Логопед или дефектолог: Дефектолог, олигофренопедагог и нейропсихолог в Волгограде

Логопед-дефектолог и логопед: в чём разница?

Как выбрать занятия с логопедом в Кирове? Что делает логопед, а с какой проблемой лучше всего обращаться к логопеду-дефектологу? Разберем подробно!

Начнем с небольшого отступления. Дефектология – наука о дефекте, которая охватывает вообще все возможные нарушения. У детей могут быть дефекты (нарушения) зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, и речи.

С каждым из этих дефектов работает свой специалист:

– с нарушениями зрения – тифлопедагог;
– с нарушениями интеллекта – олигофренопедагог;
– с дефектами слуха – сурдопедагог
– с нарушениями речи – логопед (учитель-логопед).

Все эти специалисты – дефектологи, так как изначально корректируют дефекты, каждый в своей области. Традиционно приставку «дефектолог» не произносят. Обращаясь, например, к сурдопедагогу, мы подразумеваем, что он дефектолог-сурдопедагог.

Еще один пример: мы не разделяем понятия «хирург» и «врач-хирург», потому что хирург по умолчанию врач, и разделять эти понятия неверно.

Чем же отличается логопед от логопеда-дефектолога?

Ничем. Это два варианта названия одного и того же специалиста.

Причем как уже писали выше, не корректно упоминать приставку «дефектолог», ведь логопед по умолчанию специалист в речевых дефектах. Также, как мы не говорим дефектолог-олигофренопедагог, дефектолог-сурдопедагог, дефектолог-тифлопедагог. Название специалиста само по себе подразумевает коррекцию определенного нарушения.

Почему тогда неврологи и психиатры направляют именно к логопеду-дефектологу?

Здесь очень тонкий момент: из всех направлений дефектологии, именно логопедия занимается, в том числе, с полностью здоровыми детьми.

Логопед – тот «универсальный солдат», который может корректировать серьезные речевые дефекты, а может просто ставить звуки у полностью здоровых детей. Выбирая работу только со здоровыми детьми, логопед теряет квалификацию, уходя от дефектологии.

В результате мы получаем логопедов с одинаковым образованием и компетенциями на старте, но один работает по специальности, корректируя речевые нарушения. А второй уже не логопед в полном смысле этого слова, хотя имеет диплом и право называться логопедом.

Чтобы внести хоть какую-то ясность, врачи говорят «логопед» и «логопед-дефектолог». Подразумевая специалистов с разными компетенциями, уровнем знаний и опытом.

Хорошо, как понять, где «логопед», а где логопед?

Логопед не всегда будет называть себя логопедом-дефектологом, ведь это название не корректно.

Ориентируйтесь на отзывы, высшее образование (закончив трехмесячные курсы, можно стать только условным «логопедом»), курсы повышения квалификации и опыт. Логопедия – интересное и сложное направление дефектологии, здесь знания неотделимы от опыта.

Есть еще несколько критериев, по которым можно определить, кто перед вами:

  • Логопед не боится показывать свою работу. Логопед не выставляет родителей за дверь, объясняя это тем, что «у нас так принято» и «ребенок будет отвлекаться». Результат будет только тогда, когда есть связь «родитель-ребенок-специалист». Логопед должен быть заинтересован в общении с родителем, равно как и родитель – в общении с логопедом. Если специалист отказывает в просьбе присутствовать на занятии, стоит задуматься, почему так происходит.

    01

  • Общие и размытые ответы на вопросы родителей. Логопед должен подробно ответить на все вопросы. Если вы слышите общие фразы с подтекстом «Зачем вам вникать в это, всё равно не поймете» – перед вами не логопед, а «логопед».

    02

  • Отсутствие четкого плана коррекции. Логопед после диагностики или после нескольких диагностик, если ребенок сложный, должен построить программу коррекции и донести ее до вас. Родитель должен понимать, что и зачем делает на занятиях с ребенком специалист.

    03

Подведем итог. Логопед и логопед-дефектолог – два названия одного специалиста, причем второе название не совсем корректно. Логопед без приставки «дефектолог» занимается коррекцией речевых недугов разной степени тяжести, иногда вместе с другими специалистами: неврологом, психиатром и так далее.

Но современные реалии таковы, что врачи вынуждены выделять настоящих логопедов приставкой «дефектолог», чтобы отделить логопедов от «логопедов», которые занимаются со здоровыми детьми пальчиковой гимнастикой и другими вещами, не относящимися к их прямому назначению: коррекции речевых дефектов.

Записаться на приём

Логопед или дефектолог? – ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб

Очень часто родители не могут определиться, какой специалист им нужен для консультации. Ошибочно считают, что дефектолог занимается речью. Давайте разберемся, какой специалист и когда нужен для  занятий с ребенком.

Логопед – это специалист, который занимается выявлением нарушений речи и их исправлением у детей. Однако работой по коррекции звукопроизношения она не ограничивается. Занятия, как правило, направлены на развитие всех компонентов речи, имеют комплексный подход. Специалист развивает не только речь ребенка, но и внимание, восприятие, память, мышление, ориентировку в пространстве. Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики руки, что позволяет подготовить руку ребенка к письму.

В соответствии с возрастом ребенка логопед оценивает состояние звукопроизношения, объем словаря, правильность построения фраз, коммуникативные умения.

На занятиях логопеда дети развивают подвижность артикуляционного аппарата, играют со звуками, выполняют упражнения на формирование фонематического слуха, лексико-грамматического строя.

Зачем все это надо?

Если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него:

  • возникнут проблемы в общении;
  • комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности;
  • не научится красиво и правильно рассказывать – трудно будет грамотно излагать свои мысли;
  • не сумеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме,
  • сложно будет научиться читать.

К сожалению, многие мамы и папы не придают серьёзного значения плохой речи своих детей, тщетно надеясь, что с возрастом это само пройдёт. Самое обидное, что  дефекты речи могут создавать большие трудности и во взрослой жизни при выборе профессии, связанной с общением с другими людьми. Многие подростки обращаются к специалисту, сетуя на родителей за то, что те вовремя не предприняли необходимых мер по исправлению недостатков речи и произношения.

Правильная и красивая речь нужна и важна в любом возрасте.

Кто такой учитель-дефектолог?

Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Дефектолог (коррекционный педагог) – понятие достаточно широкое. Дефектологи занимаются обучением и воспитанием детей имеющих особенности в развитии. В своей работе они используют различные средства, направленные на коррекцию и компенсацию недостатков.

Для чего нужен  учитель – дефектолог?

Учитель – дефектолог выполняет следующие функции:

  • Проводит подробное обследование особенностей развития ребенка, определяет его способности к обучению, организует работу, направленную на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей.
  • Повышает познавательную активность и развивает основные психические процессы у детей (восприятие, внимание, память, мышление и др.).
  • Развивает коммуникативные навыки детей.
  • Развивает ведущий вид деятельности для данного возрастного периода – дошкольники – игровая деятельность, первоначальные учебные навыки, школьники – учебная.

Каким категориям детей необходимы занятия с учителем- дефектологом?

  • Дети с нарушением интеллекта.
  • Дети с задержкой психомоторного развития;
  • Дети с сенсорными нарушениями (слуха и зрения).

Рекомендации родителям:

  • Не бойтесь обращаться за помощью к учителю-дефектологу.
  • Помните, если ваш ребенок особенный, и вы заинтересованы в его развитии, тогда помощь учителя – дефектолога позволит вашему ребенку адаптироваться в социальной, учебной, бытовой среде и максимально компенсировать отклонения в развитии.

Развивающие занятия с дефектологом позволят вашему ребенку лучше ориентроваться в окружающем мире и преодолевать трудности в обучении.

Логопед в процессе обучения детей

Логопед – специалист, занимающийся выявлением и коррекцией нарушений развития речи и общения детей с ограниченными возможностями здоровья. С инклюзивным образованием все больше и больше школ пытаются добавить таких учителей в свой штат. Но иногда с этим возникают трудности, потому что должности логопеда-дефектолога в классификаторе профессий не существует. Однако законодательство Украины позволяет ввести в штат школы должность учителя специального образования.

В нашей стране много детей с тяжелыми нарушениями речи в школах, ИРЦ, специальных классах и индивидуальном обучении. И, несмотря на достаточное умственное развитие, у них часто возникают трудности, связанные с вторичной задержкой психических процессов. Это свидетельствует о необходимости специальной поддержки ребенка в процессе обучения (в том числе логопедической, психологической).

С одной стороны, он будет регулировать эффективную, своевременную и квалифицированную диагностическую и реабилитационную работу с ребенком с тяжелыми нарушениями речи. С другой стороны, это поможет этому ребенку воспринимать материал в своем собственном темпе, не задерживая других детей.
Последний пункт очень важен, ведь детям с любыми нарушениями важно находиться в окружении здоровых детей, чтобы они играли роль образцов для подражания, а дети-логопеды старались подражать им, налаживали дружеские отношения, участвовали вместе в праздники, игры, классную жизнь. Все это улучшает их эмоциональное, двигательное и речевое развитие.

Но помимо сверстников и логопеда для помощи ребенку с нарушением речи в процессе обучения нужны и другие условия: логопедический кабинет, современное оборудование, методические материалы и самое главное свободный доступ к нему детей с ООП и их родители. Такой кабинет должен быть светлым, включать логистику и мебель, литературу, логопедические каталоги, дидактический материал и необходимые пособия, а также другие материалы для работы логопеда. Для придания работе педагога-логопеда коррекционно-речевой направленности необходимо использовать геймификацию и арт-терапию, доказавшие свою эффективность в работе с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста с нарушениями речи (а также опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения). умственная отсталость, умственная отсталость, детский церебральный паралич). Такие занятия могут проводиться без ущерба для успеваемости индивидуально, в группах или подгруппах, на тематических занятиях, в виде заданий или игр и т.д.

Педагог-логопед должен быть в курсе современных достижений логопедии, должен использовать современные, научно обоснованные методики.

Именно для таких целей Briolight выпустила пакет эффектов для логопеда. Он уже доступен на интерактивном полу Briolight, а также на интерактивной панели. Со временем программное обеспечение будет адаптировано к другим типам оборудования (проектор, доска, песочница, телефон, компьютер и т. д.). Этот пакет эффектов включает в себя два типа игр: «Один-много» и «Пожалуйста». разные модули (индивидуальные игры): Фрукты, Птицы, Посуда, Мебель, Домашние животные, Овощи, Дикие животные. Всего 14 эффектов для логопеда. Так ребенок сможет усвоить разницу в произношении между падежами и количеством предметов , а также особенности доброго обращения .

Данные пакеты ориентированы не на основную работу логопеда, а на закрепление материала, контроль динамики развития, а также на вовлечение ребенка в обучение путем занятий по геймификации. Эффекты из пакета «Логопедия» имеют профессиональную украиноязычную озвучку и музыкальное сопровождение. Они разработаны в рамках научного сотрудничества с практикующими логопедами и психологами, работающими с детьми с ОВЗ.

Логопедические технологии преодоления дислексии у учащихся начальных классов

Боковая панель статьи

PDF

Опубликовано: 29 июля 2022 г.

DOI: https://doi.org/10.18844/wjet.v14i4.7708

Основное содержание статьи

Жанар Нурсеитова

Казахский национальный педагогический университет имени Абая, кафедра дефектологии, Алматы, Казахстан

Абаева Галия

Казахский национальный педагогический университет им. Абая, факультет педагогических наук, г. Алматы, Алматы, Казахстан

Ермагамбет Алия

Казахский национальный женский педагогический университет, факультет «Дефектология», образование , Казахстан

Жанар Бекжанова

Х. Досмухамедова Атырауский университет, Атырау, Казахстан

Гульмира Ниетбаева

Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахстан

Abstract

Целью данного исследования является определение важности технологий в обучении детей с дислексией. В этом общем исследовании учителей начальных классов, которые используют технологии в своем образовании, спросили о пользе технологий для детей с дислексией. Студентов с дислексией спросили, произошли ли изменения в их обучении благодаря технологиям. Исследовательская группа этого исследования состоит из классных учителей и учащихся с дислексией. Выборка исследования состоит из 15 учителей и 18 учащихся, работающих в системе начального образования. Целью данного исследования является определение эффективности технологии на учащихся с дислексией в классах учителей начальных классов. Для этого были проведены отдельные интервью с преподавателями и студентами. Три учителя информатики, два учителя специального образования и один лингвист и логопед помогали в подготовке вопросов исследования, и была дана окончательная форма. Были записаны интервью преподавателей и студентов, которые впоследствии были утверждены. При анализе данных, собранных в ходе исследования, использовался контент-анализ. В результате исследования сделан вывод, что использование технологий в специальном образовательном процессе выгодно. Можно сказать, что учащимся, испытывающим трудности с обучением из-за проблем с обучаемостью, легче учиться благодаря технологиям.

 

Ключевые слова: технология, дислексия, мнение учителя, мнение ученика, качественное исследование, неспособность к обучению;

Загрузки

Данные для загрузки пока недоступны.

Детали изделия

Как цитировать

Нурсеитова З. ., Абаева Г., Ермагамбет А., Бекжанова З. и Ниетбаева Г. (2022). Логопедические технологии преодоления дислексии у учащихся начальных классов.

Всемирный журнал образовательных технологий: текущие проблемы , 14 (4), 1187–1196. https://doi.org/10.18844/wjet.v14i4.7708

Раздел

Статьи

Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.

World Journal on Educational Technology: Current Issues — это журнал с открытым доступом. Правообладателем является автор/ы. Лицензиат Birlesik Dunya Yenilik Arastirma ve Yayincilik Merkezi, Северная Никосия, Кипр. Все статьи можно скачать бесплатно. Статьи, опубликованные в журнале, являются статьями открытого доступа, распространяемыми по лицензии CC-BY [Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)].

 

Birlesik Dunya Yenilik Arastirma ve Yayincilik Merkezi (BD-Center) является золотым издателем открытого доступа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *