Методика никитиных раннего развития детей: чего добились дети из знаменитой семьи, Раннее развитие детей – “Навигатор Образования”

сложи узор, сложи квадрат, уникуб

Родители стали все больше времени уделять воспитанию и формированию у детей нужных навыков для жизни. Сейчас можно найти много разной информации о том, что нужно для этого делать, когда и почему.

Также, существует большое количество методов развития детей, каждый из которых отличается свой эффективностью. Наверное, одной из самых актуальных и эффективных методик является методика Никитиных для раннего развития малышей. Целью воспитания детей в соответствии с их методикой является развитие умственных и физических способностей.

Основные принципы методики Никитиных

Знаменитая семья Никитиных в 70-80 гг. создала такую воспитательную систему, которую опробовала на своих собственных детях. Елена и Борис, так звали авторов методики, считали, что родители допускают много ошибок в общении с ребенком, а именно, либо сверхзабота или заброшенность ребенка.

Первая крайность — это сверхзабота, которая не дает ребенку времени на самостоятельную деятельность. Родители пытаются как можно больше дать своим малышам, забывая о том, что им нужно время, чтобы отдыхать, впитывать в себя новые знания и навыки, и, конечно же, развиваться самостоятельно, познавать этот мир через призму собственного восприятия без давления.

Вторая крайность – это заброшенность детей. В этом случае родители вообще никак не пытаются развивать своих малышей, они, в основном, участвуют только в их обслуживании: еда, вода, сон. Эта крайность ведет к тому, что ребенок становится психологически неустойчив, у него развивается большое количество комплексов и детских травм. Также, это сказывается на развитии, ведь такие дети часто задерживаются в эмоциональном, психическом и умственном развитии.

Никитины хотели избежать этих двух главных ошибок. Поэтому они придумали свой собственный метод воспитания детей, который состоит из следующих основных принципов:

  • Родители должны как можно раньше создать благоприятную и непринужденную атмосферу для умственного и творческого развития своих детей. Желательно начинать уже с самого рождения своих чад.
  • Дети должны делать в большей степени то, что им нравится. Родителям не нужно запрещать ребенку делать то, к чему у него лежит интерес. Творческая свобода стимулирует малышей к познанию нового.
  • Нужно дать детям максимальную самостоятельность. Это не значит, что дети все должны делать сами, это значит, что следует помогать ребенку, делать что-то вместе, а не за него.
  • Важно сочетать умственное развитие с физическим. Этот метод укрепит и тело, и психическое состояние – дети станут полноценно здоровыми, развитыми и эмоционально стабильными.
  • Нужно хвалить малышей за успехи, а не делать акцент на неудачах. В этом случае дети будут видеть участие родителей, им захочется достигать больших побед.

Эти принципы формируют в детях самостоятельность, целеустремленность и ответственность. Такие дети в будущем будут развиваться быстрее, лучше и эффективнее. В системе Никитиных лежат теория наравне с практикой, таким образом малыши смогут в любой ситуации в жизни применять тот или иной приобретенный навык.

Борис и Лена с самого начала не думали ставить перед собой задачу научить своих малышей всем навыкам как можно раньше, уже с пеленок. Они просто в одно время заметили, что у их детей лучше развиваются некоторые мыслительные процессы, для которых они создали благоприятные условия.

Физическое и интеллектуальное развитие ребенка по методике Никитиных

Физическое и интеллектуальное развитие в системе Никитиных идет рука об руку. Это две важных составляющие в воспитании, которые дополняют друг друга. Ментально и физически здоровый человек может решать жизненные проблемы, преодолевать трудности и смело идти к своим целям.

Семья Никитиных много внимания уделяла физическому развитию. Дети должны быть активны и подвижны, это важно для их здоровья. В методике нет каких-то норм и правил, по которым следует заниматься детям, важно лишь то, чтобы дети двигались, делали те упражнения, которые им хочется.

Закаливание – это то, что Никитины любили делать сами и приучали к этому своих детей, ведь закаливание равно крепкому иммунитету. Главное – это постепенность. В результате этого способа дети в семье Никитиных болели редко, а если и болели, то быстро выздоравливали.

Правильно питание немаловажно. В семье Никитиных не было давления в сторону детей, чтобы они поели невкусную, еду, и в целом, если ребенок не хотел есть, его никто не заставлял это делать. Единственное, они не давали своим малышам перекусывать – это перебивает аппетит. Блюда, которые подавались на стол были довольно простыми. Также, они готовили все в скороварке без добавления лишнего жира.

Развитие интеллекта также очень важно. Чтобы развить у детей интеллект, Никитин создал специальные развивающие игры, которые были объединены некоторыми принципами:

  • Самостоятельная деятельность
  • Неразглашение правил
  • Переключение от простого к сложному
  • Объяснять решение нельзя
  • Родители непосредственно участвуют в играх со своими детьми

Все правила ребенок должен осваивать самостоятельно. Для этого ему нужно следить за действиями игроков, анализировать, приходить к какому-то выводу. Взрослым не нужно подсказывать. Важно, чтобы родители на собственном опыте показали ребенку, что ему следует делать. Если малышу сложно, но стоит отложить игру на потом.

Игра по системе Никитиных – это набор простых и сложных задач, которые можно решить с помощью развивающих предметов: кубиков, головоломок, конструктора, кирпичиков и много другого.

В итоге, дети приобретают здоровое тело и развитый интеллект. Малыши, воспитанные по этой методике, быстрее развиваются, нежели их сверстники – они быстрее понимают новые предметы в школе, университете и в последующей жизни.

Преимущества методики

У методики есть масса преимуществ, к которым относятся:

  • Комплексное развитие интеллекта и физических данных
  • Совершенствуется логическое мышление и пространственное
  • Развитие фантазии, креативности и внимания
  • Дети становятся более активными и любознательными
  • Помогает развитию памяти, усидчивости
  • Малыши ищут более нестандартные пути решения проблем
  • Дети более самостоятельны и целеустремлены с ранних лет
  • В дальнейшем малыши быстрее приобретают новую информацию
  • Получение бытовых навыков

Недостатки методики

Следует понимать, что методика не лишена и некоторых недостатков.

  • Использование исключительно одной методики Никитиных не позволит всесторонне развить малыша, следует подключать еще и другие.
  • Система нацелена на развитие в домашней атмосфере, поэтому часто случается, что в школе детям сложно сразу адаптироваться.
  • Упражнения выполняются в основном при взаимодействии с родителями, поэтому дети ограничиваются в общении со сверстниками.
  • Большое количество упражнений по методике ведет к затратам большого количества энергии, ребенок много думает, что вызывает эмоциональную усталость. В этом случае, если нагрузить детей, они будут лишены многих светлых моментов.

Важно отметить, что недостатков значительно меньше, чем преимуществ. Все они могут быть устранены без проблем, если родители дают возможность своим детям общаться со сверстниками, играть и отдыхать.

Как мотивировать ребенка учиться?

Методика воспитания детей по Никитиным отвечает на такой часто задаваемый вопрос: «Как мотивировать ребенка учиться?». Они показывают на собственном опыте, что в этом нет ничего сложного. Нужно просто окружить ребенка такой атмосферой, которая будет способствовать развитию малыша в ненавязчивой форме.

Если вы будете давать ребенку игрушки, которые подходят детям постарше, то ему это понравится вдвойне. Дети с младенчества интересуются чем-то, они любознательны. Вы наверняка замечали, как ребенок тянется к маминой сумочке, к гаджетам, к чему-то, что ему пока не нужно трогать, потому что может быть опасно или пока не подходит под его возраст. Так вот, если вы будете давать ребенку игрушки для более старших детей, то у вашего малыша или малышки мозг заработает по-другому, более ускоренно.

В любых занятиях вам следует поощрять детей. Не нужно ругать или навязывать свое мнение. Если у ребенка возникли трудности, не спешите думать, что он еще не дорос, он как раз в процессе того, чтобы стать взрослым, он только постигает этот мир. Обязательно хвалите детей, не стыдите их. Таким образом, дети получат огромную мотивацию к развитию и познанию этого мира.

С самого своего рождения дети любят узнавать что-то новое, они пытаются постичь то, что им пока не понятно, но очень интересно. Поэтому, чтобы детям было и интереснее, и полезнее заниматься, следует создать все условия для этого.

Интеллектуальные игры Никитиных

Никитин создал целый комплекс игр, которые подойдет для детей любого возраста и этапа развития. Все игры нацелены на то, что ребенок сам вовлекается в игру, никто не навязывается и не давит на него. Новые правила ему не объясняют, а он сам изучает их в процессе наблюдения за взрослыми. Как правило, сначала необходимо, чтобы взрослые (родители, старшие братья или сестры, а может бабушки или дедушки) начали играть, показывая, как можно действовать, а дальше уже включается малыш, и занимается самостоятельно.

В процессе интеллектуальных игр малыш решает ряд задач, которые усложняются со временем. Если ему сложно перейти на следующий этап, то не торопите его, он может вернуться к более легким, уже освоенным этапам. Такой метод даст малышу стимул совершенствоваться, искать решения сложных задач.

Разработанные Борисом интеллектуальные игры были описаны им в его книге, которая имеет одноименное название – «Интеллектуальные игры». Вот самые эффективные и популярные примеры таковых.

Сложи узор

Сложи узор — это одна из самых известных игр по методике Никитиных. Эту игру любят не только дети, но и взрослые. Из маленькой коробочки с кубиками рождается большое количество геометрических фигурок, цифр, букв, представителей животного мира и много всяких других элементов. Самое главное – создает это все сам малыш.

Игра не надоест ребенку, так как каждый раз из разноцветных кубиков у него будут получатся новые фигурки. Эти кубики способствуют развитию у малышей пространственного и логического мышления, визуального и тактильного восприятия, а также внимания, умения анализировать, соединять из частного общую картину.

Так как в игре используется разное число кубиков с разной окраской, то можно изменять и сложность заданий в широком диапазоне, подключая творчество. Занятия подходят для детей совершенно разного возраста. Эта развивающая игра «сложи узор» стимулирует способность малышей анализировать и синтезировать полученную информацию, дети учатся комбинировать, что необходимо в конструкторской деятельности.

Интересный факт: в семье Никитиных зачастую устраивались соревнования с наборами этой игры, что сказано в книге «Интеллектуальные игры»: «Когда есть несколько комплексов «Сложи узор», можно устраивать соревнования. Их хорошо устраивать, если силы участников примерно равны. Когда все сядут и возьмут кубики, ведущий соревнования говорит: «Внимание! Начали!», и ставит перед игроками первый узор-задание, который нужно сложить».

Развивающие кубики дадут детям возможность для индивидуального и коллективного развития, погружают в большой мир разнообразных рисунков, которые уже просто следует повторить, или в мир еще большего количества собственных узоров.

Сложи квадрат

Сложи квадрат – это тоже одна из популярнейших игр по методике Никитиных. Она возникла из головоломки, где нужно было из разных частей сложить один ровный квадрат. Игра была сложной даже для взрослых, но в нее желали поиграть и дети. Так и была создана игра «Сложи квадрат».

Дети получают разноцветные и разные части квадрата, которые требуется сложить. Малыши начинают понимать, что из каких-то странных фигурок необычной формы можно сложить квадрат. Кусочки нужно поворачивать, соотносить по цветам. Постепенно задания усложняются, частей становится больше, цветов больше. Здесь уже необходимо включать сообразительность. Происходит развитие цветовосприятия, дети учатся решать более сложные задачи, также тренировка самостоятельности и целеустремленности.

Вам следует высыпать перед ребенком все детали из коробки. Вы можете на своем примере составить один квадрат, чтобы малыш понаблюдал и сделать выводы. Далее, дайте ему возможность самостоятельно собрать оставшиеся кубики. Если у него не получится, то постарайтесь ему объяснить суть игры. Спросите у малыша, какие цвета он видит, ведь их можно соотнести и попытаться среди них сложить квадрат.

Очень интересная и одновременно сложная игра завлечет ребенка надолго, ведь нужно каждый раз искать нестандартные решения для того, чтобы собрать все квадраты правильно.

Уникуб

Уникуб – это развивающая игра, которая сделает вашего малыша внимательным и сообразительным. Целью занятий с уникубом является развитие у детей логического и аналитического мышления, памяти, повышение умственного потенциала в целом. Эти красочные кубики вовлекут детей в мир объемного пространства. Ранее развитие пространственного мышления дает стимул малышу быть интеллектуально сильнее своих сверстников.

Кубики, окрашенные в разные цвета, созданы специально для того, чтобы дети создавали самостоятельно различные узоры, буквы, цифры, фигуры. Например, ваш ребенок может создать букву «П», используя синий цвет, а фон сделать из желтых сторон. Также, можно попробовать сделать шахматную доску.

Вся работа у малыша идет самостоятельно. Так, для постройки из кубиков 3D-модели, ему нужно использовать определенное количество кубиков, то есть решить, сколько именно штук нужно, далее, без объяснения старших, решить, какие цвета должны быть снаружи, чтобы в итоге получилось то, что на картинке.

Уникуб может стать и предметом соревнований, если давать детям уже в группе подходящие и увлекательные задания. Но чтобы давать уникуб, следует понимать, различают ли ваши дети цвета, ведь без базового понимания этих основ будет очень сложно работать, но, конечно же, не невозможно.

Различные задания понравятся детям, они с удовольствием будут играть и разбираться с этой удивительной игрой.

Дроби

Дроби – это игра, которая дает ребенку понять, что дроби являются частью целого. Это понимание лучше формировать у малышей с самого детства. В жизни малыш может видеть дольки апельсина, половинку конфетки или сушки, ломтики пирога или торта. И важно понимать, что целый апельсин сложен из определенного количества частей, которые и складываются в общую картину.

Именно игра «Дроби» учить детей представлению о дробях. Пользуясь частями круга малыши учатся считать, соотносят дроби, учатся их называть.

Например, возьмите простой круг. Спросите у малыша, как называется та или иная часть. Эта задача не из простых, он может сначала называть «зеленый кусочек», «желтая половинка». Постепенно у малыша будет складываться правильное представление, если вы приложите усилия. После долгих и упорных дней работы ребенок поймет, что такое «одна треть», «одна четверть», «одна вторая».

В этой игре нет четкого следования задания за заданием. Здесь нужно сразу из большого количества частей выискивать подходящие, чтобы в итоге получились собранные целые картинки. Конечно, если вы поймете, что ребенку сложно сразу работать со всеми кусочками, то положите в коробку половину, и пусть ребенок тренируется с оставшимися. Постепенно увеличивайте кучку разноцветных частей, чтобы ребенок прогрессировал, включал внимание и координацию.

Рамки и вкладыши

Игра «Рамки и вкладыши» развивает у детей умение идентифицировать простые геометрические фигуры, различать их, называть правильно. Также во время игры происходит тактильное и зрительное восприятие предметов, которые оказывают воздействие на мозговую активность у детей.

Так как все тактильные игры развивают мелкую моторику, то дети лучше подготовлены к письму в школе, у них лучше развита зрительная память, а также они лучше концентрируются на поставленных задачах.

Игра представляет собой набор фигурок разной формы и рамок, которые подходят только одной геометрической фигуре. С такой игрой можно знакомить малышей уже от 1 года. С первого знакомства дети учатся плотно закрывать рамку подходящими вкладышами, находя соответствующую фигуру, поворачивать его для полного соответствия.

Рамки-вкладыши есть и более сложные. Например, малыш может собрать домино, пользуясь фигурками разных расцветок, которые требуется вставить в подходящее отверстие.

Кирпичики

Кирпичики – одна из лучших игр по системе Никитиных для формирования пространственного и логического мышления, глазомера, сообразительности, внимательности и координации в пространстве. Игра знакомит малышей с базой черчения, постепенно усложняя задания, знакомит с творческой инженерной и архитектурной деятельностью. Эта развивающая игра очень полезна для дошкольников, школьников, а также не менее полезна взрослым людям.

Конструирования собственных моделей и составление чертежей с ними подключает фантазию малышей, так что тут маленьких инженеров уже не остановить. Это хороший тренажер мыслительной и творческой деятельности, который не оставит равнодушным ни одного ребенка.

Вам следует дать ребенку задание, на котором нарисовано плоское изображение, основываясь на котором малышу нужно создать объемную модель.

Методика Никитиных для раннего развития детей позволяет подготовить малышей к школьной жизни. В ненавязчивой форме учит дошкольника тому, что будут требовать педагоги. Благодаря методическим рекомендациям и развивающим играм дети станут более самостоятельными и ответственными, они приобретут все полезные навыки, которые им потребуются дальше, будут стремиться решать сложные задачи, полагаясь на свои знания, на собственный интеллект.

Методика раннего развития Никитиных

Никитины – родители-новаторы, которые разработали собственную систему воспитания. Имя Никитиных широко известно родителям благодаря их развивающим играм. Какие особенности этих игр? И чем отличаются принципы воспитания по Никитину от общепринятых стандартов?

Педагогическая система Никитиных основывается на здоровом образе жизни, закаливании, движении и раннем развитии творческих способностей. Это не просто теория, это практика, которую подтвердило успешное воспитание семерых детей. Как Никитиным удалось привить детям всё самое нужное и человечное, сформировать интеллект и способности? Давайте рассмотрим основные принципы воспитания, которые изложил в своих книгах Борис Никитин.

Как формировать развитие ребёнка: особенности воспитания

С первых дней жизни Никитины использовали различные закаливающие процедуры. Они предоставляли детям свободу движения, приучали ходить босиком и обливаться холодной водой. Такими простыми мерами семья Никитиных значительно уменьшила количество простудных и вирусных инфекций.

Физиологическое здоровье и нормальное развитие оказалось не единственным достижением родителей. Оказалось, что крепкие здоровые дети отличаются высокими творческими способностями. На фоне физического развития прекрасно формировались логика и мышление.

Позже об этой взаимосвязи писали врачи и физиологи: развитие мозга основывается на движении. А развитие физиологической системы для ребёнка является основой развития всех других систем организма (нервной, психической, умственной). То есть, если малыш мало ползает, много времени лежит в пелёнках, он не только позже садится и позже начинает ходить, но и позже учит буквы, позже начинает читать и позднее становится способен осваивать сложные науки (физику, химию, высшую математику).

Кроме физического развития и закаливания, родители использовали специальные игры, которые заставляют ребёнка думать и находить решения. Они развивали мышление и творческий потенциал. Игры получили название игр Никитиных. Эти игры заложили основу для развития творческих способностей детей.

Что важно для развития ребёнка?

В воспитании детей педагоги-новаторы основывались на следующих принципах:

  • Необходимо создавать детям благоприятные условия для развития, при которых способности легко формируются. К примеру: малыш ещё не знает нот, но вместе с мамой может слушать детские песни, музыкальные сказки. Или другой пример: ребёнок ещё не говорит, но в его игрушках уже есть кубики с буквами. Вместе с первыми словами он будет осваивать буквенные начертания.
  • Опережающие условия – формируют интерес и стремление к обучению. Музыканты растут в семьях музыкантов, а художники – у родителей-художников. И не только из-за наследственных способностей. Они с детства слышат музыку, видят краски или рассматривают математические таблицы.
  • Развитие творческих способностей возможно при свободе выбора занятий. Не должно быть заорганизованности, когда день ребёнка расписан от и до. Всегда должно быть время для собственного выбора, для того, что ребёнок хочет. А это – не поддаётся расписанию. Однако не должно быть и другой крайности – заброшенности и отсутствия каких-либо занятий, «полной свободы».
  • Интерес родителей к достижениям и занятиям ребёнка. Только при наличии интереса мамы и папы к детской деятельности, развитие ребёнка будет наиболее успешным. Не нужно уповать на самосознательность. Психология детства проста: мне не нужно то, что не нужно никому. И ещё: обязательно детские успехи должны быть встречены похвалой родителей.
  • Занятия должны проводятся в свободной форме. Решая пример, ребёнок может сидеть на полу, кувыркаться на турнике или висеть на канате. Движение – основа развития.

А теперь расскажем, какие занятия проводили Никитины со своими детьми.

Интеллектуальные игры для детей по методике Никитиных

Игра – основа обучения и развития. С раннего детства дети играют в различные игры. Поэтому вместо скучных занятий Никитины придумали различные игры, в которых необходимо думать, анализировать, представлять, – словом, проявлять творчество.

Правила игр на развитие интеллекта:

  • Сложность игры выбирается по уровню развития ребёнка.
  • В решении задач нельзя подсказывать. Можно возвращаться к более лёгким (предыдущим) примерам.
  • Игровое обучение должно происходить при позитивных эмоциях. Ребёнку должно быть интересно, весело, спокойно. Со стороны родителя не должно быть крика, критики, проявлений недовольства. Обязательно должна быть своевременная похвала и моральная поддержка «ты – молодец, у тебя всё получится».
  • Для самых маленьких используйте сказу и ролевые игры – «построй дорожку для медвежонка», «помоги лисёнку решить задание и сложить узор».
  • Если в семье несколько детей, желательно для каждого приготовить свой комплект заданий.

Общие принципы заданий в играх:

  • Все задания в любой игре построены от простого к сложному. Начинайте с начального уровня и продвигайтесь по мере развития малыша. Возможно, о какой-то игре придётся забыть на пару месяцев. Через некоторое время «вспомните» игру и предложите ребёнку поиграть снова. Вы увидите, получится лучше!
  • Когда игры будут освоены, устраивайте соревнования: кто быстрее сложит узор – мама или ребёнок. Кто правильнее подберёт вкладыш – папа или его малыш.

Возможные причины неудач

Ребёнок (да и любой взрослый человек) интересуется тем, что у него получается. Если у вашего малыша нет интереса к игре, то значит, ему не хватает способностей к её решению. Не беда: хвалите, заинтересовывайте. Как только у ребёнка появятся первые успехи, интерес к данному занятию вырастет.

Ещё одна причина отсутствия интереса – это резкая негативная оценка способностей ребёнка. Никогда не делайте этого. Ума и способностей ваша критика не добавит. А вот желание заниматься – отобьёт.

Для современных детей есть ещё одна причина возможно отсутствия интереса к интеллектуальным играм – это компьютерные игры. Что делать, если ваш малыш уже «подсел» на компьютер? Ограничьте время, которое ребёнок проводит перед монитором. И если вы не можете справиться сами, идите к специалисту.

Если заинтересовала эта методика раннего развития, то в следующей статье можно изучить каждую игру подробнее.

Читайте далее: Развивающие игры Никитиных

Дошкольное образование в СССР

Лена и Борис Никитины из подмосковной деревни Болчево – известные русские родители, и их семеро детей – это нечто. Для Алексея, 16 лет, Антона, 14 лет, Ольги, 13 лет, Ани, 11 лет, Юлии, 8 лет, Ивана, 6 лет, и Любы, 4 лет, признаны вундеркинды.

С 15 лет Алексей поступил на педагогическое образование, Антон сдал аттестат зрелости в 13 лет (вместо 17), Аня прогуляла пятый класс, а в 7 лет Юля резко стартовала в четвертом классе. А маленькая Люба умеет читать и писать.

Однако исключительная успеваемость – не единственная черта никитинских детей. Они пышут здоровьем, почти никогда не болеют, а пятеро из них никогда не нуждались в лекарствах. Их телесные способности тоже выдающиеся. Вчетвером они могли проходить по двадцать километров в день пешком. Восьмилетняя Юлия повторила прошлогодний личный рекорд в беге на десять километров.

Эти успехи являются результатом не специальной выездки, а системы дошкольного воспитания, которая значительно отличается от обычных методов частного и общественного воспитания.

Родители Никитин именно заметили, что большинство детей страдает от внезапного перехода от игривой беззаботности раннего детства к жестко регламентированной школьной жизни. К концу 50-х Борис Никитин применил этот опыт на практике. Вместе с группой других учителей он попросил у муниципалитета школу, участок земли и деньги для создания нового сообщества по образцу советского педагога Антона Макаренко, основавшего в 20-е годы детские колонии.

