Кто такие GR-менеджеры?
Сегодня на интернет-порталах, через которые ведется поиск сотрудников, можно встретить совершенно новую вакансию – GR-менеджер. Что же это за профессия? «Джиарщик» – специалист по связям с государственными структурами.
Чем крупнее становится бизнес, тем больше им начинает интересоватьcя государство. Одних собственников эта российская аксиома учит не высовываться, других – выстраивать взаимодействие с органами власти. О специалистах, в задачи которых входит налаживание контакта с чиновниками, нам рассказала редактор пресс-службы кадрового центра «ЮНИТИ» Татьяна Баева.
Есть ряд компаний, которые уже не могут справиться с задачами коммуникации с чиновниками без включения в структуру фирмы GR-менеджеров. Среди них организации, работающие с госресурсами, имеющие в своих активах долю госсобственности, зависимые от госзаказов, получающие квоты на экспорт продукции, тесно связанные с безопасностью страны, да и просто вышедшие на федеральный уровень. Широкое распространение новой профессии доказывают и проведенные исследования. Так, в первом рейтинге Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru на звание «Лучший GR-специалист 2008 года» присутствовали представители только нефтегазовой, металлургической, телекоммуникационной, табачной, пивной отраслей. Теперь в нем фигурируют и специалисты из таких отраслей хозяйства, как фармацевтика, электроэнергетика, машиностроение. Кроме того, если раньше GR-специалиста можно было встретить только в крупной компании, то сейчас и средние фирмы вводят у себя эту должность.
Искусство договариваться
В задачи GR-менеджера входит налаживание контактов, с помощью которых можно решать рабочие вопросы без свойственных госаппарату проволочек.
Установление отношений с органами государственной власти – весьма расплывчатое описание обязанностей. Чем же занимаются GR-менеджеры? «Эти специалисты должны участвовать в специализированных выставках, конференциях, семинарах для представителей государственных органов, отслеживать законодательные и политические тенденции и изменения, продвигать и защищать интересы компании в различных ведомственных структурах», – поясняет управляющий департамента «Финанс» кадрового центра «ЮНИТИ» Юлия Винча. Безусловно, растущая востребованность «джиарщиков» обусловлена растущими доходами предприятия от их деятельности. С одной стороны, этот сотрудник может влиять на финансовые потоки компании, грамотно прописывая механизмы реализации создаваемых проектов, «продвигая» их на городской, региональный или федеральный уровень за счет привлечения бюджетных средств. С другой – нередко основной проблемой, которую вынуждены устранять GR-менеджеры, является разрешение спорных ситуаций с надзорными органами в случае проверки или давления. «Грамотный «джиарщик» должен максимально нивелировать негативные последствия госполитики или отношения к компании отдельных чиновников», – считает Ярослав Кабаков, кандидат экономических наук и ректор Учебного центра инвестиционного холдинга «ФИНАМ». GR-менеджер – это как раз тот специалист, который способен даже в самой невыгодной для компании ситуации провести переговоры, чтобы разрешить конфликт в рамках закона и при этом избежать штрафов. Так, недавно ФАС наложила санкции на металлургическую компанию «Мечел» за повышение стоимости своей продукции. Однако при расчете суммы штрафа учитывалось, что организация тесно сотрудничала с антимонопольным ведомством, и это результат работы специалистов компании. Следует понимать, что GR-менеджер не тот человек, который будет выполнять работу за других сотрудников. Он не станет ездить в налоговую вместо бухгалтера, чтобы быстро, без проволочек подать отчетные документы. В его задачи входит налаживание взаимоотношений с ИФНС так, чтобы вопросов у госорганов к специалисту учета не возникало. Поэтому для бухгалтера «джиарщик» – незаменимый помощник, ведь сейчас многим специалистам компаний приходится самостоятельно выстраивать контакт с чиновниками.
Интерес власти
День GR-менеджера расписан по минутам. Большинство чиновников он должен посетить лично и обсудить все детали сотрудничества. Компании взаимодействие с госорганами выгодно. Интересно знать, почему же чиновники соглашаются «выкроить» время на визит такого специалиста? В условиях бюджетного дефицита государство ищет партнеров для реализации социально значимых проектов и программ, организации общественных и культурно-массовых мероприятий. И это те выгоды, которые в свою очередь получает власть в качестве бонуса за сотрудничество с компаниями. Примеры такого взаимодействия окружают нас сплошь и рядом. Компании благоустраивают детские площадки, покупают необходимое оборудование в школы и больницы и т. д. При этом задачи GR-менеджера – не только составить программу взаимодействия с властями и рассчитать бюджет, но и в последующем контролировать обоюдное выполнение своих обязательств и договоренностей; в том числе в задачи «джиарщика» входит контроль над «аппетитами» чиновников. При этом в работе GR-менеджера есть одно табу – никаких взяток. Все вопросы должны решаться законными методами. Заинтересовать чиновника можно спонсорской поддержкой, выделением денег на благоустройство, но никак не деньгами в карман госслужащего.
GR-спрос
В работе GR-менеджера есть одно табу – никаких взяток. Все вопросы должны решаться законными методами.
Найти хорошего GR-менеджера для компании – большая удача. Профессия эта еще не имеет четких критериев оценки деятельности. «Начиная с конца 90-х «джиарщиками» преимущественно становились бывшие сотрудники органов государственной власти страны, имеющие личные, а порой и родственные связи в этих кругах», – говорит Юлия Винча. Сегодня в сфере GR работают молодые люди с дипломом о высшем образовании, не имеющие отношения к органам власти. В настоящее время обучение по данной специальности уже ведется в некоторых вузах России, а именно: в МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ Высшая школа экономики, МГИМО (У) МИД РФ, в Финансовой академии при Правительстве РФ и в других учебных заведениях. Казалось бы, выбор специалистов огромен – многие молодые люди мечтают занять в компании именно эту должность. Однако сделать это не так-то просто. Как утверждают эксперты кадрового центра «ЮНИТИ», работодатели крайне редко ищут GR-менеджеров открыто. И это связано с целым рядом причин. Во-первых, с теми, что лежат на поверхности: выпускники вузов редко обладают коммуникативными навыками на высоком уровне, достаточном для установления договоренностей с чиновником или решения конфликтной ситуации. Кроме того, у новичков просто нет нужных контактов, а компаниям не хочется ждать, пока юный GR-менеджер наработает связи. Во-вторых, очень многие руководители фирм еще не совсем готовы к тому, чтобы отдать это направление отдельному сотруднику. Ведь до сих пор лучшими «джиарщиками» остаются первые лица компаний. «Топ-менеджеры боятся лишиться важных контактов, если GR-менеджер вдруг решит уйти к конкурентам. В этом случае связи будут потеряны вместе со специалистом, – считает Юлия Винча. – Важный момент заключается еще и в том, что чиновник никогда на свой страх и риск не станет общаться с незнакомым человеком». Поэтому если руководители и отдают коммуникацию с чиновниками в руки отдельного сотрудника, то предпочитают, чтобы это был человек проверенный, который не покинет компанию. GR-менеджмент – та сфера деятельности, в которой смена персонала больнее всего бьет по интересам фирмы. Поэтому очень часто «джиарщиками» становятся сотрудники организации, которые положительно себя зарекомендовали и получили опыт работы с государственными органами. Кроме того, чиновники, которые в рамках своих должностных обязанностей сотрудничали с определенной фирмой, могут рассчитывать на предложение занять должность «джиарщика» в этой организации. Поэтому GR-менеджмент лучше рассматривать не как новуб профессию, а как возможность карьерного роста для людей, имеющих налаженные связи в госорганах.
Ирина Голова
hr-portal.ru
Профессия GR-менеджер
Сотрудник, отвечающий за налаживание связи своей компании с государственными структурами и общественными учреждениями.
Аббревиатура «GR» расшифровывается как Government Relations, что с английского языка переводится как «связь с государственной системой управления».
GR-менеджер – связующее звено между компанией и властями, благодаря которому бизнес развивается.
В штате любого крупного предприятия критически необходимо наличие человека, способного наладить нормальные взаимоотношения с государством и адаптировать корпорацию к его действиям. Сегодня успех бизнеса и возможность выживать в конкурентной среде в большей степени зависит от того, как органы власти относятся к той или иной компании.
Области знания: Обществознание. Право. Экономика. Менеджмент. Коммуникация. PR и реклама
Компетенции
- Защита и продвижение интересов коммерческой организации в органах государственной власти
- Проведение деловых встреч и переговоров с представителями государственных органов
- Организация выставок, конференций, обучающих мероприятий и конференций
- Отслеживание политической ситуации в стране, а также изменений в законодательной базе, консультирование руководителей компании по данным вопросам
- Отслеживание важнейших политических, экономических, культурных и имиджевых мероприятий страны, подготовка и проведение переговоров по участию в них
Важные качества
Личные качества: ораторские качества, стрессоустойчивость, инициативность, активность, целеустремленность, умение достигать поставленной задачи, харизма
Soft skills:
аналитическое мышление, лидерские качества, деловое общение, коммуникабельность, управление персоналомПрофессиональные навыки: владение методами лоббирования интересов компании, знание технологий PR, понимание отраслевой специфики предприятия, понимание устройства государственной власти и владение механизмами работы с отдельными ее структурами, умение анализировать рынок потребителей и оценивать конкурентоспособность компании, умение вести деловую переписку, умение грамотно формулировать проблемы, переводить их в задачи и предлагать разные пути их решения, грамотная письменная и устная речь, владение английским языком
Где работает
- Аппарат Правительства РФ
- Министерство экономического развития РФ
- Коммерческие компании
Потенциальные работодатели
- Яндекс (г. Москва)
- Завод по переработке пластмасс “Пларус” (г. Москва)
- ОАО “Москапстрой” (г. Москва)
- Розничная сеть “МАГНИТ” (г. Санкт-Петербург)
- ООО Hyundai Motor Manufacturing Rus (г. Санкт-Петербург)
- МиКЭБИ (г. Санкт-Петербург)
- Ассоциация «Галерея Чижова» (г. Воронеж)
- АО “Протон-Электротекс” (г. Орел)
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии “GR-менеджер”
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
- Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
- Дальневосточный федеральный университет
- Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
- Казанский (Приволжский) федеральный университет
- Тюменский государственный университет
- Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
- Кубанский государственный университет
Более подробно познакомиться с вузами, осуществляющими подготовку по этой профессии, Вы можете на сайтах:
“Поступай правильно”
“Поступи онлайн”
Компании-партнеры
Вузы-партнеры
proektoria.online
Кто такие GR-менеджеры и где их искать — Forbes Kazakhstan

Фото: solo.ru
Недавно мы столкнулись с задачей привлечения GR-директора (Government Relations – взаимодействие с органами государственной власти) для крупного казахстанского предприятия. В ходе поиска стало понятно, что специалистов этой профессии редко встретишь не только на казахстанском рынке труда, но и во всем СНГ. Хотя ее роль важна, масштабна и интересна – как для карьерных возможностей, так и с точки зрения цивилизованного диалога «бизнес-государство». Особенно сегодня, когда с каких только трибун не говорят о необходимости взаимодействия государственных и коммерческих структур.
Поэтому я решила поделиться с вами информацией о задачах, которые ставятся перед GR-специалистами, и о том, где их найти.
GR-менеджер отвечает за продвижение интересов компании в органах госуправления, отраслевых ассоциациях и общественных организациях, а также за эффективное взаимодействие на площадке «компания-государство». Иногда ожидания работодателей от GR сводятся к сфере госзакупок, но это слишком узкое понимание функции.
Основные задачи GR таковы:
– поддержка связей с госорганами для минимизации рисков деятельности компании,
– лоббирование интересов компании и индустрии,
– организация переговоров с представителями власти, участие в специализированных и государственных мероприятиях, значимых для компании,
– отслеживание изменений в законодательстве, которые могут повлиять на деятельность компании, а также подготовка рекомендаций относительно действий и позиционирования компании в сложившейся политико-экономической ситуации,
– решение кризисных и предотвращение конфликтных ситуаций,
– поддержка благоприятного имиджа компании и адекватное позиционирование ее деятельности среди представителей госструктур.
Несмотря на высокий спрос на таких специалистов, на рынке ощущается их острая нехватка. В крупных международных корпорациях, как правило, есть GR-департаменты, но для большинства казахстанских компаний эта должность является совершенно новой, а многие о ней и вовсе не слышали. Даже у предприятий крупного бизнеса, не говоря о среднем, порой нет ни единого специалиста по связям с органами государственной власти. Функции GR-менеджера, как правило, здесь поручаются PR-службе, юридическому департаменту или гендиректору. А чаще всего собственник лично решает вопросы через свои связи «наверху».
Иллюстрация: ibusiness.ru
Задавшись целью привлечь GR-менеджера в организацию, следует четко понимать его приоритеты. И уже, исходя из них, ориентироваться на то, какой опыт и навыки от него требуются. На эту позицию могут претендовать сотрудники из следующих сфер:
1. Бывшие государственные чиновники. Их преимущество – налаженные связи в правительстве, администрациях, муниципальных органах. Эти люди смогут достаточно быстро ознакомить профильные государственные организации с проектами, планами компании и получить оперативную реакцию. Они по определению хорошие лоббисты. Опыт проведения тендеров на госзакупки также является их сильным качеством.
2. Руководители отраслевых ассоциаций и общественных организаций. Это опытные специалисты, способные продвигать интересы предприятия в рамках отрасли.
3. Профессионалы в PR и маркетинге. Зачастую в организациях на них также возложены коммуникации в рамках госпрограмм и проектов, которые интересны для продвижения компании, – поэтому первичный опыт GR у них есть. Кроме того, эти специалисты, как правило, отлично понимают стратегию предприятия, продукт, специфику продвижения и имеют опыт работы в коммерческой организации – что немаловажно. Но их успех как GR-менеджеров будет зависеть от построения отношений с «людьми, принимающими решения». Не секрет, что устройство государственной и коммерческой структуры сильно отличаются, и такие специалисты не всегда могут завоевать нужный авторитет в среде чиновников.
4. Коммерческие специалисты, отвечающие за госзакупки и тендерные продажи. Их преимущество – четкое понимание, что коммерческая организация призвана зарабатывать, а потому в большинстве случаев должна выигрывать контракты. Коммерсанты будут хороши в вопросах тендеров, поскольку умение продавать и строить отношения – их профессиональный “must have”. Но вот что касается отраслевого лоббирования, аналитики, продвижения программ, а также господдержки конкретного предприятия и индустрии в целом – здесь способность решать вопросы уже будет зависеть от потенциала каждого конкретного человека из этой категории. Если задачи вашего GR сводятся к победе на тендерах и привлечению госзаказов, то такие менеджеры – лучший вариант.
5. Руководители предприятий, имеющие большой опыт лоббирования и хорошие связи в органах власти. Это идеальные GR, но, как правило, они не мотивированы для подобной роли в структуре организации, потому что и так уже находятся на ее вершине.
В большинстве своем GR-специалисты имеют экономическое образование и, конечно, практический опыт в связях с общественностью и госорганами. Кандидат на эту должность должен обладать колоссальной энергией, силой убеждения и способностью объединять людей. Он подобен политику, поскольку его профессия – это построение связей, отношений, продвижение и отстаивание интересов, постоянные переговоры на самом высоком уровне. При этом такие люди могут быть не всегда публичными. Однако их харизма должна создать уважительное отношение к организации, которую они представляют.
Позитивный тренд – в том, что казахстанский бизнес сегодня как никогда заинтересован в создании благоприятной законодательной среды для своей деятельности и в такой корпоративной политике, которая будет координироваться с программами господдержки. И если прежде подобные вопросы были зоной ответственности исключительно первого руководителя или собственника, то сейчас для их эффективного и цивилизованного решения компании привлекают профессиональных GR-специалистов. Главное – ясно понимать, каких целей они призваны достичь.
forbes.kz
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ GR-МЕНЕДЖМЕНТА | sibac.info
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ GR-МЕНЕДЖМЕНТА
Туаев Валерий Олегович
студент 2 курса, Кредитно-экономического факультета Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва
E–mail: t.valera.o@mail.ru
Стуканова Ирина Петровна
научный руководитель д-р экон. наук, профессор кафедры «Общего менеджмента и управления проектами» Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва
Анализируя рынок труда за последнее десятилетие, можно сделать вывод о том, что все большей популярностью пользуются профессии, так или иначе связанные с различными видами отношений — relations. Особенно, можем уверенно говорить об активном зарождении и развитии в России сферы деятельности по выстраиванию и осуществлению связей с органами государственной власти, называемую в международных корпоративных отношениях Government Relations (GR). И именно в последнее время мы можем наблюдать тенденцию приобретения данной отраслью профессионального, цивилизованного характера.
Что такое GR?
Government Relations (GR, дословно: взаимодействие с органами государственной власти) — это деятельность специально уполномоченных сотрудников крупных коммерческих структур (GR-специалистов) по сопровождению деятельности компании в политической среде [3].
GR(или лоббирование) используется для достижения следующих целей:
· Увеличение или снижение налогов в отрасли
· Борьба с конкурентами
· Влияние на структуру организации государственных служб
· Прямая реклама бренда
· Влияние на решение государственных служб по конкретному вопросу
· Регулирование благоприятных рыночных тенденций
· Проведение новых законов и указов
· Влияние на тарифы
· Отстаивание интересов отрасли и т. п. [2, с. 8].
Лоббирование — это достаточно творческая процедура. Очень сложно пользоваться определенными типовыми комбинациями, не создавая чего-либо принципиально нового, ведь, безусловно, уже давно существуют и применяются методы противодействия типовым стратегиям. Эффективность же действий с точки зрения соотношения цена/качество может быть улучшена зачет оригинальной, уникальной схемы лоббирования.
Организационная структура GR-деятельности и структура GR-департамента в большей степени определяются приoритетами кoмпании и спецификой ведения бизнеса, а также влиянием всех экзогенных и эндогенных факторов.
К экзогенным факторам чаще всего относят:
· Приоритеты и качество законодательства в сфере регулирования и контроля над деятельностью компании;
· специфика групп интересов в отрасли и их особенности
· направленность государственной политики в отношении развития отрасли.
К эндогенным факторам, которые определяют возможность взаимодействие фирм с органами государственной власти, можем отнести:
· стратегия компании;
· потребности и цели компании;
· масштабность, открытость и публичность ее деятельности, отличительные черты культуры управления;
· финансовые возможности обеспечения работы по взаимодействию с государственными органами;
· устоявшееся рабочее взаимодействие ее представителей в государственных органах.
Интересен тот факт, что во многих организациях, дабы избежать использование достаточно неоднозначного термина «лоббизм», начали заменять его на более понятные и вызывающие доверие синонимы: advocacy, policy representation, policy marketing, legislative communications, public affairs, government affairs.
И, безусловно, все это термины имеют разные подтексты. Например, “advocacy” можно растолковать как продвижение интересов фирмы, но, в отличие от лоббирования, речь идет не только о продвижении интересов через органы государственного управления, но и через любые другие структуры и институты.
В Великобритании, где уже достаточно высоко развит рынок профессиональных услуг по GR-менеджменту, в какой-то степени нетипичный для Европы, все лоббистские агентства называют себя PA-консультантами (PA-consultants, или public policy consultants).
Термин “Public affairs” (PA) — более широкий термин, это общая функциональная область, которая помимо непосредственно GR, включает решение вопросов в неполитической сфере (issues management), связь с медиасообществом (media relation), связь с местным сообществом (community relation), социальную ответственность (social responsibility) и др. [4, с. 4].
Однако многие полагают, что вопрос отличий между связями с общественностью (PR) и связями с государственными структурами (GR) является проблемой различных определений одной и той же деятельности.
В последние годы для рынка лоббистских услуг стало актуальным слияние лоббистских фирм и фирм, специализирующихся на связях с общественностью. Это как раз объясняется тем, что реклама теперь в некоторой степени является составляющей лоббирования.
В Америке помимо GR используется еще термин GA (government affairs). В Бразилии наличие департаментов по выстраиванию отношений с различными уровнями государственной власти называется институциональным лоббированием [1, с. 179].
Говоря о России, можно выделить ряд факторов, давших толчок развитию GR-менеджмента и приобретения им профессионального, цивилизованного характера в России.
1. Значительное повышение роли государства и государственных акторов в экономике России. А это, в свою очередь, ставит в прямую зависимость успешную деятельность крупных организаций и корпораций со степенью эффективности и плодотворности выстроенных отношений с органами власти.
2. Организация специальных структур, департаментов по связям с органами государственной власти в российских компаниях.
3. Приток на российский рынок международных лоббистских компаний. За последние годы все большее количество крупных американских и европейских лоббистских фирм (The PBN Company, Cassidy & Associates, Mmd и др.) приходит в Россию. Это, в первую очередь, обусловлено неизбежной потребностью крупных международных корпораций, ведущих бизнес в нашей стране, в получении понятных им консультационных услуг по взаимодействию с российскими органами государственной власти. И, стоит отметить, что далеко не все специалисты в данной области способны с легкостью адаптироваться в российской экономико-политической среде. Иногда им приходится сталкиваться с достаточно специфическими и давно устоявшимися барьерами во взаимоотношениях власти и бизнеса. Однако, имея многолетний опыт работы с органами власти других странах, разработанную инфраструктуру взаимоотношений с корпоративными структурами, указанные лоббистские компании оказывают положительное воздействие на развитие отрасли GR в России, развивая рынок.
Как уже было отмечено выше, стабильность бизнеса в России практически напрямую зависит от наличия деловых контактов с представителями органов государственной власти. Как раз для выполнения этой функции и существуют GR-менеджеры, осуществляющие в режиме «постоянного присутствия» диалог организации с властью и, как это принято сейчас говорить, «лоббирующие интересы компании».
Особо широкое распространение GR-менеджмент получил в сфере взаимоотношений крупного бизнеса с органами власти в таких отраслях, как: металлургическая, нефтяная и газовая отрасль, телекоммуникационная, электроэнергетическая, автомобилестроительная, табачная, пивная и фармацевтическая. За счет сильного усиления позиций государства и его активного доминирования в политической и экономической сферах в годы президентства В.В. Путина, модель взаимоотношений бизнеса и власти сильно изменилась, что, в свою очередь, привело к потере политического веса и влияния на принятие ключевых экономических и политических решений представителей крупного бизнеса. Во многом из-за этого крупные российские компании для того, чтобы отстоять и защитить свои экономические интересы стали все чаше брать на вооружение такие технологии как коммуникационный менеджмент, репутационный менеджмент, инвестиционный менеджмент (IR), и в особенности gr-менеджмент.
GR-деятельность в телекоммуникационной отрасли России представляет особый интерес. Обусловлен он рядом существенных факторов, которые предопределяют особую роль данной сферы. К ним, в первую очередь, следует отнести:
· Несоответствие нормативно-правового поля стремительно внедряющимся новым технологиям;
· Повышенная государственная регуляторика;
· Чрезмерное влияние силовых и правоохранительных ведомств;
· Присутствие иностранного капитала, интересы которого не всегда совпадают с агрессивной политикой российских акционеров.
Безусловными лидерами — олигополистами данной отрасли являются компании «Мегафон», «Билайн», «МТС». И это, очевидно, связано не только с прочным экономико-финансовым положением данных провайдеров, но и с грамотно выстроенной структурой прямого взаимодействия с властью и определенными рычагами давления на неё.
Станет ли GR-менеджмент основным инструментом цивилизованного лоббизма и обеспечит ли он прочную платформу для сведения интересов бизнеса и власти? Однозначный ответ на данный вопрос пока что дать очень сложно. На настоящем периоде активного развития и становления этой формы взаимоотношений очень важно, чтобы GR-менеджмент в России выполнял именно эту роль и не «мутировал» в новую форму коррупции.
Список литературы
1.Андреа Жозетто. Лоббизм и публичная политика в Бразилии. // Россия и современный мир: прoблемы пoлитическoгoразвития. Тезисы IV Междунарoдной межвузовской научной конференции./ Под. ред. Д.В. Васильева, Н.В. Кузнецовой М.: Институт бизнеса и политики, 2008. — С. 179.
2.Вуйма А.Ю., Лоббирование. Как добиться от власти нужных решений. СПб.: Питер, 2008. — 387 с.
3.Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель к.п.н П.А. Толстых) — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.lobbying.ru/dictionary_list.php
4.Толстых П.А. GR. Практикум по лоббизму в России. М.: Альпина Бизнес Букс 2007. — 379 с.
sibac.info
GR-менеджмент | Financial-Helper.RU
GR-мéнеджмент (англ. Government relations) или отношения с властными структурами – это выстраивание и налаживания взаимоотношений с государственными органами власти, в том числе: с правительством, с региональными и местными органами власти. К этой сфере также относят лоббирования.
Характеристика понятия GR-менеджмент
Специализация GR-менеджера требует большой выдержки и способности к аналитике. В большинстве случаев, как показывает практика, в эту профессию приходят PR-менеджеры и бывшие госслужащие.
Сфера деятельности GRщика, так же как и PRщика, очень обширна. GR-менеджер должен быть в достаточной мере осведомлен о некоторых законодательных актах, должен уметь эффективно взаимодействовать с чиновниками, отраслевыми организациями, своевременно реагировать на административные, политические угрозы для компании извне и, главное, он должен уметь продемонстрировать госорганам значимость деятельности компании на которую он работает .
Что может быть проще, чем договориться с очередным чиновником с помощью очередных зеленых купюр? Чем вам не GR?
Однако взятка – это всего лишь одноразовое решение вопросов бизнеса. Если вы рассчитываете на долгосрочные перспективы развития – вам надо подумать о честном сотрудничестве с государственными органами. Именно здесь необходим профессиональный GR-специалист.
Сегодня в крупных компаниях очень часто можно встретить ведения GR политики сразу несколькими специалистами – юристом, PR-менеджером и самым генеральным директором. Директор устанавливает связи с госчиновниками, пиарщик создает благоприятный имидж организации, а юрист получает все необходимые разрешения, сертификаты и т.д. Возможно, это положительно влияет на ведение GR политики с той точки зрения, что каждый из специалистов выполняет вом работу более качественно и профессионально. Но, тем не менее, правильнее и оптимальнее было бы сосредоточить все эти функции в руках одного человека. Вообще, GR-менеджер обходится компаниям достаточно дорого, поэтому многие оранизации предпочитают приглашать таких специалистов со стороны.
Существующие в настоящее время GR-агентства предлагают далеко не весь спектр GR-услуг.
Чаще всего они сводятся к:
– разработки необходимых документов для проведения кампаний;
– лицензирование деятельности организации и ее дочерних предприятий;
– услуги по получению документации различной категории.
К основным методам выстраивания отношений с властными структурами можно отнести:
- организация встреч с чиновниками;
- привязка проектов компании к социально-значимым проектам;
- участие в политических программах (например, предоставление поддержки отдельным чиновникам на выборах и т. д.).
Функции, которые выполняет GR-менеджер
Основные функции, которые должен выполнять специалист по GR:
- Формирование положительного имиджа компании в правительственных кругах.
- Решение всех возникающих вопросов с государственными / правительственными учреждениями.
- Налаживание взаимоотношений с основными госорганами.
- Решение всех судебных вопросов.
- Решение вопросов, связанных с выходом компании на новые рынки.
Разница между GR-менеджерами и лоббистами
Характерные признаки | GR-специалист | Лоббист |
---|---|---|
Оплата | Работает за заработную плату и возможный годовой бонус. | Работает за гонорар или процент от сделки. |
Уровень (иерархия) взаимодействия | В ранге вице-президента или заместителя председателя правления отчитывается перед лицом, возглавляет компанию | Взаимодействует с акционером компании или его доверенным лицом. |
Технологии реализации заказа | Аргументировано (экспертно) доказывает позицию компании перед чиновником. | Взятка, политические торги и обмены, разного рода натиска. |
Число клиентов | Работает на одного заказчика: своего работодателя. | Работает со многими клиентами, продавая свои ресурсы. |
За что ценится | Является профессионалом своего дела, отслеживает возможности и опасности со стороны органов государственной власти. | Является доверенным лицом лица принимающего решения (чиновником или депутатом), имеет возможность «решать вопросы» в необходимом органе государственной власти. |
С какими органами власти взаимодействует | В большей степени – с органами законодательной и исполнительной власти, которые влияют на отрасль и компанию. | Работает со всеми органами государственной и муниципальной власти (включая судебную ветвь власти, а также Генпрокуратуру, ЦИК, ЦБ и Счетную палату), на которые есть спрос со стороны заказчика. |
Место работы | Работает наемным менеджером. | Работает на себя или как партнер. Позволить себе лобирование может ограниченное число компаний. |
GR-менеджер: спрос и предложение
GR-менеджер ответственный за организацию взаимодействия, продвижение и защиту интересов своей компании в органах государственной власти и общественных организациях. Он организует встречи и переговоры с представителями государственных учреждений, участвует в специализированных выставках и конференциях, проводит семинары и презентации для представителей государственных органов. К компетенции менеджера по взаимодействию с органами власти также входит политический анализ, отслеживание законодательных и политических тенденций и изменений.
Рыночный спрос на менеджеров по взаимодействию с органами власти в этих городах примерно равен предложению.
Проверь подходишь ты на должность GR-менеджер
Стать GR-менеджером непросто: даже претенденты на начальные позиции должны демонстрировать высокий уровень профессиональной компетентности. Кандидаты на должность менеджера по взаимодействию с органами власти должны иметь высшее образование, предпочтение отдается выпускникам факультетов экономики, права или государственного управления. Начинающие GR-менеджеры должны разбираться в отраслевой специфике компании, механизмы лоббирования его интересов в органах государственной власти и международных организациях. Претенденты на эту должность должны владеть ПК на уровне уверенного пользователя, иметь опыт ведения деловой переписки и документооборота. От начинающих GR-менеджеров также требуется знание структур государственной власти, общественных организаций и методов работы с ними, навыки анализа рынка потребителей и конкурентов. На собеседованиях при трудоустройстве работодатели стремятся выяснить, обладает ли претендент коммуникативными навыками, организаторскими способностями и аналитическим мышлением. Конкурентным преимуществом на рынке труда обладают кандидаты, имеющие дополнительное образование в области связей с общественностью. На начальные позиции в сфере GR-менеджмента могут претендовать только претенденты, имеющие опыт работы в государственных структурах, общественных организациях или PR от 1 года.
Исследование рынка труда показало, что наиболее типичным представителем GR-менеджера является образованный мужчина средних лет. Джентльмены составляют 80% от общего числа претендентов этой должности. Около 50% претендентов составляют граждане в возрасте 30-40 лет. 95% GR-менеджеров имеют высшее образование, 64% менеджеров по взаимодействию с органами власти владеют английским языком на разговорном и на свободном уровнях, 73% из них имеют водительские права категории «В».
Статистические данные
- Возрастной диапазон наиболее востребованных рынком труда GR-менеджеров 25-55 лет:
- GR-менеджер в возрасте до 30 лет составляют около 30% от общего числа специалистов;
- в возрасте от 30 до 40 лет – около 50%;
- в возрасте от 40 до 50 – около 14%.
- 80% GR-менеджеров – мужчины;
- 30% GR-менеджер владеют английским языком на базовом уровне и на уровне, достаточном для чтения специализированной литературы, на разговорном и на свободном уровнях – около 64%;
- 95% GR-менеджеров имеют высшее образование;
- 50% GR-менеджеров прошли специализированные курсы или имеют квалификационные сертификаты;
- 73% GR-менеджеров имеют водительские права категории «В».
Объект изучения: предложения работодателей и ожидания претендентов на позицию «GR-менеджер».
financial-helper.ru
Что такое GR? | GR NEWS
Модернизация бизнес-структур, развитие общественных представительских институтов и перманентная трансформация органов государственной власти предопределяют совершенствование механизмов коммуникации между этими общественными группами. Характерные для 90-х годов прошлого века способы продвижения интересов, отличающиеся чрезмерной непрозрачностью, а зачастую и откровенно криминальными и коррупционными связями между представителями власти и бизнеса, уступают место новым технологиям лоббизма. Среди отличительных черт последних можно отметить большую открытость при ведении диалога между властью и бизнесом, снижение роли прямых контактов (так называемый «коридорный лоббизм»), широкое привлечение бизнеса и общественных некоммерческих структур к выработке государственной политики в различных сферах экономики, использование косвенных технологий влияния (работа с общественным мнением, grass-roots lobbying, связи с медиасообществом и др.) и т.д. Все эти изменения привели к необходимости институционального выделения новой категории управленца – менеджера по связям с органами государственной власти или GR-менеджера.
В западной научной литературе наряду с понятием «лоббизм» существуют термины Government Relations, Public Affairs, Advocacy иGovernment and Public Affairs. Все они, по большому счету, являются составными частями общей предпринимательской коммуникационной стратегии, которая направлена, в первую очередь, на максимизацию прибыли при минимизации издержек. Поясним значения этих терминов и постараемся разграничить эти понятия, чтобы избежать путаницы в понимании предмета статьи.
В первую очередь отметим, что использование термина Government Relations (GR) в некоторой степени продиктовано необходимостью замены понятия лоббирование, которое за частую перегружено отрицательными характеристиками. Однако это не означает, что лоббизм и GR – это одно и тоже. Лоббизм выступает как одна из технологий продвижения интересов в органах власти. GR же относится к общему менеджменту, поэтому в задачи специалиста по связям с органами власти входит не только и не столько взаимодействие с властью как таковой. Он должен отвечать за налаживание коммуникации внутри компании между ее подразделениями (отдел маркетинга, PR, информационно-аналитическое управление и т.д.) и внешними сотрудниками, осуществлять взаимодействие с профильными отраслевыми ассоциациями, проводить мониторинг деятельность органов власти и СМИ, участвовать в организации мероприятий и работе консультативных советов при органах власти, предоставлять (по требованию) экспертную информацию и т.д.
Таким образом, GR-специалист может и не заниматься непосредственно лоббированием. Ему достаточно знать соответствующих специалистов и снабжать их необходимыми указаниями и информацией. Вместе с тем наибольшая продуктивность деятельности GR-менеджера достигается за счет комплексного подхода к решению поставленных задач. Поэтому к основным функциям специалиста по GR можно отнести[1]:
· Создание благоприятного имиджа в сфере политической элиты;
· Решение практических вопросов с государственными компаниями;
· Создание благоприятной атмосферы отношений с регуляторными органами;
· Решение судебных вопросов;
· Решение вопросов входа на новый рынок.
Стоит так же отметить, что GR-специалист работает на постоянной основе, получая фиксированную заработную плату, взбирается по корпоративной лестнице и отстаивает интересы одного заказчика – своей компании. Лоббист работает за гонорар и процент от сделки, обладает широкой сетью контактов в органах государственной власти. Наиболее эффективные лоббисты – бывшие чиновники или депутаты. Опыт работы на государственной службе позволяет изучить все тонкости принятия политических решений, психологии и особенностей коммуникации между чиновниками. Таким образом, лоббист является специалистом кулуарных переговоров и политического торга, его ключевой ресурс – способность реализовывать поставленные задачи через акторов, принимающих политические решения.
Существуют несколько трактовок термина Public Affairs (PA).
Согласно одной точке зрения, PA совпадает с GR. Это целенаправленное введение субститута термина «лоббизм», который, за частую, ассоциируется с коррупцией и криминалом. Это характерно в основном для Европы, где еще сильны воспоминания о «деле Локхид» и Уотергейтском скандале. Однако в рамках этого течения наблюдается новое ответвление, в рамках которого Public Affairs понимается как более общая функциональная область, которая помимо лоббизма включает также решение вопросов в неполитической сфере (issues management), связь с медиасообществом (media relations), продвижение интересов при помощи рядовых граждан, симпатизирующим лобби (grass roots), и ряд других форм[2].
Вместе с тем существует мнение, что PA входит в понятие Public Relations (PR). Ключевое различие между этими двумя терминами заключается в том, что PR – это взаимодействие со всеми общественными институтами, в то время как специалисты по Public Affairs ведут диалог лишь с лидерами общественного мнения и тем самым влияют на процессы публичной политики. Таким образом, в понятие PA входят ведение социально ответственной политики и коммуникация с местным сообществом и профсоюзами.
Распространение термина Advocacy в России достаточно ограничено. Он термин означает продвижение интересов, но, в отличие от лоббирования, речь идет не только о продвижении интересов через органы государственной власти, но и через любые другие структуры. Таким образом, понятие Advocacy – более широкое по сравнению с лоббизмом[3].
В ряде зарубежных компаний подразделения по связям с госорганами и общественностью объединены в один департамент (GPA или GPR-департамент). Благодаря этому осуществляется комплексное взаимодействие с основными группами, оказывающими влияние на деятельность компании – органами власти и гражданским обществом (профсоюзы, НКО и др.). В данном случае можно говорить о создании целенаправленной стратегии предпринимательской коммуникации. Фактически возникает некий общий широкоформатный вид воздействия на общественное мнение и органы власти. Таким образом, появляется перспектива расширения средств и методов, используемых в GR-менеджменте, за счет инструментария рекламы и PR.
В нашей стране подобное структурное подразделение имеет российское представительство французской нефтегазовой компании Total.
Рассматривая GR через призму субъектно-объектных отношений, проанализируем его основные элементы. В данной работе речь пойдет лишь субъекте и объекте GR. Технологии и предмет рассмотрим в следующих статьях.
Ключевыми акторами, использующими GR-технологии и имеющие соответствующие подразделения в своей структуре, являются деловые союзы и ассоциации, крупные финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации, иностранные государства или их отдельные территориальные единицы.
Большинство существующих в России бизнес-объединений ставит перед собой задачу донесения позиции представляемой ею группы предпринимателей до органов государственной власти. Поэтому в ряде бизнес-ассоциаций существуют специализированные департаменты по работе с органами власти (РСПП, Ассоциация менеджеров России (АМР) и др.), к основным задачам которых относится координация деятельности и обмен информацией между органами исполнительной власти, влияние на законотворческую деятельность представительских органов власти, решение судебных вопросов, взаимодействие с ведущими политическими партиями, некоммерческими организациями и другими бизнес-объединениями, формирование позитивного отношения к отечественному бизнесу в обществе и за рубежом и т.д.
В настоящее время во всех крупных компаниях существуют структурные подразделения по работе с органами государственной власти (GR-департамент). В России большего всего подобных отделов образовано в компаниях нефтяного, телекоммуникационного и металлургического профиля. Например, в головном офисе компании ТНК-BP за GR отвечают сразу три управления: по работе с регионами, по законотворческой работе и по связям с органами государственной власти. Кроме того, на уровне субъектов РФ, в которых расположены основные производственные активы компании, существуют местные подразделения по GR. Они были преобразованы из бывших благотворительных фондов компании СИДАНКО, которая была практически полностью поглощена ТНК в 2001 году.
Кроме взаимодействия с федеральными, региональными и местными органами власти, GR-департаменты способствуют выходу компании на новые рынки, налаживанию контактов с местным истеблишментом, общественными организациями и СМИ.
Крупные транснациональные компании, продолжительное время работающие в иностранном государстве, для уменьшения существующих страновых рисков и смягчения инвестиционного климата для зарубежных компаний, так же организуют GR-департаменты в своем филиале. За частую GR-специалисты привлекает к продвижению частных интересов посла своей страны.
Донесение позиции страны до политической элиты иностранного государства так же может считаться GR-деятельностью. Более того, отечественный бизнес и государство зачастую координируют свои действия на международной арене. GR-функции государства могут осуществлять, например, посольства, служба внешней разведки, фонды, религиозные секты и другие организации. Помимо этого большое значение имеет запуск собственных СМИ на территории иностранных государств.
Так же GR-технологии используют территориальные единицы государств. Например, в Ярославской области был создан Центр информации и стратегического планирования[4]. В состав новой структуры вошли уже существующее управление общественных связей, информации и печати, а также вновь созданное управление регионального маркетинга. Основной задачей вновь созданного центра стало формирование имиджа региона в России и за ее пределами с целью привлечения российских и иностранных инвестиций, инноваций и туристов.
Классическими объектами GR являются исполнительная и законодательная ветви власти. В настоящее время становится очевидным, что судебная власть так же является объектом воздействия. Выбор объекта для GR-специалиста определяется характером поставленных задач и кругом вопросов, которые относятся к компетенции того или иного органа власти.
Таким образом можно признать, что GR способствует сокращению рисков при ведении предпринимательской деятельности в любой из существующих отраслей экономики.
[1] По версии старшего вице-президента телекоммуникационного холдинга Altimo Кирилла Бабаева. [2] Толстых П.А. GR. Практикум по лоббизму в России. М. 2007. С. 25. [3] Султанов Д. Лоббизм: как это делается в России // Сайт «Стратагема» (http://www.stratagema.org/lobbizm.php?nws=ds31t2063414134). [4] 27.04.2007 вошел в состав Департамента внутренней политики при Администрации Ярославской области.
gr-news.ru