Лучшие архитектурные вузы россии: Рейтинг архитектурных вузов России 2021

Содержание

Рейтинг архитектурных вузов России 2021




*В логине допустимы только латинские буквы/цифры/точка


Выберите город, в который хотите поступатьАбаканАльметьевскАнапаАрхангельскАстраханьБакуБалашихаБарнаулБелгородБелорецкБиробиджанБлаговещенскБрянскБуденновскВеликий НовгородВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежВыборгВышний ВолочекГеленджикГрозныйДмитровДушанбеЕкатеринбургЕлабугаЕлецЕреванЕссентукиЖелезногорскЗлатоустИвановоИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКаменск-УральскКемеровоКировКирово-ЧепецкКисловодскКонаковоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛипецкМагаданМагнитогорскМайкопМахачкалаМинскМичуринскМоскваМурманскНабережные ЧелныНижневартовскНижнекамскНижний НовгородНижний ТагилНовомосковскНовороссийскНовосибирскНорильскНур-Султан (Астана)ОбнинскОмскОрелОренбургОрскПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПодольскПсковПятигорскРжевРостов-на-ДонуРязаньСалехардСамараСанкт-ПетербургСаранскСаратовСаяногорскСевастопольСерпуховСимферопольСмоленскСосновый БорСочиСтавропольСтарый ОсколСтерлитамакСургутСыктывкарТаганрогТамбовТашкентТверьТольяттиТомскТулаТюменьУлан-УдэУльяновскУфаУхтаХабаровскХанты-МансийскХимкиЧебоксарыЧелябинскЧереповецЧеркесскЧитаЭлектростальЮжно-СахалинскЯкутскЯрославль

Пожалуйста, выберите, кем вы являетесьЯ абитуриентЯ сотрудник вузаЯ родитель абитуриентаСтудент колледжаШкольник до 11-го классаСпециалистБакалаврМагистрЯ учитель в школе

Регистрируясь через данную форму, я соглашаюсь с политикой конфеденциальности и согласен на обработку персональных данных.

Хочу, что вы отправляли мне индивидуальные подборки и лучшие предложения от вузов по нужным мне критериям.

Актуальный рейтинг лучших архитектурных вузов мира. Бонус: подборка их бесплатных онлайн-курсов

0 Британское консалтинговое агентство Quacquarelli Symonds (QS) опубликовало свой ежегодный рейтинг лучших университетов мира. В категории «Архитектура и урбанистика» на первом месте вновь оказался Массачусетский технологический институт (MIT). Напомним, что MIT лидировал в списке лучших архитектурных вузов четыре года подряд, начиная с 2015, но в прошлом году его потеснила лондонская Школа Бартлетт.

С 2019 состав участников первой десятки практически не изменился. Топ-10 покинули Университет Цинхуа и Национальный университет Сингапура, зато вернулся Миланский политехнический университет и «дебютировала» Федеральная политехническая школа Лозанны (EPFL).

Полный рейтинг можно посмотреть на сайте, а вот Топ-10: 

  1. Массачусетский технологический институт (США)
  2. Делфтский технический университет (Нидерланды)
  3. Школа Бартлетт (входит в состав Университетского колледжа Лондона) (Великобритания)
  4. Федеральная высшая техническая школа Цюриха (Швейцария)
  5. Гарвардский университет (США)
  6. Калифорнийский университет в Беркли (США)
  7. Миланский политехнический университет (Италия)
  8. Манчестерская школа архитектуры (Великобритания)
  9. Кембриджский университет (Великобритания)
  10. Федеральная политехническая школа Лозанны (Швейцария)

Однако из-за пандемии коронавируса и повсеместного карантина очное обучение становится все менее актуальным. Большинство вузов перевело своих студентов на «удаленку», в том числе упомянутые MIT и Гарвард. Мы сделали подборку онлайн-курсов, которые предлагают вузы из первой десятки архитектурного списка QS. Обучение проводится бесплатно на платформе edX, для полноценного погружения в процесс необходимо знание английского языка (и в одном случае – итальянского).
Большая часть занятий уже стартовала, но еще не поздно присоединиться.
 
Массачусетский технологический институт

«Проектирование устойчивых зданий» – курс для тех, кто хочет научиться создавать энергоэффективные и, что немаловажно, комфортные постройки.
 
Делфтский технический университет

«Нулевое энергопотребление – один из способов сделать свой дом экоустойчивым» – преподаватели Делфтского университета расскажут, как превратить устаревшую постройку (жилой дома, офис, школу, магазин) в образец экоустойчивости с нулевым энергетическим балансом.

«Модели в архитектуре: макеты и цифровые прототипы как часть процесса проектирования» – какую роль в проектировании играют традиционные макеты и как правильно «применять» цифровые 3D-модели? Ответы на эти вопросы вы найдете в этом курсе. И советуем заранее запастись клеем, ножницами и расходными материалами – программой предусмотрено множество практических занятий. Для создания цифровых моделей понадобятся также компьютер и смартфон с камерой.

«Экономика замкнутого цикла для создания экоустойчивой городской среды» – строительный сектор считается одним из самых грязных и разрушительных для окружающей среды. Снизить негативное воздействие индустрии способна цикличная экономика. Сотрудники Делфтского университета расскажут, как максимально использовать ресурсы, задействованные в строительстве, правильно мотивировать участников новой бизнес-модели и вовлечь в процесс рядовых горожан.
 

Федеральная высшая техническая школа Цюриха

«Города будущего» – специалисты утверждают, что в ближайшие три десятилетия процесс урбанизации достигнет колоссальных темпов, а сами города изменятся до неузнаваемости. Преподаватели ETH Zürich предлагают разобраться с феноменом «городов будущего», узнать, из чего они состоят, и какую роль в формировании мегаполисов нового типа играют данные.

«Умные города» – слушателям курса предстоит выяснить, чем «умные» города отличаются от адаптивных, узнать об инновационных «строительных материалах», основанных на обмене данными, и познакомиться с понятием гражданской проектной науки (citizen design science).

«Качество жизни: жизнеспособность в городах будущего» – как сделать город ​более подходящим и приятным для жизни? Есть четыре фактора, которые непосредственно влияют на этот показатель: энергия, климат, экологическая ситуация и мобильность. С этими понятиями и предстоит работать студентам этого курса.

«Адаптивные города» – слушатели узнают, что такое адаптивный город, какую роль играют мобильные телефоны в его развитии и как простые граждане могут участвовать в управлении городом и влиять на градостроительные решения.
 

Гарвардский университет

«Архитектурное воображение» – «классическая» программа, цель которой – научить слушателей «читать» и понимать архитектуру как сферу культуры и как техническое достижение.
 
Федеральная политехническая школа Лозанны

«Жилищные условия и города» – из этого курса вы узнаете, как жилая застройка влияла на формирование идентичности и характера европейских городов.

«Лаборатория архитектурного проектирования Groundscape, переосмысление городского андеграунда» –сотрудники лаборатории Groundscape считают, что город должен расти не только вверх, но и вниз. Они предлагают исследовать возможности, лежащие под землей, и научиться новым – «подземным» – методам проектирования.
 

Миланский политехнический университет

«Введение в историю современной архитектуры» – курс для тех, кто владеет итальянским языком. На протяжении трех недель слушатели будут изучать архитектурное творчество мастеров XX и XXI веков.

Выбираем лучший архитектурный вуз за рубежом

Архитектура всеобъемлюща, она организует пространство вокруг нас, от нашей квартиры до общей городской инфраструктуры. Профессия архитектора издавна была одной из самых уважаемых и ответственных. Он может заниматься как интерьером, так и проектировать крупные жилищные или общественные объекты, решать глобальные градостроительные задачи.

 

Кроме того проектировать дизайн интерьеров, как общественных, так и частных. Архитекторы могут выступать и в роли декоратора, полностью оформляя внутреннее пространство.

 

 

 

Читайте: О профессии декоратора

 

Первые шаги

Пожалуй, три основных плюса в образовании за рубежом – качество, разнообразие и возможности. На ваше решение поступить в иностранный университет, повлияет то, на каком отрезке жизненного пути вы приняли решение. Грубо говоря, их три:

 

  • По окончании средней школы, либо первых курсов российского вуза
  • При получении степени бакалавра или специалиста в российском архитектурном (а, может быть, математическом, инженерном или даже художественном) вузе
  • При получении степени магистра одного из российских университетов

 

Вот эти точки отсчета и зададут вам дальнейшие координаты по выбору заграничного института.

 

В первом случае придется проявить терпение, потому, что зарубежные вузы всё ещё настороженно относятся к нашей образовательной системе. Поэтому в большинстве стран придётся пройти предварительные курсы длительностью от 9 месяцев до 2 лет (в зависимости от выбранной страны).

 

Обнадёживает то, что нередко выпускные экзамены таких курсов приравниваются к вступительным. Обойти подготовительные программы можно, если подавать документы на поступление по окончании первых курсов российского вуза. Правда, в этом случае годы обучения в российском вузе чаще всего не засчитываются и «сгорают».

 

Во втором случае поступление на «нулевой» уровень не выдерживает никакой критики: несмотря на все штампы, российское образование по-прежнему дорогого стоит. Первые курсы вы будете топтаться на месте, явно превосходя своих однокурсников в знаниях. Поэтому получив некоторые базовые знания, задумайтесь о магистерской программе.

 

Заметьте, процесс поступления на магистерские программы является более персонализированным, чем на бакалаврские. Иногда необходим опыт работы, рекомендации, серьёзное внимание уделяется личным качествам кандидата. Плохие новости для специалистов: несмотря на целый год разницы, скорее всего, ваш диплом будет приравнен к бакалаврскому.

 

И, наконец, наиболее маститым и опытным архитекторам со степенью магистра, стремящимся получить мощный карьерный лифт, будут интересны Postgraduate-программы или

получение степени PhD.

 

Читайте: Магистратура по специальности архитектура

 

Выбор страны

Определившись с программой, перед вами встаёт выбор страны. Здесь главную роль сыграют два фактора – знание иностранных языков и ваши архитектурные предпочтения. По поводу изучения языка, скажу одно – лучше всего, вы сможете выучить язык только в стране-носителе. К тому же, полезно будет погрузиться в колорит страны. А вот на счёт архитектурных предпочтений, вам придётся призадуматься, чтобы потом не пожалеть.

 

Попытайтесь максимально близко ознакомиться с архитектурными традициями стран, которые наиболее вам интересны и спроецировать их на себя. Ведь, несмотря на современную тенденцию – всех загнать под одну гребёнку, в каждой стране есть свои манера, национальные черты и индивидуальные особенности в архитектуре. Поэтому важно, чтобы характерные черты местного наследия гармонизировали именно с вашим чувством стиля.

 

Несложно догадаться, что ещё одним фактором будет ваше материальное благосостояние. Поэтому не будет лишним подать документы на получение гранта или стипендии. И как ни странно – за рубежом важным в получении гранта, будет правильно оформленный пакет документов. Поэтому начинайте подготовку заранее, за полтора-два года до начала обучения.

 

Читайте: Стипендии и гранты для архитекторов

 

Бесплатные гиды по обучению и стипендиям в Англии, США и Австралии. Скачайте, кликнув на картинку.

 

 

Определились со страной? Выбирайте!

Школа Архитектуры Архитектурной Ассоциации (Англия).

Легендарная архитектурная школа, безоговорочный лидер рейтингов. Более 90% как учащихся, так и преподавательского состава – иностранцы. В программе представлены как «полноценные» образовательные программы (5-ти летние программы с получением диплома и присвоением специальности «архитектора», а также магистерские программы за 16 месяцев), так и post-graduate программы длиной в год по 11 направлениям.

 

Школа Архитектуры Колумбийского университета (США). Еще один «монстр» архитектурного образования – готовит специалистов с 1881 года. Школа является подразделением Колумбийского университета Нью-Йорка, входящего в Лигу плюща и широко известного за пределами самих Штатов. Сама школа специализируется на магистерских (7 направлений продолжительностью 2.5-3 года) программах и специализированных курсах (продолжительность 2-3 месяца).

 

Архитектурный факультет Массачусетского технологического института

(США). Трудно заподозрить Массачусетский технологический институт в комплексе неполноценности из-за соседства с растиражированным Гарвардом. Институт по праву считается  мировым лидером в области науки и техники. В школе представлен полный цикл обучения: бакалавриат (4х-годичная программа, магистратура – 3.5 или 2.5 года, и докторантура – минимум 2 года. Также есть возможность и дистанционного обучения.

 

Мюнхенский технический университет (Германия). Университет входит в объединение технических университетов Германии TU 9 и является самым крупным вузом Баварии. Архитектурный факультет ТУМа вообще единственное в Баварии место, где можно получить степень по направлению “Архитектура”. Факультет не раз награжден различными престижными премиями в области архитектуры. Факультет предлагает как бакалаврскую программу – 8 семестров, так и магистерскую – 4 семестра.

 

Кроме того можно найти прекрасные высокотехнологичные архитектурные вузы в Италии, Голландии, Швейцарии, Дании, Китае и Малайзии. И каждый из них сможет предложить вам прекрасные условия обучения и диплом, с которым будет считаться весь мир. Например, не такие растиражированные, но оттого не менее интересные вузы:

 

Universiti Tunku Abdul Rahman, Малайзия

Ориентировочная стоимость обучения: $4,300 в год

Университет Тунку Абдул Рахман – это авторитетный частный вуз в Малайзии, который предлагает качественные и доступные программы на английском языке. Архитектуру в вузе можно изучать на уровне бакалавриата и магистратуры. При этом предлагаются как академические, так и исследовательские программы в сфере общей архитектуры, строительства, геодезии и экологических технологий в архитектуре.

University of Huddersfield, Великобритания

Ориентировочная стоимость обучения: $18,400 в год

Будучи новаторским учебным заведением, Хаддерсфилдский университет стремится к подготовке нового поколения профессионалов со свежими взглядами и идеями. Университет предлагает широкий ряд архитектурных программ разного уровня. Среди них – уникальные программы со специализацией в международной архитектуре, которые предполагают зарубежные поездки за пределы Европы для ознакомления с архитектурными традициями разных регионов мира. Помимо этого, программы вуза ведут к получению престижной аккредитации Королевского института британских архитекторов (RIBA).

New Jersey Institute of Technology, США

Ориентировочная стоимость обучения: $29,000 в год

Расположенный неподалеку от Манхэттена Технологический институт Нью-Джерси специализируется на подготовке квалифицированных кадров для работы в области точных наук и технологий. Институт предлагает фундаментальные программы бакалавриата и магистратуры в сфере архитектуры, урбанистики и инфраструктурного планирования. Важное место в вузе занимают программы с уклоном в инженерные технологии и строительство. Кроме того, здесь можно получить степень доктора философии в городских системах.

Chalmers University of Technology, Швеция

Ориентировочная стоимость обучения: $15,000 в год

Технологический университет Чалмерса входит в список лучших инженерно-технических вузов мира. Обеспечивая студентам щедрые стипендии и различные опции для профессионального развития, университет предлагает доступное и качественное англоязычное образование. Выпускники университета широко востребованы не только в Скандинавии, но и за ее пределами. Изучать архитектуру на английском языке в вузе можно на уровне магистратуры. В частности, за 2 года здесь можно получить степени в архитектуре, планировании и устойчивом развитии, в архитектуре и городском дизайне, в дизайне и строительном проектном менеджменте, в строительной инженерии и технологиях.

Polytechnic University of Milan, Италия

Ориентировочная стоимость обучения: $4,400 в год

Миланский технический университет является крупнейшим инженерно-техническим вузом Италии и обучает студентов со всего мира, предлагая программы не только на итальянском, но и на английском языке. На уровне бакалавриата вуз предлагает англоязычную программу в архитектурном дизайне, которая включает в себя воркшопы и разнообразные учебные поездки. В магистратуре студентам доступны программы со специализациями в общей архитектуре, строительстве, архитектурном дизайне и истории, архитектурном и городском дизайне.

 

Популярные программы в области архитектуры

Зарубежные учебные заведения предлагают широкий ряд программ в области архитектуры с различными специализациями.

Большой популярностью пользуются программы со двойной специализацией в смежных областях – архитектуре и дизайне. Например, такие программы предлагаются в Хаддерсфилдском университете (Великобриатния), Колледже Фэншоу (Канада), Сиднейском университете (Австралия) и Университете королевы Виктории в Веллингтоне (Новая Зеландия).

