Кто такой it менеджер: IT менеджер – кто это? ИТ-менеджмент как услуга в бизнесе

Содержание

IT менеджер – кто это? ИТ-менеджмент как услуга в бизнесе

30.07.2018

ИТ-менеджмент — это процесс управления информационными ресурсами и технологиями в соответствии с потребностями предприятия и с учетом приоритетных бизнес-задач.

Как управлять информационными ресурсами так, чтобы они обслуживали актуальные бизнес-потребности предприятия?

Ресурсы в ИТ-менеджменте

Что собой представляют информационные ресурсы в масштабах предприятия:

  1. Инфраструктура:

    Cерверное и сетевое оборудование, рабочие станции, телекоммуникационные комплексы и другое техническое оснащение.

  2. Системы:

    Прикладное ПО и крупные программные комплексы.

  3. Технологии:

    Системное ПО, СУБД, artificial intelligence, machine learning.

  4. HR:

    Инженеры, системные администраторы, программисты, сотрудники техподдержки, консультанты.

  5. Информация:

    Данные, хранимые в организации (включая Big Data).

Цели и задачи ИТ-менеджмента

IT-менеджмент — это то, что выступает драйвером для бизнеса через призму информационных технологий. Это понятие органично вписывается в тенденцию всеобщей цифровизации и цифровой трансформации, когда предприятия становятся гибкими, масштабируемыми и с помощью современных технологий лучше соответствуют потребностям клиентов.  При этом используются все доступные функции управления информационными ресурсами: перераспределение бюджета, работа с HR, контроль бизнес-процессов, поиск новых подходов к разработке и внедрению нового программного обеспечения, организация технической поддержки и т. п.

Основная цель ИТ-менеджмента в том, чтобы развивать бизнес с помощью комплексного инструмента в виде информационных технологий. Для этого необходимо разработать стратегию и тактику, предусмотреть возможность масштабирования бизнеса в будущем, а также связать IT со всеми остальными отделами и организовать их продуктивную совместную работу.

Это объясняется с тем, что задачи, которые затрагивают непосредственно IT, все чаще выходят за рамки компетенции разработчиков ПО и системных администраторов.

Развитие информационной базы не должно становиться самоцелью, приоритетная задача — использовать ее для развития бизнеса. Важно достичь баланса между внутренними и внешними потребностями организации. С одной стороны ИТ-ресурсы должны обслуживать бизнес-задачи предприятия, с другой — соответствовать внутренним и международным требованиям качества и стандартам, законодательству, общепринятым методам и отраслевым технологиям.

Кто такой ИТ-менеджер

IT-менеджер, кто это? Так называют специалистов, которые занимаются управлением информационными ресурсами в государственных, муниципальных и коммерческих организациях. Они владеют навыками долгосрочного планирования и реализации стратегий, затрагивающих IT-службы, процессы и инфраструктуру предприятий. Их задача — обеспечить непрерывность бизнеса, используя последние достижения в сфере информационных технологий.

ИТ-менеджер — это человек, функции и задачи которого пересекаются с руководителем проекта, однако первый отвечает за весь комплекс услуг, а не только за отдельный проект на протяжении ограниченного срока действия. Менеджеру приходится обрабатывать и запоминать большой объем информации, а также распространять ее между отделами организации. Одновременно он следит за тем, чтобы эти данные были достоверными, защищает их от доступа третьих лиц и применяет новые походы к управлению.

Функции IT-менеджера

Кто такой ИТ-менеджер с точки зрения задач, которые он выполняет в профессиональной среде? Это человек, который:

  1. Занимается управлением IT-персоналом на предприятии;
  2. Рассчитывает и распределяет бюджет на потребности информационной инфраструктуры;
  3. Анализирует удовлетворенность клиентов компании услугами;
  4. Разрабатывает и внедряет новые IT-услуги;
  5. Ведет переговоры с поставщиками компьютерного, сетевого и ТК-оборудования;
  6. Осваивает новые технологии, способные «ускорить» бизнес;
  7. Разрабатывает стратегию и задаем темп работы над проектами;
  8. Занимается планированием в кратко- и долгосрочной перспективе;
  9. Организует взаимодействие информационного отдела с другими отделами внутри предприятия.

IT-менеджмент и аутсорсинг

Если говорить о том, что такое IT-менеджмент в бизнесе — что это и как работает — встает вопрос не только об эффективном управлении ресурсами, но и их делегировании. Здесь появляется новое понятие — ИТ-аутсорсинг. Если менеджер предприятия понимает, что собственных информационных ресурсов недостаточно для решения конкретной задачи, их можно получить на стороне. Типичные примеры аутсорсинга:

  1. Аренда вычислительных мощностей в традиционном или облачном дата-центре;
  2. Привлечение специалистов к разработке прикладного или системного ПО;
  3. Делегирование задач по обслуживанию и сервису физической инфраструктуры.

По каждой задаче принимается решение: можно обойтись внутренними ресурсами или привлечь стороннюю компанию, в которой они есть?

Почему бизнесу необходим IT-менеджмент

Ни одна компания в XXI веке не может существовать и развиваться без IT-структуры. Руководителю необходимо знать, кто такой менеджер ИТ, услуги какого плана он предоставляет и какие задачи решает. Этот специалист и методы работы, которые он использует на практике, позволяют компании переориентироваться на реальные потребности рынка и качественно удовлетворять запросы потребителей. Управленческие подходы помогают распределять доступные информационные ресурсы таким образом, чтобы как можно эффективнее решать эту задачу и при этом минимизировать затраты, обеспечив прирост прибыли в долгосрочной перспективе.

+7 965 022 73 40

Перезвонить Вам?

Кто такой IT-менеджер – преимущества и недостатки профессии

Большинство перспективных и востребованных профессий связано с информационными технологиями. Необходимо рассмотреть, кто такой IT-менеджер и какие функции выполняет этот специалист.

Содержание:

  • Общие сведения
  • Цели и задачи
  • Почему бизнесу необходим IT-менеджмент
  • Особенности профессии
  • Преимущества и недостатки
  • Трудовые обязанности
  • Организация рабочего процесса
  • Планирование процесса
  • Контроль процесса
  • Профессиональные навыки
  • Информационный аутсорсинг
  • Как стать IT-менеджером

Общие сведения

IT-менеджер – специалист, занятый в сфере управления информационными ресурсами и технологиями. Деятельность в этой области предполагает планирование и организацию информационных процессов в соответствии с интересами предприятия-клиента.

Деятельность IT-менеджеров связана не только с информационными технологиями. Такие специалисты отвечают за взаимодействие с другими сферами: кадровой, рыночной, финансовой.

Цели и задачи

Работа IT-менеджеров имеет конкретную цель – развитие клиентского предприятия или организации за счет информационных ресурсов. IT-менеджмент – это совокупность процессов которые реализуются на каждой стадии развития предприятия.

Главными задачами IT-менеджмента выступают:

  • формирование информационных систем;
  • планирование и развитие информационной среды;
  • использование доступных информационных средств для реализации промежуточных задач;
  • управление сотрудниками, которые заняты в процессе информатизации;
  • контроль вложений, инвестированных в развитие информационной среды.

Задача IT-менеджера заключается в управлении перечисленными процессами и организации продуктивной совместной работы. Результатом работы этого сотрудника является эффективная инфосистема, удовлетворяющая запросы предприятия и соответствующая международным требованиям и стандартам.

Почему бизнесу необходим IT-менеджмент

Внедрение IT-технологий расширяет сферу влияния предприятия или организации за счет доступных средств информации.

В дальнейшем это позволяет:

  • эффективно управлять персоналом, ресурсами;
  • увеличить производительность;
  • расширить клиентскую базу;
  • оптимизировать затраты на рекламные мероприятия;
  • популяризировать собственный бренд;
  • привлечь инвестиции;
  • наладить взаимодействие с другими предприятиями, органами и службами.

Способ применения IT-технологий напрямую зависит от специфики предприятия. Однако нельзя отрицать, что применение информационных технологий является целесообразным для всех видов фирм и компаний вне зависимости от направления их деятельности.

Особенности профессии

На территории РФ профессия IT-менеджер была утверждена на законодательном уровне только в 2014 году. До этого такую должность вводили немногочисленные предприятия. Сейчас IT-менеджер выступает неотъемлемым элементом в организации, так как он является широкопрофильным сотрудником и выполняет большое количество функций.

Преимущества и недостатки

Работа в сфере IT востребована и хорошо оплачивается. Услуги специалистов из данной области пользуются спросом на предприятиях различных организационных форм.

Основными достоинствами работы менеджером выступают:

  • быстрый карьерный рост;
  • возможность работать в крупных международных компаниях;
  • высокий уровень оплаты;
  • возможность постоянного совершенствования навыков;
  • отсутствие однообразности;
  • работа с креативными и творческими людьми;
  • возможность приобретения полезных связей.

На многих предприятиях IT-менеджерам предоставляется возможность самостоятельно составлять план работ и действовать в соответствии с ним. Это позволяет сформировать гибкий график и выполнять некоторые виды работ удаленно.

Недостатки работы:

  • сжатые сроки для реализации поставленных задач;
  • необходимость сотрудничества с людьми, которые не понимают принципы IT-менеджмента;
  • высокий уровень ответственности за качество проведенных работ;
  • периодическая необходимость сверхурочной работы.

Работа в IT-сфере связана с многочисленными трудностями. Такая профессия лучше всего подходит для стрессоустойчивых, терпеливых и трудолюбивых людей, у которых хорошо развиты управленческие качества.

Трудовые обязанности

Выделяют несколько базовых функций IT-менеджера: планирование, организация, управление и контроль процессов. Реализация этих функций предполагает выполнение большого числа промежуточных задач.

В обязанности IT-менеджера входит:

  • разработка систем;
  • анализ потребностей и ресурсов предприятия;
  • формирование методологических основ для применения IT-ресурсов;
  • оформление проектных документов;
  • привлечение сторонних сотрудников для решения поставленных задач;
  • подписание договора с компаниями-подрядчиками;
  • управление персоналом в IT-сфере и смежных областях;
  • планирование и контроль ресурсов;
  • проверка внедряемых программных продуктов.

Менеджер осуществляет управление IT-персоналом. За работу персонала и результаты совместной деятельности он отвечает перед руководством предприятия-клиента.

Видео для начинающих IT-специалистов:

Организация рабочего процесса

Прогнозирование и организация выступают ведущими функциями IT-менеджера и одновременно являются начальными этапами деятельности. Прогнозирование предусматривает сбор сведений, оценку и анализ потребностей и ресурсов компании-клиента. На основе полученных сведений осуществляется организационная работа.

Она предусматривает выполнение следующих задач:

  • разработка проекта;
  • определение необходимых ресурсов;
  • привлечение компаний-партнеров;
  • приобретение и установка необходимого оборудования, программного обеспечения;
  • налаживание взаимодействия с персоналом.

Организационная функция обеспечивает эффективное использование информационных ресурсов для реализации принятых при проектировании решений.

Планирование процесса

Предусматривает принятия решений касательно целей внедрения информационной системы. Менеджменту необходимо всесторонне анализировать текущее положение предприятия, выявить недостатки, определить наиболее важные цели. Этап планирования необходим для разработки стратегии действий. Обычно данный этап предшествует разработке проекта.

Контроль процесса

Предусматривает поиск и решение проблем, возникающих в процессе функционирования информационной системы. Контроль также требуется для оценки эффективности внедренных технологий, стимуляцию сотрудников. Если достигнутый результат не соответствует запланированному, проводят корректировки.

Профессиональные навыки

Выполнение функций IT-менеджера возможно только при наличии специальных знаний и умений. Для работы в этой сфере потребуются не только базовое образование по направлению «менеджмент», но и ряд других, более специфических навыков.

Среди них:

  • способность применения базовых принципов экономики;
  • умение программировать и тестировать ПО;
  • навыки работы с CSS, HTML, ITSM;
  • способность анализировать и систематизировать большие объемы информации;
  • опыт работы с программными проектами;
  • понимание принципов работы разных видов СМИ;
  • знание иностранных языков.

Менеджеру необходимо знать и понимать особенности бизнес-процессов, разбираться в разных направлениях предпринимательства.

Информационный аутсорсинг

IT-аутсорсинг – процесс, при котором информационная инфраструктура предприятия передается под управление специализированной компании.

Решение о передаче аутсорсинговой компании принимается IT-менеджером. Как правило, это происходит при отсутствии необходимых информационных ресурсов.

Как стать IT-менеджером

Для работы в данной области необходимо получить образование в сфере информационных систем. Для IT-специалиста намного важнее получить знания и навыки в информатике. Образование по направлению «менеджмент» можно получить в дальнейшем или обучиться непосредственно на предприятии.

Обучиться на специалиста IT можно во многих российских ВУЗах. Для этих целей также подходят платные курсы, которые организуются международными учебными центрами и крупными компаниями.

Работа в информационном менеджменте считается востребованной и высокооплачиваемой. Однако работать IT-менеджером может не каждый, так как такая профессия имеет немало специфических особенностей. Представителям IT-направления требуется большое количество знаний и навыков для выполнения поставленных задач. Работа в IT характеризуется массой преимуществ, но также имеет и недостатки.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Наверх