Педагогический колледж № 10, Москва, ул. Фёдора Полетаева, 2, корп. 7, как добараться, телефон, отзывы, на карте, маршрут
Отзывы
Цены
Услуги
Адреса филиалов
Режим работы
Номер телефона
Сайт
Вакансии
Контакты
Педагогический колледж № 10
Количество городов: 1
Всего филиалов: 2
Телефон горячей линии:
8 (499) 175-83-16
Официальный сайт:
http://pk10.mskobr.ru/
Педагогический колледж № 10
ул. Фёдора Полетаева, 2, корп. 7
Время работы
Понедельник | 08:00 | 21:00 |
Вторник | 08:00 | 21:00 |
Среда | 08:00 | 21:00 |
Четверг | 08:00 | 21:00 |
Пятница | 08:00 | 21:00 |
Суббота | 08:00 | 17:00 |
Как добраться на автобусе?
Окская улица | 440 м |
Зеленодольская улица | 620 м |
Жигулёвская улица | 950 м |
Метро Окская | 1,1 км |
Метро Кузьминки | 1,1 км |
Педагогический колледж № 10, Москва, ул.

Для облегчения поиска филиала Педагогический колледж № 10, Москва, ул. Фёдора Полетаева, 2, корп. 7 воспользуйтесь интерактивной картой. Вы можете легко определеить свое местоположение и оценить сколько времени займет дорога до нужного места. Воспользуйтесь функционалом карты, чтобы найти ближайшие парковки и остановки.
Так же Вы можете посмотреть другие организации в категории колледжи в Москве.
Если на сайте приведена некорректная информация или есть неточность, то обязательно напишите нам.
Через форму обратной связи Вы также можете сообщить нам информацию о новых скидках и акциях в магазине Педагогический колледж № 10, Москва, ул. Фёдора Полетаева, 2, корп. 7, если ее еще нет на нашем сайте. Заранее благодарны за сотрудничество.
Ближайшие станции метро
м. Окская
990 м
м. Кузьминки
1,1 км
м. Рязанский проспект
1,7 км
Смотрите также
Другие колледжи в Москве
Акции и скидки предлагают и другие колледжи в в Москве. Найти их очень
просто. Перейдите в нужную сеть и изучите список филиалов.
СИТИ КОЛЛЕДЖ
5 филиалов
Институт деловой карьеры
11 филиалов
Колледж сферы услуг № 10
4 филиала
Колледж связи № 54 имени П.М. Вострухина
10 филиалов
Национальный институт им. Екатерины Великой
10 филиалов
Первый Московский образовательный комплекс
22 филиала
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
92 филиала
Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова
32 филиала
Московский политехнический университет
47 филиалов
Московский государственный областной университет
22 филиала
Колледж предпринимательства № 11
3 филиала
Российский технологический университет МИРЭА
22 филиала
в Москве есть колледжи, а также компании других типов
Косметология
Магазины воды
Магазин цветов
Рукава и шланги
Сборка мебели
Комбикорма
Хосписы
Жильё посуточно
Мелиорация
Регистрационные палаты
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Педагогический колледж № 10» – Кузьминки – iq2u – Бесплатные онлайн тесты, преподаватели, объявления, ВУЗы, интересные факты, полезные материалы для учеников и преподавателей
Поделиться:
Контакты
Информация
Юридическая информация
Образовательные программы
Профессиональное образование | среднее профессиональное образование # Дополнительное образование | дополнительное профессиональное образование # Дополнительное образование | дополнительное образование взрослых
Похожие образовательные учреждения Москвы
ГБУ ГППЦ ДОгМ
ГБОУ школа № 2087 «Открытие»
ГБОУ школа № 2087 «Открытие»
- Найти преподавателя
- Предложить свои услуги
- Пройти тест
- Найти вуз
- Найти школу
- Оставить заявку
Обсуждения (0)
Высшее психолого-педагогическое образование.

Факультет
Педагогический
Код специальности
050400, Вступительные испытания: русский язык (ЕГЭ), биология (ЕГЭ), обществознание (ЕГЭ)
Форма обучения
очная 51 психологическая
заочная 900 педагогическое образование
Бакалавриат
Направление подготовки: Психолого-педагогическое образование
Профиль: Психология и педагогика дошкольного образования
Код образовательной программы: 050402
Формы и сроки обучения: очная – 4 года, заочная – 5 лет
Вступительные испытания: Русский язык (ЕГЭ), Биология (ЕГЭ ), обществознание (ЕГЭ)
Очная форма – по результатам ЕГЭ
Заочная форма – по результатам ЕГЭ и по результатам внутренних вступительных испытаний
Краткая аннотация:-
Современная система дошкольного образования нуждается в инновационных подходах к обучению и воспитанию дошкольников. Нехватка квалифицированных кадров в дошкольных образовательных учреждениях и новые требования к профессиональным кадрам в сфере дошкольного образования требуют обновления содержания форм и методов обучения. —
Данная программа направлена на – подготовку – психолого-педагогических кадров для выполнения различных видов психолого-педагогической деятельности – в современных дошкольных образовательных учреждениях, центрах детского творчества, центрах развития и воспитания.
-Описание основного текста:
Бакалавры психолого-педагогического образования по специальности «Психология и педагогика дошкольного образования» могут работать в сфере общего, коррекционного, инклюзивного, дошкольного образования, в коррекционно-развивающих центрах, в центры детского развития, в центрах детского творчества, в учреждениях дополнительного образования, в социальных центрах, в органах МВД.
Могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
Учебно-воспитательная
Социально-педагогическая
Научно-методическая
Культурно-воспитательная
Организационно-управленческая.
При подготовке бакалавра психолого-педагогического образования по профилю «Психология и педагогика дошкольного образования» в Московском государственном университете им. Особое внимание М.А. Шолохова уделяется следующим профессиональным компетенциям:
Готовность применять качественные и количественные методы в психолого-педагогических исследованиях –
Готовность использовать знания различных теорий образования – воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, начального и подросткового возраста –
Готовность использовать знания нормативных документов и знания предметной области в культурно-воспитательной работе –
Готовность применять в профессиональной деятельности основные, международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов –
Готовность применять апробированные типовые методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи –
Готовность обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательном учреждении.
Вы освоите:
В области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования:
Проводить работу с педагогами в целях организации эффективного воспитательного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;
Создание благоприятных условий для развития творческих способностей каждого ребенка во внеурочной деятельности.
В сфере психолого-педагогической деятельности:
Проводить коррекционно-развивающие занятия по рекомендованным методикам –
Проводить работу с педагогами в целях организации эффективного воспитательного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье-
Работать с педагогами и родителями в целях организации эффективного воспитательного взаимодействия детей с ОВЗ и их общения в образовательных учреждениях и семьях.
В сфере образовательной деятельности в дошкольном образовании:
Осуществлять – процесс обучения и воспитания в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования с использованием психологически обоснованных методов обучения и воспитания, ориентированных на развитие игровых активностей –
Создание оптимальных условий для адаптации детей к дошкольным образовательным учреждениям.
Отличительная черта профессиональной подготовки бакалавра психолого-педагогического образования по профилю «Психология и педагогика дошкольного образования» в Московском государственном гуманитарном университете. М.А. Шолохова заключается в том, что педагогический факультет имеет ресурсы для организации учебного процесса: учебно-методические комплексы – учебно-методические, научно-методические пособия – разработанные ППС факультета – доступ к электронной библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплин и материально-технической базы, обеспечивающей качественное освоение основной образовательной программы бакалавриата, в частности компьютерные классы с доступом в Интернет, специально оборудованные аудитории с мультимедийным оборудованием.
Педагогический факультет МГУ им. М.А. Шолохова расположен – по адресу: г. Москва, – ул. Ташкентская, 18, стр. 4. Проезд: от м. Выхино автобус № 209 до остановки «Универсам», маршрутное такси 337 до остановки «Школьная», м. Кузьминки, маршрутное такси 337, автобус 99, 143, 169. до остановки «Школа». —
На факультете работают высококвалифицированные специалисты, имеющие ученые степени кандидата и доктора наук. —
Контактное лицо:
Антонова Анна Викторовна
Декан педагогического факультета, зав. Кафедра теории и методики дошкольного образования.
Психологическое сопровождение детей в воспитательно-образовательном процессе требует специальных знаний. Их дают по специальности «Психолого-педагогическое образование». Студенты изучают психологию и педагогику, методы психодиагностики и психокоррекции, психологическое консультирование. Также в рамках программы есть специализация, дающая знания о детях с ограниченными возможностями (умственными или физическими). Воспитание и социализация таких детей проходит очень остро, и в то же время требует особого подхода. Содержание и методы работы зависят от возраста детей. В целом психологи помогают создать благоприятные условия в образовательном учреждении, способствуют адаптации детей, помогают в преодолении внутриличностных и межличностных конфликтов, проводят профориентационные занятия и т. д. Также в их функции входит работа с другими участниками образовательного процесса – учителями, родители, администрация.
Принимаются заявки на заочную (классическую), заочную, выходного дня, заочную форму обучения
Начало занятий: октябрь 2019 г.
Факультет психолого-педагогического и специального образования Московский институт психоанализа готовит специалистов, основной задачей которых является помощь детям в разрешении социальных конфликтов в коллективах образовательных и воспитательных учреждений (детские сады, школы, колледжи). Также педагоги-психологи обладают всеми необходимыми компетенциями для разработки и реализации программ, создающих благоприятный психологический микроклимат, способствующий комфортному и эффективному обучению и развитию детей.
Специалист в этой области без труда определит тип поведения ребенка, диагностирует отклонения и скорректирует их. Проводить психолого-педагогические тесты, работать с трудными подростками, имеющими проблемы в построении отношений с родителями, другими детьми, воспитателями/учителями.
✔ Московский институт психоанализа готовит бакалавров по направлениям:
✔ Условия приема:
Для выпускников школ с высоким баллом ЕГЭ предлагается бесплатное обучение.
- После школы – проходные баллы по результатам ЕГЭ: русский язык – 36, биология – 36, обществознание – 42
- После окончания колледжа – письменное тестирование по русскому языку, биологии и обществознанию
- После колледжа
- Для иностранных граждан – проверка базовых знаний по русскому языку, биологии и обществознанию
✔ Вы можете выбрать удобный формат обучения:
- Очная – Обычная форма занятий для выпускников школ и колледжей. Занятия проходят в современном учебном городке, в 5 минутах ходьбы от м. Кутузовская.
Срок обучения – 4 года - Заочная (вечерняя) форма – Подходит для тех, кто совмещает работу и учебу: гибкий график очных и онлайн-занятий, продуктивное общение с сокурсниками.
Срок обучения 4,5 года - Заочная (выходного/заочная) форма – Подходит для тех, кто не имеет возможности посещать очные занятия (декретный отпуск, проживание в другом городе/стране): собственный темп обучения через удобный личный кабинет, независимо от географического положения студента.
Срок обучения 4,5 года
Срок обучения на базе среднего специального образования (колледжа) или на базе имеющегося высшего образования – от 3 лет.
✔ Независимо от формы и срока обучения выпускники получают:
- Диплом государственного образца
- Необходимые навыки для быстрого и успешного старта карьеры
- Возможность продолжения обучения по программам магистратуры, а также по программам дополнительного образования
✔ Как действовать:
- Подать заявку на поступление.
- Предоставить в приемную комиссию документ о наличии образования и другие необходимые документы.
- Сдать внутренние вступительные экзамены или предоставить сертификат о сдаче экзамена.
- Оплатить обучение.
- Дождаться приказа о зачислении, получить документы и студенческий билет.
Психологическое сопровождение детей в воспитательно-образовательном процессе требует специальных знаний. Их дают по специальности «Психолого-педагогическое образование». Студенты изучают психологию и педагогику, методы психодиагностики и психокоррекции, психологическое консультирование. Также в рамках программы есть специализация, дающая знания о детях с ограниченными возможностями (умственными или физическими). Воспитание и социализация таких детей проходит очень остро, и в то же время требует особого подхода. Содержание и методы работы зависят от возраста детей. В целом психологи помогают создать благоприятные условия в образовательном учреждении, способствуют адаптации детей, помогают в преодолении внутриличностных и межличностных конфликтов, проводят профориентационные занятия и т. д. Также в их функции входит работа с другими участниками образовательного процесса – учителями, родители, администрация.
Зимний дуб – Атлантика
РАССКАЗ ЮРИЯ НАГИБИНА
Узкая тропинка от деревни Уваровка к школе за ночь была полностью засыпана снегом, и лишь едва уловимый светотеневой узор на ее неровной поверхности его курс. Юная школьная учительница ступила осторожно, готовая тут же отдернуть ногу, если тени окажутся коварными.
До школы было не больше полукилометра, а учительница только повязала ей на голову шерстяной платок и накинула полушубочек на плечи. Но холод был лютый, и порывистые порывы ветра засыпали ее снегом с головы до ног. Но двадцатичетырехлетнего учителя это не смущало. Она даже наслаждалась покалыванием щек и мгновенным холодным прикосновением ветра. Отвернув лицо от порывов ветра, она с удивлением увидела маленькие отпечатки, оставленные ее остроконечными ботинками, похожие на следы какого-то лесного существа.
Свежее солнечное январское утро наполнило ее радостными мыслями. Она приехала сюда всего два года назад, сразу после института, и уже считалась лучшим учителем русского языка в округе. В самой Уваровке, в Кузьминках, в селе Черные Балки, в торфяной слободе и на конном заводе, всюду ее знали и называли Анной Васильевной, прибавляя отчество в знак уважения.
Солнце взошло над зубчатым очертанием дальнего леса, и длинные тени на снегу стали более синими, сливая дальние предметы с ближними — вершина церковной колокольни доходила до крыльца сельсовета, сосны за рекой выходили на склон ближнего берега, анемометр на школьной метеостанции крутился посреди поля, прямо у ног Анны.
По полю шел мужчина. Что, если он не сойдет с пути? — подумала Анна с притворным опасением. Тропинка была слишком узкой для двоих, а отойти в сторону означало увязнуть по колено в снегу. Она знала, конечно, что не было в уезде человека, который бы не лез из кожи вон, чтобы пропустить уваровскую учительницу.
Когда они подошли ближе, Анна узнала в нем Фролова, одного из рабочих конезавода.
— Доброе утро, Анна Васильевна, — сказал Фролов и приподнял меховую шапку над своей стройной коротко остриженной головой.
«Давай, надень шляпу! О чем ты думаешь в этот холод!»
Вероятно, Фролов и не собирался снимать шляпу, но после слов учителя не торопился снова ее надевать. Короткая дубленка обтягивала его подтянутое, мускулистое тело. В одной руке он держал тонкую, змеиную нагайку, которой то и дело хлопал по своим высоким валенкам.
«Как себя ведет мой Лёша? Затевает какое-нибудь озорство? — спросил он разговорчиво.
«Все дети проказничают; это вполне нормально, пока не переусердствуют, — ответила Анна, смакуя свою педагогическую мудрость.
Фролов улыбнулся.
«Не бойтесь, что он переусердствует. Он тихий, похож на отца.
Он сошел с дорожки и тут же опустился на колени, отчего выглядел не выше двенадцати*летнего мальчика. Анна любезно кивнула ему и поспешила дальше.
Школа, двухэтажное кирпичное здание с широкими, выкрашенными инеем окнами, стояла немного в стороне от шоссе, за низким забором. В утреннем свете его стены отбрасывали красноватый оттенок на окружающий снег. В него приезжали дети со всей округи — из близлежащих деревень, с конезавода, санатория нефтяников и даже из далекого торфяного поселка. Фуражки, косынки, шапки, чепчики и чепчики стекались к школе по шоссе с обеих сторон.
«Добрый день, Анна Васильевна!»
У одних знакомые приветствия звучали ясными и звонкими голосами, у других глухо и еле слышно, пробиваясь сквозь толстые шарфы и шали, закрывавшие молодые лица до самых глаз.
Первый урок Анны был для двенадцати и тринадцатилетних в пятом классе. Она вошла в класс, когда последний звонок возвестил о начале урока. Дети встали, поздоровались с ней и сели за парты. Но им потребовалось некоторое время, чтобы успокоиться. Застучали столешницы, заскрипели скамейки, кто-то тяжело вздохнул, видимо, не желая выключать беззаботное утреннее настроение.
«Сегодня мы продолжим изучение частей речи».
Теперь они стали совершенно тихими. В комнате отчетливо слышались звуки грузовика, медленно тарахтящего по скользкому шоссе.
Анна вспомнила, как нервничала из-за этого урока в прошлом году. Она то и дело повторяла про себя, как школьница перед экзаменом, определение существительного из учебника. И как глупо она боялась, что они не поймут!
Она улыбнулась этим воспоминаниям, поправила шпильку в своем тяжелом узле волос и, чувствуя, как кровь струится по ее телу, уверенность, она начала говорить спокойным, ровным голосом: «Существительное — это слово, обозначающее предмет. — то есть лицо, вещь или качество. Предметом в грамматике является все, о чем можно задать вопрос Что это такое? или Кто это? Например: Кто это? – ученик. Что это? Книга.
«Можно войти?»
В проеме открытой двери стояла маленькая фигурка в потрепанных валенках, покрытых тающими снежинками. Круглое, раскрасневшееся от ветра лицо пылало так, словно вот-вот взорвется; брови побелели от инея.
«Опять опоздал, Савушкин». Как и большинству молодых учителей, Анне нравилось быть строгой, но теперь в ее голосе звучала почти жалобная нотка.
Считая дело решенным, Савушкин быстро занял свое место. Анна видела, как он сунул свой клеенчатый портфель в парту и, не поворачивая головы, спросил что-то у сидевшего рядом с ним мальчика.
Анну раздражала непунктуальность Савушкина; это как-то испортило ей прекрасное начало дня. Учительница географии, маленькая, сухая старушка, очень похожая на ночного мотылька, однажды пожаловалась Анне на то, что Савушкин часто опаздывает на уроки. Она жаловалась и на другое — на невнимательность детей, на их слишком шумное поведение. «Эти первые утренние уроки такие тяжелые, — сказала она. Может быть, для некомпетентных учителей, которые не умеют заинтересовать своих учеников, с пренебрежением подумала Анна и предложила поменяться часами со старшей женщиной. Теперь она почувствовала угрызения совести: старый учитель, несомненно, почувствовал вызов в великодушном предложении Анны.
«Все ясно?» — спросила она у класса.
«Да!» хором подхватили дети.
«Очень хорошо. Тогда приведи мне несколько примеров».
Наступило короткое молчание, а потом кто-то запинаясь сказал: «Кот».
«Правильно», — сказала Анна, вспомнив, что и в прошлом году «кот» был первым примером.
После этого потоком хлынули примеры: window . . . стол . . . дом . . . шоссе . . .
«Правильно», заверила их Анна. Дети были взволнованы.
Анна была поражена такой радостью от открытия нового аспекта в давно знакомых словах. Сначала выбор примеров охватывал только самые повседневные, осязаемые вещи: телега, трактор, ведро, гнездо… . . За конторкой толстяк по имени Вася то и дело повторял тонким голоском: «Курочка, цыпленок, цыплёнок».
Но тут кто-то нерешительно сказал: «Город».
«Хорошо», — подбодрила Анна.
«Улица . . . победа. . . стих . . . играть в . .
— Ну, хватит, — сказала Анна. — Я вижу, ты это понимаешь.
Голоса неохотно стихли; только толстая Васина «курица» еще доносилась из глубины комнаты. И вдруг, как бы очнувшись ото сна, Савушкин встал из-за стола и жадно закричал: «Зимний дуб!»
Дети засмеялись.
«Тихо, пожалуйста!» Анна сильно ударила ладонью по столу.
«Зимний дуб!» — повторил Савушкин, не обращая внимания ни на окружавший его смех, ни на приказ Анны. В его поведении было что-то особенное. Слова, казалось, вырвались наружу, как исповедь, как какая-то славная тайна, которая не могла остаться неразглашенной.
Раздраженная и непонимающая Анна спросила, едва сдерживая раздражение: «Почему «зимний дуб»? «Дуба» достаточно».
«Дуб — ничто. Зимний дуб, вот вам существительное.
«Садись, Савушкин. Вот к чему приводит опоздание. Дуб — имя существительное, а что такое слово «зима» в данном случае, мы еще не изучали. Ты придешь в учительскую во время длинной перемены.
— Сейчас поймаешь, — прошептал кто-то сзади Савушкина.
Савушкин сел, улыбаясь про себя, нисколько не смущенный строгим тоном учителя. Трудный мальчик, подумала Анна.
Урок продолжился.
«Это вниз», — сказала Анна, когда Савушкин вошел в учительскую. С явным удовольствием мальчик опустился в мягкое кресло и несколько раз покачался на его пружинах.
«Скажите, пожалуйста, почему вы всегда опаздываете в школу?»
— Право, не знаю, Анна Васильевна, — сказал он с удивленным жестом. «Я выхожу из дома за час до школы».
Казалось, что даже в таких пустяках истину установить не так-то просто. Было много детей, которые жили намного дальше от школы, но никому из них не требовалось больше часа, чтобы добраться туда вовремя.
«Ты живешь в Кузьминках, да?»
«Нет, я живу на территории санатория».
«В таком случае вам не стыдно сказать мне, что вы уходите из дома за час до школы? Ведь от санатория до трассы минут пятнадцать, а по трассе не более получаса пешком!
«Но я никогда не езжу по шоссе. Я через лес срезаю, – серьезно сказал Савушкин.
— Никогда не уходи, — машинально поправила его Анна. Почему дети должны были лгать? — несчастно подумала она. Почему бы Савушкину не сказать ей просто: «Извините, Анна Васильевна, я остановился, чтобы поиграть с детьми в снежки», или еще что-нибудь столь же прямолинейное. Но мальчик больше ничего не сказал и только смотрел на нее своими большими серыми глазами, как будто гадая, чего еще она от него хочет.
«Не очень хорошо, Савушкин. Мне нужно поговорить об этом с твоими родителями».
«Есть только моя мама. Анна Васильевна, — тихо сказал Савушкин.
Анна покраснела. Она вспомнила мать мальчика, «санитарку», как называл ее сын. Иссохшая, усталого вида женщина, работавшая в водолечебном отделении санатория. От постоянного контакта с горячей водой ее руки, обмякшие и белые, выглядели так, словно были сделаны из ваты. После того, как ее муж погиб на войне, она осталась одна воспитывать четверых детей, как могла. У нее определенно было достаточно беспокойства, не беспокоясь о поведении своего сына. Но все же им пришлось встретиться.
«Тогда мне нужно увидеть твою маму». сказала Анна.
«Пожалуйста, Анна Васильевна. Она будет так рада тебя видеть.
«Сомневаюсь. В какую смену она работает?
«Второй. Она идет на работу в три.
«Хорошо. Я заканчиваю в два. Мы пойдем вместе сразу после окончания школы.
Савушкин повел Анну Васильевну по дорожке, которая начиналась за школой. Как только они вошли в лес и за ними сомкнулись тяжелые, усыпанные снегом ели, они оказались в другом, заколдованном мире тишины и покоя. Изредка сороки и вороны перелетали с дерева на дерево, тряся раскидистые ветки, сбивая сухие сосновые шишки и изредка обламывая ломкую веточку. Но звуки были недолгими и приглушенными.
Все вокруг было белым. Только высоко на фоне голубого неба вырисовывались, словно нарисованные тушью, изящные кружева высоких берез.
Тропинка шла по замерзшему ручью, то спускаясь вдоль берега, то взбираясь по крутому склону. Время от времени деревья отступали, открывая залитую солнцем поляну, испещренную заячьими следами, похожими на узор часовой цепочки. Были и более крупные следы в форме клевера. Они ушли в самую густую часть леса.
— Лосиные следы, — сказал Савушкин, проследив направление взгляда Анны. — Не бойся, — добавил он, прочитав в ее глазах невысказанный вопрос.
«Вы когда-нибудь видели такой?» — спросила Анна.
«Лось? Нет. Не повезло, — вздохнул Савушкин. — Но я видел лосиный помет.
«Что?»
— Навоз, — смущенно пояснил Савушкин.
Нырнув под кривую иву, тропа снова спустилась к ручью. Часть поверхности ручья была покрыта толстым слоем снега; в других местах его ледяная броня лежала ясно и сверкала, и были места, где незамерзшая вода выделялась темными пятнами, как злые глаза.
«Почему там не замерзло?» — спросила Анна.
«Теплые источники. Смотри, ты видишь, как один подходит прямо туда».
Склонившись над прозрачной водой, Анна увидела тонкую, трепещущую ниточку, которая поднималась со дна ручья и, прежде чем достичь поверхности, лопалась в мельчайшие пузырьки, напоминала ландыш с хрупким стеблем и крошечными белыми цветочками.
— Много здесь этих родников, — охотно объяснил Савушкин, — оттого и ручей никогда не замерзает совсем.
Они подошли к другому незамерзшему участку с черной как смоль, но прозрачной водой.
Анна бросила в него горсть снега. Снег не таял, а сразу становился громоздким и тонул, расползаясь по воде, как студень зеленоватых бурьянов. Это ей так понравилось, что она начала сбивать снег в воду, пытаясь оттолкнуть более крупные комки, которые приобрели особенно причудливые формы. Увлекшись игрой, она не заметила, как Савушкин ушел вперед. Он взгромоздился на низкую ветку дерева, свисающую прямо над ручьем, и ждал ее. Там поверхность ручья была покрыта тонким слоем льда, и по нему все время двигались легкие, мимолетные тени.
— Смотри, какой тонкий лед, видно, как под ним течет вода, — сказала Анна, подходя к мальчику.
«О. нет, Анна Васильевна, это я на ветке сижу. Он качается, и тени, которые он отбрасывает на лед, качаются вместе с ним».
Анна покраснела. Похоже, здесь, в лесу, ей лучше попридержать язык.
Савушкин шел вперед, слегка пригибаясь и бросая зоркие взгляды по сторонам. Анна последовала за ним.
Извилистый путь вел их все дальше и дальше. Казалось, нет конца всем этим деревьям и огромным сугробам, этой заколдованной тишине и испещренным солнцем сумеркам.
Внезапно впереди засветилось голубовато-белое пятно. Деревья стали реже. Тропинка обогнула ореховый куст, и перед их взором открылась обширная поляна, залитая солнечным светом. Посреди поляны в сверкающем белом одеянии стоял старый дуб, высокий и величественный, как собор. Его ветви раскинулись далеко над поляной, а снег, приютившийся в трещинах коры, делал его гигантский ствол словно инкрустированным серебром. Он не сбросил своей засохшей листвы и был теперь до самой макушки покрыт заснеженными листьями.
«Зимний дуб!» — выдохнула Анна. Она благоговейно подошла к дереву и остановилась под его сверкающими ветвями.
Не ведая смятения в душе своего учителя, Савушкин занялся чем-то у подножия ствола, обращаясь с великолепным деревом с фамильярностью давней дружбы.
— Подойдите, Анна Васильевна, — позвал он. “Смотреть!”
Он отодвинул большой ком снега с прилипшей к нему землей и старой травой. В нише внизу валялся маленький шарик, облепленный гнилыми листьями. Скелетообразные остатки листьев были проколоты остроконечными иглами.
«Ежик!» — воскликнула Анна.
«Видите, как хорошо он спрятался?» И Савушкин бережно восстановил над неподвижным ежом защитный покров из земли и снега. Затем он копал в другом месте и обнаружил маленькую пещеру с сосульками, свисающими у входа. Его занимала коричневая лягушка, ее туго натянутая кожа блестела, как будто была покрыта лаком.
Савушкин потрогал лягушку. Он не сделал никакого движения.
«Не хитрый ли он?» — заметил Савушкин. «Притворяясь, что он мертв. Но просто посмотрите, как он прыгнет, как только солнце немного согреет его».
Он вел Анну по миру, который так хорошо знал. В дубе и вокруг него было множество других обитателей: жуки, ящерицы, насекомые. Одни прятались среди корней, другие в глубоких трещинах коры. Худые, иссохшие, видимо безжизненные, они зимовали там всю зиму. Могучее дерево аккумулировало в себе запас жизненного тепла, и лучшего пристанища те бедолаги и желать не могли. Завороженная, Анна наблюдала за этой скрытой лесной жизнью, так мало ей знакомой.
«О, о, мама сейчас на работе!» — раздался тревожный голос Савушкина.
Анна посмотрела на часы. 3:15. Она чувствовала себя в ловушке. Стыдясь своих человеческих слабостей и внутренне прося прощения у дуба, она сказала: «Ну, Савушкин, это только доказывает, что кратчайший путь не всегда лучший путь. Теперь тебе придется идти по шоссе».
Савушкин потупился и ничего не ответил.
Небеса! — подумала Анна, — это ли не ярчайшее доказательство моей некомпетентности!
Утренний урок промелькнул в ее голове. Какими унылыми и безжизненными были ее объяснения, как совершенно лишены чувств. И она учила детей родному языку, такому красивому, такому богатому оттенками, цветом и смыслом! Действительно, опытный учитель! Она сделала всего несколько неверных шагов по пути, на преодоление которого вполне могла уйти целая жизнь. И как не свернуть в сторону, а идти по правильному пути? И все же радость, с которой ее ученики выкрикивали знакомые слова, радость, которую она не вполне ценила и не разделяла, говорила ей теперь, что она все-таки не слишком безнадежно заблудилась.
— Спасибо, Савушкин, за прекрасную прогулку, — сказала она. — Я не имел в виду то, что только что сказал тебе. Конечно, ты можешь пойти в школу по лесной тропинке.
«Спасибо, Анна Васильевна». Савушкин покраснел от удовольствия. Он хотел пообещать своему учителю потом
и там, что больше никогда не опоздает, но колебался, потому что боялся, что не сдержит своего обещания. Он только поднял воротник и, сдвинув шляпу, сказал: «Я провожу тебя до школы».
«Нет, не надо, я сам найду дорогу».
Он посмотрел на нее с некоторым сомнением, потом взял длинную палку, отломил ее более тонкий конец и протянул Анне. — Возьми это, — сказал он. «Если на вашем пути появится лось, просто ударьте его по спине, и он убежит изо всех сил.