Проект не реализован. У Никитиных не было другого выбора, кроме как развивать свои идеи в своих семьях.

Уже через несколько дней после рождения они начали систематически заниматься с детьми, но в игровой форме. Он был основан на ныне бесспорном знании, что основы развития ребенка закладываются в течение первых трех лет жизни. Учебу малышей с самого начала старались сделать максимально разносторонней.

Ключом к системе «раннее и возрастное воспитание» — как называют свой эксперимент Никитины — является одновременное развитие разума, тела, души, чувств, воли и нравственности.

Уже в первые недели жизни малыши Никитиных ходили на горшок. Эти ранние уроки принесли свои плоды: у мамы Никитиной стирается в десять-пятнадцать раз меньше подгузников, чем у других матерей! С трех месяцев у детей над люлькой вешали кольца. Через короткое время они смогли подняться на полминуты. В возрасте двух-трех лет дети качались одной рукой на речи и могли переносить грузы размером с массу их тела. Они болели в десять-пятнадцать раз меньше, чем их сверстники, а то и намного легче.

Родители способствовали раннему развитию психики ребенка через «расширенную образовательную среду». Детям ничего, кроме игрушек, которые их родители разработали и построили на заказ.

Во дворе у Никитина стоят гимнастические снаряды, в их мастерской рабочие столы и инструменты разных размеров. Кроме лестницы, ведущей с цокольного этажа на второй этаж дома, крепится металлический стержень. Особенно здесь проводят время маленькие дети. В комнатах лежат книги, карты и доски вокруг.

В этой среде дети учатся играя. С трех-четырех лет они умели читать и считать; писать в возрасте четырех лет. В возрасте пяти и шести лет они могли понимать планы, карты и шаблоны знаков. Привыкшие смотреть на каждую работу и каждую операцию как на игру, обучение не является бременем и даже обязанностью. Школьных дел делать нечего, потому что они заранее покончили с учебным планом. Посетители нашли детей Никитиных очень любознательными и способными к концентрации. У них быстрый ум и очень хорошая память.

Самой сложной задачей для родителей оказалась та глава нравственно-нравственного воспитания, которой больше всего посвятила себя Лена Никитина. Она следит за тем, чтобы все вносили свой вклад в работу по дому. Дети помогают с готовкой, выпечкой, стиркой и уборкой, а также учатся выполнять неприятные обязанности.

Педагогически заинтересованная общественность Советского Союза десять лет с интересом наблюдала за экспериментом Никитиных. Но пока педагоги, социологи и медики толком не знают, что думать об этом эксперименте. 1965 комиссия Московского педиатрического института отклонила «необоснованный эксперимент», так как это «бессистемное образование противоречит всем теоретическим и практическим знаниям медицины и образования».

Но Никитина это не смутило. Потому что были и специалисты, одобрявшие их методы, в том числе умерший в 1970 году Александр Сухомлинский, один из виднейших советских педагогов. «Я не знаю, почему у Бориса Никитина так много противников», — написал он. «Это просто не имеет смысла. В нашей школе мы уже много лет занимаемся исследованиями в одном направлении.»

За этим «необычным семейным экспериментом» стоит и врач профессор Илья Аршавский, регулярно наблюдавший и обследовавший детей Никитиных и констатировавший, что он «чрезвычайно важен для нашей страны и для понимания законного физического и интеллектуального воспитания детей». наши дети», «Никаких отклонений» в развитии семерых детей Никитиных врач никогда не наблюдал.

Общественное мнение разделилось. Некоторые защищаются от экспериментов над детьми, потому что дети не морские свинки. Другие считают «плановое обучение одаренных детей» не чем иным, как прибыльным бизнесом их родителей, потому что они написали книгу («Правильно ли мы?») и выступили на телевидении. Но Никитин не получил ни рубля за появление на камеру. На деньги, заработанные на постоянной работе, жили: Борис Никитин — воспитателем, а Лена Никитина — библиотекарем. На самом деле ничего экстраординарного.

Является ли эксперимент Никитина «рычагом Архимеда» («Дайте мне точку опоры, и рычагом я переверну весь мир»), как писал о скандальной семье московский интеллигентский журнал Literaturzeitung?

Успех, кажется, дает право Никитиным, а не их критикам. Дети не скороспелые, маленькие взрослые, не маленькие машинки, набитые знаниями, а веселые, буйные «ребята», которые ведут себя соответственно своему возрасту, по-детски и игриво. Якобы перегрузка детей, главное обвинение критиков, так не воспринимается. Наоборот, «раннее и всестороннее развитие» обеспечивает детям дополнительное здоровье, дополнительную умственную и физическую энергию, но также оставляет им достаточно свободного времени, чтобы заниматься тем, чем им хочется. Они не терпят того напряжения, которое тяготило многих учеников школы. Родители надеются, что дети, вырастая, смогут работать больше творчески, чем исполнительно.

Пока специалисты даже спорят о том, сколько в каждом конкретном случае составляет доля врожденной одаренности и доля личных качеств их воспитателей. Но для того, чтобы реализовать это, эксперимент должен быть повторен в большом масштабе с несколькими сотнями детей и под научным контролем. Пока коллективно апробировано только одно дошкольное образование по методике Никитина. Над этим проектом Борис Никитин работал воспитателем восемь лет, хотя по профессии он инженер. И успех говорит сам за себя. Дети развиваются в два раза быстрее, чем их сверстники под общественным или частным контролем.

Недавно семейные социологи Академии педагогических наук взяли Никитиных под свою опеку. Они хотят выяснить, какую пользу общество может извлечь из «раннего и всестороннего образования» в долгосрочной перспективе. «Если окажется, что не врожденные таланты, а методы Никитиных являются подлинной причиной этих замечательных результатов, то они могли бы, как надеются социологи, стать новым агентом, излечивающим от новых болезней современности, противоядием. к информационному взрыву». Они оба отмечают, что это будет приобретать все большее значение по мере развертывания научно-технической революции, когда постоянное обучение и непрерывное обучение становится судьбой большинства людей.

Марианна Бутеншен 14 ноября 1975 г. «Die Zeit»

 

Вот российский фильм 1965 года о семейной системе образования:

Курсы повышения квалификации в г. Алматы

Метод Марии Монтесори Метод Домана
* Метод Сесила Лупана
* Методика Никитина
* Метод Николая Зайцева

Раннее развитие – обучение и воспитание ребенка от рождения до 6 лет

Раннее развитие – особая методика, направленная на продвижение

развитие способностей ребенка, чтобы он начал осуществлять различные физические и умственные действия и операции раньше подавляющего большинства своих сверстников.

Ни метод, ни автор не призывает к замене прогулок и игр тренировками за партой. Речь идет как раз о проведении познавательных выездов, так и о развивающих играх. Помните самое главное правило раннего развития: никакого насилия!

Методы раннего развития были очень и очень разными. А в основу методов авторов заложены различные теории. В наше время существует огромное количество различных методик раннего развития. Давайте посмотрим на некоторые из них:

Метод Марии Монтессори

М. Монтессори – истинная гордость Италии, первая женщина-врач в стране, к тому же трижды номинированная на Нобелевскую премию. Всю свою жизнь она посвятила свободному и естественному развитию детей. Работала ассистентом врача в университетской клинике. Там она впервые столкнулась с умственно отсталыми детьми, которые находились в пустой комнате, без игрушек, книг и какого-либо человеческого общения. Это стало отправной точкой Монтессори-педагогики: детям (как больным, так и здоровым) нужна развивающая среда, которая помогала бы им постигать окружающий мир. В 1900 г. она стала директором римской школы для детей с задержкой развития и создала в ней особую развивающую среду.

В 1900 году она стала директором Римской школы для детей с задержкой развития и создала в ней особую развивающую среду. В 1929 году вместе со своим сыном Монтессори организовал Международную ассоциацию Монтессори (АМИ), которая действует до сих пор. Отличительной чертой методики является полная свобода ребенка. Он сам выбирает чем, как и в каком объеме ему заниматься.
Выбирая этот способ, будьте готовы к тому, что ваш ребенок не будет принимать школьные заказы: ведь он привык выбирать, заниматься математикой или чтением. В школе у ​​него не будет такого выбора, и он не сможет распоряжаться своим временем так же, как раньше.
Мария Монтессори разделяет взгляды сторонников так называемой «операциональной теории», согласно которой мышление человека формируется в процессе операций, конкретных действий с предметами.
Занятия по методике Монтессори предполагают минимальное участие взрослого и большую самостоятельность ребенка в изучении множества вещей и предметов. Развивая мелкую и крупную моторику, игры и упражнения Монтессори, таким образом, направлены на формирование интеллекта, внимания, памяти и, конечно же, речи.

Метод Гленна Домана

Гленн Доман является основателем Института достижения человеческого потенциала, который первоначально занимался разработкой программы лечения детей с травмами головного мозга. С помощью этой программы они смогли помочь детям с травмами головного мозга наверстать упущенное в своем физическом и умственном развитии, чтобы не было обнаружено никакой разницы между ними и их «нормальными» сверстниками. Они ускорили свое чтение, математику, общие знания и физическое развитие.

После успеха этой программы с детьми с травмами головного мозга они позже переняли эти подходы с нормальными детьми и, таким образом, положили начало щадящей революции Предназначенная для детей от рождения до 6 лет, цель щадящей революции заключается в следующем: «дать всем родителям знания, необходимые для создания очень умных, чрезвычайно способных и восхитительных детей и, таким образом, для создания в высшей степени гуманного, разумного и достойного мира». По словам основателя Гленна Домана, маленькие дети любят учиться больше всего на свете, и это желание нельзя игнорировать.


Недостаток этого метода – чрезвычайная трудоемкость. Родитель, решивший применить его в полном объеме, должен быть готов к тому, что времени ни на что, кроме работы над этим методом, не останется ни у взрослого, ни у ребенка.

Метод Сесил Лупан

Основная цель метода Сесил Лупан, матери двоих детей, это информация, информация и еще раз информация. Только получая информацию, мозг ребенка учится работать: анализировать, размышлять, а значит, развиваться.

Стремление к знаниям заложено в каждом ребенке, но нельзя в него все “впихнуть”. Ребенку нужна только интересная и полезная информация. Основу развития мышления и речи, по ее методике, необходимо закладывать с самого раннего возраста, с первых дней жизни малыша. Однако, в отличие от Домана, она не останавливается только на зрительной стимуляции; к картам Домана Лупана добавлены методики развития слуховой и тактильной чувствительности. Для быстрого и гармоничного развития ребенка необходима информация, поступающая по разным каналам: слуховым, зрительным, кинестетическим (то есть через тело) и даже с помощью запахов! Ведь все люди разные, и невозможно определить, какой способ получения информации наиболее важен для вашего малыша.

Предлагая ему смотреть и слушать, трогать и нюхать, ломать и творить, родители предоставляют ребенку максимальное количество возможностей для освоения окружающего мира.

Методика Никитина

Борис Павлович и Елена (именно такое написание имени она предпочитала) Алексеевна Никитины, пожалуй, самые известные родители Советского Союза. Они воспитали семерых детей и, выше учителей по профессии, сумели ясно и ясно понять их опыт воспитания в книгах и пособиях. Вместе они изучили и испытали на своих детях различные методики, создали совершенно новую систему воспитания здоровых и умных детей. Поскольку Никитин вырастил и воспитал семерых детей, можно утверждать, что предложенные ими методы были тщательно опробованы «в полевых условиях». Немаловажно и то, что супруги смогли извлечь уроки из своих ошибок. Так, например, желая воспитать в первенце самостоятельность, они принципиально не помогали ему в «трудных ситуациях» — например, когда он падал, плакал и звал на помощь, родители не бросались к нему, а ждали, пока он успокоился и нашел выход для себя из положения.

Так и вышло, но вот проблема: когда у него родился младший брат, старший не пожалел, не успокоил и не помог брату… Родители быстро осознали свою ошибку и поспешили изменить подход к детям.

Пару звали ИФОЭДА (Необратимое исчезновение возможностей для эффективного развития способностей). Как и многие другие авторы, Никитины считали, что если ребенка не обучить до трех лет, то надо обречь его на посредственную и скучную жизнь. Никитиных, как и Монтессори, придерживающихся принципа максимальной свободы и предлагающих ребенку делать то, что он хочет, столько, сколько он хочет, сочетая физические и интеллектуальные нагрузки. В их основе лежит убеждение, что интеллект – это прежде всего логика и внимание, поэтому именно развитие этих сторон мышления и было направлением методов развития.

Метод Николая Зайцева

Николай Зайцев родился и вырос в семье сельских учителей и не сомневался в выборе специальности. После университета его отправили переводчиком в Индонезию. Там Николай Александрович начал преподавать русский язык как иностранный. Один из самых сложных языков мира — русский — нужно было выучить в кратчайшие сроки. Ученики были взрослыми, уже привыкшими к учебе. Он тут же изобретал новые приемы, изобретал оригинальные таблицы, пытался проникнуть в суть языка, чтобы, по словам самого Зайцева, «научиться передавать это другим».

Успех вдохновил молодого учителя на разработку собственной системы обучения – системы, учитывающей психологические особенности восприятия русского языка, свободной от ненужных условностей и громоздких правил, налицо. Методика была адаптирована для малышей – обучение ограничивалось играми. И тут учителя ждал успех. Его изобретение — кубики — называли «звенящим чудом».
Дети, с трудом осваивающие письмо, начали читать буквально через несколько
уроков.

На этом Зайцев не остановился. Он разработал систему обучения английскому языку, математике, географии – всему на основе своих кубиков и приставных таблиц.

В заключение нашего обзора можно сказать, что: существует несколько научных теорий развития человеческого мышления, и каждая из методик основана на той или иной теории. Но все они один в один: самое худшее, что может сделать родитель для своего ребенка, — это ничего не делать. Только соблюдая определенную систему занятий, можно добиться гармоничного развития ребенка и сделать его счастливым.

Большим плюсом раннего развития является обучение в процессе игры и двигательной активности детей. Никто не заставляет ребенка сидеть за партой и изучать книги. Малыш сам не понимает, что его «развивают». Он одновременно изучает особенности материалов, развивает сенсорное восприятие, речь и мелкую моторику рук, обучает формам и цветам, фиксирует параллели «большой — маленький» и «один — много» и так далее.
Таким образом, дети, посещающие центры развития, более адаптируются в школе, более усидчивы на уроках, внимательны к словам учителя, одним словом – умеют учиться, работать на уроке, в группе, слушать и слышать учителя, выполнить его требования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *