Методика обучения детей математике с помощью блоков З. Дьенеша
Во многих странах большой популярностью пользуется методика математической логической игры З. Дьенеша или, как её ещё называют, блоки Деньеша, для раннего развития способностей к гибкому, свободному мышлению у дошкольников и младших школьников. В последнее время (с 90-х годов налажено российское производство дидактического материала) эта система игровых упражнений, а также авторский комплекс наглядных пособий успешно практикуется отечественными педагогами в целях реализации задач познавательного и интеллектуального развития детей. Накоплен положительный опыт практического внедрения педагогической системы в коррекционных и разновозрастных группах.
1 Авторская теория Дьенеша: шесть шагов изучения математических понятий для детей
2 Программа занятий с блоками: цели и задачи для разных возрастных групп
2.1 Видео: Логические блоки Дьенеша в I младшей группе
3 Дидактический материал З.
3.1 Математические блоки
3.1.1 Видео: логические блоки Дьеньеша
3.2 Логические фигуры
3.3 Логические кубики
3.4 Альбомы, алгоритмические схемы
3.5 Материалы З. Дьениша своими руками
4 Картотека игр
4.1 Определение свойства объекта — игры для самых маленьких
4.2 Видео: игра с логическими блоками Дьенеша
4.3 Выявление свойств и проведение операции сравнения
4.4 Работа с символами
4.5 Видео: развивающие игры для детей с блоками Дьениша с использованием карты-схемы.
4.6 Игры на систематизацию и логические действия
4.7 Видео: развитие концентрации внимания с помощью блоков Дьенеша (с использованием альбома)
5 Достоинства и недостатки авторского метода Дьенеша, отзывы педагогов и родителей
Авторская теория Дьенеша: шесть шагов изучения математических понятий для детей
Золтан Дьенеш — знаменитый венгерский математик, практикующий педагог и психолог, радикально изменивший стереотипное восприятие математики как рутинной и нетворческой научной дисциплины. Игровая методика З. Дьенеша направлена на то, чтобы помочь детям дошкольного и младшего школьного возраста в занимательной форме освоить разнообразные математические понятия, сформировать и развить важнейшие интеллектуальные навыки и психологические процессы, необходимые для осуществления самостоятельного логического мышления.
Личный педагогический опыт и познания в области возрастной детской психологии помогли З. Дьенешу изобрести и внедрить концепцию шести шагов изучения математики для самых маленьких. Кроме того, теория получила оригинальное методическое оснащение комплексом дидактических материалов в форме дополнительных игровых пособий и наглядных логических блоков, которые стали эффективным инструментарием для развития творческого и мыслительного потенциала детей. Методика применяется как в официальной педагогике, так и в системе самообразования.
Идея шести шагов освоения математических знаний и умений прошла успешную практическую апробацию и доказала свою результативность. Содержательные особенности каждой стадии получили своё авторское название:
- Свободная творческая игра. Содержание этой фазы состоит в постановке ребёнку какой-то конкретной задачи педагогом. В поиске решения малыш перебирает спонтанные варианты, экспериментальным путём находит правильный ответ. Это этап знакомства ребёнка с заданием, которое необходимо разрешить. Так начинается обучение ребёнка математическим премудростям.
- Правила игры. Преодолев этап проб и ошибок, малыш приступает ко второй фазе — изучение правил игры. Для воспитателя или родителя важно правильно и понятно донести до сознания ребёнка важнейшую информацию о правилах достижения необходимого результата.
- Фаза сопоставления. Делая третий шаг, ребёнок оказывается перед необходимостью проделать мыслительную операцию сравнения. Автор метода предлагает взрослым апробировать в игре с детьми идею нескольких аналогичных по смыслу игр, но с разным дидактическим материалом. Например, сначала играем в блоки, затем вырезаем фигурки зверьков или выкладываем геометрические формы.
Мы должны увидеть, что ребёнок самостоятельно разгадывает алгоритм правильного достижения цели, независимо от игрового материала. Таким образом, можно убедиться в том, что интеллектуальные действия малыша осмыслены, а не являются результатом механического запоминания и автоматического воспроизведения. Этот этап необходим для развития способностей абстрактного мышления.
- Знакомство с абстрактным символом числа. На четвёртом этапе востребованы будут различные схемы, карты и игровые таблицы для развития зрительного восприятия, формирования навыков визуализации, знакомства с абстрактным смыслом чисел.
- Символический этап. Пятый шаг подводит ребёнка к выводу о том, что логические цепочки различных игровых серий приводят к общему результату. Для понимания игровых карт необходим специальный язык символов, который малыш сам создаёт в процессе занятий.
- Этап самостоятельных выводов. Итоговый этап будет самым продолжительным. Малыш с помощью взрослого изучает смысл терминов аксиома и теорема, самостоятельно делает необходимые логические выводы на основании описания правил игровых карт.
Дьениш разработал свою методику для детей возрастного диапазона от двух до восьми лет, беря во внимание интеллектуальные и психологические особенности, поэтому математические уроки воспринимаются с энтузиазмом и увлечённостью. Взрослым необходимо проявить терпение в изучении теоретической части метода, а также разобраться с набором дидактических пособий. Развитая способность малыша быстро и свободно справляться со сложными мыслительными упражнениями станет достойной наградой родителям и воспитателям за проявленные ими усердие и настойчивость.
Программа занятий с блоками: цели и задачи для разных возрастных групп
Цели методики раннего развития математических способностей З.
- Знакомство с основными геометрическими фигурами, а также понятием эталона формы, формирование умения определять цвет и размер объекта, развитие представления о множестве;
- Приобретение первичных навыков алгоритмического мышления;
- Активизация памяти, развитие способности концентрировать и удерживать внимание, а также психических процессов воображения и речи;
- Формирование пространственного мышления, навыков моделирования и конструирования;
- Актуализация творческого потенциала;
- Развитие интеллектуальной культуры мышления: умение сопоставлять, обобщать, систематизировать, производить самостоятельный анализ, понимать смысл абстрактного знака, кодировать и расшифровывать информацию, аргументировать свои утверждения.
- Воспитание личной инициативности и волевых качеств в достижении учебной цели, решении практических задач и преодолении препятствий.
Особенности и общие правила использования наглядного пособия для каждой возрастной категории:
Умение определять одно свойство (форму, цвет, размер или толщину).
- Первая младшая группа (2–3 года) – блоки З. Дьенеша востребованы начиная с середины учебного года в качестве дополнительного элемента в игровой деятельности. Воспитатель постепенно включает блоки, дополнительные схемы и карточки с целью формирования и закрепления представления об одном свойстве объекта. Приобретённый навык оперирования единичным свойством предмета применяется не только к игровому пособию, но и к сказочным литературным персонажам, таким образом, расширяется пространство игрового моделирования и активизируется фантазия и воображение детей. Для большей комфортности и эффективности проведения занятий рекомендуется распределять детей в небольшие подгруппы.
Видео: Логические блоки Дьенеша в I младшей группе
https://youtube.com/watch?v=yhQVkuDZzFcVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Логические блоки Дьенеша в I мл группе (https://youtube.com/watch?v=yhQVkuDZzFc)
Навыки сопоставления по признакам.
- Вторая младшая группа (3–4 года) – педагог подключает понятие второго качественного отличительного свойства, к концу учебного года дети свободно различают два свойства объекта и его символическое шифрованное изображение в виде карточки.
Развивается умение читать карточки, содержащие кодированную информацию о свойствах объекта, а приобретённые навыки используются в логической игре.
- Средняя группа (4–5 лет) – в течение года дети овладевают навыком определения и сравнения трёх характеристик. Постепенно в речевой лексикон вводится отрицательная частичка «не». Активно проигрываются ситуации когда каждому ребёнку выдают три карточки-символа и предлагают подобрать соответствующие им логические блоки или фигуры, которые затем необходимо использовать в качестве строительных кирпичиков по заданному алгоритму действий, например, для совместного возведения здания или строительства дороги, детской площадки и т. д.
Совершенствование приобретённых навыков в условиях усложнения заданий на логические операции систематизации и классификации.
- Старшая и подготовительная группа (5–7 лет) – продолжается практика использования карточек на три свойства, к концу учебного года вводится четвёртое свойство.
Задача педагога — приучить детей строго соблюдать правила игры, закрепить в сознании ребёнка понимание того, что нарушение правильной последовательности не позволит добиться необходимого результата. Диапазон игровых упражнений становится более разнообразным и сложным благодаря использованию новых дидактических инструментов таких, как обручи и алгоритмические схемы.
В проведении итоговой диагностики успешности педагогической деятельности по методике З. Дьенеша следует ориентироваться на такой прогнозируемый результат:
- У воспитанников совершенствуются коммуникативные навыки, возрастает стремление к сотрудничеству в учебной и игровой деятельности.
- Развивается логическое мышление, раскрывается познавательный и творческий потенциал детей.
- Дети проявляют больше самостоятельности и активности.
- Успешно преодолевается начальный этап освоения математических знаний, закладывается интерес к этой учебной дисциплине.
Дидактический материал З. Дьенеша
Логические авторские блоки введут ребёнка в мир формы, цвета и размера во время непринуждённой математической игры. Значение дидактического материала З. Дьениша:
- Важнейшие психологические показатели развития логики и концентрации внимания, воображения, нестандартного мышления и памяти получат дополнительный стимул для развития.
- Работа с авторскими наглядными пособиями разовьёт речь, сформирует навыки анализа и систематизации, научит обобщать информацию, раскроет творческий потенциал ребёнка.
- Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Основная цель — научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам
- Плоский вариант блоков Дьенеша.
Комплекты могут быть широко использованы при: ознакомлении детей с эталонами форм, обучении действиям с эталонами
- Кубики, стороны которых содержат кодированные свойства (форма, цвет, размер, толщина) и отрицание свойств (перечёркнутый знак)
- Кубики, стороны которых содержат свойства, отрицание свойств , а также цифры от трёх до восьми
- Карточки содержат кодированную информацию о свойствах объекта
- Ребёнок берёт карточку с примером, решает её путём раскодирования и выбирает соответствующий блок
- Схемы для приготовления пирожных
- Выбранный блок ребёнок размещает на схеме изображения предметов под цифрой, которую определил в результате решения примера на карточке
- Игра «найди домик для заблудившейся фигурки», в некоторых домиках может жить одна фигурка, в некоторых — несколько
- Каждый шарик подбирается путём решения карточки-символа
- Правильное раскодирование информации позволит подобрать нужные блоки и фигуры
- Каждая страница альбома представляет собой иллюстрацию, на которой ребенку предстоит разместить блоки соответствующего цвета, размера и формы по образцу
- 1 вариант — предложить заселить по одному жителю, 2 — по два жителя в каждую квартирку.
Такую схема легко можно начертить самостоятельно
- Вот так можно нарисовать карточку-символ от руки
- В домашних условиях альбом можно заменить обычной разукрашкой
- Схема для изготовления логических фигур
- Параметры сторон логических фигур
Математические блоки
Классический набор методических блоков включает 48 разнообразных по цветовому решению, размеру и форме деталей. Элементы изготовлены в соответствии основному перечню геометрических фигур и имеют такие характеристики:
- Четыре формы блока: квадратные, круглые, в виде треугольника и прямоугольника;
- Три цветовых варианта исполнения: синий, красный и жёлтый.
- Два параметра толщины: толстый, тонкий;
- Два параметра размера: большой, маленький.
Принципиально важно и то, что набор не содержит одинаковых геометрических блоков.
Видео: логические блоки Дьеньеша
https://youtube.com/watch?v=CV_PU3fUuf0
Логические фигуры
Один комплект для организации занятий в малой подгруппе содержит 24 плоских фигуры, в число которых входит равнозначное количество (по 6 элементов) квадратов, треугольников, прямоугольников и кругов, при этом так же, как и блоки отличающиеся цветом (красный, жёлтый, синий) и размером (большой, маленький). Наглядное пособие с логическими фигурами необходимо для работы с понятием эталон формы, обучению манипуляциям с эталонами.
Логические кубики
Кубики, стороны которых содержат кодированное изображение характеристик (форма, цвет, размер, толщина) и отрицание свойств (перечёркнутый знак), а также кубик и цифрами от трёх до восьми на каждой грани. Этот дидактический материал важен для реализации овладения умственными операциями замены, знакового шифрования, расшифровки, пространственного моделирования. Оригинальность логических кубиков состоит в вариативности спонтанного выбора свойств, которая производится путём подбрасывания кубика, а это всегда вызывает восторг и интерес у детей.
Карточки с символической передачей информации о свойствах объекта, а также арифметическими примерами.
- Поможет ребёнку освоить культурную традицию знаковой, закодированной в символе, передаче информации о характеристиках предмета.
- Разовьёт способность производить абстрактные мыслительные операции, расшифровывать символы.
- Сформирует навыки счёта в уме.
Альбомы, алгоритмические схемы
Цель — научить ребёнка чётко следовать правилам, строго выполнять предписанную последовательность шагов. Схематически указывают путь, который необходимо проделать для решения поставленной задачи.
В качестве дополнительных дидактических инструментов могут выступать ленты или обручи для определения игровой области, с их помощью можно расширить диапазон вариантов упражнений, сделать их более разнообразными и увлекательными.
Материалы З. Дьениша своими руками
Большую часть игр можно проводить, используя плоские фигуры, а их можно вырезать из картона, цветной бумаги, разрисовать цветными карандашами или красками, варианты схем-карточек тоже можно придумать самостоятельно по аналогии с готовыми и нарисовать от руки. Если трудно найти наборы дополнительных карточек или альбомы в продаже, то можно распечатать алгоритмические или цифровые карты, варианты альбомов на цветном принтере.
Каждая страница альбома представляет собой иллюстрацию, на которой ребенку предстоит разместить блоки соответствующего цвета, размера и формы по образцу. Картинки структурированы по принципу «от простого к сложному» — в начале представлены рисунки, состоящие из минимального количества деталейКартотека игр
В начале занятия необходимо объяснить ребёнку, что собой представляет дидактический материал и как его можно использовать и игре. Высыпаем перед малышом содержимое набора и позволяем потрогать, посмотреть, поиграть. Объекты из дидактического набора З. Дьенеша малыш в игровой деятельности использует по-разному: раскладывает, заменяет один блок другим, переставляет, прячет, находит, распределяет между игрушечными персонажами и т. д.
Определение свойства объекта — игры для самых маленьких
- Коробочка для игровых элементов может стать импровизированным «домом» с «окошками», соответствующими форме блоков. Малыш с интересом и азартом будет собирать блоки через специальные лунки.
- Элементы из набора складываем в непрозрачный пакетик или тканевой мешок и просим ребёнка на ощупь определить и назвать объект заданной формы, аргументировать свой выбор, озвучивая признак, затем достать необходимый блок и убедиться в правильности результата.
- Выкладываем все игровые элементы перед малышом и просим произвести системный отбор по свойствам, сортируя отдельно блоки в форме круга, квадрата и т. д., затем, при соблюдении условия обязательной готовности и желания ребёнка, можно усложнить задание, добавив ещё один признак, например, цвет.
- Игра в последовательную цепочку, чередование блоков по определённому логическому признаку (цвет, форма или толщина). Задание может вариативно меняться, например, сначала просим продолжить логическую последовательность в соответствии с закономерностью, заложенной в упражнении, или убрать лишний предмет. Планку сложности этого задания также можно постепенно поднимать, добавляя новые условия игры.
Видео: игра с логическими блоками Дьенеша
https://youtube.com/watch?v=JFQb1pIjxi8Video can’t be loaded because JavaScript is disabled: Логические блоки Дьенеша (https://youtube.com/watch?v=JFQb1pIjxi8)
Выявление свойств и проведение операции сравнения
- Игра «Посчитай и скажи сколько фигурок».
Цель упражнения: сформировать умение грамотно и точно формулировать вопрос, развивать навыки определения свойств объектов, а также сопоставления по различным параметрам.
Сценарий игры: Участвуют две команды игроков. Педагог в произвольном порядке раскладывает разноцветные блоки различной формы и размера и обращается к детям с просьбой задать вопросы, которые будут начинаться с фразы «Сколько…?». Каждый верно заданный вопрос получает один балл, побеждает команда, набравшая наибольшую сумму баллов.
Возможные варианты вопросов: «Сколько маленьких блоков?», «Сколько красных фигурок во втором ряду?», «Сколько синих тонких фигур?» и т. д.
- Простейшее логическое задание на законометности одного свойства
- Игра на изучение одного свойства
- Такие фигурки малыш с интересом сложит самостоятельно
- Также можно использовать карточки с геометрическими узорами
- Детям назвали три свойства фигур по порядку, начиная с первого ряда. Ребенок, у которого была необходимая фигура, выходил и выкладывал свой блок на нужное место елочки
- Воспитатель играет роль кондуктора и раздает детям билеты — геометрические фигуры. На сиденьях автобуса уже лежат такие же блоки.
Ребятам нужно найти свое место по билету
- Задача обруча очертить игровые зоны для выполнения задания по сортировке блоков
Блоки могут использоваться для образного замещения любого предмета в игровом сказочном или литературном сюжете, например, большой жёлтый круглый блок станет аппетитной баночкой мёда для Винни Пуха, а жёлтый треугольник фантазия ребёнка легко превратит в золотую рыбку.
Можно предложить ребёнку раздать подарки своим игрушкам, например, мишке понравится круглые подарки, а кукле — треугольные, таким образом, из всего набора нужно отобрать только нужные элементы. Игра станет интереснее, если в ней появятся новые друзья, например, у мишки — его маленький братик, для которого, соответственно понадобятся подарки меньшего размера, а у куклы — младшая сестра.
- Игра «Маленькие садоводы любители»
Каждый игрок выбирает большую форму (круг, квадрат, треугольник) любимого цвета, который станет его клумбой. Далее, он «высаживает» красивые цветы, подбрасывая в круг фигуры разного цвета и формы. Наши цветы могут поделиться своей сказочной историей о себе, которую придумает ребёнок. Роль цветов будут исполнять блоки (четыре свойства) и фигуры (три свойства), количество и качество дидактического материала оговаривается в начале игры. Например, ведущий проговаривает условия: «На клумбе нужно вырастить три маленьких, красных, не круглых цветка», или «большой синий прямоугольник, большой синий круг, большой синий квадрат».
Работа с символами
- Игра «Украсим ёлку шарами».
Всего должно быть пять горизонтальных рядов по три шара в каждом. Цифра на картинке обозначает порядок расположения шара, считать начинаем с макушки ёлки. Пример заполнения второго ряда. Первый шар большой красный круг, второй маленький красный треугольник, третий большой красный прямоугольник. Аналогично размещаем остальные шары.
Комплекты «Логические фигуры» могут быть широко использованы воспитателем в педагогическом процессе при ознакомлении детей с эталонами форм, обучении действиям с эталонами- Игра «Подбери пару»
Цель: Совершенствование способности к зрительному запоминанию и удерживанию информации в памяти, развитие умения распознавать и оперировать символическими карточками.
В игре задействованы двадцать две картинки с символами без отрицания. Все карточки хаотично перемешиваются и затем выкладываются тыльной стороной по шесть карточек в каждом горизонтальном ряду. Таким образом, в самом нижнем ряду остаётся четыре.
Игрок переворачивает две самостоятельно выбранные карточки, если они одинаковые, то оставляет себе, после чего повторяет свой ход. Если символы карточек отличаются, то переворачивает тыльной стороной вверх и кладёт на место, стараясь запомнить изображение. Все дети внимательно наблюдают за манипуляциями с карточками, т. к. задача каждого игрока набрать максимальное количество парных карточек, а для этого необходимо запомнить расположение открытых ранее карточек. Каждый ребёнок, вступающий в игру, повторяет аналогичные действия, выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество карточек.
Видео: развивающие игры для детей с блоками Дьениша с использованием карты-схемы.
https://youtube.com/watch?v=NtanwzoZA5MVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Развивающие игры для детей с БЛОКАМИ ДЬЕНЕША Часть 2 Attribute Blocks Activities Развивающие игры (https://youtube. com/watch?v=NtanwzoZA5M)
Игры на систематизацию и логические действия
- Игры с обручами.
Для проведения игры понадобятся цветные ленты или обручи, которые очерчивают область выполнения задания так, что на полу образуются два не пересекающихся круга разного цвета. Поясняем понятия «внутри», «снаружи». Задача ребёнка поместить в каждый круг блоки соответствующего цвета. Следующее задание будет относиться к классификации по форме, например, в круг помещаем только круглые блоки, а снаружи — треугольные. Усложнить упражнение можно создав зону пересечения обручей, таким образом, образуется три области: левая, правая и общая, в которой круги пересекаются. Просим ребёнка отсортировать блоки, например, красные должны оказаться в правой зоне, все круглые — в левой, а синие треугольные — в общей. Дополнительно можно попросить разместить все не красные блоки — вне кругов.
Формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них.
- Игра «Малыш-архитектор».
Цель — развить навыки конструирования, декодирования, чтения схем и алгоритмических карт. Дополнительно понадобятся изображения перечёркнутых объектов («не свойства»), чертежи, схемы или готовые альбомы с картинками, которые состоят из комбинаций логических форм.
Рисуем схему-чертёж (или берём готовую) для построения здания, просим ребёнка подобрать строительный материал, согласно инструкции и пошагово выполнить задание. Например, для строительства первого этажа нам понадобится три не красных прямоугольных элемента, второй этаж будет состоять из двух не жёлтых и не круглых блоков и т. д.
Видео: развитие концентрации внимания с помощью блоков Дьенеша (с использованием альбома)
https://youtube.com/watch?v=teVpxvicQvcVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Блоки Дьенеша на занятии с логопедом. Развитие концентрации внимания с помощью блоков Дьенеша. (https://youtube.com/watch?v=teVpxvicQvc)
- Игра «Цифровая мозаика»
Ребёнок берёт карточку с примером, решает её путём раскодирования и выбирает соответствующий блок. Затем, например, такая карточка означает, что он должен взять красный толстый круг и положить на фигуру трактора, закрыв блоком контур под номером шесть.
Достоинства и недостатки авторского метода Дьенеша, отзывы педагогов и родителей
Достоинства:
- Система исключает традиционный учебный подход к изучению математики с зубрёжкой правил из учебников и записями в тетрадях.
- Занятия проходят в увлекательной игровой форме в непринуждённой творческой атмосфере.
- Ребёнок приобретает понимание сложнейших математических навыков анализа, синтеза, кодирования, алгоритмизации не осознавая сложность этих мыслительных операций.
Недостатки, по мнению родителей, поскольку педагоги и методисты дошкольного образования недостатков метода З. Дьенеша не обнаружили:
- Методика целенаправленно ориентирована на развитие и совершенствование математических способностей, не учитывая других способов мышления.
- Ограниченность цветового диапазона и разнообразия в блоках З. Дьениша.
- Детям старшей возрастной категории для разрешения более сложных упражнений мало одного набора.
- Родителям часто трудно найти готовые альбомы и карточки символов в продаже.
Отзывы родителей:
Авторская идея З. Дьенеша предлагает бесконечное разнообразие игр, которые можно брать из готовых методических пособий, а можно придумывать вместе с ребёнком, тогда игра станет увлекательным досугом для всей семьи, любимым хобби младшего и старшего поколений. Кроме того, методика поможет развить и усовершенствовать интеллектуальные способности, сделает умственные операции гибкими и нестандартными, что важно и актуально для любого возраста.
Игры с блоками Дьенеша: младшая, средняя, старшая группа
Логические блоки Дьенеша – уникальная методика интеллектуального развития дошкольников, подготовки их к школе. Игры развивают математическое и логическое мышление, раскрывают творческие способности ребенка, улучшают пространственную ориентацию. Играть с детьми можно на протяжении всего дошкольного периода с постепенным усложнением заданий.
Содержание
Блоки Дьенеша для детей дошкольного возраста
Выглядят блоки Дьенеша как объемные геометрические объекты, напоминающие те, из которых дети обычно строят домики. Однако это не просто конструктор, а материал для целой серии развивающих и обучающих игр.
В комплекте 48 неповторяющихся форм. Каждый объект отличается от остальных хотя бы одним из 4-х параметров:
- геометрией – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
- окраской – красный, синий, желтый;
- величиной – крупный, маленький;
- объемом – толстый, тонкий.
То есть комплект состоит из 4-х групп фигур по 12 штук в каждой. Группы блоков Дьенеша позволяют организовывать множество увлекательных игр, которые учат дошкольника анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать информацию. Комплект дополнен карточками с иллюстративными, схематичными и шаблонными изображениями, а также описаниями заданий.
Готовые карточки и задания востребованы, с их помощью дошкольнику проще знакомиться с геометрическим формами. Ориентируясь по схематическому изображению, ребенок составляет картинку. Дети младшей возрастной группы кладут блоки прямо на схему. Дошкольники постарше выкладывают фигуры рядом со схематическим изображением.
Методику изобрел педагог-психолог Золтан Дьенеш. Она представляет собой занимательную игровую форму формирования у детей математического мышления. По представлению знаменитого педагога, освоение математики лишь тогда эффективно, когда ребенок не скучает. Дошкольнику сложно зафиксировать в уме информацию, когда приходится долго слушать, напрягать мозг. А игровой метод позволяет ребенку усваивать и запоминать информацию без напряжения и утомления.
Методика педагога Дьенеша развивает математическое мышление. Для разностороннего развития ребенка необходимо применять и другие обучающие методы.
Методика Дьенеша подразумевает 6 обучающих этапов, зависящих от возрастных способностей детей:
- игра без правил – ребенок учится работать с блоками, у него формируются математические представления;
- игра по правилам;
- занятие со сравнительным анализом;
- репрезентация – ребенок играет в соответствии с предлагаемыми методиками, ориентируясь на обретенные знания;
- творческие занятия, проводимые в соответствии с логическими представлениями;
- формализация – тот уровень занятий, при которых дошкольник уже способен делать выводы и обоснования.
Цели и задачи
Маленькие дети без проблем осваивают арифметическую науку, но абстрактное мышление вызывает у них затруднение. Ребенок склонен при поиске информации ориентироваться на шаблоны, но это не всегда получается. Дьенеш изобрел методику, посредством которой дошкольники узнают об абстрактных понятиях, визуализируя их. Математические блоки Дьенеша – нетрудный для детского восприятия и увлекательный вариант подготовки к школе.
Цель игр Дьенеша – формирование логического и математического мышления у детсадовцев и младших школьников.
Задачи:
- обучение навыку анализа форм, сравнения их по определенным параметрам;
- творческое и интеллектуальное развитие;
- развитие умения логически мыслить, строить цепочки мыслей, выказывать предположения;
- формирование ответственности, усидчивости, прилежания;
- развитие речи, расширение индивидуального словаря.
Использование блоков Дьенеша актуально в детсадах и 1-2 классах начальной школы. То есть занятия предназначены для детей 2-8 лет.
Младшая группа
Для детей младшей возрастной группы подходят примитивные игры, в которых нужно группировать и разделять объекты по параметрам.
Отыщи одинаковый
Педагог показывает фигуру. Игрок должен отыскать такой же объект по одному параметру: геометрии или цвету. Например: показан желтый треугольник. Значит, нужно найти либо красный и синий треугольники, либо другие фигуры желтого цвета.
Отыщи непохожий
Противоположное предыдущему задание. Требуется отыскать фигуры, которые отличаются от продемонстрированного элемента по определенному параметру: величине, окраске, геометрии.
Посади на грядки
Для игры нужно подготовить импровизированные грядки. Блоки будут семенами овощей. Воспитатель дает задание рассадить семена по определенным грядкам. Например, на первую грядку – маленькие и красные, на вторую – квадратные и желтые.
Покорми игрушек
Для игры нужно посадить на стол кукол или мягкие игрушки. Блоки Дьенеша будут едой. Педагог объясняет, что игрушки хотят кушать, но для каждого из них предназначена своя еда. Например, плюшевый медвежонок кушает большие желтые фигуры, а кукла Маша – маленькие синие. Задача играющих – правильно подобрать блоки для каждой игрушки.
Средняя группа
Дошкольники средней возрастной группы могут играть со схемами и картинками. Желательно выбирать творческие игры с блоками Дьенеша, чтобы воспитанники максимально задействовали фантазию.
Игра с картинками
Для игры нужно купить либо распечатать цветные картинки, изображающие разные объекты в геометрическом представлении. Задача ребенка – правильно наложить на картинку блоки. Например, изображенное автомобильное колесо – это круг. Значит, наложить нужно круглый блок.
Построй ряд
Игра замечательно развивает умение анализировать.
Нужно положить несколько блоков так, чтобы сформировалась четкая последовательность. Играющий должен понять, какую фигуру поставить следующей. Например, красный круг, за ним синий. Следовательно, третьим будет желтый круг. Или такая комбинация: круг, квадрат, треугольник – все красные. Значит, четвертой фигурой будет красный прямоугольник.
Что лишнее
Игра учит группированию объектов по определенным признакам.
Педагог раскладывает перед ребенком 3 или 4 фигуры. Одна должна быть лишней, то есть не имеющей с остальными ни одного общего признака. Игрок должен указать на неправильный объект, объяснить свое решение.
Когда ребенок начнет с легкостью справляться, усложните задание: положите 6 фигур, среди которых две должны быть неправильными.
Укажи на объект с «не»
Воспитатель раскладывает блоки, называет признаки с отрицанием. А дети должны указать на соответствующие объекты. Например, «эта фигура не красная» или «это не треугольник».
Почини мостик
Для игры нужно подготовить карточки, изображающие геометрические фигуры, обозначающие их колеры и размеры. А также аналогичные карточки, но уже с перечеркнутыми изображениями, означающие, что блок не должен иметь такие признаки.
Педагог рассказывает историю о том, как между домами двух каких-нибудь сказочных персонажей сломался мост, и соседи теперь не могут видеться. Задача воспитанников – починить мостик. Только «кирпичики» нужно класть не наугад, а по определенному правилу, тогда сооружение получится крепким, больше не разломается.
Далее педагог показывает 1-2 карточки с параметрами, а дети выбирают подходящие «кирпичики». К примеру, показаны карточки с перечеркнутым треугольником и неперечеркнутым красным цветом. Значит, очередной «кирпичик» для моста должен быть красным, но не может быть треугольником.
Какая фигура исчезла
Игра укрепляет память и концентрацию внимания.
Педагог выкладывает в ряд несколько блоков. Ребенок старается запомнить последовательность, затем закрывает глаза. Воспитатель убирает один элемент последовательности. Воспитанник, открыв глаза, должен вспомнить, какая фигура была на том месте, где теперь пусто.
Игру можно немного усложнить: не оставлять пустое место, а заменить убранный блок другим. Тогда задачей игрока становится возвращение ряда фигур в исходный вид. Если ребенок хорошо справляется, можно усложнить еще больше: заменить не один, а 2-3 объекта.
Конструктор
Дети обожают возиться с блоками Дьенеша как с конструктором. Такая игра развивает воображение, творческое мышление.
Дети конструируют что-нибудь по предложению воспитателя или по собственному желанию. Для начала пусть воспитанники потренируются конструировать с использованием наглядной схемы. Затем они должны подключить фантазию.
Старшая группа
Готовящимся к школе детсадовцам логические блоки Дьенеша помогают совершенствовать математические навыки. Дети учатся счету, сравнению, сопоставлению.
Дом
Для игры схематично изобразите дом. В каждой комнате живет геометрическая фигура, ее там нужно нарисовать. В некоторых комнатах не должны жить определенные блоки, там нужно нарисовать зачеркнутые фигуры. Задача воспитанников – правильно распределить блоки по комнатам.
Магазин
Для игры сделайте импровизированный магазин. Товарами пусть будут игрушки, лакомства, канцелярские принадлежности. А деньги – блоки Дьенеша.
Педагог раздает детям блоки. Затем говорит, какой товар сколько стоит. Например, за плюшевого медвежонка нужно отдать два треугольника. Ребенок, глядя на свои «деньги», понимает, может ли он позволить себе покупку этого товара.
Ценовые требования должны постепенно усложняться. Сначала к цене прибавляются цвета блоков, затем размеры. К примеру, «за куклу нужно отдать синий прямоугольник» или «коробка карандашей стоит два больших круга желтого и красного цветов».
Домино
Блоки поровну распределяются между игроками. Первый участник, выбранный по жребию, кладет на стол фигуру. Следующий игрок должен положить блок, совпадающий с первым по одному из показателей: цвету, форме или размеру. Если такого блока нет, придется пропустить ход. Победителем становится игрок, первым избавившийся от всех своих фигур.
Рождественская ель
Игра развивает навык считать по порядку, ориентироваться в схематичных изображениях. Для занятия нужно подготовить картинку елки, 15 символьных карточек. Блоки Дьенеша будут елочными шарами.
Для украшения ели используются 15 шариков: 5 рядов по 3 штуки. На карточках цифрами обозначены номера рядов, а один закрашенный из 3-х кружков означает местоположение шара в ряду. В нижней части картинки указано, какая геометрическая фигура будет изображать конкретный елочный шарик.
Отыщи клад
Педагог раскладывает перед игроком блоки. Ребенок отворачивается, чтобы воспитатель мог спрятать под одним из разложенных объектов монету. Чтобы отыскать клад, игрок задает вопросы. Например: «Клад под красным блоком?». Ведущий отвечает: «Нет». Значит, исключаются объекты красного цвета, под ними монеты нет. Далее: «Клад под круглым блоком?». Ведущий: «Да». Значит, нужно искать среди круглых фигур. И так, пока клад не будет найден. Найдя клад, игрок сам становится ведущим, прячет монету для другого участника.
Подарки для зверят
Для игры нужно положить на пол три хулахупа так, чтобы они пересекались. Рядом с каждым кругом посадить мягкую игрушку, например, зайчика, медвежонка, лисичку.
Педагог объясняет воспитанникам, что зверята разругались из-за подарков, не могут их поделить. Зайчик хочет себе маленькие, лисичка треугольные, медвежонок толстые. Только вот некоторые подарки и маленькие, и треугольные, и толстые. Из-за них зверята и спорят. Задача детей – распределить блоки так, чтобы спорные лежали в пересечениях хулахупов.
Путешествие
Для увлекательной игры нужно подготовить игровое поле: старт один, далее дорожка разветвляется на множество тропинок. В начале каждой тропинки должен быть изображен дорожный знак, указывающий, какой блок может по ней идти. Если проход для блока запрещен, ему придется отправиться по другой тропинке.
К примеру, сначала дорога разделяется надвое: по левой ветке идут большие блоки, по правой – маленькие. Далее следует разветвление по цвету. Желательно, чтобы в конце каждого пути было нарисовано какое-нибудь интересное место – конечная цель путешествия: школа, кафе, пляж, магазин, аптека.
6 способов, которыми Господь Ганеша учит вашего ребенка быть мудрым
Team ParentCircle 3 минуты чтения
Team ParentCircle
Следуйте
Наши дети могут многому научиться у бога мудрости и устранителя препятствий, Господа Ганеши. Вот шесть важных уроков, которые может усвоить ваш ребенок. мы продолжаем учиться на протяжении всей нашей жизни. Наши фестивали, а также боги и богини, которым мы поклоняемся, преподают нам ценные уроки того, как вести плодотворную жизнь. Ганеша Чатуртхи — один из таких праздников. Индусы считают Господа Ганешу самым мудрым богом. Большая голова слона Господа Ганеши, известная под многими именами, такими как Ганапати, Вигнешвара, Винаяка, Гаджаанана, Ламбодара и Экданта, является символом мудрости, понимания и интеллекта.
Этот Ганеша Чатуртхи научит вашего ребенка, как быть мудрым и успешным, взяв страницу из жизни Господа Ганеши.
Уроки Господа Ганеши
1. Будьте послушны: История о том, как Господь Ганеша получил голову слона, также говорит нам о его приверженности долгу. Богиня Парварти однажды попросила Ганешу стоять на страже у дверей их дома, пока она пойдёт купаться. И Ганеша не позволил даже своему отцу, Господу Шиве, войти в дом. Он решил столкнуться с гневом Господа Шивы вместо того, чтобы уступить ему, впустив его. Эта история учит нас тому, что важно выполнять свой долг и оставаться при своем решении, несмотря на последствия.
2. Будьте сосредоточены: В современном мире с уменьшением концентрации внимания у детей часто возникают проблемы с фокусировкой и концентрацией внимания на своих задачах. Маленькие глаза Господа Ганеши, которые сияют, как бусинки на его большом лице, символизируют его способность сосредотачиваться. Он учит нас тому, что важно сделать шаг назад от хаоса и научиться сосредотачивать свою энергию на одном деле за раз. Это помогает нам взаимодействовать с миром более глубоко и осмысленно.
3. Будьте внимательны: У Господа Ганеши большие уши и маленький рот. Эти качества учат нас больше слушать и меньше говорить. Важно обращать внимание на то, что говорят другие, а не сосредотачиваться на себе. Если ваш ребенок будет практиковать это, он научится ценить окружающих и станет более внимательным к ним и их потребностям.
4. Будьте реалистами: Топор Господа Ганеши символизирует избавление от чрезмерных ожиданий. Как родители, мы должны учить наших детей иметь реалистичные ожидания в отношении самих себя и окружающих. Стремление к недостижимым целям приводит только к разочарованию и снижению самооценки.
5. Будьте избирательны: Большой живот Господа Ганеши символизирует вселенную, которая принимает все – и хорошее, и плохое. Как родители, мы должны учить наших детей тому, что в жизни будут хорошие и плохие времена, и нам нужно идти своим чередом и идти вперед. Важно извлекать уроки из каждого опыта.
6. Осознавайте время: У Господа Ганеши есть знак Урдха на лбу. Этот знак является символом его власти над временем. Вы можете научить своего ребенка тому, что он тоже может управлять временем, будучи хорошим организатором и не потворствуя прокрастинации. Таким образом, она может научиться хорошо управлять своим временем, чтобы не чувствовать себя перегруженной.
Поделитесь этими уроками Господа Ганеши со своим ребенком. Это не только увеличит его мудрость, но и научит его, как лучше управлять своей жизнью и, таким образом, быть более продуктивным и счастливым. Будьте счастливы Ганеша Чатурти !
ParentCircle — журнал, который помогает родителям воспитывать успешных и счастливых детей. ПОДПИСАТЬСЯ ПРЯМО СЕЙЧАС
Nine Islands Preschool – Великолепная культура встречается с первоклассными преподавателями
Nine Islands School была основана с целью дать нашим учащимся целостный опыт. Мы стремимся предоставить первоклассных ученых, заложить прочную основу духовных и моральных ценностей, чтобы помочь им соединиться со своими корнями и стать лучшими гражданами этого мира.
Подробнее
Что говорят наши родители
Мы рады, что отправили нашего ребенка в Nine Islands Preschool. Нашему сыну очень нравится проводить время в школе. В нем очень хороший баланс соответствующих возрасту академических занятий, групповых игр, йоги, обучения, основанного на ценностях, и мероприятий для культурного взаимодействия. Поскольку возникла ситуация блокировки, они представили онлайн-школу, которая предлагает такие же занятия для детей. Изюминкой для нас является обучение аспекту внимательности через медитацию в таком нежном возрасте, что помогает маленьким детям выработать привычку оставаться сосредоточенными. Еще одно предложение, которое мы нашли действительно впечатляющим, — это обучение детей чтению санскритских мантр. В целом у них очень хороший целостный подход к предоставлению качественного образования.
Шилпа Ганеш
Плезантон, Калифорния, США
Я очень доволен онлайн-дошкольным учреждением «Девять островов» в Плезантоне. Сарика прекрасный учитель, очень терпеливый с детьми и всегда их подбадривает. Моей дочери нравится посещать занятия каждый день, так как это увлекательный процесс обучения, когда она чувствует себя вовлеченной и посещаемой все время. Учитель работает с каждым ребенком в своем темпе обучения. Они охватывают все: от фонетики, чисел, познания, искусства до культурного образования. Больше всего моей дочери нравится праздновать фестивали и музыку, где она может играть на музыкальных инструментах. Я очень рекомендую Nine Islands Preschool для виртуальных и личных занятий.
Jaya Keswani
Сан-Хосе, Калифорния, США
Мы очень рады, что наш сын поступил в дошкольное учреждение Nine Islands. Мой сын вырос как на дрожжах с тех пор, как начал посещать эту школу. Его декламация шлоки, социальное взаимодействие, прорисовка, раскрашивание, распознавание букв и цифр продолжают становиться все лучше и лучше. Больше всего он любит медитацию и занятия йогой, которые помогают ему лучше сосредоточиться. Мисс Сарика очень терпелива с детьми, и ее повседневные занятия превращаются в забаву, что очень приятно привлекает внимание маленьких детей. Он счастлив и очень любит своего учителя. Он любит друзей, которых завел там, и я тоже! Спасибо!!
Приянка Шарма
Ванкувер, Канада
Сарика — замечательная учительница, терпеливая и обладающая инновационными методами обучения дошкольников. Учитель встречает детей с улыбкой и жизнерадостным и позитивным настроем. Она может общаться с детьми один на один, тем самым способствуя индивидуальному обучению. За один час онлайн-занятия мы впечатлены широким охватом тем. Вместе с детьми мы, как родители, тоже с нетерпением ждем следующего урока / следующего дня в школе, мы тоже изучаем некоторые методы обучения, которые представляют собой смесь современных и древних. Сарика действительно вдохновляет; мы настоятельно рекомендуем Nine Islands Preschool, если ваш ребенок нуждается в первоклассном обучении.
Prashant Kathod
Fremont, CA, USA
Я очень признателен и в долгу перед онлайн-дошкольным учреждением Nine Islands в Плезантоне. Сарика замечательный и неординарный учитель. Она очень терпелива с детьми и имеет любящее сердце. Она всегда поощряет их все время делать все возможное. Нам так повезло быть частью этого дошкольного учреждения «Девять островов». Спасибо за все, что вы делаете для своих учеников, нам нравится, как вы относитесь к каждому ребенку как к чаду Божьему, достойному уважения и достоинства. Благодарим вас за то, что нашли дополнительное время, чтобы помочь своим ученикам, и за понимание их различных стилей обучения и способностей. Большое спасибо за то, что вы отличный преподаватель с отличными педагогическими навыками. Спасибо за все
Swathi Vadlakonda
Cupertino, CA, USA
Я никогда не думал, что домашнее обучение будет таким идеальным и легким для моего ребенка. Мой сын добился больших успехов не только в учебе, но и в индийских ценностях. Большое спасибо мисс Сарике и дошкольному учреждению Nine Islands, которые прилагают много усилий, чтобы уделять детям индивидуальное внимание и помогать им учиться. Мой сын с нетерпением ждет возможности присоединиться к онлайн-классу и каждый день встречаться со своим учителем и друзьями.
Рича Кхаре
Нью-Джерси, США
Я настоятельно рекомендую их дошкольную онлайн-программу родителям, которые ищут онлайн-классы. Мой сын посещает занятия в течение последних 3 месяцев, и он демонстрирует много улучшений как в поведении, так и в учебе. Учитель очень терпелив и чрезвычайно талантлив в обращении с детьми. Моему сыну нравятся занятия, и он с нетерпением ждет их каждый день. .
Суганья Шанмугасундарам
Фремонт, Калифорния, США
Я ценю, что Навадвип заложил хорошую основу для моих детей. Они любили ходить в Навадвип каждый день. Они до сих пор скучают по учителям и часто рассказывают о своем опыте в Навадвипе.
Игорь Озеров
Чикаго, США
Очень рекомендую эту школу. Мисс Сарика — замечательный директор Центра и преподаватель. Моя дочь поступила в эту школу 3 месяца назад, и до прихода сюда она не любила писать ни одной буквы или цифры. Поступив в эту школу, теперь она любит читать и писать. Ее почерк значительно улучшился. Мисс Сарика – хороший учитель, она заботится о развитии каждого ученика и учит в соответствии с их уровнем, скоростью и способностями.
Bharanipriya Babu
Дошкольные программы
Мы понимаем, что многие дети проводят время в школе «Девять островов»…
Подробнее
В марте 2020 года мы запустили виртуальную школьную программу.