Кумон методика: Тетради KUMON. Японская методика обучения детей | Лабиринт

Содержание

Что такое методика KUMON. Часть 1 – История и Физиология


Поскольку у блога появилось много читателей, которые впервые услышали слово KUMON буквально недавно, я решила выпустить цикл статей специально для тех, кто еще только недавно услышал это название.

Из серии статей “Что такое методика KUMON” вы узнаете, что это за методика, как она работает, почему она так популярна во всем мире и какие у нее особенности.

Сегодняшняя статья будет посвящена истории возникновения методики – пройдемся по этой теме вкратце, и в чем самая суть KUMON, делающая эту методику настолько эффективной, что иной раз мамы говорят: “Ой, сама не понимаю, как ребенок этому научился – это просто фокус какой-то”.

Итак, пойдем по порядку, и для начала обсудим,

KUMON – что это, собственно, такое

Само слово KUMON – это не аббревиатура и не просто красивое название. Это фамилия.

А полное имя – Тору Кумон. В 60-е годы он был школьным учителем математики и папой сына-двоечника. Стыдоба, сапожник без сапог 😊

Однажды он решил попробовать самостоятельно научить сына математике, чтобы исправить двойки. И стал сам, насколько ему подсказывал опыт и знания, делать для сына малюсенькие задания, которые нужно было выполнять ежедневно буквально по 20 минут в день.

Через очень короткое время, буквально несколько месяцев, сын Тору Кумона стал одним из лучших учеников в классе, а родители его одноклассников заинтересовались этим “педагогическим чудом” и попросили Тору начать заниматься и с их детьми.

Количество учеников росло, сотнями появлялись учебные центры – сначала в Японии, потом – по всему миру, потом появились и материалы для домашних занятий.

Это если вкратце. Всю историю появления методики – от того времени и до современных домашних тетрадок можно посмотреть в этом видео:

А здесь я расскажу,

Чего же такого особенного было в тех материалах

Тору Кумон, видимо, был очень талантливым парнем, потому что, сам того не подозревая (или подозревая? История про это умалчивает 😃) придумал материалы, построенные не на педагогических традициях, не психологии и не на классических методиках.

Его учебные материалы работали на физиологическом уровне мозга.

Что это значит? Попробую на простом и не особо научном примере (я его выдумала сама для простоты понимания, поэтому дисклеймер для нейропсихологов – здесь я не претендую на “научность”).

Допустим, человек хочет мороженое, а ему нельзя (неважно, почему – пусть горло болит).

Давайте позовем к этому человек педагога. Педагог подробно объяснит, что “если ты съешь мороженое, то горло замерзнет, из-за этого…”. Ну, вы поняли.

Перехочет ли человек мороженое? Вряд ли. Просто будет сдерживать себя, имея научное объяснение того, почему нельзя.

Давайте тогда теперь позовем к нему психолога. Психолог расскажет этому человеку, что мороженого ему хочется, потому что у него есть неудовлетворенная потребность в радости и возвращении в детство. Осознанная проблема – половина решения. Человек найдет чем заменить мороженое, но, опять-таки, не перехочет его.

А теперь давайте возьмем и позовем к этому человеку… нейрохирурга.

Знаете, что сделает нейрохирург? Он вскроет черепную коробку и потыкает каким-нибудь электрическим проводочком в определенное место в мозге. Вуа-ля! Мороженого больше не хочется вообще!

На самом деле, в мозге есть области, отвечающие не только за желание поесть мороженого. Там же есть области, отвечающие за желание попить и поспать, ощущение усталости или любви… Но мы отвлеклись.

В мозге есть области, которые отвечают за распознавание отдельных чёрточек пространства, цифр, букв, звуков… Каждая область может быть более или менее хорошо развита. А, например, если несколько определенных областей мозга будут хорошо развиты, в совокупности это даст то, что мы называем “математические способности”.

Я сказала, что для математических способностей определенные области мозга должны быть “развиты”. Что это значит – они должны быть натренированы быстро реагировать на определенный раздражитель.

Например, можно раздражать эти области электрическими проводками, как в нашем примере с мороженым.

Ну не делать же хирургические операции каждый раз, когда нужно двойку по математике исправить?! Есть способ и попроще.

Раздражителем для мозга может быть что угодно: звук или звукосочетание, свет, определенные действия, определенные последовательности действий… много чего… Главное, если говорить про развитие определенных областей мозга, чтобы раздражитель был подобран правильно и действовал не на какие попало центры в мозге, а только на нужные.

Так вот, так получилось, что Тору Кумон придумал учебные материалы по математике, которые правильным образом раздражают – и, соответственно, тренируют – мозговые центры, отвечающие за математические способности. Это не обучение в привычном для нас смысле, когда кто-то передает знания, а кто-то другой их принимает или не принимает. Тут не так.

Занимаясь по KUMON, ребенок безальтернативно выучивается тому, чему должен был научиться. Это как раз тот самый эффект, который мамы называют “удивительным фокусом” или чудом.

Даже если ребенок (в порядке бреда, конечно) категорически не будет хотеть выучить математику или, скажем, английский, но будет заниматься 20 минут ежедневно – он все равно выучится, как бы ни сопротивлялся 😀

Что, японский математик Кумон был силён еще и в английском?

– спросите вы, если знакомы с перечнем учебных материалов современного KUMON (а если нет – ниже мы поговорим и об этом).

Не знаю, как у Тору Кумона было с английским, но когда методика стала развиваться, он создал “Институт изучения обучения”, куда пригласил известных нейропсихологов (то есть как раз тех, которые изучают особенности мозговой деятельности), которые и занялись разработками других учебных материалов, параллельно ведя научные исследования, на которых была защищена не одна докторская диссертация.

Вот современные учебные материалы KUMON – это как раз результаты работы этого института. Это ученые-нейропсихологи придумывают, как сделать так, чтобы ребенок, занимаясь по этой методике, сам того не подозревая, развивал математические способности, а также способности к чтению и письму не благодаря обучению, а на самом глубинном уровне – не уровне нейронов мозга.

Это, кстати, как раз три главных направления KUMON и есть. Здесь я не буду на этом останавливаться; если хотите подробностей – приглашаю почитать эту мою статью.

Про физиологию, пожалуй, всё. А в следующей статье из этого цикла я расскажу про саму методику.

И, если это ваше первое знакомство с KUMON, сразу скажу, что учебные материалы KUMON для домашних занятий эксклюзивно издаются в России здесь:

Издательство МИФ; там же их можно и купить – по этой ссылке.

Эти же тетрадки можно найти в интернет-магазинах:

  • Лабиринт
  • Book24
  • ОЗОН
  • еще много где, но сильно дороже, чем в тех, которые я перечислила.

А по этой ссылке – моя статья с полным перечнем домашних пособий KUMON, не только российских, но и американских. Обязательно посмотрите, чтобы составить представление об охвате.

До встречи в следующих статьях!




Методика Kumon.

Рабочие тетради Kumon, разработанные японскими специалистами, на российском рынке появились недавно — в 2014 году. И сразу же обрели популярность среди детей и их родителей. Это не удивительно — ведь на протяжении уже более 50 лет дети из 47 стран с удовольствием занимаются по этим тетрадям.

В чём же секрет успеха Kumon?

Возрастная аудитория

Рабочие тетради Kumon распределены по возрастам и рассчитаны на обширную аудиторию детей от 2 до 10 лет.

Принцип — от простого к сложному

Задания в тетрадях начинаются с самых доступных и простых, что, безусловно, заинтересовывает ребенка, и постепенно усложняются до действительно трудных. Но когда ребенок дойдет до последних страничек в конце тетради, он, незаметно для себя, уже приобретет все необходимые знания, умения и навыки, которые позволят ему справиться с самыми сложными заданиями. Так, например, в тетради «Простые линии» ребенку предлагается сначала проводить прямые вертикальные, затем прямые горизонтальные линии.

Постепенно, от занятия к занятию, линии удлиняются, меняют направление и конфигурацию, закручиваются в сложные лабиринты. Но ребенок уже готов справиться с ними.

Темы

Каждая тетрадь посвящена одному виду деятельности ребенка.

Линии и лабиринты.

Учимся рисовать.

Учимся вырезать и клеить.

Учимся считать.

Учим английский алфавит.

Учимся определять время.

Содержание

Каждая страница тетради — это одно задание. Задания не требуют какой-либо предварительной подготовки. Достаточно открыть тетрадь на нужной странице и предложить ребенку выполнить упражнение. В каждой тетради есть предисловие для родителей, где они найдут информацию о системе Kumon и о её создателе — Тору Кумон, описание конкретного вида деятельности, которому посвящена тетрадь, инструкцию по работе с заданиями.

Все дети любят получать грамоты. После завершения ребенком всех заданий тетради, родителям предлагается вручить ему сертификат, который будет наглядно напоминать малышу об успешности его обучения.

Всестороннее развитие

У ребенка, занимающегося по тетрадям Kumon:

  • развиваются мышление, внимание, память, мелкая моторика рук;
  • воспитываются усидчивость, самодисциплина, стремление к систематическим занятиям, вера в собственные силы;
  • формируются навыки вырезания, рисования, письма и счета.

Игровые задания

В рабочих тетрадях Kumon предлагаются игровые задания, благодаря которым ребенок начинает понимать, что заниматься — это интересно и весело. Каждое задание — это законченный сюжет или даже игрушка. Например, нужно нарисовать медвежонку дорожку, по которой он сможет выбраться из темного леса или разрезать по линии спираль, чтобы получилась змейка.

Продуманное оформление

В Японии принято выдавать ребенку по одному заданию на отдельном листе, поэтому рабочие тетради Kumon склеены у корешка, а не соединены скрепками. Задания в тетрадях пронумерованы и дополнены условными обозначениями, благодаря которым ребенок сам может понять, что ему нужно делать. Простые узнаваемые иллюстрации призваны заинтересовать ребенка. Цветовая гамма спокойная, не напрягает глаз и не отвлекает от выполнения заданий. Приятная на ощупь бумага, в каждой тетради своя: достаточно плотная — для рисования, средней плотности — для вырезания и более тонкая — для сгибания. Учитывается и возраст ребенка: в тетрадях для малышей бумага более плотная, а для детей постарше — тонкая.

Для детей 2-3 лет предлагаются мини-тетради Kumon (формат А5), объем 64 страницы. В каждой тетради 39 зданий.

Для детей 3-10 лет предлагаются стандартные тетради Kumon (формат А4), объем 84 страницы. В каждой тетради 40 зданий.

Тетради для детей 2-3 лет:

  • Давай вырезать!
  • Давай сложим картинки!
  • Давай клеить!
  • Давай рисовать!

Развивающие наклейки Kumon (30 заданий на 32 страницах):

  • В зоопарке
  • Транспорт

Тетради для детей 2-4 лет:

  • Простые лабиринты
  • Простые линии
  • Волшебные линии

Тетради для детей 3-5 лет:

Увлекательные лабиринты

  • Учимся вырезать
  • Учимся рисовать
  • Учимся считать от 1 до 30
  • Учимся писать прописные буквы английского алфавита

Тетради Kumon «Готовимся к школе» для детей 4-5 лет:

  • Учимся раскрашивать
  • Учимся проходить лабиринты
  • Учим числа и фигуры
  • Учим клеить
  • Учимся вырезать

Тетради для детей 4-6 лет:

  • Мои первые поделки
  • Учимся клеить
  • Волшебные лабиринты
  • Учимся клеить пазлы — аппликации
  • Учимся определять время. Час и полчаса
  • Учимся считать от 1 до 120
  • Игры с числами от 1 до 150
  • Учимся писать строчные буквы английского алфавита

Тетради для детей 5-7 лет:

  • Лабиринты. Животные
  • Лабиринты. Вокруг света
  • Учимся определять время. Минуты
  • Сложение уровень 1
  • Сложение уровень 2
  • Вычитание уровень 1
  • Вычитание уровень 2
  • Сложение и вычитание уровень 3
  • Умножение уровень 3
  • Деление уровень 3

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» продолжает выпускать новые тетради серии Kumon.

В заключение хотелось бы отметить, что цена тетрадей Kumon довольно высокая. Поэтому при желании, можно «продлить им жизнь». Вы можете давать ребенку рисовать простым карандашом, а потом незаметно удалять линии ластиком. Или можно разделить тетрадь на отдельные листочки, каждый положить в файл и предлагать ребенку выполнять задания фломастером или маркером, а затем стирать влажной губкой.

Метод Кумон – Kumon ORG

Метод обучения Кумон разработан, чтобы помочь любому ребенку с любыми способностями развить свой максимальный потенциал и стать увлеченным учеником. Изучая рабочие листы и под руководством инструктора, учащиеся работают на «правильном» уровне, чтобы развивать способности и беглость речи небольшими управляемыми шагами. Учащиеся перемещаются по уровням рабочего листа только тогда, когда им удобно выполнять текущую работу, что обеспечивает прочную основу для обучения и уверенность в своих способностях. Наши учебные программы разработаны, чтобы помочь учащимся думать самостоятельно и развивать сильные навыки решения проблем, используя примеры рабочих листов, чтобы попытаться самостоятельно найти ответы. Наши инструкторы наблюдают за обучением учащихся, используя их терпение и рассудительность, чтобы предлагать рекомендации только тогда, когда это необходимо для развития способности каждого ребенка к самостоятельному обучению. Наши учебные программы на основе рабочих листов развивались в течение 60 лет, учась у наших студентов тому, как лучше всего помочь им добиться успеха, укрепить уверенность и развить навыки самообучения для светлого будущего.

Индивидуальное обучение

Кумон — это индивидуальный метод обучения, который позволяет каждому учащемуся учиться на «нужном» уровне, независимо от возраста или школьного класса. Это дает всем детям возможность извлечь выгоду из Kumon, независимо от того, нужно ли им опираться на более простые концепции, выполнять более сложную работу или где-то посередине. Продолжая учиться на «правильном» уровне, учащиеся продвигаются в своем собственном темпе, продолжая изучать работу за пределами своего школьного уровня.

Преподаватели определяют, на каком уровне должны учиться студенты, основываясь на способностях и беглости речи. Студенты начинают с комфортного уровня, что позволяет им обрести уверенность, концентрацию и темп, прежде чем перейти к работе более высокого уровня. Выполнение работы на «правильном» уровне позволяет учащимся стать увлеченными учениками, верящими в свои способности и развивающими позитивное отношение к учебе.

Самообучение

Учебная программа Kumon уделяет большое внимание самообучению, побуждая студентов узнавать, как самостоятельно решать проблемы. Кумон считает, что, обучая студентов активному обучению и развивая высокие академические способности, они получат наилучшие шансы на достижение своих краткосрочных и долгосрочных целей и устремлений.

При введении новых понятий рабочие листы показывают примеры ответов, чтобы помочь учащимся самостоятельно разработать правильный процесс и применить его к другим подобным вопросам, чтобы лучше познакомиться. Преподаватели не сразу дают своим ученикам ответы на их вопросы. Вместо этого они тщательно направляют учащихся, чтобы они знали основные вопросы и обдумывали информацию, приведенную в рабочем листе, помогая им решать проблемы самостоятельно. Самостоятельный успех в обучении дает учащимся большое чувство выполненного долга и энтузиазма в обучении, а также мотивацию для продолжения.

Рабочие листы с малым шагом

Рабочие листы Kumon предназначены для того, чтобы учащиеся переходили от простых задач к сложным за очень маленькие шаги, постепенно увеличивая сложность. Это позволяет каждому учащемуся постепенно развивать свои навыки, обучаясь на соответствующем уровне и плавно продвигаясь по программе. Увеличение сложности небольших шагов означает, что учащиеся с большей вероятностью смогут самостоятельно заполнять рабочие листы, улучшая свои навыки самообучения.

Некоторые учащиеся могут очень быстро усвоить определенные темы и понятия и могут перейти на следующий уровень, как только их обучение станет безопасным. Учащиеся, которым требуется больше времени на конкретную тему, могут подробно изучать ее до тех пор, пока не добьются успеха, гарантируя, что темп обучения подходит им, что они закладывают прочную основу для обучения и получают положительный опыт обучения. Рабочие листы постоянно пересматриваются, учась у наших студентов и инструкторов, чтобы сделать наши программы все более эффективными.

Инструкторы Kumon

Инструкторы Kumon сосредоточены на развитии потенциала каждого отдельного ребенка. Они уделяют пристальное внимание академическим способностям, личности каждого учащегося, а также тому, как он или она учится и решает вопросы в рабочих листах. Они наблюдают за их рабочими процессами, не прерываясь, чтобы увидеть, как студенты справляются со своей работой и насколько они вовлечены и уверены в своей деятельности. Основываясь на своих наблюдениях, инструкторы оказывают эффективную поддержку, чтобы обеспечить обучение на правильном уровне.

Когда учащиеся сталкиваются с проблемами, которые они не могут решить, инструкторы задают вопросы, чтобы выяснить, насколько они поняли, и дают подсказки и примеры, которые помогут им решить проблему самостоятельно. Инструкторы Kumon тесно сотрудничают с родителями, чтобы помочь каждому ребенку добиться успеха в учебе. Они признают рост каждого ученика, не сравнивая его с другими, предлагая им похвалу и поддержку.

Узнайте больше о методе обучения Кумона

[Внешняя ссылка на англоязычную версию японского сайта]

Просмотрите наши разделы справки

Используйте темы ниже, чтобы узнать больше об изучении Кумон

Двенадцать основных принципов метода Кумон, часть 1 индивидуальное, «правильное» обучение с учетом способностей каждого учащегося. Мы не можем полностью развивать способности каждого ребенка или раскрывать потенциал каждого человека с помощью обычных методов, используемых в общеобразовательных школах и центрах продленного обучения, потому что они игнорируют различия в личности и способностях детей. Однако с помощью метода Кумон мы можем обеспечить обучение, подходящее для способностей каждого ребенка, тем самым реализуя основы образования, то есть воспитывать способных людей, максимально развивая способности каждого ребенка.

Тору Кумон

При использовании метода Кумон инструкторы проводят индивидуальные занятия с учетом способностей каждого ребенка. Индивидуальный и основанный на способностях метод обучения в Kumon отличается от индивидуальных уроков или занятий с репетитором, где ученики делятся в зависимости от способностей. Под этим мы подразумеваем, что каждый отдельный учащийся учится на уровне, соответствующем его способностям. В Центре Кумон учащиеся не делятся на разные классы по возрасту.

Способности учеников различаются в зависимости от среды, в которой они выросли, знаний, которые они уже накопили, и количества практики, которую они уже имели в определенных областях. Если у нас есть студенты, изучающие один и тот же материал только потому, что они одного возраста, то этот материал может быть для некоторых слишком сложным и заставить их потерять уверенность. И наоборот, другим учащимся может быть скучно, потому что материал для них слишком прост. По этой причине жизненно важно учитывать уровень материала, подходящий для уровня способностей каждого человека, когда начинаете изучение.

То же самое можно сказать и о приобретении таких навыков, как умение плавать или играть на пианино. Например, мы не можем научить детей, которые еще не умеют хорошо двигать ногами, сразу ползать на груди. С другой стороны, заставлять детей, уже освоивших кроль на груди, практиковать махи ногами больше, чем необходимо, было бы просто демотивирующим. Кроме того, скорость усвоения учащимися материала на каждом этапе учебного процесса, естественно, различается. Например, в случае изучения математики, когда дети изучают таблицу умножения, в то время как есть дети, которые могут освоить их с пятикратной практикой, есть также дети, которым может потребоваться 10 или 20-кратная практика, чтобы стать опытным.

Метод Кумон уделяет первостепенное внимание овладению навыками чтения, письма и счета, которые составляют основу любого обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *