Методика никитиных: Методика Никитиных – раннее интеллектуальное развитие

Содержание

Развивающие упражнения для детей по методике Б.П. Никитина

Наверняка вы не раз слышали о раннем развитии по методике Никитиных. Именно она заложена в основу ментальной арифметики, которая так популярна сегодня. Несмотря на то, что супруги-педагоги жили во времена Советского Союза, принципы их воспитания и обучения остаются актуальными, революционными.

История появления методики Никитина

Борис Павлович с юных лет мечтал о создании кардинально новой школы, в которой обучение детей существенно отличалось бы от педагогики того времени. Следуя зову сердца, он сменил свою профессиональную деятельность в сфере авиации на педагогическую. Судьба подарила ему женщину, которая стала супругой и соратником в осуществлении заветной мечты. В семье педагогов родилось семеро детей, которые и стали «первопроходцами» нового подхода к физическому, эмоциональному и интеллектуальному воспитанию.

Б. П. Никитин не только придумывал новые методы развития памяти, творческих способностей, логического мышления, но и практиковал физическое воспитание с закаливанием водой, свежим воздухом, отказом от лекарств. Его методика вызывала недоумение и критику. Однако результаты его воспитания были прекрасными. Все дети были здоровы, многие с ранних лет умели читать и считать. Они с легкостью сдавали экстерном программы старших классов, заканчивая школу значительно раньше сверстников. Почти все получили высшее образование в вузах, закончив их с красными дипломами.

В 60-90-х годах супруги описали свои принципы воспитания детей в книгах. Они дополняли теорию практическими заданиями, развивающими играми, игрушками. Методика стала широко известна во всем мире, а работы были переведены на другие языки.

Особенности развивающей методики Никитиных

Главная особенность методики российских педагогов заключается в том, что она построена на практическом опыте. Это не сухая теория, а подкрепленные проверенными фактами знания. Она предполагает создание обстановки, стимулирующей ребенка к развитию, познанию нового.

Цель и задачи методики

Основная цель – это подготовка ребенка к жизни через максимальное раскрытие его творческих и интеллектуальных способностей, физическое развитие.

Педагоги уделяли особое внимание здоровью детей. С малых лет ребята должны заниматься спортом, есть полезную и простую пищу в умеренном количестве, носить удобную одежду и закаляться. Чтобы укрепить здоровье, дети Никитиных ходили босиком по снегу, обливались холодной водой. В комнатах всегда была температура 18 градусов. Это дало свой результат – все ребята практически не болели и отличались отменным здоровьем.

Как родители, Никитины стимулировали интерес детей к разным видам спорта, объясняли важность физического и интеллектуального развития, позволяли выбирать занятия в соответствии со своими интересами. Их задача – дать ребенку понять, что родители его поддерживают, разделяют взгляды и всегда готовы помочь. Это позволяло воспитать целостных и всесторонне развитых личностей, несмотря на негативные последствия популярности семьи.

Основные принципы и правила методики Никитиных

Российские педагоги придерживались следующих принципов развития ребенка:

  • Воспитательный процесс должен быть сбалансированным. Недопустима такая крайность как «заорганизованность», т.е. излишняя опека, сосредоточение внимания взрослых исключительно на ребенке. Противоположная крайность – «заброшенность» или игнорирование – также вредна.
  • Отсутствие принуждения. Ребенок занимается тем, что ему нравится, хочется. Задача воспитателя – создать благоприятные условия, которые стимулируют природную любознательность, желание заниматься полезными вещами.
  • Естественность. Никитины позволяли детям ходить в свободной одежде, много бывать на свежем воздухе, наблюдать за природой. В доме была простая, но комфортная обстановка.
  • Вовлеченность родителей. Участие взрослых очень важно. Они должны разделять интересы, вместе проводить время: играть, наблюдать за природой, помогать делать уроки и т.д.

Развивать детей по методике Никитиных можно только при сотрудничестве педагогов и родителей. Если в детском саду практикуется эта система, родители также должны быть вовлечены в процесс, проводить совместное время на выходных и т. д.

Преимущества и недостатки

Система, разработанная российскими педагогами, широко используется, благодаря таким преимуществам:

  • Комплексный подход к развитию.
  • У ребенка формируется крепкий иммунитет к различным заболеваниям.
  • Поощряется любознательность как главный двигатель обучения. Ребенок стремится узнавать новое, учиться.
  • Ребенок получает практические знания и умения. Он не боится делать ошибки, умеет быстро находить решения в разных ситуациях.
  • Высокое интеллектуальное развитие.

Однако методика имеет и противников, которые настаивают на ее недостатках:

  • Так как ребенок привык заниматься только тем, что его интересует, некоторые школьные предметы могут изучаться им поверхностно, ведь они не вызывают интерес.
  • Тесное общение родителей и ребенка ограничивает круг общения со сверстниками. В многодетных семьях проблема не так выражена. Кроме того, родители должны посвящать все свое время воспитанию, что не всегда возможно.

Даже сами дети Никитиных, несмотря на всецелую поддержку родителей, все же отказались отдавать собственных детей в школу раньше положенного времени. Сказалась нехватка общения со сверстниками в их собственном детстве.

Примеры игр по методике Никитиных

Предлагаем десять наиболее популярных игр, которые можно использовать в детском саду и дома. С каждым набором можно придумывать собственные задания на решение задач и развитие пространственного мышления, логики, памяти, внимания и других качеств. Все материалы для занятий по методике Никитиных можно приобрести на сайте производителя «Приоритет».

Игра «Сложи узор»

Игра «Сложи узор» подходит для детей от полутора лет и старше. Она предполагает самостоятельное времяпровождение. Взрослый только наблюдает, вдохновляет и ободряет ребенка. Он также может предлагать задания, подходящие по уровню сложности, однако если малыш хочет самостоятельно выбрать рисунок, нельзя это запрещать.

Игра состоит из кубиков. В классическом варианте это деревянные кубики, все грани которого различны:

  • 4 однотонные – красного, синего, желтого и белого цветов
  • 2 двухцветные – сине-желтый и бело-красный.

Некоторые производители предлагают альтернативу – мягкие кубики.

Варианты игр:

  • Знакомство с кубиками. Покажите ребенку набор, спросите, какого цвета у кубиков грани. Предложите построить красный паровоз – кубики выставляются в ряд красными гранями вверх. Поменяйте цвет паровозика. По окончании игры ребенок должен сложить кубики.
  • Сложи узор по образцу. Используя методические материалы, предложите ребенку собрать узор по образцу на картинке. Первый уровень сложности предполагает собрать картинку из 4 кубиков. При этом цвет должен быть один, потом два, потом четыре. Второй уровень предусматривает применение девяти, а третий – десяти кубиков. На четвертом уровне количество кубиков не ограничивается.

Игра «Рамки и вкладыши Монтессори»

Супруги Никитины активно использовали наработки других педагогов, в частности Марии Монтессори. Они предложили использовать в качестве развивающих занятий вкладыши и рамки из фанеры. Их можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине. Набор от бренда Ступеньки творчества в точности соответствует оригинальной методике.

В комплект входят вкладыши с квадратными основами:

  • круг;
  • эллипс;
  • треугольники – равносторонний, равнобедренный, прямоугольный, разносторонний;
  • четырехугольники – квадрат, прямоугольник, параллелограмм, ромб, трапеция, неправильный;
  • правильный пятиугольник;
  • правильный и неправильный шестиугольники;
  • пятиконечная звезда.

Эти вкладыши собираются в рамки, в которые помещаются до восьми квадратных основ.

Варианты игр:

  • Закрываем окошки. Предложите малышу подобрать фигуры, которые плотно закроют отверстия в квадратных основах. Для детей 1,5-2 лет предложите 4-5 фигур, для старших увеличивайте количество.
  • Обведи фигуру. Сначала пусть ребята обводят фигуры, используя рамку, а потом – вкладыш. Второй вариант сложнее. Можно раскрасить обведенную на бумаге фигуру.
  • Установка вкладышей с завязанными глазами.

Игра «Уникуб»

Кубики из набора «Уникуб» позволяют увлеченно играть как двухлетним детям, так и взрослым. В семье Никитиных придумали около 60 разных игр, но задания можно дополнять и разнообразить. Комплект состоит из 27 кубиков, грани которых окрашены в желтый, красный и синий цвета. Технология окрашивания позволяет получить самые разные варианты. На первый взгляд может показаться, что не существует двух одинаковых кубиков.

Вот несколько вариантов игровых заданий:

  • Укладывание кубиков в коробку. Уложите кубики так, чтобы их красные грани всегда были вверху. Другой вариант – дно сделайте желтым, середину – красным, а верхушку – синим.
  • Сложи поезд. Ребенок должен собрать поезд, уложив кубики в ряд. При этом крыша и хотя бы одна стена вагонов должны быть красного цвета.
  • Сложи площадку из 9 кубиков. При этом все грани площадки должны быть желтого цвета. Усложненный вариант – площадка из 16 кубиков.

Игра «Сложи квадрат»

 Развивающие игры Никитина отличаются простотой и универсальностью. Набор «Сложи квадрат» может быть сделан самостоятельно из плотного картона или листового пластика. По методике детям предлагаются 24 комплекта разных цветов, из каждого из которых можно собрать квадрат. Количество деталей в комплекте отличается: от 1 до 5.

Некоторые производители предлагают наборы с рамочками, в которых нужно собирать квадраты. Это облегчает задачу и хранение материала.

Варианты игр:

  • Собрать квадрат из осколков одного цвета. Усложненный вариант: предложить «осколки» 2-3 цветов. Чем старше ребенок, тем больше материала ему можно предложить, вплоть до полного комплекта смешанных кусочков, из которых нужно собрать 23 кубика.
  • Из осколков можно составлять разные изображения, а не только квадраты.
  • Пусть ребенок сам изготовит набор осколков, из которых можно собрать квадрат.

Игра «Дроби»

Комплект включает в себя десять кружочков, поделенных на равные части: один целый, а также половинки, три, четыре, пять частей и т. д. Все кружочки имеют одинаковый диаметр, но отличаются цветом. Каждый сегмент подписан: ½ и т.д. Детали могут быть сделаны из плотного картона, листового пластика, фанеры и других материалов.

Варианты игр:

  • Сложи кружок из отдельных сегментов.
  • Сравни, какой сегмент больше: ½ или 1/3?
  • Из каждого кружочка возьмите по одному сегменту. Сложите кусочки по порядку увеличения в размерах. Складывать можно в ряд справа налево или стопкой. Сравните, как меняются цифры на надписях: чем больше сегмент, тем меньше цифра в знаменателе.
  • Сравните сегменты – половинку и четверть. Сколько кусочков ¼ поместится на половинке? Соберите еще варианты для половинок: три 1/6, четыре 1/8, пять 1/10. Проделайте подобное с четвертинками, третьей частью.

 

Игра «Кубики для всех»

Забавная головоломка предназначена для детей от двухлетнего возраста. Ребенок должен выполнять задания самостоятельно, идя от простого к сложному в соответствии с альбомами от Никитиных. Некоторые упражнения высокого уровня будут интересны даже взрослым.

Игра включает в себя семь фигур разной формы и цвета. Они чем-то напоминают игру «Тетрис». Из этих фигур можно собрать разные конструкции. В альбомах задания даны в черно-белом варианте. Это позволит малышу самому подобрать подходящую фигуру, не ориентируясь на цвет.

Примеры игр:

  • Сложи фигуру, изображенную в альбоме.
  • Собери свою собственную конструкцию и скажи, на что она похожа. Попробуй собрать животного, дом, дерево.
  • Назови цвета фигур. С чем ассоциируется желтый, красный, синий цвета?
  • Из скольких условных кубиков состоит та или иная фигура?
  • Сложи фигурки так, чтобы они поместились в коробочку.

Игра «Таблица сотни»

 Простая, но универсальная таблица «Сотни» позволит ребятам с раннего возраста познакомиться с цифрами, освоить счет как в порядке нарастания, так и убывания. Малыши быстро научатся складывать и вычитать. Для этого достаточно повесить плакат на стену и предоставить возможность самостоятельно его изучать. Кроме того, предлагайте ребятам развивающие задачки, усложняя их по мере взросления.

Примеры заданий:

  • Посчитай, используя таблицу, до 10, 20, 100. Можно устроить соревнования между детьми. Запишите, на каком числе ребенок ошибся, и остановите его участие. Кто пройдет дальше, тот выиграл.
  • Посчитайте в обратном порядке от 10 до 1, от 50 до 1 и т.д.
  • Назовите без ошибок все цифры в столбике.
  • Сколько точек нарисовано в ячейке? Покажи соответствующую цифру.
  • Найти ячейку, в которой 5, 7, 10 точек.
  • Найти число 17, 39, 57, 85.
  • Встань к таблице спиной и назови число, которое стоит справа от 37. Слева, выше, ниже.
  • Придумай свои трехзначные числа, используя все возможные цифры.
  • Назови все числа в первой строке, пятой, седьмой.
  • Не глядя в таблицу назови число, которое стоит на два ряда выше 58.
  • Сложи 40 и 5, 37 и 8 и т.д.
  • Сколько будет из 85 вычесть 30? И т.д.
  • Сложи все числа в первом столбике. Сложи все числа в последней строке.

Игра «Часы»

Несмотря на то, что вместо классических часов со стрелочками все чаще стали использовать электронные. Умение пользоваться традиционным циферблатом полезно для развития логического мышления, навыка быстро выполнять математические действия на умножение и сложение.

Супруги Никитины разработали часы, которые будут понятны малышам. В них есть ряд особенностей:

  • указано направление движения стрелок;
  • часовая стрелка четко указывает на цифры, обозначающие часы, а минутная – минуты;
  • рядом с цифрами, которые указывают часы, есть альтернативные числа, показывающие время после полудня;
  • по краю циферблата указаны числа, обозначающие минуты – 5, 10, 15, 30, 35, 40, 45, 50 и 60. Кроме того, между числами есть по пять делений, которые помогут определить время с точностью до минут.

Варианты заданий:

  • Знакомство с часовой стрелкой. Что показывает толстая стрелочка? Переведи ее так, чтобы она показывала час дня, восемь утра и т. д.
  • Знакомство с минутной стрелочкой. Что показывает тонкая стрелочка? Переведи ее так, чтобы она показывала 5, 10, 15 минут.
  • Называйте время – час и минуты, а ребенок переводит стрелки.

Игра «Точечки»

Изначально материал был разработан для тестирования и контроля уровня знаний детей. Но позже он превратился в учебно-методический материал для ребят с раннего возраста. Игра представляет собой набор квадратных карточек разных цветов:

  • красные с черными точками в количестве от 0 до 10, расположенными в линию или в форме квадрата;
  • желтые с черными точками в количестве от 0 до 10, расположенными в форме треугольника;
  • зеленые с черными точками в количестве от 0 до 10, расположенными по кругу;
  • белые с цифрами от 0 до 10.

Задания различаются в зависимости от уровня развития ребенка. Вот некоторые варианты:

  • Разложите все карточки в четыре стопки по цветам.
  • Рассмотрите карточки одного цвета. Чем они различаются? Посчитайте количество точек на каждой карточке и разложите их в линию или столбик в порядке возрастания количества точек.
  • Положите перед ребенком несколько карточек с разным количеством точек. Рядом должны лежать квадраты с цифрами. Задача ребенка: положить цифры рядом с карточкой с соответствующим количеством точек.
  • Разложить все карточки на столе. Быстро найти ту, что с 8, 6, 5 точками.

Игра «Внимание»

К сожалению, далеко не у всех детей к школьному возрасту достаточно развито внимание, зрительная память и способность замечать визуальные изменения. Супруги Никитины разработали методическую игру, которая состоит из двух частей:

  • Внимание. Маркировка карточек «В-…». Рисунки показываются по отдельности. На карточках нанесены абстрактные рисунки, которые нужно запомнить и повторить с максимальной точностью. При этом важны не только форма линий, расположение, но и толщина, соотношение деталей и т.д.
  • Внимание – Угадай-ка. Маркировка карточек «ВУ-…». Карточки-гармошки показываются в развернутом виде. Скрыт только последний рисунок. Ребенок видит, как меняется изображение. Он должен понять логику изменений и нарисовать продолжение. Откройте последний рисунок, чтобы проверить правильность нарисованного ребенком.

Карточки собираются гармошкой так, чтобы сразу была видна маркировка, указывающая на тип задания и сложность. Комплект «В» подойдет ребятам с 2-3 лет, а «ВУ» – с 4-5 лет.

Отзывы педагогов о методике Никитиных

Система экспериментаторов была высоко оценена известными педагогами-современниками:

«Опыт Никитиных меня очень заинтересовал, так как я уделяю особое внимание вопросам улучшения современной педагогики и воспитательных процессов. Их экспериментальный подход необычайно важен для системы народного образования, поэтому должен изучаться с особой тщательностью» – утверждал математик и член Академии наук Алексей Андреевич Ляпунов.

«Супруги Никитины проявили чрезвычайную наблюдательность и интуицию. Особую ценность их система имеет для неблагополучных детей» – говорил физиолог и академик Илья Аркадьевич Аршавский.

«Я знаком с детьми и воспитанниками Никитиных. Это блестящие решатели проблем, которые умеют находить выход из разных жизненных ситуаций, обладают изобретательность, хорошей речью, опережают школьную программу на несколько классов» – убежден заслуженный медик Николай Михайлович Амосов.

Основные принципы методики развития Никитиных

Методика Никитиных – одна из наиболее спорных, но это не мешает ей с каждым годом обретать новых поклонников среди родителей.

Бориса и Елену Никитиных многие считают классиками педагогики. Их многодетная семья стала удивительным примером для нескольких поколений родителей. Авторская система Никитиных очень сильно отличается от традиционного подхода к воспитанию и обучению.

Главные принципы методики развития были определены Никитиными еще в 1950-х годах. На собственном примере они показали, как можно вырастить из ребенка гармонично развитую и самостоятельную личность.

 

Хотя споры относительно позитивного эффекта системы Никитиных не утихают до сих пор, сегодня ее с успехом применяют на практике молодые мамы и папы. Стоит ли заниматься с ребенком по этой методике раннего развития – решать только родителям. 

Философия методики Никитиных

В семье Никитиных дети воспитывались по принципам, которые резко отличались от тогдашних понятий образования. Малыши с ранних лет учились самостоятельно получать жизненный опыт, учась на успехах и ошибках. При этом ребята демонстрировали высокий уровень подготовки по сравнению со своими сверстниками. Например, уже в 4 года они могли свободно читать и писать.     
 

Супруги-педагоги считали, что среднестатистические родители одновременно и чересчур опекают, и лишают ребенка внимания. Это происходит примерно так: мама и папа всячески протестуют против детских экспериментов, а их забота по отношению к ребенку сводится к чисто бытовым процедурам – купанию, переодеванию, кормлению и т. д. Как утверждают авторы методики развития, малыши не могут в таких условиях активно мыслить и развиваться физически. Из-за недостатка общения родители не успевают обсудить с малышом важнейшие жизненные примеры и уделить время совместным играм. 
 

Принципы методики Никитиных

1. Методика семьи Никитиных предоставляет ребенку полную свободу действий и творчества. Малыша не нужно ограничивать, напротив – необходимо ему помогать в начинаниях. Пусть он учится отвечать за свои поступки, делать выводы из возникающих ситуаций в беседах с родителями.
 

2. Мама и папа должны создать для ребенка условия для развития, максимально приближенные к природной среде.
 

3. Рекомендуется обеспечить ребенку комфорт и доступность во всем. Это касается удобной легкой одежды, наличия наборов для игр, снарядов для спортивных упражнений. Кстати, физическому развитию детей Никитины уделяли особое внимание и считали, что спорт должен стать важнейшей частью жизни человека с начала жизни.
 

4. Родители предоставляют чаду творческую свободу – малыш сам выбирает время и место обучения, разнообразные виды занятий и игр.

 

5. Но имеются некоторые недостатки: воспитание «по Никитиным» не предусматривает понятия «надо». А значит, если у малыша нет интереса к предмету, он его не будет изучать.

Развивающие игры по методике Никитиных

  1. «Никитинские» развивающие игры представляют наборы детских задач, которые малыш должен решить с использованием кубиков, квадратиков, кирпичиков, конструкторских деталей.
  2. Порядок заданий – от простых к более сложным. Такой подход к обучению позволяет детям самостоятельно и творчески решать проблемы, ведь родители не объясняют и не делают все за них, как это нередко происходит с детьми на традиционных занятиях.  
  3. Совсем необязательно, чтобы дошкольник «одним махом» управился с задачей, она вполне может подождать неделю, месяц или несколько.
  4. Поскольку чаще всего решенные задания – это узор, рисунок, сооружение из деталей конструктора или кубиков, то ребенку очень просто проверить, насколько точно он выполнил то, что от него требовалось.  
  5. Большинство игр – головоломки, направленные на узнавание и достраивание, домысливание образов, способствующие развитию логического и образного мышления.

 

Никитинская система воспитания – одна из наиболее спорных, но это не мешает ей с каждым годом обретать новых поклонников среди родителей. Методика развития и обучения позволяет ребенку максимально беспрепятственно изучать и познавать окружающий мир. 

Подготовила Катерина Василенкова

Метод Никитиных: суть и отзывы

Елена и Борис Никитины стали известны в нашей стране как педагоги, родители и авторы, придумавшие оригинальную методику воспитания детей. Кроме того, они являются приверженцами идеи о том, что творческие способности малышей формируются с раннего детства. Никитины — счастливые родители семерых детей и бабушка с дедушкой двадцати четырех внуков.

Суть методики

Методика Никитина основана на убеждении, что каждый ребенок с детства обладает огромными способностями к любой деятельности, а главное – успевает их реализовать. В противном случае способности исчезнут. По мнению авторов, лучше развиты способности и навыки детей, занимающихся практически с рождения.

Борис Никитин является основоположником идеи, подразумевающей, что обязанностью каждого из родителей является создание правильной развивающей среды и «опережающих» условий для детей. То есть пространство, в котором они постоянно находятся (дом или квартира), должно быть наполнено пособиями и играми, способствующими развитию творческих способностей и интеллекта, а также снарядами для физических упражнений.

Кроме того, вам нужно много времени, чтобы давать уроки своему ребенку. Методика Никитина устанавливает, что следует обратить особое внимание на то, что пособия по обучению младенца были для сегодняшнего дня несколько сложнее, чем его возможности.

Основные идеи

Чтобы лучше понять эту технику, мы должны рассмотреть некоторые из ее основных идей.

  1. Никаких специальных упражнений, тренировок или уроков делать не нужно. Каждый из детей занимается ровно столько, сколько ему хочется. При этом гимнастические упражнения следует сочетать с другими видами деятельности.
  2. Каждый родитель, будь то мама или папа, не должен быть равнодушен к умениям и способностям малыша. Взрослые должны участвовать в конкурсах, детских играх и в их жизни.
  3. Кормить новорожденного нужно по требованию, даже если он захочет есть ночью. Специально создавать какой-то режим не нужно. То же самое касается детей после годовалого возраста. Елена и Борис придерживались правила не кормить малышей насильно.
  4. Метод Никитина также подтверждает необходимость проведения регулярных закаливающих процедур, а также воздушных ванн. Дети не должны находиться в абсолютно стерильной среде.
  5. Обучение основам гигиены ребенка необходимо с самого рождения. Для этого ребенка необходимо держать над тазом, в том числе и ночью.
  6. Необходимо давать ребенку специальные гимнастические упражнения, чтобы он хорошо развивался физически. Как подчеркивал метод Никитина, детям желательно установить в квартире или доме спортивный комплекс, чтобы они могли тренироваться в свободное время.
  7. Детям необходимо предоставить полную свободу, чтобы они могли полностью понять окружающий мир. Этот метод поможет ребенку занять активную позицию в жизни.
  8. Каждый из родителей должен познакомить ребенка с миром опасных предметов (например, спичек, ножниц). Малышу разрешается (под присмотром одного из взрослых) прикоснуться к горячей кастрюле или слегка уколоть палец иголкой. По словам Бориса Никитина, такое воспитание приучит детей к осторожности, и в будущем они будут бережно обращаться с опасными предметами.
  9. Если есть большая угроза (например, автомобиль, распахнутое окно или поезд), следует изобразить преувеличенный страх и опасение. Такое поведение родителей малыш должен взять за образец.
  10. Методика Никитина для детей говорит о том, что нельзя категорически что-то запрещать ребенку. Лучше сказать, что эту новую книгу нельзя порвать, а вот эту старую газету прочитать можно.
  11. Впервые дав ребенку вилку, ложку или карандаш в руку, сразу зафиксируйте правильное положение предмета. В противном случае ребенка придется переучивать.

Игра «Юникуб»

В качестве опоры для описанного метода игр Никитины использовали «Юникуб». Он понравился многим последователям этой техники. Эта игра включает в себя 27 кубиков. Каждое из их лиц окрашено в желтый, красный и синий цвета. С помощью них ребенок узнает, что такое трехмерное пространство. А благодаря этой игре в будущем он сможет лучше овладеть такими сложными науками, как черчение и математика.

В качестве дополнительных материалов к “Уникубу” прилагаются 60 видов заданий, каждое из которых имеет определенный уровень сложности.

Самый простой предназначен для детей от 2 до 3 лет. Как говорят Никитины, метод раннего развития рассчитан на несколько завышенные требования к ребенку, которые дают ему возможность расти и развиваться. В этом их поддерживают многие родители, но некоторые специалисты считают, что давать Юникуб маленького не стоит, так как бессмысленно развивать пространственное мышление в возрасте 2 или 3 лет. Специалисты советуют играть в Unicub младшим школьникам.

Метод Б. Никитина основан на том, что родители не должны заставлять ребенка заниматься, если он не хочет этого делать – не заставляйте ребенка. Итак, и начинайте разбираться с нужными вам от игры заданиями, которые необходимо проходить в свободной форме. Построенную модель можно изобразить на бумаге вместе с малышом.

Как играть в Unicub

Для начала взрослые сами должны изучить правила игры. Авторы «Уникубы» советуют родителям попробовать собрать лица одинаковых оттенков самостоятельно. Должен быть куб. Малышу, конечно, может понадобиться помощь мамы или папы, но в дальнейшем он с удовольствием будет играть сам.

Если у ребенка не получается никакой модели, то взрослый не должен помогать. Будет лучше, если малыш на время отложит игру, а потом с новыми силами приступит к ней, пока не разберется в себе. По методике Никитина кубики понравятся любому ребенку.

Никитины в своей книге “Интеллектуальные игры” дают рекомендации начинать занятия с Юникубом с момента, когда ребенку исполнится 3 года. Дети могут определить для себя, каков уровень их возможностей, при выборе заданий.

Но, как было сказано ранее, некоторые специалисты и педагоги настаивают на том, что эта игра больше подходит для дошкольников. «Юникуб», по их мнению, станет отличным подспорьем для родителей, готовящих детей к поступлению в первый класс. Благодаря таким занятиям малыш станет более внимательным и усидчивым.

Игра “Складной квадрат”

Следующая игра, входящая в развивающую систему Никитина, рекомендуется для развития логического мышления. По словам авторов, он подойдет детям в возрасте от 3 до 7 лет. «Складной квадрат» выглядит как набор разных геометрических фигур, из которых нужно собирать квадраты. Каждая их часть окрашена в один и тот же цвет.

Игра представлена ​​тремя уровнями сложности. В первом квадрат состоит из двух частей, во втором – из трех. С каждым новым уровнем количество деталей увеличивается.

Методика развития Никитинного предполагает, что совсем маленьким детям рекомендуется давать на сбор не более трех частей. Что касается малышей, то они могут справиться с квадратом из пяти частей. А детям, готовящимся к школе, можно брать задания и посложнее – из семи деталей.

Насколько успешно будет выполнено задание, зависит в первую очередь от интереса ребенка к игре и уровня его подготовки. По мнению родителей, начинать играть в «складной квадрат» лучше всего с обычных заданий. Такой подход пробудит интерес к учебе у ребенка. Кроме того, каждое правильно выполненное задание следует фиксировать похвалой. Никитины уверяют, что этот метод закрепит положительное отношение к игре.

Принципы игры «Составь квадрат»

Каждый из компонентов смешивается со взрослым, после чего малыш раскладывает все по нужным цветам. Для этого он выбирает кучу деталей одного оттенка и постепенно добавляет квадратики. Делать это нужно не торопясь, и каждая часть в результате должна превратиться в большой квадрат. Игра должна усложняться постепенно. Первые три квадрата состоят из трех частей, следующий из четырех и так далее.

С помощью такой игры, как говорят приобретшие ее родители, малыш легко развивает интеллект, пространственное мышление и чувство цвета. Ребенок учится логике, думая, из какого набора геометрических фигур можно составить квадраты. Необходимо постепенно усложнять задачи «методом ледокола». То есть нужно временно прекратить заниматься сложной задачей, чтобы в дальнейшем с ней было проще справляться. Такой подход позволяет детям решать задачи самостоятельно, без участия мамы и папы.

Игра «Сложи узор»

В следующую игру, по словам Никитина, могут играть дети от 2 лет. Хотя, по мнению родителей, да и дошкольникам старшего возраста, создавать узоры на модели интересно.

Игра представлена ​​в виде 16 кубиков абсолютно одинакового размера, каждая из граней которых окрашена в монохромные – синий, белый, желтый и красный – цвета. Остальные имеют диагональное разделение. Кроме того, они имеют контрастные оттенки (желто-синий и красно-белый).

В дополнение к коробке с игрой прилагается понятная инструкция, в которой представлены схемы техники Никитина различной сложности.

С помощью такого обучающего развлечения можно развивать пространственно-образное мышление, художественно-конструкторские способности, а также воображение и внимание. Названная игра устроила родителей малышей, к тому же они обнаружили, что такие кубики можно создавать самостоятельно. Для этой цели подойдут любые кубики из картона, дерева или пластика. Их лица можно раскрасить или обклеить цветной бумагой.

Основные правила игры «Сложи узор»

Каждое из заданий в названном развивающем развлечении имеет свой уровень сложности, поэтому малыш может выбрать подходящее ему по силам.

Каждую выкройку можно придумать самостоятельно или сложить по имеющейся выкройке. Во время наблюдения за старшими, создающими рисунки, малыш с удовольствием будет их подражать, а затем делать собственные рисунки. Маленькие дети могут сначала выполнить узор в натуральную величину на бумаге, а затем создать свои изображения из геометрических фигур.

Никитины советуют освоить так называемый метод ледокола, о котором мы упоминали ранее. Это значит, что каждое из занятий должно начинаться с небольшой паузы, при этом оставляя в тренировке несколько шагов назад. После того, как малыш уже может повторить знакомое ему задание, мама или папа предлагают ему новое.

Кстати, взяв на вооружение «метод ледокола» Никитина, техника и технология работы социального педагога получат хорошее подспорье. Ведь любую сложность в жизни ребенка можно решить таким же образом. Если проблему нельзя побороть сразу — лучше оставить ее решение и заняться этим через какое-то время, с новыми силами.

Как заинтересовать ребенка игрой?

Вопрос, как заинтересовать игрой ребенка, волнует многих родителей. Для этого не стоит отступать от определенных принципов:

  1. Тренировка должна приносить радость как малышу, так и его родителям. Таков метод обучения Никитиных. Ведь каждое достижение ребенка – это также достижение его матери и отца. Победа оказывает ободряющее воздействие на детей, и в этом залог ее успеха в будущем.
  2. Малыша нужно заинтересовать игрой, но ни в коем случае не заставлять. Каждое из заданий ребенок должен выполнять самостоятельно. Родителям следует набраться терпения и не подсказывать правильное решение. Малыш должен думать и искать ошибки самостоятельно. Постепенно поднимаясь, он начнет справляться с задачами все большей сложности. Этот метод Никитина помогает ребенку развивать свои творческие способности.
  3. Прежде чем давать задания детям, взрослые должны попробовать выполнить их сами. Кроме того, родители должны фиксировать время, за которое они могут найти ответ на то или иное задание. Не только ребенок, но и мама с папой должны очень быстро научиться это делать.
  4. Начните с задач, которые может выполнить ребенок, или с самых простых частей. Обязательным условием является успех, полученный в самом начале игрового обучения.
  5. Бывают случаи, по отзывам, когда малыш не справляется с заданием. Это означает, что взрослые переоценили уровень развития своего ребенка. Следует устроить небольшой перерыв на несколько дней, а затем начать с задач полегче. Лучшим решением будет, если малыш сможет выбрать необходимый уровень самостоятельно. Ни в коем случае нельзя торопиться, иначе ребенок потеряет интерес к учебе.
  6. Порядок игры по методу Никитина прост. Начать лучше всего с игры «Сложи выкройку». Родители могут быть включены в такое творчество вместе с детьми.
  7. Каждое из увлечений малыша проходит волнообразно. Это значит, что если он начнет терять интерес к обучению, вам не следует напоминать об игре в течение нескольких месяцев. По истечении этого времени ребенку можно напомнить о ней, и он снова с радостью приступит к заданиям.
  8. После того, как малыш научится складывать модели и выкройки по готовым инструкциям, можно переходить к новым. Для этого опытные родители советуют завести тетрадку и набросать туда (можно поручить это ответственное задание ребенку) фигурки для исполнения.
  9. Вы можете организовать небольшие соревнования. Дети в этом случае решают задачи наравне со взрослыми участниками. При этом не надо бояться, что авторитет родителей пострадает. Методика развития Никитина предполагает, что малышам понравится соревноваться с мамой или папой.

Спорные моменты

Описанная методика до сих пор вызывает много споров. Как подчеркивают ее оппоненты, Елена и Борис Никитины делали акцент на развитии интеллекта, трудовых навыков и физических способностей детей, но не уделяли внимания нравственной, гуманитарной и эстетической стороне воспитания. С помощью этих упражнений, говорят, происходит интенсивное воздействие на левое полушарие мозга, а правое практически не затрагивается.

То есть, если у ребенка есть склонность к гуманитарным наукам, изучая систему Елены и Бориса Никитиных, родители могут пропустить возраст, чувствительный к развитию таких способностей.

Еще один важный вопрос касается физической закалки. Несмотря на то, что метод семьи Никитиных настоятельно рекомендует это делать, проводя подобные процедуры, не следует переусердствовать. Необходимо следить за самочувствием своего ребенка. Есть дети, хорошо реагирующие на температуру +18°С, но есть и категория, не переносящая такие условия. В этом случае условия должны быть смягчены.

А вообще, если выбрать из никитинских методик только то, что подходит именно вашему ребенку, как подчеркивают ее последователи, можно без особых усилий развить его способности.

Происхождение агрессивного рака яичников Discovere

ИТАКА, Нью-Йорк. Исследователи Корнельского университета обнаружили вероятное происхождение эпителиального рака яичников (карциномы яичников), пятой по значимости причины смерти от рака среди женщин в Соединенных Штатах.

Определить, откуда возникает этот рак, было сложно, потому что 70 процентов пациентов к моменту его обнаружения находятся на поздних стадиях заболевания. Поскольку происхождение развития карциномы яичников неизвестно, ранние диагностические тесты до сих пор не увенчались успехом.

Известно, что некоторые виды эпителиального рака возникают в переходных зонах между двумя типами эпителия (слои ткани, выстилающие тело и органы и образующие железы), в то время как другие возникают в стволовых клетках эпителиальной ткани. Все органы обладают способностью к регенерации, которая осуществляется взрослыми стволовыми клетками, расположенными в областях каждого органа, называемых нишами стволовых клеток.

Обладая этими знаниями, исследователи обнаружили новую нишу стволовых клеток для поверхностного эпителия яичников у мышей и показали, что карцинома яичников преимущественно возникает из стволовых клеток, обнаруженных в этой нише, согласно исследованию, опубликованному 6 марта в журнале 9. 0139 Природа . Эта ниша стволовых клеток находится в переходной области, известной как область ворот, слой клеток, который связывает яичник с остальной частью тела.

«Теперь мы знаем, где расположены эти клетки у мышей, поэтому мы можем исследовать эти области у людей», — сказал Александр Никитин, профессор патологии, руководитель программы стволовых клеток Корнелла и старший автор статьи. Андреа Флескен-Никитин, научный сотрудник лаборатории Никитина, является ведущим автором статьи. Полученные данные также дают ученым руководство для поиска ниш стволовых клеток и источников рака в других переходных зонах других органов, добавил Никитин.

Исследователи доказали, что стволовые клетки из области ворот были высоко предрасположены к раку яичников, используя самые современные методы генетических исследований.

Исследователи впервые обнаружили, что клетки в области ворот экспрессируют известный маркер стволовых клеток, называемый ALDh2. Затем они выделили ALDh2-положительные клетки, секвенировали их генетические профили и обнаружили множество маркеров, о которых ранее сообщалось для стволовых клеток в других органах.

Один из этих маркеров, LGR5, был изучен для кишечных стволовых клеток другими исследователями, которые разводили специальных мышей и разработали передовой метод, использующий флуоресцентный белок для отслеживания стволовых клеток. Ген, кодирующий флуоресцентный белок, передается от стволовой клетки к каждому поколению дочерних клеток, тем самым маркируя родословную. Методика «позволяет увидеть судьбу стволовых клеток во времени», — сказал Никитин. Используя метод на клетках ворот, «мы показали, что клетки из области ворот распространяются по всему яичнику».

Наконец, исследователи сделали микродиссекцию клеток яичника и ворот, инактивировали два гена-супрессора опухоли p53 и Rb1, пути которых обычно изменяются при агрессивной карциноме яичника человека, и вводили клетки в брюшную полость мышей. У мышей, которым вводили клетки яичников, развивалось очень мало опухолей, но почти все мыши, которым вводили клетки ворот, умерли после развития агрессивного метастазирующего рака, который был похож на карциному яичников человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *