Конфликт в классе между родителями: Школьные конфликты: позиция родителей

Школьные конфликты: позиция родителей

Главная

Родителям

Как воспитывать ребенка?

Школьные конфликты: позиция родителей

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 7-12 лет
  • подросток

Каждый родитель когда-то был ребенком и ходил в школу, поэтому родители не понаслышке знают, что такое школьные конфликты. Даже если взрослый, будучи ребенком, не участвовал в конфликте активно, а только являлся наблюдателем этого конфликта, все равно переживания были достаточно велики, и справиться с ними было непросто. Именно поэтому, когда родитель узнает, что у ребенка в школе конфликт, то в душе возникает буря чувств и переживаний. Иногда это страх и непонимание, иногда это злость и желание всех наказать. Как же действовать правильно, так чтобы помочь ребенку, а не навредить?

Корни школьных конфликтов – в семье

Конфликты могут быть очень разными, это может быть конфликт с учителем или с детьми, ребенок в конфликте может быть чрезмерно агрессивным или, наоборот, чувствовать себя жертвой ситуации.

Однако корни всех проблем ребенка всегда будут лежать во внутрисемейных отношениях. Родители могут мне возразить: как же так, у нас в семье все хорошо, мы любим своего ребенка, и вот он идет в школу, и у него начинается конфликт, разве не школа виновата в этом?

Школа, безусловно, несет часть своей ответственности за происходящее, однако обращу ваше внимание на то, что не у 100% детей в одних и тех же условиях возникают конфликты. Зависит это прежде всего от того, насколько ребенок умеет адаптироваться к новым условиям, насколько у ребенка достаточно внутреннего ресурса для того, чтобы не разрушаться от школьного стресса, а наоборот тренироваться и становиться сильнее, то есть обогащать свой опыт по преодолению трудных ситуаций.

Итак, если у вашего ребенка конфликт в школе, прежде всего обратите внимание на то, что происходит у вас дома. Если вам удастся понять, какая домашняя ситуация может травмировать ребенка, и по возможности изменить ее, то конфликты в школе прекратятся.

Вмешательство родителя

Стоит ли идти в школу? Конечно, стоит. В любом случае важно выяснить, что происходит, выслушать разные точки зрения и по возможности защитить ребенка. Помните, что когда мы идем в школу, то нам сложно сохранять нейтральную позицию. Ведь мы когда-то были учениками, и поэтому фигура учителя часто воспринимается нами неадекватно. Однако ваша задача разобраться с тем, что происходит в школе. Важно узнать позицию школьников, замешанных в конфликте, и позицию учителя, возможно, позицию школьного психолога. Это поможет вам составить наиболее адекватную картину того, что происходит.

Если вы замечаете, что ваш ребенок рассказывает вам о проблеме совсем не так, как говорят об этом другие дети и учителя, не спешите обвинять кого-то во лжи, вполне вероятно, что каждый из участников конфликта видит ситуацию по-своему. Нет смысла выводить кого-то на чистую воду.

Как правильно помогать

Разговаривая со своим ребенком, помните, что ваши рекомендации о том, как надо поступать в той или иной ситуации, ребенок не сможет использовать, потому что в ситуации конфликта мы действуем так, как чувствуем. Поэтому намного полезнее поговорить о чувствах ребенка. Если поступки мы склонны расценивать как правильные или неправильные, то чувства не могут быть неправильными. Чувства — это то, что мы в данный момент переживаем, это наша реальность, наше бытие. Поэтому если вы сможете разделить с ребенком его чувства, то вы очень ему поможете, он почувствует, что вы его понимаете, получит вашу поддержку, а следовательно, у него появится ресурс на то, чтобы справляться с подобными ситуациями.

Детям также помогает, когда мы, взрослые, делимся с ними своими детскими трудностями. Если вы расскажете, что у вас в школе был тоже какой-то конфликт или сложности во взаимоотношениях, то это поможет ребенку почувствовать, что он не один такой «неправильный», что конфликтные ситуации случаются и с другими детьми и даже с его родителями. То, что вы прошли через это, даст ребенку уверенность в том, что и он справится с этой непростой ситуацией.

Важно помнить, что опыт решения конфликтов очень полезен и в будущем обязательно пригодится вашему ребенку. Поэтому нет смысла беречь детей от конфликтов, важнее научить их решать эти конфликты.

Анна Смирнова, психолог

Конфликты между родителями и детьми: основные причины

Главная

Родителям

Как воспитывать ребенка?

Конфликты между родителями и детьми: основные причины

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • отношения в семье
  • проблемы развития
  • 12-16 лет
  • семейное воспитание

Конфликт — это столкновение интересов, где удовлетворение желаний одной стороны обязательно несет ущемление воли другой. Это противостояние сопровождается сильными отрицательными эмоциями — обидой, гневом, враждебностью.

Противоречие целей и мнений наблюдается и у самых близких людей — родителей и детей. Полностью избежать конфликтов не удается даже опытным родителям. Ребенок растет, расширяя зоны своей самостоятельности и личного пространства, а родители не всегда готовы принять их. Да и границы этих зон часто нуждаются в корректировке.

Причины конфликтов

Школьная успеваемость. Более 30% родителей считают главной причиной конфликтов с детьми именно школьную успеваемость. Они, в большинстве своем, создают все условия для учебы детей, и если школьники учатся спустя рукава и не желают выполнять домашние задания, то такое поведение вызывает, мягко говоря, недовольство, а замечания педагогов — «не выучил», «не сделал», «не выполнил», «не старался» — возмущение, приводящее к наказаниям. Естественно, что у детей свой взгляд на учебу и поведение в школе. Мало кто из них готов признать свои ошибки и немедленно начать исправляться, поэтому затяжной конфликт гарантирован.

Нарушение правил поведения. Дети отмечают, что конфликты с родителями наиболее часты из-за нарушения установленных в семье правил поведения. Это — «общение» с телевизором, компьютером, телефоном; несоблюдение режимных моментов; недисциплинированность; игнорирование домашних обязанностей. Дети проверяют родительские нервы на прочность и в общественных местах, предполагая, что в присутствии других людей границы дозволенного будут расширены. Однако недовольство мам и пап усиливается реакцией окружающих людей. Родителям стыдно. Как правило, конфликт неизбежен, если только детям позволено манипулировать взрослыми.

Разное восприятие жизни. Долгое время дети считают родителей самыми умными, красивыми, знающими. Но с возрастом восприятие жизни меняется, и дети начинают формировать собственное мнение об окружающем мире: появляются свои интересы, своя манера одеваться, свои цели и приоритеты. При этом авторитетным становится мнение сверстников, а не родителей, поэтому советы и предостережения не воспринимаются. У них одно объяснение противоречий — родители ничего не понимают.

Разногласия из-за друзей. Родителям свойственно необъективно оценивать своих детей. Безусловно, они самые лучшие: добрые, способные, воспитанные, ведь их никогда не учили ничему плохому, поэтому хочется уберечь их от дурного влияния окружающих. Поэтому взрослые нередко запрещают своим детям общаться с некоторыми приятелями, и поощряют сближение с другими. Реакцию родителей можно понять, но и детской интуиции нужно доверять. Друзей ребенок выбирает душой, а не разумом.

Несдержанность детей. Взрослых выводит из себя, когда дети отговариваются и огрызаются, грубят, требуют денег или покупок. К сожалению, дети еще не умеют оценивать старания и жертвенность близких, не понимают, как их поведение ранит людей, которые любят их и желают только хорошего.

Читайте также

Отцы и дети: решение конфликтов

Подросток: воспитывать поздно, придется договариваться

Способы разрешения конфликтов

Оказавшись в противостоянии с собственным ребенком, родители задаются вопросом, как этот конфликт разрешить. Существуют такие способы, как давление на ребенка и наказание. Но они неконструктивны, потому что, постоянно подчиняя ребенка своей воле, родители пресекают развитие его потенциала, а наказание является исключительной мерой, которое не должно войти в привычку. Единственное, что работает, — это родительская уверенность в себе, которая позволяет стоять на твердой позиции, не вступать в полемику, не отвечать на агрессивное поведение детей.

Какими бы ни были причины конфликтов с детьми, общие принципы их разрешения предполагают следующие действия:

  • осмыслить причину своего раздражения, гнева или обиды, обязательно взяв эмоции под контроль
  • понять, какие цели преследует ребенок, вступая в конфликт
  • поговорить с ребенком о причинах вашего негодования, не повышая тона и не вспоминая прошлых обид, проанализировав краткосрочные и долгосрочные последствия подобного поведения
  • дать ребенку возможность высказаться, внимательно выслушав его позицию
  • разобрать конфликт «по косточкам», не пытаясь переубедить ребенка в малоэффективности его намерений
  • выслушать предложения оппонента по выходу из конфликта и озвучить свои
  • прийти к согласию, выбрав наиболее приемлемый вариант для обеих сторон.

Спокойное разрешение спорной ситуации должно стать нормой. В то же время дети должны ясно осознавать, что у них есть обязанности, которые они должны выполнять.

Светлана Садовникова

Фото с сайта msk.citifox.ru

Тест «Определение внутрисемейного психологического климата в семье»

Психологический климат семьи – это устойчивый эмоциональный настрой, являющийся следствием семейных взаимоотношений. Чтобы определить, благоприятный или неблагоприятный климат в вашей семье, необходимо согласиться или опровергнуть данные утверждения.

Пройти тест

Еще по теме

«Прививки» от детской лени

Почему подростки любят аниме

Татуировки и пирсинг – разрешить нельзя запретить

Родители и учителя: превращение конфликтов в партнерство

Это был школьный вечер. Я преподавал американскую историю. Один из родителей спросил меня несколько укоризненно: «Учитывая вашу либеральную предвзятость, как вы планируете учить Новому курсу?» Мое предположение состояло в том, что это был родитель-республиканец. Я ответил: «Ну, что касается того, что я либерал, то виновен по обвинению! Но как учитель истории я обязан помочь студентам критически взглянуть на различные точки зрения на исторические события. Я уделяю равное и справедливое время Уилки и другим хорошие республиканцы». После того, как заседание закончилось, мы поболтали о том, как Рузвельт пытался бросить вызов Верховному суду, и я сказал ему, что знаю, что Рузвельт не ходит по воде.

На меня работали две ключевые переменные. Во-первых, я очень хорошо знал свой предмет и знал, что делаю акцент на критическом мышлении студентов и эффективном выводе, а не на индоктринации. Во-вторых, я всегда реагировал на родителей без защиты и пытался представить, что они чувствовали, когда я общался с ними. Ведь я тоже был родителем!

Я хочу поделиться несколькими способами, с помощью которых родители и учителя могут наводить мосты, когда у них есть разногласия по поводу ученика и/или курса. Я намеренно опускаю рассмотрение взаимодействия учителей с крайне деструктивными родителями и взаимоотношений родителей с явно плохими учителями. Они не являются нормативными и, хотя и важны, требуют изучения в качестве отдельных тем.

Роли и ожидания

Хотя я твердо верю в тесные отношения между родителями и учителями, естественными союзниками в обучении и поддержке развития детей, конфликт между родителями и учителями также является обычным явлением. Вопрос в том, как разрешить конфликты и, если возможно, привести к положительным результатам?

Упражнение, которое я проделал со своими учителями-стажерами, может оказаться поучительным. Я дал им фиктивное письмо от двух филиппинских родителей-иммигрантов, которые чувствовали, что их сыновья не получают полной поддержки, в которой они нуждались. Письмо написал филиппинский коллега, знавший многих родителей-иммигрантов. Стажеров попросили написать ответ. Затем я вовлек их в ролевую игру в классе, где они по очереди представляли свою позицию и позицию родителей.

Слишком часто стажеры объясняли родителям обоснование своего подхода к обучению и пытались заверить их, что они не допускают дискриминации. Но некоторые понимали, что им нужно сосредоточить свое внимание на том, чтобы по-настоящему слушать родителей, ставя себя на место родителей. Они заверили родителей, что будут лучше следить за двумя сыновьями.

Когда возникают конфликты между родителями и учителями, чаще всего действуют следующие факторы: (а) проблемы с контролем, и/или (б) различия в ценностях, и/или (в) различное восприятие учащегося. И эти три часто тесно связаны.

Важно, чтобы родители понимали, что они не могут контролировать то, что происходит в классе, и что класс является прерогативой учителя. Точно так же учителя должны отказаться от любых представлений о том, что они могут контролировать то, что происходит в доме ученика. Однако каждый из них может внимательно слушать, чтобы узнать, могут ли они узнать что-то от другого о том, что может улучшить положение учащегося в любой из этих ситуаций.

Коммуникации и компромиссы

Для меня как для родителя было важно немедленно сообщить учителям моего сына и дочери, если дома возник кризис, который может повлиять на моих детей в школе. Для меня также было важно сообщить им, когда мои дети чувствовали чрезмерное давление, связанное со школой, из-за которого они теряли аппетит или бессонницу. Почти каждый учитель, которого я встречал, откликался на эту обратную связь.

