Мастер класс что это: Что такое мастер-класс 🚩 какие бывают мастер-классы

Содержание

Что это такое мастер класс и для чего нужен

Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции. Мастер-класс нужен для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым.

Что такое мастер-класс?

Мастер-класс — это способ обучения и оттачивание практического навыка. Он проводится в формате очного занятия, ведущим которого выступает гуру какой-либо области. У него довольно громкое имя, заставляющее публику приходить на обучение. Мастер–класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.

Мастер-классы бывают, как:

  • живой урок, реальное общение реальных людей;
  • видео-урок — заснятое в виде ролика живое общение людей, обменивающихся опытом;
  • фото-мастер-класс — подробное словесное описание процесса изготовления изделия. С фотографиями, пошагово иллюстрирующими действия.

Много, кто не знает, что такое скетчинг в рисовании, хотя это очень распространенный вид быстро написанного очерка.

Задача мастер-класса — научить, описать, показать и разъяснить зрителям/ученикам суть какого-либо процесса. Важная составляющая мастер-классов — наглядность подачи материала.

Что нужно для проведения мастер-классов?

К проведению мастер-класса обязательно нужно хорошо подготовиться! Мастер-класс — это чудесная возможность поделиться своими знаниями и навыками, познакомиться лично с клиентами и подписчиками, а заодно зарядить и зарядиться энергией и вдохновением. Воспользуйтесь услугами SEO продвижения в интернете для того, чтоб о Вас узнавало как можно больше людей!

Для того, чтобы мастер-класс прошел отлично и все остались довольны, нужно обязательно хорошо подготовиться, продумав все до мелочей! Для начала, нужно составить программу мастер-класса, распределите, сколько и на что времени вам понадобиться, важно не забыть про время для знакомства и сборы аудитории, а также для прощания.

Время в этом вопроса тоже играет немалую роль. Нужно учесть, какого возраста будет целевая аудитория. Например, если это детишки, то лучше проводить занятия с утра, а если молодежь, то лучше во второй половине дня, так как большинство из них окажутся студентами, у которых с утра до обеда пары в своем учебном заведении.

Материалы – это очень важная составляющая в проведении мастер-классов, ибо это то, с чем будут работать гости. Позаботьтесь о том, чтоб людям не приходилось нести все с собой, предоставьте им уже готовым материал на месте проведения занятия, всегда лучше подготавливать их с запасом на случай форс-мажоров.

Техническое обеспечение. Для поддержания приятной, расслабляющей атмосферы было бы неплохо запастись колонками для фоновой музыки, возможно, могут понадобиться микрофоны, если большой зал и много людей, а также проектор для лучшей наглядности. Нужно убедиться, что все программы в исправном состоянии, а для этого почитайте, кто такой тестировщик, он обязательно Вам поможет!

Место проведения мастер-классов лучше выбирать где-нибудь в центре города, так будет добираться проще всем участникам. Выбирать нужно то место, которое по специфике Вашего занятия больше всего подходит, потому что, если на мастер-классе вы рисуете или лепите, то такая локация, как кафе, вряд ли подойдет.

Если Ваш мастер-класс длится более трех часов, то стоит позаботиться о том, чтоб гости не остались голодными. Вы можете предложить сотрудничество кондитерским, которые вполне могли бы сделать скидку из-за большого заказа, купить фрукты. Можно сервировать на каждого порционно, это выйдет экономичнее. Из напитков запаситесь чаем, соками, кофе и водой.

Организуйте фотосъемку и видеосъемку, участникам мастер-класса будет очень интересно посмотреть на весь процесс и себя со стороны. Полученный материал вы сможете использовать в своих социальный сетях и личных сайтах. И не забывайте про небольшие презенты, связанные с мастер-классом по окончанию мероприятия. Это оставит приятный след в памяти участников.

Что дают мастер-классы?

Мастер-классы дают возможность развивать себя в разных сферах. Такие мероприятия могут основываться на приготовлении блюд, на лепке из пластилина, на рисовании карандашами, красками, на поделках, на оформлении тарелок, например, на плетении из бисера и все, что только угодно.

Это развивает моторику, воображение, заставляет подумать. Для кого-то мастер-класс – это повышение квалификации в заявленной области. Так же, это просто место для приятного времяпрепровождения, совместного досуга, отвлечься от каких-то дел и просто отдохнуть! Если вы только начали устраивать занятия, то изучите, как правильно сделать рекламный баннер для привлечения большего количества людей.

Проводя мастер-класс, мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии.

Что делать на мастер-классе?

Люди, которые никогда не посещали мастер-классы, не всегда понимают, что на них нужно делать. На мастер классе нужно делать что-то, что связано, например, с творчеством. Как сказано выше, это различные поделки, рисование, готовка, лепка и так далее.

Сегодня можно найти множество оригинальных обучающих мастер-классов в зависимости от интересов и возраста детей. На практике наиболее популярными направлениями, на основе которых проводятся мастер-классы, являются: творчество, спорт, интеллектуальная сфера, кулинария, рукоделие, упаковка и декор.

Мастер-класс должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.

Что такое мастер-класс в образовании?

Мастер-класс (или педагогическая мастерская) — это форма индивидуально-творческой деятельности педагога по изучению, систематизации и распространению передового и новаторского педагогического опыта, демонстрации собственного систематизированного профессионального опыта и уровня педагогического мастерства.

Он проводится в формате очного занятия, ведущим которого выступает гуру какой-либо области. У него довольно громкое имя, заставляющее публику приходить на обучение. Мастер-класс построен на обоюдном взаимодействии ведущего и участника. Это одно из главных отличий этого способа обучения от других. Также можно пройти обучение SEO дистанционно, если он у вас имеется.

Задачи:

  • Активное изложение мастером своего опыта в предмете по указанной теме;
  • Практическая отработка приемов решения задач в рамках предмета мастер-класса;
  • Стимуляция самопознания участниками предмета мастер-класса;
  • Помощь участникам в разработке собственных программ саморазвития и самообучения по теме мастер-класса.

Чем полезны мастер-классы?

Мастер-классы полезны для людей любых возрастов, от самых малых до самых взрослых, соответственно и спектр разносторонности этого мероприятия очень велик, поэтому в необходимости этого вида обучения нет никакого сомнения!

Для детей мастер-классы полезны тем, что, посещая мастер-классы, ребенок отвлекается от гаджетов, получает новые знания, развивает свой творческий потенциал, учится коммуницировать с другими ребятами и налаживать социальные контакты.

Для аудитории постарше же, мастер-классы помогают в повышении их профессионализма или вовсе дают толчок заняться чем-то, чем человек не занимался до этого в обычной жизни, дают возможность отдохнуть от однообразной рутины и насладиться моментом! О том, что такое целевая аудитория, Вы можете узнать на нашем сайте.

Чем снимать мастер-классы?

В двадцать первом веке придумали миллионы различной аппаратуры, которая могла бы помочь в съемке и в разной ценовой категории. Начиная от смартфонов и заканчивая громадными камерами. Также к ним идут аксессуары в виде треноги, которая помогает удерживать телефон, штативы, держатели, отражатели для лучшего света, возможно фон, если понадобиться, микрофон.

Если Вы снимаете мастер-класс из дома, то его надо снимать на однотонной светлой матовой поверхности. Также не стоит снимать на фоне разноцветных скатертей с пестрыми рисунками, они мешают восприятию и отвлекают от основного предмета мастер-класса. Еще изучите, что такое пиар, и снимите на камеру видео вашей деятельности и тогда к Вам потянутся новые участники.

В чем заключается мастер класс?

Мастер-класс заключается в особой форме учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Главной целью мастер-класса является ретрансляция уникального преподавательского опыта, передача руководителем мастер-класса его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога, проводящего мастер-класс. Для того, чтобы увеличить списки желающих посетить занятие, воспользуйтесь контекстной рекламой Яндекс Директ и узнайте ее стоимость на сайте.

Мастер–класс – это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личности учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия.

Чем отличается мастер класс от тренинга?

Мастер-класс – это своего рода облегченная версия тренинга. Для его подготовки и проведения нужно меньше времени. Некоторые мастер-классы можно провести за полчаса-час. Ведущий показывает, участники повторяют. На мастер-классе могут показать базовые основы, а дальше человек сам совершенствует свои умения. Домашних заданий не предусмотрено, как и теоретических знаний о предмете.

Тренинг – это метод активного обучения, который направлен на развитие знаний, навыков и социального поведения и систематическая тренировка участников тренинга. Как правило, на тренинге решается целый комплекс проблем, отрабатывается система навыков. Это могут быть, например, навыки общения, навыки продаж и т.д.

Тренинги могут длиться от нескольких часов до нескольких дней и даже недель. Тренер часто дает участникам домашние задания. Можно написать текст для соц. сетей, где опишите не сам продукт, а его пользу.

Чем отличается мастер-класс от занятия?

Основная цель мастер-класса – готовая поделка. В процессе ее изготовления ребенок часто использует заранее приготовленные заготовки. При этом он меньше развивает навыки по работе с инструментами и материалом, чем на обычном уроке. Преподаватель в свою очередь больше помогает ученику, чтобы в результате их встречи получилось готовое изделие.

Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др.

Что касается занятий, то они акцентированы больше не на самих поделках, а на педагогическом взаимодействии с ребенком. Даже выполнение поделок по образцу предполагает в большей степени самостоятельную работу ребенка от процесса подготовки заготовок до сборки. При этом на изготовление изделия может уходить два-три занятия и больше. Если у вас есть сайт, то изучите, как оформить главную страницу сайта, это станет вашей визиткой!

Чем отличается мастер класс от открытого урока?

От открытого урока мастер-класс отличает: область применения. Открытый урок – это форма методической работы педагогов, применяемая в сфере образования. Мастер-классы имеют более широкое применение: их используют художники и музыканты, спортсмены и литераторы, актеры и журналисты.

Отличие мастер-класса от открытого урока заключается:

  • показ мастером удачных элементов урока, серии уроков с обязательным включением участников в работу;
  • длительной подготовке;
  • возможности проведения его группой педагогов;
  • ориентации мастер-класса на начинающих педагогов.

Воркшоп и мастер класс в чем отличие?

Мастер-класс и воркшоп – учебные курсы, предполагающие демонстрацию определённых умений преподавателем. Основные различия в данных понятиях: в воркшопе участвуют слушатели. Так же можно прочитать, как создать онлайн курс и провести воркшоп на интернет-платформе прям из дома!

Мастер-класс – это вид занятия, при котором профессионал показывает и объясняет, как и что делается. Возможно участие слушателей, но главное место в занятии занимает ведущий. Воркшоп сосредоточен на динамичном знакомстве с чем-то новым. Здесь учитель выступает в роли консультанта. Большая часть работы проходит в активном общении с другими членами группы.


На практике воркшопы представляют собой что-то в духе мастерской, где собирается группа заинтересованных в определенной дисциплине людей и специалист, демонстрирующий нюансы выбранной профессии и помогающий разобраться как ее в азах, так и в более углубленных особенностях.

Все, что нужно знать о такой форме обучения как мастер-класс

Мастер-класс предполагает двустороннее взаимодействие мастера и ученика. В этом его основа и главное отличие от других форм обучения. От семинара, тренинга и других форматов мастер-класс отличается обособленным, даже персональным подходом к каждому участнику. Мастер-класс невозможно уложить в жесткие нормы, поскольку эта форма предполагает интуитивный выбор способа подачи материала ведущим в зависимости от восприимчивости слушателей.

Основной принцип мастер-класса: я знаю, как нужно, и смогу научить вас. Человека, способного проводить мастер-классы, можно считать профессионалом высокого уровня.

Подготовка к мастер-классу

Готовясь к мастер-классу, педагог решает важную задачу: каким будет оптимальный способ донесения собственного опыта к конкретной аудитории. Мастер-класс отличается от обычных обучающих форм тем, что преподаватель максимально использует наглядность, основанную на опыте. Именно демонстрация своего собственного опыта позволяет достигать высоких результатов за максимально короткое время.

Важной особенностью мастер-класса является решающее значение личности мастера, который во время обучения демонстрирует индивидуальную концепцию работы. Это лично его способ научить, включающий индивидуальную совокупность обучающих приемов, характерных только для него.

Практически невозможно «подменить» мастера в проведении мастер-класса. Если это произойдет, то получится другой мастер-класс, возможно, с другими результатами. Содержание мастер-класса, в отличие от семинара или тренинга, а также подготовка к мастер-классу – строго индивидуальны. Подготовкой мастера к хорошему мастер-классу в определенной мере является весь его жизненный опыт.

Хорошего преподавателя характеризует его собственная система, в которую входят:

  • Целостность и приемлемость каждого из применяемых методических приемов.
  • Уместность, своевременность применения того или иного приема.
  • Многостороннее воздействие на учеников, включая развитие личности.
  • Уникальность методики.

Важную роль играют индивидуальные характеристики мастера:

  • Особенности речи и голос. Сюда входить дикция, техника речи, интонация, используемые средства выразительности.
  • Жестикуляция и мимика.
  • Пантомимика. Сюда входит манера держаться и учитывать эмоции участников.
  • Владение аутотренингом и мнемотехникой.
  • Эмпатия, мастерство общения.
  • Преподавательская импровизация, способность сориентироваться в непредвиденных ситуациях.
  • Психологическая прозорливость, способность открыть «гения» и подобрать мотивацию для «отстающего».
  • Коммуникационные навыки, способность поддержать разговор.
  • Ощущение времени.

Цель и задачи мастер-класса

Цель мастер-класса – передать опыт участникам.

Задачи мастер-класса:

  • Активное изложение мастером своего опыта в предмете по указанной теме.
  • Практическая отработка приемов решения задач в рамках предмета мастер-класса.
  • Стимуляция самопознания участниками предмета мастер-класса.
  • Помощь участникам в разработке собственных программ саморазвития и самообучения по теме мастер-класса.

Мастер-класс – это всесторонняя помощь в приобретении тех или иных знаний и навыков, поэтому мастер, принявший решение помогать таким образом другим, на момент принятия решения уже должен соответствовать ряду требований:

  • Обширные знания в области тематики проводимых мастер-классов.
  • Персональные лайфхаки по теме мастер-класса, которыми мастер готов поделиться с аудиторией.
  • Педагогические навыки, которые позволяют излагать материал и передавать знания.

Это минимальный и оптимальный перечень условий для проведения мастер-класса.

Формы проведения мастер-класса

Чаще всего мастер-класс проводится в одной из трех форм:

  • Лекция.
  • Лекционно-практическое занятие.
  • Практическое занятие.

В процессе мастер-класса ученик с помощью мастера создает некую модель, которой потом пользуется.

Мастер-класс может быть одиночным, а может входить в серию. Серийные мастер-классы считаются самыми результативными и позволяют повысить квалификацию обучаемого.

Технология организации мастер-класса

Организация мастер-класса включает 5 основных этапов:

  • Презентация опыта мастера.
  • Знакомство с инструментарием мастер-класса.
  • Имитационная игра.
  • Моделирование.
  • Рефлексия.

Презентация опыта предполагает этапы:

  • Описание общих идей технологии.
  • Демонстрация достижений.
  • Доказательства эффективности.
  • Определение перспектив.

Имитационная игра подразумевает, что:

  • Мастер-класс включает в себя демонстрацию приемов продуктивного (личностно-ориентированного) обучения.
  • Аудитория совмещает сразу две роли – ученика и эксперта.

Моделирование включает в себя:

  • Самостоятельное проектирование участниками своих персональных моделей учебных занятий на основе методики своего учителя.
  • Самостоятельную деятельность участников под руководством мастера – консультанта и организатора.
  • Совместное (мастер и слушатели) обсуждение авторских моделей индивидуального обучения.

Рефлексия предполагает:

  • Заключения и выводы мастера по замечаниям и рекомендациям.
  • Обсуждение опыта взаимодействия мастера и участников.

Мастер-классы от внешних специалистов часто проводят в качестве корпоративных мероприятий, но в компаниях часто выбирают тематику, далекую от профессиональной деятельности. Например, мастер-классы по живописи, кулинарии, оригами и пр.

Если вы решили организовать мастер-класс

Если вы решили провести для сотрудников мастер-класс, желательно учесть следующие шаги:

  • Выбрать тему и четко ее зафиксировать.
  • Определиться с характером обучения: разовое или серийное.
  • Убедиться, что уровень квалификации педагога достаточный.
  • Определиться с местом проведения.
  • Составить план мероприятия.
  • Определиться с формами, методами, согласовать демонстрационную часть.
  • Решить все вопросы по использованию технических средств.
  • Убедиться в полной подготовке дидактических материалов и наглядных пособий.
  • Обсудить вопросы обмена опытом и результаты мастер-класса.
  • Предусмотреть обсуждение мероприятия с мастером после проведения.

Форма и тематика

Мастер-класс обычно предполагает группу из 7-15 участников. Самая популярная тематика мастер-классов – знакомство с новыми технологиями и методика их применения.

В ходе мастер-класса участники могут:

  • Ознакомиться с технологическими новинками.
  • Поделиться мнением о полученных результатах.
  • Получить консультацию по теме.
  • Обсудить собственные вопросы по теме.
  • Предложить собственные решения дискуссионных вопросов.

Кто должен проводить мастер-класс

От преподавателя мастер-класса требуется:

  • Педагогическое мастерство.
  • Преподавательские способности.
  • Методическая подготовка.
  • Психологическая грамотность.
  • Интеллигентность.
  • Культура воспитания.

Все эти качества объединяются в мастерство, необходимое при проведении мастер-классов, семинаров, тренингов. Но именно для мастер-класса преподавателю необходимо также уметь хорошо что-нибудь делать, быть мастером в своем деле.

В толковом словаре С.И. Ожегова есть несколько значений слова «мастер»:

  • квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
  • человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
  • специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Во время занятия мастер передает ученикам опыт путем прямой и комментированной демонстрации приемов работы, а само занятие представляет собой форму сотрудничества между мастером и учениками, при которой мастер тоже приобретает знания и опыт.

Выбор мастера зависит от запроса на обучение. Мотивация разных групп участников может быть разной:

  • Начинающие специалисты с опытом работы, желающие повысить квалификацию, от мастер-класса хотят получить предметные знания о методах и приемах работы, чтобы применять полученный опыт на практике и повысить эффективность своей профессиональной деятельности.
  • Для специалистов высокой квалификации нет необходимости в повторении действий мастера. Их интересует поиск новых форм и повышение уровня работы.

Таким образом общение начинающих специалистов и мастера нацелено на удовлетворение потребности обучаемых в новых знаниях, а взаимодействие мастера с профессионалами представляет собой полноценную дискуссию, в которой обе стороны обогащают опыт друг друга. 

Не всегда требуется внешний специалист. В ряде случаев обучение в формате мастер-класса целесообразно проводить внутри коллектива. Например, один из сотрудников мастерски владеет Microsoft Excel, что позволяет ему выполнять определенный тип заданий, который желательно было бы поручить и другим сотрудникам. Однако те слабо знают программу и не смогут выполнять задание с необходимой скоростью и качеством. Руководитель в таком случае может поручить «продвинутому» сотруднику обучить других. Часто для этого достаточно нескольких занятий. Мастером в данном случае выступит сотрудник, который будет выполнять определенные действия, комментируя их и помогая повторять за собой. В подобных случаях эффективность мастер класса выше любого внешнего семинара или тренинга. Все зависит от текущей необходимости.

Оценка эффективности мастер-класса

Как оценить эффективность мастер-класса? Для этого существуют критерии оценки:

  • Презентативность. Как именно представлена идея, каков уровень ее презентации, популярность данного подхода в педагогике.
  • Эксклюзивность. Насколько необычны и оправданы решения, какова степень индивидуальности и реализации замысла.
  • Прогрессивность. В какой мере присутствуют нестандартные и свежие идеи, насколько своевременны предмет и методы.
  • Мотивация. Насколько учтена мотивация, способная вовлечь каждого обучающегося.
  • Оптимальность. Насколько соответствуют выбранные средства необходимой цели и ожидаемым результатам, с учетом промежуточных.
  • Эффективность. Насколько вовлечен был каждый участник в процесс, насколько участники способны самостоятельно проанализировать итоги своей деятельности.
  • Технологичность. Насколько четкая структура мероприятия, современны и оригинальны пути реализации каждого этапа.
  • Артистичность. Каков уровень воздействия на слушателя, импровизации, открытости к передаче индивидуального опыта.
  • Культура и эстетика. Эрудиция, манеры, форма передачи своего опыта.

Надеемся, информация поможет вам лучше понимать суть мастер-класса и эффективно его применять.

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Примеры мастер-класса

мастер-класс

Его лучший альбом за последние десятилетия приобрел большее значение после ухода из жизни, но даже сам по себе он представляет собой впечатляющий мастер-класс по написанию песен и их исполнению.

Из рекламного щита