Логопедия и дефектология: Логопед и дефектолог: в чем разница?

Содержание

НГПУ Описание образовательных программ

  • СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Образовательные стандарты и требования
    • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приема (перевода)
    • Доступная среда
    • Международное сотрудничество
    • Год педагога и наставника
  • ОБУЧЕНИЕ
    • Обучение в НГПУ
    • Институты | Факультеты
      • Институт детства
      • Институт естественных и социально-экономических наук
      • Институт искусств
      • Институт истории, гуманитарного и социального образования
      • Институт культуры и молодежной политики
      • Институт менеджмента и социальных коммуникаций
      • Институт непрерывного образования
      • Институт открытого дистанционного образования
      • Институт физико-математического, информационного и технологического образования
      • Институт филологии, массовой информации и психологии
      • Факультет иностранных языков
      • Факультет психологии
      • Факультет физической культуры
    • Программы
    • Электронное расписание
    • Обучение иностранных учащихся
    • Возможности и условия для получения образования обучающимися с ОВЗ
    • Образцы документов об образовании
    • Персональные сайты преподавателей
    • Технопарк универсальных педагогических компетенций
    • Педагогический технопарк “Кванториум”
    • Почетные профессора НГПУ
    • Библиотека
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Научно-методический центр сопровождения педагогических работников
    • Календарь курсов
    • Вебинары
    • Задать вопрос
    • Отзывы
    • Фотоархив
    • Контакты
    • РЦ Семья и Дети
    • Сайт для обучения
    • Повышение квалификации
    • Профессиональная переподготовка
    • Семинары и тренинги
    • Общеразвивающие программы
    • Конкурсы
  • НАУКА
    • Наука в НГПУ
    • Направления научной деятельности
    • Направления подготовки и результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
    • Научные школы
    • Научные подразделения
    • Публикационная активность
    • Научно-исследовательская работа студентов (НИРС)
    • Докторантура
    • Диссертационные советы
    • Издательство
    • Научные журналы
    • Результаты интеллектуальной деятельности
      • Патенты
      • Свидетельства
    • Библиотека НГПУ
    • Наука и университеты
  • МЕДИА
    • НГПУ медиа
    • Видеолетопись
    • НГПУ в СМИ
    • Фотогалерея
    • Приемная кампания – 2023
    • Информационные материалы
    • Газета «Весь университет»
      • О газете
      • История
      • Победы
      • Рубрики
      • Выпуски газеты
    • Студенческий пресс-клуб
      • «Естественная газета»
      • «Матрица»
      • «Mа. ФИЯ»
      • «Былица»
      • «Истина»
      • «ИДЕЯ»
      • «Пульс»
    • Пресс-центр НГПУ
    • НГПУ – онлайн
    • НГПУ – live
  • КОНТАКТЫ
    • Ректорат
    • Институты
    • Факультеты
    • Межфакультетские кафедры
    • Научные подразделения
    • Управления
    • Советы
    • Отделы, центры, службы
    • Средства массовой информации
    • Куйбышевский филиал
    • РЕКВИЗИТЫ

КОНТАКТЫ

© 1999-2023, ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-83179 от 12 мая 2022 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Официальный портал Новосибирского государственного педагогического университета
Главный редактор: Паначук Юлия Борисовна
Адрес редакции: 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д.28, каб.23 М (пресс-центр НГПУ)
Телефон редакции: (383) 269-24-30
Почта редакции: [email protected]
Форма распространения: сетевое издание
Учредитель: ФГБОУ ВО «НГПУ»
0+

Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28

(383) 244-11-61 (приёмная ректора)

(383) 383-32-42 (приёмная комиссия)

(383) 269-24-30 (пресс-центр)

Карта сайта

НГПУ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Министерство просвещения Российской Федерации

Гранты президента Российской Федерации

Шаг Вперед — лечение и реабилитация детей с ДЦП

На первом этапе работы специалисты сосредотачиваются на формировании основных навыков, которые необходимы для последующего развития речи.

Нормализацию мышечного тонуса речевого аппарата

В доречевом периоде специалист работает с функциями глотания и сосания, процессом закрывания рта, подвижностью языка. Для решения этих задач логопед использует:

  • логопедический массаж (классический и точечный),
  • пассивную артикуляционную гимнастику,
  • упражнения, формирующие новые действия и устраняющие патологические рефлексы.
Нормализацию дыхания

Логопед формирует у ребёнка правильное речевое дыхание. Для этого используются специальные упражнения, которые позволяют увеличить продолжительность и силу выдоха;
улучшение моторики рук. Такие занятия способствуют стимуляции участков мозга, отвечающих за речь. Ребёнку массируют кисти, пальцы, предплечья и плечи. Для этого специалисты используют логопедические зонды, материалы разных текстур, прищепки и многое другое;

Формирование зрительной фиксации

Логопед учит ребёнка концентрироваться на предметах, следить за ними глазами и так далее. Это также дополнительно стимулирует внимательность, которая необходима для дальнейшего развития речи.

Дефектология же находится на стыке медицины, логопедии, психологии и педагогики. Она концентрируется на проблемах психофизического развития, воспитания и обучения малышей с различными патологиями.

  • Дефектолог — это профессионал, который помогает детям социализироваться, прививает способности к познавательной деятельности и нормальной речи. По образованию они являются педагогами. Однако проходят дополнительную специализацию. Наши сотрудники регулярно повышают свою квалификацию, поэтому используют наиболее современные и надёжные методы.
  • Дефектолог — специалист по работе с особенными детьми, которым поставлены диагнозы аутизм, задержка речевого и психического развития, детский церебральный паралич, синдром Дауна, олигофрения, умственная отсталость. Для каждого малыша разрабатывается индивидуальная коррекционная программа.

Педагог-дефектолог работает в нескольких направлениях

  • развитие мышления и речи;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие моторики;
  • постановка руки для освоения письменной речи;
  • развитие и формирование навыков чтения;
  • развитие логики, эмоционально-волевой сферы;
  • улучшение коммуникативных навыков.

Оккупационная терапия (ОТ)

Занятия для формирования правильных функций верхних конечностей.

Биоакустическая коррекция головного мозга (БАК)

Метод позволяет активизировать функциональные резервы мозга, уменьшить проявления функциональной незрелости.

Нейроакустическая стимуляция (Оборудование Rulisten)

Система аудио коррекции, которая обучает слуховой анализатор правильно обрабатывать поступающую информацию.

Транскраниальная магнитная стимуляция (TMS)

TMS стимулирует кору, подкорку и более глубокие структуры головного мозга при помощи коротких повторяющихся магнитных импульсов.

Что делает дефектолог с ребенком? Чем отличается логопед от логопеда

Консультации, лечение в Волгограде

Прием дефектолога в Волгограде осуществляется по телефону:
8-904-439-95-37

Дефектолог-афазиолог Цын Ольга Евгеньевна . .. Восстановление и коррекция речи после инсульта, черепно-мозговой травмы и нейрохирургических вмешательств на головном мозге.

Что такое дефектолог?

Дефектолог – специалист, занимающийся развитием, обучением и воспитанием «особых» детей (детей с физическими и умственными недостатками). Речь идет о таких детских отличиях, как латентность речевого развития, задержка психомоторного развития, умственная отсталость, аутизм, эпилепсия, детский церебральный паралич и др. «Особые» дети нуждаются в повышенном внимании родителей, а специалисты, которые с ними работают, — в определенной квалификации. Эти дети нуждаются в комплексном подходе к воспитанию, коррекции поведения, обучению. Именно поэтому деятельность дефектолога тесно связана с областями деятельности других специалистов: психологии, медицины, педагогики и т. д. Понятие «дефект» происходит от латинского слова дефект, что означает изъян, порок. В свою очередь слово «дефектология» содержит две части («дефект» и «логика») — это педагогическая наука, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Она включает в себя логопедию, олигофренопедагогику, сурдопедагогику и тифлопедагогику. Медицина, педагогика и психология изучают детей с нарушениями развития. Особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей стали активно изучаться в начале ХХ века, так как только своевременная диагностика может помочь ребенку с ограниченными возможностями развиваться практически так же, как и обычному ребенку. Дефектолог с помощью специальных средств коррекционной работы может добиться значительной компенсации – восстановления или замещения нарушенной функции ребенка.

Какие направления работы дефектолога?
  • Помощь при неравномерном развитии HMF. (Например, память хорошая, но речь отстает в развитии; мышление хорошее, но внимание слабое.)
  • Проблемы развития при ряде заболеваний: ПКП, ММД, ЗРР, ЗПР, РДА, СДВГ (нарушения речи, недостаточности внимания, памяти, беспокойства, трудности в обучении и др.).
  • Проблемы с успеваемостью в школе из-за нарушения развития в дошкольном возрасте.
  • Помощь детям с психическими и физическими расстройствами.
Как организована работа дефектолога?


В работе дефектолога преобладает такая форма обучения, как индивидуальные занятия. Это позволяет максимально раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка, увидеть только присущие ему специфические отклонения в психическом развитии и найти эффективные методические приемы преодоления и уменьшить их. Комплексное обследование развития высших психических функций направлено на выявление уровня овладения ребенком важнейшими видами деятельности (предметной, игровой, изобразительной, элементарного труда), развития восприятия, способности осуществлять простые мыслительные операции. Особое внимание уделяется анализу речевого развития ребенка, установлению его уровня, выявлению возможных нарушений звукопроизношения, построению логических и грамматических структур, фразовой речи.

Какие существуют методы работы дефектолога?
  • метод урока (выглядит как обычный урок с определенной целью)
  • игровой метод (развивающие, обучающие, обучающие игровые уроки)
  • метод контроля достижений (включает в себя задания и последующий контроль их выполнения). Особенно хорошо помогает детям, которые не умеют добиваться результатов в учебе, преодолевать трудности и собственную лень.
Каковы основные направления дефектологии?
  • логопедия – изучение различных нарушений и дефектов речи и методы их исправления
  • сурдопедагогика – образование и обучение людей с нарушением слуха
  • тифлопедагогика – обучение и обучение лиц с нарушениями зрения
  • дефлопедагогика – воспитание и обучение слепоглухих людей
  • амблиология – адаптация и социальная реабилитация слепых и слабовидящих пациентов
  • олигофренопедагогика – воспитание и обучение умственно отсталых лиц и вопросы их социальной реабилитации

На съемочной площадке разговаривают несколько матерей.
– Мой Миша совсем не говорит, – грустно говорит одна мать. – Вчера ему было четыре года. Приходили гости, спрашивали его о разном, а он что-то бормочет им на своем языке. Девочки, порекомендуйте хорошего логопеда, пожалуйста. А то мы уже все сроки сорвали.
– Нет, здесь просто логопедом не обойтись, – отвечает ей более опытная мама. – Тут уже реальная проблема. В четыре года не говорить об этом очень и очень серьезно. Вам нужен не логопед, а логопед-дефектолог.
– О чем ты?! – возмутилась другая мама. – Зачем смешивать все в одну кучу?! Каждый должен заниматься своим делом! У вас серьезная проблема и одного специалиста уже недостаточно. Я бы рекомендовал найти и хорошего логопеда, и хорошего дефектолога. Ведь это разные специалисты.

Вы когда-нибудь слышали такие разговоры? Вы поймали себя на мысли, что не очень понимаете разницу между логопедом и дефектологом?

Начну, пожалуй, с самого начала, а именно с учреждений, из которых выходит большинство логопедов, с институтов и университетов.

Например, я учился в Российском государственном университете имени А.И. Герцена (РГПУ имени А.И. Герцена) на факультете коррекционной педагогики. Кстати, не так давно его стали так называть. Раньше он назывался гораздо проще – факультет дефектологии (вы уже понимаете, куда я клоню?). И на этом самом дефектологическом факультете преподавали четыре специальности. Кто-то учился на кафедре сурдопедагогики, кто-то на кафедре тифлопедагогики, кто-то на кафедре олигофренопедагогики, а кто-то (я в том числе) на кафедре логопедии (на этом хочу остановиться, вспомнить Людмилу Владимировну Лопатину и мысленно передать привет ее и слова благодарности).

Ну и, соответственно, на выходе мы получили глухого педагога (специалиста, обучающего детей с нарушениями слуха), тифлопедагога (специалиста, обучающего детей с нарушениями зрения), олигофренопедагога (специалиста, обучающего детей с интеллектуальными нарушениями инвалидность) и логопед (специалист, занимающийся детьми с речевыми нарушениями).

И вообще все эти специалисты дефектологи .

Соответственно выбор педагога зависит от того, какое расстройство ведущее у ребенка. Если основные из них – нарушения слуха или зрения, то гарантирую вам, что “специализированные” дефектологи знают методики развития речи своих подопечных. У нас даже есть поговорка, что нет лучшего логопеда, чем глухой учитель. Если он может научить слабослышащего ребенка говорить, то что уж говорить о детях с нормальным слухом.

Сложнее определиться с ребенком, у которого кроме нарушений речи есть еще и умственная отсталость. Здесь очень важно на начальном этапе понимать, что первично. У очень большого процента детей с ограниченными интеллектуальными возможностями наблюдается задержка речи. И это легко объяснить. Ведь речь – высшая психическая функция. Хорошо развитая речь показатель развитого мышления. Поэтому, если у ребенка трудности в интеллектуальной сфере, то его речи просто не на что «опираться». В данном случае ваш дефектолог – олигофренопедагог.

А есть дети, у которых психомоторное развитие идет как по учебнику, а речевое развитие задерживается или вообще не начинается. В этом случае ваш логопед – логопед. И не стоит опаздывать с занятиями, так как даже у интеллектуально благополучного ребенка отсутствие речи может привести к снижению умственной активности.


Теперь немного законодательства
Есть единый квалификационный справочник. Так вот, из всего, что я перечислила выше, в ней есть только специальности «логопед» и «дефектолог». Они идут под тем же номером, разделяются запятыми, и требования к ним такие же. Специальностей «сурдопедагог», «тифлопедагог» и «олигофренопедагог» не существует. То есть специалиста с такой записью в трудовой книжке вы не найдете (не волнуйтесь, вы увидите эту запись в дипломе). Все они были объединены под емким названием «дефектолог». Кстати, есть еще логопеды, “записанные” дефектологами (я например). Также нет специальности «логопед-дефектолог». Так вот, если вам кто-то говорит, что он логопед-дефектолог, значит, перед вами логопед, который устал кому-то что-то доказывать и объяснять, сдался и назвал себя так, как этого хотят мамы (шучу ).

Надеюсь, мне удалось внести некоторую ясность в эти глубоко запутанные понятия и вы скоро найдете своего дефектолога.

Наши дети – наша надежда, ведь с ними связаны самые сокровенные мечты каждого родителя. Именно поэтому мамы и папы стараются обеспечить любимое чадо всем необходимым для правильного роста и развития. Многих родителей, чьи дети нуждаются в коррекции речи, часто мучает вопрос: «Чем отличается логопед от логопеда?»

Кто такой дефектолог и логопед

Дефектолог имеет такую ​​специализацию как дефектология. И это, в первую очередь, работа с умственными и физическими недостатками детей. В программу обучения дефектологов входят такие основы, как неврология и психиатрия, психология и педагогика. Эти специалисты изучают те науки, которые могут быть им полезны в процессе работы, а именно сурдопедагогику и олигофренопедагогику.
В отличие от дефектолога, 9Логопед 0005 занимается с обычными детьми, без умственной отсталости и нарушения ЦНС. Работает над правильным произношением, над постановкой звуков и слогов.

Отличие дефектолога от логопеда

Итак, дефектолог занимается проблемными детьми, имеющими нарушения слуха или заболевания центральной нервной системы. Дефектолог работает, прежде всего, над мышлением ребенка, над его способами познания мира, а точнее, на внимание и речевое восприятие. В отличие от логопеда, он не исправляет дефекты произношения, а лишь помогает малышу выражать свои мысли. То есть фактически дефектологи не инсценируют речь, а только борются с проблемами, вызванными психическими расстройствами.
Дефектолог может начать работать с детьми с года, а логопед с трех лет. Логопед корректирует и развивает речь, устанавливает звуки и произношение, а логопед занимается отставанием в развитии ребенка, вызванным различными нарушениями, и помогает малышу познавать мир.
Так, например, логопед не будет учить ребенка цветам, он будет произносить их названия, добиваясь правильного произношения, тогда как задача дефектолога познакомить малыша с цветами и выучить название каждого из них . То есть фактически дефектолог – это специалист широкого профиля, а логопед отвечает только за коррекцию речевых нарушений.

TheDifference.

ru определил, что разница между логопедом и логопедом заключается в следующем:

Дефектолог работает с проблемными и больными детьми, логопед занимается исключительно со здоровыми детьми.
Дефектолог начинает занятия с годовалыми малышами, логопед начинает работать с детьми с трехлетнего возраста.
Дефектолог – специалист общего профиля, логопед – специалист узкого профиля.

Логопедическая система формирования фонематических процессов младших школьников в условиях инклюзии: опыт обучения студентов специальности дефектология

Открытый доступ

Проблема

Веб-конференция SHS.

Том 113, 2021

Международная научно-практическая конференция «Профессионализм педагога: психолого-педагогическое обеспечение успешной карьеры» (МЦТФ 2021)
Номер статьи 00065
Количество страниц) 9
ДОИ https://doi. org/10.1051/shsconf/202111300065
Опубликовано онлайн 25 июня 2021 г.

SHS Сеть конференций 113 , 00065 (2021)

Логопедическая система формирования фонематических процессов младших школьников в условиях инклюзии: опыт обучения студентов специальности дефектология

Е.В. Матвиенко 1 * , Т.А. Савельева 2 и А.С. Яровая 3

1 Э.В. Матвиенко Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия
2 Т.А. Савельева Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия
3 А.С. Яровая Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия

* Автор, ответственный за переписку: [email protected]

Реферат

В статье представлена ​​подробная характеристика одного из направлений обучения студентов-дефектологов, получающих высшее образование – изучения коррекционной технологии. Реализация этого направления играет важную роль в профессиональном становлении будущих специалистов, так как способствует формированию у студентов общих и специальных компетенций, умений взаимодействовать в реальном образовательном процессе. Представленная система работы, направленная на формирование предпосылок формирования процессов письма и чтения младших школьников, апробирована на базе общеобразовательных школ Краснодара, реализующих систему инклюзивного образования. Эффективность подтверждена количественным и качественным анализом данных эксперимента с младшими школьниками.

© The Authors, опубликовано EDP Sciences, 2021

Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License 4.0, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии, что оригинал работа цитируется правильно.

Показатели текущего использования показывают совокупное количество просмотров статей (полные просмотры статей, включая просмотры HTML, загрузки PDF и ePub, согласно имеющимся данным) и просмотров рефератов на платформе Vision4Press.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *