Лицей 3 курчатов официальный: АССОЦИАЦИЯ МБОУ ЛИЦЕЙ №3 Г. КУРЧАТОВА, Курчатов (ИНН 4634012892), реквизиты, выписка из ЕГРЮЛ, адрес, почта, сайт, телефон, финансовые показатели

Содержание

Главная

смотреть все новости

[25.01.2023] С Днём студента!

День российского студенчества ежегодно отмечается в России 25 января 2005 года. 24 октября 2007 года был подписан федеральный закон, согласно которому День российского студенчества стал одной из памятных дат России.
Выпускников гимназии в этот день ждал сюрприз. Творческие и активные ученики 4а и 4б классов со своими учителями Ларисой Борисовной и Иветтой Ивановной поздравили будущих студентов и пожелали им исполнения всех желаний. Ребята приготовили для старшеклассников подарки, а также исполнили песню и танец. Удачи вам, дорогие выпускники – будущие студенты!

[22.01.2023] Шахматный турнир

20 декабря 2023 года  в МБОУ «Гимназия №2» состоялся  шахматный турнир. В нём приняли участие обучающиеся 2,3,4,5,8 классов. В процессе игры участники:  Кондратюк Всеволод (8в), Осипов Владимир (4а), Цоппа Ефим (4а), Ляшенко Ярослав (4а),  Бухарина Алиса (4а), Бабушкин Александр (5а), Зыскин Родион (5а), Вертиков Арсений (5а), Булгаков Юрий(3а), Панфилова Эмилия (3а), Панфилова Екатерина (2Б) умело выстраивали грамотные и последовательные цепочки, просчитывали  все возможные варианты и исходы игры,  принимали оперативные решения и делали решающие ходы. Судейство  чемпионата осуществлял Рангульт Дмитрий (9а), победитель чемпионатов городского и регионального уровней. Организаторы мероприятия: Вертикова Т.А, зам.директора по НМР,  и Стригункова Л.А., учитель физической культуры  МБОУ «Гимназия№2».

[21.01.2023] Награждение победителей и участников Всероссийского творческого конкурса «Слава Созидателям!»

«Я хочу стать Созидателем!» Именно под такой идеей в 2022 году прошёл седьмой Всероссийский творческий конкурс «Слава Созидателям!», организаторами которого ежегодно выступает некоммерческое партнерство «Информационный Альянс АТОМНЫЕ ГОРОДА». Экспертной комиссии были представлены творческие работы в следующих номинациях: «Один в один с Созидателем»(одна архивная фотография Героя и одна фотография Автора, сделанная в стилистике, схожей с фотографией Героя) и «Комикс о Созидателе» (серия нарисованных от руки на листе бумаги иллюстраций с текстом, образующая связное повествование о значимом событии в жизни Созидателя). Всего от города Курчатова было представлено 125 работ, среди них 28 — наших гимназистов.

В связи с капитальным ремонтом МБОУ «Гимназия №2», реализованном в рамках национальных проектов «Модернизация школьных систем образования», обучающихся не удалось поздравить ранее. Однако 19 января в обновлённых стенах актового зала гимназии состоялась торжественная церемония награждения победителей и участников Всероссийского творческого конкурса «Слава Созидателям!». Памятные призы вручила Людмила Николаевна Никитина, которая выразила слова благодарности всем конкурсантам и пожелала успехов в дальнейшем участии.

Всероссийский творческий конкурс «Слава Созидателям!» представляет собой коммуникационный проект, помогающий взаимодействовать подрастающему поколение с более старшим, узнавать и увековечить историю своей семьи и почётных граждан, а также их вклад в развитие и процветание города.

День почерка или день ручного письма

День почерка или день ручного письма отмечается 23 января. Праздник был учрежден, чтобы напоминать человечеству о таком уникальном явлении, как ручная письменность, ведь в современном
обществе высоких технологий люди все реже пишут от руки, предпочитая для этого компьютеры и сотовые телефоны.

В гимназии прошёл конкурс “Юный каллиграфик”. Все участники старались донести до членов жюри неповторимость своего каллиграфического почерка.

 

 

Среди обучающихся 1-х классов:
1 место – Мануйлова Александра (1В)
2 место – Балицкая Анастасия (1А)
3 место – Мелихов Александр (1Б)
  Среди обучающихся 5-х классов:
1 место – Гаврилов Тимур (5А)
2 место – Острягина Мария (5А)
3 место – Онищенко Ксения (5А)
     
Среди обучающихся 2-х классов:
1 место – Шагинян Наталья (2Б)
2 место – Тарасов Кирилл (2Б), Смирнов Пётр (2А)
3 место – Васильев Назар (2В)
  Среди обучающихся 6-х классов:
1 место – Попова Виктория (6 Б)
2 место – Ситников Егор (6 В)
3 место – Иванова Яна (6 Б)
 
 
 
Среди обучающихся 3-х классов:
1 место – Гончаров Тимофей (3Б)
2 место – Подгайная Анастасия (3В)
3 место – Дрюк Егор (3А)
  Среди обучающихся 7-х классов:
1 место – Бугрова Алиса, Поварова Софья (7 А)
2 место – Головина Виктория, Звягинцева Дарья (7 Б)
3 место – Иванцова Валерия, Макаров Владислав (7 В)
     
Среди обучающихся 4-х классов:
1 место – Ляшенко Ярослав (4А)
2 место – Шагинян Карине (4Б), Кинцель Александра (4А)
3 место – Ручкина Софья (4В)
  Среди обучающихся 8-х классов:
1 место – Атанова Полина (8 А)
2 место – Правдивцева Татьяна (8 А)

 

Выбор профессий

В рамках профориентации в нашей гимназии 24 января 2023 года состоялась встреча обучающихся 9-11 классов с преподавателями Юго-Западного государственного университета (swsu.
ru), на которой учеников познакомили с направлениями обучения, условиями поступления в данный вуз. Представители ВУЗа рассказали о перспективах получения специальностей, востребованности выбранной профессии, трудоустройстве студентов после получения образования. Старшеклассники получили приглашение на день открытых дверей и экскурсию по университету.

 

Знакомство с химией

Очень химия полезна,
Это знаем мы железно,
Всем нам химия поможет,
Даже волосы уложит.
Все помоет, постирает,
Тщательно поубирает,
Нарисует и напишет,
И преступника разыщет.

24 января ребята из 1В класса посетили кабинет химии. Русакова Е.В. и обучающиеся провели занимательные опыты по превращению веществ, продемонстрировали фильм о веществах, окружающих человека в быту и рассказали о самой интересной, весёлой и красочной науке – химии! Обучающиеся 1В класса остались очень довольны!

 

Посвящение в первоклассники

20 декабря в нашей гимназии наступил традиционный, долгожданный день – «Посвящение в первоклассники». Нарядные, веселые, любознательные ребята с нетерпением ждали начало мероприятия, к которому они заранее готовились. Еще совсем недавно первоклассников называли детьми, малышами, а теперь о них гордо говорят: «Это ученики». В гости пришли ребята из подготовительной группы детского сада №4, они подготовили небольшое выступление: песню и танец в подарок. Было весело и интересно: ребята читали стихотворения, пели песни, отгадывали загадки. С первоклассниками играла Кнопочка. Все с нетерпением ждали новых заданий, отвечали хором, дружно. Хочется отметить, что для наших первоклассников – это первый настоящий праздник, на котором они показали свои актерские и творческие способности. Восторгу ребят не было предела! Наши дорогие первоклашки получили массу положительных эмоций и мы надеемся, что в предстоящей жизни они также легко преодолеют все препятствия, а мы, взрослые, им всегда поможем! В добрый путь, ребята!

 

Навигатор дополнительного образования детей Курской области

Навигатор дополнительного образования детей (ДОД) — это единый портал федерального значения. Его цель — помочь родителям выбрать направления развития детей: секции, кружки.

В системе предусмотрен фильтр, где можно задать интересующие параметры (например, возраст ребенка, способности, особенности здоровья и т.д.) и получить возможные варианты кружков и секций. Например, выбрать художественную школу или занятия танцами.
Записаться на занятия по любой программе можно не выходя из дома.   
Зайдите на сайт Р46.НАВИГАТОР. ДЕТИ, пройдите процедуру регистрации, и перед вами откроются все возможности системы дополнительного образования.

