МБОУ “ОЦ “КРАСНОСЛОБОДСКАЯ СОШ №1”, г. Краснослободск, ИНН 1314095083, контакты, реквизиты и выписка из ЕГРЮЛ
+7 834 433-00-14
+7 834 433-01-64
[email protected]
[email protected]
krsh2.ucoz.ru
Контактная информация неактуальна?
Редактировать
Юридический адрес
431260, республика Мордовия, Краснослободский район, г. Краснослободск, пл. Советская, д. 32
Показать на картеОГРН | 1021300763758 |
ИНН | 1314095083 |
КПП | 131401001 |
ОКПО | 21648857 |
Код ОКОГУ | 4210007
Муниципальные организации |
Код ОКОПФ | 75403
Муниципальные бюджетные учреждения |
Код ОКФС | 14
Муниципальная собственность |
Код ОКАТО | 89234501000
Краснослободск |
Код ОКТМО | 89634101001
г Краснослободск |
Регистрация в ФНС
Регистрационный номер 1021300763758 от 10 октября 2002 года
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия
Регистрация в ПФР
Регистрационный номер 011013000321 от 31 января 1995 года
Государственное учреждение “Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснослободскому району Республики Мордовия”
Регистрация в ФСС
Регистрационный номер 131400010713001 от 4 октября 1999 года
Государственное учреждение-региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия
Муниципальное образование МОРДОВИЯ РЕСП КРАСНОСЛОБОДСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ с 09. |
85.14 | Образование среднее общееОСНОВНОЙ |
88.91 | Предоставление услуг по дневному уходу за детьми |
85.41.91 | Деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления |
Учредитель МБОУ “ОЦ “КРАСНОСЛОБОДСКАЯ СОШ №1” также является руководителем или учредителем 29 других организаций
МП “КРАСНОСЛОБОДСК-СЕРВИС” КРАСНОСЛОБОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РМ 431260, республика Мордовия, Краснослободский район, г. Краснослободск, ул. Кирова, д. 67 Производство прочей верхней одежды АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОСЛОБОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ |
МП “КРАСНОСЛОБОДСКОЕ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ БЮРО” 431260, республика Мордовия, Краснослободский район, г. Краснослободск, ул. Интернациональная, д. 64 Деятельность в области архитектуры АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОСЛОБОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ |
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД “СКАЗКА” 431261, республика Мордовия, Краснослободский район, г. ![]() Образование дошкольное |
+ ещё 26
Согласно данным ЕГРЮЛ от ФНС, МБОУ “ОЦ “КРАСНОСЛОБОДСКАЯ СОШ №1” имеет 4 лицензии
Образовательная деятельность, осуществляемая образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, лицензирование которой осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования | 3 |
Образовательная деятельность, лицензируемая Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) | 1 |
Тип | Количество | Общая сумма |
---|---|---|
94-ФЗ | 5 | 4,8 млн ₽ |
44-ФЗ | 2 | 1,6 млн ₽ |
223-ФЗ | — | — |
Тип | Количество | Общая сумма |
---|---|---|
94-ФЗ | — | — |
44-ФЗ | — | — |
223-ФЗ | — | — |
Согласно данным ФГИС “Единый Реестр Проверок”, с 2015 года в отношении МБОУ “ОЦ “КРАСНОСЛОБОДСКАЯ СОШ №1” было инициировано 28 проверок
12 | без нарушений |
12 | выявлены нарушения |
4 | результатов ещё нет |
Последняя проверка
Внеплановое кнм инспекционный визит проверка № 13210061000200506580 от 19 августа 2021 года
Проверку проводит ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
Сведений о результатах ещё нет
Согласно данным картотеки арбитражных дел, в арбитражных судах РФ были рассмотрены 12 судебных дел с участием МБОУ “ОЦ “КРАСНОСЛОБОДСКАЯ СОШ №1”
0 | в роли истца |
12 | в роли ответчика |
Последнее дело
№ А39-3951/2018 от 11 мая 2018 года
Экономические споры по гражданским правоотношениям
Истец
АО МПИИ
Ответчик
МБОУ “ОЦ “КРАСНОСЛОБОДСКАЯ СОШ №1”
Полная хронология важных событий с 31 января 1995 года
09. Удалена запись об учредителе АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОСЛОБОДСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ Муниципальное образование “КРАСНОСЛОБОДСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ” становится новым учредителем организации |
|
28.02.2016 Юридический адрес изменен с 431260, республика Мордовия, г. Краснослободск, площадь Советская, д. 14 на 431260, республика Мордовия, Краснослободский район, г. Краснослободск, площадь Советская, д. 14 |
|
25.01.2017 Муниципальное образование “КРАСНОСЛОБОДСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ” больше не является учредителем организации Муниципальное образование “КРАСНОСЛОБОДСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ” становится новым учредителем организации |
|
31.01.2017 Муниципальное образование “КРАСНОСЛОБОДСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ” больше не является учредителем организации Муниципальное образование “КРАСНОСЛОБОДСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ” становится новым учредителем организации |
|
01. Виляйкин Юрий Николаевич больше не является директором организации Ромашкин Артём Сергеевич становится новым директором организации |
|
25.07.2019 Сокращенное наименование изменено с МБОУ ” КРАСНОСЛОБОДСКАЯ СОШ №1″ на МБОУ “ОЦ “КРАСНОСЛОБОДСКАЯ СОШ №1” |
|
Полное наименование изменено с МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “КРАСНОСЛОБОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1” КРАСНОСЛОБОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ на МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “КРАСНОСЛОБОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1” КРАСНОСЛОБОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ |
|
Юридический адрес изменен с 431260, республика Мордовия, Краснослободский район, г. Краснослободск, площадь Советская, д. 14 на 431260, республика Мордовия, Краснослободский район, г. Краснослободск, площадь Советская, д. |
|
17.05.2021 Юридический адрес изменен с 431260, республика Мордовия, Краснослободский район, г. Краснослободск, площадь Советская, д. 32 на 431260, республика Мордовия, Краснослободский район, г. Краснослободск, пл. Советская, д. 32 |
Похожие компании
ШКОЛА “УНА”
г. Москва |
7715028092 |
МБОУ “КРАСНОБАРРИКАДНАЯ СОШ”
рп. Красные Баррикады, Астраханская область |
3004003294 |
КОУ “СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 (ОЧНО-ЗАОЧНАЯ)”
г. Омск, Омская область |
5504063256 |
МАОУ “ЦО №7”
г. Нижняя Салда, Свердловская область |
6622002325 |
МКОУ “ЕЛБАНСКАЯ СОШ”
с. Елбанка, Алтайский край |
2285004066 |
ЧОУ СОШ ГЧШ “СВЯТАЯ ОЛЬГА”
г. Владивосток, Приморский край |
2539046231 |
МБОУ “СОШ №70” ГОРОДА КИРОВА
г. Киров, Кировская область |
4346041174 |
Основные сведения :: МАОУ “Краснослободская СОШ”
» Сведения об образовательной организации » Основные сведения
Основные сведения
Полное наименование – муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Краснослободская средняя общеобразовательная школа»
Адрес: 623937 Свердловская область Слободо-Туринский район с. Краснослободское у л. Октябрьская , 38
тел./факс: (34361) 25193
e-mail: [email protected]
Директор школы: Гаева Наталья Александровна
Учредитель: Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Юридический и фактический адрес Учредителя: 623930 Свердловская область, Слободо-Туринский район, с. Туринская Слобода, ул Первомайская, 2. Тел/факс: 8(34361) 2-10-48; e-mail:[email protected]
Дата создания школы: 01.09.1874 г.
Режим работы: пятидневная рабочая неделя
График работы:
начало уроков – 9.00
окончание уроков – 15.50
работа кружков – 13.20 – 17.10
работа ГПД – 12.00-18.00
перерыв на завтрак – 9.40-9-55
перерывы на обед – 11.25 – 11.45
12.25 – 12.45
Справка о реорганизации муниципального автономного
общеобразовательного учреждения «Краснослободская
средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Краснослободская средняя общеобразовательная школа» была реорганизована:
1. В 1971 году из Краснослободской восьмилетней школы в Краснослободскую среднюю школу.
Основание: решение исполнительного комитета Слободо-Туринского совета народных депутатов от 06 мая 1970 г. № 94 «О реорганизации Краснослободской восьмилетней школы в среднюю».
2. В 1999 году в Муниципальное образовательное учреждение – Краснослободскую среднюю (полную) общеобразовательную школу.
Основание: постановление Главы муниципального образования «Слободо-Туринский район» от 08.02.1999 г. № 42 «О регистрации муниципального образовательног учреждения – Краснослободской средней (полной) общеобразовательной школы.
3. В 2002 году в Муниципальное общеобразовательное учреждение – Краснослободскую среднюю общеобразовательную школу.
Основание: постановление Главы муниципального образования «Слободо-Туринский район» от 31.01.2002г. № 29 «О внесении изменений, дополнений в учредительные документы муниципального образовательного учреждения – Краснослободской средней (полной) общеобразовательной школы».
4. С 05.03.2011 г. Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснослободская средняя общеобразовательная школа изменена в Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Краснослободская средняя общеобразовательная школа»
Основание: постановление Администрации Слободо-Туринского муниципального района от 05.03.2011 г. № 51 «Об утверждении перечня муниципальных казённых учреждений Слободо-Туринского муниципального района, создаваемых путем изменения типа муниципальных бюджетных учреждений Слободо-Туринского муниципального района».
5. С 15.11.2018 г. Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение “Краснослободская средняя общеобразовательная школа” переименована в муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Краснослободская средняя общеобразовательная школа”
Основание: постановление Слободо-Туринского муниципального отдела управления образованием от 05.04.2018 г. №40-д.
12. 01.2023
Традиции и новации в вышивке традиционной одежды мордвы Москва и Московская область
Далеко за пределами территории жизни мордовского этноса традиционный костюм был известен своим богатством. Л. Н. Молотов, описывая вышивку мордвы, выделяет ее своеобразие и сложность среди традиционной вышивки народов России: «По характеру узора и техники мордовская вышивка была более массивной, декоративной и фактурной. Как справедливо заметил по мнению специалистов, ему присуща коровест. Действительно, винтажные женские рубашки, почти сплошь покрытые продольными полосами густой, плотной вышивки, производят впечатление» [2, с. 25]. Рисунок вышивки, являясь продуктом и принадлежащим традиционной культуре, глубоко консервативен и вряд ли изменится. Корни его восходят к архаическим временам и являются хранителем более мифологических представлений о Бытии.
Основным элементом народного костюма мордвы является рубаха, которая часто подается одновременно с верхом и низом. Та рубашка была сделана из богатейшей вышивки, сложность и техника ее исполнения была прямо пропорциональна мастерству девушки или женщины, носившей костюм, которая сама шила одежду.
С целью изучения современного состояния народного творчества и культуры, в том числе одежды и вышивки в этнокультурных процессах мордвы Центральной России была организована этнографическая экспедиция в Москву и Московскую область [4]. В ходе экспедиции был собран материал, позволяющий выявить степень сохранности традиций, а также ряд новшеств, проникающих в народный костюм мордвы.
Важно отметить, что вышиванки в национальной одежде мордвы, проживающей в Москве и Подмосковье, зафиксированы преимущественно в одежде самодеятельности: «Барауна», «Колпинские голоса», «Марлена», «Масторава», « Тестине-Кастин», «Эрзян Вейгель», «Ой, Мордовочка!», а также отдельные представители мордовской диаспоры. Это выходцы из Краснослободской, Ковылкинской, Зубово-полянского, Атюрского, Торбеевского, Кадошкинского районов Республики Мордовия и Оренбургской, Пензенской областей, городов Темникова и Москвы, каждая из которых имела определенные особенности.
Новая сфера функционирования национальной одежды – сцена, большие торжества, мероприятия, семейные и народные праздники – способствуют широкому изменению костюма. Новизна заключается в необходимости более ярко демонстрировать этническую культуру, самобытность как коллектива, так и отдельного представителя, что способствует появлению вариативности вышиванки в традиционной одежде мордвы.
Вышиванки рубахи мордвы, проживающей в Москве, следует разделить на три вида: рубахи, расшитые традиционной вышивкой; украшены вышивкой, локализованной в зонах принятой традиции, вышивка на этих рубашках выполнена как в традиционной технике, так и в нетрадиционной, но узор повторяет преимущественно геометрические мотивы, присущие традиции; рубашки, украшенные различными техниками вышивки, которые применяются как в традиционных направлениях, так и в нетрадиционных.
В качестве примера рассмотрим вышиванки народной одежды: Букина Е.В. (уроженка села Старое Литиево Краснослободского района), Букина А. (уроженка г. Москвы), Зайчук Т.А. (уроженка села Валсапена Ковылкинского района).Д. Софтинвей (уроженка д. Вальсапена Ковылкинского района), Е. Ю. Мишаниной (уроженка д. Мамаево Ковылкинского района), А. П. Пиччини (уроженка д. Мордовская Полянка Краснослободского района), П. О. Федина (уроженка д. Старая Литиево Краснослободского района).П. Святитель Фома (уроженец села Весела Городищенского района Пензенской области), Л. П. Шубина (уроженец села Старое Литиево Краснослободского района).
Фомина Надежда Петровна [5] – носительница неполного традиционного сложного костюма, включающего: рубаху, складную одежду, головной убор (платок), нагрудные украшения; в костюме отсутствуют поясные украшения и традиционная обувь.
Рубашка Н.П. Фомина из домотканого полотна, ее вышивка традиционна для мордвы-эрзы и выполнена в техниках: «счетная гладь», «роспись» и «набор»: «Эрзянская вышивка отличалась красивой ковровой фактурой. Орнамент ее был довольно прост: ромбы, кресты, ломаные линии, россыпь точек» [3, с. 36]. Геометрические мотивы плотная вышивка рубашки Н.П. Фомина традиционные; согласование с Canon используемых материалов для вышивки (шерсть) и цветов вышивки (темно-красный и темно-синий, оранжевый и зеленый дополнительно). Рубашка Н.П. Святой Фомы с его декоративной отделкой, вышивкой следует рассматривать как составную часть сложного традиционного народного костюма.
Следующим видом украшения рубашек является вышивка, имитирующая традицию. Рисунок этого вида вышивки повторяет преимущественно геометрические мотивы, присущие традиционной вышивке, выполняется как в традиционной технике, так и в нетрадиционной и локализуется на рубахе в принятой традиции данной местности. Это вышивка на рубашечной одежде Е. В. Букиной [6], А. Букиной [7], А. П. Пиччини [8], О. П. Фединой [9], Л. П. Шубиной [10]. Комплекс одежды данных информаторов включает: рубаху, панара или платье – нула, фартук – капоне, шляпу, лацкан бордового, украшения и бусы, подвески на талии – килки, одежду О.П. Фединой [9].] входит спинное украшение – копорная лента.
В костюме отсутствует традиционная обувь и верхняя одежда. Расположение вышивки на рубашках учебной группы имеет общие черты: декорированная часть рубашки, плечевой шов и плечевой шов, соединяющий рукав с передним и задним полотнищами рубашки, на рубашке выполнена потайная продольная вышивка, некоторые рубашки имеют вышивку по длине рукава. Низ сорочки вышитый, вышивка, выполненная в технике «кит» (сорочка Е. В. Букина [6], А. Букина [7], А. П. Пиччини [8], О. П. Федина [9].] и Л.П. Шубиной [10]), «учетная поверхность» (рубашка Е.В. Букина [6], А.П. Пиччинини [8], Л.П. Шубина [10]), «роспись» (рубашка Е.В. Букина [6], А.П. Пиччинини [8] , Л. П. Шубина [10]), «крестик» (его рубашка Е. В. Букина [6]).
Широкий рукав, выкроенный из двух тканей разного цвета, сорочки Е. В., Букина [6] А. Букина [7], О. П. Федина [9], Л. П. Шубина [10] декорировали низ цветными лентами и разнообразной тесьмой. На рукавах рубашек А. П. Пиччинини [8] и Л. П. Шубиной [10], не имеющих полотнища из красной ткани, можно увидеть продольную вышивку с повторяющимся крупным цветочным растительным орнаментом в околыше, выполненную в традиционной технике «счетная гладь». “.
Счетная гладь дополнена характерными для традиции техниками вышивки “набор” и “роспись”. На верхней части спинки и на плечах нарисованы орнаментальные полосы и розетки, выполненные в различных техниках вышивки: «счетная гладь» – сорочка Е. В. Букиной [6] и Л.П. Шубиной [10], «крест» – сорочка Е.В. Букиной [6] и А. Букина [7], «комплект» – рубашка Е. В. Букина [6] А. Букина [7], А. П. Пиччинини [8], О. П. Федина [9] и Л. П. Шубина [10], «роспись» – рубашка Е. В. Букина [6]. Вдоль спины по швам, соединяющим спинку и боковые полотнища рубахи, вышивалась орнаментальная полоса, называемая мувалат (по П. В. Букиной [14]), характерная для традиционных рубах мордвы-мокши. Такая продольная вышивка традиционно украшала швы переднего полотна сорочки, однако в связи с тем, что в комплект костюма входит фартук, полностью закрывающий перед сорочки, происходит отказ от вышивки.
Примечательным фактом является значительное увеличение яркости цветной вышивки рубашек исследуемой группы. Так, основными остаются традиционные красный и черный цвета, дополнительными – зеленый и желтый, также часто используются синий, оранжевый и розовый.
В результате тщательного изучения сохранившейся вышивки на рубашках Е. В., Букина, А. Букина, А. П. Пиччини, О. П. Федина, Л. П. Шубина отметили изменение. Это связано с использованием современных материалов: ткань фабричного ткачества, например, сорочечная Е. В. Букина [6], гораздо более тонкое самостоятельно сшитое переплетение полотна, современные нитки – мулине, которые используются для выполнения вышивки, позволяют создать более тонкий и элегантный узор. Как отмечает Т. А. Крюкова, при исследовании народного костюма мордвы-мокши: «в качестве материала для вышивки, наряду с шерстью, в настоящее время используются цветные шелка и мулине. Это вносит поправки и в общий характер вышивки. Даже если он остается прежним , за счет использования нового материала становится меньше, почти ювелирная работа» [1, с. 89]. В большинстве случаев из-за сложности выполнения традиционной вышивки за счет нитей сукна женщины ее заменяют более простым наборным – рубахой О. П. Фединой [9] – и даже нетрадиционной вышивкой «крестом». » – рубашка Е. В. Букина [6] А. Букина [7]. В новых техниках вышивки сохраняется тенденция имитации геометрического узора, характерная для традиционной вышивки мордвы.
Богатство вышивки и оригинальность решения сорочки в составе одежды Т. А. Зайчук [11], Н. Д. Софтинвей [12], Е. Я. Мишаниной [13]. Вышивку этих рубашек нужно рассматривать как следующий вид, отличающийся большим количеством нововведений. Сорочки в одежде украшены различными техниками вышивки, которые наносятся в зонах, взятых как традиционно, так и нетрадиционно. Одежда Т. А. Зайчук [11], Н. Д. Софтинвей [12], Е. Я. Мишаниной [13] включала: рубаху панара или платье – нула, передники с нагрудным или с рукавом – капоне, шляпу, нагрудный пояс, назади украшения.
Вышивка на сорочках Т. А. Зайчук [11], Н. Д. Софтинвей [12], Е. Ж. Мишаниной [13] имеет общие черты и свои особенности. К общим особенностям вышивки следует отнести ее расположение, она локализована: по низу рубашки (техника «счетная» гладь «набор», «роспись»), на плечах (техника «счетная гладь»). «угар», «набор», «крест»), по спинке по швам, соединяющим спинку и боковые полотнища, которые, по мнению Н. Д. Софтинвея [12], назывались мувалят (техника «росписи»). Следует отметить, что незначительное украшение вышивкой на передних полотнищах рубашки (низ переда рубашки, горловина), связано с появлением в одежде фартука, закрывающего переднее полотнище, поэтому существует неприятие оформления лицевого полотна.
К особенностям вышивки сорочек Т. А. Зайчук, Н. Д. Софтинвей, Е. Ж. Мишаниной следует отнести разнообразие орнаментов, композиций и приемов вышивки, украшающих рукава, плечи и спинку сорочек. Вышиванка безрукавки Е. Я. Мишаниной [13] расположена над пришитым красным полотном, по подолу рукавов она сгруппирована в виде полосового сюжета с композициями из цветов, деревьев и птиц, выполненными в технике «крест». Над вышитыми розами красными и синими цветами, заключенными в полосу, можно наблюдать раскидистое дерево, по бокам которого птицы с распростертыми крыльями. Для вышивки используются нитки мулине ярких цветов: красный и черный в качестве основного, синий, розовый, зеленый и желтый в качестве дополнительных.
Рубашка без рукавов с вышивкой N. D. Softinway [12] – оригинальный стиль и техника рисования. Нина Дмитриевна Кутинова является носительницей и создательницей его костюма, в том числе и богато украшенной рубашки. Н. Д. Кутинова расшивала на рукавах рубашки букеты ярких полевых цветов – красных маков, фантастических цветов: желтого, сиреневого, оранжевого, розового в технике «цветная гладь». Помимо применения новых приемов вышивки, оригинальных орнаментальных композиций, современных материалов и ярких цветовых сочетаний, мастерица имеет орнамент в необычных местах рубашки, чтобы лучше подчеркнуть блеск вышивки, т.е. на внешней стороне рукава и на лопатках, вокруг плеч, что позволяет плотному рисунку вышивки плавно «входить» в «пространство» белой домотканой канвы.
Наибольшее разнообразие вышиванок сорочек среди изучаемых групп отличается сорочками Т. А. Зайчук [11]. Ее безрукавка на красном сукне, на обшлагах нашиты вышитые «крестиком» ряды растительного орнамента, ваза со стилизованными полевыми цветами и боками петухов с пушистыми хвостами. Чуть выше плеча широкая зигзагообразная полоса с разноцветными цветами, вышитая «крестиком». Рядом с орнаментальной полосой расположены полосы кружева, ленты, вышитые полосы и розетки геометрического орнамента, выполненные в технике «счетная гладь». Богато оформлена и спинка рубашки. Между продольными полосами вышивки кобальмин находится поперечная вышивка «крест». Орнамент состоит из полос мелкого орнамента, на которых можно наблюдать узор с цветами и листьями, заключенный в треугольник вершиной вниз. Вся вышивка выполнена нитками мулине разных цветов – красного, черного в качестве основного, темно- и светло-розового, синего, голубого, зеленого, желтого, фиолетового, оранжевого в качестве дополнительного.
Описанное платье-вышиванка Т. А. Зайчук, Н. Д. Софтинвей, Е. Я. Мишаниной отличается оригинальным и индивидуальным решением, новыми техниками исполнения, яркостью цветового колорита и включает разнообразие ярких и анилиновых красок. В целом при выполнении вышивки мастера ориентируются на упрощение техники, поэтому трудоемкая «учетная гладь» заменяется более простыми приемами «цветная гладь», «набор» или «крест».
Таким образом, выявленные виды орнаментального оформления рубах мордвы, проживающей в Москве: вышивка традиционная, вышивка с включением небольшого количества нововведений и вышивка, отличающаяся своеобразием и индивидуальностью, позволяют сделать вывод о том, что народная вышивка в этом регионе подвергается постоянному изменения, сохраняя только исконную локализацию внизу рубах в виде розеток и орнаментальных полосок в розетках на плече и орнаментального ряда на рукавах и спине. Следует отметить тенденцию к упрощению исполнения вышивки, так как сложные техники «счетной глади» и «росписи», принятые в традиции, заменяются более простой «крестовой» и «цветной» гладью. Рисунок вышивки в традиционных местах локализации независимо от техники имитирует геометрический узор традиционной вышивки. Появляются новые участки пространственной ткани сорочки, которые наполняются более простыми техниками вышивки с индивидуальным и специфическим рисунком.
В целом вышиванки изучаемых групп одежды отличаются яркостью цветового колорита и включают разнообразные яркие, а в некоторых случаях и анилиновые цвета. Доминирующими цветами вышивки остаются ярко-красный и черный, дополненные светло-розовым и темно-синим, светло-голубым, оттенками зеленого, желтого, оранжевого и пурпурного. Традиционная вышивка на рубашках, выполненных из материалов домашнего производства, встречается относительно редко, в отличие от вышивок, выполненных из современных материалов, которые распространены и в которых сочетаются традиции мордовского этноса и современные новации.
Библиография
- Т. А. Крюкова Мордовское народное творчество. – Саранск, 1968.
- Молотова Л. Н. Народное творчество Российской Федерации из собрания Государственного музея этнографии народов СССР. – Л., 1981.
- Мордовский национальный костюм: альбом / сост. и изд. текст: Т. П. Прокина, М. И. Сурин; редкол.: Н. Ф. Моксин и [др.]; перевел английский. яз. Н. Н. Плеханова; Рис. Б. А. Тесолин. – Саранск, 2007.
- Никонов Л. И. Фотоматериал по результатам этнографической экспедиции: Москва и Московская область, Россия, 2012 г.
// Архив отдела этнографии и этнологии государственного казенного учреждения Республики Мордовия «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительство Республики Мордовия».
- ПМА: Фомина Надежда Петровна, 1965 г.р., г. Москва, записи 2012 г.
- ПМА: Букина Елена Васильевна, 1970 г.р., г. Москва, записи 2012 г.
- ПМА: Букина Арина Р., 2004 г., Москва, отчеты 2012 г.
- ПМА: Пиксайкина Анна Павловна, 1962 г.р., Москва, записи 2012 г.
- ПМА: Федина Ольга П., 1964 г.р., г. Москва, записи 2012 г.
- ПМА: Шубина Лидия П., 1953, Москва, записи 2012.
- РМА: Зайчук Татьяна Александровна, 1949 г.р., г. Зеленоград Москва. обл., запись 2012 г.
- ПМА: Кутинова Нина Д., 1952, Москва, записи 2012.
- ПМА: Мишанина Екатерина Яковлевна, 19 лет59, город Люберцы Москвы. обл., запись 2012 г.
- ПМА: Букина Пелагея Васильевна, 1939 г.р., г. Москва, записи 2012 г.
Поведенческие наблюдения за просоциальным поведением и социальной инициативой, связанные с психопатологическими симптомами дошкольников
1. Havighurst RJ. Развивающие задачи и образование: University of Chicago Press; 1948. [Google Scholar]
2. Берт К.Б., Обрадович Дж., Лонг Дж.Д., Мастен А.С. Взаимодействие социальной компетентности и психопатологии за 20 лет: тестирование транзакционных и каскадных моделей. Детский Дев. 2008 г.; 79(2): 359–74. 10.1111/j.1467-8624.2007.01130.x [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
3. Рубин К.Х., Роуз-Краснор Л. Межличностное решение проблем и социальная компетентность у детей В: Ван Хасселт В.Б., Херсен М., редакторы. Справочник по социальному развитию: взгляд на всю жизнь. Нью-Йорк: Пленум; 1992. с. 283–323. [Google Scholar]
4. Perren S, Forrester-Knauss C, Alsaker FD. Социальные навыки, ориентированные на себя и других: дифференциальные ассоциации с психическим здоровьем детей и ролями запугивания. J для образовательных исследований в Интернете. 2012 г.; 4(1):99–123. [Google Scholar]
5. Капрара Г.В., Барбаранелли С., Пасторелли С., Бандура А., Зимбардо П. Г. Просоциальные основы детской успеваемости. Психологические науки. 2000 г.; 11(4):302–306. 10.1111/1467-9280.00260
[PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
6. Грин В.А., Речис Р. Детские кооперативные и конкурентные взаимодействия в ситуациях с ограниченными ресурсами: обзор литературы. J Appl Dev Psychol. 2006 г.; 27(1):42–59. [Google Scholar]
7. Campbell C, Hansen DJ, Nangle DW. Социальные навыки и психологическая адаптация. В: Нэнгл Дуглас В., Хансен Дэвид Дж., Эрдли Синтия А., Нортон Питер Дж., редакторы. Практическое руководство по эмпирическим измерениям социальных навыков: Springer; Берлин Гейдельберг; 2010. [Google Академия]
8. Борнштейн М.Х., Хан К.С., Хейнс О.М. Социальная компетентность, экстернализация и интернализация поведенческой адаптации с раннего детства до раннего подросткового возраста: каскады развития. Дев психопат. 2010 г.; 22(4):717–35. 10.1017/S0954579410000416 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
9. Райделл А. М., Хагекулл Б., Болин Г. Измерение двух аспектов социальной компетентности в среднем детстве.
Дев Психология. 1997 год; 33(5):824
10.1037//0012-1649.33.5.824
[PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
10. Варнекен Ф., Томаселло М. Корни человеческого альтруизма. Бр Дж Психол. 2009 г.; 100(3):455–71. [PubMed] [Google Scholar]
11. Liszkowski U, Carpenter M, Striano T, Tomasello M. 12- и 18-месячные дети указывают на предоставление информации другим. J Cogn Dev. 2006 г.; 7(2):173–87. [Google Scholar]
12. Светлова М., Николс С.Р., Браунелл К.А. Просоциальное поведение малышей: от инструментальной к эмпатической и альтруистической помощи. Детский Дев. 2010 г.; 81 (6): 1814–1827. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
13. Хенрикссон Л., Райделл А-М. Дети с проблемами поведения: влияние социальной компетентности и социальных отношений на устойчивость проблемы, успеваемость в школе и признание сверстников в течение первых шести лет обучения в школе. Инф Развитие ребенка. 2006 г.; 15(4):347–66. [Google Scholar]
14. Chen X, Li D, Li Z-Y, Li B-S, Liu M. Социальные и просоциальные аспекты социальной компетентности китайских детей: общий и уникальный вклад в социальную, академическую и психологическую адаптацию. . Дев Психология. 2000 г.; 36(3):302 10.1037//0012-1649.36.3.302 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
15. Engelmann JM, Herrmann E, Tomasello M. Пятилетние дети, но не шимпанзе, пытаются управлять своей репутацией. ПЛОС Один. 2012 г.; 7(10):e48433 10.1371/journal.pone.0048433 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
16. Мелис А.П., Гроке П., Кальбитц Дж., Томаселло М. Один для вас, один для меня: уникальные навыки людей. Психологические науки. 2016; 27(7):987–96. 10.1177/0956797616644070 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
17. Перрен С., Альсакер Ф.Д. Депрессивные симптомы от детского сада до раннего школьного возраста: лонгитюдные ассоциации с дефицитом социальных навыков и виктимизацией сверстников. Детская подростковая психиатрия Ment Health. 2009 г.; 3(1):28
10.1186/1753-2000-3-28
[Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
18. Мастен А.С., Обрадович Дж. Компетентность и устойчивость в развитии. Энн Н.Ю. Академия наук. 2006 г.; 1094 (1): 13–27. [PubMed] [Google Scholar]
19. Лутар С.С., Чиккетти Д., Беккер Б. Конструкция устойчивости: критическая оценка и рекомендации для будущей работы. Детский Дев. 2000 г.; 71 (3): 543–62. 10.1111/1467-8624.00164 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
20. Гринберг М.Т., Домитрович С., Бамбаргер Б. Профилактика психических расстройств у детей школьного возраста: Современное состояние области. Профилактика и лечение. 2001 г.; 4(1):1а. [Google Scholar]
21. Perren S, Malti T. Soziale Kompetenz entwickeln: Synthese und Ausblick In: Malti T, Perren S, editors. Soziale Kompetenz bei Kindern und Jugendlichen: Entwicklungsprozesse und Fördermöglichkeiten. 1-е изд.
Штутгарт: В. Кольхаммер; 2008. с. 265–78. [Google Scholar]
22. Кларк Д.М., Уэллс А. Когнитивная модель социальной фобии. Социальная фобия: диагностика, оценка и лечение. 1995; 41 (68): 22–3. [Google Scholar]
23. Сегрин К. Дефицит социальных навыков, связанный с депрессией. Clin Psychol Rev. 2000; 20(3):379–403. 10.1016/s0272-7358(98)00104-4 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
24. Kofler MJ, Larsen R, Sarver DE, Tolan PH. Траектории развития агрессии, просоциального поведения и решения социально-когнитивных проблем у развивающихся подростков с клинически повышенными симптомами синдрома дефицита внимания/гиперактивности. J Abnorm Psychol. 2015 г.; 124(4):1027–42. 10.1037/abn0000103 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
25. Paap MCS, Haraldsen IR, Breivik K, Butcher PR, Hellem FM, Stormmark KM. Связь между отношениями со сверстниками, просоциальным поведением и симптомами ОВР/СДВГ у детей 7-9 лет. Психиатрия Дж. 2013: 319874 10.1155/2013/319874 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
26. Deschamps PKH, Schutter DJLG, Kenemans JL, Matthys W. Эмпатия и просоциальное поведение в ответ на печаль и дистресс у диагностированных детей в возрасте от 6 до 7 лет с деструктивным расстройством поведения и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Европейская детская подростковая психиатрия. 2015: 105–13. 10.1007/s00787-014-0535-x
[PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
27. Хоза Б. Функционирование сверстников у детей с СДВГ. J Pediatr Psychol. 2007 г.; 32(6):655–63. 10.1093/jpepsy/jsm024 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
28. Achenbach T, Rescorla LA. Руководство по дошкольным формам и файлам ASEBA: Берлингтон: Университет Вермонта, Исследовательский центр для детей, молодежи и семей; 2000. [Google Scholar]
29. Hannigan LJ, Walaker N, Waszczuk MA, McAdams TA, Eley TC. Этиологическое влияние на стабильность и изменение эмоциональных и поведенческих проблем в процессе развития: систематический обзор. Психопат, версия 2017; 4(1):52–108. 10.5127/пр.038315 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
30. Хэй Д. Ф., Хадсон К., Лян В. Связи между просоциальными навыками детей дошкольного возраста и проблемами агрессивного поведения: вклад симптомов СДВГ.
Ранний ребенок Res Q. 2010; 25(4):493–501. [Google Scholar]
31. Хьюз С., Уайт А., Шарпен Дж., Данн Дж. Антисоциальные, злые и несимпатичные: «трудноуправляемые» проблемы дошкольников со сверстниками и возможные когнитивные влияния. J Детская психология и психиатрия. 2000 г.; 41(2):169–79. [PubMed] [Google Scholar]
32. Nantel-Vivier A, Pihl RO, Côté S, Tremblay RE. Связь развития просоциального поведения с агрессией, тревогой и депрессией от младенчества до подросткового возраста. J Детская психология и психиатрия. 2014; 55 (10): 1135–44. [PubMed] [Академия Google]
33. Рудольф К.Д., Хеллер Т.Л. Решение межличностных проблем, экстернализация поведения и социальная компетентность у дошкольников: несоответствие знаний и производительности? J Appl Dev Psychol. 1997 год; 18(1):107–17. [Google Scholar]
34. Флури Э. , Сармади З. Просоциальное поведение и детские траектории интернализации и экстернализации проблем: роль соседства и школьного контекста. Дев Психология.
2016; 52 (2): 253–8. 10.1037/dev0000076
[Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
35. Гробен М., Перрен С., Штадельманн С., Клитцинг К.В. Эмоциональные симптомы от детского сада до среднего детства: ассоциации с само- и ориентированными на других социальными навыками. Европейская детская подростковая психиатрия. 2011 г.; 20(1):3–15. 10.1007/с00787-010-0139-з [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
36. Perren S, Stadelmann S, Wyl AV, Klitzing KV. Пути поведенческих и эмоциональных симптомов у детей дошкольного возраста: какова роль просоциального поведения? Европейская детская психиатрия. 2007 г.; 16(4):209–14. [PubMed] [Google Scholar]
37. Фон Клитцинг К., Донерт М., Кролл М., Грубе М. Психические расстройства в раннем детстве. Dtsch Arztebl Int. 2015 г.; 112 (21–22): 375–86. 10.3238/арзтебл. 2015.0375
[Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
38. Denham SA, Blair KA, Demulder E, Levitas J, Sawyer K, Auerbach-Major S et al. Дошкольная эмоциональная компетентность: путь к социальной компетентности? Детский Дев. 2003 г.; 74 (1): 238–56. 10.1111/1467-8624.00533 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
39. Ангольд А., Эггер Х.Л. Дошкольная психопатология: уроки на всю жизнь. J Детская психология и психиат. 2007 г.; 48 (10): 961–96. [PubMed] [Google Scholar]
40. Reef J, Diamantopoulou S, Meurs I, Verhulst FC, Ende J. Траектории развития экстернализирующего поведения от ребенка к подростку и расстройство DSM-IV у взрослых: результаты 24-летнего продольного исследования. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2011 г.; 46 (12): 1233–41. 10.1007/s00127-010-0297-9 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
41. Хубер Л., Плетнер М., Шмитц Дж. Социальная компетентность и психопатология в раннем детстве: систематический обзор. Европейская детская подростковая психиатрия. 2018. [PubMed] [Google Scholar]
42. Thorell LB, Rydell AM. Проблемы с поведением и дефицит социальной компетентности, связанные с симптомами синдрома дефицита внимания/гиперактивности: влияние возраста и пола. Здоровье по уходу за детьми Dev. 2008 г.; 34(5):584–95. 10.1111/j.1365-2214.2008.00869.x [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
43. Kraemer HC, Measelle JR, Ablow JC, Essex MJ, Boyce WT, Kupfer DJ. Новый подход к интеграции данных от нескольких информантов в психиатрическую оценку и исследование: смешивание и сопоставление контекстов и точек зрения. Am J Психиатрия. 2003 г.; 160(9): 1566–77. 10.1176/appi.ajp.160.9.1566 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
44. Лос Рейес А де, Каздин АЕ. Расхождения информаторов в оценке детской психопатологии: критический обзор, теоретическая основа и рекомендации для дальнейшего изучения. Психологический бык. 2005 г.; 131(4):483–509. 10.1037/0033-2909.131.4.483 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
45. Podsakoff PM, MacKenzie SB, Lee JY, Podsakoff NP. Общие ошибки метода в поведенческих исследованиях: критический обзор литературы и рекомендуемые средства правовой защиты. J Appl Psychol. 2003 г.; 88(5):879–903. 10.1037/0021-9010.88.5.879
[PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
46. Compas BE, Jaser SS, Bettis AH, Watson KH, Gruhn MA, Dunbar JP et al. Преодоление, регуляция эмоций и психопатология в детстве и подростковом возрасте: метаанализ и обзор повествования. Психологический бык. 2017; 143(9):939–91. 10.1037/bul0000110 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
47. Warneken F, Tomasello M. Помощь и сотрудничество в возрасте 14 месяцев. Младенчество. 2007 г.; 11 (3): 271–94. [Google Scholar]
48. Фер Э., Бернхард Х., Рокенбах Б. Эгалитаризм у детей раннего возраста. Природа. 2008 г.; 454 (7208): 1079 10.1038/природа07155 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
49. Platzman KA, Stoy MR, Brown RT, Coles CD, Smith IE, Falek A. Обзор методов наблюдения при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): значение для диагностики . Sch Psychol Q. 1992; 7(3):155–77. [Google Scholar]
50. МакКонахи С.Х., Хардер В.С., Антшел К.М., Гордон М., Эйральди Р., Дюменчи Л. Повышенная достоверность тестового сеанса и наблюдений в классе в мультиметодной оценке синдрома дефицита внимания/гиперактивности. J Clin Child Adolesc Psychol. 2010 г.; 39(5): 650–66. 10.1080/15374416.2010.501287 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
51. Wood JJ. Родительская навязчивость и детская тревога разлуки в клинической выборке. Детская психиатрия Хум Дев. 2006 г.; 37(1):73–87. 10.1007/s10578-006-0021-х [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
52. Stone LL, van Daal C, van der Maten M, Engels, Rutger C.M.E., Janssens, Jan MAM, Otten R. The Berkeley Puppet Interview: A Screening Instrument for Measuring Psycho -патология у детей раннего возраста. Форум по уходу за детьми и молодежью 2014; 43(2):211–25. [Академия Google]
53. Bettge S, Wille N, Barkmann C, Schulte-Markwort M, Ravens-Sieberer U, The Bella Study Group. Депрессивные симптомы у детей и подростков в репрезентативной выборке Германии: результаты исследования BELLA. Европейская детская подростковая психиатрия. 2008 г.; 17(1):71–81. [PubMed] [Google Scholar]
54. Luby JL. Ранняя детская депрессия. Am J Психиатрия. 2009 г.; 166 (9): 974–9. 10.1176/appi.ajp.2009.08111709 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
55. Zahn-Waxler C, Schoen A. Эмпатия, просоциальное поведение и эмпатия, просоциальное поведение и приспособление: клинические аспекты излишеств и дефицита в заботе о Другие. Энциклопедия раннего развития детей. 2016: 1–10. [Академия Google]
56. фон Клитцинг К., Перрен С. Untersuchung von Kindergartenkindern mit einem Puppeninterview—Bedeutsamkeit und Anwendung. Kinder-und Jugendmedizin 2008 г.; 8(1):25–30. [Google Scholar]
57. Perren S, Wyl A von, Stadelmann S, Burgin D, Klitzing K von. Связь между поведенческими/эмоциональными трудностями у детей дошкольного возраста и качеством их взаимоотношений со сверстниками. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 2006 г.; 45(7):867–76. 10.1097/01.чи.0000220853.71521.кб
[PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
58. Мизель Дж. Р., Аблоу Дж. К., Коуэн П.А., Коуэн С.П. Оценка взглядов маленьких детей на их академическую, социальную и эмоциональную жизнь: оценка шкал самовосприятия кукольного интервью Беркли. Детский Дев. 1998 год; 69 (6): 1556–1576. [PubMed] [Google Scholar]
59. Klasen H, Woerner W, Rothenberger A, Goodman R. Немецкая версия опросника по силе и трудностям (SDQ-немецкий) — обзор и оценка первоначальной валидации и нормативных результатов. Prax Kinderpsychol Kinderpsychiatr. 2003 г.; 52(7):491–502. [PubMed] [Google Scholar]
60. Charlesworth WR, La Freniere P. Доминирование, дружба и использование ресурсов в детских дошкольных группах. Этол Социобиол. 1983 год; 4(3):175–86. [Google Scholar]
61. Светлова М., Чокрай П., Зейдлер Х., Томаселло М. «Все встанем в очередь»: развитие у дошкольников способности применять нормы справедливости при решении задач групповой координации. В: Ван Ю. и Хендерсон А. (председатели), редактор. Нарушение норм и соглашений: новые взгляды в раннем детстве. Документ, представленный на двухгодичном собрании Общества исследований детского развития, Филадельфия, Пенсильвания; 2015. [Google Академия]
62. Миш А., Овер Х., Карпентер М. Дилемма разоблачителя у детей младшего возраста: когда лояльность важнее других моральных соображений. Фронт Псих. 2018; 9:250 10.3389/fpsyg.2018.00250 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
63. Гудман Р. Опросник сильных сторон и трудностей: исследовательская заметка. J Детская психологическая психиатрия. 1997 год; 38 (5): 581–6. 10.1111/j.1469-7610.1997.tb01545.x [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
64. Гудман А., Лэмпинг Д.Л., Плубидис Г.Б. Когда использовать более широкие интернализирующие и экстернализирующие подшкалы вместо предполагаемых пяти подшкал в опроснике сильных сторон и трудностей (SDQ): данные британских родителей, учителей и детей. J Abnorm Child Psychol.