй иностранный язык в школе в 2020-2021 году

Стандарт общего образования, разработанный в Минобрнауки, предполагает изучение второго иностранного языка – французского, немецкого, испанского или китайского – учениками 5-9 классов. Однако не все учебные заведения внедрили второй иностранный язык в школе в 2020 г. Каких изменений следует ожидать школьникам и их родителям в 2020-2021 году?

Содержание статьи

Изменения 2020-2021 учебного года

Впервые школы начали вводить изучение второго иностранного языка как обязательного предмета в 2017 году. Знакомство детей с французским, немецким, китайским или испанским языками в дополнение к английскому рекомендовал ФГОС. Требования носили в большей степени желательный характер, поскольку эксперты в области образования понимали, что для массового обучения детей второму иностранному языку нужно:

  • подготовить больше компетентных специалистов;
  • принять в штат школы новых учителей-предметников либо направить действующих преподавателей на переподготовку;
  • существенно изменить сетку расписания;
  • значительным образом увеличить нагрузку на ребенка.

Поскольку выделенные проблемы характерны для ряда школ и на сегодняшний день, то в 2020-2021 году жестких требований к введению нового предмета предъявляться не будет.

Однако Приказ Минобрнауки РФ от 2012 года (с изменениями 2017 года) говорит, что переход на двуязычную систему изучения иностранных языков все же произойдет. Основная задача – сделать это поэтапно и с наибольшей выгодой для учащихся. Поэтому, предположительно, в 2020-2021 учебном году будут действовать следующие правила:

  1. Учащиеся начальной школы начинают изучать один обязательный иностранный язык, начиная с 1 класса. Для большинства детей это английский, но спецшколы и гимназии с филологическим уклоном могут выбрать другой язык из перечня в соответствии с их профилем.
  2.  С 5 класса, то есть в 2024-2025 учебном году, выпускники начальной школы начнут постепенно изучать второй иностранный язык. Планируемая нагрузка – не более 2 дополнительных уроков в неделю. Его изучение будет ознакомительным и не превысит базовый уровень.
  3.  Для учащихся с 5 по 9 класс, начиная с 2020-2021 года, также может войти в расписание второй иностранный язык. Это планируют сделать около 90% школ России, согласно их отчетности.

Учебная программа второго обязательного иностранного языка рассчитана на 6 полных лет. Таким образом, корректнее вводить этот предмет в расписание будущих пятиклассников, чтобы они могли пройти целый базовый курс до 11 класса.

Преимущества второго языка

С тех пор как в школах ввели дополнительный иностранный язык, ситуация во многих сферах, в том числе социальной и профессиональной, существенно изменилась. Во-первых, увеличилось количество рабочих мест для учителей. Во-вторых, была разработана учебная программа с новыми пособиями и методичками. Школьную программу корректировали таким образом, чтобы ученики не испытывали дополнительную нагрузку. Несмотря на некоторые минусы образовательной реформы, есть и преимущества:

  1. Чем больше языков знает человек, тем больше перед ним открывается возможностей. Можно найти работу за рубежом, а если он решит отправиться в путешествие, проще будет задать вопрос и в целом общаться.
  2. Знанием английского сегодня никого не удивишь, данное явление можно сравнивать с правилом хорошего тона. Работодатели уже начинают активно искать специалистов, которые знают несколько иностранных языков.
  3. Ученые доказали, что изучение нового языка положительно влияет на психику человека, а также повышает его самооценку.
  4. У школьников, которые отказались от старой «двуязычной программы», лучше память. Кроме того, они более усидчивые и стали мыслить обширней, что в свою очередь должно положительно сказаться на изучении других дисциплин.

По мнению лингвистов, усвоение второго и последующего языков дается намного проще, чем первого, даже если они относятся к разным группам и вообще не имеют ничего схожего друг с другом.

Минусы второго иностранного языка

Как было сказано ранее, главный страх при изучении дополнительного предмета – увеличение нагрузки на ребенка. Родители беспокоятся, что те ученики, кто не имеет способности к языкам, будут вынуждены посещать репетиторов, чтобы не испортить аттестат плохой отметкой. Это принесет лишние траты в семью и может негативно сказаться на самочувствии ребенка.

Учащиеся классов физико-математического или биолого-химического профиля также расстроены необходимостью посещения нового предмета. Будет ли предмет актуален для этих детей?

Отсутствие методических и учебных пособий – еще одна немаловажная трудность. Многие современные школьные учебники содержат материал, рассчитанный на углубленное изучение. Поскольку времени на дополнительный язык выделено меньше, учителям придется самостоятельно выбирать из учебников соответствующие задания. Это увеличит их время на подготовку к урокам.

Что необходимо для внедрения второго иностранного языка

Введение второго иностранного языка – непростая задача, выполнение которой требует создания условий для внедрения. И для массового полноценного обучения школьников такому предмету нужны:

  1. Подготовка большего количества компетентных кадров – квалифицированных педагогов.
  2. Пополнение штатов общеобразовательных учреждений новыми педагогами-предметниками или переподготовка существующих учителей.
  3. Изменение расписания с учетом необходимости введения дополнительных часов на освоение второго иностранного языка.
  4. Увеличение существующей нагрузки на учеников.

Такие условия пока невозможно полноценно создать в российских школах, из-за чего введение второго иностранного языка отсрочивается, а жесткие требования к внедрению не предъявляются в рамках существующих ФГОС.

Какой язык выбрать?

Если изучить статистические данные, то в России наибольшей популярностью среди иностранных языков пользуется английский. Поскольку он преподается практически во всех школах, любой человек может сказать на нем как минимум несколько простых фраз или выражений. Что касается других дисциплин, то многие родители не знают, какому второму языку отдать предпочтение. Если исходить из критерия популярности, то второе место занимает немецкий.

Минобразования совместно с Институтом им. Гете начали разрабатывать новые школьные программы, целью которых является мотивация для изучения немецкого. Следующий в рейтинге – французский, причем число школьников (или родителей?), которые выбрали данный предмет, с каждым годом растет. Еще одна популярная дисциплина – это испанский. Хотя его выбирают всего 3% учеников, прогнозируется, что со временем он «перепрыгнет» немецкий.

На сегодняшний день основная проблема заключается в том, что в школах просто не хватает педагогов, которые могли бы преподать ту или иную дисциплину.

Со следующего учебного года в школах района дети будут изучать второй иностранный язык

С 1 сентября в школах Брединского района в пятых классах введут обязательное изучение второго иностранного языка. Руководство Минобрнауки объясняет это тем, что иностранные языки способствуют развитию памяти и интеллекта ребёнка. Введение нового предмета идёт поэтапно, началось два года назад и завершится не скоро. Как это будет работать у нас, выяснили «СН».

 

На самом деле, решение о введении с пятого класса второго обязательного иностранного языка в российской школе было принято давно. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) узаконил его ещё несколько лет назад. Просто вводился новый стандарт поэтапно.

 

— Мы обязаны ввести с пятого класса второй иностранный язык по требованиям ФГОСа, — комментирует начальник районного управления образования Ирина Голдова, — по два часа в неделю. — Должны были это сделать ещё три года назад. Те дети, которые идут по федеральным стандартам второго поколения, должны изучать не только второй иностранный, но и родной язык и родную литературу. Это как отдельная образовательная область. В нашем районе второй язык в пятых классах вводится только со следующего учебного года, потому что мы готовили кадры. Не во всех школах имелись учителя иностранного, готовые преподавать второй язык. Весь этот год мы анализировали ситуацию и занимались подготовкой преподавателей, выясняли, в каких школах какие учителя могут вести второй предмет и у кого и что написано в дипломе. Кроме того, были организованы курсы переподготовки и повышения квалификации. Недавно прошла тарификация на следующий учебный год, и эти вопросы были обсуждены с руководством школ.

 

Как таковых, проблем с введением второго иностранного языка почти нет, поясняют в управлении образования района, но в пятом классе добавляется ещё два часа, то есть увеличивается нагрузка на школьников, поэтому у пятиклассников появится ещё один учебный день — суббота.

 

— Если сейчас пятидневка в пятом классе составляет 31 час, то с добавлением второго иняза будет 33 часа, поэтому решено перевести пятиклассников на шестидневную рабочую неделю, — продолжает Ирина Георгиевна. — Таким образом, с 1 сентября 2019 года на шестидневной неделе будут обучаться, кроме выпускных старших классов, ещё и пятые. Это закон, и мы обязаны его выполнять.

Более половины учителей иностранного языка в нашем районе имеют право на преподавание двух предметов, в основном это английский и немецкий языки. Сегодня в районе 25 учителей английского прошли или пройдут курсы переподготовки и тогда смогут учить детей второму языку.

 

Изменения в образовательной программе коснутся и введения родного русского языка и родной русской литературы также с пятого класса.

— У нас многонациональная страна, и каждая нация должна хорошо знать свой родной язык, — говорит методист управления образования Аманбике Жаманкулова. — Со следующего года в пятых классах дети углублённо начнут изучать родной язык и родную литературу по половине часа в неделю. Преподавателей в каждой школе достаточно.

 

Как дополнительная нагрузка отразится на школьниках, пока неизвестно, но родители уже начинают переживать.

— Думаю, что детям будет сложно изучать второй иностранный язык, они порой и с одним не справляются, — предполагает Светлана Штрошер. — Хотя для разностороннего развития это хорошо, неясно, насколько это будет эффективно. Попробуем, увидим, но всё равно страшно.

Второй иностранный язык в школах – обязательный. Но на практике у детей проблемы даже с первым

Школам не хватает учителей, которые преподавали бы второй иностранный, а во многих регионах дети вообще вынуждены учить сразу 4 языка.

В 2010 году, тогда еще Министерство образования, утвердило Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Кроме прочего, в него включили обязательное преподавание второго иностранного языка в 5-9 классах школ. Как планировалось, за 10 лет школы успеют подготовиться к нововведению, а вузы – выпустят достаточно преподавателей.

Однако, как оказалось по итогам опроса, проведенного «РГ» на своем сайте, почти 2/3 родителей школьников недовольны тем, как их детям преподают второй иностранный, и примерно столько же родителей придерживаются мнения, что он вообще не нужен.

Родители жалуются, что школьная программа и так перегружена, особенно в профильных классах. А те 1-2 урока второго иностранного языка в неделю практически не дают никаких знаний. Более того, в некоторых школах есть жесткий дефицит кадров – например, в сельские школы учителя не спешат переезжать из-за низких зарплат. Второй иностранный может быть не только немецким или французским языком, но и, например, китайским – а если учитель уволится, найти второго преподавателя китайского будет почти невозможно, особенно в сельскую школу.

В экспертных кругах признают, что идея второго иностранного языка была хорошей, но она не сработала в российских реалиях – в российских регионах даже учителей английского языка найти крайне сложно, а уже работающие вынуждены брать огромную нагрузку. А в национальных республиках для детей и русский язык может быть не основным – тогда ребенок изучает сразу 4 языка (свой национальный, русский, английский и второй иностранный). Понятно, что о хорошем уровне владения хотя бы одним из языков говорить уже не приходится.

Тем временем в Министерстве просвещения отменили обязательный ЕГЭ по иностранному языку, который был запланирован на 2022 год – прежде всего из-за учеников сельских и отдаленных школ, которые просто не могли нормально освоить хотя бы английский язык за время обучения. Эксперты же считают, что проблема – в изначально неверном подходе к обучению, когда педагог начинает с правил грамматики, а не с коммуникативных навыков.

Сейчас готовится новая редакция ФГОС, и разработчики обсуждают проблему иностранных языков. Пока все указывает на то, что второй обязательный иностранный язык из стандарта пропадет, он останется на усмотрение школы. И если школа все же введет его изучение, она должна будет обеспечить высокий уровень преподавания.

ОБРАЗОВАНИЕ 15 обещаний Ольги Васильевой: что министр сделала, а что — нет – Обзор прессы

Ввела астрономию и шахматы, но не вышло с трудовым воспитанием и устным ЕГЭ

После инаугурации президента всё правительство, включая министра образования, ушло в отставку. Пока мы ждём новостей о новом кабинете, мы вспоминаем пройденное. Ольга Васильева вступила в должность 19 августа 2016 года. За это время она обещала вернуть в школы трудовое воспитание и астрономию, а ещё разобраться с натаскиванием на ЕГЭ и принять новые ФГОС. «Мел» выяснил, что министру удалось изменить, а что так и осталось в планах. 

Что Ольга Васильева сделала за это время

1. Вернула астрономию в школы

В сентябре 2016-го Ольга Васильева заявила о намерении вернуть астрономию в школьную программу в качестве отдельного предмета. Однако было неясно, откуда взять часы и по каким учебникам её учить. Сначала министр образования говорила, что часы на астрономию возьмут из второго иностранного языка: «У нас есть 250 часов на второй иностранный язык. Второй язык, если это не языковая школа, во многом профанация. Дай Бог, чтобы у нас один иностранный хорошо преподавали. Так что я смело два часа заберу — один в 10-м классе, другой час — в 11-м».

Затем схема введения предмета поменялась: теперь на него решили не выделять дополнительные часы, и читать курс в рамках школьной физики. Рекомендованный учебник — Борис Воронцов-Вельяминов и Евгений Страут «Астрономия. 11 класс. Базовый уровень».

Что в итоге. В 2017/18 учебном году астрономию действительно ввели в российских школах. Её преподают учителя-физики в 10-11 классах.


2. Ввела (почти) шахматы в начальную школу

Летом 2017-го Ольга Васильева предложила ввести в школах занятия по шахматам. Тогда предполагалось, что они должны проходить во внеурочное время и быть бесплатными. Через несколько месяцев, выступая в Совете Федерации, министр образования сказала, что в ближайшие два года шахматы введут как обязательный предмет в начальной школе: «Мы планируем ввести [обязательные занятия по шахматам] в ближайшие два года, может, даже со следующего года, с 1 по 4 класс один час в неделю».

Что в итоге. В марте 2018-го Департамент образования Москвы и фонд «Шахматы в школе» разработали программу преподавания шахмат в школе. Она рассчитана на четыре года и может быть в двух вариантах: вместо третьего урока физкультуры или как внеурочная деятельность.

Сейчас учителя из Москвы и регионов проходят переподготовку, чтобы преподавать шахматы. По словам Васильевой, «программа очень простая, она построена таким образом, что учитель любого возраста может сам, используя методические рекомендации, научить ребёнка играть в шахматы».


3. Приняла новые образовательные стандарты для начальной школы (и почти для средней)

О небходимости обновить федеральные образовательные стандарты и «наполнить их содержанием» Ольга Васильева говорила ещё в 2016 году. Кроме того, после введения новых ФГОСов должны были сократить количество учебников: «Нам нужно создать стандарт по каждому предмету. Не больше трёх линеек: основная, базовая и углубленные предметы».

Что в итоге.  В марте 2018 года на закрытом заседании Совета Минобрнауки России приняли новые образовательные стандарты для начальной школы. ФГОСы для средней школы вызвали много вопросов, поэтому их решили отправить на доработку.


4. Начала передачу школ от муниципальных властей региональным

На одном из заседаний комитета Госдумы по образованию и науке Ольга Васильева анонсировала реформу, цель которой — передача школ от муниципальных властей региональным. По мнению министра, такая реформа поможет привести образовательные программы во всей стране к единому федеральному стандарту.

«Я позволю себе такой термин произнести — „государственные школы“. То есть возвращение школ в государство и выстраивание государственного управления, потому что сейчас школы вне государственной опеки и заботы».

Что в итоге. Масштабную реформу решили начать с пилотного проекта, в котором будут участвовать 16 регионов. В Самарской, Астраханской областях и Санкт-Петербурге реформа уже началась.


5. Сделала обязательной защиту диссертаций в аспирантуре

В сентябре 2016 года на встрече с ректорами Волгоградской области Ольга Васильева заявила, что защита диссертаций должна стать обязательным условием выпуска из аспирантуры: «Без этого веер аспирантов никому не нужен».

Что в итоге. Ровно через год министр образования сказала, что положение об обязательной защите диссертации принято. Теперь «любая аспирантура заканчивается защитой диссертации».


6. Изменила приём поступления на целевое обучение

В 2013 году в России ввели модель целевого обучения, по которой между студентом и работодателем заключается двусторонний договор, регламентирующий права и обязанности сторон. По мнению Ольги Васильевой, в этой модели были недостаточно чётко прописаны условия взаимодействия между участниками программы.

Чтобы повысить эффективность целевого приёма, она предложила ввести модель обучения с трёхсторонним договором между вузом, заказчиком (работодателем) и абитуриентом. По этому договору, после окончания вуза студент обязан как минимум три года работать в организации, которая оплатила его учёбу.

Что в итоге. В марте 2018 года Минобрнауки представилозаконопроект с новыми правилами целевого приёма в вузы, и Госдума приняла его в первом чтении.


7. Увеличила количество бюджетных мест по специальности «теология»

Теологию признали научной дисциплиной не так давно — в 2015 году. Год назад протоиерей Павел Хондзинский даже защитил первую в России диссертацию по теологии. Тогда же подписали приказ, согласно которому в России появятся кандидаты и доктора теологии, а Васильева пообещала увеличить количество бюджетных мест.

Что в итоге. На первой Всероссийской научной конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве» Ольга Васильева подтвердила, что 2018–2019 годах количество бюджетных мест по специальности «теология» увеличится почти вдвое.

«В этом году мы выделили на бакалавриат 279 мест, на магистратуру — 180, 16 — на аспирантуру. В 2018–2019 годах — уже 632 места. Этот процесс будет развиваться и дальше».


8. Приостановила процесс объединения вузов

Бывший министр образования Дмитрий Ливанов в 2015 году начал масштабную реформу по реорганизации вузов. Почти сразу после вступления в должность Ольга Васильева объявила о прекращении объединения вузов до тех пор, пока министерство не разберётся в каждой конкретной ситуации.

Что в итоге. Через год после этого заявления министр образования отменила указ о реорганизации Государственного университета управления (ГУУ), который должен был войти в состав Московского государственного юридического университета (МГЮА). При этом через некоторое время подписала приказ об объединении Кемеровского технологического института пищевой промышленности (КемТИПП) и Кемеровского государственного университета (КемГУ).


Что обещала сделать, но не сделала

9. Ввести устную часть в ЕГЭ по русскому языку

Глава министерства ещё в сентябре 2016 года заявила о своём желании ввести в ЕГЭ по русскому языку устную часть, если её апробация в 9 классе пройдёт успешно. «Если всё пойдёт так, как мы предполагаем по 9 классу, то в следующий год будет устная часть ЕГЭ по русскому языку».

Через несколько месяцев сроки введения устной части сдвинулись на два года. Теперь Васильева утверждала, что ЕГЭ по русскому языку изменится в 2019 году. «В этом учебном году появляется устная часть в 9 классе, через два года устная часть появится в русском в 11 классе, соответственно. Тестовой части практически нигде не осталось», — сказала она.

Что в итоге. До сих пор официальных распоряжений и документов, которые бы подверждали введение устной части в ЕГЭ по русскому языку, нет.


10. Наказывать за натаскивание детей на сдачу ЕГЭ

Министру образования не нравилось, что в погоне за хорошими баллами многие школы натаскивают детей на тесты ЕГЭ. Поэтому в 2016 году она пообещала наказывать руководство школ и региональное начальство, если узнает, что в их школах есть такая практика.

«Я буду очень наказывать и региональное руководство, и руководство школ за так называемое натаскивание. Потому что я убеждена, если ребёнок проходит программу, то не надо бояться отвечать на те вопросы, которые у него стоят… Это неправильно, когда директор школы говорит, что я буду наказывать, если у вас будет плохой ЕГЭ. Наказывать его буду я», — заявила Васильева.

Что в итоге. Прошло два года, но этого обещания она так и не выполнила. По словам московских директоров, случаев наказания школ за натаскивание на ЕГЭ не было. Это неудивительно — с самого начала учителя выражали сомнение в целесообразности этого решения.

«Что такое „натаскивать“ и кто будет определять: учит учитель программе или „натаскивает“? Наверное, нужно специальных уполномоченных подготовить, чтобы начать кошмарить уже не школы, а напрямую учителей? И где в такие уполномоченные с хорошей, надеюсь, зарплатой записаться?» — комментировал инициативу один из московских учителей.


11. Увеличить количество часов преподавания религии в школах

Ольга Васильева с 2002 года заведует кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при президенте РФ, работала в Центре истории религии и церкви РАН. Возможно, с этим связано то, что одной из первых её инициатив стало увеличение часов на предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который преподают в 4 и 5 классах.

«Этот предмет, так же, как и многие другие, проходит очень длинную жизнь. Я думаю, что это будет обсуждаться, будет наверняка увеличиваться, продвигаться дальше. Уверена, что и учебники будут улучшаться. Важно развивать культурологическую направленность этого предмета. Вам любой теолог-религиовед скажет, что этот предмет не направлен на религиозное образование».

Что в итоге. Как ни странно, количество часов на этот предмет до сих пор не увеличили.


12. Ввести трудовое воспитание в школах

Министр образования планировала с 2017 года вводить программы трудового воспитания: «Я считаю, что без трудолюбия, без навыков, которым прежде всего мы обязаны семье и школе, без навыков трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от труда, мы не можем жить».

Более того, Ольга Васильева даже призывала директоров школ вводить часы трудового воспитания самостоятельно, не дожидаясь специальных распоряжений.

Что в итоге. 30 марта 2017 года законопроект о трудовом воспитании в школе был внесён на рассмотрение Госдумы, но летом Владимир Путин выступил против введения трудового воспитания в школы. «Полы мыть должны люди, которые за это деньги получают», — сказал президент. После этого законопроект ещё несколько раз обсуждался, но окончательного решения до сих пор нет.


13. Ввести обязательный ЕГЭ по истории и иностранному языку

Министр образования неоднократно заявляла, что хочет расширить список обязательных экзаменов, которые должны сдавать выпускники российских школ. Так, с 2020 года планировалось ввести обязательную сдачу ЕГЭ по истории: «В 2020 году вся страна будет сдавать историю. Потому что без знания истории невозможно двигаться дальше».

В 2022 году хотели ввести обязательный ЕГЭ по иностранному языку: «Страна готовится медленно, но верно к сдаче иностранных языков, в 2022 году сдача ЕГЭ по иностранному языку будет обязательной».

Что в итоге.  Заявления Васильева сделала год назад, но официального решения по поводу расширения списка обязательных ЕГЭ до сих пор нет.


14. Сократить в 10 раз места в аспирантуре

В 2017 году руководитель Минобра предлагала сильно сократить количество мест в аспирантуре. «Аспирантура должна стать приоритетна, она должна действительно воспитывать исследователей. И это должен быть не поток 25 человек, должно быть два-три аспиранта на кафедре».

В итоге. Позднее в министерстве эту идею решили отложить, так что количество бюджетных мест в аспирантуре пока сокращать не планируют.


15. Установить предельный уровень нагрузки учителей

В интервью «Комсомольской правде» Ольга Васильева сказала, что министерство образования вместе с профсоюзами разрабатывает проект примерных положений по оплате труда работникам образования. «Будет введён верхний предельный уровень нагрузки», — сказала министр.

В итоге. Планировалось, что после введения этого ограничения на учителей уже не смогут «сваливать» по 40 часов в неделю. Хотя Васильева подчеркнула, что некоторые преподаватели могут сами захотеть взять на себя дополнительную нагрузку. Тем не менее, изменения в закон об образовании до сих пор не внесли — предельный уровень нагрузки учителей не установлен.

Курсов иностранных языков становится все меньше

Из всех навыков, которыми человек может обладать в сегодняшнем глобализированном мире, лишь немногие служат отдельным лицам – и всему обществу, – а также знают, как говорить на другом языке.

Люди, говорящие на другом языке, получают более высокие баллы на тестах и ​​думают более творчески, имеют доступ к большему количеству рабочих мест и могут в большей степени наслаждаться и участвовать в жизни других культур или общаться с людьми из разных слоев общества.

Знание иностранных языков также жизненно важно для национальной безопасности и дипломатии Америки.Тем не менее, по данным Счетной палаты правительства США, почти каждый четвертый сотрудник дипломатической службы не соответствует требованиям к знанию языка, которым они должны соответствовать для выполнения своей работы.

Несмотря на все эти причины для изучения иностранного языка, в американских колледжах и университетах наблюдается резкий спад в преподавании иностранных языков. Исследователи из Ассоциации современного языка недавно обнаружили, что колледжи потеряли 651 программу изучения иностранного языка с 2013 по 2016 год – значительно больше, чем одна программа на иностранном языке, которую высшее образование потеряло в период с 2009 по 2013 год.Причины этой тенденции включают затяжные эффекты Великой рецессии, сокращение приема в школы и снижение языковых требований в колледжах. Для целей обучения Ассоциации современного языка программами являются курсы, предлагаемые в течение определенного семестра, а не целые факультеты.

Например, в Университете Висконсина в Стивенс-Пойнт официальные лица объявили о планах упразднить 13 специальностей, в том числе французский, немецкий и испанский, в рамках усилий по сокращению расходов.

Как автор, много писавший о дефиците иностранных языков в Соединенных Штатах, я обеспокоен.

Дефицит школ

Отчасти я вижу проблему в том, что очень мало студентов в Соединенных Штатах – всего 20 процентов – изучают иностранный язык на уровне K-12. На уровне колледжа это число еще меньше: только 7,5% студентов обучаются на курсах иностранного языка. И этот процент неуклонно снижается в последние годы. Это могло быть связано с тем, что все больше колледжей снизили требования к иностранному языку. Или студенты могут просто не увидеть потенциальных карьерных преимуществ изучения иностранного языка.

Чтобы представить эти статистические данные в перспективе, примите во внимание тот факт, что в Европе изучение иностранного языка является «почти повсеместным опытом». Это связано с тем, что в большинстве европейских стран – в отличие от Соединенных Штатов – есть мандаты на национальном уровне, которые требуют обучения иностранным языкам.

Новое мышление

Исследования показывают, что отношение американцев к языковому обучению может сдерживать их. В своей книге «Обучение граждан мира в колледжах и университетах» историк Питер Стернс написал, что американцы «легендарны» из-за своего нежелания изучать другой язык.Я подозреваю, что это может быть связано с осознанием того факта, что английский язык широко распространен и изучается во всем мире. Однако факт остается фактом: 75 процентов населения мира не говорят по-английски.

Исследования показывают, что мотивация имеет важное значение для изучения другого языка, независимо от того, является ли эта мотивация следствием желания общаться с родственником или любимым человеком в чужой культуре или лучше понимать литературу или произведения искусства, такие как опера, которые изначально были произведено на другом языке.

Время имеет решающее значение

Еще одним важным фактором является возраст, в котором студенты начинают изучать иностранный язык. Ученые, занимающиеся изучением мозга, говорят, что для того, чтобы говорить на каком-либо языке так же, как и на его родном языке, дети должны начать изучать язык к 10 годам. Исследование 2018 года показало, что эта способность легче выучить язык сохраняется примерно до 17 или 18 лет, что длится дольше, чем предполагалось ранее – но затем начинает снижаться.

Большинство студентов в США начинают изучение языка в средней или старшей школе.Согласно отчету Комиссии по изучению языков за 2017 год, который был сформирован в ответ на просьбу Конгресса о более глубоком изучении иностранного языка в США, в 2008 году только 58 процентов средних и 25 процентов начальных школ предлагали иностранный язык. Соединенные Штаты. И эти цифры ниже, чем 75 процентов и 31 процент, соответственно, которые были в 1997 году.

Программы языкового погружения, популярность которых растет с момента их введения в двуязычной Канаде в соответствии с Законом об официальных языках 1969 года, представляют собой один из способов более раннего обучения детей иностранному языку.Исследования показали, что студенты, изучающие иммерсию, в Канаде имеют более высокие показатели грамотности по чтению, чем студенты, не практикующие погружение.

Исследования также показывают, что программы погружения в целом имеют множество образовательных и познавательных преимуществ, а также культурных, экономических и социальных преимуществ как на местном, так и на глобальном уровне. Они также показали свою рентабельность.

Несмотря на то, что количество программ погружения быстро растет, по сравнению с тремя в 1971 году, по состоянию на 2011 год, последний год, по которому я смог найти данные, в Соединенных Штатах было всего 448 школ с погружением.Количество программ увеличивается, чтобы удовлетворить спрос со стороны родителей и местных сообществ: только в 2015 году в Нью-Йорке было создано 180 двуязычных программ в государственных школах.

Нехватка учителей

Другая проблема заключается в том, что не хватает квалифицированных учителей для обучения иностранным языкам и программам погружения.

«Одним из самых больших препятствий на пути улучшения изучения языка является нехватка квалифицированных учителей в стране», – говорится в отчете за 2017 год. В отчете цитируется федеральная статистика, показывающая, что 44 штата и Вашингтон, округ Колумбия.C. испытывают нехватку квалифицированных преподавателей иностранного языка на уровне K-12 на 2016–2017 учебный год.

Справедливость или социальная справедливость – еще один важный фактор. Недавние исследования показали, что двуязычие приносит пользу детям из малообеспеченных семей. Чтобы сделать иностранный язык доступным для всех детей, важно, чтобы его было больше в государственных школах страны.

Следует ли начинать обучение иностранному языку в США раньше?

Программы иностранных языков часто являются одними из первых пунктов, подлежащих тщательному анализу и сокращению в начальной, средней и старшей школе в США.С. сталкиваются с плохой оценкой производительности или ограничениями бюджета. Однако многие исследования продемонстрировали преимущества изучения второго языка не только для языковых способностей учащихся, но и для их когнитивных и творческих способностей. Duke TIP взял интервью у нескольких экспертов в данной области о преимуществах изучения иностранного языка для детей.

Марта Дж. Эбботт, директор по образованию Американского совета по преподаванию иностранных языков (ACTFL)

Тереза ​​Салливан Каккавале, президент Национальной сети по раннему изучению языков (NNELL)

Кен Стюарт, Учитель года по национальному языку, 2006 г., ACTFL; Учитель испанского языка AP в средней школе Чапел-Хилл в Чапел-Хилл, Северная Каролина

Если обучение иностранному языку начнется раньше в U.С.?

Abbott: Крайне важно, чтобы обучение иностранному языку было доступно для всех учащихся на протяжении всего их академического опыта PK-12. Знание других языков и понимание других культур – это набор навыков 21 века для американских студентов, которые готовятся жить и работать в глобальном обществе. Независимо от того, какие профессиональные студенты поступают, они будут регулярно общаться с другими людьми по всему миру и вести дела на местном уровне с теми, чей родной язык не английский.

Раннее начало обучения иностранному языку создает условия для развития учащимися продвинутых уровней владения одним или несколькими языками.Кроме того, младшие ученики по-прежнему обладают способностью развивать произношение и интонацию, близкие к родным, на новом языке. Наконец, молодые учащиеся испытывают естественное любопытство к обучению, что проявляется, когда они занимаются изучением нового языка. Они также открыты и принимают людей, говорящих на других языках и принадлежащих к другим культурам.

Caccavale: Да, потому что было показано, что он улучшает когнитивное развитие детей. Дети, изучающие иностранный язык с раннего детства, демонстрируют определенные когнитивные преимущества перед детьми, которые этого не делают.Исследования, проведенные в Канаде с маленькими детьми, показывают, что двуязычные люди развивают представление о постоянстве предметов в более раннем возрасте. Двуязычные ученики быстрее узнают, что объект остается тем же самым, даже если объект имеет другое имя на другом языке. Например, ступня остается ступней и выполняет функцию ступни, независимо от того, обозначена ли она как ступня на английском языке или un pied на французском языке.

Кроме того, изучение иностранного языка – это скорее деятельность по решению когнитивных проблем, чем языковая деятельность в целом.Исследования неоднократно показывали, что изучение иностранного языка улучшает навыки критического мышления, творческие способности и гибкость ума у ​​маленьких детей. Студенты, изучающие иностранный язык, превосходят своих сверстников, изучающих иностранный язык, по вербальным и, что удивительно для некоторых, по математическим разделам стандартизированных тестов. Эта взаимосвязь между изучением иностранного языка и повышенным развитием математических навыков, особенно в области решения проблем, еще раз указывает на тот факт, что изучение второго языка является скорее познавательной, чем лингвистической деятельностью.

Исследование 2007 года в Харвиче, штат Массачусетс, показало, что студенты, которые изучали иностранный язык в четко сформулированной последовательности, превзошли своих сверстников, изучающих иностранный язык, в тесте Массачусетской системы комплексной оценки (MCAS) через два-три года и значительно превзошли их после семи. – восемь лет на все подтесты MCAS.

Кроме того, есть исследование (библиография Уэбба), которое показывает, что дети, изучающие иностранный язык, даже если это изучение второго языка отнимает время от изучения математики, превосходят (по стандартным тестам по математике) учеников, которые не изучают иностранный язык. язык и больше математических занятий в течение учебного дня.Опять же, это исследование поддерживает идею о том, что изучение второго языка является упражнением в решении когнитивных проблем и что эффект от обучения второму языку напрямую переносится на область развития математических навыков.

Понятие «раньше – лучше» в изучении языка, по-видимому, подтверждается тем фактом, что более длительные последовательности обучения иностранному языку, похоже, в целом приводят к лучшим академическим достижениям. Поскольку обучение второму языку дает детям младшего возраста лучшую когнитивную гибкость и навыки творческого мышления, оно может предложить одаренным ученикам те интеллектуальные проблемы и проблемы развития, которые им необходимы и которых они желают.

Стюарт: Совершенно верно. Каждое исследование в этой области указывает на преимущества изучения второго языка уже в трехлетнем возрасте. Другой ключ к овладению другим языком – это длительный, непрерывный контакт с языком. Пока у нас не будет четко сформулированной «поддержки» второго языка PK-16 со стороны законодателей, школьных советов, администраторов и родителей, США будут продолжать отставать от других стран, тем самым продлевая моноязычие.

Являются ли программы погружения одинаково эффективными для младших и старших школьников?

Abbott: Преимущество для младших школьников заключается в том, что они могут точно имитировать произношение и интонацию местного языка на новом языке.Кроме того, навыки грамотности, которые развиваются на родном языке, переходят в изучение нового языка. По этой причине исследования показали академические успехи студентов, которые начали изучать другой язык в раннем возрасте.

Программы погружения для старшеклассников также очень эффективны. В зависимости от возраста учеников, у них могут развиваться или не развиваться родное произношение и интонация. Однако старший ученик уже владеет усвоенной грамматикой родного языка, что полезно при изучении нового языка.

Независимо от возраста, программы погружения эффективны, потому что они используют второй язык как средство изучения общеобразовательной программы. Это делает содержание курса более интересным для студента и максимизирует учебное время за счет одновременного достижения двух целей: овладения языком и изучения содержания.

Каккавале: В настоящее время более 100 государственных школ в США имеют программы погружения в иностранные языки. Исследования программ погружения показывают, что, если они правильно структурированы, они могут быть одинаково эффективны для младших и старших школьников в развитии устной речи и что все студенты погружения могут достичь функционального уровня двуязычия.

Однако дети, которые начинают изучать второй язык до полового созревания, в долгосрочной перспективе, по-видимому, превосходят детей старшего возраста и взрослых, которые начинают изучать второй язык после полового созревания и продолжают изучать этот язык в течение того же количества лет. Точно так же дети, которые начинают изучать язык в раннем возрасте, имеют больше возможностей для развития родного произношения и интонации. Но мотивация является ключевым моментом, поскольку исследования показывают, что эта мотивация может помочь учащимся преодолеть некоторые возрастные факторы при изучении второго языка.

Стюарт: Безусловно, программы погружения ближе всего подходят к тому, чтобы дать студентам, молодым или старым, интенсивный языковой опыт, необходимый им для овладения им. На мой взгляд, это лучшее, что нужно учиться за границей. Не у всех есть средства учиться или жить за границей, но программы погружения могут многое сделать, чтобы познакомить их с языком и культурой. В некоторых благополучных районах страны есть несколько отличных моделей. Каждый ребенок заслуживает возможности стать гражданином мира с таким богатым опытом.

Являются ли некоторые люди талантливыми от природы, когда дело доходит до овладения вторым языком?

Эбботт: Конечно, есть студенты, которые с большей охотой начинают изучать язык, чем другие. Мы склонны видеть, что дети, которые более вербальны на своем родном языке, используют эту тенденцию в своих интересах при изучении второго языка. Задача состоит не в том, чтобы сообщить ученикам, что учить язык сложно и есть ли у них талант или нет. Это не тот случай.У всех учащихся есть возможность выучить второй язык, даже у тех, у кого есть определенные трудности в обучении. Исследование показывает, что эти нарушения обучаемости проявляются на том же уровне в классе иностранного языка, что и в классе общего образования. Учащимся с приспособлениями необходимо произвести те же приспособления в языковом классе, что и в общеобразовательном классе.

Caccavale: Есть разница между изучением языка и изучением языка.Некоторые люди, кажется, развивают навыки аналитического мышления с большей готовностью, чем другие, и это помогает им в изучении грамматических понятий. Однако это не означает, что только те студенты, которые обладают высокой аналитической способностью, должны изучать иностранный язык, поскольку овладение вторым языком (аудирование и говорение) является глобальным процессом. Подобно тому, как каждому необходимо развивать навыки в различных областях учебной программы, каждый может извлечь выгоду из изучения иностранного языка, будь то из-за когнитивных преимуществ или знакомства и понимания других культур.

Стюарт: Подобно артистическому или музыкальному таланту, языковые системы лучше воспринимаются некоторыми учащимися. Однако, как и в любом новом начинании, изучение языка можно значительно улучшить с помощью настойчивости и практики. Еще есть чему поучиться в лингвистике и овладении вторым языком. Я происхожу из одноязычной семьи и культуры с небольшим опытом второго языка; Итак, я считаю, что у меня есть способности к языкам. Я утверждаю, что желание и стремление выучить язык являются решающими факторами в достижении беглости.

Как студенты должны выбирать, какой иностранный язык изучать?

Abbott: Конечно, лучший выбор для студента – это выбрать язык, который ему или ей интересно изучать. Для многих выбор основан на языковом происхождении семьи, но он также может быть основан на репутации учителя или на языке, который изучают их друзья. Часто родители пытаются предсказать, какой язык будет наиболее полезным в будущем, но это сложно сделать. Важным фактором является то, что учащиеся начинают любой язык как можно раньше и продолжают в четко сформулированной последовательности.Поскольку исследования показывают, что изучение третьего или четвертого языка дается легче. Студенты всегда могут поменять язык позже, если окажется, что другой язык может быть более полезным для конкретной карьеры.

Стюарт: Дело не столько в том, какой язык выбирает ученик, сколько в том, что они делают выбор и придерживаются его. Например, у меня есть латиноамериканские студенты, которые становятся отличными французскими студентами. Таким образом, ученики, вырвавшиеся из своей зоны комфорта, могут в конце концов получить полезный опыт.Родители и преподаватели языка должны владеть всеми языками и поощрять изучение нескольких языков. Как учитель испанского, я постоянно призываю учеников изучать третий язык. Например, португальский язык – естественный переход для продвинутых испанских студентов. Одно из преимуществ изучения другого языка на всю жизнь заключается в том, что вы всегда учитесь, и это поддерживает активную работу мозга. Недавние исследования связали изучение второго языка с задержкой болезни Альцгеймера именно по этой причине.Итак, хотя языки следует начинать в Pre-K, никогда не поздно начать изучать другой язык. Меня особенно впечатлила программа европейской системы, в которой дети, бабушки и дедушки вместе ходили в школу, чтобы выучить второй язык.

Как родители, у которых в школе нет языковых возможностей, могут получить обучение своих детей иностранному языку?

Abbott: Родители должны организоваться и «высказаться» для языкового образования в своих общинах.Многие программы начального уровня были реализованы по запросу родителей. Родители должны выступать за языковые программы в своих местных сообществах и не отставать от национальных инициатив в области языкового образования, а также от федерального законодательства и законодательства штата.

Для родителей, обучающихся на дому и дошкольников, становится доступно больше ресурсов. Издатели и разработчики средств массовой информации извлекают выгоду из возобновившегося интереса к языковому обучению и разрабатывают программы для детей, основанные на изучении языка.Кроме того, Интернет предлагает множество бесплатных возможностей для изучения языка.

Caccavale: Хотя родители могут не иметь возможности начать обучение иностранному языку в школе своего ребенка в ближайшем будущем, они могут помочь сделать это в долгосрочной перспективе. Родители могут находить ресурсы и обмениваться ими, а также проводить информационные встречи с другими родителями, школьными администраторами и членами школьного совета. Школьные советы представляют родителей, а члены школьных советов готовы выслушать хорошо информированных родителей, которые провели свое исследование и могут эффективно представить преимущества изучения иностранного языка.Даже при ограниченном школьном бюджете медленная и настойчивая настойчивость родителей может помочь организовать уроки иностранного языка.

Каковы наилучшие способы изучения иностранного языка и какие есть альтернативы, если в школе нет программы иностранного языка или предлагается язык, представляющий интерес?

Caccavale: Интерактивное обучение – лучшее, так как изучение языка – это социальная деятельность. Многие онлайн-курсы и программы предлагают интерактивное обучение. Однако на самом деле никто не может заменить классного учителя, потому что учитель может переформулировать вопрос и вовлечь учащихся в диалог, чтобы заставить их переосмыслить или более легко понять концепции, используя различные методы для иллюстрации своих применений.

Статья найдена на:

ПОДАРКОВАННОЕ ПИСЬМО ГЕРЦУЮ: Том 8, выпуск 1, осень 2007 г.
Программа выявления талантов Университета Дьюка
Информационный бюллетень для родителей одаренной молодежи

Изучение иностранных языков в начальной школе: младше лучше?

Введение

Иностранные языки были официально введены в программу начальной школы в Англии в 2014 году впервые. Дети на Key Stage 2 (возраст 7–11 лет) теперь изучают один иностранный язык до одного часа в неделю (в 90% школ, Language Trends 2016/17).Это может быть любой современный или древний иностранный язык, и акцент должен быть сделан на том, чтобы дать ученикам возможность существенно продвинуться в изучении одного языка. Министерство образования заявляет, что «освобождение от замкнутости» и «открытие для других культур» являются основными целями введения языкового обучения в начальной школе. Это подходящий момент, чтобы подумать о преимуществах и недостатках раннего старта и о том, какие проблемы это создает.

Введение иностранных языков в начальных классах объясняется двумя основными причинами.Во-первых, это убеждение в том, что «чем моложе, тем лучше», идея о том, что маленькие дети по своей сути лучше изучают язык и, следовательно, быстрее овладевают им. Во-вторых, во все более глобализирующемся мире межкультурная компетентность имеет важное значение и важно пробуждать у детей интересы к другим людям и культурам в то время, когда они открыты и восприимчивы. Более поздние аргументы основаны на когнитивных преимуществах, которые дает изучение иностранного языка (например, улучшенное решение проблем, контроль внимания или способность переключаться между задачами, а также на утверждении, что это помогает с грамотностью на английском языке, но эти аргументы еще не получили широкого распространения. дискурс.

Однако политика правительства, которая сделала изучение иностранного языка обязательным в английских начальных школах с Key Stage 2, была почти исключительно связана с первым из этих мотивов. Но каковы доказательства исследований? В первой части я кратко рассмотрю, как маленькие дети учатся по сравнению с подростками и взрослыми, и какие ожидания можно разумно развлечь, учитывая эти доказательства. Затем я сделаю некоторые выводы из этих свидетельств для политики.

Моложе лучше? Какие есть доказательства исследования?

Вера, лежащая в основе введения иностранных языков в начальных школах, заключается в том, что раннее обучение иностранным языкам маленьких детей, когда они наиболее восприимчивы, могло бы сократить разрыв, который в настоящее время существует между нашими молодыми людьми и их европейскими сверстниками с точки зрения владения иностранным языком. делая их более конкурентоспособными на мировом рынке.В конце концов, мы просто учим свой родной язык в раннем детстве, поэтому логика такова, что если мы будем учить детей достаточно рано, то же самое произойдет и с иностранными языками. Такую точку зрения высказал, например, премьер-министр Тони Блэр в 1999 году: «Все знают, что с языками, чем раньше вы начинаете, тем легче они становятся». Эта популярная точка зрения имеет свои теоретические основы в так называемой “ гипотезе критического периода ”, которая утверждает, что дети рождаются с врожденной речевой способностью, которая атрофируется с возрастом, и поэтому важно задействовать эти врожденные механизмы до наступления критического возраста. когда они исчезнут.

Но каковы доказательства исследований? Важно различать детей, погруженных в новый язык, которые они изучают, например, в качестве иммигрантов в новой стране, и детей, знакомых с иностранным языком в классе, в лучшем случае несколько часов в неделю, а обычно меньше часа. в неделю в подавляющем большинстве начальных школ английского языка.

Что касается детей-иммигрантов, то существует множество исследований, свидетельствующих о том, что маленькие дети на самом деле медленнее, чем старшие ученики, в начале учебного процесса.Многие исследования показали, что подростки и молодые люди быстрее учатся по всем параметрам владения языком. Однако маленькие дети со временем догоняют учеников старшего возраста и, как правило, становятся неотличимы от носителей языка, что обычно не относится к взрослым. Таким образом, в случае с детьми-иммигрантами, более раннее время кажется лучше, но только в долгосрочной перспективе , и только тогда, когда детям дается достаточно времени и возможности максимально использовать богатый языковой ввод, с которым они сталкиваются.Это преимущество часто связывают с гипотезой критического периода, упомянутой выше.

В контексте изучения иностранного языка в классе, будут ли дети начальной школы с большей вероятностью, чем ученики более старшего возраста, в конечном итоге достичь уровня владения родным языком?

Все исследования, посвященные изучению того, лучше ли раннее время в инструктируемом контексте, указывают на то же направление:

  • Маленькие дети полны энтузиазма и любят изучать иностранные языки. Им это нравится, и им нравится открывать для себя новые миры и новые способы говорить.
  • Маленькие дети медленнее изучают языки, чем подростки, во всех аспектах языка. Насколько мне известно, только одно исследование, проведенное Дженифер Ларсон-Холл, показало небольшое преимущество для раннего начала, но в этом исследовании у детей было от шести до восьми часов обучения в неделю в течение 44 недель в году на протяжении шести лет, что делает контекст обучение очень отличается от одного или двух часов в неделю в других исследованиях.

Вероятно, наиболее амбициозным исследованием роли возраста в раннем изучении иностранного языка в классе является проект Barcelona Age Factor (BAF) (Muñoz 2006).Кармен Муньос и ее команда извлекли выгоду из того факта, что правительство быстро изменило возраст, в котором английский язык был введен в классе, создав естественный эксперимент, в результате которого они смогли сравнить учеников, изучающих второй язык в возрасте 8, 11, 14 лет и старше. старше 18 лет. Муньос смог проследить за большим количеством учеников в течение длительного периода времени (ученики были протестированы после 200, 416 и 726 часов обучения). Затем команда сравнила свои знания по широкому спектру критериев, проверяющих все 4 макро-навыка: говорение, аудирование, письмо и чтение.Они обнаружили, что при одинаковом объеме обучения те, кто поздно начал учиться, всегда быстрее и эффективнее учились по всем параметрам.

На сегодняшний день большая часть исследований сосредоточена на изучении английского языка как иностранного в странах, где дети испытывают сильное давление, чтобы выучить английский, чтобы стать успешными гражданами мира. Но что происходит в Англии, где дети растут, говоря на международном языке, и где культурный контекст, а также непоследовательная приверженность сменяющих друг друга правительств делают изучение иностранных языков чем угодно, но только не центральным в образовательной программе? В недавнем исследовании мы сравнили, как дети в возрасте 5, 7 и 11 лет изучают французский язык в классе в Англии.Все дети были полными новичками в начале проекта и получали два часа в неделю аналогичных инструкций от одного и того же учителя в течение 19 недель. Это исследование показало, что старшие дети учились быстрее, поскольку они могли лучше использовать ряд когнитивных стратегий, чтобы помочь в обучении, а также они использовали свои более продвинутые навыки грамотности для поддержки своего изучения иностранного языка. Младшие дети, однако, проявили наибольший энтузиазм, о чем свидетельствуют многие исследования (например, Cable et al.2010).

Итак, действительно ли младшим лучше учить иностранный язык в классе?

Это зависит от того, что мы понимаем под словом «лучше». Если «лучше» означает более быстрый языковой прогресс, исследования говорят нам, что дети старшего возраста успевают лучше младших; их большая когнитивная зрелость помогает им максимально эффективно использовать ограниченный вклад и подробные инструкции. Очень небольшое количество исследований, которые обнаружили небольшое преимущество для раннего начала, проводились в условиях инструктажа с многочасовым обучением в неделю.Кажется, что маленькие дети учатся в основном на практике, а не на сознательном обучении, то есть они учатся более косвенно, чем дети старшего возраста. В результате им требуется обильный ввод и богатое взаимодействие, чтобы их неявные механизмы работали. В конце концов, по оценкам, дети, изучающие свой родной язык, к 4-летнему возрасту получают 17 000 часов вводных данных. Один час в неделю в национальной учебной программе не имеет ничего общего с этим количеством вводимых ресурсов, и поэтому политические ожидания должны быть реалистичными с точки зрения лингвистического развития иностранных языков.При норме один час в неделю детям в классе потребуется 425 лет, чтобы сопоставить вклад детей, изучающих свой родной язык!

Если, с другой стороны, «лучше» означает развитие энтузиазма к изучению языков, а также изменение культурных представлений о центральном значении языков для образования путем включения их в учебную программу с самого начала, то большая часть данных свидетельствует о том, что моложе лучше. В нашем недавнем исследовании, сравнивающем 5, 7 и 11-летние, изучающие французский язык в Англии, 96% 5-летних с удовольствием изучили французский язык, и 88% 7-летних тоже.Кажется, что даже час в неделю может пробудить интерес к иностранным языкам на протяжении всей жизни, что должно приветствоваться в стране, где изучение иностранных языков недооценено и переживает кризис.

Однако этот энтузиазм явно требует поддержки, чтобы он сохранялся. В нашем исследовании самые маленькие дети выражали краткосрочные и внутренние причины любви к французскому языку. Это весело; это отличается от других их предметов, и им нравится узнавать о разных странах. Однако к 7 годам дети начинают понимать, что изучение иностранного языка – это тяжелая работа и что требуется много времени, чтобы научиться поддерживать простой разговор.Распространенное убеждение, что изучение иностранного языка в раннем возрасте приравнивается к тому, что его легко выучить, на самом деле не соответствует их опыту, и популярное мнение о том, что английский не умеет изучать иностранные языки, укрепляется, хотя на самом деле вероятной причиной является отсутствие время и усилия, потраченные на изучение языка. По мере взросления детей возникают дополнительные проблемы. В нынешних условиях в Англии они могут столкнуться с проблемами и прерываниями в изучении языка в момент перехода из начальной в среднюю школу, что может, по крайней мере, временно демотивировать.Учебная программа также становится более ориентированной на экзамены, которые на современных языках считаются сложными. В более широком смысле растет заблуждение, что если вы говорите по-английски, вам не нужно изучать иностранные языки, поскольку все говорят по-английски.

Проблемы и последствия для политики

В следующем разделе мы обсуждаем значение результатов этих исследований о роли возраста в условиях обучения, а также о политических вызовах, стоящих перед ранним введением иностранных языков в начальных школах.

Вызовы

Основанием для введения языков было то, что раньше лучше с точки зрения развития знания изучаемого иностранного языка. Эти ожидания проблематичны по ряду причин:

  • Ограниченные данные : Исследования убедительно показали, что знание языка не развивается быстрее у детей младшего возраста, а ожидания, возлагаемые на детей младшего школьного возраста и их учителей в отношении обучения, которое возможно за один час в неделю, несколько нереалистичны.В программах изучения языков (Департамент образования 2013: 1) указывается, что все ученики должны «понимать устную и письменную речь из различных достоверных источников и отвечать на них; говорить с возрастающей уверенностью, беглостью и спонтанностью, находя способы передать то, что они хотят сказать, в том числе путем обсуждения и задавания вопросов, и постоянно улучшая точность своего произношения и интонации; могут писать различной длины, для разных целей и для разных аудиторий, используя различные грамматические структуры, которые они выучили; открывать и развивать навыки письма на изучаемом языке ».Если в учебный план не входит несколько часов в неделю обучения иностранному языку, эти цели, вероятно, будут чрезмерно амбициозными, поскольку ограниченный объем вводимых данных не позволит использовать неявные механизмы обучения, типичные для раннего детства, то есть обучение на практике, осмысленно взаимодействовать с вводом. Дети старшего возраста могут использовать свои более развитые познавательные способности и навыки грамотности для поддержки своего обучения; дети младшего возраста еще не могут этого сделать. Стоит отметить, что один час в неделю намного меньше нескольких часов в неделю, предлагаемых во многих странах (European Commission 2012; OECD 2014).Смысл политики состоит в том, что необходимо либо значительно увеличить количество рабочих часов в неделю, либо скорректировать ожидания.
  • Преподавание : Исследования показали, что неудивительно, что учителя-специалисты более успешны в обучении иностранным языкам, чем учителя, которые плохо владеют языком и / или которые мало или совсем не прошли обучение в области педагогики иностранных языков. Однако существует огромная нехватка преподавателей-специалистов, которая вряд ли будет решена в ближайшем будущем, учитывая сокращение числа выпускников, выпускающих современные языки, обучающихся в университетах.Следовательно, в настоящее время в школах используются многие модели преподавания языка, начиная от найма одного преданного учителя языка для всей школы (возможно только в более крупных начальных школах), до использования странствующего учителя-специалиста, переходящего из школы в школу, или , во многих школах классный руководитель преподает язык и, возможно, изучает его одновременно с детьми.
  • Ресурсы : Введение новой политики произошло во время сокращения ресурсов, что значительно ограничило поддержку, доступную для школ через e.грамм. исчезновение региональных языковых координаторов. Проект «Пути к языкам», который поддерживает школы в продвижении и распространении иностранных языков, финансировался централизованно только до июля 2016 года. Школы были вынуждены реализовывать эту инициативу без дополнительных ресурсов и непоследовательной поддержки.
  • Переход из начальной в среднюю школу : Переход из начальной в среднюю школу постоянно отмечался как серьезная проблема для прогресса в изучении иностранного языка с момента первого пилотного внедрения французского языка в начальных школах в Англии в 1970-х годах. , и недавние данные свидетельствуют о том, что проблема сохраняется (Ofsted 2015; Tinsley and Board 2016).В настоящее время очень мало единого мнения о том, как осуществляется переход от начальной школы к средней, поскольку в средние школы принимаются дети из начальных школ с очень разной практикой, не говоря уже о языках, и слабая координация между ними. Обычно детей вместе учат языкам в 7-м классе, первом классе средней школы, независимо от того, изучали ли они выбранный язык в начальной школе или нет. Это не создает идеального учебного контекста и может демотивировать учащихся, а также учителя, который обычно полагает, что у детей нет языковых навыков.

В совокупности эти проблемы очень затрудняют понимание того, как инициатива по основным иностранным языкам может быть успешной, ЕСЛИ ее основной целью является повышение уровня владения языком и если ее успех измеряется исключительно с точки зрения владения языком. Ожидания слишком высоки, учитывая объем обучения, а также текущие ресурсы и условия.

Последствия для политики

Обсуждаемые нами данные исследований и проблемы, которые они ставят перед реализацией основной языковой политики, не означают, что эта инициатива не важна и не может быть успешной.Тем не менее, об этом следует подумать иначе, чтобы ожидания соответствовали тому, что показали исследования о способах обучения детей младшего возраста и о том, что их мотивирует. Что необходимо, так это четкое видение цели приобщения детей младшего возраста к иностранным языкам и того, как обучение основным иностранным языкам может быть успешно интегрировано в учебную программу по иностранному языку в целом, вплоть до GCSE, уделяя особое внимание развитию мотивации учащихся и переходу из начальной в среднюю школу.

Исследования показали, что то, что действительно мотивирует маленьких детей, – это увлечение изучением языка: не только веселые занятия, типичные для основного языкового класса, но и изучение другой культуры и ее языка: изучение детей из других стран, их занятия, насколько они похожи / не похожи на них, как они говорят и т. д. Регулярные возможности прямого контакта с носителями иностранного языка (включая, конечно, детей) очень мотивируют. Кроме того, изучение иностранного языка помогает детям овладеть навыками грамотности на английском языке, а также предлагает другие признанные познавательные преимущества.Мотивационные, культурные и когнитивные преимущества изучения языка должны быть заявлены более позитивно, чтобы обеспечить адекватное признание их важности и ценности в национальной учебной программе.

Учителя начальной школы обычно являются отличными мотиваторами; они вдохновляют детей изучать новые темы, и все данные показывают, что дети, изучающие иностранные языки в начальной школе, разделяют этот энтузиазм. Их мотивация ослабевает только тогда, когда дети понимают, что необходимо достичь целевых показателей владения языком.Менее одностороннее внимание к цели языковой подготовки помогло бы смягчить некоторые из проблем, описанных выше. Поездки в зарубежные страны и из них; Интернет-обмены с иностранными школами, проекты о каком-то аспекте зарубежной страны / народа, возможно, связанные с каким-либо другим аспектом учебной программы, размышления о положительных причинах изучения языков и о стратегиях, которые помогут учащимся прогрессировать, помогут создать устойчивый энтузиазм по поводу языка в его культурном и социальном контексте и, таким образом, способствует постепенному языковому прогрессу.Эта повестка дня должна быть гораздо более центральной и последовательной в нашей учебной программе.

Выбор языка (ов) для преподавания в начальной школе также заслуживает обсуждения. Наиболее распространенным языком обучения является французский более чем в трех четвертях школ, но другие языки могут иметь большее отношение к опыту школьников. Испанский может быть более сильным мотиватором для детей, поскольку многие были в Испании на каникулах, и его орфография и произношение более прозрачны. А в условиях, когда есть много детей, для которых английский является дополнительным языком, может быть более целесообразным преподавать один из языков сообщества.Одним из вариантов может быть, чтобы все дети начали изучать новый язык в средней школе с нуля, избегая проблем перехода, о которых мы упоминали выше и которые так демотивируют детей. Модель «один размер для всех» может быть не самой подходящей.

В заключение, введение иностранных языков в начальной школе имеет большой потенциал, но его цели должны быть четко сформулированы и реалистичны, принимая во внимание то, что исследования показали, как учатся маленькие дети, и контекст, в котором школы и учителя должны работать. .Обучение иностранному языку должно быть встроено в общее образование детей с ранних лет до окончания школы, чтобы избежать крайне демотивирующих проблем перехода. В своем всестороннем исследовании состояния изучения языка в английских школах Тинсли и Борд приходят к выводу: «Подавляющее большинство учителей, принявших участие в опросе« Тенденции развития языков »в этом году, очень ясно понимают, что обучение языкам учеников на ключевой ступени 2 дает много преимуществ, особенно расширение культурного понимания и уверенности учащихся, повышение их грамотности и подготовка их к миру работы.«Это должно стать центральным элементом в формулировании основной иностранной языковой политики.

Благодарности

Статья основана на исследовании Флоренс Майлс и Розамонд Митчелл из исследовательского проекта «Изучение французского для детей в возрасте 5, 7 и 11 лет: исследование начального возраста, темпов и маршрутов обучения среди первых изучающих иностранный язык», ESRC Ref No: RES-062 -23-1545.

Дополнительная литература

Болстер, Эллисон, Кристин Баландье-Браун и Полин Ри-Диккенс.2004. «Молодые люди, изучающие современные иностранные языки и их переход к вторичной фазе: упущенная возможность?», Language Learning Journal 30: 35–41

Кейбл, Кэрри, Патрисия Дрисколл, Розамонд Митчелл, Сью Синг, Тереза ​​Кремин, Жюстин Эрл, Ян Эйрс, Бернадетт Холмс, Синтия Мартин и Барбара Хейнс. 2010. Изучение языка на ключевом этапе 2: лонгитюдное исследование . Отчет об исследовании DCSF-RR198. (Лондон: Департамент детских школ и семей)

Коулман, Джеймс А.2009. «Почему британцы не изучают языки: мифы и мотивация в Соединенном Королевстве» Language Learning Journal , 37.1: 111–128

Кортни, Луиза. В прессе. «Переход к современным иностранным языкам: лонгитюдное исследование мотивации к изучению языка и владению вторым языком» Oxford Review of Education .

Департамент образования. 2013. Национальная учебная программа в Англии. Языковые программы обучения: Key Stage 2.

Европейская комиссия. 2012. Первое европейское исследование языковых компетенций: окончательный отчет .

Кролл, Джудит Ф. и Эллен Белосток. 2013. «Понимание последствий двуязычия для обработки речи и познания», Journal of Cognitive Psychology , 25 . 5: 497–514

Ларсон-Холл, Дженифер. 2008. «Взвешивание преимуществ изучения иностранного языка в младшем начальном возрасте в ситуации с минимальными затратами», Second Language Research , 24.1: 35–63

Маринова-Тодд, Стефка, Д. Брэдфорд Маршалл и Кэтрин Сноу. 2000. «Три заблуждения о возрасте и обучении на втором уровне», TESOL ежеквартально 34.1: 9–34

Муньос, Кармен. 2006. Возраст и уровень изучения иностранного языка (Клеведон: Multilingual Matters)

Муньос, Кармен. 2009. «Вклад и долгосрочные эффекты раннего обучения в формальной обстановке», в Возрастной фактор и раннее изучение языка , изд. Марианна Николов (Берлин: Mouton de Gruyter), стр.141–159

Муньос, Кармен. 2014. «Противопоставление влияния начального возраста и вводимых данных на устную деятельность изучающих иностранный язык», Прикладная лингвистика , 35.4: 463–482

Мерфи, Виктория. 2014. Изучение второго языка в раннем школьном возрасте: тенденции и контекст (Oxford: Oxford University Press)

Майлз, Флоренс и Розамонд Митчелл. 2012. Изучение французского языка с 5, 7 и 11 лет: исследование начального возраста, темпов и способов обучения среди изучающих иностранный язык в раннем возрасте.ESRC End of Award Report, RES-062-23-1545 (Суиндон: Совет по экономическим и социальным исследованиям)

OECD. 2014. Показатели образования в центре внимания: сколько времени учащиеся начальной и младшей средней школы проводят в классе? (Париж: Издательство ОЭСР)

Цитируйте: Myles, F. (2017). Изучение иностранных языков в начальной школе: чем младше лучше? Языки, общество и политика https://doi.org/10.17863/CAM.9806

Скачать