Точно так же, будучи учителем, я тратил много времени на тщательное информирование обеспокоенных родителей о моем подходе к обучению и о том, какую атмосферу в классе я создал. И всякий раз, когда кто-то из родителей обращался ко мне с беспокойством или критикой, я старался не защищаться.

Различия в ценностях неизбежны, но все же часто возникает разочарование, когда кто-то не разделяет наши ценности. И учителя, и родители должны напомнить себе, что различия в ценностях можно преодолеть только при уважении ценностей друг друга и готовности идти на компромисс.

Кроме того, родители и учителя могут по-разному воспринимать ученика, и оба обычно правы. Неудивительно, что студенты ведут себя по-разному в разных контекстах. Делясь своим мнением, родители и учителя лучше понимают ученика.

Восприятие и реальность

Этот блог едва затрагивает очень плодотворную тему, поэтому я рекомендую вам ознакомиться с этими дополнительными источниками.

Блог Edutopia моего коллеги Рика Кервина «Родители и учителя: возможности команды мечты» находится в верхней части моего списка. У Рика часто есть отличные идеи как для учителей, так и для родителей. Обратите особое внимание на его комментарии о «демпинге». И обвинение, и защита контрпродуктивны для эффективных отношений между учителем и родителями.

Хотя я не в восторге от названий, я очень рекомендую две книги Тодда Уитакера: Работа с трудными родителями: родители в трудной ситуации и Работа с трудными учителями . Я думаю, если мы будем помнить, что каждый из нас может восприниматься как сложный, когда у нас есть разногласия друг с другом, забота и общение могут сделать нас намного легче!

Другим отличным источником является книга Аллена Мендлера « Обращение с родителями ». Его можно получить в Центре обучения учителей.

Суть для меня в том, что учителя должны чувствовать себя уверенно в своих знаниях своего предмета и своей философии, должны приветствовать точки зрения родителей и даже их критические отзывы, никогда не должны защищаться и, чтобы по-настоящему взять на себя роль родителя, должны поставить себя на место родителей.

Для родителей важно как можно скорее встретиться с учителем при возникновении каких-либо опасений, поделиться своими проблемами и внимательно выслушать точку зрения учителя, чтобы каждый родитель действительно понимал, что происходит в классе его или ее ребенка.

И в той степени, в которой и родитель, и учитель могут отказаться от любых представлений о том, что они «правы», и вместо этого сосредоточиться на взаимной помощи ученику, конфликты могут действительно стать партнерскими отношениями.

18 советов по уменьшению и разрешению конфликтов между родителями и школой

Позитивное и продуктивное общение между школой и домом может стать важным фактором успеха учащегося. Но даже при самых лучших намерениях с обеих сторон иногда случаются конфликты, а когда вспыхивает гнев и обостряются споры, прогресс может зайти в тупик.

В сегодняшней публикации мы представляем вам 18 идей по уменьшению и разрешению конфликтов между семьями и членами школьной команды. Взято и адаптировано из документа «Поддержка процесса IEP » Николаса Р.М. Мартин, эти предложения помогут вам поддерживать открытые каналы связи, эффективно сотрудничать и превращать конфликт в консенсус.

 

Поддерживайте диалог между школой и домом

  • Спонсируйте форумы для диалога между школой и родителями. Попробуйте запланировать ежемесячный форум, на котором родители, учителя и другие сотрудники могут собираться вместе и обмениваться идеями. Чтобы удовлетворить потребности разных семей, предоставьте эти возможности на испанском и других языках или с устным переводом.
  • Создание возможностей для позитивного взаимодействия с родителями. Укрепите доверие, сделав родителей своими союзниками и партнерами. Обеспечьте уход за детьми на собраниях, помогите с транспортом и вопросами планирования и продемонстрируйте готовность реагировать на их конкретные потребности.
  • Координируйте объединенную оперативную группу с родительскими ресурсами. Узнайте, к кому родители обращаются за советом, и пообщайтесь с этими людьми или организациями. Назначайте представителей сотрудников и родителей в конкретные фокус-группы, которые занимаются областями выявленных потребностей, и поощряйте участие местных групп защиты интересов и поддержки родителей в фокус-группах.

 

Помогите родителям связаться с адвокатами

  • Проведите обучение, спонсируемое округом адвокатов родителей . Тренинги должны научить участников совместной работе, используя принципиальные переговоры, дипломатию, содействие, посредничество и многое другое.
  • Ведите рекомендуемый список адвокатов, прошедших обучение в вашем округе, подтвердивших опубликованный кодекс этики и предоставивших рекомендательные письма. Объявите список родителям, чтобы помочь им связаться с адвокатами.
  • Сертификация адвокатов . Поощрять профессиональные организации лоббировать законодательный орган штата для принятия закона, требующего от профессиональных адвокатов 1) пройти обучение по совместному видению IDEA, 2) представлять опубликованный кодекс этики и 3) нести ответственность перед какой-либо профессиональной организацией.
  • Разработайте информационную брошюру , чтобы помочь родителям узнать, как выбрать адвоката. См. в этой брошюре пример, созданный Федерацией детей с особыми потребностями и Департаментом образования штата Массачусетс.

 

Проведение профилактического обучения персонала

  • Проведение широкомасштабного обучения. Выступайте за то, чтобы школьный персонал обучался сотрудничеству, дипломатии, эффективному общению и разрешению конфликтов. Не забудьте включить учителей общего класса, а не только специальное образование и административный персонал.
  • Обучайте лидеров сотрудничеству и предотвращению конфликтов . Если вы директор, особенно только что принятый на работу, прохождение тренинга по сотрудничеству и предотвращению конфликтов поможет вам подготовиться к роли лидера. Если подобные учебные программы еще не являются обязательным условием для должности руководителя школы в вашем округе, выступайте за то, чтобы сделать их таковой.
  • Обучайте персонал с помощью онлайн-программ , чтобы они могли посещать занятия в удобное для них время. Ожидается, что все, кто посещает собрания IEP, будут совместно работать над достижением консенсуса, поэтому предлагайте доступные и эффективные способы научить всех членов команды тому, как это делать.

 

  Обучите родителей совместному решению проблем

  • Создайте руководство для родителей. Разработайте краткое руководство, которое покажет родителям, что делать, если они недовольны каким-либо аспектом образовательного плана своего ребенка. Включите анекдоты от родителей, которые использовали совместные подходы к решению проблем и получили положительные результаты.
  • Сделайте обучение удобным . Предлагайте обучающие программы в удобных местах для встреч, таких как собрания групп поддержки и родительские форумы. Обучение должно быть доступно на испанском и других языках, чтобы удовлетворить потребности языковых семей.
  • Разработка и продвижение учебных видеороликов для родителей , которые можно размещать в Интернете или распространять на компакт-дисках или DVD-дисках. В видеороликах поясните преимущества совместного решения проблем и бесконфликтных альтернатив процессуальным слушаниям. Попросите представителей семейных ресурсных центров или местных групп защиты объяснить стоимость и более широкие последствия слушаний и официальных жалоб.

 

Адвокат совместное разрешение споров

Когда возникают споры…

  • Поощряйте посредничество, предоставляемое государством, , особенно когда вы можете использовать его без привлечения юристов. Персонал округа должен быть обучен тому, как использовать процесс посредничества для исцеления, укрепления доверия и укрепления связи между родителями и школьными командами. Сосредоточьтесь на использовании коммуникативных навыков для роста и истинного решения, а не просто на решении одной проблемы.
  • Использование фасилитаторов на совещаниях по разрешению споров по согласованию родителей и председательствующего на собрании.
  • Развитие местного посредничества на менее формальном уровне. Рассмотрите возможность использования посредников в местных центрах разрешения споров или координаторов IEP. (Было бы относительно легко обучить их медиации, если бы они уже разбирались в фасилитации.)
  • Создание и продвижение коротких рекламных роликов в Интернете о посредничестве, фасилитации и других альтернативных вариантах разрешения споров, доступных в вашем округе. Они не должны быть длинными — пятиминутный рекламный ролик был бы отличным способом сообщить важную информацию в кратком запоминающемся формате.
  • Пригласите ораторов прийти в вашу школу , чтобы поговорить с учителями и другим персоналом о том, почему и как использовать фасилитаторов и сотрудничать для разрешения споров.

 

Каковы ваши наиболее эффективные стратегии разрешения конфликтов между школой и семьей? У вас есть собственное предложение, которое можно добавить? Перейдите в раздел комментариев и поделитесь тем, что сработало для вас!

 

ИЗУЧИТЕ КНИГУ

Поддержка процесса IEP
Руководство для фасилитатора
Николас Р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *