Куда поступать английский и история: Куда поступать с русским языком, историей, иностранными языками, вступительными испытаниями в вузы России

Как помочь своему ребенку поступить на бюджет после 11 класса

Екатерина Александрова

следила за процессом поступления

Профиль автора

Иногда родители абитуриентов знают о поступлении больше, чем сотрудники приемных комиссий.

Читатели Тинькофф Журнала рассказали, как помогли своим детям поступить в вузы. Для этого им пришлось вникнуть в правила приема, составить стратегию и разобраться с документами.

Это истории читателей из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

История № 1. О поступлении в ИТМО

«Сын сел подавать документы через сайт вуза и сразу же столкнулся с проблемами»

Anna

исследовала списки поступающих на бюджет

Профиль автора

Одиннадцатый класс и подготовка к ЕГЭ. У моего сына Кости в детстве диагностировали одну из форм ДЦП — правосторонний гемипарез. Сейчас у него третья группа инвалидности. Внешне это проявляется только в том, что сын немного хромает.

Костя учился на четверки и пятерки в физико-математическом классе, но до последнего года в школе не знал, какую профессию выбрать.

Отец говорил, что нужно пойти в ИТ, а друзья советовали начать с языков программирования. Летом перед одиннадцатым классом Костя сам изучил Python и C# и понял, что хочет получать высшее образование в этой сфере.

Для поступления мы решили сдавать ЕГЭ по математике профильного уровня, информатике и английскому. Экзамен по английскому языку сын взял для подстраховки — вдруг с информатикой что-то пойдет не так. С таким набором ЕГЭ у нас было больше вариантов.

Информатикой Костя занимался на очных курсах в центре подготовки к ЕГЭ — это стоило 74 200 Р за год. Еще помогли вебинары на «Ютубе».

Подготовка к математике обошлась дешевле. В школе ее хорошо преподавали, плюс там же готовили к ЕГЭ за деньги — это обошлось в 6000 Р за год. Раз в неделю с Костей бесплатно занималась бабушка, работавшая учителем математики, а после Нового года мы добавили еще одно занятие — в том же центре подготовки в ЕГЭ, куда сын ездил на информатику.

Русским языком сын занимался раз в неделю с онлайн-репетитором, одно занятие стоило 1300 Р. Параллельно Костя занимался английским — за два занятия мы платили 2400 Р в неделю.

/list/wrong-path/

7 ошибок в учебной траектории школьника, которые влияют на поступление в вуз

Квота на поступление. Пока сын учился, я разбиралась в правилах приема в университеты. Мы живем в Санкт-Петербурге, поэтому рассматривали местные вузы. Заранее готовились к тому, что придется непросто, ведь поступление — это страшный зверь, разобраться в нюансах которого едва ли не более важно, чем сдать ЕГЭ.

Теоретически у нас была возможность поступить по особой квоте, но мы не знали точно, получится или нет. Во-первых, не были уверены в том, что после совершеннолетия сыну продлят инвалидность. Для взрослой комиссии важно не наличие заболевания, а ограничения, которые оно накладывает. Во-вторых, пришлось бы ходить по врачам в разгар подготовки к ЕГЭ.

Осенью 2021 года мы узнали, что временный порядок признания инвалидности, введенный во время пандемии, действует до 1 марта следующего года. Это означало, что в январе, когда Косте исполняется 18, нам автоматически продлевают инвалидность на полгода и присылают справку медико-социальной экспертизы — МСЭ. Вот какие возможности она нам давала:

  1. Изложение вместо итогового сочинения. Этот пункт мы отвергли сразу, потому что за изложение нельзя получить дополнительные баллы.
  2. Увеличение продолжительности ЕГЭ на полтора часа, по иностранным языкам в разделе «Говорение» — на полчаса.
  3. Возможность поступить по экзаменам вуза — вместо или взамен имеющихся ЕГЭ. Такие экзамены сдают не все абитуриенты, а только те, у кого есть на это право, например дети с инвалидностью или иностранцы. Если результаты этих испытаний окажутся хуже, чем ЕГЭ, их можно просто не учитывать.
  4. Отдельный конкурс.

Как только стало ясно, что справка будет, мы уведомили школу. Костя сдавал все ЕГЭ в отдельной аудитории вместе с другими детьми с инвалидностью. На разных экзаменах таких выпускников было до восьми человек.

Стратегия. Сын решил подавать документы только в ИТМО. На дне открытых дверей там сказали, что на платное берут всех — достаточно сдать экзамены на минимальные баллы. Но, конечно, мы рассматривали и поступление на бюджет.

/socstrah/

Какие льготы от государства положены людям с инвалидностью

После подачи документов сын использовал право, которое давала справка МСЭ, и записался на два экзамена ИТМО — по русскому и математике. Тогда мы могли выбрать, по результатам каких испытаний поступать: если пишем экзамены вуза лучше, то по ним, а если баллы ЕГЭ будут выше, то используем их.

Как сын написал экзамены

ПредметБаллы за ЕГЭБаллы за вступительный экзамен в ИТМО
Русский язык8990
Математика8680
Английский язык96Не сдавал
Информатика78Не сдавал

Русский язык

Баллы за ЕГЭ

89

Баллы за вступительный экзамен в ИТМО

90

Математика

Баллы за ЕГЭ

86

Баллы за вступительный экзамен в ИТМО

80

Английский язык

Баллы за ЕГЭ

96

Баллы за вступительный экзамен в ИТМО

Не сдавал

Информатика

Баллы за ЕГЭ

78

Баллы за вступительный экзамен в ИТМО

Не сдавал

Трудности при поступлении.

Получив аттестат, Костя сел подавать документы через сайт вуза и сразу же столкнулся с проблемами.

Первая проблема: когда сын выбирал одно направление подготовки и на бюджетной, и на платной основе, система засчитывала это как два направления. Поэтому мы могли поступить максимум на два направления, хотя в правилах поступления говорилось о четырех.

Вторая проблема: у нас не получилось подать документы и по особой квоте, и по общему конкурсу в личном кабинете вуза.

Ради интереса мы заполнили заявление через суперсервис для поступления в вуз на сайте госуслуг, и тогда проблем не возникло. У нас получилось выбрать девять конкурсов одновременно: четыре общих, четыре квоты и один контракт. Но отправлять документы через этот портал не стали: начитались отзывов других абитуриентов о его ненадежной работе и решили не рисковать.

Ну и что? 22.06.22

Как подать документы в вуз через госуслуги

Третья проблема: бюрократические сложности. Намучившись с онлайн-подачей документов, мы приехали в ИТМО. Но даже при очном посещении сотрудники приемной комиссии регистрировали заявления только через личный кабинет вузовского сайта.

К нам вызвали заместителя ответственного секретаря. Ее заинтересовала наша справка МСЭ. Узнав, что она действует до начала июля 2022 года, сотрудница приемной комиссии начала уточнять перспективы продления инвалидности. Выяснилось, что если нового документа не будет, то для поступления по общему конкурсу нельзя использовать результаты вступительных испытаний вуза.

Сын написал экзамен в ИТМО по русскому лучше, чем сдал ЕГЭ, и мы хотели использовать этот результат для участия в общем конкурсе. Но новые обстоятельства заставили нас пересмотреть планы. Мы не ожидали такого поворота, поэтому растерялись. Смысла спорить и требовать принять заявление и по общему конкурсу, и по квоте мы не видели.

В итоге Костя подал документы на четыре специальности по особой квоте. Сын сразу заполнил заявление о согласии на зачисление и оставил аттестат.

Приехав домой, я открыла правила приема ИТМО и поняла, что нам нужно получить новую справку МСЭ даже для поступления по особой квоте. Выяснилось, что этот документ должен быть действителен на момент окончания приема документов, то есть до конца июля. Я распечатала с сайта необходимые пункты и подумала, что время еще есть и скоро мы получим новую справку. Так и произошло: ее нам выдали через неделю.

Анализ списков. Сильнее всего сын хотел поступить на специальность «информационные системы и технологии». На конкурс для особой квоты было выделено 12 мест.

/becoming-frontend-engineer/

Путь в ИТ: фронтенд-разработчик

В отдельном рейтинге абитуриентов, поступающих по льготе, Костя был на 25-м месте. По проходному баллу прошлого года он спокойно бы прошел. Но я знала, что это не гарантия.

Для удобства я распечатала список до позиции сына и присвоила порядковые номера абитуриентам, у которых это направление было первым приоритетом, то есть специальностью, куда они хотели поступить сильнее всего. У остальных отмечала, где у них первый приоритет, подали ли они согласие и аттестат, проходят ли они туда при самом плохом раскладе.

Розовым карандашом я отмечала конкурентов, которые подали оригинал и согласие

Я попробовала искать абитуриентов из этого списка по номеру СНИЛС. Определила главные «вузы-конкуренты»: СПбГУ, ВШЭ, Политех, МФТИ, МГТУ им. Баумана. Кого-то даже удалось найти — самостоятельно или с помощью специального сервиса.

После анализа конкурса абитуриентов стало немного спокойнее. Я поняла, что люди во всех списках одни и те же и в итоге они разойдутся, поступив на приоритетные для себя направления.

В чатах для абитуриентов вуза можно было пообщаться со студентами, преподавателями и сотрудниками приемной комиссии. Мне удалось списаться с некоторыми ребятами, которые были выше сына в конкурсе, и узнать их планы. Один мальчик решил не учиться в ИТМО, потому что прошел в МФТИ. Была еще девочка, которая поступила в ВШЭ.

/guide/uni-papers/

Что будущий студент может узнать из прошлогодних приказов о зачислении в вуз

Активное движение в рейтингах абитуриентов началось утром 28 июля — это был последний день приема согласий и оригиналов на приоритетном этапе. Я смотрела списки поступающих на разные специальности и искала конкурентов сына. Если абитуриент подавал оригиналы документов на другую специальность с первым для себя приоритетом, я вычеркивала его.

К 13:00 почти все поступившие на другие направления были вычеркнуты, а сын был шестой по аттестатам. Тогда стало понятно, что он все равно пройдет. В 18:00 он так и остался шестым, и ничего не поменялось до выхода приказов о зачислении.

Итог. Опыт поступления оставил у меня много вопросов. Справка об инвалидности помогла сыну пройти на бюджет, но, когда мы подавали ее вместе с другими документами, не все наши права были соблюдены. Еще непонятно, что делать, когда в списке абитуриентов не десятки, а сотни человек: тогда проанализировать конкурентов, чтобы лучше оценить свои шансы на поступление, вряд ли получится.

История № 2. О поступлении в МГПУ

«Главное, что я поняла, — надо стать менеджером своего ребенка»

Val_entinka

направляла запросы в юридический отдел вуза

Профиль автора

Одиннадцатый класс и подготовка к ЕГЭ. Моей дочери Марии нравилось изучать английский. С восьмого класса она смотрела фильмы и сериалы, читала книги на языке оригинала. Интерес к предмету поддерживали учителя: Мария училась в московской школе с углубленным изучением иностранных языков.

Перед одиннадцатым классом дочери я смотрела проходные баллы на лингвистику в московские вузы и поняла, что нам нужно набрать свыше 90 баллов за каждый ЕГЭ. Это был конец лета 2021 года. Тогда мы не предполагали, на сколько баллов сдадим ЕГЭ, даже примерно. Но было понятно, что подготовка к поступлению станет серьезным вызовом.

Посмотрев сайты-агрегаторы вузов, мы решили сдавать иностранный язык и обществознание. Еще записались на ЕГЭ по литературе, но в итоге на него не пошли.

К экзаменам по английскому и русскому Мария готовилась в школе. Обществознанием занималась онлайн, за курс заплатили 31 000 Р. Мы понимали, что это не основной предмет, поэтому остановились на той онлайн-школе, преподавателей которой приятнее слушать. Занятия были три раза в неделю, пробники писали каждый месяц.

Где сдать пробный ЕГЭ: 6 площадок

Я не собиралась решать за Марию, куда поступать, но считала своим долгом собрать информацию о вузах и разобраться в правилах приема. Задачей дочки было готовиться к ЕГЭ, а моей — узнать все о процессе поступления. Главное, что я поняла, — надо стать менеджером ребенка в этом вопросе.

Стратегия. С пятого класса Мария участвовала во Всероссийской олимпиаде школьников по разным предметам, но дальше муниципальных туров не проходила.

Читая про поступление, я узнала, что существуют еще и перечневые олимпиады, то есть олимпиады из перечня Минобрнауки. Их победители и призеры могут получить право на БВИ — поступление без вступительных испытаний. В этом случае нужно только подтвердить свои знания, для этого достаточно сдать ЕГЭ по профильному предмету олимпиады минимум на 75 баллов.

Утвержденный перечень олимпиад школьников на 2022/2023 учебный год

Поскольку дочка любила иностранные языки и хотела поступать на лингвистику, решили поучаствовать в перечневых олимпиадах по английскому. Это стало нашей основной стратегией.

Мы составили список всех перечневых олимпиад по английскому, которые проходили в Москве, и добавили туда две олимпиады по лингвистике. В одной таблице собрали даты регистрации, отборочного и основного туров, а также ссылки на сайты конкурсов. Всего получилось 11 олимпиад.

В итоге Мария приняла участие в семи олимпиадах по английскому и в шести из них прошла в заключительный тур.

В апреле пришли долгожданные финальные результаты — у нас была одна победа и два призерства. Тогда дочь практически перестала готовиться к ЕГЭ по обществознанию: результат этого экзамена был уже не важен.

Выбор вуза. В приложении для абитуриентов Vuzline мы нашли все вузы со специальностью «лингвистика». Подумав, остановились на таких вариантах:

  1. МГЛУ — одна программа, 286 мест. Профильный лингвистический вуз. Есть редкие предметы: жестовый язык и тифлокомментирование. Нюанс в том, что распределение по направлениям происходит только после зачисления. Абитуриенты пишут заявление с пожеланиями, но все места должны быть заняты, поэтому вуз может распределить их по своему усмотрению. Это значит, что есть риск попасть в группу, где основным языком будет немецкий или французский, а английский — лишь вторым. Дочери такая неопределенность не понравилась, хотя старшекурсники, с которыми мы общались, сказали, что пожелания олимпиадников обычно учитываются.
  2. МПГУ — три программы, 19 мест. Педагогический государственный университет. На лингвистику было мало мест, в отличие от педагогики, на которую выделили 106 мест. Но туда дочь не хотела.
  3. МГПУ — 15 программ, 327 мест. Городской педагогический университет. На нашем направлении было 30 мест, студент мог сам выбрать второй язык. В прошлые годы не было конкурса олимпиадников, и он был маловероятен в этом году.

Решили остановиться на МГПУ. Выбрали специальность «теория и практика межкультурной коммуникации — английский язык». Это более общее направление, чем «перевод и переводоведение». А после окончания бакалавриата можно было поступить в магистратуру на педагогику или перевод.

/masters-pros-and-cons/

За и против: стоит ли поступать в магистратуру

Как дочь написала ЕГЭ

ПредметБаллы
Русский язык89
Обществознание80
Английский язык96

Предмет

Баллы

Русский язык

89

Обществознание

80

Английский язык

96

Трудности при поступлении. После того как мы определились с университетом, я начала изучать правила поступления в МГПУ.

На дне открытых дверей вуза услышала удивительную для себя вещь: если абитуриент переложит согласие о зачислении в конкурс на другое направление, подать этот документ обратно уже не получится. Например, если мы написали согласие о зачислении на программу с изучением японского, а потом решили, что для нас приоритетнее китайский и переложили согласие, то автоматически выбываем из первого конкурса. Это значит, что на японский поступить уже не получится — только на китайский.

Я нигде о таком не слышала, поэтому решила проконсультироваться с экспертами по поступлению. Мне ответили, что для таких действий нет оснований.

После этого я обратилась в группу приемной комиссии с просьбой объяснить непонятный момент. Мне сказали, что абитуриент отзывает согласие о зачислении, подавая заявление на отказ. Затем поступающий выбывает из списка претендующих на зачисление.

Сообщения от приемной комиссии оставили меня в недоумении. Было непонятно, как это относится к конкурсным спискам и что такое список претендующих на зачисление. В поисках правды я дошла до юристов вуза. Они ответили то же самое, но со ссылкой на пункты 81 и 84 порядка приема в вузы.

п. 81 и 84 порядка приема в вузы регулируют процедуру зачисления

Я так и не смогла понять, почему нельзя возвращаться в конкурсную группу. Получается, ты изучаешь правила приема и нормативные документы, а вузы все равно трактуют их по-своему. На мой взгляд, было бы неплохо, если бы ответственные секретари приемных комиссий проходили аттестацию, повышение квалификации или что-то подобное. А еще лучше — каждый год сдавали бы экзамены на знание изменений.

Обращаться с жалобой в Минобрнауки мне показалось бесполезным, потому что стандартный срок ответа — до 30 дней, а времени у нас не было. На горячей линии по вопросам поступления мне ответили, что, видимо, вуз прописал такое условие в своих правилах приема.

/guide/zhaloba/

Как правильно подать жалобу в любое ведомство

Это был не единственный нюанс, который меня удивил. В июне я смотрела интервью с ответственным секретарем приемной комиссии МГПУ Евгением Татаринцевым. Он сказал, что абитуриент может заявить свое право на БВИ в течение трех дней после окончания приема документов, которое выпадало на 25 июля. Таким образом, срок подачи заявлений от олимпиадников продлевался до 28 июля.

Я подумала, что это противоречит правилам, ведь олимпиадники пишут отдельное заявление, которое нужно подать вместе с другими документами до 25 июля.

За ответами обратилась в приемную комиссию. Мне объяснили, что право на БВИ можно заявить и после этой даты, но только вместе с оригиналом аттестата и если абитуриент участвовал в общем конкурсе. И действительно: после 25 июля в списках БВИ появился еще один человек, а 28 июля на нашем направлении стало 14 олимпиадников.

18 июля Мария подавала документы через личный кабинет на сайте вуза. Пришлось звонить в поддержку, потому что нужна была, например, дата получения диплома победителя олимпиады, а РСОШ — Российский совет олимпиад школьников — обычно ее не указывает. Номера и серии у нас тоже не было, только код подтверждения. Еще было непонятно, нужно ли поступающим по БВИ указывать результаты ЕГЭ.

В службе поддержки сказали, что данные, которых у нас нет, можно опустить, и мы наконец-то отправили заявление. Смутило только, что по телефону заявили: те, кто идет по БВИ, не отобразятся в списках, пока не отдадут аттестат.

Через пару дней дочь повезла оригинал аттестата в вуз. Документы приняли быстро — за 20 минут, и Мария появились вверху конкурсного списка с нулями за экзамены. Имя дочери подсветили зеленым — так выделяли тех, кто уже может быть зачислен.

30 июля мы увидели дочь в приказах о зачислении. Победа!

Итог. Поступление — длительный многоступенчатый квест, к которому нужно готовиться заранее. Многие считают, что поступить по БВИ просто и для таких абитуриентов открыты все двери, но это не совсем так. Если олимпиадников больше, чем мест, то и среди них будет конкурс. Когда баллы ЕГЭ не учитываются, смотрят статус олимпиады, степень диплома — победитель или призер — и индивидуальные достижения. Но до появления рейтинговых списков не всегда понятно, в какой олимпиаде участвовали твои конкуренты. Иногда неясно и то, сколько их вообще, — так произошло с нами, когда мы поступали в МГПУ.

/ed-support-in-russia/

Помощь в поступлении: как устроен рынок сопровождения абитуриентов

После публикации рейтинговых списков нельзя переложить свое право на БВИ. Это значит, что нужно или подавать его вслепую, или не рисковать и идти туда, где обычно нет конкурса среди олимпиадников, — как в МГПУ, например.

Еще одна проблема — двойная подача заявлений от поступающих по БВИ. Это право может быть использовано только в одном вузе на одной программе. Я следила за конкурсом на лингвистику в других вузах: в МГЛУ, например, было подано около 60 таких заявлений, но зачислили всего 33 человека. Мне стало интересно, куда делись остальные. Путем сравнения списков я выяснила, что некоторые заявляли свое право на БВИ и в других вузах. Но при подаче документов олимпиадник должен подтвердить, что делает это только один раз. Получается, вся система держится на честном слове.

Несмотря на трудности, я рада, что начала заранее искать информацию про поступление в вузы и вовремя узнала про перечневые олимпиады, а моя дочь смогла достойно в них поучаствовать. Все это помогло ей поступить на бюджет.

Поступили в вуз, несмотря на все сложности? Расскажите о своей учебе и станьте героем следующего материала

Рассказать

«Перед ЕГЭ мои дети просто сломались».

Истории абитуриентов, которые отказались от поступления

ЕГЭ может превратиться в настоящую мясорубку, из которой не всем детям удается выбраться целыми и невредимыми. «Правмир» поговорил с их мамами.

«Человек превращается в машину по подготовке к экзаменам»

Нора Потемкина, мама Татьяны (20 лет) и Анны (18 лет):

— Очень редко ребенок определяется с самого начала, кем он будет. Часто он не знает, куда идти, и от этого начинает нервничать, дергаться. У меня так было с обоими детьми.

Моя старшая дочь Татьяна в 9-м классе выбрала физико-химический класс, но в 11-м просто сломалась оттого, что это оказалось непосильно. В середине года мы стали выбирать, какие экзамены Таня будет сдавать. Она хотела и литературу, и физику, и профильную математику, и русский. Казалось, ее интересует все, но при этом она то ли потерялась, то ли не смогла сконцентрироваться. 

И началось: «Я ничего не умею, из меня ничего не выйдет, я никуда не гожусь». Просто легла и не вставала.

Потом попала в Научный центр психического здоровья (НПЦЗ) и провела там четыре месяца с депрессией, суицидальными мыслями. 

У младшей, Анны, в процессе подготовки к ЕГЭ в этом году тоже был нервный срыв, и все повторилось: два месяца в стационаре, долгое восстановление. Я очень благодарна школе, в которой училась Аня. Ее поддерживали после больницы, ей было приятно ходить в школу. Но до сих пор она заторможена, приходится ее тормошить, чтобы она что-то делала. И слишком уж ко мне привязана, хотя подружки, к счастью, есть.

Надо сказать, что после больницы обе мои девочки обрели интерес к жизни. Особенно Таня, которая начала встречаться с друзьями, ходить на выставки, в театры, и все это продолжается до сих пор. Ее друг учится в МПГУ на переводческом, подрабатывает в баре, весьма деятельный молодой человек. Но у самой дочки особого желания вкалывать так и не появилось. 

Когда я читаю про детей, которые побеждают на олимпиадах и поступают без вступительных испытаний, я думаю: «Хватает же у кого-то целеустремленности!» А с другой стороны, человек на три года фактически перестает жить и превращается в машину по подготовке к экзаменам. Это тоже ненормально.

Пока мои дети так ни с чем и не определились в жизни. Может быть, это наследственность со стороны папы. Он рисковый человек, его профессия — промышленный альпинизм, он больше работает руками. А я как с самого начала выбрала музыку, так всю жизнь ею и занимаюсь. Я — исследователь древнерусского пения, изучаю старинные певческие рукописи плюс работаю регентом. Обе мои девочки музыкальны, играют на гитаре, пели со мной на клиросе. 

Младшей нравится что-то, связанное с одеждой, она лет с 10–12 обращала внимание на то, что идет человеку, что он носит. У нее безусловно есть художественный вкус. Будем, может быть, развиваться в этом направлении. Пока что в колледже она пошла на портного, потом пойдет на конструирование, моделирование одежды. А дальше попробуем поступить в университет Косыгина.  

Старшей сейчас 20 лет, она год отучилась в колледже на реставратора, но работы по специальности не нашла. Работает продавцом в магазине «Магнит-косметик», но понимает, что надо думать про дальнейшую учебу.  

Наверное, у человека, окончившего вуз, есть больше возможностей зарабатывать.

У меня нет никаких социальных комплексов по поводу детей, но я беспокоюсь, как они будут жить дальше.

Пока что мне надо их содержать, а я работаю в бюджетном учреждении и получаю мало. Не могу купить ни квартиру, ни машину, ни сделать ремонт.  

Главное в образовании не деньги и не ученые степени, а чтобы оно давало стимул для духовного роста. Мне обидно, что моих девчонок пока мало что интересует в этой жизни, кроме развлечений. Как только у них будет в руках ремесло, появится реальное дело, я и вопросов иметь не буду.  

«Мы так и не смогли выбрать третий предмет на ЕГЭ»

Наталья Чернявская, мама Александры (18 лет):

— Дочь у меня способная, в школу пошла рано, училась хорошо — ни одной четверки в четверти. Сначала была активной девочкой, принимала участие в театральных постановках, а потом в школу ходить разонравилось. 

В средней школе качество преподавания резко упало. Саша жаловалась, что на уроке весь материал дают за 15 минут, а оставшиеся 30 минут — пустая болтовня. Ей было проще учиться самостоятельно, тем более что она много болела. 

В шесть с половиной у нее начался дерматит, мы 10 лет сидели на гормональных мазях. Кто знает, как они влияют? В 8–9 лет начались головные боли, от которых ничего не помогало. Врачи говорили: «Чего вы нервничаете, мамаша, поболит и пройдет, ваш ребенок просто в школу ходить не хочет». 

ОГЭ она сдала отлично, а в 10-м классе мы решились наконец перейти на домашнее обучение. Дочь давно об этом просила, но я боялась, что она не справится без репетиторов. В конце концов я решила ей довериться, и не ошиблась. Оценки были высокие, она шла на золотую медаль, одно время даже появился интерес к театру и кино. 

Я нашла ей театральную студию в Москве. Возможно, это дало бы какой-то дополнительный стимул для появления новых планов и идей, но у Саши не было сил далеко ездить. Вообще, вытащить ее на улицу было невозможно. Бывало, начнет собираться в гости к подружке, а потом махнет рукой и останется дома. 

В какой-то момент с дерматитом стало совсем худо, руки чесались, да и головные боли усилились. 

Саша много спала, ничем не интересовалась. Назначили антидепрессант, но он не помогал. Врачи говорили, что это все стресс на фоне подготовки к ЕГЭ.  

Дочь решила, что будет сдавать русский и английский, а вот с третьим экзаменом ясности не было. История преподавалась в школе плохо, обществоведение — еще хуже. Саша всегда любила читать, у нее было много знаний из различных областей, но она совершенно не умела их применять. Сама про себя говорила то ли в шутку, то ли всерьез: «Есть всесторонне развитые, а я всесторонне недоразвитая».

Ох, как вспомню эти экзамены в прошлом году! Жара 34 градуса, надо ехать из области в Москву — душно, неудобно, тяжело. Тем не менее русский был сдан на 98 (она очень огорчилась, что не на 100), английский на 93 балла, а третий предмет мы в итоге так и не выбрали. А с двумя ни в какой вуз не поступишь. 

У нас все поколения в семье с высшим образованием, считалось, что это норма. Но дочь говорит: «Ну вот сдам третий экзамен, начну учиться — а вдруг не понравится? Деньги и время зря потратим, а работу я все равно потом не найду, теперь повсюду нужны одни айтишники».

Я всегда стараюсь предлагать ей варианты, но и у меня случаются срывы. Весной я говорила, что все ужасно, экзамены не сданы, мы в пролете. Меня очень мучило, что она не может определиться. Но, с другой стороны, я сама долго выбирала путь, меняла профиль обучения, откатывалась на 2 курса назад и прекрасно знаю, каково это, когда ты не можешь найти свое место в жизни, у тебя нет мотивации, все валится из рук. Поэтому я не хочу давить.

Если результат достигается ценой здоровья ребенка, то, честное слово, здоровье важнее.

Сейчас она самостоятельно учит испанский и пытается проходить курс компьютерного дизайна. Вроде даже нравится. 

«Если плохо сдадите, то вы никто и звать вас никак»

Юлия Завгородняя, мама Софьи (18 лет) и Ксении (14 лет): 

— Моя старшая дочь — старательная, мотивированная девочка, которая ходила в престижную школу, куда непросто было поступить. Детей там с самого начала приучали к тому, что нужно быть лучшими. В тот момент это полностью совпадало с моими желаниями — как и многие начинающие родители, я тоже хотела, чтобы мой ребенок был круче всех. 

Это сейчас я понимаю, что и школы в погоне за рейтингом, и мы сами нередко просто удовлетворяем свои амбиции за счет детей. «Быстрее, выше, сильнее», а на самого человека, по сути, наплевать.  

До 9-го класса все было терпимо, а вот перед ОГЭ в школе начались муштра и запугивание: «Если плохо сдадите, то вы никто и звать вас никак». Ничего себе, думаешь, что же перед ЕГЭ-то будет? Напряжение нарастало, в 9-м классе у Сони были слезы, головные боли и бесконечная неуверенность в себе: «Кем я буду, куда мне поступать, что выбрать?»  

Мы приняли решение идти в экстернат. Тоже надо было сдавать экзамены, я не хотела, чтобы Соня из-за них нервничала. «Пойдем, — говорю, ­— попробуешь. Никакой обязаловки. Да — да, нет — нет». Она написала тесты и прошла. 

Потом наступил ковид, и в жизни осталась одна только учеба. Соня совершенно перестала общаться со сверстниками, у нее не было ни тусовки, ни любви, ничего, кроме подготовки к ЕГЭ. Это такое сужение кругозора до четырех обязательных предметов. А если надоело? Если передумал? Но госмашину не победить. Умри, но сдай. У нас были русский, математика, английский, обществознание. По всем репетиторы. 

С января 2020 года нервное напряжение зашкаливало. Ребенка ничего не интересовало — ни еда, ни вкусности. Покрасневшие глаза, пустой взгляд, нет аппетита.

Она высокая, а весить стала 55 килограммов, девочка-веточка. Выйдет из зума, поест не глядя, и обратно в зум.  

Соня мечтала о выпускном, но и его не случилось. Конечно, мы, несколько родителей, сложились, устроили им праздник в кафе, но в школу можно было зайти только по одному, чтобы забрать диплом у охранника. Как будто и не было 10 лет жизни. Это даже не депрессия, это хуже. Полное выгорание.

Сразу после экзаменов мы уехали в Сочи, чтобы Соня чуть-чуть отдохнула. Но какое там. Она не спала, не хотела купаться в море, у нее тряслись руки. Словно решается судьба, рушится мир, ты ждешь света в конце адского тоннеля, а его все нет.

И вот пришли результаты: 265 баллов. Особенно мы рассчитывали на английский, но за год требования изменились, и планка повысилась: вместо уровня В2 был фактически С1. 

В некоторые вузы Соня проходила на бюджет, но ей хотелось только на международно-правовые отношения в МГИМО. Это некий уровень, который она себе наметила, и ниже опускаться не хотела. 

Сейчас Соня учится на платном, не поднимает головы шесть дней в неделю. Все свободное время проводит с нами.

Ни мальчика, ни дружеских компаний — по-прежнему только учеба и родители. 

У меня есть еще младшая дочь. Она совсем не похожа на Соню, обожает спорт. Сейчас Ксюша в 9-м классе. Она видела, в каком состоянии была ее сестра, и заранее ждет от ЕГЭ чего-то неприятного.

«Перфекционисты всегда в зоне риска»

Психолог Инна Пасечник:

Инна Пасечник

— Выбирать свое будущее, особенно раз и навсегда, действительно сложно. Ты как будто ставишь на кон свою жизнь. 

В первую очередь тут, как ни странно, помогает снижение уровня ответственности. Мы говорим ребенку, что можно выбрать вариант, попробовать и передумать. Да и вообще наше образование очень условно определяет то, чем мы занимается в дальнейшей жизни. 

Высшее образование нужно только для того, чтобы сформировать мозги, а дальше можно будет работать практически в любой сфере. В рамках каждой профессии могут быть разные треки, возможности для самореализации. Не говоря уже о том, что многие люди потом получают второе высшее и полностью меняют род деятельности, потому что они только с возрастом окончательно поняли, чего хотят.

Самые большие сложности с выбором у ответственных детей, которые хорошо учатся. У них есть врожденный враг — перфекционизм. Очень высокие требования к себе, и из-за этого они в зоне риска. Чем меньше перфекционизма у человека, тем свободнее он себя чувствует, тем больше у него ресурсов и возможностей для маневра.  

И получается, что, вроде бы, повышенное чувство ответственности — это хорошо: ставишь себе цель, достигаешь ее — и весь такой весь успешный. С другой стороны, ты сразу попадаешь в рабство этой своей успешности. И ощущение, что ты можешь провалиться, не угадать с нужной профессией, приводит к жуткому стрессу, потому что не соответствует твоим собственным представлениям о себе. А «лекарство» все то же: объяснять человеку, что есть много разных маршрутов.

Мы во многом заложники советской воспитательной идеологии, когда после школы нужно обязательно куда-нибудь поступить. 

У человека нет времени сориентироваться и определиться, как это часто бывает за рубежом. 

Но я знаю девочку, сдавшую ЕГЭ по всем предметам на 90 баллов, которая пошла работать в кофейню бариста. Ей очень понравилось, она заинтересовалась кофе, а дальше ее интересы пошли в сторону пищевой промышленности. Раньше она себя видела скорее в гуманитарных областях, а тут сдала химию на вполне средненький балл, но в сочетании с другими баллами это дало ей возможность поступить в вуз.

Не поступил после школы? Иди работай — курьером, в баре, в магазине, где хочешь, тебе уже 18. Параллельно можно готовиться к новому поступлению. 

Иногда дети не уверены в себе. У нас ведь в 9-м классе и позже учителя, чтобы мотивировать детей, говорят: «Ну как же, вам ОГЭ и ЕГЭ сдавать, а вы ничего не знаете. Вы так ничего не сдадите!» То есть у нас мотивация идет от отрицательного: «не будешь учиться — провалишься».

Чтобы хорошо подготовиться к экзамену, важно идти не от возможного поражения, а от успеха. «Смотрите, вот эту часть вы хорошо знаете. А здесь у нас пока 20%, вы молодцы, но можно лучше. Нарастим еще 80% — и тогда вы напишете идеально».

Всегда идти от того, что ребенок уже может, а не пугать его тем, что он никогда не справится. От этого у подростков только усиливается тревожность и ощущение собственной неспособности. И, придя на экзамен, они впадают в ступор от того, что боятся не справиться, и действительно плохо пишут. 

Фото: pexels.com

Поскольку вы здесь. ..

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Сравните и сопоставьте: English Major vs. History Major

Языкознание и история — две старейшие академические дисциплины. Задолго до того, как они начали изучать кибербезопасность или биоинженерию, студенты сосредоточились на развитии и использовании языка и уроках тех, кто был до них.

Хотя современные колледжи и университеты предлагают широкий спектр направлений, английский и история остаются популярными. Те, кто получил степень бакалавра по английскому языку и истории, получают всестороннее гуманитарное образование, которое они могут использовать, чтобы приступить к работе сразу после окончания учебы или продолжить обучение в магистратуре или докторантуре. Каждая степень может предложить полезный опыт обучения, который открывает новые двери. Многие студенты, интересующиеся человеческими историями, сопоставляют специализацию по английскому языку с специализацией по истории, пытаясь решить, что выбрать.

Здесь вы можете изучить некоторые важные различия и сходства между этими двумя классическими гуманитарными степенями.

Английский основной обзор

Изучение английского языка на уровне бакалавриата включает многогранную курсовую работу по английскому языку, литературе и теории. Большинство программ на получение степени, таких как онлайн-бакалавр искусств Университета Мэривилля на английском языке, включают всестороннее изучение того, как английский язык развивался через литературу, музыку, мифологию и риторику.

Курсовая работа может включать такие темы, как английская литература, мировая литература, классические произведения, такие как Шекспир, и женская литература. Эти курсы иллюстрируют, как английский язык менялся с течением времени, отражают системы культурных ценностей и даже служат катализатором исторических событий. Все это время студенты учатся овладевать использованием языка в своем письме.

Чем занимаются выпускники курсов английского языка?

Любая профессия, в значительной степени зависящая от общения, может подойти выпускникам, окончившим курсы английского языка. Они могут получить должности начального уровня в области маркетинга, связей с общественностью, журналистики или редактирования. Имея степень по английскому языку, выпускники также могут расширить свою академическую карьеру, поступив в аспирантуру, либо специализироваться в области, связанной с английским языком (например, получить степень магистра журналистики или права), либо преподавать ремесло в качестве учителя или профессора. . Даже вне работы любители писательства находят свое образование и таланты полезными для написания статей, стихов или, может быть, даже следующего великого американского романа.

Типы профессий:

  • Журналист
  • Автор
  • Копирайтер
  • Технический писатель
  • Редактор

Общий обзор истории

По своей сути изучение истории заключается в развитии понимания прошлых событий, а затем в оценке и обмене этими уроками, особенно в контексте текущих событий.

Программы бакалавриата по истории, такие как онлайн-программа бакалавриата по истории Университета Мэривилля, направлены на то, чтобы дать студентам навыки исследования, интерпретации и анализа истории для общественности. Программа на получение степени включает в себя курсы, призванные помочь студентам осознать свое любопытство к прошлому. Это происходит с помощью курсов мировой и американской истории, а также методов исследования. Учебные программы все чаще включают курсы по новейшей истории, внешней политике и ее влиянию.

Чем занимаются выпускники исторических факультетов?

Имея степень по истории, можно работать по специальности, напрямую связанной с учебным курсом. Это может включать работу в музее или галерее или в качестве исследователя в федеральном или некоммерческом учреждении. В должностные обязанности может входить проведение исторических исследований в полевых условиях, архивирование важных исторических документов или обмен историями с общественностью. Специалисты по истории также могут стать учителями или юристами, хотя обычно им требуется дополнительная сертификация или образование.

Выпускники факультета истории также могут продолжить свое образование, получив степень магистра или доктора философии. Имея ученую степень, выпускники могут стать профессорами колледжей или вести исследования в своей области знаний.

Виды профессий:

  • Историк
  • Исследователь
  • Куратор
  • Воспитатель

Сходства между английским языком и историей Специальности

Программы бакалавриата по английскому языку и истории имеют некоторые общие черты в своих основных учебных программах. И поскольку степени гуманитарных наук включают в себя курсы интенсивного письма, поэтому студенты должны готовиться к написанию эссе, проведению исследований и чтению в течение многих часов. В то время как некоторые программы на получение степени по английскому языку и истории отдают предпочтение американскому опыту, большинство студентов, изучающих эти дисциплины, обнаруживают, что они получают всестороннее мировоззрение.

Различия между специализацией по английскому языку и истории

Хотя их курсы относятся к гуманитарным наукам академического сообщества, специальности по английскому языку и истории различаются в таких областях, как их основные направления, ключевые требования к набору навыков, учебные программы и потенциальные пути трудоустройства.

Направление обучения

Специалисты по английскому языку обязательно изучают некоторые курсы истории, а специалисты по истории также должны использовать сильные знания английского языка при написании научных работ. Оба предмета информируют друг друга, но курсовая работа и цели, как правило, различаются.

Студенты, изучающие английский язык, больше интересуются языком и литературой, а студенты, изучающие историю, больше интересуются политическими и культурными событиями. Специальности по истории сосредоточены на теории и соединении точек через исторические периоды. С другой стороны, студенты, изучающие английский язык, сосредотачиваются на темах и структуре литературы и ее влиянии на культуру. Изучая английский язык, учащиеся получают тонкое понимание слов и их взаимодействия, а также то, как эффективно передавать сложные идеи в различных форматах.

Дифференциация профессий

Ключевое различие между специализацией по английскому языку и истории заключается в том, что выпускники могут пойти разными путями после получения степени. Хотя существует некоторое пересечение — например, оба пути могут привести к карьере учителя — разные степени также открывают разные возможности.

Специалисты по английскому языку могут сделать карьеру в области журналистики или маркетинга, где они могут использовать свои коммуникативные навыки. Их глубокое понимание того, как донести идеи, хорошо помогает выпускникам англоязычных школ на таких должностях, как написание грантов, связи с общественностью и реклама. Многие отрасли ценят эффективную коммуникацию. Таким образом, английская степень достаточно универсальна и предлагает возможности трудоустройства в технических областях, некоммерческих организациях, бизнесе и СМИ.

Историки, с другой стороны, могут полагаться на свою способность интерпретировать и передавать важность прошлых событий. Это может привести к работе в государственных учреждениях, музеях истории или в некоммерческих организациях, которым требуется понимание исторического контекста.

Навыки и знания

История уходит гораздо глубже, чем запоминание дат и имен. Он опирается на понимание событий и их культурного, политического и социального значения. Способность анализировать прошлое и делать выводы помогает нам понять, где мы находимся сегодня. Это, в свою очередь, позволяет нам принимать лучшие решения в будущем.

Изучение английского языка направлено на развитие сильных коммуникативных навыков. Это включает в себя технические аспекты, такие как грамматика и использование, а также творческое выражение, такое как стили письма. Литература и язык лежат в основе нашего самовыражения, а специалисты по английскому языку могут разбить сложные темы на самые простые формы. От словесного выражения до создания кратких и убедительных сообщений в письменной форме, английский язык может сильно повлиять на то, как мы понимаем друг друга и собираем информацию.

Английский язык против истории: что подходит именно вам?

Если вы увлечены писательством или изучением прошлого, тогда вам может подойти гуманитарная степень по английскому языку или истории. Узнайте, как онлайн-бакалавр гуманитарных наук на английском языке или онлайн-бакалавр гуманитарных наук в области истории Университета Мэривилля может помочь вам превратить вашу страсть в карьеру, развивая навыки, необходимые для того, чтобы войти в рабочую силу таким образом, чтобы это приносило удовлетворение и прибыль.

Источники
Американская историческая ассоциация, «Что вы можете сделать с этой степенью по истории?»

Business Insider, «Вы на самом деле приобретаете некоторые ценные навыки, изучая английский язык»

CBS News, «Знатоки истории, радуйтесь: работодатели хотят, чтобы вы были больше, чем специалисты по бизнесу»

Университет Мэривилля, онлайн-бакалавр гуманитарных наук по английскому языку

Мэривилль Университет, онлайн-бакалавр искусств в области истории

Взгляды на историю, «Как специальность в области истории дает вам нематериальное преимущество»

Новости США и мировой отчет , «Отличные рабочие места для английских специальностей»

U. S. News & World Report , «Что вы можете сделать со степенью по истории?»

Английский язык/История (бакалавр) – бакалавриат, Йоркский университет

Вы будете учиться и учиться у ученых, которые являются активными исследователями, экспертами в своей области и страстно увлечены своими предметами. Наш подход к обучению предоставит вам знания, возможности и поддержку, необходимые для роста и успеха на глобальном рабочем месте. Узнайте больше о нашем подходе к преподаванию и обучению.

Формат обучения

Как на английском, так и на истории вы будете учиться в рамках программы семинаров, лекций, мастер-классов и индивидуальных консультаций. Мы делаем упор на обучение в малых группах, что означает, что вас в основном будут обучать на семинарах.

Программа обучения английскому языку и истории в Йорке известна своим гибким и новаторским подходом.

  • Обычно вы можете рассчитывать на восемь контактных часов в неделю, а иногда и больше. Есть также многочисленные возможности для неформального общения.
  • Наш дружелюбный, доступный и доступный персонал является ведущим мировым экспертом в своей области. Каждый из них может встретиться с вами индивидуально в течение двух рабочих часов в неделю.
  • Мы организуем множество гостевых лекций и чтений известных писателей и историков.
Занятия по расписанию

В первый год вы можете ожидать:

Лекции 4 часа в неделю
Семинары 2-3 часа в неделю0144
Семинары 0-4 часа в неделю
Кинопоказы 0-2 часа в неделю

Эти цифры представляют типичную неделю. Ваши контактные часы будут меняться в течение года в зависимости от выбранных вами модулей, необязательных занятий, экзаменационных периодов и изменений в запланированных мероприятиях.

В нерабочее время вы будете заниматься самостоятельно. Это может включать подготовку к занятиям, последующую работу, более широкое чтение, практическое выполнение оценочных заданий или повторение.

В Великобритании студенты дневной формы обучения должны тратить на обучение 1200 часов в год. Это около 40 часов занятий и самостоятельных занятий каждую неделю в течение семестра. Все учатся с разной скоростью, поэтому количество часов, которое вы потратите на самостоятельное изучение, будет отличаться от количества часов, которое вы потратите на другие студенты вашего курса.

Место проведения занятий

Вы будете работать на кафедре английского языка и родственной литературы и кафедре истории, которые находятся в Западном кампусе.

Часы приема будут распределены между колледжем Деруэнт, колледжем Ванбру, зданием Спринг-лейн и другими местами поблизости на западном кампусе.

О нашем кампусе

Наш красивый зеленый кампус предлагает удобную для студентов обстановку, в которой можно жить и учиться, в пределах легкой досягаемости от центра города. По кампусу легко передвигаться – все находится в нескольких минутах ходьбы или езды на велосипеде, или вы всегда можете воспользоваться быстрым и частым автобусным сообщением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *