Кует кузнец что: ᐅ Профессия кузнец – что делает кузнец, как работает и чем занимается? Специальность кузнец

Содержание

У кузнеца — что стукнул, то пятак Или почему художественная ковка — это дорого.

Художественная ковка — это изготовление изделий методом горячей ковки, заключающейся в механической обработке металла, нагретого до ковочной температуры. Горячая ковка выполняется исключительно вручную, и центральным действующим лицом в этом процессе, вне зависимости от количества помощников и вспомогательного оборудования, всегда выступает кузнец.

Безусловно, в крупных мастерских, в том числе — в мастерской «Сварог» имеется значительный штат сотрудников, отвечающих за различные этапы работы с заказами. Специалисты по дизайну, в какой-то мере — менеджеры и монтажники берут на себя часть нагрузки, которая, в их отсутствие, легла бы на плечи кузнеца.

Но герой нашей статьи — именно он. От его знаний и мастерства зависит качество изделия, точность и скорость выполнения заказа.

Уйдёт ли клиент довольным, точно зная, куда он с радостью снова обратится в следующий раз? Будет ли он рекомендовать мастерскую своим знакомым?

Всё это в первую очередь зависит от кузнеца.

Не кует железа молот, кует кузнец

Издавна кузнецы были людьми весьма востребованными, а потому — не бедными. В средние века это было продиктовано тем, что любые металлические сельхозорудия, детали, предметы хозяйства и быта, а также ручное и огнестрельное оружие могли появиться исключительно в кузнице. Металлургических предприятий не существовало, штамповка и литьё пришли к нам только в XIX веке.

В наше время причина востребованности кузнечного ремесла имеет другую природу. Мало кому придёт в голову обратиться в кузницу за гвоздями, ободом для колеса или лошадиными подковами, хотя бывает и такое. Зато огромным спросом пользуются высокохудожественные изделия, требующие филигранного мастерства и досконального знания мастером своего дела. И как и в прежние времена, число таких специалистов не велико, а ценность их — высока.

Кузнецом никто не рождается

Кто же они, современные кузнецы? Как и почему люди приходят в эту профессию?

Когда-то кузнечное ремесло было делом почти сугубо семейным, секреты ковки передавались от отца к сыну. За последнюю пару столетий эта цепь практически прервалась, и нынешние кузнецы выбирают своё призвание самостоятельно, по велению сердца. Зачастую это выпускники художественных училищ и ВУЗов, нашедшие своё призвание в искусстве виртуозной работы с огнём и металлом. Есть и те, кто приходит учиться кузнечному делу из совсем других областей. Не имеющие сколько-нибудь профильного образования, но завороженные кузнечной магией. С одинаковым жаром постигающие и прикладные навыки, и эстетические основы этого непростого искусства.

Кузнецу лихо, что в кузнице тихо

Несмотря на появление новых технологий и использование в кузнеце различных современных инструментов, ковка остаётся всё тем же тяжёлым ручным трудом, что и много столетий назад. Только тот, кто чувствует в этом своё настоящее призвание, способен в полной мере овладеть тонкостями ремесла и стать настоящим профессионалом.

Без преувеличения можно сказать, что для настоящего кузнеца работа в кузне — самая важная часть его жизни. Именно она является его средством к самовыражению, составляющему смысл существования любого художника. Это то, чем он живёт. Да, художественная ковка — это ремесло, но ремесло не в большей степени, чем например, работа скульптора. Кузнец, как и скульптор, прежде всего — художник.

Чем сложнее задача, которую требуется решить, и чем больше простора остаётся для фантазии при разработке эскиза изделия, тем интереснее кузнецу.

Кузнец клещи кует, чтобы руки не жгло

Кузнец и дизайнер выступают полноценными соавторами в работе над проектом. Именно кузнец определяет возможность и целесообразность использования тех или иных элементов в зависимости от назначения и условий эксплуатаций изделия. От его знаний зависит правильный выбор материалов и проработка технических нюансов, влияющих как на эстетические аспекты, так и на конечную стоимость.

Уже на этом этапе мастеру нужно чётко представлять последовательность действий при ковке и сборке изделия. Всё это напрямую влияет на качество, точность и сроки исполнения заказа. На то, сколько физических усилий, а главное — времени потребует тот или иной участок работы.
Ведь стоимость кузнечного труда, определяется не столько тяжестью той или иной, выполняемой вручную, операции, сколько временем, которое требуется для её выполнения.

Наличие таких современных приспособлений как дрель, болгарка, пневматический молот и гриндер не слишком облегчили работу кузнеца. Пневматический молот избавил от необходимости в здоровенном детине молотобойце. Ведь сам кузнец и прежде никогда молотом не орудовал.
Болгарка и различные шлифовальные машины дали возможность более тонкой и точной обработки изделий и их элементов.

Да, электрическая и газовая сварка, о которых мастера прошлого могли бы только мечтать, упрощают процесс и значительно сокращают время сборки и монтажа изделий. Без их применения, изделия художественной ковки были бы доступны лишь самой обеспеченной части потенциальных заказчиков. Потому что «ортодоксальный» подход к ковке и сборке — это то, что потребует еще больше труда и времени. Здесь, помимо прочего, также потребуется изготовление различных соединителей — расщепов, клёпок, клиньев и хомутов.

Конечно, если заказчик желает полного следования «канону», то кузнецу, как художнику и творцу, будет по-настоящему интересно работать над таким заказом. Но закон «время — деньги» в полной мере будет работать и здесь.

Ковки — час, наладки — день

Художественная ковка подразумевает работу по индивидуальному проекту, когда «каждый раз — как в первый раз». Это требует индивидуального изготовления всевозможных вспомогательных элементов, приспособлений и шаблонов для гибки металла, нанесения на него рисунка. Для создания повторяющихся в изделии, но уникальных самих по себе элементов. Огромную роль играет точность разметки при подготовке чертежа, учитывающего припуски на последующую обработку швов под сварку. Это тоже — труд кузнеца.

Доступность использования в ковке различных видов металла даёт практически неограниченные возможности для творчества. Но одновременно и требует отличного знания тепловых режимов, технологии и специфики работы с ними. Кузнец должен уметь точно определять по цвету температуру металла, чётко представлять последовательность и время операций, которые надо выполнить, пока металл сохраняет требуемую ковкость. Правильное приложение усилий молота, грамотное подстуживание при работе с определёнными марками стали, и многое-многое другое — это то, от чего зависит конечный результат работы.

Немаловажный и не самый короткий по продолжительности этап — сборка готового изделия. Как бы искусно не были выполнены отдельные детали, по‑настоящему изящно оно будет выглядеть только при условии не менее искусной сборки. Тщательная обработка всех стыковочных швов, очистка от окалины и брызг металла, всё это — время, время, время…

У кузнеца руки черны, да хлеб бел

Условия, в которых приходится работать кузнецу, далеки от идеальных. И настоящий мастер — не тот, кто ставит деньги впереди дела. Работа в кузнеце требует не только физической, но и духовной выносливости. Люди, стремящиеся просто подзаработать денег, здесь не приживаются.

Мастер дорожит своей репутацией, зарабатывая её годами, а любая кузнечная мастерская больше всего дорожит своими кузнецами.

Заказчики, в свою очередь. выбирают ту кузнецу, где работают настоящие профессионалы, не только в совершенстве владеющие своим ремеслом, но и обладающие тонким художественным вкусом.

Их время стоит дорого, но эта цена — оправдана.

Поделиться:

Тайна молота и наковальни, или Как тверской кузнец стал повелителем огня и металла

История успеха «русского Гефеста» Алексея Даньшина, который превращает железо в произведения искусства.

Кузнечное ремесло – одно из древнейших на нашей планете, ведь ковкой металла занимались еще в каменном веке. Кузнецов издревле считают чуть ли не чародеями. И не удивительно: окруженные всполохами пламени, они ударами молота превращают ничем не примечательный кусок железа в нечто полезное, а зачастую и прекрасное. Поэтому кузнецов не просто побаивались и уважали, их даже обожествляли. Как Гефеста, греческого бога огня, самого искусного кузнеца, который выковал молнии для своего отца Зевса.

В современном мире настоящие кузнецы, особенно мастера художественной ковки, нарасхват. Благодаря своему упорству, силе, таланту, преданности профессии, особенному видению мира они успешны и обеспечены, но за длинным рублем не гонятся. Он сам их находит.

Раскаленным стальным героем проекта «TVERTEAM. Истории успеха» стал известный кузнец из Тверской области, член Союза кузнецов России Алексей Даньшин.

Не молот железо кует, а кузнец, что молотом бьет

Кузница Даньшина приютилась на окраине деревни Большое Гришкино в 19 километрах от Твери. Вокруг пустынно, поэтому никому не мешает мерный звук ударов молота о наковальню. С утра до позднего вечера Алексей, облаченный в кожаный фартук, работает с железом, которое, кстати, считает одухотворенным, живым.

– Металла я не боялся никогда. Железо вызывает неподдельные эмоции, бывает, даже и боль доставляет. Не смейтесь, но я с ним иногда разговариваю во время работы, – сам смеется Алексей. – Очень часто к полуночи заканчиваю работать, сплю, потом вновь прихожу в кузню. Больше времени живу в мастерской, чем дома.

Увидеть, как выглядит мастерская кузнеца, а также почувствовать харизму железного мастера можно в коротком видеоролике проекта «TVERTEAM. Истории успеха». После этого читайте рассказ о кузнеце.

Даньшин – кузнец потомственный. Его отец Юрий Алексеевич работает с железом с 15 лет и до сих пор «гефестит», а ведь ему уже пошел восьмой десяток.

Алексей в кузне и вовсе с восьми лет. Даньшины жили в Казахстане, где глава семейства был кузнецом в одном из совхозов. Мальчишка сызмальства гордился отцом, которого, казалось, уважает весь окружающий мир. Уважает за его ремесло и мастерство.

– В садике, в школе все, затаив дыхание, спрашивали: у тебя папа, взаправду, кузнец? Естественно, это вызывало у меня гордость, – с улыбкой вспоминает потомственный кузнец.

Так что любовь к тандему огня и металла Алексей, можно сказать, впитал с молоком. После уроков парнишка тут же мчался в кузню к отцу. Его томила жажда знаний, жажда постичь секреты мастерства, руки сами тянулись к молоту.

– Как взялся за молоток, так, кажется, никогда его из рук и не выпускаю, – словно поговоркой произносит Алексей, нашедший свое призвание. – Чем старше становился, тем больше погружался в это дело.

Первым, что выковал молодой Даньшин, был ножик – мечта всех мальчишек. Отец оценил работу, сказав, что и сам не сделал бы лучше. И пошло-поехало. Вскоре Алексей научился чувствовать металл настолько, что для него он стал, словно пластилин. Однако успех к нему пришел, когда семья переехала из Казахстана в Россию. Именно в России он почувствовал и осознал, что перед ним открыты все дороги. Было бы желание и упорство.

У кузнеца руки черны, да хлеб бел

Как ни странно, но приехав в Россию, Алексей Даньшин пошел учиться… на повара. Окончил училище с красным дипломом, но кашеварить тут же перестал. Этот короткий этап жизненного пути был пройден и навсегда остался в прошлом. А в настоящем у Алексея всегда на первом месте оставалось одно – поединок с неуступчивым материалом, с самой природой. Любопытно, что он научился работать не только с металлом, но и с его антиподом – хрупким стеклом.

– Стал резчиком стекла. Резал, сверлил, шлифовал, наносил рисунки. Мои работы из стекла есть в Законодательном собрании Тверской области – это карта региона. У Михаила Сергеевича Горбачева – картина, да у многих известных людей на самом деле. Заниматься стеклом я не бросил до сих пор, но с 2005 года отдал предпочтение железу, о котором никогда не забывал,

– объясняет Алексей.

За 16 лет из-под молота Даньшина вышло столько прекрасных вещей, что и не сосчитать. Основное направление – художественная ковка. Здесь талант кузнеца проявился в полной мере. Ворота, калитки, заборы, лавочки, козырьки, балконы, лестницы, столы, подсвечники… Заказов очень много, несмотря на то, что художественная ковка – удовольствие не из дешевых.

– Уверен, пока человечество существует, железо будет всегда в тренде, – безапелляционен кузнец.

Алексей признается, что деньги для него не главное, хотя за работу ему и хорошо платят. Недаром говорят: «У кузнеца так: бряк – и пятак». Но кузнечное ремесло Даньшин назвать бизнесом не может.

– Я считаю, что бизнес – это нефть, газ и так далее. А кузнечное дело – это жизнь, это искусство. Да, это действительно моя жизнь, – пожимает плечами Алексей.

Работы Даньшина не скрывают от посторонних глаз, напротив, их можно увидеть воочию. Прекрасная чугунная лестница в элитном тверском бизнес-центре, уникальный забор на улице Павлова, а вскоре творение кузнеца украсит главную святыню Твери – Спасо-Преображенский собор.

Кузнец воссоздает северные, южные и восточные врата Спаса Златоверхого – собора, который продолжают восстанавливать в Твери. К счастью, в Москве в Музее архитектуры имени А.В. Щусева хранятся уцелевшие южные ворота главного тверского храма. Даньшин снял замеры сохранившихся врат. Теперь он по их образу и подобию создает новые, которые, предположительно, украсят Спас уже в следующем году.

Работа эта кропотливая, трудоемкая, можно сказать, ювелирная. И это учитывая, что каждые врата весят две тонны!Плюс Даньшин будет ковать для Спасо-Преображенского собора внутреннее убранство – лестницы и ограждения.

– Бывают работы, которых ты вначале даже боишься, но в душе понимаешь, что это тебе по силам, обретаешь уверенность и творишь, не останавливаясь, – делится личным Алексей.

Кстати, ковкой дело не ограничивается. У Даньшина есть еще один талант – заточка инструментов. Это ему удавалось с детства, когда в кузню отца односельчане приносили ножи и ножницы. Уже тогда мальчишка с чувством, толком и расстановкой относился к поставленной отцом задаче и затачивал инструменты до остроты бритвы. Занимается этим и сейчас. Бесплатно точит инструменты… для хирургов. Более того – для нейрохирургов!

– Часто дают на заточку лопатки, маленькие ножницы для сосудов. Говорят, операции проходят на ура, – улыбается кузнец.

Всяк кузнец своего счастья

Алексей Даньшин абсолютно уверен, что он счастливый человек. Хотя и на этот счет у него своя, необычная точка зрения.

– В моем понимании слово «счастье» — это «сей-час-я». То есть, я здесь и сейчас. Не в мыслях куда-то улетел, я именно – здесь и сейчас, – пытается объяснить кузнец. Выходит, что он счастлив каждый миг, находясь здесь и сейчас и занимаясь любимым делом.

Счастлив он еще и потому, что его окружают любящие люди – супруга Татьяна, которая спасает жизни детей, работая врачом-педиатром на скорой, дочка Аня – программист, а сын Глеб еще учится опять-таки на программиста. Жена и дети гордятся тем, что глава семейства кузнец. Iron Man. Железный художник, который создает произведения искусства не кистью, а молотом.

А сам Даньшин мечтает достроить свою мастерскую, сделать выставочный зал и выходить со своей штучной эксклюзивной продукцией на Москву. И еще ему нравится обучать ремеслу молодежь. Была ситуация, когда к кузнецу на экскурсию пришли студенты Тверского художественного колледжа имени Венецианова. Мастерство Даньшина студентов впечатлило, а двое парнишек после визита даже решили посвятить жизнь этому ремеслу – поступили на кафедру художественной обработки металла Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица.

Как молодежи добиться успеха, как жить правильно? У тверского кузнеца совершенно точно есть ответы на эти вопросы.

— Надо, прежде всего, быть собой и развивать в себе те качества, которые помогают окружающим людям. Умеешь ты шить — делай это лучше всех, умеешь поварить — делай это лучше всех, умеешь писать — будь писателем, хочешь ковать — занимайся художественной ковкой. Главное, чтобы не было страха. Кроме того, очень важны дисциплина и способность принимать нестандартные решения. Надо быть влюбленным в свою профессию, тогда все будет хорошо, все получится,

— уверен Алексей Даньшин.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не кует железо молот, а кует кузнец

Кузнечное ремесло является очень древним.

Археологические находки показывают, что уже в каменном веке наши далекие предки обрабатывали самородные металлы и метеоритное железо при помощи каменных ударных инструментов. В I тыс. до нашей эры кузнечная обработка в сочетании с термической обработкой были хорошо известны предкам славян, жившим на территории Древней Руси.         

Кузнечное дело было хорошо знакомо и донским казакам. Известным, среди донских казаков, был Микифор Сидоров, ездивший в 1642 г. в Москву со станицей атамана Абакума Сафонова. Кузница была найдена при раскопках Кагальницкого казачьего городка. Кузница имелась и в зимовище воровских казаков на Кулалинском острове на каспийском море. Видевший это зимовище стрелецкий сотник Л. Медведев сообщал, что там стрельцы нашли «мешок железа обломков всяких, и подков лошадиных тезицких, да мехи кузнецкие». И если даже в небольшом отдаленном зимовье у воровских казаков была кузница, это служит указанием на распространенность кузнечного дела среди казачества.

Статистика XIX века позволяет нам представить, насколько распространенным было кузнечное дело на Дону в это время. В. Сухоруков отмечает в исторических описаниях, что в городе Черкасске, столице Войска Донского имелась 1 каменная и 20 деревянных кузниц, в Ростове — 14 деревянных, в Новочеркасске- 67 кузнец.

При раскопках Кагальницкого казачьего городка обнаружена кузница XVII в. площадью 24 м². Она была под навесом и, вероятно, огорожена плетнем. Глиняная площадка овальной формы (1,5 х 0,8 м) в центре может рассматриваться как остатки от основания горна. В районе кузницы найдено большое количество металлических предметов: струбцина, топор, рыболовные крючки, серп, предметы вооружения и отходы производства (обломки металлических пластин, обрубленные стержни, металлический пёк и т. д.).

Эти раскопки дали практически единственное самое общее описание кузницы, работавшей на Дону. В архивах и исторической литературе мы не встретим больше никакой информации. Можно предположить, что донские кузницы XVI-XIX вв. выглядели так же, как их славянские и не только славянские собратья. Тогда более подробно восстановить их внешний вид и технологию производства помогут сведения из русской истории и этнографии.

По мнению советского и российского археолога – исследователя славянской культуры и истории Древней Руси Б.А. Рыбакова, кузнечное производство, так же, как и гончарное, осталось без существенных перемен на той же стадии развития, с древних времен и почти до XIX в. Значит, мы можем использовать практические любые по времени средневековые свидетельства о кузницах, для того, чтобы представить, как они выглядели в XVI-XIX вв.

Кузницы, по соображениям противопожарного характера, располагались на окраинах города у городского вала. Они были оборудованы горном и воздуходувными мехами. Источники середины XVI в. упоминают: «ставили кузницу и горн делали». Основной инструментарий кузнеца состоял из наковальни, молота, молотка, клещей, зубила, бородков. Все клещи, а также молоты и наковальни изготовляли из обычного кричного железа.

На Дону залежи железной руды были неизвестны и ее обработкой не занимались. Даже южная часть Московского государства, усиленно колонизовавшаяся в XVII в., в связи с продвижением все дальше в степь передовой линии крепостей, не была богата пунктами выработки железа. Поэтому область донского казачества снабжалась металлами для кузнечного производства из более северных районов.

В XVIII веке после Кючук-Кайнарджийского мира, открывшего для русской торговли Черное море, уральское железо стало направляться к Таганрогу по Каме и Волге до Дубовки для перевала от нее на Дон. Естественно, что железо и изделия не только провозились, но и продавались в попутных городах и больших селениях.      

 Город Черкасск, позже станица Старочеркасская, тоже славился своими кузнечными мастерами. Целая улица возле Черкасской протоки была усеяна кузницами, в которых ковали подковы, серпы, косы, тяпки. Династия Белаковых, передавала свое кузнечное ремесло из поколения в поколение. Самый старейший кузнец Старочеркасска Моисеев Захар Григорьевич был верен своему ремеслу до конца своих дней. Даже дома у него во дворе стояла наковальня, и жители станицы шли к нему с просьбой помочь в том или ином деле, где необходима была «рука кузнеца». Дед Зоря, как ласково называли его местные жители, прожил долгую жизнь, 98 лет. Умер он в 1987 году, но до сих пор жители станицы вспоминают его добрым словом.

В наш бурный век различных новаций и технологий, ни что не заменит теплоту и мастерство натруженных рук кузнеца. Холодные кованные изделия, выкованные мастером излучают его любовь и стремление подарить людям радость. К сожалению, в эпоху модернизации кузнечное ремесло потеряло свой былой смысл. И лишь XXI век, время возрождения старых традиций. Все больше появляется кузнечных мастеров, не только мужчин, но и хрупких женщин. Эти люди поистине создают шедевры. Среди которых и кружева кованных ворот и ветви роз в вазонах. Возрождение старых традиций, говорит о том, что молодое поколение стремится к сохранению древних ремесел своих предков.

Материал подготовила научный сотрудник

Старочеркасского музея-заповедника

Визинская Л.В.

Якутский кузнец — самоучка | Ayarkyt.ru

В народной среде кузнечное дело воспринималось как магическое действо: оно было связано со стихией огня, с умением использовать ее силу при обработке одного из самых твердых материалов, а также со способностью придать металлу большую, чем природная, крепость путем закаливания в воде. Сам кузнец в крестьянском сознании наделялся необычной силой. Предполагалось, что он владеет тайными знаниями, не доступными простому человеку. Представления о мастерстве и особом знании кузнеца отразились в народной пословице: «Не кует железа молот, а кует кузнец».

Русская мифология. Энциклопедия

Мадлевская Е. Л.

С Николаем  Михайловым знакомы давно.  Его родственники — близкие друзья родителей. Поэтому в разговорах то и дело слышу “Михайлов смастерил стулья”, “Михайлов придумал”, “Работа Николая”, “Почерк Михайлова”. Николай — человек немногословный, серьезный, ответственный,  умеет не только работать, но и когда надо правильно отдыхать:  поет, танцует.

Николай Михайлов родился в селе Магассы Верхневилюйского улуса. С детства был близок к природе и технике, что в дальнейшем послужило выбору его профессиональной стези. Учителя еще в школьные годы заметили его творческий потенциал, видя его успехи в рисовании и на уроках труда. В 90-х годах работал и жил в селе Дюллюкю, а в 1995 переехал в Якутск. Жена Виктория поддерживает его во всех творческих начинаниях: вдохновляет и первой оценивает его работы. В семье Михайловых двое сыновей: младший Бэргэн интересуется отцовским делом,  у него даже есть свой набор инструментов, старший  сын Денис — студент СВФУ.

Николай, расскажите, пожалуйста, как Вы начали заниматься кузнечным делом?

Раньше я десять лет работал огранщиком, затем в 2011 году сделал первую скульптуру, которая приняла участие на выставке. Изначально еще во времена совхозов работал молотобойцем — рабочим кузнечного цеха, работающим молотом, а затем до развала совхозов успел поработать кузнецом. После этого переехал в город и, тут уже отучившись, стал огранщиком. Я всегда думал о том, что построю свой дом, мастерскую и начну работать с металлом. Так и случилось на самом деле.

Как выбрали такую профессию?

У меня внутри  всегда сидела идея создать что-то свое собственными руками — тяга к творчеству. Как сейчас наблюдаю, я всегда был близок к технике, металлу, твердым предметам. Было время, когда сам сделал трехколесный вездеход, когда работал в совхозе молотобойцем.

Первая Ваша скульптурная работа?

Первая серьёзная работа это — «Тетерева на току». Эту работу я сделал именно для выставки, чтобы заявить о себе, что есть такой человек, умеющий работать с металлом. Потом были работы «Сохатый с собаками», «Медведь с медвежатами». Мне нравится анималистка: все,  что связано с животными. Раньше резал по дереву – панно из щитового материала. Наши земляки очень хорошо работают с этим материалом, раньше  Бойтуновы тоже делали такие панно.

На создание скульптуры уходит очень много времени, например, на создание  скульптуры оленя ушло больше месяца. Скорость мастера зависит от сложности и размера работы. Сейчас я осваиваю настоящую ковку, поэтому на последней выставке в торговых рядах «Кружало» были выставлены работы «Орел» и «Жар-птица».

У Вас много заказов, как я вижу,  нынче у людей есть потребность в металлических скульптурах?

Да, заказов хватает. В основном с заказами ко мне обращаются  частные лица и с улусов. В последнее время люди начали проявлять интерес к настоящей к ковке,  а не к  гнутью. Заказывают, например, перила горячей ковки.

Самые запомнившееся мое «детище», куда я вложил много сил и труда — скульптура «Кобыла с жеребенком»,  находится в  Среднеколымском районе, она была изготовлена по заказу конезавода Алеко-Кюёля.

В душе я всегда стремлюсь к свободному творчеству, новизне и сложности,  чтобы в результате получилась работа, которая понравится и мне, и зрителям. Но в тоже время берусь за заказы, которые поддерживают меня в творчестве: находить новое, развиваться  в сфере кузнечества. Мне нравится экспериментировать с металлом и всегда есть желание  показать людям результат своей работы.

Что больше всего оказало влияние на ваше творчество?

Нас в семье семеро братьев:  с детства мы все рисуем, можем руками что-то создать, смастерить. Мама работала библиотекарем и постоянно приносила нам иллюстрированные журналы, наверное, она видела нашу тягу к рисованию. Помню, как-то она принесла сборник открыток советского художника живописца Вадима Алексеевича Горбатова — известного анималиста. Мы постоянно доставали, рассматривали и срисовывали эти рисунки.  Дома у нас всегда были хорошего качества иллюстрированные журналы, например, «Охота и охотничьи хозяйства» и другие красочные журналы и книги. То, что мы видели в детстве в своем окружении, красота природы Якутии и  мамина забота о нашем художественном восприятии сделали свое дело.

Какие у Вас планы на будущее?

Мои планы — мои мечты, я не могу сказать, что определенно по плану я сделаю. Есть задумка создать что-то для выставки на российском уровне, чтобы показать, что у нас в Якутии тоже есть ковка.

Ковка — основное техническое действие кузнеца. Она включает вытяжку, рубку, осадку, прошивку, гибку, торсирование (скручивание), отделку, насекание рисунка, набивку рельефа и фактуры, а кроме того, кузнечную сварку, литьё, горновую пайку медью, термическую обработку изделий и проч. Производится исключительно с нагретым металлом, что принципиально отличает кузнецов от слесарей, мастеров по холодной обработке металла. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кузнец#Ковка

Есть желание  организовать выставку в Якутске, но я понимаю, что для этого надо выделить время для организации и еще надо иметь свои работы для этого. Хочется выбрать тему, дату, сделать несколько работ и показать их. Раньше я участвовал в различных мероприятиях, выставках со своими работами, люди видят твои работы  и уже начинают ожидать от тебя новых работ,  это конечно, тоже подстегивает.

У нас есть мечта расшириться — сделать нормальный просторный цех. Люди хотят мебель из цельного добротного металла, сейчас размер помещения не позволяет организовать это дело. Со мной работает приходящий помощник, пока маленькая мастерская,  места хватает только для двоих.

У творческих людей бывают кризисы идей, бывало ли так, что вы не знали, что хотите сделать?

Чтобы войти в кризис нужно время, а его у нас нет – мы всегда завалены работой. Мы работаем каждый день, работа с металлом очень медленный процесс, нетерпеливые не могут стать кузнецами. В нашем деле много не «наштампуешь». Часто бывает, что заказчик говорит: сами придумайте, а ты не знаешь, что делать и на это тоже уходит много времени.

У нас как таковой нет настоящей ковки,  как, например, в центральных регионах. Ниша в Якутии пустует. Одна из причин: высокая цена на материал, не каждый может это потянуть, если нет привычки. Людей, занимающихся именно ковкой немного, можно на пальцах пересчитать.

Каким видите  развитие кузнечного ремесла в Якутии?

В России есть ассоциации кузнецов, сообщества устраивают выставки, обмениваются опытом. У нас в Якутии сейчас очень мало людей, занимающихся этим, поэтому пока что-то организовывать не можем. С кузнецами из центральных регионов мы спокойно общаемся через социальные сети Facebook, Instagram, обмениваемся  опытом. Недавно отправляли ворона в город Златоуст, где этой работе дали первое место в конкурсе, сейчас он хранится там в музее. Общаясь со знакомыми мастерами из других городов, тоже получаешь вдохновение, прилив сил и творчества. Глядя  на их работы, начинаешь сравнивать со своими, если видишь высокий уровень, пытаешься подтянуться до этого.

Есть в планах какие-то курсы или мастер классы для интересующихся?

Кому интересно, конечно, подходят, смотрят, спрашивают. Обычно приходят действующие мастера — кузнецы, а так хочется, чтобы у человека был огонек в глазах, тогда можно сразу войти с ним в одну волну и объяснить ему свое видение, раскрыть знания. Бывало к нам приходили люди, не знающие азов кузнечества и говорили «научи нас», это, конечно, отличается от общения с людьми, у которых настоящее желание работать с металлом. Такие обычно не выдерживают тяжести работы.

Nik


Съемочные планы Кузнец кует железо Кузница, кузнец, спецодежда, защитный костюм, горячий металл, ковка, наковальня,…

Кузницакузнецспецодеждаковканаковальнямолоткузнечное ремесло

Похожие съемочные планы

HD 00:10

Кузнец кует заготовку. Металл, кузнец, кузница, ковка, щипцы, колода, пень, нож, заготовка ножа,…

HD 00:14

Механическая ковка раскаленного куска металла Кузница, горячий металл, ковка, наковальня, молот,…

HD 00:41

Механическая ковка металла кузница, раскаленный металл, ковка, наковальня, искры, пневматический…

HD 00:54

Механическая ковка металла кузница, раскаленный металл, ковка, наковальня, искры, пневматический…

HD 00:15

Кузница кузница, мастерская, кузнец, спецодежда, защитный костюм, металл, молоток

HD 00:04

Кузнец поддерживает огонь в портативной печи, разогрев металлической заготовки Урал, Салаватский. ..

HD 00:36

Кузнец поддерживает огонь в портативной печи, разогрев металлической заготовки Урал, Салаватский…

HD 00:03

Кузнец поддерживает огонь в портативной печи, разогрев металлической заготовки Урал, Салаватский…

HD 00:12

Кузнец поддерживает огонь в портативной печи, разогрев металлической заготовки Урал, Салаватский…

HD 00:07

Кузнец поддерживает огонь в портативной печи, разогрев металлической заготовки, съемка со стороны…

Похожая кинохроника

A”> Хозяин № 2 1000 градусов по Цельсию. 2002

печи в кузнице – кр. Крутится приводное колесо молота – кр. ПНР Работает молот на наковальне – кр. Стена

Азербайджанское село Лагич 1987

Мужчина за столом. Кузница, детали интерьера, посуда на стенах. Щипцы на наковальне. Кузнец раздувает меха

Прокатка – ковка.

1984

осуществления прокатки-ковки металла. Мультфильм, поясняющий процесс прокатки-ковки металла. Результат работы

Архитектурно-этнографический комплекс «Кузнечное дело» музея традиционных ремесел Кубани 2009

Кузнечное дело. Обработка металла. Кузница. Ковка.

Рождество в Париже 1996

Пожилые люди проводят религиозный обряд. Иконы. Кузнец кует железо. Подкова на фоне литографии “Сражение при

Строительство и архитектура № 10 1985

училище-техникум, факультет кузнецов-реставраторов. Металлическая заготовка в огне. Кузнецы работают с деталью

Несколько интервью по профсоюзным вопросам. 1987

колесо – ср. Кузнечный цех – ср., наезд, пнр. Работает автоматический молот – кр. Кузнецы за работой -

Советский Урал № 9 1985

Кованые ограды. Кованые элементы на фонарях. Кузница. Кузнецы-художники А.Лысяков и В.Виткин за работой

Спецодежда и безопасность труда 1984

Фильм рассказывает о роли спецодежды в безопасности на производстве, об организации получения, храненияхранения и выдачи на предприятиях спецодежды и средств индивидуальной защиты.

Панорама № 18 1983

брусок, бьет молот. Работает бригадир Александр Петрович Кузнецов. Рабочие. Кузнецов А.П. дает интервью

Наш сайт использует файлы cookies для персонализации сервисов и удобства пользователей. Продолжая работать с сайтом и/или его сервисами, вы принимаете Пользовательское соглашение, Политику конфиденциальности и Политику Cookies.

кузнец. Как холодный металл превращается в произведение искусства?

Художественная обработка металла – древнее мастерство, которое продолжает оставаться на плаву, невзирая на прогресс и полную автоматизацию производства. Придать изделиям изысканность и высокую художественную ценность позволяют лишь талант и техническое мастерство исполнителя. Это одно из немногих ремесел, в котором творчество неразрывно связано с мастерством.

Кузнечное искусство, появившееся за несколько веков до нашей эры, всегда считалось одним из важнейших ремесел. Мастера создавали необходимые для жизни и быта орудия и инструменты, а позже — различные украшения для домов знати. Сейчас в мире высоких технологий профессия кузнеца несколько утратила свои позиции и переместилась в разряд ремесел, при помощи которых изготавливают скорее декоративные элементы, чем необходимые предметы быта. Тем не менее, эта профессия по-прежнему привлекает внимание своей магией и возможностью превратить холодный металл в произведение искусства, способное привнести в быт современного человека нотку тепла и аутентичности.

Василий Кондуров, президент гильдии кузнецов и художников по металлу Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона: “Технологии идут вперед. Нас замещают роботы. Освобождается много времени, свободных рук. А что делать? Начинает всплывать наша идентичность, ремесленничество. Идем к истокам. Тем самым поднимаем собственный дух, народность. И все эти тренды они сейчас модные даже”. 

Алексей Аниканов четыре года назад отказался от скучной офисной работы и научился создавать с помощью молота и наковальни настоящие произведения искусства. Изготавливая своими руками разные изделия, начинаешь ощущать характер металла и принимать нестандартные решения, без которых трудно представить эту работу.

Алексей Аниканов, кузнец: ” На мастер-классе с детьми я делаю гвоздики. Для того, чтобы эти гвозди сделать, мне нужно сделать заготовку под гвоздь. И вот отковывая эту заготовку на молоте, я могу их отковать тысячу, а за вторую тысячу я буду делать это лучше. Любая задача  в любом случае улучшает твое мастерство. Владение инструментом, понимание как ведет себя металл. Люди работают в ковке по 20 лет, все равно учатся и продолжают учиться”.  

В былые времена освоить эту интересную профессию можно было, только устроившись в подмастерья к кузнецу. По традиции отцы обучали данному ремеслу своих сыновей. В настоящее время каждый желающий может получить высшее или среднее специальное образование по специальности “Мастер художественной ковки металлов”. В полной мере постичь тонкости профессии кузнец реально только на практике. Обучение дает хорошие теоретические знания, развивает творческие навыки, но умение ковать можно приобрести только в кузне.

Глядя на все эти предметы, созданные первокурсниками академии Штиглица, профессию кузнеца можно считать мистическим и загадочным занятием. Ведь под руками современных ковалей металл будто оживает. Из него как по мановению волшебной палочки расцветают цветы, становятся словно живыми звери и птицы. Создаваемые мастерами художественной ковки штучные изделия, наполненные изяществом и красотой, можно смело отнести к предметам роскоши.

Кирилл Спассков, зав. кафедрой художественной обработки металла Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица: “Отношение к металлу, как к чему-то живому – это тоже такая главная мысль, которой мы тоже пытаемся учить. Потому что если эта вещь тактильна, если она постоянно взаимодействует, то должно и руками чувствоваться тепло”. 

Еще одна древняя профессия, связанная с обработкой металла – ювелир. Их еще называют создателями вечной красоты и изящества. Мастер должен владеть огромным количеством различных приемов и техник, при этом обладать тонким художественным вкусом. Это сложный и кропотливый труд, требующий практически хирургической точности.

Юрий Былков, Художник-ювелир: “Металлы в некоторых ситуациях становятся жестче после того как их куют, после термических обработок становятся мягче, в частности, серебро. Это особенно важно, надо в каком-то месте постучать кольцо, чтобы осталось жестким, а где-то, наоборот, чтобы металл мягким остался, чтобы в дальнейшем можно было загнуть клапаны, когда будешь крепить камни”.

Несмотря на то, что сейчас можно создать любую машину, которая будет имитировать деятельность человека, она будет рассчитана скорее на серийное производство, “дешевые безделушки и ширпотреб”, утверждает кузнецы. А ручная работа мастера — это эксклюзив, индивидуальный подход и статусность, которые всегда ценились и будут цениться.

Василий Кондуров, президент гильдии кузнецов и художников по металлу Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона: “У ремесленников конкурентов нет. Каждый найдет свое место”.

Игорь Цыжонов. Антон Голубев. Дарья Варновская. Ангелина Введенская. Первый канал. Петербург.

 

 

 

Кузнечное дело 101: Как начать кузнечное дело

перейти к содержанию

BlacksmithingMetal

Кристин Арцт

Введение в кузнечное дело: понимание основ

Готовы ли вы научиться кузнечному делу? Здесь мы собираемся рассказать вам, что именно вам нужно, чтобы начать кузнечное дело, будь то в нашей кузнице или на вашем заднем дворе (правильно, вы можете, приложив некоторые усилия, создать свою собственную кузницу дома). Начнем с основ: кто такой кузнец и что такое кузнечное дело?

Что такое кузнечное дело?

Кузнечное дело — это искусство ковки металла с использованием таких инструментов, как молоток и наковальня, для изготовления таких предметов, как петли, гвозди, молотки и многое другое. Это было обычной практикой до промышленной революции, когда в большинстве городов была своя городская кузница, также известная как «деревенская кузница». В конце 1800-х годов фабрики и массовое производство сократили спрос на кузнечные инструменты и оборудование. Он снова набирает популярность, поскольку кузнецы все больше интересуются ковкой собственных инструментов, а современные гильдии кузнецов предлагают поддержку, образование и чувство общности в этой растущей нише. В частности, в последние годы возродилось искусство кузнечного дела и изготовления клинков. Школы промышленного искусства, такие как The Crucible, работают над расширением доступа к кузнечным горнам, а учебные программы и шоу, такие как Forged in Fire, вызывают дополнительный интерес и понимание формы искусства.

Кто такой кузнец?

Кузнец — это кузнец, который кует металл, используя такие инструменты, как молот и наковальня, для ремонта и изготовления инструментов, декоративных предметов, скобяных изделий и многого другого.

Краткая история кузнечного дела

Кузнечное дело сильно изменилось за последние 200 лет, превратившись из необходимого навыка в ремесло. Время до промышленной революции было золотым веком американского кузнечного дела из-за спроса на изделия из металла в новых развивающихся сообществах. Кузнецы создавали необходимые инструменты и оборудование для строительства домов и тонкой настройки транспорта, такого как повозки и лошади.

В конце 1800-х годов массовое производство позволило производить изделия из железа быстрее и дешевле, что угрожало работе кузнецов. Затем кузнецы начали сосредотачивать свое внимание на подковке лошадей и ремонте повозок. По мере того, как деревянные колеса постепенно отказывались от использования, кованые колеса для повозок стали более надежными для транспортировки. Оттачивая свой опыт, кузнецы поддерживали высокий уровень престижа как квалифицированные мастера в транспортной отрасли.

Сегодня современные кузнецы создают изделия кустарного промысла и поддерживают традиционные технологии. Основы кузнечного дела практически не изменились за последние 200 лет, с некоторыми современными улучшениями в инструментах, таких как механические молотки и угловые шлифовальные машины.

За последние 20 лет возросла популярность товаров ручной работы. Кузнецы могут расширить свой охват за пределами своих непосредственных сообществ благодаря присутствию в Интернете. Независимые кузнецы больше не ограничиваются реставрацией антиквариата и ярмарками эпохи Возрождения и имеют право продавать уникальные произведения искусства покупателям независимо от географии.

Понимание основ кузнечного дела