Еще одно востребованное направление в современном архитектурном образовании – это архитектура и устойчивое развитие. Программы данного типа готовят профессионалов, которые будут использовать актуальные принципы устойчивого развития и экологичности в архитектурной работе, в отрасли урбанистики и городского планирования. Получить такое образование можно в таких вузах, как Шеффилдский университет (Великобритания), Кентский университет (Великобритания) и Университет Миссури (США).

Если студент хочет получить полные знания о развитии архитектуры, различных архитектурных стилях и технологиях, он может выбрать одну из фундаментальных программ в области истории и теории архитектуры. На уровне бакалавриата и магистратуры такие программы предлагаются в Карлтонском университете (Канада), Тринити-колледже Дублина (Ирландия) и Университете Гронингена (Голландия). Английский Букингемский университет также предлагает интересные программы магистратуры и докторантуры, которые готовят экспертов по классической и исторической британской архитектуре.

Широкой популярностью среди студентов пользуются университетские программы, позволяющие получить двойную степень, параллельно изучая архитектуру и еще одну дисциплину. Одним из ведущих мировых провайдеров подобных программ является Университет Дерби (Великобритания). На уровне бакалавриата вуз предлагает многочисленные программы со специализациями в архитектуре или архитектурном дизайне и в бизнесе, менеджменте, истории, маркетинге, социологии и т.д.  

 

Особенности поступления на архитектурные программы

Для поступления на архитектурные программы зарубежных университетов студенты подают стандартный пакет документов.

Он включает в себя:

  • заполненную вступительную форму
  • копию паспорта
  • аттестат и транскрипт оценок
  • другие имеющиеся сертификаты и дипломы
  • сертификат о сдаче языкового экзамена
  • мотивационное письмо или резюме
  • рекомендательные письма

Поскольку архитектура является творческой дисциплиной, в большинстве случаев к стандартному списку документов добавляются дополнительные вступительные требования.

В первую очередь речь идет о портфолио. Оно необходимо для поступления на архитектурные программы многих зарубежных вузов. Например, престижная Школа архитектуры в составе Кентского университета на своем сайте отмечает, что портфолио является важнейшей составляющей вступительной заявки студента. Именно в портфолио студент может продемонстрировать свои способности и таланты, именно оно является отражением творческого видения, концептуального и креативного мышления студента. Это важные факторы, которые приемная комиссия школы учитывает при зачислении.

Помимо этого, некоторые университеты проводят вступительные собеседования с потенциальными студентами. Эти собеседования помогают приемной комиссии составить более точное представление о творческом потенциале студента, а также дает возможность лично обсудить представленное им портфолио.

Лучшие архитектурные вузы мира. ПрофГид

В 2019 году компания Quacquarelli Symonds вновь опубликовала традиционный рейтинг университетов[1]. В категории «Архитектура и урбанистика» были отмечены 200 лучших архитектурных вузов мира. О первой десятке мы расскажем прямо сейчас.

Информация об обучении за рубежом

Обучение в зарубежных архитектурных вузах дает возможность не просто получить престижный диплом, но и глубокие знания, прикладные навыки. Студенты перенимают опыт практикующих архитекторов, изучают современные дисциплины и принимают участие в работе над реальными проектами. Они взаимодействуют с инновационными технологиями, современным оборудованием и материалами. Выпускников престижных учебных учреждений приглашают на работу в архитектурные бюро, дизайнерские студии, крупные концерны и компании, ведущие деятельность на международном рынке.

Абитуриенту потребуется высокий уровень знания иностранного языка (английский или язык страны, в которой базируется вуз), подтвержденный сертификатом. Для разных программ необходим уровень IELTS 5.0 и выше или TOEFL от 70. Важно наличие портфолио с творческими работами и успешное прохождение собеседования или испытания. Во многих вузах открыты подготовительные курсы, доступны онлайн-курсы, которые помогут подготовиться к поступлению. Программы платные, однако есть возможность выиграть грант, получать разные виды стипендий или обучаться бесплатно на языке страны, в которой расположен вуз.

Лучшие архитектурные вузы мира по версии QS – ТОП-5

Пятое место – Гарвардский университет

Американский Гарвард, основанный в 1636 году, занимает пятую позицию в рейтинге QS. При образовательном учреждении работает Высшая школа дизайна (The GSD), в которой можно изучать ландшафтную архитектуру, городское планирование и дизайн, архитектурные исследования и другие направления. Кстати, несколько лет назад Гарвард запустил англоязычный онлайн-курс «Архитектурное воображение», который можно прослушать бесплатно, используя платформу EdX. Подтвердить участие в курсе можно с помощью покупки сертификата, стоимость которого достигает 100 долларов.

Четвертое место – ETH Zurich

ETH Zurich была основана в 1855 году, на сегодняшний день является самым престижным учебным учреждением не только Швейцарии, но и Европы. Учреждение располагает факультетом архитектуры и гражданского строительства, языки обучения – немецкий, английский, французский. Здесь можно изучать ландшафтную архитектуру, инженерию окружающей среды, гражданское строительство, архитектуру, геопространственную инженерию, геоматику и т. д. Для студентов доступны международные программы обмена, курсы. Среди выпускников школы – 21 Нобелевский лауреат.

Третье место – Делфтский технический университет

Университет был основан в 1842 году, он расположен в Нидерландах. Студенты в рамках разных программ (бакалавриат, магистратура) могут изучать здесь гражданское строительство, промышленный дизайн, ландшафтную архитектуру, управление строительством и инжиниринг, иные науки. Программы реализуется на голландском или английском языках. Среди известных выпускников и преподавателей – архитектор и профессор Якоб Беренд Бакема, принимавший активное участие в масштабной реконструкции города Роттердам, пострадавшего во время Второй мировой войны.

Второе место – Массачусетский технологический институт

МТИ из года в год занимает первые позиции в мировых рейтингах. Вуз базируется в США, он был основан в 1861 году. В структуру учебного учреждения входит Школа Архитектуры и Планирования, которая была открыта в 1865 году. В школе изучают городское планирование, архитектурное проектирование, строительные технологии и другие направления. Здесь обучались архитектор и дизайнер Кристофер Александер, архитектор Огден Кодмен младший, историк архитектуры и профессор K. Майкл Хейс.

Первое место – Школа Бартлетт

Школа входит в состав Университетского колледжа Лондона. Предлагает большой выбор архитектурных программ, является одним из лучших европейских образовательных учреждений. Внедряются новаторские идеи, развиваются прикладные навыки, проводятся исследования в области архитектуры. Обучение ведется на английском языке.

Какие еще архитектурные вузы вошли в рейтинг 2020 года?

В список, составленный QS, также вошли:

  • шестое место – Калифорнийский университет в Беркли, США;
  • седьмое место – Кембриджский университет, Великобритания;
  • восьмое место – Национальный университет Сингапура, Сингапур;
  • девятое место – Манчестерская школа архитектуры, Великобритания;
  • десятое место – Университет Цинхуа, Китай.

Обратите внимание на то, что в рейтинг был включен российский МГУ им. М. В. Ломоносова, он занял позицию 151-200 по направлению «Архитектура и урбанистика». На этом обзор лучших архитектурных вузов мира подходит к концу. Напоследок скажем о том, что абитуриенту нужно ответственно подойти к выбору вуза. Придется преодолеть не только вступительную кампанию, но и решить вопросы, связанные со студенческой визой, улучшением знания иностранного языка, сбором документов и поиском места для проживания (съем квартиры, общежитие).

XХX Международный смотр-конкурс лучших выпускных квалификационных работ по архитектуре, дизайну и искусству

XХX Международный смотр-конкурс лучших выпускных квалификационных работ по архитектуре, дизайну и искусству

20-25 сентября на базе Тамбовского государственного технического университета состоялся Международный архитектурный форум. Форум включал в себя XХX Международный смотр-конкурс лучших выпускных квалификационных работ по архитектуре, дизайну и искусству и VIII Международную научно-практическую конференцию «Устойчивое развитие региона: архитектура, строительство, транспорт».

Международный смотр-конкурс проводится ежегодно. Местом его проведения каждый год становятся разные города и страны, где имеются архитектурные вузы или факультеты. В смотре-конкурсе участвуют выпускные квалификационные (дипломные) работы по архитектуре и дизайну из вузов России и зарубежья. 

В этом году в смотре-конкурсе и конференции приняли участие представители из 60 вузов России (МАРХИ, МГСУ, СПБГАСУ, ННГАСУ, УралГАХУ, Академия архитектуры и искусств ЮФУ, БГТУ им. В.Г.Шухова, СамГТУ и многих других известных вузов) из 8 стран (Республика Беларусь, Азербайджан, Армения, Грузия, Киргизская Республика и др). Представители Италии в этом году приветствовали участников онлайн. На смотре-конкурсе представлено более 700 выпускных квалификационных работ по градостроительству, архитектуре и дизайну. Темой VIII Международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие региона: архитектура, строительство, транспорт» станет «Будущее регионов России. Национальные проекты: проблемы и решения». Мероприятия проходят в рамках Года науки и технологий в России и Года архитектуры и градостроительства в СНГ.

С приветственным словом на открытии форума выступили ректор МАРХИ, президент РААСН Д.О. Швидковский, ректор НИУ МГСУ, академик РААСН П.А. Акимов, председатель Федерального УМО, академик РААСН Г.В. Есаулов, ректор Тамбовского ГТУ М.Н. Краснянский и другие почетные гости.

С 21 сентября на протяжении трех дней работала конкурсная комиссия Смотра-конкурса выпускных квалификационных работ, прошли пленарные и секционные заседания конференции, мастер-классы для участников конференции по современным тенденциям архитектурного образования, новым экоматериалам и другим темам, а также конкурс научной и учебно-методической литературы.

 

Делегация Высшей школы дизайна и архитектуры под руководством и.о. директора, доктора архитектуры, советника РААСН М.В. Перьковой представила на конкурсе 5 выпускных квалификационных работ в разных номинациях. Общественная референтура и жюри дали высокую оценку представленным конкурсным магистерским и бакалаврским работам Высшей школы дизайна и архитектуры Политехнического университета Петра Великого.

Диплом лауреата конкурса, а также специальный диплом МАРХИ в номинации «Графический дизайн» получила ВКР магистрантки Дарьи Ермиловой под руководством доцента, руководителя профиля «Графический дизайн» Т.И. Диодоровой на тему «Разработка визуального нарратива в мультимедийном проекте».

Диплом первой степени в номинации «Графический дизайн» получила ВКР бакалавра Ирины Поповичевой под руководством доцента, руководителя профиля «Информационный дизайн» Н.А. Карпенко на тему «Дизайн-концепция обучающей компьютерной игры с элементами квеста по теме “Романское искусство”».

Диплом первой степени в номинации «Промышленный дизайн» получила ВКР бакалавра Ильи Кувшинского под руководством доцента, руководителя профиля «Промышленный дизайн» А.Г. Зубова на тему «Дизайн-проект приборной панели автомобиля будущего».

В рамках проводимого форума Политехнический университет Петра Великого вошел в большой консорциум архитектурных и технических вузов, имеющих творческие факультеты и кафедры и стал членом Межрегиональной общественной организации содействия архитектурному образованию (МООСАО). Участие в смотре – конкурсе позволило наметить пути сотрудничества с ведущими архитектурными и дизайнерскими школами России и ближнего зарубежья.

Поделиться записью

Проблемы современного архитектурного образования

Место зодчего – строительная площадка

Елена БАЖЕНОВА, кандидат архитектуры, заместитель председателя совета по архитектурному образованию и аттестации Союза архитекторов России, вице-президент Союза московских архитекторов

От архитекторов в нашей жизни зависит очень много. В первую очередь безопасность жилища. А следом – не менее важные для современного человека удобство и красота, причем не только своего дома, но и всей городской или поселковой среды.

Сегодня многие архитекторы-практики опасаются, что через десять-пятнадцать лет профессию ожидает кризис, запрограммированный несовершенством нынешнего образования. Об обоснованности такого мнения и других проблемах, связанных с подготовкой современных специалистов этого профиля наш корреспондент беседует с Еленой БАЖЕНОВОЙ, кандидатом архитектуры, заместителем председателя совета по архитектурному образованию и аттестации Союза архитекторов России, вице-президентом Союза московских архитекторов.

– Елена Сергеевна, хотелось бы начать беседу со статистических показателей. Если есть данные, расскажите, сколько примерно в нашей стране архитекторов и учебных заведений, в которых их готовят? Ваше отношение к этим цифрам: это много или мало?

– Могу точно сказать, сколько архитекторов состоит в союзе: сегодня это 12 235 человек. По нашим данным, специалистов архитектурного профиля готовят 74 учебных заведения. Если говорить о количестве архитекторов на единицу населения, то цифра в разы меньше, чем, например, в европейских странах.

– Многие архитекторы-практики прогнозируют в ближайшем будущем кризис профессии ввиду несовершенства нынешней системы образования. Как вы считаете, соответствует такое мнение действительности, или это слишком пессимистичная оценка? Тогда как складывается ситуация в действительности?

– Кризиса профессии мы не ожидаем – она будет востребована до тех пор, пока человечество нуждается в безопасной, гуманной и комфортной среде обитания.

Положение в архитектурном образовании в России, несмотря на двадцатилетний «период перемен», тоже нельзя назвать критическим. Образование выстраивается под запросы общества и потребительского рынка, предоставляя то, что они требуют.

Кризисным является положение архитекторов в целом, потому что их ответственность и область влияния на качество конечного продукта (построенное здание) минимизированы законодательной базой, оставшейся с советского времени. Устаревший закон об архитектурной деятельности, не ориентированный на рыночную систему, ограничивает сферу услуг и профессиональной ответственности архитектора выпуском чертежей, тогда как на Западе зодчий напрямую работает с заказчиком и осуществляет полный, тотальный надзор за строительством, то есть отвечает за результат процесса – возведенное здание. А у нас правит бал технический заказчик, представители которого зачастую даже не имеют профильного образования. С этим связаны и низкое качество строительства в стране, и особенности наших образовательных программ.

И еще. В строительной отрасли наблюдается сильное отставание: и по технологиям производства материалов и конструкций, и по инженерным системам, и по методам управления стоимостью, сроками, качеством работ. Это отставание автоматически проецируется на учебный процесс.

– Как вы оцениваете уровень российского архитектурного образования? Сопоставим ли он с европейскими странами? Можно ли считать его достаточным, чтобы удовлетворить требования современного российского общества?

– Да, можно. Уровень нашего архитектурного образования вполне сопоставим с зарубежным. Доказательством тому является успешное участие и многочисленные победы наших студентов и практикующих архитекторов в международных конкурсах, интерес и уважение зарубежных коллег к традициям российской архитектурной школы, давшей миру такое уникальное явление, как конструктивизм, и сохранившей ориентацию на художественные, гуманитарные аспекты профессионального образования. Возможно из-за закрытости нашей страны в прошлом столетии Россия пропустила захвативший западные школы технократический виток, который стал следствием бурного развития новых строительных конструкций и технологий, управленческой деятельности. Однако в последние двадцать-тридцать лет на Западе наблюдается новый поворот: больший вес приобретают гуманитарные аспекты, характерные в ХХI веке для развития науки в целом. Поэтому сопоставление систем архитектурного образования может и должно быть двусторонним. Ведь нам есть чему поучиться друг у друга. Россиянам нужно не откатываться назад, сокращая часы и унифицируя вузовские программы, а напротив – сохранять классические гуманитарно-художественные традиции обучения и самобытность методик, одновременно развивая конструктивное сотрудничество с различными зарубежными школами в области технологических дисциплин.

К недостаткам сегодняшнего высшего образования можно отнести слабое знание студентами иностранных языков и недостаточно высокий уровень обучения по курсам инженерных дисциплин.

– Российская система образования переживает переход на уровневую систему подготовки – бакалавриат и магистратуру, разрабатываются новые образовательные программы. Достаточно ли, на ваш взгляд, четырех лет, предусмотренных бакалавриатом, для подготовки полноценного специалиста архитектурного профиля?

– УМО по архитектурному образованию в РФ добилось того, что бакалавры в области архитектурного профиля будут учиться пять лет. Этого вполне достаточно. Например, в США сроки обучения бакалавра – от четырех до шести лет, магистра – от пяти до восьми. А мы находимся сейчас словно бы в середине: бакалавр – пять лет, магистр – семь.

– Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы наилучшим образом встроить архитектурное образование в европейскую систему?

– Во-первых, необходимо добиться, чтобы российская система организации проектирования и строительства соответствовала современным требованиям, и законодательно закрепить место архитектора в ней. Во-вторых, нужно, по примеру Европы, сохранить индивидуальность каждой отечественной архитектурной школы. В-третьих, следует ввести в образование такую существенную составляющую как ординатура, или стажировка после окончания вуза. В соответствии с международными стандартами и в Европе квалификация архитектора присваивается выпускнику, если он подтвердит свою практическую подготовку, проработав три года после окончания института, сдав об этом отчет и выдержав экзамен. Во всех развитых странах это обязательно. Нашему образованию такого подхода не хватает, что в будущем может значительно затруднить международное признание дипломов и квалификаций.

– Учитывая то, что новые образовательные стандарты третьего поколения будут базироваться на системе профессиональных квалификаций, хотелось бы узнать, как идет работа по созданию этой системы в области архитектурного образования?

– Полгода назад по итогам пленума Союза архитекторов России, посвященного высшему образованию, создан совет по архитектурному образованию и аттестации, в состав которого вошла группа практикующих архитекторов и преподавателей ведущих вузов страны: МАрхИ, МГСУ, ВоГТУ, СПбГАСУ, СамГАСУ и ряда других. Они занимаются в том числе и разработкой требований к профессиональным квалификациям.

За рубежом разнообразие профессиональных квалификаций востребовано рынком. Однако у нас в стране рынок развит не настолько, чтобы количество квалификаций, относящихся к профессии архитектора, перевалило за десять. В настоящий момент их шесть, и они окончательно не утверждены. Пока Союз архитекторов России, члены которого являются основными работодателями, совместно с вузами работает над тем, чтобы количество профессиональных квалификаций соответствовало реальным требованиям жизненной практики.

– В проекте закона «Об образовании» предполагается установить два вида учебных заведений высшего звена – университеты и институты, а академии исключить. Как вы к этому относитесь?

– Мы очень обеспокоены той редакцией закона, которая обсуждалась в конце прошлого года. Считаем, что она не учитывает специфику гуманитарных вузов художественного профиля, выпускающих, в том числе, и архитекторов.

Подготовка людей творческих специальностей – процесс «штучный», индивидуальный, а для архитектурной профессии, объединяющей искусство и техническую составляющую, вообще уникальный. В закон об образовании необходимо вставить блок, который определял бы основы и учитывал особенности государственной политики для подобных вузов, иначе мы, как и в области балета, лишимся преимуществ, которые имеет наша страна, и не будем «впереди планеты всей».

Не имеет значения, как вузы будут называться. Дело не в названии, а в том, как и на каком уровне они могут готовить специалистов.

– В чем, по-вашему, достоинства и недостатки проекта закона «Об образовании» по отношению к архитектурному образованию?

– Плохо, что в этом законе не выделены требования к вузам творческих профессий, не учтена специфика преподавания и подготовки специалистов. Архитектура отнесена к естественнонаучному профилю, что огрубляет ее тонкую систему обучения.

Проект закона направлен на минимизацию профильности, тогда как во всем мире наблюдается другая тенденция – разнообразить программы. Гибкость в построении программ позволяет художественным вузам очень быстро реагировать на требования и возможности рынка. Эти образовательные учреждения нельзя лишать возможности готовить магистров, кандидатов и докторов наук. Если они будут считаться институтами, мы потеряем качество образования.

К достоинствам проекта можно отнести пункт, который посвящается сотрудничеству с зарубежными фирмами и высшими учебными заведениями. Сотрудничество должно иметь больше гибкости и открытости. Сейчас достаточно жесткие требования ограничивают свободу общения российских вузов с зарубежными.

– Не так давно вышел в свет закон о создании саморегулируемых организаций, которые будут заниматься лицензированием образовательных учреждений строительного и архитектурного профилей. Отразится ли он на архитектурном образовании?

– Чтобы четко определить квалификационные требования к персоналиям и организациям, которые будут заниматься лицензированием образовательных учреждений, необходимо привлечь к этому процессу профессиональные объединения, то есть основных работодателей. Важно, чтобы это были профессионалы, люди, понимающие специфику преподавания в вузе архитектурного профиля. Важно, чтобы лицензированием образовательных учреждений в области архитектуры занимались только архитекторы, либо на 80 процентов – архитекторы и на 20 – конструкторы, инженеры. Иначе инструмент, который призван улучшить систему и качество образования – именно так происходит за рубежом, – ожидаемых плюсов не принесет.

– Какие еще проблемы, связанные с развитием архитектурных учебных заведений высшего и среднего звена, требуют решения?

– Образование должно быть непрерывным и не ограничиваться средним и высшим уровнями. Архитектор-профессионал учится всю жизнь, и это не громкие слова. На мой взгляд, сегодня крайне не хватает механизмов адаптации студентов к практической деятельности. Мы, например, на четвертом и пятом курсах института под руководством своих преподавателей участвовали в реальных проектных работах, выполнении государственных заказов, регулярно поступавших в Московский архитектурный институт. Сейчас у преподавателей и студентов такой возможности нет. Очень затрудняет законодательство создание при архитектурных вузах конкурентоспособных мастерских и малых предприятий, в которых студенты могли бы раньше и лучше адаптироваться к практической работе, а также заниматься научными и прикладными исследованиями.

Очень важно обратить внимание на науку. Прогнозирование будущего – а это неотъемлемая часть архитектурного образования – невозможно без научных исследований: моделирования ситуаций, программирования подходов, учета или динамики происходящих изменений. Архитектура сегодня ставит проектные задачи как исследовательские, и недопонимание этого негативно отразится на конкурентоспособности нашего образования по отношению к мировым лидерам.

Сказанное в первую очередь относится к исследованиям в архитектурно-градостроительной области, разработке и прогнозированию вариантов будущего развития территорий, проблемам безопасности и создания комфортной среды жизнедеятельности.

– Одобряете ли вы кластерный подход, когда разные уровни профессионального образования – например, начальное, среднее и высшее – объединяются для подготовки кадров того или иного вида деятельности: строительный кластер, архитектурный кластер?

– По преимуществу, не одобряю. Дело в том, что архитектор – профессия зрелых людей. И если у музыкантов, танцоров балета, художников способности могут быть выявлены в возрасте трех-шести лет, то расположенность к архитектуре, понимание, могу ли я стать архитектором, не приходит к человеку ни в три, ни в восемь, ни даже в пятнадцать лет. Для архитектурного образования кластерный подход неприемлем. Тем не менее у нас в стране существуют детские школы с ориентацией не только на художественное, но и архитектурное образование. Есть техникумы, которые готовят ребят уже более серьезно, и в процессе этой учебы ребенку легче определить, что ему предпочтительнее: рисовать или быть специалистом в области архитектуры.

– Система архитектурного образования какой страны могла бы служить образцом для России?

– Важно, чтобы система образования отвечала запросам страны. Особенно это относится к подготовке архитекторов, поскольку уровень развития профессии очень тесно связан с уровнем развития общества. Копировать образовательные системы опасно, нужно ориентироваться на их соответствие запросам общества. Образцом могут служить Соединенные Штаты, где архитекторы учатся до восьми лет и сдают профессиональный экзамен в течение нескольких лет, после того как отработали не менее пяти лет на практике. Система этой страны является наиболее жесткой и отточенной и служит образцом для всего мира. В то же время архитектурное образование в Европе ближе нам по духу, хотя архитектурные школы Германии и Англии имеют существенные отличия по направленности и составу гуманитарных и технических дисциплин.

– На одном из пленумов Союза архитекторов России говорилось о намерении начать реализацию программы по взаимодействию с российскими вузами с целью повышения уровня подготовки специалистов. Что предполагает эта программа? Что планирует сделать для улучшения архитектурного образования Союз архитекторов России?

– Совет по архитектурному образованию и аттестации Союза архитекторов России, работая в тесном контакте с высшими школами России и УМО в области архитектурного образования, Российской академией архитектуры и строительных наук будет поддерживать архитектурные школы страны и лучшие программы в области высшего и послевузовского профессионального образования. Мы также заинтересованы в тесном контакте с Министерством образования и науки РФ и открыты к сотрудничеству с международными организациями.

Совет наметил приоритетные направления деятельности на ближайшие два года. В частности, планируется организовать центры по координации программ архитектурного образования для системы непрерывного обучения специалистов (вуз – подготовка к аттестации – повышение квалификации), а также составить рейтинг архитектурных школ России и проводить конкурсы «Лучший преподаватель», «Лучшая образовательная программа в области архитектуры и градостроительства» и дипломных проектов. Также очень важными задачами совет считает создание совместно с архитектурными школами системы повышения квалификации педагогических кадров, разработку общероссийских профессиональных стандартов архитектурной деятельности и формирование системы негосударственной аккредитации образовательных программ в области архитектуры и градостроительства.

Проходные баллы ЕГЭ в архитектурные ВУЗы. Рейтинг архитектурных ВУЗов

Регион Вуз Средний балл зачисленных по ЕГЭ (в расчёте на один предмет) Средний балл зачисленных по конкурсу (в расчёте на один предмет) Средний балл самого слабого зачисленного по ЕГЭ Количество студентов, зачисленных на бюджетные места
Свердловская область Уральская государственная архитектурно-художественная академия(УралГАХА), г. Екатеринбург 80,4 85,5 43,3 287
Санкт-Петербург Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ), г. Санкт-Петербург 73,4 74,3 43 890
Москва Московский архитектурный институт (государственная академия) (МАРХИ), г. Москва 73 73,8 48,6 174
Республика Татарстан Казанский государственный архитектурно-строительный университет(КГАСУ), г. Казань 72,2 73,8 38 1589
Новосибирская область Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия (НГАХА), г. Новосибирск 71,7 72,5 45 148
Москва Московский государственный строительный университет Национальный исследовательский университет (МГСУ), г. Москва 69,4 69,8 44,3 1789
Нижегородская область Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ), г. Нижний Новгород 68,5 69,2 38 1819
Тюменская область Тюменский государственный архитектурно-строительный университет (ТюмГАСУ), г. Тюмень 67,9 68,7 46,3 584
Самарская область Самарский государственный архитектурно-строительный университет (СГАСУ), г. Самара 67,7 67,9 47,3 557
Ростовская область Ростовский государственный строительный университет (РГСУ), г. Ростов-на-Дону 66,2 66,7 44 1176
Пензенская область Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (ПГУАС), г. Пенза 65,9 66,2 35 1697
Воронежская область Воронежский государственный архитектурно-строительный университет (Воронежский ГАСУ), г. Воронеж 65 66,2 36,3 807
Новосибирская область Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (НГАСУ (Сибстрин)), г. Новосибирск 64,9 66,2 38 443
Томская область Томский государственный архитектурно-строительный университет (ТГАСУ), г. Томск 60,2 60,4 37,3 557
Волгоградская область Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет (ВолГАСУ), г. Волгоград 58,7 59,6 36 665

Магистерская программа по архитектуре в России

Россия – Магистратура архитектуры
74

Годы обучения

1-2

Средние комиссии

~ 77 080 ₽