 

Мероприятия по профилактике коронавирусной инфекции

Мероприятия по профилактике коронавирусной инфекции

 

Актуально

     
 
   Информационно-методическое письмо по гриппу
 

Методические рекомендации
об использовании устройств мобильной связи
в общеобразовательных организациях

 

Бесплатный онлайн-сервис «Мои достижения»
помогает проверить знания и напоминает
о правилах заполнения бланков ЕГЭ ОГЭ

 
Всероссийский проект
ОТКРЫТЫЕ УРОКИ
  Видео-материалы  по вопросам
защиты персональных данных

 

Права ребёнка

  

Если тебе сложно – 

просто позвони

 Дети-ивалиды учатся 

в обычных школах 

 

Конвенция о

правах ребёнка

Информация об официальных страницах в социальных сетях Уполномоченного по правам ребенка в Курской области, Детского общественного совета, Совета отцов Курской области в целях правового информирования несовершеннолетних и их родителей >>>>>>>>>>

 

Уважаемые родители!

 

МБОУ “Гимназия №2” объявляет прием детей

в первый класс (2023/2024 учебный год).

  

>>>>>>>>>>

 

О количестве вакантных мест

в первых классах МБОУ «Гимназия №2»

на 2023/2024 учебный год

подробнее

 

Полезные ссылки

 

 

Портал «ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ.ДЕТИ» 

Портал «Я-родитель»

«СЕТЕВИЧОК» смотреть видео о безопасности в сети   

   
 

bus. gov.ru

Фейки в чатах Whatsapp: инструкция по реагированию>>>>    

 

Главная

смотреть все новости

[20.10.2021] ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

.

   ПАРУС-ТВ 

 

 https://vk.com/parustv.kurchatov                                                                                                          http://www.kurchatov.info

 

 

«Хорошая школа – развивающаяся,

обновляющаяся школа»

  

 

 Здравствуйте, уважаемые посетители сайта МБОУ «СОШ № 6» города Курчатова!

          Мы рады приветствовать Вас на нашем официальном сайте, который является электронным портретом нашей  школы! Вашему вниманию представлены  основные нормативные акты, регулирующие процесс обучения и воспитания, новости, расписание занятий, самые важные события из жизни  школы.

Здесь вы также сможете познакомиться с нашим замечательным коллективом, нашими достижениями и творческой деятельностью.

Надеемся, что наш сайт будет для Вас полезным.

 

Подробнее …

Покорми птиц!

  Доброта начинается с малого. В январе в нашей школе прошла акция «Покормите птиц зимой». Цель акции: воспитать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.

Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Действительно, зима – трудное время для них. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм. В рамках акции мы читали детям художественные произведения, проводили познавательные беседы о зимующих птицах, игры экологической направленности « Угадай, кто прилетел на кормушку», рассматривали открытки и иллюстрации «Птицы нашего края».
           Совместно с родителями дети изготовили кормушки для пернатых. Обучающиеся 7 «В» помогли развесить малышам из 3 «Д» класса их на деревья в школьном дворе, и получилась «Птичья столовая». К этой благородной на наш взгляд акции подключились все воспитанники школы. Родители с энтузиазмом поддержали детей и помогли изготовить много самых разнообразных моделей кормушек. Тут и теремки ( 3 «В» класс), и кормушки из пластиковых бутылок (1 «А» класс), с рисунками и без, декорированные природным материалом. Для безопасного «обеда» даже острые края обрезанных бутылок заклеили скотчем.

Надеемся, что наша забота будет вознаграждена весенней птичьей трелью!

 

ДРУЖБА И ОБЩЕНИЕ БЕЗ ГРАНИЦ

Конец года пополнился еще одним значимым школьным событием . Благодаря поддержке платформы «Сферум» обучающиеся нашей школы смогли принять участие в Телемосте школ побратимов. И хоть каникулы уже начались, ребята с радостью пришли на встречу, чтобы в дальнейшем подружиться со своими сверстниками из средней общеобразовательной школы №37 г. Курска и «Мангушской школой №2» Донецкой Народной Республики.

В ходе работы телемоста ребята имели возможность пообщаться друг с другом , послушать рассказ о школах участников, поделиться своими достижениями. На такой позитивной ноте ребята встретили и приняли поздравления Деда Мороза и вместе зажгли новогоднюю елку.

Начало дружбе положено! Будем ждать очной встречи!

 

ЮБИЛЕЙ КЛАССА КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В соответствии с федеральным базисным планом по общеобразовательным программам основного и среднего (полного) общего образования и программам регионального компонента , отражающих этнографическое направление, в 2012 году в школе был открыт первый кадетский класс казачьей направленности, в 2016 – второй, в 2020 году – третий подобный класс. Обучение и воспитание обучающихся в подобной форме нашло широкий отклик в родительских кругах и у самих воспитанников. В целях возрождение традиций русского казачества и приобщения к культуре русского народа на базе казачьих классов создаются ансамбли песни и танца «Русская казачка» и ансамбль «Казачок». Кроме обязательных предметов базисного учебного плана, в учебный процесс включаются знания по внеурочной деятельности, на которых обучающиеся проходят уроки строевой и силовой подготовки, разбирают и собирают автомат Калашникова, стреляют из пневматического оружия, изучают историю российского казачества, посещают Храм, изучают фольклор. Ансамбль «Русская казачка» является неоднократным лауреатом и призером конкурсов различного уровня.

На праздничное мероприятие и большой концерт 8 декабря 2022 года приехали и выступили с поздравительной речью Атаман Курского окружного казачества казачий полковник И.В.Филлиповский, заместитель Атамана по безопасности Курского окружного казачества В.Л. Шашков, Атаман Курчатовского хуторского казачьего общества А.С.Зеленица, первый заместитель Атамана Курчатовского хуторского казачьего общества Д.В.Хохлов, заместитель командира войсковой части 35137 по военно-политической работе И.С.Деменьтьев. Воспитанников и преподавателей с юбилеем поздравила директор школы Н. М.Кургузова.

 

Безопасность на дороге!

В МБОУ «СОШ №6» г.Курчатова 09.12.2022г. социальным педагогом Спрыжковой А.Е. было проведено мероприятие с обучающимися школы, на которое была приглашена инспектор по пропаганде БДД ОГИБДД МО МВД России «Курчатовский» младший лейтенант полиции Тарасенко В.П. Она провела беседу о правилах дорожного движения, в рамках Дня Конституции.

Цель мероприятия: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Привлечь внимание обучающихся к изучению правил дорожного движения.

Вероника Павловна рассказала ребятам о правилах дорожного движения, обучающиеся овладели навыками безопасного поведения на улицах и дорогах, усвоили правила при дорожно-транспортном происшествии, защите жизни и здоровья в условиях опасных дорожных ситуациях.

Лучший способ сохранить жизнь – соблюдать правила дорожного движения.

 

День художника

            День художника – это праздник не только самих профессионалов данного вида искусства, но и любителей живописи.  8 декабря отмечается Международный день художника, который был учреждён в 2007 году Международной Ассоциацией «Искусство народов мира».

Искусство – как творческое выражение человека. Оно заключает в себе множество вещей: изображает красоту жизни или горькую реальность, фиксирует исторические факты, природу, красоту человека и т.д. Одним словом, без художественных произведений нет ни истории, ни культуры. Профессиональный праздник отмечают все деятели искусства — живописцы, скульптуры, фотографы, архитекторы, музыканты.

В нашей школе учится много талантливых ребят, которые в этот день решили отметить эту дату своими авторскими работами и продемонстрировать уважение к страсти и творчеству всех художников.

Ну а самые юные творцы учились рисовать новогодние открытки нашим воинам, которые обязательно дойдут до сердца каждого солдата, вынужденного находиться вдали от дома.

 

информационно-методические материалы и видеоролики о мерах профилактики гриппа и ОРВИ

Информационно-методическиематериалыомерахпрофилактикигриппа и ОРВИ

 

С ПОБЕДОЙ !

1 декабря на базе пожарно-спасательной части №8 г. Курска прошла церемония награждения победителей и призеров областных, межрегиональных и всероссийских конкурсов детско-юношеского творчества по пожарной безопасности за 2019-2022 гг.

На награждение была приглашена обучающаяся 4Б класса Пашкова Дарья (кл. руководитель Баркова М.Б.). Дарья стала победителем ХХХ областного конкурса детского творчества по противопожарной безопасности и аварийно-спасательной тематике «Неопалимая купина» и призером (3 место) ХVII Всероссийского конкурсе детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина» в 2020 году за работу «Кроссворд 112» (кроссворд).

Дальнейших успехов тебе, Дарья!

 

Международный день инвалидов

2 декабря 2022г. в школе прошло мероприятие, посвященное Международному дню инвалидов ходе беседы ребятам рассказали об особенностях толерантного отношения к представителям данной социальной группы. Кроме того, обучающиеся 4 «в» под руководством Цукановой О. А. вспомнили ключевые постулаты здорового образа жизни с помощью книжных изданий и иллюстративного материала. Динамичным завершением мероприятия стала пятиминутка физической активности.

 

День неизвестного солдата

3 декабря наша страна отмечает День Неизвестного Солдата. Эта сравнительно новая памятная дата в российской истории. Этот памятный день призван увековечить память, воинскую доблесть и бессмертный подвиг советских и российских воинов, которые погибли в боевых действиях и чьи имена остались неизвестными. Впервые День Неизвестного Солдата в нашей стране отмечали в 2014 году.

Согласно плану воспитательной работы, с целью воспитания у учащихся уважения к защитникам Родины, чувства гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость Отчизны в суровые годы, а также формирования знаний о памятной дате 3 декабря в школе прошли мероприятия, приуроченные к этой дате.

Учащиеся 7 «В» класса возложили цветы на братской могиле в с. Успенка воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В 5-8 классах прошли классные часы. Состоялась встреча ребят со старшим научным сотрудником Курчатовского краеведческого музея Нарбековой Т.П., командиром поискового отряда «Высота» Некрасовым В.А., участником ПО «Высота» Раздобариной Ю.А. . В ходе проведения мероприятия Владимир Анатольевич рассказал об исторических событиях Второй Мировой войны, о работе поискового отряда, об установлении личности бойца по найденным останкам, о захоронении, поиске родственников. Диалог получился очень интересным. Ребята не только слушали, но и задавали много вопросов, касающихся деятельности поискового отряда.

В конце встречи участники почтили память всех неизвестных солдат, защищавших Отечество, минутой молчания.

 

Урок цифры

На этой неделе обучающиеся 7-11класса поучаствовали во всероссийском образовательном проекте в сфере информационных технологий «Урок цифры»

Задача проекта- дать знания от ведущих технологических компаний: Яндекса, «Лаборатории Касперского», Фирмы «1С», госкорпорации Росатом и VK, а также Академии искусственного интеллекта для школьников благотворительного фонда Сбера «Вклад в будущее».

Так, сегодня приняли участие в уроке «Видеотехнологии» ребята 10 класса. Ученики узнали, как устроены современные видеотехнологии и прошли комплекс заданий.

Более детально помогла разобраться ребятам учитель информатики Поддубная Е.В.

Поучаствовать в проекте удалось благодаря проекту ЦОС.

 

Страница 1 из 18

«ПерваяПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя»

Игорь Васильевич Курчатов | Советский физик

Год рождения:
12 января 1903 г. Россия
Умер:
7 февраля 1960 г. (57 лет) Москва Советский союз
Предметы изучения:
ядерная энергия ядерное деление термоядерная реакция преобразование энергии

Просмотреть весь связанный контент →

Курчатов Игорь Васильевич (род. 12 января 1903, Сим, Россия — умер 7 февраля 1960, Москва), советский физик-ядерщик, руководивший разработкой первой в своей стране атомной бомбы, первой практической термоядерной бомбы и первой ядерной бомбы. реактор.

Отец Курчатова был геодезистом, а мать учительницей. В 1912 году семья переехала в Симферополь в Крыму. В 1920 году Курчатов поступил в Симферопольский государственный университет, который через три года окончил со степенью физика. В 1925 г. он был приглашен в Физико-технический институт им. А. Ф. Иоффе АН СССР в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Первые исследования Курчатова касались того, что сейчас называется сегнетоэлектричеством. В 1933 году он перенес свои исследовательские интересы на формирующуюся область ядерной физики, знакомясь с литературой и проводя эксперименты. Вместе со своими коллегами он публиковал статьи по радиоактивности и руководил строительством первых советских циклотронов.

Известие об открытии деления немецкими химиками Отто Ганом и Фрицем Штрассманом в 1938 быстро распространились в международном физическом сообществе. В Советском Союзе эта новость вызвала волнение и беспокойство по поводу возможного применения. Курчатов и его коллеги занялись возникшими в результате новыми исследовательскими проблемами, проводя эксперименты и публикуя статьи о спонтанном делении, уране-235, цепных реакциях и критической массе. Вдохновленные этими результатами, Курчатов и его коллеги представили в августе 1940 г. в Президиум АН СССР план, рекомендовавший дальнейшие работы по урановой проблеме. Академия ответила собственным планом по мере того, как росло осознание военного значения атома. После вторжения Германии в Советский Союз 22 июня 19 г.41, исследования ядерного деления остановились, и ученые были вынуждены заняться другими задачами. Курчатов работал над методами размагничивания для защиты кораблей от магнитных мин, а позже возглавил бронетанковую лабораторию в Институте им. П.Н. Лебедева АН СССР. К началу 1943 года отчеты разведки о британско-американском проекте по созданию атомной энергии и страх перед немецкой атомной бомбой помогли стимулировать возобновление советских исследований. В апреле 1943 г. Курчатов был назначен научным руководителем Лаборатории № 2 (ЛИПАН). После бомбардировок японских городов Хиросима и Нагасаки советский премьер Иосиф Сталин приказал провести экстренную программу, и обязанности Курчатова чрезвычайно возросли, когда он реализовал программу, сравнимую с Манхэттенским проектом в Соединенных Штатах.

Курчатов руководил строительством первого ядерного реактора в Европе (1946 г.) и руководил разработкой первой советской атомной бомбы, которая была испытана 29 августа 1949 г., через четыре года после того, как США провели свое первое испытание. Курчатов также руководил работой по созданию термоядерной бомбы, основные испытания которой состоялись в августе 1953 года, а более современная конструкция — в ноябре 1955 года. операция в 1954), атомоход Ленин . Курчатов также руководил исследованиями «предельного источника энергии», ядерного синтеза, сосредоточившись на средствах сдерживания чрезвычайно высоких температур, необходимых для инициирования и поддержания процесса синтеза в термоядерном реакторе.

Курчатов был избран в Академию наук в 1943 году, а в 1949, 1951 и 1954 годах он был удостоен звания Героя Социалистического Труда. И.В. Курчатовский институт атомной энергии в 1960 (переименован в Российский научный центр «Курчатовский институт» в 1991 г.). Также Курчатовская медаль учреждена Академией наук и вручается за выдающиеся работы в области ядерной физики.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Томас Б. Кокран Роберт С. Норрис

Ученые и математики в СССР | Американский опыт | Официальный сайт

Гонка за супербомбой | Статья

Ученые и математики в СССР

Игорь Курчатов

Игорь Курчатов, (1903 – 1960)

Андрей Сахаров однажды описал Игоря Курчатова как человека, наиболее ярко выраженной чертой которого было его увлечение “большой” наукой. Физик, возглавлявший советскую ядерную программу с 1943 г. до своей смерти в 1960 г., запомнился и работавшим на него ученым как человек с здравым чувством юмора; теплый и верный друг, который очень заботился о своих подчиненных; и чрезвычайно организованный администратор. Близкие прозвали его бородой после того, как он перестал бриться во время войны – он сказал, что избавится от бороды только после того, как немцы будут разбиты. На самом деле, он никогда этого не делал. Лохматая растительность на лице делала его похожим на православного священника.

Курчатов родился на Южном Урале в январе 1903 г. в семье землемера и школьной учительницы. В 1920 году поступил в Таврический университет. Он окончил школу на год раньше и написал свою первую научную работу о радиоактивности снега. В 1925 г. он получил приглашение от известного физика Абрама Иоффе присоединиться к сотрудникам его института в Ленинграде.

Первые несколько лет своей профессиональной жизни Курчатов посвятил физике диэлектриков, области исследований, которая имела непосредственное применение в промышленности. Но в 1932 года он и ряд других советских ученых увлеклись новой и захватывающей областью ядерной физики. Область исследования, которая, как многие ошибочно полагали, будет иметь практическое применение только в очень отдаленном будущем.

Международное физическое сообщество в 1930-е годы было небольшим и очень тесно связанным между собой. В 1930-е годы было всего несколько институтов, проводивших новаторские исследования в области ядерной физики. Одной из них была Кавендишская лаборатория Кембриджского университета в Англии, другой — команда Энрико Ферми в Римском университете, а третьей — команда Курчатова в Ленинграде. Их работы публиковались в научных журналах, и они отслеживали результаты друг друга.

После того, как немцы вторглись в Советский Союз в июне 1941 года, большинство ученых-ядерщиков отказались от своих исследований, чтобы заняться военными делами. Лаборатории и ученые были эвакуированы из Москвы и Ленинграда в отдаленные районы. Курчатов присоединился к группе, занимавшейся защитой кораблей от магнитных мин. Однако уже через год советские ученые заметили тревожное молчание Запада по поводу деления ядер. Журналы, которые всего пару лет назад были полны новостей о последних открытиях, не упоминали о ядерных исследованиях. Советские ученые поняли, что ядерные исследования США стали секретными, и пришли к выводу, что это может означать только то, что США пытаются создать атомную бомбу.

В 1943 году Курчатов был избран руководителем собственной секретной ядерной программы Советского Союза, которой он посвятил всю оставшуюся жизнь. С годами, с успехом проекта и растущим осознанием разрушительной силы ядерного оружия, Курчатов все больше тревожился по поводу возможности его применения. В 1954 году, после того как США испытали бомбу мощностью 15 мегатонн в Тихом океане, Курчатов и несколько других советских ученых написали статью об опасностях атомной войны. «Темпы роста атомных взрывчатых веществ таковы, — предупреждали они, — что всего через несколько лет их запасы будут достаточно велики, чтобы создать условия, при которых существование жизни на Земле станет невозможным. Взрыв около 100 водородных бомб может привести к такому результату». Но он был свидетелем 1955-е испытание первой советской супербомбы, ставшее поворотным для Курчатова. И он, и Сахаров начали испытывать глубокое чувство ответственности за последствия своей работы. И они оба начали возражать против дальнейшего тестирования.

Однако успех программы принес Курчатову огромный авторитет в Советском Союзе, особенно среди политической элиты. Советский лидер Никита Хрущев писал в своих мемуарах: «Мы были так уверены в нем, что позволили ему гулять одному по Англии, посещая физиков и посещая лаборатории … Само собой разумеется, что такой замечательный человек, такой великий ученый , и поэтому преданный патриот заслужил бы наше полное доверие и уважение».

В своем последнем публичном выступлении Курчатов заявил: «Я рад, что родился в России и посвятил свою жизнь советской атомной науке. Я глубоко верю и твердо убежден, что наш народ и наше правительство будут использовать достижения эта наука исключительно на благо человечества».

Игорь Юрьевич Тамм, (1895 – 1971) 

В очерке об Игоре Тамме русский писатель утверждает, что физик-теоретик принадлежал к интеллигенции, «убежденной, что самое главное — это что-то построить, сделать что-то полезное. ” Далее он добавил, что «возможно, самым важным был независимый дух [Тамма] в делах больших и малых, в жизни и в науке».

Во многом Тамм был бунтарем. Он родился во Владивостоке в 1895 году в семье городского инженера. В 1913 году родители отправили его в университет в Шотландии, надеясь, что это удержит его от революционной политики. Но уже в следующем году вернулся в Россию и начал учиться в Московском университете. Он вступил в меньшевистскую партию, выступал против дальнейшего участия России в Первой мировой войне и в бурные годы после русской революции 1917 года был заключен в тюрьму как большевиками, так и антибольшевистскими силами.

Несмотря на давление, Тамм так и не вступил в Коммунистическую партию, и после того, как его брат был арестован и казнен, он, по-видимому, держал наготове чемодан на случай, если тайная полиция тоже приедет за ним. Физик и правозащитник Андрей Сахаров говорит, что Тамм на протяжении всей жизни оставался верен своему юношескому убеждению, что «чистый, неискаженный социализм [является] единственным средством решения проблем человечества и обеспечения всеобщего счастья».

Тамм поступил на факультет Московского университета в 1922, а с 1930 по 1941 год заведовал кафедрой теоретической физики. В 1934 г. он создал теоретический отдел Физического института Академии наук, который возглавлял до своей смерти в 1971 г. В 1948 г. Игорь Курчатов, глава советской ядерной программы, попросил Тамма собрать команду ученых, чтобы проверить расчеты, которые другие ученые уже завершили в отношении возможности создания водородной бомбы. Тамм отобрал для работы над проектом своих самых талантливых учеников, в том числе Сахарова и Виталия Гинзбурга. Сахаров отказался от существующей конструкции водородной бомбы, придумав новую концепцию, которую он назвал «слоеным пирогом».

Вскоре после этого Тамм, Сахаров и другие члены группы были отправлены для продолжения работы в Арзамас, секретную оружейную лабораторию. Именно в эти годы между Сахаровым и Таммом сложились очень тесные профессиональные и личные отношения. Позже Сахаров скажет, что «Игорь Тамм сыграл самую большую роль в моей жизни», добавив, что Тамм был единственным ученым, который повлиял на его мнение по социальным вопросам. После успешного испытания «Слоеного пирога» в 1953 году Тамм был награжден звездой Героя Социалистического Труда и Сталинской премией. Вскоре после этого он попросил отправить его обратно в Москву.

В 1958 году Тамм был со-лауреатом Нобелевской премии по физике за открытие так называемого эффекта Черенкова. Он продолжал заниматься теоретической физикой до конца 60-х, несмотря на то, что его здоровье быстро ухудшалось. В конце жизни ему была присуждена высшая награда Академии наук — медаль Ломоносова. Он был слишком болен, чтобы читать традиционную лекцию на церемонии награждения, поэтому ее прочитал ему эмоциональный Сахаров.

Андрей Сахаров

Андрей Сахаров, (1921 – 1989)

Андрея Сахарова часто называют «отцом советской водородной бомбы», но большинство людей знают его как одного из самых ярых и непреклонных борцов за права и свободы человека в ХХ веке. Именно за его деятельность в качестве откровенного диссидента советского режима Нобелевский комитет присудил ему Премию мира в 1975 году. В цитировании он был назван «совестью человечества», говоря, что он «боролся не только против злоупотребления властью и нарушений человеческого достоинства во всех его формах, но с равной энергией боролся за идеал государства, основанного на принципе справедливости для всех». Советские власти отказали ему в разрешении поехать в Норвегию для получения награды.

Сахаров родился 21 мая 1921 года в семье учителя физики. Он вспоминает: «Я с детства жил в атмосфере порядочности, взаимопомощи и такта, уважения к труду, к овладению профессией». В 1938 г. он поступил на физфак Московского университета, где быстро был признан отличником. Он был освобожден от военной службы во время Второй мировой войны и вместо этого работал на военном заводе.

В своих мемуарах Сахаров вспоминает, как перед войной он впервые услышал о делении ядер от своего отца, посетившего лекцию на эту тему. Но он не задумывался над этим вопросом, пока не услышал об атомной бомбардировке Хиросимы 6 августа 19 года.45. «По дороге в пекарню я остановился, чтобы просмотреть газету, и обнаружил объявление президента Трумэна… Я был так ошеломлен, что у меня чуть не подкосились ноги. Не могло быть никаких сомнений в том, что моя судьба и судьба многих других, быть может, всего мира, изменилось за одну ночь. Что-то новое и удивительное вошло в нашу жизнь, продукт величайшей из наук, дисциплины, которую я почитал».

Сам Сахаров был завербован для работы над советской программой создания ядерного оружия 19 июня.48 его профессора Игоря Тамма. Позже он писал: «Никто не спрашивал, хочу ли я принять участие в такой работе. У меня не было реального выбора в этом вопросе, но концентрация, полная поглощенность и энергия, которые я приложил к задаче, были моими». За несколько месяцев молодой аспирант-физик придумал совершенно новую идею конструкции водородной бомбы, которую он назвал «слоеным пирогом».

Его работа над ядерной программой в конце концов привела Сахарова к инакомыслию. После испытания первой советской супербомбы в 19В 55 лет Сахаров все больше беспокоился о последствиях своей работы: «Когда видишь все это сам, что-то в тебе меняется», — писал он. «Когда видишь сгоревших птиц, которые чахнут в выжженной степи, когда видишь, как ударная волна сносит здания, как карточные домики, когда чувствуешь смрад расколотого кирпича, когда чувствуешь расплавленное стекло, сразу вспоминаешь времена войны… Все это вызывает иррациональное, но очень сильное эмоциональное воздействие. Как не начать думать о своей ответственности в этот момент?”

В 1957 году его беспокойство по поводу биологической опасности ядерных испытаний вдохновило его на написание статьи о воздействии низкоуровневой радиации. В нем он пришел к выводу, что взрыв бомбы мощностью в одну мегатонну приведет к 10 000 человеческих жертв. «Остановка испытаний, — писал он, — непосредственно спасет жизни сотен тысяч людей». В течение следующих десяти лет его все больше и больше интересовали гражданские вопросы. А в 1968 году, еще работая над советской программой создания ядерного оружия, Сахаров написал эссе, которое привлекло к нему международное внимание.

«Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», подвергли критике советскую политическую систему. В нем Сахаров выступал за «демократическое, плюралистическое общество, свободное от нетерпимости и догматизма, гуманитарное общество, которое будет заботиться о Земле и ее будущем». Копия статьи была вывезена контрабандой из Советского Союза и опубликована в New York Times. К концу 1969 года во всем мире было распространено более 18 миллионов экземпляров эссе.

После публикации “Размышлений” Сахаров был уволен из оружейной программы. Он становился все более активным защитником прав человека, и когда он осудил советское военное вмешательство в Афганистан, советские власти быстро отреагировали, отправив его в ссылку в Горький 19 января.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *